Памятка мамам по общению с врачом-педиатром

Памятка мамам по общению с врачом-педиатром

Среди молодых мам зачастую возникают разговоры на тему плохих педиатров. Такое недовольство сейчас не редкость, но в чем его истинные причины? Умеете ли вы разговаривать с детским доктором?

Вера или недоверие?

Пациенты в первую очередь люди, а потому и отношение к медицинскому персоналу у всех разное. Одним может нравиться тот доктор, от которого другие пребывают в шоковом состоянии. Безоговорочное доверие к доктору – это или жизненная установка конкретного человека или поход на прием по рекомендации друзей.

В большинстве же случаев встречается недоверие. Непонятно почему, но многие мамочки предпочитают посещать участкового педиатра «для галочки» и даже не воспринимают всерьез назначенную ими терапию. Лечить своих детишек при этом предпочитают в платных клиниках. А зачем вам тогда полис? Эта «бумажка» дает вам право на бесплатную помощь медиков.

Стандартная ситуация – мама выходит из кабинета педиатра, осознает, что она ничего из сказанного не поняла и начинает «гулять» по просторам интернета. А особенно по форумам. Дорогие мамочки! На форумах такие же люди, как и вы, но отнюдь не специалисты. Исключите подобную ситуацию из своей жизни.

Нужно уметь спрашивать. Задавайте любой вопрос, который вас волнует. Не стесняйтесь уточнять, особенно такие моменты, как:

*возможные последствия заболевания;

Обязательно расспросите об образе жизни, который должен вести малыш в период болезни:

*можно ли посещать многолюдные места;

*не отрицательно ли скажется купание;

*режим сна и т. п.

Кстати, врач обязан отвечать на все ваши вопросы. И эта обязанность закреплена законодательством РФ.

Фразы вам в помощь:

*Будьте добры, расскажите поподробнее.

*Доктор, мы очень тревожимся по этому поводу, не могли бы вы уточнить некоторые моменты?

*Мы понимаем, что время на прием ограничено, но объясните нам, пожалуйста, что означает этот диагноз.

Возьмите на заметку! Врач не должен делать выводы по результатам фактического осмотра. Он обязательно должен расспросить вас о поведении ребенка и его физических способностях в домашних условиях.

Готовимся к посещению доктора

Вы – мама, а значит, от вас не ускользнет малейшее изменение в самочувствии или настроении ребенка. Собираясь посетить детского доктора, важно рассказать ему все в подробностях, тогда постановка диагноза не вызовет затруднений. Поэтому перед походом к педиатру нужно немного подготовиться, а именно:

*Посвятите немного времени наблюдению за крохой. Постарайтесь в этот период не заниматься другими делами, чтобы ничего не упустить из вида. Тогда вы сможете выяснить, что же вас насторожило, и с уверенностью расскажете доктору о своих наблюдениях и подозрениях.

*Все симптомы, которые вы заметили у ребенка, нужно обязательно озвучивать педиатру. Подробный рассказ о малыше – половина успеха при постановке диагноза. Пусть кроха кашлянул всего один раз, об этом все равно забывать нельзя.

*Мамы, которые рассказывают только о тревогах и сомнениях, воспринимаются врачами, как тревожные особы, которые могут и напридумывать лишнего. Начните рассказ с положительных моментов, поведайте, что малыш уже умеет и знает. Тогда в глазах педиатра вы предстанете не тревожной, а наблюдательной мамочкой, которая в состоянии отличить малейшие изменения в развитии или поведении ребенка.

Постарайтесь не задавать вопросов из серии «напоследок». Любой вопрос, заданный в дверях после окончания приема, повлечет за собой совет прийти еще раз.

Озвучиваем все сомнения и волнения

Жизнь без интернета уже не та. Заметив какие-то отклонения в самочувствии или настроении ребенка, мамы тут же «окунаются» в просторы всемирной сети и начинают ставить диагноз сами. Запомните следующее:

*Не ищите ответы на форумах, лучше озвучьте свои опасения доктору.

*Только специалист и только при личном осмотре способен поставить точный диагноз.

*Перестаньте мучиться сомнениями, просто хорошенько поговорите со своим врачом и расспросите его обо всем подробно.

*Любой хороший доктор способен развеять ваши сомнения не просто на словах, но и подтвердить их на деле. Вам кажется, что малыш плохо слышит? Опытному специалисту под силу доказать вам, что это не так.

Возникли сомнения? Попробуйте узнать альтернативное мнение. Обратитесь к другому доктору, а лучше к нескольким. Тогда и картина сложится более четкая, и вы будете уверены, что все сделано правильно.

Чтобы лишний раз не мучить малыша всевозможными анализами и процедурами, возьмите в своей поликлинике историю болезни и копии всех анализов. Вы имеете на это право, отстаивайте его в случае необходимости.

Обратите внимание! Не стоит отказываться от приема назначенного препарата, если в аннотации к нему не указана возможность его применения для возрастной категории вашего крохи. Зачастую других аналогов у таких препаратов нет, их безопасность подтверждена положительным опытом приема лекарства у детей младшей возрастной категории. Почему же этого нет в описании? Да потому, что текст инструкции утвержден многими инстанциями и его изменение – слишком дорогостоящая процедура для фармакологической компании.

Если это произошло, не стоит впадать в панику. Алгоритм действий достаточно прост:

1 Спокойным голосом и ровным тоном напомните медицинскому персоналу о своих правах и, соответственно, их обязанностях. Любые крики и истерики могут быть в дальнейшем истолкованы не в вашу пользу.

2 Не помогает? Снова спокойствие. Идем к главному врачу поликлиники (или отделения) и пишем жалобу. Не забудьте в ней подробно описать суть ситуации и указать, какие права были не реализованы.

3 Если и это не действует, начинаем привлекать сотрудников ФОМС, страховую компанию, которая выдала вам полис, вышестоящее учреждение здравоохранения и даже прокуратуру.

Во все эти инстанции желательно написать подробную письменную жалобу с просьбой не «спускать» вопрос на рассмотрение в вашу же поликлинику.

Меньше доверяйте форумам

Много шума в сети вызвала история о непутевой мамаше, которая вместо похода к врачу «сходила» на форум. В результате такого «лечения» ее 4-месячная дочка умерла. Вы хотите повторить эту ошибку? Мы уже говорили, что на форумах такие же люди, как и вы. Назвать их специалистами нельзя, так зачем же доверять им самое дорогое? К тому же большинство хвалебных отзывов являются заказными и пишутся специально для поднятия рейтинга конкретной клинике.

Справедливости ради отметим, что часть отзывов написана реальными людьми. Но ведь восприятие одного и того же события у всех разное, поэтому одну и ту же больницу одни будут ругать, а другие хвалить. А некоторые молодые мамы вдобавок не в состоянии отличить благие дела от красивых «фантиков». К примеру, мамочку хорошо кормили в роддоме. Положительная эмоция и комфорт затмили мелкие проблемы со здоровьем крохи, но отзыв она все равно оставит положительный. А в другой больнице нянечки ни с кем не церемонились, зато детки все здоровенькие. Но ведь маме было психологически некомфортно, вот она и пишет негатив про работников заведения.

Не доверяйте здоровье своего ребенка сомнительным людям и их не менее сомнительным советам.

Что нужно уточнить?

В первую очередь любая мама должна знать название диагноза, поставленного ребенку. Помимо этого стоит выяснить у врача следующие моменты:

*какими симптомами проявляется болезнь конкретно у вашего ребенка;

*какие исследования и анализы могут подтвердить или опровергнуть поставленный диагноз;

*возможные причины возникновения заболевания;

*насколько часто педиатр сталкивался с таким заболеванием на практике;

*характер дальнейшего развития болезни, что будет происходить с ребенком и какими могут быть последствия;

*какими препаратами доктор собирается лечить ребенка, какие у них есть аналоги и почему лечить будем именно этим средством;

*какие побочные эффекты могут возникнуть при приеме назначенных средств;

*влияние назначаемых препаратов на пищеварительную систему, интеллект и эмоциональное равновесие ребенка;

*существуют ли другие способы лечения заболевания, кроме уже названных;

*при назначении дорогостоящих исследований стоит выяснить, помимо стоимости, для чего этот тест нужен, как готовиться и сколько это длится по времени, что будет ощущать ребенок и возможные последствия проведения исследования;

*наилучший и наихудший прогнозы.

Узнайте о мерах профилактики для других членов семьи. Особенно, если у вас еще есть дети. А в некоторых случаях стоит озвучить свое желание по поводу консультации со специалистом более узкого профиля. Также можно настаивать на проведении дополнительных исследований, таких, как УЗИ или МРТ. При этом у вашего педиатра не должно возникнуть ни капли возмущения по поводу проверки поставленного диагноза. Уважающий себя доктор адекватно реагирует на желание пациента услышать еще одно мнение.

Психология общения с родителями на педиатрическом приеме

«Вопросы врачебной практики: ежемесячный журнал для практикующих врачей»

В последние годы медицинский мир вынужденно сталкивается с новыми вопросами, которые синхронизируются с общемировыми тревогами по поводу этики.

Медицина сегодня – это прежде всего сфера услуг, и она, как рабочая зона контакта человек-человек, подвержена общим сопутствующим факторами риска: конфликтности как следствия непонимания, завышенных ожиданий пациентов; «сбоям» в реализации лечебной схемы, отдаляющим выздоровление; сильного включения эмоционального компонента участников взаимодействия, нередко ведущего к профессиональному выгоранию с одной стороны и недовольству качеством обслуживания — с другой.

В связи с этим новую силу набирает волна интереса к деонтологии, понятие о которой в отечественную медицинской литературе ввел онкохирург, академик Н.Н. Петров (1876 – 1964). Этические вопросы взаимодействия врача и пациента – это не только нормы дистанции, представления о границах знания пациента, регуляция интимных связей, но и глубинные вопросы «правильного» общения. Медицинская психология, в своей теории затронув отдельные аспекты взаимодействия врача и пациента, не освещает важных моментов о грамотных способах построения контакта. Здесь особую ценность приобретает т.н. психологическая компетентность врача – интегральная характеристика собственной личности специалиста, включающая свободную и осознанную активность (по Адлеру), опыт и мудрость (Фрейд), умение выстраивать зрелые межличностные отношения (К. Роджерс). Достижение компетенции как способности брать на себя ответственность за решение определенного круга вопросов во взаимодействии с пациентом – во многом вопрос личной мотивации самого врача, однако общий уровень психологической компетентности персонала влияет на качество всей системы медицинского обслуживания.

Большинство современных исследователей вопросы обращения с больными предлагают рассматривать в качестве прикладной отрасли психотерапии. Однако важно понимать, что психотерапевтические навыки требуют не просто особенной компетенции врача, но и предусматривают обладание им особенными человеческими качествами. Желание постигнуть глубинную методологию психотерапии зачастую справедливо отсутствует у медицинского специалиста узкого профиля.

При этом существует целый ряд психологических приемов эффективного общения, освоение которых доступно любому. Результатом применения этих приемов будет снижение конфликтности (а конфликты с врачом – неизменный спутник медицинской отрасли), повышение эффективности самого врачебного приема, и – как следствие — удовлетворенности специалиста от своей работы.

В простой системе врач-пациент применимы общие навыки эффективной коммуникации, однако в усложненной, педиатрической схеме врач-родитель-ребенок взаимодействие протекает по специфичным законам, имеет выраженные особенности, что требует от врача совершенно особой компетенции.

Формально пациентом на приеме педиатра выступает ребенок, однако по сути коммуникация врача происходит со взрослым, который (особенно на ранних порах, в довербальный период развития малыша) выступает как идентифицированный пациент. Таким образом, родитель в такой ситуации принимает на себя несколько ролей: пациента, посредника и ответственного взрослого, который отвечает за правильность выполнения всех медицинских предписаний, любых назначенных манипуляций. Такой широкий круг ролей с одной стороны осваивается родителем естественным образом уже с появлением ребенка, с другой – вызывает тревожные переживания в связи с новизной и сомнением в правильности их выполнения. Сложное ролевое сочетание – не единственный фактор возникновения тревоги, зачастую мешающей установлению контакта с врачом. В первые годы жизни, когда маленький человек еще не владеет способами точного словесного выражения собственных ощущений, его транслятором становится родитель. Точность такого «перевода» будет зависеть от нескольких факторов: особенностей личного склада взрослого, его психологического состояния, качества его контакта с ребенком.

Особенность компетенции педиатра заключается в способности быстрого «считывания» всех этих факторов одновременно, потому что именно с установления контакта с родителем начинается грамотный педиатрический прием. В случае отсутствия взаимопонимания между педиатром и родителем, недоверия взрослого к врачу не происходит формирования т.н. «комплаентности» (от англ. сompliance – уступчивость) – явления правильного выполнения врачебных рекомендаций и фармакологических назначений. Здесь знания в области практической психологии и системного семейного подхода должны найти сочетание с личными навыками эмпатии, тонкой наблюдательности.

Одним из главных и первичных факторов успешной коммуникации на педиатрическом приеме должно стать снижение тревожности родителя. Наиболее действенными будут прежде всего слова поддержки в его адрес, уверения в достаточно хорошей компетенции его как взрослого. Необходимо, даже если времени не так много, выслушать его рассказ о тех действиях, которые он предпринимает ради здоровья малыша; неизбежная критика от врача должна быть конструктивной, с указанием других эффективных способов помощи и обязательно сочетаться со словами поддержки по поводу грамотных решений, примененных способов помощи.

Читайте также:  Закаливание детей: как и с какого возраста закалять ребенка (способы закаливания)

Сегодня, в век доступности информации даже по узкоспециализированным темам, врачам часто приходится сталкиваться с начитанными, «всезнающими» пациентами. Неравнодушный родитель, особенно молодой, при возникновении волнующих явлений в состоянии ребенка, стремится незамедлительно обратиться к разнообразным источникам: от интернета до знахарки. Информация, полученная таким хаотичным образом, помимо прочего зачастую содержит противоречивые данные, грешит гипертрофированностью угроз, что приводит к повышению общего тревожного фона. В таких случаях педиатр должен проявить некоторую долю авторитаризма, которая послужит укреплению медицинского авторитета. Очевидно, что авторитет должен быть основан прежде всего на высокой профессиональной компетенции, однако врачу необходимо развивать также навык доброжелательной убедительности.

В условиях строгого ограничения отведенного времени на прием педиатру необходимо не только провести необходимое обследование ребенка, но и предоставить родителю информацию, наиболее точно отражающую его результаты и имеющую при этом практическую ценность. Для того, чтобы эта информация была правильно услышана, она должна быть: во-первых, структурированной и не содержать противоречий; во-вторых, сформулирована на понятном родителю языке; в-третьих – содержать в себе элементы «человечности»: искреннего выражения не только своих опасений, но и позитивных прогнозов.

Общеизвестно, что эффективная коммуникация возможна только при обоюдном настрое на конструктивное взаимодействие. И если взрослый, самостоятельно выступая пациентом, чаще всего действительно желает помощи и готов ее принимать, то в случае «представителя» не всегда проявляет себя так осознанно, его поведение может быть конфликтным, противоречивым. Краеугольным камнем здесь служит характер его личных отношений с ребенком. Наблюдательный педиатр по разнообразным поведенческим проявлениям, а также по вербальной информации, которую он получает от родителя на приеме, должен уметь определить стиль родительского поведения. Признаки адекватного стиля — адекватное эмоциональное сопровождения ребенка, ориентация на его состояние, раннее развитие родительской компетентности; тревожного стиля – усиленное внимание к негативным сторонам поведения ребенка и своего состояния, поздно появившаяся родительская компетентность, неуверенность взрослого в себе, ярко проявляющиеся опасения за развитие ребенка; эмоционально отстраненного – игнорирующий характер эмоционального сопровождения, отношение к ребенку как к объекту, ориентация на приучение к режиму, на знания о развитии ребенка и мнения других, претензии к особенностям ребенка и жалобы на необходимость отдавать ему все силы, нехваткой времени на себя, неудовлетворенность условиями, отношением других; амбивалентного — резкая конфронтация ценности ребенка, противоположные тенденции в сопровождении отрицательных и положительных состояний ребенка, конфликт между своим состоянием и необходимостью подчиняться мнению других, неудовлетворенность собой, отношением других к ребенку и себе, осуждение себя наряду с оправданием; аффективно отвергающего – низкая или отрицательная ценность ребенка, сочетание игнорирования и агрессии в эмоциональном сопровождении ребенка, низкая родительская компетентность и некачественное удовлетворение потребностей ребенка. Большинство классиков системного семейного подхода считает соматические нарушения ребенка симптомами разлада в межличностных отношениях внутри семьи, особое внимание уделяется отношениям ребенка с матерью. Знание о стиле материнского отношения к ребенку будет способствовать формированию объемной терапевтической картины, поможет дополнить набор практических рекомендаций и в большой степени обусловит поведение самого педиатра с присутствующими на приеме. В задачи педиатра не входит коррекция стиля, который часто обуславливает возникновение определенных проблем со здоровьем ребенка, однако важно понимать, что вышеперечисленные рекомендации по установлению успешного контакта с родителем должны корректироваться под каждый конкретный пример. В каждом из них, даже в случаях возникновения антипатии к родителю, возмущения его поступками или словами, важно занимать не оценивающую или осуждающую, но поддерживающую позицию.

Таким образом, педиатр – это совершенно особый тип врача, который при мотивации к повышению психологической компетентности может создать уникальную систему терапевтического воздействия. Помочь в ее формировании могут специальные тренинги профессионального контакта, организованные по инициативе руководства медицинского учреждения.

Шмелева Д.С. — клинический психолог, арт-психотерапевт

  1. Г.Г. Филиппова «Психология материнства» — Москва, 2002
  2. И. Харди «Врач, сестра, больной. Психология работы с больными» – Будапешт, 1988
  3. Журнал «Медицинская психология в России» № 1(1) – 2009
  4. Косырев В.Н. Психологическая модель диагностической компетентности врача. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 1.

Памятка мамам по общению с врачом-педиатром

Клиническое интервью (беседа с пациентом) имеет большое значение для вовлечения пациента и его родственников в активную терапевтическую программу. Врач общей практики должен заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье своих маленьких пациентов. Клиническое интервью служит прежде всего для сбора информации и выявления нарушений поведения.

Практическая часть клинического интервью в большинстве детских клиник и учреждений общего профиля — это простой сбор медицинских сведений, которые имеют отношение к настоящему заболеванию, характеру и течению перенесенных болезней, наследственности в сочетании с общим пропедевтическим осмотром. Другие аспекты жизни пациента, в частности психосоциальные, часто остаются вне поля зрения врача. Однако наличие психосоциальных проблем оказывает значительное влияние на течение болезни, выполнение рекомендаций по ее лечению и даже служит основным поводом для посещения врача.

Кроме того, коррекция поведенческих нарушений без понимания внутрисемейных взаимоотношений или эмоционального состояния ребенка подобно вождению автомобиля вслепую. Педиатр может использовать клиническое интервью для выяснения эмоционального статуса пациента, поиска вероятных причин психосоциальных нарушений в контексте семьи. Знание вех развития ребенка и критериев оценки внутрисемейных отношений необходимо для успешного проведения клинического интервью и эффективного анализа информации, полученной в процессе беседы.

Понимание эмоционального статуса ребенка или способность вникать во внутренний мир семьи в равной степени зависит от специфических навыков врача и индивидуальной манеры его общения. Первая цель — найти общий язык с ребенком и его семьей. Педиатр, который следует модели взаимодействия согласно развитию ребенка, имеет больше шансов найти с ним общий язык. Краткий экскурс в историю становления навыков при развитии ребенка облегчает эту задачу. Однако есть несколько основных принципов ведения беседы при сборе анамнеза, которые полезно сразу принять во внимание.

Установление контакта между пациентом и врачом требует постоянного интереса; закрытая дверь и отсутствие интереса, напротив, не способствуют общению. Соблюдая тактичность, когда это необходимо, врач поощряет поток информации, особенно при обсуждении психосоциальных аспектов. Не всегда легко затрагивать частные интимные вопросы, но без ответов на них врач не может быть уверен, что пациент (или его семья) доверительно относятся к врачу и готовы сообщить ему необходимые факты. Важно придерживаться адекватной продолжительности визита.

Учитывая психосоциальное и физиологическое состояние ребенка, который впервые пришел к врачу, беседа не должна длиться более 30-40 мин — это время, необходимое для выяснения основных, наиболее значимых деталей.

Очень важно рационально использовать время в процессе беседы с пациентом. При каждом последующем визите врач имеет возможность дополнить сложившееся у него представление о пациенте, если вначале удалось добиться взаимного доверия. Педиатру необходимо быть открытым, его вопросы следует строить таким образом, чтобы на них нужно было отвечать развернутой фразой, а не коротким, односложным ответом.

В процессе клинического интервью в центр внимания следует поставить собственно пациента, тогда собрать данные анамнеза значительно легче, к тому же пациент остается довольным вниманием врача. На практике при четко сформулированных вопросах во время беседы и живом интересе к пациенту клиническое интервью может занимать не больше времени, чем обычный осмотр. Построение диалога таким образом, чтобы он был нацелен на обсуждение проблем пациента и членов его семьи, в дальнейшем позволяет избежать диагностических ошибок.

Кроме того, клиническое интервью можно разбить на несколько частей, например: часть вопросов можно задать родителям в начале осмотра, часть — в процессе физикального осмотра ребенка и часть — по его окончании. Каждый пациент, приходя к врачу, боится не быть услышанным, поэтому стремление врача поставить проблемы пациента в центр внимания успешно решает эту проблему.

Большую долю информации можно получить, сосредоточившись на невербальных каналах. Как врач, который пальпирует, но не применяет аускультацию при физикальном осмотре, может пропустить важную информацию, так и врач, который не обращает внимание на выражение лица и жестикуляцию, может не заметить существенных фактов, касающихся психического статуса пациента. Например, подросток с опущенным взглядом печальных глаз, безусловно, находится в состоянии дискомфорта. Если врач этого не замечает и аккуратно не поинтересуется причинами такого состояния, лечение может оказаться неэффективным. Кроме того, если внутренние потребности пациента не удовлетворены, он может обращаться за помощью к другим врачам.
Эффективность клинического интервью значительно повышается при разумном анализе невербальной информации.

Часто внутрисемейные проблемы (например, когда родители не могут найти общий язык со своим ребенком) словесно не обсуждаются с врачом, но о них можно узнать из невербальных источников. Как правило, в процессе беседы такая невербальная информация предоставляется, но врач должен правильно расценить ее. Нужно помнить, что информацию не всегда можно выразить словами, поэтому врачу также следует использовать невербальные приемы во время беседы с пациентом. Например, такие банальные приемы, как внимательный взгляд и спокойный тон голоса во время объяснения терапевтических рекомендаций, увеличивают степень понимания пациентом и его родителями излагаемых фактов.

Четко написанные инструкции в сочетании с подробным объяснением, почему их необходимо выполнять, еще более улучшают качество терапии. Иногда, при необходимости, может быть полезным позвонить родителям по телефону и еще раз напомнить о каких-либо важных терапевтических рекомендациях.

При работе с детьми наладить контакт помогает знание уровня психоречевого развития ребенка. Метод общения, который адекватен для ребенка, находящегося на определенном уровне развития, совершенно неприменим к ребенку другого уровня развития. Ниже приведены некоторые советы по ведению разговора с детьми разных возрастных категорий.

Опытный педиатр отвечает на вопросы, которые вы постеснялись задать участковому врачу

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Здравствуйте, друзья! Меня зовут Мария Макаршина. Уже 20 лет я работаю педиатром в Санкт-Петербурге, а последние 2 года веду блог, где даю полезные советы. Я стараюсь предоставить родителям информацию, которую бывает сложно получить от участкового врача. А самые главные мои задачи – научить мам и пап принимать осознанные решения и объяснить им, для чего назначается то или иное лечение.

Думаю, что среди читателей AdMe.ru найдется немало родителей, которым будет интересно получить нестандартные советы от педиатра.

«Красное горло» — это не диагноз

«У вас красное горло», – говорит педиатр. Давайте разберемся, что же это значит. При внедрении вируса происходит воспаление: расширяются сосуды, слизистые становятся более яркого цвета, чем обычно. Это нормальное состояние при ОРВИ, оно не требует лечения, если нет других симптомов.

Когда же требуется наше вмешательство?

  • При сильной боли в горле, когда ребенок с трудом глотает слюну. Обычно это случается при остром бактериальном тонзиллите.
  • Односторонняя сильная боль в горле. Она может быть признаком паратонзиллярного абсцесса. В этом случае необходим срочный осмотр ЛОР-врача.
  • Умеренная боль в горле в течение 2–3 дней – обычный спутник ОРВИ. При этом ребенок хорошо пьет и не отказывается полностью от еды. Для облегчения симптомов можно использовать полоскания или спреи с противовоспалительными препаратами. Но если горло не болит, не надо лечить его цвет.

Основные правила при лихорадке

  • Нужно чаще поить ребенка. Количество жидкости должно быть такое, чтобы у больного была светлая моча.
  • Жаропонижающие даются не для того, чтобы сбить температуру до нормы, а для уменьшения дискомфорта ребенка, для обезболивания и снижения потерь жидкости. Главное, не переусердствовать. Неистовое желание увидеть на градуснике 36,6 °C приводит к передозировке жаропонижающих, что гораздо опаснее самой лихорадки. Если было 39,6 °C, а стало 38 °C, этого вполне достаточно.
  • Разрешенные препараты для детей — это парацетамол и ибупрофен. Не берите дозу по инструкции, научитесь самостоятельно рассчитывать ее, исходя из веса ребенка, это несложно. Или попросите посчитать врача.

Так ли необходимы вирус-блокеры

Об этих «чудо-пакетиках» я впервые услышала от пациентов, купивших их за рубежом. Но уже в прошлом году японская новинка получила широкое распространение – я постоянно вижу детей с вирус-блокерами.

Чтобы разобраться, как действуют эти штуки, пришлось переводить японские документы. Выяснилось, что вирус-блокер – просто пакетик с перфорацией, в который запечатан диоксид хлора. Это средство для обеззараживания воды в бассейнах, отбеливания целлюлозы, дезинфекции медицинских инструментов и даже питьевой воды.

Эффективность его газообразной формы практически не изучена. Кроме того, мы не знаем концентрацию диоксида хлора в окружающем ребенка пространстве, когда надеваем на него этот пакетик. Поэтому мы не можем гарантировать как минимум его безопасность.

Детям не нужны антибиотики в инъекциях

Постоянно вижу, как детям выписывают уколы антибиотиков. Кто получал цефалоспорины в инъекциях, знает, как это больно (даже на новокаине или лидокаине). Даже взрослым людям кажется, что их изнутри режут стеклом. А ведь медики часто советуют вводить детям антибиотик на воде, боясь острой аллергической реакции на анестетик.

Читайте также:  Когда появляются первые зубы у младенцев: сроки и симптомы появления

Исследования говорят, что в уколах нет никаких преимуществ. Прием лекарства через рот не менее эффективен в случаях легкой и средней степени тяжести течения инфекции. Внутривенный путь введения оправдан у детей с тяжелым течением болезни, поскольку позволяет быстро создать нужные концентрации лекарства в организме.

Психологическая травма ребенка — вот что надо ставить на первое место. Психологи говорят, что болезненное лечение сильно отражается на психике малыша, подрывает доверие к миру и веру в родителей, которые «не смогли защитить».

Стоит ли увлекаться промыванием носа

Нужно не просто залить в нос солевой раствор, а полностью удалить всю слизь. Когда ребенок здоров, промывать нос нужно только после посещения детского учреждения или общественных мест, когда слизистую долгое время атаковало множество вирусов и бактерий.

Промывание становится актуальным при заболевании верхних дыхательных путей. Эта процедура хотя и не ускоряет выздоровление, но приносит облегчение симптомов, уменьшение заложенности носа и снижает потребность в сосудосуживающих каплях.

С точки зрения эффективности предпочтительнее слабый гипертонический раствор 1,5–3 %: он лучше разжижает слизь и уменьшает заложенность носа. Важно помнить, что детям до года подобные растворы не рекомендованы.

Из-за чего в ухе появляется серная пробка

Главная задача серы — защита кожи слухового прохода от инфицирования и пересушивания. Наружу она выводится самостоятельно, и это именно та сера, которую мы видим в ушной раковине и убираем при мытье и чистке ватными палочками. Но иногда что-то идет не так, и в наружном слуховом проходе образуется пробка.

Основными причинам ее появления называют:

  • склонность к аллергии (сера становится более сухой и плохо выходит наружу);
  • грубую и слишком частую чистку ушей ватными палочками (количество серы увеличивается в ответ на раздражение);
  • постоянное использование наушников или слуховых аппаратов.

Пациенты жалуются на чувство заложенности уха, иногда — на распирание, боль или снижение слуха. Совсем маленькие дети могут теребить ушную раковину, не в силах объяснить, что их беспокоит. Во всех этих случаях надо обращаться к ЛОР-врачу, который удалит пробку с помощью промывания, отсоса или специального инструмента.

Почему у ребенка возникают темные круги под глазами

Темные круги могут свидетельствовать о заболевании, но если ребенок в целом здоров, то они могут возникнуть по одной из следующих причин.

  • Физиологические особенности: кожа тонкая, сосудов может быть много, и они расположены близко к поверхности (обычно у мамы или папы есть та же проблема).
  • Младенческая привычка часто просыпаться по ночам с требованием попить или «повисеть» на груди. Из-за этого окружающая глазное яблоко жировая клетчатка накапливает лишнюю воду (в итоге утром мы получаем припухлость век и синеву).
  • Недосып, использование гаджетов перед сном, длительное пребывание у компьютера или телевизора, недостаток движения и свежего воздуха, а также хронический стресс, получаемый в семье или в школе.

Можно ли избежать бесконечных соплей в детском саду

В садике ребенок вынужденно пребывает в замкнутом пространстве группы, где у каждого своя, привычная для него и чужая для остальных, микрофлора носоглотки. Любому новому инфекционному агенту, попавшему на слизистые, наша иммунная система объявляет войну.

Чтобы натренировать иммунитет, не нужно создавать тепличных условий, мыть квартиру антибактериальными средствами или ограничивать детский круг общения. Понятно, что в эпидемию гриппа тащить ребенка в магазин не стоит, но и отказываться от детского дня рождения, потому что там могут быть больные дети, тоже не надо.

Как лучше практиковать естественное закаливание: ходить дома босиком; умываться холодной водой; много гулять; спать в прохладе; позволять ребенку старше 2 лет не надевать варежки, когда он говорит, что ему не холодно.

Почему ребенок просыпается ночью

Парасомнии (эпизоды нарушения поведения во сне) в фазу медленного сна наблюдаются в основном у детей старше 18 месяцев.

  • Беспорядочное пробуждение, когда ребенок хнычет, часто произносит «нет», «уходи». Успокоить малыша практически невозможно. Длится 5–30 минут, может возникать во 2-й половине ночи. Не влияет на качество сна, днем ребенок прекрасно себя чувствует. Это состояние обычно само проходит к 5 годам.
  • Ночной страх. Пик — 4–12 лет. Возникает в 1-й трети ночного сна. Ребенок просыпается внезапно с громким криком. Может отмечаться потливость, тахикардия, учащенное дыхание. Ребенок дезориентирован, речь несвязная, может пытаться вскочить с кровати и куда-то бежать, не реагирует на слова и действия родителей. Взгляд обращен «внутрь себя». Успокоившись, быстро засыпает, а утром ничего не помнит.
  • Лунатизм. Пик — 8–12 лет. Ребенок может садиться или ползать в кровати, ходить по дому, совершать странные действия. Необходимость обследования и его объем определяет невролог. Может быть назначен видео-ЭЭГ-мониторинг сна или полисомнография.

Как правило, редкие, 1–2 раза в месяц, парасомнии обследования не требуют. Но если они повторяются чаще, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Как начать кормить твердой пищей

Нередко мамы боятся, что ребенок подавится, и опаздывают с введением твердого прикорма. Рассказываю, что надо знать.

  • Физиология жевания и глотания ребенка такова, что рвотный рефлекс возникает гораздо раньше, чем кусочек достигнет корня языка.
  • Во время еды ребенок должен сидеть прямо (никаких «полулежа»).
  • Пока нет пинцетного захвата и ребенок загребает еду ладошкой, кусочки должны быть в виде соломки, длиной примерно 7–8 см.
  • Запрещено давать все круглые, гладкие, мелкие продукты: орехи целиком, ягоды, изюм, оливки, попкорн, маленькие мармеладки и леденцы.

В каком возрасте можно начать путешествовать с ребенком

Путешествовать с ребенком можно в любом возрасте, но надо четко понимать цель вашей поездки. Если вы ненадолго летите в Турцию, потому что нашли тур по удачной цене и устали от дня сурка, признайтесь себе честно: вы летите отдыхать с мужем. Не стоит обманывать себя, что море и солнце в течение 12 дней принесут пользу ребенку.

Нет ничего плохого в том, что мама хочет новых впечатлений. Надо только продумать, как свести риски для ребенка к минимуму: не заболеть, не допустить перегрева, не обгореть, как обеспечить нормальное питание.

Если же вы летите на 3–4 недели и больше, тогда надо продумать, как сделать отдых наиболее комфортным. Отправляйтесь на отдых не в пик жары и массовых отпусков. Например, август — время отдыха европейцев, когда курорты переполнены и многократно возрастает риск получения инфекций.

Чем манту отличается от диаскинтеста

Проба Манту, диаскинтест и прочие диагностические методы делаются не для галочки и не потому что не возьмут в сад, а для ранней диагностики туберкулезной инфекции. Вы имеете право отказаться от пробы, но будьте готовы к общению с фтизиатром.

По последним данным, размер пробы Манту нельзя использовать для оценки поствакцинального иммунитета. То есть отрицательная реакция Манту у ребенка, привитого БЦЖ, не говорит об отсутствии иммунитета и неэффективности вакцинации.

Диаскинтест у здоровых всегда отрицательный, и неспецифические аллергические реакции на него крайне редки.

Почему дети жалуются на боль в ногах

Многим знакома ситуация: ночь, ребенок-дошкольник (младший школьник) просыпается с плачем и показывает на голень, икры, подколенную ямку, реже на бедро. Болят обычно обе ноги, и именно в покое. Часто этому предшествует большая нагрузка накануне — тренировка или длительная прогулка, а к утру все проходит. В остальном ребенок абсолютно здоров.

Это так называемые боли роста. Предполагается, что они связаны с быстрым ростом костей и более медленным темпом роста мышц, сухожилий и нервных волокон. Еще одна гипотеза: низкий болевой порог. Одно известно точно: боли роста проходят в 100 % случаев после 12 лет.

  • делать растяжку после физической нагрузки, а при часто возникающих эпизодах — каждый день перед сном;
  • принимать теплую ванну перед сном, делать массаж икроножных мышц;
  • при сильных болях давать ребенку нурофен или парацетамол, обеспечивать достаточное потребление кальция с пищей и прием витамина D.

Из-за чего на зубах могут появиться черные пятна

У некоторых детей на шейной части зуба образуются черные пятна, часто сливающиеся в темную линию. Медики называют это явление налетом Пристли.

Что нам известно:

  • это не заболевание зубов или десен, а наличие особого вида бактерий;
  • черный цвет, вероятно, связан с образованием сульфида железа из сероводорода, который вырабатывают бактерии;
  • такой налет содержит больше кальция и фосфора, чем обычный бесцветный;
  • его появление связано с особыми свойствами слюны (много кальция и фосфора, мало глюкозы);
  • особенности слюны и микрофлоры, которые приводят к образованию налета, также защищают и от кариеса;
  • чаще встречается у детей, которых никогда не кормили смесью из бутылочки.

В настоящее время налет Пристли признан чисто косметической проблемой. Удалить его можно только в кабинете стоматолога, но вполне вероятно, что через какое-то время он появится вновь. У взрослых такая проблема не встречается.

Чек-лист для здоровья зубов

  • Лечение кариеса мамой до, во время и после беременности: кариесогенные бактерии передаются ребенку «по наследству».
  • Ограничить использование бутылочки с чем-либо, кроме воды, между кормлениями. Компот, смесь, сок — все это не должно быть доступно ребенку в перерывах от одного до другого приема пищи.
  • Ограничить использование бутылочки после года, в идеале — отучить. Для этого с 8–9 месяцев надо начинать учить ребенка пить из кружки.
  • Не кормить ночью смесью после года.
  • Ограничить использование пустышки после года. Доказано, что на прикус влияет сосание пустышки и пальца, если оно сохраняется после 4 лет.
  • Сбалансировать питание, ограничить потребление сахара и мучного. Причем плюшки не менее, а может, даже и более вредны для зубов, чем напитки с сахаром. Растворенный в воде сахар довольно быстро смывается слюной, а изделия из теста застревают в зубах, что приводит к более длительному их присутствию в ротовой полости.

Чек-лист для школьника

На что стоит обратить внимание, даже если нет явных проблем. Сразу скажу, что писать про режим дня, правильное питание, ограничение сладких напитков и фастфуда не буду. Я расскажу о тех исследованиях, которые стоит сделать.

  • Клинический анализ крови — раз в год (в основном для исключения дефицита железа).
  • Уровень ферритина в сыворотке, если есть изменения в анализе крови или признаки латентного дефицита железа.
  • Уровень витамина D, если есть частые простудные заболевания, необъяснимая сонливость или апатия.
  • ТТГ (тиреотропный гормон) — скрининг на нарушение функции щитовидной железы. Нужно делать девочкам-подросткам с нарушенным менструальным циклом, детям с избыточным весом и при семейной истории заболеваний щитовидной железы.
  • Липидный профиль — в 15 лет. Для детей с избыточным весом — раз в 2 года.
  • ЭКГ — в 15 лет. Детям, занимающимся спортом на серьезном уровне, — ежегодно.
  • Осмотр офтальмолога — ежегодно.
  • Осмотр ортопеда: контролируем осанку и стопы раз в год в период активного роста.
  • Для мальчиков — осмотр уролога в 14–15 лет. Для девочек — осмотр детского гинеколога, когда цикл установится (или не установится в течение 6 месяцев с начала первой менструации).

И в завершение: врачи тоже люди

У нас тоже болеют дети. Я понимаю, каково это, когда у ребенка температура 39 °С шестой день и нет других видимых симптомов болезни.

Вам может показаться, что врач уделяет мало внимания вашему ребенку, что он неприветлив с пациентами и не хочет проникнуться серьезностью вашей проблемы. Но это не так. Доктора все понимают, но не все хотят и не все умеют показывать свои чувства.

Да, мы такие же люди, и мы не идеальны.

Согласны с подходом доктора Макаршиной? А какие вопросы вам бы хотелось задать педиатру?

Мама-педиатр

Вызов педиатра на дом. Памятка для родителей

О правах и обязанностях врача и пациентов

Всем без исключения родителям время от времени приходится вызывать педиатра на дом для осмотра ребенка, потому что дети, к сожалению, болеют.
В этой статье мне хотелось бы рассказать о том, как подготовиться к приходу врача, о правах и обязанностях врача и пациентов.

Право детей на медицинскую помощь

Медицинская помощь детям в Украине оказывается бесплатно, вне зависимости от прописки. Не зависимо от того, живете вы в своей собственной квартире или снимаете жилье, вы можете обратиться в детскую поликлинику по месту жительства.
Если ребенок заболел, вы можете вызвать на дом участкового педиатра из поликлиники в будни с 8 до 12 часов.
Детская неотложная помощь при районных поликлиниках работает ежедневно, круглосуточно, в праздники и выходные дни. Вы можете прийти на пункт неотложной помощи с ребенком или можете вызвать педиатра из неотложки на дом. Причинами вызова неотложки могут быть высокая температура, рвота, появление сыпи на коже у ребенка, любое ухудшение состояния здоровья грудного ребенка.
Скорая помощь выезжает на вызова в наиболее серьезных ситуациях и когда нужна госпитализация ребенка в стационар.

Читайте также:  7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни

Как попасть к вам домой?

Вызывая педиатра (или другого врача) на дом, позаботьтесь о том, чтобы на вашем доме и квартире был указан номер, и чтобы работал звонок.

Не предлагайте врачу тапочки

Прийдя к вам домой в холодное время года, педиатр должен снять верхнюю одежду. Но не обязан снимать обувь. Почему? Во время эпидемий за день работы у педиатра может быть 30-40 вызовов, и ни какая обувь не выдержит, если ее столько раз расстегивать и застегивать. К тому же, одевать чужие тапки тоже не гигиенично.

Поэтому не предлагайте врачу тапочки, подготовьте бахилы или одноразовые кулечки, которые можно одеть сверху на обувь.

Перед осмотром ребенка педиатр должен помыть руки, поэтому подготовьте мыло и чистое полотенце.

Также понадобится чистая ложка с широкой ручкой для того, чтобы осмотреть горло ребенка. Подготовьте ее заранее.

О чем важно рассказать врачу

Расскажите врачу о том, какие у вас жалобы со стороны здоровья ребенка, о том, как давно ребенок болеет и какие препараты вы давали за это время.

Если у ребенка есть хронические заболевания, аллергическая реакция на какие-либо препараты, расскажите об этом педиатру. Это имеет большое значение для назначения лекарственных препаратов, наиболее безопасных для вашего ребенка.

Вопросы и ответы

Если есть вопросы, которые вы хотите задать врачу, заранее запишите их на бумаге. Это поможет эффективно и экономно использовать время вашего общения с врачом.

Во все колокола

Бывает так, что у ребенка поднимается температура и мама начинает звонить во все возможные инстанции — вызывать участкового педиатра, неотложку, скорую. Через некоторое время после жаропонижающего температура у малыша падает, а врачи из разных инстанций встречаются в одной квартире.
Или, приходя к вам в дождь или метель, услышать с порога: «а нас уже посмотрел другой доктор». Это очень неприятно. Посещая такие ложные вызова, врач тратит драгоценное время, за которое мог бы помочь другому ребенку.

Поэтому позвоните и отмените вызов, если вы уже вызвали другого педиатра на дом. Следует отметить вызов врача так же в том случае, если вы не планируете дожидаться его прихода по другим причинам (собираетесь на прогулку, к примеру).

Вызов педиатра из частной клиники

Если вы вызываете на дом педиатра из частной клиники, то можете договориться о точном времени прихода врача. Доктор будет «оснащен» халатом, бахилами, одноразовым шпателем, и набором документации (такими, как бланк осмотра, направления на анализы, госпитализацию, справки).
В некоторых частных клиниках есть детская неотложная помощь, в которую можно обратиться в экстренных ситуациях.
Конечно, частный педиатр будет вежлив и доброжелателен, он не будет спешить и ответит на все ваши вопросы, но вызов такого врача, конечно, будет платным.

Вызов педиатра по страховке

Большинство страховых полисов покрывают неотложную медицинскую помощь, вызов врача на дом при острых заболеваниях, таких, как ОРЗ. А также медикаменты, нужные в этих ситуациях. Поэтому часто врач привозит с собой противовирусные препараты, сиропы от кашля и проч., так что вам уже не нужно бежать в аптеку.

«Свой» доктор

На мой взгляд, самый лучший вариант, когда у вас есть свой доктор, которому вы доверяете и который хорошо знает и вашего ребенка. Это может быть как хороший участковый врач, так и частный педиатр, которого вы можете пригласить к себе домой для осмотра ребенка и проконсультироваться по телефону в случае необходимости.

Вопрос к родителям:
Часто ли вам приходится вызывать педиатра на дом? К кому вы предпочитаете обращаться?

педиатр Анна Шевелева, Киев

При использовании материалов блога обязательна индексируемая ссылка на источник и указание автора.

Вам также может быть интересно:

Памятка мамам по общению с врачом-педиатром

Памятка мамам (бабушкам), папам по общению с врачом-педиатром

Среди молодых мам зачастую возникают разговоры на тему плохих педиатров. Такое недовольство сейчас не редкость, но в чем его истинные причины? Умеете ли вы разговаривать с детским доктором?

Вера или недоверие?

Пациенты в первую очередь еще

Памятка мамам (бабушкам), папам по общению с врачом-педиатром

Среди молодых мам зачастую возникают разговоры на тему плохих педиатров. Такое недовольство сейчас не редкость, но в чем его истинные причины? Умеете ли вы разговаривать с детским доктором?

Вера или недоверие?

Пациенты в первую очередь люди, а потому и отношение к медицинскому персоналу у всех разное. Одним может нравиться тот доктор, от которого другие пребывают в шоковом состоянии. Безоговорочное доверие к доктору – это или жизненная установка конкретного человека или поход на прием по рекомендации друзей.

В большинстве же случаев встречается недоверие. Непонятно почему, но многие мамочки предпочитают посещать участкового педиатра «для галочки» и даже не воспринимают всерьез назначенную ими терапию. Лечить своих детишек при этом предпочитают в платных клиниках. А зачем вам тогда полис? Эта «бумажка» дает вам право на бесплатную помощь медиков.

Стандартная ситуация – мама выходит из кабинета педиатра, осознает, что она ничего из сказанного не поняла и начинает «гулять» по просторам интернета. А особенно по форумам. Дорогие мамочки! На форумах такие же люди, как и вы, но отнюдь не специалисты. Исключите подобную ситуацию из своей жизни.

Нужно уметь спрашивать. Задавайте любой вопрос, который вас волнует. Не стесняйтесь уточнять, особенно такие моменты, как:

● возможные последствия заболевания;

Обязательно расспросите об образе жизни, который должен вести малыш в период болезни:

● можно ли посещать многолюдные места;

● не отрицательно ли скажется купание;

● режим сна и т. п.

Кстати, врач обязан отвечать на все ваши вопросы. И эта обязанность закреплена законодательством РФ.

Фразы вам в помощь:

● Будьте добры, расскажите поподробнее.

● Доктор, мы очень тревожимся по этому поводу, не могли бы вы уточнить некоторые моменты?

● Мы понимаем, что время на прием ограничено, но объясните нам, пожалуйста, что означает этот диагноз.

Врач не должен делать выводы по результатам фактического осмотра. Он обязательно должен расспросить вас о поведении ребенка и его физических способностях в домашних условиях.Готовимся к посещению доктора

Вы – мама, а значит, от вас не ускользнет малейшее изменение в самочувствии или настроении ребенка. Собираясь посетить детского доктора, важно рассказать ему все в подробностях, тогда постановка диагноза не вызовет затруднений. Поэтому перед походом к педиатру нужно немного подготовиться, а именно:

● Посвятите немного времени наблюдению за крохой. Постарайтесь в этот период не заниматься другими делами, чтобы ничего не упустить из вида. Тогда вы сможете выяснить, что же вас насторожило, и с уверенностью расскажете доктору о своих наблюдениях и подозрениях.

● Все симптомы, которые вы заметили у ребенка, нужно обязательно озвучивать педиатру. Подробный рассказ о малыше – половина успеха при постановке диагноза. Пусть кроха кашлянул всего один раз, об этом все равно забывать нельзя.

● Мамы, которые рассказывают только о тревогах и сомнениях, воспринимаются врачами, как тревожные особы, которые могут и напридумывать лишнего. Начните рассказ с положительных моментов, поведайте, что малыш уже умеет и знает. Тогда в глазах педиатра вы предстанете не тревожной, а наблюдательной мамочкой, которая в состоянии отличить малейшие изменения в развитии или поведении ребенка.

Постарайтесь не задавать вопросов из серии «напоследок». Любой вопрос, заданный в дверях после окончания приема, повлечет за собой совет прийти еще раз.

Озвучиваем все сомнения и волнения

Жизнь без интернета уже не та. Заметив какие-то отклонения в самочувствии или настроении ребенка, мамы тут же «окунаются» в просторы всемирной сети и начинают ставить диагноз сами. Запомните следующее:

● Не ищите ответы на форумах, лучше озвучьте свои опасения доктору.

● Только специалист и только при личном осмотре способен поставить точный диагноз.

● Перестаньте мучиться сомнениями, просто хорошенько поговорите со своим врачом и расспросите его обо всем подробно.

● Любой хороший доктор способен развеять ваши сомнения не просто на словах, но и подтвердить их на деле. Вам кажется, что малыш плохо слышит? Опытному специалисту под силу доказать вам, что это не так.

Возникли сомнения? Попробуйте узнать альтернативное мнение. Обратитесь к другому доктору, а лучше к нескольким. Тогда и картина сложится более четкая, и вы будете уверены, что все сделано правильно.

Чтобы лишний раз не мучить малыша всевозможными анализами и процедурами, возьмите в своей поликлинике историю болезни и копии всех анализов. Вы имеете на это право, отстаивайте его в случае необходимости.

Не стоит отказываться от приема назначенного препарата, если в аннотации к нему не указана возможность его применения для возрастной категории вашего крохи. Зачастую других аналогов у таких препаратов нет, их безопасность подтверждена положительным опытом приема лекарства у детей младшей возрастной категории.

Почему же этого нет в описании? Да потому, что текст инструкции утвержден многими инстанциями и его изменение – слишком дорогостоящая процедура для фармакологической компании.

Если это произошло, не стоит впадать в панику. Алгоритм действий достаточно прост:

1. Спокойным голосом и ровным тоном напомните медицинскому персоналу о своих правах и, соответственно, их обязанностях. Любые крики и истерики могут быть в дальнейшем истолкованы не в вашу пользу.

2. Не помогает? Снова спокойствие. Идем к главному врачу поликлиники (или отделения) и пишем жалобу. Не забудьте в ней подробно описать суть ситуации и указать, какие права были не реализованы.

3. Если и это не действует, начинаем привлекать сотрудников ФОМС, страховую компанию, которая выдала вам полис, вышестоящее учреждение здравоохранения и даже прокуратуру.

Во все эти инстанции желательно написать подробную письменную жалобу с просьбой не «спускать» вопрос на рассмотрение в вашу же поликлинику.

Меньше доверяйте форумам

Много шума в сети вызвала история о непутевой мамаше, которая вместо похода к врачу «сходила» на форум. В результате такого «лечения» ее 4-месячная дочка умерла. Вы хотите повторить эту ошибку? Мы уже говорили, что на форумах такие же люди, как и вы. Назвать их специалистами нельзя, так зачем же доверять им самое дорогое? К тому же большинство хвалебных отзывов являются заказными и пишутся специально для поднятия рейтинга конкретной клинике.

Справедливости ради отметим, что часть отзывов написана реальными людьми. Но ведь восприятие одного и того же события у всех разное, поэтому одну и ту же больницу одни будут ругать, а другие хвалить. А некоторые молодые мамы вдобавок не в состоянии отличить благие дела от красивых «фантиков». К примеру, мамочку хорошо кормили в роддоме. Положительная эмоция и комфорт затмили мелкие проблемы со здоровьем крохи, но отзыв она все равно оставит положительный. А в другой больнице нянечки ни с кем не церемонились, зато детки все здоровенькие. Но ведь маме было психологически некомфортно, вот она и пишет негатив про работников заведения.

Не доверяйте здоровье своего ребенка сомнительным людям и их не менее сомнительным советам.

Что нужно уточнить?

В первую очередь любая мама должна знать название диагноза, поставленного ребенку. Помимо этого стоит выяснить у врача следующие моменты:

✔ какими симптомами проявляется болезнь конкретно у вашего ребенка;

✔ какие исследования и анализы могут подтвердить или опровергнуть поставленный диагноз;

✔ возможные причины возникновения заболевания;

✔ насколько часто педиатр сталкивался с таким заболеванием на практике;

✔ характер дальнейшего развития болезни, что будет происходить с ребенком и какими могут быть последствия;

✔ какими препаратами доктор собирается лечить ребенка, какие у них есть аналоги и почему лечить будем именно этим средством;

✔ какие побочные эффекты могут возникнуть при приеме назначенных средств;

✔ влияние назначаемых препаратов на пищеварительную систему, интеллект и эмоциональное равновесие ребенка;

✔ существуют ли другие способы лечения заболевания, кроме уже названных;

✔ при назначении дорогостоящих исследований стоит выяснить, помимо стоимости, для чего этот тест нужен, как готовиться и сколько это длится по времени, что будет ощущать ребенок и возможные последствия проведения исследования;

✔ наилучший и наихудший прогнозы.

Узнайте о мерах профилактики для других членов семьи. Особенно, если у вас еще есть дети. А в некоторых случаях стоит озвучить свое желание по поводу консультации со специалистом более узкого профиля.

Также можно настаивать на проведении дополнительных исследований, таких, как УЗИ или МРТ. При этом у вашего педиатра не должно возникнуть ни капли возмущения по поводу проверки поставленного диагноза. Уважающий себя доктор адекватно реагирует на желание пациента услышать еще одно мнение.

Ссылка на основную публикацию