Застенчивый ребенок: что делать родителям? Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость. Что необходимо знать родителям и педагогам.
статья

Застенчивый ребёнок сосредоточен на собственных переживаниях и поведении и, несмотря на то, что чаще всего он доброжелательно относится к другим людям, сверстникам, не рещается проявить свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушениям во взаимодействии с окружающими. Статья адресована педагогам ДОУ, родителям, воспитывающих детей с подобными трудностями в общении, всем заинтересованным лицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_pomoch_rebyonku_preodolet_zastenchivost._chto_neobhodimo_znat_roditelyam_i_pedagogam.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость.

Что необходимо знать родителям и педагогам.

Как проявляется застенчивость, что является причиной её возникновения у детей, как оказать поддержку застенчивому ребёнку? Давайте подробно рассмотрим это сложное состояние, которое свойственно не только детям, но и взрослым, и является наиболее распространённой причиной осложнения общения, вызывая повышение тревожности, нежелание общаться с окружаюшими, отгороженность, снижение активности.

Застенчивые дети испытывают большие трудности в поиске друзей, не просят о поддержке, стараются быть незаметными, тихими. Такого ребёнка легко выделить в группе детей: его «выдают» зажатость, скованность движений, ребёнок избегает прямого взгляда, втягивает голову в плечи, всей своей позой сигнализируя: «Я застенчив». Уже в 3 года внимательный педагог может заметить отдельные проявления застенчивости у ребёнка: малыш сидит в стороне, не играет, не проявляет активности в игре, а ждёт, пока кто-нибудь из сверстников или взрослых не предложит им поиграть. В экспериментальных исследованиях психологов выявлено, что дети, которые вели себя застенчиво в 3 года, сохранили это качество до семи лет, а самые сильные проявления приходятся на возраст 5 лет.

Причины возникновения застенчивости

– высокая возбудимость нервной системы и высокая (даже излишняя) чувствительность к стрессам, обычным социальным ситуациям, острое реагирование на любую угрозу;

– наследственность: у застенчивых и инвертированных родителей чаще всего бывают застенчивые дети. Пока учёные не обнаружили генов, которые отвечали бы за наличие или отсутствие застенчивости, но очевидно, что дети копируют черты характера, свойственные родителям, чьё поведение является образцом для ребёнка;

– обострённое ожидание и восприятие оценки взрослыми. У застенчивых детей с возрастом формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение, похвала вызывает не только радость, но и смущение;

– ошибки воспитания, когда ребёнка, например, сравнивают с его братьями, сёстрами, другими детьми, по мнению родителей, более успешными. У ребёнка накапливается отрицательный опыт, нарастает беспомощность, страх, скованность, ощущение непризнанности другими. Заниженная самооценка, неуверенность в себе затрудняют общение со сверстниками и вызывают социально пассивное поведение, которое нередко сопровождается тревожностью;

– неуверенность в положительном отношении к нему взрослого: ребёнок одновременно и желает, и боится привлечь к себе внимание взрослого, выделиться, оказаться в центре внимания;

– гиперопека: нездоровое отношение к ребёнку, вследствие чего сын или дочь не могут получить нужный опыт и навыки, чтобы стать психически и эмоционально здоровой личностью. При гиперопеке ребёнок не имеет в семье ни права голоса, ни права на собственные желания и предпочтения, у ребёнка нет социальной независимости;

– низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контакте с другими людьми — взрослыми и сверстниками — мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, как в игровую, так и в учебную.

Таким образом, главной задачей взрослых становится помощь ребёнку в преодолении данного «недостатка», задача сформировать у него желание общаться. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно, пока ещё не закрепился определённый стиль поведения.

Пути решения проблемы застенчивости. Рекомендации родителям:

Детская застенчивость – явление преходящее, исчезающее вместе с опытом установления контактов. Предупредить и устранить застенчивость у детей можно, если постараться расширить круг общения: чаще приглашать к нему друзей, вместе с ребёнком ходить в гости к знакомым людям, родственникам, расширять маршрут прогулок, учить ребёнка спокойно относиться к новым местам. Посещайте детские представления, театры, музеи, выставки и тогда у вас появятся новые интересные темы для обсуждения, возможность эмоционально насыщенного общения.

Попробуйте привлекать своего малыша к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте такие ситуации, в которых ребенку пришлось бы вступить в контакт с незнакомыми людьми, при этом мягко побуждайте отвечать на вопросы, стимулируйте его так, чтобы ему захотелось высказаться, рассказать что-либо о себе. Старайтесь сами чаще быть примером уверенного, гибкого и контактного поведения. Опекайте ребёнка ненавязчиво, так, чтобы он не чувствовал вашей излишней опеки. Дайте ему определённую меру свободы и возможности самостоятельных открытых действий. Не повторяйте распространённую ошибку родителей, которые на каждом шагу говорят: «Какой ты у меня застенчивый!» при посторонних, не здоровайтесь вместо ребёнка и не говорите вместо него.

Итак, родителям необходимо постоянно подкреплять в ребёнке уверенность в себе и в своих силах; привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением, расширять круг знакомств, безусловно позитивно относиться к ребёнку — принимать со всеми достоинствами и недостатками, проявлять такт и терпение, не давая воли чувству неудовлетворённости и желанию сию же минуту ребёнка изменить.

Как взаимодействовать с застенчивыми детьми. Рекомендации педагогам:

Взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно, с того момента, как ребёнок переступает порог детского сада. Воспитатель в группе — самый главный человек для маленького ребёнка, это второй значимый взрослый в жизни ребёнка после родителей. Ребёнок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми достоинствами: красотой, умом, добротой, а опытный и чуткий педагог всегда внимателен к чувствам и переживаниям ребёнка.

Ребёнок с застенчивостью фиксирован на своей личности: всё, что он делает, пропускает через себя, но именно он может стать хорошим другом, так как очень чувствителен, способен уловить тонкие нюансы настроения других людей, совершенно неагрессивен и ненавязчив. В большинстве своём такие дети очень наблюдательны, ответственны и щепетильны.

Совершенно ясно, что первым и самым необходимым в работе воспитателя будет развитие навыков социального взаимодействия . Для этого нужно создать мотивацию на общение и приобретение коммуникативных умений (коллективные игры, создание и проигрывание различных ситуаций). Маленьким детям сложно встать на позицию другого человека, но они способны к сопереживанию, поэтому в детском саду (да и дома) нужно начать с создания условий для сопереживания радости , умения справляться с собственными огорчениями, научиться радоваться успехам других и сопереживать неудачам. при этом ребёнка с застенчивостью постараться включать в любую новую игру постепенно: пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в неё играют другие дети и лишь потом, когда он сам захочет, станет её участником. Педагогу необходимо добиться, чтобы ребёнок в игре со взрослым и другими детьми сначала сопереживал вместе с педагогом, а потом и сам активно делился своими переживаниями от ярких впечатлений, то есть преодолел робость.

Далее эффективно использовать игры, включающие телесный контакт, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения (с использованием элементов музыкотерапии).

Следующим этапом будут игры на формирование чувства уверенности и доверия к окружающим. Игры, способствующие повышению самооценки ребёнка с застенчивостью, можно использовать на любом этапе работы. И наконец, закрепляя полученные коммуникативные умения, использовать различные творческие игры и задания, предполагающие более свободное и открытое общение со сверстниками .

Коррекционная работа педагога с детьми в группе может строиться с помощью педагога-психолога дошкольного учреждения, который проведёт наблюдение и диагностическое обследование психологических особенностей по запросу воспитателя, даст необходимые рекомендации. Результатом совместной работы воспитателя и педагога-психолога может стать реализация коррекционно-развивающих занятий с детьми, индивидуальная помощь родителям и детям в преодолении этой проблемы.

На занятиях (индивидуальных и групповых) необходимо создать очень тёплую доверительную обстановку, благодарить детей за их дружбу, помощь, поддержку, поощрять проявлять свои чувства и говорить о них.

Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?

Дома ваш малыш, кажется, никогда не замолкает и все свои действия сопровождает болтовней. Но стоит ему оказаться в новой обстановке, например, на площадке, где много незнакомых детей, – и он превращается в самого застенчивого ребенка в мире, прячется за ваши ноги и отказывается выходить.

Многие родители думают, что не так уж плохо иметь застенчивого ребенка. Небольшая стеснительность едва ли помешает ребенку, но в более выраженном варианте она отрицательно сказывается на его желании исследовать и познавать мир, сужает круг общения и даже может плохо влиять на успеваемость в начальной школе.

Бернардо Кардуччи, врач и автор книг о застенчивости, утверждает, что некоторые подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики, чтобы справиться со своей стеснительностью. Есть и еще одно пугающее последствие «нелеченой» скованности, – такие дети становятся легкой добычей хулиганов среди ровесников.

Как отличить обычную осторожность от болезненной замкнутости в раннем возрасте?

Как отличить здоровую застенчивость от нездоровой?

Застенчивость – это состояние психики, обусловленное неуверенностью в себе или отсутствием социальных навыков. Но в то же время робость является естественной ступенью развития: это метод адаптации к новым ситуациям.

В детстве каждый человек переживает две фазы боязни незнакомцев: первую – в полгода и вторую – от двух до четырех лет. Эти процессы связаны с узнаванием и дифференциацией себя, людей и остального мира.

Но бывают случаи, когда стеснительность становится проблемой. Такие дети, по словам врачей, имеют и другие поведенческие проблемы. И если за ними понаблюдать, то станут заметны гнев и сильный страх – частые соседи стеснительности.

Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки нездоровой застенчивости, то Я – Родитель рекомендует уделить этому некоторое время. Ниже мы приводим семь рекомендаций, как это сделать.

8 рекомендаций родителям застенчивых детей

1. Подготовьте ребенка к разговору

Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы внезапно в магазине встречаете старого друга, который еще не знаком с вашим малышом. И в ответ на вопросы ребенок молчит и смотрит в пол.

Как в такой ситуации помочь ребенку? Прежде, чем их знакомить, поговорите с другом некоторое время. Пусть малыш увидит, что вам комфортно с этим человеком. Это успокоит его, и он будет готов заговорить. Но если ребенок отказывается, не настаивайте, уже после магазина спросите, почему ему было неуютно.

Потренируйте диалоги. Составьте вместе с ребенком список выражений, которые малыш сможет использовать в разговоре со сверстниками, воспитателями или учителями, вашими друзьями, членами семьи. Затем порепетируйте диалоги: меняйтесь ролями до тех пор, пока ребенок не почувствует уверенность и не станет самостоятельно и свободно с вами общаться.

2. Показывайте малышу, как инициировать общение

Другая неловкая ситуация может случиться на игровой площадке. Вы приходите туда однажды и не видите ни одного знакомого лица. А ваш малыш стесняется завести дружбу с другими ребятами.

Что можете сделать в такой ситуации вы? Посоветуйте малышу помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных вами в сторону ребят.

3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам

Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.

Филипп Зимбардо, известный психолог, изучающий детскую застенчивость, в своей недавно вышедшей книге «Застенчивый ребенок» рекомендует родителям стеснительных малышей находить им друзей младшего возраста. Это помогает детям раскрепоститься, ведь общение с младшим по возрасту ребенком дает почувствовать лидерство и ответственность, что так необходимо робким детям. После этого ребенок уже более уверенно сможет контактировать со сверстниками.

4. Понаблюдайте за собой

Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями родительской любви и похвалами.

Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.

5. Не давайте противоречивых команд

Катерина Мурашова, психолог и автор книг о воспитании детей (http://www.ya-roditel.ru/parents/base/), утверждает, что на замкнутость и асоциальность ребенка влияют противоречивые указания родителей.

Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.

6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми

Не акцентируйте внимание на стеснительности ребенка. Не обсуждайте ребенка с родными и знакомыми в его присутствии. Проявляйте сочувствие к его проблемам, не игнорируйте его страхи.

7. Давайте ребенку «бытовые» задания

Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.

8. Учите ребенка благодарить

Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.

Не стоит сильно волноваться: большинство детей переживает «застенчивый» период к семи годам, особенно, если они видят, как расслаблены в компании их родители. Убедитесь, что ваши дети видят в вас социально успешного человека, и старайтесь по возможности соответствовать этому примеру.

8 советов, которые помогут застенчивому ребенку стать смелее

Для застенчивого ребенка участие в детском утреннике, знакомство с новыми друзьями, просьба мамы продекламировать стишок гостям — настоящая пытка. Такие дети не «рвутся в бой», чтобы доказать всему миру, на что способны, часто не уверены в себе и внушаемы.

Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

Возможно, малышу совершенно комфортно наедине с собой, или наличие одного единственного друга его полностью устраивает. Другой случай — ребенок страдает от того, что у него мало друзей, он не знает, как их завести и пробудить к себе интерес сверстников. Тут уже налицо проблемы с налаживанием коммуникаций».

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Эти личностные особенности ребенка могут усиливаться к 5 годам и постепенно снижаться к 7 годам. Но в некоторых случаях они не исчезают, и тревожность становится личностной особенностью даже в школе, что мешает процессу обучения».

Поощряйте самостоятельность

Когда в 4 года ребенка кормят с ложечки, в 10 лет — собирают портфель в школу, а в 12 — выбирают одежду и друзей, нет ничего удивительно в том, что он растет стеснительным, несамостоятельным и неуверенным. Так и будет продолжаться дальше — даже во взрослой жизни личность, выросшая в «тепличных условиях», не способна принимать важные решения и с высоко поднятой головой преодолевать трудности.

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

«На эту горку нельзя, она сильно высокая — упадешь, поранишься», «не дружи с теми ребятами, они наверняка тебя обидят», «нельзя гулять одному, вокруг много негодяев». Кажется, что все это лишь проявления заботы. Но тревожные родители свои многочисленные страхи передают и ребенку, тем самым лишая его общения со сверстниками и возможности действовать решительно. Застенчивость тут как тут. Ребенок будет рассуждать так: если мир настолько опасен, проще закрыться в своей раковине.

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

И если в раннем дошкольном возрасте ребенок утверждает, что у него ничего не получится, к 6 годам он молча констатирует свое поражение. Перестает обращаться за помощью к родителям и замыкается в себе. Такой ребенок заранее готовит себя к неудачам. Его жизненная позиция — «даже не буду пробовать, все равно не получится».

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

«Хвалите усилие, а не результат, — советует Инна Александровна. — Отметьте старания ребенка: «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!». Так вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым не так просто. Малыш может и не нуждаться в оценке своих действий, ему гораздо важнее знать, что вы видите его старания».

«Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что конкретно он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто». Эти слова будут более уместными, чем «какой ты у меня чистюля», — поясняет Инна Александровна.

«Еще один способ похвалить ребенка — подробно расспросить его о проделанной работе. Своими вопросами вы поможете малышу научиться самостоятельно оценивать достигнутые результаты. “Тебе нравится твой рисунок?”, “Что было самым сложным?”, “Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?” — вот те вопросы, которые можно задать своему ребенку, хваля его», — советует Инна Александровна.

«Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если малыш обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, посмотрите на него в ответ или обнимите. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом — о том, что вы рядом, о том, что вам не безразлично то, что он делает», — добавляет Инна Александровна.

Дайте ребенку право слова

Каждого в детстве учили, что некрасиво встревать в разговоры взрослых. Да, можно считать «недоработкой» родителей, если малыш постоянно бессовестно врывается в диалоги старших. Не запрещайте и не наказывайте — для стеснительного ребенка это еще один повод замкнуться в себе. Научите его, как вежливо поддержать разговор и высказать свое мнение.

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.

Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».

«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.

Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.

Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».

Как преодолеть застенчивость у ребенка

Содержание статьи:

  1. Причины развития
  2. Основные симптомы
  3. Как бороться
    • Советы родителям
    • Рекомендации ребенку

Застенчивость у ребенка — это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность. Так создаются маски, за которыми почти не видно сущности, истинного характера ребенка, а также тормозится его становление в обществе как личности.

Причины развития застенчивости у детей

Известно, что детская психика является ещё полностью не сформированной системой. Такая несовершенность делает ребенка уязвимым по отношению даже к самым, казалось бы, мелочным ситуациям. Вследствие этого головной мозг генерирует активацию многих защитных реакций, среди которых стеснительность, скрытность и неуверенность.

Различают несколько главных причин застенчивости у детей:

    Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день в силу проведения многих научных исследований было доказано, что наследственность достаточно часто является главным и единственным пусковым фактором в развитии такого состояния. Накопление различных мутаций в ряду поколений ставит под угрозу каждого ребенка, рождающегося в будущем. В таком случае говорят почти о стопроцентной склонности.

Природные факторы. Здесь стоит упомянуть наличие у каждого человека специфического типа нервной системы. Считается, что именно интроверты (скрытные и замкнутые) наиболее подвержены развитию такого качества, как застенчивость. Люди с меланхолическим и флегматическим типами темперамента также становят огромную группу риска, но и их отсутствие также не исключает возможности его заполучить. Исследования гласят, что чрезмерная активность в детском возрасте, которую пресекли однажды, может вылиться в застенчивость далее.

Социальная среда. В эту группу включают всевозможные связи ребенка с окружающим миром. Конечно, же самым важным является воспитание в семье. Основными проблемами выступают повышенная опека или, наоборот, отдаленность от душевных проблем чада. Родители не в состоянии обеспечить моральный комфорт и поддержку, решая всё за него или не интересуясь им вовсе. В этом случае застенчивость формируется стойкой и может сопровождать всю жизнь. Бывает, что причина скрывается в отношении сверстников. Чрезмерная агрессивность или активность других детей может подавить желание к общению с ними.

Нарушение адаптации. Каждые несколько лет в жизни ребенка он переживает какие-либо приспособительные реакции — к ползанию, ходьбе, самостоятельному уходу за собой, посещению садика, школы и многих других заведений. По мере их возникновения формируются положительные и отрицательные черты характера, которые воспитывают в ребенке умение сопротивляться внешнему воздействию. Если такой процесс пройдет неудачно, это может привести к развитию неуверенности, нерешительности и застенчивости.

Соматическая патология. Имеется ввиду наличие заболеваний внутренних органов, признаки которых могут отличать ребенка в кругу остальных детей. Чаще всего это наличие каких-либо патологий развития, следов от ожогов, обморожений, ранений, которые оставили следы на теле. Очень часто это становится причиной излишнего внимания или даже дразнения. Также такую реакцию можно отследить на детей-инвалидов. Ввиду этого, чтобы ограничить себя, малыш закрывается, отдаляется от окружающих, меньше разговаривает и большую часть времени предпочитает оставаться наедине.

  • Неправильное воспитание. Родительское влияние в первую очередь формирует ребенка как отдельную личность. Если его оказывается слишком много, чрезмерная опека приводит к полной несамостоятельности и нерешительности в последующем. Также, если материнская опека становится более жесткой и требовательность к детям превышает их возможности, возникает комплекс неполноценности. Такой ребенок замыкается и считает себя недостаточно хорошим для проявления в обществе.
  • Основные симптомы застенчивости у ребенка

    Необходимо начать с того, что застенчивый ребенок действительно страдает. Ведь это состояние руководит им во всех жизненных ситуациях. Он не может чувствовать себя комфортно нигде и ни с кем. Постоянное ощущение неуверенности и трусости преследует каждый день. К сожалению, многие родители, пытаясь помочь, только усугубляют ситуацию. Ведь первым делом они решают отстранить ребенка от принятия решений и делают это самостоятельно. Как результат на него сваливается ещё больше неполноценности и неуверенности.

    Чтобы знать, как помочь ребенку преодолеть застенчивость, нужно усвоить несколько её признаков. Среди них:

      Общие признаки. К ним относят осторожность и внимательность к каждому шагу. Такие дети практически никогда не падают с велосипеда, ведь им проще вообще на него не садится, чтобы такого не произошло. Тихий голос, повышение артериального давления, учащенный пульс, дискомфорт в животе, обильное потоотделение, ощущение напряжения во всех группах мышц, волнение — основные виды реакции организма детей на стресс. Возможно также появление румянца на щеках. Наиболее часто именно эти симптомы первыми оказывают свое отрицательное влияние на ребенка и преследуют его везде.

    Самокритичность. Такие дети чересчур требовательны и жестоки по отношению к своей личности. Им постоянно кажется, что они недостаточно выкладываются в той или иной сфере деятельности. Также это касается внешности и манеры общения с представителями противоположного пола. Ребенок не чувствует себя полноценным, считает недостаточно хорошим в сравнении с другими. Как результат становится отчужденным и отдаленным от остальных.

    Скрытность. Эта черта подразумевает замкнутость в любом коллективе. Будь то школа или дом, малыш не может поделиться ни с кем своими мыслями и соображениями. В кругу людей такие дети пытаются стать незаметными, исчезнуть из толпы и не любят, когда к ним привлекается слишком много внимания. Рассказать свое мнение или попросить совета они могут лишь у отдельных людей, и если сами того захотят.

    Стеснительность. Почти каждый человек получает ничем не заменимое чувство удовлетворения, когда его хвалят, но только не эти дети. Им лучше находиться в тени своих сверстников или же вообще оставаться незамеченными среди остальных. Свои амбиции они предпочитают скрывать и не афишировать, даже если являются обладателями многих талантов.

    Пугливость. Черта не является специфичной, но очень часто сопровождает застенчивого ребенка. Наиболее выраженным выступает страх перед чем-то новым. Это может быть как нежелание менять привычную старую одежду, так и переезжать на новое место жительства. Очень трудно им дается установление контакта с незнакомыми людьми, а заводить новых друзей такие дети, как правило, вовсе не хотят.

    Нерешительность. Если обычного ребенка позвать в поездку, он не станет задумываться прежде, чем согласится. А вот застенчивые дети будут долго взвешивать все и сомневаться. Это касается всего — какое мороженное выбрать, какую обувь купить и что подарить на день рождения. Эти вопросы будут мучить и прокручиваться в голове по несколько раз. Только взвесив все «за» и «против», будет дан какой-то ответ.

  • Нарушение речи. Часто такое проявление свидетельствует о запущенном состоянии. Дети, которые страдают от застенчивости из-за страха и неуверенности, начинают заикаться и запинаться. Скорее всего впервые это произойдет во время выступления на публике (концерты в садике или школе). И даже если дома рассказ стихотворения не вызывает дополнительных трудностей, в кругу незнакомых людей всё может резко поменяться.
  • Как бороться с застенчивостью у ребенка

    Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо понять, что застенчивость — это всё-таки не просто черта характера, а патологическое состояние. Только после осознания этого можно приступать к поиску путей решения этой проблемы. Искать их стоит незамедлительно, ведь каждый прожитый день с таким мышлением подводит ребенка к самостоятельному выходу из ситуации. Часто это уход из дома или даже попытки суицида. Коррекция застенчивости у детей требует комплексного подхода с привлечением как их самих, так и окружения.

    Советы родителям

    Мама и папа — это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.

    Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, нужно придерживаться следующих советов:

      Не ругать. Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.

    Интересоваться личной жизнью. Дети в современном мире — это маленькие взрослые. Не стоит думать, что с ними не о чем говорить. Эти маленькие человечки вмещают в себе огромный внутренний мир переживаний и забот, с которыми они не могут ещё справиться в одиночку. Нужно найти правильный подход к ребенку, расспрашивать, о чем он думает, почему совершает то или иное действие, с кем дружит и о чем грустит. Это очень важно. Если вы сумеете стать ему не только родителем, но и другом, сможете самостоятельно избавить его от проблемы.

    Уметь слушать. Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.

    Поддерживать. Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.

    Стать примером. Дети — это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.

  • Поощрять. На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.
  • Рекомендации ребенку

    И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

    Чтобы ему легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов:

      Быть уверенным. Даже если страх не покидает, всегда нужно запрещать ему выражаться каким-либо образом внешне. Чтобы было легче, необходимо расправить плечи, поднять подбородок, сделать глубокий вдох. Это поможет показать окружающим, что никакой паники нет и напротив них совершенно уверенная в себе личность.

    Улыбаться. Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Совершенно не нужно изображать панический хохот или приступ смеха. Достаточно будет легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.

    Смотреть в глаза. Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.

    Активно вести диалог. Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.

    Посещать разные мероприятия. Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.

    Поиск хобби. Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.

    Бороться со страхами. Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.

    Принять застенчивость. Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.

    Воспользоваться помощью. Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному. Иногда это родители, друзья, а могут быть и совершенно посторонние люди, нашедшие общий язык.

  • Заняться спортом. В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.
  • Как преодолеть застенчивость у детей — смотрите на видео:


    Как помочь ребенку справиться с застенчивостью: 5 советов родителям

    Для некоторых детей ответ у доски, выступление с докладом или презентация проекта перед сверстниками и педагогами – настоящий стресс. Причина тому – природная застенчивость и страх публичных выступлений. Как помочь школьнику справиться с волнением и можно ли «натренировать» уверенность в себе с помощью специальных упражнений – об этом расскажем в нашей статье.

    Все материалы основаны на педагогическом опыте автора статьи. Консультант − практикующий педагог-психолог ФГБОУ СОШ №1699 Управления делами Президента РФ Людмила Киселева.

    О застенчивости в психологии

    Для начала разберемся, что такое застенчивость и можно ли ее преодолеть. Толковые словари определяют застенчивость как «робость, стыдливость в общении». Психологическая энциклопедия рассматривает это явление как «боязнь социальных взаимодействий». Между тем, по словам Людмилы Киселевой, в настоящее время нет исчерпывающего определения:

    Клинические психологи убеждены, что застенчивость передается по наследству. Бихевиористы считают, что застенчивость – следствие усвоения определенных правил общения с другими людьми, и поэтому от нее можно и отучиться, точно так же, как от любой привычки или фобии, а обучение азам общения, укрепление уверенности замкнутых людей в своих силах может принести неплохие плоды в этом.

    Социологи и детские психологи подчеркивают, − говорит Людмила Киселева, − что застенчивость нужно понимать в аспекте социальных установок среды, в которой растет ребенок. Психотерапевты считают, что решение проблем скрыто в самовыражении и самораскрытии человека, и потому прорабатывают застенчивость с помощью выразительных креативных средств, таких как игры, танец, музыка, пение, драма, рисунок, лепка.

    Эксперт также отмечает, что нельзя отрицать и влияние на формирование застенчивости особенностей характера и темперамента. Важно знать зоны комфортного общения человека (его личностные границы) и его «барьеры общения» (смысловые, эмоциональные, моральные), то есть те психологические препятствия, которые встают на пути к правильной передаче информации между ним и окружающими.

    Возникает вопрос − так как же помочь детям избавиться от этой черты, доставляющей немало неудобств в социальной жизни, или как-то сгладить ее негативное влияние?

    Застенчивые дети – какие они

    Робкие стеснительные дети – часто очень ранимые, и поэтому им необходимо развивать умения, связанные с коммуникациями и публичными выступлениями. Застенчивому от природы ребенку необходимо научиться владеть практическими инструментами и кейсами для снятия разного рода коммуникативных барьеров.

    Приведем две истории из личного опыта автора статьи, которые показывают, как регулярная отработка коммуникативных и ораторских навыков может помочь застенчивым детям раскрыться.

    История 1. Восточные сладости

    В моей группе по ораторскому мастерству занималась очень стеснительная пятиклассница, назовем ее Эля. Ей с большим трудом давались любые выступления, быстро снять страх не получалось.

    Приближался ораторский турнир, и все мои ученики усиленно к нему готовились: оттачивали технику выступлений, придумывали идеи, как удивить и завоевать слушателей, тренировали собственные ораторские приемы. Эле все это давалось нелегко, к тому же сложностей добавляло отсутствие уверенности во владении русским языком – ее семья не так давно переехала в Россию из Азербайджана.

    Наступил день турнира. Девочке предстояло сделать презентацию по теме «Азербайджанская кухня». Когда подошла очередь ее выступления, она вышла на сцену не только с презентацией, но и с атрибутами национальной чайной церемонии и огромным блюдом с восточными сладостями.

    Презентация Эли стала самой яркой в тот день, и несмотря на то, что моя ученица не заняла призового места, слушатели были покорены и тепло ее благодарили.

    Это выступление придало девочке уверенности и наглядно показало ей, что, даже если человек не может похвастаться блестящим владением приемами риторики, способы найти контакт с аудиторией существуют.

    Перестала ли Эля стесняться на последующих выступлениях? Застенчивость не исчезла совсем, но страх публичных выступлений значительно снизился.

    История 2. Улитка

    Ученица 4 класса Валентина занимается в группе второй год. Девочка творческая, но при этом закрытая, и при выходе на публику (доклад или презентация в классе) зажимается, очень нервничает.

    Не случайно Валентина в первый год занятий для презентации на ораторском турнире выбрала тему «Улитки», она и сама чуть что – пряталась в свой «домик». Однако уже на следующий год моя ученица cтала проявлять активность – приняла участие в общешкольном конкурсе чтецов и заняла второе место, стала отстаивать свою точку зрения в игровых дебатах.

    В ее случае результат от регулярных занятий налицо − в ответственный момент ребенок смог преодолеть страх, собрался, успешно выступил и занял призовое место на конкурсе.

    Девочке, чтобы раскрыться, необходимо было время и регулярные тренировки, помогающие наработать необходимые навыки. Ее ни в коем случае нельзя было торопить и требовать мгновенных результатов, от этого она еще больше закрывалась.

    Пять советов родителям застенчивых детей

    Приводим 5 важных рекомендаций для родителей застенчивых детей. Их цель – напомнить мамам и папам о том, что их дети уникальны, неповторимы и развиваются в своем ритме.

    Совет 1. Давайте ребенку время собраться, не торопите его

    Со стеснительными детьми работать нужно в спокойном режиме. Их нельзя торопить и подгонять. Необходимо отмечать даже маленькие успехи этих ребят.

    Очень важно помнить – то, что остальным дается легко, для них может быть непосильной задачей, преодолением. Не ждите, что буквально через несколько занятий ораторским мастерством ваш ребенок станет победителем на турнире чтецов или получит приз за участие в конкурсе художественной самодеятельности. Даже сам факт выхода на сцену, выступления – большой подвиг и успех.

    Совет 2. Не давите и не сравнивайте

    Никогда не требуйте непременных побед и, главное, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми − он легко может решить, что он ни на что не способен, раз не оправдывает ожиданий родителей.

    Иногда детям нужно больше времени, чтобы раскрыться, иногда они выступают хуже, чем остальные. Главное, что они работают над собой, постигают, пусть и небольшие, но вершины. Все полученные навыки и знания останутся с ними на всю жизнь. Давление может ослабить у детей желание заниматься.

    Совет 3. Как можно чаще подбадривайте и хвалите

    Обязательно отмечайте любые положительные результаты ребенка. Не обозначайте сразу глобальную цель, разбивайте ее на мелкие задачи. Делая каждый день по маленькому шагу и фиксируя его, мы быстрее приходим к финишу и победе, чем если пытаемся нахрапом преодолеть дистанцию. В отношении публичных выступлений это правило работает на сто процентов.

    Если постоянно отмечать маленькие успехи (например, вчера рассказал стихотворение на «5», сегодня защитил доклад без волнения), в подсознании фиксируется установка «Я могу». Тогда ваш юный оратор становится увереннее в себе.

    Родителям стоит завести «Дневник успехов юного оратора» и отмечать в нем любые промежуточные достижения ребенка. Этот метод помогает наглядно увидеть результаты и побуждает двигаться к покорению новых вершин.

    Совет 4. Больше практики и ситуаций успеха

    Главное правило для более быстрого достижения результата – постоянная практика. Это могут быть систематические занятия в специализированном кружке или периодические задания на развитие коммуникативных качеств, например, заговорить первым с соседом в лифте, поддержать диалог с продавцом в супермаркете, поднять руку и ответить на уроке.

    Для наработки практики можно в игровой форме тренировать дома ораторские навыки. Приведем несколько примеров.

    • Игра «Речевые импровизации»

    Ребенок должен выбрать предмет и описывать его без остановки и без повторов в течение 2-3 минут. Это тренирует спонтанную речь, а хороший опыт экспромтов автоматически помогает справляться с волнением в неожиданных ситуациях.

    • Игра «Тренировка эмоций»

    Все участники пишут на небольших листочках названия эмоций: радость, грусть, печаль, скука. Листочки помещаются в «шляпу». Выбирается любой короткий текст. Затем по очереди каждый игрок вытягивает листочек и читает текст, изображая указанную на нем эмоцию. Остальные игроки должны угадать, что было написано на листочке.

    Групповая игра, для участия в которой дети должны разделиться на две команды: «утверждающих» и «отрицающих». Выбирается интересная ребятам тема. Каждая команда должна привести минимум 5 аргументов, подтверждающих их правоту. Проверено на опыте – даже очень застенчивые дети начинают рьяно отстаивать свою точку зрения в таких экспресс-дебатах.

    Рекомендуем как можно чаще создавать ситуации успеха у детей. Это могут быть участие в онлайн-конкурсе, когда у ребенка есть время на подготовку и возможность записать видео в спокойной домашней обстановке, или выступление в классе на какую-то хорошо проработанную тему. Такие техники помогают поверить в себя.

    Совет 5. Поощряйте и поддерживайте

    Детей, которым трудно даются выступления на сцене, хвалить и поощрять нужно как можно чаще. Это помогает им раскрыться, осознать свои сильные стороны. Родительская поддержка очень важна. Хорошо, если вы будете отмечать успехи и достижения ребенка и вместе с ним справляться с трудностями.

    Если ребенок испытывает страх, помогите ему с ним бороться.

    История из практики

    Мама девочки Валентины из истории №2, настраивая 10-летнюю дочку на конкурс чтецов, утром перед выступлением давала ей выпить «эликсир храбрости». Такой способ тоже может помочь снять страх и настроить ребенка на победу.

    Так есть ли волшебная таблетка?

    К сожалению, ни ученые, ни психологи, ни тренеры ораторского искусства не изобрели волшебную таблетку для быстрого преодоления застенчивости. Одно можно сказать точно − работать со стеснительными детьми нужно аккуратно и максимально деликатно, не задевая их и без того хрупкую психику. Ведь им сложнее, чем остальным детям, преодолеть свой страх. И в этом вопросе важна регулярность и последовательность.

    Постоянно тренируясь, стеснительный ребенок будет развиваться в своем собственном ритме и в итоге выйдет на свой личный «рекорд». И даже если этот результат не будет ошеломляющим, для ребенка он может оказаться серьезным стимулом развиваться и совершенствоваться дальше. Важно только, чтобы родители и педагоги помнили, что стоит отступиться от своих амбиций и поощрять даже маленькие победы.

    Застенчивый ребенок: что делать родителям? Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

    Не давите. Это самое главное правило, которому должны следовать родители. Направлять, поддерживать, но не настаивать и заставлять.

    Поговорите с учителем, покажите свою заинтересованность. Большую часть информации о своём ребёнке, его учебной успеваемости и участии в школьной жизни вы можете узнать именно от преподавателя. Сравните поведение ребёнка в классе и дома. Что ребёнок любит делать с вами, но отказывается выполнять в школе? Что он не любит, но вынужден делать? В большинстве случаев учителя будут глубже вникать в проблему, только если будут понимать, что и вам сложившаяся ситуация небезразлична.

    Помогите ребенку раскрыться через свои увлечения. Ну, например, малыш любит жуков и коллекционирует картинки, наклейки и т.д. с их изображением. Заранее поговорите с учителем – и пусть ребёнок принесёт их в школу. Только нужно сразу же условиться с педагогом, что он будет спрашивать без нажима, это не будет презентация, а лишь беседа, которая позволит малышу рассказать о своих увлечениях. Преподаватель может подготовить урок, посвящённый насекомым, базируясь на материалах маленького коллекционера. Это даст крохе чувство сопричастности, ощущение нужности и значимости в школьном коллективе.

    Посещайте школу. Такие визиты позволят вашему застенчивому ребёнку чувствовать себя увереннее и спокойнее. Для детей приход в школу родителей не по необходимости, а просто для моральной поддержки – это очень приятное событие. А вы, в свою очередь, имеете возможность ещё раз понаблюдать, за поведением своего малыша, остальных детей и учителя.

    Дайте возможность почувствовать себя успешным. Ребёнок полюбит то, что у него хорошо получается. Здесь мы вновь возвращаемся к разговору с преподавателем. В данное время вся методика преподавания базируется на личностном подходе. Задания должны подбираться исходя из индивидуального уровня подготовки ребёнка. Если малыш не справляется с чем-то, попросите некоторое время заниматься с ним по облегчённой программе. Главное – он должен видеть, что у него получается учиться. Если ребёнок опережает своих одноклассников: первым справляется с заданиями, а затем вынужден ждать остальных и скучать – попросите давать ему усложнённый вариант. В этом случае главное – ему должно быть в школе интересно.

    Помогайте ребёнку дома. Некоторым деткам легче усваивать информацию в тихом уединённом месте, без временного ограничения урока. Повторите то, что плохо давалось на уроке, но найдите способ превратить это в интересное увлекательное занятие. И помните о первом правиле.

    Акцентируйте внимание на успехах ребёнка. Не следует обращать внимание только на трудности. Ребёнок должен видеть, что вы замечаете и цените его прогресс.

    Будьте его учеником. Психологи утверждают, что для детей ролевая игра «в школу» со своими игрушками – это вид безопасного проигрывания ситуации. Вы можете сами стать учеником своего ребёнка, но здесь важно не перебивать его. В ходе игры вы откроете страхи ребёнка: например, злые одноклассники или дразнящий ребёнка учитель. Будучи учеником своего малыша, вы можете интересно обыграть свой страх перед учителем или детьми и, тем самым, разрядить ситуацию, помочь ребёнку почувствовать себя немного увереннее. Поговорите с ребёнком, ответьте на его вопросы, а затем используйте полученную информацию для разговора с учителем.

    Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет.

    Личная информация Членов, собранная при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в «Согласии с рассылкой»

    Какие данные собираются на сайте

    При добровольной регистрации на получение рассылки «Инсайдер интернет предпринимателя» вы отправляете свое Имя и E-mail через форму регистрации.

    С какой целью собираются эти данные

    Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений.

    Ваши имя и e-mail не передаются третьим лицам, ни при каких условиях кроме случаев, связанных с исполнением требований законодательства. Ваше имя и e-mail на защищенных серверах сервиса getresponse.com и используются в соответствии с его политикой конфиденциальности.

    Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

    Как эти данные используются

    На сайте www.ismart.by используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервиса Google Analytics.

    При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей.

    Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

    Как эти данные защищаются

    Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет.

    Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями.

    Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее.

    Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

    В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

    Заполняя форму на нашем сайте — вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности. Также вы соглашаетесь с тем, что мы имеем право разглашать ваши личные данные в следующих случаях:

    1) С Вашего согласия: Во всех остальных случаях перед передачей информации о Вас третьим сторонам наша Компания обязуется получить Ваше явное согласие. Например, наша Компания может реализовывать совместное предложение или конкурс с третьей стороной, тогда мы попросим у Вас разрешение на совместное использование Вашей личной информации с третьей стороной.

    2) Компаниям, работающим от нашего лица: Мы сотрудничаем с другими компаниями, выполняющими от нашего лица функции бизнес поддержки, в связи с чем Ваша личная информация может быть частично раскрыта. Мы требуем, чтобы такие компании использовали информацию только в целях предоставления услуг по договору;им запрещается передавать данную информацию другим сторонам в ситуациях, отличных от случаев, когда это вызвано необходимостью предоставления оговоренных услуг. Примеры функций бизнес поддержки: выполнение заказов, реализация заявок, выдача призов и бонусов, проведение опросов среди клиентов и управление информационными системами. Мы также раскрываем обобщенную неперсонифицированную информацию при выборе поставщиков услуг.

    3) Дочерним и совместным предприятиям: Под дочерним или совместным предприятием понимается организация, не менее 50% долевого участия которой принадлежит Компании. При передаче Вашей информации партнеру по дочернему или совместному предприятию наша Компания требует не разглашать данную информацию другим сторонам в маркетинговых целях и не использовать Вашу информацию каким-либо путем, противоречащим Вашему выбору. Если Вы указали, что не хотите получать от нашей Компании какие-либо маркетинговые материалы, то мы не будем передавать Вашу информацию своим партнерам по дочерним и совместным предприятиям для маркетинговых целей.

    4) На совместно позиционируемых или партнерских страницах: Наша Компания может делиться информацией с компаниями-партнерами, вместе с которыми реализует специальные предложения и мероприятия по продвижению товара на совместно позиционируемых страницах нашего сайта. При запросе анкетных данных на таких страницах Вы получите предупреждение о передаче информации. Партнер использует любую предоставленную Вами информацию согласно собственному уведомлению о конфиденциальности, с которым Вы можете ознакомиться перед предоставлением информации о себе.

    5) При передаче контроля над предприятием: Наша Компания оставляет за собой право передавать Ваши анкетные данные в связи с полной или частичной продажей или трансфертом нашего предприятия или его активов. При продаже или трансферте бизнеса наша Компания предоставит Вам возможность отказаться от передачи информации о себе. В некоторых случаях это может означать, что новая организация не сможет далее предоставлять Вам услуги или продукты, ранее предоставляемые нашей Компанией.

    6) Правоохранительным органам: Наша Компания может без Вашего на то согласия раскрывать персональную информацию третьим сторонам по любой из следующих причин: во избежание нарушений закона, нормативных правовых актов или постановлений суда;участие в правительственных расследованиях;помощь в предотвращении мошенничества;а также укрепление или защита прав Компании или ее дочерних предприятий.

    Вся личная информация, которая передана Вами для регистрации на нашем сайте, может быть в любой момент изменена либо полностью удалена из нашей базы по Вашему запросу. Для этого Вам необходимо связаться с нами любым удобным для вас способом, использую контактную информацию, размещенную в специальном разделе нашего сайта.

    Если Вы захотите отказаться от получения писем нашей регулярной рассылки, вы можете это сделать в любой момент с помощью специальной ссылки, которая размещается в конце каждого письма.

    Читайте также:  Воспитание ребенка до года: главные советы родителям
    Ссылка на основную публикацию