6 детских болезней, о которых мамочки стесняются говорить

6 детских болезней, о которых родители стесняются рассказывать

Большинство родителей считают, что их дети в принципе не могут заразиться ни контагиозным моллюском, ни стригущим лишаем, ни чесоткой, ведь в доме царит идеальная чистота. И они очень смущаются, когда такое случается. И, к сожалению, именно по этой причине они затягивают лечение, а в результате заражаются не только все члены семьи, но и те, кто тесно контактирует с больными – в саду, школе, на детских площадках, в лагерях и на даче.

«Летидор» назовет основные симптомы, на которые нужно обратить внимание как можно раньше. Все шесть заболеваний не заразны уже вскоре после начала лечения, поэтому чем быстрее вы обнаружите симптомы у своего ребенка, тем больше шансов остановить распространение в детских коллективах.

Контагиозный моллюск

Часто безболезненная, но всегда неприятная на вид инфекция кожи распространена у детей до 10 лет и вызвана поксвирусом. Обнаружить ее можно не только на коже, но и на одежде, полотенцах, смесителях для душа и матах в спортивных залах. Сыпь обычно появляется через 2-7 недель после заражения ребенка.

После полного выздоровления ребенок получает иммунитет к этому заболеванию, однако в редких случаях возможно повторное заражение.

Первые симптомы

На коже появляются уплотненные розовые или телесного цвета папулы (узелки) округлой формы с углублением в центре. Иногда в месте высыпаний ребенок может испытывать зуд, но многие дети не чувствуют его вообще. Сыпь может возникнуть в любом месте на теле (реже всего на ладонях и подошвах ног).

Что предпринять

Если вы ничего не будете делать, то в конечном итоге организм сам будет бороться с этим заболеванием. Но на это может уйти год или даже больше, и все это время ребенок будет заразен. Если же вы решите, что инфекцию нужно лечить, то рекомендации, которые даст врач, будут зависеть от возраста ребенка, тяжести состояния и места сыпи.

В некоторых случаях врачи не назначают никакого лечения и рекомендуют внимательно наблюдать за развитием заболевания, особенно если сыпь локализована в чувствительной области (лицо или пах).

В других случаях дерматолог может прописать местную терапию несколько раз в течение 1-2 месяцев. Часто происходит так: если обрабатывают около 20 папул, то 15 исчезают. Примерно через две недели обрабатывают еще восемь папул, из них исчезнут шесть и еще одна появится. Это лечение обычно проводится в течение трех сеансов.

В некоторых случаях врач может использовать кюретку, хирургическую ложку для выскабливания содержимого папул. Перед процедурой наносят анестетик.

Герпес

Вирус простого герпеса I типа проявляется в виде высыпаний (пузырьков, заполненных жидкостью) вокруг рта ребенка.

Как только вы заразились герпесом, вирус остается в организме навсегда, и самые разнообразные события могут активировать его. Он проявляется не только во время обострения заболеваний верхних дыхательных путей, любой стресс может стать причиной образования пузырьков.

Солнце, ветер, царапина на лице ребенка, поход к стоматологу или недосып также способны активировать вирус герпеса.

Первые симптомы

В самом начале состояние переносится особенно тяжело. Ребенка могут беспокоить сильные боли в области вокруг рта. У детей также могут быть опухшие десны, воспаленные лимфатические узлы и лихорадка. После этого вирус переходит в спящий режим до следующей вспышки, которая может проявиться через несколько недель, месяцев, лет или вообще никогда.

Детей, особенно подростков, обычно беспокоят не столько неприятные ощущения, сколько некрасивый внешний вид, но для новорожденных инфекция может представлять угрозу для жизни.

Если у ребенка герпес проявляется часто, необходимо обратиться к педиатру для коррекции иммунных нарушений.

Что предпринять

У большинства людей герпес проходит самостоятельно в течение 7-14 дней. В этот период можно использовать ибупрофен для снятия боли.

В крайних случаях, когда пузырьки образуются очень быстро и обильно, врач может назначить пероральные противовирусные препараты, чтобы уменьшить тяжесть инфекции и ее проявления. Также можно использовать мази и кремы, которые облегчают боль и ускоряют заживление язвочек у детей старше двух лет.

Бородавки

Лягушки здесь ни при чем! Это безболезненные доброкачественные образования, которые вызываются более чем ста различными подтипами вируса папилломы человека (ВПЧ). Бородавки на пальцах и на ногах, плоские бородавки на лице, генитальные – все они из одного семейства. И этого вируса почти невозможно избежать.

Первые симптомы

Они будут немного отличаться в зависимости от типа бородавки. Обыкновенные бородавки – обычно маленькие, шероховатые, телесного цвета образования, которые чаще появляются на пальцах, руках, коленях или локтях.

Более мелкие и гладкие плоские бородавки чаще всего возникают на лице ребенка и быстро распространяются, их может быть до 50 одновременно.

Подошвенные бородавки на ступнях образуются поодиночке или в скоплениях. Они часто имеют жесткий внешний слой и могут вызывать боль при ходьбе.

Что предпринять

Лечение при помощи криотерапии, например, всегда болезненно для ребенка, и этого нельзя не учитывать при выборе метода лечения.

В то же время регулярное отшелушивание подошвенной бородавки с пемзой может облегчить дискомфорт (сначала нужно распарить пятку, затем осторожно стереть мертвую кожу). Если ребенок слишком нетерпелив, можно попробовать наносить средство для удаления бородавок каждые 24-48 часов. Оно будет снимать образование слой за слоем в течение нескольких недель.

Справиться с бородавками нелегко, но очень важна профилактика – в общественных местах (раздевалки, бассейны) не стоит ходить босиком.

Стригущий лишай

Это заболевание вызывается патогенными грибками и может появляться где угодно на теле (хотя обычно не везде сразу). Дети младшего возраста часто «цепляют» его после контакта с зараженными животными, в основном котятами и щенками, но также морскими свинками, хомяками или сельскохозяйственными животными. Затем дети передают его друг к другу через одежду, расчески или другие прямые контакты.

Первые симптомы

Родителям нужно обратить внимание на округлые красные или розовые пятна размером 2-5 см, с чешуйчатыми, приподнятыми краями на ободке. Кольцо постепенно увеличивается, и в центре обычно выглядит уже как здоровая кожа. На голове стригущий лишай проявляется в виде красных чешуйчатых залысин, иногда с маленькими черными точками, где волосы обломались. У зараженных стригущим лишаем животных не всегда есть видимые симптомы, а если есть, то они также выглядят как округлые пятна.

Что предпринять

Если поражена волосистая часть головы, особенно в нескольких местах, нужно обратиться к врачу, вероятнее всего, он пропишет средства для перорального применения.

Если кто-то из членов семьи уже заразился, обязательно постирайте одежду и постельные принадлежности при высокой температуре.

Острицы

Это одно из самых распространенных заболеваний у детей дошкольного и школьного возраста.

Чаще всего передается через грязные руки – яйца остриц попадают в организм ребенка через рот. Там они инкубируются в течение 1-2 месяцев, а затем вылупляются в тонком кишечнике. Оттуда взрослые женские особи перемещаются в толстую кишку и в ночное время откладывают яйца вокруг ануса, при этом начинается зуд. Ребенок расчесывает эту область и таким образом переносит яйца под ногтями рук, а оттуда – на одежду, постельные принадлежности, предметы канцелярии, любые поверхности, в том числе спортивные коврики и ковры.

Первые симптомы

Если вы заметили, что ребенок все время расчесывает кожу вокруг ануса, особенно ночью, то, скорее всего, в организм проникли острицы. Чтобы подтвердить это, нужно сделать элементарный соскоб, анализ будет готов уже через сутки.

Что предпринять

Если у ребенка обнаружили острицы, то обычно рекомендуют пропить антигельминтный препарат всем членам семьи. Кроме того, для профилактики нужно выстирать все постельное и нижнее белье, а также пижамы, полотенца в горячей воде и высушить при высокой температуре.

Чесотка

Эти микроскопические клещи проникают под кожу ребенка, обычно в области складок. Клещи распространяется очень быстро, а все члены семьи могут заразиться в течение недели.

Первые симптомы

Диагностировать чесотку трудно, потому что единственным симптомом является зуд, а не сыпь. Расчесанные места врач часто обнаруживает в паху ребенка, на сосках, в подмышках, в ягодичной складке в верхней части спины. У младенца, который еще не может расчесывать кожу, отмечается перемена настроения, он внезапно плохо спит или становится особенно капризным.

Что предпринять

Самостоятельно вылечить это заболевание невозможно, необходима срочная консультация у дерматолога. Скорее всего, будет назначен лекарственный препарат, который младенцам наносят на все тело и голову в том числе, в то время как детям старшего возраста и родителям, независимо от наличия симптомов, – с шеи до ног (клещи обычно не живут в волосистой части головы). Под ногтями крем должен быть в том числе. Чтобы избежать повторного заражения, выстирайте всю одежду и постельное белье при высокой температуре.

6 распространенных детских болезней, о которых не говорят вслух

Есть множество очень распространенных (и частых для определенного возраста) детских болезней. Но о том, что болеть ими – нормально вы узнаете не от подружек-мам по песочнице, а от врача. Вы никогда не услышите от другого родителя, что у его ребенка, к примеру, вши, потому что общество считает, что причина этому – плохая гигиена. А в несоблюдении гигиены виноваты, естественно, родители. Нам стыдно обсуждать некоторые вещи касательно здоровья своих детей, потому что мы думаем, что они, эти вещи, – следствие плохих родительских навыков или недостатка внимания детям. Перестаньте винить себя и загляните в наш список неприятных, но довольно распространенных детских болезней. Что делать, если ребенок «подхватил» одну из них? Сейчас узнаете. Предупрежден – значит, вооружен, как говорится.

25 августа 2015 · Текст: Людмила Клейменова · Фото: GettyImages

Неприятный запах изо рта

Когда моя дочь была совсем маленькой, чем она только не болела. Я прошла ускоренный курс молодого бойца и теперь, кажется, мне ничто не страшно. Но сейчас у нас новая проблема: плохой запах изо рта. Вполне себе безобидная вещь, на первый взгляд. Но как только я поймала себя на мысли, что мне неприятны наши поцелуи из-за ее несвежего дыхания, я поняла, что у нас проблема. И дело тут не в гигиене, как оказалось.

Что делать: Если у взрослых причиной несвежего дыхания могут быть как проблемы с зубами/деснами, так и заболевания желудочно-кишечного тракта, то у детей недостаточная гигиена полости рта – основная причина плохого запаха изо рта, утверждают стоматологи. Введите правило чистить зубы каждый раз после приема пищи вплоть до семи лет и следите за его выполнением. Обязательно напомните ребенку, что чистить нужно и язык, так как бактерии размножаются именно там (продукты их жизнедеятельности как раз и являются причиной неприятного запаха). Если зубы расположены плотно друг к другу, научите ребенка пользоваться зубной нитью, так как обычная зубная щетка не может достать остатки пищи из труднодоступных мест. Если ребенок следит за гигиеной полости рта, но дыхание все равно несвежее, обратитесь к педиатру. Причиной могут быть кислая отрыжка, увеличенные миндалины или аденоиды, ушная инфекция или хронический гайморит (который, к слову, обнаружили у моей дочери).

Себорея

Когда моя подруга привела двухлетнего сына на день рождения нашей знакомой, на его голове красовалась кепка. «У Вани себорейный дерматит, но я боюсь, что меня никто не поймет и лишь подумают, что я недостаточно часто мою ему голову», – призналась она. Считается, что детский себорейный дерматит – следствие присутствия в организме малыша материнских гормонов, оставшихся после беременности. Эти гормоны вызывают активное выделение кожного сала, что, в свою очередь, и приводит к такому диагнозу. Себорейный дерматит у малышей представляет собой желтые корки или чешуйки. Это может быть непривлекательно, но уж точно не противно. Кроме того, себорея обычно не доставляет дискомфорта ребенку и, как правило, сама исчезает в первый год жизни малыша.

Что делать: Нежно втирайте минеральное масло в кожу головы и оставляйте минимум на 30 минут, можно даже на всю ночь. Почему минеральное? Оно быстрее остальных впитывается в кожу и увлажняет лучше любых других масел. Кроме того, у минерального масла самая высокая степень очистки среди других. После помойте малышу голову небольшим количеством специального шампуня (например, Лостерин), затем используйте расческу с частыми зубьями, чтобы вычесать чешуйки. Но делайте это очень аккуратно, иначе ребенку может быть некомфортно. Если малышу неприятно, не делайте – со временем чешуйки отпадут самостоятельно. Если кожа головы покраснела, наблюдается явное раздражение или у малыша появилась сыпь (на лице, шее, предплечьях или ягодицах), посетите педиатра. Скорее всего, он пропишет кортизоновую мазь.

Если ребенку больше 18 месяцев, а себорея не исчезла или, наоборот, появилась, проконсультируйтесь с врачом. Возможно, у малыша гиперреакция на шампунь или, что более неприятно, псориаз или грибковая инфекция.

Бородавки

«У него все руки в бородавках, и он настолько этим обеспокоен, что просит бинтовать ему пальчики», – объясняет мама четырехлетнего Дениса, когда я и другие мамы, забирая своих детей из детского садика, интересуемся, что же произошло с ее ребенком.

Что делать: Бородавки – одни из самых частых «гостей» на детской коже. Обычно они возникают на кистях рук и стопах (подошвенные бородавки). Они – одно из проявлений вируса папилломы человека, который активно размножается во влажной среде. Без паники! Бородавки обычно исчезают сами по себе в промежутке от 6 месяцев до 2 лет с момента появления (с ними справляется иммунная система ребенка). Поэтому не рекомендуется лечить их, если, конечно, они не начали распространяться на другие части тела или причиняют малышу дискомфорт. Убедите вашего ребенка не трогать бородавки (не пытаться оторвать, сковырнуть или откусить), иначе есть большой риск того, что они «перекочуют» на другие части тела, включая лицо и губы. Бинтование – действительно один из способов предотвратить это. Самостоятельное лечение иногда может быть эффективным, но в таком случае обязательно несколько раз в неделю отшлифовывайте ороговевший слой кожи пемзой. Если домашнее лечение не работает, проконсультируйтесь с дерматологом, который может порекомендовать криотерапию, выжигание или лазерное удаление бородавки.

Читайте также:  Все о рахите у грудных детей: симптомы, причины, лечение (профилактика и витамины). Последствия рахита

Еще одна неприятная проблема – моллюск. Маленький белый бугорок, который возникает в складках кожи (локтевые сгибы, подмышки, паховая область, область под коленом, ягодицы). Врач, скорее всего, пропишет такое же лечение, как при бородавках. Но, как и последние, моллюски исчезают самостоятельно, так что назначайте визит к специалисту лишь при необходимости.

Острицы (энтеробиоз)

Как-то раз, читая форум о детском здоровье, наткнулась на полное ужаса сообщение одной мамы. Она рассказала, что однажды ночью обратила внимание на то, что ее дочь непрерывно чешет попу. Естественно, она решила проверить, нет ли там сыпи или воспаления. А оказалось… «То, что я увидела, было настолько мерзко!» – подытожила женщина.

Да, большинство родителей содрогаются от одной мысли о том, что у их ребенка могут быть глисты. Однако острицы – это больше просто неприятность, чем болезнь, утверждают педиатры. Энтеробиоз – довольно распространенная история, если дети играют друг с другом в земле, и даже в обычной песочнице. Более того, уже доказано, что яйца остриц могут попасть в организм вместе с пылью, а также через игрушки. И, разумеется, одним из главных источников может стать общий горшок или унитаз в садике или школе. Так что, если ваш ребенок заразился – не стоит посыпать голову пеплом. Это не ваша вина.

Что делать: Маленького размера, белые, круглые черви могут вызывать нестерпимый зуд в области промежности. В основном, это происходит вечером/ночью, когда они выползают из ануса, чтобы отложить яйца на коже вокруг него. Поэтому утром, сразу после пробуждения ребенка прижмите кусочек скотча к коже вокруг его ануса, затем отнесите в медицинскую лабораторию для исследования на предмет наличия на скотче яиц глистов. Большинство таких инфекций протекает легко и лечится довольно быстро. Попросите врача также посоветовать крем от зуда. Чтобы предотвратить рецидив, после лечения следите за ребенком: тщательно ли он моет руки перед едой и после игр во дворе и посещения туалета. Держите его ногти в порядке: регулярно подстригайте их и чистите щеточкой. И попытайтесь пресечь детские попытки обкусывать ногти, засовывать пальцы в рот и чесать свою пятую точку.

Педикулез

Вот уж чего в нашей стране боятся, как огня, так это вшей. Считается, что педикулезом болеют только дети из неблагополучных семей, бомжи и алкоголики. Из-за этого мы испытываем чувство стыда, замалчиваем тот факт, что больны. Поэтому педикулез и получил широкое распространение: мы узнаем о том, что общались с «завшивленным», только когда у самого на голове появляются «гости». Скажем больше – и неукоснительное соблюдение правил гигиены не гарантирует того, что на голове не поселятся паразиты. По статистике, пик детских заболеваний педикулезом приходится на раннюю осень, когда многие возвращаются из-за границы, из лагерей и походов. Так что, с наступлением нового учебного года регулярно тщательно осматривайте голову вашего ребенка.

Что делать: Лечение обычно состоит из двух этапов: применение специального средства против вшей и вычесывание вшей и гнид из волос. Ни один из этих этапов сам по себе не работает, обязательно надо лечить в комплексе. Средства (шампуни, спреи и лосьоны) убивают взрослых особей и размягчают клей, которым гниды крепятся к основанию волос, и вычесывать становится легче. Еще один способ размягчить клей – раствор 9% столового уксуса, разведенный 1:2 с водой. Наносить его надо по всей длине волос и оставлять минут на 30. Затем приступайте к вычесыванию паразитов и каждый раз промывайте гребень под струей воды, чтобы паразиты снова не попали на бедную детскую головушку. После того, как вши будут выведены, постирайте всю детскую одежду, постельное белье, банные принадлежности при высокой температуре.
Не существует методов профилактики педикулеза. Единственное, что можно посоветовать, – чаще напоминайте ребенку, что пользоваться чужими расческами и надевать чужие головные уборы нельзя. А длинные девчачьи волосы перед выходом на улицу лучше заплетать в косы.

Герпес

К счастью, нас с дочкой эта проблема не коснулась, а вот многие мои подруги сталкивались с этой детской неприятностью. К сожалению, заразившись герпесом, человек навсегда приобретает себе этого «друга»: при сильном стрессе, простуде или других заболеваниях, связанных со снижением иммунитета, он снова дает о себе знать. Но кроме этого, такое «соседство» никак не отражается на здоровье.

Что делать: Сложнее всего, уверяют мамы, заставить детей не расчесывать герпес. Ведь он сопровождается зудом, пощипыванием и покалыванием, а герпесную корочку так и не терпится сковырнуть. Ни в коем случае не позволяйте малышу делать этого: вирус может «прекочевать» на руки или лицо. В таком случае необходимо обращаться к специалисту. В домашних же условиях герпес обычно лечат противовирусными мазями типа Ацикловира, и на второй день применения уже заметно улучшение. Если через неделю его не наступило, обязательно сходите к врачу. Не забудьте выделить ребенку отдельное полотенце и посуду, так как заразиться можно не только через непосредственный контакт, но и через предметы, на которых остались капельки детской слюны.

Почему ребенок стесняется? Мнение психолога

Поделиться с друзьями

Почему ребенок стесняется? Список причин такого поведения может быть очень обширным. Как правило, причина излишней стеснительности — заниженная самооценка.

Есть, правда, одно исключение — стеснительность / осторожность при общении с людьми в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5–3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться или стесняться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). Это поведение совершенно естественно для малыша.

В других возрастных категориях стеснительность — следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или на которого не обращают внимания. Порой достаточно мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность — это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», — словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», — показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» — подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», — пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе — тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. «Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» — примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

как ни странно это прозвучит, — «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», — спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или игротерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка кривлялся, прятался, «лишался» этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать Ваша дочь.

Агрессивность — обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по системе Марии Монтессори. Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам:

Мама лечит словами: “Я выбрасываю твою болезнь!”

Известный детский психиатр профессор Борис Зиновьевич Драпкин и в самом деле считал, что мама может помочь своему ребёнку победить даже самую тяжёлую болезнь — ведь между ними такая тесная взаимосвязь!

Наконец, мама может дать ребёнку установку на счастье — и он станет счастливым и успешным человеком.

Мамин голос становится как бы внутренним голосом ребёнка. Если мама всё время сердится, раздражается, твердит, что малыш не такой, как ей хотелось бы, растущему человечку задаётся программа неудач и болезней. И наоборот — если этот голос постоянно одобряет, поддерживает, даёт установку на счастье, здоровье, то все психоэмоциональные процессы приходят в норму.

Установка на счастье

Фразы, которые надо произносить, — не случайные. Каждое слово — продуманное и проверенное, менять их нельзя. Базовая часть внушения, состоящая из 4 блоков, полезна любому ребёнку, даже самому здоровому и счастливому.

1-й блок

Витамин материнской любви. С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребёнка:

Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим“.

Читайте также:  Можно ли давать детям глицин, зачем его назначают и как правильно использовать?

2-й блок

Установка на физическое здоровье. При лёгких недомоганиях одна эта “мама-терапия” может излечить без всяких лекарств:

Ты сильный, здоровый, красивый ребёнок, мой мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растёшь и развиваешься. У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закалённый, редко и мало болеешь“.

3-й блок

Установка на нервно-психическое здоровье, нормальное психическое развитие:

Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный. Ты умный. У тебя хорошо развивается головка. Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь“.

4-й блок — отражает народную мудрость.

Издревле мама брала больного ребёнка, прижимала к себе и своей внутренней силой очищала его от недуга:

  • Отдай мне свою болезнь!
  • Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности“. (Далее мама называет конкретные проблемы ребёнка.)
  • Я забираю и выбрасываю твой плохой сон“. (Если ребёнок плохо спит.)
  • Я забираю и выбрасываю твои страшные сны“.
  • Я забираю и выбрасываю твою плаксивость“.
  • Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде“.
  • (И заключительная фраза…) “Я тебя очень-очень сильно люблю“.

Если малыш серьёзно болен, для его лечения врач должен разработать специальную программу, и к четырём базовым блокам добавится индивидуальный лечебный.

Говорите эти слова вашим сладко спящим детишкам — и они обязательно вырастут здоровыми, умными и счастливыми.

Время и место

Лучше всего заниматься новой методикой, когда ребёнок спит. Он прекрасно запомнит, что мама говорила ночью.

Итак, через 20–30 минут после того, как малыш заснул, садитесь к его кровати с текстом в руках и трижды читайте каждую фразу: сначала мысленно для себя, потом мысленно, обращаясь к ребёнку, затем вслух.

Делайте это каждый день: месяц, два — зависит от состояния ребёнка. Ни высокая температура, ни другие проявления болезни противопоказаниями не являются.

А вот если сама мама не в форме — заболела, взвинчена — сеанс лучше отменить.

Пример базовой программы:

Я тебя очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты сильный, здоровый, красивый. Ты хорошо кушаешь и хорошо развиваешься. У тебя здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты не простужаешься. У тебя крепкие, здоровые нервы. У тебя хорошо развивается интеллект. У тебя всегда хорошее настроение, ты часто улыбаешься. Ты легко и быстро засыпаешь, видишь только хорошие сны. Ты прекрасно отдыхаешь во сне. Я тебя очень-очень сильно люблю!

Начиная лечение, хорошо бы, по словам Бориса Зиновьевича, завести себе специальную тетрадку, где сделать две колонки. Справа описать все проявления болезни своего ребёнка, а в колонке слева регулярно записывать всё хорошее. Например, стал лучше есть, чаще улыбается, появились новые друзья…

Вот, собственно, и всё.

Вроде бы ничего нового. Но польза очевидна. Многие психотерапевты считают, что проблемы взрослых (например, склонность к депрессии, неврозам) “растут” из детства и объясняются недополученными в ту пору вниманием и любовью. Мамам советуют как можно больше держать ребёнка на руках, ласково прикасаться к нему, как можно дольше кормить грудью. Тогда малыш (а потом — взрослый) будет чувствовать себя защищённым.

Эти тезисы очень созвучны остеопатии, т.к у ребёнка сильная связь, в первую очередь, с матерью, то любые её негативные мысли могут отразиться на здоровье ребёнка, и часто нужно лечить мать в начале, и лишь потом ребёнка, если у него остаются именно те проявления, которые были связаны с психо-эмоциональной сферой мамы.

Что делать, если ребенок стесняется?

Наши дети – наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность – ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать ?

Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице – все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе – выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

И главное – вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

Почему ребенок стесняется? – ответ следует искать в зрительном векторе

Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам. Один из векторов – зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность – это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

Зрительные дети в самом раннем возрасте очень открыты, вся их сущность устроена наружу, никакой стеснительности у них нет и в помине. Зрительный вектор так устроен, что он ищет связи с окружающими, он от природы настроен на общение, эмпатию, эмоциональную связь с другими. И если в ответ приходит тепло и эмоции – это приносит наслаждение, от этого приятно и радостно.

Эмоциональная экстравертированность – не единственное проявление зрительного вектора. Вторая их особенность – страх. Родители зрительных детей рано замечают, что ребенок боится сам засыпать, ему страшно оставаться самому в комнате. Страх – нормальное свойство зрительника. У всех остальных людей, не обладающих зрительным вектором (а это 95% населения), страх за свою жизнь тоже присутствует – в случае опасности, угрозы страх подстрекает аккумулировать все силы для спасения. У зрительника же этот страх больше, он имеет эмоциональную окраску, он сильно преувеличен. Так задано природой специально, более подробно о механизме зрительных страхов можно прочесть в этой статье.

Страх – это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка – страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора – у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора – ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей – “добрые” сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает “р” или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он “криволап”. Ребенок страдает лишним весом и получает кличку “жиртрест”. Вообще, внешняя красота – очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. “Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно”, “А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться” и т.д. – когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность – буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: “Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву “р”? – кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам – мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

“Р” я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня “травили” одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

По воспоминаниям автора.

Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором. Именно оральники придумывают и “клеят” обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка.

А дальше срабатывает правило – чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут “криволап”, тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один – бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию – над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе – через зрительный вектор и его врожденные желания.

Не стоит путать зрительную стеснительность и анальную робость – это совершенно разные чувства, хотя внешне они могут выглядеть похоже. Дело в том, что в анальном векторе есть неуверенность в себе перед новым заданием, хочется сделать дело качественно, на отлично, а ведь это так сложно. Страх опозорится, сделать не так, как нужно, вызывает в ребенке с анальным вектором застенчивость. О том, как воспитывать таких детей читайте в статье “Медленный ребенок”.

Что делать, если ребенок стесняется?

В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу – превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь – это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал – зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит – повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным “клин клином” – боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу – трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть – в сострадание.

Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать здесь. Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого – это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

Внимание! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции можно здесь.

Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.

Читайте здесь множество отзывов родителей.
Посмотреть, как проходят лекции, можно прямо сейчас – пройдите по этой ссылке и просмотрите любое видео.

В форме ниже вы имеете возможность оформить подписку на уникальную рассылку по системно-векторной психологии и каждую неделю получать анонсы материалов, посвященных настоящей психологии человека.

ИнструкцияБояться — это нормально: Как рассказать ребёнку
о его тяжёлой болезни

Разбираемся со специалистами

По статистике Всемирной организации здравоохранения, онкологические заболевания — основная причина детской смертности в мире. К сожалению, дети не застрахованы и от других, самых разных болезней: врождённых и приобретённых, неизлечимых и поддающихся медикаментозному контролю. И любой подобный диагноз бывает трудно принять.

Мы уже рассказывали, как поддержать близкого во время тяжёлой болезни — а теперь рассмотрим ситуацию, в которую попадают родители несовершеннолетних пациентов, и задачи, с которыми им приходится столкнуться. Во-первых, нужно рассказать ребёнку, что он серьёзно болен и, возможно, его не вылечат, а во-вторых, оказать ему необходимую поддержку. О том, как сделать всё это, нам рассказали специалисты: хирург-онколог НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова Максим Котов, онкопсихолог и директор службы бесплатной помощи онкобольным «Ясное утро» Ольга Гольдман, медицинский психолог и председатель Некоммерческого благотворительного фонда Светлана Изамбаева и ведущий психолог благотворительного фонда «Дети ждут» Татьяна Дорофеева.

Текст: Ирина Кузьмичёва

Сначала победите собственный страх

В этой ситуации эмоциональная помощь нужна не только ребёнку, но и родителям. «Как только о диагнозе стало известно, у родственников может начаться фаза эмоционального отчуждения — механизм психологической защиты от страшных потрясений», — рассказывает Ольга Гольдман. Не вините себя за внезапное «равнодушие» — это естественная реакция психики. Постарайтесь привлечь к заботе о ребёнке близких людей и не забудьте о себе. Прежде чем говорить с ребёнком, Светлана Изамбаева рекомендует пообщаться с психологом самим, чтобы проработать чувства вины и страха и пройти все стадии адаптации к ситуации: отрицание, гнев, торг, депрессию и, наконец, принятие.

Не скрывайте правду

Одни родители пытаются скрыть правду от ребёнка, потому что боятся, что тот окажется в изоляции в школе или детском саду. Другие боятся нанести маленькому пациенту психологическую травму. Для третьих огласить диагноз означает признаться в собственном бессилии перед болезнью. Но дети, которым не рассказывают, что происходит на самом деле, часто испытывают тревогу и могут вообразить худшее.

Если недавно ребёнок потерял кого-то из близких из-за аналогичного заболевания, бессмысленно его убеждать, что рак лечится очень просто. «Можно сказать, что его организм молодой и сильный, что каждый год учёные изобретают новые эффективные препараты, что врачи и семья делают всё возможное, чтобы он скорее поправился», — подсказывает Гольдман. Правдивая и своевременная информация поможет ребёнку меньше бояться. Как бы ни было трудно, старайтесь говорить спокойно: дети остро чувствуют состояние родителей. Если вы знакомы с родителями других детей-пациентов, узнайте, как они провели этот разговор.

Сообщите ребёнку о болезни сами

Когда родители узнают о диагнозе ребёнка, перед ними встаёт вопрос, кто и как расскажет ему обо всём. В соответствии с действующим законодательством РФ, такие новости детям до пятнадцати лет имеют право сообщить только в присутствии их родителей или законных представителей. Пациенты старше этого возраста могут общаться с лечащим врачом без посредников.

Оптимальным вариантом Максим Котов считает разговор врача одновременно с родителями и ребёнком, при условии, что между всеми участниками полное доверие. Открытое обсуждение поможет выработать общее отношение к проблеме и продумать дальнейшие действия. «В любом случае поддержка близких необходима. Нужно, чтобы рядом с ребёнком всегда был человек, с которым он может обсудить свои чувства и задать волнующие вопросы», — добавляет Дорофеева.

Чётко назовите диагноз

Возможно, ребёнок уже слышал о болезни, но от недостатка достоверной информации может предположить худшее. Название — это только слово, в нём самом по себе нет ничего страшного, поэтому не бойтесь прямо называть болезнь — будь то рак, ВИЧ-инфекция или что-то ещё. В процессе лечения будет участвовать множество специалистов, и не все они будут избегать точного диагноза при ребёнке — лучше подготовить его заранее, объяснив медицинские термины. Маленьким детям будет понятнее, если показать, где именно болезнь находится в теле, а не использовать абстрактные описания.

Ещё одна сложность в том, что точно спрогнозировать исход лечения не могут порой даже врачи. Поэтому оптимально говорить о текущем состоянии, чтобы у ребёнка была объективная информация на момент разговора, а не обещать скорейшего выздоровления или преждевременно готовиться к худшему сценарию.

Учитывайте возраст ребёнка

Ольга Гольдман считает, что детям разного возраста информация нужна в разном объёме. Ребёнку не обязательно рассказывать абсолютно всё за один раз: ему может быть трудно осмыслить много новых нюансов, поэтому лучше распределить подробности на несколько разговоров.

Котов предлагает заранее обозначить объём информации, которым вы поделитесь с ребёнком. Спросите, готов ли он сейчас слушать о своём диагнозе и что он хочет знать. С учётом возраста ребёнка поговорите о процессе лечения, побочных эффектах, расскажите, как новые обстоятельства могут повлиять на его распорядок дня, самочувствие, внешний вид. Обладая достаточным объёмом знаний, дети легче соглашаются принимать лекарства и проходить не всегда приятные процедуры.

Малышам до трёх лет важно, чтобы родители просто были рядом, успокаивали и отвлекали во время медицинских процедур и после них. Детям постарше нужно объяснить, что лечение бывает не очень приятным, а бояться обследований, уколов, оперативного вмешательства совершенно нормально. Школьникам лучше рассказывать о заболевании и лечении подробнее — тем более маловероятно скрыть правду от подростка, который активно пользуется интернетом. Лучше, чтобы источником информации были изучившие вопрос родители и компетентные врачи.

Говорите на доступном языке

Максим Котов советует говорить максимально просто, короткими фразами, каждое предложение должно содержать не более одной мысли. Важны паузы, которые помогут ребёнку обдумать услышанное и задать вопросы. Расскажите, что врачи будут делать, чтобы защитить ребёнка и бороться с его заболеванием.

Универсальных фраз для экстренных ситуаций, к сожалению, нет. Тем не менее, по словам Гольдман, лучше сказать «Я с тобой», чем «Держись»; «Бояться — это нормально» вместо «Будь храбрым» и «Я очень хочу тебе помочь» вместо «Всё будет хорошо». Важна и контактная поддержка: крепко держите за руку, нежно обнимайте — это даёт чувство защищённости и снижает тревогу, грусть и злость.

Используйте рисунки, игры, сказки

Подумайте, в какой форме легче воспринимать информацию именно вашему ребёнку. Одним детям, чтобы получить необходимые ответы и почувствовать себя лучше, достаточно разговора с внимательным и заботливым взрослым. Другие легче воспринимают информацию через рисунок, музыку или игру — часто во время игры дети предлагают свои способы решения и помощи себе. Если ребёнок боится не самого диагноза, а конкретных процедур, отработайте потенциально стрессовые ситуации на куклах. Играйте вместе столько раз, сколько ребёнку будет необходимо для понимания ситуации. Вспомните, как ваш ребёнок обычно справляется с трудностями, и прибегните к испытанным способам.

Отвечайте на вопросы

Будьте открыты к общению с ребёнком. Скажите, что он может задавать вам любые вопросы: они помогут понять, что у него на уме. «Неожиданные вопросы — это способ детей переживать страх и тревожность. Дети задают вопросы, когда мама или папа уходят в себя. Ребёнок так возвращает их к жизни и к себе», — объясняет Татьяна Дорофеева. Любое совместное действие сделает ситуацию чуть более переносимой — поэтому будьте готовы многое прояснять и старайтесь отвечать понятными ребёнку формулировками. Если не знаете ответ на вопрос, не паникуйте, не уходите от разговора и не врите. Достаточно ответить: «Ты задал очень интересный вопрос. Я не знаю точного ответа, но мы вместе можем найти его у специалиста».

Не вините в болезни себя и ребёнка

Если не говорить о болезни, дети могут придумать собственные объяснения заболеванию — и это может быть страшнее действительности. Дети склонны обвинять себя во многих проблемах, поэтому важно дать понять, что в болезни никто не виноват. Объясните ребёнку, что причина происходящего не в его поведении, мыслях, школьных оценках. Если вы предоставите ребёнку правдивую и полную (по мере возможности) информацию, шанс, что он будет рассматривать болезнь как наказание за плохое поведение, будет меньше. Также важно не винить себя и не причитать, что вы не уберегли ребёнка, — особенно в его присутствии. Самобичевание и поиск виноватых лечению не помогут — зато точно помешают создать спокойную атмосферу дома.

Разрешите ребёнку бояться и злиться

Ольга Гольдман говорит, что все по-разному реагируют на болезнь: можно испытывать злость, страх, огорчение, вину. Естественно, долгое пребывание в больнице и многочисленные медицинские процедуры пугают ребёнка. Дайте ему или ей знать, что любые эмоции важны и что их можно выражать открыто. Объясните, что бояться или злиться — это нормально: настроение может меняться и нет «правильных» или «неправильных» чувств. Если чувствуете, что ребёнок не готов говорить с вами, не настаивайте. Объясните, что все волнующие моменты можно обсудить позже, что вы всегда открыты к разговору и готовы выслушать.

При этом важно внимательно следить за эмоциональным состоянием ребёнка. Во время борьбы с болезнью нормально быть не в духе, но если апатия, тревожность, нарушения сна или плаксивость становятся постоянными спутниками ребёнка, это может быть симптомом депрессии. В этом случае обратитесь за профессиональной помощью — для начала к психологу.

Говорите о смерти

До определённого возраста дети понимают концепцию смерти иначе, чем взрослые. В возрасте от четырёх до семи лет они считают смерть маловероятной и не осознают её как что-то, что может случиться с ними. К тому же в этом возрасте часто отсутствует представление о понятии «навсегда». Часто даже прямой вопрос ребёнка «Я умираю?» может не означать, что он понимает происходящее.

В школьном возрасте ребёнок начинает понимать необратимость собственной смерти. Сумеет ли он справиться со своими переживаниями, зависит как от его эмоциональной зрелости, так и от реакции и поведения значимых взрослых. Постарайтесь отвечать спокойно, мягко и честно: «Это серьёзное заболевание. Сейчас врачи проводят лечение, которое помогло другим детям. Мы сделаем всё возможное, чтобы помочь тебе выздороветь». Если болезнь не поддаётся лечению, будьте честны. Рассказать ребёнку, что лечение не работает, невероятно трудно, но только правдивый разговор поможет принять ситуацию.

Позаботьтесь о себе

В заботе о тяжелобольном ребёнке кажется правильным сосредоточиться исключительно на нём, а свои потребности поставить на паузу. Но родителям и другим родственникам пациента тоже тяжело, нужны силы, чтобы справляться с несколькими задачами. Чтобы избежать эмоционального выгорания, отвлечься и снизить стресс, старайтесь позаботиться о себе: питаться сбалансированно, находить время для полноценного сна, чаще бывать на свежем воздухе, добавить активности (подойдёт любой спорт или просто долгие прогулки). И не стесняйтесь просить о помощи родственников, друзей, волонтёров, психологов и других специалистов.

Ссылка на основную публикацию