Динамическая гимнастика: польза и вред для новорожденного

Ошибки в воспитании детей грудного возраста ( ныряние, динамическая гимнастика и др.)

Ошибки в воспитании детей грудного возраста

Психолог-перинатолог Ж. В. Цареградская

Статья опубликована в газете
«Наш аист», №7(31), апрель 1998 года.

Никто из нас, не имея специального образования и подготовки, не возьмется строить мост, удалять аппендицит или управлять самолетом, но почему-то все считают себя специалистами в воспитании детей. Причем особенно хорошо мамы, папы, бабушки и инструктора родительских клубов знают, что делать с ребенком первого года жизни.

Довольно многие родители и духовные акушеры абсолютно точно убеждены, например, в том, что динамическая гимнастика, беби-йога, проныривание, плавание и моржевание дают детям крепкое здоровье и гениальный ум. Но это мнение людей, которые плохо представляют себе, что же происходит с ребенком на самом деле. Чтобы объяснить суть происходящего мы должны в первую очередь рассказать о происхождении и значении стресса для развития новорожденного и грудного ребенка.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка.
Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе, и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на «ожидаемое» (т.е. предусмотренное генетически) и «парадоксальное» (несоответствующее генетической программе).

Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка.

Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям проведенным и описанным Науменко Е. В. и другими авторами «даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям» в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства.

Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, «способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни». По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, «миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития». Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депревация и гипоксия или асфиксия.

Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Самые распространенные ошибки в воспитании грудных детей.
Ребенок грудного возраста — это очень пластичный материал и полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает. По отношению к новорожденному и грудному ребенку все меры ухода за ним одновременно являются и мерами воспитания. В этот период нервная система и психика младенца развиваются особенно интенсивно. От их успешного или неуспешного развития зависит та база, которая определяет качества уже взрослого человека начиная с заболеваний и заканчивая жизненными позициями и профессиональными наклонностями. Вариантов конечного результата существует множество. Применяя те или иные методы или приемы можно получить акробата, ныряльщика, раба, садомазохиста, гения, творца, изобретателя и т.д. При этом мы можем сформировать как полноценного человека, свободную самодостаточную личность, так и зомбированное создание с искалеченной психикой.

Родителям следует серьезно задуматься над тем, какими методами они собираются пользоваться, воспитывая ребенка. Ведь из новорожденного рано или поздно вырастет взрослый человек, а родители постареют. Отсутствие уверенности в себе у годовалого ребенка никак не отражается на жизни окружающих его людей, а отсутствие такой уверенности у мужа и отца семейства может привести к тяжелому положению людей, зависящих от него и в том числе престарелых родителей.

Условно наиболее распространенные сегодня ошибки можно разделить на три группы, в зависимости от тех последствий, к которым они приводят. Приведем их перечень с краткими разъяснениями.

1. Разрушение контакта с мамой, чувства защищенности и уверенности в себе, затрудненная социальная адаптация, антисоциальное поведение. К таким последствиям приводят:

отсутствие грудного вскармливания, которое кроме этого приводит ко множеству различных нарушений, наиболее серьезными из которых являются неполноценное развитие иммунной и нервной системы. Только в материнском молоке присутствуют живые клетки и нейрогормоны, которые участвуют в формировании нервной системы ребенка. Поэтому при отсутствии грудного вскармливания мы получаем качественно другое существо, нервная система которого формировалась по другим законам, чем должна формироваться у человека в норме. В западноевропейских странах строго запрещено рекламировать, и открыто продавать заменители женского молока. Их выписывают женщинам по рецептам только в том случае, когда искусственное вскармливание — единственно возможный выход;
отсутствие совместного сна с мамой;
ограничение в пребывании на руках, кроме того, влияет на формирование познавательного интереса. Стремление человека к исследовательской деятельности и пониманию взаимосвязи вещей и явлений пресекается
неправильное применение памперсов именно тогда, когда мама решает «не приучать ребенка к рукам». Как правило, малыши, прежде чем сделать свои маленькие делишки, плачут и зовут маму на помощь. Это лишний повод взять малыша на руки и пообщаться с ним. Кроме того постоянное ношение памперсов приводит к нарушению контроля за мочеиспусканием и развитию энуреза, бесплодию как у мальчиков, так и у девочек.
2. Нарушение восприятия пространства, формирование психических расстройств, связанных с этим (боязнь замкнутых или открытых пространств, страх высоты и мостов или, напротив, стремление спрыгнуть с высоты). К таким последствиям приводят:

полный отказ от пеленания. Ребенок до появления на свет находится в условиях тесной матки. После родов новый пространственный объем, в который он попадает, вызывает у него дискомфорт, и даже страх. Пеленание в первые дни жизни позволяет постепенно освоиться с новым пространством;
ранние прогулки, т.е. прогулки в течение первого месяца жизни открывают перед малышом еще более громадные просторы. Поэтому в течение первого месяца жизни лучше оставаться дома и сначала освоиться с пространством комнаты;
динамическая гимнастика, почти акробатика для младенцев с многочисленными подбрасываниями, раскручиваниями и переворотами. Устойчивым результатом таких занятий является полное отсутствие страха перед высотой и падением, стремление прыгнуть вниз с большой высоты. Среди детей, с которыми занимались динамической гимнастикой, высокий процент травм и смертельных исходов в результате выпрыгиваний с балконов и из окон многоэтажных домов. Кроме этого чрезмерные нагрузки на костно-мышечную систему приводят к утолщению связок и сухожилий суставов, что приводит к ограничению их подвижности, утрачивает также гибкость и становится малоподвижным позвоночник, нарушается пространственная ориентация. В древности, используя только подбрасывания грудных детей вверх, воспитывали бесстрашных канатоходцев, которые могли ходить по канату на большой высоте и не боялись разбиться.
3. Состояние подавления действия, зомбирование, нездоровая самоуглубленность, полное безразличие к чувствам и действиям окружающих, формирование рабской психологии и различных комплексов, садомазохистские наклонности. К таким последствиям приводят:

моржевание и обливание холодной водой. Кроме этого моржевание приводит к срывам в работе эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменяет отношение к боли и приводит к отсутствию чувства опасности;
проныривание и плавание грудничков ставит ребенка в ситуацию, когда он не может сопротивляться действиям взрослого и как бы оказывается на грани между жизнью и смертью. Эта ситуация очень часто заканчивается для ребенка сверхстрессом, глубокой депрессией.
Давайте рассмотрим ситуацию проныривания с позиции ребенка. Он пришел в новые условия существования из мира, где был полностью защищен, обеспечен всем жизненно необходимым и огражден от всех неприятностей. Гарантом такой защиты была его мать. Потребность в защите сохраняется у ребенка в течение всего периода развития головного мозга (3 года), т.е. он ощущает себя как абсолютно беззащитное существо, нуждающееся в опеке. И вдруг мать отдает его чужой тете (а еще лучше делает это сама), которая начинает его топить, ставя на грань между жизнью и смертью. Малыш не может понять ваших идей о его развитии и оздоровлении. Он понимает только то, что его жизни угрожает смертельная опасность. Причем эта опасность проявляет себя регулярно и имеет вселенские масштабы, поскольку мать не может его защитить. То же самое относится и к ситуации закаливания.

Чтобы лучше понять ребенка, представьте себя в аналогичной ситуации. Вы благополучно жили во дворце, где все ваши желания исполнялись. А потом в один прекрасный день вас пригласили на морское побережье и начали топить. Что вы будете чувствовать, задыхаясь и захлебываясь? Не правда ли, очень неприятная ситуация. Когда вы окажетесь на берегу, ваше царское достоинство будет полностью разрушено, и вы будете представлять собой довольно жалкое зрелище. Даже ваш сформировавшийся мозг пострадает, что же тогда говорить о беззащитном младенце?

Но кроме этого проныривание имеет еще один неприятный физиологический аспект. У новорожденных носовые ходы узкие и короткие, что обеспечивает им возможность дышать поверхностно. Благодаря этому в крови малышей первых месяцев жизни поддерживается высокое содержание углекислоты. Этот механизм помогает мягкой адаптации малыша к новым условиям (внутриутробно у плода кровь венозная, т.е. содержание кислорода в ней понижено). Нормальное развитие головного мозга младенца происходит в условиях несколько пониженного содержания кислорода в его крови. При проныривании уровень кислорода, необходимый для развития головного мозга, значительно понижается и возникает асфиксия. Таким образом, проныривание несет в себе два вредоносных фактора — асфиксию и стресс.

Среди грудничков-ныряльщиков очень высок процент спонтанной детской смертности (смерть в результате внезапной остановки сердца), аспирационной пневмонии, желудочно-кишечных расстройств.

Родители, помните! Всякое ваше действие по отношению к ребенку первого года жизни не должно быть насилием даже из благих побуждений. Малыш не может пресечь ваши действия ни в физическом, ни в правовом отношении.

Он только может выразить протест криком, болезнью или смертью.

А что вы думаете об этом? Больше всего интересует ныряние грудничков. Польза от этого или вред?

О вреде динамической гимнастики

статья детского доктора, консультанта

по грудному вскармливанию Лидии Бабич, г. Киев.

ПОЧЕМУ Я ПРОТИВ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
И не я одна.
(к «холи-вару» готова)

Написать этот текст меня побудил, как всегда, случай из практики. Не очень веселый случай.
Вы, наверняка, слышали о таком виде раннего развития, как динамическая гимнастика, бэби-йога (не путать с “совместной с ребенком” йогой — когда родитель занимается гимнастикой, а ребенка держит где-то рядышком). Также достаточно популярно среди родителей грудничков ныряние и плавание с первых дней (недель) жизни. Готова заранее услышать комментарии “а мы делали и все хорошо”. Родители часто спрашивают на консультациях — “а может и нам такое уже пора начинать?”
История вопроса. Принципы методики динамического развития Трунова и Китаева не соответствуют классическим взглядам на воспитание, развитие грудничков. Авторы уверены, что много столетий назад родители подбрасывали своих детей, крутили за ноги и руки, а также выполняли другие упражнения с ними. В итоге у малышей активно развивались врожденные рефлексы, удовлетворяющие их естественную потребность в движении. Источник: http://mama.neolove.ru/early_childhood_education/method_trunova_kitaev/metodika_trunova_kitaeva.html “Авторы уверенны” — это не аргумент в эпоху доказательной медицины.
Я и многие мои коллеги не поддерживаем увлечение этими методиками. Вот мои аргументы:
новорожденный ребенок (период новорожденности, напомню, — это первые 28 суток) и ребенок в первые месяцы жизни имеет очень небольшой энергетический ресурс для преодоления стресса;
только понаблюдав за ребенком несколько недельмесяцев можно составить впечетление о том — что за человек появился в вашей семье: каковы его темперамент, характер, здоровье, особенности, реакции на стресс, как он растет и набирает вес, развивается. Сразу после рождения этого ничего не видно. А дети точно не одинаковые;
гормоны стресса имеют способность накапливать свое воздействие. Это может иметь отдаленные и далекоидущие последствия. Например, снижение иммунитета. Парадоксально выходит, ведь именно ради укрепления иммунитета ребенка и заставляли нырять в прохладную воду…
ранние активные физические воздействия могут спровоцировать отказ от груди и задержку набора массы тела;
не накопив опыт наблюдения за ребенком, легко перепутать реакцию “нравится” с чрезмерной реакцией на стресс в виде замирания, нервного смеха или даже засыпания;
риск травматизации очень велик. Существует масса разных методов физического развития малышей, гораздо более щадящих. Подумайте, точно ли нужно выбирать самые экстремальные?
связки и мышцы у маленьких детей очень подвижны, мышцы еще не окрепли. Именно это и есть предпосылкой для очень легкого возникновения вывихов, растяжений и других травм. Повышенная гибкость является поводом относиться к ребенку более бережно;
дети после таких занятий в более старшем возрасте гораздо чаще могут проявлять признаки гиперактивности и дефицита внимания;
йога без работы души, без осознанного дыхания есть просто гимнастика. Физкультура такая. А плане новорожденного — еще и принудительная;
обсуждаемые методики практикуются мастерами-самоучками, не несущими никакой ответственности. Нет системы обучения, каких-либо стандартов обрзования, критериев качества и безопасности во время занятий. Повезет- не повезет;

Читайте также:  Колики у ребенка: 10 распространенных заблуждений

О “раннем развитии” пишут не только у нас. Например: http://www.bbc.com/news/world-europe-12276623
http://www.madeformums.com/news-and-gossip/warnings-over-controversial-russian-dynamic-baby-gymnastics/12639.html

Мнение Олега Пилипчука, детского ортопеда-травматолога, к.м.н., доктора высшей категории: http://www.segodnya.ua/life/health/joha-dlja-camykh-malenkikh-chem-polezna-i-opacna.html
Марта Копань, детский анестезиолог: “Я практикуючий дитячий анестезіолог і педіатр, а відтак часто бачу наслідки бажання бути супербатьками. Нажаль, тряпляються й негативні. Багато поширюється мудрих ідей природнього батьківства, слінгоносіння, тривалого грудного вигодовування та спільного сну, тощо… Проте в погоні за “найкращим” деякі батьки захоплюються динамічною гімнастикою та малючковим плаванням і пірнанням.
Скажіть, чи пасивні вправи, які виконуватиме з вашим тілом «третя особа» допоможуть вам самотужки підтягуватися на перекладині, за умови що раніше ви цього не вміли? чи кожного разу ви затримаєте дихання під час пірнання, якщо пірнатимете не з власного бажання, а вас занурюватиме в воду чиясь велика рука?
На жаль, я стикалась з малюками, що мали вивихи та підвивихи різних груп суглобів, переломи кінцівок, підвивихи шийного відділу хребта, крововиливи в головний мозок чи наднирники, утоплення під час процедури плавання з пірнанням.
Звісно існують маленькі діти кому, як і деяким дорослим, реально подобаються такі процедури і вправи. Але коли ви прагнете найкращого для своїх діток, будьте уважними в першу чергу до їх природніх потреб!”

Я бы привела такую метафору. Представьте, что в вашем саду из земли показался росточек. Такой маленький, нежный, долгожданный. По виду росточка пока нельзя понять, что оно за растение, хотя ужасно любопытно — каким оно будет?
Что в ваших силах? — поливать, отгонять вредителей, беречь от палящего солнца. Но невозможно сделать так, чтобы вырос именно помидор. Или акация, или фиалка, или кактус. Хотя, возможно, именно фиалки вам больше по душе. Удобрения для огурцов могут повредить голубике. Мощному дубу для роста нужно просторное место. Пасифлора будет плодоносить только в тропиках. Понимаете, к чему я?
В ребенке на момент рождения уже все заложено. Каким будет телосложение, здоровье, темперамент, характер, таланты, . Разумеется, от воспитания, пищи, образа жизни семьи, окружения, образования, уровня медицинского сопровождения (продолжите список) очень многое зависит. Но сделать из розы фикус никак не получится. И нет одинаково полезных для всех упражнений.

Если точно очень-очень хочется заниматься таким с ребенком — потерпите пару месяцев. Покажите малыша сперва ортопеду, неврологу, педиатру. Не делайте этого просто дома по видео-урокам. начинайте с самого малого.

Динамическая гимнастика: польза и вред для новорожденного

Новорожденному малышу жизненно необходимы не только сон, питание и мамино тепло, но и двигательная активность. Многие родители используют обычные упражнения, другие же выбирают динамическую гимнастику. Только выполнять ее следует грамотно и очень осторожно, чтобы не навредить грудничку. Что же перевешивает в применении – польза иди вред? Как ее правильно делать? Давайте разбираться вместе.

Динамическая гимнастика – что это?

Динамическая гимнастика, разработанная М. Труновым и Л. Китаевым, отличается от обычной зарядки более энергичным комплексом упражнений, направленных на формирование и усиление мышц грудного ребенка. Помимо обычных элементов зарядки и массажа динамическая гимнастика сочетает в себе и упражнения на совершенствование вестибулярного аппарата. Так, взрослый подбрасывает, раскачивает и вращает малыша, придерживая за ручки или ножки. Посторонние люди чаще всего приходят в ужас от подобных акробатических этюдов, автоматически записывая «отчаянных» мам и пап в сумасшедшие.

Действительно, подобные упражнения не совсем обычны, так что родителям, прежде чем перейти к практическим занятиям, необходимо тщательно изучить и понять последовательность применения динамической зарядки и рост нагрузки на малышей.

Так, можно выделить несколько видов упражнений динамической гимнастики:

  • закаливание;
  • массаж;
  • занятия на мяче;
  • упражнения в воздухе.

Все эти процедуры необходимо совмещать, чтобы их воздействие на малыша было максимально эффективным.

Польза для новорожденных и грудничков

Приверженцы данного комплекса упражнений уверены в его огромной пользе для малышей. Среди плюсов динамической гимнастики обычно выделяют ее положительное воздействие не только на физическое развитие, но и на общее психологическое состояние новорожденных детей. Чем же еще она полезна?

  1. Динамическая зарядка помогает грудничку лучше ориентироваться в пространстве.
  2. Она позволяет исправлять мышечный тонус младенца, укрепляет мышцы, разрабатывает суставы рук и ног и развивает гибкость.
  3. С ее помощью происходит эффективное развитие и совершенствование вестибулярного аппарата у новорожденного.
  4. Она укрепляет нервную систему грудничка, его иммунитет.
  5. Также подобный комплекс упражнений считается хорошей возможностью для установления доверительных и доброжелательных отношений с взрослыми и, соответственно, с окружающим миром.
  6. Считается, что динамическая гимнастика компенсирует недостаток родового опыта у детей, рожденных с помощью кесарева сечения.
  7. Родители, применяющие динамические упражнения в работе с грудничками, отмечают, что они имеют хороший аппетит, крепко спят и намного реже капризничают.
  8. Ранние занятия снижают уровень травматизма во всей последующей жизни. Малыши, натренированные с первых дней жизни, вряд ли подвернут ногу или сломают руку, активно занимаясь спортом.

Возможный вред для малышей

Давайте разберемся, настолько ли хороши динамические упражнения, как о них говорят. Подобные акробатические «трюки» выглядят довольно рискованными, да и многие специалисты подвергают сомнению безопасность и пользу для грудничков такого рода зарядки. Какие аргументы приводят противники динамической гимнастики?

  1. Такие физические упражнения являются стрессом для новорожденного. Ведь динамическую зарядку часто начинают использовать уже через пару недель после рождения. Считается, что повышенное выделение гормонов стресса в грудничковом возрасте может привести к появлению гиперактивности у дошкольника.
  2. Динамическая гимнастика базируется на врожденных рефлексах малышей – в частности, хватательного рефлекса и рефлекса Моро. Упражнения искусственно их стимулируют, тогда как в норме они должны постепенно угаснуть к 2-4 месяцам (читаем статью о рефлексах).
  3. Неопытным родителям порой сложно рассчитать оптимальную нагрузку. Поэтому интенсивные занятия могут привести к растяжению связок новорожденного, микротравмам тканей суставов, нарушению кровообращения. В дальнейшем возможны проблемы со связочным аппаратом.
  4. Психологи же уверены, из-за того, что малыш с раннего возраста привыкает к ощущениям скорости, взлета и падения, у него не формируется естественный страх высоты. В старшем возрасте недооценка опасности ситуации может стать причиной разнообразных травм.

Динамика для новорождённых

Рассмотрим комплекс упражнений для самых маленьких.

Разминка

  1. Раздеваем малыша.
  2. Гладим животик и ножки.
  3. Лёгкими движениями массируем пальчики и ступни.
  4. Слегка поворачиваем стопы крохи в одну, а потом в другую сторону.
  5. Разминаем ножки: «шагаем», «бегаем», «ездим на велосипеде».
  6. Держим ребёнка за коленки и разводим ножки в бёдрах в стороны.
  7. Переворачиваем карапуза на животик.
  8. Раздвигаем его ножки, делая «лягушонка».
  9. Гладим по спинке, направляя движения к сердцу.
  10. Подставляем свою ладошку под пяточки малыша и делаем таким образом упор. Перед глазками кладём яркую игрушку, чтобы у ребёнка был стимул оттолкнуться от опоры.


В любом возрасте начинать динамику нужно с разминки

Упражнения

Специалисты по динамической гимнастике рекомендуют следить за настроением крохи во время занятий и постепенно наращивать количество упражнений (максимальное их число должно совпадать с числом кормлений в сутки — не забывайте), начиная с 2–3 самых простых.

Упражнения для новорождённых — таблица

УпражнениеИнструкция
Работаем ручками
  1. Поглаживаем ручки ребёнка.
  2. Даём малышу свой большой или указательный палец, чтобы карапуз ухватился за него.
  3. Когда почувствовали, что мышцы напряглись, слегка поднимаем кроху из положения лёжа. При этом придерживаем его за кисти рук.
  4. Возвращаемся в начальное положение.
Гимнастика нижней части ножек
  1. Малыша кладём на спинку ножками к родителю.
  2. Берём в руки ступни карапуза.
  3. Поглаживаем область стоп до бёдер.
Тренируем мышцы шеи
  1. Кладём кроху на живот.
  2. Разводим ножки в стороны.
  3. За счёт набора врождённых рефлексов, ребёнок повернёт голову в любимую сторону.
  4. Кладём яркую игрушку на другую сторону и повторяем шаги 1–2.
Гимнастика спины
  1. Малыша располагаем на животике, руки перед грудью.
  2. Гладим ладонью от поясницы до шеи, а затем от шеи к пояснице. Делаем 10 повторов. В возрасте 2 месяцев ребёнок начнёт рефлекторно слегка выгибаться под этими движениями.
Гимнастика животика
  1. Малыша кладём на спину.
  2. Наклоняемся к ребёнку, поддерживаем его голову.
  3. Ножки упираются в живот взрослого.
  4. Ручки заводим вверх.

Это упражнение готовит мышечный каркас карапуза к сидению.

Работаем над развитием рефлексов
  1. Укладываем ребёнка на спину.
  2. Поднимаем его ножку.
  3. Надавливаем своим пальцем на место, где начинаются пальчики крохи. Они должны слегка согнуться.
  4. Приподнимаем карапуза, держа за подмышки.
  5. Наклоняем вперёд, ножками опирая на твёрдую поверхность. Малыш должен пытаться делать шаги, обязательно ступая на всю стопу.

Занятия на фитболе и другие элементы динамики для младенцев до 3 месяцев — видео

Избегаем негативных последствий: правила проведения гимнастики

Итак, вы увидели массу доводов как в пользу динамической гимнастики, так и против нее. Конечно, окончательное решение принимают только родители. Если же вы уверены, что подобные упражнения необходимы вашему грудничку, мы расскажем, как обезопасить занятия.

  • Упражнения следует начинать через четыре недели после рождения малыша.
  • Посоветуйтесь предварительно с вашим педиатром о наличии либо отсутствии противопоказаний. Если малыш здоров, ему можно заниматься динамической зарядкой.
  • Не стоит выполнять упражнения по материалам из Интернета или учебных пособий. Для начала обратитесь к опытному инструктору за консультацией и услугами. Он покажет и научит, как правильно организовывать занятия.
  • Минимизируйте вероятность травм – обезопасьте место тренировок, чтобы избежать последствий из-за возможных падений.
  • Правильно оценивайте собственные силы, избегайте применять экстремальные упражнения. Выберите щадящую программу занятий.
  • Начинайте упражнения после разогревающего массажа, готовя, тем самым, мышцы и связки к работе. Длительность первых занятий – 8-10 минут. Делайте их медленно и крайне осторожно, чтобы не напугать малыша, нагрузку и темп наращивайте постепенно.
  • Не занимайтесь сразу после кормления, подождите хотя бы час. Особенно это важно для упражнений на шаре.
  • Если ребенок не в духе, не заставляйте его делать зарядку потому, что так нужно вам. Лучше дождитесь времени, когда у всех будет замечательный настрой. Динамическая гимнастика должна стать для грудничка таким же обычным ритуалом, как кормление или купание.

Учитываем противопоказания

Динамическая зарядка может быть полезной для новорожденного при условии грамотного подхода и учета противопоказаний. Опасность же подобных упражнений заключается в следующем:

  • наличие дисплазии тазобедренных суставов у малыша и других патологий опорно-двигательного аппарата;
  • отклонения в работе сердечно-сосудистой системы ребенка;
  • неврологические заболевания, в том числе, и повышенное внутричерепное давление.

Динамическая гимнастика строго противопоказана полугодовалым малышам, которые не получали ранее подобные процедуры. Если с грудничком не занимались с месячного возраста на регулярной основе, то в шестимесячном возрасте такие упражнения принесут лишь вред, а не пользу. Также следует запомнить, если ребенку не понравились занятия или он чувствует себя после них плохо, обязательно отменяйте гимнастику. Не следует экспериментировать со здоровьем малыша!

Выбирая динамическую гимнастику для совершенствования физического развития новорожденного, изучите все плюсы и минусы, проконсультируйтесь с педиатром о возможных противопоказаниях. Лишь в случае соблюдения мер предосторожности упражнения помогут вашему ребенку вырасти здоровым и счастливым.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: занятия на фитболе с малышами

Динамика для грудничков до года

С 2–3 месяцев упражнения становятся более активными, в комплекс занятий включаются повороты, висы и т. д. Но вводить столь активные элементы нужно постепенно начиная с какого-то одного (того, что посоветует педиатр), а затем добавляя остальные. С этого момента гимнастику можно проводить на улице, причём даже зимой. Но всё равно не забывайте про разминку, описанную выше.

Техника безопасности

К уже упомянутым правилам проведения гимнастики, добавляется ещё несколько:

  • не пытайтесь проделать то, в чём не уверены;
  • не делайте упражнения, которых малыш боится;
  • чтобы освоить правильный захват, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.


Захват при выполнении перекрутов, поворотов и висов нужно отработать со специалистом

Упражнения

Начиная динамику с ребёнком, помните, что правильный комплекс может подобрать только врач после тщательного осмотра малыша. Но существует 5 упражнений, которые при отсутствии противопоказаний подходят всем.


При выполнении упражнений на высоте нужно следит за тем, чтобы малыш не испугался

Упражнения для детей до года — таблица

УпражнениеИнструкция
Крестик
  1. Отводим ручки малыша в разные стороны.
  2. Поднимаем ребёнка.
  3. Медленно возвращаем в начальную позицию.
Пружина
  1. Упираем ребёнка ножками себе в живот.
  2. Подтягиваем к своей груди, как будто заводим пружину.
  3. Опускаем тело карапуза в начальную позу.
Маленькая обезьяна
  1. Берём малыша за руки, приподнимая их вверх.
  2. Начинаем раскачивать тело крохи.
  3. Увеличиваем амплитуду. Важно сохранять вертикальное положение. Для усложнения можно взять карапуза за ручку и за ножку.
В разные стороны
  1. Берём в свою руку обе ручки ребёнка.
  2. В другую руку берём обе ножки.
  3. Раскачиваем тело вправо-влево.
Полетели
  1. Укладываем малыша на живот.
  2. Одну свою руку просовываем ему под грудь, другую — под коленки. Ножки при этом плотно сжаты.
  3. Ставим стопы карапуза себе на солнечное сплетение.
  4. Медленно выполняем наклоны своего тела вперёд. Чем неспешнее будут движения взрослого, тем сильнее воздействие на тело ребёнка.

Комплекс упражнений динамики для 3 месячных малышей — видео

Видео: Динамическая гимнастика для малышей

Основные упражнения динамической гимнастики: висы, крестик, шалтай-болтай, осьминожка, малышки-коротышки:

P.S. Многие специалисты уверены: чем раньше вы начнете работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения. На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Предлагаем краткую характеристику самых популярных на сегодня методик, чтобы вы могли сориентироваться и подобрать ту, которая поможет максимально раскрыть задатки вашего ребенка – Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Основные правила техники безопасности

Гимнастика – упражнения на все группы мышц, которые должны производится правильно. Только в таком случае будет оказано положительное воздействие на организм:

  • Упражнения выполняются плавно.
  • Начинать занятие следует с той манипуляции, которая больше всего нравится ребенку.
  • Если родители заметили недовольство или капризы грудничка, то необходимо незамедлительно прервать процесс. Продолжить можно только после того, как кроха снова вернется в приятное расположение духа. Динамическая гимнастика должна приносить радость, а не ввергать малыша в стресс. Все нелюбимые упражнения лучше всего оставить напоследок.
  • Внимательно прислушивайтесь к звукам, которые издают суставы младенца. Если родители услышали щёлканые сигналы, то от продолжения занятий следует отказаться. В противном случае ребенку можно навредить и повредить мягкий сустав.
  • Каждое упражнение должно повторяться столько раз, сколько раз в сутки сейчас ест ребенок.


Упражнения можно проводить на свежем воздухе

Особенности методики Трунова-Китаева

Инструкторы с мировым именем впервые выпустили книгу по раннему детскому развитию в 1993 году. В этот период в нашей стране она стала настоящим бестселлером. В ней описывались принципиально новые взгляды лечебно-оздоровительной гимнастики, которая используются для воспитания грудничков.

Методика вобрала в себя основные знания стран Древнего мира и Востока. В начале прошлого века ее использовали с целью адаптации детей, которые получили травмы при рождении.

Данные авторы включили в методику более 400 упражнений. Во время их выполнения кроху необходимо держать за руки или ногу. Параллельно тельце совершает движение вокруг своего тела. В ходе тренировок производятся качания, висы, броски и вращения.

Советуем почитать:Упражнения на мяче для новорожденных

Посредством выполнения манипуляций удается добиться положительного эффекта:

  • Устранение различных патологий мышц.
  • Нервная система становится максимально активной, поэтому ребенок чувствует себя динамичным. Во время выполнения упражнений в мозг младенца поступает огромное количество сигналов, которые в дальнейшем позволят ему правильно сформировать координацию.
  • Мышцы становятся крепкими, поэтому у ребенка в дальнейшем в несколько раз снижается риск появления травм.
  • Развитие максимальной гибкости.
  • Нормализация координации движений.

Регулярное выполнение упражнений данного комплекса поможет в дальнейшем малышу развиваться не только физически, но и интеллектуально. Дополнительно развивается доверие к своим родителям.

Динамическая гимнастика: польза и вред для грудничка

После появления на свет кроха нуждается не только в питании, сне и маминой заботе. Ей жизненно необходима двигательная активность. Для развития костно-мышечной системы и суставов грудничка можно использовать стандартные упражнения, рекомендованные педиатром. Но многие родители прибегают к помощи динамической гимнастики – очень энергичного комплекса упражнений. Ее применение требует от родителей особых навыков; в противном случае можно нанести вред ребенку.

Что такое динамическая гимнастика?

Уникальный комплекс разработан нашими соотечественниками Л. Китаевым и М. Труновым в конце 80-х годов прошлого столетия. Его задача – формирование и укрепление мускулатуры младенца, а также тренировка его вестибулярного аппарата.

Динамическая гимнастика (ДГ) рассматривается как способ взаимодействия родителя и ребенка первого года жизни для более гармоничного развития малыша.

Со стороны упражнения могут показаться не совсем обычными, ведь они включают активные вращения и подбрасывания крохи. Родителям, решившим практиковать ДГ, очень важно тщательно изучить последовательность применения упражнений и нагрузки в целом во избежание нежелательных последствий.

Никто не утверждает, что малыш, с которым занимались гимнастикой, впоследствии станет чемпионом, но его развитие будет более полноценным и глубоким.

Для чего нужна динамическая гимнастика?

ДГ – это методика, которая является эффективным инструментом для решения широкого круга задач, непосредственно связанных с физическим развитием ребенка.

Патологии, которые помогает корректировать динамическая гимнастика:

Ряд упражнений направлен на активизацию функциональной активности кишечника, помогая при частых запорах и метеоризме.

Важно: можно с уверенностью утверждать, что динамическая гимнастика применима во всех областях, где помогает массаж, и ничуть не уступает ему в эффективности. Вместе с этим, она рассчитана не на специалистов, а на родителей. Все упражнения легко осваиваются и могут практиковаться ежедневно в домашних условиях.

Динамическая гимнастика характеризуется универсальностью с точки зрения общего развития маленького ребенка. В ходе занятий не только укрепляются кости и мускулатура, но и оказывается позитивное воздействие на все органы и системы малыша. У него совершенствуется вестибулярный аппарат, а улучшение координации движений благотворно влияет на психику. Кроме того, он начинает быстрее и лучше ориентироваться в пространстве.

ДГ играет важную роль в профилактике детского травматизма. У грудничка, который регулярно выполняет с родителями комплекс упражнений, гораздо лучше реакция и крепче суставы. Он уверенно управляет своим телом в потенциально опасных ситуациях.

Обратите внимание: существует мнение, что ДГ в определенной мере компенсирует нехватку т. н. «родового опыта» у детей, появившихся на свет посредством кесарева сечения.

Гимнастика прекрасно сочетается с закаливанием. При выполнении комплекса ребенка рекомендуется полностью освобождать от одежды. Во время занятий на улице к физическому воздействию добавляется такой важный фактор как инсоляция. Время пребывания на холоде можно постепенно увеличивать, что будет способствовать адаптации организма к температурным факторам и укреплению иммунной системы.

Несомненно, динамическая гимнастика способствует развитию сердечно-сосудистой системы.

В ходе выполнения комплекса ДГ нервная система маленького ребенка получает огромное количество разнообразных сигналов, что способствует ее развитию в целом. У малыша регулярно стимулируются двигательные рефлексы, и постоянно происходит тренировка реакций на воздействия внешних факторов.

ДГ – это прекрасная возможность для установления доверительных отношений новорожденного с окружающими.

Обратите внимание: упражнения могут способствовать нервной релаксации, что важно для гиперактивных детей. Грамотно подобранный комплекс, напротив, будет способствовать активизации слишком вялого малыша.

Все родители, которые практикую динамическую гимнастику со своими детьми, отмечают, что те очень редко болеют, крепко спят, отличаются прекрасным аппетитом и почти не капризничают.

Несмотря на огромные возможности, динамическую гимнастику не нужно рассматривать как самодостаточную систему. Она прекрасно сочетается с активным и пассивным массажем, закаливанием и занятиями в бассейне (акватренингом). Любая активная работа с крохой всегда может проводиться параллельно; целесообразно лишь смещать акцент в ту или иную строну в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Комплекс динамической гимнастики включает:

  • массаж;
  • закаливающие процедуры;
  • упражнения в воздухе;
  • упражнения с мячом большого диаметра.

Все виды занятий важно совмещать для комплексного и наиболее эффективного воздействия на организм.

Вероятные негативные последствия

У любой системы занятий имеются противники. Одним из основных аргументов недоброжелателей является возможный стресс, поскольку ДГ рекомендуется начинать уже спустя 4 недели после рождения. Есть мнение, что увеличение синтеза и высвобождения стрессорных гормонов у новорожденного может стать причиной гиперактивности в старшем дошкольном возрасте.

Ряд упражнений ДГ базируется на рефлексах, которые в норме пропадают в возрасте 2-4 месяцев. Считается, что их излишняя стимуляция ни к чему.

Важно: если с ребенком не занимались, начиная с 4 недель, то в полугодовалом возрасте лучше не начинать – такие упражнения принесут больше вреда, чем пользы!

Некоторые психологи полагают, что быстрые упражнения без опоры препятствуют формированию страха высоты, что в свою очередь расценивается как одна из причин повышенного травматизма в подростковом возрасте.

Главный аргумент «против» – это вполне возможная недостаточная подготовка родителей. Чрезмерно активные упражнения могут стать причиной растяжений связок и даже вывихов суставов. Кроме того, не исключены хронические микротравмы, которые в будущем могут спровоцировать развитие серьезных патологий.

Памятка для родителей

Важно: противопоказаниями к ДГ являются патологии опорно-двигательного аппарата (дисплазия тазобедренного сустава и т. д.), нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, неврологические заболевания.

Основные правила, которые нужно соблюдать:

  • начинать тренировки можно, когда малышу исполнится 1 месяц;
  • обязательно проконсультируйтесь с педиатром на предмет возможных противопоказаний;
  • не пользуйтесь материалами из Сети или сомнительных изданий – обратитесь к опытному инструктору;
  • сделайте место занятий максимально безопасным;
  • упражнениям должен предшествовать разогревающий массаж мышц и связок;
  • начинайте с минимальных нагрузок;
  • рекомендованная длительность упражнений – 8-10 минут;
  • не тренируйтесь в течение 1 часа после еды;
  • не принуждайте ребенка к занятиям, если у него плохое настроение;
  • первые занятия нужно проводить мягко, ненавязчиво и осторожно, чтобы не испугать, а заинтересовать кроху.

Плисов Владимир, медицинский обозреватель

6,322 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Динамическая гимнастика для грудничков

Видеть своего ребенка развитым и здоровым — мечта всех родителей. Одни для достижения цели прибегают к традиционным в раннем возрасте массажу и гимнастике. Другие же останавливают свой выбор на динамической гимнастике, которая, на первый взгляд, выглядит как форменное издевательство над младенцем — его крутят, подбрасывают, поднимают за руки и за ноги, как тряпичную куклу. Так ли страшна и опасна динамическая гимнастика, как проводить ее в домашних условиях, мы расскажем в этой статье.

Особенности

Динамическая гимнастика совершенно непохожа на обычную зарядку для новорожденных и грудничков. Методику придумали и «пустили в массы» физиологи, специалисты по раннему развитию Михаил Трунов и Леонид Китаев. Поэтому ее нередко называют просто «гимнастикой по Трунову-Китаеву».

Главное отличие заключается в том, что при классической гимнастике упражнения проводятся малышу, находящемуся в статичном или легком подвижном состоянии. При динамической гимнастике воздействие на мышцы происходит более интенсивным движением. В результате тренируются не только мышцы малыша, но и его вестибулярный аппарат.

Комплекс Трунова и Китаева включает в себя закаливание, массаж, упражнения в воздухе и упражнения на гимнастическом мяче. Несмотря на широкое распространение и популярность этих авторов, у их методики есть немалое количество противников, среди которых большая часть современных педиатров, в том числе и известный доктор Комаровский.

Противники аргументируют свою позицию тем, что домашнее применение динамической гимнастики — большой риск для жизни и здоровья малыша. Во время акробатических трюков кроха может получить серьезные травмы, ведь даже очень любящие родители — не профессиональные массажисты и специалисты ЛФК, они не имеют детального и подробного представления об анатомическом расположении отдельных мышц и связок в человеческом теле.

Сторонники динамичных занятий уверяют, что обучиться методике труда не составляет, но польза, по их словам, очевидна:

  • улучшается ориентация младенца в пространстве;
  • уменьшается свойственный всем грудничкам повышенный мышечный тонус;
  • развивается вестибулярный аппарат и совершенствуется нервная система;
  • ребенок учится доверять взрослому, полагаясь на его сильные руки.

Сторонники и поклонники динамических упражнений для грудничков утверждают, что такая методика позволяет компенсировать ребенку, который родился посредством кесарева сечения, необходимый для гармоничного развития недостаток родового опыта. Также Китаев и Трунов уверяют родителей, что дети, которые вырастают на таких упражнениях, в будущем имеют меньше шансов травмироваться по случайности — сломать руку или ногу при падении с натренированным вестибулярным аппаратом и умением группироваться будет куда сложнее.

Что нужно учитывать?

Принимая решение о начале практики системы Трунова и Китаева, родители должны хорошо взвесить все за и против. Многие педиатры и детские психологи утверждают, что не учитывать возможных опасностей нельзя. Даже если родители обеими руками за динамическую гимнастику, они должны знать все против, дабы минимизировать риски.

В первую очередь, такая гимнастика — бесспорный стресс для новорожденного. Не просто стресс, а сильный стресс. Нигде в природе не принято трясти, подбрасывать и крутить в воздухе детенышей. Посмотрите, как бережно переносит котят кошка, как аккуратно это проделывают другие животные. У человеческих детенышей, с точки зрения природных законов, тоже нет никаких предпосылок с самого рождения начинать летать и переворачиваться в воздухе. А потому стресс неизбежен.

Минимизировать его можно только правильным подходом — знать, когда начинать такие упражнения, как увеличивать нагрузку. Лучше вводить динамические упражнения постепенно, чтобы у малыша был более мягкий переход к нетипичному положению тела.

В основе многих упражнений системы Китаева и Трунова лежит использование врожденных рефлексов малыша. Но такие рефлексы должны исчезнуть к возрасту 3-4 месяцев, это вполне естественно. Если перестараться с динамической гимнастикой, произойдет замедленное угасание младенческих рефлексов, что будет тормозить развитие ребенка.

Травматологи предупреждают, что родителям бывает сложно соизмерять свои силы, а потому после первых опытов динамической гимнастики без участия специалиста, дети нередко попадают в больницу с растяжением, переломами и другими травмами. А психологи предупреждают, что у малыша может сформироваться неправильное восприятие высоты, что в будущем может сделать из него блестящего парашютиста или альпиниста, но также сможет стать причиной получения смертельных травм из-за отсутствия необходимого для выживания естественного чувства страха.

Общие правила

Если, несмотря на все предупреждения, родители твердо намерены заняться динамической гимнастикой со своим малышом, нужно обязательно записаться в специальную группу, которые ведут так называемые бэби-тренеры, специалисты ЛФК, чтобы посмотреть, как делают это профессионалы, обучиться приемам. Речь идет о здоровье вашего малыша, тут торг, как говорится, неуместен.

Специалисты рекомендуют начинать заниматься с малышом таким типом физических упражнений не раньше, чем в 1,5 месяца.

Важно, чтобы у ребенка не было противопоказаний. О них мы расскажем ниже. Поэтому хорошие и правильные тренеры всегда просят у родителей справку от педиатра о том, что доктор не возражает против тренировок. Также нужно приготовиться к тому, что такую справку врачи обычно давать отказываются — никто не хочет брать на себя ответственность за жизнь малыша, если родители надумали испытывать на нем определенные методики.

Интернет и видеоуроки, которые могут быть весьма полезны в освоении приемов классического массажа и гимнастики для грудничков, в вопросах динамической гимнастики не помощники. Обучаться дистанционно нельзя.

Непосредственно к динамичным упражнениям рекомендуется переходить после 10-15-минутного массажа и элементов статической гимнастики, чтобы мышцы и связки ребенка были разогреты.

После еды следует подождать около часа, чтобы малыш не срыгнул. Место занятий должно быть продумано до мелочей и полностью безопасно, даже если произойдет падение (и такое может случиться!).

Противопоказания

Динамические упражнения категорически противопоказаны детям со следующими проблемами:

  • родовые травмы;
  • дисплазия тазобедренного сустава, физиологическая незрелость суставов;
  • дефицит массы тела (низкий вес при рождении);
  • наличие паховой или пупочной грыжи;
  • врожденные пороки сердца;
  • различные неврологические нарушения, включая ишемию.

Обратите внимание, что сами авторы методики подчеркивают — занятия имеет смысл проводить только в раннем возрасте.

Если малыш до 6 месяцев развивался и жил как все, ему делали обычный массаж и обычную зарядку, переходить к динамической программе бесполезно и очень опасно. Пользы от нее для такого большого ребенка, ранее не занимавшегося этим, уже не будет.

Комплекс упражнений

Обычно в комплекс нейродинамической гимнастики для малышей на начальном этапе вводят раскачивания, перевороты. Взрослый поднимает малыша только за ручки, стоя в полный рост. Дает ему повисеть в воздухе. Потом поднимает вверх ногами за ножки.

В таких же положениях выполняют «Верхний маятник» и «Нижний маятник». Взрослый стоит и раскачивает малыша, как маятник, сначала в положении вверх головой, потом — за ноги вниз головой.

Для более продвинутых стадий тренировок предусмотрены подбрасывания, подбрасывания с переворотами. Но основу методики все-таки составляют традиционные висы и перехваты. Самым распространенным является упражнение «Солнышко», при котором родитель держит ребенка за правую руку и ногу на весу, а потом перебирает конечности по кругу — захватывает левую ногу, левую руку, снова переходит к правой стороне. Получается, что малыш делает «колесо» в воздухе.

Более безопасным и простым в освоении является блок упражнений на фитболе, который, между прочим, тоже относится к динамической гимнастике. Именно он более распространен, поскольку покачивания на мяче на животе или спинке не так пугают родителей, как рискованные элементы первой части методики Трунова и Китаева.

Отзывы

Многие родители, обсуждающие в интернете возможность занятий динамической гимнастикой со своими грудными малышами, подчеркивают, что авторитетные остеопаты, психологи и хирурги категорически возражают против таких занятий не только из-за травматической опасности, но и из-за изначально сомнительной пользы для развития ребенка. Вестибулярный аппарат должен развиваться постепенно, а не стрессово.

Некоторые родители отказываются от занятий динамической гимнастикой после первого же урока у профессионала — большинству мам совершенно невыносимо даже смотреть, как ее ребенка крутят подобно тряпичной кукле.

Некоторые родители вполне успешно применяют упражнения, но не целиком динамические, а лишь самые простые и безопасные из комплекса, ими обычно завершают самый обычный домашний массаж и привычную ежедневную гимнастику.

О тонкостях выполнения динамической гимнастики для грудничков в домашних условиях расскажет специалист по лечебно-восстановительному массажу в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Динамическая гимнастика: польза или вред?

В последнее время все популярнее становятся методики раннего развития детей — причем не только интеллектуального, но и физического. Одна из таких методик — динамическая гимнастика для грудничков. Это достаточно спорный способ оздоровления ребенка. Что перевешивает в этом случае — польза или вред?

Динамическая гимнастика — это комплекс развивающих упражнений, разработанный Л. Китаевым и М. Труновым. Наряду с «привычными» элементами гимнастики и массажа динамическая гимнастика включает упражнения на развитие вестибулярного аппарата. Во время этих упражнений взрослый держит ребенка за одну или две ручки или ножки (или обхватывает его туловище руками) и подбрасывает, вращает, раскачивает ребенка. Со стороны это больше похоже на акробатические этюды, чем на гимнастику для новорожденных.

Приверженцы этой методики считают, что динамическая гимнастика благоприятно влияет на развитие ребенка — как интеллектуальное так и физическое. Она позволяет корректировать мышечный тонус, развивать гибкость, увеличить амплитуду движений в суставах ног и рук, укрепить мышцы. По их мнению, динамическая гимнастика тренирует вестибулярный аппарат, стимулирует работу мозга и внутренних органов, активизирует обменные процессы и перистальтику кишечника, адаптирует организм к нагрузкам и стрессовым состояниям.

Также динамическая гимнастика считается одним из способов общения матери с ребенком. Эти упражнения помогают малышу установить доверительные отношения со взрослым, а через него — и с окружающим миром. Ребенок вырастает уравновешенным, доброжелательным, уверенным в себе. Еще динамическую гимнастику рекомендуют детям-«кесарятам»: она компенсирует недостаток родового (интранатального) опыта.

Но так ли хороша динамическая гимнастика, как о ней говорят? Все-таки подобные акробатические упражнения кажутся довольно рискованными. Динамическая гимнастика неоднократно подвергалась критике, а на Западе ее порой называют «шокирующей практикой русских матерей». Многие родители и врачи подвергают сомнению эффективность и безопасность такого рода гимнастики.

Во-первых, такие упражнения — стресс для новорожденного (а динамическую гимнастику часто начинают практиковать через пару недель после рождения). Повышенное выделение стрессорных гормонов может привести к развитию синдрома гиперактивности и дефицита внимания в школьном возрасте.

Во-вторых, динамическая гимнастика во многом основана на врожденных рефлексах новорожденных детей — хватательный рефлекс, рефлекс Моро. Но нормальная физиология развития ребенка предусматривает постепенное угасание этих рефлексов к 2-4 месяцам. Если рефлексы угасают позже, это признак задержки развития и нарушений в нервной системе. А динамическая гимнастика искусственно стимулирует эти рефлексы.

В-третьих, интенсивные упражнения могут вызвать перерастяжение эластичных и нежных связок младенца, микротравмы тканей, из которых состоит сустав, нарушение кровообращения. Возможны утолщения суставов и проблемы со связочным аппаратом (боли, потеря эластичности и упругости) в дальнейшем.

Кроме этого, психологи считают, что динамическая гимнастика приводит к тому, что у ребенка не формируется страх перед высотой и падением (потому что он с младенчества привыкает к ощущениям взлета, падения и скорости). Это может стать причиной травм в старшем возрасте, когда ребенок просто не сможет оценить опасность ситуации. Страх в опасных ситуациях выполняет защитную функцию.

Как видите, можно найти массу аргументов и в пользу динамической гимнастики, и против нее. Но в любом случае решать родителям. Если вы все-таки думаете, что динамическая гимнастика необходима вашему малышу, мы расскажем, как сделать занятия безопасными:

  1. Начинайте занятия через 3-4 недели после рождения ребенка, не раньше, а заканчивайте примерно в 4 месяца, чтобы дать угаснуть рефлексам новорожденного.
  2. Перед началом занятий обязательно проконсультируйтесь с ортопедом: динамическая гимнастика противопоказана при дисплазии тазобедренных суставов и других патологиях опорно-двигательного аппарата, повышенном мышечном тонусе.
  3. Не пытайтесь сами делать упражнения по описаниям из Интернета — для начала воспользуйтесь услугами опытного инструктора, который все покажет и всему научит.
  4. Ответственно подойдите к выбору места для занятий: при выполнении упражнений возможны падения, так что нужно минимизировать вероятность травм.
  5. Если вы не уверены в собственных силах, старайтесь выбирать максимально щадящую программу и избегать экстремальных упражнений.

И помните: динамическая гимнастика не признана официально в качестве медицинской методики. Так что ответственность за здоровье вашего ребенка лежит исключительно на вас.

Читайте также:  Запор у грудного ребенка (лечение запора)
Ссылка на основную публикацию