Учимся складывать пазлы

Польза пазлов для развития детей

Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме игры помогают деткам осваивать такие умения и навыки, как концентрация внимания, самоконтроль и развитие мышления. Сегодня прилавки детских магазинов пестрят различными конструкторами, настольными играми, мозаиками, наборами для творчества. Но особое внимание все же стоит обратить на пазлы и составные картинки, в процессе игры с которыми ребенок должен решить некую головоломку – собрать целостное изображение из отдельных частей.

Пазлы придутся по вкусу как малышам и деткам постарше, так и взрослым, ведь не зря они на протяжении многих лет пользуются такой популярностью. К тому же, составление картинок – это не только приятное и занятное времяпровождение, но и очень полезное развивающее занятие.

Чем полезны занятия с пазлами?

Во время занятий по сбору картинки из частей малыш учится понимать связь между отдельными частичками и целым. Также эта универсальная игра способствует тренировке внимания и памяти.

Не меньшую роль пазлы играют в развитии мелкой моторики рук. У деток младшего возраста такой навык развит слабо, а во время выкладывания деталей малышу приходится выполнять максимум действий, которые благотворно влияют на его развитие:

  • выбор глазами подходящей детальки;
  • удерживание небольших частичек в руках;
  • выкладывание деталей на соответствующее место.

Для взрослого человека выполнение всех перечисленных действий не представляет абсолютно никаких трудностей. А вот для малыша дошкольного возраста очень часто все эти манипуляции вызывают определенные затруднения. Но в процессе игры детки намного быстрее справляются с поставленными задачами.

В процессе выкладывания картинки у детей вырабатывается свободная ориентация в пространстве. В дальнейшем это умение помогает быстрее освоить навыки письма.

Игра по составлению картинки очень полезна для формирования и развития логического мышления. Ведь для того, чтобы правильно составить целостную картинку, стоит сопоставить множество данных:

  • форму элемента;
  • размер детальки;
  • цветовую гамму части картины;
  • общую картину.

Во время собирания пазла ребенок учится разрабатывать стратегию действий. Помимо перечисленного, стоит отметить, что во время подобной игры развивается фантазия и воображение. Полезны занятия с пазлами и для развития памяти. В игровом процессе, требующем внимания и сосредоточенности, малыш учится усидчивости и терпению.

Как подобрать пазлы для ребенка

Наборы пазлов стоит выбирать в зависимости от возраста малыша и его характера:

  1. Пазлы для самых маленьких. Первые пазлы можно предложить уже годовалому ребенку. Они отличаются простотой сюжетной картинки и достаточно большим размером составных деталей. Первые пазлы могут состоять всего из 2-4 частей, иметь крепления в виде рамки и подсказки, прорисованные на основе.

Лучше всего ребенку будет начинать учиться складывать пазлы на самых простых примерах, чтобы понять сам принцип этой игры. Первые разы стоит помочь малышу, направить его действия, чтобы он ощутил успех и в дальнейшем не боялся складывать более сложные картинки.

  1. Для дошколят. В трехлетнем возрасте малышам уже можно предлагать пазлы, которые будут состыковываться, иметь стандартные формы деталек. Но что касается рисунка, то предпочтительнее выбирать яркие и крупные картинки, не нагроможденные отдельными деталями. Начиная с самых простых вариантов, в возрасте 3-4 лет детки уже способны самостоятельно собрать пазл из 24 деталек. Если ребенок с легкостью справляется со сбором пазла из такого количества элементов, то ему можно предложить уже более сложные варианты, состоящие из 36 и более деталей. Но картинка все равно должна оставаться с простым и красочным сюжетом.
  2. Для школьников. Для детей младшего и среднего школьного возраста рекомендуется выбирать пазлы, ориентируясь на их увлечения. Так, например, девочкам можно предложить собрать картинки с принцессами, куклами, забавными зверушками. Мальчикам же интересно будет собирать картинки с изображением автомобилей, роботов, оружия. Для школьников количество деталей уже может достигать двухсот элементов, а для самых увлеченных ребят не проблемой будет сложить пазл даже из 500 деталек.

Для занятного времяпровождения можно предложить ребенку собрать пазл из его собственной фотографии либо семейного фото. Подобный пазл можно заранее сделать самостоятельно либо заказать его изготовление в фотосалоне.

Степень сложности и количество входящих элементов, необходимо подбирать не только в соответствии с возрастом ребенка, но и в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Особенности выбора

Перед покупкой любой набора для складывания, как и любой другой игрушки, следует обратить внимание на производителя и удостовериться в высоком качестве и соответствии всем нормам. Не забудьте поинтересоваться у продавца сертификатом качества предложенной продукции, убедитесь в том, что в производстве игрушки не использовались токсичные вещества.

Прежде чем предложить малышу пазл, попробуйте самостоятельно сложить несколько деталек и проверить, легко ли они соединяются друг с другом. Ведь если элементы будут соединяться с трудом, то малыш очень скоро потеряет интерес к игре.

Совет! Если пазлы изготовлены из картона, то для увеличения их срока годности вы можете покрыть детальки лаком либо обклеить сверху прозрачным скотчем.

Пазлы – увлекательная развивающая игра для детей разных возрастов. С ее помощью ваш малыш не только разовьет многие умения и навыки, но и научится логически размышлять, выстраивать план действий. Вы непременно отметите, что ребенок станет более аккуратным, терпеливым и усидчивым.

Занимательной вам игры и веселого времяпровождения!

Игры в пазлы. Чем полезны пазлы для детей?

Анна Ерохина
Игры в пазлы. Чем полезны пазлы для детей?

Цель:

* Развивает умение собирать целое изображение из отдельных кусочков.

* развивает мелкую моторику рук и координацию движений

* развивает усидчивость, аккуратность

* развивает воображение и фантазию

*развивает логику, внимание и память

* учит принимать решения самостоятельно.

Пазлы — интересное, увлекательное занятие, любимое детьми. Дети найдут в них много интересного и проведут время с пользой и радостью.

Чем полезны пазлы для детей?

Если ребенку не хватает усидчивости и терпения, эта игра позволит привить нужные навыки. Ведь собирая элементы вместе, ребенок учится не спеша подбирать нужные части фрагмента.

Игра развивает визуальную память. Ребенок лучше запоминает лица людей и пейзажи. Лучше будет работать воображение, фантазия и наглядно-образное мышление. Достигается это тем, что приходится представлять общую картинку и держать ее в памяти, собирая пазл.

Также складывание пазлов может быть тренировкой самостоятельности. Ребенок учится меньше опираться на помощь со стороны, так как сам выбирает детали пазл. Это позволяет ему поверить в свои силы и в дальнейшем положительно скажется на разнообразных ситуациях. Также ребенок в процессе может придумывать истории по картинкам. Логическое мышление, память, аккуратность – все эти навыки, которые развиваются благодаря сборке пазлов.

Развивающая игра «Математические пазлы» “Математические пазлы” – это игра которая очень нравится детям,она помогает закреплять детям счет в пределах 10. Игра очень увлекательна,.

Дидактическая игра «Геометрические пазлы» для детей 3–4 лет Дидактическая игра «Геометрические пазлы» для детей младшего возраста (3-4 лет) Цель: Формировать у детей элементарные математические представления,.

Дидактическая игра «Пазлы» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическую игру “Пазлы”. Дидактическая игра “Пазлы” предназначена для старшего дошкольного.

Дидактическая игра-пазлы «Собери домик» Дидактическая настольная игра «Собери домик» предназначена для детей дошкольного возраста. Цель игры: формировать у детей представление.

Дидактическая игра «Экологические пазлы» Дидактическая игра направлена: • на облегчение усвоения материала с опорой на наглядность; • развитие познавательного интереса, речи; •.

Фотоотчет «Как дети средней группы собирают пазлы» В начале двадцатого века увлечение пазлами распространилось по всему миру. По сравнению со многими современными игрушками они действительно.

Консультация для родителей «Как полезны игры с песком» Играем с песком! Дорогие папы и мамы! Наслаждаясь летним отдыхом, порадуйте своего ребенка совместными играми! Используя свободное время.

Математические пазлы «Солнечные» Математические пазлы интересны детям и не сложны в изготовлении. Они развивают усидчивость, внимание, интерес к математическим играм. В.

Объемные пазлы своими руками Играть в пазлы с детками очень популярное занятие и многие родители знают о пользе таких занятий. Соединяя целое изображение из отдельных.

Развивающие настольные игры. Пазлы. Сказки Пазлы-очень увлекательная и интересная игра для детей. Особенно если они по знакомой детям сказке, которую они так сильно любят. Пазлы.

Пазлы – полезная развивающая игра для малышей

Друзья, сегодня я предлагаю поговорить о пазлах и о пользе, которую они могут принести нашим малышам.

Итак, для начала определим, что такое пазлы?

Слово “пазл” происходит от английского puzzle – загадка, головоломка. Принято считать, что изобретателем пазлов был английский картограф Джон Спилсбери, а само изобретение датируется аж 18 веком! Первые пазлы Спилбери представляли собой деревянную основу, на которую была наклеена карта Европы, разрезанную между собой на кусочки разных форм. С помощью такого изобретения изучение географии стало интересным и легким занятием, и карты-головоломки стали пользоваться большой популярностью. В начале 20 века пазлы стали носить не только образовательный, но и развлекательный характер – они превращаются в модное салонное увлечение. В 1909 г. американец Б. Паркер придумал, как можно соединять кусочки пазлов между собой, и создал фабрику, которая стала производить пазлы. Наибольшую популярность пазлы получили в 30-е годы прошлого столетия. К этому времени производители научились делать пазлы из картона, что значительно удешевило их и сделало весьма доступным развлечением. В Америке даже устраивали командные соревнования по скоростному собиранию пазлов из нескольких тысяч элементов. Приятно отметить, что интерес к головоломке не ослабел и в наши дни.

Так в чем же польза пазлов для детей?

Пазлы помогают развить мелкую моторику, координацию движений, сенсорику. Необходимость управляться с маленькими частями картинки развивает руку малыша, делает его движения более точными и осмысленными. Все это позволит в будущем избежать проблем с почерком и речью.

Собирание пазла тренирует способность принимать сложные решения. Для того чтобы определить место пазла в картинке, ребенку нужно учитывать сразу несколько факторов: форму элемента, то, что на нем изображено, то, на какой стадии в данный момент находится его работа. Все это, несомненно, пригодится малышу в будущей жизни, ведь практически все его взрослые решения должны носить комплексный характер.

Пазлы способствуют развитию воображения, пространственного мышления, фантазии и памяти. При работе над пазлами ребенок постоянно должен держать в памяти то, что должно получиться у него в итоге и соотносить часть с целой картинкой. Очень полезно при сборке головоломки не давать малышу постоянной возможности видеть конечное изображение – пусть он внимательно посмотрит на него в начале работы и потом обращается к «подсказке» лишь в случае сильного затруднения.

И самое главное пазлы – это отличное решение для семейного отдыха, ведь работа по собиранию картинки интересна и увлекательна не только для малыша, но и для его родителей, а общение с мамой и папой является самым главным фактором успешного развития ребенка.

Современные пазлы различаются по:

– количеству элементов: от 3-4 до нескольких сотен;

– материалу: картонные, деревянные, резиновые, пластиковые;

– тематике: сказочные герои и кадры из любимых мультфильмов, фотографии животных и природы и т.д.;

– форме: плоские и 3D.

Учитывая все вышеперечисленное, не остается сомнений, что пазл – замечательная развивающая игрушка. С какого же возраста можно использовать пазл? И как выбрать пазлы подходящие именно для вашего ребенка?

Для самых маленьких, детей 1-2 лет есть широкий выбор мягких пазлов, состоящих из 4 – 6 деталей. Самый первый пазл должен представлять собой картинку, изображающую один объект, желательно наличие скрепляющих замков. Это должно быть что-то хорошо знакомое малышу, то, что он видит каждый день. Пазл должен быть ярким, приятным на ощупь, а его элементы достаточно крупными, чтобы было удобно брать пока непослушными пальчиками.

Для малышей 2-3х летнего возраста хорошо подойдуттематические пазлы-вкладыши. Они научат малыша категориям «больше-меньше», «съедобное-несъедобное», наглядно отобразят животных и их домики или детенышей и их мам.
Возраст 3-5 лет характеризуется повышенным интересом детей к окружающему миру. Их заинтересуют пазлы, изображающие карты мира или солнечную систему с созвездиями, а может им больше придутся по душе обитатели рек и озер, морей и океанов. Юные почемучки по достоинству оценят сюжетные пазлы, где изображены профессии или ситуации. Именно сейчас активно развивается речь, поэтому уместны будут пазлы с буквами. В этом возрасте обычным пазлам конкуренцию составят книги-пазлы или целые коврики-пазлы.
После 5-6 лет детки уже отлично справляются с пазлами, которые состоят из 50 – 250 элементов. Все зависит от того, когда кроха начал проявлять интерес к пазлам и остаются ли они увлекательной головоломкой для него. Если же малыш увлекся другими играми, не стоит переживать. Возможно, он просто от них устал или захотел чего-нибудь нового. Есть смысл предложить альтернативу – пазлы онлайн.

Читайте также:  Занятие с ребенком: аппликации со стикерами для самых маленьких

На что обратить внимание при выборе пазлов?

Пазл – это, прежде всего, игрушка, к которой предъявляются те же требования, что и к другим детским товарам: безопасность и соответствие санитарным нормам. При выборе головоломок нужно обратить внимание на следующие нюансы:

– все поверхности и торцы элементов должны быть гладкими и тщательно обработанными, особенно это касается деревянных моделей;

– картинки нужно выбирать в меру яркие и контрастные, без ядовитых цветов.

Как научить ребенка собирать пазлы?

Осваивать головоломку вам придётся вместе с ребёнком. Если малыш не поймет принцип складывания фрагментов, не сможет их правильно соединять, то провозившись безрезультатно несколько минут, он потеряет к пазлам всякий интерес. Не торопите малыша, не делайте вместо него, уважайте его старания и всячески его поддерживайте в игре.

Итак, для начала соберите пазл самостоятельно, комментируя, что вы делаете. Теперь сравните вместе с малышом соответствие эскиза и картинки при сборке.

Переходим к следующему этапу – непосредственно обучение собирать пазлы. Перед вами собранное полотно, выньте из разных мест картинки пару фрагментов и дайте их ребёнку. А теперь пусть он попытается подобрать верный фрагмент для пустующей «дырочки». Если ребёнок пытается вложить пазл, но у него это не выходит, подскажите, как правильно. Вы можете руководить ручкой ребёнка, но ни в коем случае не вставляйте фрагмент сами – игрушка же не ваша!

Когда ваши разрезные пазлы должны собраться в картинку, то объясните малышу, что для начала нужно рассмотреть все фрагменты. Удобнее это сделать, если все элементы будут уложены лицевой стороной вверх. Теперь можете приступать к сборке изображения. Пусть ребёнок сам выбирает удобную последовательность соединения элементов: можно сначала собрать контур картинки или хорошо различимые изображения.

Итак, простейшие пазлы малыш научился собирать, а вот со сложной картинкой не может ещё справиться самостоятельно. Помогите ему разобраться. Не забывайте поощрять успехи малыша, обязательно хвалите и подбадривайте его!

Пазлы своими руками.

Мы с вами уже выяснили, что современные пазлы бывают разные и для их производства используются различные материалы. Однако, у каждого из них есть свои недостатки. Например, картонные пазлы и пазлы из пористой резины не столь долговечны. Наши малыши любят пробовать все «на зубок», кусают и рвут пазлы, таким образом, картон быстро приходит в негодность. Деревянные головоломки послужат дольше, но их детали тяжелые, и в случае, если малыши начнут ими бросаться, есть опасность получения травмы.

Чтобы эта замечательная развивающая игрушка была не только полезной, но и безопасной, вы можете сделать пазлы своими руками. Наиболее подходящим материалом для этого станет фетр. Фетр – это плотный нетканный материал для производства которого используется как натуральные (тонкий пух кроликов или коз), так и синтетические волокна. Этот материал очень удобен в работе. Его легко резать. У него не осыпаются края. У фетра нет изнаночной стороны (с обеих сторон материал одинаков). Его можно клеить. Его сложно порвать. Он приятен по тактильным ощущениям – теплый, мягкий, ворсистый. Таким образом, фетр – идеальный материал для первых пазлов вашего малыша. К тому же у пазлов сделанных своими руками или на заказ для вашего малыша есть еще одно неоспоримое преимущество – можно выбирать любые картинки с учетом персональных интересов вашего крохи.

Итак, яркие пазлы обязательно должны быть в детской каждого подрастающего малыша, начиная с годовалого (а то и раньше!) возраста. При участии родителей эти полезные головоломки станут любимой игрой ребенка и принесут не только радость, но и огромную пользу для его развития.

Пазлы как кусочки интеллекта

С оставные картинки развивают «внимание, восприятие, образное и логическое мышление, память, воображение…».
Казалось бы, надпись не обманывает заботливого родителя. Но эти же самые слова можно написать на коробке с конструктором, куклой, пирамидкой. Они относятся к любой существующей игрушке, вообще ко всему, чего касается ребенок.
Внимание, восприятие, память, мышление, воображение — психические процессы, с помощью которых мы познаем мир. Они не существуют отдельно друг от друга, каждый по себе, и находятся в сложных динамичных отношениях. Это единая, целостная система, необходимая человеку для жизни. Например, приступая к приготовлению супа, нужно учитывать, кто его будет есть, по какому случаю, в каких обстоятельствах.
Нужно выбрать определенный рецепт, соотнести его с наличием имеющихся продуктов, рассчитать необходимое время приготовления и т.д. Можно точно следовать рецепту из «Поваренной книги», а можно добавлять новые ингредиенты. И еще можно представлять, в каких тарелках этот суп подавать и какой скатертью накрыть стол!
Прочитаешь это описание и подумаешь: а суп-то, пожалуй, сложновато варить. Тут столько психических процессов задействовано: и внимание, и память, и мышление! И всякие социальные навыки вроде способности учитывать вкусы других, и еще эстетическое чувство, и терпение, и воображение.
Внутри той или иной деятельности какая-то психическая функция оказывается доминирующей. Успешность деятельности напрямую зависит от того, насколько хорошо работает «ведущее звено». Например, если вы варите суп, строго придерживаясь заданного рецепта, вам необходимы умение ориентироваться на образец и хорошая память. А если суп «сочиняется», такое умение будет иметь минимальное значение. Если вы вычитали рецепт в книге — работает зрительная память, если своим кулинарным секретом с вами поделилась соседка, включается память слуховая. Если же в ходе «сочинения» супа вы пробуете ингредиенты на вкус, будет работать память, основанная на воображении и опыте, позволяющих выстроить нужную цепочку действий.
Так, меняя цели, условия и средства деятельности, мы меняем качество психической деятельности, влияем на развитие, задаем его тон. Иными словами, не суп развивает наши внимание, восприятие, память, а наши отношения с этим супом, обусловленные различными обстоятельствами.
Вернемся к составным картинкам. В зависимости от того, какую картинку мы предложим ребенку, с каким разрезом, с рамкой или без, будет меняться характер его умственных действий. При этом действия будут влиять на психику в целом — только с опорой на ведущие звенья.
Так на что же в действительности направлены занятия с составными картинками? Они развивают способность к аналитико-синтетической умственной деятельности: картинка разбита на множество частей, каждую из которых надо осмыслить и объединить в целое изображение.
Кроме того, фрагменты сюжетных картинок — не просто детали. В этом их главное отличие от деталей настольных игр вроде «Доски Сеггена» или плоскостных конструкторов. Картинка — это знак предмета, его изображение. Поэтому составление картинок способствует развитию знаково-символической функции (и неважно, что это лишь самое начало ее развития).
Поскольку в результате деятельности с фрагментами картинок получается продукт, эта деятельность способствует развитию чувства успешности, самостоятельности. Кроме того, в собирании картинок есть и сюрпризный момент, следовательно, развиваются познавательные эмоции: удивление, интерес, удовлетворение результатом деятельности и др.
Отдельно стоит сказать о релаксационном эффекте, возникающем в ходе занятий с картинками. Это позволяет использовать их в качестве успокаивающего средства (например, перед сном).
Описанные качества относятся ко всем сюжетным картинкам. Однако различные их виды имеют свои особенности и оказывают специфическое влияние на развитие ребенка.

М ногие родители думают: если ребенок собирает картинку из большого количества деталей, он прекрасно развит. Это не совсем так. Скорее, здесь можно говорить о том, что у ребенка сформирован способ действия с данными пособиями. Он способен поставить себе цель; знает, как ее достичь, удерживает ее, контролирует процесс и адекватно оценивает результат.
Но умение собирать картинки вовсе не гарантирует подобной успешности в рисовании, письме или математике. Возможно, многие родители и сами замечали: «развитый» малыш, т.е. умеющий складывать картинки, оказывается «неумехой» в других видах деятельности. Собирает пазл из сотни деталей, но не может нарисовать человечка, взять на себя роль в игре, придумать рассказ по картинке.
Существует риск, что в погоне за возрастанием количества деталей, составляющих пазл, будет упущено из виду качество деятельности. Даже достижения рекордной сотни не гарантируют качественного скачка в развитии ребенка: происходит всего лишь тренировка уже имеющегося навыка. Безусловно, картинка из 6 деталей и картинка из 60 деталей составляются по-разному: большое количество частей требует другой самоорганизации, гораздо больших волевых усилий и хорошо развитого распределения внимания. Однако есть некоторый рубеж (условно — сотня деталей), после которого новый способ действий уже не будет вырабатываться. Приведем пример. Вы понимаете, что такое число, имеете представление о количестве, о разрядном строении числа. Естественно, вы умеете считать. Постоянно делая это в уме, вы поддерживаете навык счета на необходимом уровне. Однако это не приведет к тому, что вам откроется суть действий с логарифмами.
То же можно сказать и о составных картинках. Постоянно собирая пазлы, ваш малыш не более чем тренирует навык. А вот если среди его игрушек есть и пазлы с разной конфигурацией разреза, и картинки на кубиках с разными по сложности изображениями и т.д., то вы можете быть уверены, что данный вид деятельности полноценно присутствует в жизни вашего ребенка.
Таким образом, главное — не количество деталей пазла, а разнообразие видов составных картинок, их особенностей.

К сожалению, интеллектуальное развитие детей часто понимается в узком смысле слова — как формирование навыков. Но называть это развитием в корне неверно. Дошкольник, умеющий читать, писать, считать, считается умным и не по годам развитым. Его этому целенаправленно учили, не уделяя достаточного внимания важнейшим и специфически детским занятиям: игре, рисованию, прогулкам. В результате попытка ускорить развитие ребенка ведет к искажению развития.
Если ребенок предпочитает составление картинок всем другим играм, общению со сверстниками, беготне, это говорит не о выдающихся умственных способностях, а об особенностях личности, на которые стоит обратить внимание. Очень часто такое поведение связано с чрезмерным напряжением ребенка, сниженным настроением, желанием уйти от действительности, спрятаться, закрыться. Поэтому нужно пытаться вовлекать его в другие занятия: чаще гулять на улице, играть с другими детьми в подвижные игры, рисовать, лепить, танцевать и т.д. Иными словами, очень важно способствовать обогащению жизни ребенка, пытаться разнообразить ее. Если такие попытки окажутся малоуспешными, нужно обратиться за консультацией к психологу.

С оставные картинки бывают разных видов. Ребенок действует с разными видами таких игр по-разному. Поэтому и на его развитие разные картинки оказывают разное воздействие.

Разрезные картинки

Разрезные картинки характеризуются определенной линией разреза изображения. Картинка может «разрезаться» на прямоугольные части. Или из нее «вырезаются» отдельные предметы по контуру. Контурные разрезы минимально контролируют действия ребенка: можно прикладывать кусочки картинки друг к другу любыми сторонами, но поверхность будет все равно оставаться сплошной (в отличие от пазлов, где поставленный не на свое место кусочек просто не позволит добиться ровной поверхности, более того — форма «ключ-замок» не дает сцепить кусочки ошибочно). Либо, как ни выкладывай кусочки, сплошной поверхности не будет — то есть нужно ориентироваться только на собственные представления.

Разрезные картинки

Подобные особенности разрезных картинок делают их максимально открытыми для игровой деятельности — предоставляют играющему свободу для манипуляций, возможность ошибаться и самому контролировать результат, опираться на собственные представления в построении изображения. Вместе с тем, они предусматривают довольно сложные для ребенка действия и подходят для детей всех возрастов.

Читайте также:  Занимательные Карточки

Пазлы

Пазлы с разрезом «ключ-замок»

В отличие от разрезных картинок пазлы имеют фигурный разрез. Пазл с разрезом «ключ-замок» можно успешно собирать, действуя автоматически, не думая, методом перебора. В этом серьезный недостаток пазлов с точки зрения стимулирования интеллектуальной активности.

К тому же за огромным количеством деталей исчезает картинка. На первый план выступают полоски и цветовые пятна. Собирание такой картинки противоречит самой сути дошкольной жизни: этот возрастной период подчинен поиску ответа на вопросы «почему?» и «зачем?». Для малыша неестественно прикреплять одну деталь к другой, потому что «здесь красная полосочка и здесь такая же». Для него важно, что «летящий самолет должен быть где-то вверху».

Самым слабым развивающим потенциалом среди всех составных картинок обладают пазлы с разрезом «ключ-замок». Они вынуждают ориентироваться главным образом на форму детали, а не на то, что на них нарисовано. И это важный недостаток.

Пазлы с разрезом «ключ-замок»

Одно из базовых свойств восприятия — стремление к завершенности, замкнутости формы. Поэтому любая незавершенная форма вынуждает нас ее завершить: нарисованные по кругу пунктирные линии мы воспринимаем как круг, повторяющиеся элементы — как узор, половинку чайника — чайником и т.п. Именно это свойство нашей психики заставляет нас, не думая, соединять детали пазлов. И если взрослый человек еще способен отвлечься от формы кусочков и обратить свое внимание на рисунок, то ребенку это сделать невероятно сложно: подавляющее большинство даже старших дошкольников действуют с пазлами методом перебора, и только помощь взрослого приводит к осмысленной деятельности по составлению картинки, а не просто сплошной поверхности.

Однако для детей в возрасте до 3–3,5 лет пазлы с разрезом «ключ-замок» можно считать полезными. За счет заложенного в них принципа контроля над деятельностью они помогают малышам понять суть необходимых манипуляций с деталями и справиться с задачей по составлению картинки.

Есть у этих пазлов и другое достоинство. Работа по завершению формы успокаивает, расслабляет. Поэтому, имея минимальное значение для общего познавательного развития, пазлы с разрезом «ключ-замок» обладают релаксационным эффектом. Это их достоинство можно использовать, когда ребенок чрезмерно возбужден, время близится ко сну и т.п.

Пазлы с неопределенным разрезом

Но для решения других задач лучше подходят пазлы с произвольным разрезом. Такие картинки выглядят так, словно их просто порвали, поэтому разрез получился «как попало». В этом случае форма детали тоже контролирует действия ребенка, но контроль увеличивается по мере составления картинки, а деталь сама по себе не вынуждает жестко на нее ориентироваться. Это дает ребенку большую свободу действий. За счет такой особенности пазлы с произвольным разрезом могут быть использованы на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно хороши пазлы с сюжетным рисунком, где каждая деталь «равна» отдельному образу. Это позволяет в ходе выкладывания общего панно придумывать рассказ: добавил новый кусочек — продолжил повествование.

Пазл, где каждая деталь «равна» отдельному образу

Пазлы с неопределенным разрезом

Картинки-вкладыши

Картинки-вкладыши характеризуются наличием рамки, внутри которой из отдельных деталей выкладывается изображение. Они гораздо сложнее простых вкладышей.

Собрать в рамку картинку из частей — довольно сложная задача для детей, не достигший 3,5–4 лет. Очень немногие малыши способны делать это осмысленно. Большинство детей хаотично вставляют детали. Ту же картинку, но без рамки сложить гораздо легче: дети ищут определенный фрагмент, его место, не совершая при этом хаотичных проб. При работе с рамками ребенку требуется помощь взрослого. Если взрослый помогает, подсказывает ему нужные шаги, ребенок справляется с задачей. Значит, картинки-вкладыши в отношении детей младшего дошкольного возраста обладают высоким развивающим эффектом.

Картинки-вкладыши

По достижении 4 лет ребенку можно предлагать картинку-вкладыш с простым сюжетом или вообще на время отложить этот вид сюжетных картинок. Новый интерес к ним пробуждается у детей в 5 лет, и они с удовольствием собирают картинки-вкладыши с сюжетным изображением.

Как собирать пазлы: советы новичкам

Мы с женой решили собрать пазл. Мы думали, пазл развлечет нас месяца на четыре, если по выходным. И теперь, когда прошло два года и он почти собран, мы расскажем, как это стоило делать. Наш рассказ вряд ли будет интересен знатокам, но ответит на вопросы новичков, которые собираются купить свой первый пазл.

Так выглядит коробка с нашим пазлом

Для сборки пазлов не нужно быть экспертом. Но если не знать азов, легко забуксовать и разочароваться в хобби. Чтобы этого не произошло, стоит немного подготовиться: найти место для сборки и хранения пазла, рассортировать детали, усвоить методы подбора и понять, что делать с готовым пазлом. Разберем все по порядку.

Найти место для пазла

Проблема: пазл занимает много места. Размер нашей карты — 116 на 85 см. Собирать на полу неудобно, а освободить стол надолго не получается. Если после сборки оставить пазл на месте, есть риск повредить или потерять детали: наступить, пролить чай или засосать в пылесос.

Решение: купить коврик для пазлов. В комплект входит прямоугольный коврик, надувной валик и 2-3 ремня. Для пазлов на 3000 деталей он обойдется в 3-4 тыс. рублей. Коврик сделан из ворсистой ткани, которая не дает деталям скользить. На нем удобно собирать пазлы даже на мягком диване. После сборки можно намотать коврик с пазлом на валик, закрепить ремнями и поставить в угол до следующего раза. С ковриком пазлы удобнее собирать и проще хранить.

ХужеЛучше
Собирать пазл на полу, ломая спину

Хранить разобранный пазл на полу или на столе, занимая место и рискуя потерять детали

Собирать пазл на коврике, хранить в углу в свернутом виде

Как сделали мы. О ковриках мы с женой не знали. Это новички спрашивают Гуглю «как собирать пазл». Мы же решили, что все для сборки должно продаваться вместе с пазлом. Если не в комплекте, то в магазине. И обнаружили, что в комплекте с пазлом идет только сам пазл, а продавцы нас не понимают. Вариант с поездкой на строительный рынок за фанерой мы отмели — хотелось поскорее начать. Пришлось изобретать. Нам повезло — в магазине нашлись листы ватмана в половину нашего пазла. Мы склеили их скотчем, и получился самодельный коврик.

Пазл мы собираем на икеевском журнальном столике, а храним в углу комнаты под старым пледом. Столику и пледу это продлевает жизнь, но нам неудобно. Даже накрытый пазл покрывается пылью, а чтобы перенести его на столик, нужны двое. Иногда хочется пособирать, а переносить и чистить лень. Со временем мы приспособились, но удобнее не стало.

Стоит заранее придумать, где собирать и хранить пазл. Спине должно быть комфортно, а детали не должны разлетаться по комнате. Этого проще добиться с ковриком для пазлов, но если место позволяет, можно обойтись куском фанеры или картона. Если организовать сборку грамотно, неудобства не будут отвлекать от процесса.

Рассортировать детали

Проблема: как начать сборку пазла. Вы освободили место, постелили коврик, открыли коробку с пазлом, а в ней — мешок с деталями. Если пазл на 3000 деталей, то довольно увесистый. На что обратить внимание?

Решение: рассортировать детали. Внимательно посмотреть на картинку на крышке пазла и мысленно разделить ее на части. Представить, как выглядят детали от разных частей. Какого они цвета и формы, какой на них узор. И разложить детали по кучкам, превратив один большой пазл в несколько маленьких.

Начать стоит с рамки. У большинства деталей пазла края неровные за счет выпуклостей и впадин, или «впуклостей». У деталей для рамки один край ровный, а у четырех из них — даже два, это уголки рамки. Благодаря необычной форме детали для рамки найти проще всего.

Кучки деталей нужно где-то хранить. Знающие люди рекомендуют коробки от конфет или специальные органайзеры. В них детали можно разложить лицом вверх и быстро найти нужную при сборке. Органайзер для пазлов стоит от 2 000 рублей. Если коробок под рукой не оказалось, а тратиться на органайзер не хочется, детали можно разложить по пакетам. Искать детали станет сложнее — придется все высыпать и заново перебирать. Но зато все пакеты легко поместятся в коробке с пазлом. У каждого метода свои достоинства.

Пакетиков с деталями осталось немного. Лупа справляется с мелким текстом

При первой сортировке не стоит делить детали на слишком мелкие кучки. Их получится слишком много, и будет легко запутаться. Более тонкой сортировкой лучше заняться при сборке отдельных частей пазла.

ХужеЛучше
Детали с закорючками и детали с полоскамиДетали с непонятным узором
Детали с желтыми пятнами и детали зелеными пятнамиПятнистые детали
Розовые детали и бордовые деталиДетали с любым оттенком красного

Как сделали мы. Историческая карта мира богата на характерные области. Кроме рамки это ободки полушарий, экватор, океан, материки, пестрая область вокруг полушарий с табличками и надпись по верхнему краю. У нас получилось 7 кучек: рамку собрали сразу, остальные 6 разложили по пакетикам.

Наверное, есть люди, которые с первого взгляда определяют, что за деталь у них в руках. Они правильно раскладывают их по кучкам, и потом все сходится. У нас было не так: мы даже детали для рамки нашли не сразу. Мы расстраивались, что в пазле остаются дырки, хотя подходящие детали закончились. Но потом привыкли, что небо закрывается деталью из мешочка с океаном и наоборот. Для сложных пазлов это нормально.

При переборе деталей быстро выработался жаргон. Экватор — железная дорога, надпись — буквы, материки — болото. Среди пестрых деталей почему-то часто попадался узор, напоминающий ушную раковину, поэтому они стали ушами. Позже можно было сказать «о, у меня железная дорога» или «примерь ухо к своему мужику», — и сразу понятно, о чем речь. Если собирать пазл вместе с кем-то, жаргон помогает общаться.

Сортировать детали скучно. Перебирать 3 000 кусочков картона надоедает даже вдвоем. Но без сортировки сложный пазл не собрать.

Собрать пазл

Проблема: как подбирать детали. Даже если разделить пазл на части, на поиск детали уходит много времени.

Решение: начните с простых фрагментов и выбирайте правильный метод поиска. Я знаю три метода: поиск по образцу, по пазлу и перебором.

Поиск по образцу подходит для фрагментов пазла с характерным рисунком. Рассмотрите деталь, запомните узор и поищите его на картинке-образце. Если найти не получается, поищите в другой части пазла — возможно, она попала не в ту кучку при сортировке. Если терпение на исходе — отложите деталь в сторону. Когда дырок останется меньше, место для нее найдется само. Искать детали по образцу проще вначале, когда по пазлу еще ничего не понятно.

Не страшно, если не удается прицепить деталь к собранной части пазла. Вначале таких деталей будет большинство. Просто положите ее на нужное место, а когда соберется несколько разрозненных деталей, они начнут соединяться друг с другом, и это магия.

Поиск по пазлу стоит начинать, когда уже складывается рисунок и понятно, какую деталь искать. Представьте, какой узор должен быть на детали, какого она должна быть цвета и как расположена. Просмотрите все детали из нужной кучки одну за другой. Приложите все похожие детали к пазлу, даже если кажется, что не подойдет. Иногда подходит деталь, на которую вы бы ни за что не подумали. Когда собрана половина фрагмента, образец уже не нужен.

Перебирать детали приходится при сборке однотонных фрагментов. Детали похожи друг на друга, и по образцу или пазлу не понять, куда подходят. Нужно прикладывать одну за другой и искать совпадения по размеру, форме неровностей и оттенку цвета. Занятие не из веселых — к счастью, таких фрагментов обычно немного.

ХужеЛучше
Подбирать только детали, которые можно прицепить к собранной части пазлаНачинать сборку фрагмента с поиска по образцу на коробке. Разложить найденные детали на коврике, даже если они не цепляются к другим
Продолжать искать по коробке, когда половина фрагмента собранаСобирать однотонные фрагменты по коробке
Продолжать подбором к собранным областямДля однотонных фрагментов искать детали по размеру и форме перебором

Как сделали мы. Мы начали собирать историческую карту мира с характерных областей: крупной надписи по верхнему краю, «железной дороги» экватора по центру, оранжевой рамки полушарий. Узор на деталях для этих областей узнать легко, поэтому мы собрали все вместе и сложили простым перебором. Экватор и полушария разделили пазл на части и стали его скелетом.

После этого каждый собирал что хотел. Правильнее было поделить карту на фрагменты, чтобы каждый занимался своим и не мешал другому. Но у нас так не получалось. Вот привлекает внимание странная деталь — и ты уже в другом конце карты пытаешься пристроить крылья «зяблику». А это облако или борода степенного мужа? Дай посмотрю!

Мы наслаждались волшебностью проявления полотна художника из хаоса непонятных кусочков. Каждый сантиметр порядка — маленькая победа. А методы придумывались по ходу дела. Неудивительно, что спустя два года пазл еще не готов.

Собирать пазлы можно по-разному. Можно начинать с простых картин, учить методики и тренироваться. Если хочется стать крутым собирателем пазлов, по-другому никак. А можно не думать о методиках и собирать как хочется — или экспериментировать. Это не помешает хорошо провести время.

Превратить пазл в картину

Проблема: пазл собран — как повесить его на стену, чтобы все не рассыпалось?

Решение: проще всего склеить с лицевой стороны клеем для пазлов или самоклеющейся пленкой.

Клей заливается между деталей и намертво их скрепляет. Хороший клей прозрачный, со временем не мутнеет и не рассыхается. Стоит это удовольствие от 100 до 1000 рублей. Недостаток клея в том, что потом пазл уже не разобрать.

Пленка клеится к лицевой стороне пазла и хорошо скрепляет детали между собой. Чтобы рисунок было хорошо видно, выбирать нужно глянцевую пленку. Экономить на пленке не стоит — хорошая пленка не тянется и не пузырится, а если приклеилась неровно, можно отклеить и попробовать снова. Рулон пленки шириной пол-метра обойдется рублей в 500.

После склейки деталей пазл нужно приклеить к основе. Это может быть картон, фанера или холст — с рамкой или без. Проще всего отдать пазл в багетную мастерскую, где его красиво оформят и заламинируют. Для пазла на 2-3 тыс. деталей это обойдется тысячи в две.

Если не склеить пазл с лицевой стороны, детали могут рассыпаться. Знатоки пишут, что перевернуть его можно и без фиксации деталей и что склеивать пазл можно с изнанки. Но зачем рисковать?

СтрашноНормально
Переворачивать пазл без фиксации и клеить сразу на основуСначала зафиксировать с лицевой стороны клеем или самоклеющейся пленкой

Как сделали мы. Мы пока не собрали пазл и не определились, как будем превращать в картину. Я за пленку, жена считает, что приклеить ее ровно у нас не получится. Но мы уже решили, что вставим в рамку и повесим на стену. Шедевром хочется любоваться.

Осталось совсем немного!

После сборки пазл можно разобрать и сложить в коробку до следующего раза. Но можно зафиксировать детали клеем или пленкой и превратить в картину. Со временем квартира может стать картинной галереей!

Собирание пазлов может показаться занятием несерьезным. Но на практике — помогает развивать пространственное воображение, украшать интерьер и весело проводить время. Чтобы быстрее собирать пазлы и получать больше удовольствия от процесса, помните о нехитрых правилах.

  1. Подготовьтесь к сборке. Купите коврик для пазлов или сделайте его самостоятельно из картона или фанеры. Найдите место для сборки и хранения пазла.
  2. Рассортируйте детали. Превратите один большой пазл в несколько маленьких. Начните с грубой сортировке и делите кучки дальше по мере сборки.
  3. Освойте несколько простых методов поиска деталей. Начинайте собирать по образцу на крышке коробки, затем ориентируйтесь на собранные части пазла. Однотонные части быстрее собирать перебором деталей.
  4. Подумайте, что будете делать с пазлом после сборки. Зафиксировать детали можно клеем для пазлов или самоклеющейся пленкой. Если захочется клеить с изнанки, пазл придется перевернуть. Это проще сделать, если собирать на фанере или доске.

Учусь писать и сокращать в Продвинутом курсе Главреда Максима Ильяхова и Люды Сарычевой. Публикую работы в блоге, чтобы не потерялись.

Как правильно и быстро собирать пазлы

Идеи увлекательного семейного досуга ценятся в любое время года. Пазлы – великолепная альтернатива телевизору и видеоиграм, ведь собирать их не только интересно, но еще и полезно для развития мелкой моторики и логического мышления. Если вы новичок в мире красочных головоломок (или же ваши стратегии по сборке не работают так, как бы этого хотелось, и вы в поиске свежих лайфхаков), эта статья поможет вам разобраться, как правильно и быстро собирать пазлы. Уже совсем скоро вы научитесь расправляться с картинками любой сложности, как настоящий профи!

Советы, как собирать пазлы

Прежде, чем начать собирать пазл, его необходимо выбрать. Если это увлечение для вас пока новое, не соблазняйтесь сразу же на огромные головоломки из двух или трех тысяч шт. Лучше всего начните с 500 элементов: реально оценивая свои навыки, вы увеличиваете шансы на то, что пазл не останется пылиться в коробке в полусобранном состоянии. Немного потренировавшись, со временем вы легко сможете перейти на более продвинутый уровень сложности.

Количество деталей пазла также зависит от того, сколько времени вы готовы посвятить этому занятию. Выбирая картинку, отдавайте предпочтение тематике, интересной всем, кто будет участвовать в ее сборке. Если изображение вам не по душе, вполне вероятно, что очень скоро вы потеряете любую мотивацию к получению конечного результата в виде готового пазла.

Кстати, а что вы собираетесь делать с собранной головоломкой? Ведь ее можно не только сложить обратно в коробку, но и повесить на стену в красивой рамке. Последнее предполагает предварительную склейку, поэтому следует с осторожностью подойти к выбору поверхности, на которой будете клеить. Чтобы не запачкать стол липким клеем, можно застелить его куском картона или провощенной бумаги. Проследите, чтобы размер подкладки соответствовал размеру собранного пазла (информацию про размеры пазла можно найти на коробке).

Не менее важную роль играет и выбор рабочего пространства, ведь увлечение пазлами требует немало места. Этот момент характеризуется несколькими важными нюансами:

  • рабочие поверхности, у которых есть другая функция (например, обеденный стол в кухне) подойдут лишь в том случае, если вы используете коврик для сборки пазлов или другую переносную поверхность. При необходимости такая предусмотрительность позволит вам удобно переместить пазл, чтобы срочно освободить место;
  • чтобы избежать беспорядка, хранить элементы можно в пластиковых мешочках или контейнерах. Подобная организованность гарантирует, что ни одна деталь не потеряется в процессе сборки;
  • площадь рабочей поверхности должна вмещать не только пазл в собранном виде, но и предоставлять дополнительное пространство для сборки отдельных элементов картины.

Общая схема сборки пазлов

Безусловно, каждая головоломка требует индивидуального подхода. Тем не менее, можно выделить 5 универсальных (и что главное, эффективных) стратегий:

  1. поиск и сборка деталей с гладкими краями. Собрав рамку, вы получите ограниченное пространство и приблизительное понимание, куда двигаться дальше;
  2. перевертывание всех элементов лицевой частью вверх. Это, на первый взгляд, утомительное занятие в разы упрощает сборку пазлов. Видя перед собой все фрагменты, вы намного быстрее ориентируетесь в оттенках и формах деталей, что, в свою очередь, сильно ускоряет процесс;
  3. сортировка по цвету. Для большинства головоломок – это отличный ход, поскольку отличить оттенки, принадлежащие к той или иной области изображения, чаще всего достаточно просто. Намного сложнее справиться с «невозможными» пазлами (англ. impossible), где картинка представляет собой повторяющийся узор одного цвета. Но и там можно попытаться отделить оттенки, которые появляются реже. Все, что невозможно определить с первого раза, ссыпайте в кучу, к которой возвратитесь, когда исчерпаете все основные цветовые фрагменты;
  4. сортировка по форме. Каждый производитель характеризуется своим типом нарезки: от классической прямоугольной с выступами и впадинами до круглой или треугольной с волнистыми краями. Чем разнообразнее детали, тем легче собирать паззл;
  5. особенные детали. Некоторые элементы представляют собой часть самых заметных фрагментов изображения (например, надписей или единственно повторяющегося цветного мотива). Старайтесь сразу же отделять их от остальных деталей: чем больше у вас таких «островков», тем проще будет потом сложить головоломку в единое целое.

Частности

Не пытайтесь охватить весь пазл сразу: гораздо эффективнее разбить его на небольшие участки. Визуальный прогресс будет мотивировать вас продолжать собирать картинку.

Готовые секции поместите в приблизительные места возле рамки, даже если они еще не связаны с ней. Визуализация пространства облегчит поиск других недостающих элементов.

Если вы устали или пазл вам надоел, сделайте перерыв. Через некоторое время свежим взглядом можно легко заметить все, что вы пропустили!

Сборка маленьких пазлов 160 – 500 элементов

Небольшое количество деталей позволяет экспериментировать со сложностью изображения. Схема сборки такого пазла зависит от его цветовой гаммы и способа нарезки.

Сборка средних пазлов 1000/1500/2000 штук деталей

Набив руку на маленьких картинках, можно переходить к сборке «тысячников». Соберите рамку, чтобы понять реальные размеры пазла. Затем постарайтесь сложить все яркие части изображения, а уже тогда переходите к фону.

Как правильно собирать большие пазлы 3000, 4000 и больше

Как правильно и быстро собирать пазлы, состоящие из множества деталей? Головоломки на несколько тысяч чаще всего состоят из пары пакетов с равным количеством элементов. Более того, у многих производителей одна вертикальная часть идентична второй, перевернутой на 180 градусов. Зная это, можно подсматривать на уже собранную половину и механически подыскивать нужный элемент.

Как собирать светящиеся пазлы

Сборка флуоресцентных головоломок не отличается какими-то особенными хитростями. Действуйте по общей схеме и в качестве бонуса вы получите картину, которая будет светиться в темноте.

Особенности сборки Castorland Puzzle

Если взять собранные пазлы Касторлэнд с разным рисунком, но с одинаковым количеством деталей, и наложить один на другой, форма элементов нижней и верхней головоломок будет идентичной (поскольку компания использует одинаковые резцы). Таким образом, фанаты Castorland могут нарисовать себе настоящую шпаргалку для сборки пазла на любое количество деталей.

Как собрать пазл без картинки

Такое развлечение – не для слабонервных. Придется задействовать все возможные техники и приемы: рамку, сортировку по цвету и форме, а также выбор особых элементов. И да, запаситесь терпением!

Сборка деревянного пазла

Головоломки из дерева отличаются креативной нарезкой, поэтому проще всего собирать их, ориентируясь на форму деталей. 3D модель пазлов из дерева напоминает конструктор и требует инструкции. В зависимости от производителя для нее могут понадобиться клей-краски (чаще всего идут в комплекте).

Пазл картины и их сборка

Особенный вызов – пазлы в виде фотографий картин известных художников. Тяжелее всего собирать пейзажи и произведения импрессионистов. Отличить оттенки мазков масляной краски на деталях весьма непросто, поэтому особое внимание следует уделить освещению рабочего пространства. Самый неприметный штрих на деле может оказаться ярким элементом картины.

Сборка однотонного пазла

Одноцветную головоломку следует начинать со сборки окантовки. Правильно отсортировав элементы разных форм, приступайте к схематическому подбору элементов, начиная с любого края.

Как научить ребенка собирать пазлы

Обучать малыша собирать логические головоломки можно с самого раннего возраста. Начинать следует с пазлов из дерева или мягких материалов, постепенно переходя к классическим вариациям. Если ребенок собирает неправильно, помогайте ему, а когда у него начнет получаться – ограничьтесь словесными подсказками. Чтобы вызвать интерес, выбирайте красочные рисунки с героями любимых мультсериалов. Не забывайте хвалить малыша!

Читайте также:  Аппликации (скачать заготовки)
Ссылка на основную публикацию