2 типа истерик у детей (истерика верхнего и нижнего мозга) и правильная реакция родителей

2 типа истерик у детей (истерика верхнего и нижнего мозга) и правильная реакция родителей

2 типа истерик у детей (истерика верхнего и нижнего мозга) и правильная реакция родителей

Каждый родитель сталкивался с этим неприятным явлением — детской истерикой. Кто-то предпочитает игнорировать детские капризы, другие начинают раздражаться и громко отчитывают орущего ребенка. Но детские психологи просят родителей быть осторожнее: существует два типа детской истерики, каждый из которых требует кардинально разной родительской реакции. И важно уметь их различать.

Истерика верхнего мозга (верхнего этажа)

Этот тип детской истерики порождается сиюминутными эмоциями, сильным недовольством или желанием немедленно получить свое. Другими словами, это та самая неприятная ситуация, когда ваш ребенок внезапно встает посреди магазина, крича и топая ногами, настойчиво требуя купить ему новую куклу или радиоуправляемую машинку. Эта истерика — банальная попытка манипулировать родителем с целью добиться желаемого. Возникает она в верхнем отделе мозга и полностью контролируется самим ребенком.

В подобной истерике ребенок полностью контролирует себя, прекрасно осознает происходящее вокруг, потому что причиной возникновения истерики верхнего этажа служит его собственное решение ее устроить. Даже если родителю со стороны так и не кажется, но в данной ситуации его ребенок совершенно адекватен. Это легко проверить: купите ребенку желаемую игрушку, и за долю секунду он снова станет спокойным, а его настроение вернется к полной норме.

Истерика верхнего этажа — это своего рода моральный терроризм, для разрешения которого есть только два пути:

  1. Согласиться и дать ребенку то, чего он требует.
  2. Игнорировать истерику, чтобы ребенок понял — его спектакль не имеет зрителей.

Психологи советуют спокойно относиться к детским истерикам подобного рода. Сохраняйте самообладание, оставайтесь хладнокровным. Не идите на поводу у ребенка, чтобы он не использовал в дальнейшем такого «грязного приема» для легкого и безоговорочного достижения своих целей. Спокойным тоном объясните ему, что в данный момент выполнить его желание вы не можете. Приведите весомые доводы, расскажите почему вы отказываетесь, например, покупать новую машинку. Ребенок должен усвоить, что для осуществления его сиюминутного желания сейчас банально нет возможности. И что вы не просто отказываете ему, чтобы настоять на своем.

Ребенок почти наверняка быстро успокоится, если вы будете действовать следующим образом:

  1. Объясните ему, что вы отлично понимаете его желания.
  2. Дайте резонные причины для отказа.
  3. Подчеркните ненормальность его поведения и пообещайте соответствующее наказание.
  4. Предложите сделку: вы купите ребенку машинку или куклу, как только это представится возможным.

«Эта кукла действительно очень красивая и я отлично понимаю, почему ты ее так сильно хочешь. Но сейчас у нас совсем нет лишних денег, мы не можем купить ее сегодня. Ты ведешь себя очень некрасиво, мне стыдно за тебя. Если ты не успокоишься, то мне придется наказать тебя, и тогда в эти выходные ты не поедешь в цирк. Если ты успокоишься и поймешь, что сейчас ведешь себя ужасно, то мы купим тебе куклу сразу, как только у нас появятся на нее деньги».

Если же ваш ребенок, даже несмотря на все ваши логичные доводы и спокойный тон, продолжает буйствовать и требовать своего, то обязательно исполните обещанное наказание. И донесите до него важную мысль о том, что теперь он никогда не получит желаемого. И это целиком и полностью его вина!

Ребенок должен осознать, что не все его желания обязаны мгновенно воплощаться в жизнь, но если он будет терпелив и научится вести себя адекватно, то в итоге получит то, чего так хочет.

(текст для публикации взят из Интернета)

2 типа истерик у детей: истерика верхнего и нижнего мозга. Правильная реакция родителей

Мало найдется родителей, которые незнакомы с бурным проявлением эмоций у ребенка, называемым истерикой. Некоторые считают грамотным игнорировать детские капризы, кто-то раздражается и сразу же начинает ругать ребенка, считая, что его могут посчитать безответственным родителем. Специалисты, подробно изучившие данный вопрос, рекомендуют подходить с особой деликатностью к подобному поведению ребенка. Истерика различается по своим параметрам, что требует абсолютно разных родительских реакций. Не стоит искать универсальный способ, чтобы справляться с детскими капризами, его нет.

Истерика верхнего мозга

Данный тип детского поведения вызван моментальной эмоциональной реакцией, нарастающим недовольством или желанием как можно скорее добиться своего. Иными словами, это ситуация, во время которой ребенок резко занимает место посередине помещения, крича, топая ногами, заставляя таким образом купить новую игрушку. Истерика – обычный способ для манипуляции родителя, чтобы желание как можно скорее осуществилось. Ее возникновение – работа участков верхнего отдела мозга и в полной мере поддается контролю со стороны ребенка.

Данный вид истерики характеризует отличное осознание своего поведения, так как ребенок устраивает ее целенаправленно. Родитель может посчитать, что данное поведение не осознается чадом, но это заблуждение. Если в этой ситуации уступить и купить игрушку, которую так просят, спустя пару мгновение можно снова наслаждаться спокойствием, эмоциональное состояние ребенка будет ровным.

Истерика верхнего этажа – настоящий моральный шантаж, разрешить который можно лишь двумя способами:

  1. Поддаться на уговоры и выполнить то, чего хочет ребенок.
  2. Сделать вид, что ничего не происходит, чтобы лишить спектакля зрителей.

Психологи рекомендуют сохранять спокойствие при наблюдении детских истерик подобного вида. Стоит проявлять хладнокровие, понимать, что все делается ради блага ребенка. Если подобное поведение закрепится, то ребенок впоследствии не станет прилагать никаких усилий, предпочитая устраивать бурные эмоциональные сцены. Лучше всего с максимально спокойной интонацией пояснить ребенку о невозможности в данный момент исполнить его желание. Необходимо привести аргументы, чтобы ребенок прислушался к словам родителя и понял, что данное поведение крайне нежелательно.

Ребенок быстро прекратит истерику, если прибегнуть к следующей последовательности шагов:

  1. Пояснить, что его желания были услышаны.
  2. Привести весомые аргументы, почему они не могут осуществиться в данный момент.
  3. Дать понять ребенку, что его поведение не отличается адекватностью, вследствие чего к нему могут быть применены соответствующие воспитательные меры.
  4. Пояснить ребенку, что приобретение игрушки возможно, при соблюдении тех или иных условий (получение зарплаты, успешное окончание четверти, отсутствие замечаний, покупка другой куклы, менее дорогостоящей).

При продолжении бурной эмоциональной реакции и отсутствия желания пойти на уступки, следует обязательно прибегнуть к наказанию, если оно было обещано. Стоит пояснить ребенку, что данное поведение – крайне нежелательно и оно ни в коем случае не позволит получить желаемое. Как говорится, родитель его предупреждал.

Ребенок должен четко уяснить для себя мысль: жизнь не будет баловать мгновенным осуществлением желаний, для их достижения чаще всего необходимо приложить усилия, что впоследствии вознаградится полученными навыками, а также приятными эмоциями.

Истерика нижнего мозга

Отличие от первого вида истерики – бурная эмоциональная реакция, вызванная временным неадекватным поведением ребенка. Сильные негативные чувства (раздражение, злость) могут настолько охватить отпрыска, что у него пропадает рассуждать здраво, прислушиваться к словам родителя. Этот тип поведения захватывает нижнюю часть мозга, в полной мере блокируя способность ребенка к контролю своих эмоций, не давая возможности задуматься над своей реакцией.

Истерика данного типа может напоминать аффективное состояние, когда происходит невозможность адекватно мыслить. Абсолютно любые слова, высказанные, как со спокойной, так и эмоционально окрашенной интонацией, не смогут помочь ребенку. Грамотным путем решения в этой ситуации будет помощь в снятии психического напряжения, что позволит ребенку вернуться в эмоционально уравновешенное поведение.

Не стоит ругать ребенка, взывать к совести, требовать успокоиться. Родитель в данной ситуации не будет услышан!

Самое главное – позволить ребенку выйти из плена бурной эмоциональной реакции, чтобы избежать различных проявлений агрессии, в том числе аутоагрессии (против самого себя). Ребенок совершенно не контролирует себя. Ни в коем случае нельзя игнорировать его состояние, оставлять в полном одиночестве или показывать абсолютно непробиваемую реакцию.

При нерезультативности разумных доводов и логики, следует прибегнуть к совершенно другим методам:

  • Взять ребенка на руки и прижать его к себе;
  • Негромко, спокойно обратиться, пояснив малышу, что ничего страшного не случилось;
  • Необходимо увести ребенка с места, где произошла столь бурная эмоциональная реакция;
  • Прибегнуть к тактильному способу успокоения: поглаживание, объятья дадут ребенку понять, что он находится в безопасности.

Для начала стоит помочь ребенку вернуться в ровное эмоциональное состояние. После того, как ему удалось успокоиться, можно устраивать спокойный разговор. Не нужно стыдить чадо, ругать, высмеивать поведение. Это может привести к возвращению истерики. Самое главное для родителя – понять причины, из-за которых случилось подобное поведение.

У ребенка, который подвергся истерике нижнего этажа, обострена потребность в одобрении, утешении и поддержке со стороны родителя. Самое главное – наладить в семье коммуникацию, чтобы ребенок не боялся высказать свое мнение, мог позволить себе отказаться от того, что ему не нравится и имел право на собственный выбор. Все невысказанные эмоции никуда не удаляются, а накапливаются, вследствие чего можно столкнуться с истерикой данного типа.

Родитель обязан осознавать разницу между истерикой из-за прихотей и действительно серьезным расстройством. Взрослый человек может не понять масштаба трагедии, которая произошла у ребенка с высоты своих проблем. Основное, что нужно донести до ребенка – умение рассказывать о своих чувствах, высказывать мнение, но не устраивать истерику, которая не позволит добиться желаемого, так как не поможет в конкретной ситуации.

Когда ребенок осознает, что его поняли, прислушались к мнению, смог принять утешение, сочувствие, можно прибегнуть к деликатным мерам воспитания. Истерика закончилась, верхний отдел мозга снова функционирует, ребенок станет адекватно воспринимать фразы родителя.

Как быстро распознать верный тип истерики

Немногие родители способны понять, какой вид бурной эмоциональной реакции разворачивается в данный момент времени, вследствие чего они способны выдать неправильную ответную реакцию. Всегда можно обратиться к рекомендациям, помня о которых, можно быстро оперативно справиться с этой ситуацией.

Истерика, которая поддается контролю:

  • Ребенок начинает прислушиваться к словам родителя;
  • После слов о наказании, у ребенка выравнивается эмоциональный фон;
  • Можно быстро отвлечь малыша или переключить внимание;
  • Родитель может уговорить ребенка на компромисс;
  • Истерика больше похожа на демонстрацию и отстаивание своих прав.

Истерика, напоминающая неадекватное поведение:

  • Можно наблюдать, что ребенок не понимает слов родителя, словно не слышит его;
  • Не происходит выравнивания эмоционального фона после угрозы наказания и обещаний исполнить желание;
  • Проявление агрессии ребенком к окружающим, так и самому себе;
  • Ребенок не в состоянии осуществить контроль над своим телом, в то время как речь кажется непонятной;
  • Истерика сродни аффективному состоянию.

Родители должны помнить, что не всегда взрослый человек своими силами способен справиться с эмоциональным срывом, в то время как для ребенка данный процесс вовсе не достижим. Самое главное, отнестись с пониманием и прибегнуть к рекомендациям, способным устранить данную ситуацию.

2 типа истерик у детей и правильная реакция родителей

Новое об истериках и строении мозга ребенка

Детские истерики — одна из самых неприятных сторон родительской жизни. Большинство родителей научены тому, что есть только один надежный способ реакции на истерику — игнорировать ее. Однако имеет смысл научиться различать истерики разного происхождения — ведь реагировать на них надо по-разному. Рассказываем, как связаны скандалы, которые закатывают дети, и развитие их мозга.

Когда вы имеете представление о верхнем и нижнем мозге, вы можете заметить, что существует два типа истерик. Истерика верхнего этажа возникает, когда ребенок, по сути дела, произвольно решает ее закатить. Он делает сознательный выбор действовать таким образом, терроризировать вас и манипулировать вами, пока не получит то, чего хочет. Несмотря на весь драматизм и кажущиеся искренними мольбы, он способен мгновенно прекратить истерику, получив то, что требовал.

Читайте также:  Так ли ленивы “ленивые” дети: что скрывается за детской ленью?

Причина такой способности остановиться в том, что в этот момент ребенок использует верхний мозг. Он способен контролировать свои эмоции и телесные реакции, логически рассуждать и принимать здравые решения. Так, девочка, возможно, выглядит совсем потерявшей контроль над собой, когда истошно орет посреди супермаркета: «Я хочу те тапочки с принцессой сейчас!» — но вы обнаружите, что она контролирует ситуацию и просто манипулирует вами ради достижения желаемого исхода.

Родителям, сумевшим распознать истерику верхнего этажа, остается лишь одна очевидная реакция: никогда не вступать в переговоры с террористом. Истерика верхнего этажа взывает к установлению жестких границ и ясных решений о том, какое поведение является приемлемым, а какое — неприемлемым. Правильной реакцией на подобную ситуацию было бы спокойное объяснение:

«Я понимаю, что тебе очень понравились эти тапочки, но мне совершенно не нравится то, как ты себя ведешь. Если ты не остановишься прямо сейчас, ты не получишь тапочек, и мне придется запретить тебе идти сегодня на детский праздник, поскольку ты не умеешь себя вести».

После этого очень важно осуществить объявленное наказание, если поведение не прекратилось. Обеспечивая ясные ограничения подобного типа, вы даете своей дочери возможность наблюдать последствия ее неприемлемого поведения и практиковаться в контроле над собственными побуждениями. Вы учите ее тому, что уважительное обращение, терпение и отсроченное удовольствие вознаграждаются, а противоположное поведение — нет. Это важные уроки для развития мозга.

Если вы отказываетесь поддаваться давлению истерик верхнего этажа — независимо от возраста вашего ребенка, — вы перестанете сталкиваться с ними регулярно. Поскольку верхние истерики являются намеренными, ребенок перестанет обращаться к приемам такого типа, как только убедится, что они неэффективны, а иногда приводят к негативным результатам.

Истерика нижнего этажа — нечто совершенно другое. В этом случае ребенок до такой степени расстроен, что не способен использовать свой верхний мозг. Ваш малыш становится настолько зол из-за того, что вы льете ему воду на голову, чтобы помыть волосы, что начинает кричать, выбрасывать игрушки из ванны и отчаянно махать кулачками, пытаясь вас ударить. В этом случае нижняя часть его мозга, в частности его миндалевидное тело, берет верх и держит в заложниках его верхний мозг. Гормоны стресса, наполняющие маленькое тело, мешают его верхнему мозгу функционировать полностью. В результате он буквально не в состоянии — по крайней мере, на данный момент — контролировать свое тело и эмоции, прилагать рассудок, учитывать возможные последствия, решать проблемы или принимать во внимание чувства другого человека. Он вышел из себя. Ворота перегородили путь к верхнему этажу, и он просто не может использовать весь свой мозг.

Когда ваш ребенок находится в таком состоянии дезинтеграции и истерика нижнего этажа приняла масштабные размеры, необходима совершенно иная родительская реакция. Если в случае верхней истерики родителям следует быстро установить жесткие границы поведения, то соответствующая реакция на нижние истерики должна быть более ласковой и успокаивающей.

Первое, что должны предпринять родители, — установить связь с ребенком и помочь ему успокоиться. Этого иногда можно достичь ласковыми прикосновениями и утешительными интонациями. Или, если он зашел настолько далеко, что может травмировать себя либо кого-то другого или что-то сломать, лучше взять его на руки, прижать к себе и спокойно говорить с ним, унося его с места событий.

Вы можете экспериментировать с различными подходами, в зависимости от темперамента своего ребенка, но главное — вы должны утешить его. В этих случаях нет смысла говорить о наказании или приемлемости поведения. Он просто не в состоянии воспринимать эту информацию в момент истерики нижнего мозга, поскольку подобного рода разговоры требуют функционирования верхнего мозга, способного выслушивать и усваивать информацию.

Затем, когда верхний мозг вернется на место событий, вы можете начать действовать, применяя логику и рассуждения («Тебе не понравилось, что папа так мыл тебе голову? Как ты хочешь, чтобы мы мыли тебе голову в следующий раз?»). Как только ребенок пришел в более восприимчивое состояние, можно поговорить о приемлемом и неприемлемом поведении и любых возможных последствиях («Я знаю, что ты очень рассердился из-за того, что вода текла тебе на лицо. Но нельзя никого бить, даже если ты очень зол. Ты можешь сказать мне словами: «Мне это не нравится. Пожалуйста, перестань»). Ваши воспитательные меры теперь способны поддержать ваш авторитет — что очень важно, — и вы можете реализовать их с позиций большей информированности и сочувствия. И ваш ребенок скорее усвоит этот урок, поскольку вы учите его в тот момент, когда его мозг станет восприимчив к обучению.

Как знают опытные родители, для детей ясельного возраста ситуации, когда они выходят из себя, — не редкость. Если это случается с десятилетним ребенком, все выглядит по-другому, однако ребенок любого возраста (и даже взрослый!) подвержен захвату со стороны нижнего мозга в ситуациях эмоционального накала. Именно поэтому знание о верхнем и нижнем мозге — и о том, что истерики могут происходить на разных этажах, — способно помочь нам эффективнее приучить своих детей к дисциплине. Оно позволяет яснее видеть, когда следует проводить черту, а когда использовать ласковое сочувствие.

Как быть, если у ребенка истерика: головоломка для родителей

Распространенная картина: ребенок рыдает, стучит ногами, падает на пол, кусается, царапается. Попытки успокоить его не дают результата. Родители в растерянности, а особо чувствительные натуры и сами готовы впасть в истерику, наблюдая за действиями своего чада и осознавая бессилие разрулить ситуацию.

Истерика у ребенка: суть и механизм развития

В медицинской практике под истерикой понимают состояние сильной возбужденности, выражающееся резкой переменой в настроении, утратой самообладания, слезами и криками.

Наиболее подвержены истерическим приступам дети в возрасте от одного до трех лет: 90% подобных вспышек приходится именно на этот период. Пиковым считается промежуток с двух до трех лет: иногда за сутки здесь наблюдается до 10–15 истерических проявлений.

К четырем годам, по мере совершенствования речевых навыков, число таких срывов резко сокращается.

Причины истерики у детей

В основе вспышек истерического характера, возникающих в детском возрасте, лежит незрелость нервной системы и неспособность обозначить потребности и эмоции в иной, социально приемлемой форме.

Спровоцировать их могут такие факторы:

  • боль, голод, жажда, духота в помещении (частые причины срывов в возрасте от семи месяцев до одного года);
  • переутомление, связанное с нарушением режима бодрствования и сна, обилием ярких впечатлений;
  • недостаток внимания со стороны взрослых;
  • неудача при выполнении какого-либо действия;
  • копирование истерического поведения другого ребенка;
  • чрезмерная опека или директивная модель поведения взрослых (повод для закатывания истерик у трехлетних детей).

Склонность к истерическим вспышкам – одна из особенностей детских возрастных кризисов, связанных с разрушением прежних поведенческих моделей и формированием новых.

Переживая кризис одного года, на пути перехода из младенчества к детству ребенок активно осваивает пространство. Теперь ему часто говорят слово «нет», и это может провоцировать яркую эмоциональную реакцию.

Кризис трех лет – время роста самостоятельности и активности. Если новые качества не находят поддержки и поощрения у окружающих, возникает негативизм, упрямство и строптивость. Чтобы отвоевать право на самостоятельность, трехлетка устраивает истерики.

Как развивается истерический приступ

Развиваясь стремительно, истерика у ребенка протекает в несколько этапов, и родителям важно научиться распознавать предвестники «представления». Активный ранее, малыш затихает, начинает хныкать и сопеть. На этой стадии еще возможно предотвратить вспышку, вовремя заметив такое затишье перед бурей. Порой здесь бывает достаточно ласково обратиться к ребенку, приобнять его, переключить внимание на значимые для него вещи, помочь в починке сломавшейся игрушки или в сборке не желающего складываться пазла.

Если момент упущен, начинается истерика. Этот процесс состоит из нескольких стадий.

  • Голосовая. Стараясь обратить на себя внимание, ребенок хнычет, а порой сразу переходит на крик.
  • Моторная. Крик сопровождается активными движениями: топаньем, бросанием разных предметов, катанием по полу, выгибанием корпуса, царапаньем. В этот момент болевой порог снижается, и маленький скандалист может травмироваться, сам того не замечая.
  • Остаточная. К этому моменту малыш морально и физически обессилен, он плачет, судорожно всхлипывая. Это может затянуться на часы.

По завершении истерического приступа остаются признаки усталости и сонливости.

Виды истерики у ребенка

У детей встречаются истерические вспышки двух видов, каждый из которых имеет свои особенности и требует разной тактики родительского поведения.

Такая классификация связана с условным разделением человеческого мозга на верхние и нижние зоны. Созревание мозговых структур идет постепенно, от подкорковых структур к коре, то есть от низших отделов к высшим. Последние, отвечающие за мышление и управление собственными эмоциями, у малолетнего ребенка не достигли зрелости, в то время как «нижний этаж», замыкающий на себе эмоциональные импульсы и инстинкты, развит с самого рождения.

  • Произвольное истерическое поведение, именуемое также «истерикой верхнего этажа». Особенность такой истерики – ее преднамеренность. Типичный пример – скандал в торговом зале, устроенный при отказе взрослого купить игрушку: малыш хочет получить желаемое и не видит другого способа сделать это.
  • Непроизвольное поведение, или «нижний» тип истерики. Здесь первую скрипку играет «нижний этаж» мозга, неподвластный сознанию. Истерические проявления могут возникнуть в ответ на яркий свет, громкую музыку, воду, льющуюся на голову при купании, другие факторы. К такому результату часто приводит перегрузка нервной системы из-за избыточного информационного потока, недостатка сна, нервного перенапряжения. Ребенок попросту не в силах контролировать свое поведение из-за активного выброса гормонов стресса.

Ребенок 1–1,5 лет чаще устраивает истерики непроизвольно. Ближе к трем годам подобные всплески часто выступают своеобразной манипуляцией и способом обозначить свои требования – для этого возраста типична истерическая вспышка «верхнего этажа».

Родители и детская истерика: тактика поведения взрослого

Истеричное поведение ребенка – настоящее испытание на прочность для взрослого. Самые популярные приемы – угрозы, уговоры, ругань, насильственные действия, открытое игнорирование – часто не приносят результатов.

Чем опасна истерика: возможные осложнения

Широкая распространенность детских истерических вспышек не повод относиться к ним легкомысленно: такие явления чреваты осложнениями.

  • Последствия физического характера. Истерика у ребенка может сопровождаться падениями, ударами головой о мебель, о пол. Здесь возможны не только ушибы и царапины, но и более серьезные травмы, включая сотрясение мозга.
  • Нарушение поведенческого механизма. Из-за неверной родительской реакции на приступы у ребенка закрепляется стандарт поведения: он сознательно воспроизводит их для достижения целей. В подростковом периоде это приведет к формированию истерических черт характера.
  • Психические нарушения. Специфическое поведение во время срывов может трансформироваться в истерический невроз – одну из разновидностей психических нарушений, связанных с патологическим стремлением привлечь к себе внимание.

Истерика у ребенка не должна восприниматься взрослыми как обыденное явление, которое с возрастом пройдет само собой.

Что предпринять родителям: общие принципы поведения при возникновении детской истерики

Позиция взрослого в случае возникновения бурного эмоционального «представления» зависит от возраста ребенка и разновидности истерики, однако имеются общие моменты, которых стоит придерживаться в подобных ситуациях.

  • Сохранять спокойствие. Пожалуй, это самый сложный шаг, поскольку взрослые сами часто теряют самообладание, созерцая катающееся по полу чадо. Не стоит демонстрировать ответный гнев, раздражение, панику.
  • Нахождение в поле зрения ребенка. Несмотря на обилие рекомендаций по целесообразности ухода в другое помещение, такой вариант нежелателен. Во-первых, отсутствие взрослого может привести к испугу и усилить истерические проявления. Во-вторых, активные телодвижения малыша во время приступа чреваты получением травмы. Поэтому важен постоянный контроль за ситуацией при сохранении невозмутимости. Можно демонстративно надеть наушники, включить телевизор, заняться своими делами.
  • Исключение угроз и наказаний. Шлепки и ругань только усугубят проблему.
  • Тактильный контакт. Когда истерика достигнет остаточной стадии, прикосновения помогут быстрее успокоиться.
Читайте также:  5 мифов о тревожных детях

Конкретная модель поведения взрослого при возникновении детской истерики будет различаться в зависимости от природы вспышки.

Истерика «верхнего этажа»: нужны ли переговоры с террористом

При произвольной истерике не стоит идти на уступки. Если причиной вспышки стало решение, принятое взрослым (отказ, запрет), менять его нельзя. Однажды добившись своего таким способом, юный шантажист зафиксирует столь эффективную модель поведения и станет пользоваться ею в дальнейшем. Важно, чтобы этой поведенческой тактики придерживались все члены семьи. Папино «нет» не должно трансформироваться в мамино «да».

Особенно трудно сохранять спокойствие, когда малыш закатывает истерики в общественном месте. Здесь не стоит терять самообладания, идя на поводу у маленького тирана во избежание осуждающей реакции окружающих. После одной уступки придется делать это постоянно. Ребенок будет устраивать такие спектакли при любом удобном случае, оказавшись в торговом центре, парке – там, где много благодарной публики. Здесь по возможности нужно лишить скандалиста зрителей (к примеру, перенести его в малолюдное место), сохраняя самообладание.

Оптимальный способ борьбы с детскими истериками «верхнего этажа» – установление границ и формирование у ребенка представлений о том, какое поведение является достойным и заслуживает поощрения, а какое неприемлемо.

Непроизвольная истерика: приласкать и успокоить

Когда гормоны стресса не позволяют полноценно функционировать верхним отделам мозга, ребенок не в состоянии контролировать свое поведение. Непроизвольная истерика быстрее сойдет на нет при тактильном контакте: пусть поведение взрослого будет ласковым и успокаивающим. Стоит попытаться обнять малыша, взять на руки, погладить по голове – важно установить контакт и помочь успокоиться.

По возможности желательно унести ребенка с места событий, взяв на руки. Когда первая волна истерики пойдет на спад, можно начать разговор тихими, успокаивающими интонациями на отвлеченные темы. После того как малыш окончательно успокоится, важно постараться выяснить причину расстройства.

От тактики родительского поведения во время истерического приступа зависит частота и интенсивность подобных вспышек в дальнейшем, а также становление детской психики и поведенческих установок.

Профилактика истерического поведения у детей

Склонность к истерикам – особенность детского возраста, поэтому родителям стоит приложить усилия, чтобы минимизировать подобные проявления.

  • Важен правильный режим дня с полноценным сном, прогулками и подвижными играми на свежем воздухе.
  • Желательно, чтобы яркие впечатления были дозированными. Шумные праздники, просмотр телепередач, не подходящих по возрасту, бурные семейные сцены перегружают детскую психику и провоцируют истерические вспышки.
  • Ребенок не должен чувствовать себя обделенным вниманием: так у него не будет необходимости устраивать «представления». К тому же, у внимательных родителей больше шансов вовремя заметить и пресечь намечающуюся истерику.
  • Не стоит придерживаться директивного тона в общении с ребенком (особенно это актуально для трехлеток). Подрастающий малыш должен чувствовать, что с его мнением считаются и у него есть право выбирать. К примеру, вместо «Собирайся, идем на прогулку!» стоит спросить: «Где ты хочешь погулять, в парке или во дворе?».
  • Все запреты нужно обосновывать в доступной форме (к примеру, разъяснить потенциальный вред тех или иных действий).

Истерика у ребенка – испытание для родителей. Нужно выдержать его с честью, сохраняя самообладание и придерживаясь взрослой позиции уравновешенного, спокойного и рассудительного человека.

7 роковых ошибок, которые мы допускаем, когда у ребенка истерика

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Не найдешь родителя, которому не знакома проблема детских истерик. И порой не хватает никаких сил, просто сам чувствуешь, что будешь орать и топать ногами так же, как разбушевавшееся чадо. Но важно помнить, что родители мы и нам нести ответственность за эмоциональное состояние ребенка, когда он в истерике. У каждого есть свой метод отвлечения, но в этой статье мы хотим рассмотреть фразы, которые ни в ком случае нельзя говорить малышу, как бы мы ни нервничали и ни злились в данный момент.

AdMe.ru надеется, что наша статья поможет вам сохранить лицо даже в самых сложных ситуациях и не навредить детям своими необдуманными выражениями.

«Прекрати, а то оставлю без мультиков!»

Вы для ребенка непререкаемый авторитет, и когда вы лишаете его телевизора, игр и других важных для малыша вещей, он понимает, что что-то делает не так. Но ведь истерика не возникает на ровном месте, ребенку плохо, и он так выражает свое горе, несмотря на то что для нас это слишком громко. Получается, если он еще раз выразит эмоции, его могут лишить чего-то важного?

Из-за таких установок дети становятся взрослыми, у которых заморожен весь спектр негативных эмоций, как следствие, возникают болезни сердечной системы, гипертония и неконтролируемые вспышки гнева.

«Что ты из-за ерунды расстраиваешься?»

Когда мы говорим такую фразу, нам кажется, что мы помогаем ребенку, но на самом деле только вредим. Даже если нам кажется, что повод для слез выеденного яйца не стоит, это не значит, что малыш так же воспринимает свою трагедию.

Обесценивая его чувства, мы даем ребенку понять, что то, из-за чего он расстраивается или радуется, неважно. И помимо расстройства из-за происшествия, малыш начинает еще и чувствовать обиду на нас за то, что мы его не понимаем. В дальнейшем это может привести к обратному эффекту: подросток будет обесценивать уже наше мнение.

«Если ты не прекратишь, я сейчас уйду, и ты останешься один»

Это тоже угроза, но иного толка. Страх остаться одному — один из базисных, и говоря такое малышу, вы подрываете его доверие к миру. Получается, он впитывает такую установку: сделал что-то не то (и сам не понимаешь что) — останешься один. Доверять после такого любимым маме и папе становится сложно.

После пережитого стресса, если угрозу воплотили в жизнь, ребенок может замкнуться в себе, и вам уже сложнее будет вернуть его доверие не только к себе, но и к миру. В дальнейшем из этого «вырастают» неврозы, тревожные расстройства и панические атаки.

«Я тебя наказываю ради твоего же блага»

Если вы считаете, что ребенок действительно понимает, почему его наказывают, то глубоко ошибаетесь. Малыш не запомнит воспитательного момента, а запомнит только то, что ему делают больно любимые люди. Он или будет бояться сделать что-либо не так и вырастет крайне неуверенным в себе человеком, или сам выберет для себя агрессивную модель поведения.

Оскорбления тоже являются эмоциональным насилием: мало того что маленький человечек, запомнив ваши слова, может употреблять их сам, так еще и будет думать, что он заслуживает такого обращения, раз авторитетные родители так решили.

«Ну сколько можно? Я уже не знаю, что с тобой делать!»

Когда ребенок видит бессилие своих родителей (а это именно так, ведь вы не знаете, что делать), он теряет ощущение безопасности. Как это так: вы, самые сильные существа на свете (в его восприятии), оказываетесь беспомощны перед его эмоциями?

Ребенку сложно контролировать свой гнев, он только учится обращаться с такими сложными чувствами, как злость, обида, страх (именно это мы наблюдаем, когда у малыша истерика), а тут еще новое испытание — родители, которые не могут ему помочь.

«Сейчас придет дядя милиционер и заберет тебя»

Помимо угроз, которые мы рассматривали выше, эти установки опасны еще и тем, что формулируют негативное представление ребенка о врачах, милиционерах и все тех профессиях, которыми мы запугиваем несчастного малыша.

Как ему не истерить в поликлинике, когда он сто раз слышал, как злобный доктор сделает ему укол, если дитятко не съест кашу / помоет руки (нужное подчеркнуть). Про Бабая, Бабу-ягу и прочую нечисть — отдельная история, с такими запугиваниями энурез и страх темноты — меньшее, что может произойти.

«На тебе планшет, только успокойся»

Когда мы сначала запретили, а потом, увидев первые «зачатки» слез на любимом личике, разрешили, то тем самым подготовили почву для дальнейших манипуляций. Ребенок не дурак и по мере взросления поймет, что раз вы не выносите его криков и готовы откупиться чем угодно, то зачем изобретать велосипед? Достаточно рыдать по любому поводу — и вожделенный планшет / игра / поход в кафе у него в кармане.

Такой ребенок привыкнет манипулировать окружающими и будет очень расстроен, если по первому его хныку другие не побегут исполнять его желания. Социализироваться потом такому малышу будет очень сложно.

Бонус: что же делать во время истерики?

Научите ребенка выражать злость и гнев приемлемыми способами, например:

  • побить подушку;
  • пробежать отсюда до лавочки;
  • если видите, что истерика вот-вот начнется, попросите объяснить, что он чувствует (если он уже может);
  • дайте ему пластилин или глину и попросите вылепить то, что малыш сейчас чувствует;
  • если ребенок младшего школьного возраста, станьте напротив, упритесь ладонями в ладони и попробуйте «побороться» с ним немного, чтобы ребенок выплеснул накопившееся напряжение.

Истерика у ребенка в 2 года. Что делать и как реагировать на детские истерики

Истерики у детей раннего возраста — это довольно частое явление. Наверно, каждый родитель сталкивается с тем, что ребёнок закатывает истерики в той или иной степени.

Хорошо, если истерика у ребёнка проявляется только плачем. Некоторые ситуации доходят до того, что малыш даже начинает биться головой о стену или о пол. В такие моменты родители либо не обращают внимание на карапуза и его выходки, либо делают все что угодно, лишь бы ребёнок успокоился, либо в порыве гнева начинают выплескивать негативные эмоции на малыша, ругаясь и крича, тем самым ещё больше усугубляя ситуацию.

В этой статье мы поговорим о причинах детских истерик в 2 года, ведь именно в этом возрасте малыш уже осознает себя, как личность.

Наблюдая за родителями и их поведением, ребёнок начинает понимать, как можно манипулировать тем или иным близким человеком.

Как справиться с истериками ребёнка и как их предотвратить в будущем?

Почему ребёнок закатывает истерики. Причины

Вообще, истерика у ребёнка -это явление нормальное. Таким образом маленький человечек хочет отстоять свою позицию, получить желаемое. Также возбужденное состояние малыша может свидетельствовать о заболеваниях, переутомлённости, голоде.

Специалисты называют истерикой состояние, в котором ребёнок не способен самостоятельно справиться со своими эмоциями, его нервная система возбуждена. В этот момент на него не действуют ни уговоры, ни слова, он не может успокоиться. В некоторых случаях врачи могут назначить успокоительное средство.

Читайте также:  Опасный прикорм: ТОП-5 ошибок родителей

Что может стать причиной истерики двухлетнего малыша?

  • В двухлетнем возрасте у карапуза уже появляются определенные желания. Не всегда он может правильно объяснить своим родителям, что именно хочет. В результате возникает недопонимание между взрослыми и ребенком. Малыш осознает, что его не понимают и от собственного бессилия может закатывать истерики.
  • Малыши становятся очень капризными, когда заболевают или у них что-то болит: голова, ручки, ножки.
  • В случае, если ребенок голоден, устал или не выспался. Маленький человечек в таком возрасте может не понимать причину своего плохого самочувствия и начинает капризничать.
  • Нехватка внимания. В таких ситуациях малыш будет пытаться любыми способами привлечь внимание взрослых, в том числе и криками.
  • В период формирования личности, дети часто копируют поведение окружающих людей. В частности, пример для него являются родители. Если Мама и Папа часто пребывают в плохом настроении и раздражительны, не удивительно, что у малыша случаются капризы. Также дети подражают другим малышам. Например, когда маленький карапуз видит плачущего ребёнка, он может посчитать, что это нормально, таким образом копируя его поведение.
  • Истерики могут случаться у тех детей, от которых родные слишком много требует. В два года ребёнок ещё совсем маленький и многого может не понимать. В результате он начинает защищаться и плакать. И наоборот, родители, которые чересчур опекают своего ребёнка, лишая его самостоятельности, также могут стать причиной истерики маленького человечка.
  • С раннего возраста ребёнка нужно обучать нормам поведения. В противном случае, малыш не осознает, как правильно себя вести — за какие поступки его могут наказать, а за какие похвалить.
  • Малыш может устроить истерику, если его оторвать от какого-либо занятия.
  • Неправильная тактика воспитания. Например, если отнять у малыша какой-то предмет, но после продолжительных капризов этот предмет вернуть, то у ребёнка формируется определенная модель поведения. Он начинает понимать, что после его истерики, он получит желаемое.
  • Если ребёнок обладает определенным темпераментом (холерик или меланхолик). Такие детишки больше остальных могут быть склонны к истерикам.

2 вида детских истерик

Детские истерики можно разделить на два типа: контролируемые ребёнком и не контролируемые. Родителям важно понимать и отличать эти два вида, для того чтобы правильно помочь малышу в той или иной ситуации.

Истерика верхнего мозга.

Данный вид истерики полностью контролируется ребёнком. Она связана с тем, чтобы сиюминутно получить желаемое, либо с сильным недовольством чего-либо. К примеру, многим знакомая ситуация в магазине. Ваш ребёнок захотел новую игрушку, шоколадку, вещь или что-либо ещё.

На ваш отказ купить ему это, ребёнок закатывает истерику в магазине, не обращая внимания ни на что и ни на кого.

Такие капризы дети контролируют сами. Если же вы купите ему необходимую вещь, малыш тут же успокаивается и становится самым счастливым. Так дети учатся манипулировать взрослыми.

Что делать с контролируемой истерикой

Здесь существует только два варианта разрешения сложившейся ситуации:

  1. родители осуществляют желания ребенка, лишь бы их кроха перестал капризничать
  2. родители игнорируют истерику малыша

Если же мама и папа решили не становится объектом манипуляций своего чада, действовать следует аккуратно, без негативных эмоций, гнева или раздражения. В противном случае, есть вероятность усугубить данное положение. Необходимо всегда контролировать свои слова и эмоции, разговаривать с ребенком спокойным тоном.

Ни в коем случае не поддавайтесь истерикам малыша. Иначе он поймет, как следует действовать, чтобы все таки добиться своего.

С ребенком важно разговаривать. Объясните ему, почему именно в данный момент вы не можете осуществить его желание, либо купить требуемую вещь. Приводите аргументы! Малыш должен понять, что действительно существует весомая причина, а не просто потому что мама и папа так захотели.

Следуйте рекомендациям и, возможно, с такой истерикой вашего карапуза вы справитесь намного легче и быстрей:

  1. Ребенку нужно дать понять, что родители прекрасно понимают его и его желания
  2. Предоставьте малышу весомые аргументы вашего отказа
  3. Объясните малышу, что его поведение является совершенно ненормальным, предупредите о соответствующем наказании
  4. Пообещайте вашему крохе, что сможете приобрести ему желанную вещь, как только появится возможность.

Если ребенок не желает вас слушать и продолжает истерить, необходимо наказание привести в действие, как вы и обещали. А также по его собственной вине, он так и не получит того, что требует.

Малышу нужно понять, что не все его требования должны сиюминутно выполняться. Но в случае, когда он научится быть терпеливым и контролировать свое поведение, он все же сможет получить желаемое.

Истерика нижнего мозга.

Такой тип истерики противоположен вышеописанному, и ребенок не способен контролировать свои эмоции. У малыша возникают настолько сильные эмоциональные ощущения, что он просто не может с ними совладать.

Данное состояние схоже с состоянием аффекта, в котором ребенок не способен мыслить адекватно. В это время мозг малыша работает по-другому, и он любая речь родителей просто не доходит до сознания.

В данном случае существует только один способ успокоить кроху — облегчить нервное напряжение.

При такой истерики повышать голос на ребенка без толку, он все равно вас не понимает.

Что делать с неконтролируемой истерикой

Ни в коем случае нельзя пускать данную ситуацию на самотек, игнорировать малыша, оставлять одного.

Если в данном случае разговоры бессмысленны, то следуйте этим рекомендациям:

  1. Необходимо взять малыша на руки, обнять
  2. Разговаривайте ласковым и нежным тоном, пытаясь успокоить кроху. Говорите ему, что все хорошо.
  3. Прикосновения близкого человека способны остановить истерику ребенка. Поглаживайте его, нежно обнимайте.
  4. Отойдите подальше от места, где началась истерика.

После того, как ребенок успокоился, пробуйте с ним разговаривать. Ни в коем случае не ругайте малыша! В противном случае истерика может вспыхнуть снова. Родителям необходимо понять, почему случился приступ истерии.

Если вам удалось выяснить причину, которая вызвала такое состояние у ребенка, нужно провести беседу, разъяснить малышу, в чем и почему он был не прав и как следует себя вести. Воспитательный разговор должен быть очень мягким и тактичным.

Самое важное в истерики нижнего мозга — родительское тепло и способность утешить свою кроху!

Как реагировать на истерики ребенка и как успокоить

Мы разобрали основные причины, по которым ребёнок устраивает истерики. Поняв, почему конкретно малыш в настоящий момент капризничает, родителю следует предпринять меры.

Самое главное в этот момент -сохранить самообладание. Попытаться успокоиться, не срываясь на малыша, не применяя физическую расправу. Это только усугубит ситуацию. Как говорилось в данной статье, в двухлетнем возрасте могут случаться истерики, которые ребёнок не в состоянии контролировать. А гнев родителя только вызовет ещё больший плач карапуза.

  • Уведите ребёнка подальше от того места, где произошёл такой всплеск эмоций
  • Часто малыши показывают свои негативные эмоции перед мамой или папой, разигрывая спектакль. Достаточно просто уйти на некоторое время, затем вернуться. Ребёнок успокоиться и вскоре забудет причину своего бурного эмоционального состояния.
  • Поговорите с малышом. Если истерика случилась из-за того, что вы не купили желаемую вещь, четко объясните причину вашего отказа. При таких капризах ваш тон должен быть спокойным, но в то же время строгим. И ни в коем случае не идите на поводу у ребёнка, соглашаясь на все его прихоти. Дети очень хорошо чувствуют такие моменты, и в дальнейшем вы рискуете стать объектом для манипуляций карапуза.
  • Попробуйте отвлечь ребёнка. В двухлетнем возрасте детки быстро переключают своё внимание с одного предмета (действия)на другой.
  • В момент разговора с малышом, следует находится на уровне его глаз
  • Обнимите вашу кроху. Если малыш отказывается, не настаивайте, скажите ему, что он сам сможет подойти и обнять вас, когда захочет. Желательно, чтобы истерика закончилась в объятиях родного человека тихим плачем
  • Однократное игнорирование. Если, по вашему мнению, ребёнок закатил истерику из-за пустяка, можно просто не обращать внимание на его поведение в данный момент. Малыш, видя, что на него никто не реагирует , быстро теряет интерес к капризу. Только не злоупотребляйте таким игнорированием. В противном случае, маленький непоседа может почувствовать себя никому не нужным.

Помните, что занимаясь воспитанием малыша, важно уметь запрещать ребёнку, не поддаваясь никаким его капризам. С возрастом кроха уже должен понимать, что значит можно, а что — нельзя.

Как предотвратить истерику

Для того, чтобы ребёнка как можно реже охватывали приступы истерического состояния, необходимо соблюдать некоторые правила.

  1. у ребёнка должен быть правильный распорядок дня.
  2. Малыша необходимо обеспечить здоровым сном
  3. Уделяйте своему крохе как можно больше свободного времени
  4. Позвольте малышу быть самостоятельным в рамках разумного. Если ваше чадо хочет помочь вам помыть полы, дайте ему эту возможность.
  5. В течении дня не допускайте слишком ярких эмоций. Например, если вы собрались сходить в зоопарк, не следует перед этим слишком долго и активно проводить время на улице
  6. Научитесь договариваться с вашим малышом. Предвидя начало истерики, сразу же предложите какую-либо альтернативу
  7. Помните, что маленький человечек развивается, подражая окружающим его людям. Старайтесь быть всегда добры, вежливы в общении, терпеливы

Помимо повседневных капризов, многие родители сталкиваются и с ночными истериками ребёнка.

Начинаются они с не громких криков. Если в этот момент подойти к малышу, взять его на руки, то можно предотвратить возникновение истерического всплеска.

Для того, чтобы избежать истерики по ночам, необходимо:

  1. не переутомлять ребёнка вечером, не играть в активные игры. Достаточно будет спокойной вечерней прогулки, принятия ванны с прохладной водой, чтение книг.
  2. Не включайте телевизор, особенно мультфильмы с чудовищами или непонятными существами.
  3. Не переедать на ночь. Перед сном достаточно выпить стакан кефира.

Ошибки родителей: что нельзя делать во время детских истерик

Многие родители теряются, когда у малыша начинается истерика. Особенно, если это произошло в общественном месте. Молодые мамы и папы начинают действовать интуитивно, чувствуя себя некомфортно перед взглядами незнакомых людей.

В воспитании детей все действия должны быть последовательными и не противоречащими. Главные ошибки молодых родителей как раз именно в этом. Если вы ребёнку в чем-то отказали, то никакие уговоры и капризы не должны изменить ваше решение. Ваша позиция должна быть твёрдой до конца.

Малыша с раннего возраста следует приучать к словам «нет», «нельзя». Например, у вас есть определенное правило: вы не разрешаете своему крохе кушать сладкое до приема пищи. Этого правила должны придерживаться и другие родственники. Не допустима ситуация, где бабушки и дедушки нарушают данные уставы семьи.

Различные запреты никак не должны повлиять на взаимоотношения с ребёнком. Наказания и ограничения должны быть обоснованными и понятными малышу.

Другая типичная ошибка родителей — грубость, повышенный тон или физическая расправа в ответ на истерику малыша. Часто родители сами не могут совладать с негативными эмоциями и начинают кричать, ругаться на малыша. Такое поведение способствует новому и ещё большему всплеску истерики. Таким образом, у малыша страдает гаражная система.

Запомните: всегда нужно держать себя в руках! Вы взрослый, вы — самый главный пример для своего ребёнка!

Ссылка на основную публикацию