Неуверенный ребенок: как помочь ребенку стать увереннее

Неуверенный в себе ребенок

Неуверенность – откуда она появляется

Её признаки можно заметить в любом возрасте, у взрослых и детей. Это боязнь предпринимать какие-либо действия из-за сомнения в своих силах, возможностях, знаниях, способностях.

Чаще всего это приобретенное качество, которое появляется вследствие неудачного опыта, запоминающегося поражения, боли. Так же это может быть следствием воспитания ребенка.

Когда и почему появляется неуверенность?

Часто это качество появляется в подростковом возрасте, реже – у маленьких детей.

Причинами детской неуверенности обычно становятся родители.

  • Высказывания в адрес ребенка: «У тебя не получится», «Ты опять что-то сделал не так», отсутствие поддержки с их стороны.
  • На самооценке сказывается и «уменьшение значимости» потребностей ребенка. Он просит о чём –то, родители игнорируют потребности или говорят о том, что это – совсем не важно и никому не нужно.
  • Акцент на неудачах, и игнорирование побед и успехов – поругать нужно обязательно, а вот похвалить можно забыть и воспринять это как «само собой разумеющееся»
  • Взрослым часто им не хватает такта, и они могут запросто унизить его при всех. Причём, унижением является нетактичное замечание в адрес ребёнка. Об этом важно помнить.

Подростки способны отделять себя от других людей, самостоятельно оценивать свои способности. Результатом этого может стать недовольство своей внешностью, физическими данными, социальным положением родителей, и другие моменты.
Если подросток кажется чересчур уверенным в себе, это не всегда так. Окружающие люди воспринимают его высокомерным. Если такой человек одинок, то, скорее всего, самоуверенность – это броня, крепость. Так он ограждает себя от других, хочет показаться сильным, но таковым не является.

Уверенный ребёнок – какой он?
Это – основа успеха в жизни. Возможность развиваться и совершать эксперименты, быть собой и не бояться трудностей.
Качества, характерные для уверенных в себе детей

Способность быть лидером.
Или не быть им, и чувствовать себя счастливым. На самом деле, далеко не в каждом ребенке есть лидерские навыки. Представьте себе, во что превратилось бы наше общество, если каждый его член был бы лидером? А вот понимать свое место в команде, чувствовать собственную важность и ценность необходимо каждому человеку.

Умение нормально воспринимать критику.
Что-то сделал не так и тебя поправили, указали на ошибку? Взгляните на реакцию вашего чада.
Ты не стал «плохим» если совершил ошибку.
Уверенный в себе человек, конечно, может огорчиться, но поймёт, что речь сейчас идёт именно о ситуации, поступке. Но не о нём самом.

Может защитить себя и других.
Ребенок чувствует несправедливость по отношению к себе и другим? Если он уверен в своих силах, он обратит внимание на это, и приложит силы, чтобы изменить ситуацию.

Артистичность и непосредственность.
Он легко выражает себя, смеётся и плачет, проявляет эмоции и знает, что это нормально.

Признаки, того, что ребенок вырос неуверенным:

  • Cкрытность и замкнутость в себе
    Он редко рассказывает, что с ним происходи, не любит отвечать на вопросы о его настроении и чувствах.
  • Он мало общается
    Конечно, необщительность может быть просто чертой характера, и далеко не все люди любят много общаться. Но обратить внимание на то, что ребенок больше любит быть один, чем в обществе – стоит.
  • Он робок
    Что-то понадобилось, а он боится сказать о своей потребности, терпит неудобства и ждёт, пока все решится, само собой.
  • Подражает уверенному в себе другу
    Для детей подражание характерно, однако, если вы заметили в ребенке что он делает это слепо и с без критики. Просто он видит уверенного в себе ребенка и хочет быть «как он».
  • Ему сложно установить контакт с незнакомыми
    Спросить дорогу, да и просто заговорить с новыми людьми – проблема для неуверенных детей.
  • Самооценка занижена
    Ему всегда кажется, что у него не получится, а если ему улыбнулась удача, то он не радуется победе в полной степени, а думает, что это ему просто повезло.
  • Упрямство и заторможенность
    Эти качества в ребенке связаны с боязнью нового. Ему сложно адаптироваться в новых ситуациях, такие дети стремятся оставаться в знакомой и привычной обстановке.

5 советов родителям от подростков – как воспитать в ребенке уверенность

Замечали ли вы, что после ссоры с вами ребенок убегает в свою комнату в слезах? Пользуйтесь ли вы методом: разозлить, указывая на его недостатки, думая, что после этого он будет стремиться стать лучше? Если да, то вы должны понимать, что таким способом вы ничего не воспитывайте в ребенке, а просто травмируете психику и сами формируете у него комплексы!

  1. Любите его таким, какой он есть, и помогайте стать лучше. Замечать в ребенке все его недостатки и указывать на них, называть его толстым, глупым, некрасивым. Замечаете проблемы с кожей – сходите вместе с ним к косметологу и получите рецепт, как избавиться от прыщей. Посетите стоматолога и решите вопрос с зубами. Пусть стилист поможет выбрать правильную стрижку. Поверьте, ребенок будет вам очень благодарен за то, что вы помогаете ему стать лучше, а не указывайте на недостатки.
  2. Будете справедливы и правдивы. Не говорите говорить ребёнку, что он самый красивый или самый умный. Такой способ приводит к высокомерию, что не очень любят в компаниях, а когда такой подросток встречает конкурента – тоже красивого и умного – он не знает, как с этим справиться. И может пойти на все, чтобы доказать своё превосходство. А если не получится – то он ощутит себя самым «плохим» и несчастным.
  3. Не сравнивайте своего ребенка с другими! Во-первых, возникает неприязнь к тому человеку, с которым тебя постоянно сравнивают. Во-вторых, совершенно нет никакого желания походить на него или стать лучше. Хочется сделать всё наоборот.
  4. Делитесь своими проблемами. Так он поймёт, что жизнь – не вечный праздник. Он научится адекватно воспринимать удачи и поражения, опираясь на ваш опыт.
  5. Не ругайте за ошибки. Покажите, что ошибаться – нормально. Боязнь совершить ошибку приводит только к потере веры в себя и отсутствию желания действовать.

Интервью с неуверенным в себе подростком и комментарий психолога

Вот небольшая история – интервью, девочки 15 лет.

  • В чем заключается ощущение твоей неуверенности в себе?
  • У меня есть комплексы, например, иногда я чувствую себя хуже других. Переживаю, что не смогу добиться успеха в том, в чем другие имеют победу.
  • Как ты думаешь, родители виноваты в том, что ты не веришь в себя?
  • Наверное, да. Мои родители перфекционисты. Когда они указывают мне на мои недостатки, я начинаю злиться. Наверное, они думают, что так помогают мне. Но, на самом деле, делают все только хуже. У меня опускаются руки, я не хочу ничего предпринимать. Я заметила, что на меня хорошо действует похвала. Когда родители гордятся моими успехами, рассказывают о них друзьям. Тогда я готова лезть из шкуры, чтобы быть еще лучше. И хочу доказать всем, на что я способна, если в меня верят.
  • Когда ты почувствовала что не веришь в себя?
  • Я не знаю, когда. Наверное, в школе из-за трудностей в учебе. И ещё из-за переходного возраста, то есть, в подростковый период. Когда замечаешь, как меняется внешность, и тебя это не устраивает. Также из-за экзаменов, потому что думаешь, что ты не справишься. Начинается экзамен, а в голове: «Ну все, у меня ничего не получится! Побыстрей бы все это закончилось».
  • Что тебя успокаивает, помогает?
  • Я люблю смотреть в небо и наблюдать за самолетами. Ещё фотографировать цветы и создавать красивые картинки. Иногда помогает общение с друзьями и родственниками, которые понимают тебя.
  • Присутствует ли у тебя зависть к сверстникам? Как ты относишься к тем, кто лучше тебя?
  • Я пытаюсь в первую очередь смотреть на тех, кто лучше меня, с точки зрения того, чтобы понять, чего мне не хватает. Я стараюсь совершенствовать себя. Зависть, в каком-то смысле, есть, но я никогда не причиню зла. Если у других есть то, чего нет у меня, я компенсирую это в себе и так стремлюсь достичь своего идеала.
  • Страдаешь ли ты от депрессии?
  • Нет. Я контролирую себя. Стараюсь самосовершенствоваться!
  • Спасибо за интервью!

Видно, что у девочки слишком сильно поднята планка. Она чувствует, что любые её усилия, то, что она старается, не будет оценено. Ей «нельзя» ошибаться, делать плохо. Как итог – делать ничего не хочется. Ей стоит учиться совершать ошибки, не бояться этого. Снизить планку, радоваться результатам, которые у неё получаются. Этого эффекта добиться не так просто, как кажется. Потому что в процессе должны участвовать и родители. Без их поддержки подростку сложно меняться.

10 способов – как развить в ребенке уверенность

  • Найти увлечение, в котором ребенок будет успешен. Ведь хобби делает нас уникальными! Он отлично поет, быстро бегает, хорошо танцует или рисует – подберите дело по душе! Или, например, кто-то может похвастать коллекцией из ста пятидесяти машинок, или коллекцией, в которой двести помад красного оттенка? А может быть
  • Помогите ему любить себя, увидеть достоинства. Говорите о том, что у него подучается, хвалите за дело. Делайте акцент на сильных сторонах.
  • Обсуждайте промахи и не придавайте им фатального значения. Даже 2-ка на экзамене, или контрольной – не конец света! Поверьте, оценку исправить гораздо прозе, чем вернуть ребенку веру в собственные силы.
  • Поощряйте эксперименты – если есть что-то ребенок хочет изменить, даже в своей внешности, можно в этом помочь. Почему бы не сделать новую стрижку, не подобрать новый стиль в одежде? Помощь родителей в этом буде оценена! И отношения с ребенком станут лучше, и уверенность в себе вырастет. Кстати, существуют специалисты, которые помогут подростку подобрать новый стиль. Можно предложить девочке посетить курсы по созданию имиджа.
  • Напишите ребенку письмо, в котором друзья и родственники перечислит в все, что им в нём нравится и подарите этот конверт.
  • Заведите для школьника дневник успеха, в котором ребенок может отмечать свои удачи, и вместе заполняйте его. Научите его ставить цели, и достигать их.
  • Курсы по развитию уверенности – отличный вариант. Во-первых, здесь можно найти друзей, у которых такие же проблемы. Во-вторых, хороший психолог и работа в группе на тренинге помогают увидеть сильные стороны и стать увереннее.

Мини – тест: на сколько мой ребёнок уверен в себе?

Мы подготовили для вас простые вопросы, ответив на которые вы узнаете, на сколько ваш ребёнок верит в собственные силы.
Так же, по итогам теста вы получите рекомендации психологов нашего центра.
Пройти тест

Развитие уверенности в себе в ребенке – помощь в центре К.О.Т.

В центре К.О.Т. работают профессиональные детские и подростковые психологи, которые успешно решают вопросы по развитию уверенности у детей и подростков. Работа может проводится как в форме индивидуальных консультаций, так и на тренинге, в группе. Для этого разработаны специальные программы для детей разного возраста, с учётом особенностей и основных задач развития ребёнка.
Курс «Я уверен KIDS» для детей 6-8 лет
Курс «Я уверен» для школьников 9-11, 12-14,15-17 лет. Занятия поводятся в мини группах по возрастам.

Как сделать уверенным своего ребенка

Не понукайте, а действуйте

Вы знаете, что каждый родитель в среднем ежедневно предъявляет своим детям свыше 2000 беспрекословных требований? Что представляют собой беспрекословные требования? Это требования, предполагающие немедленное исполнение. Звучат они примерно так:

«Вставай. Пора в школу. Оденься. Позавтракай. Убери за собой посуду. Почисти зубы. Причеши волосы. Накорми собаку. Заверни завтрак. Не забудь сделать уроки. Убери свои туфли. Собери игрушки. Выключи телевизор. Накрой на стол. Сделай уроки. Искупайся».

Как же тут не «оглохнуть» от бесконечного потока поучительных речей?! Наши требования могут быть высказаны и в таком тоне: «Сейчас же сделай это, а не то хуже будет!»

А теперь представьте, если бы ваш начальник так же обращался с вами на работе! Нетрудно догадаться, что вы бы тут же начали поиск новой работы.

Вместо пустых разговоров и напоминаний лучше сделайте дружеский шаг навстречу. Например, дайте своему ребенку расческу или зубную щетку с зубной пастой, если он забыл причесаться или почистить зубы. Вместе с ним составьте контрольный список его обязанностей и, если он еще не умеет читать, сделайте его в виде таблицы с рисунками, которую он может изготовить самостоятельно. И тогда в течение дня вы всегда можете вместе с ним заглянуть в этот список или таблицу, чтобы весь день напролет не донимать его бесконечными нотациями.

Одной маме надоело все время напоминать своим детям, что в их обязанности входит накрывать на стол к ужину. И она решила повлиять на них по-другому. В тот вечер, закончив готовить ужин, она выложила все продукты на стол, села и стала молча ждать. Вошли дети и спросили: «Чего мы ждем, мам?» В тот момент маме было гораздо проще высказаться в поучительном тоне: «Нам бы не пришлось ждать, если бы вы вовремя делали то, о чем я просила вас уже сотню раз!» Вместо этого мама кратко и ненавязчиво ответила: «Приборы и тарелки». Дети стремглав выбежали из комнаты и вернулись обратно, неся необходимые столовые приборы и посуду, и у мамы с тех пор не было в этом отношении никаких проблем.

Избегайте часто требовать от детей то, что они вполне могут сделать самостоятельно. Вместо того чтобы найти разумное объяснение вашему требованию, ребенок может неправильно истолковать его значение, а именно: «Мне надо делать только то, что меня просят сделать». Повторяющиеся изо дня в день требования оставляют слишком мало возможностей для совершения самостоятельных поступков или действий. Если вы все же предъявляете какое-то требование ребенку, то делайте это проще, избегая нотаций и недовольства по поводу того, что он когда-то сделал или не сделал.

Ваши слова не должны расходиться с делом

Вам нужно обязательно делать то, что вы говорите. Отступая от своих слов, вы дадите своим детям повод думать, что родители только говорят впустую, а сами ничего не делают, и они непременно воспользуются вашим бездействием. Чем раньше вы начнете действовать, тем раньше ваш ребенок осознает, что он переходит границы дозволенного.

Имейте ясное представление об особенностях поведения вашего ребенка

Когда Тайлер переутомлялся, он становился очень раздражительным и занудным. Я знала, что мне в таком случае лучше не призывать его к порядку и не вступать в словесную перепалку, а ненавязчиво и как можно раньше уложить его спать. У некоторых детей такое поведение бывает связано с чувством голода, поэтому будьте внимательнее к поведению своего ребенка, чтобы точно знать, балуется он или же просто испытывает физический дискомфорт.

Чему нельзя научить

Нельзя научить самостоятельности, можно только предоставить возможности для того, чтобы ребенок ее проявлял. Другими словами, нельзя научиться плавать, сидя на берегу. Ребенок никогда не научится вовремя вставать по утрам, если мы день за днем будем будить его сами.

Убедитесь, что дети вполне смогут справиться с той ответственностью, которую вы собираетесь возложить на них. Особое внимание уделите тому, чтобы возлагаемая ответственность вселяла в ребенка уверенность в себе. Например, вместо того, чтобы говорить: «Пора бы тебе самому научиться стирать белье», скажите в поощрительном тоне: «Я заметил, что ты вполне прилично справляешься со всеми порученными делами самостоятельно. Думаю, что теперь ты сумеешь сам постирать свое белье».

Избегайте вешать на ребенка ярлыки

«Я — не такой, каким сам себя считаю, я — не такой, каким меня считают другие, я — такой, каким себя считаю на основании того, что думают обо мне другие». Автор этого высказывания неизвестен.

Некоторые из ярлыков, которые навешивают на вашего ребенка окружающие, а иногда и сами родители, могут приклеиться к ним навсегда:

«Он из разбитой семьи».

«Он отстал в развитии».

Ярлыки, приклеиваемые к детям, загоняют их в жесткие рамки, выйти из которых потом чрезвычайно трудно. Они искажают их представления о себе и своих потенциальных способностях. Дети становятся такими, какими они себя считают на основании того, что думаете о них вы. Ярлыки могут стать удобной отговоркой как для вашего ребенка, так и для вас самих. А иногда вашему ребенку нужно будет добиваться большего, чем то, на что он способен, ведь его способности и умения уже предопределены. Как-то в школе мне довелось работать с ребенком, который с гордостью заявил: «Я — лучше всех!» Он как бы говорил мне следующее: «И тут уж ни вы, ни я ничего не сможем поделать!»

Установите границы дозволенного в отношениях с детьми

Мы переходим границы дозволенного, вторгаясь в сферу личной жизни наших детей, насильно принуждая ребенка делать то, что он не хочет. Мы его целуем, носим на руках, щекочем, хотя, может быть, все это ему неприятно, заставляем принимать лекарства и пищу. Все это — не что иное, как вторжение в личную жизнь ребенка. Заходить в комнату ребенка без стука — также одно из проявлений неуважения к его праву на личную жизнь.

Часто взрослые невольно нарушают границы дозволенного в отношениях с детьми. Моя подруга до сих пор хранит в памяти эпизод, когда в детстве она сломала ногу, и врачи разрезали ножницами ее брюки и колготки. Они сделали это, не объяснив ей, что происходит, и не спросив разрешения снять с нее одежду. Она по сей день помнит, какой испуганной и униженной чувствовала себя в той ситуации.

Я со своими детьми выработала условный сигнал, который мы используем, когда они хотят сказать, что с них довольно. Как только они говорят: «Остановись, пожалуйста», я тут же прекращаю это делать.

В отношениях с детьми мы переступаем границы дозволенного еще и тогда, когда вторгаемся в духовную сферу их жизни, заставляя насильно говорить то, чего они не хотят, или, не спрашивая у них разрешения, высказываем при посторонних такие вещи, о которых они когда-то поведали нам по секрету.

Пусть ваш ребенок принимает решения сам

Нет ничего проще для нас, чем принимать решения за наших детей. Мы думаем, что все знаем лучше их, и уверены в том, что они не способны принимать ответственные решения самостоятельно. Неправда! Когда наниматель подыскивает нового управляющего или руководителя, то одной из самых важных характеристик нужного человека является его способность принимать самостоятельные решения.

Читайте также:  10 причин плохого поведения детей

Какой ценный подарок мы можем преподнести ребенку, предоставив ему возможность принимать решения без нашей помощи! Вот пример.

Восемнадцатилетний сын попросил у матери разрешения пойти к другу в 9 часов вечера. Мама едва сдержала себя, чтобы не сказать: «Нет, ты еще не сделал уроки, и уже поздно». Вместо этого она «прикусила язык» и сказала: «Подумай, сколько времени тебе потребуется для выполнения домашнего задания и сколько, чтобы выспаться, а затем — решай сам».

Сын принял решение сходить к другу на пятнадцать минут, затем прийти домой и сделать уроки.

Сравнения порождают соперничество!

Сравнения порождают соперничество среди детей и вызывают у них излишнюю тревогу. Иногда в результате этого они перестают нравиться самим себе. Ощущение, что им надо доказать, что они не такие, какими их считает кто-то другой, заставляет их отказываться от собственных интересов, «подгонять» себя под некий стандарт, под «правильность». Подчеркивайте личные заслуги детей без сравнения с заслугами других

Приучайте ребенка ставить перед собой собственную цель и делать все, от него зависящее, чтобы достичь ее. Спрашивайте его примерно так: «Все ли ты сделал, что от тебя зависело?», а не так: «Ты это сделал лучше, чем другие?» Когда заслуги вашего ребенка не ставятся в сравнение с заслугами кого-то еще, он гораздо охотнее делает все, что от него требуется. Это также поможет избавить его от чувства разочарования в случае, если кто-то окажется лучше, чем он. А такой всегда найдется. Пусть ваш ребенок получает удовлетворение от того, что он делает сам, а не от того, в чем он может превзойти другого.

Находите малейший повод для поощрения

Часто, когда мы бываем сердиты или ребенок выводит нас из себя, очень непросто подобрать нужное слово, способное изменить ситуацию и воодушевить ребенка. Иногда приходится в буквальном смысле слова «откапывать» даже самую «ничтожную малость».

Своевременно указывать ребенку на то, что у него хорошо получается, — весьма эффективный способ воспитательного воздействия. Если же вы будете выискивать в его поступках только недостатки, то у него может пропасть всякая охота что-либо делать или же он займет оборонительную позицию.

Поощряйте, но делайте это искренне

Одна мама, применяя поощрение, пыталась добиться того, чтобы ее сын перестал мочиться в постель. Однажды она сказала ему: «Какой ты у меня молодец, в этом месте твоя постель осталась совершенно сухой». Неискренность матери мальчик воспринял по-своему. Он сказал: «Этой ночью я не оставлю это место сухим!»

Убедитесь, что в вашем поощрении отсутствует элемент подтасовки фактов. Например: «Ты просто мастер наводить порядок, почему бы тебе не прибраться наконец в своей комнате?» Дети чрезвычайно восприимчивы к лицемерию взрослых. Поэтому избегайте выражений, звучащих фальшиво.

Жалость — плохой помощник

ЕСЛИ ВЫ будете жалеть ребенка, то он приучится решать свои проблемы, вызывая к себе вашу жалость. К тому же это — окольный способ вовлекать других в решение собственных проблем. Это может привести к тому, что, став взрослым, ваш ребенок будет использовать в собственных интересах свое подавленное состояние.

Перестаньте отнимать у ребенка его самостоятельность!

Однажды я пригласила восьмилетнего сына подруги в бассейн. Мальчик страдал хронической болезнью ушей, связанной с низкой сопротивляемостью инфекциям, и ему приходилось надевать на уши специальные наушники, чтобы обезопасить себя во время плавания. Когда мы пришли в бассейн, он попросил меня одеть ему наушники, так как это всегда делала за него мама. В ответ я улыбнулась, ласково положила свою руку ему на плечо и сказала: «Я думаю, что ты сам сообразишь, как это сделать».

Он посмотрел на меня удивленно, принялся хныкать и жаловаться на то, что не знает, как это делать. Вместо того чтобы прийти к нему на помощь, я промолчала. Тогда он начал изо всех сил стараться надеть наушники, роняя их на пол и прикладывая к ушам обратной стороной. Наконец ему удалось сделать это правильно, и ощущение невероятной гордости отразилось у него на лице. С тех пор он всегда справлялся с этим самостоятельно.

Избавьте ребенка от унижений

Временами, когда родители чувствуют, что их усилия подчинить себе ребенка ни к чему не приводят, они прибегают к авторитарным методам воздействия, умаляющим чувство собственного достоинства ребенка.

«ЕСЛИ ТЫ не прекратишь писать в штаны, я заставлю тебя носить в школу подгузники!»

«Почему ты всегда оставляешь после себя ужасный беспорядок? Ты такой неряха!»

«Ты никогда не приходишь вовремя. А теперь оставь своих друзей и сейчас же иди домой!»

Унизив ребенка, мы, может быть, и добьемся от него того, чего хотели, но это будет только временным явлением. Побочные эффекты унижения — неуверенность в себе, желание отомстить и недоверие к нам. Они проявляются особенно сильно, когда мы унижаем детей в присутствии их друзей. Будьте осторожны в использовании таких слов, как «всегда» и «никогда». Они являются преувеличенными и основательно портят наши отношения с детьми.

Не так уж важно быть таким, как все

Родители часто спрашивают: «Если я не научу своего ребенка отстаивать собственные интересы, как же он сумеет выжить в этом жестоком мире?» Ребенок, которого научили выручать других, а не соревноваться с ними, имеет больше шансов на выживание. Он менее зависим от внутренней потребности всегда быть лучше других или любой ценой побеждать соперников, а кроме того, склонен более реально подходить к оценке собственных способностей. К тому же он практически не боится ошибок, менее подвержен страхам, и если у него что-то не получается, то он намного легче переносит свои неудачи.

Развлечение — это личное дело детей

Такое утверждение, как «мне скучно», означает не что иное, как: «Я не несу никакой ответственности за то, чтобы сделать свою жизнь такой, какой хочу. Пусть об этом позаботятся другие». Ребенок, который растет в уверенности, что имеет право требовать от кого-то увеселений и развлечений, став подростком, нередко проявляет склонность к таким пагубным пристрастиям, как алкоголь, наркотики или чрезмерное бдение у телевизора. Он уже понял, что развлечь себя можно, приложив к этому минимум собственной энергии.

Поэтому, если ваш ребенок подходит к вам и заявляет: «Мне скучно», откажитесь от соблазна что-либо советовать ему, например: «А ты могла бы позвонить своей подруге Сюзи или заняться рисованием?» Вместо этого спросите его в дружелюбном тоне: «Чем ты будешь заниматься?» Пусть инициатива исходит от ребенка, и вся ответственность ложится на него.

Критика работает против вас

Критика заставляет человека обороняться, искать оправданий и не способствует исправлению совершенных ошибок. Когда людей критикуют, они становятся нервными и неподатливыми. А в напряженном состоянии трудно внимательно слушать и извлекать из своей ошибки урок на будущее.

Чему можно научиться у вашего ребенка

Подумайте о том, чему вы можете научиться у своего ребенка. Когда вам в голову придет такая мысль, обязательно поделитесь с ним. Это поможет создать в семье атмосферу взаимного уважения. Например: «Дженнифер, это просто здорово, что ты знаешь всех людей на нашей улице! Мы живем здесь уже три года, а я знаю только наших соседей, да одну женщину через дорогу. Мне бы очень хотелось научиться быть такой же общительной, как ты».

Одна мама сказала своей семилетней дочери следующее: «Джуди, как здорово ты умеешь сдерживать себя, когда злишься на кого-нибудь! Ты уходишь в свою комнату и через несколько минут выходишь оттуда как ни в чем не бывало и вступаешь в разговор. Я бы тоже хотела научиться так делать». Дочь удивленно посмотрела на мать и сказала: «Хорошо, мама».

Прошло две недели, и мать с отцом сильно повздорили друг с другом. Мама гремела кастрюлями и сковородками и с шумом хлопала дверцами буфета на кухне.

Джуди тихо подошла к ней сзади, осторожно тронула ее за ногу и сказала: «Когда я сержусь на кого-нибудь, я ухожу в свою комнату и начинаю думать о чем-нибудь приятном и веселом. Когда все плохие мысли проходят, я снова выхожу из комнаты».

​Мама с папой посмотрели в глаза друг другу, их злость заметно поубавилась, и они застенчиво улыбнулись. Надо ли говорить, что их ссора на этом закончилась, и в следующий раз перед тем, как рассердиться, мама постоянно вспоминала о том, чему научила ее собственная дочь.

«Я поощрил ее, а она все равно не сделала так, как надо!»

ЕСЛИ ВЫ ТОЛЬКО начинаете напутствовать ребенка на добрые дела, не ждите, что успех придет к вам сразу: «Я поощрил ее, а она все равно не вытирает ноги, когда приходит с улицы». Вы можете и не заметить явных изменений в поведении ребенка, начав поощрять его, но попробуйте отнестись к происходящему так, будто вы открываете финансовый счет в банке. Вы же не проявляете постоянного беспокойства по поводу того, чтобы немедленно возвратить себе вложенные деньги, однако вы точно знаете, что со временем ваш вклад увеличится. Мы порой и не представляем, чего может достичь ребенок, если относиться к нему уважительно, не осуждая за допущенные ошибки.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе — советы психолога

Вера в себя, убежденность в собственных силах (стоит подчеркнуть, что адекватная и оправданная убежденность) – условие, обеспечивающее жизнеспособность индивида, успешное становление человека как личности и активного члена (субъекта) общества, профессионала, супруга, родителя.

Детский возраст наиболее подвержен упадническим тенденциям. Ребенок с самого рождения начинает знакомиться с собой и миром. Он пробует, ошибается, познает законы общества, правила общения, закономерности дружбы, любви и других отношений.

На каждом возрастном этапе велик риск потерять веру в собственные силы: неудачи в учебе, непринятие в коллективе, «разбитое» сердце и другое. Задача грамотного родителя – помочь ребенку или подростку пережить момент неудачи, найти силы верить в себя и действовать.

Суть веры в себя

Вера ребенка в себя – не что иное, как самооценка. Однако это не единственный компонент. С этим элементом тесно связана тревожность, воля и мотивация. Но обо всем по порядку.

Самооценка

Самооценка – восприятие и оценка человеком самого себя, как в целом, так и по отдельным чертам характера или действиям. На нее влияет:

  • самостоятельное сравнение себя с окружением;
  • чужая оценка;
  • убеждения, ценности, мировоззрение (кто-то ориентируется на внешность, тогда из-за лопоухости может быть снижена самооценка, а кто-то на это даже не обращает внимания);
  • сравнение себя с собой (какой есть, каким хочу быть, каким могу быть, каким должен быть).

Последний элемент – наиболее сложный. Необходимо отметить, что самооценка развивается вместе с человеком. То есть, например, дети младшего школьного возраста могут сравнивать себя с другими и слушать чужую оценку, но не сравнивают сами себя. Умение видеть себя сразу в нескольких проекциях приходит в подростковом возрасте.

Что касается ценностей, то чем младше ребенок, тем этот фактор менее выражен. В плане ценностей при рождении дитя – «чистый лист», только от окружения зависит то, какие у малыша будут складываться ориентиры.

У развитой взрослой личности самооценка устойчивая, адекватная и нормальная. То есть человек знает все свои сильные и слабые стороны, возможности и ограничения. При этом умеет пользоваться ими в свою пользу и всегда видит несколько ходов в каком-либо вопросе. Он знает, что справится, если будет делать «то-то» и не будет «то-то». По крайней мере так должно быть при благоприятном развитии.

Воля – второй элемент веры в себя.

  • Во-первых, она обеспечивает то самое «что должен, а чего не должен».
  • Во-вторых, развитая саморегуляция (самоконтроль) позволяет ограничивать влияние внешних факторов на самооценку.

Тревожность – черта личности, склонная к изменениям. То есть ее можно регулировать. Однако иногда это особенность психики, которая требует серьезной коррекции. Если речь идет о тревожности, сформировавшейся на фоне негативных факторов (переход в новую школу, поступление на учебу, ссоры с друзьями, неблагополучие семьи), то с ней можно легко справиться. Тем не менее в каждом случае из-за тревожности снижается вера в себя. Вместе с этим нередко тревожность – следствие неуверенности.

Мотивация

Мотивация – стимул к какому-либо действию, жизни. «Тебе нужно поверить в себя», – говорит один человек другому. «А зачем?» – встречный вопрос. Вот наглядный пример роли мотивации в вере в себя. То есть мотивация – это своеобразное согласие на принятие помощи, стимул для веры в себя.

Таким образом, вера в себя не может быть безусловной. Под этим я подразумеваю тот факт, что она должна на чем-то базироваться, чтобы быть устойчивой. Каждый родитель должен уметь заподозрить, выявить проблемы с самооценкой (верой в себя) у ребенка и помочь в ее восстановлении.

Чем опасна неуверенность в себе:

  • замкнутостью;
  • агрессивностью;
  • пассивностью;
  • застенчивостью;
  • чрезмерной покладистостью (слабохарактерностью);
  • страхом;
  • отсутствием целей;
  • неумением строить свою жизнь.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что ни один родитель не желает такой судьбы своему чаду. А значит, нужно помогать.

Практические рекомендации для родителей

До 6-7 лет самооценка ребенка базируется на мнении о нем взрослых, на их репликах в адрес малыша. Потому в такой период проще скорректировать веру ребенка. Стоит отметить, что зарождение веры в себя происходит в раннем детском возрасте (до трех лет). Это база, от которой зависит дальнейшее развитие ребенка. Как же нужно вести себя с ребенком, чтобы поспособствовать формированию его веры в собственные силы?

Ранний возраст – период самостоятельности. Ребенок пытается все делать сам. В психологии существует даже понятие кризиса 3 лет под названием «Я сам». Со стороны родителей важно предоставлять эту возможность. Фразы типа «Нет, ты еще маленький», «Тебе нельзя», «Ты не сможешь» порой оказываются губительны для уверенности ребенка. Конечно, нужно при этом учитывать безопасность.

Важно создавать ситуации, при которых вы сможете сказать ребенку: «Смотри, как у тебя хорошо получилось. Какой ты молодец. Я тебе даже не помогала» (на самом деле поможете, но незаметно). Например, нарисовать что-то вложив руку ребенка в свою или иначе направляя руку ребенка. Впрочем, непонятные «каляки» тоже должны удостаиваться похвал.

В быту это может быть открывание двери и даже банальное обучение ходьбе. Пожалуйста, наберитесь терпения, и позвольте ребенку учиться на собственных ошибках, вместе с тем приобретать веру в себя.

К другим общим правилам по взаимодействию с ребенком любого возраста для формирования его уверенности относятся следующие.

  1. Прививайте ценность жизни и чувство собственной уникальности. Хорошо бы каждый день произносить ребенку наставления. Например, «Ты хорош тем, что ты есть. Ты уникален. С тобой моя жизнь приобретает ценность. Я знаю, что сегодня в школе ты добьешься больших успехов. Я верю в тебя».
  2. Будьте логичны и последовательны в своих требованиях и поступках (сегодня ребенку можно гулять до 22:00, а на другой день его за это наругали, потому что мама устала на работе – так дело не пойдет).
  3. Проговаривайте успехи ребенка, отмечайте даже маленькие продвижения. Сравнивайте его с ним же (в хорошем смысле). Уместны также реплики типа «Ты молодец. Как хорошо получилось. А завтра будет еще лучше, да?».
  4. Примите тот факт, что ваш ребенок с рождения – уникальная личность. Не сравнивайте его с другими детьми, собой, героями фильмов. Он – это он. Тем и прекрасен.
  5. Всегда реагируйте на ребенка. Важно обращать внимание на каждое действие (плач, крик, улыбка, прямое обращение в позднем возрасте). «Мам, посмотри, что я сделал», – кричит радостный ребенок. «Мне некогда», – ворчит мама. Итог: пониженная уверенность ребенка (отвергли, не приняли, не поняли) и снижение авторитета мамы и доверия к ней.
  6. Составляйте с ребенком пошаговый план действий (актуально для всех возрастов начиная с дошкольного). Это может быть как график на каждый день, так и план достижения какой-то важной цели (потребности). Уверенный в себе человек умеет строить планы.
  7. Не делайте ничего за ребенка, но делайте все вместе с ним. Речь не только о материальных вещах, но и об эмоциях, ситуациях.
  8. Не «добивайте» ребенка оскорбительными репликами. Замените их на «Ничего, мы с тобой поработаем, и в следующий раз ты справишься. Это решаемо», «Смелее, у тебя получится».
  9. Изучайте своего ребенка. В эпоху развитого интернета не составит труда скачать сборник анкет для диагностик. Или можно обратиться к школьному психологу, классному руководителю и узнать о своем ребенке чуть больше. Способствуйте раскрытию его способностей. Забудьте про собственные мечты или оценки в школе, тем более про грезы о круглом отличнике. Далеко не все люди одинаково хороши во всем. Особенно остро это вскрывается в подростковом возрасте и при выборе профессии. Пример: ваша дочь получила два по химии, но она моментально заучивает стихи (ей это интересно), выигрывает олимпиады по литературе, пишет прекрасные работы. Поспособствуете раскрытию артистического или филологического таланта – получите уверенного успешного писателя, ученого. Отругаете за химию и станете требовать идеалов в этой сфере, игнорируя литературу – получите неуверенного и недовольного своей жизнью и профессией человека.
  10. Не разбрасывайтесь страшными возгласами «Это бред!», «Перестань, это ерунда и твои фантазии!» Часто такое возникает в подростковый период, когда дети самовыражаются, пробуют себя, ищут свой путь, полны идей. Всегда старайтесь найти рациональный элемент в идее ребенка или в крайнем случае говорите: «Твоя идея хорошая, но я пока не вижу инструментов и путей ее решения. Давай еще вместе подумаем и позже вернемся к этому».
  11. Любите своего ребенка и действительно верьте в него. Недостаточно прочитать сейчас эти рекомендации и начать потом «сухо», как по бумажке, их выполнять. Нужно жить идей веры в собственное дитя.

Общее для всех рекомендаций правило – не «перегибать». Не бросайтесь в крайность требовательности. Избыток похвалы на будущее («будет лучше, да?») иногда может спровоцировать чувство ответственности со стороны ребенка, ощущение отсутствия права на ошибку. Опять же важно улавливать тонкую грань между «Будет лучше, да, мой хороший?» и «Чтобы в следующий раз было лучше». Второй вариант не годится.

Нередко корень неуверенности кроется в чрезмерных наказаниях или порицаниях со стороны родителей. Итак, не нужно ругать детей, но иногда нужно наказывать. Притом следует знать, что наказание – целая наука. Оно не должно «уничтожать» ребенка. Оно должно играть уместную педагогическую роль. При наказании важно:

  • четко и спокойно обсудить с ребенком предмет наказания (за что, почему и насколько; причина и следствие);
  • избегать общеличностных суждений («Ты ужасный сын») и заменять их на локальные в отношении ситуации или поступка («Я люблю тебя, но меня расстраивает, когда ты дерешься. Это нехороший поступок, а ты же у меня хороший сын»);
  • не предпринимайте действий и решений в гневе (все мы люди, а ребенок порой может и самого спокойного человека разозлить; нужно успокоиться и только затем переходить к первому пункту);
  • нельзя наказывать дважды за одно и то же, вместо этого можно сказать: «У нас с тобой уже был похожий случай, помнишь? Мне очень жаль, что он снова повторился».
Читайте также:  Детская истерика в магазине – как реагировать родителям

Если кратко подытожить весь материал статьи, то можно сказать, что становлению уверенности ребенка в собственных силах способствует:

  • любовь родителей;
  • их личный пример;
  • предоставление свободы;
  • помощь и поддержка;
  • выслушивание;
  • четкое объяснение требований и ожиданий;
  • адекватные и понятные поощрения и наказания (продуманная, единая система);
  • единство воспитательных позиций родителей («мама запретила, но папа разрешил, а, значит, можно» недопустимо).

Примеры тренинговых упражнений

В работе с подростками можно использовать тренинговые техники.

Поиск причины поступков

Существует один метод, который позволяет разобраться в себе, повысить уровень самоконтроля и самооценки, обнаружить истинные мотивы поступков, то есть поработать с тем, о чем говорилось в начале этой статьи.

Задача родителей – ознакомить сына или дочь с этим методом. Проводить методику можно наедине или с кем-то (при желании). Также по желанию можно потом обсудить результаты.

Итак, проводится упражнение в конце дня. На большом листе бумаги фиксируются все действия, осуществляемые за день (да, до банального «поел»). Далее от них пишутся причины (Почему я это сделал?). После чего фиксируются причины для причин и так далее. В итоге все действия всегда сводятся к нескольким основным причинам:

  • я должен это делать (обязанность);
  • случайность (сам не знаю и не понимаю, как так вышло);
  • это моя потребность;
  • это моя привычка, от которой я не хочу/не могу избавиться.

Если нет точной формулировки причины, то пишется «я так захотел, и я несу за это ответственность». Чем больше таких формулировок получается на выходе, тем более волевым и уверенным в своих силах можно назвать человека.

Самовнушение

Можно также попробовать использовать самовнушение. Это тренинговое упражнение, подтвердившее свою пользу во многих сферах психологии. Его суть в проговаривании (лучше вслух) словесных установок.

  1. Нужно занять удобное положение, расслабиться. Тут нет жестких требований по позе или окружающей обстановке, так как комфорт у каждого свой: кто-то расслабляется только с музыкой, кто-то в тишине.
  2. После чего нужно произнести: «Я имею право на успех. Я имею право на счастье. Я имею право на независимость. Я имею право быть замеченным и выслушанным. Я имею право получать то, что хочу и то, что заслуживаю. Я имею право совершать ошибки и отвечать за них. Именно поэтому я верю в себя».

Спор с собой

Еще одна хорошая методика по повышению уверенности – спор с самим собой.

  • На листе бумаги пишутся видимые человеком недостатки, а затем в противовес подбираются ответные аргументы. Например, «мне сложно принимать быстрые решения, но зато я взвешиваю и обдумываю каждый свой поступок».
  • Можно модифицировать этот метод и применять в отношении маленьких детей. Например, если маленький ребенок жалуется вам на то, что его называют «тугим», «скучным», «нудным» (зависит от ситуации), ответьте, что он рассудительный, а это хорошее качество, полезное для жизни.

Визуализация успехов

Следующая методика – визуализация успехов. Памятные фото с важных событий, грамоты, почетные письма, просто описание собственных успехов или положительных качеств в любой творческой форме оформляются в коллаж, который крепится на видное место.

На самом деле поспособствовать уверенности ребенка просто. Важно разговаривать с ним, быть самим открытыми, подавать личный пример.

  • Для уверенного в собственных силах человека нет границ. Предыдущие победы вдохновляют на новые.
  • Неуверенный человек напротив боится пробовать что-то новое и всегда ждет неуспеха в привычном.

В итоге получаются совершенно разные подходы к жизни и способы взаимодействия с миром. Неуверенный человек не бывает счастливым. Потому, дорогие родители, делайте счастливыми своих детей! Инвестируйте в их будущую уверенностью.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе?

Каждый человек стремиться в жизни чего-то добиться, чтобы получить признание, популярность или самореализоваться. Чтобы достигать любых вершин, необходима уверенность в своих силах. Любой родитель мечтает видеть своего ребенка успешным и уверенным в себе. Рассмотрим подробнее, как помочь ребенку стать уверенным в себе.

Причины неуверенности

Каждый человек с самого детства хочет получить похвалу родных и близких, услышать поощрение и почувствовать признание, но на пути к этому он встречается с множеством трудностей, которые не всегда удается побороть. Если родители или близкие люди не помогают в критических или проблемных ситуациях, то человек начинает терять веру в себя, и становиться неуверенным.

Чувство неуверенности зарождается еще в самом раннем детстве, когда малыши стремятся порадовать своих родителей, помочь им, подрожать во всем, и если у них это не получается, а поддержки со стороны нет, начинает формироваться страх повторных неудач.

Неуверенность в себе – это вера в то, что благодаря своим усилиям и стремлениям не получиться достичь желаемого результата. Детская неуверенность не выглядит чем-то страшным и опасным, но если над ней не работать, то во взрослом возрасте она может иметь катастрофические последствия для судьбы человека. Чтобы вырастить уверенную в себе личность, важно знать, какие шаги для этого стоит сделать и чем именно можно помочь ребенку.

Чтобы разобраться в проблеме, стоит рассмотреть главные причины неуверенности в себе у детей.

  • Нехватка любви родных и близких. Если ребенку не хватает родительской любви, он инстинктивно считает, что и весь остальной мир относиться к нему также и сам, не желая того, отгораживается ото всех, становясь замкнутым, беспокойным и тревожным человеком.
  • Запугивания со стороны взрослых. Некоторые родители, не способные справиться с ситуацией, могут использовать такие устрашающие ребенка фразы, как «если не будешь слушаться, тебя заберут», «если будешь так себя вести, тебя украдет», и так далее. Это производит определенный эффект, но на подсознательном уровне формирует страх и панику у ребенка.
  • Отсутствие помощи и поддержки. На пути своего развития и роста, ребенок часто сталкивается с чем-то новым и необычным для себя, и не все задачи ему удается преодолевать. Если родители не оказывают помощи и не поддерживают малыша в трудную минуту, не успокаивают и не решают проблему с ним вместе, то у него формируется страх нового и неизведанного, он боится попадать в незнакомую среду, общаться с новыми людьми, что негативно сказывается на его психологическом состоянии.

Помимо основных причин, может возникать еще множество более мелких ситуаций, влияющих на уверенность в себе. Дети дошкольного возраста, как правило, не имеют ярко выраженных проблем с самооценкой, поэтому в группе все более-менее равны, но с переходом в школу ситуация резко меняется.

Формирование уверенности в себе у младших школьников является важным этапом, который позволяет правильно строить общение в классе, не выделяя явных лидеров и изгоев.

Родители должны обращать внимание на манеру поведения ребенка после школы, на его общее психологическое и физическое состояние. Если вовремя обнаружить проблему, ее можно безболезненно решить, тогда ребенок будет с радостью ходить в школу, посещать секции и кружки, наслаждаясь жизнью и общением со сверстниками.

Диагностика

Каждый родитель любит своего ребенка таким, какой он есть, но важно уметь увидеть проблему, если она имеется. Если малыш всегда весел, пребывает в хорошем настроении, играет сам и со сверстниками, не устраивает частых истерик и спокойно реагирует на необычные для себя обстоятельства, то можно быть спокойным, значит, его развитие идет правильно и волноваться не о чем.

Если ребенок замкнут, молчалив, проводит много времени сам, или не отходит от родителей, часто плачет, не самостоятелен, то тут стоит подумать, не нужна ли ему дополнительная помощь. Если родители начинают сомневаться, все ли хорошо с психологическим и эмоциональным развитием ребенка, стоит ответить на такие вопросы, как:

  • проявляет ли ребенок инициативу;
  • насколько открыт малыш, как он относиться к критике;
  • как он ведет себя с чужими, незнакомыми ему людьми;
  • сколько времени у него уходит на принятие того или иного решения;
  • насколько четкой и выразительной является его речь.

Если хотя бы несколько ответов будут говорить о том, что ребенок не уверен в себе, стоит насторожиться и подумать о том, как решить сложившуюся ситуацию.

Благодаря помощи специалистов и участию родителей есть возможность изменить ситуацию и сделать ребенка уверенным в себе, а значит – счастливым.

Основные правила прививания уверенности

Чтобы помочь ребенку стать уверенным в себе и воспитать в нем лучшие качества, важно оказывать ему помощь и поддержку на каждом этапе его становления как личности.

Чтобы добиться поставленной цели, необходимы такие факторы, как:

  • любовь и забота родителей;
  • личностный пример родных и близких;
  • личная свобода;
  • помощь и поддержка в любой ситуации;
  • общение и понимание, без упреков и осуждения;
  • установка четких правил и их безукоризненное соблюдение всеми членами семьи;
  • наказания и поощрения, которые соответствуют поступкам ребенка;
  • единство в принципах воспитания у обоих родителей.

Чтобы привить у ребенка уверенность в себе, важно показывать свою любовь к нему, говорить о том, как он уникален и бесподобен.

Родители, которые достаточно часто признаются в том, что любят свое чадо и счастливы уже тому факту, что у них есть такой подарок судьбы, имеют более уверенных детей, чем те, что стесняются или забывают о подобных словах. Процесс воспитания является непростым как для ребенка, так и для взрослого, поэтому важно выделить четкие требования и соблюдать их.

Очень важно участвовать в жизни чада на всех этапах его взросления. При любых просьбах, обращениях или эмоциях важно откликаться и реагировать, чтобы ребенок видел, что его слышат, им интересуются, его любят. Очень важно не сравнивать его со сверстниками или другими детьми (братьями/сестрами), так как каждый человек уникален.

Чтобы стимулировать самостоятельность и инициативность, необходимо демонстрировать уверенность в его силах, веру в него и показывать радость от любых побед и свершений, пусть даже и маленьких.

Если детям что-то дается трудно, важно показать, что нужно быть настойчивым, сильным и не сдаваться, чтобы добиться желаемого. На первых порах родители могут проходить тяжелые испытания вместе с детьми, чтобы доказать на личном примере, что все возможно. Очень важным моментом для воспитания уверенной в себе личности является самостоятельность ребенка, поэтому не стоит выполнять за него те дела, которые ему уже под силу.

Лучшие упражнения

Если родители хотят научить своего ребенка быть успешным и счастливым, необходимо воспитать в нем чувство уверенности. Развить данное качество можно в любом возрасте, но чем раньше будет проведена работа, тем лучшими будут ее результаты. В работе с детьми важно понимать, что каждый ребенок индивидуален и то, что работает с одним, может не подойти другому. Задания для мальчика могут как мотивировать девочку, так и иметь обратный эффект, поэтому родители должны аккуратно работать с детьми, а при отсутствии результата обратиться к профессионалу.

Проводить занятия с детьми должен тот родитель, который готов выдерживать высокие эмоциональные и психологические нагрузки, решать проблему, а не маскировать ее. Чтобы помочь сыну, не всегда нужен отец, чтобы выработать в нем качества лидера и сильного человека. Для дочки не всегда нужна мама, чтобы вселить в нее чувство собственного достоинства. Важной особенностью работы со своими детьми является их понимание и способность помочь обрести те самые качества, которых им не хватает.

Работа с подростками является наиболее сложной, так как в этом возрасте дети по-другому оценивают все вокруг, и найти с ними общий язык бывает крайне проблематично.

Чтобы добавить уверенности в себе трудному или робкому подростку, важно точно знать, чего он боится, чего хочет и к чему стремиться. Далеко не всегда удается узнать это в простой беседе, поэтому стоит использовать метод упражнений.

Поиск причины поступков

Чтобы помочь ребенку разобраться в себе и лучше понять свои действия и намерения, родители могут провести поиск причин поступков, для чего придуман специальный метод. Суть состоит в том, чтобы к концу дня подытожить все, что было сделано, написав это на бумаге.

Записывать нужно абсолютно все, после чего писать причину данного поступка, и продолжать в том же духе до момента, когда останутся конкретные мотивы поступков, которые условно делят на следующие:

  • мне необходимо это делать, это моя обязанность;
  • случайный поступок, мотив которого был неясен;
  • поступок, связанный с потребностями;
  • поступок, совершенный по привычке.

Если остаются пункты, которые не подпадают ни под один из вариантов, их можно охарактеризовать, как «я так захотел, осознаю и признаю всю ответственность за данный поступок».

Если у ребенка получается достаточно много пунктов, выходящих за рамки общих понятий, то это говорит о его уверенности в себе и независимости.

Если таких пунктов нет вовсе, то следует обратить на это внимание и попытаться помочь.

Самовнушение

Другой метод, который помогает неуверенным в себе детям, называется самовнушением. Его суть заключается в том, что есть ряд установок, которые нужно проговорить вслух, чтобы поверить в них и закрепить на бессознательном уровне.

Чтобы получить максимальный эффект от данного метода, стоит создать оптимальные условия, в которых ребенок сможет расслабиться и настроиться на получение установок. Главными словами, которые стоит проговорить с мальчиком или девочкой, будут следующие:

  • «Я могу быть успешным и имею на это право!»;
  • «Я могу быть счастливым и буду таковым!»;
  • «Я могу быть независимым и мне под силу это!»;
  • «У меня есть право быть услышанным и замеченным!»;
  • «Я должен получать то, что хочу и на что заслужил!»;
  • «Я могу ошибаться, но я несу ответственность за свои действия!»;
  • «Я верю в себя, у меня все получиться!».

Установки могут варьироваться в зависимости от ребенка, особенностей его психики и проблем, с которыми он сталкивается.

Родители должны готовиться к методике самовнушения, чтобы эффективно помогать своему чаду.

Спор с собой

Еще одна методика, которая может помочь ребенку почувствовать уверенность в себе, заключается в подборе суждений и поиске ответных аргументов к ним. Малоуверенные в себе дети часто не видят в себе положительных сторон и не могут адекватно оценить свою значимость.

Чтобы методика принесла ощутимые плоды, стоит работать таким образом с детьми даже самого юного возраста, если у них начинаются какие-то проблемы в общении со сверстниками. С малышами стоит оговаривать проблемные моменты, со старшими их лучше записывать.

Если маленького ребенка считают скучным, неинтересным и тугодумом, то нужно убедить его, что он отличается рассудительностью и взвешенностью суждений, что помогает ему спокойно принимать решения и выбирать только правильные, что очень хорошо.

Если подросток чувствует неуверенность в себе из-за того, что не может быстро принять решение, не совсем адекватно себя ведет в стрессовой ситуации, то необходимо оспорить такие мысли, помочь увидеть в них положительную сторону.

Если не принимать поспешных решений, можно найти наилучший вариант, если не действовать сгоряча в непредвиденной ситуации, можно принять правильное решение. Благодаря урокам спора с самим собой ребенок постепенно сам научиться находить аргументы к особенностям своего характера и темперамента и будет чувствовать себя увереннее и комфортнее, что сразу отразиться на его общении со сверстниками.

Визуализация успехов

Чтобы помочь ребенку чувствовать себя увереннее, важно всячески подчеркивать его успехи и достижения, гордиться ими и напоминать о них. Если дома есть грамоты и дипломы, медали или значимые фото, их не нужно прятать, лучше всего развесить их в рабочей зоне ребенка, чтобы он видел плоды проделанной им работы. Прошлые достижения заряжают уверенностью и стимулируют на новые свершения.

Родители должны помогать своему ребенку в любых начинаниях, радоваться успехам и не бояться огорчений от поражений.

Благодаря поддержке и личному примеру родителей дети быстрее обретают уверенность в себе и могут удивить всех вокруг своими достижениями. Чем больше дома будет памятных вещей, тем приятнее будет ребенку и, взрослея он превратиться в самостоятельную и уверенную в себе личность.

Практические рекомендации

Чтобы повысить уверенность в себе у детей любого возраста, нужно уделять им максимум своего времени, любви и заботы. Родители должны работать плечо к плечу со своими детьми, чтобы достичь результата, в ином случае никаких изменений не будет.

Для придания уверенности ребенку, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • оценить свой уровень уверенности в себе, так как у пассивных и неуверенных родителей зачастую вырастают такие же дети; правильно оценивать своего ребенка;
  • давать правильные установки, направленные на успех и любых делах, а не на неудачу и разочарование;
  • проводить честные и открытые беседы с ребенком, рассказывая свои чувства и переживания и выслушивая эмоции ребенка;
  • проводить совместные игры с дидактическим эффектом, устраивать соревнования, придумывать кружки по интересам;
  • работать над воспитанием чувства ответственности за свои действия; помогать ставить правильные цели и не сдаваться на пути их реализации.

Если правильно работать с ребенком, то проблем с уверенностью в себе у него не будет, а значит, общение со сверстниками будет приносить лишь положительные эмоции, ребенок найдет большое количество друзей, будет хорошо и с удовольствием учиться и выделять время на любимые занятия вне учебы.

Неуверенный в себе ребенок – в чем причина такого поведения? Кто поможет – родители или психолог?

В детском и подростковом возрасте появляются разнообразные психологические проблемы. Комплексы и фобии возникают в процессе социализации, воспитания и гормональных изменений в организме. Распространенной проблемой является низкая самооценка. Неуверенный в себе ребенок страдает из-за невозможности самореализации в обществе. Сохранение этой черты характера в будущем может стать причиной снижения качества жизни. Возможно формирование невроза и/или другого психического расстройства. К счастью, возможна успешная коррекция этого состояния.

Почему ребенок растет неуверенным в себе

Уверенность в себе является важной психологической чертой, определяющей поведение и уровень социального благополучия человека. Адекватная самооценка позволяет индивиду быть уверенным в своих способностях и жизненных выборах. Внутренняя уверенность требуется во всех аспектах жизни, включая обучение, работу и поддержание семейных отношений. Если самооценка снижается, качество жизни ухудшается. Человека постоянно мучают сомнения, заставляющие отказываться от активных действий. Появляются серьезные внутренние противоречия, комплексы и страхи.

Читайте также:  Что мне делать, если я постоянно кричу на своего ребенка

Недостаточная уверенность в себе представляет собой распространенное явление у детей. С точки зрения психологии и психиатрии это состояние не является патологическим. Период созревания характеризуется постоянным воздействием внутренних и внешних стрессовых факторов. Дети начинают привыкать к социальной жизни. В сознании формируются представления о важности выбора, последствиях, добре и зле. Из-за отсутствия жизненного опыта дети не всегда могут самостоятельно справляться с трудностями.

Низкая самооценка не всегда является нормой. Иногда период стрессового воздействия становится слишком продолжительным, из-за чего нарушается адаптация психики к негативным внешним воздействиям. В этом случае отсутствие самоуверенности закрепляется и сохраняется в течение жизни. Родители и педагоги должны вовремя заметить ранние признаки этого состояния, поскольку меры необходимо предпринимать как можно раньше. Сохранение такой проблемы в подростковом и взрослом возрасте потребует длительной психологической реабилитации.

Период созревания

Развитие нервной системы не останавливается после рождения. Головной мозг, отвечающий за регуляцию организма и поддержание когнитивных способностей, продолжает изменяться. Пропадают переходные рефлексы и закрепляются новые нейронные связи. Кора больших полушарий активно наращивает свой потенциал, помогая индивиду получать новые знания и навыки. Воспитание и социализация влияют на окончательные процессы формирования нервной системы. По этой причине ребенок 4-5 лет особенно подвержен действию хронического стресса и других негативных факторов.

Важную роль в формировании личностных черт играет механизм адаптации. Головной мозг должен защищать собственные структуры от неблагоприятных воздействий. Дети учатся справляться со сложностями и акцентировать внимание на положительных аспектах жизни. В это время семья должна оказывать всяческую поддержку для закрепления защитных рефлексов психики. Дом должен быть уголком спокойствия, а не новой зоной преодоления трудностей. Неблагоприятная семейная обстановка создает предпосылки для снижения социализации и нарушения адаптивных функций сознания.

10-12-летние дети встречаются с новым фактором созревания. Постепенно развивается половая система, оказывающая воздействие на головной мозг и другие органы. Повышается уровень половых гормонов. Тело начинает стремительно изменяться. Подростки часто растут непропорционально, из-за чего появляются комплексы. Кроме того, гормональный фон изменяет характер социальных потребностей.

Уверенность в себе и рефлексия

Человек — сложно устроенное живое существо, способное анализировать происходящее вокруг и адаптировать свое поведение под текущие нужды. Эволюционный механизм научил приматов выживать в сложных условиях путем взаимодействия с окружающим миром и планирования собственных действий. Этот механизм сохранился и не утратил свою роль. В сознании человека возникают отражения его поступков, мыслей и взглядов на мир. Такая психологическая особенность называется рефлексией.

  1. Ситуационная. Требуется для адаптации к определенным обстоятельствам. Субъект анализирует ситуацию и находит оптимальный способ решения проблемы. Такой вид рефлексии прочно связан с уровнем мотивации и самооценкой.
  2. Ретроспективная. Человек периодические вспоминает свои поступки и дает им свою оценку. Умеренная ретроспективная рефлексия помогает проводить работу над ошибками и менять свое поведение.
  3. Проспективная. Необходимо думать не только о прошлом, но и о будущем. Требуется анализ возможных действий для достижения результатов. Правильный анализ делает человека более уверенным в себе.

Внутренний взгляд индивида на себя, свою личность и качество собственных поступков имеет двоякое значение. Умеренная рефлексия развивает положительные качества, вроде собранности, эмпатии и сдержанности. Сниженная рефлексия является чертой чрезмерно уверенных в себе психопатов, способных нарушать законы и причинять другим людям боль без каких-либо угрызений совести. Другая крайность также является негативной чертой. Индивид становится зажатым, боязливым и неуверенным в себе. Люди с высокой рефлексией опасны в первую очередь для себя, поскольку это качество становится причиной неудовлетворенности и социальной неустроенности.

Причины неуверенности

Причины детской неуверенности в себе обычно связаны с индивидуальными особенностями психики, воспитанием, социализацией и состоянием организма. Перечисленные факторы напрямую определяют качество социальной жизни. Важно понять, что в детстве происходит активное созревание личности, поэтому ребенок еще не способен абстрагироваться от стрессовых факторов. Сознание впитывает любой жизненный опыт, на основе которого формируются черты характера.

  • Нарушение психологической адаптации

Это может быть индивидуальная особенность, продиктованная генами, приобретенное состояние. Дети тяжело переживают любые неудачи и в дальнейшем не справляются со сложностями. Включается механизм выученной беспомощности: предыдущие неудачи предостерегают индивида от попыток справиться с новыми проблемами. Появляется повседневная тревога. Не отраженный адаптивным механизмом хронический стресс все сильнее деформирует личность.

  • Низкое качество социальных взаимодействий

Это ключевая причина неуверенности в себе, поскольку именно межличностные отношения являются почвой для развития черт характера. Выученные модели взаимодействия с людьми сложно изменить в дальнейшем.

Дети часто страдают от неврозов и более серьезных нарушений психики. Признаки таких недугов включают немотивированную тревожность, панические атаки и стойкое снижение настроения. Неуверенность в себе может быть непосредственным осложнением такого расстройства. Может потребоваться психологическая или психотерапевтическая поддержка.

Уверенным в себе можно стать в любом возрасте, однако нужно понять, какие именно обстоятельства «подпитывают» низкую самооценку.

Факторы риска

Существуют наиболее распространенные причины снижения самооценки, связанные с конкретными обстоятельствами. Обычно психологи во время консультации стараются исключить такие факторы:

  • Тревожный родитель, стремящийся к гиперопеке

Желание оберегать детей от любых невзгод продиктовано инстинктами и родительской любовью, однако во всем должна быть соблюдена мера. Дети следят за поведением своих родителей и на основании этого опыта формируют собственные личностные черты. Патологическая материнская тревога создает предпосылки для развития тревожности у индивида. Человек не учится самостоятельно принимать решение и справляться со сложностями.

  • Психологическое и физическое насилие — наиболее серьезный фактор риска

Проявляется избыточными наказаниями, попреканиями и критикой. Родитель не помогает детям восстанавливаться после стресса, а лишь усугубляет состояние. Часто матери и отцы, склонные к психологическому насилию, не видят в своем поведении ничего предосудительного.

  • Недостаточная социализация в раннем возрасте

Этот фактор риска обычно связан с гиперопекой и строгим воспитанием, когда родители из-за собственных страхов и неуверенности в себе запрещают детям видеться со сверстниками. Индивид не получает необходимого опыта для развития самооценки.

  • Невозможность соответствовать родительским ожиданиям

Детей постоянно упрекают в неудачах в учебе и других видах деятельности. Такая особенность воспитания часто связана с тем, что родитель пытается реализоваться за счет социальных успехов детей. Характерно для нарциссических матерей и отцов.

Межличностные взаимодействия в детском саду и школе не идеальны. Дети могут быть жестокими, насмешливыми и равнодушными. Плохие отношения в коллективе лишь закрепляют патологические черты личности.

Еще одним немаловажным фактором риска является неблагоприятное соматическое состояние. Хронические заболевания приводят к развитию разных психических нарушений, включая тревожность и депрессию. Особенно тяжело приходится детям-инвалидам, поскольку уже в раннем возрасте они осознают свои ограничения. Вырасти уверенным в себе можно путем устранения основных факторов риска.

Признаки неуверенности в себе

Низкая самооценка проявляет себя во всех аспектах жизни, однако на ранних этапах формирования могут отсутствовать явные признаки такой черты. Существуют возрастные особенности повышенной рефлексии, на которые стоит обратить внимание. Это поведение в разных ситуациях, мимика, эмоции, качество сна, питание и другие черты.

Основные признаки неуверенности:

  • неразговорчивость, уклонение от ответов;
  • раздражительность и истеричное поведение;
  • отказ от приема пищи или обжорство;
  • нарушение режима сна, бессонница;
  • стремление как можно больше времени проводить в одиночестве;
  • отказ от активного времяпровождения из-за надуманных причин;
  • внешняя скованность, сутулость;
  • бедная мимика лица и сниженные эмоциональные реакции;
  • отсутствие друзей и приятелей в учебном заведении;
  • наличие повторяющихся страхов и фобий;
  • нежелание знакомиться с новыми людьми, включая родственников;
  • покусывание ногтей и губ, выжидательная поза;
  • снижение физической активности, увеличение массы тела;
  • беспричинная агрессия;
  • постоянное чувство стыдливости.

Неуверенность в себе не всегда проявляется такими признаками, однако необходимо обратить внимание именно на эти аспекты поведения. Часто дети стараются скрыть проявления комплексов от родителей, из-за чего обнаружение проблемы затрудняется. Важно понять, что косвенные признаки психологического неблагополучия зачастую важнее внешних качеств.

Психические расстройства

Иногда только психотерапевт может объяснить родителям, как помочь ребенку стать уверенным в себе. Дело в том, что детский возраст является периодом первичных проявлений неврозов и других нарушений психики. Стрессовое воздействие активирует заложенные механизмы патологии. Это могут быть легкие недуги, поддающиеся быстрой коррекции, или серьезные заболевания.

Патологии психики, при которых пациент не способен быть уверенным в себе:

  • Тревожное расстройство личности. Симптомы болезни включают повседневную тревогу, фобии и снижение настроения. На фоне хронической тревоги иногда развиваются психосоматические состояния. Пациент боится общаться с другими людьми и принимать участие в любой деятельности, связанной с какой-либо ответственностью. Формируется избегающий тип личности.
  • Социофобия — расстройство личности, ключевым симптомом которого является стремление к изоляции. Дети, страдающие от такого недуга, предпочитают проводить как можно больше времени дома. Все аспекты социальной жизни пугают и вызывают стресс. Нарушается механизм адаптации.
  • Депрессия — стойкое снижение настроения, проявляющееся апатией, слабостью, раздражительностью и постоянной грустью. В этом случае пациент отказывается от развлечений, еды и участия в любой деятельности из-за снижения мотивации. Это опасное расстройство, которое часто возникает в детском и подростковом возрасте. Дети 6-8 лет нередко выказывают первые признаки болезни.
  • Обсессивно-компульсивный синдром, при котором постоянно возникают тревожные мысли, влияющие на поведение. Формируются специфические «ритуалы», заставляющие выполнять с виду бессмысленные действия для устранения тревоги. Например, пациент может постоянно двигать предметы или несколько раз подряд мыть руки. ОКР нарушает качество социальных взаимодействий и снижает самооценку.

Неуверенность в себе может быть причиной или последствием психического расстройства.

Что делать, чтобы стать уверенным в себе

Справиться с проблемой можно самостоятельно или профессионально. План действия должен зависеть от тяжести состояния. Дети не становятся уверенными в себе самостоятельно, если какой-либо этап социализации уже пропущен или испорчен неприятными впечатлениями. Родителям необходимо вовремя распознать проблему и принять меры. Зачастую первым шагом решения проблемы является смена учебного заведения, в котором дети не справляются со стрессовой нагрузкой. Однако перед этим действием нужно понять, как предотвратить новую неудачу. В ином случае смена учебного заведения превратится в способ избегания проблемы.

Рекомендации для родителей:

  1. Следует отказаться от избыточной критики.
  2. Нужно перестать выяснять отношения между членами семьи в форме ссор и попреканий.
  3. Рекомендуется больше говорить с детьми и стараться развивать доверительные отношения.
  4. Умеренная помощь в выполнении домашней работы. При этом важно научить детей самостоятельно справляться со сложностями и не прививать лень.
  5. Поощрение общения. Если у детей появились друзья, можно пригласить их в гости или придумать другое совместное времяпровождение.
  6. Не кричать и не бить. Такая форма «воспитания» совершенно не подходит детям, страдающим от тревоги и нарушения адаптации к стрессу.

Правильное воспитание помогает решить большинство проблем и сделать детей уверенными в себе. Для этого следует определить, какие именно аспекты семейной жизни негативно влияют на эмоциональное состояние детей. Часто речь идет о регулярных ссорах, недостаточном внимании и стрессовом состоянии самих родителей. Важно обеспечить комфортную обстановку дома и окружить детей заботой. Нужно научиться спокойно беседовать при появлении любых проблем и объяснять детям, как можно самостоятельно справиться с трудностью.

Работа со специалистом

Иногда повысить самооценку ребенка можно только с участием психолога или психотерапевта. Не все родители способны грамотно составить собственную программу коррекции комплексов, поэтому обращение к психологу является разумным решением даже в случае незначительных нарушений. Специалист предложит форму индивидуальных и семейных консультаций, во время которых можно выявить причины неуверенности в себе и найти способ восстановления социального благополучия.

Как воспитать уверенного в себе ребенка и укрепить его самооценку: 10 способов

Нормальная, адекватная уверенность в себе характеризует гармонично развитую личность, является основой для успешной карьеры, интересной, насыщенной жизни. Это качество не врождённое, оно воспитывается в детские годы и развивается на протяжении жизни.

Любящие родители, желающие помочь сыну или дочери стать полноценной личностью, занять достойное место в обществе, должны иметь представление, как помочь ребёнку стать уверенным в себе, всячески способствовать этому.

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Черты уверенного человека:

  • проявление положительных эмоций при новых знакомствах;
  • долговременные дружеские связи;
  • спокойная манера поведения;
  • адекватная реакция на критические замечания со стороны взрослых, сверстников;
  • спокойное признание успеха другого человека, принятие собственных неудач;
  • самоуважение, понимание своих прав, способность отстоять их перед ровесниками и взрослыми;
  • настойчивость, целеустремлённость;
  • наличие собственного мнения, отсутствие «стадного» инстинкта.

Анализируя, детально разбирая поведение человека в разных ситуациях, можно понять слабые и сильные стороны характера.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе

Умные родители целенаправленно развивают у дочери или сына чувство уверенности, при этом они должны:

  • похвалить ребёнка, если он благодаря труду и упорству добился цели;
  • ставить посильные задачи, учить терпению, умению приближаться к цели постепенно;
  • настраивать на благоприятный исход дел, ситуаций;
  • подбадривать, поддерживать, чаще говорить: «У тебя получится!»;
  • общаться, как с равным, прислушиваться к его мнению;
  • не обвинять в стеснительности, робости;
  • поощрять общение с ребятами младшего возраста;
  • избегать сравнения с другими.

Соблюдение перечисленных правил поможет зародить в детском сознании ростки самоуважения, укрепить это качество, ведь процесс становления личности непростой и небыстрый. В дальнейшем ребенок приятно удивит «стальным» характером.

Как развить в ребенке уверенность в себе и поднять самооценку: 10 советов

Умные родители обращают внимание на психологическое развитие ребёнка с одного года жизни.

Психологи выделили топ-10 наиболее эффективных советов, как помочь малышу победить страх и неуверенность в себе:

  1. Повысить собственный авторитет, проявлять силу воли. Малыш берёт пример со своих родителей, повторяет манеру поведения, аналогично воспринимает разные ситуации. У родителей с низкой самооценкой вырастают такие же дети, и наоборот.
  2. Адекватно оценивать успехи и таланты ребенка. Плохо недооценивать малыша. Однако завышенная планка, которую он преодолеть не в состоянии, может навсегда подорвать уверенность в себе. Не стоит перехваливать за обычные дела. Выделять следует только новые достижения.
  3. Давать правильные установки. Запрещены фразы: «У тебя не получится», «Горе ты моё луковое», «Хорошего от тебя не дождёшься». Наоборот, надо настраивать на позитив, успех, чаще говорить: «Не бойся, ты справишься», «Всё будет хорошо!».
  4. Разговаривать по душам. Необходимо наладить доверительные отношения с сыном или дочерью, спокойно обсуждать проблемы, находить выход. Понять, что тревожит, пугает маленького человека, помочь разобраться в самом себе. Он должен принять себя таким, какой есть, со всеми недостатками и достоинствами.
  5. Играть поучая. Подходящий вариант для любого возраста. Главное, создать в процессе игры сложную ситуацию, решить которую надо самостоятельно.
  6. Водить на различные секции, кружки. Полученные дополнительные навыки, успехи позволят маленькому человеку гордиться собой, повысят самооценку.
  7. Развивать коммуникативные навыки. Если имеются проблемы в общении со сверстниками, надо помочь решить их. В случае с маленькими детьми – организовать домашний детский праздник. В знакомой обстановке они чувствуют себя более уверенно, между ними устанавливается прочный контакт.
  8. Адекватно реагировать на промахи. Ошибиться может каждый. Нельзя выражать недовольство ребенком, критиковать можно только само действие.
  9. Воспитывать чувство ответственности. Периодически давать несложные поручения, требовать их своевременного выполнения. Должны быть ежедневные обязанности по дому, посильные для возраста.
  10. Развивать в ребенке целеустремлённость. Обязательно внушать мысль, что любое начатое дело надо настойчиво доводить до конца. Добившись желаемого, мальчик или девочка поверит, что справиться с более сложными задачами.

Внимание! Если самостоятельно не получается справиться с психологическими проблемами, обратитесь за решением к квалифицированным психологам.

Как научить ребенка быть уверенным в себе: примеры тренинговых упражнений

Практические упражнения воспитывают волевые качества, повышают стремление самосовершенствоваться, развивать способности.

Специфика тренинговых упражнений зависит от возраста:

  1. Тренинг для дошкольного возраста. Заключается в проговаривании навыков, которые малыш пока не освоил. Он должен понять, что он постепенно, но постоянно приобретает новые умения, знания. То, что вчера не получалось, сегодня даётся без труда. Тренинг повышает мотивацию, конкретизирует стремления.
  2. Начальная школа. Перечисление положительных качеств школьника, начинающихся с букв его имени. Листок с набором идеальных качеств размещают на видном месте, чтобы он постоянно видел, какими возможностями наделило его имя.
  3. Средний школьный возраст. Групповой тренинг. Дети становятся в круг и высказывают друг другу искренние комплименты. Признание окружающих вдохновляет, побуждает к самосовершенствованию.
  4. Подростки. Предлагается самостоятельно обрисовать свой идеальный образ сегодня, в будущем. Это позволит чётче понимать, к чему стремиться.

Поиск причины поступков

Методика позволяет лучше понять себя, помогает разобраться с мотивами совершённых поступков, учит контролировать эмоции. Осмысление полученных данных позволяет изменить собственное восприятие, стать уверенным.

Ребёнок может заниматься самостоятельно или в присутствии взрослого. Тренинг проводится по завершению дня. В письменной форме перечисляются все события, включая обычные каждодневные дела, типа завтрака. Напротив каждого пункта пишется причина.

Затем приступают к главному – оценке, осмыслению мотивации каждого поступка.

Часто действия объясняются следующим:

Если не получается чётко сформулировать причину поступка, пишут фразу «Я так сделал, и несу ответственность за результат». Частота подобных объяснений определяет степень уверенности ребенка.

Самовнушение

Цель методики сводится к выработке положительных эмоций, развитию стимулов, волевых действий благодаря многократному проговариванию (желательно вслух) специально подобранных фраз.

На занятия настраиваются, принимают удобную позу, расслабляются.

Постоянно повторяя определённые слова, мы вторгаемся в подсознание, даём установку на укрепление самоуверенности.

Фразы начинают со слов: «Я имею право…» и далее продолжают:

  • победить;
  • радоваться;
  • на независимость;
  • на индивидуальность;
  • быть понятым;
  • достигнуть желаемого;
  • принять неверное решение, отвечать за него.

В завершении проговаривают «Я уверен в себе».

Можно придумать слова самостоятельно, в зависимости от целей, проблем.

Спор с собой

Метод под названием «Спор с самим собой» помогает повысить уверенность, заключается в следующем:

  1. Письменно зафиксировать недостатки характера.
  2. В каждом пункте написать веские аргументы, переводящие недостаток в достоинство.

Например, ребенок воспринимает медлительность как недостаток. Однако эта черта указывает на спокойствие, продуманность в действиях, принятии решений.

Метод подходит при работе с детьми младшего школьного возраста. Ребенка, считающего себя скучным, следует убедить в обратном: «Ты просто рассудительный, это замечательное качество поможет избежать многих ошибок в жизни».

Визуализация успехов

Цель методики – укрепить веру в себя, зарядить положительными эмоциями. Нужно разместить на видном месте вещи, указывающие на достижения, напоминающие о приятных моментах: различные грамоты, кубки, фотографии с отдыха, в кругу семьи. В комнате малыша развешивают рисунки, поделки.

Визуализация успехов считается сильнейшим инструментом в достижении любой поставленной цели.

Заключение

Замечательно верить в свои силы, не пасовать перед трудностями, стремится к новым успехам. Роль этих важнейших качеств в характере не стоит недооценивать.

При воспитании в ребенке следует проявить настойчивость, терпение, воспользоваться советами специалистов.

Ссылка на основную публикацию