“Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!” – кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Кризис трехлетнего возраста

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем».

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса (Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин).
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям
  • Опыт мамы: как мы справились с кризисом сна за неделю
  • 10 причин плохого поведения детей

Как мы пережили кризис

««Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, . »

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

— кризис трехлетнего возраста:

признаки кризиса и как его преодолеть

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики,

грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы.

Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет.

Согласитесь, звучит внушительно. Но как ж е реагировать взрослым на такое детское

поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.

Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление. Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями.

Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей.

Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Совет:

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возмож ность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем».

2. У прямство Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уж е сказал, что не буду кушать, значит, не буду».

Совет:

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного полож ения. Возмож ный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он смож ет покушать, когда проголодается.

Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Совет:

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то ж е время старайтесь уделять больше внимания детям. Они долж ны осознать, что родительское внимание мож но привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе уж ин для папы.

4. Симптом обесценивания Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Совет:

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книж ек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревож ащие вас реакции ребенка в сюж етно-ролевых играх.

5. Строптивость Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Совет:

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаруж ите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».

Читайте также:  Когда фантазии ребенка становятся опасными

Совет:

Попробуйте оставаться спокойными, доброж елательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезж ей части!».

7. Своеволие Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Совет:

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит ж елаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса

2. У становите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе изза вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.

3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.

4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом.

Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему

«В.В. Сальникова Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск ОБРАЗ ОТЦА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА РЕБЕНКА (на материале автобиографических произведений о детств. »

«ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ Автор: С.Д. Хисамутдинова, ГБОУ РИЛИ, г. Уфа В статье перечислены ключевые моменты теории одарённости, методы развития разных видов одарённости, используемые учителем при преподавании физики, указаны проблемы, возникавшие пр. »

«Первый ОФД Личный кабинет Агента Инструкция пользователя (Редакция от 13 апреля 2017 г.) Лист регистрации изменений Версии документа Версия Дата Автор Изменения 21.03.2017 Киреева Наталья Первоначальная версия документа 0.1 13.04.2017 Любовь Захарова Добавлены разделы: 0.2 1. »

«Ли Цзинцзин МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕКСТОВ ДЛЯ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ В статье рассматривается проблема отбора текстов для формирования и развития межкультурной компетенции китайских студентов-филологов на занятиях по русскому языку. Обосновывается возможность исп. »

«Цацура Евгения Викторовна заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель английского языка Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 города Свободного г. Свободный, Амурская область ИСПОЛЬЗОВАН. »

«Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования “Дворец детского (юношеского) творчества” г. Перми ВВЕДЕНИЕ СИНТЕЗАТОРА НА ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ БАЯНА Методические рек. »

«Утверждено приказом заведующего Детским садом № 103 от 11.01.2016 г. № 17 Инструкции по охране жизни и здоровья воспитанников г. Каменск-Уральский 2016 г. Перечень инструкций Вводный (повторный) инст. »

«Koosklastatud: Narva 6. Kooli Tkeskkonnanukogu istungil 15.04.2009. a, protokoll nr 1 Koosklastatud: Narva 6. Kooli Tkeskkonanukogu volinikuga I.Larens Kinnitatud direktori 15.04.2009.a. kskkirjaga nr 1.1-5/66 Uuendatud alates 01.12.13.a kuni 31.12.13.a Анализ рисков на ра. »

2017 www.book.lib-i.ru – «Бесплатная электронная библиотека – электронные ресурсы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

“Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!” – кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

§ Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.

§ Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.

§ Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.

§ Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

§ Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.

§ В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем».

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как

ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса .

2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.

3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.

4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а

предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.

2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).

3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:

§ оставаться спокойными, не показывая раздражение;

§ предоставить ребенку внимание и заботу;

§ предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);

§ узнать причину подобного поведения;

§ отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап.

Кризис трех лет

Кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть.
Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

Что нужно знать о кризисе трех лет?
В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.
«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

 Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
 Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
 Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
 Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
 Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
 В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.
Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.
Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.
Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.
Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.
И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.
вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.
Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.
Совет:
Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настр

Читайте также:  Идеальных мам не бывает, или секреты французского воспитания

Кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть.

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.

Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.

Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем» .

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду» .

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой . Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!» .

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса .

Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.

Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек ( Наказывать или нет ребенка за случайные проступки? ). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.

Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.

Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи) .

Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов , необходимо:

оставаться спокойными, не показывая раздражение;

предоставить ребенку внимание и заботу;

предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы ( «что бы ты сделал на моем месте?» );

узнать причину подобного поведения;

отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

Кризис трехлетнего возраста — признаки кризиса и как его преодолеть

Кризис трехлетнего возраста у ребенка начался внезапно, а его первые признаки и проявления застали вас врасплох. Ваш послушный малыш, вдруг начинает грубить, делать все по-своему и периодически закатывать истерики с криками «Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» Что делать в этой ситуации родителям?

Еще вчера все было нормально, а сегодня ваша кроха отказывается от любимой еды, отвергает игрушки, отбрасывает одежду. Создается впечатление, что все это ребенок делает вам назло, желая вызвать ваше раздражение и устроить истерику.

Не стоит пугаться, вы должны знать, что в жизни каждого человека есть кризисные периоды. И вы сейчас столкнулись с кризисом, который детские психологи называют кризисом трех лет или кризисом трехлетнего возраста.

Но как вести себя сейчас с малышом, как не сорваться на крик и не напугать ни себя, ни ребенка такой реакцией на новые выкрутасы? Мы сейчас поговорим о том, что такое кризис трех лет в жизни ребенка и как его пережить без ущерба для детской и родительской нервной системы.

Как выражается кризис третьего года жизни ребенка

В такие моменты происходят изменения не только в физическом, но и в психологическом состоянии. Формируется установка на новое поведение и осознание себя в окружающем мире, которое можно назвать термином «я сам».

А родители еще не поняли этого изменения в душевном взрослении своей крохи. Им проще сделать все самим: штанишки одеть, ботиночки застегнуть. Но малыш уже осознает себя личностью и хочет утвердиться действиями, которые это доказывают.

Ему просто необходимо, чтобы взрослые начали относиться к нему всерьез и дали возможность самостоятельно делать все то, что он уже ХОЧЕТ делать сам.

Понятно, что неловкие пальчики будут долго тыкаться в застежки или искать ногой правильную штанину. Но ребенок требует, чтобы ему разрешили делать все самостоятельно. И это правильно, даже если содержимое ложки не сразу попадает в рот и в каше оказываются не только щечки, но и стол, и пол, и все вокруг.

Ребенок требует создания условий, чтобы он имел возможность проявить собственное, только что осознанное «Я». Можете считать, что это бунт против опеки взрослых, которую он уже считает излишней и раздражающей.

7 основных признаков кризиса

Что делать родителям, как вести себя правильно?

Взрослые должны понять в первую очередь, что поведение ребенка — это не вредные характер или плохая наследственность. Просто ваш любимый малыш уже подрос, и он хочет стать более самостоятельным и независимым. Это значит пришло время выстраивать с ребенком новые взаимоотношения.

Реагируйте спокойно и взвешено

Вам следует помнить, что кроха своими поступками просто проверяет нервы родителей на прочность и таким образом ищет их слабые места, на которые можно будет надавить.

Установленные ограничения должны быть разумными

Не стоит впадать в крайности и забивать жизнь маленького человечка различными запретами. Однако и вседозволенности позволять не стоит, иначе вы можете воспитать настоящего тирана.

Важно найти «золотую середину» — это те разумные границы поведения, за которые вашему ребенку категорически будет запрещено переступать. Например, запрещается играть в игры на дороге, по холодной погоде нельзя гулять без головного убора, также важно не пропускать дневной сон.

Поощряйте самостоятельность

В тех случаях, если это не опасно для детской жизни, ребенок может пробовать сделать сам какие либо, заинтересовавшие его дела, даже если процессе получения самостоятельных навыков малыш разобьет несколько чашек.

Предоставляем право выбора

Мудрость родителей заключается в том, чтобы дать возможность даже трехлетнему малышу сделать свой выбор, ему будет интересно и важно принять свое самостоятельное решение.

Например, когда вы собираетесь на прогулку, то не натягивайте на ребенка силком верхнюю одежду, а заинтересуйте его и предложите два варианта, в чем он хочет выйти на улицу, в зеленой или красной курточке.

Естественно, что принимать серьезные решения по прежнему будете вы, но то, что касается вещей непринципиальных, то здесь можно уступить и предоставить крохе право выбора.

Из каких этапов состоит кризисный период

Упрямство

Ребенок проявляет упрямство, когда начинает осознавать свои желания или нежелания. Привычная просьба собрать игрушки может вызвать протест, потому что он этого не хочет. Либо напротив, он ХОЧЕТ продолжать игру.

СОВЕТ: Не нужно даже стараться сломить сопротивление. Тем самым вы лишаете его возможности достойно выйти из скандала. Поменяйте требование, переключите внимание, предложите вместе собрать игрушки, спросите, какие игрушки мы начнем складывать первыми?

Будет ли мишке удобно в этой коробке или лучше посадить его на полку? Чаще всего такие завуалированные требования дети встречают положительно.

Негативизм

Негативное отношение к чему или кому — либо — это и есть негативизм. И он толкает наших деток противиться не только желанию взрослых, но и самим себе. И делают они это только потому, что это не он сам чего-то хочет, а взрослый заставляет или просит его о чем либо.

Например, только что просился домой с прогулки, а мама оттягивала возвращение. Спустя всего несколько минут мама говорит «идем домой», но встречает истерику и протесты. Дитя подсознательно усмотрело в этом ущемление своих личностных прав, уловило давление на свою волю.

Родители обычно не понимаю разницы между негативизмом и непослушанием, они не знают, как отделить одно от другого.

Это случается, когда взрослые излишне часто разговаривают с ребенком грозным голосом: «Быстро убери за собой. Ешь быстрее!» «Не бери, кому говорю!»

СОВЕТ: Исключите приказной тон, нельзя «давить» на маленькую личность. Дайте время успокоиться, переключиться, отвлечься. И повторите просьбу в иной форме.

Строптивость

Строптивость схожа негативизмом, но что направлена она против определенной ситуации, а не против конкретного человека.

Чаще она встречается в семьях, где существуют противоречия в подходе к воспитанию и взрослые не дают себе труда выработать единую линию поведения. Малыш сначала теряется, потом выбирает то, что ему выгодно и начинает сопротивляться требованиям, если они его не устраивают.

СОВЕТ: попробуйте переключить ребенка от той ситуации, которая породила конфликт. Возможно, что скоро он согласится с тем, против чего так бурно воевал. В идеале договоритесь со всеми членам семьи о том, что и в каких случаях ребенку можно, а что категорически нельзя.

Да и поступки, которые совершает ребенок, у всех членов семьи должны вызывать однозначную реакцию. Если нельзя таскать кошку за хвост, это нельзя делать ни при маме, ни при папе, ни при, все позволяющей, бабушке.

Своеволие (Я сам)

Это жизненно важная для развития ребенка потребность в самостоятельности, а вовсе не каприз и не прихоть. Своеволие бурно проявляется в том, что ребенок ХОЧЕТ делать сам даже то, чего еще не умеет.

Читайте также:  Моя мама! Только моя! – или пару слов о детской ревности

Важно позволить крохе хотя бы попытаться сделать желаемое. Не раздражаться, когда обе ножки оказываются в одной штанине, и не спешить исправить положение.

Симптом обесценивания

Для малыша вдруг исчезли старые привязанности. Игрушки, книжки, люди, усвоенные уже правила поведения кажутся ненужными или откровенно враждебными.

Он неожиданно начинает разрисовывать или рвать любимую книжку, швырять игрушки, бить или обзывать бабулю или маму, ругаться словами, которых, вроде бы, и не знал.

СОВЕТ: Лучший метод — отвлечение внимания. Предложите другую, ранее незнакомую игрушку, или покажите новые возможности старой, но другой (не той, из-за которой разгорелся скандал). Переключите на иной род занятий. Если до этого малыш катал машинку и стал швырять ее, заинтересуйте его яркими брусочками пластилина. Предложите слепить собачку или самолет.

Протест (бунт)

СОВЕТ: Перетерпите, но не идите на поводу. Не давайте волю раздражению, старайтесь быть спокойными, доброжелательными. Но не сюсюкайте и проявляйте мягкую, но несгибаемую твердость.

Если вы считаете, что пришло время спать, но ребенок бунтует и не поддается на уговоры, доведите начатое до завершения.

Частые уступки закрепят в нем уверенность, что он самый важный в семье. Все его желания или нежелания могут быть исполнены, стоит только как следует побунтовать.

Деспотизм

Наиболее часто детский деспотизм встречается в семье, где один единственный ребенок. Но это не обязательно. Бывает, что в семье были девочки, и вдруг появился долгожданный мальчик. Он быстро понимает свое особое положение и старается извлечь максимум преференций.

Ребенок обязательно попытается заставить окружающих делать так, как хочет он. Пытается всячески закрепить свою власть в семье.

СОВЕТ: Старайтесь не поддаваться на манипуляции, иногда полезно просто равнодушно уйти и показать, что он такой вам совершенно неинтересен.

Советы специалиста — как преодолеть кризис трехлетнего возраста

Каждого ребенка кризис застает в строго индивидуальное время. Он может длиться полугодом ранее или позднее наступления 3 лет, пройти быстро или затянуться.

  1. Потрудитесь выработать единые правила поведения в семье, где растет ребенок.
  2. Установите список неизменных и неукоснительных запретов. Их должно быть немного, и все они должны быть направлены преимущественно на обеспечение безопасности здоровья и жизни малыша и людей, его окружающих. Множественные запреты и частые окрики не работают
  3. Позвольте малышу проявить самостоятельность во всем, к чему он потянется сам, без принуждения. Не вмешивайтесь, подождите, когда вас попросят о помощи.
  4. Знайте, что ваше дитятко постоянно, как бы испытывают вас, не раз за день проверяя, не разрешите ли вы то, что еще пару часов было запрещено. Может быть, это можно у папы, раз запрет исходит от мамы?
  5. Помните, что вы – самый главный пример для малыша. Ваша манера общаться с людьми, разговаривать с домочадцами, выполнять вами же озвученные правила — это эталон поведения, который заляжет глубоко в подсознании и станет основой характера.
  6. Истерики переключайте в игру: нежелание есть, одеваться, умываться. Делайте это без сюсюканья, ребенок быстро почувствует фальшь.
  7. Во время истерики ребенку бесполезно говорить, что он поступает плохо, он вас не слышит. Подождите, пока он не успокоится, уведите его в сторонку. Постарайтесь отвлечь на что-то нейтральное, заинтересуйте.
  8. Разговаривайте с ребенком так, как бы вы говорили с взрослым собеседником, не говорите слащавым языком, если вы на людях или ваше дитя к этому не расположено.

Ребенок должен знать, что в этом мире есть одна стабильная, постоянная, неизменная вещь – родительская любовь и поддержка.

Сам себе психолог – такое возможно?

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы.

Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно.

Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Причина упрямства в возрасте «Я сам»

В возрасте 2-3-х лет малыш начинает осознавать собственное «Я». До этого он не понимал граней между собой, мамой, папой, окружающим миром, не воспринимал себя, как личность. Весь мир был единым целым, мама авторитетом, за которым нужно было повторять все. Мило улыбаться в ответ на улыбку, молча одеваться, выполнять просьбы и так далее.

И вот малыш начинает понимать, что он такая же личность, как и другие, что можно быть самостоятельным, принимать собственные решения, настаивать на своем. И самое главное, в этом возрасте ребенок пытается понять, насколько можно требовать и проявлять это самое «Я». Границы дозволенного формируются именно в возрасте 2-3 лет ( у некоторых детей и начиная с полутора лет).

И главное для родителей, с любовью и пониманием не поддаваться на манипуляции малыша, дать понять, что он может делать сам, что нет, где родители могут пойти на компромисс, а где есть четкие законы, которым нельзя перечить. Подобные манипуляции в вопросе выбора еды мы разбирали здесь.

Порой кажется, что эта проверка на прочность родителей и у ребенка только одно большое желание – вывести маму и папу из себя! Как нам с мужем знакомо это ощущение!

На самом же деле своими истериками, упрямыми «не хочу, не буду» малыш пытается понять, что ему можно, а что нельзя. Все проходит и этот период в жизни ребенка пройдет. Главное, чтобы прошел он более-менее спокойно, как для родителей, так и для малыша, и чтобы каждый вынес только положительный опыт и правильные знания.

«Я сам, я не хочу», что делать родителям?

Одним из проявлений самостоятельности в кризисе двухлетнего возраста является фраза «Я сам». Ребенок хочет кушать, одеваться, рисовать, играть и делать другие вещи самостоятельно.

Правило №1:не стоит ущемлять права ребенка на самостоятельность, наоборот приветствовать его самостоятельность и ждать, когда малыш сам попросит о помощи. Любая фраза наперекор чревата истерикой, а может молчанием и надутыми губками, плачем или агрессией. Ребенку лучше в атмосфере спокойствия учиться справляться с элементарными вещами самостоятельно, нежели спорить с мамой, кто будет его одевать и так далее.

Если малыш хочет надеть другую майку или штанишки и это не принципиально в данной ситуации, уступите, ведь у него тоже есть свой вкус! Конечно, отправляться гулять зимой без куртки не вариант, здесь ребенок должен понять, что он может простудиться и заболеть.

Поэтому правило №2:разговаривайте со своим ребенком. Объясняйте почему нужно поступать так, а не иначе. Слушайте, что говорит Вам ребенок, и четко формулируйте правильную позицию, учитывая свои эмоции, а также пожелания малыша и его чувства. «Я понимаю, ты устал и не хочешь убирать игрушки, но….».

Правило №3:играйте с ребенком. Никто не любит, когда им командуют. Так с чего Вы взяли, что ваши дочка или сынок будут послушно выполнять все Ваши требования. Чувство противления или протеста – великая вещь, в любом возрасте! И для детей единственно правильным средством для борьбы с ним является игра. Дети ведь любят играть. Дочка не хочет мыть ручки. Предложите ей побыть мамой для одной из своих кукол и пойти помыть ей ручки. В ходе процесса малышка забудет, против чего выступала и за компанию со своей куклой вымоет и свои ручки.

Сынок не хочет спать? Поиграйте в игру, кто дольше пролежит с закрытыми глазами. Придумывайте свои игры и ритуалы. Дети – это некая муза для развития творчества родителей! Играйте, и тогда будет весело всей семье!

Правило №4:будьте последовательны. Нельзя один день разрешать делать ребенку какие-то вещи, а потом начать запрещать. Малыш не поймет, почему вчера было можно, а сегодня уже нельзя. Либо Вы запрещаете что-то делать, либо разрешаете в любой ситуации.

Правило №5: сдерживайте негативные эмоции. Маленькие дети очень чувствительны, они ощущают на себе гневные взгляды, недовольство, раздражение намного лучше взрослых. И тут же у них возникает ответная защитная реакция. Даже если Вы недовольны поступком ребенка, скажите ему об этом спокойно, без лишних эмоций, будьте уравновешенны. Спокойные родители – спокойные дети.

И наконец, последнее правило №6: будьте друзьями и будьте равными. Золотое правило психологов: Ваш ребенок – суверенная личность и имеет равные с вами права, но не большие! Объясняя ребенку что-то, разговаривая с ним, смотрите в глаза, будьте с ним наравне и разговаривайте, как с другом, понимающим и имеющим свое «Я».

Если истерика началась

Несколько слов о том, что же делать, если объяснения не помогают, игры не завлекают и ребенок все-таки не сдержал своих эмоций и начал истерику.

В переходном возрасте отвлечь на что-то другое уже не получится, если и получится, то на короткое время. А потом малыш вновь станет настаивать на своих требованиях. Долго объяснять что-то во время криков и плача тоже не нужно, ребенок не способен в это время усваивать такую информацию.

Лучший способ кратко аргументировать свои доводы, почему ребенок не получит то, что требует и оставить его одного. Как правило, все истерики рассчитаны на публику и в ее отсутствие быстро прекращаются. А уже с успокоившимся ребенком можно поговорить, объяснить свою позицию более подробно. Но конечно после «обнимашек» и проявлении любви. В любой ситуации малыш должен знать и чувствовать, что его любят, тогда он будет открыт для разговора с Вами. Объясните сыночку или дочке, что Вы не любите их упрямство, плохое поведение, капризы, но ребенка Вы любите, не смотря ни на что! И обсудите произошедшее, когда все страсти окончательно утихнут.

И еще важно понимать, что политика в семье должна быть одинаковой. То есть все без исключения, мама и папа, бабушка дедушка и другие родственники, должны одинаково реагировать на истерику ребенка. Никаких поблажек и удовлетворения требований, особенно достигаемых таким путем. Иначе малыш привыкнет достигать своих целей с помощью истерик постоянно.

САМ №3 (2018)

  • Журналы
  • 25.07.2018
  • САМ

Выравниваем стены: способы. Подсветка рабочей поверхности. Бытовые перфораторы. Если треснула плитка.

САМ №4 (2018)

  • Журналы
  • 01.07.2018
  • САМ

Цементная стяжка. Сухая стяжка. Пол на лагах.

САМ №10 октябрь 2017

  • Журналы
  • 01.10.2017
  • САМ

Топ-5 недорогих стиралок. Мода на английские окна. Удобный слив в ванной.

САМ №9 сентябрь 2017

  • Журналы
  • 19.09.2017
  • САМ

Как регулировать отопление в квартире. Юридические аспекты присоединение чердака к квартире.

САМ №6 июнь 2017

  • Журналы
  • 04.06.2017
  • САМ

Читайте в выпуске САМ: Юридические ловушки при объединении лоджии и кухни; Как сэкономить при установке окон; Как выбрать хорошие электроножницы;

САМ №4 апрель 2017

  • Журналы
  • 24.04.2017
  • САМ

Читайте в выпуске САМ: Холодные потолки – замена кондиционеру • 2-комнатная хрущёвка. Три варианта перепланировки • Подвесная сантехника. Чем она так хороша? • Украшение фасада дачи. От цоколя до флюгера •

САМ №3 март 2017

  • Журналы
  • 01.03.2017
  • САМ

Читайте в выпуске САМ: Креативная покраска стен • Антресоли: как увеличить полезную площадь • Нужен ли кондиционер в доме •

Ссылка на основную публикацию