Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала

Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала

Москва, м.Академическая

ул.Винокурова, д.4, кор.2

ДЕТСКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ (Часть 1)

Одной из распространенных проблем современности является детская тревожность. Психологи уделяют ей особое внимание потому, что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия ребенка.

Тревожность – отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую личностную черту – индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги в разных обстоятельствах.

Умеренный уровень тревожности рассматривается как механизм, необходимый для эффективного приспособления к действительности. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она позволяет избежать опасности или решить проблему. Полное ее отсутствие рассматривается как явление, препятствующее адаптации, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности. Чрезмерно высокий уровень тревожности рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.

Важно отметить, что тревожность начинает оказывать мобилизующее влияние только, начиная с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности. В дошкольном и младшем школьном детстве состояние тревожности вызывает только негативный эффект. Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя, что приводит к нарушению соответствующей деятельности. Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, однако замечено, что интенсивность и сферы переживания тревоги у мальчиков и девочек различна. В дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание.

Детская тревожность — это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны значимых взрослых, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании негативного отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов и сверстников. Тревожные школьники ожидают недоброжелательного отношения учителя и одноклассников, испытывают эмоциональный стресс в ситуации проверки знаний и компетентности. Они испытывают удовлетворенность чаще всего тогда, когда отметка, даже сравнительно невысокая, соответствует их ожиданиям. Неудовлетворенность своими отметками тревожные школьники объясняют самыми разными причинами, причем, обычно внешними – от «несправедливости» учителя до «случайности» хорошей оценки. Именно таким образом проявляется преимущественно внешняя ориентация тревожных детей, отсутствие собственных, внутренних критериев.

Школьная тревожность начинает формироваться в дошкольном возрасте. Она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Такое положение дел приводит к тому, что к моменту поступления в школу ребенок уже «подготовлен» к тревожному реагированию на различные аспекты школьной жизни.

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций (ответ у доски, контрольная работа и т. д.). Учитывая, что для этого возраста характерен один из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), шести – семилетний ребенок становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли — школьника.

Поскольку состояние тревожности является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчать близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода (по разным данным, он длится от одного месяца до полугода) уровень тревожности у большинства детей, для которых этот период был успешен, нормализуется.

Высокая тревожность у детей школьного возраста вызывает переутомление, временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на подавление тревожности, вследствие чего истощаются внутренние ресурсы, и если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Другим негативным фактором влияния тревожности на процесс адаптации к школьному обучению является неспособность тревожных учеников к нормальному общению с окружающими. Тревожность нередко выступает в качестве основного мотива общения, порождая повышенную зависимость от сверстников. Тревожные школьники значительно чаще оценивают группу сверстников как ненадежную, отвергающую. Достаточно выраженным оказывается также переживание беззащитности, в то время как защищенность в группе сверстников они чувствуют реже, чем эмоционально благополучные школьники. Переживания тревожных школьников, связанные с отношениями со сверстниками, во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями – и там и здесь доминируют чувства незащищенности, зависимости. Таким образом, тревожность может становиться фактором, который определяет характеристики межличностного общения ребенка.

Как выявить тревожного ребенка

Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причем, иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных ниже, постоянно проявляется в его поведении.

Трудность ( иногда невозможность) сконцентрироваться на чем-либо.

С целью выявления тревожного ребенка используется также специальный опросник (авторы Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко), в котором фактически в виде тех или иных утверждений дано описание тревожного ребенка. С помощью этого опросника можно самостоятельно выявить уровень тревожности, имеющийся на данный момент у ребенка. Для этого нужно отметить наличие (+) / отсутствие (-) следующих признаков тревожности:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ребенку трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность – 15-20 баллов. Средняя – 7-14 баллов. Низкая 1-6 баллов.

Помимо этого опросника, существует целый ряд и других методик определения уровня тревожности, некоторые из них могут использовать как родители, так и психологи. Но есть и специальные методы определения уровня тревожности, а также выявления причин возникновения повышенной тревожности, которые должны использоваться только профессиональными психологами. В нашем развивающем центре «Летиция» опытные специалисты психологи помогут профессионально продиагностировать уровень тревожности вашего ребенка, выявить причины возникновения тревожности, и в заключение дать конкретные советы по профилактике и коррекции тревожности.

Причины повышенной тревожности

Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить следующие причины:

1) внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

2) нарушения внутрисемейного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;

3) соматические нарушения.

Важно отметить следующее:

Чаше всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

– негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

– неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

– противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, сверстниками.

Когда в семье постоянная тревожно-мнительная атмосфера. Если родители сами все время чего-то опасаются и о чем-то беспокоятся. Такое состояние очень заразительно, и ребенок перенимает у взрослых нездоровую форму реагирования на все, даже на ординарные события жизни.

Если ребенок испытывает недостаток информации или пользуется недостоверной информацией. Старайтесь следить за тем, что он читает, какие передачи смотрит, какие эмоции при этом испытывает, хотя иногда бывает трудно понять, как дети интерпретируют то или иное событие.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка. Здесь ребенок постоянно должен оправдывать ожидания взрослых. Он находится в ситуации постоянного контроля и напряженного ожидания: сумел – не сумел угодить родителям.

Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала

Как отличить проблемы развития от плохого воспитания: 4 тревожных сигнала

Капризы и непослушание — это норма для всех детей, которые только вступают на путь социализации и еще не знают норм поведения в обществе. Проблема в том, что, когда ребенок совсем маленький, родителям бывает сложно понять природу его агрессивности, истерик, невнимательности. Что это — проблемы с развитием малыша, которые требуют обращения к неврологу и другим специалистам? Или же странности в поведении объясняются обычным недостатком воспитания? Советы профессионального психолога помогут родителям найти ответы на эти вопросы.

Тест на воспитанность

Чтобы быстро понять причину странностей в поведении ребенка, маме и папе полезно на несколько дней стать идеальными родителями. В этот период времени в любой ситуации следует сохранять спокойствие, не кричать на малыша, не ругать его, не показывать раздраженности и недовольства. Идеальным родителям не нужно требовать безупречного поведения от ребенка, ведь он еще не владеет этикетом, хорошими манерами, не отвечает полностью за свои слова и действия. При этом ваши требования к малышу должны сохранять объективность, последовательность и согласованность с действиями других членов семьи.

Если проблема кроется в ошибках воспитания, то во время эксперимента поведение малыша улучшится. Конечно, он сразу не превратится в ангелочка. Однако, чувствуя позитив и понимание со стороны родителей, ребенок будет охотнее слушать их, начнет соглашаться выполнять их просьбы. Главный вывод теста на воспитанность таков: чтобы ребенок вел себя хорошо, родители должны быть внимательными к нему, отзывчивыми и доброжелательными.

Когда вы себя хорошо ведете, ребенок тоже ведет себя лучше.

Если во время эксперимента не появилось положительной динамики, следует выделить главную проблему в поведении малыша — ту, которая причиняет родителям больше всего беспокойств. Возможно, ребенок надолго замыкается в себе или, наоборот, закатывает продолжительные истерики. Понаблюдайте за тем, что провоцирует такие реакции, как ведет себя ребенок в эти периоды, делая соответствующие записи в дневнике. В будущем это поможет специалисту поставить диагноз и составить рекомендации по воспитанию или лечению.

Во время наблюдений, да и вообще в любой ситуации, нельзя обвинять малыша в том, что он не слушается и огорчает родителей. Взрослым нужно понять, что ребенок тоже страдает. Каждый малыш хочет получать от мамы и папы поощрения, слышать одобрительные слова. Если он не заслуживает этого из-за своего плохого поведения, возможно, он просто не способен вести себя по-другому.

  1. Дату и время. Отклонения в поведении и перепады настроения у малышей часто бывают спровоцированы сонливостью, усталостью, плохой погодой, неприятными звуками и даже слишком ярким или тусклым светом в комнате.
  2. Жажду и голод. Капризы и истерики могут служить сигналами SOS, которые указывают на то, что ребенка пора накормить и напоить. От голодного малыша вряд ли можно требовать идеального поведения. Даже взрослые, пропустив очередной прием пищи, часто становятся нервными и не могут сконцентрировать внимание на чем-либо.
  3. Температуру. Любой педиатр скажет, что ребенку лучше чувствовать легкую прохладу, чем потеть в слишком теплой одежде. Малышам сложно переносить жару — им становится физически плохо, а тут уже не до родительских просьб и требований. В то же время, замерзший ребенок тоже может оставаться глухим к вашим просьбам и требованиям.
  4. Реакции на похвалу и порицание. Одобрения и порицания — это инструменты, помогающие родителям воспитывать маленького человека. Если ребенок радуется, когда его хвалят, огорчается, когда его ругают, это положительные сигналы. С его развитием, скорее всего, все нормально, а проблема кроется в ошибках воспитания.
  5. Наличие зрителей. Дети быстро понимают, что с помощью манипуляций можно многого добиться от взрослых. Понаблюдайте за тем, как ребенок ведет себя при гостях и в их отсутствие. Если в присутствии чужих он паинька, а скандалы начинаются только наедине с родителями, малыш прекрасно развит и умен.

Теперь пора ознакомиться с распространенными проблемами в поведении детей, которые доставляют беспокойство родителям.

Симптом №1. Агрессивность

Взрослому человеку любое проявление агрессии со стороны ребенка кажется немотивированным. Чтобы удостовериться в этом, нужно постараться поставить себя на место малыша. К примеру, при желании покачаться на качелях ребенок может толкнуть того, кто уже на них сидит. Физическая агрессия — это самое простое решение, ведь просить и договариваться гораздо сложнее. Если малыш еще плохо разговаривает, то тем более он не сможет четко выразить свое желание, как это сделал бы любой взрослый.

Когда начинать беспокоиться?

Если родители целый год не ругают малыша, общаются с ним доброжелательно, объясняют правила поведения, но он продолжает агрессивно вести себя с окружающими, возможно, у него есть проблемы с развитием. Беспокойство у родителей должна вызвать и аутоагрессия — стремление ребенка специально кусать, царапать себя, ударяться головой о стену. Такими способами малыш вымещает злобу и обиды, делая это непроизвольно.

Читайте также:  Опасный прикорм: ТОП-5 ошибок родителей

Насторожить родителей должно и то, что малыш одинаково ведет себя с близкими и чужими людьми. Обычно дети позволяют себе вольности только наедине с мамой, папой, бабушкой. С воспитательницей в детском саду или няней они держатся более сдержанно.

Симптом №2. Застенчивость или аутизм?

В 21 веке считается, что человек должен быть открытым и общительным, коммуникабельным, чтобы добиться успеха в карьере и личной жизни. Если малыш предпочитает спокойные игры в одиночестве, мало контактирует со сверстниками в песочнице, родители воспринимают в лучшем случае как эгоизм, а в худшем – как аутизм. Важно понимать, что характеры и темпераменты у всех разные. Желание побыть одному может быть и психологическим «свойством», в котором нет ничего страшного.

Когда начинать беспокоиться?

Родители должны забить тревогу, если их ребенок вообще не стремится общаться с кем-либо: не участвует в шумных играх, не выходит из комнаты даже к тем гостям, которые принесли ему подарки, игнорирует знакомых детей и в целом контактирует лишь с некоторыми членами семьи. Чтобы исключить аутизм, важно проследить, становится ли малыш менее застенчивым, когда общение длится уже некоторое время. Если, например, к концу детского праздника или доброжелательного разговора он «оттаивает», то речь идет об обычной замкнутости. В противном случае необходимо сводить его к психологу.

Симптом №3. Невнимательность

Многие родители жалуются на то, что их дети не могут долго концентрироваться на одном занятии, совершают ошибки из-за невнимательности. Взрослые считают, что это негативно отразится на оценках в школе. В действительности родители часто бывают излишне требовательны. Важно помнить, что до 6 лет малыш способен сохранять высокий уровень работоспособности только в течение 15-20 минут. Затем он резко устает и его работоспособность неизбежно снижается. При этом очень важно, чтобы его мотивация постоянно поддерживалась с помощью поощрений. Тогда и успехи будут гораздо выше, а сам учебный процесс перестанет быть каторгой.

Когда начинать беспокоиться?

По-настоящему тревожный сигнал — это невозможность для ребенка концентрироваться на чем-то более 5 минут. Это касается всех видов деятельности. Если же малыш быстро теряет интерес к чтению, но часами усердно складывает фигурки из конструктора, значит, родители просто подбирают ему неподходящие задания. Наблюдайте за тем, что и когда отвлекает ребенка. Если любым занятиям он предпочитает бессмысленную ходьбу по дому, это нехороший знак.

Симптом №4. Повышенная активность

Каждый ребенок — это любознательный непоседа, которому нужно все посмотреть, потрогать, попробовать на зуб. Эту обычную детскую черту можно легко спутать с гиперактивностью. Но все же есть одна важная черта «нормальной» активности: она должна носить продуктивный и целенаправленный характер. Если вы понимаете, какая цель стоит за теми или иными действиями ребенка, значит, причины для беспокойства отсутствуют. Когда здоровый малыш лезет на шкаф, он представляет себя альпинистом или ищет припрятанные мамой сладости. Гиперактивный ребенок делает это просто так, без определенной цели.

Когда начинать беспокоиться?

Родителям стоит начать беспокоиться, если чрезмерная активность ребенка заставляет его совершать неловкие и опасные действия, которые угрожают его здоровью. Например, если малыш прыгает с большой высоты, если ребенок лезет к большим собакам во дворе, выбегает на дорогу, не реагируя на предупреждения взрослых. В таких случаях требуется консультация специалиста.

Повышенная тревожность у детей как проявление проблем в семейном воспитании

Не секрет, что в дошкольный период ребенок испытывает на себе сильное влияние членов своей семьи. Характер их взаимоотношений во многом предопределяет эмоциональное здоровье малыша. Изменения в семейной атмосфере особенно чутко воспринимаются в возрасте пяти-семи лет, когда ребенок уже в состоянии распознать и оценить настроения близких, и в то же время его круг общения пока еще ограничен стенами дома. Именно в этом возрасте многие родители подмечают появление странного поведения, а именно агрессию, конфликтность, замкнутость, тревожность у детей. Откуда все это берется в некогда счастливых и беззаботных малышах? Попробуем ответить на этот вопрос.

Как распознать тревожных детей?

Тревожных детей отличает неуверенность в себе и крайне неустойчивая самооценка. Им присуще постоянное чувство страха, которое не позволяет заявить о себе и своих способностях в окружающем социуме и проявить инициативность. Они довольно послушны, однако всячески стараются избегать излишнего внимания как от посторонних, так и родных.

Формы проявления тревожности у детей

Создание своей системы «ритуальных» действий

Психологи отмечают, что выполнение элементарных механических движений, к примеру, завязывание небольших узелков, перебирание пальцами, рисование ручкой на листе бумаги, позволяет детям регулировать тревожность и контролировать это чувство в момент его усиления. Поэтому подверженные чрезмерному волнению и переживаниям малыши в случае возникновения эмоционально некомфортной ситуации четко следуют своему плану действий. Они просто фокусируются на его исполнении и отвлекается таким образом от своих страхов.

Уход в мир фантазий

Фантазии и мечты отлично помогают пережить сложности, возникающие в реальном мире. Поэтому в случае переживания конфликта, неприятной ситуации и проч. дети начинают фантазировать. Это дает им возможность отвлечься.

Погружение в придуманный мир позволяет тревожным детям снизить градус негативного эмоционального восприятия действительности

Проявление агрессии

В ряде случаев повышенная тревожность может спровоцировать возникновение агрессии. Чтобы взять под контроль свои эмоции тревожный ребенок начинает жить по принципу «чтобы не бояться, надо чтобы боялись меня».

Проявление апатии

Еще одна негативная сторона проявления тревожности – это возникновение апатии. И она, как признают специалисты, пожалуй, более коварна своими последствиями, чем агрессия. Транслируемое ребенком безразличие, порой, излишне нарочито, может сбить с толку родителей и привести к неправильной оценке его эмоционального состояния.

Болезнь

В современном обществе, наверное, чуть ли не каждый человек сталкивался с тем, что постоянно подавляемый стресс и переживания со временем выливаются в какое-либо заболевание. Оно может проявляться как учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, нарушение пищеварения, так и более серьезными симптомами. В таком случае эмоциональное состояние человека поддерживается в норме, а физическое – ухудшается. Это актуально и для детей. Поэтому частые простуды, головные боли, аллергические реакции и проч. могут быть ответной реакцией детского организма на внутренние эмоциональные переживания. Кроме того, дополнительную разрядку ребенку дает значительное снижение требований родителей к нему в момент болезни.

С помощью чего еще можно определить тревожного ребенка? Смотрите в видео ниже:

Влияние семейного воспитания на эмоциональное здоровье детей

В большинстве случаев тревоги и переживания являются следствием возрастных трансформаций, которые переживает ребенок в ходе взросления. И зачастую они носят временный характер. Если своевременно их идентифицировать и деликатно скорректировать, то, как правило, для детской психики они проходят бесследно.

В противном случае, когда эмоциональное неблагополучие ребенка усугубляется и не поддается корректировке, это должно стать сигналом для родителей о наличии серьезной проблемы. Ее причины, в первую очередь, следует искать в своем поведении и выбранных методах воспитания.

Типы семейного воспитания, провоцирующие возникновение тревожности

Гиперопека

Беспрекословное удовлетворение потребностей и выполнение желаний ребенка со стороны родителей может привести к тому, что дорогое чадо вырастет капризным и тираничным. Освобождая его от обязанностей и ставя прихоти малыша во главу интересов всей семьи, взрослые культивируют таким образом в нем чувство собственной исключительности, что в дальнейшем обязательно породит сложности в процессе социализации ребенка. Неумение быть гибким, отзывчивым по отношению к окружающим, их потребностям, может стать причиной возникновения психологического дискомфорта и, как следствие, повышенной тревожности.

Тот же эффект получат родители, постоянно одергивающие и тотально контролирующие каждый шаг своего малыша, а также вводящие чрезмерное количество правил и ограничений.

Ребенок, подверженный излишней опеке, не имеет мотивации к проявлению самостоятельности и отстаиванию собственного «я».

Его превосходство уже и так абсолютно признается близкими людьми. Поэтому любой конфликт с ними, особенно с родителями, будет восприниматься крайне болезненно. А рано или поздно запросы ребенка в условиях вседозволенности будут расти, что неизбежно приведет к столкновению со взрослыми. В этом случае его поступки и поведение будут получать негативную оценку, что может подорвать чувство уверенности в себе. Если такие ситуации будут повторяться в семье регулярно, то возникшее однажды чувство беспокойства утвердится и перерастет в тревожность.

Гиперопеке близок симбиотический тип воспитания, в результате которого у ребенка складываются очень тесные взаимоотношения с одним из родителей. Как правило, к такому типу воспитания предрасположены взрослые, которых также отличает повышенная тревожность и мнительность. Свои страхи они автоматически транслируют на психику детей в ходе установления тесного контакта.

Гипоопека

Гипоопекой называется тип воспитания, в рамках которого ребенку со стороны взрослых уделяется минимум внимания. Он предоставлен сам себе и вынужден заботиться о своих потребностях самостоятельно. Имея перед собой пример друзей, у которых в семье отношения складываются противоположным образом, он невольно начинает сравнивать и ощущать себя ненужными. Такие негативные эмоции не могут не отразиться на психике ребенка. Появляется комплекс неполноценности, который может проявляться на протяжении всей жизни.

Безнадзорность

Это высшее проявление гипоопеки. При таком отношении ребенка в семье просто не замечают. В этом случае существует угроза задержки развития или возникновения психических нарушений.

«Золушка»

При такой модели взаимоотношений в семье ребенок не получает ни ласки, ни любви. Он растет с ощущением ненужности и болезненно воспринимает частые сравнения с другими детьми, которых родители называют в его присутствии лучшими. Отсюда стремление быть похожим на идеального, по мнению родителей, ребенка.

Постоянный стресс, испытываемый в семье, приносит эмоциональное страдание и заставляет ребенка искать утешение в мире фантазий.

«Ежовые рукавицы»

Тут комментарии излишни. Тотальный контроль, эмоциональное давление, завышенные требования со стороны родителей приводят к тому, что ребенок растет в постоянном страхе. Он испытывает чрезмерное психологическое напряжение, которое сказывается на поступках и действиях и предопределяет характер его эмоционального развития.

«Под грузом неоправданных надежд»

Родители, испытывающие трудности в самореализации, часто пытаются воплотить свои амбиции в детях. В связи с чем на них возлагается повышенная ответственность, не всегда посильная им в силу возраста и эмоциональной незрелости. Чувство несоответствия ожиданиям любимых мам и пап неизбежно рождает внутренние противоречия, которые также могут привести к возникновению неврозов.

«Культ болезни»

В ситуации, когда ребенок имеет хроническое заболевание, вполне понятно стремление родителей предвосхитить желания своего чада и оградить его от беспокойств и выполнения каких-либо обязанностей. Та же модель поведения применима, когда родители пытаются предотвратить угрозу надвигающейся болезни и проявить чрезмерную предупредительность. В связи с этим у ребенка может сложится впечатление, что болезнь дает ему привилегии, он вправе рассчитывать не только на сочувствие и сострадание, но и на всевозможные поблажки. В данном случае родителям важно не перегибать палку и все-таки трезво оценивать ситуацию и состояние ребенка. В противном случае риск вырастить изнеженного, постоянно беспокоящегося за свое здоровье человека очень велик.

Бессистемное воспитание

Бывают семьи, в которых родителям сложно договориться о целях и методах воспитания детей. И каждый из взрослых пытается практиковать свою модель, порой, диаметрально противоположную модели партнера. В результате ребенок не в состоянии понять, что же ему позволительно, а что – нет, кого слушать, а кого – нет. Жизнь в такой полюсной системе также может привести к стрессу и повышенной тревожности.

Заключение

Воспитание детей – тема, над которой можно рассуждать бесконечно, а в итоге так и не прийти к общему знаменателю. Можно долго спорить об эффективности раннего развития, о степени допустимой строгости и любви, об объеме факультативных занятий и просмотре телевизора и прочее. Но все же есть типичные ошибки родителей, которые объективно могут привести к появлению серьезных психических проблем, одна из которых – тревожность у детей. Как отмечают школьные психологи, процент ребят которые испытывают постоянное внутреннее беспокойство из года в год растет. А это значит, что современным родителям стоит более ответственно подходить к воспитанию своих детей и внимательнее следить за их эмоциональным здоровьем.

Способы взаимодействия детей с определёнными трудностями. Тревожные, агрессивные, гиперактивные дети

Оксана Постульга
Способы взаимодействия детей с определёнными трудностями. Тревожные, агрессивные, гиперактивные дети

СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ТРУДНОСТЯМИ (ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ, АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ, ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ).

Воспитание детей с определенными трудностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество воспринимает таких детей как зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение таких детей в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии?

Цель доклада – изучение технологий социальной работы с детьми, имеющими определенные трудности в развитии.

1. «Тревожные дети».

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это “индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают”.

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Портрет тревожного ребенка:

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Читайте также:  Почему мамы-эгоистки гарантируют ребенку счастливое будущее

Для тревожных детейхарактерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка?

Опытный воспитатель, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

Чтобы понять ребенка, узнать, чего же он боится, можно попросить родителей заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение.

Критерии определения тревожности у ребенка

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Рекомендации для родителей детей с повышенной тревожностью.

В современном обществе проблема тревожности у детей становится всё более важной, и актуальной, поэтому ведущими отечественными психологами и педагогами была разработана система профилактики коррекции тревожности,которая включает в себя 3 направления:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Родителям в работе с такими детьми необходимы игры-драматизации (в “страшную школу”, например). Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят – это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц.

Обучить ребенка расслаблению – не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться – им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию.Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Как играть с тревожными детьми. (Рекомендации воспитателям).

На начальных этапах работы с тревожнымребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как “Кто быстрее?”.

3. Если воспитатель вводит новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

2. «Агрессивные дети».

В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина: «Агрессия — это поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Портрет агрессивного ребенка:

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Как выявить агрессивного ребенка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и психологов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности.

Причины детской агрессивности:

непринятие детей родителями; безразличие или враждебность со стороны родителей; чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека); избыток или недостаток внимания со стороны родителей; запрет на физическую активность; повышенная раздражительность; также к повышенной агрессивности ребенка может привести неблагоприятная эмоциональная связь между родителями.

Работа с родителями агрессивного ребенка.

Работая с агрессивными детьми, воспитатель должен прежде всего наладить контакт с семьей. Он может либо сам дать рекомендации родителям, либо в тактичной форме предложить им обратиться за помощью к психологам.

Полезные рекомендации родителям я нашла на страницах книги Р. Кэмпбелла “Как справляться с гневом ребенка” (М., 1997). Советую прочитать эту книгу и педагогам, и родителям. Р. Кэмпбелл выделяет четыре способаконтроля поведения ребенка: два из них — позитивные, два — негативные. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т. д.). Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.

Как играть с агрессивными детьми. (Рекомендации воспитателям).

Работа воспитателей с данной категорией детейдолжна проводиться в трех направлениях:

– работать с гневом – обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева.Для этого рекомендуется использовать следующие игры: «мешочек криков», «подушка для пинаний», «листок гнева», «рубка дров».

– обучать самоконтролю – вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность.Для этого рекомендуется использовать следующие игры: «Посчитал до десяти я и решил».

– работать с чувствами – учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;

«Рассказы по фотографиям», чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение (герои сказок)

– обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам.

3. «Гиперактивные дети». (СДВГ)

Гиперактивность обозначает повышенную деятельность. В медицинском понимании гиперактивность у детей – это повышенный уровень двигательной активности.

Портрет гиперактивного ребенка:

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении,есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников,у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно.

Причины гиперактивности:

генетические (наследственная предрасположенность);

биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Рекомендации для воспитателя по работе с ребенком с СДВГ:

– Они не восприимчивы к выговорам и наказанию. От физических наказаний вообще надо отказаться.

– Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – в динамике это дает выраженный положительный эффект.

– Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей.

– Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.

Игры для гиперактивных детей

– игры на развитие внимания

– игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

– игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

«Молчу – шепчу – кричу”, “Говори по сигналу”, “Замри”

– игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.

«Ожившие игрушки», «сороконожка», «испорченный телефон».

Работа с родителями агрессивного ребенка.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания, как родителей, таки педагогов и психологов. В связи с этим, работая с родителями гиперактивных детейродителям нужно предложить следующие советы:

• Проявлять достаточно твёрдости и последовательности в воспитании.

• Строить взаимоотношения на доверии и взаимопонимании.

• Контролировать поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил.

• Выслушать то, что хочет сказать ребёнок.

• Уделять ребёнку достаточно внимания.

• Не допускать ссор в присутствии ребёнка.

• Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

• Не прибегать к физическому наказанию.

• Приучать ребёнка к последовательности, целеустремлённости.

• Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

• Избегать больших скоплений людей.

• Оградить от длительного просмотра телевизора, занятий на компьютере.

• Говорить всё сдержанно, спокойно и мягко.

В заключении хотелось бы сказать, что создание психологической, нравственной атмосферы, помогает особому ребенку не ощущать себя не таким как все, и, он приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

1.Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт. -сост. Е. В. Шитова.– Волгоград: Учитель, 2009.-169с.

2. Под общ. ред. А. В. Грибанова; Рец. : А. Б. Гудков, А. Г. Соловьев, Н. Н.Кузнецова: синдром дефецита внимания с гиперактивностью у детей-М. : Академический проект, 2004

3. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eti-deti.ru/

4. Абрамова А. А. Агрессивностьпри депрессивных расстройствах: Дис.. канд. психол. наук. – М., 2005. – 152 c.

«Золотое время ДОУ в условиях реализации ФГОС до» (сказка для педагогического совета) Рассказчик. Расскажу я вам сказку дивную- Не очень короткую, Не очень длинную, А такую как от меня до вас! Есть у сказки подсказки А.

Анализ работы совета профилактики за 2014–2015 учебный год В КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возмож-ностями здоровья» действует Совет профилактики, в состав которого.

Конспект педагогического совета «Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть.

Конспект педагогического совета о взаимодействии с родителями Педагогический совет Тема. «Совершенствование единого образовательного пространства семьи и детского сада, через разнообразные формы работы.

Методическая разработка педагогического совета «Одаренный ребенок в детском саду» Методическая разработка проведения педагогического совета на тему «Одаренный ребенок в детском саду». Форма организации – деловая игра.

План работы методического совета Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 23 «Сказка» УТВЕРЖДАЮ Заведующий «ДСКВ.

Протокол заседания педагогического совета ДОУ Педсовет №1. Протокол заседания педагогического совета ДОУ Протокол № 1 Заседания педагогического совета МКДОУ «Детский сад № 11» п. Тамбукан.

Протокол заседания родительского совета второй младшей группы Отсутствовали: нет Приглашенные: № 1 от 23.09.2015 г Присутствовали: Повестка: 1. Выборы председателя и секретаря родительского совета.

Технологическая карта педагогического совета «Ребенок и книга» Разработка на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой» в форме технологической карты педагогического.

Информационно-коммуникационные технологии и области использования ИКТ в дошкольном образовательном учреждении Педагогический совет проводился в форме деловой игры “Шесть шляп мышления”. Мне предоставили возможность примерить белую шляпу и акцентировать.

10 тревожных сигналов для родителей, которые хотят вырастить здоровых детей

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Маленькие дети — противоречивые существа. Один малыш весом 3–5 кг может запросто довести до белого каления как минимум двух взрослых людей. И в то же время при всех своих возможностях человеческий детеныш невероятно хрупок. На каждом шагу его подстерегают опасности. Иногда они встречаются в таких неожиданных местах, которые нам даже в голову прийти не могли.

Мы в AdMe.ru, как и большая часть людей в мире, неравнодушны к этим очаровательным маленьким дьяволятам. И нам хочется сохранить их жизни и здоровье. Поэтому мы сделали небольшую подборку, которая поможет предупредить или хотя бы уменьшить возможные неприятности.

10. Деформация черепа у младенцев

Многие матери наблюдают у своих новорожденных детей такое явление, как скошенный череп. Специалисты полагают, что это может быть предшественником деформационной плагиоцефалии. В основном это косметический дефект — форма головы может быть заметно искажена. Однако в особо тяжелых случаях возможна задержка умственного развития из-за деформации костей черепа.

Чтобы избежать этого, врачи рекомендуют менять положение головки младенца во время сна, а во время бодрствования чаще носить малыша на руках: как правило, к 6-му месяцу жизни малыша череп начинает выравниваться.

9. Кривошея

Также нередко встречается у младенцев и часто вызывает испуг и растерянность у молодых матерей. Большинство врачей полагают, что кривошея может быть связана с неправильным положением плода в матке или с использованием вакуумных устройств во время родов. Происходит давление на грудино-ключично-сосцевидную мышцу ребенка, что приводит к ее перенапряжению.

Заметить кривошею несложно: ребенок предпочитает поворачивать голову только в одну сторону. Этот недостаток можно исправить самостоятельно с помощью простых упражнений: нужно положить малыша на животик и стимулировать его почаще поворачивать голову в «трудную» сторону.

Читайте также:  Крайне плохой родительский прием: манипулирование ребенком методом запугивания

8. W-поза

Некоторые дети любят так сидеть. И врачи все чаще обращают внимание на то, что эта поза не самая полезная. При W-позе туловище фиксируется на месте. Таким образом, тело недостаточно вращается и не допускает боковых смещений веса (повороты влево и вправо, применяемые ребенком для того, чтобы достать игрушки). А это необходимо для сохранения равновесия во время подвижных игр и при письме.

Кроме того, из-за W-позы могут возникнуть проблемы у детей, предрасположенных к вывихам. Особенно не рекомендуется она детям, у которых в анамнезе имеются нарушения мышечного тонуса или дисплазия суставов.

Можно не беспокоиться, если ребенок находится в W-позе недолго: к примеру, когда он таким образом переходит из одного положения в другое. Но если это любимая поза, в которой ребенок проводит много времени, стоит предлагать ему почаще менять положение тела.

7. Ходьба на цыпочках

Иногда дети, начиная ходить, передвигаются, словно маленькие балерины. Сначала это может забавлять, однако, если такое происходит часто, лучше провести диагностику.

Часто ходьба на пальцах ног является идиопатической: это значит, что точная причина неизвестна. При физическом и неврологическом обследованиях в таком случае все оказывается в норме. Однако такой способ перемещения может быть и тревожным звоночком: ходьба на цыпочках нередко свидетельствует о серьезных заболеваниях.

6. Скрип зубами во сне

Народная мудрость утверждает, что причина зубовного скрежета кроется. в глистах. Как кишечные паразиты могут влиять на стискивание челюстей во сне, наверное, так и останется тайной. А вот врачи утверждают, что бруксизм у детей (именно так это называется) имеет две причины: психологическую и анатомическую.

Психологическая причина бруксизма заключается в перевозбуждении и стрессах. Часто дети скрипят зубами во сне после насыщенного дня или каких-то волнующих событий (ссора с другом, публичное выступление в детском саду или школе и так далее). Анатомическая причина — формирование неправильного прикуса. В любом случае стоит посетить стоматолога, чтобы избежать проблем с зубами в будущем.

5. Отсутствие зрительного контакта

Многим известно, что это первый признак аутизма. Но не стоит по одному этому признаку диагностировать у своего ребенка такую особенность: на самом деле это всего лишь один из симптомов. Например, большинство младенцев не смотрят в глаза: обычно они лишь поворачиваются на звук голоса и рассматривают лицо. И это не значит, что у них аутизм. Для постановки диагноза необходим целый ряд симптомов, и одного отсутствия зрительного контакта явно недостаточно.

Традиционный набор признаков расстройств аутического спектра: ребенок не смотрит в глаза, у него проблемы с речью, ему трудно выразить свои потребности, он не указывает на объекты. Но даже в таких случаях врачи не спешат ставить диагноз, ведь все дети разные, и кто-то просто развивается быстрее, а кто-то — медленнее.

Тревожные сигналы, указывающие на нарушения развития детей от 0-3 лет

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять – по возрасту ли развивается их ребенок. Мы предлагаем анкету, посмотрев которую вам станет понятнее, стоит ли «звонить во все колокола» или все и так идет прекрасно. Этот опросник поможет родителем малышей c cамого раннего возраста и до 3 лет распознать проблему в самом начале. Ведь помощь специалистов наиболее эффективна, когда к ним обращаются вовремя!

КРУПНАЯ МОТОРИКА

Довольно часто развитию крупной моторики не предается большого значения, повсюду мы слышим о важности развития мелкой моторики. Однако именно крупная моторика закладывает основу для полноценных движений, в которых задействованы самые крупные мышцы в нашем организме. Формируется она постепенно: первым делом малыш учится фокусировать свой взгляд, замечает яркие и интересные объекты, приноравливается держать и поворачивать голову, а затем включаются ручки и ножки. По мере взросления ребенок шаг за шагом учится управлять своим телом и координировать движения.

Стоит насторожиться, если ваш ребенок:

  1. Не переворачивается на живот к 7 месяцам;
  2. Не поднимается на ручках, не поднимает голову и плечевой пояс, лежа на животе, к 8 месяцам;
  3. Не может самостоятельно сидеть к 10 месяцам;
  4. Не ползает (по-пластунски, на животе) к 10 месяцам;
  5. Не ползает (на четвереньках) к 12 месяцам;
  6. Не может прямо сидеть в детском стульчике к 12 месяцам;
  7. Не подтягивается, чтобы встать, к 12 месяцам;
  8. Не может самостоятельно стоять к 14 месяцам;
  9. Не может ходить к 18 месяцам;
  10. Не прыгает к 30 месяцам;
  11. Не может самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице к 30 месяцам;
  12. Опирается руками на тело, чтобы встать;
  13. Ходит только на носках, полностью не встаёт на ступню;
  14. Часто падает/спотыкается без явных причин;
  15. Продолжает ставить ноги носками внутрь к 2 годам;
  16. Необычно ползает.

ТОНКАЯ МОТОРИКА

Тонкая, иначе говоря, мелкая моторика — это те движения, в которых участвуют мелкие мышцы рук и пальцев. Навыки мелкой моторики мы используем, когда требуется взять в руки небольшой предмет, вдеть нитку в иголку, завязать шнурки, нарисовать рисунок или написать текст на бумаге. Для выполнения этих действий необходимо хорошо владеть своим телом и координировать движение глаз и рук.

Нужно проконсультироваться со специалистом, если малыш:

  1. Часто держит руки в кулачках после 6 месяцев;
  2. Не поднимает обе руки к срединной линии (центру тела) к 10 месяцам;
  3. Не сталкивает объекты к 10 месяцам;
  4. Не хлопает в ладоши к 12 месяцам;
  5. Не выпускает вещи из рук намеренно к 12 месяцам;
  6. Не может наклонять и удерживать бутылочку самостоятельно и поднимать ее, не ложась, к 12 месяцам;
  7. К 18 месяцам продолжает хватать карандаш всей рукой;
  8. Не использует захват большим и указательным пальцами к 18 месяцам;
  9. Не имитирует рисование вертикальной линии к 24 месяцам;
  10. Не может работать ножницами к 30 месяцам;
  11. Использует только одну руку, чтобы выполнить задания;
  12. Не может двигать/разжимать пальцы на одной руке;
  13. Пускает слюни при выполнении заданий, требующих высокой концентрации внимания;
  14. Совершает нескоординированные или порывистые движения при выполнении действий;
  15. Делает штрихи карандашом либо слишком жирные, либо слишком лёгкие, невидимые.

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Давайте определимся, что же такое когнитивные способности? Когнитивный — обозначает познавательный. Когнитивными процессами называют те психические процессы у человека, которые выполняют функцию рационального познания. Это память, внимание, мышление, восприятие, понимание речи, способность к принятию решений, составлению плана деятельности и его реализация. Словом, это врожденная способность человека к самостоятельному познанию для применения накопленных знаний и опыта в повседневной жизни.

У малыша есть отставание в когнитивной сфере, если он:

  1. Не имитирует действия с куклой к 15 месяцам (просим поцеловать куклу, покормить куклу, покачать, уложить спать и так далее);
  2. Не может рассортировать два набора предметов к 27 месяцам (например, кубики – в один контейнер, солдатики – в другой);
  3. Не может воспроизвести действие по памяти к 27 месяцам (например, показать, как чистить зубы);
  4. Не может рассортировать два набора предметов по цвету к 31 месяцу;
  5. Испытывает трудности с «решением задач» во время игр, по сравнению со сверстниками;
  6. Не замечает изменений в окружении и распорядке дня (такой ребенок может казаться «удобным», «невнимательным»).

СЕНСОРНАЯ СФЕРА

Сенсорная информация — вся информация, которая поступает в мозг от наших органов чувств: глаз, ушей, носа, кожи и языка. Способности ощущать — видеть, слышать, обонять, распознавать вкус, чувствовать холод и тепло, воспринимать глубокие, тонкие и вестибулярные ощущения называют сенсорными способностями. Ребенок с нарушением сенсорной обработки может быть очень чувствительным к определенным раздражителям или, напротив, не замечать ярких стимулов – например холода или высокой температуры. Он может находиться в постоянном поиске ощущений: гладить стены, крутить что-то в руках, нюхать или облизывать предметы. Малыш может не чувствовать страха – залезать на высокую мебель, ходить по карнизам или наоборот – быть слишком аккуратным, медленным…

У ребенка есть трудности сенсорной обработки, если:

  1. Очень беспокойно себя ведёт, всё время ходит, очень мало внимания уделяет выполнению заданий;
  2. Часто бывает вялым и пассивным (как будто устал), медленно реагирует всё время, даже после сна);
  3. Избирателен в еде (ест строго ограниченный рацион пищи, предпочитает пищу определенного вида, не ест ничего нового и так далее);
  4. Не замечает боли (не плачет, не пугается, не показывает никакой реакции на боль);
  5. Боится качаться/двигательной активности. Не любит быть перевёрнутым вверх ногами — такие дети производят впечатление очень осторожных;
  6. С трудом осваивает новые движения: езду на беговеле, самокате, велосипеде, опасается горок и сложных переходов на детских площадках. Ему как будто трудно спланировать схему нового движения и реализовать ее;
  7. Тяжело успокаивается;
  8. Постоянно находится в движении, даже когда сидит;
  9. Не устанавливает зрительный контакт совсем или устанавливает его крайне редко;
  10. Часто прыгает и/или специально падает на пол/ударяется о предметы;
  11. Ищет возможность упасть, не заботясь о собственной безопасности или безопасности других;
  12. Постоянно дотрагивается до всего, что видит, включая других детей;
  13. Имеет сниженный тонус (у таких деток вялое тело, «как тесто»);
  14. С трудом переключается с занятия на занятие или переходит с места на место;
  15. Чрезмерно расстраивается при изменении привычного порядка вещей;
  16. Не любит купание и гигиенические процедуры (отторжение могут вызывать чистка зубов, причесывание волос, стрижка волос, ногтей);
  17. Боится/испытывает отвращение/избегает трогать траву, песок, ковер, краску, пластилин и другие сенсорно яркие объекты окружающего мира.

ЗРЕНИЕ

Наши глаза — это окна во внешний мир, через которые визуальная информация поступает в мозг. Человек воспринимает 70% информации через зрение. Наша способность к успешному познанию, общению, обучению и даже наша уверенность в себе во много зависит от того, насколько четко мы видим.

Возможно, у ребенка нарушено зрение, если:

  1. Он не имеет зрительного контакта с другими детьми или держит предметы на расстоянии ближе 7-10 см от одного или обоих глаз;
  2. Он не тянется к близко расположенному объекту.

СЛУХ

Способность слышать не только помогает нам ориентироваться в окружающем пространстве, но и является одной из определяющих функций для успешного освоения речи. Еще до рождения малыш начинает слышать звуки окружающего мира, речь мамы и папы. С каждым годом он все точнее анализирует входящий звуковой поток, расширяет свой словарный запас, совершенствует понимание речи.

Родителям необходимо обращать пристальное внимание на развитие слуха ребенка, чтобы успеть вовремя оказать помощь, если это необходимо.

У ребенка может быть нарушен слух, если он:

  1. Не откликается и не поворачивается на голос знакомых ему людей;
  2. Не поворачивается на звук колокольчика или других предметов, издающих звуки;
  3. Не реагирует должным образом на шумы разной громкости;
  4. Не лепечет.

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Навыки самообслуживания обеспечивают комфортную жизнь и самому ребенку и его родителям. Сами по себе они не сформируются, им необходимо обучать малыша с самых ранних лет. Мы обучаем деток одеваться, умываться, самостоятельно есть, намыливать себя мочалкой и вытираться, убирать за собой постель, складывать по местам игрушки и личные вещи.

Проблемы в освоении навыков самообслуживания могут быть связаны со спецификой развития сенсорной, двигательной и эмоциональной сферы.

У малыша есть задержка в обучении навыкам самообслуживания, если:

  1. Испытывает трудности с откусыванием и/или разжевыванием пищи;
  2. Долго жует и/или глотает;
  3. Регулярно закашливается/давится во время или после еды;
  4. Изменяет голос во время/после еды (т.е. издаёт булькающие звуки или похрипывает при разговоре);
  5. С трудом переходит от одного этапа приёма пищи к другому;
  6. Не ест самостоятельно, беря еду пальцами, к 14 месяцам;
  7. Не пытается использовать ложку к 15 месяцам;
  8. Не берет в руки кружку и не пьёт самостоятельно из чашки к 15 месяцам;
  9. Не может сам снять шапку, носки или рукавички по просьбе к 15 месяцам;
  10. Не может самостоятельно помыть руки или лицо к 19 месяцам;
  11. Не помогает одевать себя (за исключением застёжек на одежде) к 22 месяцам;
  12. Не может расстегивать крупные пуговицы, кнопки и шнурки к 34 месяцам.

СОЦИАЛЬНЫЕ /ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ/ ИГРОВЫЕ НАВЫКИ

Социальные навыки нужны нам для взаимодействия и общения друг с другом. К ним относятся: способность сопереживать, способность подражать действиям других людей, умение соблюдать нормы общения. Взаимодействие с окружающими не мыслимо без таких социальных навыков, как умение обозначать свои желания словами, говорить о своих эмоциях и наблюдениях, предлагать близким свою помощь.

А еще для успешной коммуникации с окружающими важно уметь управлять своими эмоциями и контролировать собственное поведение.

Тревожные сигналы, которые указывают на то, что развитие социальных/эмоциональных/игровых навыков у малыша задерживается:

  1. Не улыбается в возрасте 4 месяца;
  2. Не поддерживает зрительный контакт, выполняя какие-либо действия или общаясь со сверстниками и/или взрослыми;
  3. Не привлекает к себе внимание в компании к 12 месяцам;
  4. Не подражает действиям и движениям окружающих к 24 месяцам;
  5. Не играет в ролевые игры к 24 месяцам;
  6. Не демонстрирует навыки правильной, общепринятой игры с объектом (расставляет игрушки в ряд друг за другом, бесконечно раскручивает колесики на машинке — вместо того, чтобы катать ее с горки и так далее);
  7. Слишком долго фиксирует внимание на качающихся и вращающихся предметах (например, часами «залипает», наблюдая за волчком, неваляшкой, маятником, качелями);
  8. Постоянно пытается раскручивать предметы, которые для этого не предназначены.


Если вы нашли у своего ребенка комплекс «тревожных сигналов», вам необходимо проконсультироваться со специалистом, который проанализирует темп развития малыша и даст рекомендации для дальнейшей работы по развитию сфер, в которых есть задержка. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем лучше будет результат!

Консультацию с психологом можно пройти в сенсорно-двигательном зале «Шалтай-Болтай»

Консультацию с логопедом можно пройти в любом из филиалов логопедического центра «Территория речи» Мы консультируем родителей с детками начиная от 1,5 лет.

Поделитесь статьей в социальных сетях, чтобы и другие родители узнали, при каких симптомах у ребенка стоит насторожиться.

Ссылка на основную публикацию