Развивающие игры для дошкольников: почему они необходимы

Зачем ребенку развивающие игры
материал по теме

Игра – это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать считать, писать, а главное думать, рассуждать изобретать и доказывать

Скачать:

ВложениеРазмер
zachem_rebenku_razvivayushchie_igry.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем ребенку развивающие игры

В основу развивающих игр положены два принципа обучения – это от простого к сложному и “самостоятельно по способностям”. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей.

Во-первых , развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннего возраста.

Во-вторых , их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.

В-третьих , поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенок развивается наиболее успешно.

В-четвертых , развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а, кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В-пятых , играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать ребенку, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Первая же попытка ввести развивающие игры даже в небольшой дозе (два-три раза в неделю по полчаса) в практику работы с детьми детского сада показала, что темп умственного развития малышей может возрасти почти вдвое. Конечно, игры вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который “через день по столовой ложке” можно достичь желаемых результатов. Развивающие игры не могут заменить “этих грязных железок” и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система обращения с детьми в семье.

Как играть с ребёнком в развивающие игры

Игра – это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка читать считать, писать, а главное думать, рассуждать изобретать и доказывать Игра это не только развитие, но и общение нас с детьми. Дети особенно тянуться к людям, которых они любят. Для них счастье, когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько функций: развитие, обучение общение и просто делаем детей счастливее, а значит здоровее. Применительно к дошкольникам (в возрасте от трёх до шести-семи лет) следует говорить о развивающих занятиях, поскольку определяющим видом деятельности детей этой возрастной группы является не учение, а игра. Поэтому смысл развивающих занятий состоит не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы продвинуть ребенка вперед, совершенствуя его физическое, функциональное и психическое развитие (в соответствии с нижерассмотренными сферами).
Двигательная сфера – Развитие основных двигательных навыков: бега, прыжков, бросания и ловли мяча и т.п.

Мотивационная сфера – Развитие интереса к новому, к познанию окружающего мира.

Познавательная сфера – Развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.

Волевая сфера – Развитие произвольного поведения: способности к преодолению трудностей и сдерживанию импульсивности.

Эмоциональная сфера – Развитие социальных эмоций: сочувствия и сопереживания.

Личностная и социальная сферы

Развитие способности к позитивному взаимодействию в коллективе и обучение коммуникативным навыкам.

Развивающими играми желательно заниматься каждый день по 15-20 минут.

Рекомендации по проведению игр:

– Поощряйте творческую инициативу ребенка. Ни в коем случае не ругайте за ошибки, не насмехайтесь даже “над самыми нелепыми попытками решения. Стоит только один раз поругать малыша за неправильные действия, и он может больше не захотеть играть в эту игру. Особенно тяжело воспринимают замечания тонкие, чувствительные натуры. Даже если действия ребенка не удачные, найдите что-нибудь, за что можно похвалить (за необычность решения, за чувство юмора, за смелость или изобретательность, за старание и аккуратность).

· Обязательно нужно говорить ребенку, что он умный, способный. Стараться и не захваливать, давать и критическую оценку, но всегда начинать с похвалы: “Ты действовал очень хорошо, но пока у тебя еще не все получилось правильно. В следующий раз ты сможешь выполнить задания еще лучше, чем сейчас”. Необходимость обще6й положительной оценки вызвана тем, что в 4-5 лет дети не могут отделить оценку за выполненное задание от оценки себя в целом. Слова “Ты сделал это плохо” дети воспринимают как “ты плохой” и истолковывают как проявление отрицательного отношения к себе со стороны взрослых.

· Не спешите подсказывать. Старайтесь чтобы ребенок находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же самостоятельною. Правильный ответ сообщите, только если все другие возможности исчерпаны. Правильный ответ объясните, чтобы ребенок понял.

· Учите ребенка доказывать правильность своего ответа, отстаивать свою точку зрения. это в свою очередь закрепляет его уверенность в себе, в своих силах; даже если ответ не правильный всегда нужно спросить “Почему ты так считаешь?”

· Старайтесь предупреждать возникновение негативных эмоций в процессе игры. Если Вы заметили, что ребенок все больше отвлекается от игры, чаще допускает ошибки, начинает разговаривать на другие темы, значит он устал. Не стоит ждать, когда ребенок скажет: “Мне уже надоело играть”. Необходимо немного раньше переключить внимание ребенка на другое интересное занятие.

– Игры должны вызывать положительные эмоции, тогда у ребенка будет формироваться стойкая позитивная мотивация к умственной деятельности.

– Избегайте принуждения. Принуждение способствует возникновению у ребенка страха перед возможным наказанием. Такая ситуация приводит к порождению отрицательных эмоций и формирует негативное отношение к любой умственной деятельности, в том числе и учебной.

Младший дошкольный возраст – это период, когда нужно подготовить ребенка к восприятию обучающего материала. А именно, развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), которые помогут обеспечить успешное овладение учебной программой.

Игры Никитиных, мы начинаем играть

Рекомендации к развивающим играм Бориса Никитина

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение, и ваше и его. Радуйтесь ему – это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Не обижайте ребенка в игре.
3. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием – значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его!
7. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры “Сложи узор” и “Рамки и вкладыши Монтессори”. Здесь ребенку надо различать цвета и форму, а общее правило – наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определить, когда и какую из игр “включать”. Это творческая задача папе и маме.
8. Увлечения детей проходят “волнами”, поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, “забывайте” об игре на месяц-два и даже больше, а потом “случайно” пусть малыш вспомнит о ней.
9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
10. Оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте “имена” (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач.
11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. “Не интересоваться” игрой ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или. взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
12. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка.
13. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, модели, узоры, фигуры.
14. Устраивайте соревнования на скорость решения задач и со взрослыми. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает.
15, 16 и т. д. – это те правила, которые вы. найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее.

С какой игры начинать?

Это тоже важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа. Пожалуй, папе или маме сначала лучше всего посмотреть все игры подряд, попробовать поиграть самому, чтобы иметь представление о каждой из них и сопоставить с возможностями и уровнем развития своего ребенка.

Нельзя брать для начала слишком трудные задания, они могут отпугнуть ребенка, и тогда сразу может все усложниться. Лучше начать с заведомо более легких, которые ему явно под силу. И в первый раз даже закончить, не доходя до трудных и непосильных заданий. Тут, конечно, надо учитывать характер и темперамент ребенка.
И все-таки, если речь идет о малыше 3 лет, пожалуй, лучше начать с игры “Сложи узор”. Тут можно дать и такие простые (для нас, взрослых) задания, например: “Найди, где у кубика белая грань? Где синяя? Где желтая?”
Если вы рассчитываете, что малыш сможет открыть крышку коробки с кубиками, задайте вопрос: “А сумеет ли Ваня открыть крышку у новой коробки?” И если это ему удалось, то следом другой вопрос: “Как же достать кубик из коробки?”, ведь все 16 кубиков лежат плотно и пальчик между ними не просунешь, это тоже задача для малыша. Если он видел, как это делали раньше старшие, он немедленно скопирует их способ, а если не видел? Тогда для него это настоящая проблема.
А какая трудная задача, например, отыскать красную грань у кубика, если все пять остальных граней окрашены иначе! Сколько раз придется перевернуть этот кубик в руках? А уложить кубики опять в коробку, особенно последние 2 – 3? Как это трудно – если бы вы, взрослые, знали! Вы берете, сами складываете кубики и совершенно не думаете о том, что для вас это “истина всем известная”, а для малышей на определенном уровне развития это опять-таки целая творческая задача, на решение которой уходит иногда не один и не два дня!
После того как освоены первые задания игры “Сложи узор”, через неделю-другую можно ввести в строй следующую игру – “Рамки и вкладыши Монтессори”, а затем постепенно вводить “Уникуб”, “Кубики для всех”, “Сложи квадрат”, “Обезьянка”, “Точечки”, “Внимание”, “Кирпичики”, “КБСАМ” – именно в этой последовательности и даны игры в книге. Этот порядок лишь ориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню развития ребенка.

Для чего нужны развивающие игры

Татьяна Баскова
Для чего нужны развивающие игры

Для чего нужны развивающие игры.

Для развития личности ребенка, для того, чтобы он стал «субъектом собственной жизни в мире»следует целенаправленно приобщать его к средствам и способам взаимодействия с миром: к средствам и способам познания Истины, преобразования мира по законам Добра, Красоты и здоровья, а также к средствам и способам общения с миром. Для этого ребенку, безусловно, необходимы знания, умения и навыки познания мира.

Ребенок очень любознателен. Он хочет многое познать и понять, он задает множество самых невероятных вопросов. Ребенок хочет, мечтает всему научится. Но он, к сожалению взрослых, не воспринимает учебу как серьезное дело. Ему кажется эго очередным развлечением. А сложность и трудность, не преодолимая сразу, гасит детский энтузиазм. Разве можно развлекаться в поте лица

А ведь можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной и, главное, основной для него деятельности – игры. Для ребенка игра – это жизнь. Психологи определяют игру, как особый вид деятельности ребенка, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики. С помощью игры мы можем развивать у ребенка умение хорошо и быстро запоминать, размышлять, уметь понять абстрактную мысль, «увидеть» неочевидное. Играя с ребенком в различные развивающие игры, мы развиваем у него общие психические способности; восприятие, воображение, память, внимание, логическое мышление и т. д.

Развивающие игры выполняют сразу две задачи, с одной стороны это игра, а с другой, они целенаправленно развивают психологические способности детей. Игры очень разнообразны,но все они исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, картона, карточек и т. д.

2.Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи даются в порядке возрастания сложности, т. е. по принципу от простого к сложному.

4.Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступного 2-3 – летнему малышу до непосильных среднему взрослому.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку самостоятельно развивать свои способности, в отличие от обучения, где все объясняется.

6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задачи и нельзя под-сказывать.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы ребенок решил задачу с первой по-пытки.

8. Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора, серии картинок, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей.

9. Большинство развивающих игр не исчерпываются предлагаемыми задания-ми, а позволяют составлять новые варианты заданий, и придумывать новые игры

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей.

11. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу радости и творчества.

В развивающих играх удается объединить один из главных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно но способностям. Развивающие игры развиваютразные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, мышление, умение находить закономерности, классифицировать и систематизировать материал, пространственные представления, воображение, способность предвидеть результаты своих действий. СПИСОК РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Игры, развивающие восприятие

Развивающие игры: почему они так важны?

«Развивающие игры важны для ребенка точно так же, как еда и вода», – утверждает американский психолог и писатель Эрик Берн. Но почему? В чем их необходимость?

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Обучение

Любое обучение происходит быстрее, если преподнести его в виде игры. Игра увлекает детей, поэтому освоение новых знаний идет естественно, без давления и скуки. В некоторых лицеях и дошкольных учреждениях вся учебная программа построена на основе игр. Пример: учитель бросает детям мячик. Если ребенок поймал его, то он переводит указанное слово с русского на английский язык. Все хотят быть победителями в игре, а значит, каждый ребенок старается поймать мячик и правильно ответить на вопрос.

p, blockquote 3,0,1,0,0 –>

Внимание

Дошкольник в силу возрастных особенностей не может долго сосредотачиваться на одном виде деятельности, он часто отвлекается, теряет фокус. К школе же ребенку необходимо научиться концентрировать свое внимание на учебе хотя бы в течение 45 минут. Вот почему игры на внимание так необходимы малышам. Самые популярные игры на внимание – «запомни и воспроизведи», «найди отличия». Также ребенку могут понравиться игры «Ку-ква-ре-му», «Хамелеон» и «Волшебный котел».

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Моей дочке Арии чуть больше года, и мы любим с ней играть в «Мордашки». Это переделанная нами актерская игра «Покажи эмоцию». Дети от нее в восторге! Как Аричка радуется, как она грустит, как папа улыбается, а как мама смеется? Все делают «мордашки» и, конечно, наша малышка – лучше всех. Это игра учит ребенка выражать свои эмоции и невербально понимать родителей. Она объясняет, что такое радость, счастье, улыбка, слезы.

Соревнование

Если хотите, чтобы ребенок стал успешным, с детства приучайте его к соревнованиям, советуют британские психологи. В списке развивающих игр обязательно должны присутствовать соревновательные, в которых самое важное для ребенка – выигрыш и успех. Соревноваться малыш может с вами или со сверстниками. Такие игры учат дошкольников достигать определенных целей и не бояться конкуренции: играй, даже если боишься проиграть! Наряду с соревновательными играми можно предлагать ребенку и командные: «Испорченный телефон», «Совушки, ау!», «Сокровища тролля».

p, blockquote 6,1,0,0,0 –>

Телесная ориентированность

Вы считаете, что игру «куча-мала» нельзя назвать полезной и тем более – развивающей? А вот психологи подобные игры ценят и называют их телесно-ориентированной терапией. Телесно-ориентированные игры учат ребенка ощущать границы своего тела. У каждого человека (как взрослого, так и маленького) свой стиль движения, и это так или иначе отличает его характер. Кроме того, в этой игре ребенок учится чувствовать себя в паре или в коллективе, осваивать координацию движений.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

У меня четверо детей. У каждого были свои любимые развивающие игры в разном возрасте. Говорят, что талант у человека – на кончиках пальцев. Чем больше ребенок что-то делает руками, тем больше развивается его мозг. Поэтому мы с детьми лепим, строим дома из кубиков, собираем конструкторы. Мой сын Корней любил раскраски в 3-4 года. У нас был конкурс: кто аккуратней раскрасит картинку. Он всегда выигрывал (мне кажется, ребенок всегда должен выигрывать). Эта игра сформировала в нем любовь к рисованию и живописи. Сейчас ему 7 лет, и он такие картины рисует! Думаем отдать его в художественную школу.

Публикация от Ekaterina Klimova (@klimovagram) Ноя 24 2015 в 9:40 PST

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Семейные ценности

Игры необходимы не только для развития ребенка, но и для того, чтобы малыш чувствовал внимание родителей, психологическую связь с семьей. «Чем больше мама играет с ребенком, тем счастливей вырастет ее малыш», – убежден американский психолог Эрик Берн. Во-первых, совместная игра формирует у ребенка осознание «я хороший, поэтому мама играет со мной». Во-вторых, мама – хорошая. Очень важно не просто дать ребенку какую-то развивающую игрушку, а именно общаться с ним, играть вместе с ним.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Детские развивающие игры позволяют ребенку адаптироваться к окружающему миру, делая его более красочным и интересным. Играя с малышом, нужно ориентироваться на его предпочтения. Чтобы игра развивала, забудьте о принуждении. Каждый ребенок индивидуален, не нужно заставлять его играть в те игры, в которые он не хочет. И тем более, не нужно пытаться вырастить вундеркинда, перегрузив малыша всеми возможными видами развивающих игр.

p, blockquote 12,0,0,0,0 –> p, blockquote 13,0,0,0,1 –>

Это вызовет у ребенка отторжение к обучению и получению новых знаний. Не забывайте, это просто игра и даже если она развивающая, главная ее цель – это развлечение и общение с ребенком. Кстати, детские развивающие игры полезны не только для детей, но и для взрослых. Игра с ребенком – лучшее лекарство от стресса и весенней депрессии.

Для чего нужна игра детям

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно. Почти всё, чем занимаются маленькие дети, предоставленные самим себе, они называют игрой.

Это типичный ответ маленького ребенка, обозначающий самые разнообразные его занятия: насыпание песка в ведерко, бросание мяча, возню с приятелем, приготовление кукольного обеда и пр. Другими словами, для ребенка игра — это его независимая деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы без оглядки на обязательность и необходимость, требования и запреты, столь свойственные миру взрослых.

Для ребенка игра — средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за пределы ограниченного мира «детской» и построить свой собственный мир.

Но у ребенка есть и другие занятия, которые он игрой не назовет, хотя в них он вроде бы тоже свободен в реализации своих желаний. Это рисование, лепка, конструирование. Однако, в отличие от игры, в них есть ощутимый, материальный результат — рисунок, постройка и т. п.— и от ребенка требуются изрядные усилия, чтобы преодолеть сопротивление самого материала, получить желаемый продукт.

В игре нет таких проблем, как в рисовании, когда краска течет не туда, куда нужно, или в практическом действии, когда вещи не слушаются (попробуйте-ка аккуратно зашнуровать ботинки!).

Что же привлекает ребенка в игре? Сам процесс действования. Но действие в игре — особое, ненастоящее. Уже к 3 годам дети начинают осознавать различие игры и не игры, а к 4—5 годам это различие настоящего действия и игрового уже четко формулируется ими: «Это же понарошку. », «Давай, как будто я ехал. » и т. п.

Эти «понарошку», «как будто», т. е. действие в воображаемой ситуации, и делают игру отличным средством самореализации для ребенка. В игре он может делать все, что хочет, и все у него «получается». В игре ребенок таков, каким ему хочется быть,— добрый мальчик, красивая принцесса, путешественник; в игре ребенок там, где ему хочется быть,— на Луне, на дне моря, в школе. Он участник интересных и привлекательных событий — лечит больных, сражается с драконом, тушит пожар. Что из того, что ребенок не может водить настоящую машину? Зато он может сколько угодно с упоением «ездить» в машине, построенной из стульев, и крутить купленный мамой в «Детском мире» руль; может устраивать гонки маленьких автомобилей с авариями и всяческими дорожными происшествиями; строить гаражи для машин, ангары для самолетов и целые города. Если он еще не ходит в школу, как старший брат или соседская девочка,— тоже не беда. Ведь он может учить своих плюшевых зайцев и медведей, ставить им оценки и объяснять задачи. А может и сам стать учеником, приспособив бабушкину сумку вместо ранца и ее же записную книжку вместо тетради.

Игра позволяет ребенку остановить мгновение, повторить и прожить его еще много раз. Например, он ездил с родителями на теплоходе, и теперь это приятное событие может постоянно повторяться в игре. Игра помогает ребенку не только получить удовольствие от «повторения» приятных событий, но и избавиться от неприятных переживаний, чувства неудовлетворенности, если что-то ему не удалось в действительности. К примеру, девочке очень хотелось быть Снегурочкой на детском празднике, но ей досталась всего лишь роль Снежинки. И вот она привлекает бабушку в качестве зрителя, а сама несколько раз разыгрывает сценарий уже прошедшего в детском саду праздника, выполняя роль Снегурочки.

Таким образом, ребенку игра обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, и прежде всего желание действовать как взрослый, желание управлять вещами (которые на самом-то деле пока еще не очень подчиняются!).

Достаточное ли это основание, чтобы поощрять, развивать у ребенка эту деятельность? Наверное, если бы значение игры заключалось лишь в удовольствии, то в какой-то степени можно было бы и пренебречь ею в пользу более серьезных, значимых для будущей жизни ребенка занятий. Однако детская игра чрезвычайно важна для развития ребенка.

Пожалуй, одним из первых, кто указал не только на «сиюминутную», но и на перспективную полезность игры, был немецкий ученый К. Гроос, предложивший рассматривать детскую игру как инстинктивную подготовку к будущей взрослой жизни: игра девочек в куклы — это упражнение материнского инстинкта, игра мальчиков в войну — проявление охотничьего инстинкта и т. п.

Современные ученые далеки от того, чтобы приписывать детской игре инстинктивную природу и приравнивать ее в этом смысле к игре животных, как это делал К. Гроос, но высказанное им предположение об огромном значении игры для всей будущей жизни ребенка принимается теперь исследователями всего мира за аксиому.

Что же дает игра для психического развития ребенка?

Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий. Сначала — это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение содержания игры (воссоздание все более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, «в уме»).

Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности «в уме» создает основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно и само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая, специфически человеческая деятельность.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом.

Принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, а это означает развитие у него человеческих, «социальных» эмоций, начал нравственности.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребенок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

В игре ребенок получает и опыт произвольного поведения — учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.

Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредоточиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.

Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.

Из всего сказанного ясно, что игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребенка. Но она помогает решать и более узкие педагогические задачи. В игре может происходить усвоение ребенком отдельных знаний, умений, навыков. Однако это уже требует специальной педагогической организации детской игры — включения в нее такого содержания, которое потребовало бы от ребенка актуализации определенных знаний, выполнения определенных действий. Можно, например, так построить игру в школу, что ребенок будет с большим интересом и охотой осваивать азбуку, а специально организованная игра в магазин может помочь закреплению элементарных счетных навыков. Но эти задачи могут быть решены только в совместной игре детей со взрослым.

Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.

Выяснив, для чего нужна игра, мы должны теперь разобраться в следующем вопросе: должны ли взрослые специально культивировать детскую игру, учить детей играть? Действительно, может быть, игра внутренне присуща ребенку, достаточно лишь не мешать ему играть, предоставив время и место для игры?

В психологии XIX — начала XX в. был распространен взгляд на игру как явление, сопутствующее развитию ребенка. Организм ребенка созревает, развиваются и заложенные в нем изначально задатки, становятся совершеннее память, воображение, мышление. А игра — лишь проявление детского воображения, мышления, как бы индикатор внутренне присущих ребенку свойств. При таком взгляде на развитие ребенка ни культивировать игру, ни воздействовать на нее не надо — она своевременно появится у каждого ребенка и исчезнет, когда пройдет «возраст игры».

Однако современной отечественной психологией доказано, что выработанные в ходе исторического развития специфические человеческие способности как бы откладываются, аккумулируются в различных типах человеческой деятельности. Ребенок развивается, овладевая тем или иным типом деятельности, который задается ему социальной средой. Определенный тип деятельности требует от ребенка специфических способностей и как бы ответствен за их развитие. Для каждого периода детства существует исторически сложившийся тип деятельности, который обеспечивает максимальное развитие ребенка,— такую деятельность называют ведущей для данного возраста. Для младенца (до года)—это эмоциональное общение с близким взрослым; для ребенка раннего возраста (1—3 года) — предметно-манипулятивная деятельность; для детей дошкольного возраста — игровая деятельность; для детей После 6—7 лет — учебная деятельность.

Таким образом, игра не мистическое, внутренне присущее ребенку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой он овладевает.

Сам по себе возраст еще совершенно не гарантирует появления у ребенка того или иного типа деятельности. Становление ведущей деятельности происходит постепенно и зависит от сложной системы социальных воздействий (в том числе и воздействий близких взрослых), задающих в той или иной форме эту деятельность ребенку.

Например, при поступлении в школу ребенок сначала только формально становится учеником. Овладевая специальными знаниями по разным предметам, он должен при этом еще и научиться быть учеником — уметь принимать учебную задачу, выбирать средства ее решения, контролировать, оценивать свои действия. Только тогда можно говорить о том, что учебная деятельность у него сформировалась.

Не является исключением и игра. Для того чтобы игра стала генератором развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью во всей ее полноте, стать человеком играющим, т. е. научиться играть. А взрослый может ему в этом помочь.

И здесь мы сталкиваемся с недоуменной реакцией пан и мам:

10 причин, почему игры важны для развития ребенка

По мнению психолога Питера Грея, правильно организованная игра дает ребенку гораздо больше, чем школьное образование.

Давайте рассмотрим причины, по которым игра является громадным катализатором развития ребенка!

10 причин, почему ребенок должен играть

  1. В игре дети многое успевают: что-нибудь исследовать, самостоятельно найти себе занятие и поскучать, вляпаться в неприятности и из них выпутаться, повитать в облаках и найти новые увлечения, а также почитать те книги, которые хочется, а не те, которые задали.
  2. Дети, которые много играют, психологически более стабильны и реже страдают психическими заболеваниями. Доля детей, страдающих тревожным расстройством и глубокой депрессией, сегодня в 5-8 раз выше, чем в 1950-е, которые психологи называют «золотым веком детских игр». За тот же период процент самоубийств среди молодых людей от 15 до 24 лет увеличился больше чем в два раза, а среди детей до 15 лет — учетверился.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 простых игр для развития ребенка из подручных средств
В игре дети учатся всему, что понадобится им во взрослой жизни. Причем в каждой культуре – именно тому, что нужно. К примеру, в некоторых первобытных обществах охотников и собирателей практически все время дети проводят за игрой. Они играют в выслеживание и охоту, в поиск и выкапывание съедобных корешков, в лазанье по деревьям, приготовление еды, строительство хижин и долбленных каноэ.

В Массачусетсе существует особая школа — Садбери Вэлли. Там ученики целыми днями делают все, что захотят — запрещено только нарушать некоторые школьные правила, призванные поддерживать мир и порядок. Школа существует уже 45 лет, и за это время выпустила несколько сот человек. И здесь дети, предоставленные самим себе, стремятся научиться ровно тому, что имеет ценность в нашей культуре: читать, считать и пользоваться компьютерами — и делают это с той же страстью, с которой дети охотников и собирателей учатся охотиться и заниматься собирательством.

Источник: Instagram @pluswonderland

  • Игра в свободном коллективе обеспечивает детям возрастное разнообразие. Как выяснили психологи, игра в смешанной возрастной группе лучше способствует образованию, чем игра сверстников.
  • Игра помогает развивать творческое мышление и нестандартный подход к решению проблем. В так называемых «Тестах творческого мышления Торренса», дети, которые много играют в свободном режиме, показывают на 85 % лучший результат!
  • Игра – лучший способ обретения социальных навыков. Игроки всегда могут выйти из игры, если им не нравится играть. Поэтому каждый, кто хочет продолжить игру, старается удовлетворить не только свои, но и чужие потребности и желания, учится договариваться, искать компромиссы и быть настойчивым, но не слишком авторитарным – то есть приобретает те качества, которые понадобятся ему во взрослой жизни.
  • В игре дети учатся эмоционально и физически справляться с опасностями. Молодые млекопитающие во время игры ставят себя в умеренно опасные ситуации: подпрыгивают, усложняя себе приземление, бегают по краю обрыва, на опасной высоте перескакивают с ветки на ветку. Человеческие дети, предоставленные сами себе, делают то же самое. Они постепенно, шаг за шагом, подходят к самому сильному страху, который могут выдержать.

    Burda Media
  • Игра учит контролировать негативные эмоции. Злость или раздражение в игре может вызвать случайный или намеренный толчок, дразнилка или собственная слабость и неумелость. Но дети, которые хотят продолжить игру, учатся контролировать злость, не выпускать ее наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов.

    В одном из экспериментов крысятам и детенышам обезьян позволяли участвовать в любых социальных взаимодействиях, кроме игр. В результате оказавшись в не очень опасной, но незнакомой среде, они в ужасе замирали, не в силах преодолеть страх, чтобы осмотреться. Столкнувшись с незнакомым животным своего вида, они либо сжимались от страха, либо нападали, либо делали и то, и другое — даже если в этом не было никакого практического смысла.

    Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

    Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит?

    Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

    В чем польза этого процесса?

    Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

    – познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

    – образное мышление, фантазия и воображение. В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

    – физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

    – речь. Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

    – нравственные качества. Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

    – мотивационная сфера. Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

    Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

    • развить логику и мышление;
    • развить мелкую моторику;
    • научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
    • осознать и придерживаться правил;
    • тренировать память и внимание.

    С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

    Какие игры выбрать и как заниматься?

    Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

    • для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
    • для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
    • игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
    • для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
    • познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

    Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

    Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

    Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

    Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

    Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

    Читайте также:  Игра “Заплаточки”
    Ссылка на основную публикацию
    11 мая 2016, 7:02