5 правил выбора врача ребенку, которые нужно знать каждому родителю

Что должны знать родители: 5 научных публикаций о воспитании детей

Родители, которые стремятся воспитывать детей правильно, всегда находятся в поиске ответов на свои вопросы. А их всегда много: от времени, когда надо укладывать спать, до стиля воспитания. Мы хотим как можно больше дать своим детям любви и поддержки и стремимся избежать ошибок предыдущих поколений.

Но не всегда удается отличить правду от разрекламированных воспитательных лозунгов. Поэтому научные исследования помогут развеять некоторые родительские сомнения. Сайт Psychologies.ru собрал 5 научных публикаций, в которых психологи подтверждают или, напротив, опровергают некоторые расхожие представления о воспитании детей.

5 исследований, о которых должен знать каждый родитель

Быть хорошим родителем полезно

Исследование, проведенное в 2013 году, показало, что родители, которые уделяют детям много времени, любят их и часто с ними разговаривают, ощущают себя гораздо счастливее, чем матери-химеры и отцы-подлецы, живущие в свое удовольствие и вспоминающие о ребенке в рекламных паузах между телепередачами.

Любопытно, что эта бочка счастья, которую родители получают вместе с рождением любимого ребенка, поистине бездонна: даже те родители, которые вызывают насмешки окружающих постоянной заботой о детях, например, желанием звонить им по десять раз в день, в действительности не так уж и смешны. Они ощущают удовольствие от жизни острее, чем более умеренные в своих проявлениях любви родители.

«Чем больше заботы и внимания люди дарят другим, тем большее счастье они испытывают и тем больший смысл они видят в жизни, – утверждают авторы исследования, социальные психологи. – С этой точки зрения чем больше родители вкладывают в благополучие своих детей и чем более они “детоцентричны”, тем большее счастье они получают».

Строгие родители наносят вред своему ребенку

Даже в США, где грубое обращение с детьми легко может превратиться в предмет судебного разбирательства, около 90% родителей хотя бы один раз «строили» ребенка при помощи брани, высмеивания или даже насилия. Между тем строгая дисциплина не полезна для детей.

Исследование, в котором приняли участие 967 американских семей, показало, что суровая дисциплина может принести прискорбные плоды в будущем. Если вы кричите на 13-летнего подростка, заставляя его делать уроки или не болтаться по улице, он, возможно, вас и послушает. Однако в ближайшие годы он с куда большей вероятностью превратится в бунтаря, чем те его сверстники, родители которых не стремятся наладить железную дисциплину.

«Представление о том, что суровая дисциплина никак не отразится на дальнейшей жизни ребенка, неверно. Часто родители считают, что ребенок простит им строгость, когда вырастет и поймет, что они были суровыми из любви к нему. Однако в действительности никакая любовь родителей не спасает поведение детей от этих последствий вербальной дисциплины», – заключают авторы исследования.

Распорядок дня влияет на умственное развитие ребенка

А вот вовремя отправлять ребенка в кровать, даже если ему совсем не хочется спать, – вовсе не прихоть сурового родителя, а жизненная необходимость: правильный режим влияет на нормальное развитие мозга ребенка.

Психологи исследовали 11 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет и обнаружили влияние суточного режима на формирование когнитивных функций мозга. Те дети, которым в 3 года родители разрешали прыгать по комнате после полуночи, как правило, отличаются заметно худшими способностями к чтению, арифметике и даже базовыми навыками движения. Эта закономерность наблюдалась независимо от пола ребенка.

Исследователи отмечают, что трехлетний возраст особенно критичен для правильного развития мозга, и советуют как можно раньше приучать ребенка к определенному распорядку дня.

Петь вместе с ребенком – лучший способ наладить контакт

Дети любят, когда мамы и папы голосят хором вместе с ними. Как выяснили психологи, это куда больше, чем просто приятная забава, – мальчики и девочки, чьи родители любят такое пение, чувствуют себя счастливее и ощущают более тесную связь со своими родителями, чем дети родителей, которые этого не делают. Кроме того, хоровое пение помогает приучать ребенка к домашней работе.

Будет нелишне вспомнить, что ритмичные коллективные действия – пение, танцы и тому подобное – лежат в основе многих ритуалов, направленных на сближение группы людей. Такого рода обряды встречаются не только у народов, находящихся на доисторической стадии развития, но и в современных обществах – вспомним хоровое исполнение гимна, принятое на торжественных событиях.

Отстраняя отца от ребенка, мать вредит своей психике

Опросив 180 женщин, у которых есть дети до 5 лет, психологи выяснили, что наличие депрессии тесно связано с их отношением к участию мужа в процессе воспитания ребенка.

Матери, которые сознавали, что отцы – такие же полноценные участники процесса воспитания, и ребенок должен слушаться их и любить не меньше, нежели свою мать, как правило, не страдали от депрессии и обозначали свой уровень стресса как минимальный. А вот те женщины, которые старались внушить детям идею «только мамочка позаботится о тебе», испытывали депрессию куда чаще.

С этой идеей часто ассоциировалось и желание самопожертвования ради ребенка: женщины подсознательно запрещали себе жить собственной жизнью и обедняли свои отношения с супругом, что разрушало гармонию в их семьях и вызывало у них повышенный уровень стресса. Заботиться о ребенке, как мы сказали выше, полезно не только для его, но и для вашей психики. Однако если вы начинаете воспринимать заботу как жертву со своей стороны, дело добром не кончится.

5 исследований, о которых должен знать каждый родитель

Мамы и папы, желающие знать, правильно ли они воспитывают детей, тонут в потоке литературы, написанной как профессиональными педагогами, так и демагогами широкого профиля. Общая беда большинства таких книг – опора на ветхозаветные принципы педагогики, а не на современные исследования. Мы выбрали 5 научных публикаций, в которых психологи подтверждают или, напротив, опровергают некоторые расхожие представления о воспитании детей.

1. Быть хорошим родителем полезно

Исследование, проведенное в 2013 году, показало, что родители, которые уделяют детям много времени, любят их и часто с ними разговаривают, ощущают себя гораздо счастливее, чем матери-химеры и отцы-подлецы, живущие в свое удовольствие и вспоминающие о ребенке в рекламных паузах между телепередачами.

Любопытно, что эта бочка счастья, которую родители получают вместе с рождением любимого ребенка, поистине бездонна: даже те родители, которые вызывают насмешки окружающих постоянной заботой о детях, например, желанием звонить по им по десять раз в день, в действительности не так уж и смешны. Они ощущают удовольствие от жизни острее, чем более умеренные в своих проявлениях любви родители.

«Чем больше заботы и внимания люди дарят другим, тем большее счастье они испытывают и тем больший смысл они видят в жизни, – утверждают авторы исследования, социальные психологи. – С этой точки зрения чем больше родители вкладывают в благополучие своих детей и чем более они «детоцентричны», тем большее счастье они получают».

C. Ashton-James, K. Kushlev, E. Dunn «Parents Reap What They Sow Child-Centrism and Parental Well-Being». Social Psychological and Personality Science, 2013.

2. Строгие родители наносят вред своему ребенку

Даже в США, где грубое обращение с детьми легко может превратиться в предмет судебного разбирательства, около 90% родителей хотя бы один раз «строили» ребенка при помощи брани, высмеивания или даже насилия. Между тем строгая дисциплина не полезна для детей.

Часто родители считают, что ребенок простит им строгость, когда вырастет и поймет, что они были суровыми из любви к нему, но это не так

Исследование, в котором приняли участие 967 американских семей, показало, что суровая дисциплина может принести прискорбные плоды в будущем. Если вы кричите на 13-летнего подростка, заставляя его делать уроки или не болтаться по улице, он, возможно, вас и послушает. Однако в ближайшие годы он с куда большей вероятностью превратится в бунтаря, чем те его сверстники, родители которых не стремятся наладить железную дисциплину.

«Представление о том, что суровая дисциплина никак не отразится на дальнейшей жизни ребенка, неверно. Часто родители считают, что ребенок простит им строгость, когда вырастет и поймет, что они были суровыми из любви к нему. Однако в действительности никакая любовь родителей не спасает поведение детей от этих последствий вербальной дисциплины», – заключают авторы исследования.

M. Wang, S. Kenny «Longitudinal Links Between Fathers’ and Mothers’ Harsh Verbal Discipline and Adolescents’ Conduct Problems and Depressive Symptoms». Child Development, 2014.

3. Распорядок дня влияет на умственное развитие ребенка

А вот вовремя отправлять ребенка в кровать, даже если ему совсем не хочется спать, – вовсе не прихоть сурового родителя, а жизненная необходимость: правильный график влияет на нормальное развитие мозга ребенка.

Психологи исследовали 11 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет и обнаружили влияние суточного режима на формирование когнитивных функций мозга. Те дети, которым в 3 года родители разрешали прыгать по комнате после полуночи, как правило, отличаются заметно худшими способностями к чтению, арифметике и даже базовыми навыками движения. Эта закономерность наблюдалась независимо от пола ребенка.

Исследователи отмечают, что трехлетний возраст особенно критичен для правильного развития мозга, и советуют как можно раньше приучать ребенка к определенному распорядку дня.

Y. Kelly, J. Kelly, A. Sacker «Time for bed: associations with cognitive performance in 7-year-old children: a longitudinal population-based study». Journal of Epidemiology & Community Health, 2013.

4. Петь вместе с ребенком – лучший способ наладить контакт

Дети любят, когда мамы и папы голосят хором вместе с ними. Как выяснили психологи, это куда больше, чем просто приятная забава, – мальчики и девочки, чьи родители любят такое пение, чувствуют себя счастливее и ощущают более тесную связь со своими родителями, чем дети родителей, которые этого не делают. Кроме того, хоровое пение помогает приучать ребенка к домашней работе.

Будет нелишне вспомнить, что ритмичные коллективные действия – пение, танцы и тому подобное – лежат в основе многих ритуалов, направленных на сближение группы людей. Такого рода обряды встречаются не только у народов, находящихся на доисторической стадии развития, но и в современных обществах – вспомним хоровое исполнение гимна, принятое на торжественных событиях.

Читайте также:  Ребенок боится сдавать кровь из пальца: 7 советов для того, чтобы настроить его на процедуру

A. Galovan et al. «Father Involvement, Father–Child Relationship Quality, and Satisfaction With Family Work». Journal of Family Issues, 2014.

5. Отстраняя отца от ребенка, мать вредит своей психике

Опросив 180 женщин, у которых есть дети до 5 лет, психологи выяснили, что наличие депрессии тесно связано с их отношением к участию мужа в процессе воспитания ребенка.

Женщины, которые стараются внушить детям идею «только мамочка позаботится о тебе», испытывают депрессию чаще

Матери, которые сознавали, что отцы – такие же полноценные участники процесса воспитания и ребенок должен слушаться их и любить не меньше, нежели свою мать, как правило, не страдали от депрессии и обозначали свой уровень стресса как минимальный. А вот те женщины, которые старались внушить детям идею «только мамочка позаботится о тебе», испытывали депрессию куда чаще.

С этой идеей часто ассоциировалось и желание самопожертвования ради ребенка: женщины подсознательно запрещали себе жить собственной жизнью и обедняли свои отношения с супругом, что разрушало гармонию в их семьях и вызывало у них повышенный уровень стресса. Заботиться о ребенке, как мы сказали выше, полезно не только для его, но и для вашей психики. Однако если вы начинаете воспринимать заботу как жертву со своей стороны, дело добром не кончится.

K. Rizzo, H. Schiffrin, M. Liss «Insight into the Parenthood Paradox: Mental Health Outcomes of Intensive Mothering». Journal of Child and Family Studies, 2013.

Дети: почему нам трудно с ними справиться?

Нелегко завоевать авторитет без авторитарности. Но если мы поймем причины наших трудностей, то сможем лучше выполнять свою родительскую роль, считает детский психолог Галия Нигметжанова.

Главный предвестник развода

У психолога Джона Готтмана есть две новости для семейных пар и тех, кто собирается пожениться. Плохая в том, что всего одно качество способно погубить ваш брак. Хорошая – разрушительную модель поведения можно изменить.

права родителей больного ребенка. Право выбора врача

Основной Закон, на который мы будем ссылаться в процессе обсуждения называется Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 ( в тексте комментариев мы будем называть этот закон ОЗОЗ, ссылаясь на статью). В случаях, когда в рассуждениях будут использованы другие документы, их названия будут указаны отдельно.
Закон признает пациента ребенком до достижения им 15-летия т.е. все права, которые мы будем разбирать ниже действительны до той поры, пока Ваш ребенок младше не старше 14 лет 11 месяцев и 30 дней. С момента 15-летия ребенок сам приобретает права, гарантированные законом и сам их реализует (надеемся, что при помощи родителей – но САМ). Этот возраст указан в ст. 24 ОЗОЗ.
Закон предусматривает только одно исключение из этого правила – на 1 год «отодвинут» срок вступления в медицинские права для детей больных наркоманией. Во всех остальных случаях 15 лет – это возраст зрелости.

Следующее право покрыто «священным табу» в нашей медицине. Однако если мы читаем Закон – давайте читать его внимательно. Итак, в п. 2. ст. 30 ОЗОЗ говорится, что пациент имеет право на:

выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования.

Что же из этого следует?
1. Пациент (родители больного ребенка) имеют право для начала выбрать то ЛПУ, куда будут госпитализированы. Если в маленьких городах, где всех пациентов принимает одна больница, это право не так значимо, то в мегаполисах – при наличии нескольких дежурящих больниц – это право может оказаться весьма значимым. При этом не имеет значения расстояние до больницы (т.е. фраза «мы госпитализируем в ближайшую» бессмысленна и противозаконна). Правда, госпитализация в «больницу по выбору» возможна только при наличии 3 условий: в больнице есть свободные места, больница «дежурит», т.е. в ней есть дежурная бригада; больница принимает больных по ОМС.
2. Более важно – пациент имеет право выбрать врача, который будет его лечить. Это право может быть реализовано, как в поликлинике, так и в условиях стационара. Еще раз, если врач, который Вас лечит, не устраивает, Вас Вы можете потребовать (лучше, сначала, вежливо попросить) о его замене. Правда и здесь есть одна оговорка…
3. Смена врача требует согласия того доктора, которому Вы хотите передать своего ребенка. Очевидно, эту оговорку законодатель ввел «защищая» лучших врачей от запредельного увеличения количества пациентов.

Право на выбор врача продублировано и в еще одной статье ОЗОЗ. Ст. 58.
… Лечащий врач назначается по выбору пациента или руководителя лечебно-профилактического учреждения (его подразделения). В случае требования пациента о замене лечащего врача последний должен содействовать выбору другого врача. (! ВВС)

Заметьте – лечащий врач назначается в первую очередь по выбору пациента, и лишь потом – по выбору руководителя ЛПУ (отделения).
Там же в 58 статье находим еще 2 интересных замечания:

Лечащим врачом не может быть врач, обучающийся в высшем медицинском учебном заведении или образовательном учреждении послевузовского профессионального образования.

Таким образом, нет ничего плохого в том, что Вас наблюдает врач-интерн (более того, нередко они более наблюдательны, а иногда и более эрудированны, чем их старшие коллеги), но ответственность всегда несет врач, полностью закончивший обучение.
И еще. Признавая за пациентом право на выбор врача, законодатель оставляет определенную свободу за врачом:

Лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения.

Если в отношении правил внутреннего распорядка вопросов, как правило, не возникает? То стоит запомнить еще и право доктора на отказ от лечения пациентов, не выполняющих рекомендации и назначения. То есть, если доктор назначил к приему лекарственный препарат, а Вы вместо его регулярного приема, пытаетесь «лечиться» «травками», гомеопатическими шариками, «народными средствами», советами из газеты и т.д., помните – врач имеет полное право отказаться от Вашего лечения в подобной ситуации.

(Заместим в скобках, что отказ от наблюдения тоже требует соблюдения 2 условий: пациент не нуждается в неотложной помощи, существует объективная возможность замены, т.е. есть, по крайней мере, 1 специалист, той же специальности и квалификации)

Психологи назвали важные уроки, которые детям должны преподать родители, а не жизнь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ричард Брэнсон (Richard Branson), миллиардер и основатель Virgin Group, однажды сказал: «Если бы вы спросили всех людей на планете о том, кто дал им лучший совет в жизни, держу пари, ответ большинства был бы „мама“». Полагаем, что оставшиеся упомянули бы папу. Так чему же нужно научить детей, чтобы спустя много лет они с благодарностью вспоминали вас в своих интервью?

Мы в AdMe.ru уверены, что ваши дети вырастут достойными людьми, а для того чтобы они точно сказали вам спасибо за хорошее воспитание, возьмите на вооружение эти 9 важных уроков, которые никогда не поздно им преподать.

1. Готовить еду

Джули Охана (Julie Ohana), социальный работник и кулинарный терапевт, убеждена: приготовление еды помогает выражать любовь и развивать навыки общения. Это чистейший акт альтруизма, который приносит счастье и чувство единения с людьми. Так почему бы не научить этому детей?

Тем более, узнавая, из чего готовятся блюда, ребенок быстрее поймет разницу между полезной и вредной едой, станет более осознанным в выборе продуктов и, возможно, на секунду задумается перед покупкой очередного гамбургера в компании друзей.

Джейми Оливер (Jamie Oliver) считает, что детей нужно привлекать к кулинарным делам с раннего возраста. Для того чтобы малыши полюбили готовить, начните с простых рецептов, разрешайте им трогать и нюхать продукты и, главное, не жалейте времени на разъяснения и уборку после подвигов юных шеф-поваров.

2. Проявлять ласку

Техасский психолог Карл Пикхардт (Carl Pickhardt) рассказывает, что многие дети, переходя в подростковый возраст (9–13 лет), отказываются от тактильных проявлений своих чувств, а иногда перестают и принимать их со стороны взрослых. Так они подчеркивают свою «взрослость», но при этом рискуют потерять бесценную способность к невербальной близости.

Можно помочь ребенку сохранить способность к физическому выражению эмоций. Для этого в переходном возрасте следует все так же выражать свою любовь прикосновениями, но в менее нежной форме. Похлопывания по плечу, массаж ног после тренировки, недолгие объятия при встрече — отличные варианты. Спустя время повзрослевший ребенок сможет вернуться к объятиям и поцелуям.

Умение тактильно проявлять свои чувства поможет ребенку в будущем создавать доверительные отношения с людьми, чувствовать себя более удовлетворенным и легче справляться со стрессом.

3. Зарабатывать деньги на удовольствия

Если вы желаете ребенку финансового благополучия, следует сделать 2 вещи: преподать ему основы финансовой грамотности и научить трудиться. Уже с 3 лет можно рассказывать малышу о том, что такое деньги, как они появляются в семье и почему нельзя купить все, что есть в магазине. При должном воспитании к 7 годам сформируются правильные установки, связанные с деньгами.

Прививать любовь к труду можно, прося их о помощи в мелких домашних делах, покупках, уходе за котом. При этом не стоит платить ребенку за помощь по дому. Кимберли Палмер (Kimberly Palmer), автор книг о материнстве, уверена: дети должны выполнять бытовые задания не из-за денег, а потому что они являются частью семьи и разделяют ее заботы.

В возрасте 10–14 лет, когда ребенок уже умеет трудиться и знает ценность денег, стоит помочь ему найти занятие, за которое он получит денежное вознаграждение. Это может быть помощь соседке, продажа собранной на даче клубники, несложные курьерские поручения. Заработанные деньги позволят ребенку почувствовать радость от финансовой независимости и обеспечат дальнейшее стремление к ней.

4. Быть счастливым в одиночестве

Психотерапевт и лектор Северо-Восточного университета США Эми Морин (Amy Morin) утверждает, что каждому человеку необходимо научиться проводить время в одиночестве. Эта практика повышает работоспособность, увеличивает креативность и спасает от психических расстройств. Человек, умеющий быть один, лучше чувствует свои потребности и потому более успешен в их удовлетворении.

Читайте также:  Все о слабительном сиропе Прелакс и Прелакс Бэби

Учиться с удовольствием проводить время в своей компании необходимо с ранних лет. Дети, которые могут пару часов обходиться без общения, развлекая себя самостоятельно, во взрослой жизни оказываются более независимыми и находят достойных спутников жизни, так как не цепляются за первого встречного, только чтобы не быть в одиночестве.

К тому же самостоятельные дети более творческие и инициативные, что является еще одним весомым аргументом за то, чтобы перестать придумывать ребенку тысячу и одно занятие и позволить ему сделать это самому.

5. Не стесняться быть настоящим

У совсем маленьких детей нет проблем с выражением себя. Они говорят и делают то, что чувствуют, не стараясь угодить или понравиться. Однако эти непосредственные малыши довольно быстро смекают: иногда выгоднее скрыть эмоции и «побыть хорошим», чтобы получить желаемое: вторую конфету, поход в кино или хорошее папино настроение.

За подавленными эмоциями следуют увлечения, как у других, не привлекающая внимание одежда, страх возразить учителю и боязнь нелепо станцевать на дискотеке в летнем лагере. Для того чтобы подростковый конформизм не перерос в полную потерю себя, родителям следует всегда быть открытыми к любым проявлениям настроения ребенка и принимать его разным.

Когда дети уверены в том, что негативные эмоции и странные желания не отдаляют их от близких людей, они и во взрослом возрасте сохраняют смелость в решениях и творческий подход к жизни.

6. Быстро адаптироваться к переменам

Если у малыша есть склонность все контролировать и желание знать наперед, что будет дальше, будет нелишним разговор о том, что неопределенность — это естественная часть жизни. Родителям нужно научить ребенка принимать жизненные перемены, не бояться непредсказуемых событий, быть готовым к приятным и не очень сюрпризам.

Позитивный взгляд на перемены и готовность к ним помогут ребенку в будущем быстро приспосабливаться к самым серьезным изменениям: переездам, сменам мест работы, расставаниям и новым отношениям. Легкое отношение к неожиданностям должно прививаться с детства, чтобы однажды закрытие любимого кафе возле дома не стало причиной депрессии.

7. Терпеть, чтобы получить больше

Терри Моффит (Terrie E. Moffitt), доктор психологических наук Университета Дьюка, предоставила результаты исследований, которые доказывают, что способность детей к самоконтролю в раннем возрасте влияет практически на все сферы жизни: от личного дохода до — представьте! — скорости старения.

Это подтверждает и небезызвестный стэнфордский зефирный эксперимент. Участвовашие в нем дети, которые преодолели искушение съесть лакомство сразу, чтобы получить впоследствии в 2 раза больше, показывали в дальнейшем более высокий уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью.

Если вы научите ребенка проявлять терпение в очередях и долгих прогулках, а также во время выполнения энергозатратных школьных заданий, то через пару десятков лет у вас будут все шансы гордиться его успехами. Объясните малышу, что большая мечта требует методичного и спокойного достижения маленьких целей, а иногда — элементарной способности подождать чуть дольше.

8. Заботиться о более слабых

Дети по умолчанию получают много внимания и заботы. Для безболезненного превращения из всеобщего маленького любимца во взрослого человека важно с раннего возраста учить ребенка тому, что можно не только принимать заботу, но и проявлять ее.

Постарайтесь найти кого-то, над кем малыш сможет взять шефство. Идеальным вариантом будет домашнее животное: кот, маленькая собачка, хомячок. Кормление Барсика и прогулки с Мухтаром будут с раннего возраста воспитывать в ребенке ответственность. Однако помощь родителей все-таки потребуется, чтобы ребенок не переутомился и не объявил протест.

Если в семье несколько детей, старший может ухаживать за младшими. Только не нужно радостно перекладывать на него уход за остальными детьми. Ребенок не должен выполнять родительские функции. От него требуются только забота, ласка и помощь маме в несложных делах по уходу за младшими детьми.

9. Следить за чистотой тела

Вопрос детской гигиены всегда стоит очень остро. Если младенца можно искупать без особых проблем, то с ребенком постарше, который умеет сопротивляться и убегать, дела обстоят сложнее. Тем не менее стоит проявить терпение и научить ребенка за собой ухаживать.

Очень важно не акцентировать внимание на дурном запахе («Не ребенок, а поросенок!») или грязных зубах («Не будешь чистить — сгниют!»), а сместить фокус в сторону удовольствия от водных процедур. Вкусная зубная паста, мультяшная щетка, яркие мягкие полотенца, шампунь с запахом шоколада, веселые купальные традиции — подобные вещи сделают так, что ребенок сам будет радостно бежать в ванную комнату.

Кроме того, нужно не только научить ребенка получать удовольствие от процесса, но и объяснить, почему важно хорошо пахнуть, рассказать о связи чистоплотности и уважения к окружающим. Тогда ваш малыш точно не превратится в очередного пахучего дядю из метро.

За какие бесценные уроки вы благодарны своим родителям?

Пять мифов о детской онкологии, которые должен знать каждый родитель

«МК» узнал, когда не стоит тревожиться попусту

29.06.2018 в 20:00, просмотров: 16464

Сегодня в Сети — масса объявлений о сборе денег на лечение детей с онкологическими заболеваниями. Однако, по словам сотрудников благотворительных фондов, большая часть из них — всего лишь «разводка» и происки мошенников, которые желают нажиться на чужом горе. У этой проблемы есть и другая сторона — психологи отмечают рост канцерофобии в обществе, особенно, среди родителей, которые готовы видеть рак во всем. Что должны знать взрослые о детской онкологии? Об этом «МК» рассказали эксперты.

Например, не так давно в интернете прогремела история о сборе средств для девочки Насти с остеосаркомой бедренной кости. Злоумышленники взламывали электронные почты пользователей и рассылали контактам письмо с просьбой перечислить средства на лечение племянницы. Тысячи людей, включая известных общественных деятелей, поверили в аферу и перевели мошенникам свои деньги. По словам экспертов, на лечение несуществующей Насти у отзывчивых и милосердных людей было украдено несколько миллионов рублей. Поэтому, если вы действительно желаете помочь кому-то, обязательно проверяйте подобные объявления, или переводите пожертвования в известные благотворительные фонды.

Но потраченные впустую деньги – не единственное последствие «фейковых» сборов. В последние годы психологи начали отмечать резкий рост канцерофобии у населения. Особенно это касается родителей. Поскольку большинство постов о сборе средств связаны именно с помощью детям до 14 лет, начинает казаться, что злокачественным заболеванием может заболеть чуть ли не каждый второй ребенок.

«Родители всегда очень сильно переживают за своих детей. И когда все вокруг только и пишут, что об онкологических заболеваниях, уровень волнения за своего ребенка значительно возрастает. Нередки случаи, когда мама или папа в ужасе начинают бегать по врачам с просьбой проверить своё чадо без объективной на то причины. Если специалисты уверили вас, что всё в порядке, а страх всё никак не покидает, – в этом случае лучше обратиться к грамотному психотерапевту, который поможет снять тревогу и начать жить спокойно», – рассказывает семейный психолог, психотерапевт Наталья Богерчук.

Чтобы немного успокоить родителей, мы попросили экспертов рассказать правду о детских злокачественных заболеваниях. Ниже – 5 фактов, которые должны знать все мамы и папы.

Первое. Детские злокачественные заболевания не зависят от воздействия внешних негативных факторов в 99% случаев. Онкологические заболевания у детей вызваны иными причинами, нежели у взрослых. Среди наиболее опасных факторов, способствующих возникновению злокачественных образований у взрослых, эксперты отмечают: курение, алко- и наркозависимость, ожирение, стресс, солнечное излучение, переутомление, загрязненную окружающую среду, и сопутствующие заболевания. Нетрудно догадаться, что эти факторы вряд ли могут коснуться ребенка из благополучной семьи.

Второе. Реальный процент детей с онкологическими заболеваниями крайне мал Чаще всего врачи и ученые не могут сказать, по какой причине у ребенка развилось такое заболевание. Но стоит помнить, что у детей злокачественные опухоли встречаются чрезвычайно редко: всего 1-2 случая на 10 тысяч детей. У взрослых этот показатель в десятки раз выше.

Третье. Есть всего несколько видов злокачественных опухолей, которые встречаются у детей часто. Остальные – почти никогда. Детские онкологические заболевания отличаются от взрослых прежде всего формами опухолей. Самые частые виды детских злокачественных опухолей это – лейкемия (30%), опухоли головного мозга (27%), лимфома (8%), нейробластома (7%), опухоль Вильмса (5%), остеосаркома (3%) и саркома Юинга (2%). Остальные виды онкологических заболеваний встречаются крайне редко.

Четвертое. Если в семье были случаи онкологических заболеваний, это не означает, что ребенок обязательно заболеет. Разумеется, существует такая вещь, как генетическая предрасположенность человека к тому, или иному виду рака – чаще всего, наследственная предрасположенность имеет значение при раке молочной железы, яичников, щитовидной железы и толстой кишки. Но, во-первых, риски заболеть ими возрастают именно во взрослом возрасте. А во-вторых, если знать семейный анамнез, то с помощью регулярных скринингов можно оперативно выявить предраковые состояния и не дать болезни развиться во что-то более серьезное.

Пятое. Онкологические препараты для взрослых уже можно применять для лечения детей. Да, многие инновационные препараты не имеют показаний для лечения детей и подростков. Однако в настоящее время ситуация на фармацевтическом рынке стремительно меняется – производители прорывных лекарств проводят дополнительные исследования, чтобы зарегистрировать свои показания и для детского возраста. Например, буквально недавно в России зарегистрировано два препарата для лечения хронического миелолейкоза и метастатической меланомы. Врачи надеются, что в ближайшие годы, производители будут регистрировать всё больше препаратов для применения у детей. Это позвонит значительно улучшить позитивный прогноз лечения.

Секреты врачебной этики для родителей

Марина Юрьевна Мельникова, врач частной практики, клинический психолог, «Семейная поликлиника»,” src=”https://medaboutme.ru/upload/resized/734×490/medialibrary/feb/marina-yurevna.jpg” height=”290″ title=”Марина Юрьевна Мельникова, врач частной практики, клинический психолог, «Семейная поликлиника»,” align=”left” >Общение и взаимодействие детского врача с маленькими пациентами и их родителями — особая сфера, требующая от специалиста наличия не только высоких профессиональных, но и целого спектра положительных личностных качеств. Каким должен быть врач, чтобы пользоваться заслуженным доверием и уважением у детей и взрослых? На эти и другие вопросы MedAboutMe ответила Марина Юрьевна Мельникова, врач частной практики, клинический психолог, «Семейная поликлиника», гг. Пушкино и Королев.

Читайте также:  Запрещенные для новорожденного лекарства

— Марина Юрьевна, расскажите, каковы особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии? Что важно учитывать детскому врачу в работе и общении с детьми и родителями?

— Одной из главных особенностей взаимодействия между детским врачом и его пациентами является «комплексная» коммуникация, основанная на контакте специалиста не только с самим ребенком, но и с родителями, которые одновременно являются и пациентами, и посредниками между доктором и ребенком, и ответственными взрослыми. От психологических особенностей родственников, присутствующих на приеме, зависит построение грамотной стратегии поведения врача.

Еще одна важная особенность медицинской этики в педиатрии — необходимость наличия специальных знаний и навыков в области возрастной психологии человека. Специалист должен принимать во внимание психологические возрастные особенности пациентов и их близких, для установления с ними максимально полноценного и эффективного контакта.

И, безусловно, кране важны глубокие знания в области возрастной патологии и физиологии, помогающие врачу правильно и своевременно выявлять отклонения, указывающие на развитие болезни. Врач должен уметь учитывать различия в особенностях развития организма человека в том или ином возрастном периоде.

Существует несколько негласных правил, применение которых на практике помогает специалисту наладить полноценный контакт с пациентами:

  • Немаловажный залог доверия ребенка и его родителей — поведение детского врача, его личный пример и человеческие качества. Если доктор доброжелателен, оптимистичен, аккуратен и обладает здоровым внешним видом, это уже половина успеха на пути к завоеванию уважения пациентов.
  • Лучший способ установить контакт с родителями — это вначале расположить к себе ребенка. Если взрослые видят, что ребенок испытывает к врачу симпатию, они непроизвольно проникаются к специалисту доверием и уважением.
  • Убедительное и четкое изложение информации о состоянии здоровья ребенка в корректной и мягкой форме служит для родителей свидетельством о достойном профессиональном уровне специалиста, вызывает доверие как к нему лично, так и к медучреждению, которое он представляет.
  • Еще одно важное качество детского врача — умение подавить страхи ребенка и родителей, внушить им веру в благополучный исход ситуации и тем самым превратить их в активных союзников на пути к достижению цели.
  • Уверенность и непоколебимость при предъявлении родителям определенных требований, способность врача убедительно аргументировать свою точку зрения способствуют облегчению лечебного процесса, поскольку взрослые не всегда осознают важность тех или иных терапевтических (профилактических) мероприятий.

— Как правильно доносить до родителей ребенка информацию о том или ином диагнозе? Стоит ли оперировать специальными терминами, и если да, то в каких случаях?

— Любой диагноз определяется соответствующей терминологией, однако стоит учитывать, что сложные медицинские термины вызывают у многих родителей панику; следовательно, их значение нужно разъяснять простым и понятным для взрослого языком.

Специалисту, работающему с детьми, важно понимать, что родители (бабушка, дедушка) больного ребенка, как правило, находятся в стрессовом состоянии. Поэтому, сообщая им о развитии тяжелого осложнения или опасном диагнозе, следует быть предельно осторожным и корректным в выражениях.

Информация о диагнозе должна быть максимально полноценна и доступна для восприятия пациентов, отражать практическую значимость и правильно услышана. Для этого необходимо соблюдать структурированность высказываний — в них не должно быть противоречий, мысль должна быть сформулирована на понятном для обывателя языке, содержать в себе элементы искреннего сопереживания о положительном и отрицательном прогнозе развития событий.

Читая взрослым медицинское заключение или расшифровывая им показатели лабораторных анализов, врач не должен «отдаляться» от ребенка и родителей как от людей, с их чувствами, страхами и переживаниями.

Не следует забывать и о том, что в число пациентов врача-педиатра, наряду с малышами и подростками, входят беременные женщины. С такой категорией пациентов следует проявлять особенные корректность и осторожность, поскольку неправильное поведение врача может крайне негативно отразиться не только на психоэмоциональном, но и на физическом здоровье будущей матери.


— При назначении ребенку лекарственных препаратов многие родители выражают тревогу по поводу возможных побочных эффектов. Как выглядит правильная стратегия поведения специалиста в такой ситуации?

— Врач должен быть максимально уверен и убедителен в каждом слове. Специалисту необходимо уметь использовать логичные аргументы и доводы, при необходимости — своевременно оперировать данными исследований и доказанных методов в медицине. Стремиться максимально донести до пациентов, что, несмотря на наличие некоторых побочных действий лекарственных препаратов, их дозированное применение в данном случае необходимо, в то время как отказ от приема лекарств сопряжен с риском для здоровья ребенка. Идеально, если врач будет располагать реальными статистическими данными о невысоком проценте наступления побочных эффектов и максимальной эффективности медикаментозного средства.

— Как выработать верную тактику общения со «сложными» родителями, отказывающимися от соблюдения тех или иных врачебных рекомендаций, в том числе — от детских прививок?

— Действительно, отказ родителей от профилактических, диагностических или лечебных мероприятий нередко ставит врача в затруднительное положение. Многие взрослые рассматривают свое чадо как собственность, с которой они вправе поступать так, как считают нужным. Стремясь защитить ребенка от «лишних» или «опасных» процедур, такие родители зачастую выдвигают собственные, при этом не всегда адекватные, требования, не задумываясь о возможных последствиях.

Между тем, давно не требует доказательств тот факт, что отказ от профилактических прививок способствует росту заболеваемости дифтерией, корью, туберкулезом и т. д. В связи с этим, при возникновении сложных моментов в общении с родителями для врача будет нелишним проявить доброжелательный авторитаризм, основанный на высокой профессиональной компетентности. Необходимо быть убедительным и настойчивым. При этом, даже в случае возникновения антипатии к родителю, ни в коем случае не стоит занимать осуждающую и критикующую позиции. Напротив, важно суметь выразить искреннюю заинтересованность в помощи и предложить родителям обсудить оптимальные пути выхода из сложившейся ситуации. То есть, попытаться снизить тревожность у скептически настроенного взрослого и приложить усилия к тому, чтобы он принял в итоге рациональное и правильное решение.


— Родителям нередко бывает свойственно разделять детских врачей на две категории — «хороший доктор» и «плохой доктор». Какими качествами должен обладать специалист, чтобы заслужить уважение и доверие маленьких пациентов и их родителей?

— Вопрос: «Что такое хороший детский врач?», прежде всего, требует ответа: «Для кого хороший?» Представления о том, какой специалист «плохой», а какой — «хороший», у ребенка, у родителей, у руководства медучреждения — индивидуальны.

Для родителей хороший врач — это, прежде всего, тот специалист, с которым у них совпадают взгляды на жизнь. Например, если мама «увлекается» в лечении ребенка применением различных лекарственных препаратов, она наверняка найдет «союзника» в лице врача, выписывающего достаточное, на ее взгляд, количество медикаментов при терапии того или иного детского заболевания. У мамы же, предпочитающей применять минимум лекарств в борьбе с детскими болезнями, больше доверия наверняка вызовет врач, придерживающийся аналогичного принципа.

Для ребенка хороший врач — это доктор, которого не вызывает у него страха и выглядит в его глазах «очень добрым». Такой врач умеет быстро и не больно посмотреть горло и ушки; рядом с ним даже пугающие процедуры, прививки или смены повязки на разбитой коленке кажутся вовсе не такими уж и «страшными» мероприятиями.

Что касается точки зрения медицины, то «хорошим» в данном случае следует считать такого специалиста, который обладает высоким уровнем профессионализма, по-настоящему увлечен своей работой, владеет правилами врачебной этики и в любых ситуациях ставит в приоритет здоровье пациента и его интересы.

Для любого врача, и особенно — педиатра — большое значение имеют не только его опыт и знания, но и человеческие качества. В целом, «хорошего» детского врача отличают:

  • Терпимость, доброжелательность; внимание и чуткость к маленьким пациентам и сочувствие к переживаниям их родителей.
  • Владение основами психологии; желание и умение налаживать результативный контакт с детьми и взрослыми.
  • Знание и соблюдение элементарных правил этикета.
  • Проявление предельной корректности и тактичности в донесении информации; умение объяснять сложное простыми и доступными словами.
  • Обладание высоким уровнем профессионализма; способность и готовность находить для пациентов несколько альтернативных, эффективных и безопасных схем лечения.
  • Стремление к поиску оптимального решения проблемы, с которой к нему обратились.
  • Полноценное владение информацией о состоянии фармацевтического рынка и эффективных новинках медицины.
  • Мотивированная уверенность в собственных профессиональных качествах, убедительность в словах и действиях.

И, конечно же, искренняя любовь к детям и неиссякаемая увлеченность своей профессией.


— Как лучше всего выстраивать взаимоотношения с врачом-педиатром и другими детскими специалистами самим родителям? Существуют ли какие-то «секреты» и «золотые правила» для пап и мам?

— Прежде всего, с врачом нужно «дружить». Если вы ходите, чтобы ваше взаимодействие со специалистом принесло максимально положительные результаты, не стоит провоцировать его на конфликты или демонстрировать свою «более высокую» компетентность в тех или иных медицинских вопросах.

Кроме того, не следует забывать о том, что ответственность за здоровье малыша возлагается, прежде всего, на самих родителей. Поэтому лучшее, что вы можете сделать для ребенка, — это довериться профессионализму специалиста и дисциплинированно следовать всем его рекомендациям.

Вам наверняка повезло с детским врачом, если специалист:

  • на приеме уделяет вашему ребенку достаточно времени и внимания, проявляет искреннюю профессиональную заинтересованность в выборе наиболее эффективного метода лечения;
  • говорит с вами на простом и доступном языке, не оперирует, без наличия на то необходимости, сложными медицинскими терминами;
  • применяет методы и средства с доказанной эффективностью, аргументирует целесообразность тех или иных назначений;
  • не высказывает при вас своего мнения о профессиональной пригодности и компетентности других врачей;
  • с пониманием относится к вашему решению перепроверить поставленный диагноз или целесообразность назначения лекарственных препаратов;
  • проявляет корректность в финансовых вопросах и не злоупотребляет своим положением, в целях удовлетворения собственных материальных интересов.

Присутствие рядом с ребенком такого специалиста позволит вам быть уверенным в благополучии здоровья вашего малыша и превратит походы в детскую поликлинику в максимально полезное и результативное мероприятие.

Удалось ли вам найти своего врача, которому вы полностью доверяете здоровье своего ребенка? Давайте обсудим это на форуме!

Ссылка на основную публикацию