«Я тебя ненавижу!» Как правильно маме реагировать на обидные слова ребенка?

Статусы про непослушных девочек которые обижают мать. Как реагировать на оскорбления и агрессию своих детей

Сегодня поговорим о том, как маме правильно реагировать на детские оскорбления и жестокие слова.

Ничто не делает маму такой уязвимой в отношениях с ребенком, как ее стремление быть для него хорошей, доброй, ласковой и понимающей. Ее добрые намерения иногда наталкиваются на внезапную реакцию ребенка – обидные слова. «Я тебя ненавижу!», «Ты плохая!», «Не люблю тебя!», «Не люблю тебя!» Для некоторых мам эти слова- как нож в сердце. Они недоумевают: «Чем я заслужила такое отношение?»

А ведь маленький ребенок меньше всего в этом мире хочет обидеть свою маму. Наоборот, он хотел бы как можно лучше выражать ей свою любовь! Тогда что на самом деле стоит за этими словесными выпадами?

Источник обидных слов

Слова, которые слышит мама- это выражение атакующей энергии, идущей изнутри ребенка. Обидные слова стоят в одном ряду с падениями ребенка на пол, дракой с мамой, укусами, поломкой игрушек. Все это- многоликая агрессия, источник которой часто непонятен для родителей. На сегодняшний день агрессия- самая насущная и ключевая из всех человеческих проблем.

Но если вернуться на пару шагов назад в инциденте, то там обязательно будет момент, когда мама своими словами или действиями вызвала у ребенка раздражение или тревогу, которую он чувствует, но не осознает. Проще говоря, у ребенка возникло напряжение от того, что он чего-то не получил, что-то пошло не так, не сработало, не вышло. Что-то его напрягло в ситуации, может быть встревожило.

И в ответ на это в мозге возник коктейль из эмоций, работа которых- побудить ребенка действовать, чтобы отреагировать на случившееся. Обязательно переварить то, что произошло. Выплеснуть наружу напряжение и возникшую агрессию. А мама как раз самый близкий, любимый и подходящий объект для атаки.

Итак, в основе обидных слов всегда лежит предшествующее им напряжение в мозге ребенка. Откуда возникает напряжение?

Причины напряжения, провоцирующие обидные слова

Рассмотрим следующие причины:

  • Внезапный отказ мамы что-то дать, разрешить, сделать.
  • Правило, которое не нравится, но его требуют соблюдать.
  • Ограничение, к которому ребенку никак не удается адаптироваться.
  • Разделение с мамой (наказание, угроза расставания, тайм- аут).

Вообще разделение с любимой привязанностью – это самый большой источник напряжения в жизни ребенка. Потому что для ребенка важно находится в контакте и близости с мамой все время. Чувствовать любовь мамы, принятие, преданность, принадлежность к маме, заботу, объятия. Словом, чувствовать от мамы теплое приглашение существовать в ее жизни. (с)

В этом смысле любая ситуация, реальная или только показавшаяся ребенку угрожающей близости с мамой, может считаться разделением с ней.

Разделение может быть на физическом уровне. От «мама не обнимает» до «мама физически наказала».

На эмоциональном уровне от «мама игнорирует меня» до «мама накричала, высмеяла мои чувства»

На психологическом уровне от «мама меня не знает, не понимает, не чувствует» до «мама рассказала всем мой секрет».

Часто бывает, что ребенок обиделся на замечание, приревновал к брату, разбросал игрушки, и его наказали, отправили в свою комнату «подумать». Мозг тут же преподносит ребенку сигнал о том, что раз мама наказала, значит она больше не приглашает меня быть в ее жизни, то есть мама больше не любит.

Мама отругала – «мама не любит», мама только грозится наказать- «мама не любит», мама отправляет от себя непослушного ребенка- «мама не любит». Причем, это может быть не столько реальным положением вещей, сколько в представлении мозга ребенка- такая у него сложилась картина мира. И чаще всего в таких ситуациях ребенок говорит фразу: «Мама плохая, меня никто не любит, мама уходи!» И все, у мамы сердце кровь обливается.

«Ну что я такого сделала, сказала? Я же только хотела…»- так думает каждая вторая мама в ситуации.

От обидных слов ребенка мама сама часто обижается и восклицает: «Ну иди, найди себе хорошую маму, раз я для тебя плохая». И тем самым мама еще больше разделяет себя с ребенком.

Ключ к пониманию такой реакции ребенка лежит в том, что для него оказывается слишком больно принимать ощущение, что его могут не любить. Мозг тут же строит защиту от этого болезненного чувства и охраняет ребенка от непереносимого разделения. Говорить маме обидные слова- это способ ребенка выдерживать сильное напряжение в ситуации.

Самое интересное, если мама говорит: «Я тебя люблю, но иди подумай о своем поведении в комнате и не подходи ко мне, пока не поймешь», то для ребенка это однозначный посыл «мама отсылает от себя- значит, не любит».

Две ошибки, которые делают родители

Некоторых родителей обидные выражения ребенка настолько потрясают, что они стараются избавить ребенка от желания впредь так себя вести.

И для этого обычно применяются 2 способа:

«Неблагодарный»- такой ярлык вешается на ребенка, который оскорбляет чувства родителей, обесценивает их вклад в его воспитание. Родители демонстрируют моральную боль, которую ребенок нанес. Они стыдят его вместе или по- отдельности. И ребенок проваливается в чувство вины, а заодно готов провалиться и сквозь землю от стыда. «Как ты мог так поступить со мной?»- спрашивают родители и не видят, кто на самом деле здесь маленький.

Для того, чтобы не повторялись подобные ситуации, родители приходят к выводу, что лучший способ- наказать ребенка. Так они видят его путь исправления от нежелательного поведения. Так им кажется, что ребенку впредь будет неповадно высказываться в адрес родителей. И кроме того, теперь он станет их уважать и ценить по достоинству. Но этот путь часто приводит к неврозам. Кто из детей может спокойно выдерживать, что мам обиделась, особенно, если мама игнорирует и молчит часами в наказание?

Родители не осознают, что наказания в краткосрочной перспективе будут эффективными. Но в долгосрочной- будут вести к разрушению близких, теплых отношений между ними и ребенком.

Правила бережного реагирования для родителей

Как только мама слышит в свой адрес обидные слова, первое, что нужно сделать- тут же пойти навстречу ребенку. А так же:

Не принимать на свой собственный счет обидные слова.

Отказаться от стремления преподать урок ребенку.

Учитывать контекст ситуации. Что произошло «до» обидных слов? Можно ли маме в следующий раз реагировать по- другому?

Сокращать разделяющую дистанцию: подходить, гладить, обнимать. Идти самой к ребенку, а не ждать, что он придет первый.

Согласиться с чувствами ребенка. Поговорить о них. «Ты раздражен, ты обижен, я понимаю».

Разрешить ребенку злиться на маму. Так и сказать: «Я разрешаю тебе на меня злиться. Разрешаю дуться. Разрешаю обижаться».

Объяснить ребенку, что злиться на маму можно, а бить, кусать, щипать, пинать маму нельзя!

Затевать игру в плохую маму – монстра. «Мама такая плохая, что сейчас возьмет и защекочет этого ребенка!» Игра лигитимизирует все чувства, эмоции, поведение. Такой способ мгновенно снизит тревогу ребенка по поводу того, что он сказал что-то не то.

Не ожидать от незрелого ребенка, чтобы он жалел, входил в положение, осознавал последствия, понимал, что так нельзя поступать и т.д.

Увидеть своего ребенка маленьким, психологически беспомощным, зависимым от мамы и ее реакций.

Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

Мы вырастаем, становимся уважаемыми взрослыми, но часто, вместо того, чтобы начать принимать родителей, по-детской привычке продолжаем им что-то доказывать.

Произносим привычные фразы, и хотя они уже давно потеряли свою актуальность, эти слова по-прежнему ранят наших мам до слез

Источник фото: diary.ru

1.”Мам, я не буду это есть!”

Да, возможно, мама не считает калории и не умеет читать состав, но на завтрак по воскресеньям всегда подавали драники. Это мамина забота. Ее проявление любви.

Источник фото: tut.by

Не нравится – сделайте сами. Молча.

2.”Что ты понимаешь!”

У моей мамы нет высшего образования, но благодаря ей, сидевшей со мной и сестрой, оно есть у папы, который многого добился в профессиональном плане.

За 65 лет у нее накопился такой жизненный опыт, который ей позволяет видеть людей насквозь, что в иных ситуациях куда ценней профессиональных знаний.

Источник фото: inquisitr.com

3. “Мама, мы не приедем!”

Сразу представляется одинокая старушка, встречающая новый год в пустой квартире, один на один с сервированным столом.

Источник фото: chitalnya.ru

У моей “старушки” еще есть старик. Им вдовоем веселее, но они все равно обижаются, когда мы долго не заходим в гости. Благо, с маленькими внуками это не так просто сделать.

4. “Это ты сделала меня такой!”

Да, многие проблемы взрослой жизни родом из детства: неуверенность в себе или обида на всех. Но оттуда же и лучшее в нас – харизма, умение любить, любимое дело.

Источник фото: cofe.ru

А в 25-30-35 лет мы уже взрослые мальчики и девочки, чтобы раз и навсегда разгрести авгиевы конюшни обид и претензий и самим отвечать за слова и поступки.

5. “Мне некогда, я перезвоню”

Знаете, что в этой фразе самое опасное? “Я перезвоню”. Как часто я забываю это сделать! А мама ждет.

Когда вспоминаю, прошу детей позвонить первыми: разговор с внуками – это всегда радость для бабушки.

Источник фото: souldiary.ru

Со старшей уже можно вести беседы, а с младшей – даже разговаривать не надо, она сама все расскажет, перемежая рассказ радостным “хоцю к тебе в гости”.

Время лечит

По мере того, как становишься старше как появляются собственные дети, больше начинаешь принимать маму. Ее характер и мнения, любовь и заботу о себе, такую, какая она есть.

Источник фото: influencehealth.com

Все больше дистанцируешься, но вместе с тем еще больше понимаешь, как легко ранить любящую материнскую душу.

А как складываются ваши отношения с родителями во взрослой жизни?

Жила-была одна девочка, звали ее Настенька. Настенька была очень красивой девочкой, но совершенно непослушной. Любила она, к сожалению, только себя, никому не хотела помогать и, казалось ей, что все живут только ради нее.
Попросит ее мама: «Настенька, прибери за собой игрушки», а Настенька отвечает: «Тебе надо, ты и прибирай!». Поставит мама перед Настенькой на завтрак тарелку с кашей, хлебушек маслом намажет, какао нальет, а Настенька тарелку на пол сбросит и кричит: «Не буду я эту противную кашу есть, тебе надо – сама ее и ешь, а я конфет хочу, пирожных и апельсинов!». А в магазине с ней и вовсе сладу не было, как понравится ей игрушка какая-нибудь, так ногами затопает, завизжит, на весь магазин: «Хочу, купи! Немедленно купи, я сказала!». И неважно ей, что денег у мамы нет и что стыдно маме за такую невоспитанную дочку, а Настенька, знай себе, кричит: «Ты меня не любишь! Ты должна мне все покупать, что я прошу! Не нужна я тебе, да?!». Мама с Настенькой разговаривать пыталась, убеждать, что нельзя себя так вести, что некрасиво это, уговаривала быть послушной девочкой, а Настеньке все нипочем.
Однажды очень сильно поругалась Настенька с мамой в магазине, оттого что не купила ей мама очередную игрушку, разозлилась Настенька и крикнула маме злые слова: « Ты плохая мать! Я не хочу такую маму, как ты! Я не люблю тебя больше! Ты мне не нужна! Уходи!». Ничего не ответила мама, только заплакала тихонечко и пошла, куда глаза глядят и, сама не замечая того, что чем дальше она уходит, тем дальше от нее становится Настенька, забывает она, что у нее есть дочка. А когда вышла мама из города, то оказалось, что забыла она и свой дом и Настеньку, и все-все про себя забыла.
Настенька после ссоры, развернулась и домой пошла, на маму даже не оглянулась, думала, идет мама, как всегда следом, все своей доченьке любимой простив. Пришла к дому, смотрит, а мамы то и нет. Обрадовалась Настенька тому, что дома одна осталась, до этого-то ни разу ее одну не оставляли. Скинула, как попало туфельки, кофточку, прямо на пол в коридоре бросила, в комнату пошла. Первым делом вазу с конфетами достала, телевизор включила и улеглась на диванчике мультики смотреть. Мультики интересные, конфеты вкусные, не заметила Настенька, как вечер настал. За окном темно, в комнате темно, только от телевизора немного света падает на Настенькин диван, а из углов тень, темнота подступает. Страшно стало Настеньке, неуютно, одиноко. Думает Настенька – что-то мамы долго нет, когда же она придет. И животик уже от конфет болит, и кушать хочется, а мама все не приходит. Вот уже десять раз часы пробили, вот уже час ночи, ни разу еще Настенька так поздно не бодрствовала, а мама так и не пришла. А кругом шорохи, стуки, трески. И кажется Настеньке, что в коридоре кто-то ходит, к комнате подкрадывается, а то вдруг покажется, что дверная ручка стучит, а она все одна и одна. И устала уже Настенька, и спать ей хочется, а уснуть не может – страшно, и думает Настенька: «Ну, где же мама, когда же она придет?».
Забилась Настенька в уголок дивана, пледом с головой накрылась, уши ладошками зажала, да так и просидела всю ночь до утра, трясясь от страха, а мама так и не пришла.
Делать нечего, решила Настенька идти маму искать. Вышла она из дому, а куда идти не знает. Ходила, бродила по улицам, замерзла, сама одеться потеплее не догадалась, а подсказать то некому, мамы то нет. Кушать Настеньке хочется, утром только кусочек хлеба съела, а день то опять к вечеру поворачивает, вот-вот смеркаться начнет, а домой идти страшно.
Зашла Настенька в парк, села на скамеечку, сидит, плачет, сама себя жалеет. Подошла к ней старушка и спрашивает: «Отчего ты девочка плачешь? Кто тебя обидел?», а Настенька отвечает: «Меня мама обидела, ушла от меня, одну оставила, бросила меня, а я кушать хочу и страшно мне дома в темноте одной сидеть, и найти ее нигде не могу. Что же мне дела-а-ать?». А старушка та была не простая, а волшебная и все про всех она знала. Погладила старушка Настеньку по голове и говорит: «Ты Настенька маму свою очень сильно обидела, от себя прогнала. От такой обиды покрывается сердце ледяной коркой и уходит человек, куда глаза глядят, и все-все про свою прошлую жизнь забывает. Чем дальше уходит, тем больше забывает. И если пройдет три дня и три ночи после вашей ссоры, а ты маму свою не найдешь и не попросишь у нее прощения, то забудет она все-все навсегда и никогда больше не вспомнит ничего из прошлой жизни». «А где же мне ее искать, – спрашивает Настенька – я уже и так целый день по улицам бегаю, ищу, а найти не могу?». «Дам я тебе волшебный компас, – говорит старушка, – вместо стрелочки там сердце. Пойди на то место, где вы с мамой поссорились, посмотри на компас внимательно, куда острый кончик сердечка показывает, туда тебе и идти надо. Да смотри, поторопись, не так много времени у тебя осталось, а путь длинный!» Проговорила так старушка и исчезла, как будто и не было ее вовсе. Подумала, было, Настенька, что примерещилось ей все, ан нет, компас-то, вот он, в кулачке зажат, а вместо стрелочки на нем золотое сердечко.
Вскочила Настенька со скамейки, побежала к магазину, на то самое место, где она маму свою обидела, встала там, посмотрела на компас и вдруг видит – ожило сердечко, затрепетало, заметалось по кругу и встало, напряглось, в одну сторону своим острым кончиком показывает, подрагивает, будто торопит. Побежала Настенька изо всех сил. Бежала, бежала, вот уже город кончился, лес начинается, ветки по лицу хлещут, корни деревьев бежать мешают, за ноги цепляются, в боку колет, сил почти не осталось, но Настенька бежит. Меж тем вечер уж наступил, стемнело в лесу, сердечко на компасе не видно стало, делать нечего, надо на ночлег устраиваться. Забилась Настенька в ямку меж корней большой сосны, свернулась клубочком. Холодно на голой земле лежать, кора шершавая щеку царапает, иголки через тонкую футболку колются, а кругом шорохи, страшно Настеньке. То ей чудится, что волки, воют, то кажется, что сучья трещат – медведь за ней пробирается, съежилась Настенька в комочек, плачет. Вдруг видит, прискакала к ней белочка, спрашивает: « Что ты плачешь, девочка, и почему ты ночью в лесу спишь, одна?». Отвечает Настенька: «Я маму свою обидела, теперь ищу ее, чтобы прощенья попросить, а здесь темно, страшно и кушать очень хочется.». «Не бойся, в нашем лесу тебя никто не обидит, – говорит белочка, – волков и медведей у нас нет, а я тебя сейчас орешками угощу.» Позвала белочка своих бельчат, принесли они Настеньке орешков, поела Настенька, да и уснула. Проснулась с первыми лучами солнца, дальше побежала, сердечко на компасе подгоняет, торопит, последний день остался.
Долго бежала Настенька, все ноги сбила, глядит – просвет между деревьями, лужайка зеленая, озерцо голубое, а у озерка домик стоит красивый, ставни расписные, на крыше флюгер-петушок, а возле домика мама Настенькина с какими-то чужими детьми играет – веселая, радостная. Смотрит Настенька, глазам своим не верит – чужие дети ее Настенькину маму – мамой называют, а она откликается, как будто, так и должно быть.
Заплакала, зарыдала Настенька в голос, подбежала к маме, обхватила ее ручками, прижалась к ней изо всех сил, а мама Настеньку по голове гладит и спрашивает: « Что случилось, девочка, ты ушиблась, или потерялась?». Настенька кричит: «Мама, это же я, твоя дочка!», а мама все забыла. Заплакала Настенька пуще прежнего, прижалась к маме, кричит: « Прости меня, мамочка, больше никогда я так себя вести не буду, самой послушной стану, только прости меня, я тебя больше всех люблю, никакой другой мамы мне не надо!». И случилось чудо – растаяла ледяная корка на мамином сердце, узнала она Настеньку, обняла, поцеловала. Познакомила Настеньку с детьми, а это оказались маленькие феи. Оказывается, у фей родителей нет, рождаются они в цветках, едят пыльцу цветочную и нектар, а пьют росу, поэтому, когда к ним пришла Настенькина мама, они очень обрадовались, что у них теперь тоже будет своя мама. Настенька с мамой погостили недельку у фей и пообещали приходить в гости, а через неделю, феи перенесли маму с Настенькой домой. Больше Настенька с мамой никогда не ругалась и не спорила, а помогала во всем и стала настоящей маленькой хозяйкой.

Читайте также:  Как правильно отказать ребенку в покупке – 9 советов

«Мама, ты плохая!» «Я тебя не люблю!» Стоит ли обижаться на ребенка?

Почему из уст малыша вылетают резкие, обидные фразы? Как нужно реагировать родителям в подобных ситуациях?

Воспитание детей – это каждодневный и вовсе не простой труд. Конечно, быть родителями – это счастье, и это особенно понимаешь, когда ребенок, улыбаясь, говорит: «Как я тебя люблю!» А если из уст малыша вылетают совершенно другие фразы, резкие, обидные? Почему же так происходит и как нужно реагировать родителям в подобных ситуациях?

«Я тебя не люблю!», «Ты – плохая!», «Уйду жить к бабушке!» – эти фразы, вероятно, слышали многие родители от своих детей. Сердце затапливает обида: как же так, мы для него все делаем, а он такое говорит! Возникает вопрос: почему, ну почему же он так сказал? Неужели и вправду не любит? Неужели считает плохой? Правда ли хочет жить с бабушкой?

Это испытание, которое должен пройти, наверно, каждый из родителей. Кто-то умеет построить отношения с малышом так, что эти фразы бывают очень редкими, а в некоторых семьях они, к сожалению, привычный фон общения. Для того чтобы правильно справиться с таким неприятным поведением ребенка, нужно понять, почему он говорит эти фразы? Хочет ли он чего-то добиться или просто «выпускает пар»? В чем же причины такого поведения?

Такое поведение чаще всего возникает:

* после того, как ребенку не дали то, чего он хотел, т.е. не исполнили его желание;

* после наказания или обещания его;

* как реакция на действительно несправедливое или жестокое отношение к ребенку (накопленное или однократное);

* как повторение (возможно, шутливое) тех фраз, которые он слышал от взрослых;

* как привычное поведение в отношении определенного человека, в том случае, если самые близкие люди ребенка конфликтуют с ним.

Почти все эти причины (кроме «шуток») могут как привести к тому, что ребенок скажет вам жестокие слова, так и не привести к этому. «Я тебя не люблю» – это лишь один из способов выразить обиду или неприятие человека, наряду с другими способами (обиженным молчанием, плачем, киданием игрушек). Но выражение обиды – не единственный мотив произнесения ребенком жестоких слов.

Ребенок мал, и есть большой соблазн думать, что, говоря жестокие фразы, он «не ведает, что творит». Но на самом деле это не так. В поведении даже малышей 2– 3 лет явственно проглядывают цели, которые они хотят достичь. Каковы же основные мотивы такого поведения и что же делать в каждом из случаев?

Когда и как

Чтобы произнести «Я тебя не люблю!», надо, как минимум, уметь говорить, складывать слова в фразы и понимать их значение. Значит ли это, что подобные фразы можно услышать лишь от детей, перешагнувших рубеж 3–4 лет? Да, но начинается все еще раньше.

До 2 лет словесного проявления нет, но есть агрессивные действия. Пока ребенок умеет действовать, но не говорить. Если в этом возрасте научиться правильно реагировать на такие действия, как удары, причинение боли, плевки, укусы и т.д., тогда проблемы жестоких фраз может и не возникнуть. Во многом такое поведение – это изучение границ дозволенного и прояснение для себя, как родители реагируют на такие провокационные действия, а также реакция обиды.

2–3 года. Ребенок учится говорить, быстро накапливает словарь и начинает им пользоваться. Он в целом понимает значение фраз. Уже можно услышать от него короткие, но эмоциональные фразы «Ты плохая!», «Мама-бяка!». В этом возрасте это непосредственная эмоциональная реакция на запреты взрослых или повторение («отработка» в речи) фраз, которые он слышит от взрослых. Малыш уже может вступить в «группу поддержки» и произносить эти фразы по отношению к тому члену семьи, у которого есть конфликт, например, с его мамой.

3,5–5 лет. Начало манипулятивного поведения. Ребенок начинает понимать, что определенные действия несут за собой определенную реакцию (выигрыш или санкции). То, что несет выигрыш, закрепляется в поведении. Это возраст бессознательных манипуляций. Все остальные причины (выражение обиды без цели воздействия на взрослого, членство в «группе поддержки») также сохраняются.

5,5–7 лет. Расцвет манипуляций. Ребенок начинает пользоваться манипуляцией более сознательно и не так «прямолинейно». Но далеко не все дети этого возраста манипулируют с помощью жестоких слов. Так же, как и малыши, они могут использовать их просто как реакцию на обиды. Мотив «группы поддержки» также не утрачивает актуальности.

Как не стоит реагировать на обидные слова ребенка

* Ответным раздражением. Не нужно кричать на ребенка и ругать его за то, что он сказал. Его слова – это только проявление одного из внутренних мотивов, который нужно понять;

* Физической агрессией. У некоторых родителей возникает соблазн шлепнуть ребенка в «воспитательных» целях. Конечно, ребенок может замолчать от страха, но лишь утвердится в правильности того, что он сказал;

* Равнодушием, показным или реальным. Ребенок, произнося «Я тебя не люблю!», хочет показать, как важно для него то, что произошло, а ваше равнодушие строит новую «стену» между вами;

* Уступками. Одна из самых больших ошибок, ведущих к закреплению манипуляций, – это разрешить ребенку то, что было запрещено, лишь бы он не думал, что вы его не любите.

История первая: «Я так обижен!»

Маленький Данилка, которому недавно исполнилось 2 года, – очень подвижный и любознательный ребенок. И иногда его маме Оксане приходится ограничивать эту активность, не подпуская к чему-то опасному и не давая некоторых предметов. Данилка на это реагирует очень бурно: начинает плакать, топать ногами и кричать маме: «Плохая!» Сердце Оксаны сжимается, ведь она так любит своего сыночка. Так почему он к ней так несправедлив и не понимает, что это для его же безопасности?

Первый, и самый ранний по проявлению мотив жестоких слов, адресованных родителям, – это непосредственная эмоциональная реакция, выражение обиды. Таким образом могут выражать обиду даже самые маленькие дети, 1,5–2 лет. Когда ребенку не дают того, что он в данный момент хочет, он протестует. Дети, особенно до 3 лет, с трудом управляют своими эмоциями, а какой-то интересный предмет может захватить их полностью, и желание поиграть с ним почти непреодолимо. Именно поэтому дети так бурно реагируют, если им не дать чего-то или забрать то «запретное», что они достали сами. Также они реагируют, если взрослый решает их наказать. Обида и протест – очень сильные чувства, и ребенку трудно их выразить правильно (не каждый взрослый умеет с ними справляться). Совершенно не задумываясь, малыш говорит то, что чувствует: «Ты – плохая!» Он действительно в данный момент разозлен на вас. И слова – это способ выразить обиду. Мы, взрослые, учимся «маскировать» чувства и «глотать» обиды. Ребенок пока не обладает развитыми социальными навыками, вот и говорит то, что думает.

Схожий, но несколько другой мотив – это стремление донести до родителей, что они не правы, демонстрация обиды. Может показаться, что этот пункт аналогичен предыдущему. Но на самом деле выражение обиды и демонстрация обиды – вещи разные. «Быть» или «казаться» – вот в чем вопрос! Если ребенок выражает обиду, он это делает честно, с открытым сердцем, даже если его слова задевают вас. Но демонстрируя обиду, он уже лицедействует, переигрывает, преувеличивает свои чувства, желая доказать родителям: они не правы, что так поступили с ним. Если в первом случае ребенок желает выплеснуть чувство, ему невозможно держать обиду внутри, то в случае с демонстрацией обиды цель – это влияние на родителей. Некоторые дети выразят обиду «надутым» молчанием или плачем, а от некоторых можно будет услышать те самые жестокие слова. Дети начинают демонстрировать обиду в возрасте около 3,5 лет, далее совершенствуясь в этом «искусстве».

Что делать?

Не обижайтесь и сохраняйте спокойствие, через некоторое время ребенок успокоится, и ваша взаимная любовь вернется. Как быстро это произойдет, зависит от темперамента ребенка, а также от многих факторов: усталости, физического самочувствия, а также вашего собственного настроения. Кто-то может плакать и «дуться» 10 минут, а кому-то потребуется и полчаса, чтобы накал эмоций начал стихать. Ваша задача – помочь малышу успокоиться. Для этого можно обнять ребенка, если он позволяет это сделать. Если он вырывается – не настаивайте. Просто присядьте рядом, чтобы быть на одном уровне с его лицом. Дальше проговорите его чувства, например: «Я знаю, что ты очень расстроен, что я забрала у тебя утюг». Проговаривание чувств особенно важно в случае с демонстрацией обиды, ведь цель такого поведения – именно донесение своих чувств до родителей. Проговорите чувства ребенка несколько раз. Важно, чтобы его «я тебя не люблю» превратилось в «я расстроился». Затем продолжите: «Я не могу разрешить играть с утюгом, потому что это опасно. Я тебя люблю и хочу, чтобы ты был здоров». Повторите несколько раз. Постарайтесь отвлечь малыша, например, делая ему массаж пальчиков. Если вы сами будете сохранять спокойствие, то через некоторое, не слишком длительное, время вы поймете, что малыш успокаивается. Пусть он успокоится до конца, а затем еще раз скажите ему, что очень его любите и стараетесь беречь от опасностей. Он вам улыбнется, и это будет означать, что конфликт исчерпан.

История вторая: «Скрытая манипуляция»

Лариса, мама 5-летней Ксюши рассказывает: «Моя дочка в последнее время расстраивает меня. Как и всякий ребенок, она озорничает, и иногда приходится ее наказывать. Обычно наказание заключается в том, что я не разрешаю ей смотреть мультики. Сначала она плакала, а недавно, чуть что, начала говорить: «Ты – плохая, уж лучше бы я с папой жила!» С мужем мы в разводе уже два года, но с дочкой он общается по воскресеньям. Услышав это впервые, я оторопела и от неожиданности даже отменила наказание, лишь бы она убедилась в том, что ее слова неверны. Но теперь, как мне кажется, она этим пользуется, чтобы влиять на меня».

В этом случае, произнося жестокие слова, ребенок может добиваться исполнения собственной цели. Очень часто дети используют подобные фразы для манипуляции родителями, чтобы они разрешили то, что ранее запретили, либо для отмены наказания. Манипуляции нужно уметь отличать от выражения и демонстрации обиды, т.к. в этом случае ребенок умело использует фразы, которые способны поменять ваше «нет» на «да».

Манипуляции не рождаются «ниоткуда», чаще всего – это отработанный стереотип поведения. Когда родители впервые слышат от ребенка, например, фразу «Ты меня не любишь!», они пугаются, что отношения с ребенком могут быть разрушены, и… позволяют то, что запретили. Ребенок, не преследовавший первоначально этой цели, а просто выражавший чувства, вдруг понимает, что «нет» может смениться на «да», если сказать «волшебные слова». Но не «спасибо», а «ты – плохая!». Несколько раз он проверяет, так ли это на самом деле, а после это становится «кнопкой», на которую он привычно нажимает, управляя родителями.

Что делать?

Скорее всего, на этом этапе вы слышите подобные фразы от ребенка с неприятной регулярностью. Но если это так, значит «кнопка» работает. А ваша цель – сделать так, чтобы она перестала работать. Для этого нужно сломать стереотип. Раньше, например, вы, услышав от ребенка «Я тебя не люблю», сердились, но исполняли его прихоть, хоть и были уверены, что этого делать не стоит. Теперь вам нужно будет проявить твердость и стоять на своем до конца. Нельзя сейчас конфету, значит – нельзя. Нельзя брать вашу косметику, значит нельзя. Вы сможете наблюдать, как агрессия станет сильней. Ребенок применит все «орудия» из своего отработанного арсенала, чтобы настоять на своем. Это похоже на то, как мы, взрослые, когда у нас не получается включить сломавшийся прибор, жмем на кнопку его включения со все возрастающим раздражением. Понадобится некоторое время и несколько таких «осад», чтобы ребенок убедился: прошлое поведение перестало работать. И теперь ваша цель, чтобы на старом месте сформировался новый стереотип. Вы можете показать ребенку (например, в игре), что некоторые просьбы могут быть исполнены сразу, но только нужно хорошо попросить; с исполнением некоторых нужно подождать, ну а часть не исполнится, особенно если они связаны с безопасностью. Будьте последовательны в своем поведении: хорошо все взвесьте, прежде чем что-то запрещать или разрешать, чтобы не было искушения изменить свое решение.

Читайте также:  Что делать, если ребенок кривляется?

История третья: «Группа поддержки»

Ирочке всего 3 года. Ее мама Люда очень любит дочку. Но у Люды не складываются отношения со свекровью. Эти отношения дали трещину давно, еще до рождения Ирочки, и в них много взаимного непонимания и упреков. Невестка и свекровь живут отдельно, и Марина Леонидовна в гости приезжает редко. Люда часто обсуждает свои отношения со свекровью с подругами по детской площадке, а Ирочка очень любит слушать взрослые разговоры. Ее мама не стесняется говорить при ней, думая, что она «мало что понимает». Но недавно произошел случай, который доказал обратное. Марина Леонидовна приехала в гости, чтобы поздравить Ирочку с днем рождения, но девочка все время просидела у мамы на руках, даже не захотев подойти к бабушке. А когда та спросила, почему она не хочет подойти к ней, девочка насупилась и сказала: «Потому что ты – злая!» Надо признаться, что в этот момент Люда испытала внутреннее злорадство: вот, даже ребенок понимает, кто прав, а кто виноват, смогла отомстить бабушке за обиду мамы! А Марина Леонидовна, посидев еще 10 минут, ушла. Это событие обострило проблемы в отношениях, свекровь Люды решила, что та специально настраивает ребенка против нее…

Итак, еще один мотив того, что дети говорят жестокие слова, это разделенная агрессия, нахождение в «группе поддержки». Если в семье есть конфликт (между супругами, между представителями разных поколений), то ребенок может говорить жестокие слова тому, кто находится на «противоположной» стороне. Например, ребенок может сказать бабушке: «Уходи отсюда, ты нам не нужна», если он на стороне мамы, которая враждует со свекровью. В этом случае ребенок выражает не собственные чувства, он просто примыкает к тому, кто ему ближе. Малыш еще слишком мал, чтобы правильно оценить ситуацию и сохранять нейтралитет, ему необходимо быть с кем-то. А если этот кто-то воюет, то ребенок будет втянут в эту борьбу. Дети – более откровенные существа, и именно из их уст можно слышать те жестокие слова, которые хотели бы, но не могут сказать друг другу взрослые.

Что делать?

Ругать за это малыша бесполезно, хотя именно это хочется сделать родителям. Если вы «показательно» ругаете ребенка, испытывая внутри удовлетворение от того, что он на вашей стороне, то такие «воспитательные» меры не только не приведут к исчезновению поведения, но и закрепят его. Выход тут один – нужно разбираться со своими взрослыми проблемами. Как только напряжение уйдет, малыш больше не станет обижать родного человека. Но решить проблемы, которые копились много времени, быстро невозможно. Поэтому пока нужно отделить ребенка от этих проблем, перестать делать его «соучастником». Не стоит думать, что ребенок слишком мал и ничего не понимает. Не ведите при нем разговоры на тему конфликта с кем-то из родных. Старайтесь проявлять больше уважения в рассказах ребенку о том человеке, с которым у вас конфликт.

История четвертая: «Жестокая мама»

Каждый день на одной из площадок происходит одно и то же. Когда на прогулку выходит 4-летняя Влада и ее мама Лена, спокойствие заканчивается. Что бы Влада ни делала (побежала ли, решила прыгнуть с бревна, взяла ли посмотреть чужую игрушку), все сопровождается криками ее мамы. Какими только эпитетами не награждает «любящая» мама свою дочурку! Кроме того, Лена со всей силы шлепает ребенка. Если Влада падает, она даже не бежит к маме, потому что та не станет ее жалеть, а получить новую порцию шлепков и криков девочке не хочется. В последнее время девочка тоже стала кричать на свою маму, во всеуслышание заявляя: «Ты – плохая! Злая! Уходи!» И «получает» за это снова и снова.

Итак, еще один внутренний мотив для жестоких детских слов – это выражение истинных чувств к человеку. Пожалуй, самая болезненная мотивация для обеих сторон, особенно если взрослый осознает ее. Не так уж редки случаи, когда родители проявляют по отношению к детям жестокость. Некоторые применяют неадекватно жесткие наказания (часто физические или основанные на запугивании). Некоторые постоянно «общаются» с ребенком на повышенных тонах, в гневе уничтожают дорогие его сердцу игрушки. Если это происходит постоянно, то ребенок полностью теряет доверие к взрослому и любовь превращается в ненависть. И тогда фраза «Я тебя ненавижу!» – это констатация данного печального факта, когда малыш не надеется «достучаться», не манипулирует, а выражает ту накопившуюся боль, которая есть в его сердце.

Что делать?

Основной трудностью является осознание того, что ребенок действительно думает то, что он говорит, и имеет для этого основания. Конечно, легче всего обвинить ребенка, перечислить все свои «достижения» («я его пою, кормлю, игрушки покупаю, а он такое говорит!»). Но ребенку прежде всего важно, чтобы его любили и показывали эту любовь в ласковых прикосновениях, словах, взгляде. Ему нужно, чтобы его достоинство не унижали, особенно при посторонних. Конечно, у каждого родителя бывают эпизоды усталости, когда он может прикрикнуть на ребенка или не совсем справедливо наказать. Но если это происходит нечасто, если потом вы испытываете угрызения совести – это хороший знак. Но если вы постоянно в раздражении, кричите на ребенка, не занимаетесь совместными делами, то те слова, которые вы можете услышать, могут быть для него выстраданной правдой. Изменить ситуацию сложно, но можно. И самая большая работа должна происходить внутри взрослого. Часто для этого необходима помощь психолога.

Итак, мы рассмотрели мотивы поведения ребенка, который говорит жестокие слова, и дали рекомендации, как реагировать в каждом из случаев. Самое главное – это научиться прощать малыша, не копить обиду на него. Жестокие слова ребенка – лишь следствие тех ошибок, которые совершают родители (невнимания, грубости, излишней мягкотелости). Мы желаем вам быть внимательными родителями. Не нужно бороться с самими словами, надо смотреть «вглубь», на то, что за ними скрывается. И тогда вы будете гораздо чаще слышать от малыша слова любви и нежности.

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Нестандартная психология для всех

Почему ребенок говорит «Я тебя ненавижу!»

Думала ли молодая мама, дни и ночи возившаяся с ласковым, обаятельным ангелочком, что через N-количество лет услышит подобные слова… Я тебя ненавижу! Хлесткие, жестокие… Да и взгляд под стать… Взгляд, не вызывающий сомнений, что это правда.

Что же произошло? Почему от безусловной нежной ребячьей любви выросло то, что выросло? Виноваты ли в этом мы, как родители? И неужели это на самом деле то, что боится услышать любой любящий человек от своего любимого?

Если слова «я тебя ненавижу!» прилетели к вам от дошколенка, то это обидно, конечно, но вы еще можете контролировать ситуацию. Потому, как такие фразы являются свидетельством малого словарного запаса вашего чада. Ребенок еще не в состоянии соорудить сложную лингвистическую конструкцию с объяснением причин своего крайнего недовольства и показать вам, как сильно он расстроен. И он просто использует фразу, когда-то услышанную (от вас по другому поводу, в садике, в мультяшке).

Но, тем не менее, это не означает, что дитятко совершенно не ведает, что творит. У малыша уже прекрасны развиты чувства, он неосознанно замечает реакции взрослых и повторяет их. Или старается их вызвать.

Как реагирует среднестатистический родитель на слова «я тебя не люблю» или «я тебя ненавижу!»

  • ответной вспышкой негативных чувств — раздражением, гневом, а то и яростью. Стремлением моментально приструнить наглеца, посмевшего так вас оскорбить.
  • физическим наказанием — шлепком, одергиванием, пощечиной.
  • демонстративно показанным равнодушием.
  • расстройством, растерянностью с последующими уступками.

Все эти пути тупиковые.

  • Вспыхнув, как и ребенок , вы можете наговорить ему в ответ кучу гадостей, о которых потом будете жалеть.
  • Если вы его ударите , ребенок или замолчит, затаив сильную обиду или станет еще ожесточеннее выкрикивать грубые слова. Может также перейти к физическим действиям. (А чего вы хотели, каков пример родительский!)
  • Равнодушие скажет ребенку, как вам плевать на него и его проблемы. И даже то, чем он надеялся вас прошибить, не действует. Через пару лет он воздвигнет и перед вами стену непробиваемого равнодушия.
  • Уступки и несостоятельность родителя показывает его слабость и то, что им прекрасно можно манипулировать в дальнейшем. Конечно, ребенок не мыслит такими понятиями, просто он будет знать, на какие именно кнопочки ему в следующий раз давить, чтобы получить желаемое.

Кстати, чаще всего именно так «получают по мордасам» родители неуверенные, сомневающиеся в правильности своего воспитания, часто меняющие направление своих действий, не умеющие говорить «нет». Не «нет» с уходом в истерику, а потом усталое «да». «Нет» должно быть спокойное и уверенное. С любовью и пониманием.

Ситуация намного сложнее, когда слова «я тебя ненавижу!» говорит подросток. Сопровождая сказанное хлопаньем двери, разбиванием посуды и ломкой мебели.

Тут уже не факт, что вы контролируете ситуацию. Да и методы, проторенные с его детства, уже не подойдут. Тут не скажешь, глядя в его яростные ненавидящие глаза : «мне очень жаль, что ты испытываешь такие чувства, но я тебе я все равно люблю». Язык не повернется. Тем более, что, когда это тебе говорит верзила с пушком на щеках или твоей комплекции развитая девица… Тут помимо обиды, можно испытать и настоящий страх. Не справиться, показать слабость, высыпаться в труху…

Жестокие слова подростка далеко не всегда означают то, что означают. Он максималист, и считает, что, если люблю, то до гроба, если же нет — то «ни видеть, ни слышать тебя не желаю!» Подростки — еще не взрослые, но уже и не дети, их раздирают противоречия и эмоции, гормоны ударяют в голову. Они также мало контролируют и свой язык.

Тут важно все как следует обдумать, моментальная реакция на автомате пользы не принесет. Возможно, вам стоит уже переходить на другой уровень отношений. Не контролирующе-зависимый, а партнерско-деловой. И важно сообщить подростку, возможно позже, когда ситуация не будет так накалена, как его слова вас обидели. Не обвиняя, не крича и возмущаясь, а с грустью констатируя факт.

Конечно, это следовало сделать раньше… Но давайте исходить из того, что ничего не поздно, пока мы живы. И наш ребенок еще живет рядом с нами. И мы можем с ним поговорить… И все еще можно поправить.

Ибо есть и то, что не поправишь НИКОГДА и ни при каких обстоятельствах… Я говорю о подростковом самоубийстве, о нем пойдет речь в следующей статье.

6 идей о “ Почему ребенок говорит «Я тебя ненавижу!» ”

Да, это конечно очень неприятно, услышать от своей кровиночки такие жестокие слова, но все же это не может все быть с бухты барахты, ненависть все-таки сильное чувство…

Так что же делать с таким подростком?

Пытаться найти контакт. Все же мы взрослее и опыта в построении отношений у нас чуть больше. А бескомпромиссности меньше.

Когда к таким последствиям привели действия родителей, в первую очередь важно менять реакции родителей. Чаще всего через «третье лицо» — выяснять в чем причины недовольства и обид подростка на взрослого. И постепенно шаг за шагом, взаимодействуя с родителем вести процесс примирения… это большой путь взаимных обещаний, договоренностей, уступок и уважения.

У детей генерализованые эмоции, если сейчас в данный момент ему плохо, он какую угодно гадость способен сказать, а через полчаса он уже так зачастую и не думает, так что не принимайте слишком уж близко к сердцу, родители.

Я, наверное, превращаюсь уже в старушку, но помню наше поколение в подростковом возрасте. Так вот, мы куда лучше контролировали свой язык относительно старших, потому что можно было неслабо так отгрести. И это считалось нормой — схлопотать наказание за «ненавижу» в адрес родителей, от лишения карманных денег и домашнего ареста до полного холодного игнорирования и припоминания этого случая вплоть до выпуска из школы. При этом нам тоже много чего не нравилось в наших «предках», от того, что ругают за двойки в школе, до ограничений телека и встреч с «неправильными» друзьями. Потому что мы знали, что ежесекундная несдержанность может очень дорого обойтись. Злость пройдёт быстрее, чем мама (а мам мы любили, несмотря на то, что хотелось быстрее отделаться от их контроля и бесконечных нравоучений) простит тебе твоё «ненавижу». Ну и, может, нас как-то больше учили ставить себя на место другого, не знаю. Зато сейчас современная концепция воспитания предписывает матерям считать до десяти, брать таймауты, сообщать ребёнку о том, что он всё равно самый её любимый (даже если вот только что вылил на неё ушат словесных помоев), но только не показывать детачке свои истинные чувства обиды, гнева и разочарования, тыжевзрослая, тыдолжналучшесебяконтролировать! На фоне того, что у детачек кризис и им так трудно себя контролировать, как-то забывается, что родители тоже живые люди, и они имеют полнейшее право злиться и обижаться на своих нерадивых чад, потому что в большинстве своём эти ьребования, ограничения и запреты направлены на то, чтоб не дать выросшему телом, но не умом ребёнку наделать глупостей и похерить себе жизнь. Зачем детачке себя контролировать, если всё равно мама меня любит, мама всё простит? Зачем следить за своим языком и думать, что говоришь, если тебе всё сходит с рук? Если не давать ребёнку с детства прочувствовать всех последствий от сказанного им неосторожного «ненавижу», в будущем ему будет откровенно какать на то, что мама обиделась, ведь всё равно она его любит и накормит.

Как реагировать маме, если ребенок ее обидел

Не соревнуйтесь с детьми за звание самого несчастного…

– Ты самая плохая из всех! Я тебя ненавижу!

– Прочь с моих глаз! Маленький неблагодарный мерзавец! Видеть тебя не хочу!

Трах-Тарарах. Домашняя перестрелка: двери грохочут, мама и сын расходятся в разные комнаты, глотая слезы. Оба оскорбленных и сердитых. Представим себе на миг, как заходим в комнату вслед за мамой. Женщина сидит, охватив голову руками, или мечется по комнате, как лев в клетке: “Маленький паскудник, я столько для него делаю! Я для него – все! А он, а он! Разве это нормально – так с мамой разговаривать?” Наверное, именно такой монолог услышим, а когда попробуем намекнуть на то, что мама все-таки не права, скорее всего, получим ответ: “Так правильно, он мне всякую гадость будет говорить, и ему можно, а я его за это должна что ли, обнимать и целовать!?

Читайте также:  Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога

Обиженная, оскорбленная мама лелеет свою обиду, заботливо нянчит ее, совсем забыв одну весьма существенную вещь, а в этой ситуации самую важную, – ОНА ВЗРОСЛАЯ, а, следовательно, ГЛАВНАЯ.

И напрасно намекать изможденной маме, что ей не нужно вести себя с четырехлетним ребенком как со взрослым партнером. Маме нельзя обижаться и ссориться с ребенком, будто с подругой, с ровесником или с мужчиной. Она закричит в ответ: “Так, а обо мне кто подумал? Почему я должна быть сильной и всегда обо всех заботиться, а обо мне никто никогда?”

Иногда, как послушаешь на улице, что мамы говорят, почитаешь, что мамы пишут на форумах! Очень интересную картину можно увидеть. “Ты меня уже вывел из себя!”, “Почему я все время должна за тебя краснеть?”, “Мне не интересно с ним играться”, “У нее уже вторую неделю температура, как я с ней замучилась”, “Как мне надоели эти уроки”… И почему-то мамочкам не интересно, как ребенок себя чувствует с температурой, как ему надоели вечные мамины нотации и нравоучения, и что он думает об уроках…

Ребенок-несчастье, ребенок-препятствие, источник всех проблем. Не слушает, не понимает, не проявляет чуткости, а должен. Он плохо ведет себя, заставляет маму, которая никак не может себя от него отделить, то бледнеть, то краснеть. Ей кажется, что весь мир против нее и малыша, и что даже он, который как никто, должен уже понять мамины усилия и самопожертвование и быть признательным, вместо этого добивает: “Ты – плохая мама”.

И тогда мама обижается, плачет и желает себе преждевременной смерти. Понятно, с тайной детской мыслью: “Вот поживете без меня, увидите, как это, вот тогда вы меня оцените и заплачете”. А плакать не надо, нужно встать, вытереть слезы и подумать. И о том, что не следует себя жалеть, потому что мы сильнее, чем думаем. И о том, что ребенок не часть тебя, что его боль – твоя боль. И пока ты воспринимаешь несправедливости и обиды своего ребенка как свои, ты не можешь ему помочь, как врач не сможет помочь пациенту, если начнет вместе с ним корчиться от боли. Как учитель не сможет ничему научить ребенка, если с ним будет биться и будет ругаться на равных, выясняя, кто более сильный.

Взрослый сильнее, и это аксиома, которую, как известно, не надо доказывать. Взрослый более опытный, и “двойка” по чтению, вызов на педагогический совет или то, что ребенка обижают в классе, не должны ему казаться концом света. Взрослый более грамотный психологически, он уже умеет уступать, терпеть, делиться, умалчивать, помогать другому. У взрослого человека неизмеримо больше знаний, умений, понимание того, что происходит, решений и способов справляться с проблемами. Взрослому не надо бороться с ребенком за первенство: он и так главный.

Но этого взрослого в себе надо увидеть. А не играться в обиженного ребенка, хотя это и проще.

Что делать, когда все надоело и силы на исходе

Может казаться, что абсолютно не хватает сил даже на себя, а здесь еще надо согреть другого, решать его проблемы. И вот здесь, надо только попробовать, начинаются чудеса: как только мы перестаем требовать любви и тепла, а направляем их на ближних, у нас приоткрываются огромные запасы и любви, и тепла, и заботы, и силы, которые абсолютно неизвестно откуда берутся. И все это быстро начинает к нам возвращаться с лихвой.

Конечно, бывает и так, что силы исчерпываются. И ребенок, испуганный бессилием мамы, начинает переступать границы разумного. И тогда нужна поддержка друзей и близких, которые просто помогут и не будут осуждать, но и к ним проблему надо донести по-взрослому, без обид и молчания, без ожиданий, что они сами догадаются. Не догадаются, никто не умеет читать мысли.

Надо «заряжать батарейки» всем, что может их зарядить: осенним парком, музыкантом, стихами, яблочной шарлоткой, длинными разговорами, солнцем, общими играми с ребенком – всем, что вас радует.

У нас, христиан, есть еще та удивительная фора перед всем миром, что мы можем побыть одинокими и несчастными детьми, но не перед своими детьми, а перед Тем, для Кого мы все дети, Кто утешит и вытрет каждую слезу. Мы можем заряжать свои батарейки непосредственно от Солнца. Мы знаем, где взять ту любовь, которая никогда не исчерпывается.

Главное – не разрядить эти батарейки случайной и ненужной истерикой. Не соревноваться с людьми, которые нас окружают, тем более с детьми, за звание самого несчастного и того, кому труднее всего жить в этом мире. Быть, как говорил классик, как Солнце.

Твой Малыш

Великий пост: 5 самых больших ошибок тех, кто постится

Маша Ефросинина необычно поздравила мужа с днем рождения в условиях карантина

Організатори Пробігу під каштанами придбали наркозно-дихальний апарат для Центру дитячої кардіології

Чем кормить ребенка для повышения иммунитета в период эпидемии: 15 незаменимых продуктов весной

Євген Клопотенко провів онлайн-майстер клас в Instagram

Календарь прививок

Календарь беременности

Таблица прикорма

Твой Малыш

“Твой Малыш” – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.

«Я тебя ненавижу!» Как правильно маме реагировать на обидные слова ребенка?

Слова «Я тебя ненавижу» хотя бы раз прилетали каждому родителю. Три слова, от которых щемит в груди, болит сердце, бегут мурашки по коже и земля уходит из-под ног.

Как человечек, ради которого ночей недоспала, может отвечать такой «взаимностью»? Не делай поспешных выводов, когда ребенок говорит «ненавижу тебя» он не испытывает ненависти к тебе.

«Я ненавижу тебя!» – что подразумевает под этими словами ребенок?

Ребенок очень зол, настолько, что ему не хватает слов выразить всю гамму чувств. Он же не может сказать: «Мама, извини, но я сейчас сержусь на тебя настолько, что готов прибить тебя, но не сделаю этого, потому что люблю! От этого мне еще хуже: злиться и любить одновременно тяжело. А еще я не могу справиться с этой яростью и остро нуждаюсь в тебе прямо сейчас. Помоги мне!»

Слишком сложно для маленького человечка, правда? Единственное, чем он может описать всю гамму навалившийся ярости, сказать: «Я тебя ненавижу!». Зачастую под этими тремя словами ребенок подразумевает:

  • Ты не понимаешь, что мне нужно на самом деле сейчас.
  • Ты не слышишь меня.
  • Мы с тобой совершенно на разной волне.
  • Мне больно.
  • Я испытываю сильнейшие чувства и не могу объяснить их.
  • То, что ты хочешь, и то, что я хочу, – две разные вещи.

В момент сильнейшей злости ребенка, ему очень нужен ресурсный родитель, контейнер, способный переварить пугающие его чувства. Если ты испытываешь ужас от услышанного, а земля уходит буквально из-под ног, запомни один лайфхак. Представь, что вместо «Я тебя ненавижу!», ребенок говорит: «Ты мне нужна».

Ответный удар на обидные слова ребенка

Как не нужно отвечать ребенку:

  • Мне все равно.
  • Отлично! Я тоже тебя ненавижу!
  • Ты об этом пожалеешь!
  • Ничего страшного, солнышко, ты скоро передумаешь.
  • Можешь ненавидеть меня, останешься тогда без ужина/машинки/ куклы!
  • Как тебе не стыдно? Я ради тебя ночей недоспала. А ты… неблагодарный.

Как правильно ответить, если ребенок говорит «Я тебя ненавижу!»:

  • Ты не ненавидишь меня, тебе не нравится, что я говорю (делаю).
  • Мне очень жаль, что ты чувствуешь себя настолько плохо.
  • Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты говоришь прямо сейчас.
  • Эти слова ранят меня. Мне неприятно такое слышать.
  • Конечно, мне не очень приятны твои слова, но я все равно люблю тебя.
  • Я знаю ты зол на меня, но так нехорошо говорить по отношению к членам своей семьи.
  • Ты злишься на меня, мы можем обговорить эту ситуацию, когда ты успокоишься.
  • Я понимаю, я сделала тебе больно.
  • Кажется, тебе нужно время побыть наедине. Если я буду нужна – позови меня, я рядом.

Важно произносить эти фразы спокойно. Сквозь зубы или с ответной злостью они будут звучать, как минимум, странно и неискренне. Если ты нуждаешься в паузе, понимаешь, что не готова спокойно отвечать ребенку, сделай ее, успокойся и потом обсуди ситуацию.

«Мама, я тебя ненавижу»: как спасти отношения с ребенком

Думаю, что эти слова хотя бы раз в жизни слышала каждая мать. В моем случае, правда, это звучало мягче: «Знаешь, мам, лучше бы я у другой девочки родился!» Но слышать это было не менее неприятно.

Дети — наше отражение. Все эмоции, которые мы испытываем, но пытаемся скрыть, подавляем в себе, они хорошо чувствуют и транслируют в виде обратной связи. Иногда обратная связь звучит через ненависть. Что же на самом деле скрывается за этим? Месть? Противостояние?

Что происходит с ребенком?

Конечно, многое зависит от возраста и от контекста ситуации, но, скорее всего, это проявление гнева. Именно он толкает на такие жестокие слова. Это значит, что ребенок накопил его столько, что терпеть уже не может. Согласитесь, проснувшись утром в хорошем настроении, сладко потянувшись в постели, дитя такими фразами не бросается. Как правило, это реакция на ваш поступок, слова, а бывает, что и на молчаливое согласие с тем, что для ребенка неприятно или невыносимо.

Что происходит с родителем?

Взрослый человек испытывает массу эмоций: обиду, злость, недоумение, разочарование, и ставит себе диагноз: я плохая мать, воспитала изверга, предателя, морального урода. Действовать, находясь во власти такого коктейля, противопоказано. В такие моменты ребенку нужен спокойный, ресурсный родитель, а не такой же комок нервов, как он сам.

В каждой семье есть стандартный сценарий, по которому дальше развиваются события. Кто-то шлепает чадо, кто-то тащит в угол, плачет или начинает упрекать и напоминать, сколько всего прекрасного для ребенка сделали (читай — принесли в жертву), а он оказался таким неблагодарным.

Как быть?

Успокоиться всем сторонам. Не стоит сгоряча выяснять, почему ребенок так сказал, наказывать или пытаться вызвать чувство вины. В такой момент это никак не поможет исправить ситуацию, ничему не научит сына или дочь.

Первое, что нужно сделать, — замолчать. Как бы трудно вам ни было сделать столь простое действие. Постарайтесь справиться с дыханием, чтобы оно выровнялось. Это будет значить, что вы взяли себя в руки. Если ребенок маленький, сядьте так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Добрым, сочувствующим голосом скажите: «Малыш, ты злишься. Давай я помогу справиться с эмоциями». Хорошо, если он согласится потопать ногами со всей силы или на счет до десяти сильно-сильно сожмет кулаки, а потом резко расслабит руки. Или отмутузит подушку. Пусть физически проявит гнев!

Когда агрессия направлена в правильное русло и прожита, важно дать понять, что ваши отношения на этом не окончены, что вы ребенка по-прежнему любите и знаете, что это взаимно. Крепко обнять, погладить, поцеловать. Можно молча, можно, проговаривая: «Малыш, я так тебя люблю».

Если у вас подросток, лучше уйти на некоторое время в другую комнату. И вам, и ему может быть легче успокоиться, не видя друг друга. «Мне кажется, что сейчас мы не сможем спокойно поговорить. Давай я уйду ненадолго, мы успокоимся, а потом обсудим, что произошло. Мне нужно время, чтобы подумать над твоими словами». Пожалуйста, говорите это спокойно, без грубости, жесткости и цинизма в голосе.

Затем нужно подумать, что конкретно оказалось спусковым крючком. Что вы сделали такого неприемлемого для ребенка? Вспомните все: шаг за шагом вернитесь назад, к тому моменту, когда началось первое недопонимание. Проследите, как оно вызревало. Этот экскурс в историю ваших взаимоотношений многое объяснит. Если сможете посмотреть на ситуацию со стороны и принять то, что ребенок всегда делает лучшее из возможного в конкретный момент, услышите иное. Это не ребенок плохой, это ему плохо. За такими злыми словами? как «мама, я тебя ненавижу», обычно скрывается крик о помощи: «мама, помоги мне, спаси меня от самого себя», а иногда и «защити меня от тебя».

Когда стороны остыли, восстановите отношения. С подростком иногда это сделать проще, если честно спросить у него, что для этого нужно. «Как ты считаешь, что нам с тобой сделать, чтобы исправить произошедшее?» Обычно дети предлагают внести в жизнь не такие уж сложные изменения: не входить в их комнату без стука, не рыться в личных вещах, разрешить гулять на час дольше. Выслушайте предложения, выскажите в ответ свое мнение (конечно, не скатываясь опять в обвинения), придите к консенсусу и, самое главное, начните соблюдать договоренности, иначе в следующий раз ребенок вам не поверит.

Что дальше?

Нужно начать работать над отношениями, станьте на какое-то время наблюдателем.

  1. Отследите, какие слова и фразы употребляете в повседневном общении, какие конструкции используете. Чаще всего это «ты-высказывания»: ты опять не убрал комнату, ты опять получил плохую оценку, ты опять не пришел домой вовремя. Потренируйтесь в «я-высказываниях»: мне не нравится, что ты пришел домой поздно, я не люблю, когда в квартире беспорядок, я расстроена, что ты получил плохую оценку. Начните с себя, вместо привычных обвинений описывайте то, что чувствуете. Когда научитесь этому сами, попросите и ребенка выражать гнев таким способом. Хотя опыт показывает, что, как только родитель меняет форму выражения недовольства, ребенок тут же все копирует.
  2. Оцените, в каком психологическом состоянии находитесь в моменты конфликтов. Многие женщины замечают, что чаще всего конфликты в семье возникают, когда они чувствуют себя уставшими. В такие моменты они реагируют на любые события очень болезненно, могут не заметить важную потребность ребенка, забыть уделить ему внимание.
  3. Постарайтесь уделять ребенку время не только, когда он ведет себя плохо, капризничает или злится. Эффективна практика введения семейных ритуалов: совместные завтраки или ужины, походы в кино, экскурсии, прогулки. Внимание должно быть не формальным, например, отвести в кружок или покормить, а реальным. Ваше время должно полностью принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, сообщения или решение рабочих вопросов. Если уделять детям полчаса такого реального внимания, то все остальное время они не будут от вас его требовать.
  4. Научитесь не гипертрофировать ошибки ребенка, а принимать их и делать выводы. Проще всего это сделать вместе с ним, ответив на следующие вопросы:
  • Какую ошибку мы с тобой допустили?
  • Что привело к этой ошибке?
  • Чему нас научила ситуация, которая случилась благодаря этой ошибке?
  • Как мы будем действовать в следующий раз, если это повторится?

На построение новых, доброжелательных отношений может уйти не один месяц, но это того стоит.

Об авторе

Галина Нарожняя — педагог, трансформационный коуч, основатель «Школы плохих мам». Ее сайт .

Ссылка на основную публикацию