Дневник развития ребенка от рождения и до года (скачать бесплатно)

Ребенок от рождения до года

Автор: Коллектив авторов
Жанр: Педагогика

Книга посвящена проблемам развития и воспитания детей первого года жизни. В ней изложены вопросы подготовки к родам, правильного ухода за ребенком; даны режимы питания, сна и бодрствования, основные показатели физического и психического развития детей этого возраста; представлены примеры игр-занятий.

Пособие адресовано родителям и педагогам, занимающимся воспитанием детей раннего возраста.

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Г. М. Лямина (Вместо предисловия);

А. В. Павлова (Начинаем жить вместе);

С. Н. Теплюк (Ребенок пришел в мир. От одного до трех месяцев. От трех до шести месяцев. Такой знакомый незнакомец. От шести до девяти месяцев. От девяти до двенадцати месяцев);

Ребенок от рождения до года скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Сборник Инцестов. Собран по заказу Мурзика. Авторы:10 Произведения:14

Можно ли подружиться с вампиром, наладить теплые отношения с привидением и что делать, если в вас влюбился оборотень? А если влюбились вы? Самые лиричные истории об обитателях потустороннего мира от Евгения ЧеширКо и его друзей.

Управление бизнес-процессами (BPM) – это концепция управления, рассматривающая деятельность организаций через призму процессов (или административных регламентов в случае органов государственного и муниципального управления). В ней принимается, что цели организации достигаются через описание, проектирование, контроль процессов и их непрерывное совершенствование. Методы и подходы BPM нацелены на достижение нового уровня конкурентоспособности и взаимоотношений с клиентами, поставщиками и сотрудниками.

Ведь отличных результатов можно достичь только благодаря отлично отлаженным процессам.

В этой книге достаточно подробно разбираются основные понятия, подходы, методы и средства управления бизнес-процессами. Полезный и важный бонус – подробный англо-русский глоссарий BPM-терминов.

Чтобы найти дорогу к счастливой жизни, нужна карта или совет местного жителя, не так ли? Путеводитель по саморазвитию от интернет-издания «Лайфхакер» – это как раз такая дорожная карта. Она включает в себя шесть областей жизни и 55 чекпоинтов – самых полезных техник, которые зададут направление и помогут вам привести свою жизнь в порядок.

Впервые! Сенсационные откровения нашей соотечественницы о жизни в современном гареме. Поразительная история русской девушки, которая сегодня во многом повторила судьбу легендарной Роксоланы из телесериала «Великолепный век». Похищенная рабовладельцами и проданная в тайный гарем арабского принца, она прошла путь от простой наложницы до законной жены – однако это не принесло ей счастья. Оказывается, и в наши дни за фешенебельными фасадами роскошных дворцов нефтяных шейхов кипят те же страсти, что и при дворе Сулеймана Великолепного, а в борьбе за любовь и власть не брезгуют ни чем – ни интригами, ни клеветой, ни отравой. Как выжить и сохранить любящее сердце в этой «золотой клетке»? Чем приходится жертвовать ради семейного счастья в чужой стране? Почему реальный гарем так не похож на красивые сказки? И есть ли выход из этой роскошной темницы?

Эта книга – сияющий яркими красками волшебный калейдоскоп, составленный из преданий, сказок и мифов западных славян, переживших долгий и нелегкий путь, связанный с сохранением собственного языка и культуры. Она предназначена читателям любого возраста, от мала до велика. Одни сказки родители будут читать своим малышам на ночь, а другие увлекут даже самых взрослых и искушенных читателей.

В сборник вошли произведения авторов, никогда прежде не публиковавшихся на русском языке. Появление такого издания – уникальное и знаменательное событие еще и потому, что русскоязычному читателю впервые представляется возможность прочитать полностью, без пропусков и купюр, великое произведение «Букет» Карела Яромира Эрбена. Этот классик чешской литературы, один из родоначальников европейского хоррора, хранитель родного языка и просветитель, знаком в Чехии каждому, как Пушкин знаком каждому из нас.

Именно «Большое собрание преданий, сказок и мифов западных славян» во всем его прекрасном и вдохновляющем разнообразии поможет с любовью вглядеться в душу близких нам народов, понять ее своеобразие, красоту и подлинную глубину.

Ручной труд на дачных участках отнимает много сил и времени. Многие умельцы собственноручно изготавливают всевозможные инструменты и приспособления, которые значительно облегчают обработку почвы и уход за растениями. Представленные в книге инструменты и приспособления помогут не только облегчить труд на участке, но и сэкономить время, деньги и силы. К каждому проекту приведены подробные эскизы и чертежи, все они проверены не одним поколением садоводов.

Не знаете, чем заняться субботним вечером в компании друзей или семьи? Соберите всех и устройте викторину! В этой книге вы найдете 4000 интересных вопросов, поделенных на 421 тематический раунд на любой вкус. Веселый вечер и удовольствие каждому обеспечены! Можно разбиться на команды, устроить турнир или просто проверить свои знания, в любом случае скучать точно не придется.

Также книга издана под названием «Большая викторина для веселой компании».

В формате pdf A4 сохранен издательский дизайн.

«…Цель педагогических курсов – доставить педагогическое образование молодым людям всех сословий, преимущественно крестьянского, православного исповедания, желающих посвятить себя учительской деятельности в народных школах…

…Воспитанники, окончившие курс в заведении графа Л. Н. Толстого, не получают свидетельства от заведения на звание народного учителя; но приобретают это звание узаконенным порядком…»

Настоящее пособие посвящено актуальным вопросам развития и воспитания детей от рождения до трех лет. Оно составлено в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) и методическими рекомендациями к ней.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений, а также может быть полезно студентам, гувернерам, родителям. В приложении представлен материал для курсов повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений.

В отпуске так хочется отдыхать, расслабляться и получать удовольствие. Но иногда поведение детей оставляет желать лучшего и приходится тратить энергию на противоборство. Особенно часто такое случается, если ваши желания на отдыхе не совпадают. Из книги вы узнаете, как усмирить «дикарей» в детях и «диктаторов» в себе. Читайте, как распознать зарождающееся недовольство и предотвратить возможные конфликты, как найти общие зоны комфорта с детьми, чтобы отпуск прошел радостно, весело и интересно.

В книге анализируется дошкольное образование как новый уровень общего образования, регламентируемый федеральным государственным образовательным стандартом.

Выявляются противоречия и недостатки ФГОС дошкольного образования, возможные последствия его введения для дошкольных образовательных организаций, педагогических работников и граждан – потребителей услуг дошкольного образования.

Рассматриваются нюансы финансового обеспечения реализации стандартов, разработки и утверждения образовательных программ, установления родительской платы и предоставления мест в детских садах с учетом требований ФГОС ДО.

Рекомендовано руководителям ДОО, педагогам дошкольного образования, родителям.

Социальная педагогика. Шпаргалка

Книга посвящена объяснению, способам применения и интерпретирования технологии оценивания деятельности как образовательных институтов (региональных и муниципальных органов управления образованием), так и участников образовательного процесса (в первую очередь учителей и учеников) методом измерения добавленной стоимости. Авторы этой инновации применили данный термин из экономической теории к задачам школьного образования, связанным с многогранной проблемой оценивания результатов. Добавленная стоимость в этой книге – разница между начальной успеваемостью ученика (результатами тестов прошлого года) и его текущей успеваемостью (результатами тестов этого года). речь идет не о разовом контроле разницы в результатах за определенный промежуток времени, а о создании системы статистического учета данных, их накопления, обработки специальными статистическими методами и обеспечения их транспарентности с целью постоянного анализа и принятия конкретных решений в отношении всех субъектов школьной образовательной деятельности.

Значимость этой книги для российского читателя в том, что она ярко и зримо демонстрирует признаки высокой образовательной культуры во всех ее аспектах – организационных, этических, межличностных, гуманистических и т. д. Несомненно, книга станет настольной у тех, для кого школа – профессия и смысл жизни.

Ваш малыш. Уход за ребенком от рождения до года, стр. 1

Ваш малыш. Уход за ребенком от рождения до года

Введение. ЧУДО ПРИРОДЫ

Новорожденный младенец – существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого.

Шутка ли, внезапно очутиться в совершенно непривычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Он еще очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600–700 г материнского молока – это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом разнообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, и он вытягивает их, готовясь начать сосать. Если вы капнете ему на язык какой-нибудь сладкий раствор, то он втянет его, причмокивая, и напротив: попадание в рот младенца кислого или соленого вызовет обратную реакцию – он сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться, он наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится.

Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями. Но самое удивительное – это то, что новорожденный имеет индивидуальность и характер! Исследования последнего времени показали, насколько разными могут быть реакции новорожденных на одинаковые раздражители, как отличается, даже у вполне здоровых детей, уровень моторной активности, интенсивность выражения эмоций, ритмичность физиологических циклов.

По ряду подобных показателей можно с довольно высокой степенью вероятности прогнозировать дальнейшее поведение ребенка: будет он расти покладистым, общительным, жизнерадостным или чрезмерно возбудимым, эмоциональным, импульсивным. Иными словами, станет он «легким» или «трудным» ребенком. Но знать новорожденного недостаточно для прогнозирования его жизненного пути. Очень многое зависит от того, какими будут его родители. Ведь, согласитесь, родители тоже могут быть «легкими», то есть любящими, терпеливыми, спокойными, способными окружить ребенка нежностью, создать в доме теплую, неизменно доброжелательную атмосферу, или «трудными» – нервными, раздражительными, излишне строгими и требовательными к ребенку или чересчур его опекающими.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 год

Глава 1. В ОЖИДАНИИ МАЛЫША

Вот и подходят к концу эти сложные, но в целом волнительные 9 месяцев! Ожидая малыша, родители полностью погружаются в приятные хлопоты. Ведь столько нужно успеть сделать: подобрать одежду, купить кроватку, коляску, привести в порядок квартиру и т. д.

Некоторые родители стремятся заготовить одежду и предметы ухода за ребенком впрок, чем наносят большой ущерб семейному бюджету. Поэтому, прежде чем ринуться на штурм детских магазинов, тщательно продумайте все до мелочей. Ниже приводятся рекомендации, которые помогут вам составить первоначальный план действий.

Одежда для вашего малыша

Отправляясь в поход по магазинам или начиная вязание, помните, что любой ребенок быстро растет и кофточка, которая была впору, казалось бы, еще неделю назад, завтра уже мала ему. Независимо от даты рождения ребенка следует основательно запастись теплыми вещами, так как в первые дни жизни ребенок плохо переносит перепады температур и даже небольшое похолодание может отразиться негативно на его здоровье.

Готовя приданое для малыша, каждая семья исходит из собственных материальных возможностей, однако следует иметь достаточное количество одежды, чтобы можно было ее регулярно стирать и гладить. Как правило, перечень одежды для новорожденного включает пять распашонок, до десяти теплых фланелевых и приблизительно 20–25 тонких хлопчатобумажных пеленок, три-четыре чепчика (если в доме прохладно, они должны быть теплыми), теплое одеяло для сна и прогулок.

Выбор одеяла зависит от ваших индивидуальных предпочтений. Оно может быть шерстяным, ватным или на синтепоне. Одеяло на синтепоне выгодно тем, что его можно довольно часто стирать и оно не теряет первоначального вида. Шерстяное одеяло гораздо теплее, но быстро «скатывается» и уже после нескольких стирок выглядит непривлекательно.

Указанный выше перечень одежды лишь ориентировочный. В каждой семье одежду шьют или покупают согласно собственным финансовым возможностям, вкусам, традициям воспитания детей в конкретной обстановке. Основные требования к одежде ребенка – удобство и гигиеничность. Подгузник представляет собой кусок марли, сложенный в несколько слоев. Он может быть прямоугольной или треугольной формы. Второй вариант, как показало время, предпочтительнее, поскольку наиболее прост и удобен в применении.

К настоящему моменту готовые подгузники, производимые из синтетических материалов, уже успели завоевать доверие многих мам, однако не следует пользоваться этими предметами ухода круглосуточно. Даже самые дорогие и высококачественные подгузники могут вызвать раздражение на коже малыша. Старайтесь свести к минимуму использование подгузников, если у вас родился сын, так как длительное пребывание в них приводит к перегреванию половых органов. Поэтому целесообразно применять готовые подгузники только для прогулок или для похода к врачу.

Подобрав одежду для маленького члена семьи, ее следует выстирать и выгладить с обеих сторон. Многолетний опыт подсказывает, что распашонки, чепчики и пеленки лучше сшить из хлопчатобумажной ткани, уже бывшей в употреблении.

У маленького члена семьи должны быть отдельные предметы ухода, которые следует приобрести заранее. В настоящее время в специализированных магазинах можно купить готовый набор со всеми предметами ухода, однако его легко собрать и самим.

Среди необходимых предметов можно выделить отдельный тазик или ванночку для купания, которыми не должны пользоваться остальные члены семьи, ковш для обливания, водный термометр. Для ухода за малышом также понадобятся махровая простыня или большое полотенце, губка, клеенка, стерильная вата.

В список предметов ухода нужно включить расческу с нецарапающими зубьями, ножницы, спринцовку для новорожденных, пипетки для глаз и носа, резиновую грелку. Обратите также внимание на бутылочки для искусственного кормления. Их должно быть, как минимум, две: для смеси (молока) и для воды. Стеклянные бутылочки, которыми пользовались наши бабушки, постепенно выходят из употребления, и им на смену приходят пластиковые с разнообразным оформлением. Они намного безопаснее в употреблении, а следовательно, долговечнее.

На данный момент существует два вида сосок, которые продаются в комплекте с пластиковыми бутылочками: силиконовые и латексные. Второй вариант считается наиболее удобным, так как соска из этого материала прослужит значительно дольше.

В продаже в настоящее время имеется широкий выбор разнообразных средств для купания. Помните, что детская кожа, а в особенности кожа новорожденного, чрезвычайно чувствительна к различным химическим соединениям, поэтому следует пользоваться только специальным детским мылом и шампунем. Для обеззараживания воды необходимо запастись перманганатом калия, а для смягчения кожи ребенка после купания – детским кремом и простерилизованным вазелиновым или растительным маслом. К необходимым предметам также относится присыпка, которая хорошо смягчает и успокаивает раздраженную кожу.

Дневник развития малыша от рождения до трех лет

Каждая мамочка тщательно следит за развитием своего ребёнка, желая знать, правильно ли происходят различные процессы в его организме. Особое внимание уделяется возрасту от одного до трёх лет. Важна каждая мелочь: как малыш двигается, разговаривает, воспринимает окружающую обстановку. Нередко изменения в его поведении фиксируются в книжечке или блокнотике. Перечитывается очень много литературы и просматривается много специализированных сайтов и форумов, чтобы понять, насколько развитие ребёнка соответствует норме. Также периодически мамочки консультируются с врачами.

Специальный дневник развития ребёнка

Систематизировать все эти данные поможет специальный дневник развития ребёнка, написанный А.М. Казьминым и Л.В. Казьминой. В нём указаны нормы развития малыша от одного до трёх лет. Также он предназначен для самостоятельного заполнения.

В специальной графе вы указываете рост, вес, поведение малыша в определённом возрасте и сравниваете его с параметрами из этой книги. Дневник можно бесплатно скачать на специальных порталах для мамочек и малышей.

Оба автора книги – кандидаты медицинских наук. А.М. Казьмин – профессор, заведующий кафедрой МГППУ клинической психологии раннего детства на факультете клинической и специальной психологии. Казьмина Л.В. – детский врач-невролог.

Все нормы развития для детей от одного до трёх лет указаны ориентировочно. Некоторые дети приобретают эти способности чуть раньше, другие – чуть позже. Это абсолютно нормально, поэтому не переживайте, если вы увидите незначительное отклонение от нормы. Если вам кажется, что процесс развития ребёнка протекает медленнее, чем указано или же он происходит чересчур быстро, обратитесь к педиатру или детскому психологу – в зависимости от сферы, в которой происходит отклонение.

Содержание дневника развития ребёнка

Дневник развития ребёнка содержит основные закономерности психического и двигательного развития ребёнка в возрасте от одного до трёх лет.

Задача дневника – помочь мамочкам лучше понять процессы развития ребёнка и оценить их соответствие нормам. В дневнике есть несколько разделов.

Общие движения

Здесь говорится о том, как ребёнок должен двигаться, и в какие основные положения тела он должен уметь удерживать. Ребёнок учится управлять своим телом в процессе развития центральной нервной системы. Особенности и скорость развития во многом определены генетическими факторами. Также на эти процессы влияют условия, в которых развивается ребёнок, и его состояние здоровья.

Под общими движениями подразумевается:

  1. Самоощущение своего тела в окружающем пространстве и его частей отдельно друг от друга.
  2. Регуляция сокращения мышц, их силы и тонуса.
  3. Выбор цели и направления движения, а также поиск способов преодоления препятствий с помощью зрения.
  4. Двигательная память, автоматизирующая часто повторяющиеся движения, которые со временем становятся более быстрыми и ловкими.

Движения рук

Смотрим, что ребёнок делает руками, и каким образом он управляет их движениями. Здесь описываются:

  1. Чувствительность пальцев. Ребёнок учится изучать предметы на ощупь, понимать, где твёрдое и мягкое, большое и маленькое, горячее и холодное. Это помогает ему лучше понимать, как нужно действовать с этими предметами: с какой силой их захватывать и как дальше с ними поступать.
  2. Зрение. Понимание расположения предметов в пространстве. Оценка их свойств: размера, цвета и формы.
  3. Регуляция силы мышц.
  4. Двигательная память.

Постепенно движения рук ребёнка становятся не хаотичными, а целенаправленными. Малыш понимает, что он делает и зачем. Например, он понимает, что зубную пасту можно выдавить из тюбика и почистить ею зубы, а не есть её.

Слуховая чувствительность новорождённого невысока. Пока он весьма примитивно реагирует на звуки: вздрагивает, моргает или просто замирает. В 1,5-2 месяца ребёнок учится различать звуки. К 3-6 месяцам – узнаёт звуки родного языка. К 6 месяцам он воспринимает звуки уже полностью как взрослый.

В 14-18 месяцев может запоминать короткие стихотворения. В 18-24 месяца в памяти ребёнка – несколько сотен часто употребляющихся слов и устойчивых словосочетаний. В 3 года ребёнок знаком с основами грамматического строя родного языка.

Зрение

Человеческое зрение – это совместная работа глаз, глазных мышц и множества нервных окончаний. Нормальное человеческое зрение позволяет адекватно видеть форму и размер объектов, объём и оттенок, а также обходить препятствия.

Человеческий глаз различает свет и темноту, поэтому организм выстраивает свой биоритм и понимает время, когда следует спать или бодрствовать.

Зрительная память сохраняет воспоминания об уже увиденном и помогает воспроизвести это в голове. Маленький ребёнок не сохраняет в голове зрительные образы долгое время. Поэтому большинство людей помнит себя примерно с 3-4 лет.

Читайте также:  Во сколько месяцев ребенок начинает переворачиваться со спины на живот, с живота на спину: +3 видео

Общение и речь

Ребёнок получает сигналы от других людей и о происходящем вокруг него разными способами.

Процесс делится на этапы:

  • Приём информации с помощью органов чувств.
  • Понимание значения того, что было услышано, увидено.
  • Передача сообщения собеседнику словами, действиями или интонацией.
  • Общение.

Понимание других людей

Сначала ребёнок не понимает движения и речь взрослых людей. Они кажутся ему бессмысленными. Следовательно, реакция на них ещё не выработана. Но уже с опытом он учится различать способы поведения взрослых и адекватно реагировать на них.

С 3-8 месяцев малыш запоминает и начинает понимать часто повторяющиеся события. К 9 месяцев он учится понимать соответствующие данным событиям слова и жесты. С 10 месяцев малыш прекрасно понимает, как следует вести себя в ситуации, которая ему уже знакома.

Этапы развития общения

  • 1 месяц

Приспособление к окружающему миру. Реакция на происходящие в собственном организме процессы. Появление рефлекторных реакций на объекты: например, фиксация взгляда на блестящем предмете, так как он контрастирует по своему цвету с окружающими объектами.

Начало «психического рождения». Ребёнок смотрит и улыбается всем, прислушивается к вашей речи, сам пытается издавать звуки. Пока что ребёнок ничего не запоминает – для него существует лишь то, что перед ним в данную секунду.

Различение «своих» и «чужих». Малыш начинает длительное время удерживать в памяти полученные впечатления от увиденного. Появляется привязанность к близким и недоверие к чужим. Ребёнок требует внимания.

  • 8 месяцев – 1,5 года

Открытие себя. Начало понимания слов и жестов. Попытка повторить увиденное.

Увеличение словарного запаса. Стремление к самостоятельности.

Понимание своей половой принадлежности. Умение строить длинные связные предложения. Проявление упрямства и непослушания. Поиск выхода из конфликтных ситуаций.

Активная речь

Ребёнок начинает издавать звуки уже в 1,5-2 месяца. К 2-7 месяцам он уже знает несколько интонаций. В 7-9 месяцам начинает «лопотать». В 9-11 месяцам пытается повторить звуки взрослых. 11-13 месяцев – произношение отдельных слов. К 2-3 годам начинается овладение фразовой речью.

Это лишь несколько основных разделов, из которых состоит дневник развития ребёнка. Они описаны вкратце, а в самой книге к каждому разделу прилагается подробная таблица, где описывается, как может вести себя малыш в определённой ситуации в конкретном возрасте. Также описывается, как он мыслит, как осознаёт себя, какие игрушки ему лучше купить в месяц и в год и другие особенности.

Дневник развития ребенка

Дневник развития ребенка 03.03.2015 Елена Романова

Столько мелких вещей нужно держать в голове молодой маме: важные телефоны и список продуктов; чем накормить кроху сегодня и когда вести его к врачу; анализы, прививки, прогулки и покупку новых ползунков на размер больше… Спустя пару лет, а то и несколько месяцев всего мы, закружившись в ежедневной суете, забываем, какими лекарствами поили малыша, как боролись с капризами и истериками, на какой прикорм он реагировал аллергической сыпью и даже — когда сказал первое слово и сделал первый шаг. А ведь эти дни можно отмечать как маленькие семейные праздники, как часть вашей личной истории!

Чтобы избежать досадных провалов в памяти и увековечить жизнь вашего любимого чада, стоит завести дневник развития ребенка.

Для чего нужен дневник ребенка?

«Для кого» — так ставить вопрос правильнее. Во-первых, для самой мамы. Для её удобства и экономии времени (кусочек модного нынче тайм-менеджмента).

Все держать в одном месте:

  • координаты поликлиники, номера телефонов регистратуры и медсестры, часы приема участкового врача;
  • рецепты, выписанные педиатром, а также — вкусных и полезных детских блюд;
  • вырезки из журналов для родителей, понравившиеся, удивившие и помогшие решить проблемы цитаты о воспитании;
  • успехи и неудачи вашего крохи…

Во-вторых, для врачей, которые часто спрашивают о том, что начисто вылетает у нас из головы: прибавка в росте и весе, какие принимали лекарства, когда делали прививки и т. п. В-третьих, для самого ребенка! Который, когда подрастет, сможет ознакомиться со своей личной эволюцией, рассмотреть первые рисунки и неумелые буковки, узнать получше себя и свою маму. Понять, как сильно она его любит, как переживает за него, как заботится о его здоровье и душевной гармонии.

Одним словом, дневник вашего ребенка — это частичка семейной летописи, как и генеалогическое древо (составлять которые, пытаясь найти аристократических предков, снова входит в моду), фотоальбомы с трогательными надписями и многолетний «ростомер», нацарапанный на дверном косяке.

Когда начинать вести дневник наблюдения за ребенком?

Как и «когда начинать воспитывать ребенка», то есть — еще до его рождения. В толстый блокнот или общую тетрадь с плотной обложкой (поверьте, ей придется пережить немало потрясений) хорошо бы записать основные вехи вашей беременности. Как протекала, были ли осложнения и какие (можно приложить картинку с УЗИ — первое фото малыша), какие препараты вы принимали и для чего.

Вторым пунктом будет подробное описание родов. Время, длительность, вмешательства, осложнения. Оценки новорожденного по шкале Апгар и все его «координаты» (вес, рост, диаметр головы).

Далее следует собственно дневник новорожденного ребенка — то есть информация о жизни крохи.

Что вносить в дневник индивидуального развития ребенка?

Все, что мама посчитает нужным! Кому-то достаточно «сухих фактов»:

  • ежемесячные показатели прибавки и прироста;
  • даты посещения врачей и их резолюции;
  • проведение прививок и реакция малыша на них;
  • введение прикорма по схеме;
  • первый самостоятельный поворот на животик и обратно;
  • первая улыбка и гуление;
  • присаживание;
  • ползание;
  • первые слова осознанные;
  • первый шаг.

Вот приблизительный перечень «основополагающих событий», достойный быть занесенными в дневник ребенка до года.

Креативным мамам с богатой фантазией, начитанным интеллектуалкам или сверхэмоциональным и чувствительным особам этого, несомненно, будет мало. Можно вести своеобразную статистику: сколько раз вы гуляли/ссорились/падали/ходили в гости и т. д. за неделю/месяц/год. Можно вклеивать детские рисунки и фотографии, отпечатки ладошек и пяточек, увеличивающеся каждый месяц. Не стесняйтесь записывать собственные эмоции, пусть они и не всегда «правильны» и соответствуют вашим «мамским идеалам». Мамы имеют право быть людьми, а не вечно улыбающимися и терпеливыми роботами. Они сердятся, обижаются, наказывают детей и совершают воспитательные ошибки…

Чем подробнее будут ваши заметки, тем больший материал для размышлений, анализа и саморазвития вы получите из них в дальнейшем. Перечитывайте написанное, делайте выводы и меняйтесь к лучшему!

Когда у вас родится второй (третий, четвертый…) ребенок, заведите для него отдельную тетрадку. Хотя, как говорят жизнелюбивые французы: «Comparaisons n`ont pas raison», что в переводе на русский означает: «Всякие сравнения бессмысленны», все же чрезвычайно интересно для родителей бывает проводить параллели между детишками. У Пети первый зубик проклюнулся раньше, зато Аня первая пошла! Костя сказал сначала «мама», а Оля — «баба». И если Степа в год носил штанишки размера 86, то Ирина — всего 74. То, что для посторонних не имеет значения и не достойно запоминания, для любящих мам исполнено глубокого смысла.

Не столь важно, как именно вести дневник ребенка, как систематизировать информацию: в календарном порядке или по графам (имеющим именно для вас первостатейную важность). В собственных записях вы всегда сможете разобраться. Главное, наполнить странички тетрадок любовью и уважению к малышу, заботой о нем, вашими духовными поисками и эмоциональными переживаниями.

Дневник развития малыша от рождения до трех лет

Каждая мамочка тщательно следит за развитием своего ребёнка, желая знать, правильно ли происходят различные процессы в его организме. Особое внимание уделяется возрасту от одного до трёх лет. Важна каждая мелочь: как малыш двигается, разговаривает, воспринимает окружающую обстановку. Нередко изменения в его поведении фиксируются в книжечке или блокнотике. Перечитывается очень много литературы и просматривается много специализированных сайтов и форумов, чтобы понять, насколько развитие ребёнка соответствует норме. Также периодически мамочки консультируются с врачами.

Специальный дневник развития ребёнка

Систематизировать все эти данные поможет специальный дневник развития ребёнка, написанный А.М. Казьминым и Л.В. Казьминой. В нём указаны нормы развития малыша от одного до трёх лет. Также он предназначен для самостоятельного заполнения.

В специальной графе вы указываете рост, вес, поведение малыша в определённом возрасте и сравниваете его с параметрами из этой книги. Дневник можно бесплатно скачать на специальных порталах для мамочек и малышей.

Оба автора книги – кандидаты медицинских наук. А.М. Казьмин – профессор, заведующий кафедрой МГППУ клинической психологии раннего детства на факультете клинической и специальной психологии. Казьмина Л.В. – детский врач-невролог.

Все нормы развития для детей от одного до трёх лет указаны ориентировочно. Некоторые дети приобретают эти способности чуть раньше, другие – чуть позже. Это абсолютно нормально, поэтому не переживайте, если вы увидите незначительное отклонение от нормы. Если вам кажется, что процесс развития ребёнка протекает медленнее, чем указано или же он происходит чересчур быстро, обратитесь к педиатру или детскому психологу – в зависимости от сферы, в которой происходит отклонение.

Содержание дневника развития ребёнка

Дневник развития ребёнка содержит основные закономерности психического и двигательного развития ребёнка в возрасте от одного до трёх лет.

Задача дневника – помочь мамочкам лучше понять процессы развития ребёнка и оценить их соответствие нормам. В дневнике есть несколько разделов.

Общие движения

Здесь говорится о том, как ребёнок должен двигаться, и в какие основные положения тела он должен уметь удерживать. Ребёнок учится управлять своим телом в процессе развития центральной нервной системы. Особенности и скорость развития во многом определены генетическими факторами. Также на эти процессы влияют условия, в которых развивается ребёнок, и его состояние здоровья.

Читайте также:  5 главных причин, почему ребенок врет

Под общими движениями подразумевается:

  1. Самоощущение своего тела в окружающем пространстве и его частей отдельно друг от друга.
  2. Регуляция сокращения мышц, их силы и тонуса.
  3. Выбор цели и направления движения, а также поиск способов преодоления препятствий с помощью зрения.
  4. Двигательная память, автоматизирующая часто повторяющиеся движения, которые со временем становятся более быстрыми и ловкими.

Движения рук

Смотрим, что ребёнок делает руками, и каким образом он управляет их движениями. Здесь описываются:

  1. Чувствительность пальцев. Ребёнок учится изучать предметы на ощупь, понимать, где твёрдое и мягкое, большое и маленькое, горячее и холодное. Это помогает ему лучше понимать, как нужно действовать с этими предметами: с какой силой их захватывать и как дальше с ними поступать.
  2. Зрение. Понимание расположения предметов в пространстве. Оценка их свойств: размера, цвета и формы.
  3. Регуляция силы мышц.
  4. Двигательная память.

Постепенно движения рук ребёнка становятся не хаотичными, а целенаправленными. Малыш понимает, что он делает и зачем. Например, он понимает, что зубную пасту можно выдавить из тюбика и почистить ею зубы, а не есть её.

Слуховая чувствительность новорождённого невысока. Пока он весьма примитивно реагирует на звуки: вздрагивает, моргает или просто замирает. В 1,5-2 месяца ребёнок учится различать звуки. К 3-6 месяцам – узнаёт звуки родного языка. К 6 месяцам он воспринимает звуки уже полностью как взрослый.

В 14-18 месяцев может запоминать короткие стихотворения. В 18-24 месяца в памяти ребёнка – несколько сотен часто употребляющихся слов и устойчивых словосочетаний. В 3 года ребёнок знаком с основами грамматического строя родного языка.

Зрение

Человеческое зрение – это совместная работа глаз, глазных мышц и множества нервных окончаний. Нормальное человеческое зрение позволяет адекватно видеть форму и размер объектов, объём и оттенок, а также обходить препятствия.

Человеческий глаз различает свет и темноту, поэтому организм выстраивает свой биоритм и понимает время, когда следует спать или бодрствовать.

Зрительная память сохраняет воспоминания об уже увиденном и помогает воспроизвести это в голове. Маленький ребёнок не сохраняет в голове зрительные образы долгое время. Поэтому большинство людей помнит себя примерно с 3-4 лет.

Общение и речь

Ребёнок получает сигналы от других людей и о происходящем вокруг него разными способами.

Процесс делится на этапы:

  • Приём информации с помощью органов чувств.
  • Понимание значения того, что было услышано, увидено.
  • Передача сообщения собеседнику словами, действиями или интонацией.
  • Общение.

Понимание других людей

Сначала ребёнок не понимает движения и речь взрослых людей. Они кажутся ему бессмысленными. Следовательно, реакция на них ещё не выработана. Но уже с опытом он учится различать способы поведения взрослых и адекватно реагировать на них.

С 3-8 месяцев малыш запоминает и начинает понимать часто повторяющиеся события. К 9 месяцев он учится понимать соответствующие данным событиям слова и жесты. С 10 месяцев малыш прекрасно понимает, как следует вести себя в ситуации, которая ему уже знакома.

Этапы развития общения

  • 1 месяц

Приспособление к окружающему миру. Реакция на происходящие в собственном организме процессы. Появление рефлекторных реакций на объекты: например, фиксация взгляда на блестящем предмете, так как он контрастирует по своему цвету с окружающими объектами.

Начало «психического рождения». Ребёнок смотрит и улыбается всем, прислушивается к вашей речи, сам пытается издавать звуки. Пока что ребёнок ничего не запоминает – для него существует лишь то, что перед ним в данную секунду.

Различение «своих» и «чужих». Малыш начинает длительное время удерживать в памяти полученные впечатления от увиденного. Появляется привязанность к близким и недоверие к чужим. Ребёнок требует внимания.

  • 8 месяцев – 1,5 года

Открытие себя. Начало понимания слов и жестов. Попытка повторить увиденное.

Увеличение словарного запаса. Стремление к самостоятельности.

Понимание своей половой принадлежности. Умение строить длинные связные предложения. Проявление упрямства и непослушания. Поиск выхода из конфликтных ситуаций.

Активная речь

Ребёнок начинает издавать звуки уже в 1,5-2 месяца. К 2-7 месяцам он уже знает несколько интонаций. В 7-9 месяцам начинает «лопотать». В 9-11 месяцам пытается повторить звуки взрослых. 11-13 месяцев – произношение отдельных слов. К 2-3 годам начинается овладение фразовой речью.

Это лишь несколько основных разделов, из которых состоит дневник развития ребёнка. Они описаны вкратце, а в самой книге к каждому разделу прилагается подробная таблица, где описывается, как может вести себя малыш в определённой ситуации в конкретном возрасте. Также описывается, как он мыслит, как осознаёт себя, какие игрушки ему лучше купить в месяц и в год и другие особенности.

Читать онлайн “Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов” автора Коллектив авторов – RuLit – Страница 1

Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Авторы-составители

Г. М. Лямина (Вместо предисловия);

А. В. Павлова (Начинаем жить вместе);

С. Н. Теплюк (Ребенок пришел в мир. От одного до трех месяцев. От трех до шести месяцев. Такой знакомый незнакомец. От шести до девяти месяцев. От девяти до двенадцати месяцев);

Л. Г. Голубева (Физическое развитие детей от рождения до года);

М. В. Лещенко (Рациональное питание ребенка);

Э.Л. Фрухш (От одного до трех месяцев. От трех до шести месяцев);

Ю.А. Разенкова (Игры-занятия с малышом в возрасте от одного до трех месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от трех до шести месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от шести до девяти месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от девяти до двенадцати месяцев);

И. А. Выродова (Игры-занятия с малышом в возрасте от одного до трех месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от трех до шести месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от шести до девяти месяцев. Музыка в развитии ребенка в возрасте от одного до шести месяцев. Музыка в развитии ребенка в возрасте от шести до двенадцати месяцев. Игры-занятия с малышом в возрасте от девяти до двенадцати месяцев);

С.Ю. Мещерякова (Становление общения ребенка со взрослым. С чего начинается личность);

H.H. Авдеева (С чего начинается личность).

Последние десятилетия и за рубежом, и в нашей стране характеризуются интересом родителей, исследователей, педагогов и психологов к проблемам развития и воспитания детей раннего возраста, особенно первого года жизни. Этот период самоценен не только сам по себе. Он очень важен для дальнейшего развития ребенка и имеет ряд особенностей.

Одна из особенностей первого года жизни ребенка заключается в быстром темпе формирования основных «блоков» развития, ведущих умений, которые важны не только в данный период, но и в дальнейшем – в «зоне ближайшего развития».

Новорожденный ребенок беспомощен. Он не может даже подтянуться к источнику питания – к материнской груди. Но в течение года в развитии ребенка происходят разительные перемены. К году малыш уже ходит, произносит несколько слов, выполняет простые поручения. Он ориентируется в ближайшем окружении, отыскивает любимую игрушку, передвигается из своей комнаты в кухню, пытается самостоятельно выполнять отдельные действия (когда пьет кефир, сам держит чашку; стягивает шапку, носок). У него появляются первые игровые действия: куклу баюкает, мяч катает и т. д. Значительно совершенствуется зрительное и слуховое восприятие. Уже к 4,5–5 месяцам при определенных условиях малыш может различать основные цвета и формы, эмоционально отзываться на музыку. С момента рождения находясь среди людей, он начинает различать их, по-разному относиться к людям: близким – радуется, чужих – настороженно рассматривает, прежде чем подпустить к себе.

К сожалению, понимание того, от чего зависит темп развития ребенка, неоднозначно. Отечественные ученые, стоявшие у истоков развития науки о ребенке раннего возраста (H. М. Щелованов, H. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская), сопоставляя неврологические данные с практикой воспитания, доказали: несмотря на морфологическую зрелость центров и проводящих путей головного мозга, младенец осваивает основные умения почти исключительно благодаря педагогическим воздействиям взрослых. При их отсутствии, недостаточности или односторонности наступает значительное отставание в развитии – так называемый госпитализм. Таким образом подчеркивается исключительная роль взрослого в развитии ребенка.

Не стоило бы возвращаться к этому, если бы не отдельные публикации в зарубежной прессе, перепечатанные в наших популярных журналах, повторяющие, правда, в «сглаженной» форме, точку зрения о ведущей роли зрелости центров головного мозга в развитии, нивелируя при этом педагогические воздействия взрослых. Так, в статье «Здравствуй, мир. Это я!» Пэт Уингерт и Энн Андервуд (спецвыпуск журнала «Итоги». Зима, 1998) пишут о том, что мышечные и нейронные связи, отвечающие за умение садиться, ползать, говорить, формируются у каждого ребенка в свой срок. Не стоит горевать, полагают они, если ваш малыш отстает от «фаворита». Авторы статьи ставят под сомнение правомерность понятий «раннее» или «позднее» развитие. Вместе с тем, проявляя осторожность, они признают, что нельзя игнорировать общие установки (тесты, показатели). Например, факт, когда 10-месячный ребенок не умеет самостоятельно садиться, должен вызвать тревогу.

Ссылка на основную публикацию