Так ли ленивы “ленивые” дети: что скрывается за детской ленью?

Так ли ленивы «ленивые» дети: что скрывается за детской ленью?
методическая разработка на тему

Методический материал для родителей “Как научить детей не лениться”.

Скачать:

ВложениеРазмер
detskaya_len.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа – интернат»

Методическая разработка по работе с родителями

«Так ли ленивы «ленивые» дети: что скрывается за детской ленью?»

Подготовили и провели:

воспитатель высшей квалификационной категории,

Родители часто сталкиваются с детской ленью. Однако за нежеланием что-то делать могут скрываться особенности темперамента, переутомление, неуверенность в себе, излишняя опека и просто недостаток мотивации. Очень важно помочь ребенку найти тот интерес, который мотивирует его, поможет справиться с апатией. Это задача взрослых. Советы родителям, как справиться с детской ленью.

Наверное, каждый родитель сталкивался с ленью собственного ребенка. Такие ситуации очень огорчают нас и вызывают гнев и обиду. Как же, мы так стараемся для него, а он даже посуду за собой помыть не хочет! Мы платим деньги за секцию, а он отказывается туда ходить! Часто родители срываются и бросают в сердцах: «Какой же ты лентяй!», «Совсем ничего не хочешь делать!», «Лодырь!».

Говоря так, взрослые дополнительно подкрепляют ребенка в его нежелании что-то делать. Лентяй так лентяй, ну и ладно. Зачем еще стараться? Мы сами навешиваем на чадо ярлык, которому он постарается в дальнейшем соответствовать.

На самом же деле среди детей просто не может быть лентяев, потому что каждый маленький человек – это сгусток всевозможных желаний и кипучей энергии. Просто есть ребята, к которым взрослые пока не нашли нужный подход.

За тем, что мы называем детской ленью, может скрываться много разных причин, в которых необходимо разобраться. Зная истинную причину, можно оказать неоценимую помощь растущей личности.

Причины детской лени

  1. Темперамент . Врожденные свойства нервной системы влияют на черты характера, определяют индивидуальные особенности человека. Ребенку-сангвинику или холерику очень тяжело даются занятия, требующие длительной сосредоточенности и усидчивости. Такое больше по душе флегматичным и меланхоличным деткам. Зато спокойным и уравновешенным флегматикам не захочется выполнять задание, где нужно быстро реагировать и активно общаться.
  2. Неуверенность в себе и страх возможной неудачи . Бывает, что ребенок отказывается от выполнения какого-то задания из-за страха возможной неудачи. Например, не хочет готовить доклад, с которым надо будет выступить, потому что у него был отрицательный опыт публичного выступления, или просто он боится внимания к себе, страдает от застенчивости. Здесь причина уже психологическая и кроется в низкой самооценке, неуверенности в собственных силах ( Читаем также: Три ценных умения, которым нужно научить своих детей — 3 не бояться ошибок ).
  3. Переутомление . Может быть, ваше чадо настолько загружено учебой, дополнительными занятиями, спортивными секциями, что просто не успевает физически восстановиться? В конце концов, он взбунтуется и откажется заниматься ставшей непосильной деятельностью. Кроме того, это грозит болезнью, в которой организм ищет возможность отдохнуть. Не сравнивайте своего ребенка с другими, которые успевают заниматься везде. Все дети разные, и гнаться за кем-то — верный путь отбить желание у собственного чада.
  4. Излишняя опека . Часто сами взрослые приучают малыша лениться, не давая возможности самому потрудиться. Мамы и бабушки убирают за ребенка в комнате, складывают одежду, моют за ним посуду. Когда кроха 3-4 лет делает попытки помочь по дому, мы часто говорим ему: «Ты еще мал, дай я сделаю» . Или карапуз хочет одеться сам, а мы, боясь опоздать, одеваем и обуваем его. Такая родительская тактика постепенно гасит у ребенка стремление к самостоятельности, а мы потом удивляемся, в кого он такой лентяй.
  5. И, наконец, самая распространенная причина: недостаток мотивации . И малыш, и взрослый, не захочет заниматься тем, что не вызывает у него никакого интереса. Интерес мотивирует чадо изнутри, вызывает желание что-то делать, помогает ставить цели и достигать результата, получая удовольствие от самого процесса. Задача взрослых: помочь ребенку найти такой интерес и создать условия для его проявления.

Чтобы ребенок перестал лениться, помогите найти сферу деятельности, интересную для него. Увлечение станет стержнем, на который дитя может опираться в повседневной жизни, даст стимул справляться с учебой, домашними обязанностями. Наконец, это повысит уверенность в себе и общую успешность маленького человека.

Как помочь ребенку найти занятие по душе

  1. Соберите как можно больше информации о том, чем интересуется ваш ребенок. Говорите с ним о любимых мультфильмах, играх, занятиях. Чем ему нравится и не нравится заниматься, почему. Проанализируйте, что вы знаете о его склонностях. Наверняка можно обозначить круг интересов в какой-то определенной сфере.
  2. Предоставьте ребенку возможность попробовать свои силы в различных направлениях. Например, вам кажется, что малышу нравятся танцы, но он не может этого осознать, потому что нет возможности ими заниматься (в школе нет такого кружка, родители не могут возить далеко). Если вы действительно хотите, чтобы ребенок увлекся делом, надо пожертвовать чем-то и дать попробовать себя.
  3. Не критикуйте и не ругайте отпрыска, когда у него что-то не получилось, оказалось «не его». Пусть ищет себя столько, сколько это необходимо. В скором времени он обязательно выделит для себя наиболее интересное занятие.
  4. Покажите искреннюю заинтересованность его увлечением. Радуйтесь его успехам, огорчайтесь неудачам, хвалите за достижения. По возможности присоединитесь к деятельности ребенка, разделяя его интересы.

Чувствуя вашу поддержку, дитя сможет найти себя. Любимое дело поможет ему утвердиться в собственных силах, занять в жизни активную позицию. И главное, он будет уверен, что вы его любите, понимаете и поддерживаете. Это вызовет благодарность и ответное желание помогать вам.

Ну, а когда вы видите, что ребенок действительно ленится, не может заставить себя сделать что-то, вам помогут следующие рекомендации.

Боремся с детской ленью: советы родителям

  • Давайте конкретное поручение. Например, «Собери игрушки», «Выбрось мусор», а не «Что за бардак! Немедленно убери!» ( Читаем также: как приучить ребенка помогать по дому );
  • Учитывайте желания ребенка. Например: «Отдохни полтора часа, и садись делать домашнее задание», а не «Садись сейчас же за уроки!»;
  • Дайте почувствовать последствия . Например: «Брюки и рубашка мятые, придется тебе их погладить» а не «Десять раз сказала: повесь одежду в шкаф!»;
  • Отмечайте достижения . Например, «Ты не отвлекался, и выполнил домашнее задание быстро и правильно!»;
  • Поощряйте и стимулируйте. Например, «Приятно посмотреть, как у тебя чисто! Теперь мы можем сходить вместе погулять».

Лень у детей, и как с ней бороться

Ошибаются те, кто считает, что человек ленив от природы. Нет, так не бывает. Можете себе представить ленивого ребенка в самом раннем возрасте? Нет! Потому что их попросту нет. Неправильный подход к воспитанию порождает лень.

Откуда берутся ленивые дети

Стоит приглядеться к любому здоровому ребенку: насколько он активен и деятелен, энергии у него хоть отбавляй! Он за всё берется, пытается помочь, старается сделать сам и. взрослые наказывают его за такую инициативность.

Не позволяя ребенку делать что-либо самостоятельно, проявлять свое Я, взрослый на корню губит задатки активности и создает благоприятные условия для появления лени.

Если кому-то кажется, что ребенок с детства ленивый, т. е. все признаки налицо: он вялый, пассивный, не хочет играть со сверстниками, общаться с взрослыми, выглядит малоподвижным — это первый сигнал, что следует обратиться к врачу-специалисту.

Если малыша постоянно останавливать, ограничивать его бурную деятельность, у него развивается лень. Некоторые семьи демонстрируют патологические привычки: кормят с ложечки, одевают-обувают пятилетнего малыша, сюсюкают с ним и всячески оберегают его. Когда такой ленивец идет в школу, то начинаются школьные будни у мамы-папы. За ленивого ребенка решаются задачи и пишутся сочинения вплоть до получения аттестата зрелости. Чрезмерная опека с самого раннего возраста — враг и самих родителей, и, конечно же, ребенка.

Лень чаще всего носит ситуативный характер. Учиться бывает многим лень, а вот посидеть за компьютером и поиграть в игру — не лень. Активность проявляется тогда, когда деятельность увлекательна и интересна самому ребенку.

Если с самого раннего детства не приучить ребенка к выполнению обязанностей по дому, то время может быть безвозвратно потеряно. Повзрослевший ленивый подросток будет отлынивать от всех домашних дел, при этом бесполезно его ругать или осыпать упреками — не поможет. А не поможет потому, что не приучили, не привили, допустили ошибку при воспитании. Угрызений совести ленивые дети никогда не испытывают. Почему они должны волноваться, если им комфортно? Лень —весьма удобное состояние, оправдывающее все проступки и любое поведение.

Боремся с детской ленью

Средства борьбы с ленью всё же есть. Это, прежде всего, организация воспитательного процесса в семье. Не нужно полагать, что если родители к педагогике не имеют отношения, то думать об этом они не должны. Не только должны, но и обязаны, потому что воспитание детей —прямая обязанность родителей.

Нужно вспомнить, что именно увлекает ребенка, какая деятельность доставляет ему удовольствие, и стараться организовать такую деятельность. Сначала это может быть совместный труд с родителями, дальше стоит попросить сына или дочь выполнить поручение в отсутствие родителей и обязательно проверить и положительно оценить выполнение. Если задание было дано, но осталось непроверенным, теряется весь смысл в его выполнении. Больше таких поручений ребенок выполнять не будет.

Лень – беда для самого ребенка, а раз уж это беда, то задача взрослых — помочь справиться.

Безволие или усталость?

Для начала нужно определить причины лени. Есть ли грань, отделяющая безволие от усталости и невозможности выполнить начатое дело? Часто дети жалуются на нехватку сил, на чувство огромной усталости, причем это чувство у них носит постоянный характер. Если вовремя не оказать помощь такому ребенку, то он, вырастая, превращается в ленивого взрослого, также устающего от малейшей нагрузки, не видящего перед собой цели и ни к чему не стремящегося. Причиной лени, таким образом, можно считать отсутствие смысла в том, что делаешь. Далее, отсутствие самого умения работать, даже если есть смысл. Это относится к тем школьникам, которые не учатся не потому, что они ленивы, а потому, что у них не сформированы умения и навыки, позволяющие им получать положительные отметки за демонстрацию знаний.

Причиной лени может стать и непосильность той работы, которую предлагают выполнить. Ведь, как и взрослый человек, ребенок в состоянии оценить предлагаемый объем и уровень задания. И если он понимает, что ему не справиться, он попросту не приступает к его выполнению. Со стороны может показаться, что это провокационная демонстрация лени. Отнюдь. Страх также может лежать в основе лености. Страх перед тем, что работа не будет оценена должным образом. Испытывая дискомфорт, напряжение при работе, особенно когда занятие или задание абсолютно неинтересно, ребенок чаще всего тоже начинает демонстрировать лень. В следующий раз при получении задания того же качества и уровня, скорее всего, ребенок вообще откажется от выполнения задачи.

Дети, которых считают ленивыми, на самом деле вовсе не такие. Есть ряд причин, побуждающих вести себя таким образом, некоторые из них были уже здесь рассмотрены.

Многие просто не уверены в своих силах. Такие дети испытывают страх от того, что не смогут правильно выполнить порученное задание и тем самым кого-то подведут.

Есть еще один тип лени, о котором следует знать родителям и педагогам. В случае, если ребенок поражен именно такой ленью, приходится его перевоспитывать, но опыт всегда неудачный. Эта лень из поговорки «Одни рождаются для огорода, а другие – для хоровода». Такие вот «хороводные» никогда не будут помогать по дому, никогда не будут хорошо учиться, затов развлечениях им нет равных. Такими уж они уродились.

Почему дети такие ленивые?

Ох уж эта детская лень “матушка” – как противна она, особенно, когда узнаешь ее признаки в собственном ребенке. Он постоянно занят какой-то ерундой: слишком долго спит, играет в компьютерные игры, просто чатится с друзьями в социальных сетях, смотрит телевизор часами, а может заниматься и просто ничего-не-деланьем. На все это уходят его детские года – самое лучшее время для учебы, познания, развития – для того, чтобы заложить фундамент своей жизни, обеспечить себя счастливым будущим. Почему дети такие ленивые и как заставить ребенка бороться с ленью? – именно эти два вопроса лежат в основе данной статьи.

Как часто от мам и пап можно услышать, что их дети слишком ленивые. Они занимаются совсем не тем, что хотелось бы родителям. Делают успехи не так быстро, как другие дети. В то время как сами родители не покладая рук заботятся о том, чтобы обеспечить беззаботное детство для своих чад, сами детеныши и в ус не дуют. Проявления детской лени как правило появляются уже в самом маленьком возрасте: ребенок в 4 месяца не хочет сам сидеть, – точно лентяй растет, а в 11 месяцев он и не пытается встать, хотя другие детки уже давно сделали свои первые шаги.

С каждым годом, родители с ужасом видят все больше и больше проявлений лени в собственном ребенке: в 3 года он постоянно просится на руки, как маленький, хотя уже очень тяжелый и маме его трудно таскать. В 6 лет не хочет учить первые стихи наизусть по заданию учительницы. В 11 лет впервые начинает прогуливать школу за компанию и ни капельки не стесняется этого, а в 15 лет вообще не хочет думать о будущем, о выборе профессии, вообще о взрослой жизни. Это просто жизненные примеры лени у детей, но наверняка, каждый родитель, кто сейчас читает эти строки, может написать целую книгу о том, что такое детская лень и как она проявляется. И привести такие животрепещущие примеры детской лени, что не позавидуешь.

А ведь на самом деле утверждение “ребенок очень ленивый” – парадоксально по самой своей сути. Дети не могут быть ленивыми по определению: это настоящие сгустки желаний – и чем меньше возраст, тем больше эти желания проявлены. Ребенок больше хочет делать что-то, чем взрослый – потому что в нем больше энергии и совершенно нет апатии, которая накапливается в нас с течением жизни. Как же так получается: что теоретически ребенок не может быть ленивым, а по факту получается, что он – настоящий лентяй? Давайте разбираться вместе.

Как бороться с ленью ребенка?

Прежде чем определять способы борьбы с ленью ребенка, необходимо разобраться в причинах этой самой лени. И вообще действительно ли она есть? Например, давно известно, что есть определенные стандарты развития для детей: в одном возрасте он должен сесть, в другие четко обозначенные периоды – пойти, сказать первое слово, сложить пирамидку, собрать “мама” из кубиков. И когда мы замечаем, что ребенок делает это не в положенный срок, то сразу же бросаемся обвинять его в лени: “Вот лентяй-то у меня родился – не хочет делать и все тут”. И мы не понимаем, что стандарты стандартами, а каждый человек по-своему уникален, у него свой темперамент и свой внутренний темп. Один ребенок более быстрый, другой более медленный – из них двоих вывели среднестатистическое, но разве это значит, что тот, кто медленный – лентяй? Это огромнейшее, трагическое заблуждение. И оно всегда начинается тогда, когда мы сравниваем ребенка с кем-то или чем-то другим: среднестатистическим показателем, соседним малышом, собой любимым. Это заблуждение, так не должно быть.

То же самое касается и более позднего периода жизни, например, младшего школьного или переходного возраста – видя, что ребенок не хочет заниматься каким-либо предметом (или может быть всеми вместе?), а предпочитает ерунду – родители сразу же вешают на ребенка ярлык лентяя.

“Боже мой, и откуда у меня такой лентяй то уродился? Я всю жизнь работаю, с самого раннего детства маме на огороде помогала все лето – некогда было в гору глянуть. А ты!? Все есть: игрушки самые лучшие, каникулы всегда на море, компьютер самый навороченный – все условия, чтобы учится, развиваться. И вместо этого: лишь игрушки и лень на уме! Больше ничего! Ведь в папочку: тот тоже, с работы пришел, на диван улегся, и все – трын-трава. Как бороться с твоей детской ленью? Может наказывать, тогда начнешь хоть что-то делать?”

Из монолога отчаявшейся матери

Родители видят, как другие дети не только в школе хорошо занимаются, но так же развиваются и в других областях. Одни ходят на танцы и ездят на международные конкурсы, другие – играют на музыкальных инструментах, третьи – выигрывают городские олимпиады по математике и физике.

Почему они такие, и почему мой – не такой, не талант? Этот вопрос задает себе каждый родитель, когда видит первые признаки лени в своем ребенке.

Но и такое сравнение – часто бывает большой ошибкой именно родителей, и никакого отношения к лени детей оно не имеет. Один человек может стать танцором, а другой – в принципе нет. Из него может получиться великолепный врач или, например, боксер, но вот танцор – никогда. И заставляя ребенка с самого детства заниматься тем, что он не может делать, что претит ему, его природе, что не получается у него, – мы сами вгоняем его в состояние лени. Более того, видя, что у него нет желания к выбранной для него родителями роли, вместо того, чтобы задуматься о его природе, родители начинают попрекать в лени, чем самым закрепляют в маленьком сознание настоящий стереотип: “у меня это не получается, потому что я лентяй”. С которым, возможно, ему предстоит прожить всю жизнь – несправедливым и жалким определением себя, как личности, которое не имеет никакого отношения к правде.

Любого человека, даже собственного ребенка, нельзя оценивать в сравнении с кем-то. Правильно понимать его можно только через него самого.

Как побороть лень ребенка?

Включите абстрактное мышление и представьте себе детей разными животными. Одни ребенок – «рыбка» – он очень хорошо держится в воде и у него от природы удивительный дар быстро плавать. Другой ребенок – «слоненок» – он тяжеловес и неповоротлив, но очень сильный и упорный. Третий ребенок – «птичка» – любит порхать в облаках, красиво петь и делать превосходные пируэты в воздухе. Если каждого из них воспитывать, в своих стихиях – то каждый из них реализуется. А если наоборот? Только представьте себе, если всех троих заставить летать. Конечно, птичка очень быстро начнет получать отличные отметки. А двое других? Да у них это просто не получится – проще всего навешать на них ярлык “лентяи” и поставить “двойки”. Никто не понимает, что птичка – не лучше других, просто ей повезло со стандартным выбором стихии. Если бы выбрали воду и плаванье, то для птички все закончилось бы просто трагически – она не просто прослыла бы лентяйкой, а очень скоро утонула бы и дело с концом.

Как часто, такие разные по характеру и темпераменту дети рождаются в одной семье – и один ребенок показывает себя, а за другим закрепляется кличка “он у нас лентяй”? Как часто, таких разных детей собирают в один класс и оценками, неравноправно, одних возвышают, а других опускают все ниже и ниже? Как часто, из-за непонимания врожденных свойств и желаний собственного ребенка, мы, родители, не даем ему развиться в правильном направлении? За каждым из этих вопросов стоит настоящая судьба человека – подумайте об этом прежде, чем в очередной обвинять своего ребенка в лени.

Ленивый ребенок: что делать?

Прежде всего необходимо понять и принять, что ленивых детей не бывает. Ленивыми их делают родители и общество, когда пытаются навязать неправильные стереотипы или неподходящие роли.

Но даже, когда роль определена правильно, и птичка учится летать, рыбка – плавать, а слоненок – бороться в упорности, необходимо не забывать, что, не давая никаких стимулов, ни один ребенок мира не захочет сам строить свое будущее. Например, любой спорт, балет или танцы – это очень тяжелая работа с семью потами. А учится красиво картины рисовать или понимать химию с физикой – это все требует больших усилий, и абсолютно нормально для 7-10 летнего ребенка не захотеть этим всем заниматься, в то время, как другие дети просто играют. Будущее, особенно, взрослое, слишком эфемерно для ребенка, чтобы быть стимулом для него. В детстве чувство защищенности и безопасности ребенку предоставляют родители, и он просто не может представить себе, что когда-нибудь ему придется обеспечивать это себе самостоятельно. Поэтому задача родителя подобрать тот золотой ключик, тот стимул, который будет постоянно манить ребенка, развивать его свойства, тянуть глубже и глубже туда, в ту сферу, которая ему подходит, которая позволит ему реализоваться и развиться, потом найти себе подходящую профессию и просто жить счастливо.

Только такое соединение: во-первых, правильный выбор сферы деятельности и, во-вторых, правильная стимуляция развития, дадут позитивные плоды. При отсутствии одного или двух факторов, родители постоянно будут хвататься за голову с вопросами: “Как бороться с ленью ребенка?

Почему он родился таким лентяем?

Сегодня у каждого родителя есть уникальная возможность найти и подобрать этот ключик к ребенку на курсах по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Это универсальный курс по психологии, который проходит в режиме онлайн и доступен любому человеку – на нем рассматриваются все вопросы психологии, и не только детской. Записаться на бесплатные, вводные лекции можно по этой ссылке или нажав на этот баннер:

Читайте статью о воспитании детей в зависимости от их врожденных качеств и желаний, здесь. А если хотите узнавать много нового о психологии человека, в том числе и детской, подписывайтесь на нашу рассылку в форме под этой статьей.

Так ли ленивы “ленивые” дети

Вы ни разу не говорили своему ребенку, мол, “какой же ты лодырь!” или “что ж ты за лентяй такой?”, ну или что-то в этом роде? Нет? Тогда вы невероятно мудрый и сдержанный родитель. К сожалению, такой сдержанностью обладают не все мамы и папы, особенно когда дело касается учебы или ожидаемой помощи от ребенка по дому. Но так действительно нельзя говорить! Услышав однажды о себе, что он лентяй, ребенок примет это и не попытается доказать обратное, как родители должно быть ожидают. Это наоборот запрограммирует его на подобное поведение в рамках нормы. Лентяй и лентяй, как скажете. Раздача таких ярлыков только отдалит ребенка от родителей, отобьет желание не то, что делать что-то, но и даже искренне поговорить. Поэтому давайте сразу, вот прямо сейчас, дадим себе обещание не называть больше наших детей ленивыми, никогда. Это обидно. Это несправедливо. Это неправда. Потому что лентяев среди детей не существует, есть просто дети, к которым родители еще не нашли свой подход. Как правило, за “ленью” прячется вовсе не лень.

Для начала – и это главное – давайте убедимся, что за симптомами “лени” не скрываются симптомы какой-либо не очевидной болезни. Далее, анализируя ситуацию, в которой проявилась “лень”, могло ли случиться так, что ребенок не стал проявлять себя из страха перед будущей неудачей? Например, не стал готовить доклад не потому, что лень, а потому что не уверен в хорошем выступлении? Это уже проблема заниженной самооценки или завышенного ожидания.

Возможно, нежелание что-то делать выращено в вашей же собственной семье самим взрослыми. Если старшие относятся к учебе как к непомерному труду (а ребенок слышит все беседы в ключе “бедный ребенок, столько задают, озверели эти учителя, тут и взрослый-то не справится”), то и ребенок будет учиться с нежеланием, с убеждением, что учеба не может приносить радость. Или если к такому бытовому моменту как мытье посуды в семье относятся как к неизбежному мучению, то с какой стати ребенок захочет добровольно выполнять эту ненавистную обязанность?

И, наконец, еще одна причина “лени”, весьма распространенная: ребенок просто не нашел еще своего интереса, который бы мотивировал его изнутри, который вызывал бы собственное желание что-то делать, делать больше и лучше, который бы заставлял гореть глаза и доставлял удовольствие от процесса. Ребенок, увлеченный чем-либо по-настоящему никогда не выглядит ленивым, он может быть уставшим, он может быть неготовым оторваться от любимого занятия, он может быть возбужденным от собственного успеха или разозленным на неудачу, но не ленивым.

Я предложила бы родителям, решившим, что нужно как-то “вытрясти из ребенка лень”, в первую очередь помочь ему определиться с миром своих увлечений. Найти тот стержень позитива, на который он будет опираться в своей повседневной жизни. И это поможет ему легче справляться с учебой, охотнее выполнять свои домашние обязанности, в конце концов, поможет чувствовать себя более уверенным.

Перечисленные ниже шаги я предлагаю вам в качестве такой стратегии.

1. Сфокусируйтесь на получении как можно большей информации о мире увлечений вашего ребенка. Они наверняка существуют! Беседуйте с ним целенаправленно уточняя его любимые фильмы, мультфильмы, игрушки, занятия, чем бы он хотел заниматься, почему, что ему нравится и не нравится в самых разных сферах. Соберите эдакое досье на внутренний мир ребенка и попытайтесь его проанализировать.

2. Предположим, вам кажется, что ребенку нравятся танцы, но он не может этого до конца осознать, так как не было возможности попробовать в танцах свои силы (занятые родители, в школе нет танцевальных кружков, нет знакомого тренера. ). Найдите время и запланируйте ознакомительные посещения танцевальных кружков разных направлений. То же самое – с робкими художниками и музыкантами, дзюдоистами и шахматистами, смотря кого вы подозреваете прячущимся в ребенке.

3. Не критикуйте ребенка, не выказывайте разочарования или раздражения, если у него не получилось что-то или оказалось, как говорится, не его. Пусть он ищет свой мир интересов столько, сколько нужно. Обычно очень быстро становится ясным, нравится ребенку макраме или компьютерная графика. Отметьте в своем досье быстро потухшие интересы и проявите внимание к устойчивым и даже упорным склонностям (даже если они вам кажутся странными как, например, мне кажется странной склонность моего сына к созданию костюмов из бумаги).

4. Покажите свой активный интерес к его увлечению, даже к самому маленькому. Активный – то есть, настоящий. “Какая интересная поделка из пластилина у тебя вышла. Научи меня лепить таких улиток. ”. “Мне понравился твой рассказ. Если ты не против, давай вышлем его в детскую газету, мне кажется, он достоин публикации”. “Сынок, какие краски и кисточку лучше взять, чтобы нарисовать осенний лес? Я тоже хочу рисовать как ты”. “Сегодня я узнала про нового динозавра, такого еще нет в твоей коллекции. Он жил. ”.

Ваше активно-позитивное участие в его мире даст ребенку чувство безопасности и уверенности в правильности своего выбора. Если что-то пойдет не так, он не будет переживать неудачу молча, распространяя “ленивое” поведение, за которым прячется депрессия, обида, невыраженная просьба пожалеть. И, конечно же, он охотно будет откликаться на ваши просьбы о помощи, ведь будет мотив сделать приятное и вам, как делаете ему приятное вы, поддерживая в любых начинаниях и продолжениях.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту admin@uti-puti.com.ua

Автор: Марина Осипова, социальный педагог-психолог (г.Барнаул)
Добавлено: 22.10.2014
Просмотров: 35748 Рейтинг:
Ключевые слова: лень, учеба, ленивый

Так ли ленивы “ленивые” дети: что скрывается за детской ленью?

Так ли ленивы «ленивые» дети: что скрывается за детской ленью?

Родители часто сталкиваются с детской ленью. Однако за нежеланием что-то делать могут скрываться особенности темперамента, переутомление, неуверенность в себе, излишняя опека и просто недостаток мотивации. Очень важно помочь ребенку найти тот интерес, который мотивирует его, поможет справиться с апатией. Это задача взрослых. Советы родителям, как справиться с детской ленью.

Наверное, каждый родитель сталкивался с ленью собственного ребенка. Такие ситуации очень огорчают нас и вызывают гнев и обиду. Как же, мы так стараемся для него, а он даже посуду за собой помыть не хочет! Мы платим деньги за секцию, а он отказывается туда ходить! Часто родители срываются и бросают в сердцах: «Какой же ты лентяй!», «Совсем ничего не хочешь делать!», «Лодырь!».

Говоря так, взрослые дополнительно подкрепляют ребенка в его нежелании что-то делать. Лентяй так лентяй, ну и ладно. Зачем еще стараться? Мы сами навешиваем на чадо ярлык, которому он постарается в дальнейшем соответствовать.

На самом же деле среди детей просто не может быть лентяев, потому что каждый маленький человек – это сгусток всевозможных желаний и кипучей энергии. Просто есть ребята, к которым взрослые пока не нашли нужный подход.

За тем, что мы называем детской ленью, может скрываться много разных причин, в которых необходимо разобраться. Зная истинную причину, можно оказать неоценимую помощь растущей личности.

Причины детской лени

  1. Темперамент. Врожденные свойства нервной системы влияют на черты характера, определяют индивидуальные особенности человека. Ребенку-сангвинику или холерику очень тяжело даются занятия, требующие длительной сосредоточенности и усидчивости. Такое больше по душе флегматичным и меланхоличным деткам. Зато спокойным и уравновешенным флегматикам не захочется выполнять задание, где нужно быстро реагировать и активно общаться.
  2. Неуверенность в себе и страх возможной неудачи. Бывает, что ребенок отказывается от выполнения какого-то задания из-за страха возможной неудачи. Например, не хочет готовить доклад, с которым надо будет выступить, потому что у него был отрицательный опыт публичного выступления, или просто он боится внимания к себе, страдает от застенчивости. Здесь причина уже психологическая и кроется в низкой самооценке, неуверенности в собственных силах
  3. Переутомление. Может быть, ваше чадо настолько загружено учебой, дополнительными занятиями, спортивными секциями, что просто не успевает физически восстановиться? В конце концов, он взбунтуется и откажется заниматься ставшей непосильной деятельностью. Кроме того, это грозит болезнью, в которой организм ищет возможность отдохнуть. Не сравнивайте своего ребенка с другими, которые успевают заниматься везде. Все дети разные, и гнаться за кем-то — верный путь отбить желание у собственного чада.
  4. Излишняя опека. Часто сами взрослые приучают малыша лениться, не давая возможности самому потрудиться. Мамы и бабушки убирают за ребенка в комнате, складывают одежду, моют за ним посуду. Когда кроха 3-4 лет делает попытки помочь по дому, мы часто говорим ему: «Ты еще мал, дай я сделаю». Или карапуз хочет одеться сам, а мы, боясь опоздать, одеваем и обуваем его. Такая родительская тактика постепенно гасит у ребенка стремление к самостоятельности, а мы потом удивляемся, в кого он такой лентяй.
  5. И, наконец, самая распространенная причина: недостаток мотивации. И малыш, и взрослый, не захочет заниматься тем, что не вызывает у него никакого интереса. Интерес мотивирует чадо изнутри, вызывает желание что-то делать, помогает ставить цели и достигать результата, получая удовольствие от самого процесса. Задача взрослых: помочь ребенку найти такой интерес и создать условия для его проявления.

Чтобы ребенок перестал лениться, помогите найти сферу деятельности, интересную для него. Увлечение станет стержнем, на который дитя может опираться в повседневной жизни, даст стимул справляться с учебой, домашними обязанностями. Наконец, это повысит уверенность в себе и общую успешность маленького человека.

(текст для публикации взят из Интернета)

У меня ленивый ребенок — что делать? Советы психолога

Ответственность за воспитание детей целиком и полностью лежит на плечах родителей. Так что ни в коем случае не стоит говорить ребенку, что он ленивый. Ведь, навешивая на него ярлык, вы можете закрепить случайное проявление лености и лишь усугубить проблему.

У меня ленивый ребенок! Он ничего не хочет делать и ему ничего не интересно! К сожалению, эти слова можно часто услышать от современных родителей. Но давайте вместе разберемся в этой проблеме. Действительно ли существуют ленивые дети, или вся вина лежит на их слабохарактерных родителях?

Советы психолога для родителей, которые думают, что у них ленивый ребенок

  • Ленивый ребенок: в чем причина?
  • Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок

Дело в том, что некоторые родители просто не в состоянии воспитать в своих малышах силу воли, необходимую для того, чтобы выполнять даже простейшие обязанности. Далее вы найдете советы психолога о том, как можно решить эту проблему.

Ленивый ребенок: в чем причина?

Словарное определение прилагательного «ленивый» — праздный, не желающий работать. Так мы называем людей, которые не хотят выполнять свои обязанности. Ведь это подразумевает некие усилия и жертвы с их стороны. Вместо этого они предпочитают заниматься чем-то приятным и увлекательным.

К сожалению, часто родители ведут себя непоследовательно. Если вы не можете добиться от ребенка выполнения элементарных обязанностей, но при этом разрешаете, например, смотреть телевизор — не удивляйтесь, почему у вас растет ленивый ребенок.

Перед тем как вешать ярлык на ребенка, подумайте, всегда ли вы действуете правильно как родитель. Здесь существует 2 крайности:

  • Первый тип родителей позволяет детям делать что угодно.
  • Второй, напротив, отличается повышенной требовательностью.

Как вы наверняка знаете, любые крайности вредны, следует держаться золотой середины. Наши советы вам в этом помогут.

Советы родителям, считающим что у них ленивый ребенок

Понять в чем причина такого поведения

Если вы заметили, что ваш малыш стал лениться больше чем обычно и вас это беспокоит, необходимо установить причину. Запомните, что лень и вялость вовсе не являются синонимами низкого интеллекта. Эти вещи вообще никак не связаны.

Итак, прежде всего необходимо понять причины лени. Они могут быть медицинского характера, а могут быть связаны с семьей или социумом. Только тогда можно приступать непосредственно к исправлению ситуации.

Например, если причина кроется в низкой мотивации, важно говорить ободряющие слова каждый раз, как ребенок доведет хоть какое-то дело до конца. Причем совершенно не важно, порадует ли вас результат. Такой положительный стимул необходим для того, чтобы он с энтузиазмом брался за новые задания и выполнял их.

Коррекция поведения

Если спокойно поразмыслить о причинах появления лени, то скорее всего вы придете к выводу, что сами это позволили. Такой тип поведения является прямым следствием гиперопеки.

Поэтому стоит сменить тактику воспитания. Иначе лень прочно укоренится и ребенок вырастет ленивым взрослым. В идеале стоит поискать соратников в этом нелегком деле, чтобы совместными усилиями найти решение проблемы.

Например, будет полезно обратиться к успешному опыту других семей, почитать литературу на эту тему. В конце концов, обратиться за помощью к семейному психологу.

Стать примером для ребенка

Любой психолог вам скажет, что родители — основная ролевая модель поведения для своих детей. Так что на вас лежит огромная ответственность служить им живым примером правильного поведения. Ведь если вы сами не можете показать, как важна обязательность и дисциплина, то что уж говорить о детях.

Сперва малыши просто будут повторять за вами, а потом у них пробудится собственный интерес к самым разным занятиям и преодолению трудностей. Так, потихоньку, для лени в их жизни просто не останется места.

Поощрять

Если ребенок заслужил награду, он должен ее получить. Небольшой совет: старайтесь, чтобы это были полезные и действительно нужные ему вещи. Иначе ребенок начнет воспринимать вас как источник «легких денег».

В психологии это называется «положительное подкрепление«. Если вы будете последовательны, то рано или поздно даже самый ленивый ребенок четко уяснит: для того чтобы что-то получить, сперва нужно потрудиться.

Установить четкие правила и сроки исполнения заданий

Это действительно очень важно. Если вы хаотично раздаете задания и сами не помните, что поручили сделать, ребенку будет очень легко «отвертеться» от ответственности. Ведь, как мы уже говорили, ленивый ребенок — не значит глупый. Напротив, он пойдет на всевозможные ухищрения, лишь бы заморочить голову родителям и в итоге продолжать ничего не делать.

С другой стороны, часто такие дети начинают пытаться разжалобить родителей, чтобы они все сделали за них. Поэтому важно контролировать сроки выполнения заданий. Другими словами, если вы сказали убрать игрушки до обеда, то никаких оправданий просто не может быть.

И, напоследок, стоит еще раз напомнить, что родители полностью ответственны за поведение своих детей. Не существует ленивых детей, есть лишь бесхарактерные непоследовательные родители. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос целеустремленным и трудолюбивым, следует начать с себя!опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также:  8 вещей, о которых не нужно знать маленьким детям
Ссылка на основную публикацию