“Плохие” слова: как отучить ребенка ругаться

Плохие слова: как отучить ребенка ругаться.
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родителей

Плохие слова: как отучить ребенка ругаться.

Рано или поздно родители могут быть неприятно удивлены, услышав от своего ребенка слова, совсем неуместные для детей. Мест, где можно услышать ругательства, множество: улица, детсад, школа, телевизор, интернет, даже дома. Как известно, любой ребенок как лакмусовая бумажка впитывает любую информацию, и плохие слова не исключение.

К плохим словам мы относим оскорбления, грубости, нецензурную лексику. Если ребенок начал использовать жаргонные выражения, которые по сути своей нейтральны, это уже тревожный звоночек для родителей. Лексика детей развивается вместе с ними очень быстрыми темпами, поэтому важно, вовремя заметить негативные вкрапления в речи вашего чада.

Почему ребенок начал ругаться и сквернословить, и как его от этого отучить, разберемся вместе.

Возраст

В зависимости от возраста ребенка употребление бранных слов может быть осознанным или неосмысленным вовсе. До 5 лет ребенок может не понимать, что означает то, или иное слово, вызывающее ужас и негодование у мамы с папой. Услышав где-то ругательство и увидев реакцию на него окружающих, малыш может попробовать его употребить, но не понимать, что сказал, и как вообще использовать это слово. С начала малыш даже не понимает, что это плохо.

Не стоит реагировать слишком остро на первые попытки сквернословия ребенка, он сейчас смотрит на вашу реакцию, пробует на себе новую модель поведения. Ваша правильная тактика заключается в спокойном объяснении малышу, что говорить плохие слова нельзя, образованные интеллигентные люди так не выражаются, а у вас в семье так никто не говорит и говорить не будет.

Ребенку после пяти лет свойственно развитие морально-эстетических качеств, дети этого возраста уже хорошо понимают, какое поведение считается нормой в обществе, как детей, так и взрослых. Употребляя нецензурную и бранную лексику, ребенок чаще всего уже преследует какую-либо цель, хотя может еще и не до конца понимать смысл «крепких» выражений.

В таком случае, помимо спокойного разговора с ребенком, выясните, зачем это ему нужно и действуйте, исходя из этих знаний.

Внимание

Причиной сквернословия ребенка может быть банальный недостаток внимания со стороны близких. Если ваше чадо всячески пытается привлечь к себе внимание просьбами поиграть, демонстрацией своих достижений, поделок, рисунков, рассказами о своей жизни, друзьях, но вы не реагируете, ребенок выберет иной путь. Он начнет бранно выражаться и вы, волей-неволей, проявите заинтересованность. Результат будет достигнут, несмотря на вашу негативную реакцию.

Как взрослый

В жизни детей очень быстро наступает тот период, когда они хотят быстрее вырасти, всюду подражают родителям, старшим братья и сестрам. В детском саду или школе у ребенка тоже может быть друг, неформальный лидер, на которого малыш хочет быть похож. И если «человек-кумир» употребляет «плохие» слова, ругается, то и ребенок начинает подражать ему, чтобы казаться взрослее, как бы порождая в себе уверенность и силу. Детям свойственна идеализация понравившегося человека. Если в целом образ положительный, значит, и все, что делает этот человек, хорошо. В коллективе сверстников кумиры — ребята физически сильные, лидеры, бунтари.

Расскажите ребенку, что каким бы молодцом не был тот или иной человек, ругательства не красят никого, кем бы он ни был. Объясните, что успешность и лидерство никак не связано с нецензурной бранью и унижением других людей, напротив, культурный и порядочный человек обязательно достигает в жизни большего.

Предметом подражания может стать киногерой, герой ролика в интернете. Психологи всего мира в один голос твердят о вреде программ и фильмов, не подходящих детям по возрасту, поэтому стоит прислушаться к компетентному мнению специалистов и выбирать правильные продукты киноиндустрии для вашего ребенка, а также контролировать интересы чада во всемирной паутине. Не стоит делать эти действия маниакальными, чтобы ребенок не перестал ощущать себя свободным, имеющим право выбора.

Личный пример

Практически все дети, родители которых ругаются и сквернословят, также начинают бранно выражаться. Близкие люди – самый главный пример для подрастающего чада. Старайтесь никогда не использовать в речи нецензурные выражения, не унижайте и не обзывайте ни друг друга даже в ссоре, ни особенно ребенка. Поговорите со старшими детьми, пусть тоже понимают, что они — пример для подражания, и должны следить за речью и поведением.

Если уж ребенок стал свидетелем того, как вы бранитесь и говорите «плохие» слова, признайте, что поступили плохо, что не хотели никого обидеть и в дальнейшем никогда так больше не поступите. Держите слово.

Как плохой

Бывает, что ребенок начинает ругаться и обзываться, когда у него сильно падает самооценка. Плохие оценки в школе, шалости, за которые его все время ругают, проигрыш в соревнованиях, отсутствие успехов в творчестве или спорте, — все это очень влияет на самооценку ребенка. Когда все кругом твердят, что он плох, что у него ничего не получается, малыш начинает поступать как плохой, как бы выполняя общественный посыл и настрой. В ваших силах дать понять ребенку, что его уважают и ценят, что если у него есть промахи в каких-либо областях, то наверняка появятся достижения в других. Обращайте внимание на попытки самосовершенствоваться, хвалите и всячески поддерживайте чадо.

Месть

Сквернословие ребенка может быть связано с желанием отомстить за обиду, принуждение со стороны близких. Заставили пойти к врачу, не пустили гулять, не дали посмотреть взрослый фильм – получите «крепкое» словцо. В таком случае ребенок понимает, что родителям это неприятно, что и становиться стимулом так говорить. Большое влияние на чадо оказывают различные ситуации в семье: развод, выяснение отношений, рождение братика или сестрички, переезд к вам родственников и т.д. Ребенок начинает матерно выражаться, протестуя против неудобных и неприятных для него ситуаций.

Вы как родители должны поговорить с ребенком и выяснить причины обиды, устранить, если это возможно, неприятность, объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Разговор о «плохих» словах также необходим, чтобы ребенок мог осознать, что ему, как успешному и культурному человеку, ругаться ни к чему.

Коллектив

Чтобы не быть белой вороной в компании сверстников, отличающейся матерной бранью, ребенок также может начать выражаться. Дайте понять чаду, что такое поведение не приведет к успеху, что коллектив, где ругань считается нормой, не достоин внимания и подражания. Поясните, что все трудности можно преодолеть и без брани, а лидерства достичь, будучи культурным.

Несколько дополнительных советов

Если вы поставили цель – отучить ребенка ругаться и сквернословить, будьте тверды. Говорите четко и ясно, ваше твердое «нет» не должно быть нарушено. Проявляйте негодование и отвращения к «плохим» словам, говорите о последствиях и возможных обидах друзей и родственников. Следите за собой и за членами вашей семьи, не допускайте ругательств и со стороны гостей. Разговаривайте с ребенком на равных, не наказывайте и не унижайте, поверните разговор так, чтобы ребенок смог сам сделать выводы, а не думал, что вы навязываете ему свое мнение.

Будьте внимательны к детям, помогайте и приободряйте, научите выражать свои чувства и эмоции, ведь за бранными словами может стоять неумение этого делать. Сквернословие – проблема в воспитании ребенка, которая вполне решаема, главное – запастись терпением.

Как отучить ребенка от плохих слов: 4 реальных истории

«Жопа, жопа, жопа» – радостно кричал малыш, пробуя «на вкус» новое и звонкое слово. При этом он тайком поглядывал на маму, ожидая ее одобрения или иной реакции. Реакция была… яростная, злая и совсем несоответствующая мнению ребенка. Малыш затаил боль и обиду, решив больше не делиться с мамой «находками» из детского сада. Так начало рушиться доверие между двумя самыми близкими людьми. Но можно же все было сделать иначе… Мудрым родителям посвящается эта статья: как отучить ребенка говорить плохие слова и доступно аргументировать свое мнение!

Как отучить ребенка от плохих слов?

Как уже ясно из начала статьи – проблемы идут из детского сада. Мой первый ребенок поделился находкой примерно в 4 года. Младший принес садичный шедевр в пятилетнем возрасте. К счастью, мне удалось найти правильные аргументы, чтобы они быстро прекратили употреблять режущие слух выражения.

Потом был еще один опыт – уже с матерными словами.

Потом искажения русского языка.

И везде находились свои решения, которые спасли хороший русский язык от негативного влияния сленга, нецензурных оборотов и непонятных терминов.

К сожалению или к счастью, но действовать всегда приходилось спонтанно – без прочтения умной литературы, консультаций с психологами и другими лайфхаками современного общества. Зато «рецепты» шли от чистого сердца, и, возможно, поэтому нашли хороший отклик у детей.

Итак, делюсь своими секретами по восстановлению качества речи и нейтрализации пагубного воздействия ранней социализации детей.

Голики, трусики, одетики…

Как отучить ребенка от плохих слов? Очень просто: покажите ему абсурдность выбираемых им формулировок.

Метод работает для детей любого возраста и даже на умных подростках!

Но обо всем постепенно.

Мне пришлось использовать этот способ трижды.

История первая: «расширение словарного запаса в коллективе детского сада»

Старший сын 4 года.

Как и в начале статьи, ребенок принес из садика слова «жопа». Он сказал, что так всех называет мальчик в группе. Далее последовал мой вопрос: почему именно так, а не «нос», «рука», «нога», «живот», «голова» и далее по списку. После небольшого обдумывания ребенок начал примерять все формулировки. Смеясь, мы обзывались друг на друга всеми частями разрешенной анатомии, превратив ругательство в шутку.

Вопрос отпал сам собой… Как и желание использовать части тела для обзывательств.

История вторая: «голики, трусики, одетики»

Младший сын 5 лет.

Неправильный русский язык – моя боль. Я не могу слушать коверканье слов, использование их не по назначению, искажение смысла.

Пережить «голик» вместо «гола» в хоккее я не могла. Термин был придуман не столь замороченным за правильность речи мужем, поэтому бороться было сложнее. Пришлось работать с детьми.

В одно прекрасное утро, когда ребенок переодевался в садик, я назвала его «голиком», сделав акцент на более естественный смысл слова (для меня). После небольшого объяснения «голик» = «голый», было много смеха и тут же придумались слова: трусик – в трусах, одетик – одетый.

Но это неважно. Важно то, что при следующем хоккее сын на слово «голик» радостно заорал, что голик – это голый, а в хоккее гол.

История третья: «истинный облик мата»

Старший сын 12 лет. Мат в школы приходит рано. К средней школе материться умеют все, но не все это делают. Рецепт «доведения» до абсурда поможет и в этом случае – для думающих и умных подростков. О том, как отучить ребенка от матерных слов сразу при появлении этой беды, будет рассказано чуть ниже.

А пока боремся с последствиями социализации и подросткового влияния, если есть такая проблема. Тут тоже все предельно просто. Если ваш ребенок материться, попросите «перевести» его на русский все сказанное матом.

Помните, как в «Джентльменах Удачи»: «Этот нехороший человек предаст нас при первой опасности».

Читайте также:  Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Покажите бессмысленность употребления нецензурных слов именно с точки зрения их значения. Пусть подросток сам увидит, как нелепо звучат его «крутые» фразы. Даже если сразу это не поможет – в голове засядет. И ребенок сам начнет «переводить» одноклассников, поражаясь их недалекости и скудомыслию.

Итак, какие выводы по первому блоку рецептов?

Простые! Доводите до абсурда все формулировки с «неправильными», «плохими» и «нецензурными» словами и стимулируйте ребенка самостоятельно отказаться от их применения.

Без запретов. Без насилия. Только логика.

Новый иностранный матерный язык

Плохие слова – как отучить ребенка ругаться? Никак! Отучить не получится. Почему? Потому что если школьник или подросток употребляет ненормативную лексику, скорее всего, ему нужно вписаться в коллектив или удержаться в нем. В ином случае не употреблял бы.

Поэтому задача родителя не запретить «болезнь», когда она уже находится в активной стадии, а пресечь ее в зародыше. Объяснить ребенку неблагозвучность и глупость мата еще в том возрасте, когда авторитет взрослых непререкаем. То есть примерно в садике.

И это совсем не рано!

Мое личное правило: все объяснять детям тогда, когда они спрашивают. Но! На таком языке, чтобы они все поняли и не сделали неверных выводов.

Как говорить с малышами о мате? Очень просто. В тот момент, когда ребенок отразил существование нецензурных слов, можно сказать ему так:

«Ты же уже знаешь, что в мире есть много иностранных языков. Английский, французский, немецкий. Знаешь?»

«И каждый человек разговаривает именно на том языке, на каком он умеет говорить. Вот мы говорим по-русски. Мама может еще общаться по-немецки. Брат по-английски. Правильно?»

«А есть люди, который общаются на таком вот «нецензурном» языке. Они не знают красивых, правильных, подходящих слов, чтобы описывать свое настроение, состояние, желания, поэтому используют грубые и некрасивые заменители. Понимаешь?»

«Люди, которые хорошо владеют русской речью, как ты (можно привести примеры из жизни), мама, папа и брат, не употребляют матерный язык. Он им просто не нужен. Они и без него умеют выражать свои мысли четко и понятно. Вот ты же умеешь?»

«Но почти все взрослые люди и даже некоторые школьники знают мат. Но не используют его. Как мы не используем английские слова при разговоре дома. Мы же русские и говорим по-русски. Жили бы в Англии – говорили бы по-английски. Если ты когда-нибудь окажешься в обществе, где понимают только мат, можешь говорить на нем, но дома, в садике, в школе этого делать не стоит. Ведь там мы разговариваем на красивом понятном русском языке. Верно?»

Вот, собственно, и все. Любопытство ребенка удовлетворено. Смысл «плохих» слов обозначен. Аудитория, где их нужно употреблять, тоже. Но, главное, внушена уверенность, что он, ребенок, прекрасно обойдется и без этого нецензурного словарного запаса.

Вы думаете, после таких бесед возникнет проблема: как отучить ребенка от плохих слов? У нас пока не возникла. Но и дома у нас никто не ругается, и окружение соответственное.

А если мама, папа или дедушка порой разрешают себе крепкое словечко при ребенке, то не стоит даже и бороться с малышом. Отучить от плохих слов его не получится.

Консультация для родителей «Как отучить ребенка говорить «плохие» слова»

Оксана Быкова
Консультация для родителей «Как отучить ребенка говорить «плохие» слова»

Когда однажды малолетнее чадо в разговоре употребляет бранное слово, удавлению родителей нет предела. Где он их услышал? Почему их произносит и как его от них отучить?

К сожалению, источников «плохих» слов очень много. Телевизор, улица, мультфильмы, окружающие взрослые. Зачастую в период раздражения с наших уст срываются слова, которые слышать и уж тем более произносить детям не рекомендуется. Однако слова эти произносятся, а у деток, как известно, ушки растут на макушке, и они моментально подхватывают, новые, и такие интересные словечки. А иногда, взрослые сами учат малыша сквернословию, ведь малыш так забавно коверкает бранные слова. Впоследствии, подросшее уже чадо отнюдь не радует близких своим лексиконом, и родители хватаются за голову. Какие слова относятся к «плохим»? В первую очередь нецензурная лексика, ругательные и грубые слова (сволочь, скотина, гад, оскорбляющие и унижающие человека выражения, (псих, идиот, дурак). Воспитатели и родители отмечают, что ненормативная лексика прочно входит в лексикон детей, и справляться с этим стало очень трудно. Замечание, наказание, выговор решают проблему лишь на время, однако перевоспитанию и изменению поведения не способствуют.

ПОЧЕМУ ДЕТИ РУГАЮТСЯ?

До 4 лет употребление “плохихсловечек может быть неосознанным. Ребенок не знает, что их говорить нельзя. Самое главное в этой ситуации первичная реакция родителей. Сквернословие может вызвать у вас замешательство, шокировать и расстроить, однако старайтесь не реагировать очень остро. Зачастую дети экспериментируют, пробуют новую модель поведения, желая посмотреть на реакцию окружающих. Спокойно и твердо скажите малышу, который произнес их впервые, что говорить такие слова не стоит, и предложите другой вариант. Ребятишки постарше (от 5 лет и далее, нарушая правила, испытывают чувство вины. Этот возраст характеризуется развитием нравственно-этических сторон личности и появлением боязни неодобрения. Дети этого возраста уже знают, что говорить такие слова нельзя, поэтому для начала можно просто сделать замечание. Однако, если ситуация повторится нужно выяснить причину.

ПРИЧИНЫ СКВЕРНОСЛОВИЯ

Для эмоционального благополучия ребенка и правильного психического развития необходимы любовь, забота, внимание и ласка со стороны близких взрослых. Если ему, по ряду причин, этого не достаточно (много бытовых проблем, родители заняты на работе, семейные конфликты) он станет искать способ обратить на себя их внимание. Пусть даже это будут замечания и окрики, цели то своей он достигнет.

ПОДРАЖАНИЕ И ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ПОХОЖИМ НА КОГО-ТО

Вполне возможно, что ребёнок выбрал себе эталон для подражания. Человека, на которого он мечтает быть похожим (старший друг, брат, родственник, герой мультфильма или фильма, ассоциируя, таким образом, бранные слова с храбростью и силой. Поводом для употребления “плохихсловечек может послужить желание казаться самостоятельнее, серьёзнее и взрослее.

Может быть, ваш ребенок переживает какие-то неудачи (не складываются отношения со сверстниками, братом или сестрой, не получатся какое-либо дело, а признаки неблагополучия выражаются в другом. Он теряет уверенность в себе, слыша критику и упреки. Сквернословя, он как бы говорит: «Нет смысла стараться, я и так плохой, хуже уже не будет». Такой же результат может вызвать критика родителей, особенно переходящая на личности (лентяй, неумеха). Ребенок страдает от нереализованной потребности в признании достижений и успехов, уважении его личности и восполняет нехватку таким образом.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ (ЕСЛИ РОДИТЕЛЬСКАЯ ОПЕКА ЧРЕЗМЕРНА)

Требование «Я сам» впервые появляется, когда малыш отстаивает свое право на принятие решений и сохраняется все детство. Однако некоторые родители, ошибочно полагая, что они прививают ребенку правильное воспитание, стремятся предупредить ошибки и строят общение с ним посредством опасений, замечаний и указаний. Разумеется, это необходимо. Но если советы и замечания слишком часты, критика и приказы резки, а опасения явно преувеличены, ребенок начинает бунтовать. Как правило, такие родители склонны формулировать правила поведения и требования в стиле категорического запрета. Дайте ребенку некоторую свободу выбора, конечно же, он еще не сможет самостоятельно перейти дорогу, но одежду то он может выбрать сам.

Ребенок на кого-то обижен. Быть может появился маленький брат или сестренка, и он почувствовал себя ненужным, лишним; развелись родители или родители часто ссорятся. Возможно это очень незначительный повод, вроде несправедливого с его точки зрения наказания, не купили игрушку или не пустили гулять. Ребенок переживает обиду и боль и выражает ее посредством сквернословия.

БРАННЫЕ СЛОВА УПОТРЕБЛЯЮТ В КОЛЛЕКТИВЕ, ГДЕ ОБЩАЕТСЯ РЕБЕНОК

Речь идет о пресловутом «влиянии улицы». Относится это, конечно, к детям постарше. Попадая в новый коллектив (школа, детский сад, секция, где все хорошо знакомы, чтобы побыстрее стать своим, «новенький» начинает копировать манеру общения и поведение окружающих. Изолировать ребенка из-за этого не стоит. Помогите ему развить уверенность в себе и тогда ему не понадобится таким образом подстраиваться под других. Как с этим бороться?

Устраните причину сквернословия, проявляя больше заботы и внимания к ребенку и в то же время дайте ему побольше свободы. Снимите не соответствующие его возрасту ограничения. Игнорировать, как впрочем, и строго наказывать за брань нельзя, поскольку это может вызвать закрепление такого поведения. Объясните, почему так говорить нельзя и добейтесь понимания. У дошкольника понятия “хорошо” и “плохо” зачастую смещаются, и могут даже поменяться местами. Взрослые должны помочь ребёнку сориентироваться, спокойно объяснив, что бранные слова – плохо. Наказание, если вы его практикуете, должно следовать сразу за проступком, чтобы ребенок знал его причину. Он должен бояться не самого наказания, а того, что родители могут расстроиться из-за его поведения.

Как вы разговариваете дома? Произносите ли вы “плохиеслова, обидные прозвища? Возможно, в пылу ссоры вы забываете себя контролировать, и ребенок слышит как раз те выражения, против которых вы воюете. Если вы учите его, их не произносить, а сами сквернословите, то отучить ребенка от них вы не сможете. Правила для всех одинаковы и ребенок будет брать пример с вас. Или дома будет себя контролировать, а зато в школе или на улице разойдется во всю. Зачастую дети не могут иначе выразить свои чувства. Научите ребенка их проговаривать (я расстроен, в гневе, злюсь). Таким образом, вы научите его распознавать свои эмоции, говорить о них и решите проблему сквернословия.

Плохие слова: как отучить ребенка ругаться Статья`Плохие слова: как отучить ребенка ругаться` Статья Плохие слова: как отучить ребенка ругаться. Рано или поздно родители могут.

Консультация «Как правильно научить ребенка говорить» Основные причины патологии детской речи: • различная внутриутробная патология; • родовые травмы; • заболевания в первые годы жизни ребёнка.

Консультация логопеда для родителей «Как научить ребёнка говорить?» КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как научить ребёнка говорить?» Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного.

Консультация для родителей «Как говорить с ребенком, чтобы развивать его речь» Речь – зеркало психики. Для развития речи необходимо полноценное развитие эмоций, интеллекта, личности в целом. И здесь огромное значение.

Консультация для родителей «Как не срываться на ребенка, как не кричать на него?» Почему родители кричат на своих детей?Как этого избежать?Крик считается самым малоэффективным методом воспитания из всех возможных. Но.

Консультация для родителей «Как отучить ребенка обзываться?» Часто взрослые задают себе вопрос, как отучить ребенка обзываться, в случае если слышат от их ребёнка грубые, расстраивающие, обидные, то.

Консультация для родителей «Научите ребенка красиво говорить» Консультация для родителей «Научите ребенка красиво говорить» Речь – основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания,.

Консультация для родителей «Не такой как все! Как принять своего ребенка?» Консультация для родителей: «Не такой как все!» Как принять своего ребенка Цель – формирование адекватной родительской установки. Как принять.

Читайте также:  Неуверенный ребенок: как помочь ребенку стать увереннее

Консультация для родителей «Взаимоотношение родителей в семье. Как они влияют на ребенка» Влияние супружеских отношений на воспитание ребенка признается всеми. Взаимная любовь родителей, согласованность или расхождение их духовного.

“Плохие” слова. Как отучить ребенка ругаться

Изумлению родителей нет предела, когда их малолетнее чадо однажды в разговоре вдруг употребляет не совсем уместные в детской речи слова и выражения: «Откуда это у него?» В чем причина детского сквернословия и как этого избежать?

Анна Лосева
Психолог

Источников «плохих» слов вокруг нас очень и очень много. Это может быть и детский сад, и улица, и телевизионные программы, и мультфильмы, и знакомые взрослые, и даже, как это ни удивительно звучит, семья. Всегда ли мы замечаем за собой, а потом помним об этом, что в периоды раздражения и гнева мы произносим вслух те же самые «плохие» слова. Так чего же ждать потом от маленького ребенка, который только учится жить в этом мире и впитывает, как губка, всё то, что он видит и слышит вокруг? Какие же слова можно отнести к «плохим»? Безусловно, это нецензурная лексика, грубые и ругательные слова (дерьмо, сволочь, гад и т.п.), выражения, унижающие и оскорбляющие человека (дурак, идиот, псих и т.п.). Есть еще и жаргонные словечки, которые нельзя отнести к ругательным, но, с другой стороны, они служат для выражения своих эмоций («йес», «вау» и т.п.) или для вхождения в детский коллектив. Бороться с такими словами или нет – решают сами родители в зависимости от того, насколько приемлемым они считают это поведение. Родители и воспитатели отмечают, что употребление детьми «плохих» слов происходит всё чаще и чаще, и, самое главное, стало очень трудно справляться с таким поведением. Причём выговор, замечание или другое наказание делают детей более сдержанными только на некоторый период времени, но при этом не способствуют перевоспитанию и стойкому изменению поведения к лучшему.

Почему ребенок ругается?

В более раннем возрасте (до 4-5 лет) употребление бранных слов может быть неосознанным, то есть ребенок просто не знает, что это плохо. Здесь самое главное – первичная реакция родителей на ругательство, чтобы эти слова не вошли в привычное употребление. Сквернословие ребенка может привести вас в замешательство и шокировать, но старайтесь не реагировать слишком остро. Часто дети экспериментируют, следуя новой модели поведения, чтобы посмотреть на реакцию родителей. Лучше всего спокойно и твердо сказать малышу, поступившему так впервые: «В нашей семье такие слова не говорят, это неправильно» и предложить другой вариант. Дети от 5 лет и старше, нарушая правила, начинают испытывать чувство вины. В этом возрасте активно развиваются нравственно-этические стороны личности: чувство долга, обязанности. Вместе с тем появляется страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого одобряют, т. е. страх социального несоответствия. Если 5-7-летний ребенок произносит ругательства, зная о том, что это неправильно и плохо, для начала достаточно просто сделать замечание: «Ты знаешь, что ты сказал плохо. Я не хочу этого больше слышать». Но если это повторяется снова и сквернословие становится привычкой, то нужно выяснить причину. Рассмотрим наиболее распространённые и характерные причины нарушений поведения.

Способ привлечения внимания

Для правильного психического развития ребенка и его эмоционального благополучия необходимо достаточное количество любви, ласки, заботы и внимания со стороны взрослых. Если малыш этого не получает по ряду причин (родители заняты на работе, слишком много бытовых проблем, нередки семейные конфликты), то он будет искать способ привлечь их внимание. Даже если это будут окрики, замечания и тому подобное, он достигнет своей цели. Вспомните, как и сколько времени в день вы проводите со своим ребёнком? Ведь для него важно, чтобы мама и папа интересовались его желаниями, увлечениями, принимали участие в его играх.

Подражание и стремление быть на кого-то похожим

Ребёнок может выбрать себе образец для подражания, на кого он хотел бы быть похожим (брат, старший друг, родственник, герой фильма или мультфильма), таким образом ассоциируя ругань с силой и храбростью. Желание казаться взрослее, самостоятельнее и серьёзнее тоже может послужить поводом для употребления бранных словечек. Необходимо иметь в виду, что в силу своего возраста дети часто идеализируют какого-либо человека или героя фильма – если он положительный, значит, всё, что он делает, безоговорочно хорошо. Полностью отгородить ребенка от влияния внешнего мира невозможно, да и не нужно. В этой ситуации можно посоветовать внимательно следить за атмосферой, в которой происходит развитие ребенка. Особенно хочется отметить влияние телевидения – ведь оно забирает у детей и родителей то время, которое они могли бы провести с семьей. Телевидение стало неотъемлемой частью нашей жизни, и совсем отказываться от него было бы неправильно. По возможности старайтесь ограничивать время, проведённое ребенком у телеэкрана. Выбирайте только те передачи и мультфильмы, которые соответствуют его возрасту. И никаких сцен насилия, агрессии с участием «колоритных» отрицательных персонажей.

Компенсация неуспешности

Может случиться и такое, что ребенок переживает неудачи в какой-то одной области жизни (не складываются отношения с братом или сестрой, со сверстниками в детском саду или на детской площадке, хочет научиться играть в футбол, а получается хуже всех), а признаки неблагополучия проявляются и в другом. Ребенок теряет уверенность, слыша в свой адрес упреки и критику. И, употребляя бранные слова, он говорит: «Зачем стараться, ведь всё равно ничего не получится», «Все говорят, что я плохой, я и буду плохой». То же происходит, если критика со стороны родителей затрагивает личность ребёнка, а не его поведение и действия. Например, если вместо «я расстроилась, что ты не убрал игрушки» ребёнок слышит, что он лентяй, неаккуратный, то он воспринимает это как «ты – плохой, я тебя не люблю». А для ребёнка очень важно услышать, что его будут любить независимо от того, убрал он игрушки или нет. Ребенок страдает от нереализованной естественной потребности в признании его успехов и достижений, уважении его личности и стремится восполнить эту нехватку любыми способами, которые ему доступны.

Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки

Впервые требование «Я сам» появляется в возрасте, когда малыш начинает отстаивать право самому решать, что делать в той или иной ситуации, и сохраняется на протяжении всего детства. Родители, считая, что они прививают своим детям правильное воспитание, предупреждают ошибки, строят свое общение с ними в форме указаний, замечаний и опасений. Да, это необходимо. Но если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Родители таких детей склонны формулировать требования и правила поведения в стиле категорического запрета. Вывод здесь один – дать ребёнку определенную свободу выбора (5–6-летний ребёнок ещё не может самостоятельно переходить улицу, но может сам выбрать, что он наденет или какую книжку будет читать) и уважать его право на ошибки, позволив накапливать свой собственный опыт.

Желание отомстить

Дети подчас могут быть обижены на кого-то. Причинами этого могут быть глобальные изменения в жизни ребенка – появился маленький братик или сестренка, и ребенок чувствует себя лишним, ненужным; развелись родители; ввиду сложившихся обстоятельств ребенка отправляют жить к бабушке; родители все время ссорятся. Или это единичный и мелкий повод – не купили игрушку, не пошли в гости, несправедливо наказали. И снова ребенок переживает боль и обиду и выражает ее своей руганью.

Употребление в коллективе, в котором общается ребенок

А это как раз то самое «влияние улицы», и касается оно уже детей более старшего возраста. Если ребёнок попадает в уже сформировавшийся коллектив (детский сад, двор, группа по интересам), нередко возникает конфликт, и, чтобы его избежать, «новенький» может слепо копировать поведение и манеру общения в коллективе. Вряд ли стоит из-за этого изолировать ребёнка, ведь сверстники играют огромную роль в жизни наших детей, однако помочь ему развить чувство уверенности в себе – необходимо. Тогда он сможет достичь успеха в любой социальной обстановке и без показного сквернословия.

Как с этим бороться?

Во-первых, необходимо устранить саму причину сквернословия – проявлять к ребёнку больше внимания, заботы, при этом давая еще и некоторую свободу, снять ограничения, которые уже не соответствуют его возрасту. Очень важно создавать благоприятную атмосферу в доме, помочь добиться успеха в какой-либо сфере деятельности, показать, что быть сильным, храбрым и взрослым можно и без сквернословия. Во-вторых, как очень строго наказывать, так и игнорировать брань нельзя. Это может привести к закреплению такой формы поведения. Самое правильное – добиться понимания ребёнком, почему так нельзя говорить. Дело в том, что в представлении дошкольника понятия о хорошем и плохом часто смещаются, а в силу отсутствия достаточного жизненного опыта могут даже меняться местами. И здесь задача взрослых – помочь ребёнку чётко сориентироваться, объяснив, что сквернословить – плохо. Если Вы наказываете ребёнка, помните о том, что он должен знать, за что его наказывают, штрафные санкции должны следовать сразу за проступком, и наказание ни в коем случае не должно унижать достоинство ребёнка. Ребёнок должен бояться не самого наказания, а возможности расстроить родителей своим неправильным поведением. В-третьих, это еще и собственный пример. Говоря: «Мне ругаться можно, а тебе нет», не ждите, что он с вами согласится, если вы сами служите моделью неподобающего поведения. Подумайте об обстановке, царящей у вас дома: употребляете ли вы унизительные прозвища, обидные выражения в отношении членов своей семьи, в том числе и детей, И самое главное: стараетесь ли вы избегать семейных конфликтов в присутствии ребенка? В такие моменты взрослые заняты только выяснением отношений и ничего не видят вокруг себя. Что вы делаете и говорите в подобной ситуации? Задумайтесь об этом. Говорить о том, что ругаться запрещено, и самому это делать – значит наносить серьезный вред воспитанию. И только серьезно поработав над собой, можно прививать ребёнку свой взгляд на проблему: «Ты же никогда не слышал, чтобы я ругался. Это оскорбляет и обижает других людей, а ведь мы должны относиться друг к другу с уважением. Если ты злишься на другого человека, нужно сказать по-другому – мне это не нравится, это нечестно». Очень часто дети прибегают к вызывающему поведению только потому, что они не знают других способов выражения своих эмоций. Научите ребенка нескольким словам, описывающим чувства (я злюсь, расстроен, сержусь, я в гневе). Таким образом, вы не только решаете проблему употребления бранных слов, но и приучаете ребенка распознавать свои чувства и говорить о них, что тоже очень важно. Вот небольшой пример разговора с ребёнком. В песочнице пятилетний Игорь строит целый город, а двухлетний Семён смотрит с любопытством, пытается что-то построить, но в результате ломает всё, что построил Игорь. Последний возмущается, обзывает Семёна болваном. Семён расплакался. Мама Игоря говорит ему: «Ты расстроен и злишься на Семёна. Да, он действительно разрушил всю твою работу». Игорь охотно соглашается. Она продолжает: «Ты знаешь, Семёну очень понравился город из песка, он хотел его рассмотреть, изучить и научиться строить так же, как ты. Но он совсем маленький и ещё не знает, что постройки из песка так легко сломать. Представляешь, как он обрадуется, если ты как старший научишь его так же строить? А ты его обозвал, и он сейчас плачет. Тебе было бы так же обидно, если бы тебя обругал кто-нибудь из старших. И ему сейчас обидно. Смотри, как он сейчас удивится и обрадуется, если ты позовёшь его играть вместе с собой». Так мама смогла объяснить сыну, что плохое слово может обидеть, и показала, что можно получить удовлетворение и радость от позитивного решения конфликта.

Читайте также:  Методика Монтессори своими руками: организуем развивающую среду дома

Сквернословие в коллективе

Хотелось бы еще остановиться на проблеме употребления ругательств в детском коллективе, когда ребенку трудно противостоять одному. Выход один – объединиться с родителями других детей и с педагогами. Можно предложить следующий метод: собрав вместе этих детей, расспросить их, какие оскорбительные выражения они могут вспомнить, и написать все это на бумаге. Потом символически эти слова уничтожить (можно закопать, сжечь, порвать). Таким образом дать понять детям, что все перечисленные бранные слова им никогда больше не следует употреблять. Можно также составить «Договор о взаимоуважении», где будет записано, что членам детского коллектива не разрешается употреблять оскорбительные выражения. После того, как все дети торжественно подпишут его, прикрепите его на видном месте как напоминание о принятом решении. Если ваш ребенок спрашивает, бранитесь ли Вы когда-нибудь, то скажите ему правду. «Да, иногда я ругаюсь, но только когда один или с кем-нибудь, кто на меня точно не обидится. Честно скажу, браниться – плохая привычка». Не надо забывать о том, насколько важно поощрение хорошего поведения. Поэтому, замечая малейшие изменения поведения ребенка в лучшую сторону, обязательно хвалите его и подчеркивайте, как Вы гордитесь его успехами. В конце хочу еще раз напомнить о том, что сквернословие – это сигнал о помощи вашего ребенка и способ выражения его гнева и протеста. А чувство гнева появляется в ответ на причиняемую ему боль, унижение и обиду. Ребенок дает понять: «Мне плохо, помогите мне». Задача взрослого в этом случае – не акцентировать внимание на своих отрицательных эмоциях и переживаниях, а попытаться понять, что происходит с ребенком и, может быть, изменить что-то в себе. Помните еще и о том, что такая проблема не решится за один день, и настроиться надо на долгую и кропотливую работу.

Плохие словечки: 5 советов, как отучить дошкольника ругаться

Живете вы спокойно – и вдруг в один прекрасный день ваш любимый ангельский малыш ни с того ни с сего говорит такое слово, что волосы встают дыбом. Откуда? Как? Это теперь всегда будет так? Мы подготовили 5 советов, что делать в такой ситуации и как отучить дошкольника от бранных слов.

Читайте на Еве

фотобанк Совет 1. Определите, какие слова допустимы в семье, а какие нет

Ребенок может принести словечко из детского сада, с детской площадки , услышать на улице. Но многие родители искренне удивляются, когда малыш им рассказывает правду: «Так это ты/папа/бабушка/дядя Ваня так сказал».

Все мы люди, иногда у нас вырываются разные выражения. Определите, что вы сами можете допустить в устах своего ребенка, а за что будете его ругать. Поймите, повторять за вами он будет всегда. Объяснить ребенку, почему вам так говорить позволительно, а ему нет, невозможно и к тому же несправедливо. Установите цензуру в семье, среди родственников и друзей: рядом с ребенком не ругаются, не бранятся и не чертыхаются. Это уменьшит вероятность, что ваш ребенок «подхватит» словечек в свой лексикон.

Совет 2. Не драматизируйте

Слышать плохое слово от ребенка неприятно, но это не конец света. «Есть такой период в возрасте 4-5 лет, когда для детей ничего смешней, чем слова «попа» и «какашка», не существует. Они упражняются в этом с большим энтузиазмом, особенно когда видят, что родители реагируют очень бурно. Смиритесь, не обращайте внимания, пусть хохочет в одиночестве. Спокойно объясните, что вам неприятно это слышать. Можно отправить его смеяться в другую комнату – это совершенно нормально. При вашей правильной реакции этот период закончится довольно быстро», – говорит семейный психотерапевт Алина Шур.

Фотобанк Совет 3. Приведите положительные примеры

Разговоры о том, что можно и нельзя, что такое прилично и неприлично, что такое хорошо и плохо, – постоянный процесс. Не превращайте его в обязательное, неудобное и неинтересное для всех времяпрепровождение. Любая игра в сто раз лучше запомнится ребенку, чем нудные родительские нотации. Подберите фильмы и мультфильмы о том, как дети вели себя плохо, а потом все поняли и начали вести себя хорошо. Посмотрите вместе фильмы про этикет, хорошие слова, правильные манеры и умение общаться с окружающими.

Выберите мультик по возрасту, например серию «Хорошие манеры» мультсериала «Три кота» . В ней Карамелька объясняет и показывает своим братьям Коржику и Компоту, почему нужно и важно себя хорошо вести. В конце серии они наконец понимают, что с невежами и невеждами никто не хочет общаться: «Вежливость и доброта – украшения кота!» Делитесь впечатлениями после просмотра, узнавайте в героях себя и друзей, обсуждайте ситуации. Имея собственное представление о том, как надо себя вести, ребенок в следующий раз несколько раз подумает, прежде чем произнести плохое слово.

Совет 4. В серьезной ситуации – объясняйте

Случается, что ребенок приносит из детского сада или с улицы даже мат. В любом случае он ждет вашей реакции. Ни в коем случае не ругайте, ведь малыш может просто не понимать всю серьезность ситуации, к тому же не знает, что это означает. Не сердитесь, не кричите, просто серьезно объясните, что это слово – грубое, плохое.

«Объясните ребенку правила. Спокойно донесите до него, что в семье такие слова никогда не говорятся, поэтому вы не можете разрешить произносить их даже в шутку, даже когда он сердится. Если ребенок не реагирует на объяснения, вполне допустимы более серьезные меры. При любом упоминании и произнесении неположенного слова можно отправлять его в комнату на несколько минут, прекращать игру или сажать на штрафной стул», – комментирует такую ситуацию Алина Шур.

Совет 5. Покажите, что вам неприятно

Сердиться не надо, а вот показать, что расстроены, можно и иногда даже нужно. Если ребенок, зная, что это слово нежелательно и неприлично, все равно упорно продолжает его употреблять, объясните и покажите, что вас это расстраивает. Скажите, что вы любите ребенка, но вам чрезвычайно неприятно слышать это слово от него. Объясните, что в диалоге оно может расстраивать не только вас, но и других людей. Попросите его не употреблять, никого не обижать и не расстраивать.

В заключение хочется добавить, что в этих ситуациях нет ничего необычного. Через них проходит каждая семья, в которой есть маленький, быстро развивающийся и впитывающий информацию малыш. Проявляйте терпение, выдержку, не ругайтесь и не нервничайте – именно так вы поможете ребенку пройти «ругательный» период, научите разбираться в непростом русском языке и вырастите его интеллигентным и воспитанным человеком.

Как отучить ребёнка ругаться матом? «Плохие слова» у детей

Откуда дети узнают «плохие» слова?

Маленькие дети запоминают всё, что вокруг них говорят, не понимая, где хорошие слова, а где плохие. Не очень хорошие слова малыш мог услышать из телевизора, фильма, разговора взрослых, в детском саду или же от своих родителей.

В общении взрослые люди не всегда следят за своей речью и могут непроизвольно говорить «плохие» слова. Особенно это касается родителей, ведь для ребёнка его отец и мать, являются настоящим примером. Малыш хочет быть похожим на своих родителей во всём, поэтому и копирует все действия и слова.

Почему ребёнок говорить «плохие» слова?

Когда малыш начинает всё чаще сквернословить, обычно, родители принимают радикальные меры, кричат, паникуют, что всё равно не приводит ни к какому результату. До возраста 5 лет малыш может говорить эти слова несознательно, думая, что это обыкновенные выражения в разговоре.

Бывает так, что когда ребёнок плохо выражается, он рассчитывает на острую реакцию родителей, но если этого не произойдёт, у него пропадёт интерес к таким словам.

Можно просто сказать: «не стоит употреблять таких слов», но кричать и запрещать, нельзя.

Психологи давно заметили, что чаще всего дети «ругаются» у тех родителей, которые мало уделяют им внимания. Таким образом, ребёнок хочет привлечь внимание к себе.

Как отучить малыша от «ругательств»?

1) Не нужно паниковать, чтобы ребёнок не привлекал своё внимание к плохим высказываниям.

2) Но никак не реагировать также нельзя, достаточно сказать, что такие слова, которые говорит малыш, в семье не употребляют.

3) Дети до 4 лет не понимают, что они говорят. В этом возрасте они живут по рефлексу «услышал – повторил», поэтому ругать их бессмысленно.

4) Детям старше 5 лет, стоит объяснить, что «плохие» слова употреблять нельзя, если ребёнок не усвоил это, то в этом случае, можно его и наказать.

5) Можно напугать малыша, что если он не перестанет сквернословить, его язык станет зелёным. Или же припугнуть, что после еще одного «такого» слова ему намажут язык горчицей.
6) Скажите ребёнку, если он захочет сказать что-то плохое, пусть заменит это слово другим. Например, вместо ругательства, пусть говорит «капуста».

7) Не вздумайте ругать ребёнка при чужих людях, не обращайте внимания на “плохое” слово, а дома серьёзно поговорите с ребёнком.

8) Оградите ребёнка от плохого влияния взрослых, просмотра передач и фильмов, где могут браниться. В этом случае для малыша «плохие» слова от взрослых людей, являются признаком взрослости и авторитетности. Смотря на то, как матерятся взрослые, он считает, что употребляя такие слова, он тоже уже взрослый. Постарайтесь ограничить себя и своего малыша от людей, которые сквернословят. Взамен на это, нужно окружить его людьми с чистой, красивой речью, без плохих слов. Таких людей, которым бы он хотел подражать.

9) Детям постарше, нужно объяснить, что употребление матерных слов никак не повлияет на их авторитет. Для ребёнка очень сложно будет отказаться от этого лексикона, поэтому родителям в это время следует внимательно наблюдать за своей речью. В той семье, в которой не слышно ругательных слов, малыш с лёгкостью отказывается от своих выражений.

Заказать готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят можно у нас на сайте>>> (20+, 30+ или 50+ предметов): это сэкономит Вам уйму сил и времени на подбор и упаковку игр и занятий для ребёнка.

Кстати, такие детские наборы часто заказывают в качестве подарка детям и их родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).

Вам также может быть интересно:

Ссылка на основную публикацию