Как наше детство влияет на будущую жизнь. 12 фактов из детства

Родом из детства: КАК период детства влияет на НАШУ ЖИЗНЬ

Опыт поколений — невероятно полезная штука.

Многие слышали фразу «все проблемы из детства». С равным успехом этот психоаналитический подход снискал как сторонников, так и противников даже среди профильных специалистов.

Кто-то просто не любит дедушку Фрейда, а кто-то и вовсе не считает психологию наукой, достойной внимания.

Но существуют и другие области знаний, которые помогают понять, как детский опыт влияет на жизненный путь . Например, социология.

На дворе стоял 1946-ой, недавно закончилась война, и назвать сытой жизнь простых британских граждан едва ли было возможно. На фоне масштабной разрухи местные учёные-социологи задались вопросом: как с этим справляется одна из наиболее уязвимых групп — матери новорождённых?

Был запущен масштабный опрос при участии около тринадцати тысяч женщин. Охотные отклики респондентов и обширное количество собранных данных вдохновили учёных не останавливаться.

И спустя несколько лет они общались уже с подросшими детьми испытуемых и проверяли, как тяжёлая обстановка в стране в общем и в семье в частности повлияла на их физическое и психологическое развитие и достижения в учебе.

Дети из восточного пригорода Лондона ждут эвакуации возле разрушенных домов, 1940 г.

Эти опросы получили широкую огласку, поэтому в 1958-м их снова повторили. А затем снова, и снова.

Всего таких «волн» было пять — каждые двенадцать лет. Последняя прокатилась по стране в 2004-м. Учёные накопили впечатляющее количество материалов — опросники, статистическую информацию, банк образцов генетических тканей.

Ни одна страна до этого не проводила такого детального и продолжительного исследования личной жизни своих граждан.

Этот опыт — не просто сухая статистика, а готовое руководство к применению, ведь если тщательно проанализировать жизнь предков, можно обернуть их ошибки себе на пользу.

О результатах социологических поисков, продлившихся 70 лет, пишет научный журналист Хелен Пирсон в книге «Проект длиною в жизнь: Необычная история наших обычных жизней».

Опросы возрастных групп (их назвали «когорты») не были одноразовыми. К каждой возвращались через равные промежутки времени, чтобы проследить, как протекает жизнь испытуемых. Основной целью было выяснить, как развитие и социальная обстановка в детстве влияли на здоровье и работоспособность взрослых.

Итак, социологически доказано: всё, что происходит с нами в течение взросления, в детстве и даже до рождения, воздействуют на наше будущее . Обстановка в семье, социальная ситуация, место рождения и даже те нюансы, о которых мы почти не задумываемся, играют значимую роль в становлении нашей личности.

Вспомните, как часто родители заставляли вас ложиться спать в определённое время? Результаты исследования показали, что дети с нестабильным режимом дня во взрослой жизни чаще имели проблемы с дисциплиной.

До и после рождения

Но начнём с более раннего периода — времени, когда мы ещё не родились.

Сегодня все знают, что употреблять алкоголь и курить во время беременности — табу, в основном, из-за угрозы выкидыша и патологии плода. Однако британское исследование выявило и другие последствия пагубного поведения: к четырнадцати годам дети, рождённые от курящих матерей, имели худшие физические и интеллектуальные показатели в сравнении со сверстниками, рождёнными от женщин, придерживающихся здорового образа жизни.

При этом на сегодняшний день многие учёные признают, что пока недостаточно данных, как подтверждающих, так и полностью отрицающих связь между курением матери и когнитивными способностями ребёнка.

Об этом, например, статья «Курение матери в течение беременности и последствия для ребёнка: есть ли взаимосвязь?», вышедшая в 2009 году в издании Developmental Neuropsychology.

Здоровье и умственные способности подростков оказались детерминированы и грудным вскармливанием. Дети, которых в младенчестве кормили естественным образом, были более развиты во всех смыслах в сравнении с теми, кто питался из бутылочки. Как и в случае с курением матери, этот тезис тоже долгое время подвергался критике, однако, например, исследование, опубликованное в 2015 году в медицинском издании The Lancet Global Health, подтверждает взаимосвязь между грудным вскармливанием и когнитивными способностями.

Культура воспитания

Социологи нашли ответ и на то, почему одним в учёбе, а затем на работе и при социальных взаимодействиях приходится прилагать огромные усилия, а у других всё получается как по щелчку пальцев. Оказалось, лёгкий путь обусловлен родительской вовлечённостью во всестороннее развитие ребенка.

И речь идёт не только о дошкольных занятиях арифметикой и литературой: родители преуспевающих взрослых куда чаще ходили с ними в гости, гуляли и в целом обеспечивали отпрыскам разнообразную культурную программу.

Такой нюанс, как чтение книг на ночь, тоже имеет весомый эффект. Дети, слушавшие перед сном о приключениях Питера Пэна или Пиноккио, не только крепче и спокойнее спали, но и впоследствии имели стабильную психику и отличные результаты в школе.

Кроме того, если ребёнок в возрасте пяти-десяти лет сам с удовольствием читал книги, он превосходил менее начитанных сверстников в математике. А во взрослом возрасте любители литературы успешнее адаптировались к резкой смене жизненных обстоятельств.

Личность и среда

Многие предпочли бы отрицать, что социальное положение и достаток семьи — ещё один фактор, который влияет на дальнейшее развитие, однако это, действительно, так.

Пять поколений испытуемых показали один и тот же результат: рождённые в бедных семьях хуже учились, имели низкие коммуникативные и эмоциональные компетенции, реже получали престижную работу. В жизни им приходилось бороться практически за всё.

Ко всему прочему, во взрослом возрасте они были склонны к ожирению, чаще страдали от проблем с давлением, в пожилом — были подвержены нарушениям памяти и мышления.

Опросы показали, что ситуация улучшается, если родитель вовлечён и заинтересован в воспитании, однако зависимость успеха от социального положения всё же оставалась заметной, даже если малообеспеченные мать и отец прикладывали усилия для развития чада.

Британские социологи не дают конкретных ответов на логичный вопрос «почему?». Узнать о причинах всё-таки лучше у психологов — социология лишь констатирует факты.

Школьницы Питерборо, 1970-е.

Семидесятилетнее исследование было приостановлено в 2004 году — потому, что перестало набирать достаточное количество респондентов. То ли в обществе стали куда меньше доверять соцопросам, то ли решили: не прогрессивное это дело, вписываться в сухую статистику и винить во всех бедах родителей .

Так или иначе, опыт поколений — невероятно полезная штука. Он помогает сделать соответствующие выводы, а потом принять ответственность за свою жизнь и подумать: что я могу сделать здесь и сейчас, чтобы моё воспитание, социальные условия в детстве или любой другой фактор, который я не выбирал, перестали дурно влиять на мою взрослую, осознанную жизнь? опубликовано econet.ru . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь .

Автор: Аня Варламова

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

12 фактов о том, как наше детство влияет на будущую жизнь

События, происходящие с ребенком в детстве, могут повлиять на его взрослую жизнь и успешные взаимоотношения с окружающими людьми. Стиль воспитания родителей, события, происходящие с малышом, полученный им опыт, могут сформировать его характер, самооценку. Если родители будут поддерживать начинания ребенка, это разовьет в нем уверенность в себе, появление здоровых амбиций и целеустремленности. Негативное отношение способно вызвать множество фобий, неумение проявлять инициативу и двигаться вперед на пути к своей цели.

Родители должны понимать, какие именно события могут всерьез повлиять на гармоничное развитие личности ребенка, а также на его успешную жизнь в дальнейшем. Можно выделить 12 главных причин:

  1. Если близкие люди не хотят признавать в ребенке самостоятельного человека, не хотят уважать его желания и стремления, стремятся излишне опекать и не давать принимать решений, это может стать фактором, развивающим в нем беспомощность.
  2. Наличие благоприятной эмоциональной атмосферы в детско-родительских отношениях отца и сына способствуют формированию привязанности, благодаря которой ребенок впоследствии вырастет счастливым мужчиной. Он будет способен выстроить по-настоящему здоровые отношения с женщинами. Отцы, которые уделяют время сыновьям, могут научить их эмпатии, проявлениям мужественности и способности успешно взаимодействовать с окружающими.
  3. Если родители постоянно контролируют ребенка, они могут столкнуться с проявлением с его стороны упрямства. Его можно назвать элементом защиты, благодаря которому они могут отстаивать свои границы. Став взрослым человеком, они сохраняют данную черту характера.
  4. При постоянном просмотре ребенком телевизора, его навыки общения могут серьезно деградировать. Желательно, чтобы малыш смотрел передачи и мультики не более двух часов в день. В свободное время ребенку лучше заниматься чтением, рисованием, совместными играми и развивающими занятиями.
  5. В случае, если ребенок смотрит фильмы и передачи, содержащие сцены насилия, он может приобрести агрессивные черты характера, психические расстройства и повышенную тревожность. Немудрено, что любимым персонажем малыша может стать именно отрицательный персонаж, которым он начинает восхищаться.
  6. При подражании поступкам родителей, в том числе полностью повторяя их поведение, в особенности положительное, дети способны стать более коммуникабельными и открытыми для взаимодействия с окружающими людьми.
  7. При частых наказаниях у ребенка может появиться скрытность, недоверие к другим людям. Они будут стараться всеми возможными способами избежать наказания, придумывая различные уловки. Более того, у малыша могут сформироваться упрямство и мстительность, которые он может направить на родителей, наказывающих их самым строгим образом.
  8. При наличии у родителей вредных привычек, асоциального образа жизни, который раз за разом наблюдает ребенок, ему приходится взять на себя ответственность за их жизнь и достойное существование. Возможны два пути взросления малыша, выросшего в данной семье. Он может, как пойти по пути своих матери и отца, так и категорически отрицать любую возможность употреблять спиртные напитки и курить.
  9. Если ребенок пережил травмы психологического характера в детстве, в будущем у него могут случиться проблемы с лишним весом.
  10. Жестокое обращение с малышом может быть причиной появления у него во взрослой жизни депрессивных расстройств и подавленного настроения.
  11. Если ребенок рос в семье, которая серьезно нуждалась в деньгах, у него может возникнуть проблема с кратковременной памятью. Во взрослой жизни малыш не сможет запоминать одновременно несколько событий.
  12. При расставании родителей, когда ребенку только 3-5 лет, у него могут возникнуть напряженные отношения с матерью и отцом. Более того, он может на всю жизнь сохранить обиду и не сможет выстроить гармоничные отношения с собственным избранником или избранницей.

Как детство влияет на взрослую жизнь: 6 ужасных последствий того, что вас воспитывали неправильно

Токсичные отношения могут глубоко затронуть нас в любом возрасте, но самый уязвимый период –это, конечно же, наше детство.

Психологи утверждают, именно мать влияет на очень многие аспекты жизни своих детей. И именно от её воспитания зависит то, как ребенок в будущем будет приспосабливаться в обычной жизни.

Токсичные отношения между матерью и ребенком влияют на нас на протяжении всей взрослой жизни.

И если ребенка не воспитывали в здоровой атмосфере, впоследствии ему будет очень сложно нормально адаптироваться в обществе.

Итак, вот шесть знаков того, что вы воспитывались в не совсем здоровой обстановке токсичной матерью:

Токсичные отношения

1. Вы питаетесь негативными эмоциями

Если вы признали жестокое обращение со стороны матери, то вы также должны признать, что вас подпитывают не самые хорошие эмоции.

Когда воспоминаниями вы возвращаетесь к своей матери, в вас закипает целый котел негативных эмоций, которые отравляют вашу реальность.

Эти негативные эмоции, как правило, представляют собой смесь страха, испуга, тревоги, отторжения, какого-то удушья и вообще эмоциональной боли в целом. Из-за этого у вас возникают сложности общаться с людьми (друзьями и коллегами), которые очень любят своих матерей и получают удовольствие от общения с ними.

Вы можете только мечтать об идеальных отношениях и гадать, каково это иметь мать, которая вызывает позитивные и любящие чувства.

Читайте также:  Как воспитывать детей: кнутом или пряником?

А вот если вы оправдываете поведение своей матери, то вы подавляете свои негативные эмоции и все еще принимаете на себя часть вины. Возможно, оправдывая её, вы говорите себе:

· Я не был простым ребенком, меня было очень сложно растить.

· Я мог бы сделать больше, чтобы помочь ей.

· У нее было много проблем, и она не могла уделять мне больше времени.

· Она же всё равно моя мать.

· Она делала все, что могла.

Все эти оправдания хороши, если они исходят с позиции полного исцеления. Но, к сожалению, они не работают, когда используются для избегания реальности, а также подавления каких-то внутренних травм.

2. Вы реагируете на конфликт подчинением или наоборот агрессией

© Hemera Technologies / Photo Images

Токсичное воспитание заставляет детей вырабатывать дисфункциональные методы разрешения конфликтов, чтобы справляться с враждебным авторитетом.

Если ваша психика в детстве подвергалась испытаниям со стороны матери, скорее всего, вы научились бороться с конфликтами путем подчинения.

Вы реагируете, руководствуясь логикой следующим образом: зачем подниматься, если тебя сбивают с ног?

Став взрослым, вы избегаете конфликтов, не всегда можете постоять за себя, когда это необходимо, а также избегаете того, чтобы защищать того, кто слабее вас.

Если вашей матери не удалось сломить ваш дух, но она все равно оставила глубокую рану в сердце, вы научились оставаться пассивным в состоянии слабости и не сопротивляться агрессии, исходящей извне.

Есть еще один вариант: вам хочется, чтобы никто снова не причинил вам боли. Став взрослым, вы агрессивно реагируете на возникший конфликт и можете наброситься на человека, ударить, даже если он вас и не провоцировал.

Токсичные отношения с матерью побуждают вас наносить первый и последний удар, когда вы чувствуете эмоциональную уязвимость.

3. Вы избегаете привязываться к людям

© vili45 / Photo Images

В качестве наказания за малейшую провинность токсичные матери отказывают в любви своим детям.

Ребёнок считает, что любовь матери обусловлена ​​тем, насколько он себя правильно ведёт. А вот в качестве поощрения некоторые матери могут предложить немного любви и ласки, если ребенок в чем-то преуспел.

Поэтому некоторые дети будут постоянно искать одобрения, надеясь получить хоть малейшее подтверждение любви и привязанности со стороны собственной матери.

Другие решают не страдать, эмоционально изолируя себя и избегая любого рода контактов. В обоих случаях дети подвергаются эмоциональной манипуляции и учатся тому, что материнская любовь является условным и дефицитным товаром.

Будучи взрослым, такие дети не знают, как относиться к тому, что любовь им даётся безвозмездно, и любят их не за что-то, а просто так.

Они живут в ожидании того, что эта любовь в любой момент может внезапно исчезнуть.

Радость и страх вызывают сильные перепады настроения, которые ваш романтический партнер не всегда может понять. Логично, что возникают трудности в отношениях.

Нередко вы отказываетесь от любого рода привязанности. Так, вам кажется, вы ограждаете себя от страданий, а также наказываете своего партнера за малейшую провинность.

Это ваш способ защитить свои эмоции и быть менее уязвимым.

4. Вы ищите взаимозависимые отношения

© LSOphoto / Getty Images Pro

В зависимых отношениях участвуют двое: тот, кто доминирует над партнером, и тот, кто поддаётся этому доминированию. Оба находят эмоциональное и / или физическое удовлетворении в зависимости пассивного партнера от доминирующего.

Пассивный партнер чувствует себя любимым, когда кто-то другой готов сделать все ради него. Доминирующий партнер чувствует себя любимым, когда в нём нуждаются. Чем больше зависимость партнера, тем более любимым он себя чувствует.

В таких токсичных отношениях между матерью и ребенком мать выступает в качестве доминирующего партнера. Она прибегает к крайним мерам для того, чтобы ее ребенок всегда в ней нуждался, препятствуя его здоровому развитию.

Такое воспитание рождает эмоционально и / или физически зависимых детей. В итоге, вырастая, ребенок перенимает такую модель отношений с другими людьми. Неудивительно, что таким детям потом становится сложнее адаптироваться в обществе.

В зависимости от его личности и силы воли, из такого ребенка вырастет один из двух выше описанных типов личностей:

© Elnur / Getty Images Pro

Став взрослым, вы чувствуете себя любимым исключительно тогда, когда ваш супруг управляет вашей жизнью за вас. Вы также ожидаете то, что партнер будет удовлетворять все ваши эмоциональные потребности.

Вы чувствуете, что для того, чтобы жить, вам нужна вторая половинка, и в пассивно-агрессивном стиле требуйте, чтобы ваш партнер таким образом демонстрировал свою безоговорочную любовь.

И наоборот, вы чувствуете себя нелюбимым и отвергнутым, когда ваш партнер не делает все возможное, чтобы удовлетворить все ваши потребности.

Став взрослым, у вас наблюдается необходимая потребность в доминировании над партнером, и вы будете специально создавать ситуации, которые обеспечат вашу незаменимость.

Эмоциональная и физическая зависимость вашего партнера от вас заставляет вас чувствовать себя в безопасности.

У вас могут наблюдаться сильнейшие тенденции к контролю и манипуляциями окружающими людьми, но вы остаетесь эмоционально зависимыми от другого человека.

Ваше эмоциональное благополучие зависит от того, как сильно другие в вас нуждаются. Если ваш партнёр показывает некоторую независимость, вы начинаете испытывать чувство страха и неуверенности, и даже можете чувствовать себя нелюбимым и брошенным.

5. Вы критикуете всё и всех (особенно самого себя)

© AntonioGuillem / Getty Images Pro

Неправильное воспитание детей, как правило, подразумевает критику со стороны матери.

Токсичные мамы жестко критикуют каждый шаг своего ребенка и не одобряют поведение, которое им не нравится. В результате малейшее нарушение провоцирует наказания со стороны матери.

Психологи уверены в том, что у каждого из нас развивается свой внутренний голос, и для многих взрослых их внутренний голос принадлежит одному из их родителей, независимо от того, осознают они это или нет.

Будучи ребенком токсичной матери, вы всегда чувствуете себя под наблюдением, как будто кто-то наблюдает за каждым вашим шагом, и если что-то не так, непременно начинает вас критиковать.

Будучи взрослым, вы становитесь слишком строгими по отношению к самому себе и корите себя за каждую ошибку или неудачу.

Каждая неудача даёт вам, не урок, а эмоциональный кризис, так как ваша самооценка основывается исключительно на ваших успехах.

Вы постоянно сражаетесь с голосом в своей голове, который повторяет, что вы недостаточно хороши или достаточно успешны.

Вы становитесь перефекционистом в не самом лучшем смысле этого слова, у вас появляются завышенные ожидания к себе и окружающим.

Вы становитесь не только самокритичным по отношению к самому себе, но и худшим критиком для остальных людей.

6. Вы нуждаетесь в постоянном одобрении

© Sergey Khakimullin / Getty Images Pro

Дети, воспитанные токсичными матерями, превращаются во взрослых с низкой самооценкой. Ведь в детстве они были окружены критикой, давлением, условной любовью, доминированием и конфликтами.

Они страдают от чувства бесполезности и ищут подтверждения у самых близких им людей, что они кому-то нужны и любимы. В первую очередь, им важны следующие два аспекта:

1. Признание за хорошее поведение или достижения;

2. Заверение того, что они любимы.

Став взрослым, вы верите, что вы по своей природе непривлекательны, и боитесь, что другие также так считают.

Когда вы преуспеваете в чем-то, вам хочется, чтобы окружающие знают об этом.

Ваша низкая самооценка вызывает у вас острую потребность в похвале и словах одобрения со стороны членов вашей семьи и друзей.

Их похвала помогает вам чувствовать себя более уверенно в ваших отношениях с ними. Часто это ошибочно принимают за гордыню и слишком высокое самомнение, но в вашем случае это всего лишь ощущение того, что вы находитесь в безопасности.

Если вы не получаете подтверждение в своем со стороны, то вы чувствуете себя обесцененным или бесполезным.

В своем уязвимом состоянии вы подсознательно предполагаете, что другие любят так же, как любила вас ваша мать, и вы бессознательно ищете подтверждение этой любви.

Вы следите за своим супругом, семьей и друзьями на наличие признаков и подтверждения этой любви, ведь вам кажется, что проявления их любви уменьшаются.

В результате вы часто чрезмерно реагируете на незначительные изменения и нарушения обычного ритма жизни, интерпретируя их как доказательство того, что вы недостойны чего-то.

Ваша потребность в одобрении постоянно держит вас в напряжении. Такая зависимость напоминает американские горки.

Вы редко бываете довольными собой, и это мешает вам наслаждаться жизнью в полной мере.

Однако, как бы ни было сложно, в ваших силах изменить ситуацию.

Исцеление от токсичных отношений требует времени. Вы не можете контролировать мир вокруг себя или тех, кто в нем находится, но вы можете контролировать своё отношение и научиться реагировать правильно.

Для тех, кто сталкивался в прошлом с воспитанием токсичной матери, будет очень сложно выстраивать свою дальнейшую жизнь и в особенности отношения с противоположным полом. Ведь ваше прошлое и ваши эмоции всегда будут влиять на ваше будущее.

Главный совет заключается в следующем: не нужно жить вчерашним днём и застревать в прошлых обидах.

Постарайтесь шаг за шагом выстраивать своё настоящее.

В комментариях обязательно напишите, согласны ли вы с тем, что наше детство и в частности, отношения с матерью, влияют на то, какими людьми мы вырастаем в дальнейшем.

ЗдоровьеДо 30 лет: Как детство влияет на нашу взрослую жизнь

Откуда в детях столько энергии и почему мы ничего не помним до четырёх лет

«Это всё из детства» — расхожая фраза для объяснения самых разных вещей. Детские годы действительно влияют на жизнь куда больше, чем мы предполагаем. Учёные выяснили, что в это время может измениться даже ДНК, повлияв на то, какие заболевания и когда разовьются у человека во взрослом возрасте. Исследование, в котором приняли участие пятьсот филиппинцев, за которыми следили от рождения до двадцати одного года, показало, что определённые ситуации и факторы из детства способны приводить к модификации генов, связанных с воспалением. Разбираемся, какие вещи действительно закладываются в детстве, а какие приходят с возрастом.

Текст: Марина Левичева

Психическое и физическое здоровье

Распространено мнение, что многие проблемы психического здоровья, с которыми человек сталкивается во взрослом возрасте, связаны с событиями из детства. Многочисленные исследования на тему показывают, что это действительно так.

Доказано, например, что у мужчин с патологическими зависимостями часто есть история детских травм, включая физическое насилие или насилие в семье, а девочки с детскими травмами с большей вероятностью будут курить, когда вырастут. Сильный стресс в детском возрасте — из-за изменения активности тучных клеток в мозге — увеличивает склонность человека к депрессии в будущем. А просмотр телевизора в течение двух или более часов в день детьми в возрасте от двух до пяти лет может спровоцировать трудности с поведением и социализацией.

Кроме того, исследования одно за другим подтверждают, что между телом и психикой существует тесная связь. Так, например, учёные доказали, что травматические события детства увеличивают риск ранней смерти (причём чем их больше, тем этот риск выше). А частоту инфекционных заболеваний в детском возрасте связали с риском психических расстройств. Новые исследования показывают, что негативное влияние на ментальное здоровье детей может оказывать и воздействие выхлопных газов. В то время как загрязнение воздуха в целом почти наверняка провоцирует тревожность у детей и подростков.

Хорошие новости? Учёные сходятся во мнении, что взаимодействие с природой в детстве способно улучшить ситуацию. А если учесть, что общение с домашним скотом ещё и укрепляет естественный иммунитет ребёнка, бонусы летнего отдыха у бабушки в деревне окажутся неоспоримы.

Игры, в которые играют дети

Невероятно, но факт: если говорить о развитии мозга ребёнка, то время, проведённое за уроками, может быть менее важно, чем время, проведённое на игровой площадке возле дома. Исследования показывают , что опыт игры изменяет связи между нейронами в областях мозга, ответственных за социальное взаимодействие и социальные навыки, которые, в свою очередь, по крайней мере частично определяют успеваемость ребёнка при взрослении.

Читайте также:  Что можно, а что нельзя запрещать ребенку

Работающая мама — счастливый ребёнок

Исследование 2015 года, проведённое в Гарвардской школе бизнеса, показало , что дочери работающих матерей чаще добиваются более высоких карьерных результатов и могут претендовать на более высокую заработную плату, тогда как их сыновья больше занимаются домашними делами и проявляют больше заботы о членах семьи, когда вырастают. А дополнительное исследование в рамках той же темы позволило утверждать , что в итоге дети работающих мам не менее счастливы в среднем, чем дети неработающих мам.

Существует ли
«эффект Моцарта»

Каждый человек хоть что-нибудь да слышал о том, что если включать младенцам или ещё не рождённым детям музыку Моцарта, они вырастут умными людьми. Идея стала невероятно популярна среди родителей после публикации в журнале Nature в 1993 году подтверждающего «эффект Моцарта» исследования. Больше того, в 1998 году губернатор штата Джорджия просил выделить бюджет на диски с музыкой Моцарта, чтобы выдавать их молодым родителям.

Но проблема с оригинальным исследованием состояла в том, что в нём не только не использовался термин «эффект Моцарта» (упс!), но эксперименты вообще проводились не на детях, а на студентах в количестве 36 человек. Метаанализ сразу 16 исследований на тему, проведённый в 1999 году, показал, что хотя музыка Моцарта улучшает способность человека к мысленным манипуляциям, этот эффект непродолжителен и он уж точно не делает нас умнее. Ещё более масштабный анализ, опубликованный в 2010 году, продемонстрировал, что музыка в целом может дать небольшой положительный эффект в смысле улучшения продуктивности, однако это не относится только к Моцарту или только к классическим произведениям.

Билингвизм — хорошо
или не очень

Учёные из Корнеллского университета говорят , что изучение второго языка не вызывает языковой путаницы, задержки развития или когнитивных нарушений. Больше того, дети, которые говорят на двух языках, удерживают внимание под влиянием внешних стимулов лучше, чем дети, которые знают только один язык.

Кое-что о теории порядка рождения

Исследования предполагают, что у первенцев могут быть лучшие навыки мышления по сравнению с младшими братьями и сёстрами. Но дело здесь не в генетике. Это, уверены учёные, объясняется тем, что при равной степени эмоциональной привязанности к детям родители больше поддерживают первого ребёнка в задачах, развивающих когнитивные способности. Хотя здесь не обходится без недостатков: именно первенцы на 20 % чаще страдают близорукостью.

Что касается теории порядка рождения, выдвинутой в начале XX века австрийским психологом Альфредом Адлером, то её современная наука предлагает обходить стороной. Исследования убедительно доказывают, что на личностные черты ребёнка не оказывает влияния тот факт, был он в семье «старшеньким», «средненьким» или «младшеньким».

Синдром единственного ребёнка

Ранние исследования показывали , что единственные дети в семье, как правило, якобы «избалованны» и «сверхчувствительны», однако в более поздних работах на тему было установлено , что единственное их отличие от сверстников, которые растут с братьями и (или) сёстрами, — более сильная связь с родителями. И, возможно , более нарциссическое поведение, хотя это ещё нужно проверить.

Впрочем, если версия о нарциссизме верна, то единственным детям будет чем крыть. Современной науке удалось доказать , что у детей без родных братьев и сестёр больший объём серого вещества в определённых областях мозга, что делает их мышление более гибким и творческим. Хотя на интеллекте, справедливости ради, это никак не отражается.

Почему дети (и щеночки) такие милые

Многие считают, что маленькие дети очаровательны: маленький нос и подбородок, большие щёчки и глаза. Исследования показывают, что как у родителей, так и у неродителей младенцы часто вызывают реакцию, которую невозможно контролировать, в областях мозга, связанных с вознаграждением. Это приводит к повышенному вниманию, необходимому малышам для выживания. А ещё — к «миленькой агрессии», которую мы обычно испытываем и по отношению к детёнышам животных.

Почему человеческие детёныши так медленно растут

Пытаясь выяснить, почему дети растут значительно медленнее, чем детёныши млекопитающих, и дольше зависят от родителей, учёные из Северо-Западного университета в Эванстоне пришли к выводу , что всё дело в ресурсах и энергии, необходимых для развития сложного человеческого мозга. Рост тела отодвигается организмом на второй план, в то время как мозг растёт и развивается с невероятной скоростью.

Откуда в детях столько энергии

Было бы здорово, если бы на что-то подобное были способны взрослые (особенно в пятницу), но именно дети могут прыгать и бегать часами, делая совсем небольшие перерывы. И вот суровая правда: детская выносливость может конкурировать с выносливостью профессиональных спортсменов, в то время как их мышечная ткань восстанавливается даже быстрее. Кроме того, мышцы в детском организме медленнее устают, что вообще удивительно, поскольку у детей более короткие конечности, так что при ходьбе и беге они вынуждены тратить больше энергии.

Эксперименты показали, что дело здесь в использовании аэробных (зависимых от кислорода) энергетических путей, которые производят энергию медленнее, но сохраняется она дольше. Ну, а взрослые в это время — и особенно в случае необходимости быстро сделать что-то — полагаются в основном на анаэробные (независимые от кислорода) энергетические пути, которые обеспечивают мощный заряд энергии, однако расходуется она довольно быстро.

Как работает
«детская амнезия»

У большинства людей нет воспоминаний о первых трёх-четырёх годах жизни — и это нормально. Явление, также известное как «детская амнезия», занимает психологов десятки лет, но выяснить окончательно, почему она всё-таки возникает, пока не получается. Но дело не в неспособности детей в этом возрасте формировать долгосрочные воспоминания — в одном эксперименте шестимесячные малыши в течение нескольких недель помнили, как управлять игрушечным поездом с помощью рычага (чему их обучили лишь однажды).

Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что, поскольку с возрастом точка отсчёта воспоминаний сдвигается (взрослые могут помнить себя уже с шести или семи лет), проблемным является не формирование воспоминаний, но их сохранение. У науки есть основания предполагать, что на воспоминания влияет и освоение языка. Если в момент происходящего ребёнок может рассказать о событии, вероятность того, что он будет помнить о нём спустя годы, значительно возрастает. Кстати, большинство наших детских воспоминаний вымышлены. Хотя если они позитивные, то это, возможно, помогает поддерживать самооценку.

Когда мы взрослеем на самом деле

Тесты, предлагающие определить психологический возраст, могут врать. Но учёные такой привычки не имеют, так что если они говорят, что мы взрослеем позже, чем принято считать, значит, так оно и есть. О том, что подростковым следует считать возраст с десяти лет до двадцати четырёх лет, учёные заговорили ещё в 2018 году, мотивируя это более продолжительным образованием и отложенным браком и родительством, которые свойственны современным молодым людям.

Теперь же речь идёт не о строгой классификации, а том времени, когда человек окончательно становится взрослым. И последние данные выглядят крайне обнадёживающе: учёные из Кембриджского университета говорят , что изменения в мозге происходят в течение трёх десятилетий, так что и взрослеем мы где-то в районе тридцати лет. Не так уж плохо, правда?

Почему с возрастом время идёт быстрее

Оказывается, в том, что в детстве три месяца лета длились бесконечно, а сегодня они пролетают за один миг, виноват наш мозг. А именно снижающаяся по мере старения тела скорость приёма и обработки поступающей информации, выяснили учёные из Университета Дьюка. Поскольку нейроны со временем увеличиваются в размерах, а связи в мозге становятся сложнее, всё это приводит к более длинным путям прохождения сигналов. Кроме того, сами пути тоже стареют, так что сигналы вынуждены справляться ещё и с большим сопротивлением. В итоге взрослый человек за день просматривает меньше изображений, чем подросток, так что ему кажется, что день прошёл «как-то слишком быстро».

Компьютерные игры и агрессия

Несмотря на то что зависимость от видеоигр внесли в МКБ-11, тлетворное влияние компьютерных игр на детей и подростков сильно преувеличивают. Хотя что касается компьютерных «стрелялок», то они, кажется, и правда могут несколько изменить поведение детей при взаимодействии с оружием. С другой стороны, эксперты призывают родителей перестать обвинять во всех грехах компьютеры и мобильные устройства, напоминая, что, во-первых, социальные сети могут быть полезны, а во-вторых, если что-то и увеличивает риск опасных для общества действий с применением оружия, так это насилие в семье (анализ 2018 года показал, что это имело место в 54 % случаев массовой стрельбы в США).

Думайте больше: как наше детство предопределяет будущую жизнь

И можно ли ее изменить. Известный психолог Дэниел Сигел о четырех типах детства и жизненной стратегии

Какие «ментальные ловушки» мешают нам наладить более счастливую и гармоничную жизнь? Известный психиатр и психолог Дэниел Сигел написал об этом книгу «Майндсайт. Новая наука личной трансформации», которая недавно вышла на русском языке. Мы выбрали фрагмент книги, в котором Сигел обсуждает одно из важных исследований отношений детей и родителей, как эти отношения определяют развитие сознания и то, как мы описываем историю своей жизни, будучи взрослыми.

Начальный этап эксперимента проводился в течение первого года жизни детей. Специально обученные наблюдатели приходили домой к участникам и оценивали взаимодействие матери и ребенка по стандартизированной шкале. Затем, в конце года, все мамы с детьми приходили в лабораторию и проходили двадцатиминутный тест, известный как «Незнакомая ситуация». Он изучает последствия разлуки годовалого малыша с матерью, оставленного с неизвестным ему человеком или в одиночестве. Идея состоит в том, что это вызывает у ребенка стресс и активирует систему привязанности — то есть установленную связь с родителем.

Исследование проводилось тысячи раз придумавшими его учеными и затем сотни раз повторялось по всему миру. Реакция младенца на незнакомую ситуацию в лаборатории напрямую коррелировала с его взаимодействием с родителем дома. Ключевой оказалась фаза воссоединения. На основании того, как быстро после возвращения мамы ребенок успокаивался и возвращался к игре, было выявлено четыре типа привязанности.

Около двух третей детей имели надежную привязанность. Когда мама уходила из комнаты, они явно демонстрировали, что скучают по ней, зачастую плакали. Когда она возвращалась, ребенок активно приветствовал ее, искал прямого физического контакта. Но он быстро успокаивался и продолжал играть. Родители таких детей тонко чувствовали потребность в связи с ними, считывали их сигналы и эффективно удовлетворяли потребности.

Около 20% детей демонстрировали избегающую привязанность. Они все время были сосредоточены на игрушках или на изучении комнаты, не проявляли никаких признаков беспокойства или злости, когда мама уходила, игнорировали или активно избегали ее, когда она появлялась снова. В данном случае родители недостаточно эффективно и активно реагировали на сигналы ребенка дома, не обращали внимания и проявляли безразличие к стрессу у своих детей. Поэтому постепенно дети вырабатывали примерно следующую установку: «Мама не помогает мне и не утешает меня, так какое мне дело, здесь она или нет?» Поведенческое избегание является адаптацией к отношениям такого типа. Чтобы справиться с ситуацией, ребенок минимизирует активацию каналов привязанности.

Еще 10–15% детей обладали амбивалентной привязанностью, обусловленной непоследовательным поведением родителей. Иногда они настраивались на ребенка, но не всегда. В незнакомой ситуации такой ребенок часто кажется тревожным еще до ухода мамы. Он ищет воссоединения с ней, но недостаточно быстро успокаивается и продолжает плакать вместо того, чтобы играть, или прижиматься к родителю, но выглядит отчаявшимся и беспокойным. Контакт с мамой явно не приносит ему облегчения, и каналы привязанности активируются слишком сильно.

Читайте также:  Как скандалы в семье влияют на ребенка: что делать родителям

Четвертую привязанность — дезорганизованную — добавили на базе более поздних исследований. Она проявляется примерно у 10% среднестатистических детей, но возрастает до 80% в группах повышенного риска, например у наркозависимых родителей. По возвращении родителя ребенок пугается, приближается к маме, но затем отдаляется от нее, замирает или падает на пол, прижимается к маме и плачет, но в то же время и отталкивает ее. Такое происходит, когда родители демонстрируют полное отсутствие настроенности на ребенка, когда они наводят на него ужас и когда сами испытывают страх. В подобных случаях ребенок не может найти эффективные средства, чтобы справиться с происходящим. Его стратегии привязанности не работают.

За многими из участвовавших в эксперименте детей наблюдали более двадцати пяти лет. Несмотря на прочие влиявшие на их развитие факторы, личностные характеристики изменялись довольно предсказуемо.

Как правило, дети с надежной привязанностью реализовывали свой интеллектуальный потенциал, строили нормальные отношения с другими, пользовались уважением у сверстников и хорошо контролировали эмоции. Хотя исследователи не изучали мозг напрямую, общие выводы во многом соответствуют функциям медиальной префронтальной коры. Дети с надежной привязанностью развили правильную телесную регуляцию, настроенность на других, эмоциональную уравновешенность, гибкость реакций, модуляцию страха, эмпатию, инсайт, а также представления о моральных нормах. С точки зрения межличностной нейробиологии это говорит о том, что взаимосвязь ребенка и родителя по надежному типу способствует росту интегративных волокон в медиальной префронтальной коре мозга.

И наоборот: у детей с избегающей привязанностью обычно наблюдалась эмоциональная ограниченность, и, по мнению ровесников, они были замкнутыми, агрессивными и неприятными в общении. Дети с амбивалентной привязанностью часто демонстрировали тревогу и чувство незащищенности. А те, у кого привязанность характеризовалась дезорганизованностью, с трудом устанавливали связь с окружающими и плохо управляли своими эмоциями. У многих из них проявлялись симптомы диссоциации, а значит, они подвергались повышенному риску получения ПТСР.

Естественно, формирование личности помимо типа привязанности к родителям обусловлено многими факторами, включая гены, случайность и опыт. Однако любому сомневающемуся в значении родительского поведения нужно принять к сведению многочисленные исследования привязанности.

Создание связного нарратива

Интересно, а что определяет наши методы воспитания детей? Наши детские воспоминания — предположили исследователи. Звучит логично, но, как выяснилось, не совсем верно.

Настоящий вывод ученых изменил мое представление о принципах работы сознания. Оказалось, что наибольшее влияние имеет не детство нынешних родителей, а то, как они осмыслили свой детский опыт. С помощью ряда вопросов можно разобраться, как их сознание сформировало воспоминания о прошлом, чтобы объяснить их личность в настоящем. Наши чувства по отношению к прошлому, понимание поступков окружающих людей и воздействие определенных событий на наше взросление — все это составляет материал жизненных нарративов. Последние порой вынуждают передавать детям болезненное «наследие». Если, например, кто-то из ваших родителей так и не смог осмыслить собственное тяжелое детство, он с большой вероятностью будет сурово обращаться с вами, а вы, в свою очередь, — с вашими детьми. Однако родителям, проанализировавшим свое непростое детство, удалось воспитать детей с надежным типом привязанности и остановить механизм передачи ненадежной привязанности.

Эти выводы показались мне очень интересными, но они вызывали и вопросы: что стоит за осмыслением? Как оно происходит в нашем сознании и как его добиться?

По мнению исследователей, нарратив — ключ к осмыслению, то есть то, как мы облекаем наш опыт в слова, передавая его другому человеку. Например, люди с надежной привязанностью отмечали как положительные, так и отрицательные аспекты детского опыта и его влияние на последующее развитие. Они могли связно рассказывать о своем прошлом и о том, как они стали самими собой.

И наоборот: те, у кого было сложное детство, часто повествовали о нем непоследовательно. Однако если в их жизни присутствовали гармоничные отношения хоть с кем-то: с родственником, соседом, учителем или психологом, — то такая связь помогала им осознать свой путь. У них развивалась так называемая приобретенная надежная привязанность, и их нарративы получали структуру, пригодную для последовательного описания. Таким образом, мы способны изменить свою жизнь, выстроив связную историю, даже если изначально она отсутствовала.

Это настолько важная мысль, что я хочу ее повторить: когда дело касается привязанности к нам наших детей, практически не имеет значения, было ли у нас сложное детство. Гораздо важнее, смогли ли мы осмыслить влияние данного опыта. За двадцать пять лет в психотерапии я тоже пришел к выводу, что осмысление становится источником силы и эмоциональной устойчивости.

Полезная статья? Подпишитесь на наш канал в Дзене и следите за лучшими обновлениями и обсуждениями на “Идеономике”

Как влияют жизненные сценарии родом из детства на взрослые отношения?

Как влияют жизненные сценарии родом из детства на взрослые отношения?

Каждый из нас время от времени сталкивается с определенными трудностями отношениях. Мы виним партнера, себя, обстоятельства, работу и все что угодно еще. Однако мало кто задумывается, что многие проблемы и неудачи в личной жизни имеют корни в нашем детстве. Откуда берутся проблемы в отношениях, и действительно ли виноваты обстоятельства, попробуем разобраться.

Жизненные сценарии

Психологи утверждают, что жизнь человека, включая его отношения с близкими людьми, часто строится по определенным сценариям, которые формируются с раннего детства, в период от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к событиям и принимает их за истину в своей дальнейшей жизни.

1. Победитель.

Такой человек в глазах окружающих часто выглядит обыкновенным “везунчиком”. Всё в его жизни складывается наилучшим образом, у него есть здоровая привязанность в отношениях, стабильность и энергичность. Безусловно, такие люди иногда сталкиваются с трудностями и даже поражениями, но жизненный сценарий такого человека построен таким образом, что он, подобно неваляшке, каждый раз поднимается и продолжает путь к победе.

Почему: В детстве такой ребенок получал достаточно внимания, а главное, одобрения со стороны взрослых. Родители часто хвалили его и поощряли к самореализации. При этом необязательно, что это избалованный ребенок. Восприятие реальности со стороны победителя строится на осознанном и адекватном отношении к происходящему. Иначе говоря, за проступок ребенок наказывался, за качественно выполненное дело – поощрялся.

2. Непобедитель.

Сценарии отношений часто бывают похожими между собой. Непобедителя от победителя отделяет один шаг. Такой человек выглядит успешным, но для достижения стопроцентного результата ему постоянно чего-то не хватает.

К данной категории можно отнести большую часть населения земного шара. Практически не существует людей, которые с детства не мечтают о чем-то, не строят планов. Но в отличие от победителей, редко кому из них удается увидеть исполнение своей мечты в полной мере. Например, мальчик всю жизнь мечтал стать пилотом международных авиалиний, но в итоге работает диспетчером в аэропорту.

Почему: Таким детям родители часто говорили: “Умей довольствоваться малым”, “Не выделяйся из толпы”, “Тебе не обязательно играть главную роль в спектакле” и т.д., и затем такие линии поведения прослеживаются в жизни, как повторяющиеся сценарии. То есть человек следует заложенной с детства истине: заниматься своим делом, но не выходить за рамки.

3. Неуспешный.

Для таких людей все сценарии отношений сводятся к одному: вечный проигрыш. Даже если неуспешному и удается достичь успеха в какой-либо сфере, он считает это нелепой случайностью, и готовится к худшему, принижая свои заслуги. Неуспешные люди вполне способны занимать высокие должности, но их проблема – внутреннее несоответствие с занимаемой успешной позицией в силу убеждения, что он этого не достоин.

Почему: Большая часть неуспешных людей были лишены в детстве родительской поддержки, выросли в неблагополучных семьях, часто сравнивали себя с окружающими и чувствовали себя хуже, отсюда сформировалась низкая самооценка, с которой бороться приходится на протяжении всей жизни.

Как можно видеть из подобных исследований, все повторяющиеся сценарии связаны с заложенными в детстве истинами и привязанностями к родителям.

Типы привязанности и сценарии отношений

Привязанность в отношениях взрослых людей формируется в детстве в виде создания жизненного сценария, который впоследствии распространяется на всю нашу последующую жизнь. В зависимости от эмоций, заботы и внимания, которые получает ребенок от родителей, изменяется его отношение к партнерам: он либо строит успешные личные отношения, либо подсознательно старается избежать близости.

1. Безопасность и спокойствие в отношениях

Основной страх, с которым все мы сталкивались в детстве – боязнь одиночества. Когда родители рядом, ребенок чувствует себя комфортно и защищенно. И если он получает достаточную эмоциональную поддержку от родителей, то момент их отсутствия переживает спокойно, и радуется, когда они возвращаются.

В итоге: Получив достаточную меру любви и внимания, человек намного реже испытывает проблемы в отношениях с партнерами. Ему гораздо легче открыться, поделиться мыслями и чувствами, он не боится быть отвергнутым, поэтому его редко постигают неудачи в личной жизни.

2. Тревожные отношения

Это второй тип привязанности, который идет из детства. Когда маме приходилось уходить по делам и хотя бы ненадолго оставить ребенка одного, на подсознательном уровне он воспринимал это, как отвержение. Между ребенком и родителями не было постоянного контакта, и в эмоциональном плане это могло выражаться в чувстве тревожности, плаче, и даже истерике.

В итоге: У такого человека часто вырабатывается тревожный комплекс, сопровождающийся упреками: “Ты меня не любишь”, “Я для тебя пустое место” и т.д. Причина кроется в отсутствии подтверждений родительской любви в детском возрасте, перекочевавшая во взрослую жизнь в виде того же страха быть ненужным.

3. Отстраненные отношения

Этот тип привязанности можно обозначить и как стремление избежать близости. Это полная противоположность двух предыдущих типов. В детстве с родителями имеет минимальную эмоциональную связь. Уход матери воспринимает спокойно, равно как и возвращение.

В итоге: На первый взгляд, такой тип личности может казаться спокойным и уравновешенным, но это далеко не так. Страх быть отверженным скрыт очень глубоко, и кажущееся равнодушие ко всем и вся является лишь защитной реакцией. Такой ребенок, став взрослым выбирает вообще не строить отношений, чтобы не оказаться раненным. Он избегает любой близости и глубоких эмоциональных связей.

4. Дезорганизованная привязанность

Такой тип привязанности, пожалуй, наиболее сложен. Если в предыдущих случаях всё более-менее понятно, то здесь человек зачастую сам не знает, чего от себя ожидать. В детстве он то слепо требует материнской любви, то резко отталкивает ее. Это объясняется одновременной потребностью в близких отношениях и страхом быть отвергнутым.

В итоге: С одной стороны, такому человеку хочется с головой броситься в отношения, посвятить себя любимому человеку и самому быть любимым. С другой стороны, он постоянно чего-то боится и сохраняет дистанцию, оставляя для себя пути отступления. Самый сложный тип людей, потому что сами не могут определить свои желания и не способны контролировать эмоции. Все сигналы, которые он подает партнеру, с большой долей вероятности будут истолкованы неверно, так как верного истолкования просто нет.

Что делать с повторяющимися сценариями в отношениях

Если вы осознали, что за вами постоянно идет из детства шлейф неудач, обид и переживаний, это не повод разочароваться в попытках все изменить. Осознав причину неудач в отношениях, вы можете приступить к изменению тех жизненных сценариев, которые идут из детства и мешают вашим отношениям. И поскольку это глубокая и серьезная проблема, начните совместную работу с опытным психологом, который сможет трансформировать ваше отношение к себе, к жизни и близким людям и избавит вас от страхов.

Каким бы сложным ни было наше детство, важно не зацикливаться на прошлом и не выносить из него травмирующие нас события. Так мы только расходуем свою жизненную энергию, которую могли бы потратить на созидание, а не на разрушение желаемого будущего.

Ссылка на основную публикацию