Почему ребенок в 2-3 года не разговаривает – причины, и что делать родителям? Лечение, тесты, консультации логопедов, занятия и игры

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Развитие речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Однако это теория. На практике все бывает не так радужно, и порой родители начинают волноваться и расспрашивать доктора о причинах задержки речевого развития.

Задержка речи

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

Задержкой речевого развития у медиков считается такое состояние, при котором в трехлетнем возрасте отсутствует связная речь. При этом наличие фразовой речи в этом возрасте тоже считается отклонением от нормы, но не таким значительным.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

Если ребенок в 3 года говорит отдельные слоги, но не умеет складывать из них слова, или говорит отдельные слова, но никак не соберет их в словосочетания и предложения, Евгений Комаровский советует посетить невролога и логопеда.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Как научить говорить

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Советы психолога

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.). Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Слова с такими суффиксами произносить значительно сложнее. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

Советы доктора

  • Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
  • Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.

Прогноз

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

  • 3 года
  • Логопедические занятия
  • Не говорит
  • Меню
  • Витамины
  • Сколько зубов
  • Подарки

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Ребенок не разговаривает в 3 года — что делать и куда обращаться?

Человек с самого рождения и до совершеннолетия проходит определенные этапы развития. В каждом конкретном возрасте малыш должен осваивать те или иные навыки, выполнять поставленные перед ним задачи. Так, ребенок к году уже может самостоятельно передвигаться, сидеть, воспроизводить звуки, смеяться, распознавать родителей и близких родственников.

3-летний малыш должен быть развит физически, самостоятельно выполнять некоторые бытовые действия, различать цвета. Многие дети к этому возрасту уже вполне хорошо говорят, рассказывают стихи. Но иногда бывает так, что ребенок совсем не разговаривает в 3 года, и что с этим делать – не понятно. Ведь очень трудно определить, является ли молчание малыша нормой или свидетельствует о наличии проблем, в том числе задержки развития.

Среднестатистические нормы речевого развития и признаки ЗРР

Первые 3 года жизни для малыша – очень насыщенный период. За это время он должен обучиться многим навыкам, в том числе речевым. Если к 3 годам кроха молчит или плохо разговаривает, то это может быть признаком проблем в развитии.

Читайте также:  Распознаем и лечим молочницу во рту у новорожденных детей

К концу третьего года у малыша созревают области мозга, которые отвечают за речевую активность. Он овладевает грамматическими формами родной речи, ее особенностями и ритмикой, а также накапливает некоторый пассивный и активный словарный запас.

Речевые нормы детей данной возрастной группы:

  • употребляют около 250-1000 слов (активный словарь);
  • знают, как его зовут, сколько ему лет и прочие личные данные;
  • изменяют слова по падежам, родам, числовым формам (ошибки допустимы);
  • изъясняются краткими предложениями;
  • выполняют многоступенчатые просьбы (принеси из комнаты собачку);
  • понимают разницу между 1 и много;
  • проговаривают, что видят или слышат;
  • понимают и любят сказки, стишки, воспроизводят их.

Чтобы избежать проблем в дальнейшем и помочь крохе, необходимо выяснить причину его молчания. В этом помогут опытные специалисты.

Причины молчания и куда обращаться родителям

Причин молчания малыша может быть очень много. Наиболее распространенные из них:

Проблемы со слухом. Такая аномалия может быть врожденной или приобретенной. В первом случае младенец уже рождается глухим или имеет сниженный слух. В этом случае решить проблему бывает нелегко. Ухудшение слуха может появиться уже после рождения, например, вследствие перенесенных ЛОР-инфекций или травмирования барабанной перепонки.

Если кроха не отзывается на свое имя, не реагирует на звуковые сигналы, то его необходимо показать отоларингологу.

Он проведет визуальный осмотр и при необходимости назначит процедуру для определения слуховых возможностей – аудиометрию.

  • Неврологические расстройства. Если у малыша отсутствуют проблемы со слухом, то его направляют к невропатологу. Некоторые неврологические болезни могут затрагивать речевые центры.
  • Новообразования в головном мозге или дефекты его строения. Для диагностики таких аномалий проводят исследование мозга. Чаще всего назначают магнитно-резонансную томографию (МРТ) как наиболее информативный и безопасный метод.
  • Психологические проблемы. Иногда малыш замыкается в себе и перестает разговаривать вследствие пережитого психологического потрясения (страха, стресса, сильного испуга).

    В этом случае его необходимо показать хорошему психотерапевту.

    Педагогические причины – неправильный подход в обучении ребенка речи. Он может не разговаривать по нескольким причинам:

    • отсутствие примера навыков речевого общения (родители не разговаривают с малышом и между собой);
    • билингвальность (в семье общаются на 2 языках);
    • давление (излишнее желание родителей, чтобы малыш заговорил как можно раньше).
  • Врожденные психические заболевания (аутизм).
  • В 10% случаев истинную причину задержки речи выяснить не удается.

    Что делать, если ребенок не разговаривает в 3 года?

    Если до конца 3 года жизни кроха продолжает молчать или изъясняется лишь звуками и жестами, необходимо предпринимать меры по устранению проблемы. Родителям придется запастись терпением, поскольку процесс обучения речевым навыкам может быть долгим и трудным.

    Медикаментозное лечение

    Когда имеется проблема, с которой родители не могут справиться самостоятельно, необходимо воспользоваться помощью профессионалов. При задержке речи ребенку требуется консультация нескольких специалистов:

    • педиатра, который наблюдает малыша с рождения;
    • отоларинголога (поможет выявить проблемы со слухом);
    • детского невропатолога (определит наличие заболеваний нервной системы);
    • логопеда (выявит тяжесть нарушения);
    • детского психолога и психиатра (поможет распознать психические отклонения или наличие психологической травмы).

    При определении причины патологии назначается комплексное медикаментозное лечение. В большинстве случаев такая терапия направлена на питание нервных клеток, создание между ними новых связей, а также активизацию речевых центров мозга. Для этого назначают такие препараты:

    • Глицин;
    • Церебролизин;
    • йодсодержащие средства;
    • Пантогам;
    • Фенибут;
    • Церепро;
    • Когитум и другие.

    Также для стимуляции речевых центров в мозге применяются дополнительные методы – физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия), арттерапия, музыкотерапия, предметно-сенсорная терапия.

    Упражнения и игры

    Очень важна вовлеченность семьи и близкого окружения в процессы развития речи малыша. С ним нужно постоянно заниматься, разговаривать, поощрять его речевую активность. Для этого дома или на прогулке следует проводить с ним различные игровые упражнения:

      Комментирование. Малыш всему учится у взрослого. Мама и папа для него пример для подражания. Если они молчат, то и он будет молчать. Важно разговаривать с маленьким человеком, даже если он пока не отвечает. Родителям нужно научиться комментировать все, что происходит с ребенком, называть бытовые вещи, животных, предметы окружающей среды.

    Также дети хорошо запоминают звуки, поэтому следует не только назвать предмет (это кошка), но и рассказать, как она говорит (мяу), какая она (рыжая, красивая, мягкая).

  • Озвучивание действий. Крохе легче запоминать слова, если они связаны со звуковыми сигналами (упал – ба-бах, идет – топ-топ).
  • Веселая зарядка. По утрам можно выполнять с малышом несложные упражнения, сопровождая их веселыми стишками.
  • Занятия с логопедом и коррекционные методы

    Бывает, что ребенок все понимает, выполняет просьбы взрослых, но что-либо сказать сам не может или делает это с трудом. Также у него могут быть проблемы с выговариванием звуков.

    В этом случае ему необходимы занятия с логопедом или дефектологом для устранения дефектов речи.

    Существует несколько коррекционных методов, которые применяют данные специалисты:

    • логоритмика;
    • артикуляционная гимнастика;
    • специальный логопедический массаж;
    • звуко- и словоподражание;
    • постановка звуков с применением лопатки.

    Выбор метода зависит от особенностей крохи, а также степени выраженности речевых дефектов.

    Советы Комаровского

    Известный и всеми уважаемый доктор Комаровский советует:

    1. Если к 3 годам малыш не говорит более-менее связно – это повод обратиться к специалистам.
    2. Брать в расчет динамику речевой активности. Словарный запас должен с возрастом увеличиваться, а речь улучшаться.
    3. При задержке речи гаджеты противопоказаны. Вместо компьютерных игр и телевизора предложите малышу прогулку или чтение сказок.
    4. Сравнивать своего ребенка с другими не нужно. Он не лучше и не хуже, он другой.

    Как отличить задержку речи и исключить аутизм

    В очень редких случаях ЗРР является ранним признаком аутизма. На наличие такой врожденной психической аномалии указывают следующие сопутствующие признаки:

    1. Отсутствие указательного жеста. Большинство детей, для того чтобы привлечь внимание к тому, что они хотят, указывают на предмет пальчиком. Это может быть пакет сока или яблоко. Также малыш указывает на интересующий его объект (машину, что едет, летящий в небе самолет, знакомого человека). Детки с аутизмом этого не делают.
    2. Задержка рецептивной речи (непонимание слов окружающих). Ребенок может не говорить, но понимать других – он выполняет просьбы, реагирует на ласковые или наоборот осуждающие слова. При аутизме дети не понимают речь окружающих.

    Признаки нормального и неблагополучного развития речи у детей

  • Повторяющиеся игровые движения. Например, малыш часами подряд раскладывает кубики или вращает что-нибудь. Не несколько минут, а именно несколько часов. При этом он сосредоточен на одном предмете или действии.
  • Отсутствие имитации действий окружающих. Ребенок в возрасте 1-3 лет постоянно пытается повторять движения взрослых. Ему улыбаются – и он улыбается, ему машут – он машет в ответ. Если малыш не пытается воспроизвести увиденные жесты и движения, это плохой признак.
  • Наиболее популярные вопросы

    Дети к 3 годам уже должны уметь более-менее внятно говорить. Если имеются проблемы с речью, то следует обратиться за помощью к специалистам. Опытные врачи помогут выяснить причину аномалии и попытаются наладить речевые навыки.

    Консультация учителя-логопеда для родителей: «Почему ребенок не говорит?»
    консультация (младшая группа)

    Консультация учителя-логопеда для родителей.

    «Почему ребенок не говорит?»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    konsultatsiya_pochemu_rebenok_ne_govorit.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация учителя-логопеда для родителей.

    «Почему ребенок не говорит?»

    Для определения причины и нахождения более верного ответа на вопрос родителей «Почему мой ребенок не говорит или говорит не как все» нужно учесть все критерии и показатели.

    Существуют определенные возрастные нормы развития речи:

    • С момента рождения – плач и крик.
    • 2-3 месяца – гуление, 4-9 –лепет, слоги.
    • 9-10 месяцев – ребенок произносит первые слова и начинает понимать речь взрослых, но пока больше реагирует на интонации и ситуации.
    • 11-12 месяцев – ребенок начинает реагировать на сами слова независимо от ситуации и интонаций взрослого.
    • 1-1,5 лет – развивается ситуационная речь. Ребенок использует одни и те же слова, при этом смысл слов различается в зависимости от ситуации. Малыш искажает и путает звуки.
    • 1,5-2 года – понимание речи быстро улучшается. Увеличивается словарный запас, ребенок начинает строить фразы, использует слова в обобщенном, а не ситуационном смысле.
    • 2-3 года – словарный запас увеличивается до 300-1000 слов, формируется грамматический строй речи.
    • 3-5 лет – речь продолжает совершенствоваться, возможно неправильное произнесение отдельных звуков.
    • 5 лет – ребенок правильно произносит все звуки и корректно строит фразы.

    Отклонения от перечисленных выше возрастных норм являются поводом для обращения к логопеду. К специалисту обязательно нужно записаться, если ребенок не строит фраз при достижении возраста 3-х лет. Даже при отсутствии отклонений от нормы рекомендуется проконсультироваться у логопеда в период с 3 до 5 лет, поскольку нарушения звукопроизношения могут быть как нормальной возрастной особенностью, так и симптомом нарушений речи.

    Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

    Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

    Причина 1. Индивидуальный темп

    Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

    Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

    Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

    Причина 2. Отсутствие необходимости

    Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

    Причина 3. Педагогическая запущенность

    Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

    Причина 4. Двуязычная семья

    Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

    Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

    Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

    К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

    Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

    Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

    Причина 6. Негативизм у ребенка

    Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

    Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

    Причина 7. Генетическая предрасположенность

    Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

    Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

    Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

    Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

    Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

    Причина 9. Нарушения слуха

    Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

    Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

    Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

    Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

    Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

    Причина 11. Алалия

    Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

    Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

    Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии .

    Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

    Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

    Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

    Характерные черты этой патологии:

    • У ребенка страдает вся произносительная система речи.
    • Ритм дыхания нарушен.
    • Голос приобретает гнусавый оттенок.
    • Все звуки произносятся смазано и нечетко, как бы «в нос».

    При тяжелых формах дизартрии заметны нарушения тонуса лицевых мышц — они или слишком расслаблены, или чересчур напряжены.

    Ребенок не может поднять вверх язык, высунуть его или достать до уголка рта. Язык постоянно дрожит, при попытках удержать его в одном положении – синеет, появляется чрезмерное слюноотделение.

    У малыша страдает и крупная и мелкая моторика, он неловок, не умеет прыгать, стоять на одной ноге, не любит рисовать или вырезать, с трудом удерживает равновесие.

    Ребенок не говорит в 2-3 года — обращаться ли к логопеду-дефектологу?

    Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

    Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

    Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
    Физиологические или внутренние факторы:

    • Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
    • Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
    • Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот — вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
    • Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.
    • Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
    • Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
    • Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.

    Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

    Почему «раньше» — это значит «лучше»?

    Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

    В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.

    Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
    Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

    Когда ждать нельзя

    Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

    • Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
    • К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
    • В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
    • В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
    • К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
    • К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
    • В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.

    Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

    Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

    Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

    Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

    Диагноз ЗРР — задержка речевого развития — означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим — ЗПР — задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

    Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
    Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!

    Ребенок 2-3 лет не разговаривает – почему, и что делать родителям?

    Время на чтение: 8 минут

    Малышу уже почти 3 года, а его никак не разговорить? Такая проблема сегодня встречается довольно часто. Мамы нервничают, паникуют и не знают, куда «бежать». Что делать? В первую очередь — выдохнуть и успокоиться, лишние эмоции в этом вопросе ни к чему.

    Разбираемся в вопросе вместе со специалистами…

    Содержание статьи:

    Тест на речь ребенка 2-3 лет – нормы речи для этого возраста

    Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору?

    Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.

    Итак, к 2-3 годам кроха

    • Действия (свои и чужие) сопровождает (проговаривает) соответствующими звуками и словами. Например, «чух-чух», «би-би» и др.
    • Практически все звуки произносит грамотно. Пожалуй, за исключением самых сложных — «р», «л» и шипяще-свистящих.
    • Способен назвать действие, предметы и качества.
    • Рассказывает маме с папой сказки, различные истории и читает мини-стихи.
    • Повторяет за родителями слова или целые фразы.
    • За исключением деепричастия с причастием, использует в разговоре все части речи.
    • Словарный запас уже довольно большой — около 1300 слов.
    • Способен назвать практически каждый предмет с картинки, состоящей из 15 в среднем предметов.
    • Спрашивает о незнакомых предметах.
    • Складывает слова в предложения.
    • Чувствует мелодию, ее ритм.

    Если хотя бы по половине пунктов вы, вздыхая, ставите знак «минус», есть смысл проконсультироваться у своего педиатра (для начала).

    Причины, почему ребенок в 2-3 года ещё не говорит

    Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».

    Медицинские причины:

    • Алалия. Данное нарушение представляет собой грубое недоразвитие речи или же и вовсе ее отсутствие по причине поражения конкретных центров головн/мозга. Диагностикой в данном случае занимается невролог.
    • Дизартрия. Это нарушение — результат неполадок в работе ЦНС. Из проявлений можно отметить нечеткость речи, недоразвитие мелкой моторики и ограниченную подвижность органов речи. Чаще всего данная болезнь сопровождает ДЦП, а сам диагноз ставит логопед и только после длительного наблюдения за ребенком.
    • Дислалия.Этот термин применяют при нарушении произношения звуков — как одного, так и нескольких. Исправляется обычно с помощью логопеда с 4-х лет.
    • Заикание. Наиболее известное нарушение, совпадающее с периодом психического активного развития и появляющееся после испуга крохи либо проблем в семье. Исправляют этот «дефект» вместе с неврологом.
    • Поражение слуха. К сожалению, при данной особенности речь окружающих кроха воспринимает весьма плохо, а при глухоте и вовсе искажает слова/звуки.
    • Наследственность. Конечно, факт наследственности имеет место быть, но если к 3-м годам ребенок так и научился складывать слова хотя бы в простые предложения, то причина для беспокойства у вас есть — следует обратиться к специалисту.

    Другие причины:

    • Перемены в крохиной жизни.Например, новое место жительства, адаптация в д/саду или новые члены семьи. На время привыкания малыша к новым обстоятельствам развитие речи притормаживается.
    • Отсутствие необходимости в речи.Бывает и такое. Например, если ребенку общаться совершенно не с кем, если с ним общаются крайне редко, или же когда родители все говорят за него.
    • Дети-билингвы. Такие малыши нередко начинают говорить позже, потому что мама с папой говорят на разных языках, и освоить сразу оба крохе сложно.
    • Малыш просто не торопится. Такая вот индивидуальная особенность.

    Обращаемся за помощью к специалистам – какое обследование необходимо?

    Если, сравнив «показатели» речи своего малыша с нормой, вы нашли повод для беспокойства — значит, пора нанести визит доктору.

    К кому идти?

    • Сначала — к педиатру.Врач осмотрит малыша, проанализирует ситуацию и даст направления к другим специалистам.
    • К логопеду. Он проведет тестирование и определит — каков уровень развития и непосредственно речи малыша. Возможно, для уточнения диагноза он отправит вас к психоневрологу.
    • К лору.Его задача — проверка взаимосвязи между задержкой речи и имеющимися проблемами артикуляционного аппарата (в частности, укороченная подъязычная уздечка и пр.). После осмотра и аудиограммы врач сделает выводы и, возможно, направит к иному специалисту.
    • К невропатологу.Квалифицированный специалист после ряда процедур быстро определит — есть ли проблемы по его профилю.
    • К психологу.Если все прочие варианты уже «отпали», а причина так и не найдена, то отправляют и к этому специалисту (либо к психиатру). Вполне возможно, что все гораздо проще, чем думает паникующая мама.
    • К сурдологу.Этот специалист проверит — нет ли проблем со слухом.

    В комплексную диагностику обычно входит осмотр и возрастное тестирование (прим. — по шкале Бейли, раннего речевого развития, денверский тест), определение моторики лицевых мышц, проверка понимания/воспроизведения речи, а также ЭКГ и МРТ, кардиограмма и др.

    Что могут назначить врачи?

    • Лекарственная терапия. Обычно препараты в такой ситуации назначают психиатр либо невролог. Например, для питания нейронов мозга или активизации деятельности речевых зон (прим. — кортексин, лецитин, когитум, нейромультивит и др.).
    • Процедуры. Для восстановления полноценной работы определенных центров мозга используют магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Правда, у последней есть ряд противопоказаний.
    • Альтернативное лечение. К нему можно отнести иппотерапию и купание с дельфинами.
    • Педагогическая коррекция. Здесь работает дефектолог, который должен откорректировать негативные тенденции общего развития и предотвратить новые отклонения с помощью различных реабилитационных мер и в индивидуальном порядке.
    • Логопедический массаж. Весьма эффективная процедура, во время которой происходит воздействие на конкретные точки мочек ушей и рук, щек и губ, а также языка ребенка. Также возможно назначение массажа по Краузе, Приходько или Дьяковой.
    • И, конечно — упражнения , которые будут выполнять дома с малышом его родители.

    Занятия и игры с ребенком-молчуном – как разговорить малыша, который в 2-3 года не говорит?

    Конечно, возлагать надежды исключительно на специалистов не стоит: львиная доля работы ляжет на плечи родителей. И работа эта должна быть не ежедневной, а ежечасной.

    Какие «инструменты» есть у папы с мамой для занятий с «молчуном»?

    • Расклеиваем по всей квартире картинки на уровне глаз крохи. Это могут быть звери, мульт-герои, фрукты и овощи, и пр. То есть, создаем речевую среду, увеличивая количество мест в доме, стимулирующих кроху к речи. Рассказываем ребенку о каждой картинке МЕДЛЕННО (дети читают по губам), спрашиваем о деталях, еженедельно меняем картинки.
    • Занимаемся артикуляционной гимнастикой. Сегодня на эту тему предлагается масса книг-руководств — выбирайте свою. Гимнастика для мышц лица крайне важна!
    • Развитие мелкой моторики. Этот момент также важен для развития речи, потому как центр мозга, отвечающий за моторику, граничит с центром, что отвечает за речь. В качестве упражнений подойдут игры с просеиванием и пересыпанием, лепка, рисование пальцами, поиск игрушек, «утонувших» в крупе, плетение косичек, «пальчиковый театр» (в том числе, театр теней на обоях), строительство из конструктора лего, и пр.
    • Читайте книги! Как можно больше, чаще и с выражением. Малыш должен быть активным участником вашей сказки или стихотворения. При прочтении коротких стишков давайте возможность своему крохе окончить фразу. Любимые детские книжки для трехлетнего ребенка.
    • Танцуйте с ребенком под детские песни, пойте вместе. Игра и музыка, как правило — лучшие помощники для вашего молчуна.
    • Учите малыша «кривляться». Можно устраивать конкурсы дома — на лучшую рожицу. Пусть кроха растягивает губы, щелкает язычком, вытягивает губы трубочкой и пр. Отличная зарядка!
    • Если ваш ребенок разговаривает с вами жестами , мягко поправляйте чадо и просите озвучить желание словами.
    • Зарядка для языка. Мажем губки крохи вареньем или шоколадом (площадь должна быть широкой!), а малыш должен эту сладость слизать до идеальной чистоты.

    Лучшие упражнения для речевых мышц — делаем вместе с мамой!

    • Имитируем голоса животных! Расставляем плюшевых зверей вдоль стены и знакомимся с каждым из них. Важное требование — только на их «языке»!
    • Учимся улыбаться! Чем шире улыбка, чем активнее мышцы лица, и тем проще говорить букву «ы».
    • Берем 4 музыкальных игрушки, по очереди «включаем» каждую, чтобы ребенок запомнил звуки. Затем прячем игрушки в коробке и включаем по одной — малыш должен отгадать, какой инструмент или игрушка звучала.
    • Угадай, кто! Мама издает звук, который ребенок знает (мяу, гав-гав, жжж, кукареку и пр.), а малыш должен угадать, чей это был «голос».
    • Укладывайте игрушки спать каждый вечер (да и дневной сон куклам тоже не помешает). Перед сном обязательно пойте куклам песенки. Лучшие развивающие игрушки для детей 2-5 лет.

    Обращайте внимание — правильно ли произносит малыш звуки. Не поощряйте искривление слов и звуков — сразу поправляйте чадо, и сами с ребенком не сюсюкайтесь.

    Также не стоит использовать слова-паразиты и уменьшительно-ласкательные суффиксы.

    Что делать, если ребенок в три года не говорит: диагностика и лечение

    Наблюдать за развитием ребенка одно удовольствие. Он с каждым днем жизни приобретает все больше навыков. Из беспомощного младенца он постепенно превращается в самостоятельное существо. Малыш уверенно начинает ходить, играть с предметами.

    Но может складываться и другая ситуация, когда ребенок в 3 года все понимает, но не говорит. Он может легко показывать соответствующие картинки, игрушки. Жестом указывает на нужный ему предмет. Но все это не сопровождается речью, и тогда родители начинают беспокоиться.

    Общая информация

    Перед тем как сделать заключение, логопед тщательно проводит обследование. В три года наступает пограничное время, когда речь должна быть. Если ее нет, то это повод для посещения нескольких специалистов.

    В норме в этом возрасте ребенок использует фразы, предлоги, части речи. Он владеет интонацией, знает простейшие термины (кто как говорит, кто что ест и т. п.). Способен выполнять простые инструкции (положи игрушку на стол). У него есть большая часть звуков (некритично отсутствие шипящих, свистящих и соноров).

    Если ребенок в три года не говорит, использует указательный жест или ограничивается звукоподражаниями (биби, ава и т. п.), то это повод для беспокойства.

    Родители думают, что такое свойственно мальчикам и они перерастут это. Опасное заблуждение. Чем позже оказана помощь, тем дольше времени потребуется на восстановление.

    При первых признаках задержки необходимо обратиться к детскому доктору. В первую очередь это невропатолог, потом психиатр, сурдолог и логопед.

    Алалия и задержка речевого развития

    Не говорить ребенок может по двум причинам: алалии и задержке речевого развития (ЗРР). Эти два нарушения нельзя путать, в их основе лежат разные проблемы.

    ЗРР появляется из-за незрелости нервной системы. В таком случае еще нет критичной задержки в развитии, но уже близко к ней. Серьезных патологий в головном мозге не выявляется. При смене обстановке и эмоциональном стрессе ребенка словно прорывает, и он начинает говорить.

    Такое случается, когда ребенок идет в школу. Новый коллектив, незнакомые люди заставляют нервную систему усиленно работать, и это стимулирует развитие мозга.

    При анализе отмечаются проблемы с определенными участками коры мозга. Очаговые поражения видны на снимках МРТ. Дети не заговорят сами, даже если их поместить в садик. У них речь не появляется ни к 4 годам, ни к 5. Для стимулирования речи требуется помощь специалиста.

    Алалия бывает двух видов: моторная и сенсорная. При первой дети реагируют на обращенную речь, понимают ее и показывают пальцем на нужные предметы. При сенсорной отмечается нормальный слух, но создается впечатление, что пациент глухой. Такие дети не реагируют на обращенную речь.

    При алалии ребенку дается инвалидность. Для ее оформления необходимо пройти комиссию. И при ЗРР, и при алалии дети получают бесплатную помощь в соответствующих учреждениях.

    Причины появления проблемы

    Среди ученых нет единого мнения, почему количество детей с задержкой речевого развития растет.

    Условно выделяют три группы факторов:

    Любые болезни отца и матери, особенно из разряда передающихся половым путем, могут вызывать проблемы с развитием ребенка. Во время родов могут происходить травмы.

    Некоторые дети появляются на свет раньше срока. Они входят в группу риска, так как из-за преждевременных родов у них не успевают развиться внутренние системы.

    В первый год жизни опасны такие заболевания, как энцефалит, грипп, менингит — они тяжело переносятся. Травмы головы тоже чреваты последствиями.

    В последние годы еще выделяют комплекс причин, которые относятся к социальным. Из-за обилия телевизоров, смартфонов, планшетов родители мало общаются с детьми. Малыши с пеленок привыкают к разноцветным картинкам. При дефиците контакта они не перенимают интонацию, мимику.

    Однако бывают случаи, когда беременность и роды были благополучными, как и первые годы жизни малыша. Но в итоге ребенок плохо говорит.

    Разграничение диагнозов

    Ребенок в 3 года не говорит по разным причинам. Для правильного оказания помощи нужно провести комплексное обследование. Такой подход позволит правильно определить структуру дефекта и выявить первопричину задержки.

    В первую очередь исключаются проблемы со слухом. Снижение восприятия может быть некритичным (ребенок реагирует на громкие звуки, но не различает речь). Обязательно делают аудиограмму. Аппаратные методики дают достоверные данные о состоянии слуха.

    Дети также отказываются разговаривать по психологическим причинам. При аутизме могут быть разнообразные нарушения.

    Основные из них:

    • стереотипность;
    • отказ от зрительного контакта;
    • аутоагрессия.

    Основа дефекта кроется не в проблемах с речью, а в расстройстве коммуникативной функции психики. Первый и основной специалист для ребенка — это психолог.

    При ДЦП нередко возникают параличи и парезы разной степени тяжести. В таком случае основа проблемы – органические поражения головного мозга. Для успешного преодоления проблемы нужна помощь невропатолога.

    Родители не понимают, зачем их отправляют на консультацию к психиатру. На самом деле не стоит бояться такого доктора. Его задача – это выявление интеллектуальных нарушений и психических болезней.

    При задержке психического развития (ЗПР) отмечаются проблемы не только с речью, но и с остальными функциями: мышлением, памятью, навыками и т. п. В младшем дошкольном возрасте не всегда легко данный диагноз разграничить с умственной отсталостью.

    При ЗПР и других проблемах с интеллектом не ставится ЗРР. Только СНТ (системное недоразвитие речи), в основе дефекта лежат органические поражения головного мозга.

    В редких случаях диагностируют такую болезнь, как элективный мутизм. Его легко спутать с ЗРР. При таком нарушении ребенок не разговаривает совсем, но он владеет речью. В основе нарушения лежат психологические проблемы. Дошкольники могут разговаривать с ограниченным кругом лиц.

    При психосоматике первопричина проблемы кроется в психологических проблемах. Стресс, комплексы, травмы могут вызывать речевой негативизм, и поэтому ребенок не разговаривает.

    Прежде чем начинать от чего-то лечить, нужно получить консультацию нескольких специалистов разного уровня. Они позволят исключить разные диагнозы.

    Если кто-то из окружения рекомендует не беспокоиться и дать проблемам пройти самостоятельно, то это плохой совет. При речевых нарушениях помогать ребенку нужно как можно раньше — так получится достичь результата.

    Комплексная помощь

    При задержках любого происхождения требуется не только помощь логопеда. В отечественной дефектологии принят комплексный подход.

    Он включает в себя работу нескольких специалистов:

    При таком взаимодействии добиваются результата. Невролог выписывает препараты, которые стимулируют мозговую активность. Обязательно проводится энцефалограмма, которая позволяет проверить функцию разных участков коры.

    В качестве дополнительной меры используют массаж. Психолог ведет работу над развитием психических функций – памяти, мышления, внимания. Ведущая роль отдается логопеду.

    Примерная программа коррекции

    При борьбе с ЗРР и алалией стоит учитывать важную вещь: готовых программ не существует. Для каждого ребенка упражнения подбираются индивидуально и с учетом особенностей.

    Упражнения направлены на решение разных проблем. Гимнастика для языка нужна для выработки тонких движений. Также есть комплексы для выработки движений челюсти и губ.

    Выполняют комплексы каждый день перед зеркалом, обучая ребенка визуальному контролю. Дополнительно дается дыхательная гимнастика, которая нужна для отработки речевого выдоха. Для этого предлагают сдувать разные бумажные игрушки, султанчик, перья и т. п.

    Ключевая задача коррекции ЗРР и алалии – это вызвать активную речь. На первом этапе она может быть любой, даже со звукоподражаниями по типу «ляля», «баба», «няка» и т. п. Как только они начнут появляться, вводят простую фразу «Ляля, на» и дают ребенку куклу.

    С трехлетними детьми не рекомендуется использовать картинки, нужны только объемные игрушки. Для развития сенсорного восприятия дают разные крупы, ткани, коврики с различной текстурой. Через многообразие ощущений стимулируется нервная система.

    Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она заключается в использовании символов звука и пропевания гласных. Ребенку показывают картинку плачущей девочки, предлагают сказать, как она плачет: «ААААААААА».

    После того как удастся вызвать гласные, переходят к согласным, таким как «Б», «П», «В», «Ф» и т. п.

    После появления и закрепления звукоподражаний вводят в речь сложные слова. В качестве материала и сборника игр используют пособие Четверушкиной или Черенковой. Они последовательно дают материал с постепенным усложнением.

    В домашних условиях полезно петь с малышом, играть, выполнять движения под музыку, много гулять. Чем больше впечатлений, тем быстрее он будет развиваться.

    Обязательно работают над лексикой и грамматикой. Используют игры с куклами, фигурками, другими предметами. Учат классифицировать, выделять лишнее, образовывать множественное и единственное число. Чем больше игр, тем лучше.

    Для отработки тем используют разные приемы. Предлагают накормить куклу (Что она ест? – Она ест вафли, тосты, торты), сходить в игрушечный магазин за покупками. Детям нравятся такие игры, они активно участвуют в них.

    Родителям стоит готовиться к длительной коррекции. На нее уйдет около трех лет, в тяжелых случаях около пяти лет. Только при условии каждодневных занятий удастся добиться результата. Комплекс гимнастики, упражнения дает логопед.

    Неблагоприятный прогноз

    Родители по неопытности недооценивают последствия отказа от лечения, коррекционного обучения. При ЗРР ребенок худо-бедно заговорит, но его впоследствии преследуют разные недостатки:

    • неправильное произношение звуков;
    • плохое владение частями речи;
    • бедность абстрактного мышления.

    В дальнейшем сложно освоить письмо и чтение. В предложениях появятся специфические ошибки. Они усугубят проблемы психологического характера.

    Дети прекрасно осознают свой дефект и комплексуют по этому поводу. Они могут отказываться от общения, взаимодействия со сверстниками.

    При алалии без комплексной помощи дети не заговорят. Без речи не развивается мышление, память, внимание. На фоне первичного дефекта начинаются интеллектуальные нарушения.

    Были проведены опыты над детьми, которые первые годы жили вне человеческого общества. После семи лет им не удалось освоить человеческую речь, они остались немыми.

    Читайте также:  Ранний детский аутизм: все что нужно об этом знать – причины развития, симптомы и признаки, диагностика и лечение. Советы родителям
    Ссылка на основную публикацию