Приучаем ребенка к порядку в доме, или как воспитать помощника

Как приучить ребенка к порядку: воспитываем маленького помощника

Как приучить ребенка к порядку? Научить самостоятельно складывать игрушки, помогать маме с уборкой? Думаете, это нереально? Все возможно, если следовать нашим рекомендациям и проявить терпение и настойчивость.


olga-krav4enko.livejournal.com

О, сколько неприличных слов было сказано родителями, которые сотню раз спотыкались об игрушки, наступали ночью на мелкие детальки конструктора. Чем старше становится ребенок, тем больше «богатства» накапливается в квартире. Глядя на картинки с веселым дизайном детской комнаты, вы просто не можете поверить, что у кого-то в доме игрушки сложены в шкаф, и не мамой, а улыбающимся малышом. Как приучить ребенка к порядку, чтобы он складывал свои вещи без криков и истерик? Думаю, подобный вопрос задают себе ежедневно миллионы родителей.

С какого возраста начинать?

Современные мамы и папы иногда излишне оберегают свое чадо. «Наработается еще за жизнь». В итоге, ребенок, который не приучен работать, не только отказывается выполнять поручения старших, но впоследствии не хочет делать уроки, следовать требованиям воспитателя и учителя. Вопрос не только в чистоте.

Вы учите ребенка быть самостоятельным и ответственным,
он привыкает проявлять усилие, даже, когда не очень хочется.

Если вы все делаете за ребенка, он скоро к этому привыкнет. Он просто не будет знать, что может быть иначе. Вам нужны лишние капризы и избалованность? Нет. Поэтому начинать прививать навык убирать свои игрушки и вещи стоит в возрасте 2 – 3 лет. Не ждите стремительных успехов, ваш малыш еще маленький, но годам к четырем — пяти вы сможете оценить свои старания.

Как приучить ребенка к порядку?

Для начала минимализируйте масштаб уборки – проведите ревизию детских игрушек. Часть из них уже давно не пользуется популярностью у ребенка: надоели или не соответствуют возрасту, что-то давно сломано и восстановлению не подлежит. Не складируйте на балконе и в подвале детское богатство. Еще пригодные игрушки отдайте маленьким родственникам или занесите в «Дом ребенка», предварительно обработав.

gidgood.ru

Малыш подражает вам во всем. Воспользуйтесь этим. Сами кладите вещи на место, обязательно проговаривайте это. Подобное поведение должно быть у всех остальных членов семьи. В этом чаще всего и загвоздка. Папа спешил на работу и оставил двери шкафа открытыми и пр. Все! Вольная жизнь закончилась. Теперь строгие требования к самим себе. И только после этого беремся за воспитание своего чада. Старайтесь не высказывать при ребенке, что вы устали от уборки. Пусть в его представлении это будет обязательным и естественным пунктом режима. Настройте малыша, что пить чай с конфетами вы будете только после того, когда все игрушки будут сложены в контейнер или в шкаф. И никаких компромиссов!

Если вашего примера недостаточно, посмотрите мультфильмы, в которых учат убирать за собой вещи и игрушки. Вот некоторые варианты: «Федорино горе», «Нехочуха», «Лунтик и его друзья. Необычная уборка» серия 356, «Мусти – большая уборка».


www.kraskizhizni.com

Вряд ли малыш будет с энтузиазмом убирать свои игрушки, если вы в это время заслуженно бездельничаете на диване. Уборка должна изначально проходить совместно. Покажите, куда лучше складывать игрушки. Объясните, зачем вы это делаете. В процессе уборки можно вместе петь любимые песни или читать стихи.

Когда работа закончена, похвалите малыша, наградите чем-нибудь вкусненьким, но действуйте аккуратно, т.к. маленький хитрец быстро научится этим пользоваться.

Не стоит ругать ребенка за неубранные игрушки при чужих людях. Выведите его в другую комнату и тихонько объясните, что вам стыдно за бардак, сами вы не справитесь, а вот с маленьким помощником дело пойдет значительно быстрее. Вы – команда единомышленников.

Превратите уборку в увлекательную игру. Машинки не просто складываются в коробку, а едут в гараж.


deti86.ru

Устройте соревнование: кто быстрее соберет детальки от конструктора, кто первый сложит вещи: мама детские или дочка кукольные.

Попробуйте устроить уборку на время. Поставьте на видное место песочные часы, которые будут стимулировать ребенка.

Заинтересовал опыт одной мамы, которая читала книжку вслух в то время, когда малыш убирал свои вещи. Как только труженник останавливался, мама тоже прекращала чтение. Польза от такой уборки очевидна.

Если ребенок отказывается убирать игрушки, во время сна просто спрячьте их. Предварительно прочитайте сказку на эту тему. Расскажите, куда сбегают игрушки, если их не расставить по местам. Проснувшись, юный неряха изрядно перенервничает, когда узнает, что от него сбежали все, даже колесики от сломанной машинки.

Не получилось? Что ж, пусть лентяй оценит весь дискомфорт, связанный с беспорядком. Когда ему понадобится деталька от машины или конструктора, не помогайте и не ищите вместе с ним. Пусть он почувствует, насколько сложно сориентироваться в бардаке. Это вариант для детей постарше, т.к. малыш двух — трех лет просто закатит истерику.


vskormi.ru

Предложите ребенку самостоятельно определить место для игрушек. Пусть он сам в магазине выберет контейнеры. Ваша задача помочь определиться с размерами и количеством емкостей. Как бы потом не возникла проблема с уборкой самих контейнеров.

С ребенком постарше рассортируйте игрушки по коробочкам, которые можно подписать. Например, «Одежда для кукол», «Детали от машинок», «Конструктор». Важно, чтобы ребенок сам наклеил надписи или подписал коробочки – ответственность усиливается.

Если ваш юный помощник достиг возраста семи-восьми лет, стоит определить ему ежедневные или еженедельные обязанности. Предложите несколько вариантов на выбор. Хорошо, когда у вас будет дружная команда: мама моет пол, а дочка вытирает пыль. Учитывайте физические возможности ребенка и возраст. Даже, если ваш малыш справился не совсем качественно, не переделывайте работу вслед за ним. Подчеркивайте его достижения и не забывайте хвалить.

Не расстраивайтесь, если у вас в доме по-прежнему нет идеального порядка. Его и не должно быть, когда в доме есть маленький исследователь. У Ивановых двое детей и собака и всегда чистота? Тщательнее убирайте в доме перед приходом Ивановых, чтобы не комплексовать. Не старайтесь воспитать малыша маниакальным педантом, просто объясняйте ему, зачем нужен порядок в доме, как это красиво и удобно.

Уважаемые читатели! Расскажите, как вы приучаете своих детей к порядку? Какую работу по дому выполняет ребенок? Убирает ли сам игрушки? Ждем ответов в комментариях.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

  • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
  • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
  • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
  • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
  • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
  • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
  • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.

“Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся. Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства. Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?”

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1. Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

Читайте также:  Почему дети хамят: что делать родителям

У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Кризис 3 лет у ребенка

Правила развития мозга ребенка

Как правильно хвалить ребенка

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

    Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты. Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное – научите хорошо.

  • Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  • Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  • Родители платят.

    Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  • Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  • Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  • Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  • Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.

    «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,

    «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,

    «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

    Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».

    Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь – это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

    Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

    Как приучать ребенка к порядку и дисциплине? Мудрые советы

    Здравствуйте, дорогие мои читатели! Почти все родители мечтают, чтобы их чадо отличалось трудолюбием, соблюдало распорядок дня, было знакомо с дисциплиной и любило порядок. По сути, без этих качеств вряд ли возможен какой-то успех и счастье в жизни. Поэтому они весьма желательны, для каждого человека.

    И прививать их нужно, как говорят, «с младых ногтей». Как приучать ребенка к порядку? Как сделать так, чтобы он добровольно убирался и в комнате у себя, и в шкафу? Здесь, в этой статье – мудрые советы, мнения психологов, интересные приемы и более глубокий взгляд на этот вопрос.

    Ученые нашли причину!?

    Оказывается, нельзя наказывать подростка, у которого в комнате откровенный бардак! Он в этом почти не виноват. Так, по крайней мере, утверждают специалисты Института психических заболеваний. Они изучали мозг с применением томографии.

    И выяснили, что лобовая часть мозга, отвечающая за последовательность и порядок действий, у подростков лишь только развивается. И полностью созревает она лишь к 19 годам. Так что, возможно, ваш подросток просто не способен наводить и поддерживать идеальный порядок – пока!

    8 советов как приучать ребенка к порядку

    Однако, несмотря на открытие ученых, описанное выше, приучать к порядку все-таки нужно. И следующие 8 рекомендаций вам в этом помогут.

    Я не обещаю, что ваш ребенок быстренько осознает – порядок превыше всего! И вдруг от души полюбит уборку и систематизацию рубашек.

    Но то, что следующие действия помогут постепенно (и главное – без насилия) приучить его к «порядочности» от слова «порядок» — это точно!

    Итак, 8 рекомендаций:

    1. Есть пословица, что «от росинки не родятся апельсинки». А у родителей нерях практически никогда не рождаются дети — любители порядка. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок убирал, то будьте сами ему примером! Поддерживайте порядок в своих вещах, чистоту в жилище. Придерживайтесь распорядка дня, хотя бы примерно.
    2. Старайтесь не кричать и ни в коем случае не бить своего сына или дочь. Единственным наказанием за откровенный бардак может быть лишение каких то удовольствий. Например, сладкого или компьютерных игр .
    3. Не ленитесь объяснять сыну или дочке, почему так важно поддерживать чистоту, класть вещи на свои места. Рассказывайте о плюсах такого подхода, об экономии времени и сил.
    4. Заставить малыша убраться можно единственным способом – превратив уборку в захватывающую игру! Можно устроить соревнование «кто более меткий», попадая кубиками в коробку. А также затеять конкурс «найди все машинки». Наконец — поиграть в роботов, двигаясь особым образом, во время уборки. При этом играть лучше под энергичную музыку.
    5. Не ставьте ультиматумов, а помогайте ребенку. То есть — начинайте уборку вместе. Учите его систематизировать предметы и хранить их с умом. В то же время, не требуйте вдруг идеальной чистоты в комнате. Так, вы только вызовите злость и обиду. Помогайте, объясняйте, делайте вместе (но не «вместо» чада). И все получится!
    6. Никогда не делайте уборку наказанием. Так вы только усилите негативную реакцию. Наоборот, сделайте процесс максимально приятным – включите веселую музыку, а после – угостите дитя чаем с конфеткой, похвалите.
    7. Трезво оценивайте возможности малыша, не требуйте невозможного, и не перегружайте. Лет до 7-8 он просто не понимает, зачем это все нужно, и кому он что «должен».
    8. Ваши главные помощники – последовательность, терпение, постоянство. Наведение порядка и уборка должны стать привычками. Поэтому – делайте все нужное сами, ежедневно. И тогда это станет важной привычкой для ребенка. Возможно, не сразу, и даже не через год. Но точно станет!

    История из жизни

    Одна моя знакомая, бухгалтер по профессии, но педагог в душе, придумала интересную штуку. Перед ней стояла задача — как сделать так, чтобы ее сын 5 лет приучился убирать за собой, в его детской комнате. Наконец, она придумала следующее.

    Мальчик очень любил конкретную книжку. И мама согласилась ему ее читать, много раз – как раз во время уборки! И теперь он без проблем убирает все свои вещи, и даже любит наводить порядок, наслаждаясь любимой сказкой! Вы тоже, кстати, можете взять этот метод на вооружение – он работает.

    Необычный подход

    Вам когда-нибудь случалось спотыкаться на лежащий посреди гостиной грузовик или натыкаться на брошенную на полу куклу?

    Так вот, один отец решил эту проблему таким образом.

    — Петя, твои игрушки разбросаны по всему дому. Постоянно на них натыкаешься! Не желаешь ли ты убрать их на место. Или может быть это сделать мне? — сказал отец возвратившись домой с работы.

    — Да пап, убери их сам, — радостно отвечал ничего не подозревающий малыш.

    — Хочу сынок тебя предупредить, что если убирать буду я то тебе придется расстаться с этими игрушками. Но если до того как ложиться спать ты сам наведешь порядок, то и завтра ты опять сможешь ими поиграть. Поэтому не торопись и подумай хорошенько, прежде чем принять окончательное решение — продолжил отец.

    — Итак, Петр, у тебя есть время убрать их самому и оставить их при себе. Однако, если их придется убирать мне, то это будет означать, что эти игрушки тебе не нужны. Следовательно, я их спрячу. И ты сможешь возвращать их по одной только по мере того как без напоминаний будешь наводить порядок в детской комнате самостоятельно — подытожил отец.

    Конечно такой метод подходит для детей, которым в большей мере присуща ответственность. Но как вариант, можно спрятать разбросанные игрушки на несколько дней или даже — на целую неделю.

    Советы психолога

    Кроме того, предлагаю посмотреть советы на видео, как приучать ребенка к порядку:

    Дисциплина и порядок

    Понятие дисциплины

    Что такое дисциплина и как к ней приучить?

    Дисциплина – это способность человека придерживаться определенного распорядка, контролировать свои желания, и делать то, что нужно, в конкретный момент.

    Фактически дисциплина – это приучение деток приспосабливать свои желания к требованиям общества. Научить этому ребенка ой как непросто. И даже личного примера часто недостаточно. Методы будут зависеть от возраста детей.

    Дисциплина и возраст

    Малыши до трех лет – сложные клиенты, в этом плане. Задача родителей – дать им возможность расходовать полностью свою энергию, шалить в меру. И главное – усвоить факторы опасности. Проще говоря, дисциплина для малышей это «нельзя трогать печку и утюг», «нельзя залезать на подоконник» и прочее, в этом же духе.

    Читайте также:  Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

    Если переиначить слова одного известного детского психолога, про родителей, как «тайную опору», то можно сказать вот что. Родители должны набраться терпения, мягко увещевать, твердо запрещать. контейнировать эмоции (правильно относиться к сильным проявлениям эмоций ребенка), поддерживать и хвалить. Но не кричать и не шлепать.

    Детки от 3 до 5 лет – с ними чуть проще. Они уже усвоили главные «нельзя». Более того, они слышат похвалу и воспринимают ее. И направлять их энергию на полезные дела не так уж сложно. Например, с пятилеткой можно составить простое расписание дня. И придумать ему несколько ежедневных домашних обязанностей. Также можно сделать «доску заслуг», и клеить туда звездочки, за каждое хорошее дело. Конечно, не забывайте поощрять и хвалить от души своего ребенка.

    Главное здесь – не перестараться с обязанностями и дисциплиной, давать чаду резвиться вволю и активно хвалить.

    Школьники от 6 до 12 лет должны уже четко знать, что такое дисциплина, порядок, отдых и труд. Можно вместе создать таблицу поощрений, где будут начисляться баллы за каждое полезное дело. И за определенное количество баллов будет полагаться конкретная приятность.

    Я надеюсь, теперь вы точно знаете – как приучать ребенка к порядку.

    Главное – искать подход к каждому ребенку в его воспитании. И прививать эти качества с любовью, но не насильно!

    Да, и расскажите, пожалуйста, в комментариях, какие методы вы применяете для своих детей? Удачи вам, новых креативных идей и терпения! Если статья была для вас полезной и интересной поделитесь ею в социальных сетях, со своими друзьями, у которых есть дети. До новых встреч!

    Как приучить ребенка к порядку?

    Советы для родителей как справиться с ребенком

    Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась. Грязная одежда была разбросана по полу, несвежие носки были распиханы повсюду: под кроватью, за компьютером, на книжных полках. На столе — пустая банка из-под варенья и несметное количество пакетиков от конфет, чипсов и попкорна. Под кроватью валялись использованные полотенца, стены украшали ободранные выцветшие постеры.

    Очень часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. В ходе одного неофициального исследования выяснилось, что большинство ссор между родителями и детьми происходит вовсе не из-за плохого поведения или прогулов в школе. Главной причиной являются беспорядок в комнате ребенка и его нежелание там убирать.

    Родители реагируют на такое поведение ребенка слишком агрессивно: запугивают, стыдят своих детей, не понимая, что подросток просто не замечает беспорядка. Он не нуждается в чистоте.

    Не так давно учены доказали, что причина такого отношения к своему жилищу имеет биологические корни. Изучения с помощью томографии в Институте психических заболеваний показали, что у подростка лобовая часть, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 18-19 лет. Так что, проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать.

    Ну или хотя бы им нужна чья-то помощь. Мы поговорили с тремя женщинами, которые нашли свой собственный подход к данной проблеме. Они смогли приучить своих детей к порядку. Затем мы поинтересовались у профессиональных психологов об эффективности предложенных методов. Вот что мы выяснили.

    Соедините уборку и чтение книг

    Евгения, мама 10-летнего мальчика, читает сыну книгу, в то время как они убираются в комнате. “Так мы прочитали всего “Гарри Поттера” и “Властелина Колец”, — говорит Евгения. — Я сделала это открытие, еще когда сын ходил в садик. Теперь он любит не только чистоту, но и чтение книг, что очень важно”. Если ребенок прекращал уборку и просто слушал, Евгения тоже останавливалась и не продолжала историю до тех пор, пока сын снова не брался за дело. Теперь, когда ее мальчик занят помимо уроков еще кучей дел (футбол, баскетбол и рисование), они наводят порядок в комнате только по выходным.

    Почему это работает

    Евгения не только создала благоприятную обстановку для уборки комнаты, она еще и участвовала в самом процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком. Евгения не навязывала сыну уборку, она не хотела превратить это в наказание. Наоборот, у него появился стимул к наведению порядка в своей комнате. Если ваш ребенок уже вырос из того возраста, когда ему можно читать, попробуйте ставить его любимых исполнителей, пока сын (дочь) убирается в комнате, советует наш психолог.

    Все должно лежать на своих местах

    Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга “Организация вашего пространства”.

    “Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, “Мягкие игрушки” или “Конструкторы”) и сложили туда соответствующие вещи.

    Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: “Сумочки и кошельки”.

    Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. “Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия”, — предположила Александра.

    Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.

    Почему это работает

    Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.

    Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер. Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.

    Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. “Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки , особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат”, — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.

    Помогите ребенку приспособиться к рутинной жизни

    Анна разработала целую систему, по которой дети могли бы выполнять свои домашние обязанности. У Анны два сына (13 и 15 лет). “Всякий ребенок и взрослый могут осваивать один и тот же материал абсолютно разными способами, — рассказывает Анна. — Однажды я, наконец, осознала, что каждый из моих сыновей нуждается в индивидуальных инструкциях по выполнению одного и того же задания, будь то уборка комнаты или домашняя работа”.

    Эта мысль пришла ей, когда одному из мальчиков было 10 лет, а второму 12. “Моему младшему сыну стоило только сказать: “Уберись в комнате”, — и он тут же это делал, его просто нужно было направить. На старшего же не действовало ничего: ни крики, ни уговоры. Тогда я поняла: для выполнения задания ему надо установить последовательность действий. Когда я разделяла работу по пунктам, он легко справлялся с задачей”. Анна начала с того, что попросила его отобрать те журналы, которые можно выкинуть, и те, которые он бы хотел оставить. После этого предложила ему каждый день делать что-нибудь по дому: в понедельник собрать в комнате грязное белье, во вторник сложить ненужные вещи в коробку и т. д.

    “Мой старший сын хочет стать бизнесменом, так что мы пошли в магазин — посмотреть, как обустроен офисный кабинет, какие аксессуары можно было бы приобрести”. А младший сын Анны присмотрел себе множество разноцветных ящиков и коробок, в которые он будет складывать свои игрушки и конструкторы “Лего”.

    “К концу недели в детской все равно царит беспорядок, — говорит Анна, — но я больше не переживаю по этому поводу, потому что уверена — теперь мои мальчики знают, как действовать”.

    Почему это работает

    Каждый родитель должен понимать потребности своего ребенка. “Раньше я тоже постоянно ругала своего ребенка за беспорядок в комнате, — рассказывает психолог Марина Оськина. — Но однажды я увидела, как он читает книжки на полу книжного магазина. Он брал книгу, прочитывал одну главу, затем брал другую, прочитывал главу из нее от начала до конца и ставил на место. После этого случая я поняла, что для меня беспорядок значит вовсе не то же самое, что для моего сына — просто его мир состоит из других, отличных от моего, вещей. Мы договорились с ним, что единственное правило, которое нужно выполнять — не хранить испортившуюся еду в комнате, остальное — на его усмотрение”.

    Терпение и понимание могут принести достойные результаты. Только на своем личном опыте ребенок может понять, насколько важно организовывать свое время и пространство.

    И, наконец, поймите, что никто не идеален! Заметьте: двое из родителей, которые рассказали нам свои истории, признают, что комнаты их детей и по сей день частенько находятся в полном беспорядке. Фраза, которую должен усвоить каждый родитель: “Твоя комната сводит меня с ума, но я все равно тебя люблю”. Помните, что ребенку нужна ваша помощь, он не может приучиться убирать свою комнату, если вы ему не подадите пример. А самое главное, не забывайте, беспорядок — это не причина для ссоры. Любите и берегите друг друга.

    Приучаем ребенка к порядку

    Особенно важно приучить к порядку будущего первоклассника: аккуратность ему теперь пригодится не только дома, но и в школе. Начните с беседы о том, как хорошо и удобно, когда все лежит на своих местах и ничего не надо искать, все дела выполняются вовремя, в комнате чистота, а его самого хвалят за выполнение ответственных поручений как взрослого – ведь он уже почти взрослый, раз идет в школу? Обсудите, что бы он мог сам делать, подскажите, что должен уметь, будучи в статусе школьника. Так, например, необходимо научиться с вечера собирать портфель и готовить одежду на завтра (пусть и с помощью мамы). Запомнить простое правило: пришел из школы – переоделся в домашнее, грязные вещи отнес в корзину для белья. Привыкнуть самому отвечать за свои вещи.

    Комната и личные вещи

    Чтобы ребенок мог поддерживать порядок в детской, необходимо, чтобы у всех вещей в ней было свое место. Постарайтесь выделить ему для этого отдельный шкаф или хотя бы место в общем шкафу, полки для книг, ящики для мелочевки и игрушек, персональное рабочее место. Если нет отдельной комнаты, выделите зону в квартире, за порядок в которой он будет отвечать. Определитесь вместе с ним, что где будет лежать, при необходимости подпишите (или обозначьте соответствующими наклейками) полки и коробки, чтобы он не забыл и не перепутал. Отсутствие необходимости каждый раз вспоминать, куда нужно положить майки, а куда носки существенно облегчит разбор вещей и маме, и детям.

    Читайте также:  Как правильно говорить ребенку “НЕЛЬЗЯ”

    Позвольте ребенку самому выбрать обстановку в своем уголке, повесить плакаты, разложить книги и игрушки, как ему удобно. Чем уютнее ему будет в комнате, тем с большим удовольствием он станет за ней ухаживать.

    Уборка и дела по дому

    Домашние обязанности не должны вызвать у ребенка негативных эмоций. Постарайтесь не критиковать его результаты, иначе от обиды он может вообще отказаться что-то делать. Всегда хвалите за помощь, но не усердствуйте и с материальными поощрениями: дети потом с трудом привыкают работать по дому бесплатно.

    Когда вы хотите добиться, чтобы ребенок сделал именно то, что нужно, задавайте четкие условия выполнения задачи. Не говорите: «Приберись в комнате». Замените на: «Собери игрушки, поставь книги и тетради на полку, положи одежду в шкаф, вытри стол, убрав с него фантики и кружку с чаем, и пропылесось ковер», не заставляя детей догадываться, чего от них хотят, и не оставляя им лазейку для отлынивая, т.к. само по себе понятие «порядок» довольно относительное. Чтобы уборка была не такой скучной, делайте ее вместе, попутно беседуя на любые темы. Или предложите включить музыку, аудиокнигу, фильм, который можно смотреть краем глаза, – так время пролетит намного быстрее.

    Не старайтесь сразу нагрузить вчерашнего малыша уймой дел. Начните с 2-3-х постоянных обязанностей (например, заправлять за собой постель, относить грязные вещи в корзину для белья, собирать портфель), постепенно добавляя новые. Учитывайте, что ему еще приходится ходить в школу, делать уроки, возможно, посещать дополнительные занятия – все это не проходит бесследно для его физического и психического состояния, и организм требует отдыха. Не вводите новых требований в тяжелые для ребенка периоды: начало и конец учебного года, появление нового члена семьи, развод родителей и т.п.

    «Командный центр»

    Первое время вам придется постоянно напоминать ребенку о его новых обязанностях и контролировать их исполнение. Отличный помощник здесь – семейный «командный центр». На большой магнитной или пробковой доске (или даже на дверце холодильника) прикрепите лист с таблицей, где будут записаны все задачи на день или неделю (причем, желательно не только детские, но и родительские). Завершенные дела отмечайте галочкой или любым другим способом. Список можно сделать «интерактивным» – название каждого пункта нанести на отдельный магнит или многоразовую наклейку, сопроводите картинкой и просто переклеивайте их в столбик «Выполнено» по мере осуществления. Так легко даже организовать соревнования, кто больше успеет сделать, между детьми или всеми членами семьи.

    Приучение ребенка к поддержанию порядка на окружающем его пространстве должно быть постоянным процессом – только так можно сформировать привычку. И не забывайте: лучшее, что может убедить ребенказаниматься домашними делами и раскладывать вещи по местам, – личный пример родителей!

    7 секретов, как воспитать в ребенке помощника

    Для многих взрослых наличие в семье маленького ребенка ассоциируется с хаосом и разбросанными повсюду игрушками. На самом деле, если малыш систематически устраивает в доме беспорядок, причину следует искать, в первую очередь, в его воспитании. Психологи утверждают: воспитание в ребенке любви к порядку не просто способствует развитию в нем полезных личностных качеств, но и является немаловажным залогом благополучия его психоэмоционального здоровья. Известно, что дети, регулярно помогающие родителям по дому, как правило, обладают устойчивой адекватной самооценкой, лучше преуспевают в учебе и легче адаптируются в социуме.

    Как правильно вести себя со своим чадом, чтобы взрастить в нем активного, самостоятельного и ответственного домашнего помощника? Портал MedAboutMe раскрывает родителям семь главных секретов успешного воспитания.

    Совместная деятельность малыша и родителей

    Если взрослые систематически практикуют в общении с ребенком фразу «Займись чем-нибудь, мне некогда» или «Иди поиграй, я занята», — впоследствии не стоит удивляться, что растущее чадо не проявляет никакого стремления к участию в полезных домашних мероприятиях.

    Совместная деятельность с родителями — один из важнейших инструментов при воспитании в ребенке чувства ответственности и самостоятельности. Поэтому постарайтесь с ранних лет привлекать малыша к посильным для него домашним мероприятиям. Позвольте ребенку принять участие в лепке пельменей, доверьте ему вытирание тарелок в процессе мытья посуды, поручите перебрать крупу, в то время как вы режете овощи для супа, и т. д.

    Не разграничивайте домашние дела и общение с малышом, а эффективно объединяйте эти процессы. Например, при совместном проведении домашней уборки можно предложить сыну или дочери сочинить интересную сказку о потерявшихся вещах, которые нашлись и заняли свое прежнее место благодаря всезнающему маленькому волшебнику.

    Учитываем характер и возраст ребенка

    Уделяйте внимание изучению склонностей вашего чада к определенному роду деятельности и поручайте малышу выполнение тех задач, которые, на ваш взгляд, наиболее придутся ему по душе. Если вы заметили, что ребенка привлекают занятия, требующие скрупулезного и, при этом, творческого подхода, предложите ему «рассортировать» и красиво расставить игрушки или столовые принадлежности к ужину. Малышу, которому нравятся более «масштабные» работы, можно поручить наведение порядка в бельевом шкафу или уборку мелкого мусора на придомовой территории. Самое главное — придумать интересную мотивацию для занятия и проследить за тем, чтобы ребенок не утратил к нему интереса в процессе деятельности.

    Доверяя ребенку выполнение дел по дому, не забывайте учитывать возраст своего чада. Прежде чем малыш пойдет выносить мусор, убедитесь, что вес пакета для него не слишком тяжел. Планируя начать приучать ребенка к мытью посуды, тщательно взвесьте, насколько безопасным будет для него обращение с ножами и вилками.

    Выполнение работы по дому не должно выступать в качестве наказания за непослушание или скверное поведение; в противном случае, любовь к порядку никогда не войдет у ребенка в привычку. Более того, вы рискуете выработать у малыша стойкую неприязнь к домашним обязанностям. Лучшим стимулом для воспитания в ребенке стремления к аккуратности и чистоте выступит превращение обычных рутинных дел в увлекательную игру. «Волшебная миссия по истреблению микробов», «Укрощение пылевых монстров», «Сказочное появление Феи Чистоты», — согласитесь, все это звучит для маленького помощника совершенно иначе, нежели скучное «уборка пыли» или занудливое «мытье кухонной раковины»!

    Дела по дому не делятся на «мужские» и «женские»

    Если у вас в семье растут разнополые дети, приобщая их к участию в повседневных бытовых делах, акцентируйте внимание на следующем: в большинстве домашних обязанностей не существует каких бы то ни было «половых» разграничений. И мальчики, и девочки должны одинаково уметь наводить порядок в собственной комнате, своевременно выносить мусор и пришивать к своей одежде оторвавшиеся пуговицы. Тема распределения работ «по половому признаку» может быть поднята лишь в том случае, если речь идет о сугубо «мужских» или «женских» мероприятиях; таких, например, как забивание в стену гвоздей или стирка и глажка кухонных полотенец.

    Любое начатое дело должно быть закончено

    Если вы хотите вырастить по-настоящему самостоятельного, ответственного и целеустремленного ребенка, в момент выполнения им работы по дому придерживайтесь принципа «не подгоняй, не ругай и не вмешивайся».

    Наберитесь терпения и позвольте своему чаду довести процесс до полного завершения. Сдержите свои эмоции, если вы видите, что ребенок делает что-то не так или выполняет задачу, по вашему мнению, слишком медленно. Лучше поддержите малыша похвалой, помогите советом, а при необходимости — поищите более эффективную мотивацию к тому, чтобы работа вызывала у ребенка больше энтузиазма.

    Вы много читаете, и мы это ценим!

    Оставьте свой email, чтобы всегда получать важную информацию и сервисы для сохранения вашего здоровья

    Не кричите и не наказывайте ребенка, если он отказывается от выполнения вашего поручения. Возможно, проблема кроется в том, что вы не потрудились объяснить своему чаду важность доверенного ему мероприятия или поручили малышу работу, не соответствующую его возрастным возможностям.

    Не стоит ожидать, что малыш с первых же дней научится выполнять ту или иную задачу идеально; скорее всего, поначалу вам придется многое за ним переделывать. Ворчание и упреки в данном случае едва ли пойдут на пользу. Самое правильное и разумное, что вы можете сделать, — это поблагодарить ребенка за старание и выразить уверенность, что в дальнейшем он будет справляться со своими обязанностями исключительно «на отлично».

    Для родителей, имеющих двух или более малышей, может оказаться полезной практика так называемых «дней дежурства». По мере взросления детей, для них «выделяются» определенные дни недели, требующие выполнения комплекса домашних обязанностей. Таковыми, например, могут являться утренняя уборка кроватей, мытье посуды и поход в магазин за продуктами. При этом каждому ребенку должно быть предоставлено право выбора тех или иных видов домашней работы.

    Вполне возможно, что в процессе планирования «дежурных» обязанностей кто-то из детей выразит желание попробовать себя в незнакомом ему деле (например, выбивать коврики, чистить кухонную плиту или поливать комнатные растения). Задача родителей в таком случае — не только поддержать похвальную инициативу, но и приложить все усилия к тому, чтобы ребенок максимально освоил азы избранного им занятия. Это позволит «убить сразу двух зайцев» — весело провести совместный досуг и привить малышу новые полезные навыки.

    Не скупимся на похвалы!

    Не секрет, что малыши любят делать родителям сюрпризы. Постарайтесь не лишать их такого удовольствия; пусть вымытая чайная чашка, заправленная постель или аккуратно составленная обувь в прихожей станут для вас приятным поводом для искренней похвалы. Осознавая собственную значимость в семье, малыш будет с огромной радостью продолжать заниматься делом, в котором он преуспел в глазах родителей.

    Обязательно благодарите свое чадо за каждое выполненное им поручение. Будьте объективными и справедливыми; не перегружайте ребенка домашними делами, но и не поощряйте в нем лень или пренебрежительное отношение к повседневным обязанностям.

    И, конечно же, не забывайте напоминать малышу о том, как сильно вы его любите; ведь родительские любовь и тепло — самый важный стимул к тому, чтобы ребенок стремился к новым полезным свершениям!

    Денис Игоревич Зеликсон, психолог-консультант, основатель психологического портала PosPsy

    Сегодня психология уделяет большое внимание общению родителей с детьми в процессе воспитания. Мы знаем, что стоит акцентировать внимание на усилиях, которые предпринимает малыш, а не на его врожденных талантах. Ведь убеждения детей относительно своих способностей и возможностей развития собственных навыков оказывают непосредственное влияние на успешность их деятельности.

    Известно, что дети, думающие о себе в категориях «я умный» или «я глупый», хуже учатся в школе по сравнению с теми, кто говорит о себе «я старался» или «я не старался».

    Наряду с этим стоит подчеркивать позитивные черты характера ребенка; то, как он использует или не использует их. Это позволяет ребенку конструировать образ сильных сторон своего Я, что снижает уровень повседневного стресса и делает детей более счастливыми.

    Кроме того, психологи призывают родителей обратить внимание на базовые психологические потребности детей, важнейшей из которых является автономия. Она представляет собой возможность ребенка самостоятельно выбирать род своих занятий и контролировать ход деятельности. Родителям же остается создать детям среду, в которой они могли бы удовлетворять потребность в автономии, как это, например, делается в методике Монтессори.

  • Ссылка на основную публикацию