Ребенок плохо себя ведет: что делать

Если ребенок плохо себя ведет.

Причины плохого поведения ребенка: потребность в защите, жажда внимания, подтверждение собственной значимости, стремление побыть в одиночестве.

Иногда наши дети плохо себя ведут. Почему? В силу своего дурного характера или пытаясь сказать нам что-то? Что именно они хотят нам поведать? Попробуем разобраться в этой проблеме.

Причины плохого поведения ребенка

Для начала вам необходимо самим себе честно ответить на некоторые вопросы. Вы наказываете ребенка? Обвиняете, стыдите? Даете ему прозвища (например, гениальный или бессердечный)? Слишком балуете? Делаете за него то, что он может сделать сам? Принимаете за него решения? Отвечаете за своего малыша тогда, когда кто-то обращается непосредственно к нему? Фиксируете внимание ребенка на ошибках, а не на достижениях? Ожидаете великих побед и совершенства? Не позволяете сыну или дочке побыть ребенком, объясняя: “Ты ведь уже взрослый (взрослая)!” У вас не хватает времени заняться детьми? Вы не советуетесь с ними, не спрашиваете их мнения? Не обращаетесь к ним за помощью? Отрицаете их чувства и желания (мало ли что ты хочешь – нос не дорос!)? Уступаете их бесконечным требованиям?

Если даже на некоторые вопросы вы ответили “да”, то присмотритесь повнимательнее к своему ребенку, возможно, он подавлен, а, следовательно, часто отступает и не проявляет инициативу; легко сдается, испугавшись первых трудностей; выполняя доступную для него задачу, неожиданно объявляет: “Я не могу этого сделать, я не знаю, как”; вдруг становится инициатором конфликтов; обвиняет в своих проблемах родителей, друзей, одноклассников, учителей; жалуется на то, что у него мало или совсем нет друзей. Вероятно также, он перестает прикладывать усилия, часто выглядит жалким и беззащитным, не знает, чего он хочет в тот или иной момент; выбирает в друзья малышей-“плохишей” или просто становится обжорой и готов бесконечно сидеть у телевизора.

Виноваты родители?

Возможно, я вас удивлю, но все эти негативные черты, которых вы не наблюдали раньше в своем ребенке, появились благодаря взаимодействию с вами, благодаря вашему родительскому поведению и вашему отношению к жизни и к ребенку непосредственно. Не спешите себя ругать! Вы любите своего малыша, вы помогаете ему как можете защищаете от жизненных неурядиц, именно поэтому вы и читаете эти строки, но, вероятно, настало время что-то изменить в себе и помочь ребенку почувствовать себя влиятельным и сильным, свободным и ответственным за свою жизнь. Теперь поговорим о том, как это сделать. Я буду опираться на опыт со своим собственным ребенком, потому что я не только профессиональный психолог с соответствующим дипломом и определенным опытом работы, но я еще и мама. Так же, как и вы, я подчас совершаю ошибки, исправляю их, думаю о своих чадах и мечтаю о том, чтобы они были счастливы. Поэтому, вопреки поговорке о сапожнике без сапог, я начала психологическую помощь с себя.

Впервые я задумалась о том, какая я мама, когда моей дочке Анжелике было примерно два года, а старшему сыну Саше исполнилось семь лет, и он пошел в школу. Совершенно неожиданно я увидела себя в своем старшем ребенке, как в зеркале, в котором отражалась моя любовь к детям, мой стиль общения с ними, мои ценности, интонации и прочее – Саша копировал меня в общении с Анжеликой. Не могу сказать, что это открытие меня испугало, нет. Я увидела, как мой сын научился любить, как он переживает за сестру, как он ей помогает и уступает. Но кое-что меня насторожило, а именно, тон его голоса, повелительные интонации, безапелляционные суждения. С этой стороны я себе не понравилась.

Взглянув повнимательнее на Сашу, я вдруг обнаружила в нем те последствия моего родительского поведения, которые уже описывала ранее, характеризуя подавленного ребенка, и задумалась над тем, как это изменить.

Очень помогли мне книги по трансактному анализу и тренеры этой парадигмы, а также школа индивидуальной психологии А. Адлера. Книга Кэтрин Кволс “Переориентация детского поведения” и связанные с ней практические курсы для родителей, дали мне некоторые эффективные схемы действия.

Родительский практикум

Оказывается, подавленные дети, пытаясь добиться от нас безусловной поддержки и участия, выбирают ошибочные цели поведения, и именно тогда ребенок начинает выводить родителей из себя. Этих целей, по мнению К. Кволс, четыре, причем, они сменяют друг друга: признание, власть, месть, уклонение. За ними стоят реальные цели: жажда родительского внимания, чувство собственной значимости, потребность в защите и желание побыть в одиночестве. Определить, какую цель преследует ребенок, несложно, главное, отследить ваше чувство, которое возникает в ответ на его действие.

  1. Если ребенок вас раздражает, всеми возможными способами пытаясь отвлечь вас от важных дел (например, отрывает вас несколько раз от телефонного разговора, мешает вам пообщаться с подругой, слишком хорошо или, наоборот, плохо учится и проч.), это означает, что его цель – получить ваше внимание. Причем ребенку все равно, ругает его мама или хвалит, главное, что она обращает на него внимание. Таким образом, отвлекаясь от своих серьезных дел, вы признаете его существование, его роль в вашей жизни. Замечания, наказания, обращения к его совести ничего не дадут! Здесь нужны ваши быстрые и очень несложные действия: молча дайте понять ребенку, что вы его любите – погладьте, обнимите, поцелуйте.
  2. Когда ребенок не получает от вас признания, он начинает бороться за свою зону влияния, а вы в этот момент чувствуете злость, желание заставить ребенка что-то сделать. Его цель – стать хозяином положения, избавиться от контроля и влияния. В таком случае ничего не говорите, смотрите ребенку в глаза и дайте понять ему, что вы его любите. Пожалуйста, не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте!

Мой сын после появления младшей сестренки стал каким-то бесконечно медлительным, раньше за ним такого не замечалось! А главное – мои “подгонялки” полностью игнорировались! Ничего не помогало. Почти два года у меня ушло на то, чтобы понять, что своими постоянными подталкиваниями – “Скорее!”, “Опоздаешь!”, “Давай перестанем опаздывать!” – я не только не достигаю ускорения, я укрепляю у сына уверенность, что у него не все в порядке, что он никуда и никогда не может попасть вовремя.

Надо выяснить причину медлительности и перестать фиксировать его на неудачах – это решение я приняла в результате многодневной борьбы с Сашиной нерасторопностью. Обратив внимание на свои чувства, возникающие в ответ на действия сына, я сообразила, что он своей медлительностью требует от меня внимания или борется со мной за свое право на самостоятельность! Чего ему в данный момент не хватает, я определяю по тому, что рождается внутри моей души- раздражение или злость. Бывает, что за одно утро я испытываю оба этих чувства, но в разные моменты.

Если в какой-то момент ребенок недополучил от меня законного внимания, через некоторое время он начинает бороться за него своей медлительностью. Ведь когда он в черепашьем темпе собирается в школу, я не имею права отвлечься, я должна все время ему напоминать, что делать, и быть в процессе! Возможно, ему не хватает моего внимания именно после рождения сестры! Однако, будучи подавленным ребенком, сын не может сказать мне об этом прямо. Вместо этого он продолжает бороться за право быть услышанным.

С тех пор как я это поняла, как поймала в себе чувство раздражения в ответ на его действия, я стала показывать ему, как я его люблю, приобнимать в процессе утренних дел, поглаживать, когда он умывается! А если во мне кипит злость, я заглядываю ему в глаза, причем молча, чтобы не ввязываться в спор-борьбу, взгляд мой выражает любовь, я обязательно обнимаю его, глажу по спине или по руке, и мой сын вдруг волшебным образом вспоминает, что ему нужно делать дальше! Удивительное дело, но в школу мы собираемся гораздо спокойнее, да и опаздывать перестали!

Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге “Общаться с ребенком. Как?” предлагает, на мой взгляд, очень эффективный метод решения такой проблемы: нарисовать с ребенком список дел, которые он должен сделать утром – почистить зубы, надеть форму, почистить ботинки и проч. – и дать этот рисунок в руки ребенку как руководство к действию. В результате ребенок справляется со всеми делами сам и очень быстро, что воспитывает в нем ответственность за свои действия, а мама свободна от напоминаний и нервотрепки! Утром мы этот метод не применяем, зато используем его в дневное время, когда я занята, а у Саши накапливается несколько заданий. Тогда мы вместе пишем список дел, кладем его перед глазами, а дальше. все задачи через некоторое время оказываются выполненными.

И еще одна важная вещь: ребенок не будет бороться за власть, если он чувствует себя сильным и значимым! Сделайте все для этого! Мы с Сашей каждый вечер перед сном обязательно обсуждаем то, что в этот день произошло хорошего, чем он может в этот день гордиться. Что нового он узнал, в чем преуспел, за что может себя похвалить, кому помог! Оказалось, это невероятно трудно, и в первые дни мой сын вообще не мог сказать о себе ничего хорошего. Постепенно он начал учиться этому важному умению, необходимому для развития самоуважения и самоценности! Он сможет чувствовать себя сильным и значимым!

  • Если в результате действий ребенка вы почувствовали обиду или боль, желание свести счеты, то знайте, что ваш ребенок стремится к защите, он хочет, чтобы окружающие почувствовали ту же боль, что и он. Ошибочная цель подавленного ребенка в этом случае – месть, а родителю неплохо было бы задуматься, в какой момент и как он сделал своему малышу больно. Воздержитесь от наказания, не отвечайте на оскорбление оскорблением, помогите ребенку выразить злость и ненависть без оскорблений (дайте ему побить подушку или разорвать пачку газет в мелкую крошку). Скажите себе, за что вы любите своего ребенка и, учитывая его чувства и желания, начинайте восстанавливать ваши отношения, несмотря на то, что этот процесс очень долгий. Помните, что ребенок так себя ведет в ответ на ваши действия! В ответ на ту боль, которую вы ему причинили!
  • Если вы чувствуете внутри себя отчаяние, желание пожалеть или уговорить, то знайте, что ребенок на сей момент хочет побыть в одиночестве, ошибочная цель которого – уклонение. Такие дети всем своим видом просят оставить их в покое, демонстрируют беспомощность, сдаются, ставят для себя цели, которые заведомо невыполнимы. Что делать? Показать ребенку его ценность в каком-то деле (только он может это сделать!), разделить задачу, которая кажется ему непосильной, на мелкие задания (Ты не может решить все примеры по математике? А один можешь? Реши один. ), научить его не сдаваться и прислушиваться к своим мудрым мыслям. Спрашивайте ребенка, чему он научился, отмечайте малейшие достижения. И все неожиданно получится!
  • В заключение хочу сказать, что любой из нас, начавший путь изменений, будет двигаться по долгой и ответственной дороге, которая не всегда освещена. На ней, без сомнения, встречаются препятствия. Конечно, не все получится сразу, и каждому нужно научиться самому и научить своего ребенка не расстраиваться из-за своих ошибок, потому что это не ведет к прогрессу. Для начала можно сказать себе спасибо за признание своих ошибок, а потом сконцентрироваться именно на том, что в этот раз получилось лучше, чем раньше. Самобичевание и концентрация на промахах приводят к тому, что человек перестает делать что-либо с удовольствием, часто совсем отказываясь от затеи.

    Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо себя вел, рассказывайте ему как можно подробнее о том, какой он замечательный, причем делайте это как можно чаще, отрываясь от своих бесконечных дел! Хвалите себя и ребенка за каждый успешный шаг, за каждую маленькую победу! И продвигайтесь вперед. Ведь теперь вы знаете, что ребенок хочет сказать вам своим плохим поведением. И вы знаете, как действовать!

    Консультация «Почему дети «плохо» себя ведут или эффективное воспитание без наказаний»

    Чайка Елена
    Консультация «Почему дети «плохо» себя ведут или эффективное воспитание без наказаний»

    Наказание детей практикуется во многих семьях. Угрозы и упреки, пощечины и подзатыльники, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься, как больно ранит чувство вины или стыда? Все дело в том, что наказание само по себе неэффективное как воспитательный прием. Не верите? Давайте разберемся в этом повнимательнее.

    Наказание вызывает у ребенка страх. От страха ребенок может перестать плохо спать. Но это лишь поверхностный эффект. Если внимательно понаблюдать за поведением ребенка, становится понятно, что он ищет способы, как отплатить обидчикам. Он может капризничать, портить вещи, делать что-то «на зло», пытаться отыграться на братьях или сестрах. Кроме того, применение наказания вызывает у ребенка ярость, обиду, желание отомстить. Эти чувства не способствуют успеху воспитания, как бы вы не хотели воспитать у него именно их.

    Другими побочными эффектами наказания могут быть нерешительность, неуверенность в себе, психосоматические заболевания (снижение иммунитета, нарушение пищеварения, работы сердца) тоже часто являются следствием стресса, вызванного наказаниями.

    Главная причина, почему мы считаем наказание действенным, – потому что чаще всего нежелательное поведение прекращается. Но это, однако, означает только то, что мы перестаем видеть плохое поведение в ребенке.

    Наказания и угрозы учат ребенка не попадаться, делают его сообразительным, хитрым. Нежелательная же форма поведения видоизменяется со временем, становится незаметной для окружающих. А потом проявляется в поступке, причины которого мы не можем объяснить.

    Так почему же дети «плохо» себя ведут?

    Вообще всегда, когда ребенок «плохо» себя ведет, для этого есть конкретные и очень веские причины. Психологи предложили классификацию мотивов «плохого поведения детей». Принципиальное отличие этой классификации состоит в том, что она не столько отвечает на вопрос, почему этот ребенок «плохо» себя ведет, как указывает на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок все меньше и меньше хотел бы повторять свои действия.

    Существует только 4 мотива, при которых дети «плохо» себя ведут:

    – влияние на окружение,

    1. Привлечение внимания – «мне нужно твое особое внимание».

    Наверное, самое неприятное для любого человека – чувствовать себя пустым местом, когда родители, ровесники, коллеги не реагируют на ваше присутствие, не видят, не отвечают, не замечают – что хочется сделать нормальному человеку? Повысить голос, рассердиться.Хочется так или иначе дать понять: Я – не пустое место!

    Если потребность важна, она должна быть удовлетворена. И дети научились ее удовлетворять. Что делает маленький ребенок, когда ему нужно внимание? Его уже научили, как просить есть, пить, но как правильно попросить внимания? Этого многие не знают даже в зрелом возрасте.

    Полуторагодовалый малыш методом проб и ошибок быстро находит способ привлечь внимание. Для этого всего лишь нужно сделать нечто плохое. Например, разбить, разлить, удариться. И тогда мама оторвется от телефона и обратит хоть какое-то внимание – пусть негативное, но внимание!У ребенка формируется стойкий условный рефлекс: хочешь внимания – веди себя плохо.

    Рефлекс появился «нечаянно», но заработал, стал настолько прочным, что срабатывает в любом возрасте, стоит только человеку почувствовать себя выбитым из колеи. Мужчина уделяет мало внимания – будет скандал или пересолен ужин, дети обделяют вниманием – можно слечь с сердечным приступом. Делай плохо – и тебя заметят! Ведь в нашей жизни принято больше внимания уделять «плохому», а не хорошему поведению.

    2. Влияние на окружение (демонстративное поведение)«ты мне ничего не сделаешь».

    В современной жизни дети практически не видят примеров равноправных, партнерских отношений. Наоборот, существует мода на «сильную» личность, на «крутых». Дети и подростки видят только внешнюю, эффектную сторону властолюбивого поведения. Ребенок просто не знает, что для того, чтобы быть сильным, совсем не обязательно быть агрессивным, достаточно быть уверенным в себе. Главная отличительная черта «демонстративного поведения» от «привлечения внимания» – это то, как поведет себя ребенок после того, когда вы сделаете ему замечание. Если он сразу прекратит «плохо» себя вести – он достиг своей цели. Но если его поведение станет еще хуже, его цель – влияние на социум вокруг.

    3. Месть-«вредить в ответ на оскорбление».

    Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения – глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель искореняет внутреннюю боль, которую ему нанесли, возможно, вы сами, не заметив этого. Почувствовав свою ничтожность, страх, обиду, человек склонен отомстить за все это кому угодно.

    4. Избегание неудачи – «не буду и пытаться – все равно не получится».

    Эти тихие дети – вполне послушны, просто они безынициативны и беспомощны. Часто пытаются слишком подчеркнуть свои слабости и убедить взрослых, что они глупые или угловатые. Такие дети ожидают в ответ жалости и помощи в элементарных вещах.

    Итак, перед нами четыре мотива плохого поведения. Рассказывая о них, мы имели в виду, что строить свои отношения с детьми с различными мотивами поведения необходимо по-разному.

    На умышленное поведение ребенка, который хочет привлечь внимание, никогда не нужно обращать то внимание, которое ему необходимо, дабы не закрепить данное поведение. Но подумайте, как найти время для того, чтобы просто уделить ребенку внимание – он нуждается в этом.

    Что касается поведения властолюбцев, лучшее, что может сделать взрослый – демонстрировать свою твердость, лишенную агрессии. При этом необходимо подумать, как ребенку проявить себя позитивно: дать ему право выбора, помочь почувствовать себя в чем-либо компетентным.

    Трудно правильно отреагировать в случае, если мотив поведения – месть. Ведь в этой ситуации обычно и ошибки, и обида взаимные. Естественная реакция родителей – доказать свою правоту и настоять на своем – не работает! Обвинения в ответ только усугубляют проблему, а наказание является для ребенка оправданием новой агрессивности. Надо найти в себе силы и мудрость сделать первый шаг к примирению.

    А вот тому ребенку, который избегает неудачи, нужна поддержка. Не делайте все вместо него, а хвалите даже за незначительный прогресс в умениях, навыках, достижениях.

    1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным.

    2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать – не наказывайте. Даже если уже поняли, что вы мягкие, доверчивые и нерешительны. Никакой «профилактики» никаких наказаний «на всякий случай».

    3. За один раз – одно наказание. Даже если плохих поступков сразу совершено много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному – за каждый поступок. Салат из наказаний – это блюдо не для детской души!

    Наказание – не за счет любви, чтобы не произошло, не оставляйте ребенка без награды и любви, которую он заслуживает.

    4. Срок давности. Лучше совсем не наказывать, чем наказывать с опозданием, некоторые родители наказывают ребенка за плохие поступки, когда уже прошло время, забывая о том, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушений.

    5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как не было. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.

    6. Без унижения. Чтобы не произошло, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как величие вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы неправы, наказание будет действовать только в противоположную сторону.

    7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания ребенок должен бояться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

    Детей воспитывает то, что их окружает!

    1. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

    2. Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

    3. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть нерешительным.

    4. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

    5. Если к ребенку часто проявляют снисходительность – он учится быть выдержанным.

    6. Если ребенка часто подбадривают – он учится быть уверенным в себе.

    7. Если действия ребенка часто одобряют – он учится оценивать себя.

    8. Если с ребенком все всегда честны – он учится быть справедливым.

    9. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным другим – он учится находить в этом мире любовь.

    «Ребенок спрашивает, следовательно, развивается»

    Дошкольное детство психологи называют возрастом исследователей, мыслителей, «почемучек».

    Уже доказано, что вопрос – это один из путей познания ребенком окружающего мира, установления контакта с взрослыми, уточнения представлений и названий предметов.

    Дошкольников интересует все: и явления природы, и бытовые вещи, и жизнь людей, и его собственное существование. В одном случае в вопросе ребенка содержится стремление о чем-то узнать, в другом – потребность утвердиться в своих знаниях, а иногда – это желание заявить о себе.

    Детские вопросы многое могут рассказать нам, взрослым, о малыше. Так по характеру вопросов мы узнаем об интересах, предпочтениях ребенка, его общее умственное развитие, познавательную активность и развитие словарного состава языка.

    Благодаря вопросам ребенок узнает, что все в природе можно объяснить словами, и все имеет свое название. Понятно, что чем больше ребенок получает от взрослых правильных ответов, тем быстрее развивается, усваивает значения слов, названия свойств, отношений, закономерностей, существующих в природе. А потому, уважаемые родители, предлагаем Вам ознакомиться с памяткой для родителей «Как отвечать на детские вопросы».

    Фотоотчёт «Чтобы себя защитить, надо себя изучить» В детском саду проводят множество занятий по различным темам,одно из них посвящено валеологии. Валеология – это формирование у детей знаний.

    Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

    Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

    Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок плохо кушает» Все родители желают своим детям здоровья и хотят, чтобы их ребёнок не болел, вырос красивым, сильным. Этого можно добиться, если ребёнку,.

    Консультация для родителей «Почему дети хотят иметь собаку» Уважаемые коллеги! Наверняка каждый из вас, воспитывая своих детей, сталкивался с острой необходимостью заведения домашнего питомца. Желание.

    Консультация для родителей «Почему дети нас не слышат?» А приходилось ли вам сталкиваться с таким обстоятельством, когда приходится ребёнку повторять несколько раз одно и то же, обращаться с просьбой.

    Почему ребенок ведет себя плохо, причины такого поведения и что делать

    Воспитание детей — процесс, который требует от родителей больших усилий. По мере взросления ребенок начинает вести себя плохо. Чтобы наладить отношения с малышом, придется разобраться в причинах такого поведения.

    Самые частые причины плохого поведения ребенка

    Ежедневно общаясь с детьми, родители и не подозревают, в каких моментах ведут себя неправильно. То, что кажется им привычным и приемлемым, может негативно отразиться на малыше. Человеку кажется, что он воспитывает своих детей должным образом, в то время нанося им вред. После возникает вопрос, почему так происходит?

    Дефицит внимания

    Считается самой распространенной причиной. Если малыш пытается поговорить с родителями, а они отказываются взаимодействовать, его поведение меняется. Он находит другой способ привлечь старших к собственной персоне — непослушание.

    Как только малыш натворил что-то плохое, родители тут же обращают на него внимание.

    Дети нуждаются в частом контакте с собственными родителями. Потребность во внимании по важности можно сравнить с потребностью в еде и отдыхе.

    Тотальная опека родителей

    Чрезмерная забота со стороны родителей делает его несчастным по жизни. Взрослея, он привыкает, что родители решают за него все проблемы. Вступая во взрослую жизнь, он сталкивается со многими трудностями, которые не может решить самостоятельно.

    Это мешает ему контактировать с людьми и добиваться поставленных целей. Нельзя все делать за детей. Необходимо позволять им быть уверенным в принятии собственных решений.

    Постоянная критика со стороны взрослых

    Когда малыша все время критикуют, он становится неуверенным в себе. Если у него будет что-то не получаться, он даже не будет стараться и все время винить себя за неудачи. Критика со стороны близких людей, неприятности и неудачи рано или поздно сломают человека.

    Чрезмерная требовательность

    Что бы малыш не сделал, родители всегда требуют от него еще большего. Он очень старается, пытаясь угодить им, забывая о собственных желаниях. От него требуют совершенства, что не по силам каждому человеку.

    Что делать, если ребенок плохо себя ведет?

    В каждой семье возникают проблемы в общении с детьми, и это нормально. В такие моменты не стоит ругать и винить его в плохом поведении. Куда важнее разобраться с ситуаций и выявить причину такого поведения.

    Контроль режима сна

    Важную роль во время роста и развития малыша играет отдых. Если организм испытывает недостаток сна, это отображается на поведении.

    Ребенок становится гиперактивным, ему сложно общаться со сверстниками, в результате чего возникают проблемы эмоционального характера.

    Исследования, проводимые учеными, показали, как только нормализуется сон, поменяется и поведение в лучшую сторону. Между этими двумя понятиями прослеживается четкая связь. Следовательно, поведение может измениться.

    Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

    С самого раннего детства родители должны объяснить ребенку отличие этих двух понятий. Причем делается это сразу, не ожидая, что малыш повзрослеет. Характер начинает формироваться с рождения, и важно заложить в сознательность малыша правильную «базу».

    Взрослые могут закрывать глаза на действия малыша, в то время как они наносят вред окружающим людям.

    В раннем возрасте дети не понимают, что делать хорошо, а что плохо. Если не объяснять им этого на конкретных жизненных примерах, в дальнейшем могут сами пострадать от их поведения.

    Похвала для выработки модели поведения

    Улучшить поведение маленького члена семьи поможет поддержка со стороны родителей. Если говорить ему, какой он молодец, и восхищаться его стараниями, ребенок станет открытым и будет больше доверять близким. Причем делать это нужно как можно чаще, отрываясь от повседневных дел.

    Малыш нуждается в похвале, даже если сделал что-то незначительное. Это его маленькая победа. Хвалить нужно также в том случае, если он старается что-то сделать, а у него не получается. Малыш будет чувствовать, что его ценят, и это станет для него наилучшей мотивацией стараться сделать еще лучше.

    Не идти на уступки ребенку

    Всем родителям знакома ситуация, когда малыш пребывает в плохом настроении, поскольку не получает того, что требует. Это становится причиной развития истерики.

    В таком случае можно поступить одним из двух способов:

    1. Твердо стоять на своем и не сдавать позиций.
    2. Дать ему то, что он просит, пока истерика не набрала силу.

    Малыш выпрашивает у родителей что-то, но те не соглашаются. После продолжительного нытья он получает то, что хотел, и его настроение улучшается. Со временем он понимает, что таким образом может выпросить у родителей все.

    Правильное поведение взрослых в подобных ситуациях должно быть четким. Чтобы не началась истерика, желание ребенка лучше исполнить. Не менять поведения и стоять на своем при отказе выполнить просьбу. Взрослых не должны волновать крики и плач малыша.

    Ошибки родителей в воспитании детей

    Жизнь каждого человека меняется, когда он становится родителем. С ощущением ответственности за новых членов семьи приходит осознанность, что они должны вырасти хорошими и счастливыми людьми. Взрослым кажется, что они все правильно делают, пользуясь популярными методами воспитания детей и слушая советы друзей, но получают противоположный эффект.

    Существует некая закономерность — взрослые пользуются моделью воспитания своих детей, которая была снята с их родителей. Вместо доверительных отношений можно добиться только непонимания. К счастью многих проблем можно избежать, если не совершать некоторых ошибок.

    Не показывать детям свою злость

    Взрослые часто реагируют на поведение детей неправильно. Они начинают кричать, злиться и говорят такие слова, которых никогда не должен слышать ребенок. Причиной злости и агрессии не является сам малыш. В большинстве случаев родители проявляют свое недовольство жизнью.

    В подобных ситуациях взрослые не пытаются выяснить, кто прав, а кто виноват. Череда неприятностей давит на них, и они срываются на собственных детях. Делать это категорически запрещено.

    Не читайте нотации

    Сделать замечание — это допустимо и совершенно нормально, но никто не выдержит частых и длительных нотаций. Родители, если они не довольны поступками детей, часто ставят в пример их сверстников. Никакого положительного эффекта это не дает. После подобных диалогов ребенок начинает ненавидеть своих друзей.

    Им кажется, что родители его не любят. Критика всегда вызывает протест, желание защищаться и доказывать свою правоту. Со временем слова родителей утрачивают для детей ценность. Лучше сказать спокойно и доходчиво, иначе малыш будет сопротивляться.

    Не снимайте «золотые звездочки» за нарушение правил

    Контролировать поведение малыша помогут специальные таблички. С их помощью родители добиваются от детей выполнения своих просьб. Если он правильно себя ведет — убирает в комнате, собирает разбросанные игрушки и хорошо ест, на табличку крепятся звезды.

    Табличка со звездами — эффективный способ договориться с детьми. Видя, что за хорошие поступки и достижения он получает похвалу, старается еще больше. Малыш заслужил каждую звездочку. Если по каким-то причинам он повел себя плохо, звездочку нельзя отнимать, лучше настоять на том, что за проступок он не получит новой.

    Не ставьте малышей в угол

    Почему нельзя пользоваться данным методом:

    1. Отсутствие уважения к человеку. Ребенок, простоявший в углу без общения и способности совершать движения, не заслуживает такого жесткого наказания.
    2. Отсутствие результативности. Большинство детей не понимают, почему заслужили наказание подобного рода. Ребенок, который оказался в такой обстановке, не может обдумать свой поступок. Смысл наказания теряется, и родители не смогут ничего донести малышу. Он больше не будет совершать тех действий, из-за которых его поставили в угол.

    К чему приводит подобный метод наказания? Взрослый человек, которого наказывали данным способом, вырастает неуверенным в себе. У него низкая самооценка и нестабильное эмоциональное здоровье. Стараясь показать свое недовольство, ведет себя вызывающе.

    Воспитание на равных

    Родители должны показывать своим детям мир таким, каким он есть. Если малыш научится разделять прелести и опасности, ему будет легче на этапах взросления. Взамен такому учению родители получат уважение и адекватное поведение со стороны своих детей.

    Выстраивание отношений с ребенком при помощи одной модели поведения

    Еще одна ошибка, которую допускают взрослые при воспитании детей. Различные психологи дают советы, как вести себя с малышом. Каждый родитель имеет свои взгляды на жизнь, и это говорит о том, что в семье используются две модели воспитания.

    Сделать правильную расстановку границ помогут различные приемы при воспитании. В психологии принято считать, что дети являются большими консерваторами. Чтобы запомнить основную информацию, им необходимо следовать определенным правилам. Таким образом они соблюдают режим. Вот почему один и тот же ребенок ведет себя по-разному в гостях, школе и домашней обстановке.

    При воспитании малыша никогда не бывает легко. Родителям свойственно делать ошибки, и это нормально. Важно вовремя распознать ситуацию, которая развивается неправильным путем, и начать действовать.

    Ребёнок плохо себя ведёт? Вот 10 способов обойтись без ругани

    Если ребёнок совсем отбился от рук, вредничает и хулиганит, попробуйте на него не ругаться. Очень сложно, правда? Но стоит постараться. Чем больше мы ругаем детей, тем хуже они часто себя ведут. Трудно поверить, но каждый ребёнок хочет быть хорошим, по крайней мере, он очень старается.

    Как рассуждает взрослый: сейчас поругаю (отругаю), он задумается о своём поведении, поймёт, что неправ и исправится. (Три раза ха!).

    Как рассуждает ребёнок: какая-то злая мама (или папа), мне не нравится, может быть, сделать ей какую-нибудь гадость. Не всегда так, но бывает.

    Отруганный ребёнок крайне редко думает о своём поведении. Он думает о том, как он сильно сердится на своих родителей. Помните Эмиля в столярке в книге «Эмиль из Лённеберги»? Себя в детстве?

    Почему ругань усугубляет плохое поведение? Для ребёнка крайне важна надёжная привязанность ко значимому взрослому. Ругань — это сигнал о беспомощности взрослого, его ненадёжности. Все системы бьют тревогу. Тут уж не до хорошего поведения. Замкнутый круг. Только взрослый может его разорвать.

    Ругань убивает внутреннюю мотивацию быть хорошим. В норме ребёнок хочет быть хорошим для своего взрослого, хочет быть похожим на него. Представляете, он сам хочет быть хорошим. Пусть у него не всегда это выходит, он старается. Когда мы его ругаем, у него не остаётся внутренней мотивации. Вместо этого формируется внешняя мотивация — создать видимость хорошего поведения из страха быть отруганным.

    Как установить дисциплину без ругани и наказаний?

    1. Ну, если честно, ребёнок вообще не должен всегда-всегда слушаться взрослых. Он отдельная личность, у него может бы своё собственное мнение. Имеет право.

    Как пишет доктор Хаим Гинотт: «Конечная цель воспитания состоит не в том, чтобы воспитать послушного и сговорчивого ребёнка»

    Действительно, хотелось бы, чтобы выросший ребёнок был способен постоять за себя, умел принимать решения и делать выбор. Поэтому, где возможно, давайте ребёнку выбор, позволяйте принимать посильные для него решения, уступайте, идите на компромисс.

    Иногда достаточно отступить всего на полшага, и вот он уже доволен:

    — Мы выходим гулять.

    — Хорошо, доигрывай, через пять минут я к тебе вернусь.

    Через пять минут он уже и не возражает.

    2. Помогите ребёнку хорошо себя вести. Если ребёнок маленький, уберите из зоны доступа всё то, что ему нельзя. Не искушайте зря. Если ребёнок раз за разом делает что-то, чего делать категорически не разрешают, значит, он пока не способен этого не делать.

    Как бы мы ни просили месячного младенца ходить, он не пойдёт. Так и тут. Это не потому, что ребёнок специально вредничает, просто пока он не может. Значит, надо что-то поменять в среде вокруг.

    3. Напоминайте правила: «Сейчас мы войдём, поздоровайся». Только без этого «а что надо сказать…».

    4. Правила должны быть чёткими и понятными. Не «в библиотеке надо хорошо себя вести» (хорошо — это как?), а «в библиотеке разговариваем тихим голосом, не бегаем, книги листаем аккуратно и ставим на место, потому что…».

    5. Правила едины для всей семьи. Мы все и всегда моем руки после улицы. Все чистят зубы два раза в день.

    6. Поддерживайте в ребёнке добрые намерения. Даже если изначально намерения были так себе: «Да, я видела, что ты хотел помочь сестре и уронил её случайно», «Ты не рассчитал силу и не ожидал, что толкнёшь Васю так сильно. Ты не хотел его обидеть. Будь внимательнее».

    7. Не воспитывайте ребёнка в момент эмоционального взрыва: гнев, истерика, сильное расстройство. Бесполезно. Проблемную ситуацию лучше обсудить потом, в спокойной обстановке.

    8. Когда сдерживаться уже невозможно и кажется, что вот-вот взорвётесь, используйте тайм-аут. Для себя. «Ой, у меня суп убегает. Через пять минут вернусь». И бегом на кухню, медитировать, делать дыхательные упражнения, разговаривать с водой, стоять в планке. Кому что помогает.

    9. Настраивайте ребёнка на себя. Смотрим в глаза, улыбаемся и задаём вопросы, на которые ребёнок точно ответит «да»: «Ты играешь в машинки? Это твои любимые игрушки? Понравилось тебе на прогулке?». Потом даём указание. Не используйте завладевание вниманием только для выдачи указаний. Просто так время от времени настраивайте ребёнка на себя.

    10. Если ребёнка очень часто ругают, а он становится всё вреднее, то, вероятнее всего, в нём включился механизм сопротивления. Это такой специальный механизм, позволяющий нам сохранить себя. У вас он тоже есть. Ведь правда очень хочется ещё сильнее сгорбиться, когда родная мать внезапно дубасит вас по спине и говорит: «Выпрями спину!».

    Как справиться с противлением? Попробуйте поменьше ругать ребёнка. В этом вам помогут девять пунктов из списка выше.

    Ребенок плохо себя ведет. Что делать?

    Экологичное родительство: Все ситуации, которые мне сейчас пришли в голову, так или иначе ведут нас к нам самим — к нашему отношению к детям.

    Пришло время систематизировать мне сегодняшнее понимание про плохое детское поведение. Вот, к чему я пришла

    1. Правильно оцениваем ситуацию или насколько плохо залезать рукой в кашу

    Есть такие ситуации, как: размазывание разлитого сока на столе, залезание рукой в кашу, специальное рассыпание чего угодно сыпучего и трудно собираемого, поливание книг водой, порча дорогих вещей и проч.

    Чаще всего, это происходит в 2-4 летнем возрасте и говорит лишь о развитии ребенка, его интересе к разным процессам, с которыми он сталкивается в быту. Это не значит, что надо разрешить размазывание гуаши из тюбиков по белому дивану (или зеленому дивану). Это значит, что надо этот интерес заметить и перенести в «официальную зону» — разложить газету на полу, купить недорогие краски и разрешить ребенку побаловаться.

    Более того, надо сделать это вместе! Снять стресс и порадоваться!

    Если досуг ребенка будет разнообразен, то свою фантазию он будет применять не во время обеда, а во время интересного досуга с мамой или воспитателем в детском саду. Посмотрите, что интересует ребенка, найдите этим интересам развитие, которое понравилось бы и вам, и ему. Такой подход поможет не только убрать острые ситуации, но и установить доверие.

    Я часто говорила себе: «Но он же все уже знает! Ему 4 года, он прекрасно знает, что так делать нельзя. Я повторяю ему это по 100 раз в день. Но он делает мне это на зло!»

    Надо сказать, мне сейчас очень стыдно перед своим сыном. Я долгое время считала его плохим. Я не понимала, почему он поступает плохо, хотя знает, что это плохо. А потом еще стоит передо мной и молчит, или плачет, или практически хамит мне в глаза.

    Шло время. Я мучилась. Мучила сына своим занудством, перетекающим то в слезы, то в крик. Потом я поняла одну очень большую для себя вещь.

    Что такое: «он прекрасно знает, что делает плохо!»? Что такое «знать»? Вы знаете, что такое велосипед? А ваш ребенок знает, что такое велосипед? Даже если человек может отличить велосипед от бегемота или радуги и даже может хорошо кататься на нем, это не значит, что он сможет сделать его сам из подручных материалов.

    Знать, иметь представление и когда-то видеть — это три совсем разные вещи.

    Особенно если это касается не материального мира, а внутреннего, духовного.

    Мы все знаем, что Бог есть, что жить надо в добре, а наказывать детей плохо. Но мы не живем так. И это не потому, что мы осознанно хотим жить во зле, а потому что нам не хватает осознанности жить в добре.

    Мы фактически не владеем собой, живем, руководствуясь уже традиционными реакциями. Наши желания и эмоции часто сильнее нас. Что же тогда говорить о ребенке?

    Конечно же, он НЕ ОСОЗНАЕТ, что делает плохо ни в 5, ни в 6 лет, хотя фразу «надо вести себя хорошо!» он слышал много раз.

    Вообще с какого возраста можно говорить об осознанности? Все очень индивидуально. Даже боюсь предложить на обсуждение возраст.

    Могу лишь добавить, что если воспитывать ребенка своим примером, а не словом, тогда у него не будет в голове «мертвого знания», которое мы туда заложили.

    Если ребенок что-то «знает», но все равно ведет себя плохо, надо скорректировать поведение взрослого в этой ситуации. Возможно, «плохую» деятельность, которую не удается изменить, нужно узаконить.

    • Рисуют, например, дети на обоях, так может, стоит выделить им кусок стены, заклеить ее бумагой и разрешить рисовать?
    • Ходит ребенок по лужам, тогда надо купить хорошие резиновые сапоги и ходить по лужам вместе!

    Но, возможно, что ситуация иная. И надо не узаконить плохое поведение, а изменить саму ситуацию. Мальчик бьет младшую сестру из-за того, что она берет его игрушки без разрешения. Внушение, что бить плохо, не помогает. Тогда сами не давайте девочке брать его игрушки. Не пускайте в комнату брата, пока он в школе. Или сложите его игрушки в отдельную коробку. Часто мы боимся жадности и в такой ситуации сами уговариваем сына, чтобы он поделился. Но мы забываем, что каждый имеет право на свою территорию и на свои правила на своей территории. Видимо, эти игрушки очень дороги ему и он не готов ими делиться свободно. Мы же тоже не выставляем свои шкатулки с драгоценностями на всеобщее обозрение гостям и коллегам по работе. Если ребенок будет ощущать себя комфортно, будет знать, что его интерес важен всем, он не будет бояться младшую сестру, будет охотно играть с ней и будет знать, что в трудной ситуации родители помогут им разобраться, не пренебрегая его интересами.

    Мы часто произносим фразу: «Ребенок плохо себя ведет». Но всегда ли это так? В своих ответах на половину писем, которые мне приходят на сайт, я предлагаю родителям пересмотреть свою оценку детского поведения. О чем это говорит? Мы часто ошибаемся. Мы часто не понимаем ребенка, строги к нему. Тогда кто же из нас плохо себя ведет?

    2. Ребенок требует внимания: ноет, плачет или, напротив, пристает с миллионом вопросов

    Мы все знаем, что такое, когда ребенок изводит нас — поиграй, порисуй, почитай, ой, все болит, не хочу спать, не хочу есть, хочу есть. Мы все быстро понимает, что такое поведение — это желание внимания. Но часто мы не знаем, как реагировать. Ребенок продолжает свое, мы раздражаемся, кричим, или наоборот молчим. Нам нравятся тихие примерные понимающие дети, совсем не нравятся сорванцы и назойливые прилипалы.

    Прежде всего, вот эти примерные дети, чаще всего такие не потому, что, правда, в этот момент не хотят ни леденец, ни мультик, а потому, что уже выдрессировались родителями и уже выбрали свою тактику поведения. Они примерные не по-настоящему, а по-искусственному. Именно эти примерные девочки в подростковом возрасте теряют тормоза. Именно эти дети в какие-то моменты по случайности уличаются в плохих, порой очень стыдных, поступках. Поэтому никогда не завидуйте ни этим детям, ни их родителям. За красивой штукатуркой много сюрпризов.

    А вот если ребенок, правда, чуток, то это говорит о чуткости его родителей. Что они делали с самых пеленок своего ребенка? Они давали ему внимание. Делали это с любовью и грамотно: не столько улюлюкивая ребенка, сколько создавая все условия для его развития. Они были внимательны к его личности.

    Поэтому если вдруг Вы поймали себя на том, что какое-то время раздражаетесь на ребенка, а он превратился в нытика или зануду или тараторку, то первое, что надо сделать, это дать ему внимание.

    Кстати, это не значит, что надо разрешить ему намазывать стол бананом и принести еще один банан. Скорее надо предложить помыть руки и дать на выбор ему пару совместных занятий: или рисуем вместе динозавров или клеим самолеты. Пусть выбирает.

    Я часто слышу, что родители боятся дать внимание, потому что тогда ребенок будет вить из них веревки. А вот и нет! Внимание, данное через душевный разговор, сидение на коленях, или общее занятие для души и ума, наоборот, только будет насыщать ребенка любовью и давать ему плацдарм для бОльшей самостоятельности.

    Но бывают ситуации, когда ребенок требует внимания совсем не в подходящий момент — когда Вы говорите по телефону или лично, серьезный разговор и Вы не можете отвлечься. Тогда ребенка можно просто погладить, взять по возможности на колени, но продолжать свое дело. Потом, положив трубку, можно поблагодарить ребенка, что он дал Вам закончить разговор и вот теперь уделить ему внимание. Тогда голод по вам будет меньше, а доверие к вам больше. Ему тогда легче будет дождаться, когда вы в следующий раз освободитесь, не дергая каждую минуту. Ребенок научится брать внимание естественным образом.

    3. Ребенок ведет себя плохо, не реагирует на слова взрослых, словно проверяя на прочность. Родителю уже хочется его подчинить любой ценой

    Когда ребенок проверяет нас на прочность своим плохим поведением, настойчиво стоя на своем, это говорит о том, что внимания ему уже катастрофически мало. Такую ситуацию надо «лечить» внимательным пересмотром всех отношений с ним, своих требований к нему. Надо вернуться к активному слушанию и «я-предложениям» (обязательно читайте Гиппенрейтер). Ваш ребенок заблудился. Ему плохо. И это «плохо» он решил сейчас выместить на этой маленькой ситуации.

    Но ведь и саму ситуацию надо решать. Из нее тоже надо выйти. Прежде всего, мне помогало мое не-участие в соревновании «кто-кого». Сын упрямился по поводу еды. Каждый завтрак был трагедией. Он не ел. Я заставляла есть. Я делала это, потому что знала, что потом он будет плакать у каждого ларька и ныть всю дорогу до бассейна, а потом до дома. Я в своем гневе уже угрожала ему: не возьму в бассейн.

    Но он знал, что не пойти туда я не могу — у меня еще двое детей, которые давно поели и оделись. А оставить его одного дома я тоже не могу, он слишком мал. Мы играли с ним в словесный пинг-понг, который он порой заканчивал полной глухотой к моим словам.

    И вот я поняла, что могу не участвовать в этом соревновании. В одно прекрасное утро я разрешила себе не реагировать на то, что он делает за столом. Я даже не стала после завтрака проверять его тарелку — специально не зашла на кухню, оделась и ушла со всеми детьми по нашим делам. Какое это было счастье! Я и сейчас не знаю, поел тогда мой Леша или нет.

    Но бывают ситуации, когда таким не-участием не отделаешься. Тогда можно, не доходя до кипения, просто предложить ребенку выбор: или кушаем сейчас, или после бассейна дома. Выбирай. Как ты хочешь: сам почистить зубки или чтобы я тебе их почистила? Мы поедем к бабушке после катка или до? Когда ребенок начинает чувствовать, что это ОН решает, что делать, он уже не делит власть с вами, а спокойно принимает решение. Главное тут, чтобы сама мама давала ребенку те варианты, которые готова равно одинаково принять. Иногда даже возможен такой вариант: ты выйдешь сам из комнаты или тебя вывести? Поверьте, это лучше, чем эмоциональный скандал.

    Но все равно и в этой ситуации ключевое, чего хочет ребенок, это внимание! Поэтому стоит хорошо задуматься и разработать список дел, которые можно делать вместе и которые нравятся обоим. Этот список будет «залечивать» детские колючки и не надо уже будет ребенку проверять своего родителя на прочность.

    4. Ребенок специально делает на зло

    Кстати, такое бывает. А иногда он делает на зло не очень осознанно, но тем не менее делает. Обида на родителя может вернуться местью не обязательно в той же ситуации, а в другой: мама не одобряет компанию подростка и критикует за долгие прогулки, он в свою очередь забрасывает учебу. Это просто классика! Мама в сердцах высказалась дочери про ее внешний вид и умственные способности, дочь случайно разбила мамины духи, порвала бусы. Может, это и не осознанно. Но отсутствие раскаяния и понимания ситуации точно ведут к обиде на маму.

    Тут важно остановиться самому, отдышаться и не играть в игру «око за око». Мы сами обидчивы и мстительны. Но пришло время менять это, чтобы в наших детях было больше прощения и милосердия. Пришло время научиться извиняться перед своими детьми и, когда все остыли, искать общие точки соприкосновения. Мы опять вернулись ко вниманию, которого не хватает нашим детям.

    5. Все, что делает ребенок, никуда не годится, хоть не проси

    Мой сын порой так пылесосит квартиру, что лучше бы он этого не делал. Он всем видом показывает, что не умеет это делать. Младшая дочка порой так «устает», что войдя в квартиру, ложится на пол и не может ни куртки расстегнуть, ни шапки снять. В такие минуты добиться от них чего-либо невозможно. Да и не нужно.

    Если речь идет о моих просьбах, я просто не прошу ни о чем, делаю сама и внимательно смотрю — где и когда я пропустила их сигнал бедствия «мама, где ты? ты мне нужна!». Им не хватило внимания, и теперь они ведут себя так.

    Если речь идет не о просьбе, а о делах, которые необходимо делать (уроки, например). То я тогда сначала играю, потом уже напоминаю про уроки. Но не через 10 минут, а когда ребенок насытился по-настоящему.

    Кстати, бывают ситуации, когда все счастливы, а кушать нечего. Тогда варю рис. Режу огурец. Для себя поняла, что порой лучше не помыть посуду и не приготовить ужин, но насытить детей. Иначе через несколько дней меня будут ждать неприятные «сюрпризы».

    6. Ребенок врет

    Мне всегда больно, когда мой ребенок врет. Я воспринимаю это очень болезненно. Моя мама мое вранье называла предательством, меня очень сильно ругали. Я считаю детское вранье большим грехом. Но так ли это?

    Не так давно я поняла, что каждый имеет право на свою территорию, свою тайну. Мама же чаще всего знает до определенного взросления ребенка о нем практически все. Ему спрятаться некуда. Все у нас на виду. Мы и трусы грязные смотрим (и комментируем), и тетради, и листки в тетрадях. Хорошо, если не читаем смс. Не уверена, что мы готовы к такому прилюдному раздеванию, какому подвергаем своих детей.

    Давайте не бояться вранья. Давайте не допытываться и не вытаскивать его наружу, а лечить его косвенно — вниманием, доверием, подбадриванием, поощрением, признанием права выбора.

    В итоге, все ситуации, которые мне сейчас пришли в голову, так или иначе ведут нас к нам самим — к нашему отношению к детям, к нашей невнимательности, нечуткости, нашим ошибкам, которые мы методично повторяем день изо дня и еще злимся, что дела из рук вон плохо. Давайте не бояться применить фантазию, душу, ум для того, чтобы построить те отношения, которые мы хотим. Это самое важное в жизни! опубликовано econet.ru

    Автор: Анна Демидова

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

    Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
    Подпишитесь на наш ФБ:

    Разбор полетов: Почему ребенок плохо себя ведет?

    Самая частая проблема, с которой родители обращаются к психологу – это осознание того, что ребенок их не слушается. «Он ведет себя так, как ему нравится, игнорирует мои замечания, или поступает им наперекор». Как поступать в этом случае? Что делать, чтобы ребенок начал прислушивался к мнению взрослого?

    Разбирая типичные ситуации детского непослушания, я пришла к выводу, который мало понравится читателям этой статьи. В большинстве случаев неповиновения и капризов ребенка «виноваты» родители, а не сам малыш.

    И это не попытка обвинить взрослых в неправильном воспитании ребенка, а стремление им помочь осознать свои ошибки.

    Как только вы поймете, что хочет сказать капризами и истериками ваш ребенок, вы подберете ключик к его хорошему настроению и безукоризненному поведению дома, в детском саду и на улице.

    Начать нужно с самого простого. Перестать перекладывать вину на кризис трех лет, переходной период и прочие этапы взросления ребенка. Все перечисленное, безусловно, накладывает свой отпечаток на его поведение, но не является единственной причиной возникновения капризов.

    Почему ребенок не слушается? Что мы делаем не так?

    Маленькие дети никогда не ведут себя плохо просто из вредности, желания насолить взрослому или испортить ему настроение. Неосознанно дети преследует свои цели, и именно от последних зависит то, как надо взрослым себя вести. Разберем 4 самые распространенные ситуации.

    Ситуация 1: Ребенок хочет привлечь к себе внимание

    Моя подруга Нина работает дома. Готовит материалы в печатные издания, потому много времени проводит за компьютером. Трудится в основном, пока ребенок находится в детском саду, но если он заболевает, ей приходится работать вместе с ним дома, в одной комнате. Внимания болеющему ребенку в этом случае уделяется меньше, чем хотелось бы. Но выбора у матери, увы, нет.

    Во время написания очередной статьи, сын моей подруги начал баловаться – закрывал маме экран компьютера детской книгой, пытался выключить системный блок и настойчиво крутил в разные стороны вращающееся кресло, в котором сидела мама. Когда терпение матери лопнуло, она резко отругала малыша и отправила его «думать о своем поведении» в другую комнату. Стоит ли говорить, что обиженный ребенок потом плохо вел себя весь день?

    Что произошло? Болеющему ребенку нужно внимание. Конечно, мать уделяет его в меру своих возможностей. Строго по времени выдает ребенку микстуры и капли, пытается увлечь его рисованием или просмотром мультфильмов. Но ребенок находится в том нежном возрасте, когда ему очень нужны ласка, одобрение, забота матери. А она работает, неотрывно смотрит в монитор и быстро стучит пальчиками по клавиатуре. Вот ребенок и пытается отвлечь маму от работы, заставить обратить на него ее внимание.

    Для ребенка страшнее всего безразличие, отсутствие положительных эмоций в виде ласки, нежности, любви. Он считает, пусть лучше меня отшлепают или отругают, чем просто не замечают.

    Как правильно поступить взрослому? Во время работы матери нужно не забывать уделять внимание своему ребенку. Делать небольшие перерывы каждый час, чтобы вместе с ним возвести замок из деталей конструктора, нарисовать забавного мишку на листе бумаги или обсудить просмотренный ребенком мультфильм. Оптимально распределить время: «сейчас я работаю, а через 40 минут мы вместе сделаем это». Если условия договора устроят ребенка, все будут довольны – и мама, и малыш. Пока мама будет трудиться, ребенок сам найдет себе занятие и перестанет баловаться. Ведь он будет знать, что скоро мама закончит и будет с ним играть.

    Ситуация 2: Ребенок неосознанно мстит

    Когда мама пришла в детский сад забирать Диму домой, воспитатель пожаловался на нежелание ребенка участвовать в детском утреннике: хорошо себя вести на репетиции, петь песни, рассказывать стихи и танцевать. Мама при воспитателе и других детях отругала ребенка. А вечером, когда матери позвонила подруга, ребенок не дал ей поговорить по телефону, громко пел песни, смеялся и кричал.

    Что произошло? Налицо проявление неосознанной мести ребенка. Мама отругала сына в детском саду, а он не дал ей спокойно поговорить по телефону. Заметьте, что все это бессознательно, ребенок действует по внезапно возникшему порыву.

    Как правильно поступить взрослому? Золотое правило воспитания: наказание должно быть адекватным по отношению к проступку. Прежде чем наказывать ребенка, надо выяснить степень его вины. Не стоило ругать ребенка на глазах у воспитателя и других детей, для начала нужно было разобраться в причинах нежелания ребенка готовиться к утреннику. А делать это лучше всего дома, в комфортной для ребенка обстановке.

    Где-то в глубине души ребенок уверен, что у него перед родителями «презумпция невиновности». Его не будут наказывать, не разобравшись в причинах плохого поведения. Здесь же произошел сбой программы, мама услышала о проступке и сразу наказала. Чтобы дать выход обиде ребенок устраивает “показательное выступление”.

    Ситуация 3: Ребенок боится неудачи

    Мама предложила ребенку поиграть в спортивные игры. Дома на ковре сделала из кеглей дорожку и дала сыну маленький мячик, чтобы он сбивал кегли. Когда ребенок бросил мяч, он полетел в противоположную от кеглей сторону. Сын очень расстроился, посбивал кегли ногами и убежал из комнаты. После весь день капризничал и был в плохом настроении.

    Что произошло? Эта ситуация типична для семьи, в которой родители воспитывают ребенка в режиме гиперопеки. Постоянно одергивают малыша: «Не лезь, упадешь!», «Не трогай, испачкаешься!», «Не пей горячее!». Рано или поздно ребенок приходит к выводу, лучше ничего не делать, чем сделать что-нибудь не так. У него развивается комплекс неполноценности, каждая неудача глубоко ранит ребенка. Чтобы дать выход беспокойству, злобе и агрессии, он начинает плохо себя вести.

    Как правильно поступить взрослому? Выстроить абсолютно новую линию поведения, перестать опекать ребенка и растить из него закомплексованого неудачника. Позволить малышу, где это относительно безопасно, самому прочувствовать последствия своих действий. Быстро бежал и упал? – Надо внимательнее смотреть под ноги!

    Параллельно объяснить ребенку, что у всех бывают неудачи. Мало какие дела получаются хорошо с первого раза, но каждый человек может научиться делать то, что ему хочется.

    Ситуация 4: Ребенок не умеет справляться с негативными эмоциями

    Девочка Катя вместе с мамой возвращалась домой из детского сада. Случайно поскользнулась на дороге, упала и больно ударилась. После этого стала плакать. Мама успокоила ребенка, но весь вечер Катя была грустной и вела себя плохо, капризничала, не слушалась. На замечания мамы не реагировала, все просьбы воспринимала в штыки.

    Что произошло? В нашем обществе существует мнение, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев и плохое настроение. Если ребенок капризничает, плачет и демонстрирует неповиновение, родители стремятся как можно скорее подавить его непослушание. Способы для этого выбираются самые разные: угрозы, крик, шлепки и т.д. Когда чаша терпения у ребенка переполняется, “излишки” гнева начинают выплескиваться наружу «под горячую руку». Выходят истерикой, слезами, непослушанием и плохим поведением. Это как раз то, что произошло в описанной ситуации.

    Как правильно поступить взрослому? Научить ребенка справляться со своими негативными эмоциями. Если ребенок испытывает чувство гнева, позвольте ему высказаться. Дайте ему то, что он от вас ждет – внимание, сочувствие, нежность и участие. Для коррекции поведения ребенка в обществе заготовьте заблаговременно «кодовую фразу». Например, если во время игры в детском саду ребенка обидели ровесники, и он разозлился, можно посоветовать ему в таких ситуациях отходить в сторонку и говорить «Я сердит!». Немного успокоившись, переключать свое внимание на положительные эмоции, пробовать заняться другим делом. Такая тактика дает выход обиде и гневу, освобождает ребенка от лишних переживаний.

    Каждый раз сталкиваясь с плохим поведением ребенка, родителям нужно искать «корень» проблемы. Смотреть, видеть и понимать, что хочет сказать вам малыш. Научить его добиваться желаемого хорошими методами. Например, если ребенку не хватает внимания, достаточно подойти и обнять маму. Мама обязательно обнимет малыша в ответ, поцелует и приласкает. И плохое настроение сразу же уйдет.

    Читайте также:  6 правил воспитания детей от еврейских мам. Их мудрые советы пригодятся каждому!
    Ссылка на основную публикацию