Как понять, что ребенок вот-вот заговорит: основные признаки

Ребёнок не говорит. Признаки, которые должны насторожить родителей

Мамы и папы всегда с гордостью и восхищением отмечают каждый новый навык своего ребёнка: вот он сел, встал, пошёл, заговорил. Если же что-то идёт не так, думать о плохом родителям не хочется, и в ход нередко идут оправдания вроде «мальчики начинают говорить позже» или «не нужно давить на ребёнка, всему своё время». Иногда причин для паники действительно нет, но в некоторых случаях нужно насторожиться. Рассказываем о признаках, которые указывают на то, что у ребёнка есть проблемы с коммуникацией.

Суть признаков, о которых пойдёт речь, гораздо глубже поверхностного «ребёнок не разговаривает». Да, малыш может не говорить, но при этом внутренний ход процесса, ведущего к речи, идёт верно. В этом случае беспокоиться не стоит. Но какие признаки должны насторожить?

У ребёнка нет указательного жеста. Он не показывает на предметы и не смотрит на вашу реакцию: увидели вы его обращение или нет. Если у ребёнка нет серьёзных проблем с коммуникацией, он, показав на что-то, будет добиваться, чтобы вы обратили на это внимание, посмотрели в сторону его жеста. Даже если он при этом не говорит, интонацией или звуком обязательно укажет на объект своего интереса.

Не следит за вашим указательным жестом. Если вы показываете ребёнку: «Смотри, собачка!», он должен реагировать на это и смотреть туда, куда вы указываете.

Не продолжает проявлять интерес к предмету после того, как получил его. Например, вы дали ребёнку желаемую игрушку. Он, как правило, хочет, чтобы вы поиграли с ним в неё, обратили внимание на то, как он играет или заметили, как малыш рад ей. Если ребёнку всё равно на вашу реакцию, стоит отметить этот момент.

Не манипулирует взрослым. Если ребёнок плачет, он делает это адресно, как бы жалуясь кому-то, ища поддержки и сочувствия. Да, малыш должен, плача, посматривать на кого-то из взрослых, явно ища утешения и жалости к себе.

Не реагирует на своё имя. Ребёнок должен отрываться от игры даже на зовущую интонацию, на имя — тем более. Конечно, иногда малыш бывает слишком увлечён игрой, чтобы отзываться, но в целом реакция должна быть в любом случае.

Не имитирует действия взрослых. Не пытается накормить куклу, как вы его, не пародирует папу с его каждодневным ритуалом бритья возле зеркала, не пытается накрасить губы, как мама.

Не интонирует. Даже если ребёнок пока не говорит, он должен использовать разные интонации в своей жизни — от возмущения до обиды, от радости до удивления. Эти реакции сложно с чем-то спутать, и они либо есть, либо их нет.

Отсутствует так называемое совместное внимание. Обычно развивающийся ребёнок обязательно среагирует на ваше не совсем обычное поведение. Например, он показывает что-то, а вы игнорируете его. В этом случае ребёнок должен как-то продемонстрировать, что удивлён, не готов к вашей реакции и так далее. Здесь же стоит сказать про зрительный контакт. У ребят со сложностями в коммуникации этого контакта с окружающими нет, и это неспроста. Дело в том, что они просто не видят того, что нужно для эффективного общения. У них нет потребности «считывать» информацию с глаз собеседника, отсутствуют коммуникативные намерения.

Не реагирует на неизвестные и неожиданные ситуации и вещи. Остаётся равнодушным, когда происходит что-то из ряда вон выходящее и не ищет взглядом объяснения произошедшего у взрослого. Например, рядом с ребёнком может громко упасть коробка с карандашами, а он никак на это не отреагирует.

Не жестикулирует. «Дай», «Пока», «Ладушки» — эти жесты должны присутствовать в поведении ребёнка.

Не понимает речь. Даже не разговаривающий ребёнок реагирует на речь окружающих — так или иначе понимает, о чём говорят взрослые, пусть и с позиции своего, «детского» жизненного опыта. Если же реакции нет совсем – не исключены проблемы с коммуникацией у малыша.

Не играет. Ребёнок должен играть, то есть делать что-то понарошку, ради самого процесса, исследовать и познавать этот мир. У ребёнка с коммуникативными проблемами нет интереса к играм.

Если вы обнаружили у своего ребёнка какие-то из этих признаков, не спешите ставить ему диагноз, паниковать и пытаться найти ответ на вопрос «что делать?» в сети. Важно вовремя обратиться к специалисту: только он сможет дать точный ответ, есть ли проблема и как её можно решить.

Подробнее о том, когда ребенок начинает говорить, есть ли вообще «нормативы» и стоит ли паниковать, если он долго не произносит свое первое слово.

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Как предупредить нарушения речи у ребенка? Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте.

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.

Речь — функция головного мозга

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа “ау”, “эу”), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа “мА”, “па”, “ба”, “на”, “ди” (“иди ), “да” (“дай”) и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической “настройки” артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом “отвечать” на вопросы “где папа?”, “где птичка?”. Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками “а-а-а”, “у-у-у”. Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться (“ба-ба-ба”, “ма-ма-ма”) и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово “ма-ма”. Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа “ав-ав” (“собака”), “би-би” (“машина”), “тик-так” (“часы”).

В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже “пройденным” предметам, пока не “насытится” сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу (“мама, дай”).

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной их нервной системой.

К полутора годам возникает первый период вопросов “что это?”. В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги “через”, “вдоль” и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: “почему?”, “зачем?”.

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Развитие речи и мышления

Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.

Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.

Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: “Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь”. Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки “о”, “и”, “е”. Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — “у”, “э”. Из-за этого в школе они пишут слова с буквами “о”, “и”, “у”, “е” (“э”) с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.

Читайте также:  Белый шум: успокоительное для новорожденного

Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.

Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.

Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.

Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа. Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: “Кто летает?”, “Кто бегает?”, “Кто плавает?” и т.д. Например: “Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?”. Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела. К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: “Угадай загадку”, “Чьи это ноги?” (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), “Узнай, кто я” (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, “исследовать”, что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его “почему?”. Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле (“По щучьему велению”), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: “и лес, и дол видений полны. “. Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции.

Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков “л”, “р”, свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука “ш” произносят звук “с”, вместо “р” — “л”). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата.

Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.

В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и о времени суток. Малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнает, например, что словом “клетка” обозначается не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок материала на платье, что “в клетку” бывает тетрадь. Дошкольника уже можно познакомить с такими понятиями в языкознании, как синоним (слово, совпадающее или близкое по значению с другим словом, например, “путь” и “дорога”) и антоним (слово, противоположное по значению другому слову, например, “светлый” и “темный”). Однажды в рейсовом автобусе я наблюдала, как мама играла с шестилетним сыном в слова. Она произносила какое-нибудь слово и просила сына назвать слова, близкие или противоположные по значению. К прилагательному “быстрый” мальчик извлек из памяти слова “скорый”, “стремительный”, “проворный”, “бойкий”, “резвый”, а после непродолжительной паузы добавил: “шустрый”. Мама дополнила список словами: “шибкий”, “рьяный”, “прыткий”. Антонимов оказалось меньше: “медленный”, “тихий”, “черепаший”, “неторопливый”, “неспешный”. Потом последовали другие задания, и казалось, что в эту увлекательную игру мама с сыном могут играть бесконечно. Наблюдать за ними было очень приятно. Я подумала: этому мальчику будет легко учиться в школе, он явно не страдает бедностью речи, косноязычием.

В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи “дирижируйте”, когда ваш малыш читает стихотворение, поет или танцует под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, но делайте все в виде игры.

И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки и промахи. Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.

Во сколько дети начинают говорить и как им помочь

Если ребёнку уже 15 месяцев, а первое слово так и не прозвучало, это тревожный сигнал.

Когда дети начинают говорить

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает Baby milestone: Talking гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».

Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник.

Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется When Do Babies Start Talking? младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».

Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.

Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.

Первое осмысленное слово появляется Онтогенез речевого развития в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).

Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит Your Child Talking Timeline ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.

Как понять, что у ребёнка проблемы с речью

Мама — самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.

Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.

  • 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
  • 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
  • 8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
  • 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
  • 13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.

Ещё один тревожный симптом — потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.

Как помочь ребёнку заговорить

Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.

1. Разговаривайте

Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.

  • Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
  • Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
  • Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
  • Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
  • Пойте колыбельные.

2. Читайте вслух

Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

3. Слушайте

Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.

Когда ваш ребёнок заговорил?

моему сыну 1,4, где-то в месяцев 10 начал говорить короткие слова, например, дай, где, иди. и папа один раз сказал. сейчас он говорит только мама, ну и редко те же короткие слова, и ещё реже папа. я с ним постоянно разговариваю, говорю скажи например але-але, или гав-гав, или ещё что-то, на что он смотрит, но он молчит или начинает “мычать” (( в каком возрасте ваш ребёнок начал говорить и напишите у вас сын или дочь? заметила что девочки начинают раньше говорить. и может посоветуете какие-то упражнения или развивающие игры?

Начал говорить ещё в животе.

нормально после двух. девочка. Щас в сад ходит. уже 3.5. так в группе более менее говорят человек 10 из 30, остальные или очень мало или ничего непонятно. мальчики намного хуже.

просто видела нескольких детей (кстати девочки), в 1,9 уже так хорошо говорят предложениями

Для версии Форума Woman.ru на компьютерах появились новые возможности и оформление.
Расскажите, какие впечатления от изменений?

Автор, если врачи не видят криминала, то не парьтесь. Эйнштейн вообще, как я читала, долго молчал, а теперь где он и где его рано заговорившие ровесники?
Я специально со своими в этом возрасте не занималась, а постоянно разговаривала. Вот везу, допустим, в коляске и вещаю: “Это собачка гав-гав, это дерево – оно зеленое, это ворона кар-кар, поворачиваем направо, вон солнышко, вот автобус, он едет”. И сейчас так же, только, конечно, уже не так примитивно. Мозг от этого у меня плавился:) Ну и читаю им много. Считаю, надо привить им любовь к книгам, пока они еще не порабощены компьютером (а это неизбежно).
Делала одинаково для обоих детей, но! Старший толком заговорил ближе к 2,5, зато сразу предложениями. А младший после полутора, постепенно. Хотя я старшего на развивашки водила, а младшего нет.
А с девочками даже не сравнивайте. Девочки любого возраста шустрее своих ровесников-мальчиков:)

Обычно мальчики позже начинают говорить, чем девочки

первый в 3,5 года, 2-й с 9 мес, 3-й -с 2,5 лет, 4-ая пока не говорит, рано еще)))
больше читать, разговаривать, объяснять, играть, гулять- заговорит!
первый у меня начал с года папа, мама, потом вдруг вообще перестал, я думаю стеснялся,соображал хорошо, однажды был смешной случай. знала, что он хочет виноград . сделала вид, что не понимаю(звал меня, мычал и показывал на холодильник). думаю, вот как он выкрутится. спрашиваю-ну скажи чтО?И он буквально в ту же секунду указывает пальцем на обои(у нас тогда там был мелкий рисунок с винным погребком и рядом изображена виноградная лоза. я такой оперативности не ожидала)) думаю боялся не получится, к 3 м годам- стал гласными говорить, после 3-х получше,с рождением брата очень быстро пошел прогресс. причем сам тренировался, вечером после прочтения книжки показывал на картинки и называл их, с каждым разом совершенствуя речь. сейчас учится на 4 и5.

девочка. в 2 года. а мальчики и того дольше не говорят.
автор давайте слушать аудиосказки, пластинки, радио (только классическое а не фм где быдлячим языком говорят).
читайте вслух
разговаривайте во время прогулок
пойте с ребенком
мальчики говорят позже и когда социализируются (хотя им часто проще отнять игрушку, чем попросить, так что надо следить за этим, объяснять и приучать).

Читайте также:  Что умеет и должен уметь ребенок в 11 месяцев

Сын начал говорить почти в 3 года, но уже предложениями.

До 2 лет говорила только мама и дай. В 2,5 года прорвало. Сейчас 3,5 рот не закрывается.
Еще опишу ситуацию с сестрой. Нас 2 в семье. Я старшая, мама говорит, что я очень рано говорить начала и в полтора года уже предложениями говорила. Сестра младшая , до 3 лет говорила только мама и дай, потом в 3 года буквально в 1 день начала сразу четко говорить.

Дочке 1.8, слова уже многие повторяет, но предложениями пока не говорит-только Мама пока, дай мишку, баба Валя, папа дай и т.д.из двух слов короче.

спасибо за ответы!) я пока не сильно переживаю, знаю что все по-разному начинают говорить, тем более возраст ещё слишком маленький. это муж иногда панику наводит

Моему год и девять , он даже мама не говорит , мальчик и я пока не парюсь

Невролог сказала,что нормой в 1.6 года считается 10 слов.

С 1,5 лет начала говорить короткими предложениями (2 слова), сейчас 1 и 10, предложения составляет уже очень длинные, и поскольку говорит быстро и многие слова еще плохо проговаривает, я не всегда успеваю понять, что мне хочет дочь сказать))

спасибо за ответы!) я пока не сильно переживаю, знаю что все по-разному начинают говорить, тем более возраст ещё слишком маленький. это муж иногда панику наводит

у меня племянница отчебучила, в саду говорила и со мной тоже типа по секрету, а дома ни-ни, там уже панику подняли, пришлось им объяснять, чтобы они тихонечко подслушали за нами и успокоились

У меня мальчик. Речь с 3.5. А прям четкие предложения со всеми звуками – с 4

Девочка, точно помню, что в 2.1 начала говорить предложениями из 3-5слов, но не всегда правильно их составляла. Сейчас 2.8, все говорит, но склоняет слова иногда неверно, не произносит л, р, ж,щ, в общем сложные звуки. Как-то особенно не занимались, читали, говорили, что видела то и говорила на прогулке. На развивалки не ходили, с детьми мало общения, почти нет его, на отшибе живем. Все разные, мальчики нашего возраста больше молчунов встречала.

Ощущение, что никому не нужна

Застала сына с девушкой

Влюбилась в репетитора, что делать ?

Что дать ребенку?

Обязательный тест ДНК.

Дочь окончательно замкнулась в себе

Сын напился из-за развода

Во сколько месяцев сел ребёнок

У кого есть дети ,вопрос вам

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы, частично или полностью опубликованные с помощью сервиса Woman.ru. Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта Woman.ru. Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия владельцев сайта.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.) на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2020 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Воронова Ю. В.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

16 жестов, которыми ребенок общается со взрослыми, пока не научится говорить

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

У каждой мамы разрывается сердце, когда она слышит плач своего ребенка. Пока малыши не научатся разговаривать, это их главный способ коммуникации со взрослыми. Но на самом деле дети постоянно посылают нам сигналы, которые просто нужно уметь читать. А если наловчиться, то и вовсе возможно научиться общаться с малышом с помощью жестов.

Мы в AdMe.ru решили помочь молодым родителям и взялись разобраться в тонкостях младенческого языка.

Умение вовремя замечать признаки усталости и плохого самочувствия помогут свести плач к минимуму

Кроме очевидных признаков усталости, когда ребенок зевает или трет глаза, есть те, которые заметить непросто. Специалисты по сну считают, что если уметь их улавливать, то можно вовремя поймать «окно в сон» и без труда уложить ребенка спать. Вот признаки готовности малыша:

  • Если младенец часто просится на руки, но при этом перестал проявлять яркий интерес к вам и к игрушкам, смотрит куда-то вдаль или вдруг стал говорливым и суетливым, это значит, что пришло время выполнять обычные ритуалы перед сном (к примеру, переодеть, спеть колыбельную). Если пропустить эти признаки, то ребенок переутомится, начнет плакать, и его будет сложнее укачать.
  • Новорожденный часто будто убирает невидимые волосы за ухо — это тоже жест переутомления, малыш скоро начнет капризничать, нужно скорее укладывать его.
  • Бывает, что младенец проявил признаки усталости, но продолжает с широко открытыми глазами неподвижно на что-то смотреть. Это говорит о том, что он встревожен и не чувствует себя в безопасности. Нужно успокоить его (приложить к груди, дать соску, обнять) и снова попробовать уложить спать.

Новорожденный не умеет сам засыпать и связывать циклы сна, поэтому нужно быть особенно внимательными и чуткими

Сон малыша условно можно поделить на быстрый и медленный. Во время сна ребенок тоже подает сигналы о своем самочувствии. Поэтому не забывайте заглядывать в кроватку и улавливать некоторые моменты.

  • Во время быстрого сна младенец может вздрагивать, кряхтеть, улыбаться, плакать или смеяться. Родителям не стоит беспокоиться, ребенок спит крепко. Если же он активно вскидывает руки, то можно использовать пеленание.
  • Во время медленного сна малыш, напротив, лежит тихо и почти неподвижно, дышит глубоко и ровно. Но это спокойствие обманчиво, вэтот период нужно быть внимательным и, если малыш начинает ворочаться, постараться продлить его сон. Ребенок может проснуться от резкого звука или другого раздражителя.
  • Если во сне новорожденный вдруг сжал кулачки, то он вот-вот проснется и потребует покормить его, поменять подгузник или снять другой дискомфорт.
  • Если малыш лежит на боку и сильно запрокидывает голову назад, то ему не хватает сна. Старайтесь продлевать его сон и укладывать пораньше. Дети часто принимают такое положение во время коликов: животик болит и постоянно будит малыша, из-за этого он не высыпается. Но если младенец спит так постоянно, то это повод обратиться к неврологу.

Малыш познает мир

Во время бодрствования у детей меняются настроение и потребности и они дают понять об этом своим поведением.

  • Ребенок активно перебирает ногами, пытается поймать ваш взгляд — он готов играть и общаться. Это лучшее время для развивающих игр.
  • Если активно играющий младенец вдруг отвлекся и пристально смотрит на вас, то не ждите, пока он станет капризничать, а уделите ему внимание: улыбнитесь, поговорите с ним. Так он проверяет, рядом ли его взрослый и все ли в порядке.
  • Когда младенец пинается и извивается, это значит, что нужно переходить к спокойному бодрствованию: убрать игрушки, спеть песенку, просто полежать рядом.
  • Бывает, что малышу хочется побыть одному. Тогда он будет отводить от вас взгляд или стараться смотреть вниз, перестанет реагировать на погремушки, может брать их в руки и выкидывать.

Невербальные знаки, которые родители понимают неправильно

Когда малыш уже умеет сидеть и ползать, он начинает осваивать более сложные жесты, тем самым выражая свою позицию, настроение. Но взрослые порой не совсем верно толкуют эти знаки.

  • Ребенок, который обычно везде ходит за вами по пятам, вдруг убегает или отталкивает.
    Мысли родителей: «Он капризничает и злится на меня».
    На самом деле: «Я хочу сделать это сам».
    То, что на первый взгляд может показаться грубостью, на самом деле указывает на новый этап развития. Ребенок начинает доверять себе и окружающему миру.

  • У ребенка скрещены руки, когда перед ним новая игрушка.
    Мысли родителей: «Ему неинтересно, он не хочет играть с ней».
    На самом деле: «Мне страшно, я не уверен».
    Скрещенные на груди руки у взрослого человека чаще всего означают закрытую позу. Но ребенок подобным образом в большинстве случаев выражает чувство неловкости. Дети очень любопытны, но так они показывают, что они еще не набрались смелости, чтобы изучить новую вещь.
  • Протягивает руки ладонями вверх и немного наклоняет голову набок.
    Мысли родителей: «Он отстраняется, просит не трогать его».
    На самом деле: «Прости меня, давай мириться».
    Родители могут подумать, что малыш их отталкивает, ведь в этот момент у него может быть грустный вид. Но все наоборот: ребенок обнажает свои ладони в знак доверия и смирения, а наклон головы — признак дружелюбия.

  • Прячется, когда видит кого-то, натягивает на голову одежду.
    Мысли родителей: «Гость не понравился ребенку, он не хочет его видеть».
    На самом деле: «Не смотрите, меня здесь нет».
    Малыш может испытывать тревогу, когда видит малознакомого человека. Дайте ему возможность почувствовать себя в безопасности, не обращайте на него внимание. Скорее всего, он с любопытством понаблюдает со стороны и сам подойдет, когда будет готов.
  • Сосет и жует пальцы.
    Мысли родителей: «Он хочет есть или он играет».
    На самом деле: «Мне тревожно».
    Новорожденные сосут пальцы от удовольствия, но когда ребенку уже больше года, то это может быть признаком тревожности, если у него не режутся зубы.

Бонус: как общаться с малышом с помощью жестов

Речь ребенка развивается медленно: к году малыш начинает произносить первые слова, к двум — связывать их в простые фразы, и только к 4-5 годам значительно развивается смысловая сторона речи. Чтобы не только понимать малыша, но и общаться с ним, американские психологи Линда Акредоло и Сьюзен Гудвин разработали методику разговора с помощью знаков-жестов, другими словами, они адаптировали для малышей язык глухонемых.

Дети осваивают этот язык очень быстро, и он продолжает работать даже тогда, когда они уже умеют говорить. Малыши, освоившие жестовое общение, раньше начинают говорить, в сравнении со сверстниками у них больший словарный запас и они умеют составлять более сложные грамматические конструкции. В США, Великобритании и Швеции языку жестов обучают в яслях, психологи советуют родителям начинать упражнения с 5–6 месяцев. Самые простые жесты можно вводить с рождения. Вот несколько советов по обучению:

  • Говорите и показывайте жест одновременно. Делайте это эмоционально, подключайте мимику.
  • Начните повторять за малышом его жесты (например, тянет руки — хочет, чтобы его взяли). Первыми вводите жесты, означающие базовые потребности: в еде, сне.

Сначала просто указывайте на предметы. Если ребенок что-то заметил, в этот момент назовите слово и покажите его.

Используйте один жест в предложении.

  • Говорите медленно, выразительно и четко.
  • Постепенно малыш усвоит жесты и будет не только без труда понимать ваши намерения, но и сможет сам вас о чем-то попросить. Придумайте свои жесты, понаблюдав за ребенком, или воспользуйтесь уже готовым языком.

    А как вы узнаете, что именно хочет сказать вам малыш?

    Дети дождя

    Аутизм уже назвали болезнью 21 века. Детей с отклонениями аутичного спектра рождается все больше и больше. Конечно, все родители думают, что это довольно редкое отклонение, и может проявиться у других, но только не в их семье. Таков защитный механизм психики, называемый реакцией неприятия или ухода от реальности. На самом же деле особый ребенок может появиться в любой семье.

    Вот что говорит статистика

    Еще в 2000 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 5-26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Центра по контролю заболеваемости (США), частота РАС составляет 1 случай на 161 новорожденных, что аналогично данным Всемирной организации аутизма: в 2008 году 1 случай приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с этим диагнозом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту заболеваемости сохранится и в будущем. Сегодня ассоциация Autism Speaks уведомляет о преобладании аутизма у 1 из 88 детей (1 из 54 мальчиков, и 1 из 252 девочек).

    Аутизм считается неизлечимым, но его можно компенсировать настолько, что «инакость» не будет мешать ребенку жить в нашем не очень толерантном обществе, и чем раньше начнется процесс реабилитации, тем больше шансов на успех. В некоторых случаях раннюю диагностику аутизма возможно было бы провести уже до 1-1,5 года. И, к сожалению, во все колокола необходимо бить именно родителям, так как официальный диагноз, как правило, появляется уже слишком поздно (хотя, конечно, лучше поздно, чем никогда, и руки опускать нельзя в любом возрасте).

    Многие ранние признаки воспринимаются родителями как особенности характера или вовсе остаются незамеченными. Поэтому очень хотелось бы поделиться первыми “звоночками”, которые не стоит пропускать мимо ушей (Все примеры описаны Сибмамами, которые воспитывают аутят).

    Сенсорные навыки/познавательные процессы:

    • Отсутствие интереса к игрушкам (игрушки могут заменять бытовые предметы, очень часто это бывают веревочки, провода и т. п.).

    – С обычными игрушками действительно, если играл, то играл очень своеобразно. Например, у всех машинок сразу отрывал колеса и другие детали. Бросал об стену или стучал друг об друга. А вот газетами или упаковочной бумагой мог долго шуршать. Веревочки возил по полу или носил в зубах. Позже стал нитками опутывать вся квартиру.

    • Своеобразные игры (игра с элементом игрушки; выстраивание предметов в ряд или по периметру, не потому что так задумано в сюжетной игре, а просто так).

    Все шахматы всегда выставлялись по периметру стола. Это была увлекательная игра и практиковалась каждый день.

    • Неадекватная реакция на сенсорные воздействия (прикосновения, свет, звуки, запахи).

    В роддоме врач мне рассказала, что мой сын перекричал ВСЕХ детей в детском отделении и дрыгался ТАК, что профессиональные мед.сестры не смогли запеленать как надо: ручки почти торчали. У ребенка повышенная чувствительность. Туго пеленать его так и не получилось: орал и вертелся, пока пеленки не ослабевали. В 3 недели мы уже перешли на ползунки и кофточки. (Далее описание пребывания в род доме еще пестрит фразами: опять расплакался, плакал часа 2 подряд, плакал до посинения, так страшно плакал. )

    Тимка любит смотреть на что-то, согнувшись, под углом (думала, изучает так). Тимку завораживает игра света. Отсвет солнца с раннего детства для нас был неземным наслаждением. В этом я видела только плюсы – такой интерес к свету-тени – может, фотографом будет?

    – Когда слышал повторяющиеся или необычные звуки, начинался практически истерический смех. А вот под спокойную музыку или даже просто под звуки фортепиано, наоборот, замирал и даже не шевелился.

    • Избирательность в еде (вплоть до полного отказа от еды, и не иногда, потому что приболел или нет аппетита, а постоянно).
    Читайте также:  О сосательном рефлексе: слабый или отсутствие рефлекса сосания

    У меня ребенок не ел. Ел крайне плохо. Плохо прибавлял. Пробовали и смесь, смесь вообще отказывался есть. Далее с едой тоже были проблемы . Если уж что я и набирала в поисковике, так это “ребенок не ест”. Так кто бы знал, что так вообще бывает! Мамочки, у которых такая же проблема, набирать нужно “избирательность в еде”. Сначала стали вводить овощи.Не ел. Ни-че-го! Ни с ложки, ни с пальца, ни под музыку, ни под игры. Времени у меня было много, энергии тоже, денег хватало. Я взялась за проблему с энтузиазмом. Пробовала разные фрукты-овощи. Разные температуры. Разные консистенции. Разные производители – и сама делала, и пробовала готовые пюре. Выяснилось, что едим мы только яблоко и банан. Потом каши. Тот же путь. Творог и кефир подошли. Потом мясо. Тот же путь. общем, заработали мы себе этими поисками почти полное избегание ребенком еды. У няни получилось лучше. Придя к нам в 1,3, она очень боялась, что он у нее не станет есть, и начала первую неделю с одного творога и кефира (что ел с удовольствием). И очень постепенно расширила меню до каши (нескольких видов), творога, яблок, банан, курицы и супчика. Это и едим до сих пор. Конфеты стали есть только недавно (а предлагали почти всегда – конечно же пугало, что ребенок не ест и не просит конфет). В общем, с нами ребенок вообще не ел с ложки. Только кусочками, когда уже смог есть куски.

    Ребенок ел только из одной бутылочки. С большим трудом ликвидировали роддомовский пузырек с ужасной соской, который, каюсь, пришлось у них выкрасть, так как ребенок отказывался взять в рот что-либо другое. Но до конца так и сосал только одну Авентовскую соску. Также настойчиво, как позже ел только толченую картошку с соленым огурцом.

    – И мне тоже пришлось выкрасть из роддома соски, т.к. мой тоже орал всегда, орал везде, орал так, что нас не хотели выписывать…

    Социализация

    • Отсутствие визуального контакта (очень трудно поймать взгляд, не смотрит долго в глаза).

    – Фиксировать взгляд на предметах ребенок должен уже в 1 месяц, а главное САМ. Я же, когда заметила, что в положенном возрасте этого нет, провела возле ребенка весь месяц с погремушкой в руках. К 2 месяцам научились за ней следить. И для нас эта игра была большим достижением. Позже ровно эту же первую погремушку использовали, чтобы научиться “заглядывать в глазки”. О том, что “страдает визуальный контакт”, мысли не возникло.

    – Сужу по себе, молодые мамочки часто и не задумываются особо (или не знают), что младенцам (до года) присущ пристальный взгляд глаза в глаза – это обычное явление. Это я сейчас уже замечаю на чужих малышах, сразу чувствуется – контактный ребенок, глазенки таращит неотрывно, следит за тобой. Я вот свою вспоминаю – никогда на людей не пялилась, взгляд “в пространство”, такой серьезный. Мне тогда казалось, кругом глупые младенцы на дядь-теть таращатся, а моя задумчивая просто.

    – Действительно, детки долго смотрят в глаза. Сын не смотрел долго. Но смотрел. Поэтому я никогда не могла сказать “не смотрит в глаза”. Сейчас еще мужу показываю, как детки смотрят – долго, неотрывно. Тимка смотрел быстро, но взгляд не отводил. Ему как бы было неинтересно. “Имеет право интересоваться тем, что ему нравится”- думала я. Я также думала, что сын как раз у меня лучше развит – не пялится с непонятной улыбкой на теть и дядь, а сам быстро смотрит на все, и все сразу понимает. Если б знать, что отсутствие взгляда приведет к стольким проблемам!

    • Временами отсутствие реакции на звуки и голос.

    – У нас педиатр еще в 3 месяца глухоту заподозрила… Пыталась привлечь его внимание: агукала, в ладоши хлопала – реакции никакой! Просто лежал, сжавшись комочком, и смотрел в одну точку. Но ребенок просыпается от каждого звука – тугоухость исключена.

    Также и с именем – другие дети отзываются на имя, я же вижу, что во дворе крикнули: “Катя” – девочка обернулась сразу, а моего сына можно хоть с колоколами звать, он не обернется нигде – ни на улице, ни дома, никогда.

    – Такая осанка и мимика часто бывают у нас в аутоподобном состоянии: плечи подняты, шея вжата, руки прижаты к груди.

    • Отсутствие имитации, спонтанного развития (не повторяет за взрослыми движения, звуки).

    Мы пошли на развивающие занятия года в полтора. И. Тимка не повторял движения. Не слушал инструкции. Выглядело это так – сначала все детки ничего не могли повторить. Потом потихоньку, пусть корявенько, ручки поднимали, крутили, ходили по кругу. Тима сидел в стороне, и ничего не делал. Или убегал.

    – Они учатся только тому, что им нужно и интересно, а так как их интересы очень узки и ограниченны, то для жизни этого мало. Я около месяца просто учила хлопать в ладоши за мной! Сын вообще не понимал и не хотел ничего делать.

    – Всему надо именно учить, иногда даже тому, что должно быть на уровне рефлексов. И если не приложить все усилия для обучения, сам никогда и ни за что не научится.

    Здоровье/Физическое развитие/Поведение

    • Неадекватная реакция на происходящее (пугливость, впечатлительность или наоборот смех в неподходящей ситуации, нежелание менять деятельность).

    – Мой категорически не любил гулять, на улице все-время орал. Сравнивала с младшим, младший месяцев в 8 уже помогал одеваться (ну не всегда, но в хорошем настроении), а старший – всегда орал. Я потом уже поняла, что старший просто не хотел изменений и все. Он и сейчас редко спокойно собирается куда–либо.

    – На улицу – с истерикой, с улицы – с истерикой. В ванну – с криком, из ванны – также. Далее составляющие можно менять.

    • Навязчивые движения, аутостимуляция (вращение руками, переливание/пересыпание чего-то, раскачивание/кружение, беспорядочный бег).

    Из самых ранних признаков наших были стимуляции с 6 месяцев где-то: аудиальные – кричал на разные голоса очень пронзительно – ему нравилось; визуальные – часами смотрели на льющуюся воду, крутящиеся колеса, огоньки; тактильные, вестибулярные – кружился, висел вниз головой.

    – Начал кружиться и хороводиком бегать вокруг чего-либо. Вот они – ранние признаки.

    – Бегал со скоростью света практически все время, не реагируя ни на что и врезаясь во все, что попадалось на пути. Было чувство, что ребенок не видит и не слышит окружающую действительность.

    – Очень любил бросать камешки. Отвлечь от этого занятия было невозможно. Увести тоже, только с жуткой истерикой. И так изо дня в день.

    • Нарушение сна, не поддающиеся медикаментозному лечению.

    Плакал часто и много, не спал много и часто.

    – Днем, если спал, то по 15-20 минут. Ночью спал 5-6 часов с 5-6 перерывами. Визиты к невропатологам мало чем помогали, часто реакция на лечение была обратной.

    Речь/Коммуникация

    • Нарушение коммуникации (отсутствие указательного жеста, не выполняет просьбы).

    Я так долго не могла понять, что у нас нет УКАЗАТЕЛЬНОГО ЖЕСТА! Ребенок не показывает пальцем! Когда-то меня учили, что показывать пальцем неприлично, и я даже радовалась, что у ребенка нет этой плохой привычки. В лучшем случае, он показывал всей кистью или брал мою руку в свою и вел к тому предмету, который хотел.

    • Отсутствие речи или развитие речи (иногда даже с опережением сверстников) и постепенный регресс.

    Врачи меня спрашивали – во сколько начался лепет. Лепет? Что это такое? “Ну, – говорят, когда ребенок повторяет слоги, лопочет”. Мне стало страшно… У нас никогда не было лепета. Он появился только недавно. А так, сразу было слово “мама”. Через какое-то время появилось “па”, потом “баба”, потом “дядя”, “кар” – кораблик – все к месту, по большой нужде (когда уж сильно что-то было надо), и куча звуков, которые я научилась различать – тс-поезд, с-автобус, ааа-вода, а-собака. А потом и звуки пропали, и как-то «мама» употреблял все реже и реже. А я все читала советы: “У меня ребенок не говорил до двух лет, а потом как прорвало”. “Мы отдали ребенка в садик, и тут он как заговорил – отдайте и вы своего!”. “Не волнуйся, мальчики говорят позже”. “Сейчас многие детки начинают говорить позже”. Хуже этих советов нет. Кстати, я как-то поинтересовалась у мамы, которая говорила, что как только дочку в садик отдала, она заговорила, а до этого молчала. Ради интереса, я спросила: «А как это – молчала? Не было вообще слов, звуков, жестов?» “Не, – отвечала мама, – она говорила слов 30, простые фразы, просто связанного диалога не получалось”. Вот что скрывается зачастую за словами “До садика, до двух лет и т. п. ребенок молчал, а потом заговорил”.

    Цитата из дневника:

    Это, конечно, не полный перечень, но наиболее часто встречающиеся ПЕРВЫЕ проявления. Со временем симптомы усугубляются и появляются новые, такие как аутоагрессия, ритуалы.

    – С годов 1,5 начались стереотипные действия и маршруты. Сначала маршруты – ходили по одному и тому же пути. Потом нужно было сделать определенные ритуалы. На мостике остановиться, и еще раз пройти. У колодца сказать – “вода”. У одного из окошечек (если там не было кошки), сказать “нет кошечки!”. При выходе из ванны – обязательно посмотреть в зеркало, вытащить цветочек, поставить в вазу, поцеловать себя в зеркале. и т.д. Также были действия – открывать-закрывать двери. Т.е. я могла полчаса стоять у раздвижных дверей, а Тима бегал туда-обратно, и так каждый раз при входе в магазин. Или включали-выключали микроволновку час. Или наливали чай: нальет воду в чайник, вскипятит, нальет в кружку, заварит чай, насыплет сахар, помешает, все выльет, и. снова, около часа. Как то меня муж спросил: ” А почему ему нужно у одного из подъездов обязательно подойти и притронуться рукой?”. Я бодро ответила: “Это навязчивые действия. Он компенсирует свою тревожность. Он ведь уже понимает, что не говорит, и переживает от этого”. Нет, я чувствовала, что это все не так.

    «С моим ребенком что-то не так», – именно так формулируют свои первые жалобы мамы, чьим детям впоследствии диагностируют аутизм. Первое время очень сложно сформулировать, что именно беспокоит в поведении ребенка. Мама очень устает и физически, и психологически, пытается найти ответ у педиатра, но, как правило, уходит ни с чем – ребенок здоров. Знакомые с детьми тоже уверяют, что беспокоится не о чем.

    Вообще, первый звоночек, который звенел – мне очень тяжело! Я не могла поверить, но мне было очень тяжело. У всех подруг вроде как – тяжело в худшем случае первые полгода, а потом жизнь налаживается. А я думала, что я такая слабая, неумеха, что ничего у меня не получается. И мне тя-же-ло. У других как-то первые 3 месяца тяжело, потом прямо умиротворенные мамы с детьми. А у меня сплошной стресс, сплошные нервы. И внешне-то вроде, как у всех, ибо очень быстро я научилась ловить состояние, и облегчать его. Но вот это напряжение. Когда мужу объясняла про наше заболевание, говорила: “Ну, нам ведь всегда с ним было тяжело”. А он: “Да все у нас как и у других – ну покапризничает, да перестанет”. А это достигалось тем, что я до “капризов” не доводила. Но это и выматывало.

    – Как понять норма или нет? Понимаете, здесь главное мысль донести, что беспокоиться надо, когда не один- два пункта подошли, а хотя бы по 2 в каждой группе. Да, конечно, все дети любят бросать камушки, НО не по 2 часа подряд! И их не забирают от камушков с жуткой истерикой, правильно? Да, многие дети убегают от родителей, но не каждый ребенок уйдет за километр, даже ни разу не оглянувшись, один он или нет, чувствуете разницу? Я помню, как начинала рассказывать знакомым о нашем поведении, мне тоже часто говорили, что их дети ведут себя также. “Ну и что, что все время бегает, это же хорошо для мальчика?” А то что, когда он бегает, он может сделать ВСЕ что угодно, например, “выбежать” с балкона 7 этажа, это уже никого не интересовало. Некоторые из тех знакомых, поняли, о чем шла речь, только когда побыли с ребенком хотя бы несколько часов подряд.

    Мамы, которые прочитают эту тему. Если вдруг вы узнали своих деток, вдруг вас насторожил только один момент – читайте, узнавайте, консультируйтесь с врачами! Если вы знаете только одного аутенка – вы знаете только одного аутенка. Аутизм очень разнообразен. Ваш участковый врач вам не поставит никакой диагноз. Ходите к разным специалистам. Если чувствуете “с ребенком что-то не так!” – обойдите всех! Время – вот что может помочь! Мы стали работать, когда ребенку уже было три года. Начинайте раньше. Шансов больше. Не бойтесь увидеть проблему. Лучше перебдеть.

    Аутизм в таком раннем возрасте действительно очень сложно уловить. Мне до сих пор многие не верят, что с моим сыном что-то не так. Ну, само собой, они его видят по часу в день во дворе, а я с ним круглые сутки и то, что для них порой выглядит, как забавная шалость (ну, подумаешь, не отзывается, когда мама зовет – просто балуется, подумаешь, не говорит «МАМА» – просто нет необходимости, наверное, вы его балуете сильно; подумаешь, укусил – все детки кусаются) для меня уже открывается как нарушение развития определенное.

    – А ещё, мне кажется, взгляд у аутят особенный. Раньше я, кроме своего, не знала других ребятишек с таким диагнозом. Теперь ходим на занятия, и вижу эту общую черту. Очень редко так смотрят – очень внимательный, глубокий взгляд, непростой какой-то, вглубь тебя как будто заглядывают

    Не стоит пугаться, если пара особенностей характерна Вашему ребенку. Чтобы заподозрить аутизм, нарушения должны присутствовать во ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ группах, а чтобы подтвердить или исключить диагноз обязательно обратиться к специалистам, которые компетентны в данном вопросе.

    Список врачей и центров в Новосибирске, которых Сибмамы рекомендуют для подтверждения или исключения аутизма:

    Детский невролог Корень Олег Леонидович, Центр “Здравица” на Шевченко, 31а, тел (383)362-02-00

    Реабилитационный центр «Олеся», проспект Димитрова, 14, 222-36-19

    Центр «Ласка», Тимакова, 4, (383) 334-89-59

    Ссылка на основную публикацию