Нужно ли учить ребенка писать до школы?

Нужно ли учить ребенка писать до школы?

В последнее время все чаще и чаще от родителей маленьких детишек можно услышать, что их ребенок развит не по годам и всему очень быстро учится. Современные родители еще до поступления малыша в первый класс стараются научить кроху чтению и письму. Между тем не все родители задумываются: а нужно ли это ребенку, и к каким последствиям приведет такое раннее развитие?

Конечно, ребенок и в пятилетнем возрасте уже очень восприимчив к информации и способен обучаться, но ведь не зря в первый класс берут деток именно с шестилетнего возраста. Психологи и педагоги крайне не рекомендуют забивать детскую голову обучающими процессами до поступления ребенком в первый класс.

Причины, по которым малыша еще рано обучать письму

  • Физическая и психологическая неподготовленность крохи. В возрасте 5 лет ребенок еще не способен к длительной зрительной концентрации, а моторика его рук еще не настолько развита, чтобы выполнять длительные письменные упражнения. Некоторые детки, которые уже ходят в садик, с трудом ориентируются в таких понятиях как: лево и право, близко и далеко, вверх и вниз. А письмо дается детишкам еще сложнее.
  • Ребенок быстро устает от монотонных занятий. Для того чтобы освоить письмо, ребенок должен заниматься не менее часа в день, усердно прописывая одни и те же буквы. Для активных детишек это очень тяжело. Да и сами родители, как правило, сначала присутствуют при этом процессе, а потом начинают заниматься своими делами, оставляя малыша писать самостоятельно. В результате малыш пишет так, как может, как получается. Это в свою очередь приводит к тому, что у ребенка формируется плохой почерк. А значит, в школе ребенку опять же придется переучиваться.
  • Система школьного образования разработана таким образом, что на изучение каждой темы отводится определенное количество занятий и времени. То же самое относится и к буквам. Для того чтобы ребенок научился каждую букву писать правильно требуется время. А родители, обучая кроху письму самостоятельно, могут только усугубить положение, и переучиваться в школе малышу будет невероятно сложно.

Вдобавок ко всем вышеперечисленным причинам следует учитывать, что не у каждого из родителей есть педагогическое образование и отличные познания в области русского языка. И обучить малыша должным образом в домашних условиях не представляется возможным. А вот подготовить ребенка к письму как раз должны родители, и для этого с малышами нужно проводить домашние занятия.

Как подготовить малыша к письму?

Нередко ребенку в начальных классах приходится очень тяжело: малыш не умеет правильно держать в руке карандаш, не знает, как должна лежать пропись, не может правильно сидеть за партой, а тут еще и масса новых знаний, усвоить которые очень нелегко. Чтобы ребенок быстрее и легче адаптировался, родители могут предпринять следующие действия, направленные на развитие памяти, мышления и разработку моторики пальцев:

  • Показать ребенку, как правильно держать в руке ручку и карандаш, а также как должен лежать на столе альбомный или тетрадный лист, чтобы на нем удобно было писать и рисовать.
  • Раскрашивать картинки цветными карандашами в специальных книжках-раскрасках.
  • Показать крохе, как рисовать волнистые и прямые линии (вертикальные и горизонтальные). Когда у малыша будут получаться короткие штрихи, можно приступать к рисованию параллельных, а также более длинных линий. Со временем можно предложить ребенку попытаться срисовать понравившийся ему узор или картинку с какой-либо книги.
  • Научить кроху правильно сидеть за письменным столом. Важно, чтобы малыш сидел ровно, с выпрямленной спинкой и не ложился на стол.

Все эти занятия помогут малышу выработать необходимые навыки, которые пригодятся в процессе школьного обучения, а значит, ребенок быстрее адаптируется к новой обстановке, и все его внимание будет направлено на освоение новых знаний.

Родители должны понять, что нежелательно учить ребенка писать в таком раннем возрасте. Обучая письму малыша самостоятельно, родители сделают только хуже для своего ребенка. Освоить новые навыки и учиться писать в школе малышу будет намного проще физически и легче психологически, чем проходить долгий болезненный процесс переучивания. Всему свое время, а до поступления в школу время с малышом лучше проводить за общением и играми.

Нужно ли учить ребёнка писать до школы

Этим вопросом интересуются многие родители, считающие, что дошкольник должен выйти из детского сада умеющим писать. Кроме того, некоторые мамочки увлекаются идеями раннего формирования учебных навыков, что подталкивает их к целенаправленным занятиям с малышом чуть ли не с рождения.

Однако многих учителей начальных классов вовсе не радует приход в школу детей, умеющих писать прописными буквами.

И всё-таки, нужно ли учить ребёнка писать до школы или оставить эту работе квалифицированным педагогам?

Чем грозит преждевременное обучение письму?

Раннее формирование каллиграфических навыков – лишняя, а порой и вредная работа, по мнению многих педагогических работников. С ними согласны детские физиологи, в частности знаменитый учёный-психолог Марьяна Безруких. Чем они аргументируют своё мнение?

  1. Пяти-шестилетки не готовы к написанию прописных букв по физиологическим причинам: у них слабо развита тонкая моторика пальцев, зрительно-моторная координация, не сформированы запястные и фаланговые связки и суставы.
  2. Дети младше 7 лет недостаточно хорошо ориентируются в пространстве тетрадного и альбомного листа, частенько путаются в правой и левой стороне. Из-за этого дошкольникам непросто понять, как писать цифры и буквы в тетрадях.
  3. Правила начертания есть у каждой буквы, о чём даже не подозревают многие мамы. Часто педагогам приходится переучивать тех первоклассников, которых учили писать прописные буквы ещё в предшкольном возрасте.

Нужно ли учить ребёнка писать до школы и что предложить взамен?

Вопрос о том, стоит ли вообще заниматься с малышом письмом, вполне закономерен. Раннее обучение каллиграфическим навыкам нежелательно, но мелкую моторику не только можно, но крайне необходимо совершенствовать. И начинать её развитие нужно не в подготовительных группах, а намного раньше.

Подготовить детскую руку к письму помогут такие занятия и упражнения, проводимые в игровой форме, как:

  • вырезание из цветной бумаги и картона различных фигурок с помощью ножниц (обычно с 4 лет);
  • нанизывание на леску или проволоку бусинок, крупного бисера, макаронин (обязательно под контролем взрослых);
  • лепка и разминание пальчиками пластилина, специального солёного теста;
  • завязывание и развязывание узелков на шнурках, верёвочек различной толщины;
  • работа с раскрасками – разукрашивание сюжетных картинок кисточкой, карандашом или фломастером;
  • графический диктант – рисование фигурок животных или предметов по клеткам в тетради;
  • пальчиковая гимнастика, подразумевающая повторение движений педагога или родителя под чтение коротких стихотворений.

Как помочь будущим первоклассникам правильно писать?

В подготовительной группе важно соблюдать преемственность и продолжать готовить ребёнка к целенаправленному письму. Это можно сделать, соблюдая следующие принципы:

  1. Необходимо формировать правильную посадку за партой (пока за рабочим столом) при работе с тетрадями, прописями, альбомами и карандашом. Вкратце правила нахождения за столом выглядят так:
    • спина прямая;
    • ноги сдвинуты;
    • локти находятся на столе;
    • бумажный лист кладут под углом в 30 градусов, а его нижний левый угол «нацелен» на середину грудной клетки.
  2. Важно следить за правильным захватом письменных принадлежностей. На верхнюю часть среднего пальца кладут карандаш, прижимая его сверху большим пальчиком, а сбоку – указательным. Безымянный и мизинец должны находиться внутри ладони.
  3. Ребёнок к школе должен уметь ориентироваться на странице и строчке. В этом ему поможет совершенствование пространственных представлений: право-лево, низ-верх.
  4. Необходимо ознакомить детей и с рекомендациями по письму: изображают буквы на бумаге слева направо, важно соблюдать размер элементов и интервал между ними. Кроме того, линии проводят одним росчерком, отслеживая силу нажима.

Специалисты советуют не забывать, что письмо тесно связано с речевыми навыками и в целом с языковым образованием ребёнка. Поэтому очень важно развивать фонематический слух, чтобы малыш смог выделять отдельный звуки и верно изобразить их в письме. Помимо этого, следует расширять кругозор детей, формируя психические процессы: мышление, память и внимание.

Таким образом, на вопрос, нужно ли учить ребёнка писать до школы, педагоги отвечают категорическим «нет». Однако они советуют научить дошколят правильно держать карандаш, развить точную моторику пальцев, подготовив тем самым детскую руку к дальнейшим графическим навыкам.

Нужно ли учить детей писать до школы?

Вопрос, обязательно ли учить ребенка писать до поступления в школу, задают себе многие современные родители. Сейчас достаточно распространено мнение о том, что дети должны выйти из детского садика читающими и пишущими.

Более того, некоторые мамы и папы гордятся ранними умениями своих чад, а ряд учебных учреждений выдвигают это условие при приеме в первый класс.

Сегодня мы поговорим, имеет ли смысл учить ребенка письму до школы.

Чем же руководствуются родители, стремясь как можно раньше привить грамотность детям? Одни мамы и папы хотят скорее научить малыша выражать свои мысли через письмо.

Другие взрослые уверены в том, что умение держать ручку – хорошее упражнение для интеллектуального развития.

Третьи стремятся передать своим чадам максимальное количество навыков, чтобы облегчить обучение в начальной школе. Стоит ли так делать?

Учим писать до школы – возможные трудности и проблемы

Учителя начальных классов и детские физиологи в один голос убеждают родителей, что не следует самостоятельно обучать дошкольников умению писать прописными буквами. Какие же доводы они приводят?

  1. Старшие дошколята не способны в полной мере овладеть навыком письма, поскольку у них недостаточно развита мелкая моторика, не готовы запястья и фаланги пальцев, не работает зрительно-моторная координация.
  2. По правилам чистописания изучению каждой буквы педагог уделяет несколько часов. Мало кто из мам может похвастаться специальным педагогическим образованием, поэтому зачастую самостоятельные занятия приводят к неправильной технике письма.
  3. Многие педагоги жалуются, что первоклашек, рано научившихся писать, приходится не учить, а переучивать. Если вы хотите обучить свое чадо навыку каллиграфии, нужно прописывать буквы около часа в день. Дошкольникам подобная усидчивость еще не свойственна, да и мамам сложно все время сидеть рядом с малышом.
  4. Даже воспитанники подготовительных групп не всегда правильно ориентируются в пространстве листа, не все дети знают, где правая сторона, а где левая. А в более раннем возрасте малышам еще сложнее понять принцип написания букв в тетради.
Читайте также:  7 грубых ошибок родителей во время ссор с детьми

Как подготовить ребенка к письму?

Однако вышеописанные сложности не означают, что родителям не нужно заниматься с детьми.

Какие упражнения могут вам в этом помочь?

1. В первую очередь, взрослым необходимо следить за тем, чтобы дети правильно сидели за столом, располагали альбомный или тетрадный лист, держали ручку или карандаш. В этом случае будущий первоклассник избежит проблем при работе в прописях. При письме нужно соблюдать ряд важных правил:

  • ребенок должен держать спину прямо;
  • ноги на пол нужно ставить вместе;
  • локти должны лежать на парте;
  • расстояние между грудью и краешком столешницы составляет около 2 см;
  • бумажный лист необходимо располагать под углом в 30 градусов (нижний левый угол при этом направлен на середину груди).

2. В дошкольном возрасте следует рисовать такие изображения, которые сочетают различные линии: волнистые, прямые, наклонные и вертикальные. Если в 4-5 лет дети рисуют колечки и клубочки, то в старших группах малыши выполняют более сложные упражнения – размещают круги, овалы, палочки в тетрадные клетки.

3. Графические диктанты – замечательные упражнения, которые учат ребенка ориентироваться в пространстве листа, писать под диктовку взрослых и немного считать. В Интернете можно найти множество подобных заданий, когда малыш, последовательно соединяя клеточки, получает в итоге изображение какого-либо животного.

4. Штрихование также помогает детям развивать зрительный контроль над движениями рук. Постарайтесь научить свое чадо одним движением карандаша выполнять параллельную, горизонтальную и наклонную штриховку.

5. Раскраски являются еще одним эффективным способом подготовке к письму. Подобные упражнения формируют правильный нажим, координируют движения детских пальцев.

Как правильно учить ребенка писать?

Чтобы у первоклассников не было проблем с обучением письму, нужно еще в дошкольном возрасте научить детей правильно держать ручку.

Неуклюжий захват не только негативно влияет на почерк, но и доставляет неудобство самому ребенку. Предлагаем несколько эффективных методов обучения малыша письму в игровой форме.

Как же правильно держать письменные принадлежности во время работы в тетради? Положите карандаш на верхнюю фалангу среднего пальчика, прижав его сверху большим пальцем, а сбоку – указательным. Мизинчик и безымянный палец при этом нужно загнуть вовнутрь ладони.

К сожалению, многим детям непонятно, как привести свои пальчики в нужное положение. Вот почему существует несколько способов, которые помогут без проблем научить кроху правильно держать ручку.

1. Пинцетный захват

Возьмите карандаш тремя пальчиками за самый кончик и поставьте его вертикально на стол. Теперь скользите плавно вниз, пальцы сами займут правильную позицию. Сначала продемонстрируйте этот метод крохе на своем примере, затем предложите ему повторить за вами.

2. Игра «Спокойной ночи, карандаш»

Такая методика подходит для самых маленьких детей. Предложите своему чаду «уложить» уставший карандашик спать. При этом средний палец выступает в роли «кроватки», кладем на него средство для письма. Под «головку» (конец карандаша) помещаем указательный палец – «подушку». Сверху накрываем всё «одеялом» – то есть большим пальцем.

3. Занятие с салфеткой

Пожалуй, это самый наглядный и потому эффективный способ. Для его реализации вам понадобится обычная бумажная салфетка. Сложите в несколько раз и попросите кроху прижать ее мизинцем и безымянным пальцем к ладони. Теперь ребенку будет проще взять ручку тремя свободными пальцами.

4. Применение насадки

Современные изготовители предлагают огромный выбор специальных насадок для ручек и карандашей. Большой плюс – они выполнены в форме цветных забавных зверят и очень нравятся детям. Подобные устройства существуют как для правшей, так и для левшей. Ваше чадо просто не сможет взять ручку с такой насадкой неправильно.

5. Ручки-тренажеры

Обучающая ручка имеет трехгранную форму, ее корпус изготовлен из мягких материалов и обладает специальными углублениями для детских пальчиков. Процесс письма облегчает также уменьшение веса и длины изделий. Ну а для того чтобы кроха не заскучал над тетрадкой, производители побеспокоились о веселом дизайне и яркой расцветке.

6. Игра с дротиками

Научите малыша играть в обычный дартс. Оказывается, эта игра способствует выработке правильной технике письма, поскольку положение пальцев на дротиках такое же, как и на карандашах. Объясните детям, что ручка – это своего рода дротик, а лист бумаге – это своеобразная мишень.

7. Точка на пальце

Еще одна легкая методика – поставить фломастером точку на верхнюю фалангу среднего пальчика. Крохе нужно рассказать, что так вы пометили то место, где должна располагаться ручка. Поставьте еще одну метку, только в виде линии, на нижнем конце карандаша. Объясните, что детский пальчик не должен спускаться ниже этой черточки.

Итак, многие специалисты уверены, что не следует целенаправленно учить детей письму в раннем и дошкольном возрасте. Пусть этим занимается классный руководитель, а вы потратьте освободившееся время на обучение малыша правильному захвату ручки. Игры, совершенствующие мелкую моторику, также помогут вам подготовить ребенка к школе.

Надо ли учить ребенка читать и писать до школы?

Насколько важно обучить своего ребенка письму и чтению перед поступлением в школу? Бытует мнение, что все дети должны выходить из стен детского сада уже пишущими и читающими. Психологи же считают, что родители намеренно способствуют раннему развитию ребенка, чтобы реализовать свои несбывшиеся желания, а также для того чтобы иметь предмет гордости перед окружающими людьми. Есть такие школы, которые принимают на обучение в первый класс детей, уже обученных «азам». Поэтому вопрос надобности таких умений в дошкольном возрасте — открытая и актуальная тема.

Трудности обучения письму

  1. Наверняка, мало кто из нас знает, что неправильное первичное обучение письму и чтению может стать в будущем причиной трудностей в школьном обучении. Только опытные педагоги знают все тонкости сего процесса, приводя ряд доводов для родителей.
  2. Обычно дошколята в старшем возрасте не обладают всеми нужными навыками для обучения письму в такой период. Все это обусловлено тем, что у ребенка дошкольника еще недостаточно развита мелкая моторика рук. Если быть точнее, фаланги пальцев и само запястье пока еще не приспособлены к овладению письменными принадлежностями и письму. К тому же препятствием к учебе письма может помешать не до конца развитая зрительно-моторная координация.
  3. Правила чистописания подразумевают только индивидуальное несколькочасовое обучение написанию каждой литеры. Родители, не обладая педагогическим образованием, не смогут полноценно обучить ребенка правильной технике написания.
  4. Большинство педагогов, в руки к которым попадают дети, умеющие писать, жалуются на то, что их приходится попросту переучивать. Каллиграфия диктует правила индивидуального обучения каждой букве в течение нескольких часов минимум. Вряд ли дошкольники обладают такой усидчивостью, чтобы высидеть эти занятия.
  5. Практически все дети в дошкольном возрасте не умеют правильно ориентироваться на поверхности чистого листа. Это говорит лишь о том, что пока ребенку будет достаточно обучения рисованию, но никак не письму.

Какие навыки письма нужны дошкольнику?

Узнав о вышеуказанных трудностях, не стоит делать поспешных выводов. Занятия родителей со своим дошкольником должны включать следующие упражнения:

  1. Ребенок должен занимать правильное положение тела за столом, брать карандаш, тетрадь либо альбом. Для этого следите за:
    • ровным положением спины;
    • ноги ставят на полу вместе;
    • локти рук лежать всегда на письменном столе;
    • между грудью ребенка и столом должно быть 2 см;
    • поворачивать лист для письма нужно не более чем на 30 градусов.
  2. Научите своего дошкольника рисовать разные линии, например, ровные и волнистые, вертикальные и наклонные. Также в возрасте 4-5 лет нужно учиться рисовать круги, овалы, окружности.
  3. Графические диктанты. Таким упражнениям можно научиться, если найти в интернете видео уроки.
  4. Следующее упражнение — штрихование. Для полноценного развития зрительного контроля у ребенка, научите его рисовать штрихи карандашом в разных направлениях.
  5. Раскраски. Регулярные раскраски рисунков помогают ребенку учиться правильному нажиму на карандаш, координации.

Если ваш ребенок обладает такими навыками, он считается готовым к поступлению в первый класс.

Нужны ли навыки чтения дошкольнику?

Начиная с пятилетнего возраста ребенок вступает в новую фазу развития — речевая одаренность. Как говорят психологи, в таком возрасте дети гораздо легче обучаются чтению, нежели в 7-8 лет. Такие умения в раннем возрасте развивают у ребенка мышление, фантазию, логику и память. Многие педагоги и психологи также настаивают на том, что грамотные, развитые интеллектуально люди — это следствие накопления информации из книг.

Поэтому можно смело утверждать, что читающий первоклассник — находка для учителя. Не страшно, если одна часть класса будет уметь читать, а другая только учиться этому навыку. Это совсем не означает, что читающий первоклассник будет бездельничать в это время. На самом деле педагог разрабатывает дифференциальный подход к учебе неравномерно развитых детей.

Запрещено обучать чтению ребенка, который не стремится к этому и отказывается от занятий. А чтобы возродить в ребенке желание знакомства с книгой, нужно создать соответствующую книжную атмосферу вокруг. Для этого постоянно читайте своему чаду книги, а также рассуждайте с ним по поводу прочитанного. Чтобы обучение прошло успешно, и педагогу в первом классе не пришлось переучивать ребенка, родители должны быть осведомлены правилами учебы чтению.

Подытожить можно следующим образом:

  1. Чтобы успешно обучать ребенка чтению, нужно обладать знаниями о методике обучения. Лучше, конечно, доверить свое чадо специалистам.
  2. Обучать ребенка может специалист, если ребенок не противится занятиям и проявляет интерес.
  3. Ни одна школа не имеет права требовать от первоклассника умения читать. Для поступления требуется психологическая подготовка ребенка: развитое мышление, память, воображение, речь.

В силах родителей способствовать развитию ребенка, проводить с ним как можно больше времени. А обучение письму и чтению лучше предоставить профессиональным педагогам.

Читайте также:  Под маской жертвы. Что делать, если ребенок «бьет на жалость»

Видео

Нужны ли дошкольникам прописи?

Добрый день, уважаемые читатели, гости друзья!

Время неумолимо бежит вперед, наши детки взрослеют у нас на глазах. Кажется, что вот они только научились ходить, говорить, творить и уже умеют столько, что нам теперь за ними не успеть. Каждый день жизнь подбрасывает нам новые вопросы, на которые мы должны искать ответы. И вот сегодня я хочу предложить вашему вниманию размышления над одним из таких вопросов: «Стоит ли учить ребенка писать до школы?»

Ответ на этот вопрос попыталась найти Пироженко Татьяна, автор он-лайн школы «Учимся играя» и автор блога «Это интересно».

Только что в школах прозвенел последний звонок. Но не успеем оглянуться, как пролетит беззаботное лето, и снова в двери школы войдут ученики. Как трогательно выглядят малыши-первоклашки! Они еще так мало умеют и знают. И так много им предстоит узнать. Наверное, каждая мама хотела бы облегчить процесс обучения в школе для своего ребенка. Для этого многие родители за год, а то и за два до школы начинают водить своих детей на занятия по подготовке к школе или заниматься с ними дома по школьным предметам. С одной стороны, это совсем неплохо — никакие знания и умения не могут быть лишними. С другой стороны, не утихают споры о том, вредно или нет такое раннее усаживание за парту для здоровья будущих школьников. В дошкольные годы возможен лишь только один тип обучения — в игровой форме. И если математике, чтению, природоведению в такой форме обучать очень легко, для этого придумано множество развивающих игр и занятий, которые вы сможете отыскать, например, на страницах «Школы «Учимся играя», то вот обучить письму таким образом не получится. А в первом классе именно чистописанию уделяется огромное внимание. Ведь хороший почерк, быстрое и правильное выполнение письменных заданий — основы успеха в любых предметах, а не только в русском языке.

Поэтому велик соблазн заранее подготовить ребенка к школе и научить его писать письменными буквами. Для этого существуют специальные тетради — прописи. В них дается образец написания букв, повторяя который множество раз, ребенок доводит навык письма до автоматизма.

Слева написание письменных букв по «Полной русской азбуке» 1880 года, справа — современное написание

Я задалась вопросом, нужно ли учить своего ребенка (дочь через год пойдет в школу) перед школой писать письменными буквами. И хочу поделиться с вами результатами моего исследования.

Надо сразу отметить, что существуют как сторонники прописей, так и их противники. В некоторых странах (большинстве штатах Америки, Германии) вообще было отменено обучение детей письменным буквам. Теперь они пишут печатными. Такой отказ от рукописного шрифта мотивируется тем, что в современном компьютеризированном мире навыки написания текстов вручную становятся все менее востребованными. Поэтому посчитали нецелесообразным тратить время и здоровье детей на обучение вымирающему виду деятельности. Кстати, совсем недавно вопрос об отмене прописей поднимался и в России. Пока эта идея не встретила должной поддержки, но вполне может быть, что следующее поколение детей уже не будет использовать письменные буквы, так же, как наше поколение не знает, что такое писать пером и чернилами.

Плохо это или хорошо? С одной стороны, сидение над тетрадкой, действительно, вряд ли полезно здоровью малыша. Даже если вы соблюдаете все нормы, рекомендованные для правильной посадки маленького ученика за партой, и вашему ребенку не грозит сколиоз и близорукость, то у детей 5-6 лет кости запястья еще не окрепли и недостаточно сформированы для тех нагрузок, которые на них взваливают. Кроме того, неудачи в овладении письмом могут сильно повлиять на отношение ребенка к учебе вообще. У нас в обществе очень силен стереотип: если чистенькая, аккуратная тетрадка, то это отличник и умница, а если в тетради помарки и «грязь», то это двоечник и бездельник. Но задумайтесь, так ли это? Посмотрите автографы великих людей — сколько из них писали разборчивым аккуратным почерком? Тем более, что в конце начальной школы ученики все равно переходят на индивидуальный почерк, вырабатывают свой стиль, который необходим им в том числе и для самоидентификации. Надо ли искусственно тормозить этот процесс, заставляя первые четыре года выводить одинаковые как под копирку буковки? А знакома ли вам несправедливость, когда ученику снижают честно заработанную им оценку по письменной работе только из-за того, что у него «плохой почерк»? Я такое встречала неоднократно!

С другой стороны, никто не спорит, что буквы, написанные учениками, должны быть понятны и разборчивы для тех, кто их читает. Кроме того, сторонники прописей говорят о том, что тонкая координация мозга и моторики руки, которая вырабатывается именно при написании письменных букв, очень благотворно сказывается на развитии мозга вообще. Но ведь этого же эффекта можно добиться при рисовании, лепке, других занятиях, в которых используется мелкая моторика. Так может быть в начальной школе увеличить часы на занятия творчеством за счет сокращения часов, отведенных на чистописание? Вопрос риторический. Пока урок «письмо» в школе никто отменять не собирается. Ему по-прежнему отводится очень много времени. И по-прежнему малыши с высунутым набок язычком сосредоточенно выводят строчки неуверенных кружочков глядя на недостижимый для них (да и для их родителей) образец, напечатанный в начале строки типографским способом.

Поэтому надо задуматься, что именно мы можем сделать, чтобы подготовить детей к этой нагрузке? Когда мы с дочкой, которой через год идти в самую обычную школу (в гимназиях требования к подготовке могут быть гораздо строже), подошли с этим вопросом к нашей будущей учительнице, она нам сказала: «Письменному письму учить дошкольников ни в коем случае не надо! Даже если ребенок уже созрел до письменных букв. Во-первых, вы можете не заметить, что ребенок пишет какую-нибудь деталь буквы неправильно — не так соединяет, или ведет линию не в том направлении. Переучивать гораздо труднее, чем учить с нуля. А во-вторых, ему будет элементарно скучно на уроках письма и без того не слишком увлекательных.»

Что же остается делать, сидеть сложа руки и надеется на учительницу? Конечно нет! Готовится все-таки надо. И главный аргумент для дошкольной подготовки для меня то, что ребенок, попадая в школу, получает такую большую информационную нагрузку, что собственно обучение тонет в ней как крупинка. Я это прошла по опыту со старшим сыном. Как я рада, что он уже до школы многое знал и умел и первое время там для него не было ничего нового. Посудите сами, на уроке ребенок должен держать в уме, что сидеть надо прямо, что ногами под столом болтать нельзя, что для того, чтобы что-то спросить, надо поднять руку, что соседа по парте зовут Сережка и у него есть солдатики, что хвостик у буквы «ы» должен начинаться внизу кружка, и что угол тетрадки должен смотреть ему в грудь. Как ему тут не запутаться?

Поэтому развивать мелкую моторику перед школой все-таки надо. И приучать правильно сидеть за столом. И правильно держать ручку. Но вот заставлять писать «от сих до сих», назначать, сколько примеров решить и сколько букв выписать, объявлять, что «сейчас мы будем делать уроки» и ругать за помарки или неусидчивость надо только лишь в том случае, если вы хотите, чтобы ваш малыш возненавидел учение. Достаточно просто рисовать, раскрашивать раскраски, обводить картинки по пунктирным линиям (кстати, именно такие задания предлагаются в «прописях для малышей», которые повсеместно продаются сейчас), вырезать и клеить аппликации, вышивать, играть в конструкторы. И делать это в свое удовольствие И тогда в школе проблем с письмом у вашего ребенка не будет.

Татьяна Пироженко (Tavika), автор блога «Это интересно!«

Консультация «Надо ли учить дошкольника читать»

Светлана Лушняк
Консультация «Надо ли учить дошкольника читать»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад №2 «Ромашка»

Данковского муниципального района Липецкой области

Консультация для родителей

«Надо ли учить дошкольника читать

Учитель – логопед

Надо ли учить дошкольника читать?

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Часто родители озабочены вопросом, надо ли дошкольника учить читать? Споров по этому поводу много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка учить читать до школы, другие советуют налегать на алфавит с пяти лет, ну а третьи разрабатывают методики, как растить гениев, обучая их чтению с пеленок. Попробуем разобраться.

Конечно, есть аргументы против обучения дошкольников чтению: отнимаем у детей детство; чтение может навредить зрению; ребёнок 6 лет не сможет овладеть чтением и т. д.

Но аргументов за обучение детей чтению больше:

– нормально развивающийся ребенок 5 – 6 лет обладает достаточно сформированной устной речью, что является базой для развития письменной речи;

– раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово, запоминает его графический образ) ;

– чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;

– в процессе чтения происходит познание окружающего.

По мнению известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукермана и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить. Навык чтения обязательно нужно формировать еще в детстве, прививать любовь к книгам.

Читайте также:  Как помочь рассеянному ребенку?

Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно,создав ребенку следующие условия:

— родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы;

— время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. Нередко в библиотеках устраивают выставки, что может также заинтересовать ребенка;

— дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения книг, журналов, обучающих игр;

— обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;

надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками;

— при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках;

— используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном;

— для содержательного общения с ребенком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию речевого общения;

— способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;

— сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке;

— приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми;

— разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.

Изначально дети хотят учиться читать. И задача родителей и педагогов – поддержать и развить это желание. Для этого надо не так уж много – просто проводить регулярные и приятные занятия в игровой форме. Регулярность и приятность занятий взаимосвязаны. Если занятия нерегулярны, то ребёнок забывает пройденный материал, не может ответить на вопросы, и поэтому занятия становятся неприятными. А если они неприятны, то дети будут их избегать, и регулярность будет потеряна.

Этапы овладения чтением:

– знакомство со звуками и буквами;

– слияние звуков в слоги;

– составление слов из слогов;

– чтение слов и предложений.

Исходный принцип обучения дошкольников грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, звуковой период обучения. Буква — это знак звука. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Основной задачей обучения грамоте является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе — развитие интереса и способностей к чтению.

На подготовительном этапе важно сформировать представления об основных законах речи:

– речь состоит из предложений, а предложения из слов;

– слов много, они называют предметы, их признаки и действия;

– слова состоят из звуков, они бывают длинные и короткие;

– звуки в словах произносятся поразному (формируется представления о гласных, согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуках)

Основной задачей подготовительного к обучению чтению периода является формирование умений выделять слова в предложении, делить слова на слоги, выделять любой звук, т. е. производить анализ звуковой структуры слова.И только тогда возможно начинать непосредственно обучение чтению:

– знакомство со всеми буквами русского алфавита;

– усвоение некоторых правил орфографии;

– овладение слоговым и слитным способом чтения

На первом этапе ребёнок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнаёт, что звуки бывают гласные и согласные; согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие и что у каждого звука есть своё обозначение – буква.

Потом идёт другой этап – ребёнок учится складывать звуки в слоги. Сначала осваиваются простые слоги, состоящие из двух звуков, затем – сложные.

И, наконец, когда ребёнок освоил и усвоил принцип чтения слогов, он начинает складывать слоги в слова. Слова, сначала коротенькие, постепенно «растут», и очень скоро от чтения слов ребёнок переходит к чтению предложений и коротеньких рассказов.

И, вот оказывается, что малыш уже умеет читать!

Самые распространённые ошибки при обучении чтению

– На первом этапе – знакомство со звуками и буквами – самой распространённой ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родители, называя букву, произносят именно название буквы, а не звук («ка», а не [К], «эр», а не [Р]). И это приводит к тому, что малыш будет читать, например «каэрот», вместо «крот».

– На третьем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто «нанизывают» буквы одну на другую, пока не выйдет слово, вместо того, чтобы складывать слоги (м-е-д-в-е-дь, а не мед-ведь). Помните, на этом этапе обучения чтению основной единицей является слог, а не буква. Нанизывая буквы и дойдя до конца слова, малыш уже просто не может понять прочитанное.

– Ребёнок читает механически, то есть просто складывает слоги, но не понимает, что он прочёл. Для того, чтобы избежать этой ошибки, просите малыша объяснить или пересказать, что он прочёл.

Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит, он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей.

Надо учитывать, что у детей с флегматичным складом характера, т. е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро, но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок. Но главное, о чем должны помнить родители, нельзя насильно учить ребенка читать. Не ругайте малыша и не сравнивайте его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения.

Если же у вашего ребенка не сформирована речь, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, то обучение чтению будет даваться малышу с трудом, и отнимет огромное количество сил и у мамы и у ребенка. То есть, если ребенок не выговаривает звуки, путает слоги в словах, неправильно их произносит, то даже в 5-6 лет учить читать его пока не стоит. Лучше сначала отвести дошкольника к логопеду.

Однако некоторые дошкольники активно отказываются учиться читать. Причины могут быть разные, в том числе и созревание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие разных функций головного мозга с другими системами организма, особенно зрительно – двигательной. Часто ребенку, не желающему учиться читать, надо дать время для того, чтобы произошло созревание организма, и на каком-то этапе он начнет учиться читать охотно. Так же ребенок, которому часто читают взрослые, не хочет прилагать усилия для овладения навыком чтения. У него не развивается познавательная потребность в чтении, так как она мгновенно удовлетворяется взрослым.В подобном случае можно использовать следующий прием: начните читать интересный ребенку рассказ, а затем прервите чтение, сославшись на неотложные дела. Делайте так неоднократно, чтобы ребенок испытывал неудовлетворенное любопытство. Современные дети не хотят читать еще в силу того, что слишком много информации получают из средств массовой информации, в частности телевидения. Образы, создаваемые на экране, преподносятся в готовом виде, а читая, надо прилагать серьезные усилия, чтобы возник образ, – заставлять работать собственное воображение.

Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него появляется уверенность в успешности, он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает. Психологами установлено, что читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их нечитающие сверстники.

Консультация «Как научить детей читать играючи» Консультация. «Как научить детей читать играючи» 1. Нужно ли обучать чтению с 5-6 лет? Как известно, большинство семилетних детей с радостью.

Консультация для родителей «Нужно ли учить с детьми стихи?» Почему одни даже маленькие дети хорошо запоминают стихи, а другие вроде и большие, но отказываются учить незатейливые детские стишки. С.

Консультация «Когда и как учить детей английскому языку» Это вопрос, который волнует многих родителей, и каждый отвечает на него по-своему. Предлагаю посмотреть на него с точки зрения развития.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему “Имеет ли смысл учить наизусть?”Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Какие сказки читать детям» Консультация для родителей на тему: «Какие сказки читать детям» Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в.

Консультация для родителей «Учить ли ребенка давать сдачи» Да, ребенка нужно учить защищать себя и давать сдачи! Но не младшего дошкольника. В подготовительной группе, В ШКОЛЕ – да (хотя в подготовительной.

Консультация для воспитателей и родителей «Когда наступает время учить читать». Читать для ребенка дошкольного возраста – дело не простое, это не игра, а довольно серьезный и сложный процесс, для формирования которого.

Консультация для воспитателей и родителей «Как учить стихи с ребёнком» СТИХИ, ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Школа с первого класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые.

Консультация для воспитателей «Сопереживанию надо учить» Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств,.

Учить ли «давать сдачи». Консультация для родителей Учить ли «давать сдачи» Есть у родителей спорное убеждение, что ребенка надо учить давать сдачи. Надо – я согласна с этим. Но, пожалуйста,.

Ссылка на основную публикацию