7 способов приучить ребенка к здоровому образу жизни

Консультация «Здоровье и мы: Как приучить ребенка вести здоровый образ жизни»

Светлана Меттик
Консультация «Здоровье и мы: Как приучить ребенка вести здоровый образ жизни»

Здоровье и мы: как приучить ребёнке вести здоровый образ жизни

МБДОУ №2, г. Усолье – Сибирское, Иркутская обл.

Воспитатель Меттик Светлана Сергеевна

Добрый день, уважаемые коллеги!

Человеческое дитя – здоровое… развитое…

Это не только идеал и абстрактная ценность,

но и практическая достижимая норма жизни.

Как добиться этого?

Об этом мы и хотели бы поговорить с вами сегодня.

Период дошкольного детства – это на самом деле быстро заканчивающийся промежуток в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период является формирование привычки к здоровому образу жизни. Что же такое здоровый образ жизни? (спросить у коллег)

ЗОЖ это важный фактор сохранения здоровья и своевременного, гармоничного развития ребенка.

Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей.

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к её знаниям и способностям.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Давайте выясним каким должен быть здоровый человек?

Основные цели оздоровительнойработы нашего детского сада:

Давайте вместе определим формулу здорового человека

Составляющими здорового образа жизни являются:).

Что же можем сделать мы для приобщения детей к здоровому образу жизни? (высказывания коллег)

Первая составляющая здорового образа жизни – это двигательная активность, физическая культура и спорт. Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки призваны компенсировать двигательное голодание. Систематическая двигательная активность способствует укреплению и сохранению здоровья детей, улучшает самочувствие, повышает работоспособность. Ходьба является сложно координированным двигательным актом, управляемым нервной системой, она осуществляется при участии практически всего мышечного аппарата нашего тела.

Средства двигательной направленности

• Гимнастика (оздоровительная после сна);

• Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

• Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.

Для занятий физической культурой и спортом в нашем МБДОУ оборудованы физкультурный зал, оснащенный традиционным и нетрадиционным оборудыванием и музыкальный зал, где проводятся утренняя гимнастики, музыкальные досуги, коммуникативные игры-танцы.

Достаточно ли создано условий и что можно добавить,хочу услышать ване мнение. (Высказывания коллег)

Вторая составляющая здорового образа жизни – это закаливание.

Что такое закаливание? (высказывания коллег)

Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тела и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов.

Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизирует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Закаливание, как отмечал Е. А. Аркин, для ослабленного ребенка имеет большое значение, чем для здорового. Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла) широко используются и нетрадиционные.

• Контрастное воздушное закаливание (из теплого помещения дети попадают в “холодное”).

– Хождение босиком. При этом укрепляются своды и связки стоп, идет профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камешкам и шишкам, которые действуют как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организм, улучшается умственная деятельность.

• Контрастный душ – наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях.

(После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36 – 38 градусов в течение 30 – 40 секунд, затем температура воды снижается на 2 – 3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20 – 25 секунд. Процедура повторяется 2 раза. Через 1 – 1,5 недели разница температур воды возрастает до 4 – 5 градусов и в течение 2 – 3 месяцев доводится до 19 – 20 градусов).

• Полоскание горла прохладной водой со снижением температуры является методом профилактики заболевания носоглотки. (Полоскание горла начинается при температуре воды 36 – 37 градусов, снижается каждые 2 – 3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.)

При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на две – три недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и потому крайне не желателен.

Нельзя и не учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам. Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства. Это может привести к невротическим расстройствам.

Какой же можно сделать вывод по поводу закаливания в вашей группе?

Да если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. В “минимум” закаливания включать воздушные и водные процедуры, правильно подобранную одежду.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей: Солнечные и воздушные ванны; Водные процедуры;

Регулярные прогулки на свежем воздухе способствуют оздоровлению и закаливанию организма детей. Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. Благотворно влияет на детский организм утренняя гимнастика на улице. (раздать памятки для родителей) Оцените качество ваших прогулок (высказывания коллег)

Особое значение имеет режим дня. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни малыша. От этого зависит его здоровье и правильное развитие. Всегда одни и те же часы кормления, сна, бодрствования налаживают деятельность организма ребенка.

Что бы вам хотелось изменить в режиме дня вашей группы)

Крепкий сон – залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования. Примерная схема проведения оздоровительнойгимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.

Как вы организуете побудки после дневного сна?

Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.

(Данный слайд содержит рекомендации по самомассажу.)

Очень большое значение для усвоения пищи имеет режим питания, то есть правильное распределение приемов ее в течение дня.

Доказано, что при правильных промежутках между кормлениями к часу приема пищи создается здоровый аппетит. Установленные часы приема пищи необходимо строго соблюдать. В промежутках между ними дети не должны получать никакой еды. Сладости, фрукты, ягоды следует также давать в определенное время. Пить ребенку надо давать также в определенное время. Для этого в пищу должно включаться такое количество жидкости, которое удовлетворяло бы потребность растущего организма.

В каких продуктах питания находится витамин А, В, Д, С?

Распределите продукты по корзинам.

При воспитании детей дошкольного возраста, очень важное значение имеет формирование у них культурно-гигиенических навыков, которое необходимо заранее хорошо спланировать, продумать и организовать. Так с раннего детства нужно приучать ребенка к тому, что такие вещи, как расческа, постель, горшок, носовой платок, полотенце, зубная щетка, должны быть индивидуальными.

В детском саду педагоги должны объяснить детям рассказать о том, что такое режим дня, зарядка по утрам, здоровая пища, ввести такое понятие как инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы быть здоровым.

В беседах “Для чего мы чистим зубы”, “Гигиена приема пищи” – дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене.

Здоровьесберегающие технологии широко используются в дошкольных учреждениях. Это эмоциональные разрядки; Пальчиковая гимнастика; Психогимнастика.

Здоровому образу жизни способствует благоприятная психологическая обстановка в семье и саду. Родителей надо активно привлекать к участию в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях родителям предлагать картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советовать литературу, брошюры. Соответственно, для родителей оформлять в “Уголке здоровья” рекомендации, советы, проводить анкетирования.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей.

1. Кто любит спорт- здоров и бодр.

2. Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

3. Делу время- потехе- час.

4. Здоровье в порядке- спасибо зарядке.

5. Болен- лечись, а здоров- берегись.

Здоровье дороже богатства.

– Лук с чесноком – родные братья.

– Зелень на столе – здоровье на сто лет.

– Через рот сто болезней входит.

– Никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни. А что это такое?

Хочу я все, что знаю, об этом рассказать.

Здоровый образ жизни – это ничто иное,

Как дружба с физкультурой, умение мечтать.

Мечтайте! Фантазируйте! И просто будьте лучше!

И сразу вы заметите – уйдут проблемы худшие.

Делайте добро и будьте милосерднее,

На злобу, страх и ненависть не стоит тратить нервы.

А вместе со спокойствием придет здоровье к вам,

Войдет уже в привычку пробежка по утрам.

Питанье станет правильным, и вес ваш

И вот тогда вы будете всегда в отличной форме!

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

На память примите буклеты с советами.

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993.

2. Граевская Н. Д. Бодрость и здоровье. – М. : Медицина, 1979. – 76 с.

3. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с. : ил.

4. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. – М. : Просвещение, 1978. – 94 с.

5. Лаптев А. П. Азбука закаливания. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 96 с.

6. Леви-Гориневская Е. Г. Физическое воспитание ребенка-дошкольника.– М: Учпедгиз, 1953.

7. Празников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста. – Л. : Медицина, 1988. – 224 с.

Стимулирование стремления у детей дошкольного возраста и их родителей вести здоровый образ жизни Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. воспитательная работа должна.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка» Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи — залог успешного воспитания ребенка» Здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Однако физическое воспитание детей только.

Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников» «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,.

Консультация «Как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком?» Все родители задумываются, как вести здоровый образ жизни вместе с ребенком. Здоровый образ жизни это и правильное питание, и здоровый сон,.

Консультация «Здоровье и здоровый образ жизни» Поговорим сегодня о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье – это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной.

Советы родителям «Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье» «Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье» 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте.

Родительские собрания «Здоровье и безопасность детей», «Здоровый образ жизни и дети». Темы родительских собраний: 1. Родительское собрание “Здоровье и безопасность детей” 2. Тема родительского собрания: Интерес ребенка к.

Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время одной из приоритетных.

Здоровый образ жизни семьи — залог здоровья ребенка «Берегите здоровье смолоду!» – эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Как приучить ребенка к здоровому образу жизни

Приучать ребенка к здоровому образу жизни должен каждый родитель и лучше єто делать как можно раньше, с самого раннего возраста.

Под «здоровым образом жизни» понимают комплекс ежедневных мероприятий, включающих в себя рациональное, сбалансированное питание малыша, регулярное занятие спортом и физическими нагрузками, а также полноценный и здоровый сон.

Чтобы приучить ребенка к здоровому образу жизни, необходимо чтобы этих же принципов придерживались и родители. Это важно, поскольку каждый ребенок берет пример с родителей и старается им подражать. Прекрасно, если родители занимаются спортом вместе с ребенком – совместные занятия увлекают детей.

Старайтесь чаще выходить с ребенком на прогулки на свежий воздух, поиграть в активные игры или покататься на велосипеде, а в выходные — сходить в лес или к озеру. Взрослым свежий воздух тоже пойдет только на пользу. Прогулки на свежем воздухе учшают аппетит и сон.

Читайте также:  Высокая температура у грудничка: что делать и чем сбить

Следите за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня – это дисциплинирует малыша и помогает ему все успевать. Важно предусмотреть, чтобы ребенок в течение дня достаточно двигался.

Занимайтесь всей семьей закаливанием. Закаливание укрепляет иммунитет ребенка и взрослых, поднимает настроение и улучшает самочувствие.

Запишите Вашего малыша в спортивную секцию. Предложите ребенку выбрать ту спортивную секцию, которая ему больше всего по душе. Также объясните ему, как много друзей он найдет там и как там будет интересно. Главное, чтобы ребенок сам выбрал, чем он хочет заниматься. Не важно, что это будет — танцы, плаванье или занятие каким-то видом борьбы, самое важное – чтобы это нравилось малышу.

Старайтесь, чтобы на Вашем столе были только полезные продукты и здоровая пища. Исключите из рациона семьи вредные продукты, к примеру, газированные напитки, чипсы, фаст-фуд, шоколадные батончики, а также ограничьте жирное, жареное и копченое. Следите за объемом пищи, который кушает малыш, и не допускайте переедания. Не приучайте ребенка к вредной прывычке есть перед телевизором – это отрицательно сказывается на пищеварении и приводит к перееданию.

Следите за тем, чтобы ребенок не проводил много времени возле телевизора или компьютера.

Безусловно, приучение ребенка к здоровому образу жизни не является легкой задачей, но это стоит усилий, поскольку от этого зависит здоровье и самочувствие ребенка. Приучив реб енка к здоровому образу жизни, Вы сможете укрепить его здоровье и избежать многих заболеваний.

Понравилась данная статья?

Поделитесь ей с Вашими друзьями

  • Консультации педиатра
  • Консультации ЛОР

Доброго дня підскажіть чи нормальна вага 8кг в 7місячной дитини дівчинки якщо народилась з вагою 4350кг

Доброго дня! На даний момент дитині 9 місяців(вага 6200,ріст 68 см).Народилась 49 см,2900 кг.За перший місяць набрала кг на грудному вигодовуванні,за другий ненабрала ваги. Пробували підгодовувати сумішшю,налагодити лактацію . дитина кричала відмовлялась від грудей та бутилочки. цілий день була голодна і не просила їсти, відмовлялась. Підрізали вуздечку,проходили обстеження все було у нормі. та покращень не було. поставили назогастральний зонд,+ глюкоза. робили УЗД,ендоскопію( пілороспазм),дивився невропатолог,генетик,гематолог,хірург,лор,окуліст. робили обстеження на муковістидоз та генетичні дослідження на метаболічні захворювання- все добре. Виявили анемію, гіпервітаміноз Д (400).Виписали до дому у 4 місяці з зондом..До пів року були на зонді.Далі ложечка.До 8 місяців рвала фонтаном..Постійно давали бутилку,взяла у 8 місяців,максимум може випити 100 мл з переривами.На даний момент дитина їсть 5-6 раз у день по 170-250 мл їжі (супчики, пюре,каші),може випити після сну трохи суміші,їсть банан,хліб,печеня,яблуко. п’є лише водичку. Набір ваги по 100-200 грам у місяць після 4 місяців. Дитина активна,весела,ходить по колу в манежику,не повзає,на живіт не перевертається,тільки на спину,сидить,говорить. Підкажіть, будь-ласка,як нам налагодити харчування так,щоб набирала добре вагу, підкажіть в чому може бути причина.

Доброго дня! Дитині 5 місяців і на штучному вигодовуванні. Останній тиждень з’їдає тільки 60г суміші. Спить цілу ніч їсти не встає, просинається о 06:00 і всерівно їсть тільки 60г, на протязі дня аналогічно. Здавали загальний аналіз крові все в нормі!

Дитині 2р.5 міс.Результати ЗАК-гемоглобін -135,5,ШОЕ-6, лейкоцити-6,43,паличкоядерні-о,сегментоядерні-36, лімфоцити-57,моноцити-6,еозонофіли-1.На що вказує відсутність паличкоядерних?

Доброго дня, дитині 5,5 міс.На штучному вигодовуванні. Вага 8.4, ріст 70 см. На останньому прийомі у педіатра сказали вводити прикорм так як є надлишкова вага і низький гемоглобін(111).Ввели вже кабачок і цвітну капусту.Що можна вводити наступне кашу чи фрукт. пюре?І як давати далі пюре, кількість разів і мл на добу?І ще скільки води можна давати дитині на добу?

Доброго вечора.Дитина народилась з вагою 3450 кг через неділю внього 3 місяці вага 5200 на гв інколи на протязі дня носиком сопе і буває покашляє.Скажіть скільки повина набрати дитина грам за місяць.ріст при народженні 49см зараз 60 см.

Как приучить дошкольника вести здоровый образ жизни
консультация на тему

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_priuchit_doshkolnika_vesti_zdorovyy_obraz_zhizni.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Здоровье и мы! Как приучить дошкольников вести

здоровый образ жизни

Трудно поспорить с утверждением, что в основе всестороннего развития и успехов человека лежит здоровье. Есть у человека здоровье, он жизнерадостный, плодотворно работает, у него хватает сил на саморазвитие, на личную жизнь, карьерный рост. Нет здоровья у человека, он как бы топчется в своем развитии и в социальной жизни на одном и том же месте, постепенно теряя то, что у него было.

Именно для успешного будущего наших детей в дошкольном возрасте следует заложить основы здоровья, сформировать правильное представление о здоровье и здоровом образе жизни.

Опыт многих детских садов и школ показывает, что систематические комплексные мероприятия по приобщению детей к основам здорового образа жизни дают

Что дошкольник должен знать о своем здоровье?

Приступая к знакомству детей с понятием «здоровье», нужно четко представлять себе, что здоровье для дошкольников начинается с познания своего тела и воспитания у них элементарных культурно-гигиенических навыков, а затем охраны своего тела.

Самой главной задачей является не только дать детям знания о здоровье.Наиглавнейшей задачей в дошкольном возрасте было и остается ВОСПИТАТЬ у малышей потребность быть здоровым, научить умению владеть собой и своим телом.

Ребенок 3–х лет (в детском саду вторая младшая группа)

Задачи по ознакомлению с понятием «здоровье».

1.Познакомить ребенка с самим собой и детьми из группы.

Это значит, что ребенок должен знать и отвечать на вопрос, как его зовут, сколько ему лет (малыши любят показывать на пальчиках), называть свой пол – мальчик или девочка, через образец взрослого знать свои индивидуальные особенности – цвет волос и глаз, сколько и какие пальчики на руке (для этого используйте потешки) и т.д.

2. Знакомить со своим телом.

Ребенку надо объяснить, что его тело состоит из множества клеточек. Клеточки надо поить чистой водой, кормить полезной пищей и ухаживать за ними. Тело состоит из рук и ног, туловища и головы. На руках и ногах есть пальцы. Все они имеют свое название. На голове есть глаза, уши, рот, нос и волосы. Все они имеют свое назначение.

Расскажите об этом детям. Используйте кукол или любимых игрушек-зверушек. Покажите малышу, что произойдет, если заболит глазик (не видит), заболит ушко ( не слышит), заболит носик ( не дышит) и т.д.

3.Научить культуре гигиены.

С трехлетнего возраста научите ребенка чистить зубы, выполаскивать рот и горло, причесываться, следить за своим внешним видом.

С трехлетнего возраста учите ребенка пользоваться носовым платком. Им можно вытирать глаза и в него можно сморкаться. Учите ребенка смело и открыто выражать эмоциональные состояния: радость, удивление, страх. Показывайте на своем примере или на примере окружающих эти состояния, называйте их и поощряйте у ребенка проявлению. Помните! Все последующие проблемы возможны из-за «зажимов» именно в этом возрасте.

4.Научить быть осторожным.

Познакомьте малыша с опасными предметами (нож, ножницы, вилка, карандаш, кисточка). И опять на конкретных примерах и любимых игрушках покажите и расскажите, что произойдет с малышом, если он сделает неправильно: ему будет больно, плохо.

Ребенок 4-5 лет (в детском саду – средняя группа).

Задачи по ознакомлению с понятием «здоровье».

1. Познакомить с собой.

Расскажите ребенку, кто такой человек и чем он отличается от животных. Помогите ребенку увидеть сходства и различия друг друга. Научите ребенка оценивать себя.

2. Познакомить со своим телом.

Ребенок может знать и называть все части тела, знать их назначение.

Взрослые учат ребенка содержать тело в чистоте без напоминания взрослых. (придумайте свои мотивы этого). Вы, конечно, помните, что самые лучшие ваши помощники в этом – любимые игрушки ребенка. Что будет, если мишка не почистит зубы (флюс –надуется вся щека и будет болеть) или кукла не помоет ножки (амбре- плохой запах).

3. Научить культуре гигиены

Ребенок должен знать и понимать, почему он пользуется ИНДИВИДУАЛЬНЫМ полотенцем, расческой, зубной щеткой, носовым платком. Пришла пора рассказать о микробах. Полезные – есть на всем нашем теле, а опасные – на всех предметах вокруг. Полезные нас защищают, а опасные нас заражают болезнями.

Поэтому дети носят только СВОЮ одежду и обувь, пьют из своего стакана, при чихании и кашле – закрывать нос и рот носовым платком или ладошкой, едят только мытые и чистые фрукты и овощи, сидят на расстоянии 1, 5-2 метра от телевизора, говорят тихим спокойным голосом, рассматривают книги и картинки сидя, а лежа – отдыхают или спят.

Обратите внимание! Ни одного запрета, ни одной частицы НЕ. В этом возрасте, да , наверное, и всегда – запретный плод ох как сладок!

Теперь пришла пора научить ребенка понимать эмоциональные состояния других людей: удовольствие, радость, страх. Лучший пример – родители и любимые игрушки. От чего родители и любимые получают именно такие состояния, показывайте и рассказывайте. Превратите это в замечательную привычку – рассказывать, что вы чувствуете в конкретной ситуации. Знаете, как это пригодится вам и вашим детям в самом ближайшем будущем.

4.Учите быть осторожным.

Пришла пора трудиться. Учите ребенка пользоваться опасными предметами: иголками, спицами, граблями, лопатой и расскажите ребенку про правила их хранения (почему иголка дружит с ниткой, почему на грубли наступают дважды…)

Расскажите, почему нельзя забираться на высокие предметы и покажите реальные картинки травмированных детей. Очень красочно опишите те чувства, которые испытал «переломанный» ребенок. Как бы вы не любили животных, научите ребенка НЕ трогать чужих собак и кошек.

Электричество – это наука. Популярно расскажите про розетку, ее пользу и опасность.

Чье лекарство можно пробовать? Можно пробовать только свою микстуру. Это такое табу, которое даже в подростковом возрасте поможет сто раз подумать, прежде чем попробовать.

Летом покажите опасные ягоды, растения, которые нельзя есть.

Ребенок 5-6 лет (в детском саду старшая группа)

Задачи по ознакомлению с понятием «здоровье».

1. Познакомить ребенка с собой.

Пришла пора купить большой красивый альбом или тетрадь и вместе с ребенком оформить-составить паспорт здоровья. В нем могут быть такие странички –фамилия, имя, отчество, возраст, дата рождения, вес, рост, пол, цвет глаз и волос, интересы, любимая и нелюбимая еда, лучшие друзья, любимые игрушки-игры, любимые животные, ярко выраженные поступки (помог бабушке подмести пол, помог папе – держал отвертки, помогла маме- чистила морковку)

2. Учите охранять свое тело и здоровье.

К пяти годам ребенок знает и понимает, что существуют разные болезни и симптомы их проявлений.

Расскажите ребенку о простуде и способах ее проявлений (насморк, кашель, герпес, головная боль, першение в горле..), а также о том, как с ней справится, как предупредить простуду.

Существуют разные способы и ребенок должен знать о них. Первое – одежда. Одеваться надо по погоде, чтобы было не жарко-не холодно.

Простуда любит переохлаждение, мокрые ноги, перегрев.

Простуда боится полезную пищу – лук, чеснок, мед, малиновое варенье, картофель на пару, баню. Простуда боится закаливания.

Закаливание начинается с рождения ( открытая форточка, хождение босиком, закатывание рукавчиков, мытье рук теплой- прохладной водой, летом – хождение босиком, полоскание горлышка…). Вы сами знаете! А учите этому своего ребенка?

Настала пора, рассказать и показать способы оказания первой доврачебной помощи. Ушиб любит холод, поэтому его надо быстро «заморозить» подручными средствами. Царапина любит чистоту, поэтому промыть чистой водой, потом смазать зеленкой или йодом, можно приложить чистый подорожник или чистый носовой платок.

3. Учите культуре гигиены.

Повторение – мать учения. Поэтому, закрепляйте те навыки, которые ребенок приобрел ранее.

Предупрежден – значит вооружен. Вооружите ребенка знаниями о том, как себя вести, если в доме или детском саду есть больные гриппом или ангиной. (Что за болезни, как проявляются, для чего нужны средства индивидуальной защиты.)

4. Учите понимать состояния.

Продолжайте ребенка учить понимать свое состояние. Побеседуйте с ребенком о том, что у него есть пять чувств (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание). Все они важны, проявляются по-разному и имеют разное назначение.

Дети этого возраста готовы к закладке первых кирпичиков в фундаменте нравственного здоровья. Учите детей сочувствовать, определять состояние человека по лицу, по жестам, речи.

5. Учите ребенка быть осторожным.

Вот и пришла пора рассказать ребенку, что такое экстренный случай и как позвать на помощь. Для этого научите ребенка пользоваться телефоном- обращаясь за помощь надо назвать свои фамилию, имя, адрес, номер телефона, рассказать, что именно случилось, где ребенок находится.

Ребенок должен знать, что «болтун – находка для шпиона», поэтому незнакомым людям лишнего рассказывать не надо.

Ребенок 6-7 лет (в детском саду подготовительная к школе группа)

Задачи ознакомления с понятием «здоровье».

1.Учите ребенка знакомиться с собой.

Беседуйте с ребенком о том, что со временем все живые существа меняются внешне, меняются его поступки. За добрые поступки человека уважают, им гордятся.

2. Учите ребенка охранять свое тело и здоровье.

Пришла пора познакомить ребенка с витаминами: что это и для чего они нужны, например,

А – есть в морковке и масле.( полезен для глаз.)

С – есть в смородине, яблоках, луке,.(полезен для всего организма)

В – есть в черном хлебе, бобовых и зерновых ( защищают нервные клетки, снимают усталость, предохраняют от нервных расстройств. )

Расскажите ребенку о полезной пище и вкусных продуктах. (может быть, вы станете дегустаторами на некоторое время?)

Научите использовать первые приемы доврачебной помощи:

Укус комара, пчелы – 1 столовая ложка соли на стакан воды и прикладывать к больному месту, растереть свежесрезанной долькой чеснока =супер!

Ушиб – сегодня холод, завтра – тепло.

Замерзшая кожа – нежная и ранимая, не растирать.

4. Учите понимать ребенка его состояния.

А для этого поощряйте рассказывать вам и вы рассказывайте о том, что чувствуете в те или иные моменты. Ребенок может рассказать воспитателю о состоянии своего здоровья.

Учите понимать состояние человека через его изображения (фото, рисунок, пантомима)

5. Учите ребенка быть осторожным.

Ребенок должен знать, что надо делать при пожаре,

Как вести себя на улице,

Как вести себя во дворе,

Как вести себя в лесу.

Методы и приемы взаимодействия с детьми

Немаловажным фактором в приучении к здоровому образу жизни играют методы и приемы взаимодействия с детьми.

Какие приемы наиболее эффективны в данной работе.

Педагогии и психологи рекомендуют использовать приемы, которые действуют на органы чувств: наглядные, практические, словесные. Словесные методы – беседы, чтение, рассказ, пояснение, поощрение, восхищение – присутствуют в любом другом методе. Слово – помогает детям соотнести и понять, что и как надо сделать.

Большое значение в формировании понятия «здоровье» и здорового образа жизни имеют предметы домашнего обихода, продукты питания. Прекрасно, что ребенок хорошо их знает.

Немаловажно для успеха в этом деле, не столько заранее спланированные и организованные беседы и рассказы о чем-то, сколько от умело использованных, спонтанно возникающих педагогических ситуациях, в которых дети могут наблюдать, сравнивать, использовать в качестве примера.

Обратите внимание, что все действия взрослые словесно комментируют, обращая внимание на те эмоциональные состояния, которые они вызывают.

– «Какие чистые ручки! Для организма это полезно, а мне и другим людям на тебя приятно смотреть».

Это будет побуждать ребенка сравнивать себя, свое поведение, свои умения, свои состояния с образцом.

У детей в качестве образца может выступать взрослый. Важно то, чем меньше ребенок, тем больше положительных оценок он должен слышать и оценка должна как бы предопределяющей и, конечно, доброжелательной.

-«Сейчас ты умоешься и станешь красивым и здоровым. Мне будет так приятно видеть тебя и твое радостное лицо».

При объяснении новых понятий важно рассказывать и показывать ребенку приемы ухаживания за своим телом (причесаться, почистить зубы, помыть руки)и организовывать ситуацию, в которой ребенок сможет поупражняться, потрогать, попробовать. Такие упражнения должны быть систематическими, чтобы выработать у ребенка автоматизированный навык, т.е. привычку. Психологи утверждают, что некоторым детям достаточно 5 повторов, а другим 15-17 .

Особое место в дошкольном возрасте занимают игры, потому что это та среда, в которой дети развиваются как бы в комфортных условиях и именно игры способствуют развитию положительных эмоций детей.

Эмоциональное воздействие взрослых: образное изложение, яркие примеры, музыкальное сопровождение, чтение стихов, потешек, использование к месту пословиц, поговорок, загадок – всё это помогает ребенку легко и радостно усвоить новые знания и сформировать желательные умения и навыки.

Можно применять один из любимых видов деятельности детей – рисование. Когда ребенок уже знаком с понятием, можно его закрепить с помощью рисования. Можно предложить ребенку следующие темы для рисования:

-Нарисуй веселого (грустного) человечка.

-Нарисуй добро(здоровье), как ты его себе представляешь.

-Нарисуй полезную пищу.

-Нарисуй предметы, которые опасны для здоровья.

Большое влияние на воспитание культурно-гигиенических навыков оказывает не только специально организованные занятия, педагогические ситуации, но и окружающая внешняя среда. Самое убедительное объяснение теряет свою воспитательную ценность, если взрослый делает отступления от правил.

Для трехлетних детей важными в воспитательном плане остаются игры-забавы, игры-развлечения, связанные с собственным телом (с пальчиками, с лицом, с конечностями). Дети этого возраста легче воспринимают рассказ взрослого, чем чтение. По времени такие игры занимают не больше 10-15 минут.

Для детей четырехлетнего возраста также важны игровые методы и приемы, по длительности до 15-20 минут.

Для старших дошкольников интересны беседы, рассказы, рассматривание картинок и иллюстраций, рисование, сравнения, дидактические игры. По времени до 30 минут.

Приучение ребенка к здоровому образу жизни

Рекомендации по приучению ребенка к здоровому образу жизни, адекватному питанию и подвижности. Основные правила питания ребенка школьного возраста. Методы активизации защитных сил организма, способы закаливания и укрепления опорно-двигательного аппарата.

РубрикаБезопасность жизнедеятельности и охрана труда
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления13.10.2010
Размер файла15,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Приучение ребенка к здоровому образу жизни

Как подготовить ребенка к школе

Многие родители задают себе вопрос, почему после летнего отпуска, не успев переступить порог школы, ребенок начинает болеть. А виной тому сниженный иммунитет, ослабленный адаптационный механизм. Иммунная система защищает организм от инфекций (простейших, бактерий, вирусов). На умение организма противостоять инфекциям, а в случае заболевания переносить их легко и без осложнений влияет общее состояние организма, его жизненный тонус. Задача родителей заключается в том, чтобы укрепить защитные силы ребенка, подготовить его к учебному году.

Как приучить ребенка к здоровому образу жизни, адекватному питанию, нужной двигательной активности? Что следует предпринимать?

1. Укреплять иммунитет.

2. Организовать правильное питание.

3. Проводить закаливание.

4. Укреплять костно-мышечную систему.

К средствам укрепления иммунной системы относятся в первую очередь сбалансированное питание, витаминотерапия, закаливающие процедуры, физические упражнения.

В рацион ребенка должны входить белки, жиры, углеводы, макро- и микроэлементы и, конечно, витамины.

Белки – это строительные кирпичики, из которых строится тело; при недостатке белка ткани организма изнашиваются, как старая одежда, ребенок перестает расти, начинает болеть. Белок должен поступать в организм каждый день. Именно поэтому нежелательно для детей вегетарианство. Организму требуются аминокислоты, из которых состоят белки.

Углеводы – поставщики энергии, они помогают мозгу думать, лучше запоминать учебный материал. Также они помогают мышцам, улучшают мышечную работу. Но злоупотреблять углеводами нельзя: излишки их превращаются в жир, а у нас, к сожалению, много перекормленных детей с излишним весом.

Жиры защищают организм от повреждений, от температурных колебаний. Жир не дает нам переохлаждаться или перегреваться. Жир – это «топливо», как бензин для автомобиля. Маленькие частички жира включены в состав всех тканей, без них наши органы распались бы, как конструкция без недостающих деталей. Отсюда вывод: всего должно быть в меру!

Необходимо, чтобы с первых дней жизни ребенок получал витамины. Современным людям не хватает витаминов и микроэлементов круглый год. За последние полвека пища стала гораздо беднее витаминами, виновники – селекция, долгое хранение продуктов, способы переработки. Японский комитет питания опубликовал данные, что в томатах, выращенных с использованием высоких технологий, содержание каротина и аскорбиновой кислоты в 10 раз ниже, чем в дикорастущих сортах. Витамины также необходимы против стресса. Например, витамин B1 нейтрализует эмоциональную неустойчивость, неуравновешенность. Витамин B5 препятствует выбросу в кровь адреналина в результате стресса. В6 смягчает внешние проявления напряжения. Витамин С снимает нервозность и напряжение.

Незаменимые жирные кислоты – источник энергии для любого организма. От неправильного питания расстраивается функция кишечника, происходит нарушение выработки ферментов. Что любят дети? Что предпочитают? Жвачки, газированные напитки, сладкие булочки, быструю еду. Отсюда увеличение заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Навыки здорового образа жизни формируются благодаря физическим упражнениям, закаливанию, правильному дыханию, бегу, ходьбе, подвижным играм.

Для укрепления защитных сил организма необходимо закаливание. Большинство родителей имеют смутное представление о закаливании и практически ничего не делают для подготовки организма к противодействию неблагоприятным метеорологическим факторам. Более того, из-за боязни простуды предпочитают пассивную защиту – укутывают ребенка, не открывают окна и не проветривают помещения. Это не дает возможности для тренировки и совершенствования системы терморегуляции и ведет к возникновению частых простудных заболеваний.

Первое условие закаливания – выбор правильной, неперегревающей одежды. Одежда на улице и дома должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений. Некоторые родители бросаются в другую крайность – надевают на детей только трусики – такой режим тоже не способствует закаливанию.

Хорошее закаливающее воздействие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошвенной поверхности стопы имеется значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи.

Начинать закаливание нужно с малых и непродолжительных воздействий.

Существуют специальные правила закаливания:

1) необходим психологический настрой;

2) важна систематичность занятий;

3) нужно учитывать сезон – не стоит начинать закаливание весной и осенью, так как возможны простудные заболевания и обострение хронических;

4) закаливание должно быть комплексным – активным и пассивным, общим и местным;

5) оно должно быть постепенным;

6) следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и климатические факторы;

7) закаливание должно приносить радость.

Ведущим лучше сделать принцип использования контрастных воздействий, ибо он обеспечивает оптимальную тренировку терморегуляционных механизмов. Если ребенок не готов к холодным процедурам, есть альтернатива – горячие обтирания. В этом случае горячая вода тут же испаряется, а испаряясь, уносит тепло. Чем выше температура воздуха и воды, чем суше помещение, тем интенсивнее испарение. Сначала рекомендуется горячей губкой обтереть руки и ноги, затем переходить к обтиранию всего тела. В таком случае холод для человека приятен, в отличие от непосредственного обливания холодной водой.

Методы закаливания делятся на традиционные и нетрадиционные. Наиболее удобными и физиологически обоснованными являются традиционные методы закаливания воздухом. Это объясняется тем, что потребность растущего организма в кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное оздоровительное значение. Солнечные ванны – также хорошая закаливающая процедура. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, улучшают кровоток. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина D и повышают обменные процессы. Они оказывают бактерицидное действие, повышают сопротивляемость к простудам.

К нетрадиционным методам относятся зимнее плавание – «моржевание», хождение босиком по снегу, обливание и купание в ледяной воде. Правда, из-за недостаточно сформированной у детей системы терморегуляции и адаптации, незавершенности развития иммунной системы это достаточно опасно.

Укрепление опорно-двигательного аппарата

Проблема состояния опорно-двигательного аппарата школьников не является новой: еще в XIX веке существовал термин «школьные болезни», к которым относили и заболевания костно-мышечной системы. Ее нарушения негативно сказываются на состоянии других органов и систем, на репродуктивном здоровье, ведут к инвалидности, доставляют физические и психологические страдания. В связи с этим профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА) приобретает важное значение.

С момента прихода в школу детям приходится сохранять неподвижность на уроках в течение длительного времени. Это вызывает у школьников утомление и ослабление мышц, обеспечивающих правильную осанку, а значит, негативно сказывается на формировании всего ОДА. Костная система в детском возрасте существенно отличается от костной системы взрослых большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Поэтому кости у ребенка менее крепки и тверды, более гибки и эластичны. Благодаря повышенной эластичности кости детского скелета часто подвергаются деформациям, которые в этом возрасте легко предупредить и исправить.

Если же не принимать мер, деформации усиливаются, закрепляются и остаются на всю жизнь.

Для профилактики костно-мышечной патологии таким детям назначают витаминные комплексы, в состав которых должны входить витамин D, обязательно кальций и фосфор. Пища должна включать продукты, богатые этими минералами: творог, яйца, молоко, рыбу. Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой, обеспечивать хорошим освещением рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться. Ребенок должен много двигаться, бывать на свежем воздухе. Всем детям с начальными признаками сколиоза необходимо заниматься лечебной физкультурой. Им показаны плавание и лечебный массаж.

Только комплекс мероприятий, направленный на укрепление иммунитета, способен принести реальные результаты по оздоровлению детей и подготовки ребенка к школе.

Подобные документы

Понятие здорового образа жизни. Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни человека. Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья.

реферат [38,0 K], добавлен 14.11.2014

Понятие “физическое здоровье”, проблемы и средства его укрепления в детском образовательном учреждении. Теоретические основы закаливания. Диагностика физического здоровья детей дошкольного возраста и выявление возможностей его закаливания и укрепления.

курсовая работа [191,0 K], добавлен 04.08.2013

Расширение представления детей о вреде потребления алкоголя. Формирование негативного отношения к алкогольным напиткам и умения критически оценивать алкогольную рекламу. Побуждение детей к здоровому образу жизни. Поиск путей для самореализации.

презентация [1,2 M], добавлен 07.11.2013

Повышение уровня информированности учащихся о проблемах наркомании. Формирование адекватного отношения к проблеме наркомании. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни. Влияние наркотиков на человеческий организм.

презентация [645,0 K], добавлен 19.11.2013

Познавательный мир ребенка в возрасте до 7 лет. Среда жизнедеятельности, как источник воспитания. Профилактика безопасности. Обеспечение безопасности ребенка дома. Предупреждение детского травматизма при ДТП. Безопасность ребенка на игровой площадке.

курсовая работа [32,7 K], добавлен 20.04.2008

Що таке здоровий образ життя. Умови здорового образу життя. Роль збалансованого харчування, загартовування, інші складові ЗОЖ. Основні фактори формування здоров’я. Вплив соціального, психологічного і фізичного факторів на формування здоров’я нації.

презентация [2,3 M], добавлен 12.12.2011

Понятие здоровья и здорового образа жизни, характеристика его составляющих: требования к правильному питанию, признаки психического здоровья, виды закаливания, режим труда и отдыха, необходимость физической активности и отказа от вредных привычек.

презентация [1,7 M], добавлен 22.06.2015

Характеристика здорового образа жизни как системы разумного поведения человека фундаменте нравственно-религиозных и национальных традициях. История здорового образа жизни в России и основные правила его реализации. Основные правила здорового питания.

презентация [1,0 M], добавлен 25.10.2011

Причины негативного воздействия курения на организм беременной женщины и плод. Сущность вреда от пассивного курения, химический состав табачного дыма. Способы предотвращения токсикоза, средства и методы укрепления здоровья будущего ребенка и его матери.

презентация [1,4 M], добавлен 20.10.2013

Значение физической культуры для человека. Закаливание как своеобразная тренировка терморегуляторных процессов организма. Значение воздушных ванн для укрепления здоровья. Этапы закаливания водой. Польза инсоляции и правила принятия солнечных ванн.

презентация [267,4 K], добавлен 28.11.2013

Как приучать детей к здоровому образу жизни

Пожалуй, никто из родителей не будет возражать против утверждения, что развитие ребенка, его личных качеств во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей к своему здоровью в значительной степени зависит от ближайшего окружения.

Причиной формирования определенного отношения к здоровью у ребенка являются сами взрослые как носители определенных физических и психических качеств. Человек, который сам не выглядит здоровым или пренебрежительно относится к своему здоровью, не может сформировать правильное отношение к здоровью у ребенка.

Строгий режим – распорядок дня – являются важнейшей предпосылкой для высокой трудоспособности, крепкого здоровья и хорошего самочувствия. По этому поводу М. Пришвин писал: «…не само здоровье дает долголетие, а правильное расходование его».

В результате многочисленных исследований, ученые установили, что десятки процессов, протекающих в организме человека, подчинены суточному ритму. В дневное время наиболее активны отделы вегетативной нервной системы ( части нервной системы, которые регулируют деятельность внутренних органов и систем кровообращения,пищеварения, дыхания и т.д.)

Например, особенности деятельности органов пищеварения таковы, что их максимальная активность приходится на период от 12 и 14 ч дня, следовательно, в этот период съеденная пища лучше усваивается организмом.

Исходя из выше изложенного, предлагается следующий распорядок дня для учащихся.

Пробуждение в 7-00 – 7-10. Резкий переход от сна к бодрствованию для неокрепшей НС ребенка может быть очень труден, поэтому некоторым необходимо «поваляться» в постели. Сразу после подъема желательно посещение туалета. Далее ребенок заправляет свою постель. Если он делает это достаточно энергично, то ему вполне хватает 2-3х минут. Затем следует выполнить утреннюю гимнастику, примерно в течение 10 мин. Умывание, чистка зубов, переодевание – на все это должно уходить около 20 мин. Далее, в течение 20-30 минут ребенок завтракает. Этого времени достаточно и на то, чтобы убрать со стола и помыть за собой посуду. Дорога в школу у него отнимает 10-30 мин (в зависимости от места жительства). Занятия в школе продолжаются с 8-30 до 14-00. После уроков ребенок идет домой. 15-00 – 15-30 – обед. После обеда каждому необходимо пребывание на свежем воздухе, а не приготовление уроков, как считают многие взрослые. В этот период времени можно посещать различные кружки и спортивные секции. С 17-00 до 19-00 необходимо выполнять домашнее задание. Затем ужин, с 19-00 до 19-30. До 22-00 у ребенка есть свободное время с дальнейшей подготовкой ко сну. Сон с 22-00 до 7-00.

Ребенок, выполняющий режим дня или старающийся его выполнять, нуждается на первых порах, когда идет формирование привычки, в похвале со стороны родителей. В дальнейшем соблюдение режима дня должно восприниматься родителями и ребенком, как норма поведения.

Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами сколько делом. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку.

Итак, предлагаем рекомендации для родителей:

1) внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью,

2) помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью у ребенка,

3) формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (чистить зубы, мыть руки с мылом, делать утреннюю зарядку и т. д.).

4) помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание,

5) наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность,

6) помните, что вы лучший пример не только для своих детей, но и для других.

Хотелось бы затронуть проблему сегодняшнего времени – вредные, отрицательные привычки взрослых – табакокурение и употребление и даже злоупотребление алкогольных напитков, в частности – пива. Уважаемые родители, начинать надо с себя. Ведь культура пития, как и стиль поведения прививаются в семье. Ребенку интересно знать, что именно взрослые пьют из красивых бутылок, почему это им нравиться, почему родители и гости, выпив пару рюмок, становятся веселыми, смеются и поют. Он не понимает причину запрета. И может начать тайком подражать старшим. Важно выработать у ребенка правильные жизненные установки. У него не должно сложиться ложное убеждение, что алкоголь помогает решать проблемы, что это безобидный способ улучшить настроение и непременный атрибут любого праздника.

Чтобы ребенок понимал, чем опасен алкоголь, ему надо об этом рассказать. Детям надо знать, что спиртное в их возрасте может вызвать рвоту, расстройство желудка, головную боль, снизить внимание, ухудшить память.

Если вы хотите, чтобы ваши дети не попали в неприятную историю, старайтесь больше общаться с ними: внимательно выслушивайте, обсуждайте их проблемы, расспрашивайте о друзьях. Когда ребенок приходит домой, интересуйтесь, где он был, что видел, с кем провел время, что ему понравилось. С помощью ненавязчивого контроля за поведением ребенка можно заметить малейшие изменения в его поведении, а доверительные отношения помогут вовремя узнать, что с ним происходит, и принять необходимые меры.

Чтобы у ребенка не оставалось времени на безделье, постарайтесь увлечь его спортом, танцами, музыкой, туризмом и т. п. Выезжайте всей семьей на природу. Заведите домашнее животное. Пусть ребенок, заботясь о нем, поймет, что такое ответственность.

Если у вас появились подозрения, что с ребенком не все ладно, понаблюдайте за тем, в каком состоянии он приходит домой. Плохое настроение, тоска, тревога или раздражительность, чувства вины и собственной неполноценности, потеря интереса к учебе говорят о том, что нужно срочно обратиться за советом к психологу или психиатру-наркологу. Только ни в коем случае не угрожайте ребенку, не унижайте его. К встрече со специалистами ребенку необходимо подготовить, убедив его в том, что вы желаете ему только добра, любите его, готовы ему помочь, а вместе будет легче преодолеть полосу неудач.

Как приучить ребенка к правильному питанию: 5 советов

Учимся рекламировать полезную еду и избегать вредной

Мария Попова нутрициолог, автор блога о здоровом образе жизни

Увы, с меню в детском саду и школе, которое не всегда отвечает требованиям ВОЗ к правильному питанию, бороться чаще всего невозможно. Но в семье-то что мешает прививать детям полезные пищевые привычки? Это тоже нелегко — родителям приходится менять стереотипы, в которых растили их самих, учиться критически относиться к упакованной еде и правильно общаться с ребенком: не запрещать вредное, а рекламировать полезное. Попробуем?

Почему так трудно сопротивляться вредной еде

Нездоровая еда очень быстро и незаметно проникает в нашу жизнь. Иногда даже под видом здоровой, поэтому противостоять этому действительно непросто.

Во-первых, упакованная еда — удобная штука. И с этим сложно поспорить: схватил что-то и ешь на ходу. Или купил полуфабрикатик, принес, разогрел и съел. Чистенько и без фарша по стенам.

Во-вторых, промышленная еда формирует зависимость, что вовсе не случайно. Идет битва титанов за наши желудки и кошельки — повсюду рекламируют здоровые продукты, которые никакого отношения к здоровью не имеют. На это работают целые отделы в больших корпорациях.

Наконец, последствия питания нездоровой едой видны далеко не сразу. Диабет же не зарабатывается за неделю, согласитесь. И вроде бы умом понимаешь, что это вредно, но так как последствия в моменте не видны, то почему бы и не скушать. Вкусно же.

И если уж взрослым тяжело удержаться от соблазна и начать фильтровать, что такое хорошо и что такое плохо, то от детей этого ожидать наивно. Рассказывать им страшные истории развития болезней от вредных продуктов — так себе стратегия.

Ну, не бывает такого, чтобы съел кусок колбасы — и тут же уехал на ампутацию ноги или отстегнулась селезенка, например. Потому нудить о “вредно/полезно” зачастую малоэффективно. Что же делать?

Как рекламировать ребенку правильное питание

— Мам, что на ужин? — спросил меня старший сын, — мы на карате сегодня долго в спаррингах стояли, я так устал и очень хочу есть!

— Кто победил? — интересуюсь я.

— Егор, — обиженно отвечает он, — он в трех раундах выиграл, а я только в одном.

— Понятно, — отвечаю я, — ну, бывает, что тут скажешь. Ладно, садись кушать. Я приготовила плов с нутом.

— Опять нут? — капризно произнес сын, — я не люблю нут и не хочу его!

— Я знаю, поэтому положу тебе его совсем немного, — сохраняю спокойствие я, — раньше мне тоже он казался каким-то странным на вкус, а сейчас очень нравится. Мне кажется, со временем и ты его полюбишь.

— Не думаю, — буркнул сын.

— Ну, как знаешь, — говорю я, — просто от бобовых хорошо растут мышцы, а значит и увеличивается сила удара. Вроде это круто помогает на спаррингах в каратэ. Но я не уверена, тебе виднее.

— Ладно, уговорила, — миролюбиво соглашается он, — давай нут, мышцы мне нужны.

Ставлю себе галочку за находчивость и с облегчением накладываю плов.

В прошлом году к нам часто приходила в гости соседская девочка. Пухленькая и с волосами ниже пояса. Мечтает похудеть и иметь волосы как у Рапунцель. Но любит сладкое. В полдник кладу перед ней орехи, а у нее с собой печенье.

— Слушай, от печенья ты точно не похудеешь, а орехи помогут твоим волосам стать еще роскошнее.

— Да, я много читала о пользе орехов, — с серьезным видом говорю я, — горсточка в день — это хорошая альтернатива твоему сладкому печенью.

— Тогда я попробую, — заинтересованно ответила она. Еще один плюсик мне в карму.

Это не идеальная стратегия. Но она дает возможность поискать мотивацию для ребенка. Не всегда срабатывает, но попробовать вполне можно.

Какие семейные привычки питания стоит поменять

Раз от ответственности за формирование здорового пищевого поведения у тех, кого мы родили, никуда не деться, неплохо бы понимать слабые места в нашем собственном воспитании. Давайте вспомним кое-какие установки из детства.

“Ты не выйдешь из-за стола, пока все не доешь!”

“Не получишь сладкое, пока тарелка не будет пустой”.

А еще бывает так:

“В его возрасте положено съедать 200 мл каши. Поэтому я и запихиваю ее, хоть малыш и плюется”.

“Выбрасывать продукты нельзя, надо доедать все!”

Подобный формат взаимоотношений с едой уходит корнями в прошлое, когда поколения наших прабабушек, бабушек и мам жили в условиях дефицита продуктов или откровенного голода.

Времена изменились, но шаблоны поведения все еще передаются. Нам стоит это осознавать и менять. Потому как более актуально сейчас беспокоиться, не переедает ли ребенок, чем уговаривать “ложечку за папу, ложечку за маму”.

Если кажется, что он не наедается или мало ест — это личная проблема родителей или родственников. Не детей (конечно, при условии нормального развития). Ведь они наверняка умеют слышать свой организм и определять степень сытости. Но испортить их своими “надо доедать”, пока не выключились природные механизмы регуляции, как у многих взрослых, — увы, более чем реально.

Еще один стопроцентно рабочий способ для этого: отсутствие режима питания. Это когда детям разрешается постоянно таскать куски между основными приемами пищи. Там погрыз печеньку, здесь конфетку с компотом и “по странному стечению обстоятельств” — плохой аппетит в обед или в ужин. Отсюда появляются истории про малоежек, которые так плохо едят, что их “вынуждены кормить” одними макаронами и хлебом, ведь другую еду “они не едят”.

Здесь позволю себе совет из личного опыта: несколько часов голода вместе с подвижными играми на улице самым магическим образом действуют на самых отпетых “нехочух”.

5 способов приучить детей к полезной еде

Когда стараешься обеспечить для своих детей максимально здоровое питание и образ жизни, порой действительно складывается ощущение, будто весь мир против тебя.

Меню в садике, чаепития или дни рождения в школе, полки магазинов со всевозможным привлекательным продуктовым мусором — на войне как на войне. И пускай кажется, что силы не равны, сдаваться и опускать руки точно не стоит.

  • Пробуйте рассказывать детям выгодные для них полезные свойства продуктов. И пускай от фасоли не гарантированно растут мышцы, а орехи не стопроцентный суперфуд для волос. Если это помогает накормить ими ребенка, почему нет?
  • Не стоит устраивать дома пищевое гетто и впадать в панику при каждом приходе гостей с тортом и угощениями. Разумные ограничения сладкого или замена его на более здоровые альтернативы (например, вместо молочного шоколада давать горький) — это рабочая стратегия. Без чудесных чудес.
  • Не водите голодных детей в магазины. Сытому ребенку проще объяснить, что конфеты вы покупать не будете.
  • Договаривайтесь с воспитателями, чтобы те, по возможности, давали ребенку фрукты вместо плюшек. Например, на полдник. Чаще всего именно в этот прием пищи в садиках дают выпечку.
  • Просите своих школьников быть внимательнее к их пищевому выбору. Вдруг однажды сработает?

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Читайте также:  Акне новорожденных (прыщики). Как не спутать с аллергией
Ссылка на основную публикацию