Вредные и плохие привычки у детей до года – и такие ли они вредные на самом деле

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться?

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.

Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Вредные и плохие привычки у детей до года

У маленького ребенка часто развиваются различные привычки, которые у родителей вызывают определенные неудобства или беспокойство. У детей, которым еще не исполнился год, привычки, как правило, связаны с их потребностями. Для малыша это возможность получить нечто желаемое, а для родителей – неудобство. Вредные и плохие привычки у детей до года могут иметь как физиологическую, так и психологическую причину. С первыми бороться проще, чем со вторыми.

Чтобы разобраться в психологических причинах привычек, необходимо знать о некоторых особенностях детей до года. В этот период многие явления, которые кажутся вам странными и вызывают беспокойство, являются нормой. Зная об этом, родители смогут успокоиться, и не будут переживать по поводу того, что научили ребенка чему-то неправильному.

Вот несколько распространенных вредных привычек, которые можно наблюдать у детей в возрасте до 1 года. Как с ними бороться?

Неправильный захват груди при кормлении

Такая проблема встречается часто. Она может привести к неприятным последствиям для малыша и для его мамы. При неправильном захвате у женщины могут трескаться соски, а при кормлении она будет ощущать боль. Малыш же не сможет получить столько молока, сколько ему необходимо. Кроме того, в результате такой привычки у него может развиться неправильный прикус в процессе взросления.

Когда ребенок правильно захватывает грудь, его губки выворачиваются. Он должен захватить и ореолу, и сосок. Если вы наблюдаете нарушение, нужно осторожно отнять грудь, а затем помочь крохе захватить ее правильно. Это поможет маме избавиться от дискомфорта, а крохе – избежать проблем в будущем.

Иногда ребенок неправильно захватывает сосок из-за того, что у мамы плоские соски. В этом случае следует воспользоваться специальными накладками.

Сосание пальчика

Эта привычка связана с различными приметами и мифами. На самом деле, это проявляется при тревоге или при неудовлетворенном сосательном рефлексе. Чтобы предотвратить проблему, нельзя лишать кроху возможности питаться материнским молоком. В процессе кормления дети не только питаются, но и ощущают контакт с мамой. Исследователи установили, что дети, которые очень часто получают грудь, практически не страдают от этой привычки. Чтобы предотвратить развитие этой вредной привычки, ребенок должен как можно меньше подвергаться стрессам и больше общаться с мамой. Он должен ощущать внимание и ласку.

Сосание или кусание губ, щек, языка

Маленькие дети часто могут кусать губы или язык, а также щеки изнутри. Это выглядит не эстетично. Кроме того, во рту могут образовываться небольшие ранки и травмы. Родители должны позаботиться о том, чтобы кроха забыл об этой привычке. Для этого необходимо устранить причину явления.

Эта привычка проявляется из-за неудовлетворенного рефлекса сосания. Если вы заметили, что малыш часто возвращается к таким действиям, попробуйте как можно чаще прикладывать его к груди. Заменять его пустышкой не стоит, ведь при ее сосании потребность все равно полностью не удовлетворяется. Это значит, что этим способом решить проблему не удастся. Но если вы кормите кроху искусственным питанием, можно предлагать и пустышку.

Проявление любопытства к половым органам

Иногда у детей появляется привычка трогать половые органы. Это может вызвать у молодых родителей тревогу. Но на самом деле это не связано с физическим удовольствием. Привычка имеет психологический подтекст. Так бывает, когда кроха обеспокоен или встревожен.

Чтобы отучить малыша от таких действий, его нельзя за это ругать и привлекать к этому явлению внимание. Осторожно попробуйте отвлечь на что-то другое, старайтесь снизить уровень тревожности крохи. Чтобы этого добиться, как можно чаще обнимайте ребенка, держите его на руках, ласково с ним разговаривайте. Понаблюдайте за тем, в каких именно ситуациях проявляется эта вредная привычка. Возможно, малыша тревожит что-то конкретное. Такие наблюдения помогут выявить причину, которую после этого будет проще устранить.

Ребенок дергает себя за волосы, бьется о подушку, раскачивает кровать

Это довольно тревожные признаки. Дети, которые живут в нормальной семье, такое поведение проявляют очень редко. Как правило, это проявляется у тех детей, от которых отказались родители. Чтобы избавиться от вредной привычки, необходимо окружить кроху любовью и вниманием.

Кроха засыпает только после укачивания

Родителям иногда бывает очень непросто уложить малыша спать. Дети иногда могут уснуть лишь после того, как их укачают. До конкретного возраста ребенок действительно не может самостоятельно уснуть. Это связано с особенностями нервной системы детей. У них еще недостаточно отрегулировано торможение и возбуждение. Самостоятельно расслабиться малышу очень трудно. Поэтому ему так необходимо укачивание.

Когда малыш находился в утробе матери, все передвижения мамы он воспринимал как покачивания. Именно поэтому процесс укачивания является для него хорошим способом расслабления.

Стоит ли искоренять эту привычку у ребенка? Некоторые родители специально его не укачивают, чтобы кроха научился засыпать самостоятельно. Но первое время он засыпает от того, что устает кричать и плакать. Искоренять эту привычку или продолжать укачивать – это решение родителей. Если вы приучите малыша засыпать в одиночестве, то облегчите себе жизнь. Но тут есть и обратная сторона. Ведь таким способом вы лишаете ребенка ласки и любви перед сном. Когда вы его оставляете, он чувствует себя брошенным.

Читайте также:  Как вырастить чемпиона: 8 полезных советов доктора Комаровского

Сон с родителями

По этому вопросу специалисты не дают конкретного ответа. Часто их мнения расходятся. Кто-то говорит, что эта привычка очень плохая. Они считают, что малыш с самого начала должен иметь свое место, привыкать к нему. Другие говорят, что сон ребенка с родителями – это возможность всем вместе выспаться. Ведь когда кроха спит в отдельной кроватке, он часто просыпается и будит родителей своим криком. Им приходится вставать.

Если смотреть с точки зрения психологии, то совместный с родителями сон приносит пользу крохе. Он всегда чувствует, что родители рядом, знает, что мама сразу же его накормит при необходимости.

В этом вопросе важно отыскать золотую середину. Нужно обеспечить спокойствие крохи, его ощущение безопасности, а также комфорт молодых родителей. Если вы хотите, чтобы ребенок спал на кровати вместе с вами, можно отгородить его для этого специальной подушкой. Но при этом родители должны хорошо высыпаться и не испытывать дискомфорта от того, что малыш спит с ними. Но если при этом возникают какие-либо трудности, лучше всего приучить кроху к кроватке. Еще один вариант – переложить его после того, как он уже уснул.

Малыш хочет на руки

Существует масса страшилок о том, что нельзя приучать кроху к рукам. Действительно, если при беспокойстве с раннего детства брать ребенка на руки, то в дальнейшем он будет чувствовать себя хорошо и спокойно только в этой ситуации. Особенно такая привычка проявляется в возрасте до года. Ведь дети в этом возрасте еще не могут сами ходить.

Современные мамы, как правило, очень заняты. Когда малыш часто просится на руки, у них это вызывает неудобства. Некоторые воспринимают это как вредную привычку, так как считают, что кроху избаловали. Но такое поведение заложено природой. Ребенок просто должен быть у мамы на руках. Поэтому полностью отказывать ему в этом нельзя.

Вредные детские привычки: откуда что берется

То, что малыш после игры педантично складывает свои машинки – в определенной последовательности! – в коробку, нас восхищает: «Смотри, какой аккуратный». Но если он ругается, когда младший брат посягает на его сокровища, мы возмущаемся: «Вот хулиган! Где только нахватался?» И сразу решаем: нужно отучать, ведь сквернословие – дурная привычка. Как и привычка разбрасывать вещи, ковырять в носу, чуть что – кусаться, лазить по чужим карманам… Что это вообще такое – вредные детские привычки – и как с ними правильно бороться?

19 мая 2015 · Текст: Евгения Карповская · Фото: GettyImages

Жанна и Андрей Титовы

логотерапевты

Привычка – это повторяющееся действие, некий ритуал, который ребенок, как и взрослый человек, выполняет, чтобы успокоиться, развлечься, привлечь внимание или помочь себе справиться со сложными или неприятными ситуациями. Иногда привычка может быть «симптомом» различных комплексов: застенчивости, страха, неуверенности в себе. Некоторые привычки закладываются до рождения (например, малыш сосет пальчик еще в материнском лоне), другие приобретаются в процессе перехода через очередной возрастной рубеж, а есть такие, которые, уходя корнями в раннее детство, сохраняются на всю жизнь.

Что посеешь, то и пожнешь

Причины для развития этих своеобразных детских механизмов адаптации самые разные.

Вредные привычки могут быть:

  • результатом подражания (взрослым, другим детям и даже мультяшным героям или персонажам детских книг);
  • итогом стрессовых ситуаций (в семье, в общении со сверстниками) или недостатка внимания и понимания со стороны близких;
  • следствием психологических и неврологических проблем.

Одни дурные привычки, как бы странно это ни звучало, – неотъемлемая часть нормального детского развития. Привычка обзываться и отмахиваться («Иди ты!», «Сам дурак!»), бить и кусаться, как правило, отступает после кризиса взросления, когда кроха понимает, что есть более эффективные способы отстоять свою правоту и добиться желаемого. Бывает и так, что особенности поведения становятся способом справиться с нервозностью, страхом, неуверенностью в себе, внутренним беспокойством. Часто это последствия отсутствия ласки, внимания, эмоционального контакта с близкими людьми. Когда малыш оказывается предоставлен самому себе, он ищет способ справиться со своими переживаниями. Вот только спектр действий для его возраста невелик – и вот уже кроха сосет палец, обкусывает ногти, теребит мочку уха и даже выдергивает волосы.

Одним из основных факторов, предотвращающих развитие вредных привычек у детей, является атмосфера доверия, уважения и любви в семье. Стремитесь к тому, чтобы жизнь ребенка была разнообразна и у него всегда было достаточно впечатлений: планируйте его свободное время, подмечайте интересы и мотивацию и создавайте благоприятные условия для их развития.

Хорошие, плохие и бесполезные

Когда вредные привычки являются – каламбур! – безвредными возрастными особенностями ребенка, в них нет ничего страшного, со временем он их перерастет. От шарканья ногами при ходьбе, ерзанья на стуле, прилюдного выпускания газов, ковыряния в носу, игры с волосами, драчливости, употребления ругательств и слов-паразитов («значит», «че», «прикинь», «ну» и др.) при правильном воспитании через некоторое время не останется и следа. Будьте внимательны, когда такие привычки живут дольше нескольких месяцев: выходя за рамки допустимых по возрасту, они могут стать причиной падения самооценки и трудностей в общении, а некоторые к тому же просто опасны для здоровья. К примеру, сосание большого пальца вредит формированию прикуса, а ковыряние в носу чревато ранками, кровотечениями и даже повреждением тонкой носовой перегородки. «Иногда ребенок может совершать действия саморазрушающего характера: бить себя, дергать за волосы, до крови кусать губы или внутренние стенки щек, отрывать заусенцы вокруг ногтей, сильно скрипеть зубами (особенно в ночное время), называть себя дураком, неудачником и другими критикующими словами, в сильном эмоциональном состоянии ломать свои игрушки и т. д. В таких ситуациях, если они регулярно повторяются, ему точно нужна ваша поддержка и, возможно, помощь психолога», – говорит психолог-консультант Юлия Крюкова. Есть и явно асоциальные привычки, например агрессивность или прикарманивание чужих вещей. Именно в таких случаях помогать ребенку избавляться от вредных привычек необходимо! Ведь он может и понимать, что делать так нехорошо, но не знать, как с этим справиться.

Терпение и труд

Что делать, когда вы понимаете: у вашего ребенка появилась «дурная» привычка? Как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Прежде всего определимся с тем, как поступать ни в коем случае не нужно. Нельзя ребенка ругать и наказывать, смеяться над ним, критиковать и резко одергивать, особенно в общественных местах: стыд, угрызения совести и тревога могут закрепить негативную модель поведения. Еще один тупиковый путь – манипуляции и ультиматумы («Если я увижу, что ты это делаешь, я перестану покупать тебе конфеты / отберу айпад /не поведу больше в кино»). В большинстве случаев такие меры приносят больше вреда, чем пользы. Почему? Да потому что сила воли у маленького человечка развита еще недостаточно и четко контролировать свои действия он пока не может. Потому слова: «Так делать нельзя» и «Это нехорошо – не делай так больше» могут заставить малыша испытывать чувство вины и даже замкнуться в себе.

Справиться с вредными привычками можно в любом возрасте. Но в детстве это сделать легче: психика маленького ребенка достаточно гибкая, и, если родители находят верную позитивную стратегию борьбы, привычка постепенно забывается.

7 приемов эффективной борьбы с вредными детскими привычками

1. Начните с увеличения количества заботы и внимания, проявляемого к малышу. Не будьте с ним чересчур строгими и авторитарными. Не нагружайте сверх меры – ни умственно, ни физически. Не раздражайтесь на него, не запугивайте и не наказывайте. Напротив, постарайтесь обеспечить максимум позитивных впечатлений: от искреннего интереса и тактильного контакта («обнимашки» в постели при пробуждении и легкий массаж перед сном) до вкусной еды и теплых расслабляющих ванн с громадными шапками пены.

2. Боритесь с привычкой, а не с ребенком! Как правило, дурные привычки – близкие соседи некомфортного психологического состояния малыша. Постарайтесь понять, что лежит в основе привычки, и вам станет более-менее понятно, как с ней справиться. Если позволяет возраст, обязательно говорите с ним о том, что его тревожит, что ему не нравится, и пробуйте это устранить. Если кроха еще маленький, старайтесь непринужденно переключать его внимание, отвлекать, при этом спокойно и незаметно останавливая нежелательное действие. Выбирайте время и создавайте атмосферу для доверительных бесед, понятным языком рассказывая ребенку о естественных последствиях его «вредных» действий (в детском саду поедателя козюль наверняка будут дразнить, а с забиякой или ябедой – отказываться дружить). Постепенно малыш должен понять как последствия вредной привычки, так и преимущества ее отсутствия и самостоятельно принять правильное решение. Конечно, здесь нельзя давить и торопиться.

3. Один из эффективных способов победить вредные привычки – это искреннее позитивное подкрепление поведения малыша в те моменты, когда он справляется с ними. Кроме словесного одобрения, можно, например, сделать и повесить на видном месте красивый листок, куда в случае успеха вы вместе будете крепить наклейки с его любимым персонажем из мультфильма. Дайте ребенку почувствовать, что вы гордитесь его маленькими победами!

4. Научите его выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение. Довольно часто именно потому, что они не умеют (или боятся) показывать свое раздражение, злость или нетерпение, дети, например, начинают обкусывать ногти. Устраивайте шуточные бои подушками, рвите газеты, месите тесто или пластилин, рисуйте ладошками абстрактные полотна – делайте что угодно, чтобы в игровой форме справиться со стрессом и агрессией.

5. «Забудьте» о вредной детской привычке: не говорите о ней вслух и не фиксируйте на нежелательном действии внимание ребенка («А ну-ка перестань!», «Опять за свое?!», «Немедленно прекрати!»). Поверьте, многие вредные детские привычки умирают в зачатке, если их игнорировать! Лучше почаще говорите малышу о его достоинствах.

6. По возможности подкрепляйте свое намерение практическими решениями. Грызет ногти? Коротко обстригайте их. Слюнявит рукава пижамы? Надевайте короткую футболку и оставляйте дверь в детской полуоткрытой, чтобы малыш мог видеть полоску света, или включайте ночник. Повторяет плохие слова? Введите кодовое слово (например, «ой!») – когда их накопится больше десяти, последуют «штрафные санкции». Насколько возможно, ослабьте «провоцирующие» элементы: спрячьте подальше смартфон или отдайте планшет «в ремонт», не покупайте много шоколада, сделайте некомфортным сидение за компьютером.

7. Все усилия будут напрасными, если вы сами являетесь носителями привычек, которые являются не слишком удачным примером для детей, будь то неаккуратность, невежливость или курение. В этом случае нужно первым делом разобраться со своими привычками. Стоит ли удивляться, что кроха изумленно смотрит на вас, когда вы ругаете его за то, что он разбрасывает свои вещи, если папа, приходя с работы, делает то же самое?

Попрошу не выражаться: ребенок сквернословит
Каждый ребенок обязательно проходит через период ругательств. Нравится нам это или нет, но так он познает мир слов. Но то, насколько быстро и с какими последствиями малыш пройдет эту стадию развития и взросления, зависит от родителей. Читать далее

Читайте также:  Что умеет и должен уметь ребенок в 8 месяцев

Как из плохих детей вырастают хорошие: эволюция «плохого» поведения
Если ваши дети периодически шалят, хулиганят и безобразничают, ничего cтрашного – это их естественные занятия, признанные детьми всего мира и во все времена. Но то, как именно они это делают, очень важно. Ведь любое поведение является показателем развития – даже очень плохое. Значит, в каждом возрасте у ребенка должны появляться новые плохие поступки. А у взрослых – новые методы работы с ними. Читать далее

Хорошие фразы, которые нельзя говорить детям
«Посмотри на свою сестру, почему ты не можешь вести себя так же», «Вот папа придет и…», – все знают, что говорить такое ребенку не стоит. Но не все знают, что некоторые, казалось бы, невинные фразы, которые мы постоянно употребляем, не менее разрушительно действуют на ребенка и ваши с ним отношения. Читать далее

Вредные привычки у ребенка

Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец. Ёрзанье на стуле, ковыряние в носу, привычка сутулиться или чрезмерная жестикуляция. Большинство из подобных привычек не представляют никакой опасности, но плохо то, что со временем окружающие будут смеяться над ребенком. А если это станет взрослой привычкой, может оказаться серьезной помехой в жизни.

Директор крупной компании на совещании в носу ковыряться не должен. Президент Грузии едва ли должен даже в трудной ситуации жевать свой галстук.

Если у вашего ребенка одна-две вредные привычки, и выражены они не сильно – это значит, что у вас нормальный ребенок, а вы отличные родители. Конечно, вы потихоньку будете своего ребенка от этих привычек отучать, приучать к более адекватному поведению, и можете быть уверены: через месяц, через год или несколько лет все эти привычки у вашего ребенка исчезнут. Все – в порядке!

Другое дело, когда у вашего ребенка вредных привычек много, если уходит одна – на смену ей приходит другая, и с возрастом ситуация как-то не улучшается – это ситуация более трудная. Диагноз: вы ребенка запустили, и хорошими родителями вас назвать трудно. Вредные привычки вашего ребенка – сигнал о том, что у вас в семье и в жизни ребенка не все хорошо, и подсказка вам о том, что собой и ребенком нужно заниматься.

Можно, конечно, и не заниматься, только тревожиться и ругаться на ребенка – но это значит, что со временем к вредным привычкам у вашего ребенка появится и проблемное поведение. А иногда – и отклоняющееся, и асоциальное. Сейчас сосет палец, а через 10-15 лет будет сосать пиво. Сейчас все тащит в рот, а через какое-то время будет тащить вещи из дома. Если не будете ребенком и собой заниматься, участковый вам будет рассказывать, что у подростков наркотиков быть не должно. Да? Такие перспективы вам не нравятся? Значит, все-таки пришла пора ребенком заняться.

И третий раз подчеркнем: заняться ребенком – значит, заняться собой.

– Он просто у меня ненормальный какой-то, – уже несколько минут жалуется мать, гневно посматривая на ревущего малыша. – Три года исполнилось на той неделе, а он, как маленький, сосет палец. Сколько я ему говорила, сколько я ему объясняла. Все понимает, а делает мне назло. Недаром я не хотела иметь детей. Одни лишь хлопоты и недоразумения.

Такая мама может жаловаться еще хоть несколько часов, но двух последних фраз ее достаточно, чтоб выявить причину навязчивой привычки у ребенка. Он нежеланный и нелюбимый – и это главный пусковой механизм. Любой малыш интуитивно чувствует даже завуалированную нелюбовь. А если явное неприятие? Ребенку – плохо, а сосание пальца его естественным образом успокаивает.

Дурные привычки чаще появляются там, где ребенку – плохо. Отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Впрочем, бывают и другие причины, более медицинского характера. Например, сосание пальца чаще демонстрируют ослабленные болезнями дети, дети с частыми простудными заболеваниями, глистными инвазиями, кишечными инфекциями и невропатией. При алкоголизме родителей предпосылкой этой привычки может быть минимальная мозговая недостаточность.

Дети могут сосать не только палец, но и угол одеяла, а также другие попадающие под руку вещи, правда, обычно одни и те же. Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, «шмыгают носом», облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов. Например, повторяющийся по нескольку раз в год насморк переходит в привычку «шмыгать носом», а часто пересыхающие губы – к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания.

Привычка грызть ногти обычно появляется позже, начиная с 4-5 лет. Ногти «сами» грызутся и «сами» кусаются, дети даже не знают «когда». А «когда» – это или волнение, или же возбуждение, приносящее беспокойство. Разговор, выступление, ожидание, просмотр фильма – все тревожащее ребенка может сопровождаться грызением ногтей, особенно в тех случаях, когда малыш честолюбивый, а мама с папой хотят в нем видеть «вундеркинда», перегружая его интеллект. И этим усиливая нервное напряжение ребенка, превращая все в заколдованный круг. С одной стороны, родители возмущены «дурной» привычкой дошкольника и требуют ее прекращения, с другой – своими требованиями усиливают ее. Конечно, это не дело.

А что будет – дело? Воевать с дурными привычками – то же самое, что воевать с собственной тенью, если она вам кажется сутулой. Не с сутулой тенью нужно воевать, а себя распрямить. Если наведете порядок в своей жизни и станете хорошим родителем – вредные привычки будут исчезать практически сами. Именно об этом – заботьтесь в первую очередь. Ребенку нужно ваше спокойствие, доброжелательность, веселые игры вместе, похвалы и одновременно приучение к тому, чтобы он вас слушался. Об этом на Психологосе много специальных статьей, начинайте потихоньку перестраивать свою жизнь, а ребенок будет чутким показателем, как у вас идут дела.

Тем не менее, можно подсказать самые простые вещи под отдельные дурные привычки.

Дергает волосы? Не пугайте ребенка “Что ты дергаешь свои волосы, скоро совсем лысой останешься!”, нет, напротив успокойте: “Дергать волосы не вредно, это просто тебе же больно. А так от дерганья волос улучшается кровообращение, детки становятся умнее. Лучше все-таки волосы расчесывать почаще, тогда и умнеть быстрее будешь, и это приятнее, чем себя дергать. Попробуй!”

Если сосет пальцы – забинтовывать пальцы плохая идея, мазать их неприятными веществами – можно попробовать, но тоже помогает редко. Творческие родители могут придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками. Были случаи, когда помогало парадоксальное задание: “Соси свои пальцы специально! Я могу делать это вместе с тобой. Пять минут сосания – начали!”, но такое задание может помочь только в том случае, если это звучит не как наказание, а как помощь в том, чтобы ребенок начинал это свое действие замечать.

Обязательно прочтите прекрасный фрагмент из работы Милтона Эриксона, где он помог ребенку, внушив ему уверенность в себе – и одновременно дав установку, что скоро сосать пальцы он сам прекратит.

Грызет ногти – нужно помочь в учебе, чтобы ребенок был уверен в себе. Полезно чаще его подбадривать и внушать уверенность в себе. Кстати, неплохо помогает исключить на время возбуждающие мероприятия, типа просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок. Тут два смысла – и перевозбуждаться ребенку не следует, и создать ситуацию, когда грызение ногтей оказывается ребенку привычкой невыгодной. Действительно, из-за каких-то ногтей лишать себя классных фильмов? Нет, тут можно и постараться!

И попробуйте вот что: если у ребенка есть дурная привычка грызть ноги или накручивать волосы на пальцы, реагируйте на это не несчастным или недовольным лицом, а веселой требовательностью: “Делаем Солнышко! Улыбочка!”. Если ребенок в момент грызения ногтей или вырывания волос начинает светло улыбаться, это, оказывается, часто действительно чудесным образом помогает!

Ребёнок и вредные привычки родителей

Родители должны помнить то, что дети всегда наблюдают за ними. Всегда. Подобно губке они впитывают в себя нюансы нашего поведения, которые откладывается глубоко в подсознании. Этот механизм работает двояко. Во благо, когда мы предстаем ответственными, уважительными, заботливыми людьми. Во зло, когда мы забываем о воспитательном примере и потакаем своим вредным привычкам.

Дети любят подражать родителям. Часто они повторяют наши фразы и жесты в играх. Малышам доставляет удовольствие притворяться взрослыми. Девочки наносят макияж, как мама, а мальчики понарошку бреются, как папа. Они хотят быть нами! Точно также дети копируют родительские привычки, не задумываясь о том, что некоторые из них оказывают на них негативное влияние. Ведь мама и папа для малыша – непререкаемый авторитет и пример №1 в жизни.

Это значит, что для родителей настала пора провести ревизию своих вредных привычек и определиться с тем, как «подавать» их ребенку.

Отношение к курению

С трех лет малыши уже осознают, что курить нехорошо. Да и курящий взрослый понимает вред никотиновой зависимости, но не может с ней справиться. В голове ребенка происходит естественный конфликт: сигарета – это вредно, но папа ведь курит.

Чувствуя собственную вину, некоторые родители скрывают от детей пристрастие к курению, порой изобретая изощренные способы. Эта маленькая ложь предохраняет их от необходимости оправдываться. Иногда ситуация доходит до абсурда, когда уже взрослые подростки начинают подыгрывать папиному или маминому нежеланию обнаруживать вредную привычку.

Психологи отмечают, что дети, узнавшие в раннем возрасте о родительском секрете, делают вид, что не замечают этого. Это происходит из-за сильной растерянности, неготовности детской психики принять противоречивую действительность. В глубине души они понимают, что происходит что-то неправильное, а почему – не догадываются. В результате дети защищаются от удручающего факта тем, что просто игнорируют его.

Некоторые родители придерживаются обратной позиции, предпочитая открыто курить при ребенке. Свое поведение они оправдывают тем, что не хотят лгать, казаться лучше, чем на самом деле. Главное в этом случае – не допустить вреда здоровью малыша, страдающего от пассивного курения.

В психологических аспектах такой теории есть свои минусы:

  1. Родитель подает яркий негативный пример, поэтому у детей курящих родителей опыт первой сигареты происходит довольно рано.
  2. Открыто демонстрируя вредную привычку, родитель значительно роняет свой авторитет.
  3. Такая позиция не отменяет внутреннего диссонанса, который возникает в детском сознании.

Что же посоветовать курящим родителям, чтобы избежать неразрешимых для маленького человека вопросов? Главное – решиться на честный и открытый разговор. Например, сказать следующее: «Я понимаю, что курить плохо, но, к сожалению, пока не в состоянии справиться со своей вредной привычкой. Надеюсь, с тобой этого не произойдет».

Тема алкоголя

Употребление алкогольных напитков порождает еще больше вопросов. Одни родители вводят табу на спиртное до достижения сыном или дочерью совершеннолетия. Другие пытаются привить потомству «культуру пития» на собственном примере, не видя ничего вредного в бокале хорошего вина. Третьи дают ребенку продегустировать горький алкоголь в раннем возрасте, чтобы отбить желание пробовать его в будущем. Кто же поступает правильно?

Читайте также:  Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами

Безусловно, полностью исключить присутствие спиртного в доме – самый беспроигрышный вариант. Но как же быть с праздничными застольями, днями рожденья, где гостям не запретишь выпить рюмочку за здоровье именинника? Добра не будет, если ребенок усвоит правило: «алкоголь разрешен по праздникам, только мне он еще недоступен». Свидетельство тому – детские игры, сопровождаемые звонким чоканьем игрушечных бокалов.

Чтобы у ребенка не сформировалось представление о сладости запретного плода, не замалчивайте тему алкоголя. При случае обсудите, почему люди употребляют спиртные напитки, чем это опасно и к чему может привести эта вредная привычка.

Не забывайте о разности детского и взрослого восприятия. Например, мама с папой позволяют себе выпить немного вина в дополнение к вкусному ужину. В представлении взрослых ничего дурного в этом нет, а детском сознании может сформироваться совсем иная картина: вино – это нормально. Подросток вряд ли отличит качественный алкоголь от предложенного друзьями дешевого суррогата. Тем более, если обстановка будет соответственная – стол с закуской, бутылка вина и душевная компания.

Если ребенок становится свидетелем, как папа или родственник часто распивает спиртные напитки, разговоры должны вестись на регулярной основе. Обязательно объясните сильный вред алкоголя для организма, тем более для детского. Чем взрослее становится ребенок, тем предметнее должны быть такие беседы и ярче негативные примеры.

Нездоровое питание

Диетологи утверждают, что пищевые привычки закладываются с самого раннего возраста. Проще говоря, человек будет считать вкусной и полезной ту пищу, которой его кормили в детстве. На эту тему существует исследование доктора Сазерленда под названием «Как родитель, так и ребенок», опубликованное в журнале Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine. Полученные данные свидетельствуют о том, что дети начинают подражать в выборе продуктов питания своим родителям гораздо раньше того, как могут в полной мере оценить его последствия.

Это значит, что если вы будете отдавать предпочтение фаст-фуду, продуктам с вредными Е-добавками, обилию сладостей, газировки и прочей нездоровой еде в детском рационе, то сформируете негативные пищевые установки на всю жизнь. Объяснить подростку, который привык с детства обедать в «Макдональдсе», что это вредная привычка, очень сложно. Диетологи советуют родителям выбирать здоровые продукты питания, чтобы ребенок не стал жертвой различных заболеваний пищеварительной системы.

Использование нецензурной лексики

Одно дело, когда вы посылаете проклятия, если неожиданно поскользнулись или порезали палец. Другое дело – когда ребенок постоянно слышит нецензурные выражения в повседневной жизни. Согласитесь, что это совсем не та привычка, которую стоит передавать детям. Постарайтесь «не выражаться» в присутствии своего отпрыска, иначе однажды попадете в неприятную ситуацию. Например, малыш, заявляющий в магазине: «Черт возьми, почему ты не покупаешь мне эту игрушку?» сразу дает понять окружающим, в какой обстановке он растет.

Компьютерная зависимость

Ограничения во времени игры на компьютере – отличная идея, чтобы сохранить детям зрение и уберечь от вредных перегрузок. Но как насчет мамы и папы? Нам, взрослым, трудно следить за собой, когда значительная часть работы и общения происходит в интернете. Но чтобы не сформировать вредную привычку у молодого поколения, мы должны это сделать. Отложите смартфон, планшет, ноутбук и просто пообщайтесь или поиграйте с ребенком.

Недостаток гигиены

Дети – небольшие поборники чистоплотности. К тому же норовят подобрать на улице грязные предметы, походить по лужам, погладить чужих кошек и собак. Где уж тут взяться чистоте? Однако, если родители на своем примере, покажут, что после прихода с улицы надо мыть руки, по утрам чистить зубы и т. д., постепенно они научатся это делать. Есть и вредные привычки, которые дети могут напрямую перенять у родителей, например, грызть ногти, ковырять в носу и пр.

Наш мир далек от идеала, поэтому те или иные несовершенства поведения свойственны каждому из нас. Возможно, какие-то из них мы позаимствовали у своих родителей. Мамы и папы, которые не хотят передавать по наследству свои дурные привычки, должны признать собственные ошибки и начать работу по их искоренению. Достойный личный пример – это единственно верный способ воспитания подрастающего потомства.

5 самых вредных привычек годовалого ребенка. Как реагировать маме?

Вроде ничего такого и не натворил, а мама закипает… Из-за такого крохи? Не рановато ли, мамочка? Ребенок еще маленький, и говорить о формировании вредных привычек пока нельзя. Но что делать и как реагировать, если у малыша проявляются какие-либо повторяющиеся действия, которые уже не умиляют вас (хотя поначалу вызывали улыбку или смех), а начинают мешать, раздражать?

Откуда берутся эти «вредные» привычки у грудничка, есть ли в них что-то полезное или их нужно искоренять?

1. Не слезает с ручек

Малыш начинает признавать только маму и ее руки, отталкивая других родственников.
Возраст: с 7–8 месяцев до 13–15 месяцев
Почему это происходит? Так начинает проявляться инстинкт самосохранения — ребенок делит мир на знакомое и незнакомое. Он учится дифференцировать тех, кому можно доверять, и тех, кого стоит опасаться.

Формируется ближайший круг, в него входят те, кто чаще бывает с малышом, чье поведение ему понятно. Те, кто умеет исполнять его желания правильно, помогает. Как ни странно, такое поведение ляжет потом в основу дружбы и любых социальных взаимодействий.
Что предпринять?
Не нужно бороться со страхом незнакомцев — это нормальный этап психического развития крохи.
Позвольте привыкнуть к новым людям — не передавайте малыша слишком быстро в чужие руки. Пусть родные и друзья играют с ним, когда он на своей территории (на игровом коврике, у вас на руках).
Чаще держите ребенка не на руках, а рядом, не теряя при этом тактильного или аудиального контакта — поглаживайте его по животу или спинке, массируйте ручки-ножки, говорите с ним, напевайте что-то.
Привлекайте других родственников к кормлению, прогулкам или купанию, чтобы малыш знал: окружающий мир — это не только мама.
Важно! После 15 месяцев страх не прошел? Чаще выходите в свет, увлекайте кроху самостоятельной игрой, знакомьте с детьми чуть старше, которые будут ему интересны, но не отказывайтесь от совместного сна.

2. Ребенок все тянет в рот

Он начинает не только сосать пальчик (как делал еще в утробе), прорезыватели или соску, но и обсасывать руки, ноги, одеяло и игрушки.
Возраст: с 3–4 месяцев до 1,5 лет
Почему это происходит? Так ваш малыш получает информацию об окружающем мире, изучает предметы — твердые они или мягкие, шершавые или гладкие, съедобные или нет.

Снимает дискомфорт при прорезывании зубов. Десенки у крохи в этот период сильно чешутся, таким образом малютка не только избавляется от зуда, но и уходит от неприятных ощущений, отвлекаясь на сосательные движения.
Успокаивается и избавляется от эмоционального дискомфорта, если нет возможности успокоиться у маминой груди. Дети тонко чувствуют любое напряжение вокруг. Если потребность в безопасности не удовлетворена, ребенок начинает сосать палец (или то, что попадется под руку как заменитель маминой груди), чтобы успокоиться, ощутить, что он защищен.
Что предпринять? Уберите все потенциально опасные, особенно мелкие и острые, предметы подальше от малыша.
Давайте крохе грудь по требованию: полностью удовлетворяйте его сосательный рефлекс.
Чаще обрабатывайте и мойте любимые «сосательные» игрушки, меняйте постельное и нательное белье и регулярно проводите влажную уборку, чтобы уберечь от бактерий.
Важно! Если после 1,5 лет привычка постепенно не сходит на нет, стоит серьезно задуматься, что вызывает эмоциональный дискомфорт ребенка.

3. Играет с едой

Новое развлечение — размазывать еду по лицу (своему и маминому), по столу, по стенам, лепить комочки, разбрызгивать еду по кухне, плеваться и переворачивать тарелки.

Возраст: с 7–9 месяцев до 2 лет
Почему это происходит? Малыш изучает свойства разных продуктов, консистенцию пищи: жидкая, твердая, кашеобразная.
Учится управлять предметами — с помощью игр с едой кроха может сам совершать действия, видеть последствия, экспериментировать. В такой игре он становится «взрослым», ведь он диктует свои правила. Это очень важно!
Отстаивает свои границы и осознает желания, учится управлять взрослыми. «Суп горячий, в каше комочки, и вообще у меня нет аппетита» — все эти «послания» можно передать маме посредством игр с едой.
Что предпринять? Не стоит кормить малыша с ложечки, так он не только не научится есть самостоятельно, но и откажется от взросления — стоит ему запустить кашей в стену, и мама тут как тут, выполняет за него его «работу». Просто помогайте ребенку, направляя руку ко рту.
Чем старше кроха, тем проще вовлечь его в уборку: это так интересно — повозить тряпкой по полу. Да-да, он не поможет по-настоящему, но станет аккуратнее.
Важно! Если и в 2 года ребенок ест как поросенок, обратите внимание на пищевые привычки других членов семьи: возможно, он берет с кого-то пример?

4. Пытается сбежать

Одеть малыша невероятно сложно, ведь он ни секунды не лежит спокойно, все время переворачивается, ловко выкручиваясь и уползая.
Возраст: с 9–12 месяцев до 1,5 лет

Почему это происходит? Ребенок физически развивается — освоил перевороты, ползание, и лежать во время одевания или смены подгузника ему скучно. Вот он и использует каждую минутку, чтобы потренироваться (и маму потренировать).
Сбрасывает энергию: у детей ее огромное количество. И ее нужно непрерывно тратить (иначе начнутся истерики, плач).
Что предпринять? Выбирайте более простые варианты: легче надеть подгузники-трусики, чем пытаться ровно застегнуть на уползающем карапузе липучки. Вместо кофточки, регланчика, ползунков, куртки и штанов — человечек и комбинезон.
Отвлекайте кроху, когда вам нужно провести какую-то манипуляцию: включите песенку, дайте игрушку.
Важно! После 1,5 лет «побег» — бунт против взрослого. Малышу что-то не нравится (например, одежда натирает или вы слишком нервничаете в процессе).

5. Бросается вещами

Роняет игрушку, требует, чтобы ее немедленно подняли, и снова бросает.
Возраст: 9–12 месяцев
Почему это происходит? Изменились представления об окружающем мире. Если раньше малыш верил, что вещь существует только тогда, когда он ее видит, то теперь стал догадываться, что она реальна и тогда, когда исчезает из поля зрения.
Так кроха устанавливает причинно-следственные связи: я уронил — мама подняла.

Ребенок учится управлять взрослыми. Осваивает принципы социального взаимодействия, догадываясь, что сделать, чтобы получить желаемое.
Что предпринять? Чем активнее участвовать в этой игре, тем больше она будет нравиться малютке. Но если мама перестанет поднимать и возвращать брошенное, интерес угаснет (что тоже плохо). Не стоит отказываться полностью от этой игры, но можно установить лимит (4–6 подъемов вполне достаточно, а потом займитесь чем-то другим).
Чтобы каждый раз не поднимать «потерянные» игрушки, привяжите их на ленточки и покажите, как подтягивать их к себе, только следите, чтобы кроха не запутался!
Важно! К году в норме карапуз переключается на что-то другое. Подобное поведение в более старшем возрасте несет манипулятивную функцию: ребенок показывает, «кто в доме хозяин». Задавайте четкие рамки и сотрудничайте. Он уже все может не только бросить, но и поднять САМ!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Ссылка на основную публикацию