Почему ребенок должен помогать с домашними делами

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Как приучить подростка помогать по дому

Рекомендации родителям, которые помогут приучить подростка выполнять домашние обязанности

Как приучить подростка помогать по дому

Ваш подросток забывает вынести мусор с такой регулярностью, что вы начинаете думать, будто бы он делает это специально? Придя с улицы, он оставляет свою обувь прямо посреди комнаты? Вы делаете ему замечания и всячески пытаетесь приучить его к порядку, но ничего не помогает? Не волнуйтесь, вы не одиноки. Современные дети гораздо реже помогают родителям по дому, чем дети предыдущего поколения. Недавнее исследование показало, что 82 % родителей в детстве выполняли какие-либо обязанности по дому, но только 28 % из них ожидают того же от своих детей. Такая тенденция непонятна, ведь большинство родителей считают, что дети должны помогать по дому. Те же дети, которые выполняли домашние обязанности, демонстрировали лучшее поведение, успеваемость в школе и сплоченность с семьей.

Возникает вопрос: почему же попытки сотрудничества вызывают у подростка такое сопротивление? Родители испытывают возмущение по этому поводу, потому что они уверены, что ребенок в возрасте 13–14 лет должен убирать за собой. Родители интерпретируют неспособность подростков ухаживать за собой за неблагодарность. Однако, несмотря на то, что подростки уже выглядят довольно взрослыми, они все еще хотят, чтобы о них заботились, как о маленьких детях. Это происходит только дома, поэтому подростки кажутся родителям такими безответственными, ленивыми и капризными. Подростки также склонны искать острые ощущения, потому что в этот период в их мозге особенно активны дофаминовые рецепторы. Именно поэтому они любят идти на риск, но не любят выносить мусор.

Однако это не означает, что вашего сына или дочь нужно освободить от домашних обязанностей. Чтобы избежать споров с подростком, вам следует использовать другую стратегию. Во-первых, не воспринимайте неряшливость и лень ребенка на свой счет. Во-вторых, хотя вам, разумеется, не нравится, что в комнате подростка постоянно царит беспорядок, это не значит, что он вырастет безответственным и ленивым и не достигнет успеха в жизни.

Если вы примете такую позицию, вам легче будет приучить ребенка выполнять домашние обязанности. Ваша задача – не заставить его выполнять работу по дому и даже не заставить его полюбить эту работу, а дать ему понимание, что помощь ценна. Это похоже на то, как вы приучали его к уборкам в комнате, когда он был маленьким. Единственное отличие заключается в том, что раньше ребенок охотно вам подчинялся, а теперь, вероятно, он будет игнорировать ваши просьбы. Поэтому вам следует проявить смекалку.

Вместо того чтобы обвинять подростка в безответственности или заставлять его помогать вам по дому, объясните ему, что домашние обязанности – это возможность для каждого члена семьи позаботиться обо всей семье. Возможно, вашей дочери мытье посуды покажется скучным занятием, но этим можно пожертвовать ради семьи. Рассмотрим несколько советов, которые помогут утвердить в семье принцип «один за всех и все за одного».

Объясните ребенку свои ожидания от него. Напишите ему список дел, которые хотите, чтобы он выполнил. Например:

  • помыть посуду;
  • вытереть посуду и сложить ее в кухонный шкаф;
  • вымыть и высушить кастрюли;
  • вытереть обеденный стол.

Устройте подростку «курс молодого бойца». Чтобы он мог правильно выполнять домашние обязанности, позвольте ему практиковаться в их выполнении снова и снова, пока он не научится выполнять то или иное действие хорошо. Например, наблюдайте за тем, насколько хорошо у ребенка получается накрывать на стол, мыть посуду и т.д., а затем, через несколько часов, снова поставьте ему такую же задачу.

Еженедельно определяйте время для уборки. Каждые выходные выделяйте время, когда все члены семьи будут заниматься уборкой. Это может подразумевать уборку в комнатах, во дворе или выполнение каких-то особых задач. Удостоверьтесь, что работу можно выполнить за несколько часов. Не позволяйте ребенку (или супругу) в течение этого времени заниматься чем-то еще, кроме уборки.

Устройте праздник по поводу окончания уборки. Когда вы выполните все запланированные задания, придумайте что-нибудь веселое. Например, можно провести в кафе семейный ужин или поесть вместе мороженого.

Предлагать ли ребенку вознаграждение за выполненную работу? Вознаграждение за домашнюю работу дает ребенку четкое и ошибочное понимание того, что без вознаграждения не стоит ни накрывать на стол, ни выносить мусор, ни застилать кровать. Вознаграждение превращает домашнюю работу в коммерческую сделку и учит ребенка, что единственная мотивация выполнять какие-либо обязанности по дому – материальное вознаграждение.

Следующие правила требуют от вас следовать принципу «одного напоминания»

Создавайте естественные последствия. Например, одна мама говорила своим детям, чтобы они складывали свое грязное белье в корзину до вторника, потому что среда была днем стирки. В противном случае им пришлось бы ждать неделю до следующей стирки или стирать свои вещи самостоятельно.

Если ребенок бросает вещи, не убирайте их. Если ребенок оставляет вещи в ненадлежащем месте, попросите его положить вещь на место, но только один раз. Если он этого не сделает, в следующий раз, когда он попросит у вас что-либо (например, отпустить его погулять), скажите, что вы сделаете это тогда, когда он уберет вещь на свое место.

Установите последствия. Когда вы устанавливаете ребенку последствия за его поступки (например: «Если ты не вынесешь мусор до 10-ти часов, то не сможешь целый день пользоваться мобильным телефоном»), придерживайтесь правила «одного напоминания». Не ворчите и не угрожайте ребенку, просто в 10.01 вынесите мусор и заберите у ребенка телефон. Телефон должен оставаться у вас до конца дня, как вы и предупреждали.

Наконец, одно из главных правил: когда приучаете подростка к порядку, используйте юмор. Например, если ребенок разбрасывает свои вещи и одежду по квартире, вы можете незаметно спрятать их в школьном рюкзаке подростка перед тем, как он пойдет в школу. Подросток поймет, что вы хотели ему этим сказать, но при этом будет воспринимать все как игру, а не как наказание.

Помните, что вы можете найти гораздо лучший способ общения с подростком, чем споры по поводу беспорядка в его комнате. Хотя научить его ответственности необходимо, он также нуждается в том, чтобы поговорить, посмеяться с вами и иногда подурачиться. Совсем скоро подросток поступит в университет и уедет из дома. Ваша квартира будет чище, чем когда-либо раньше, но вы будете скучать по этим временам.

Что делать если ребёнок не хочет помогать по дому родителям

Зачем нужно, чтобы дети помогали?

  1. Помощь маме – она устала и хочет уменьшить нагрузку за счёт распределения обязанностей между всеми членами семьи.
  2. Воспитание самостоятельности – в будущем ребенок, которому нравиться помогать по дому, скорее всего, сможет легко заботиться о себе.
  3. Повышение самооценки- младших членов семьи необходимо привлекать к выполнению бытовых дел, чтобы они могли ощутить свою значимость. Помогая по дому, они чувствуют свой вклад в жизнь семьи.

Как родители «мешают» детям помогать им?

Нередко взрослые сами не замечают, как препятствуют инициативе своих детей..

  • «Я всё сделаю сама» – маме легче и быстрее решить все вопросы самой, чем объяснять тактику действий, исправлять его ошибки, а потом ещё и переделывать сделанное.
  • «Ты всё делаешь не так!» – ещё одна грубая ошибка взрослых – ругать за «неудачные» попытки помочь. Причём, здесь речь идёт не только конкретно о наказании. Если вы всем видом показывайте, как ребёнок плохо сделал, что разлил молоко, стараясь убрать со стола, он очень расстроиться. И в следующий раз дети не захотят помогать вообще, чтобы не огорчать маму.

Помните, без проб и ошибок ребенок ничему не научится! От вас зависит то, какое отношение к уборке формируется у детей. Лучше с самых ранних лет демонстрировать малышу, что домашняя работа – это увлекательное и легкое занятие.

Почему ребенок не помогает маме и папе?

Вначале необходимо проанализировать причины, по которым дети не помогают:

  1. Стиль жизни. Когда мама и папа сами не убирают за собой вещи в шкаф, оставляют на столе грязную посуду, их поведение не самым лучшим образом отражается на детях.
  2. Дома грязно. Там, где не убрано и некомфортно малыш не хочет наводить порядок.
  3. Отсутствие взаимопомощи. Поддерживать друг друга важно, причём нужно своим примером учить детей делать это. У членов семьи обязательно должны быть дела, которые они выполняют вместе.
  4. Неравное распределение обязанностей. У папы и мамы совсем разное количество дел по дому. Мама делает всё, папа – ничего, ну или наоборот J. Тогда ребёнок думает: «наверняка правильно, что всё делает мама!»
  5. Чувство вины или жалость. Мать и отец не осмеливаются привлекать свое дитя к работе, так как чувствуют себя виноватыми перед ним по каким-либо причинам, или просто жалко его, ведь он маленький, или услал.
  6. Отсутствие одобрения. Дитя не проявляет инициативы, когда родители не хвалят его за работу.
  7. Принуждение. Взрослые заставляют выполнять домашние дела в грубом тоне.
  8. Наказание домашними делами. Помощь используется в качестве наказаний. Получил плохую оценку – моешь квартиру!

Как сформировать у детей интерес к уборке у дошкольников

Для детей этого возраста бытовые дела должны быть интересными и весёлыми. Вместо ограничений нужно позволять маленькому выполнять простые задачи. Например, вместо того, чтобы прогонять малыша подальше от стиральной машины, можно объяснить ему, зачем эти кнопки и предложить нажать нужные для запуска машины. А за обедом вместе очистить яйца от скорлупы и разложить колбасу по бутербродам. Старайтесь максимально поддерживать интерес ребёнка и отношение к помощи по хозяйству как к игре, чтобы это ощущение закрепилось у ребёнка. Позволяйте совершать ошибки. Творческое отношение мамы и папы к детскому труду поможет решить вопрос.

Вот несколько креативных способов пробудить у детей желание наводить порядок:

  • Представьте процесс уборки в форме игры – дайте задание очистить квартиру от «космического мусора», поиграть в кафе и вместе убрать посуду со стола.
  • Дайте ему интересную «роль» – ненавязчиво предложите малышу стать полицейским, который находит потерянные игрушки и складывает их на свое место.
  • Устройте соревнование – можно предложить включить секундомер и проверить, кто быстрее сделает бутерброд – мама или дочка.
  • Придумайте поощрение – например, приз за помощь. Можно использовать конфеты, игрушки, любимый журнал или поход в кинотеатр.
  • Избегайте рутины – используйте в уборке оригинальный инвентарь. Например, багажник детской машины для сбора мусора.
  • Рассказывайте интересные истории – полив растений можно совместить с информацией о том, зачем цветочку нужна вода, как он расцветает и почему погибает.

Как научить подростка помогать?

Ему нельзя давать прямых поручений и заданий, указывать на конкретные обязанности. Задача взрослого – вызвать инициативу, а не обременять нудными и агрессивными указаниями. Делами по хозяйству лучше заниматься вместе с детьми, общаясь в процессе уборки.

  1. Помните, что это уже не ребёнок – игра уже не будет эффективна.
  2. Общайтесь – с детьми этого возраста нужно обсуждать его мысли, желания и планы.
  3. Уважайте – важно слушать его позицию, быть ненавязчивым в просьбах.
  4. Говорите – подростка следует мягко подтолкнуть на размышления о том, зачем нужна взаимопомощь. Не обязательно, чтобы разговоры по душам с происходили слишком часто. Главное, чтобы такой диалог запоминался и имел ценность для подростка. Достаточно захотеть найти бы 2 часа в неделю для разговора со своим подрастающим сыном или дочерью.
  5. Договаривайтесь – о времени и объеме помощи – когда ему удобно убираться и за какую работу он отвечает.

Устраивайте «семейные советы» – рекомендуется выделить час-два в несколько дней для обсуждения домашних дел. Здесь взрослые и дети могут договариваться, рассказывать о своих желаниях, проблемах и планах, обсуждать текущие вопросы.

Практические рекомендации для родителей

Чтобы дочь или сын захотели помочь родителям участвовать в домашней работе, недостаточно просто привлекать его к этому занятию. Взрослым важно научиться правильно реагировать на действия младших членов семьи. Центральную роль играет поддержка, забота, внимание, положительный пример и любовь в семье.

Практические рекомендации для того, чтобы дети помогали родителям:

  • Признание. Детям нужно слышать, к каким изменениям приводят их поступки. Необходим наглядный пример, как меняется состояние дома или квартиры от действий младших членов семьи.
  • Важно замечать работу. Даже самая мелкая помощь должна быть оценена и замечена. Благодарность, выраженная взрослыми за помощь – существенный момент. Констатируйте факты: “спасибо, что ты сделал такие вкусные бутерброды”, “ты очень аккуратно сегодня застелил постель” и т.д.
  • Показывать, что вы нуждаетесь в помощи и поддержке от ребенка. Пусть малыш сделал совсем незначительный поступок ради вас – его необходимо преувеличить, оценить, как нечто очень важное и значительное.
  • Не перехваливать. Отметьте помощь, но будете адекватны. В этом возрасте школьник уже хорошо оценивает ситуацию, и ему важно получать заслуженную похвалу.
  • Сделать любую домашнюю работу весёлой. Для этого взрослым самим следует научиться относиться к бытовым обязанностям как к чему-то естественному и легкому. Хозяйственные заботы должны быть необременяющими и веселыми.
  • Найти работу по хозяйству, которая бы нравилась ребенку. Спросить, что ему нравится делать. Это может быть уход за собственным растением или выращивание фрукта. Занятие должно вызывать интерес и увлеченность.

Воспитание ребенка – это в первую очередь воспитание себя. Перед тем, как взрослым заняться воспитанием, стоит посмотреть на себя – проанализировать сначала свое отношение к труду и к бытовым делам. А также настроиться на позитив – любовь к своему чаду и юмор решают многие проблемы. Ваши верные помощники в воспитании ответственного отношения к домашним делам – отсутствие осуждений и нареканий – ребенок не станет вести себя лучше, когда слышит постоянную критику, споры, наблюдает негативный пример взрослых со стороны. И создание уюта – в доме должна каждый день присутствовать доброжелательная атмосфера, теплота во взаимоотношениях между всеми членами семьи.

Как найти для ребенка подходящую домашнюю работу?

Исключить прислуживающий характер.

Например, малышу можно предложить помочь папе исправить стол не в качестве мальчика на побегушках, а в важной роли, помощника и советчика. Опираться на интересы. Когда в доме все члены семьи заняты полезными делами, детям легче втянуться в бытовой труд.

Обязанности должны быть распределены с учетом справедливости и физической силы.

Не надо оставлять чаду самые неприятные и скучные дела, даже если вы думаете, что они самые простые. Дать право на ошибку. Нельзя настаивать на идеально правильном выполнении работы и указывать на список недочетов, ошибок ребенка. Учет физических сил и расширение возможностей – важная составляющая. Например, в 2-3 года малыш может убрать свои игрушки, складывать одежду в корзину для белья, но не может еще готовить себе обед и заправлять свою кровать. С шести-семи лет дети могут подметать, накрывать на стол, готовить пищу. И так далее.

Важно развитие и расширение зоны ответственности, а с ней и свободы действий, доверия ребенку со стороны взрослых.

Как правильно просить детей о помощи?

  1. Минимум просьб. Достаточно пару раз обсудить с ними, что он может и хотел бы взять на себя из домашних дел и создать договорённости.
  2. Проявляйте уверенность в том, что они справятся с выбранными обязанностями.
  3. Показать, как нужно – любое воспитание основывается на наглядном примере мамы и папы, на совместной деятельности и доброжелательных беседах. Младшее поколение не воспринимает всерьез нарекания взрослых: “ты обязан”, “так нужно” и т.д.

Что такое «график домашних дел»?

Можно составить график для всех членов семьи на листике и прикрепить его к холодильнику. Список должен составляться всеми членами семьи вместе – пусть каждый сам себе выберет обязанности. График должен быть согласован и всех устраивать. Такой список будет направлять детей – не нужно больше им ни о чем напоминать. Скачать пример графика уборки.

5 советов для родителей от психолога Татьяны Качалиной

Татьяна Качалина; ведущая курсов в центре К.О.Т., автор тренинга «Делаю уроки САМ», мама.

  • Не останавливайте инициативу.
    Если вы боитесь, что дети могут что-то разбить или сделать не так, и ограничивайте инициативу, в будущем не удивляйтесь безучастности к бытовым вопросам. Если ребёнок неправильно заправил кровать, но проявил инициативу и сделал это с большим удовольствием, то обязательно похвалите его, а в следующий раз сделайте вместе, но лучше.
  • Организуйте совместную работу.
    Начните делать что-то вместе, постепенно отходите от него и предоставьте возможность действовать самостоятельно. Не стойте над душой и не пытайтесь постоянно корректировать. Когда дети научаться выполнять задания без вашей помощи, вы можете придумать еще что-нибудь. ⠀
  • Наблюдайте, что нравится делать вашему чаду.
    Например, я заметила, что в детстве моему ребенку очень нравилось купаться со своими любимыми игрушками, и тоже приводить их в порядок. В дальнейшем, я предложила ему убираться в ванной. В итоге он мыл ванну, раковину и зеркало с огромным удовольствием. Сейчас он уже вырос, в привычка наводить чистоту осталась.
  • Позитивный настрой – залог успеха.
    Важен позитивный настрой в отношении бытовых вопросов. Напоминайте вежливо, не кричите. Попробуйте комплексное распределение обязанностей внутри семьи, при этом обязательно интересуйтесь мнением детей, какую работу они бы взяли на себя. Если чадо не идет на контакт, а вы уже предприняли много попыток, то проблема уже в семейных взаимоотношениях. Нужно это заметить и решить.
  • Выполняйте обещания.
    Возможно вы что-то обещали ребенку сделать, куда-то сходить, что-то купить, а на деле своего слово не сдержали. Таким образом, ваш ребенок, тоже не захочет выполнять свои обязательства по отношению к вам.

Чего нельзя делать?

При воспитании бытовых навыков избегать следует:

  1. Принуждения, грубости и злости на детей – говорите о своих чувствах, о том, что вам важна помощь. Но не кричите!
  2. Ограничения самостоятельности ребенка;
  3. Не одобряющей реакции в ответ на выполненную работу;
  4. Плохого собственного примера;
  5. Поручения детям самой неприятной и скучной работы;
  6. Упреков и обвинений;
  7. Повышения голоса;
  8. Игнорирования желаний и потребностей ребенка;
  9. Невыполнения данных ребенку обещаний и нарушения договоренностей;
  10. Чрезмерного подчеркивания своей родительской власти.

Крайне не рекомендуется строить воспитание на финансовой почве. Оплачивая работу по хозяйству, родители стремятся вырастить человека-вымогателя. Также, хозяйственные дела не должны быть и наказанием за проступки.

Какие еще существуют важные условия для выработки самостоятельности?

Правильно организованный отдых – залог правильно организованной совместной работы по хозяйству. Вежливую просьбу о помощи можно совместить с чем-то приятным: “помоги мне приготовить обед, пожалуйста, а вечером можем сходить на каток”. Как должны выглядеть здоровые отношения в семье?

  • Любовь мамы и папы, понимание, забота, нежность, доверие – это то, что обязательно должно присутствовать в каждой семье.
  • Помните, важна забота и любовь не только между родителем и ребенком, но и между мамой и папой.
  • Когда взрослые будут воспринимать чадо серьезно, учитывать его мысли и желания, разговаривать с ним без манипуляций, тогда и детско-родительские конфликты будут происходить гораздо реже.

Помощь по развитию самостоятельности детей в центре КОТ

Нежелание детей заниматься домашней работой, отсутствие инициативы и самостоятельности нередко выступают поводом споров и ссор. Причины конфликтов зачастую скрываются не в детском “сложном характере”, а в системе взаимоотношений между всеми членами семьи.

Если вы чувствуйте, что в вашей семье этот вопрос стоит остро, то его стоит решать.

В том случае, когда консультации психолога – не ваш вариант, а помощь нужна, в нашем центре существует специальный родительский клуб . Это встречи с психологом, где в уютной обстановке вы сможете решить ваши проблемы, получить практические советы по созданию отношений с вашим ребёнком.

По отзывам участников, после посещения занятий клуба, они стали чувствовать себя более счастливыми, часть семейных проблем решилось, и наладились отношения с детьми.

Так же в нашем центре на сегодняшний день существует целый ряд методик и тренингов по развитию ответственности у ребят.

Актуальную проблему можно решить на нашем курсе: «Я сам: мотивация и ответственность».

Вырабатывать самостоятельность, и желание трудиться у детей нужно начинать с детства. Постепенно приручая его выполнять несложные простые задачи, можно перейти к воспитанию трудовых навыков в форме игры, а затем и к передаче ответственности. И этот процесс должен быть постепенным. Стоит интересоваться желаниями своего чада, уважать его выбор и мысли. Важный момент заключается в одобрении, похвале и непринужденном характере детского труда.

Но даже если вы «упустили момент», и ваш ребёнок уже давно не маленький, никогда на поздно начинать!

5 способов от детского психолога приучить ребёнка помогать по дому и 5 ошибок родителей

Некоторые сегодняшние мамы и папы убеждены, что домашние обязанности лишают любимое чадо счастливого детства, поэтому сами потихоньку складывают раскиданные игрушки, вещи, книги, даже не задумываясь над тем, как приучить ребёнка помогать по дому. И всё же подобный подход в корне неверен. Домашние хлопоты приносят большую пользу не только родителям, но и самим детям. Ребятишки в раннем возрасте, помогая взрослым, ощущают себя полноценными членами семьи, гордятся собственными возможностями, учатся работать в команде.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

С четырёх до шести лет

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Полезные рекомендации

Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.

К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.

Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

«Не хочу помогать!»

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.


Дети помогают родителям. Домашние обязанности ребенка

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие к психологу на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, автор этой заметки Ольга Цейтлин считает, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации она помогает родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее автор приводит примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые были взяты с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Поливать цветы и растения.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Зашивать распоровшиеся швы.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги.

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

По возможности зарабатывать немного денег.

Как это организовать

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

«Не хочу, не буду!»: 8 способов, как приучить ребенка помогать по дому

Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич .

Участие в домашних заботах — важная часть воспитания.

Я часто наблюдаю детей, для которых характерны две крайности: то они наотрез отказываются помогать, то с энтузиазмом и громким отбирают работу у родителей. Я и сама была такой в детстве. Дома всегда помогала маме из-под палки, начинала делать уборку в последний момент — за полчаса до ее прихода. Мыла за собой посуду только после того, как просьба (десятая по счету) превращалась в крик, забывала о домашних обязанностях.

Совершенно иначе я вела себя в деревне у бабушки. Бабушка с дедушкой вставали в шесть утра и с этого времени непрерывно работали. Мне выделили круг обязанностей, чтобы я помогала по хозяйству.

Кажется, никто в деревне не знал о проблеме, как заставить ребенка помогать по дому. Меня никто не будил, но в восемь утра начинало казаться, что я просплю что-то важное. Отведенную работу я выполняла с фанатичным усердием. Делала даже больше, чем поручили: очищала до блеска кастрюли, мыла посуду для домашней птицы, два раза в день меняла ей воду, собирала траву на корм утятам, цыплятам и резала ее так мелко, как могла. Я старалась быть аккуратнее, чтобы производить хорошее впечатление: складывала и вешала одежду, мыла за собой посуду. Мне было важно получить одобрение бабушки, но еще интереснее наблюдать результаты своего труда.

За работой бабушка рассказывала мне что-нибудь интересное, я пересказывала истории из прочитанных книг. С десяти до четырнадцати лет я приезжала в деревню и помогала с большим энтузиазмом. А в это время дома мама ломала голову, как научить ребенка помогать.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за. ». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться. Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

3 Попросите, когда вам действительно нужна помощь

Важно просить, а не требовать. Честно признайтесь, что объем работы очень большой, и вы самостоятельно не справитесь. Чаще дети без лишних капризов помогают родителям.

Тут важна честность. Как-то на занятиях с маленькими детьми я попросила девочку помочь перетащить стол, сказала, что мне самой тяжело. Она пыхтя перенесла столик в угол, а затем наблюдала, как я одной рукой переставила другой столик. В глазах было понимание, что ее обманули.

Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

4 Благодарите

Не важно, это разовая помощь или постоянная обязанность. Дайте ребенку знать, что вы цените его вклад. Старайтесь, чтобы ваша благодарность была качественной, а не формальной. «Без твоей помощи мне пришлось бы нелегко», «Я горжусь тобой», «Мне приятно, что ты откликнулся», «То, что ты мне помогаешь по дому, значительно облегчает мне жизнь. Спасибо!» — такие слова мотивируют и приучают ребенка помогать.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

6 Работайте вместе — это мотивирует и объединяет

Чем младше ребенок, тем больше дел лучше делать вместе, а чем старше, тем больше он может делать сам. Необязательно делать вместе всё. Вы можете поручать задания ребенку, а сами отдыхать. Но ребенок в какой-то другой день ребенок должен увидеть, что вы тоже поработали.

Ценность совместного действия очень высокая. Об этом вам скажет любой семейный психолог. Если во время совместных дел вы делитесь событиями, обсуждаете события или рассказываете историю, сказку, это и мотивирует, и развивает, и успокаивает ребенка, а также улучшаются отношения в семье.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!»

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому. Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Мамины помощники: как приучить ребенка помогать по дому

«Я сам!», – кричит малыш, желая без помощи мамы одеваться и обуваться. В 2-3 года возникает естественное желание самостоятельно выполнять самые простые действия. Задача родителей – постепенно научить ребёнка не только элементарному обслуживанию себя, но и выполнению работы по дому – тому, что пригодится во взрослой жизни.

Сейчас многие дети уже с дошкольного возраста загружены развивающими занятиями. А с началом учёбы в школе нагрузка возрастает многократно. Возникает вопрос: должен ли крошка помогать маме с папой? У родителей может возникнуть желание оградить ребёнка от любой, даже самой простой домашней работы – ведь он так много занимается! Но ведь помимо усвоения учебного материала, нужно развивать и другие навыки, которые нужны всем людям.

Когда у ребёнка появляются обязанности?

Самые первые обязанности – это обслуживание себя: умение есть ложкой, умываться, одеваться, обуваться. Не нужно пытаться все делать за ребёнка. Пусть даже поначалу он будет делать все медленно, проявите терпение – ведь каждый освоенный навык помогает развитию ребёнка, как умственному, так и социальному.

Когда у малыша появляется свое личное пространство в доме – уголок для игр и занятий, книжная полка и ящик с игрушками, а затем и своя комната – вполне естественно начать прививать ему умение поддерживать порядок в своих вещах.

Почему дети должны помогать родителям по дому?

Ребёнку обязательно нужно объяснить, почему дети должны помогать по дому. Домашние дела учат брать ответственность за свои дела и поступки. Помогают заботиться обо всей семье, быть причастным к общим делам. Учат ценить труд, становится более собранным и подготовленным к жизни. Существует несколько подходов к этому вопросу. Некоторые родители взваливают заботу обо всех домашних хлопотах на себя, считая, что работа по дому ломает детство у детей. Однако такой подход лишь вредит ребёнку.

Как приучить ребёнка помогать?

Нельзя заставить ребёнка работать по хозяйству. Но можно мотивировать. Наилучшим решением будет начинать привлекать детей к домашним делам еще с детства. В этот золотой период малышу самому интересно познавать мир и пытаться копировать действия родителей. Есть масса дел по дому, которые подвластны любопытному карапузу, например, месить тесто, мыть фрукты или спасать комнату от нападения плюшевых оккупантов. Важно начинать это делать вместе, вовлекать его в игровой форме. С течением времени навыки будут увеличиваться, и вот вы уже вместе делаете суп или чините водопровод.

Нужно показать ребёнку, что вы действительно цените его участие и желание помочь. Нельзя уборкой или какой-либо работой наказать ребёнка или пытаться что-то ему этим доказать. Потому что в таком случае у него

сформируется негативное отношение ко всем домашним хлопотам. И с этого момента никакой добровольной помощи уже ждать не придется.

Правила для малышей

Что делать с детьми, которые совсем маленькие? Чтобы поддерживать порядок, проще всего использовать большой пластиковый ящик или корзину. Расставлять игрушки по полкам шкафа долго, а в закрытом ящике их не видно, и комната сразу приобретает аккуратный вид. Для больших конструкторов есть специальные коврики, на которых удобно играть, а после они затягиваются с помощью шнура, как мешок, и все детали остаются внутри. Задача родителей – напоминать ребёнку, что после окончания игры нужно убрать игрушки, и подчеркнуть важность того, что помогать родителям – это здорово.

Домашние дела

Детям постарше можно поручать простые дела по дому, уже не связанные только с его или её игрушками и книжками. Здесь важно подчеркнуть то, что отныне ребёнок должен нести ответственность за то, что ему поручили. То есть, как и в более раннем возрасте с игрушками, нужно приучать к тому, что какие-то дела делаются регулярно. Начиная с первого класса, ребёнок вполне может справиться со следующими делами:

  • положить корм и налить воды домашним животным;
  • застелить свою постель;
  • чистую одежду повесить в шкаф, а грязную – бросить в корзину;
  • полить цветы;
  • стереть пыль, вынести мусор.

Сейчас практически вся работа по дому выполняется с помощью бытовой техники, а сама техника стала простой в управлении и безопасной. Поэтому в 10-11 лет ребёнку доступно большинство дел по дому:

  • сортировка одежды для стирки, запуск стиральной машины;
  • мытье посуды (вручную или с помощью посудомоечной машины);
  • уборка дома с помощью пылесоса, подметание;
  • приготовление несложных блюд с помощью мультиварки, пароварки, микроволновой печи.

10 лет – самое время, чтобы обучить ребёнка всем этим делам. Не для того, чтобы превратить его в Золушку, а чтобы сформировались умения для взрослой жизни.

Подростков стоит научить и показать на практике:

  • как снимать показания со счётчиков, оплачивать счета за коммунальные услуги;
  • как составить список продуктов для похода в магазин.

Не просите ребёнка раз от разу сделать что-то новое, а решите вместе с ним, какие дела он будет делать регулярно, но обязательно благодарите его. Это поможет создать положительное подкрепление привычки.

Младшие дети в семье

Сейчас в семьях не так часто бывает больше двух детей. Поэтому многие родители считают, что не нужно загружать старших заботами о младших: внимания родителей хватит всем, а старшие еще успеют побыть няньками у своих детей. Некоторые родители боятся доверить младшего ребёнка старшему. Да и снова вспоминается аргумент о том, что учёба должна быть на первом месте. Но есть и доводы, почему стоит поручить старшим детям брать на себя некоторую часть заботы о младших:

  • Гармоничному развитию ребёнка помогают ситуации, в которых он выполняет разные социальные и семейные роли. Для родителей он ребёнок, а для младшего брата или сестры – старший, который несёт ответственность в то время, когда родители заняты.
  • Отношения братьев и сестёр становятся ближе, теплее, что скажется во взрослой жизни.

Если младшему 3-4 года, а старшему 10-12 лет, их можно ненадолго оставить вместе (конечно, предварительно проинструктировав на случай всех возможных ситуаций и снабдив мобильным телефоном). Ребёнок от 14 лет может пробыть с младшим дома более продолжительное время, а подросток 16 лет может забирать брата или сестру из садика, водить на прогулку.

Часто родители боятся перегрузить ребёнка домашними делами, боятся, что школьник и так устаёт от занятий. Иногда у родителей не хватает терпения ждать, когда ребёнок сделает что-то – самим ведь и быстрее, и результат будет лучше! Да, поначалу может оказаться, что пол подметён плохо, а посуда недостаточно чистая. Но после нескольких попыток ребёнок обязательно научится выполнять все дела не хуже взрослого. Это и уверенности в себе придаст, и поможет чувствовать себя взрослым. И родителям радостно смотреть на то, как дети помогают. А главное – мама с полным правом может сказать: «Ну что бы я делала без моего помощника?»

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Если дети не хотят помогать по дому, нужно исправлять ситуацию. Родители должны знать, что делать, если дети не помогают по дому. Первым делом нужно определить, с чем именно связан отказ в помощи, на чем именно основывается. Возможно, есть какие-либо веские причины, из-за которых ему сложно, непонятно или неприятно в текущий момент заниматься этим. Спросите о том, как он смотрит на то, чтобы помочь, есть ли у него какое-то решение по этому вопросу, есть ли какой-то план. Во-вторых, нужно в хорошем, дружелюбном тоне начинать увеличивать его сферу деятельности: давать поручения, определить спектр его посильной помощи, но в то же время предоставлять ребёнку определённую степень свободы. Это не возникнет моментально, но шаг за шагом, начиная с обслуживания себя по некоторым вопросам. Важно не переборщить, именно здесь кроется тонкая грань создания внутренней свободы или же несвободы личности. Нельзя заставлять делать слишком много, тогда работа по дому для него сравнится с «каторгой» и ни к чему хорошему не приведёт. Главное, это не сделать из ребёнка социального работника, а создать здоровую, полную любви атмосферу в семье.

Советы родителям, как воспитать помощников

Есть несколько советов, как детей приучить помогать дома.

  • Дети будут участвовать в помощи по дому легко и непринуждённо, если начинать приучать его к быту в игровой форме с детства.
  • На начальных этапах делайте всё вместе с ним.
  • Детям необходимо чувствовать, что помощь ценна, важна для родителей. Скажите ему об этом!
  • Приучайте к полезным для всей семьи занятиям, например, поливка цветов или уборка пыли, а не только на него одного (прибрать комнату).
  • Не следует вознаграждать помощника деньгами. В таком случае ребёнок будет думать только о материальной выгоде, а не о самой помощи.

Читайте также:  Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога
Ссылка на основную публикацию