Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1.

Обзор методики Марии Монтессори.

Ребёнка не нужно заставлять сделать-то, чего ему не хочется или не интересно, как вариант, нужно ребёнку это преподнести так, чтобы у него проснулся к этому интерес.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок вырос гением и вундеркиндом. Многие из них даже пытаются что-то для этого сделать, и у них это получается, но есть и такие, которые месяцами сидят над ребёнком, но тот наотрез отказывается заниматься. Всё это потому что, они не понимают основного принципа развития ребёнка.

Вот на этом принципе и основывается методика гениального педагога и учёного Марии Монтессори. Суть данного принципа в том, что обучение детей необходимо проводить в игровой форме и давать им возможность выполнять все задания самостоятельно.

Для занятий по методики Марии Монтессори необходимо создание
специальной развивающей среды, в которой ребёнок захочет проявить себя, показать, на что он способен, и в которой он смог бы открыть для себя что-то новое, ранее не известное ему. У ребёнка должен появиться интерес к учёбе, причём сам ребёнок даже не будет догадываться, что его учат, для него это будет просто игра.

Данная методика основана в первую очередь на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, так как все дети разные, одним нравится одно, другим – другое. Данная методика позволяет развивать логическое мышление ребёнка, его память, речь, моторику и раскрывает его творческий потенциал. Кроме того, данная методика уделяет большое внимание коллективным методом общения и развития ребёнка, а так же бытовым вещам,
стимулирующих самостоятельность и независимость.

У маленьких детей, нет такого багажа знаний как у взрослых, они получают свой жизненный опыт через те действия, которые сами совершат или которые происходят с ними. Они никогда не планируют что-то на перед, они живут тем, что происходит с ними в данный момент времени.

Марии Монтессори использовала очень интересный подход к детям, например при игре с каким-то обучающим материалом, она ставила две задачи, основную и скрытую. Так, например, ребёнок хочет поиграть с кубиками, в этом случае основной целью для него будет построить башню из этих кубиков, а скрытая цель — это та цель, которую преследовал взрослый, разрабатывая эти самые кубики, а именно развитие концентрации внимания, координация движения, подготовка к каким-то математическим упражнениям. Характерным отличием ребёнка от взрослого является то,
что для ребёнка наибольшее удовольствие доставляет не итоговый результат действия, а сам процесс выполнения действия!
.
Методика Марии Монтессори

Раннее развитие, методики, системы, школы Основные принципы развития детей по Методике Марии Монтессори.
Развивающая среда, дидактические материалы.
Мария Монтессори / Maria Montesorri — итальянский новатор-педагог,
создатель педагогической системы для детей, основанной на идее свободного воспитания.
Книги: “Мой метод. метод научной педагогики”.

Основные принципы педагогики.
1.Создать развивающую среду.
2.Вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил.
3.Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а
только наблюдать за детьми.

Развивающая среда!
Пособия и материалы для обучения доступны для ребенка, он всегда может воспользоваться любым материалом. Мебель сделана именно по размеру ребенка, чтобы он чувствовал себя увереннее в помещении и не нуждался в помощи взрослых.

Развивающие материалы!
Обычные игрушки заменяются обучающими дидактическими материалами и вещами, которыми взрослые пользуются в обыденной жизни. Все дидактические материалы направлены на развитие ребенка. Тактического восприятия, мелкой моторики, координации движения, сенсорного развития, воображения. Есть пособия для развития речи, и математического развития. В Монтессоре среде не встретишь лишних вещей, все игрушки-пособия обучают конкретным навыкам.
(.)Тактильный мешочек своими руками (см.ниже)
(.)Игры на изучение геометрических форм (см.ниже)

Простые правила!
Самое главное правило — порядок. Поиграв или позанимавшись с
каким-либо предметом или игрушкой, обязательно положить ее на место. Второе правило — порядок во времени, то есть режим. Детям очень важна хорошо знакомая последовательность событий.

* Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет
В книге подробно описаны способы организации развивающей среды для ребенка с первых дней его жизни, игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.
: * Мой метод. Мария Монтессори
Книга является первой публикацией на русском языке фундаментального труда выдающегося итальянского педагога, психолога и философа Марии Монтессори. Она была написана почти 100 лет назад, но идеи свободного саморазвития детей в специально обустроенном пространстве актуальны и сегодня.
.

Основные принципы системы Монтессори.

(!) Индивидуальное развитие. Ведущим принципом является личное или индивидуальное развитие каждого ребенка. Согласно этому принципу воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал по максимуму.

(!) Помоги мне сделать самому. Работа по личному развитию ребёнка строится на методике самокоррекции, когда без вмешательства взрослого ребенок должен увидеть свои ошибки и сам их оценить. В литературе этот принцип именуется не иначе как «помоги мне сделать самому».

(!) Личное пространство. Следующим немаловажным и значимым принципом является личное пространство. Ребенок, находясь в группе должен понять, что у каждого предмета есть свое место, которое не может быть нарушено.
Таким образом, малыш не только получает начальные знания о порядке, но и развивает в себе понятие о личном пространстве, к примеру, сидя на своем коврике.

(!) Социальное общение становится немаловажным методом, также вошедшим в педагогическую систему Монтессори. Во времена работы Марии Монтессори группы детей специально комплектовались разновозрастные, чтобы старшие старались помогать младшим. Именно благодаря такой методике, малышам
прививалось заботливое отношение к близким.

(!) Жизненный опыт. Упражнения из сферы жизненной практики,
учат детей заботиться о себе. Малыши получают самые разнообразные полезные навыки, среди них застегивание пуговиц, сервировка стола, вытирание пыли и многое другое, из того, что родители не всегда позволяют делать своим детям дома. Обязательным условием данной методики, является наличие в группе настоящих предметов обихода, чтобы ребенку всегда был очевиден результат того, что он делает, например, малыш на пол уронил стакан, и вода разлилась по полу. Таким образом, начинает работать еще один принцип учения Марии Монтессори – автоматический контроль ошибок.

Из приведенных выше принципов видно, как сильно система Мантессори отлична от традиционных учений педагогики. Согласно учению Мантессори, к ребенку необходимо относиться, прежде всего, как к уникальной личности, у которой существует свой собственный план развития и сроки познания
окружающего мира. Ребенок является главным объектом во всех принципах методики, а воспитатель служит лишь помощником, показывающим как правильно работать с материалом. Кроме этого, немаловажна гимнастика для детей, в которой развиваются все их мышцы.
Цель системы Монтессори дать ребенку развиваться самостоятельно, ведь именно в этом и есть залог счастливой и успешной жизни человека в будущем.

Десять заповедей доктора Марии Монтессори!

1.Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).

2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям.

8. Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать.

9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.
Сделай готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Девочки! Могу всем желающим выслать интересные ссылки, где есть много фото — игрушек (по методике Марии Монтессори), которые можно сделать своими руками! Игры все по возрасту!

Нередко родители, которые хотят заниматься ранним развитием ребенка, интересуются, что же за игрушки нужно покупать ребенку и как с ними играть. На самом деле по системе Монтессори любой предмет в доме может быть игрушкой. Ребенок хочет познавать
мир, он исследует квартиру. И чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!

Суть и основные принципы методики Монтессори самыми простыми словами

В прошлой статье я рассказал как сделать бизиборд своими руками. Сегодня я расскажу про суть и принципы методики Монтессори.

Методика Монтессори была разработана в начале прошлого века, но до сих пор является одной из самых ключевых и популярных методик раннего развития детей. Миллионы детей по всему миру обучаются в центрах Монтессори под чутким присмотром сертифицированных специалистов.

Такую популярность методика получила не спроста, ведь Мария Монтессори сделала переворот в системе образование. Она сильно опередила свое время и современные исследования подтверждают неоспоримую пользу методики.

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.

После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Суть методики Монтессори

Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.

Читайте также:  6 правил воспитания детей от еврейских мам. Их мудрые советы пригодятся каждому!

Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.

Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.

А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.

Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:

  • не следует мешать другому ребенку, если тот занят
  • выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
  • не нужно шуметь — это может помешать остальным
  • закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
  • если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим

В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.

6 базовых принципов обучения

Выделяют следующие основные принципы в методике:

  • Свободное передвижение по классу
  • Дети изучают специальные материалы Монтессори
  • Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога
  • В группе дети разного возраста
  • Подготовленный педагог
  • Обучение проходит в специально подготовленной среде, разделенной на различные зоны

Среда Монтессори

Среда представляет собой целый отдельный мир, наполненный различными интересными вещами и в котором ребенок может свободно выбирать какой деятельностью заниматься в данный момент. Вся среда наполнена специальными развивающими и обучающими материалами Монтессори.

Важным моментом в развивающей среде является доступность. Все пособия располагаются так, чтобы ребенок без посторонней помощи мог выбирать себе занятие по душе. Также малыш сам выбирает где, как и с кем ему заниматься, вправе свободно перемещать столы и стулья для более удобного изучения материала.

Развивающая среда разделяется на следующие зоны:

Зона практической жизни

Ребенок попадает на островок бытовой жизни взрослого человека. Здесь есть все то, что понадобится в повседневной жизни: от застегивания молнии до приготовления завтрака.

Занятия делятся на следующие группы:

  • уход за собой (чистка и надевание одежды и обуви, приготовление еды)
  • уход за окружающей средой (полив цветов, уборка)
  • социальные навыки (этикет, правила общения)

Кстати, все предметы не игрушечная бутафория, а самые что ни на есть настоящие.

Зона сенсорного развития

Малыш учится чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно при помощи органов чувств.

Ребенок узнает о таких понятиях, как цвета, масса, формы, размеры, звуки и даже вкусы и запахи. Стоит заметить, что каждое отдельное обучающее пособие посвящено только одному определенному параметру, концентрируя внимание ребенка в момент игры только на нем.

Математическая зона

Эта зона связана с сенсорной зоной и большинство математических материалов представлены ребенку в конкретной физической форме, а не в теоретической. Так ребенку гораздо проще разобраться в сути математики и решать довольно таки сложные задачи для своего возраста.

Математика является одной из сильнейших сторон методики Монтессори и это признают даже сторонники других методик раннего развития.

Речевая зона

Ребенок учится письму, чтению и пополняет словарный запас.

Обучение также строится на тактильных ощущениях, это способствует более быстрому и глубокому усвоению материала.

Космическая зона

Космическая зона в методике Монтессори подразумевает изучения окружающего мира.

Сюда входит география, биология(зоология и ботаника) , наука (различные интересные опыты), история и анатомия.

5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори

Существует много критиков этой системы обучения, но еще больше последователей и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.

К минусам можно отнести:

  • не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим
  • разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших”
  • отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.

Из плюсов можно отметить следующие:

  • малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности
  • метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим
  • нет оценок и суждений — не страдает самоуважение ребенка
  • обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием
  • разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших

Заключение

Методика монтессори долгие годы была подвергнута гонению во времена войн и тяжелой политической обстановки в мире. Тем не менее, в конце двадцатого века стала восстанавливать свою популярность.

В наши дни практически не осталось родителей, которые не слышали об этой методике. Сейчас даже в маленьких провинциальных городах есть школы, сады и центры Монтессори.

А в этом коротком видео очень доступно рассказано про смысл методики

Использовать ли эту методику? Решать только вам)

Что касается моего мнения, то я всегда вспоминаю систему финского образования. В некоторых моментах оно мне очень напоминает педагогику Монтессори. Есть ряд схожих законов, таких как свобода выбора, равенство, отсутствие оценок (в начальных классах). В общем демократии там много.

И знаете что с этим финским образованием? Оно одно из лучших в мире!

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться, в чем же на самом деле заключаются суть и принципы методики Монтессори.

Ставьте лайки, делитесь с друзьями. Буду очень рад видеть ваше мнение в комментариях.

Методика Монтессори: суть, преимущества, недостатки

В наше время популярна теория о том, что ребенок намного мудрее своих родителей и он сам способен выбрать, чем ему заниматься и каким способом развиваться. А взрослые, как правило, мешают этому естественному процессу. Но на самом ли деле это так?

Мария Монтессори – известнейшая среди педагогов личность, итальянский врач и педагог, в начале ХХ века разработавшая уникальную в своем роде методику развития и воспитания ребенка.Монтессори длительное время работала в детской психиатрической клинике, что дало ей возможность на основе своих наблюдений определить основные принципы гармоничного развития личности ребенка в разные периоды его жизни. На основе принципов методики Монтессори построено воспитание детей в детских садах и центрах раннего развития почти 80 стран мира.

СУТЬ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори была убеждена в том, что самый важный период развития человека – с рождения и до шести лет, так как именно в это время формируется его интеллект и психика. Именно поэтому важно не мешать естественному развитию, а, наоборот, всячески помогать и предоставлять любые средства для самопоиска малыша.

Вся идеология методики Монтессори основана на обращении к индивидуальности ребенка, его самобытности, уникальности характера и способностей. Одним из важнейших принципов воспитания детей считается их самостоятельность. Фактически, малыш сам выбирает себе средства для своего развития и способы реализации своих естественных задатков. Родители или педагог призваны, наблюдая, помогать, не вмешиваясь и не решая, чем кроха будет играть, что можно, а чего нельзя, что ему рано или не подходит по какой-то причине. Все, что ребенку интересно, родители должны брать во внимание. Это можно преподнести как игру, которая приносит удовольствие и маме, и папе, и ребенку.

Цель развития по системе Монтессори – вовсе не сделать из ребенка маленького Эйнштейна, легко оперирующего цифрами и формулами, а воспитать человека, которому интересен сам процесс самообразования, который стремится знать и понимать, учиться и познавать новое. Понятное дело, имея такие качества, человек не может не достигнуть успеха в жизни.

МОНТЕССОРИ МАТЕРИАЛЫ

Согласно теории Монтессори, самое лучшее и самое правильное, что должен сделать взрослый для ребенка, – создать благоприятную для развития среду, но не больше, причем имеется в виду не что-то абстрактное, а конкретное пространство, в котором малыш сможет учиться всему новому. Как оно должно выглядеть?

Это должны быть несколько зон в комнате, в одной из которых ребенок будет развивать свои сенсорные способности и мелкую моторику (рамки с крючками, бантиками, пуговичками, застежками и т.д.), в другой – учиться самообслуживанию, играя, например, с игрушечными бытовыми приборами и инструментами, в третьей зоне должны быть материалы, развивающие мышление, логику, внимательность (кубики и цилиндры, сортеры, карточки, мячики и всевозможные игры с ними), ещё в одной – тренировать математические способности (счетные бусы, геометрические фигуры с формочками, доски умножения/деления и пр.).

Материалов Монтессори слишком много, чтобы их описать, но элементы методики можно встретить даже на обычных детских площадках – разноцветные счетные баранки или вращающиеся кубики с буквами, например, не что иное как игрушки Монтессори. В наших государственных садиках игры Монтессори тоже весьма и весьма популярны, так что говорить, что система Монтессори– только «для избранных», не приходится.

НЕДОСТАТКИ МЕТОДА МОНТЕССОРИ

Критики Монтессори указывают на то, что методика не уделяет должного внимания развитию творческого потенциала ребенка – нет ролевых игр, нет места для импровизации и полета фантазии. Всё верно, если не учитывать тот момент, что методике уже более ста лет, а за это время многие не менее талантливые педагоги, чем сама автор метода, привнесли в методику множество того, на чем Мария Монтессори не акцентировала своего внимания. В том числе и творчество. Вряд ли сегодня найдется садик или группа раннего развития, где дети не лепят, не рисуют, не читают и не играют вместе.

Ещё один из часто называемых минусов системы Монтессори – противоречия в самих принципах воспитания. Например, педагог должен не вмешиваться в игры детей, но в то же время строгая дисциплина (в Монтессори-садиках это один из ключевых моментов) не воспитывается иначе как вмешательством взрослого. Хотя вмешательство вмешательству рознь – конечно же, всё зависит от конкретного воспитателя и его подхода к детям.

Методика Монтессори не зря настолько популярна сегодня: беспрепятственно и самостоятельно всесторонне развитая личность, без сомнения, достигнет успеха в современном мире, где конкурируют не профессии, а навыки, хватка, упорство, способность к самообучению.

Конечно, можно самостоятельно организовать Монтессори-уголок в своем доме, купить материалы, разные игры, но методика не состоит только из одних материалов – приобрести их недостаточно, чтобы достигнуть ожидаемых результатов – лучше, если развитием ребенка будут заниматься специально обученные профессионалы, благо, Монтессори-садиков сегодня в Украине немало.

Методика Марии Монтессори: основные принципы, плюсы и минусы

Методика развития Монтессори не ограничивается пересыпанием круп и играми с вкладышами, как зачастую многие родители себе это представляют. На самом деле автор разработала целую педагогическую систему, основанную, прежде всего, на уважении к детям и предоставлении им максимум свободы.

В основе данной методики лежит благородная цель – воспитание независимого, свободного и самостоятельно рассуждающего человека, который сможет принять решение и нести за него ответственность.

Читайте также:  Ребенок спит только на руках, а положишь просыпается: проблема или нет

Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой методика раннего развития Марии Монтессори.

Если у современных родителей спросить, какая методика воспитания детей является самой популярной, то подавляющее большинство с уверенностью ответит: система Монтессори.

Несмотря на то, что эта программа недавно отметила вековой юбилей, ее до сих пор активно применяют в многочисленных развивающих центрах и детских садах по всему миру. Давай узнаем, в чем секрет подобного долголетия и популярности.

Система Монтессори – немного истории

Уникальный метод развития, предложенный первой женщиной-врачом в Италии, стал известен в начале 20-го века.

Педагог Мария Монтессори применила собственные педагогические наработки, став директором школы для умственно отсталых детей.

Однако поначалу новая авторская методика не вызвала большого энтузиазма у педагогической общественности. Научные круги заинтересовались методом лишь после того, как воспитанники школы успешно сдали выпускные экзамены.

Несмотря на успех своих разработок, Мария Монтессори была вынуждена покинуть директорскую должность и вернуться к научным экспериментам.

Только в 1906 году, после распространивших ся слухов о прорыве в педагогике, Монтессори разрешили читать лекции. Именно этот год является официальной датой рождения популярной методики.

Основные принципы методики развития Марии Монтессори

Но для того чтобы малыш правильно развивался, категорически не рекомендуется его к чему-либо принуждать. Также необходимо соблюдать следующее принципы:

  • создать для крохи специальную среду – то есть обеспечить всеми условиями (дидактическими материалами, оборудованием), помогающими развитию;
  • предоставить ему право самостоятельно решать, чем он будет заниматься.

Благодаря соблюдению этих принципов, дети смогут развиваться в индивидуальном темпе, согласно собственным возможностям и потребностям.

1. Создание развивающей среды

Развивающие центры, дошкольные учреждения, а также мамы, работающие по данной методике, должны соблюдать несколько важных условий:

  • все развивающие материалы специально подбираются по возрасту ребенка;
  • обучающее пространство организуется таким образом, чтобы дидактические пособия были доступны детям;
  • малыш может заниматься с игровыми материалами столько времени, сколько считает необходимым.

Вот почему многие материалы являются самыми обычными предметами: бусы, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки.

Огромное значение в Монтессори-педаг огике придается совершенствовани ю мелкой моторики рук, поэтому большинство развивающих занятий проводится при помощи пуговиц, прищепок, крупы и т.д.

2. Предоставление детям самостоятельност и и свободы

Это второй ключевой принцип методики, которые означает, что малыш сам может выбирать себе вид деятельности и продолжительност ь занятий. Ни педагоги, ни родители не должны его заставлять.

Например, вы вспомнили, что ребенок давно не вырезал из бумаги, однако принуждать к этому его нельзя. Захочет – сделает бумажные фигурки. Однако чтобы увлеченность детей не ограничивалась только куклами и машинами, необходимо соблюдать первый принцип – создание грамотной развивающей среды.

Перед домашними занятиями по системе Монтессори уберите с глаз долой все, что не должно попасть в маленькие ручки.

Главные правила методики Марии Монтессори

Не стоит думать, что отсутствие запретов приводит ребенка к вседозволенности . Неотъемлемой частью Монтессори-педаг огики является приучение детей к соблюдению нескольких четких и несложных правил.

  1. Малыш должен самостоятельно готовиться к занятиям: он сам берет со стеллажа игровой материал, сам подготавливает стол для рисования красками, набирает в стакан воду. Конечно, педагог или родители могут подсказать или помочь ребенку, но именно подсобить, а не сделать все за него.
  2. ​ После того как малыш позанимается с дидактическими материалами, он должен помыть, аккуратно сложить и убрать их обратно – на строго определенное место на полке. Лишь после этого дети могут играть с другими пособиями.
  3. Независимо от того, находится ли кроха в детском саду или играет с братьями и сестрами, важно соблюдать следующее правило: с кубиком или вкладышем занимается тот ребенок, кто первым к нему потянулся. Остальные дети ждут своей очереди. Конечно, можно играть и всем вместе, но только если счастливый обладатель игрового материала не возражает. Настаивать на совместных играх не следует.
  4. Своим поведением ребенок не должен мешать окружающим детям и взрослым. В развивающих центрах есть особые комнаты для того, чтобы малыши могли «выпустить пар». Подобный уголок можно создать и в домашних условиях.

Родителям нужно морально подготовиться к тому, что их чадо не станет беспрекословно выполнять подобные правила, тем более в самом начале занятий. И все же напоминать о соблюдении порядка необходимо регулярно. Кстати, соблюдать правила поведения в садике намного проще, поскольку ребенок учится чистоте, глядя на других деток.

Одновременно нужно объяснять: «Если ты хочешь играть с этим ведерком, необходимо сначала убрать конструктор» или «Да, сейчас я тебе помогу, однако в следующий раз ты сам за собой уберешься».

Особенности разделения учебного пространства по Монтессори

Образовательную среду (и в детском саду, и дома) следует разделить на несколько зон и наполнить соответствующими дидактическими материалами. Мария Монтессори выделила пять подобных развивающих зон.

1. Зона реальной жизни

Предметы этого блока учат детей самостоятельност и и помогают осваивать практические навыки. К примеру, здесь малыш может застегивать и расстегивать пуговки, подмести пол, ребенок постарше – погладить кофту для куклы.

Именно в этой зоне ребята набираются опыта и проводят работу над ошибками, поскольку только разбив кружку или расплескав воду, дети поймут, что они сделали неправильно.

2. Зона сенсорного развития

Малыш с помощью подобранных монтессори-матер иалов может развивать сенсорные ощущения: слух, зрение, обоняние и осязание. Многочисленные кубики, цилиндры, отличающиеся цветом, размером и формой, способствуют совершенствовани ю восприятия и формированию представлений о свойствах окружающих предметов.

3. Зона математики

Здесь малыш знакомится со счетом, математическими символами, узнает о существовании таких понятий, как сложение, вычитание, умножение, деление, учится делить целое на части.

Для облегчения образовательного процесса подбираются специальные деревянные дощечки, счеты, наборы геометрических фигур, а также обычные бусинки и счетные палочки.

4. Языковая зона

В этой зоне малыши найдут пособия, которые предназначены для изучения основ письма и чтения. Ребенка необходимо обеспечить карандашами, наборами прописных и печатных букв. Для расширения словарного запаса подойдут коробочки с картинками животных, различных предметов – например, «Кто это?», «Что это?».

5. Космическая зона

Материалы в этой зоне познакомят малышей с окружающей действительность ю в любых ее проявлениях: Вселенной и космосом, явлениями природы, разнообразием флоры и фауны, а также культурными традициями народов мира. С помощью этих пособий ребенок сможет понять собственное место в нашем мире.

Кстати, Мария Монтессори при разделении рабочего пространства на зоны полностью исключила традиционные парты, заменив их удобными детскими столами. По ее мнению, парты существенно тормозят детское развитие, а столики, напротив, помогают взаимодействию с материалами.

Критика методики раннего развития Марии Монтессори

Как и любая другая система воспитания, метод Монтессори обладает как достоинствами, так и недостатками. Главным же преимуществом, о котором мы писали выше, является возможность воспитать самостоятельного ребенка, особо не вмешиваясь в его индивидуальный темп развития. Давайте подробнее остановимся на существенных минусах, которые отмечают психологи.

  1. Большинство материалов направлены на развитие и совершенствовани е левого полушария мозга, отвечающего за логику, мелкую моторику, сенсорику и аналитическое мышление. Правое же полушарие, ответственное за творчество и эмоциональность, практически не затрагивается.
  2. Автор метода негативно относилась к сюжетно-ролевым играм и подвижным развлечениям, которые, как она считала, лишь притормаживают интеллектуальное развитие детей. Отечественные же психологи уверены, что именно через игру ребенок познает мир и социальные отношения.
  3. Специалисты не советуют отдавать замкнутых и застенчивых деток в монтессори-групп ы. Работа с материалами предполагает определенную самостоятельност ь, однако тихие и скромные малыши вряд ли проявят инициативу и попросят о помощи в случае затруднения.
  4. Многие педагоги отмечают, что ребята, успевшие привыкнуть к демократичной атмосфере, с трудом привыкают к более строгому распорядку и правилам поведения в обычных детских садах и школах.

И все же, несмотря на перечисленные минусы, методика Марии Монтессори по-прежнему актуальна.

Появившись у нас в начале 90-х, данный метод активно применяется педагогами развивающих центров и деятельными родителями. Никто не мешает и вам взять из него самое лучшее, добавив собственные наработки и обеспечив, тем самым, своему чаду индивидуальный подход.

Методика Монтессори: плюсы и минусы

Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Давайте попробуем разобраться, такая любовь к данной системе воспитания — дань моде или способ вырастить маленького гения?

Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально, разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Суть методики

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития. Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению. Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.

Монтессори среда

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда», без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным. Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.

Ключевые характеристики метода:

  • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
  • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
  • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
  • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
  • Ученики могут свободно передвигаться по классу
  • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

Как мы видим, в этой методике используется весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.

Плюсы системы Монтессори:

  • Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
  • Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • На занятиях запрещена критика и негативная оценка
  • Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
  • Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
  • В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
  • Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
  • Старшие ученики учатся заботиться о младших
  • У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети учатся принимать собственные решения
Читайте также:  12 простых способов показывать ребенку свою любовь каждый день

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Минусы методики Монтессори:

  • Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
  • В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
  • Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
  • Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться

Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.

Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Методика Монтессори: основные принципы

Методика Монтессори – это не только пересыпание круп и игры с рамками-вкладышами, как многие себе представляют. На самом деле это целая система воспитания. И основана она в первую очередь на уважении к ребенку и предоставлении ему максимальной свободы и самостоятельности. Целью всей своей жизни Мария Монтессори видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность, на этих принципах и основана ее система. Педагог или мама, придерживающаяся Монтессори-принципов никогда не скажет ребенку «Положи, не трогай», «Ты до этого еще не дорос», а наоборот, зная его постоянную потребность в исследовании мира, даст в руки много интересных материалов, поручит простую посильную работу.

С методикой раннего развития Марии Монтессори я познакомилась, когда моей дочке Таисии не было еще и года. Я читала о методике, пыталась кое-что применять в наших играх. Но по настоящему идеями этой замечательной системы я прониклась, когда мы с Таисией начали ходить в развивающий Монтессори-клуб. Малыши, увлеченно орудующие шваброй и щеткой, игровые материалы, сделанные, казалось бы, из обычных вещей, но такие притягательные для детей – все это вдохновило меня на воссоздание развивающей Монтессори-среды у нас дома и внедрение основных принципов методики в воспитание дочери.

В этой статье я расскажу, что же из себя представляет эта методика раннего развития, а подробно о том, как ее можно реализовать в домашних условиях читайте здесь:

Хотя многие Монтессори-клубы заявляют, что набирают малышей от 8 месяцев, считаю наиболее целесообразно применять методику с 1 года.

Основные принципы методики Монтессори

Суть Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Не надо никого принуждать, уговаривать, приставать с развивающими занятиями. Для того, чтобы малыш развивался достаточно только

  1. вовремя создать для ребенка условия, необходимые для развития – развивающую среду;
  2. предоставить ребенку свободу и самостоятельность.

Благодаря этому ребенок сможет развиваться в собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.

Что понимается под развивающей средой? В такой среде для малыша, во-первых, специально подобраны по возрасту развивающие материалы, а во-вторых, пространство организовано так, что все игровые пособия всегда доступны малышу, он может сам спокойно их достать и заниматься с ними столько, сколько считает нужным.

Опыт Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому большинство материалов Монтессори основано на самых обычных предметах: здесь мы учимся переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль, играть с посудкой, всевозможными баночками, коробочками и т.п. Очень большое значение в системе придается развитию мелкой моторики, поэтому множество Монтессори-игр проходит с участием бусин, пуговиц, пинцета, прищепок и т.п. В рубрике «Развитие мелкой и крупной моторики» я подробно пишу о том, какие игрушки понадобятся в конкретном возрасте.

Вторым ключевым принципом в методике является « предоставление ребенку свободы и самостоятельности» . И это значит, что ребенок сам определяет себе вид занятия и его продолжительность. Никто его ни к чему не принуждает. Не хочет малыш сейчас вырезать – мы его не заставляем (хоть нам и кажется, что он давно уже этого не делал, и пора бы уже взяться за ножницы), повырезает тогда, когда это будет ему интересно. Сейчас у него другие интересы и их нужно уважать. А чтобы увлечения ребенка не ограничивались одними лишь машинками или куколками, нужно грамотно создать развивающую среду.

Принцип свободы подразумевает также и то, что мы ничего не выхватываем у ребенка с криками «Положи, не трогай!». Среда должна быть организована таким образом, чтобы в зоне досягаемости малыша не было никаких опасных или особо ценных для вас предметов. Поэтому уберите с глаз, то что запретно для ребенка, а остальными предметами позвольте пользоваться малышу без каких-либо препятствий, но с соблюдением нескольких четких и простых правил (об этом читайте ниже).

Необходимо предоставить ребенку как можно больше самостоятельности. Для детей это очень важно. Просыпалась крупа во время игры? Не беда, позвольте малышу самому все подмести (если малыш пока плохо справляется с щеткой и совком, придерживайте его руки своими). Вы готовите, а малыш ходит рядом с вами с явным желанием поучаствовать? Дайте ребенку какую-нибудь посильную работу (что-то помешать, переложить, а пластиковым ножом даже банан порезать можно!) Конечно, такой подход требует от мамы огромного терпения: гораздо проще сделать все самой, и быстрее и качественнее получится. Но так вы никогда не научите малыша независимости, не вселите в его душу уверенность в собственных силах.

Соблюдаем вместе с малышом простые правила

Неотъемлемым элементом педагогики Монтессори является соблюдение нескольких простых и четких правил. Вот основные из них:

Ребенок самостоятельно готовится к занятию : предоставьте малышу возможность самому достать с полки материал, самому застелить столик клеенкой перед рисованием, принести краски, набрать водичку в стаканчик. Естественно вы можете помочь ребенку, особенно если он этого просит (придержать руки ребенка, помочь набрать воду, собрать мусор щеткой и т.п.), но только помочь, а не сделать все за ребенка.

После того, как позанимались с материалом, убираем его на место и только после этого начинаем игру с другими пособиями. Правило это соблюдать не всегда легко, но нужно стараться делать это в большинстве случаев.

  • Если вы находитесь в клубе или в вашей семье несколько детей, полезно также соблюдать такое правило: С материалом занимается тот, кто первым его взял , остальным придется подождать, пока игра не освободится. Если счастливый обладатель игры не против, то можно и всем вместе поиграть, но настаивать на этом не нужно.
  • Будьте готовы к тому, что ребенок не будет всегда беспрекословно исполнять установленные порядки, особенно первое время. Однако постоянно напоминать малышу о соблюдении правил необходимо «У нас такие правила: если мы хотим играть с чем-то еще, нужно сначала убрать эту игру». Важно : если ребенок не хочет убирать за собой или выполнять какие-либо другие правила, не заставляйте его насильно. Просто старайтесь, чтобы игрушки после игры всегда были убраны: если малыш не хочет убирать их сам, предложите свою помощь, если он и с вашей помощью отказывается, уберите игрушки за него но скажите «Хорошо, сейчас мама тебе поможет, а в следующий раз ты сам уберешь» . Таким образом, ребенок всегда будет видеть, что вы сами соблюдаете правило и уборка игрушек вскоре встанет для него естественным завершением игры.

    Вообще постарайтесь, чтобы уборка игрушек не превратилась в наказание, пускай она станет финальной частью игры. Сопровождайте уборку положительными эмоциями, помогая малышу и весело комментируя, что и куда нужно поставить, где какой мусор выбросить. Предлагайте поискать, где домик у игрушки или говорите что-то вроде «Так, а сейчас отправим мишку спать на его место»

    Мы с дочкой начали ходить в Монтессори-клуб в 1 год 2 месяца, спустя месяц начали внедрять систему Монтессори и дома. Все правила дочь уловила еще на первых занятиях в клубе, сначала все с охотой выполняла, потом, конечно, был и период отрицания. Сейчас дочке 2,5 года, убирает за собой она спокойно и без лишних сопротивлений, часто по моему напоминанию, но последнее время все чаще по собственной инициативе. По нашему опыту могу сказать, что соблюдать правила дома сложнее, чем в клубе. В первую очередь потому, что дома невозможно постоянно отслеживать, убрал ли ребенок все на место. Да и присутствие и пример других детей в клубе тоже дает о себе знать.

    По мнению Марии Монтессори, возраст от 2 до 4 лет — «золотой» период для приучения ребенка к порядку и аккуратности. В этот период малыш испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Для ребенка очень важны чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад, наличие у каждого предмета своего места. К сожалению, без вашей помощи ребенок не будет соблюдать порядок.

    Про основную суть методики в двух словах вроде рассказала, подробнее о том, как реализовать методику в домашних условиях читайте здесь:

    Ссылка на основную публикацию