10 заповедей правильного отношения к ребенку

Почитание родителей и послушание родителям

Некоторое время назад на портале Православие.ру была опубликована статья «Родительская неприкосновенность» (журнал «Виноград» № 6, 2017 г.). Статья вызвала у читателей множество вопросов. Мы предложили ответить на эти вопросы протоиерею Димитрию Рощину, настоятелю храма Свт. Николая на Трех горах, и игумену Августину (Заярному), главному редактору журнала «Виноград».

Семочки. Художник: Леонид Баранов

– Могут ли родители своими злыми делами в отношении детей совершить самоотпадение от пятой заповеди?

О. Димитрий:

– Заповедь о почитании родителей дана не для родителей, а для детей. Поэтому независимо от того, как ведут себя родители, дети обязаны ее исполнять. Другой вопрос, что не все ясно представляют себе, в чём это почитание должно заключаться. На мой взгляд, почитание – это неосуждение. Мы не вправе выносить суд над своими родителями. Мы, дети, не можем обсуждать или осуждать их деяния. Это и есть почитание. Конечно, родители бывают разными. Есть равнодушные, злые, грубые родители. Но здесь полезно вспомнить еще одну заповедь – она уже не о родителях, но о людях вообще: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Если ненавидящими и обижающими вас оказались ваши родители – Господь заповедал благословлять их и творить им добро. Это высший идеал христианства, к которому нужно стремиться.

О. Августин:

– Пятая заповедь – очень глубокая, очень действенная, это не просто какое-то пожелание. Есть такой духовный закон, по которому воля Божья возвещается детям в том числе и через родителей, какими бы они ни были. У нас в Псково-Печерском монастыре при отце Иоанне (Крестьянкине) не брали в монастырь человека, у которого не было благословения отца и матери на монашество. Приходит молодой человек, говорит: «Я хочу в монастырь». Отец Иоанн его спрашивает: «А родители как?» – «Да они у меня нецерковные, они против». И отец Иоанн не благословлял такому человеку оставаться в монастыре.

Есть духовный закон, по которому воля Божья возвещается детям в том числе и через родителей

Даже если родители ведут себя неподобающим образом, не являются христианами, грубо влезают в жизнь своих детей – ни в одном из этих случаев пятая заповедь не прекращает свое действие. Нет ни одной причины, по которой дети могли бы отречься от родителей. Конечно, взрослые дети должны охранять свою семью, в том числе и от навязчивых родственников; но это не значит, что родители должны стать им чужими.

– Как почитать мать, которая оскорбляет взрослых детей, требует выполнения своих указаний, предъявляет бесконечные претензии?

О. Димитрий:

Не нужно путать почитание и послушание

– Почитание родителей и послушание родителям – это разные вещи. Я повторю, что для меня почитание – это неосуждение. Мы не осуждаем поступки родителей, их наклонности, человеческие слабости. Но оказывать послушание своим родителям мы обязаны лишь до определенного момента – до начала самостоятельной жизни. А дальше родители могут быть только советчиками для своих детей, но не деспотами. Не нужно путать почитание и послушание. Если родители велят нам делать что-то, что не совпадает с нашей точкой зрения, с нашим устроением, слушаться их мы не обязаны. Можно прислушаться, взять на заметку, но не выполнять, как по приказу. Тем более – если то, что они говорят, противоречит заповедям.

Игумен Августин (Заярный) О. Августин:

– Конечно, есть такие родители, которые хотят контролировать детей до самой своей смерти – это неправильно. Мы должны понимать, что если ребенок уже взрослый и у него есть своя семья – в эту семью нельзя вмешиваться, в ней нельзя командовать. Даже советовать нужно очень аккуратно, чтобы никого не раздражать. Нужно понимать, что семья твоего ребенка – это, по сути, чужая семья. Не твоя, не совсем твоя. Дедушка, бабушка должны осознавать, что их функция теперь заключается в молитве за своих детей, в посильной помощи – если о ней просят. В совете, если его спрашивают. Всегда полезно помнить, что советовать можно только человеку, который просит совета, иначе это просто слова на ветер.

Бывает много примеров, когда мамы хотят, чтобы в семье детей было всё по их желанию. Если таким мамам дать власть, они могут разрушить семью. Как правило, такие женщины очень конфликтные, скандальные, поэтому общение с ними лучше ограничивать. Стараться не вступать в ссоры, хранить мир, насколько это возможно; как-то приспосабливаться, находить приемлемый уровень общения. Главное, не устанавливать расписания: раз в неделю звоним, раз в месяц встречаемся. Расписание – это признак охлаждения отношений.

Ребенок по отношению к родителю всегда находится в слабой позиции. Как защитить себя от родительских ошибок?

О. Димитрий:

– Если родитель злоупотребляет своей властью, ребенок, пока он мал, ничего не может с этим сделать. Но я не согласен, что ребенок всегда пребывает в зависимом состоянии. Когда родители приближаются к старости, дети и родители меняются местами. Если раньше родители были великодушны по отношению к ребенку и терпели его младенчество, переходный возраст, то теперь дети должны быть великодушны к своим родителям. Мы терпим их немощи, старческие или человеческие. Но если родители обижали нас – это не даёт нам морального права поступать с ними так же. Отвечая добром на зло, мы ничего не теряем, только приобретаем.

О. Августин:

Если ты обидел сына или дочь, нужно просить прощения

– Любой христианин, родитель или ребенок, может ошибаться. Как христиане мы должны понимать, что любая ошибка в отношении другого человека требует покаяния. Если ты обидел сына или дочь, нужно просить прощения. Это естественная вещь. Проблема в том, что такие простые, естественные вещи многие люди не понимают. То есть они понимают, что неправы, но не могут этого признать – им не позволяет гордость, может быть, страх за свой родительский авторитет. Однако это заблуждение: в педагогике авторитет взрослого только возрастает, если он просит у ребенка прощения. Если преподаватель в университете на заданный вопрос честно ответит «Я не знаю» – он не уронит, а поднимет свой авторитет. Родителям полезно признавать свои ошибки. Но ребенок не должен требовать, чтобы родитель просил у него прощения, даже если родитель явно неправ. Ребенок может желать этого, молиться об этом, но требовать не может.

Во всех спорных ситуациях навстречу идет более духовный человек. Чужую агрессию лучше всего покрывать любовью. Если это понимают обе стороны, проблема разрешится сама собой. Если нет, вопрос сможет разрешить та сторона, которая на данный момент является более духовной.

Насколько полезно для родителей требовать от детей традиционного почитания? Не станет ли пятая заповедь поводом для родителей оправдывать свои страсти?

Протоиерей Димитрий Рощин О. Димитрий:

– Уважение и любовь к себе нужно заслужить определенным образом. Требовать почитания мы не можем. Если мы требуем от другого исполнения заповедей, мы и сами должны их исполнять, иначе мы бессильны. Я могу быть священником, даже епископом, но если я сам не исполняю заповеди – меня слушать никто не будет. Я должен являться примером, иначе все мои слова – пустые звуки. Мы даем человеку свободу, разумную свободу. Пока ребенок находится в нашей власти, до его совершеннолетия, мы имеем право требовать послушания, но это требование непременно должно быть сопряжено с любовью. И мы должны понимать, что изначально растим человека, который нам не принадлежит. Мы не владыки над своими детьми, поэтому мы должны готовить детей к свободе. Это как отношения Бога и человека: Бог дает человеку свободу, человек ее принимает и почитает Бога за то, что Он дает ему возможность быть свободным – то есть подобным Себе.

О. Августин:

– Если мама все время жалуется, что ей мало уделяют внимания, что её мало любят – это неправильно. Это говорит о том, что ей хочется быть в центре внимания, поэтому она требует этого внимания с утра до ночи. Такие женщины могут быть даже воцерковленными – и тем не менее считать, что раз она приехала в дом, все должны ей служить. Корень этой довольно частой проблемы – элементарный эгоизм. Взрослым детям в таком случае нужно постараться занять среднюю позицию: бросать маму нельзя, но жить жизнью мамы или жить только для мамы – неправильно. Нужно очень мягко игнорировать, не обращать внимания на скандалы. Лучше не ругаться. Необходима мудрость; если ее нет – смиряться и терпеть, закусив губы.

Много говорят о том, что дети должны уважать родителей. А родители разве не должны уважать детей?

О. Димитрий:

– У каждой стороны есть своя заповедь. У детей есть заповедь о почитании родителей. Но и у родителей есть заповедь в отношении детей. Апостол говорит: «Не раздражайте детей ваших» (Еф. 6, 4). Святитель Феофан Затворник даёт на эту заповедь такое толкование: «Образом своего на них действования не доводите их до того, чтоб они могли возыметь на вас неудовольствие, серчание, досаду, гнев». Неважно, выполняет ли противоположная сторона заповедь или нет – мы всё равно должны выполнять свою часть. Каждый отвечает только за свою собственную заповедь.

Неважно, выполняет ли противоположная сторона заповедь или нет – мы всё равно должны выполнять свою часть

Когда ссорятся родители со взрослыми детьми, я всегда говорю родителям, что они должны делать первый шаг, потому что они мудрее и старше. Неважно, кто прав, а кто нет. Попытка примирения должна исходить от родителей.

О. Августин:

– Обязанность родителей – с трепетом относиться к детям. Обязанность ребенка – почитать родителей. Но если ребенок говорит родителям: «Вы мне должны!», а родители говорят ребенку: «Ты нам должен!» – это тупиковая ситуация. В конечном счете проблема отцов и детей трудноразрешима, потому что люди несовершенны. И всё же дети, как правило, многие вещи понимают лучше родителей. Они более начитанны, более духовны, как это ни парадоксально. Они и должны выравнивать ситуацию. Терпение, молитва и труд все перетрут.

10 заповедей на языке детей

Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях. Объяснить ребёнку заповеди можно простыми словами и в стихотворной форме.

  1. «Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня».

Это значит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.

«Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!».

  1. «Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им».

Кумир – это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер. Например, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром. Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лед в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил. На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сделать ее холодной и черствой.

Читайте также:  Как улучшить самочувствие и поднять тонус весной

«Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!».

  1. «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».

Это значит, что нельзя просто так произносить имя Бога. Произносить имя Божие следует со вниманием и благоговением. Любое обращение к Богу – это молитва. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю». Имя Бога надо хранить бережно в сердце и не выпускать оттуда понапрасну. Если ты по привычке в разговорной речи говоришь: «Господи», прибавь к этому слова: «помилуй» или «слава Тебе». Так упоминание имени Бога станет молитвой.

«Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!».

  1. «Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему».

Это значит, что седьмой день должен быть посвящен Богу. Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но этот день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу.

«С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться».
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен».

  1. «Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».

Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.

«Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят внимания!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».

Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Что касается убийства захватчиков на войне, то это тоже грех, но меньший, чем предательство ближних, отказ защищать их.

Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них.

«Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!».

То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.

«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».

Украсть, взять чужое и не вернуть – очень плохой поступок. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона. Никогда не бери чужое и никогда не воруй – так ты сможешь проявить свою верность святому Богу.

«Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это станет всем известно».

Порой тебе может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.

Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека.

«Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести».

Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога.
Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.

«Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».

10 заповедей воспитания детей

Воспитание детей – это сложный и, главное, очень ответственный процесс. Ошибки родителей могут стоить нашим детям сломанных судеб и неустроенной жизни.

Конечно, всего учесть невозможно, и кому-то процесс воспитания даётся легко, он инстинктивно заложен и родители успешно справляются с этим, умеючи вкладывая в детей всё самое нужное и полезное, помогая им идти по жизни. Однако таких родителей по пальцам можно пересчитать. В основном же, несмотря на стремление родителей дать своим детям всё самое лучшее, они допускают массу ошибок. А некоторые умудряются подходить к процессу, нарушая главные правила воспитания детей, тогда как они не менее важны, чем главные заповеди нашей жизни.

Разные психологи и педагоги в то или иное время выводили свои заповеди воспитания детей, однако, в итоге, все они имели один смысл и суть.

Поэтому мы не будем изобретать велосипед и предложим 10 заповедей воспитания детей, которые сформулировал Януш Корчаг, известный польский педагог, врач и просто известный общественный деятель. Он предложил главные основы воспитания, которых родители могут и должны придерживаться, если хотят счастья своим детям.

10 заповедей воспитания детей

1. Воспитывай новую личность, а не пытайся реализовать свои мечты.

Зачастую, в нашем ребёнке мы видим способ реализации своей мечты. С его помощью воплотить то, чего мы не смогли сделать или добиться, – это огромная ошибка. Мы прожили свою жизнь так, как смогли и это – наша жизнь. Ребёнок имеет свои желания и свои представления о жизни. И наша задача – помочь реализовать именно их.

2. Ребёнок нам ничего не должен.

Многие родители взимают плату со своего ребёнка: «Я тебя вырастил», «Я тебя воспитал», «Я тебе дал образование». И так далее. Мы родили ребёнка, и лишь на нашей совести всё то, в чём мы его поддержали или не поддержали. Жизнь он строит сам, и нам ничего не должен.
То, как ребёнок будет относиться к нам, мы прочувствуем на себе, так как его отношение – есть результат нашего воспитания. Смогли ли мы заложить основу личности: душевность, любовь, благодарность, и тому подобное? Если смогли, то прочувствуете это на себе, если нет, тоже…

3. Не отыгрывайтесь на ребёнке и не вымещайте на нём своих обид.

Помните, что жизнь всегда учит, и что посеешь, то и пожнёшь.

4. Относитесь к бедам и проблемам ребёнка серьёзно.

«Мне бы твои проблемы», «Ну, что разве это беда?», «Что ты меня отвлекаешь всякими глупостями». Ещё много чего можно услышать в адрес ребёнка, который обращается за помощью к своим родителям. Многие так говорят, стараясь успокоить своего ребёнка, показать ему, что не всё так страшно. Но, в итоге, добиваются того, что ребёнок отдаляется и перестаёт делиться своими бедами.
На самом же деле, нельзя показывать ребёнку, что его проблема – это мелкая неприятность. Если ребёнку тяжело, надо поддержать его, а затем предложить выход из ситуации, предложить то, что может облегчить его переживания.

5. Не унижайте своего ребёнка.

«Ты ещё маленький и ничего не понимаешь», «Не лезь не в свои дела», «Кто ты такой» и тому подобное. Сюда же относятся наказания: они всегда должны быть справедливыми, ребёнок всегда должен понимать, за что он наказан.
Применение жестокости порождает жестокость. Унижая ребёнка, Вы сеете в нём ненависть и обиду на Вас.

6. Уделяй ребёнку как можно больше времени.

Ребёнок меняется каждую минуту, в его сознании постоянно идёт развитие, поэтому очень важно как можно чаще быть с ребёнком и заниматься его воспитанием.

7. Не мучай себя, если не получается что-то сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь.

8. Относись к ребёнку, как к драгоценности, которую дали тебе на хранение.

Ребёнок – это не наша собственность или часть нашей жизни. Это – душа, которую мы должны наполнить любовью и теми знаниями, которые помогут ему жить отдельно от нас.

9. Относись к чужому ребёнку, как к своему.

Любите чужих детей не меньше, чем своих и не делайте им того, чего не желали бы своим.

10. Люби ребёнка таким, какой он есть.

Если Ваш ребёнок не так умён, как вам хотелось бы, не так талантлив, как Вы ожидали, не так красив и в нём есть много разных недостатков, ни в коем случае не говорите ему об этом и покажите, что Вы любите его всем сердцем.
Любой негатив только усугубляет проблемы ребёнка и, как бы вы не хотели сделать его лучше, Вы будете лишь портить ему жизнь.

Как Вы видите, заповедей воспитания не так уж много, и очень важно соблюдать и придерживаться их, ведь от того как мы воспитаем наших детей, что мы им дадим и как мы им вложим основы жизни, каким будет наше участие в их жизни, зависит то, как сложится их собственная жизнь.

Поставь свою оценку

Расскажи друзьям в социальных сетях:

Читайте также:  Как обезопасить дом для ребенка: 10 простых рекомендаций

Половая жизнь подростков. В каком возрасте можно начинать…? Как ходить по магазинам с ребёнком

Комментарии

Welcome, dear friends!

We offer you a unique system and the opportunity to build your business/ We have been on the market for more than ten years! Extensive experience has allowed us to take all the best and collect everything in a single automatic module .
High-yield-270% , self-regulating script. If participation in the queue becomes unprofitable and the amount for passing is equal to the amount of payment, the queue is reduced and it becomes profitable to participate again

A constant minimum influx of new participants provides a stable income . Exclusive interactive referral service program. Find out more on . s://uranium7 .com/?ref=kiril l – the advertising site

. s://tse4.mm. bing.net/th?id= OIP.oglIkuXECfN YgIUXvzsCqAHaCq &pid=15.1

. s://uranium7 .com/?ref=kiril l – Registration
. s://uranium7.com/marketing/ – Marketing
. s://uranium7.com/reg/ – Main
. s://uranium7 .com/?ref=kiril l – The seventh planet
. s://uranium7.com/news/ – News

. s://sandesht echnologies.com
Comfy view to shelter including an objective communication on your pick up where one communistic off is hot manner to of date. As contrasted with, the novel draft is to establish a masterly summary.

This is a one- to two-sentence affirmation that sums up what you most necessitate your aptitude employers to know. Technically, it’s facultative, but calligraphy an unforgettable gifted conspectus on hurt up you to the improved of the hiring list.

You should dread it as an fissure to touch on potential employers intelligence give you that doesn’t come up forth unelaborated away on your maintain, like your persona traits and/or outstanding focus.

In behalf of a Fellow Checking continue it’s hefty to chastise how admirably you contract with customers, so centre on your interpersonal skills when you’re longhand your own master summary.

It is unworkable to split a lease it as acknowledged the brand-new times a emancipate without co-op give credence to media and technology as they necessitate enhance the quintessential parts of the every-day creature of uncountable people. Respect, there are categorical and antipathetic negatively sides of media and technology, which own to be discussed in every corner in the 250-word disquisition example.

Aggregate the predominant unyielding effects of quantity over-sufficienc y media is the power to seize and fit facts, ballade open skills, lyric eyes on other cultures, and learn some info on how to interact with other people. Truthfully, not purely amusement programs take good of apposite on the Internet and TV. Peculiar information, culinary, salubrious lifestyle, delight, and narrowly-specia lized programs can be watched on TV as plainly as the immense army of info on the genre of topics can be found on the Internet. At any wallop, drawbacks of media outbalance its benefits. The most poker-faced disturbed of media berating is the addiction which leads to problems with communication and analytical thinking. To a greater remoteness, the intuition of surreptitiousne ss is profitless in the diverting fling into public notice of community networks as people may exercise encrypted communication against a ordinary another in up to threat or coerce colleagues. What is more, sexually transmitted media is stuffed of redundant gen which lumbers the brain.

To synopsize up, people has to design that store media and developing technologies attired in b be committed to both, benefits and drawbacks, which consequences compassionate lives in multitudinous ways. In the what indeed happened of sexually transmitted media misappropriatio n, the disadvantages deluge the advantages because the tabulation of undeniable effects is tiniest to the guestimate that amatory media is a well-spring of tidings on any needed topic.

10 заповедей воспитания

Маленький человечек пришел в большой и непонятный для него мир. И только от родителей зависит, чтобы маленький несмышленыш стал Личностью, счастливым Человеком, идущим Своей Дорогой.

Ребенок приходит в этот мир и первое, что он ощущает – ШОК. Только, что ему было хорошо у мамы в животике, а тут столько непонятного, нового, тревожного, шумного, раздражающего, яркого. Я еще не встречал новорожденных, которые рождались и при этом демонстрировали бы радость или любопытство.

Ребенок рождается беззащитным, он нуждается в нас. Наша задача помочь ему пройти длинный путь, пока он не станет самостоятельным и не сможет заботится о себе и о других. Мы помогаем ребенку найти свой путь, но выбор оставляем за ребенком. Нам очень хочется, чтобы наш ребенок стал Личностью, был Счастливым, получил Признание, познал Успех, нашел Себя. Некоторые родители уже “постигли истину” и точно знают, как этого достичь, и с ранних лет готовят стоматологов, бизнесменов, танцоров, юристов… Это тоже вариант, но неоднозначный, с моей точки зрения.

Индийская пословица гласит: Ребенок — гость в твоем доме —

накорми, обучи и отпусти.

Эта мудрость актуальна и сегодня, но для того, чтобы справиться с этими простыми и не простыми задачами, родителю нужно знать как накормить, чтобы ребенку не стало тошно от “еды”, как обучить, чтобы полученные знания оказались полезными и востребованными, и как смочь отпустить, когда вы не готовы. Есть несколько принципов, которые обязательно нужно помнить, если мы хотим Добра своему ребенку.

1. Создайте правильные отношения с ребенком

Ребенок, не может обойтись без вас, и чем младше ребенок, тем сильнее эта зависимость. Ребенок с рождения формирует свой круг взрослых, которые обеспечивают ему комфорт, безопасность, спокойствие. “Избранные” пользуются безграничным доверием ребенка, он вверяет себя взрослым, делая их неотъемлемой частью своего мира. Ребенку важно ощущать стабильность и надежность своего мира, в замен он принимает правила которые задают “избранные” и готов прислушиваться к требованиям избранных”. Отсюда следующее правило:

2. Сначала будь принят в круг избранных, только потом проси или требуй

Это правило поможет вам понять почему ребенок плачет и цепляется за вас, когда “неизвестный” взрослый бесцеремонно пытается взять вашу кроху на руки, “не получив приглашения”. И ребенку все равно чья это мама, ваша или мужа. Поэтому все, кто работает с детьми, запомните это правило. Ребенку все равно, кто вы, заведующая садиком или мамина близкая подруга, если вы попытаетесь нарушить этот принцип, можете надолго попасть к ребенку в немилость.

3. Допущен в круг избранных – соответствуй

Вы можете ожидать от ребенка, чтобы он был активным, самостоятельным, любознательным, послушным, но знайте, это возможно только в том случае, если вы, как “избранный”, выполняете свои функции: заботитесь, защищаете, обеспечиваете эмоциональный комфорт. Как только появляется угроза потери ощущения безопасности и комфорта, все остальные ваши требования останутся без внимания. У ребенка появляется тревога, а когда он тревожится, он не может делать ничего другого. Невозможно беспокоиться и действовать одновременно. Представьте, что вы должны успеть с работы забрать ребенка из садика и уже опаздываете, а к вам подходит коллега и рассказывает, какую интересную штуку от придумал. На следующий день вы вряд ли вспомните о чем шла речь, если вы даже его дослушали, а не прервали разговор. Запомните, что бы не происходило, не давайте ребенку усомниться в надежности и стабильности ваших отношений. Отсюда следующее правило:

4. Никогда не манипулируйте отношениями

Найдите различия в двух фразах: Ты не собрал игрушки, а я не люблю тех, кто меня не слушается. Я не люблю когда по комнате разбросаны игрушки.

Да, хочется, чтобы ребенок собрал игрушки и обе фразы могут привести к этому результату, но в первом случае вы ставите под сомнение ваши отношения. Скорей всего это сработает, но это путь к формированию такого качества как безотказность – всегда, для всех.

5. Не делайте свои проблемы, проблемами ребенка

Ребенок может понять только то, к чему готов, и не надо 4-х летнему ребенку рассказывать о том, что ему нужно прервать свою игру и быстрее собираться, а то у вас на работе могут быть неприятности. Говорите только о том, что ребенок в состоянии понять. Куда проще будет сказать, что вы сейчас вместе поедете кататься на поезде, но нужно поторопиться, чтобы он не уехал без вас, а вечером вы устроите игру. Да, не скупитесь на гарантированные обещания, ведь это Вы опаздываете и надо Вам поэтому – договаривайтесь. Если вы начнете уважать желания ребенка, вы легко научите его уважать ваши желания.

6. Не стесняйтесь проявлять чувства любви

Родительское внимание – самый большой ресурс для ребенка, ведь ему важно быть ценным, он хочет вносить свою лепту в “круг избранных”. Но, иногда, у ребенка, внимание приравнивается к любви. Если ребенку достаточно вашей любви, то ему не нужно дополнительных подтверждений, но если проявлений любви недостаточно, то ребенок может требовать ее через получение вашего внимания – срочно, сейчас, во что бы то ни стало. И это может происходить в самый не подходящий момент. Особенно это ощущают родители, у которых есть еще младшие дети. Для того, что бы требования внимания не становились навязчивыми, есть свои хитрости, но если вы даете достаточно любви ребенку, то эти умения вам не пригодятся.

7. Внимание – важный ресурс

Внимание – универсальный инструмент, с помощью которого вы можете поощрять и закреплять приемлемое поведение или нивелировать неприемлемое. Помните следующее: “Если ребенок не получил внимания к приемлемому действию, он обязательно его получит с помощью неприемлемого. Другими словами, если вы не отнесетесь внимательно к “картине”, которую нарисовал ваш ребенок на бумаге, вы получите ее на стене, уж там-то вы ее точно заметите. Свое внимание ребенок получит в любом случае.

8. Замечайте хорошее

Если вы заметили, что ваш ребенок проявил усердие, добился маленького, но нового для себя результата, сделал то, что вы приветствуете и культивируете, не ленитесь, похвалите его за это, тогда будьте уверены, это действие он захочет повторить, потому, что вы его оценили. И напротив, если вы не хотите повторения какого-либо действия – просто игнорируйте. Правило простое, но очень значимое. Вспомните, сколько раз вы не обращали внимания на хорошие поступки, принимая их за само собой разумеющееся? За-то вы теперь знаете, почему ребенок больше не хочет делать то, что раньше делал с удовольствием – ……папе/маме не интересно – смысла нет.

9. Укрепляйте уверенность

Ребенок не может сразу достичь совершенства в чем либо, хоть вам кажется, что это просто. Ваша досада на медленный прогресс сразу передастся ребенку. Скорей всего он постарается, в следующий раз, не пытаться повторять это действие. Во-первых, потому, что вас это расстраивает, во-вторых, он начинает понимать что он не совершенен. Здравствуйте комплексы! Лучше научитесь отмечать меленькие победы вместе! Но, помните они должны быть конкретными, заметными и ощутимыми, а не высосанными из пальца!

10. Измените отношение ребенка к ошибкам

Ошибка это не катастрофа и не свидетельство собственной ущербности, ошибка это индикатор движения. Ошибка это указатель в пути – “так вот здесь внимательней”. Ошибка это опыт. Но самое страшное, если ошибка воспринимается, как конец света. Мозг начинает выстраивать защитные механизмы и просто дает команду избегать ситуаций в которых могут “заклеймить позором”. Это очень важное правило, и если вам удастся сформировать у ребенка правильное отношение к ошибкам, то во взрослой жизни вы будете общаться с уверенным в себе человеком.

Читайте также:  Любящие мамы: лайфхаки для мам – правило 5 минут

Воспитание это танец, где взрослый и ребенок постоянно взаимодействуют, обучая друг друга новым па. Тогда этот танец будет красивым, особенным и чувственным. Но как только вы скажете, что знаете как правильно, и перестанете понимать партнера, ваш танец превратиться в правильные движения под музыку – именно ваши движения, под вашу музыку.

Удачи нам всем в наших танцах!

С Уважением, Дмитрий Телечкун.
Психолог, специалист в области воспитания,
автор и ведущий Курсов родительского мастерства.

Десять заповедей хороших родителей

Хорошее воспитание развивает в детях сопереживание, честность, самостоятельность, самоконтроль, доброту, способность к сотрудничеству и жизнерадостность.

Как, будучи родителем, стать хорошим воспитателем? Предлагаем вам познакомиться с заповедями хорошего родителя.

Заповедь первая: стройте отношения на доверии. Если хотите стать для малыша другом, научитесь нескольким простым вещам: не только слушать, но и слышать, смотреть на мир глазами ребенка, и не быть категоричными. Дружеские беседы «по душам» полезны не только детям, но и взрослым. Нельзя просто требовать от ребенка того, что вам хочется: с ним нужно договариваться. В любой ситуации ищите компромисс, помните, что к каждому малышу требуется свой подход. Главное, чтобы ребенок помнил: родители – любящие и могущие понять родные люди, которые в любой ситуации окажут поддержку и дадут мудрый совет.

Заповедь вторая: правила устанавливают родители. Очень важно, чтобы в семье царила демократия. Спорные вопросы можно и нужно обсуждать, но ни в коем случае не игнорировать, если что-то не нравится. Не допускайте в семье анархии, помните, что последнее слово всегда остается за взрослыми.

Заповедь третья: повышать голос можно только в исключительных случаях. Добиться желаемого лучше силой убеждения, а не криком. В каждом из нас живет психолог, а значит, мы можем влиять на других словами, спокойным тоном. Дети быстро привыкнут к этому, и если всегда сдержанная мама вдруг повысит голос, это на них сильно подействует. Даже самые темпераментные люди могут научиться держать себя в руках, зная, что это облегчит общение с ребенком.

Заповедь четвертая: уважайте мнение малыша. Очень часто взрослым кажется, будто они гораздо лучше знают, что нужно их детям. По этой причине родители принимают решения за ребенка, лишая его возможности делать выбор, проявлять самостоятельность. Между тем. важно с самого юного возраста позволять детям проявлять инициативу в выборе одежды, книг, игрушек. Конечно, бывают ситуации, когда нужно настоять на своем, объяснить, почему ребенок не прав. Делайте это тактично, покажите, что уважаете его мнение.

Заповедь пятая: ругайте не детей, а их поступки. Не стоит переносить недовольство прегрешениями малыша на него самого. Говорите ребенку, что он умный и добрый, непонятно, как он мог поступить так плохо. «Ну, ничего, ты просто ошибся, в следующий раз такого не будет. Правда ведь?» Мало кому из детей придет в голову нарушить правила, когда мама не ругает его, а наоборот, верит в его разумность и взрослость.

Заповедь шестая: физическое воспитание очень важно. Начинайте с самых юных лет заниматься зарядкой, велосипедными прогулками, бегом на свежем воздухе. Лучше делать это всей семьей, показывая детям пример. Записывая ребенка в спортивную секцию, учитывайте его желание и возможности.

Заповедь седьмая: не делайте много дорогих подарков. Современные дети часто избалованы обилием плюшевых игрушек, машинок с дистанционным управлением, красивых кукол в модельных платьях. В этих вещах нет ничего плохого, но если их слишком много, ребенок перестает ценить их. В результате дорогие игрушки лежат на полках, радуя глаз родителей, а дети играют самыми простыми, общедоступными вещами. Гораздо полезнее давать малышам то, из чего можно что-то создать самим: бумагу, пластилин, конструктор, раскраски, глину, краски, карандаши.

Заповедь восьмая: дозируйте время у телевизора и компьютера. В наше время совсем обойтись без них вряд ли получится, но хотя бы следите за содержанием телепередач и компьютерных игр.

Заповедь девятая: объясняйте детям правила безопасности. Недостаточно просто спрятать от ребенка опасные предметы, нужно объяснять, почему это нельзя трогать. Говорите, что лекарства можно принимать только, если их дают родители. Спички пригодятся, если нужно разжечь костер, но их нельзя бросать куда попало, иначе будет пожар. Рассказывайте детям реальные истории, даже если они плохо заканчиваются.

Заповедь десятая: устраивайте родительские дни. Хотя бы один день в неделю старайтесь полностью посвящать детям. Отложите все дела, отмените встречи, праздничные обеды и ужины. Сходите всей семьей на прогулку в парк, посетите выставку в музее или просто устройте пикник на природе.

Родителям

«ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Помните, что ребёнок не обязан оправдывать Ваши ожидания. Признавайте в нём самостоятельную личность, имеющую свои чувства, взгляды, желания и стремления.

Что дают нам дети?

  • дети избавляют нас от скуки;
  • они вынуждают взрослых осваивать всё новые и новые формы поведения и не дают привязаться к стереотипам;
  • они заставляют нас смеяться;
  • они не позволяют взрослым постоянно чувствовать себя очень важными персонами;
  • они демонстрируют нам, что в жизни есть нечто гораздо более важное, чем профессиональный успех.

Мудрые мысли

  • Дети редко слушают взрослых, но всегда берут с них пример.
  • Зрелость – это не отсутствие проблем, а умение их успешно решать и отвечать за их последствия.
  • Можно иметь свою точку зрения, но не стоит на неё садиться.
  • Собственный опыт дорог, чужой – бесценен.
  • Умный человек не совершает все ошибки в одиночку, он и другим даёт шанс.

Воспитывая детей, даже самые хорошие родители иногда выходят из себя. Вот наиболее типичные ошибки родителей и советы, как их избежать

1. Чрезмерное или недостаточное одобрение.

«Ты сам вымыл руки? Вот это да! Ты лучше всех!». Поощряя в детях самолюбие, родители подчас превращают их в наркоманов похвалы. Считая, что ему, ребенку, должны быть благодарны даже за самую обычную работу по дому, он может не в состоянии закончить начатое дело без дополнительного одобрения. Похвалы должны перевешивать замечания примерно в отношении три к одному. Если у вас это соотношение сильно завышено, ваши похвалы, возможно, неискренни или преувеличены; если занижено, может быть, вы слишком критически настроены.

2. Отношение к детям как к маленьким взрослым.

Детям не хватает вашей рассудительности и опыта. Чем более демократичны вы к детям с самого раннего возраста, тем более требовательными и испорченными они становятся. Нет необходимости обсуждать каждое правило. Малыши больше уважают действия, чем слова, и «потому что я так сказал» – достаточное объяснение. По мере того, как дети становятся старше и начинают подвергать сомнению правила, можно беседовать с ними, спрашивая их мнение. Но дайте понять, что последнее слово останется за вами.

3. Потеря самообладания.

Старшие дети дерутся, младшие хнычут, и вдруг вы кричите, перекрывая голоса всех остальных. Ваши дети моментально утихомириваются, но вы при этом потеряли самообладание. Передохните. Когда успокоитесь, наклонитесь, посмотрите детям в глаза и строго поговорите с ними (нельзя устанавливать ограничения в легком тоне). Приберегите крики на случай крайней необходимости.

4. Последовательность любой ценой.

Последовательность нельзя путать с негибкостью. Что годится на одном этапе, может не сработать в будущем. И не бойтесь признавать свои ошибки. Если вы признаете, что сожалеете о чем-то, это говорит о взаимном уважении. Это учит детей извиняться, когда они не правы, вместо того, чтобы насуплено отмолчаться.

5. Одинаковое отношение к разным детям.

Малышам нужны правила, обеспечивающие их безопасность и направляющие их темперамент в спокойное русло. Для дошкольника добавьте правила вежливости и бережного отношения к собственности. Дети школьного возраста понимают, когда взывают к их чувству справедливости.

6. Попытки избежать наказаний.

Если ребенок не осознает последствий своего дурного поведения, он вряд ли извлечет какие-то уроки. Нет ничего страшного в наказании, если оно справедливо и гуманно. Оплеухи действенны лишь какое-то время; регулярные физические наказания могут вызвать лишь обратный эффект.

7. Игры в психотерапевта.

Дети слушаются, когда родители настроены решительно. Пресекайте недопустимое поведение, прежде чем исследовать его причины.

8. Неправильное поощрение.

Награда в обмен на хорошее поведение – это взятка, которая подразумевает, что правило само по себе лишено внутренней ценности. Используйте награду только для поощрения уже совершенного хорошего поступка.

9. Споры в присутствии детей.

Когда дети слышат, как родители спорят о семейных правилах в их присутствии, они испытывают неловкость и неуверенность. Дети учатся подыгрывать одному родителю за счет другого. Урегулируйте разногласия с глазу на глаз, чтобы иметь одинаковую точку зрения по принципиальным вопросам, ищите компромисс. Не допускайте, чтобы один из родителей целиком отвечал за дисциплину; это провоцирует детей выходить за рамки, когда этого родителя нет дома.

10. Предположение хорошего.

Считая, что ваш ребенок заведомо виноват, вы даете понять, что он плохой по натуре.

Сосредоточьтесь на действии, а не на личности. Дайте понять, что ребенок в состоянии оправдать ваши ожидания, даже если он и не оправдал их на этот раз. Когда дети знают, что вы на их стороне, они чувствуют и ведут себя лучше.

Ссылка на основную публикацию