Воспитание как головоломка

Психология ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Психология ребенка
  • Мультфильм «Головоломка»: польза для детей

Четыре урока, которые маленькие дети могут извлечь из оскароносного мультфильма «Головоломка»

Мультфильм «Головоломка»: польза для детей

С момента своего выпуска в 2015 году мультфильму «Головоломка» аплодируют критики, его обожают зрители и, более того, он удостоен премии «Оскар» в номинации за лучший анимационный полнометражный фильм. Однако самое большое его достижение заключается в том, что он заставил юных и взрослых зрителей заглянуть внутрь себя. Как вы уже, вероятно, знаете, большая часть фильма происходит в голове у одиннадцатилетней девочки по имени Райли, поведение которой определяют пять базовых эмоций: радость, печаль, страх, гнев и брезгливость.

В мультфильме природа наших чувств подвергается глубокому анализу, и это неслучайно, ведь консультантом в нем выступил Дачер Келтнер – профессор, директор-основатель научного центра университета Беркли, США, который помог добиться того, что, несмотря на некоторое очевидно свободное творческое толкование, основные посылы фильма в отношении эмоций психологически точны и согласуются с результатами научных исследований.

Эти посылы передаются с помощью изобретательного повествования и отличной анимации; они обогащают мультфильм, не перегружая его. При этом они передаются достаточно четко, чтобы обеспечить почву для обсуждения среди детей и взрослых. Некоторые из самых запоминающихся сцен мультфильма предоставляют прекрасную возможность для обучения в классе или за обеденным столом.

Хотя «Головоломка» искусно открывает путь для бесед об эмоциях человека, взрослым может быть трудно правильно вести подобные разговоры и отвечать на вопросы детей. Поэтому в этой статье представлены четыре основных вывода о сути наших эмоций, а также результаты некоторых исследований, подтверждающие их. Итак.

1. Счастье заключается не только в радости. В начале фильма короткостриженая с синими волосами эмоция «Радость» контролирует мозг Райли; ее глобальная цель состоит в том, чтобы Райли всегда была счастливой. Но к концу фильма «Радость», а также и сама Райли, да и зрители вместе с ней, – узнает о том, что счастье означает гораздо больше, чем безграничный позитив. В самом деле, в заключительной части фильма, когда «Радость» уступает контроль над мозгом другим эмоциям, в частности «Печали», Райли достигает более глубокой формы счастья.

В данном случае сюжет мультфильма согласуется с тем, как рассматривают счастье многие ведущие исследователи в области эмоций. Психолог Соня Любомирски, автор бестселлера «Психология счастья. Новый подход» (The How of Happiness), определяет счастье как «Ощущение радости, удовлетворенности или позитивного благополучия в сочетании с ощущением того, что жизнь хороша, содержательна и значима». Таким образом, хотя позитивные эмоции, такие как радость, безусловно, являются важными ингредиентами в рецепте счастья, одних их все же недостаточно.

Более того, недавнее исследование обнаружило, что у людей, которые испытывают широкий спектр позитивных и негативных эмоций, лучше психическое здоровье. Авторы этого исследования пришли к выводу, что разнообразие определенных эмоций помогает человеку получить более подробную информацию о той или иной ситуации, что приводит к улучшению поведения и потенциально большему счастью.

Например, в поворотном моменте фильма, когда Райли хочет убежать из дома, она позволяет себе почувствовать печаль в дополнение к страху и гневу; как следствие, девочка решает не приводить свой план в исполнение. Сделав такой выбор, Райли воссоединяется со своей семьей и обретает более глубокое чувство счастья и удовлетворения от теплоты и покоя, которые она получает от своих родителей, даже несмотря на то, что эти эмоции переплетены с грустью и страхом.

В этом свете, создатели «Головоломки», в том числе режиссер Пит Доктер, сделали разумный выбор, назвав персонажа «Радостью», а не «Счастьем». В конечном итоге, радость является лишь одним из элементов счастья, которое может быть окрашено в другие эмоции, даже такие как печаль.

2. Счастье нельзя навязывать, к его переживанию нельзя принуждать. В мультфильме главная героиня чувствует знакомые всем нам огорчение и подавленность (фрустрацию), когда мать просит ее быть «счастливой девочкой», в то время как семья готовится к трудному и дальнему переезду, а у отца наступает тяжелый период на работе. Такие высказывания родителей заставляют детей сделать вывод, что если они не чувствуют себя постоянно счастливыми, значит, с ними что-то не так. Все исследования и статьи о важности счастья в последние годы подтверждают это.

Исследователь Джун Грубер и ее коллеги начали изучать нюансы счастья и его поисков, то есть стремления к нему. Результаты их исследований подвергают сомнению необходимость «быть счастливым постоянно», которую навязывали, да и навязывают, вероятно, многим из нас.

Например, их исследование предполагает, что если мы ставим счастье главной целью в жизни, это делает нас несчастными. Другие исследователи обнаружили, что чем сильнее люди стремятся к счастью, тем более высокие стандарты счастья они устанавливают и, соответственно, чувствуют себя подавленными и огорченными (фрустрированными) – и несчастливыми, – если не могут соответствовать данным стандартам постоянно.

Поэтому не удивительно, что попытки заставить чувствовать себя счастливой не помогают Райли справиться со стрессами и изменениями в ее жизни. На самом деле эта стратегия не только не приносит ей счастья, но и заставляет ее чувствовать себя отделенной от родителей и разгневанной на них и приводит девочку к решению убежать из дома.

Какой путь к счастью более эффективен для Райли (и для всех нас)? Недавние исследования доказывают важность «акцента на позитиве» – сознательного выделения достаточного количества времени в жизни на впечатления и занятия, которые доставляют нам удовольствие. Для Райли это хоккей на льду, возможность проводить время с друзьями, отдыхать и бездельничать с родителями.

Но важно также понимать, что акцент на позитиве не требует отказываться или избегать негативных эмоций или ситуаций, которые вызывают их, – не нужно целеустремленно гнаться за счастьем, ведь это неэффективно. Райли и ее семья получают важнейший эмоциональный урок в тот момент, когда девочка наконец признается в том, что она тяжело переживает по поводу переезда в Сан-Франциско, – это признание сближает ее с родителями.

3. Печаль чрезвычайно важна для благополучия человека. В начале мультфильма «Радость» говорит, что она не понимает, для чего вообще нужна «Печаль» и зачем она находится в голове у Райли. Многие из нас, как правило, в тот или иной момент задаются тем же вопросом: какой цели служит печаль в нашей жизни?

Поэтому очень хорошо, что в качестве главного героя фильма выступает «Печаль», а не «Радость». Почему? Потому что «Печаль» глубже связана с людьми, являясь важнейшим компонентом счастья, и помогает Райли ощутить эту связь на себе. Например, когда давно забытый воображаемый друг Райли розовый котослонодельфин Бинго-Бонго приходит в уныние из-за потери своего фургона, оправиться от случившегося ему помогает именно сочувствующее понимание «Печали», а не попытка «Радости» представить его потерю в положительном свете. (Интересно, что эта сцена иллюстрирует важный вывод исследования о счастье, который заключается в том, что выражение счастья должно соответствовать ситуации.)

Одним из величайших открытий мультфильма можно назвать то, когда «Радость» оглядывается на одно из «базовых воспоминаний» Райли (случай, когда девочка не забила решающий гол в важной хоккейной игре) и понимает, что печаль Райли впоследствии вызвала сочувствие к ней родителей и друзей, сделала их ближе друг к другу и превратила это воспоминание из ужасного в наполненное глубоким смыслом и значением.

С большой чуткостью в «Головоломке» показано, что тяжелые эмоции, такие как печаль, страх и гнев, бывают очень неприятными для людей, и именно поэтому многие из нас изо всех сил стараются избегать их. Но в фильме, как и в реальной жизни, все эти эмоции служат важной цели – они помогают нам понять собственный внутренний мир и внешнюю среду, помогают становиться ближе с окружающими, избегать опасностей и приходить в себя после потерь.

Одно предостережение: хотя очень важно научить детей принимать печаль, родители и учителя должны объяснить им, что печаль и депрессия это не одно и то же, депрессия – это серьезное расстройство, связанное с длительными и интенсивными переживаниями сниженного настроения. Важно также, чтобы взрослые создали безопасную и доверительную атмосферу для детей, в которой малыши не боялись бы просить о помощи, когда чувствуют грусть или печаль.

4. Нужно осознанно принимать, а не подавлять тяжелые эмоции. Однажды «Радость» пытается помешать влиянию «Печали» на психику Райли. Для этого она рисует мелом небольшой «круг печали» и наказывает нежелательной эмоции находиться в нем и не выходить за его границы. Забавный момент, но психологи сходятся во мнении, что такое поведение «Радости» опасно и называется оно «эмоциональным подавлением (подавлением эмоций)» – это стратегия управления эмоциями, которая, как считается, приводит к тревоге и депрессии, особенно подростков, чье понимание собственных эмоций еще недостаточно развито. И конечно, попытка сдержать печаль и отвергнуть ее в конечном итоге выходит боком и для «Радости», и для Райли.

Позже в фильме, когда Бинго-Бонго теряет свой фургон, «Радость» пытается заставить его «когнитивно переоценить» ситуацию, то есть побудить его переосмыслить значение потери и изменить свою эмоциональную реакцию на более позитивную. Когнитивная переоценка – это распространенная стратегия, которая исторически считается наиболее эффективным способом регулирования эмоций. Но даже этот метод не всегда является лучшим подходом, поскольку исследователи обнаружили, что иногда он может повышать, а не снижать уровень депрессии, в зависимости от ситуации.

Ближе к концу фильма «Радость» делает то, что некоторые исследователи теперь считают самым здоровым методом работы с эмоциями: вместо того чтобы избегать или отрицать печаль, «Радость» принимает ее такой, какая она есть, поняв, что она является важной частью эмоциональной жизни Райли.

Эксперты называют это «осознанным принятием эмоций». Что это значит? Вместо того чтобы зацикливаться на драматизме эмоциональной реакции, вдумчивый человек добродушно рассматривает и изучает эмоции, не принимая решения о том, насколько правильные или неправильные они в данной ситуации, создавая пространство для здоровой реакции и ответа. Исследование 2014 года доказало, что депрессивные подростки и молодые люди, которые приняли осознанный, вдумчивый подход к жизни, продемонстрировали более низкий уровень депрессии, тревожности и плохого отношения, а также более высокое качество жизни.

Конечно, «Головоломка» – это не первая попытка преподать детям четыре описанных урока, но вряд ли можно найти другой материал, который бы одновременно занимал такое большое количество и доставлял им удовольствие от процесса эмоционального обучения. Это яркий пример того, как можно с помощью искусства мультипликации и кинематографа изменять понимание зрителей их переживаний и ощущений – и в данном случае, надо надеяться, это изменение приведет всех нас к более глубокой и сострадательной связи с самими собой и окружающими людьми.

Роль головоломок в развитии личности ребенка дошкольника.
методическая разработка по математике по теме

в работе показано значение использования головоломок для всестороннего развития ребенка, дан примерный перечень головоломок, которые могут представлены в развивающей среде в разных возрастных группах и показана система работы с головоломками.

Скачать:

ВложениеРазмер
rol_golovolomok_v_razvitii_lichnosti_rebenka_doshkolnik1.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль головоломок в развитии личности ребенка дошкольника.

Особое место среди используемых в нашем детском саду развивающих игр логико-математического содержания мы отводим плоскостным головоломкам – играм на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.

Они интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Работа с головоломками – увлекающая детей игра, экспериментирование – деятельность, не перегружающая детей ни умственно, ни физически.

  1. использование головоломок помогает развитию познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, активизируют скрытые интеллектуальные возможности, активизируют их.

Дети усваивают эталоны сенсорной культуры: форма, величина, цвет, особенности материала. От уровня сенсорного развития детей зависит успешность освоения игры. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры.

Можно проводить с детьми игру «Найди нужную деталь на ощупь по названию»

Для развития памяти можно предложить детям следующее задание: продемонстрировать ребенку несложный образец в течение 20-30сек,убратьего и предложить собрать картинку по памяти.

Для развития воображения – сложить наугад 2-3 детали, обвести их и подумать, на что похож получившийся контур. Дорисовать недостающие детали так, чтобы догадка стала очевидной окружающим; придумать, собрать, назвать и зарисовать собственную фигуру.

Дети овладевают логическими операциями: умением анализировать образец, сравнением, комбинаторными способностями, классификацией, обобщением – построением простейших логических суждений.

  1. игры в головоломки способствуют развитию творческих способностей, творческого мышления: гибкость, беглость, оригинальность, продуктивность мышления.
  2. способствуют развитию речи детей.

Ребенок рассказывает о своем замысле, по определенному плану анализирует образец, рассказывают о порядке действий, о полученном результате – развивается логика связной речи.

– Используя головоломки, мы решаем многие задачи работы по ознакомлению с окружающим.

Богатая тематика изображений, которые можно собрать из деталей головоломок, позволяет вводить детей в различные миры: мир геометрических форм, мир материалов (у нас в детском саду по аналогии деревянных головоломок сделали головоломки из других материалов (пластмассовые, картонные, тканевые, кожаные), мир растений («Джунгли»), мир животных,

мир транспорта ( «Листик, «Пифагор», «Сфинкс»), мир профессий («Город мастеров»), мир букв, цифр («Танграм») и др.

Показываем безграничность знания и знакомим со способами получения новых знаний.

Например, ребенок задумал сделать слона. Можно попросить ребенка рассказать все, что он знает об этом животном, привлечь друзей. Когда объем знаний детей иссякнет, взрослый дает дополнительную информацию ( «Ты рассказал много, да я немного – все ли теперь знаем? Где можно еще узнать?(спросить у мамы, папы, прочесть в книге) Таким образом, мы анализируем уровень знаний детей, расширяем объем знаний.

Работа с головоломками дает возможность активизировать и обогащать словарь детей, работать над грамматическим строем языка , воспитанию звуковой культуры речи (какие звуки издает выложенное животное, транспортное средство; можно предложить детям составить фигуры, в которых присутствует заданный звук; составление изображений предметов, в названии которых 2, 3 слога и др.).

Составив фигуру, можно предложить придумать загадку о полученном объекте или в начале загадать загадку, а отгадку изобразить с помощью головоломки.

Мы широко используем в работе составление сказок , объединяя головоломки и их результаты общим сюжетом.

Сначала сказки придумывает воспитатель, постепенно вовлекает в работу детей, затем дети сами придумывают сказки. Большую помощь в работе по составлению сказок, в том числе и по головоломкам, оказывает развивающая игра «Сочинялки». На первоначальном этапе предлагаем детям знакомые сказки, внося изменения в сюжет:

Например, работая с «Колумбовым яйцом», курочка Ряба снесла не простое яичко, а очень большое ( заранее делается увеличенный вариант головоломки», в следующий раз курочка снесла не постое яичко, а меховое (бумажное, наждачное)- соответственно разрезное яичко делается из заданного материала. Дети собирают яичко и придумывают свои истории в связи с предложенной ситуацией

Курочка Ряба отправляется погулять и по подает в разные места (на птичий двор, в лес) – детям предлагается придумать, кого бы могла там встретить курочка Ряба, и изобразить с помощью головоломок данного героя после выполнения задания придумывается сказка. Дети обводят свои изображения, воспитатели записывают

сказки – создаются собственные книги, которые вносятся в книжный уголок. Дети рассказывают сказки младшим товарищам.

4. Игры-головоломки используем для развития графических навыков: предлагаем детям обвести названную деталь, закрасить или заштриховать ее; обвести собранную картинку (дети учатся одновременно удерживать несколько деталей – это трудная задача)

  1. Работа с головоломками способствует развитию личностных качеств: самостоятельности, чувства коллективизма (учитывать позиции других, подчиняться правилам), инициативности (свобода выбора игры), трудолюбия, целеустремленности (умению добиваться результатов), сообразительности, любознательности, самореализации, успешности, уверенности в себе. А раз мы способствуем достижению успешности , то соответственно решаем задачу по воспитанию здорового ребенка (только успешный человек может быть здоровым).

Игра в головоломки способствует развитию волевых процессов, мотивационной направленности, развитию всех познавательных процессов, учит работе в коллективе, т.е. мы обеспечиваем готовность ребенка к школе.

Обеспечение устойчивого интереса детей к работе с головоломками.

Человек любит заниматься тем, от чего получает наслаждение.(при достижении успешности). Чтобы добиться успешности, надо вызвать интерес к выполняемому делу. Интерес к игре можно поддерживать, соблюдая следующие принципы:

  1. Интенсивность – постоянство использования.

В развивающей среде всегда присутствуют какие-нибудь головоломки. Учитываем этот принцип и при планировании работы: игры- головоломки планируем в утренний отрезок времени во время индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, включаем как часть занятия, в пятницу после сна проводятся вечера развивающих игр.

Показываем детям разные варианты одной и той же игры. То составляем изображение по предложенной загадке, то сначала конструируем предмет, а затем придумываем словесные загадки, рассказы, сказки, можно предложить загадки-пентанимы. Используем различные способы изменения сюжета знакомых сказок. Предлагаем дорисовать сюжет, штриховка изображения и др. варианты

Если интерес к игре снижается, то убираем ее на некоторое время из поля зрения ребенка, затем возвращаем, вспоминаем известное, вводим усложнения, придумываем новые варианты использования игры. Делаем игры из других материалов.

Планируя работу с головоломками, осуществляем связь с тематикой занятий по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, изо-деятельностью и др.

Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности, возможности, уровень подготовки

– Поэтапное освоение игры.

– В одной возрастной группе подбор игр, заданий для разного уровня детей (наличие схем расчлененных изображений в масштабе 1:1, уменьшенном масштабе;

схемы силуэтных (нерасчлененных) образцов в масштабе 1:1, уменьшенном масштабе.

-Проведение вечеров загадок с использованием головоломок

– игры- путешествия в различные миры (в джунгли –игра «Джунгли», в мир профессий – игра «Город мастеров»

– конкурсы «Кто придумает самое необычное животное»

«Песня в день рождение» – на день рождение пришли животные (дети составляют их изображения. Затем договариваются, какую песенку дарят в подарок имениннику, и каждое животное исполняет ее на своем языке; «животные» могут дарить разные песенки – конкурс «Угадай мелодию» и др.

– соревнования («Кто быстрее соберет…»)

– праздники (детские, совместные с родителями, совместные со школой)

– в детском саду работает клуб развивающих игр.

Из фигур одной игры можно создавать различные предметы

Создание предметно-развивающей среды. Презентация игр.

Головоломки присутствуют во всех группах дошкольного возраста.

2 младшая группа.

-разрезные картинки «Мой дом»

– «Сербис» – 2-3 комплекта на группу

– многообразие головоломок – идея объединения, составление сказок.

«Сфинкс» – прямоугольник, разрезанный на 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника, 3 четырехугольника с разным соотношением сторон..

в игре представлены образцы силуэтов ракет, самолета, парусника, птиц.из 2-х одинаковых наборов можно конструировать силуэты человека, животных, видов транспорта.

головоломка Пифагора – квадрат, разделенный на 7 частей: 2 квадрата (большой и маленький), 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких) и 1 параллелограмм. Из ее элементов силуэты разнообразных предметов и геометрических фигур сложной конфигурации, которые отдаленно напоминают объекты реальной действительности.

«Монгольская игра» – это квадрат, разрезанный на части по принципу «каждый раз пополам».в результате получается 2 квадрата, 5 прямоугольников ,

4 треугольника. Из набора получаются стилизованные изображения предметов. Используя несколько наборов, можно создавать сюжетные картинки «Зоопарк», «Космодром».

«Листик» – «сердце», «лист липы», фигура разрезана на 9 элементов. Округлые и угловатые детали набора позволяют создавать всевозможные силуэты, передавая многообразие окружающего мира. Полученные изображения своей выразительностью, схематичностью и условностью напоминают детские рисунки

«Колумбово яйцо» -это овал, разделенный на части. Существует несколько вариантов разреза овальной формы. Округлость большинства фигур позволяет составлять из них силуэты птиц, зверей, человека.

«Волшебный круг»- круг, разделенный на 10 частей по принципу «каждый раз пополам, в результате образуется несколько пар одинаковых по форме симметричных частей. Игра дает возможность сконструировать силуэты человека, домашних и диких животных, рыб, птиц, предметов обихода. «Вьетнамская игра»- круг, разделенный на 7 замысловатых элементов с обтекаемыми контурами, что дает возможность придумывать силуэты различных животных, птиц.

«Абрис»- в состав игры входит набор геометрических фигур: круг(Д=3см), 2 полукруга (Д=3см), квадрат (3см), прямоугольник (3*6 см ),

2 прямоугольника (3*1,5см), 2 равнобедренных прямоугольных треугольника (катеты 3см), равносторонний треугольник (3см).

к игре прилагаются силуэтные схемы.

« Архимедова игра»- прямоугольник, разделенный на 14 частей. В результате получаются треугольники различных видов и четырехугольники. Из элементов можно сложить фигуры, довольно похожие на реальные предметы, сложить многофункциональные композиции. Эта игра доступна лишь опытным игрокам.

«Чудо-соты» (развивающие игры Воскобовича»

Предложенные игры следует осваивать с детьми последовательно. По мере накопления умений в процессе одной игры можно переходить к другой. Таким образом, каждая игра – это этап подготовки освоения следующей, более сложной игры. Со временем можно предоставить ребенку возможность самому выбирать игру по желанию

Старшая, подготовительная к школе группы.

– головоломки средней группы

+ «Пентамино» – это 12 разных по форме, но равных по размеру элементов. Каждый элемент состоит из 5 равных квадратов. Составить силуэты из элементов «Пентамино» достаточно трудно. Поэтому сначала необходимо с ребенком внимательно рассмотреть элементы и найти внешнее сходство их с предметами, буквами и т.п. затем дети составляют изображения игрушек, предметов мебели, разных видов транспорта, животных, используя 2-7элементов. Составляя простые образные фигуры, дети овваивают характерные для данной игры способы соединения элементов. Это развивает у них элементарное пространственное видение, способность ориентироваться на плоскости листа, учитывать поставленную перед собой цель. Постепенно дети учатся составлять изображения из 12 элементов.

«Гексомино» – каждый из 12 элементов состоит из 6 равносторонних треугольников. Особенностью игры является то, что ее составные части похожи на реальные предметы (лодочку, факел, уточку, бабочку, корону). Можно предложить ребенку найти предмет и элемент игры, похожие по форме. Это увлекает детей, заставляет их мыслить развивает воображение. Вызывает желание реализовывать собственный замысел, активизирует практические действия. В данной игре тоже сначала конструируют предметы из неполного набора элементов, начиная с 2 – саночки, постепенно доводя до использования всех 12 элементов

«Джунгли» – квадрат, разделенный на 24 части различной формы. схемам подобраны загадки.

«Город мастеров» – квадрат, разделенный на 25 частей различной формы

Изображения, выложенные из деталей игр «Джунгли» и « Город мастеров» условны, схематичны, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета. Все изображения, которые можно сложить из деталей головоломки, связаны единым сказочным сюжетом, к некоторым

Объемные головоломки: «Сложи куб», «Занимательный куб»

Система работы с головоломками.

1этап – ознакомление с названием игры, с набором фигур в игре. Полезно поупражнять детей в различении и правильном назывании геометрических фигур, можно предложить сосчитать стороны, углы; сгруппировать фигуры по форме, размеру (работа с множествами). Затем поиграть: конструирование простых изображений из 2-3 деталей (домик, снеговик, лодочка, елочка) – ребенок придумывает силуэт, затем отбирает для этого нужные фигуры. Такие упражнения с детьми 3 – 4 лет проводятся систематически в течении длительного времени.. Для детей 4-5 лет эти упражнения являются лишь одним из этапов освоения игры, который позволяет перейти к конструированию более сложных силуэтов.

– составление картинок из одинаковых фигур (материалом для игры служат одинаковые по форме фигуры, которые раскладываются в конверты по 15-20 штук).

2этап – составление фигур силуэтов по расчлененным образцам – усвоение детьми плана анализа предъявляемого образца, начиная с основных частей, выражение в речи способа соединения и пространственного расположения частей. Сначала работаем со схемами 1:1, затем с уменьшенными схемами.

Следует поощрять самостоятельные действия ребенка, желание добиваться положительного результата. Удачно найденное самостоятельное решение вызывает радость, эмоционально положительный настрой. А это очень важно для результативного протекания умственной деятельности, требующей большого напряжения.

Чтобы подстраховаться от возможных неудач, выбирайте картинки с учетом уровня развития ребенка (сначала попроще, постепенно увеличивая уровень сложности). В процессе игры постарайтесь ничего не делать за ребенка, лучше, если необходимые подсказки будут словесными. Самое главное, чтобы ребенок почувствовал, что он может это сделать, что у него получается, поэтому старайтесь завершить игру на картинке, которую ребенок может сложить сам.

3 этап – воссоздание фигур по образцам силуэтного характера. В случае затруднения можно «примерить к образцу 1-2 детали – это поможет увидеть расположение остальных. Если все же находится картинка, которую без наложения совсем не собрать – пусть она первый раз будет собрана наложением, а в следующий раз – самостоятельно, отдельно от схемы. Особое внимание уделите точному соответствию собранной картинки схеме В наборах есть картинки на развитие глазомера, точности восприятия (например, в игре «Абрис» – рыба, паровоз, машина, пингвин, храм).

-стимулировать попытки ребенка изменить, усовершенствовать, перестроить уже готовое силуэтное изображение, добиваясь наибольшей выразительности, полного сходства с реальным предметом

-составление изображений по собственному замыслу (сначала из неполного комплекта, затем с обязательным использованием всех элементов набора;

объединение наборов), изготовление своих схем к игре.

Следует стимулировать и поощрять придумывание интересных замыслов. Дети обводят свои картинки, схемы подписываются и прикладываются дополнительно к схемам, предложенным в игре.

Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников

Ольга Федотова
Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников

МБДОУ №47 пос. Эльбан

В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но, поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия, – важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности. От того насколько развивается логическое мышление у ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть успешность освоения программы школьного обучения. Ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти пути решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Это, на мой взгляд, особенно актуально, поскольку в настоящее время,обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Перед нами, педагогами, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Начиная развивать ребенка посредствам игр, мы хотим, чтобы ребёнок не просто играл, а научился размышлять, находить нестандартное решение предлагаемых заданий. Чтобы действительно научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

В своей работе по интеллектуальному развитию детей я использую игры –головоломки,такие как: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Листик», «Лётчик» и др. В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что «только то, обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка», я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Мировые головоломки или геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Они развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности.

Все игры – головоломки представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы.

Чем полезна игра ребенку?

Головоломки направлены на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности. В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Так с чего же начать?

Для начала можно предложить ребенку составить изображения из двух-трех элементов, например, из треугольников составить квадрат, трапецию, посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.

Возьмите любой набор и попробуйте составить квадрат, трапецию. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть,что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т. д.

Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начать лучше с составления зайца – это самая простая из нижеприведенных фигур.

Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам с 5-6 лет.

Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.

Развивая логику малыша, вы растите маленького гения. Возможно, что уже после нескольких занятий он порадует вас своими маленькими, но необычайными изобретениями и новыми открытиями!

Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития» Образовательный стандарт.

Дидактическая игра как средство интеллектуального развития дошкольников В. а. сухомлигский:«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Игры математического содержания как одна из форм речевого и интеллектуального развития дошкольников с ТНР Основная проблема детей с ТНР, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием, состоит в торможении развития познавательных, когнитивных.

Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста Презентация “Игры-ребусы и игры-головоломки в работе с детьми старшего дошкольного возраста”. Слайд 2 Интеллектуальное развитие старших.

Консультация для педагогов «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников» еатрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом.

Консультация «Исторический аспект проблемы развития дошкольников с нарушением интеллектуального развития» Истоки проблемы развития детей активно начинаются со второй половины девятнадцатого века, и находят своё продолжения в учениях Фридриха.

Логико — математические игры важное средство дляумственного развития старших дошкольников Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эк-вивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает.

Мастер-класс для воспитателей «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития» Цель мастер – класса: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Шахматы — средство интеллектуального развития дошкольников Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках.

Воспитание как головоломка

Воспитание как головоломка

Дети иногда приводят нас в отчаяние. Мы думаем: «Какие они безответственные, бездушные, им бы только играть и развлекаться!» Мы нервничаем, сердимся, ругаем их без конца. Однажды мы понимаем, что это порочный круг: мы все больше от них отдаляемся, они замыкаются от нас, мы не можем на них влиять.

Если мы переходим в ругательный стиль воспитания, мы ведем себя вообще-то как чужие дяди и тети, которым противно, что рядом безобразно ведут себя чужие дети.

Однажды я поняла, что все дело в том, чтобы сменить свой взгляд на воспитание. Просто посмотреть иначе — и от этого все довольно сильно изменится.

Нужно посмотреть на свое общение с детьми не как на тягость и заботу, а как на… задачку, головоломку — действительно ломающую голову. И иметь в виду, что эта задачка может не поддаваться годами. Но вместо «О ужас!» можно подумать: «А ну-ка мы с ней поборемся!» (Только не с задачкой, а не с детьми).

Ведь если задача встречается нам в нашей профессии, мы не нервничаем, а решаем ее. И при этом (если работа любимая) беремся за нее с жаром и вдохновением, и никакие трудности не останавливают нас.

Всевозможные задачи окружают нас. Работа, быт ежедневно снабжают нас целыми горами задач и задачек. Но мы должны помнить, что человек тысячелетиями выживал среди труднейших условий и катастроф — а это значит, что в каждом человеке заложена необычайная сила для преодоления трудностей. Так неужели мы будем нервничать из-за того, что ребенок размазывает по столу кашу.

Я смотрю на свои рабочие задачи, строю планы. Вот это и это мне нужно основательно изучить, это освоить, вот это сделать к такому-то сроку. Я вижу, что некоторые рабочие вопросы для меня сложны, и прикидываю, что для их разрешения мне потребуется несколько месяцев, а то и лет. И я делю этот большущий вопрос на части и каждый день с одной из частей (частичек даже) справляюсь.

Не то же должны мы делать в отношении наших детей?

Дети — наша головоломка. Дети — ужасно трудная и занимательная задачка. Что у них в головах? Почему они вдруг начинают грубить, оставляют после себя мусор, вытирают полотенцем измазанные краской руки. Нас ужасает количество этих «почему», мы в них тонем.

Возьмемся за одну из этих задачек и посмотрим на нее как на занимательную и вызывающую.

Конечно, эта задача часто отличается от тех задач, которые приносит нам наша профессия. Дети не только задают нам трудноразрешимые вопросы, но и вызывают наши эмоции — не всегда позитивные (раздражение, злость, боль, отчаяние). И именно эмоции часто мешают нам посмотреть на ситуацию с детьми как на задачу. Мы сердимся и перестаем управлять своим поведением. Ворчим, кричим, ругаем их. И этим задачу совсем не решаем. Истинное решение мы подменяем мгновенной реакцией — сделать замечание, обругать, пристыдить. Мы отреагировали (как бы исполнили свой родительский долг по отношению к детям), но ничуть не продвинулись в решении.

Взгляд на конфликтную ситуацию с детьми как на задачку позволяет нам не поддаться эмоциям и отреагировать более разумно. Мы не загораемся гневом или обидой — это проходит мимо нас. Мы находимся в более уравновешенном состоянии продумывания — как адекватно отреагировать сейчас и как можно повлиять на подобные ситуации позднее.

Мы постоянно обмениваемся эмоциями с детьми: чувствуем их состояние и передаем свои ответные чувства. Мы считываем нежелательное поведение (грубость, каприз), и в нас ответно возникают чувства (гнев, обида). Тренировка (то есть сознательная направленность и постоянные упражнения) позволяет научиться снижать в себе негативные чувства (мы не позволяем себе «заразиться» ими, ставим «экран») или выражать их правильно.

Мы часто не думаем о том, что воспитанию нужно учиться, как и любому другому делу. И учение эффективно происходит на практике, а не в беседах.

Посмотреть на конфликты не как на стрессовую ситуацию, а как на тренинг общения. И чтобы научиться эффективно влиять в хорошем смысле на своих детей, мы должны пройти множество таких тренингов.

Воспитание потому иногда вызывает отчаяние, что мы считаем себя уже состоявшимися воспитателями и от этого особенно остро переживаем свое бессилие и неудачи.

Мы еще не воспитатели. Мы учимся. Мы пробуем. Нам задано невероятно много увлекательных задачек. В нас много сил. Мы беремся за эти задачки с веселостью и вдохновением.

Мы должны поддерживать в себе этот хороший азарт, который бывает при решении головоломки — легкость, веселость, дерзость, упорство. И тогда общение с нашими детьми будет превращаться в радость и увлекательное исследование.

8 головоломок для тренировки памяти: взрослым и детям

Развитие памяти: игры на бумаге для всей семьи

Анхельс Наварро психолог, писательница, автор монографий по развитию памяти и внимания, психомоторной игровой терапии

Мы нередко жалуемся на плохую память — и свою, и особенно у детей. Специалисты единодушны: развитием памяти надо просто заниматься. Чтобы дело пошло веселее, мы выбрали 8 головоломок из новой книги, которая вся посвящена улучшению памяти. Надеемся, эти игры скрасят ваш семейный досуг.

Скрипка, ножницы, жираф.

Внимательно рассматривайте в течение двух минут предметы, изображенные на картинке. Потом, не глядя на картинку, запишите на листе бумаги, что вы запомнили. Не расстраивайтесь, если не можете вспомнить все.

Что на афише?

Внимательно рассматривайте афишу в течение минуты.

Теперь, не подглядывая, ответьте на вопросы.

  1. Сколько лошадей изображено на афише?
  2. Речь идет о США или Великобритании?
  3. Что анонсирует эта афиша — кинофестиваль или цирк?
  4. Сколько звездочек находится в самой нижней части афиши?

Свеча и снеговик

Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте картинку.

Ответьте на предложенные вопросы.

  1. Какая цифра соответствует снеговику?
  2. Какие цифры соответствуют оврагу и свече?
  3. Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?
  4. Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?

Всем купаться!

Изучайте и запоминайте детали фотографии в течение полутора минут. После этого закройте ее и ответьте на вопросы.

  1. Где происходит действие — на пляже или в горах?
  2. Все ли женщины в купальниках?
  3. Есть ли на фотографии мужчина с поднятым вверх указательным пальцем?
  4. Все ли люди находятся на переднем плане или на заднем тоже кто-то есть?

Когда родился Галилей?

В течение полутора минут запоминайте имена исторических личностей и год их рождения. Затем закройте список.

Томас Эдисон1847
Кардинал Ришелье1585
Мария Кюри1867
Галилей1564
Вольтер1694
Николло Паганини1782
Сара Бернар1844
Рабиндранат Тагор1861

Теперь все имена и даты перемешаны. Найдите правильный год рождения для каждой исторической персоны.

Кардинал Ришелье1861
Николло Паганини1564
Мария Кюри1585
Галилей1867
Томас Эдисон1694
Сара Бернар1782
Вольтер1844
Рабиндранат Тагор1847

Сколько стоит шкаф?

Вам нужно меблировать комнату ваших детей. На рисунке — цены из каталога мебели. Запоминайте их в течение минуты. Теперь закройте этикетки и ответьте на вопрос:

Сколько денег вы потратите, если решите купить двухъярусную кровать, круглый коврик, два кресла, две лампы и двухсекционный шкаф?

Что на обед?

Группа друзей отправилась обедать вместе. Прочитайте заказ и запомните его. Теперь закройте список.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Сколько всего воды заказали друзья?
  2. Кто-нибудь заказал бутерброд с рыбой?
  3. Сара попросила сахар или сахарин?
  4. Кто заказал тост?
  5. Кто заказал сразу два напитка?
  6. Что заказал Мартин?

Сколько стульев?

Внимательно изучайте план дома в течение сорока пяти секунд. Затем закройте его и ответьте на вопросы.

Есть ли в доме терраса?
Ванная находится напротив спальни?
Спальня двойная?
Есть ли столик перед диваном?
На террасе стоят два кресла?
Стол в столовой круглый, квадратный или прямоугольный?

Татьяна Шередеко
Психологический ресурс

+7(926)0136836

Психика изнутри. «Головоломка»: удачи и провалы

«Никогда не гадали, глядя на человека, что там у него в голове?»– начинается трейлер. Конечно, гадали!
И не только про другого, но и про себя.
И не только мы с вами, но еще и множество философов, психологов, биологов.
И не только гадали, но и исследовали.

По миру шагает первая полнометражная экранизация структуры психики – мультфильм Inside Out, в русском переводе «Головоломка». Понятно, что такие культурные явления формируют мифологию, которая зачастую очень прочно входит в привычные представления. Так что интересно поговорить о том, в чем авторы и психологическая наука и практика совпадают (хотя бы частично), а в чем – совсем нет.

Сначала об удачах «Головоломки»
[тут начинается спойлер, так что если вы еще не видели мультик, самое время прекратить читать]

Есть такие психические явления, в которых каждый из нас узнает себя. Что из них взяли авторы этого мультфильма?
— Эмоции – всем знакомы переживания тех пяти отобранных эмоций, которые показаны в «Головоломке»: радости, печали, гнева, страха, брезгливости (отвращения).
— Множество голосов, назовем их так – еще психологи их зовут субличности, разные Я, векторы, внутренние структуры, матрицы, каждая из которых обеспечивает выживание своими способами. И чем их больше, тем сложнее внутренний мир. Разные эмоции – это психофизиологические паттерны, рисунки нейронных связей, которые становятся все более наезженной колеей. Во многом они обусловлены генетически.
— Стресс при смене привычного – переезд семьи героев в другой город и трудности в связи с ним как травмирующий опыт для девочки, которая не была готова с этим справиться, а близкие не помогли.
— Здоровые привязанности – к родителям, к дому, к подруге. Абсолютное большинство людей знают об этом по своему опыту переживания отношений и их завершения.
— Ведущая роль одной внутренней части в каждый момент – в мультике это эмоции. Чаще всего у руля стоит Радость у девочки, Печаль у мамы и Гнев у папы. С таким очевидным главенством одной структуры не все психологи согласятся, но на практике в каждое мгновенье одна внутренняя часть часто заметно активнее проявляется.
— Выпадения внимания по типу ухода от реальности – как это было на «хоккей» у папы или мечты-сожаления о бразильском летчике у мамы.
— Внутренние конфликты – здесь они показаны как конфликты эмоций у пульта управления, очень зрелищно.
— Конфликты в семье – тоже знакомое многим явление. Механика этого процесса изнутри довольно точно отражает, как эмоции одного подогревают эмоции другого, и результат по шкале взаимопонимания стремится даже не к нулю, а к отрицательным значениям.
— Образы эмоций девочки и ее родителей – все мамины похожи на маму, а папины – на папу. У девочки же эмоции наиболее отличаются друг от друга. Например, по половому признаку – Страх и Гнев мужского пола, а Радость, Брезгливость, Печаль – женского. Возможно, я додумываю, но это особенно интересно как метафора освоения эмоций. Родители уже эмоции о-свои-ли (сделали своими, на себя похожими), девочка же пока нет. (Возможно в этих образах есть намеки на тему полоролевой идентичности, но эта тема не раскрывается в мультике, не буду множить сущности.)
— Воспоминания и их воспроизведение – такой опыт есть у каждого.
— Базовые воспоминания – не все психологи считают, что такие первичные составляющие опыта есть, но в согласии с этой идеей точно находятся и перинатальная, и трансперсональная психология. Гипотеза заключается в том, что на базовые воспоминания как на основу собирается снежный ком нашего опыта. И если слепить искривленный изначальный, то так на него и будет наматываться криво.
— Образ мыслей как поездов – мы мыслим с помощью речи, то есть обычно это происходит последовательно. Этот процесс действительно похож на поезда со множеством вагонов (об инсайтах-озарениях умолчу, в фильме их нет; больше не буду упоминать о том, что могло бы быть, но не вошло в сценарий, здесь в этом не вижу смысла).
— Фантазии – например, такой результат работы воображения, как выдуманный друг Бинго-Бонго и страна воображения во внутреннем мире.
— Страхи как конкретные закрепленные личные образы – у девочки это ужасный большой клоун, частый герой американских фильмов про зомби и ужастиков.
— Навязчиво крутящиеся в голове песни/слова/мелодии – вроде рекламной песенки «Мята плюс лайм» у Райли.
— Бессознательное и его граница – конечно, вся картина бессознательного сложена из разрозненных темных сторон, да и охранники какие-то слишком беспомощные, но главное достоинство в том, что бессознательное в принципе представлено. Тюрьма психики под охраной психических защит и довольно прочные границы-ворота.
— Субдепрессивное состояние – подавленность без потери физической активности. Вот что происходило с девочкой Райли, когда «пропали» в долговременных воспоминаниях Радость и Печаль и снизилась общая чувствительность.
— Идея фикс или сверхценная идея – такой была идея уехать обратно, завладевшая на время девочкой. Райли считала, что следуя ей можно вернуть состояние внутреннего благополучия.
— Ценности – здесь значимые вещи в жизни Райли – это рядоположенные «острова», которые претерпевают за время показанных событий огромную трансформацию.
— Собственно трансформация, внутренние изменения – особенно интересно было показать именно такой кризисный период, когда разрушается что-то внутри, а какие-то новые структуры появляются и выстраиваются.
— Проживание или переживание чувств – проживание Грусти было ключиком к состоянию закрытости девочки. Позволить себе грустить, побыть в этом, понять, что она скучает, страдает – все это помогло Райли в сложной ситуации. По-моему, это проживание и есть самая большая ценность фильма.

Все эти феномены в той или иной форме описаны в психологии. Их появление в массовом сознании отрадно. В магазинах появятся игрушки, раскраски и прочие вещи с Радостью, Печалью, Гневом, Отвращением, Страхом. Именно эти чувства получили свою официальную прописку в коллективном бессознательном. Именно их люди станут различать и называть лучше всех остальных. Что ж, пусть так. Это гораздо лучше, чем предыдущий самый распространенный вариант в ответ на вопрос о переживаемых чувствах давать оценку: «Что ты сейчас чувствуешь?» – «Нормально всё», «Хорошо», «Более-менее» и т.п.


Провальные или антинаучные идеи

1. Состав эмоций
Сразу бросается в глаза, особенно психологу, что эмоций лишь пять. Режиссер в интервью говорит, что они встречали варианты от 3х до 27. Выбор состоялся: радость, печаль, страх, гнев, отвращение.
Я пользуюсь десятками описаний эмоциональных состояний. Безусловно, какие-то из них можно объединить. Например, словно на одной оси лежат волнение, тревога, испуг, страх, паника, ужас. Или на другой – раздражение, недовольство, злость, гнев, ярость. Но некоторые качественно иные эмоции отсутствуют.
Как авторы умудрились избавиться, например, от вины и стыда?! От этих универсальных способов социализации, принятых в нашей культуре. С большой натяжкой еще можно предположить, что у девочки такое счастливое детство, что их еще не было. Хотя вряд ли, уже одиннадцать лет все-таки. Но родители…
Кроме того, канули в Лету и удивление, и презрение, и интерес, и горе, и удовольствие, и сомнение… Количество базовых эмоций, как показывает «Головоломка», ровно пять у всех от мала до велика и от человека до кошки. Это момент очень спорный.

Собственно, развитие эмоциональной сферы в мультфильме заключается в том, что эмоции усложняются путем их соединения. Итогом выхода из внутреннего кризиса у девочки стало появление более сложных эмоциональных состояний. Опыт стал записываться с помощью так называемых составных эмоций. Из пяти начальных. Например, такими составными некоторые психологи считают обиду, зависть, разочарование, ревность и др.

2. Рождение как начало появления эмоций
Неверно. Зафиксировано, что уже в период внутриутробной жизни ребенок испытывает и удовольствие, и неудовольствие. Малыш внутри мамы и улыбается, и проявляет признаки страдания.

3. Кто рулит
Мультфильм прочно закрепляет идею, что рулят нами эмоции. Разум в расчет вообще не берется. Вы видели в мультфильме рациональное начало? Вот и я нет.
Отражено ли как-то состояние спокойствия, внутреннего равновесия, устойчивости? Ни единого следа.
А где рефлексия, самосознание, внутренний наблюдатель?
Забыты также и воля, и самоконтроль. Кто осуществляет эмоциональную регуляцию? Похоже, сила эмоций. Кто из них сильнее, тот жмет на кнопку и затмевает сознание.
Где же место принятия решений? Процесс мышления вообще сводится лишь к поездам в одну сторону из непонятного места к эмоциям.

4. Структурно-динамическая модель психики
Конечно, внутренний мир в «Головоломке» – это модель психики с некоторыми структурами, какой-то их динамикой и взаимодействием. В психологии есть несколько довольно распространенных моделей. Например, проникнувшая уже прочно в культуру психоаналитическая модель. Или модель транзактного анализа с его Внутренним Ребенком, Родителем и Взрослым. Или модели когнитивистов (Д. Канемана, У. Найссера), показывающие процесс восприятия и внимания. Или модели поведения от Павлова-Уотсона до П.К. Анохина. Или нейропсихологическая модель А.Р. Лурии о работе мозга. Или… Вобщем, возьмем любую. Ни одна модель не стала основой мультфильма. И получилась каша «Дружба», соберуха.
Психоаналитики плачут. Бессознательное есть, а где две остальные части модели психики по Фрейду – Эго и Супер-Эго? Ну, допустим Эго – это и есть поле эмоций, а где же законодательная часть, наше Супер-Эго, вместилище всех «надо» и «долженствований», «что такое хорошо и что такое плохо»?
Когда мы с Мариной Шматковой вели «Психологический театр», она как режиссер рассказывала (и мы воплощали) то, что каждый персонаж – даже тот, кто появляется на сцене один раз на пару секунд – имеет свою историю, переживания не только настоящего момента, но и всего того, что его сюда привело. За показываемым всегда стоит гораздо больше, продуманный внятный мир событий и внутренних процессов. О мире «Головоломки» сложилось впечатление, что модель психики сляпана на коленке. Связи между разными частями не только не видны, но даже и не подразумеваются. Эта непродуманность слишком очевидна.
Видимо, они выбрали показать такую идею – внутри все довольно сложно, но как именно не очень понятно.

5. Долговременная память
Ее в мультике называют длительная. Трудности перевода. Ну, это мелочь. Устройство памяти в мультфильме таково, что процессы тотального забывания могут коснуться того, с чем девочка долгое время взаимодействовала. Например, ее выдуманного друга слоника Бинго-Бонго. Это неверно. Самый слезовыделительный момент фильма – исчезновение этого слоника в помойке забвения – это ересь. Забыть напрочь то, что попало в долговременную память, можно только при различных повреждениях мозга или под действием атрофических процессов. При черепно-мозговой травме или в старости, например. Да и то при старении воспоминания детства как раз выходят на первый план, а более поздние подвержены забыванию. Кратковременная память и собственно переход из нее в долговременную (очень важный процесс!) вообще не отражены.

6. Воспоминания
Представление, что наш опыт хранится в хронологической последовательности и помещен в шары-воспоминания, похожие на кинопленки в архиве, опровергнуто экспериментально. Мы не можем взять и снова увидеть тот же самый опыт. Каждый раз мы вспоминаем немного иначе. Если коротко, то при распаковке воспоминание изменяется нашим актуальным сейчас.

7. Ценностная структура
«Острова» Райли, которые называли сторонами личности, были независимы друг от друга. Никакой иерархии, никаких взаимосвязей между ними. Это совершенно неправдоподобно. Ибо то, что значимо для нас, в нашем внутреннем мире находится друг с другом в ясных или сложных связях. В каждой ситуации они соподчинены, и вся эта система динамична.

8. Эмоции – отдельные личности
Задача «Головоломки» сохранить чистоту проявлений каждой эмоций оказалась слишком сложна. Ведь они не просто эмоции, они еще и герои мультфильма. Поэтому Радость и огорчается, и сомневается, и недовольна. Не говоря уже о том, что она думает!

9. Формирование личности
Когда я искала картинку для этой статьи, то нашла ту, что наверху. На ней нарисована связь «Головоломки» и маршмеллоу теста, испытания детей на выдержку, когда им дают одну зефирку и велят не есть ее некоторое время. Ребенку сообщают, что если не съесть, то дадут еще одну. Этот тест очень интересно, мучительно и забавно проходят дети в возрасте около 3-4х лет. Почему? Потому что в более раннем возрасте дилемма перед ребенком не стоит. Привлекательность вкусняшки настолько велика, что социального запрета и отсроченного будущего с его наградой попросту нет, оно неактуально, зато есть зовущий кусок зефира: «Съешь меня». Ребенок его съедает при первой же возможности. Без каких-либо сомнений и угрызений совести.

В возрасте около 4х лет происходит, по А.Н. Леонтьеву, первое рождение личности, появляется соподчиненность мотивов и отсрочка удовлетворения естественных потребностей. После того, как это волевое новообразование сформировалось, для ребенка уже не составляет большого труда подождать возвращения взрослого с дополнительной зефиркой. Если до того поведение было реактивным, то после оно становится управляемым, самоуправляемым.
Так вот Райли одиннадцать. А где структуры, сдерживающие эмоции и управляющие ими? Их нет.

10. Трансляция эмоций в семье
Главные эмоции в семье Райли такие: у папы это Гнев, у мамы – Печаль, Райли невероятно везет в такой ситуации – она до 11 лет сохраняет ведущей эмоцию Радости. Остается только удивляться, как удалось преимущественно печально-гневным родителям вырастить столько радости в дочери. Почти нереально.
Можно сказать, это солнечное детство кончилось прямо при нас. У взрослых в «Головоломке» много дел, забот; они не живут радостно. В конце мультика посещают грустные мысли: «Райли тоже вырастет и станет печально-гневным взрослым? Этот эпизод выхода из кризиса – и есть начало пути к такой взрослости?»

После “Головоломки” очень захотелось придумать альтернативную модель психики, которую можно было бы показать с помощью анимации. И наверняка не только мне. Скорее всего, появятся новые произведения культуры, создающие мифологию о психических процессах. С удовольствием бы с этом поучаствовала!

А как вам этот мультфильм? Понравился? Был ценен? Чем именно?

Читайте также:  12 простых и эффективных советов по воспитанию детей
Ссылка на основную публикацию