Свободное воспитание: плюсы и минусы

Что такое свободное воспитание ребёнка

В нынешнем столетии модно и актуально воспитывать детей в атмосфере свободы. Такой тактики придерживаются родители, об этом постоянно говорят чиновники от образования разного уровня. Всё больше садиков и школ работает с учётом либерального отношения к дисциплине, мерам воздействия на детей. При этом в обществе достаточно неоднозначное отношение к подобной образовательной тактике. Но прежде чем принять ту либо иную сторону, необходимо разобраться, что такое свободное воспитание ребёнка, каковы плюсы и минусы такого неоднозначного подхода.

Что такое свободное воспитание ребёнка

Под данным феноменом понимают образовательные, развивающие и воспитательные тенденции, которые основаны на свободном выборе ребёнка, без давления со стороны взрослых. При этом многие системы, проповедующие свободное воспитание, убеждены, что малыш с рождения обладает способностями, которые развиваются самостоятельно, а педагоги и родители должны создавать для этого оптимальный «микроклимат».

Можно выделить ряд общих постулатов, которые прослеживаются у всех приверженцев свободного воспитания детей.

  1. Равноправие. Родитель и педагог – равноправные партнёры образовательного процесса. Необходимо полностью исключить авторитаризм в отношениях между детьми и взрослыми.
  2. Свободный выбор. В «идеале» ребёнок должен самостоятельно выбирать, что ему делать – спать, заниматься развивающими играми или развлекаться. Дети школьного возраста могут сами выбирать науки для изучения.
  3. Вовлечённость. Ребёнка активно вовлекают в учебный процесс, поэтому малыш и школьник – не объект, а субъект образования и воспитания.
  4. Детская активность. Ребятишки не просто поглощают знания, а активнейшим образом познают окружающую действительность. Это происходит через трудовой и игровой процесс.
  5. Индивидуальность в подходе к ребёнку. Ещё один важнейший критерий свободного воспитания. Малыш – это личность, который обладает собственным характером, особенностями, достоинствами и недостатками. Естественно, нужен индивидуальный подход.
  6. Нет наказаниям. При этом речь идёт не о физических мерах воздействия, а о любых чрезмерных требованиях. К примеру, нельзя заставлять ребёнка выполнять то, чего он не желает – «иди есть», «ложись спать», «делай уроки» и т.д.

Итак, мы определились с тем, что такое свободное воспитание ребёнка. Интересно, что многие постулаты такой образовательной парадигмы реализуются в современной педагогике. К примеру, на сегодня принято воспитывать ребёнка демократически, а не авторитарно. Также во главу угла ставят личностный подход, отказ от физических наказаний, активную вовлечённость детей в процесс познания и пр.

Некоторые недостатки и негативные последствия

Свободное воспитание отличается несомненными достоинствами. И всё же подобная парадигма имеет определённые недостатки. Чем же грозит излишний либерализм или неправильное понимание принципов свободного воспитания детей? Поговорим о возможных последствиях.

  • Избалованность. Многие родители путают свободу с отсутствием запретов и ограничений. В результате ребёнок может вырасти избалованным и капризным, что чревато серьёзными проблемами в садике и школе.
  • Проблемы с коммуникацией. Ребёнок, воспитывающийся в атмосфере абсолютной свободы, не способен понимать ценность другого мнения. Разумеется, подобный эгоцентризм не нравится остальным сверстникам, отсюда и постоянные конфликты.
  • Чрезмерно завышенное оценивание самого себя. Уверенное поведение с лёгкостью трансформируется в самоуверенное, а нормальная высокая самооценка переходит в завышенную и не соответствующую реальным возможностям. Отсюда – разочарованность в своей работе, депрессивные тенденции.
  • Снижение родительского авторитета. Излишнее либеральничество приводит к тому, что родитель становится другом, приятелем, но никак не авторитетом. Вот почему ребёнок может грубить матери и отцу, кричать и даже замахиваться на них.

Размышляя над тем, что такое свободное воспитание ребёнка, нужно помнить одну простую истину: каждый малыш или подросток – яркая индивидуальность. Кроме собственно отличий по темпераменту, имеются и личностные черты – застенчивость, медлительность, активность и пр. Вот почему важно ориентироваться именно на своё чадо, а уже его особенности и лягут в основу выбора тех или иных приёмов воспитания.

Что такое свободное воспитание – плюсы и минусы либерального стиля

Первым, кто заговорил о свободном воспитании, был философ Жан-Жак Руссо. Он утверждал, что ребёнок может расти счастливым, только когда наслаждается своей свободой, самостоятельно определяет лучшее для себя.

Идеи свободного воспитания также не давали покоя А. Ниллу, К. Н. Вентцелю, Р. Штейнеру, А. Макаренко и многим другим педагогам. Но так ли эффективны теории либерального отношения к детям – давайте разберемся вместе.

Особенности свободного воспитания

Свободное воспитание – предоставление маленькому человечку полного права выбора.

При этом должны отсутствовать родительские наставления и критика, запрещается слово «нельзя». Если ребёнок поступает неправильно – значит он так захотел, и вы не в праве его ругать и наказывать. Также вы не должны выполнять за малыша то, что он делает самостоятельно: кормить, одевать, убирать игрушки.

Но не нужно путать либеральную позицию с попустительством.

Концепция свободного воспитания не означает безразличия к занятиям крохи. Наоборот, вы должны заблаговременно выстроить приемлемые рамки поведения, которых и будет придерживаться ребёнок.

Цель такого подхода – взрастить в чаде полноценную гармонично развитую личность. Для этого нужно прививать элементы самоорганизации с ранних пор.

Но есть одно «но»: многие родители тотально попадают под влияние детей и позволяют собой манипулировать. Это самая распространённая ошибка, «ломающая» всю методику воспитания.

Не нужно подчиняться ребёнку, позволяя собой командовать. Ваша задача – быть авторитетом, помогая крохе верно осознать свою позицию. Естественно воспитывать сможет не каждый.

У таких вольных взаимоотношений много сторонников и злопыхателей. Одни полагают, что такой подход портит характер и поведение ребёнка, другие же уверены в положительном влиянии. Свободное воспитание имеет свои «за» и «против». Давайте рассмотрим обе стороны этой концепции.

Преимущества гуманистических направлений

Теория свободного воспитания имеет ряд плюсов:

  1. Отсутствие стереотипов. Становление детской личности происходит без влияния чужих убеждений (часто ложных) и мыслей. Маленький человечек не знает «стадных чувств», он видит мир по-своему и формирует личную позицию.
  2. Доверие. Тёплая семейная атмосфера с отсутствием критики и принуждения порождает в ребёнке искренность, формируя доверительные отношения.
  3. Самостоятельный выбор. Дитя само определяет режим дня, свои увлечения и предпочтения. Вы не должны давить и заставлять. Это позволяет крохе в будущем быстрее и легче осознать своё жизненное предназначение.
  4. Отсутствие комплексов. У ребёнка не возникает мыслей о неполноценности либо о неправильном поведении, ведь его безоговорочно любят. Он уверен в правильности своих поступков и слов, наслаждается своей идеальностью.
  5. Открытость окружающему миру. Дети общительны, коммуникабельны, с охотой выражают собственные мысли, идеи. Любят принимать участие во всевозможных соревнованиях, конкурсах. В будущем ребёнок с лёгкостью поднимется по карьерной лестнице и завоюет общественное признание.
  6. Творческая жилка. Отсутствие запретов и навязывания родительского мнения позволяют самореализоваться. Малыш быстро осознаёт, что ему ближе, свободно совершенствуя заложенные природой задатки.
  7. Индивидуальность подхода. Малютка воспринимается как неповторимый уникальный индивид. Взрослые должны прислушиваться к мнению своего чада.
  8. Отсутствие принуждения. Это подразумевает не наставлять, не поручать, не критиковать, не наказывать. У крохи зарождается любовь к окружающим, так как он не видит насилия и жестокости.
  9. Эмоциональная стабильность. Здоровая психологическая атмосфера порождает корректное становление детской психики. Ребёнок не испытывает стрессов, страхов, нервозности.

Вольное воспитание способствует повышению самооценки, а возможность высказать свои мысли и самостоятельно принять решение увеличивают собственную значимость, достоинство.

Такие дети легко добиваются успеха, ведь у них сомнений и внутренних преград.

Недостатки естественного подхода

Либеральный стиль воспитания имеет множество «слабых» сторон, погрешностей.

  1. Избалованность. Отсутствие запретов ведёт к бесконтрольному баловству. Дети переходят все грани, даже не подозревая об этом (ведь его не ругают). Настоящая проблема возникает в детском саду, когда малыша начнут критиковать и воспитывать по-иному.
  2. Отсутствие требовательности к себе. Когда от детей ничего не требуют, они не осознают, чего от них хотят. А нормы и правила позволяют крохе сориентироваться во «взрослом» мире и понять, как себя вести.
  3. Трудности в социализации. Свободно взрослеющий индивидуум воспринимает как должное любовь и обожание к себе, ведь он не испытывал ничего другого. Когда он сталкивается с сопротивлением, отторжением и непринятием, начинает замыкаться в себе, развиваются первые комплексы.
  4. Отсутствие ответственности. Малыши поступают как им заблагорассудится, и при этом не несут никакой ответственности. Родители всегда стабильно терпеливы и не требовательны. Но когда от детей начинают требовать в школе – они не знают, как выполнить задачу (ведь это не входило в их планы).
  5. Завышенная самооценка. Если чадо находится наравне с родителями, он переоценивает свою значимость, становится ложно уверенным в собственных возможностях. Ребёнка не будут принимать в социуме, он ощутит разочарование и безысходность.
  6. Падение родительского авторитета. Равноправие порождает вседозволенность. Малыш может начать унижать вас, но вы ведь не в праве его наказывать.

Либеральные взаимоотношения трудно реализовать даже в современном социуме. Вы можете практиковать этот стиль некоторое время в домашних условиях.

Но в детских учреждениях образования, куда ребёнок неизбежно попадёт, практикуются совсем иные методы воспитания. Педагоги не станут поощрять высокомерия и нежелания выполнять требуемое, что вызовет бурю негодования в малыше.

Тонкости либерального подхода по Вентцелю

Если вы всё же решились на вольное воспитание, можете ознакомиться с любопытными идеями К. Н. Вентцеля – знаменитого пропагандиста естественного воспитания. Основная идея, которую нёс гуманист, – уважение детской личности.

Вначале 20 века педагог даже организовал Дом свободного ребёнка, в котором к детям относились как к товарищам, и помогали только в случае их просьбы.

Автор теории естественного воспитания утверждал, что удовлетворение желаний ребёнка способствует его гармоничному душевному развитию.

Исходя из этого, педагог ставил к воспитательному процессу такие задачи:

  • породить в ребёнке желание получать новые знания;
  • делать акцент на самовоспитании и самообразовании – чтобы дети изучали то, что им интересно;
  • формировать у малыша нравственные ценности, опираясь на собственный опыт;
  • создавать социум свободных личностей на основе самоуправления.

Педагог настаивал, чтобы дети сами себя обслуживали, умели ухаживать за животными, свободно занимались трудом, искусством, игрой.

А взрослые должны лишь удовлетворять их любознательность и предоставлять им нужную информацию.

Профессор полагал, что только через вольные взаимоотношения можно построить дружелюбное и толерантное общество.

Вентцель протестовал против школьной модели образования, он предлагал отменить календарное планирование и программы уроков. Гуманист вообще отрицал пользу от школы. Он стремился развиться в детях инициативу и творчество, не осознавая, что переоценивает маленьких личностей, идеализируя их.

Заключение

Поймите, что невозможно подобрать единый метод воспитания для всех детей, будь то свободный стиль либо авторитарный. Каждый малыш имеет свой темперамент и амбиции – необходима индивидуализация.

Чтобы понять, какой воспитательный стиль вам ближе, изучите своего малыша, его поступки и действия. Возможно наилучшим вариантом станет совмещение подходов, ведь метод «кнута и пряника» ещё никого не подводил.

Свободное воспитание ребенка: особенности, плюсы и минусы

Воспитание ребенка достаточно сложный процесс. Практически все мамы и папы не знают, что и как правильно делать. Интересной является методика свободного воспитания, которая дает возможность ребенку полностью наслаждаться своей свободой. Педагоги, разрабатывая эту теорию уверены, только с ее помощью ребенок будет по-настоящему независим и счастлив. Так он сможет легко накопить себе жизненный опыт.

Основные принципы

Теория развита философом Жан-Жаком Руссо. Он считал: настоящий педагог не должен что-то указывать ученику, необходимо обращать на его природные, индивидуальные особенности, потребности. Только так дитя будет радостным, счастливым, сможет удовлетворить все свои интересы. Во время наблюдения за миром ребенок получит необходимый опыт, знания.

Важно! Естественное и свободное воспитание формирует полноценную личность.

Когда ребенок постоянно контактирует с природой, формируется полноценная личность. Именно за счет этого у малыша развиваются способности, некоторые чувства. Особенно хорошо проживать рядом с природой – около озера, леса.

Читайте также:  7 вредных советов по воспитанию девочки

Ж. Руссо рекомендует: забыть за любые ограничения. Если ваше дитя будет слепо повиноваться воспитателю, постепенно будет разрушена его личность. По этой причине стоит отказаться от любых физических наказаний, при этом не забывать нести ответственность за то, что совершили.

Очень важно всегда помнить об индивидуальности малыша, его возможности, интересах. Если ребенок слаб, для него нужен наставник, который всегда защитит, поддержит.

Много внимания Руссо уделял физическому воспитанию. Именно за счет него можно усовершенствовать детский организм. Физическое воспитание должно присутствовать каждый день, а с духовным, умственным развитием можно немного подождать.

Возрастная периодизация (Ж. Руссо)

Первый период (рождение – 2 года)

В это время пора заняться физическим здоровьем малыша. Особенно положительно сказывается плаванье, зарядка.

Второй период (2 – 12 лет)

Лучшее время для распознавания ощущений, чувств. Ж. Руссо уверен: ребенок не может логически рассуждать, мыслить, но он накапливает силы, чтобы все выплеснуть в более зрелом возрасте.

Третий период (12 – 15 лет)

В это время активно развивается умственная сфера. За счет получения опыта, подросток может удовлетворить свои потребности, получить необходимые знания.

Четвертый период (15 лет – совершеннолетие)

Именно в это время развивается нравственность. Ж. Ж. Руссо этот период назвал «страстью, бурей». В это время родители, воспитатели должны внимательно относиться к интересам детей. Только он не должен замечать вашего влияние. Педагог советует все делать так, чтобы немного подталкивать подростка к решениям. Таким образом можно добиться естественного развития.

Особенности воспитания свободой Александра Нилла

Известный педагог считал: знания, учения должны быть на втором месте, главное учитывать личность, характер дитя. Педагог создал собственную школу в Великобритании – «Самерхилл». Идея заключается в том, что ребенок рождается мудрым, может сам познавать реальность. Поэтому не нужно ничего внушать детям, они смогут развиться сами.

Если у ребенка есть свобода, для него окружающая реальность интересна. А вот в обычной школе к познанию вызывают чувство отвращения. В школе «Самерхил» все детки сгруппированы не только по возрасту, но и по интересам. Они выбирают занятия, соответствующие их интересам. Ребенок не хочет учиться? Ему можно заниматься своими делами: играть с другими детками, которые тоже отдыхают.

Методика свободы – это жесткие требования к родителям и преподавателям. В случае авторитарного отношения к ребенку воспитатели наказываются.

Как насчет дисциплины? Многие не согласны с этим видом обучения, потому что отсутствует дисциплина, другие познавательные процессы. Конечно же, дитя отдаст предпочтению играм, отдыху. Александр Нилл не согласен с этим! Во время анализа опыта школы исследователи заметили: детям нравилось посещать уроки, развиваться. Тяжело было адаптироваться тем, кто переходил с обычной школы. Они говорили, что не будут ходить на занятия, отдавали предпочтение свободному времени, мешали остальным. Несмотря на это, через несколько месяцев адаптировались и учились.

Японская методика воспитания

В отличие от двух описанных выше методик, японская предусматривает отдельное воспитание для девочек и мальчиков. При этом обязательно нужно придерживаться возрастной последовательности:

  • До 5 лет вседозволенность, безграничность.
  • С 5-15 лет нужно повиноваться родителям.
  • После 15 лет происходит общение на равных.

Только девочек подготавливают к воспитанию детей, а вот мужчин к хозяйственным целям, умению зарабатывать деньги.

В Японии для маленьких деток специально создаются условия, чтобы можно было развить интерес к познанию, творческие навыки. В детский сад сдают дитя не ранее 3 лет, при этом в группу не по 30 человек, как у нас, а по 8 человек. Чтобы ребенок проходил определенный уровень социализации, группу специально переформировывают, постоянно меняют воспитателей. Так можно избежать привыкания.

Мальчикам после рождения нельзя находиться на кухне, они вообще не должны выполнять домашние дела. Их учат быть самураями, поддержкой семьи. К мальчикам после 5 лет больше требований:

  • Должны получить дополнительное образование.
  • Обязаны записаться в разные кружки.

Девочкам в Японии легче. Они должны научиться выполнять всю работу по дому, уметь хранить семейные ценности. Если мальчики посещают кружки, у девочек в это время встречи с подружками.

Важно! Несмотря на то, что японским малышам все разрешается, они знают, что такое дисциплина.

Итак, свободное воспитание означает полноценное, природное развитие детей. Родители не должны за него что-то делать, навязывать свое мнение, предпочтения, интересы, требовать невозможное. Но это не значит, что нужно безразлично относиться к своему чаду. Главное правильно поставить цели, выстроить границы, за которые ребенок не будет выходить, научить быть самоорганизованным.

Свободное воспитание детей.

Сейчас в моде так называемое «свободное воспитание». При этом родители предпочитают практически полностью абстрагироваться от своих детей, ничего им не запрещая. Слово «нельзя» для них табу, они его боятся, как чёрт ладана.

Но далеко не всем нравится находиться рядом с таким образом «воспитанными» детьми. Публикуем высказывание мамочки, у которой имеются аргументы против модного подхода.

Достало ваше «свободное воспитание»! Крик души, адресованный современным родителям

Пример первый. Мой двухлетний сын играл в песочнице с другими детьми. Он мальчик добрый, спокойный, почти никогда не плачет. И тут я слышу просто дикий рёв сына. Подхожу. Оказывается, другой мальчик взял полную горсть песка и кинул в глаза моему ребёнку. Естественно, я сказала ему, что так делать нельзя. И тут подлетела разгневанная мама другого мальчика и заявила, что они ничего ребёнку не запрещают, у них, видите ли, свободное воспитание, без запретов. Я посоветовала ей поинтересоваться, какую сумму ей придётся мне заплатить, если, не дай бог, с глазами моего сына случится беда. Мамаша поперхнулась, схватила своего «вредителя» и умчалась.

Пример второй. Сын пошёл во второй класс. Я из-за границы привезла ему школьный набор. И набор этот не совсем обычный, таких у нас нет. Разумеется, он ему очень нравился. И вот однажды он пришёл из школы в слезах. Рассказал, что одноклассник (назовём его Андреем) силой отобрал у него ластик из этого набора. Попытки вернуть ластик успехом не увенчались. Андрей заявил, что он всё равно оставит эту вещь у себя, потому что она ему понравилась. Зная о том, что Андрюшу в школу приводит мама (мой сын ходил сам, школа во дворе), на следующий день я пошла вместе с сыном. Увидела ту маму, рассказала ей ситуацию, попросила посодействовать и ластик вернуть. Как вы думаете, что я услышала от мамы? Правильно — «у нас свободное воспитание, мы ничего не запрещаем». У меня не оставалось другого выбора, как озвучить цену школьного набора и попросить возместить ущерб целиком, ибо без ластика набор неполный. Мама Андрея побледнела, тут же полезла к сыну в портфель, выудила злосчастный ластик и практически с шипением протянула мне. Андрей, разумеется, устроил истерику с валянием на полу. Пришлось маме забирать своё чадо домой. Ведь ему, наверное, в первый раз в чём-то отказали.

К сожалению, это не все примеры, с которыми я встречалась в своей жизни. Потом эти родители жалуются, что у нас плохая молодёжь. Нет, уважаемые, она такая, какой вы её вырастили. Кто получится из этих детей, когда они подрастут? Из первого членовредитель (может, кто и похуже), из второго вор. И не удивляйтесь, что эти дети и к родителям своим будут относиться точно так же, как и к другим. И всё потому, что им ничего не запрещали, разрешали делать всё, что душе угодно, и не научили одному единственному слову — «нельзя»!

И самое главное, что большинство родителей, применяя эту методику воспитания, мало того, что даже не интересуются, как это делать правильно (а там много нюансов, поверьте педагогу), так ещё и не задумываются о последствиях. Ведь пока дети маленькие, отвечать за их действия придётся мамам и папам. А это и возмещение вреда, и лечение (если такое случится), и моральный ущерб. А уж как выиграть такое дело, я прекрасно знаю.

Дубликаты не найдены

Старая уже история:

Сидят – мамашка с ребенком лет пяти, напротив пожилая женщина в светлом пальто и молодой парень поколения «пепси», жующий жвачку и слушающий плеер.
Маленькая девочка, болтая ногами, задевает светлое пальто напротив сидящей женщины, та пытается увернуться, отодвинуться, но ребенок продолжает болтать ногами т.к. ей это доставляет удовольствие, на все многозначительные взгляды в сторону мамашки та никак не реагирует. Терпение пожилой женщины закончилось:

– Девушка будьте любезны, скажите своему ребенку, чтобы она перестала пачкать мне пальто…

– Я своему ребенку ничего не запрещаю, – ответила мамашка.

Пожилая женщина в шоке от такого ответа.

Парень, сняв наушники, встал, вынул изо рта жвачку и со словами: «Мне тоже родители ничего никогда не запрещали» приклеил жвачку на лоб молодой мамашке и вышел на остановке.

надо было в волосы прилепить)

Самое лучшее воспитание – это отцовский ремень.

ну.. собака ведь не виновата, если её воспитывают а потом натравливают на других собак или людей, хотя и необходимость усыпить такую никуда не пропадает, здесь вся проблема в первоисточнике и ремень уже не отцовский а мужа

У них там с первого класса начинают дрючить детей. А до этого всё можно. НО. За всё что творит ребёнок, отвечает родитель. Будет в ноги кланяться и извиняться, а не говорить “я ребёнку ничего не запрещаю”.

Обнаглевшие сопляки не моя тема.

P.S. ну ты и извращенец)

у них это “свободное воспитание” до школьных лет, вроде как, а потом строжайшая дисциплина.

Из-за необразованности тех же новоиспеченных мамочек произошла обыкновенная подмена понятий. В их восприятии- Свободным ВОСПИТАНИЕМ стала называться обычная ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ. А узнать побольше о том же самом методе “Свободного воспитания” из книжек, интернета, опыта других. Зачем? На это надо время, это ж ЧИТАТЬ надо, а то вдруг вконтакте лайком меньше поставится.

П.с. С мужем Воспитываем детей свободным методом. ))) И поверьте, в нем нет вседозволенности и безнаказанности. ) Сама суть сводится к тому, что ребенок принимает решения сам(читай свобода выбора действий). Разумеется бытовые решения и не глобальные и если решение неправильное, то на собственном примере он убеждается что был не прав и тут уже родители должны научить как сделать так, чтобы ситуация не повторилась. А то что воспринимается необразованным быдлом как свободное воспитание есть ни что другое как полное нежелание брать на себя ответственность.

“Свободное воспитание”. Раньше это называлось “методикой доктора Спока”. Суть одна – максимально самоустраниться и сделать из ребенка ватно-розовую неприспособленную к реальной жизни тварь. Всякие толерасты в Америке тому пример – у людей отсутствует понимание того, что жизнь может развиваться не так, как им хочется, а когда они с этим сталкиваются, то им сносит крышу вместе с чердаком.

Короче, ничего лучше кроме любви, собственного примера и метода “кнута и пряника” за века еще не придумали.

Подобные мамашки не задумываются, что окружающей реальности глубоко пох на их педагогические изыски. Реальность будет воспитывать жеребёнка по своему – в основном пиздюлями.

Самое интересное говорить с детьми о воспитании детей на Пикабу.

Ну что за старперское кряхтенье на развлекательном портале)))

Читайте также:  Мифы XXI века о воспитании ребенка

«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей».
(Сократ, V в. до н.э.)

Как мы отказались участвовать в благотворительности

Ответ на пост Про нечестного директора детдома
(не разобрался, как красиво оформить, сори)
Работал и работаю в детском развлекательном центре (свой ресторан, комнаты для банкетов, аттракционы, батуты и тд), общая площадь 4500 м2.
Система такая, что вы заходите с ребенком, платите за вход, и гуляете сколько влезет по всем локациям. Очень важный момент – в заведении можно ходить или в носочках, или в сменной обуви. Носочки у нас есть в продаже по очень адекватной цене (0.80$/20 грн). Часто детки в сандалях/тапочках.

Мы всегда были лояльны к разным соцслужбам, детским домам, малообеспеченным семьям и тд.
В кратце, малоимущие семьи стояли на учетах в разных благотворительных организациях, эти организации высылали мне списки детей, а мы их бесплатно пускали к нам. В день таких билетов было 20-40.
Как же мы ругались с мамами, вы даже не представляете)
Приходят мамаши, с последними айфонами, в шубах, на таком жире, и начинают закатывать истерику, что ребенка босяком не пускают в заведение и нужно купить носки. Вот прям истерики. Или, например, что мы не пускаем ребенка без сопровождения взрослого (мы не детский сад и за детьми не смотрим). Или как вам такое, мы даем им бесплатный вход, при чем раз в неделю они ходят, и на ресторане начинается “дайте скидку/как это со своим нельзя?/мы не будем платить, у нас нет денег (ага, на шубу и айфон есть)”

Вот тут сейчас очень тонкая тема, но бомбит, простите (мы находимся в киеве). АТОшники (участники военных действий) – это просто ужас, им все позволено (как они думают). ЯженаАТОшника – это такая себе яжмать, но закидоны похлеще. Однажды один пристал ко мне, потому что я обратился к администратору на русском языке. Вот просто подходит шкаф 2 метра, и начинает на меня бычить, мол, почему я не разговариваю по украински. Начал ему объяснять про толерантность и свои права (на украинском), так он начал угрожать и чуть в драку не полез. В итоге просто вызвал охрану и вывел всю семейку, и в черный список добавил.

Получается – хочешь сделать добро, а получаешь геморой, негатив, и шанс получить в табло к тому же. А что самое важное – негативные отзывы, которые очень поганят репутацию (а мы действительно следим за этим). И я понимаю, что дети ни в чем не виноваты, и большая часть их родителей – действительно малоимущие и очень порядочные, но из-за остальных неадекватов мы перестали так делать.

Быть может, в дальнейшем, мы продолжим благотворительность, но как и автор поста – только организацией досуга для приютов.

Почему к детям в хороших семьях отношение много хуже, чем к животным.

Держу конюшню. Одно время вела тренировки с детьми-подростками. Младше детей некоторое время как не беру на занятия, по разным причинам. Детей на занятия верховой ездой к нам привозили обеспеченные родители. Дети из хороших семей. Любимые. Ухоженные. Учатся в хороших школах. Родители со стабильным доходом немного выше среднего, как правило, с высшим образованием. Привозили и мамы, и папы. Детям очень нравиться ездить верхом и это они тащат пап-мам на конюшню.

Небольшая скучноватая преамбула) Всегда при работе с любым молодым животным помнишь, что молодое животное, если оно содержится в хороших условиях, если оно сытое, здоровое, гуляет на воздухе хотя бы час-два в день, то оно склонно шалить, оно весело, игриво, хорошо несет нагрузки. У него не бывает депрессий, беспричинного кашля, вялости. Если любое и, в особенности, молодое животное становится вялым, апатичным, бережет и не нагружает какие-то определенные группы мышц, криво растет(левая сторона ровная, правая-кривая, к примеру) то пора срочно вызывать ветеринарного врача. Выше вероятность того, что проблему удастся решить и последствий не будет или они будут наименее значительными.

Если ты видишь явную проблему у ребенка и сообщаешь о ней родителям, какой вой они поднимают! Мне, собственно, что. Это в общем-то не мой ребенок, и он – не моя лошадь. Да, мне вашего ребенка жаль, но самое главное, что я не знаю как заниматься с явно больным ребенком, даже не зная его диагноза.
А родительский вой по-поводу экипировки ребенка! ОЙ! Это-незабываемо! И никакая угроза травм не действует даже на адекватного, с виду, родителя!

Приведу лишь некоторые случаи.Что вспомнилось.

Случай первый. Зима. Мороз -15. Ветер. Ребенок хорошо сидит верхом. Его охотно берут в поле инструкторы. Записан на верховую прогулку на 1,5 часа в поле. 45 минут туда, 45 минут обратно. Шар-рысь-галоп. Снег с ветром в лицо. Весело. Азартно. Сказочно. Мощное животное под тобой. С маршрута посередине пути быстро домой не вернуться. Привозят. Выгружают из хорошенькой иномарочки. Доченьку любимую-лапочку. В ветровке. Без шапки, без подшлемника, без шарфа. И . барабанная дробь .. в летних ботинках для верховой езды. КАК? Вот как ее брать в лес. 100% вернем с мощными обморожениями. Отправляем домой за одеждой и та-да-м за зимними ботинками для верховой езды(ве). Обижаются, почему их ботинки не подходят? Они же для ве? Не понимают, реально не понимают, что летние ботинки зимой в лесу не носят.
Происходило сие действо с разными детьми и очень много раз.

Случай второй. Привозят ребенка. Ребенок вялый, но не сказать, что сильно. Бережет спину. Мышцами спины не работает. Соплей нет, не кашляет. Но и не веселый. Отрабатывает занятие, но слабо, без азарта. И спину-то бережет. Хотя ездит уже вполне прилично. И мышцы в неплохой форме. Вроде и не на мышцы жалуется. Справка на здоровье стандартная на этого ребенка у тебя есть, ибо ребенок ездил на соревнования и докторов в обязательном порядке(требование Федерации Конного Спорта) проходил.Подходишь к маме. Объясняешь, что у ребенка явно какая-то проблема со здоровьем. Нет ли проблем с почками? Проверьтесь.
Да, отвечает мама, у нас опущение обеих почек, видимо что-то теперь не то. Да, отвечает другая мама, про другого ребенка, у нее кисты на почках, видимо какое-то обострение. Но мы не проверялись с ее 3-х лет. Девченкам на тот момент было по 12 лет. Вот что тут скажешь? При таких диагнозах на лошадь сажать ребенка нельзя! Даже шагом, ибо лошадь есть животное не предсказуемое. Ну хоть предупредить-то меня можно было заранее. К доктору их так и не повели. Занятия мы прекратили. Детей жалко.

Случай третий. Девочка 5 лет. Спортсменка, занимается танцами. Этого возраста детей стараюсь не брать, тут делаю исключение. Ездит прекрасно . Занимается у нас 1-2 раза в неделю не утомительно, скорее для общего развития. Основное в жизни-профессиональные танцы 5 дней в неделю. Умница-красавица-любимица родителей. Длинненькая и растет очень быстро.
Через месяц-другой ей становится не удобно в стременах одинаковой длины. Просит одно стремя делать длиннее на 3-4 см. Это очень значительный перекос даже для взрослого всадника. Говорит, как правило, о перекосе позвоночника и прочих нехороших диагнозах. У детей опытными докторами довольно хорошо исправляется, если вовремя заметить и обратиться к хорошему доктору.
Сообщаем родителям, что им надо обязательно и срочно показать ребенка врачу, т.к у ребенка идет перекос таза или позвоночника. Скорее всего быстрый рост+перезанимались танцами или была какая-то неудачная травма(не у нас, у нас травм не было). Как на нас обиделись. Занятия мы прекратили. К доктору они пошли. Но сильно поздно.

Вот почему так? И дети-то родные, любимые. И семьи хорошие, с хорошим доходом. Хоть сколько-нибудь ценных лошадей с такими диагнозами на почти любых конюшнях врачам показываю сразу. И лечат сразу.

Сколько таких случаев было. Сколько я звонила и ругала родителей за отсутствие элементарной теплой одежды у ребенка зимой.Звонишь и чувствуешь себя оленем, объясняя взрослому человеку, зачем его ребенку теплая куртка зимой.

И самое эпичное. В начале занятий. А мой ребенок с лошади не упадет? А на ногу лошадь ему не наступит? А не укусит?
Упадет, наступит и укусит. И быть может, все сразу. И по-другому не бывает. Бывает, только если не ездить верхом. И не подходить к лошади. Совсем. Даже к старой, больной и полудохлой совхозной кляче. Покупайте шлем(обязательно!), защитный жилет(по желанию), ботинки для верховой езды с защитой пальцев от копыт, и не суйте пальцы лошади в рот. Тогда быть может обойдется. Но падать ребенок будет. Много раз. Готовьтесь. И пытаться скрывать от вас свои падения будет, скорее всего, если вы переживать слишком громко будете.
Верховая езда, в первую очередь-экстремальный вид спорта. А лошадь-большое опасное животное. И даже будучи великолепно воспитанной, механизмом она не станет. У нее все равно останутся ее лошадиные эмоции и инстинкты. И единственная надежная защита вашего ребенка- хорошая экипировка, хорошее здоровье, хорошая физическая подготовка, хороший тренер, адекватная здоровая воспитанная лошадь и отличное знание и выполнение техники безопасности.

Свободное воспитание детей: плюсы и минусы

Между родителями и педагогами не утихают споры: как лучше воспитывать ребенка — в строгости или свободном самовыражении? В настоящее время приверженцев свободного воспитания становится все больше. Дети, благодаря ему, по мнению родителей, растут творческими, раскрепощенными, уверенными в себе, не боятся трудностей и выражения мыслей. Что способствует этому? Безусловное принятие мнения ребенка почти с самого рождения? Отсутствие критики и ограничений? Что делать, когда ребенок нуждается в конструктивной критике? Плюсы и минусы свободного воспитания, его влияние на детскую личность — в данной статье.

Любовь к ребенку

Самое главное, что нужно получать детям от родителей — это любовь. О ее важности не перестают говорить детские психологи и педагоги. Необходимость любви отмечается еще до рождения малыша — в перинатальном периоде. Именно тогда, мать, уже передает ребенку импульсы своего тепла, заботы и у него есть все, чтобы полноценно расти и развиваться.

Любители воспитывать ребенка свободно — не ставить ему ограничений, не говорить слово «нет», позволять все, что он попросит — называют такое поведение любовью. Однако, стоит разобраться, что на самом деле является ею. Любить ребенка это:

  • чувствовать ответственность за его здоровье и поведение до определенного возраста. Например, до того момента, пока в нем не начнет просыпаться личное «я», которое захочет независимости. Здесь родителям лучше немного отойти в сторону, чтобы ребенок смог познакомиться с собой. Первый период такого знакомства наступает в трехлетнем возрасте, позже — в подростковом;
  • воспитывать ребенка, заботясь о его всестороннем развитии. Например: обращать внимание не только на его свободное самовыражение, ход мыслей, признание чувств, но, также на становление сильных качеств характера, таких как терпение, воля, самостоятельность, находчивость, стрессоустойчивость;
  • следить за тем, чтобы самооценка ребенка была не заниженной, но и не завышенной. Как правило, дети, которые воспитываются свободно — им позволяется все, что они захотят или попросят — имеют склонность думать о своей личности в таком ключе, который противоречит объективности. От этого у них могут быть сложности с установлением отношений с окружающими — неподтвержденная, ложная амбициозность, напускная беспечность, высокомерие, заносчивость могут стать ярко выраженными чертами детского характера.
Читайте также:  Что делать, если ребенок кривляется?

Что чувствуют дети?

Дети, которые воспитываются лишь на принципах свободы самовыражения и вседозволенности, на самом деле, испытывают много скрытой тревоги. Чего она касается?

  • Самооценки. Ребенок чувствует свою уникальность и неповторимость, однако, не имеет близких друзей. Люди вокруг него понимают, что его уверенность является лишь оболочкой, а что под ней — никому неизвестно.
  • Они не могут ощущать себя в безопасности почти с самого рождения. Ребенок, свободно отправленный «в плавание» под названием «Жизнь», нуждается в помощи и поддержке со стороны родителей. Ему необходимо, чтобы они рассказали и показали ему «что такое хорошо» и «что такое плохо», останавливали, когда он переходит границы в отношениях и общении, учили принимать и говорить слово «Нет». Если он не получает этого от родителей, то не может чувствовать себя в безопасности, потому что, в случае получения отрицательного опыта, не знает, как следует себя вести.

Родители, которые выступают «за» свободное воспитание, должны задуматься над тем, что, таким образом, они делают процесс взаимодействия с ребенком односторонним, и, как следствие, лишают его чего-то очень важного. Поэтому взрослым стоит рассмотреть систему воспитания «поближе», чтобы взять из строгости и свободы самые полезные принципы, правила и убеждения. Только так можно достичь «золотой середины» и дать ребенку возможность развиваться полноценно, со всех сторон.

Плюсы строгого отношения к ребенку

Прежде чем говорить о пользе строгости в семье, нужно отметить, что ею не является.

Унижение личности ребенка;

  • насилие в отношениях — эмоциональное и физическое;
  • грубые слова в адрес детей, критика, которая затрагивает качества личности, причиняет боль, заставляет сомневаться в собственной адекватности;
  • игнорирование ребенка, когда он провинился, в качестве наказания;
  • ограничение физической свободы;
  • постоянное сравнение с собой в детстве или другими детьми;
  • отсутствие понимания детских чувств;
  • отстраненное, холодное, равнодушное отношение.

Все эти процессы не имеют отношения к любви или строгости, не идут на пользу, а являются теми самыми «цепями», которые сковывают детскую личность, снижают самооценку, лишают уверенности, учат не доверять родителям.

Строгое отношение является неотъемлемой частью формирования границ — это то самое, без ничего нельзя обойтись, занимаясь воспитанием. Строгость со знаком «плюс» это:

  • воспитание в детях ответственности с помощью понимания ими того, что, за каждый преднамеренно совершенный проступок, они будут нести наказание. Это научит ребенка «держать себя в рамках», понимать границы других людей и защищать свои;
  • демонстрация родительского авторитета и требования к детям уважать и признавать его;
  • умение взрослых твердо и уверенно говорить «нет». Только наблюдая за этой способностью, ребенок научится делать так же. В обратном случае, он может вырасти слишком мягким, ведомым и зависимым от чужих желаний человеком;
  • требовательность родителей к ребенку в отношениях всего, что касается его личной жизни и окружения. Дети должны с малых лет приучаться заботиться о себе и своем личном пространстве: чувствах, теле, внешнем виде, рабочем столе, одежде, игрушках, учебных принадлежностях, порядке в детской комнате. Привыкнув к этому, им будет гораздо легче структурировать свою жизнь и деятельность в будущем;
  • контроль жизни ребенка до определенного возраста. Любовь к детям включает в себя необходимость быть в курсе событий, которые происходят в их жизни. Это необходимо не для того, чтобы вносить в эту жизнь что-то свое, а ради детской безопасности и умения поддержать в нужный момент.

Свободное воспитание хорошо тогда, когда оно сочетает в себе способность ставить и соблюдать границы, принятие и понимание чувств ребенка, умение не ограничивать творческое начало, а направлять его в нужное русло. Бережное отношение к детям, демонстрация родительского авторитета, способность не мешать учиться жизни, однако, успеть вовремя прийти на помощь или оказать поддержку — то, чему стоит научиться взрослым, которые желают не загубить детский талант, но, также и понимают важность формирования ответственности и самостоятельности.

Теория и практика свободного воспитания

– Я считал, иногда хороший шлепок не повредит делу! – Нет. Моих детей бить нельзя.
скачать видео

Свобода – одна из важнейших жизненных ценностей человеческой жизни, и тема свободного воспитания давно волнует как лучшие умы человечества, так и просто родителей, для которых дети не просто развлечение, а радостная возможность создать достойную человеческую жизнь хотя бы в одном экземпляре.

Движение за свободное воспитание началось в 18 веке с Ж.-Ж. Руссо, было сильно продолжено Л.Н. Толстым. Большую известность получила школа Александра Нилла в Саммерхилле.

Сторонники идей свободного воспитания верят, что дети рождаются свободными существами, и главная задача взрослых, по их мнению, воспитывая ребенка без принуждения, помочь ему сохранить его свободу.

На практике, представители свободного воспитания больше заботятся не о том, чтобы принуждения не было, а о том, чтобы дети принуждения не чувствовали. Действительно, когда детей принуждает не воспитатель, а обстоятельства, то принуждения как бы и нет. Даже если эти обстоятельства умело организовал сам воспитатель. Какие бы ни происходили споры, умные представители этого направления все-таки понимают, что всерьез выступать против любого принуждения в деле воспитания – просто нереалистично, и хотя бы один вид принуждающего воспитания допускают все: это воспитание, заботящееся осохранении жизни и здоровья ребенка и тех, кто с ним рядом.

Они убеждены, что все дети сами всегда тянутся к лучшему, если, конечно, им создать благоприятные условия. По их мнению, ребенок не должен чувствовать унижения, заставления и принуждения, поэтому родители, взрослые и школа должны освободить ребенка от всего, что ему не нужно. Выбор своего жизненного пути – естественное право самого воспитанника.

Свободное воспитание отличается от традиционного, как правило, большей осознанностью, очевидно меньшим консерватизмом и, самое главное, существенно большим уважением к личности ребенка.

Конкретное видение свободного воспитания сильно различается и у классиков педагогики, у рядовых педагогов, тем более у обычных родителей. Чаще всего свободное воспитание воплощается в моделях, где убираются социальные запреты и ребенок развивается, встречаясь с природными обстоятельствами (модель «Чисто поле, лес густой») и в подходах, где социальные запреты минимизируются до предела (модель «Просторный дом»). Свободное воспитание может иметь очень разный вид, особенно когда под этим термином начинают понимать то, против чего выступали его авторы.

Нередко свободное воспитание отождествляют с попустительским воспитанием, но это не так. Когда ребенок командует родителями, когда происходит «спустя рукава воспитания», когда родителям или другим воспитателям просто не до воспитания или когда ребенка оставляют наедине с самим собой, двором, телевизором или компьютером – это не свободное воспитание, а отсутствие воспитания. Аналогично, свободное воспитание – это не вседозволенность, что многократно и громко подчеркивали и Жан-Жак Руссо, и Александр Нилл, основатель школы Саммерхилл, наверное один из самых последовательных, ярких и успешных лидеров ХХ века, занимающихся практикой свободного воспитания.

Однако на практике, в школах и семьях, где провозглашается свободное воспитание, вседозволенность нередко и практикуется, и разрешается. Основных причин две: когда-то осознанный радикализм, чаще – недостаток ума.

Свободное воспитание по мужскому типу отличается от свободного воспитания по женскому типу. Свободное воспитание по мужскому типу в первую очередь уважает свободу ребенку принимать самостоятельные решения и платить за собственный выбор, и основной задачей ставит лишь своевременно познакомить ребенка с последствиями произведенных им действий, чтобы ребенок имел достаточно данных для достаточно обдуманных поступков. В отличие от этого, свободное воспитание по женскому типу стремится в первую очередь оберечь ребенка от жесткости внешнего и жестокости взрослого мира, и действуя изнутри, играя на чувствах и обращаясь к чувствам, стремится содержать ребенка в возможно большей безопасности. Для многих в первую очередь женщин свободное воспитание – это воспитание, жалеющее ребенка, хотя идеи свободного воспитания с этим желанием не перетруждать ребенка и создать ему комфортные условия жизни не связаны никак.

По крайней мере Жан-Жак Руссо решительно выступал против изнеженно-женской культуры, где принято ребенка пожалеть, ребенку уступить, за ребенка сделать, создавать ему комфортные условия жизни. Естественное воспитание по Руссо – это прямая встреча ребенка с жесткой и трудной жизнью, с холодом и голодом, с лишениями и смертью. Руссо требователен к воспитанию стойкости ребенка, и приучение ребенка к жесткой реальности жизни вполне сочетается с идеей свободного воспитания.

В разных вариантах свободного воспитания педагоги по разному смотрят на необходимость формирования личности под определенный социальный или нравственный идеал. Руссо на страницах «Эмиля, или О воспитании» демонстрирует, что воспитатель не только настойчиво обучает, но и настойчиво воспитывает, целенаправленно формирует личность своего воспитанника. У Руссо есть свои, достаточно определенные воспитательные идеалы, он знает, чего он не допустит, к чему он отнесется безразлично и что он воспитает обязательно. Свободное воспитание по Руссо – это не воспитание без педагогического образца, не воспитание «что вырастет, то вырастет», это целенаправленное формирование личности воспитанника.

Как это сочетается с идеей отсутствия принуждения? Неожиданно, творчески, красиво, ловко. Руссо не принуждает воспитанника сам: он выстраивает обстоятельства, подстраивает жизненные условия, а то и прямо подговаривает других людей, чтобы это в совокупности устроило нужные воздействия на воспитанника. Это подход Тактика и Манипулятора. Это – идеология Руссо.

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и, хотя не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода, именно гуманистический подход в настоящее время именно стал идейной основой свободного воспитания. Результаты свободного воспитания в большей степени определяются личностью воспитателя, а не используемой им методикой. В целом свободное воспитание явилось важным противовесом традиционному воспитанию и было историческим шагом вперед.

Тем не менее, свободное воспитание имеет много слабых мест.

Дороговизна. Традиционное воспитание проще, требует меньшей квалификации воспитателя и наносит меньший урон материальным ценностям: дети устраивают меньше пожаров и реже бьют окна. С другой стороны, свободное воспитание требует гораздо большей включенности воспитатели, его времени и его внимания, и нередко создает дополнительные трудности с окружающими, которым такие педагогические эксперименты непонятны и не нужны.

Непредсказуемость результатов . Свободное воспитание дает не предсказуемые результаты, поскольку, когда ребенка перестают воспитывать родители, ребенок реализует лишь то, что в него заложено изначально. Заложено хорошее – ребенок вырастет неплохим. Заложено спорное – у ребенка и с ребенком будут проблемы. Попытки осуществить свободное воспитание в массовом и предельном варианте до сих пор заканчивались печально. См.→

В частности, вопреки распространенному мнению, свободное воспитание, предоставление ребенку полной самостоятельности вовсе не приводит к развитию самостоятельности. Ребенок, которому вы предоставили полную самостоятельность – это просто ребенок, предоставленный для любых других влияний. А кто отвечает за то, какими они будут? См.→

Непригодность к воспитанию элиты . Как основной путь, свободное воспитание мало подходит к делу воспитания элиты. Современную европейскую элиту воспитывают в Итоне, где воспитание скорее жестко-спартанское и требовательное, нежели мягкое и свободное. С другой стороны, опыт Царскосельского лицея говорит о том, что в окружении традиционно-тоталитарного воспитания островки свободного воспитания для специально отобранной элиты дают также впечатляющие результаты.

Важно: для специально отобранной элиты и в окружении традиционно-тоталитарного воспитания. Если эти два условия уходят, уходят и впечатляющие результаты.

Ссылка на основную публикацию