Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?

Нужно ли наказывать ребенка за случайные проступки

Абсолютно все родители могут рассказать истории о том, как проказничают их дети. Разбитая посуда, разбросанные вещи и раскрашенные обои — через это проходит каждый ребёнок. Но для родителей, оказывается, не так легко удержаться и оставить случайные проступки ребёнка без наказания. Но нужно ли наказывать детей за это? Ответ на этот вопрос будет дан в этой статье.

Наказывать или не наказывать ребёнка

Прежде чем сказать, нужно подумать. Сказанные сгоряча слова, к сожалению, обратно вернуть уже невозможно. Прежде, чем что-то сказать ребёнку за его проступок, необходимо успокоиться и подумать над теми словами, которые будут сказаны ребёнку.

Вещи заменимы, а ребёнок — нет. Если родители будут постоянно ругать и наказывать ребёнка за поломанные вещи, то у него может сложиться ощущение, что маме и папе важнее вещи, чем ребёнок. После наказания за обычную вещь доверие и любовь ребёнка будет очень сложно вернуть. Нужно помнить, что поломанное можно починить, разбитое — склеить, испачканное — отмыть, а порванное — зашить.

Непослушание — это не способ навредить вам. Не спешите наказывать и ругать ребёнка за разбитую или испорченную вашу любимую вещь. Подумайте, сделал ли ребёнок вам это назло? Кажется, ответ будет однозначен — конечно же нет! Это было сделано случайно и никак не является способом навредить вам.

Нужно выйти и успокоится. Прежде чем кричать на ребёнка и наказывать его за проказы, нужно выйти из комнаты и успокоиться. Срываться на ребёнка не стоит, это не принесёт ничего хорошего. Лучше всего успокоиться и переключиться на другое дело, а уже после спокойно и без срывов поговорить с ребёнком, объяснить ему, что он поступает не совсем хорошо.

Ожидания родителей должны соответствовать возрасту ребёнка. Очень часто родители требуют от ребёнка то, что не соответствует возрасту ребёнка. Четырёхлетний малыш никогда не будет слушаться и вести себя как ребёнок, которому десять лет. Двенадцатилетний ребёнок не в состоянии выполнить какие-то родительские требования как шестнадцатилетний подросток. Нужно учитывать возрастные нормы и понимать, чего можно ожидать от ребёнка и что от него требовать.

Через некоторое время эти ситуации будут казаться смешными. Родителям нужно научиться положительно и с улыбкой относится к происходящему. Ведь разрисованные в комнате обои или разлитое на кухне молоко когда-нибуль станет смешной историей и для вас, и для ребёнка. Поэтому относиться к ним нужно с улыбкой и воспринимать, как смешные ситуации, которые потом можно будет вспоминать.

Все были детьми. Вряд ли у родителей нет таких детских историй, где они не разбирали что-то, на разрисовывали, не портили и не шалили. Все были детьми и абсолютно у всех были свои проступки. Можно поделиться этими историями с ребёнком, возможно после их рассказа он многое поймёт и постарается быть аккуратнее.

Не стоит забывать о любви к детям. Очень трудно показывать свою любовь ребёнку, когда он испортил фломастерами новые, недавно поклеенные обои или разбил вашу любимую чашку из дорогого сервиза. Но все-таки нужно успокоиться и показать ребёнку свою любовь, ведь именно в такие моменты она ему очень сильно необходима.

Родителям нужно запастись терпением, постараться всегда смотреть на ситуацию сквозь улыбку. После спокойного разговора с ребёнком сразу же станет понятно, что все, что он делает — не нарочно. Им движет любопытство и желание узнать что-то новое, неизвестное для него. И портят вещи или предметы дети зачастую случайно. Конечно, некоторые из них очень дорогие или безумно редкие, но это всего лишь вещи — об это не стоит забывать. Никакая вещь не заменит вам любовь ребёнка. И стоит ли тогда ругать его за случайные проступки? Хорошо подумайте над этим вопросом прежде, чем ругать своего любимого малыша!

Консультация «Наказывать ребёнка или нет?»

Мария Инстранкина
Консультация «Наказывать ребёнка или нет?»

Наказывать ребёнка или нет?

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок был покладистым, послушным, совершал только хорошие поступки и ни в чем не перечил взрослым. Может быть, подобный ребёнок и существует, но, скорее всего, лишь в воображении мамы и папы. Реальный же малыш не отличается особым послушанием, даже самый воспитанный ребенок может вытворить что-то такое, что приведёт в смятение окружающих. Рано или поздно каждый родитель задается вопросом о том, наказывать или нет ребёнка?

Жизнь без наказаний?

Наверное, это мечта каждого ребёнка. В принципе, любой родитель был бы рад не наказывать свое чадо, однако как показывает практика, без наказаний в процессе воспитания обойтись сложно. Малыш должен понимать, что совершить проступок безнаказанно невозможно. В противном случае, при тактике «не наказывать никогда» вы рискуете вырастить эгоистичного и самовлюбленного ребёнка, который будет думать, что ему позволено всё. Если вы не принимаете никаких мер, когда ребенок, например, бьёт родителей или других детей, то где гарантия, что повзрослев, он не захочет проявлять свою агрессию более жестокими способами, зная, что ему за это ничего не будет. Подобных примеров можно привести не один, поэтому не думайте, что маленький проступок, за который малыш не понёс ответа, никак не отразится на его поведении в дальнейшем. В вопросах воспитания нет ничего незначительного, важно всё.

Физические наказания

Прежде всего, хочется сказать, что физические наказания применять категорически не желательно. Если вы думаете, что ударив ребенка, вы получите нужный результат, то вы заблуждаетесь.Вариантов может быть несколько:

• простой шлепок по попе (я же не бью, я просто шлёпаю) не даст результата, потому что это не больно, а словами ему никто ничего не объяснил.

• если родители бьют ощутимо, то это вызывает у ребенка страх. И именно чувство страха в дальнейшем будет останавливать малыша. Однако, это лишь до тех пор, пока он будет знать, что родители могут его ударить, а если их не будет рядом – ребёнок будет вести себя плохо, потому что он не понимает того, почему это плохо.

ребёнок ожесточится, потеряет доверие к взрослым, не будет прислушиваться к разумным доводам, будет делать всё наперекор.

Описывать негативные последствия физических наказаний можно еще долго. Просто задумайтесь о том, что ударить проще всего, не нужно ничего объяснять, не нужно тратить время. Но в будущем, не ответит ли вам выросший ребёнок тем же?

Наказываем правильно

Прежде всего, стоит сказать о том, что, как и в любом моменте воспитания, в наказаниях должна быть система, мотивированность и последовательность. Т. е., если сегодня за неубранные игрушки вы наказали ребёнка, а завтра никак не отреагировали на беспорядок, то малыш не будет понимать, почему игрушки нужно убирать, а главное за что его наказали.

В качестве наказания нельзя использовать методы запугивания. Многие родители любят пугать малышей всякими Бабаями, Страшилами и пр. Опять-таки, ребёнок не будет понимать, почему он плохо поступает, он просто будет бояться, а страх – это не самое лучшее чувство. Неужели вы хотите, чтобы у вашего малыша появились фобии или проблемы с нервной системой?

В наказаниях можно использовать систему ограничений. Т. е., если ребёнок ведёт себя не очень хорошо, то говорить ему, что он не получит что-то, что любит. Это могут быть мультики, вкусности или любимые игры. Только ни в коем случае не используйте подобное в качестве поощрения-подкупа – вот будешь вести себя хорошо, включу тебе мультики. Малыш должен понимать, что хорошее поведение не покупается, что это просто необходимость, прежде всего для него.

Не менее эффективно работает метод наказаний, основанный на эмоциональной связи ребёнка и родителей. Только не вздумайте говорить ребенку, что не будете его любить, если он будет вести себя плохо. Чтобы малыш чувствовал себя уверенно и устойчиво в этом мире, ему нужно быть уверенным и в вашей любви. Вы можете показывать ему, что вас огорчают, расстраивает его плохое поведение, можете на него обижаться, не играть с ним в игры, но в любом случае, всегда показывайте, что вы все равно его любите.

Очень эффективным методом может стать метод «тайм-аута» и подобные ему. Т. е. ребенка оставляют на какое-то время в определенном месте (лучше без зрителей, чтобы он подумал над своим поведением.

Помните о том, что во всех методах воспитания всем членам семьи нужно сохранять единство. Если мама наказала, то папа не должен освобождать малыша от наказания или запрещать маме это делать. Нельзя, чтобы в семье были «плохой» и «хороший» полицейские. Так вы только дезориентируете ребёнка и сформируете у него неправильное отношение к тому, что следует за проступками.

Когда наказывать?

Наказание должно быть последним методом воздействия. В начале обязательно объясните малышу, почему считаете его поведение плохим, дайте понять, что в случае продолжения подобного, ребёнка ждут последствия, которые могут быть ему неприятны. Если малыш все же не унимается, то сделайте ему замечание, предупредив, что накажете, если он вас не послушает. И только после того, как все перечисленные методы не дали результата, применяйте наказание.

Консультация для родителей «Дети и музыка: слушать или нет?» Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка! Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый.

Консультация для родителей «Дорога ложка к обеду, или Аппетит ребёнка» Хотелось бы спросить у родителей, актуальна ли это выражение в их семье или все-таки дорога к обеду ни ложка, а игрушка, реклама по телевизору,.

Читайте также:  Как воспитать в мальчике качества настоящего мужчины

Консультация для родителей «Искусство наказывать и прощать» Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны.

Консультация «Дети и музыка: слушать или нет? Вот в чем загвоздка!» Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос – нужно ли слушать детям музыку,.

Консультация для родителей «Этика поведения ребёнка в детском саду, или что должны знать родители, когда идут в садик» Ребёнок пошёл в сад – это очень важный этап в жизни, как родителей, так и их чад. Адаптационный период фактически начинается в тот момент,.

Консультация для родителей «Наказывать или не наказывать?» Наказывать или не наказывать? В последнее время можно увидеть книги под заманчивым названием «Воспитание без наказаний». Возможно ли такое?.

Фотоотчет «Открытка-поздравлялка, или У друзей нет выходных» Всем доброго дня. Сегодняшний день выдался прямо скажем совсем не летний. Еще с ночи зарядил дождь, ветер, всего – то 8 градусов. И стало.

Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?» Режим дня. Это важно или нет? Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным. Чтобы ребенок рос здоровым,.

Консультация «Как воспитывать ребёнка: кнутом или пряником?» Статья «Как воспитывать ребёнка: кнутом или пряником?» Существует множество форм обучения, основанных как на сознательном, так и на подсознательном.

Консультация для родителей «Учите ребёнка играть, или Война гаджетам» В современном мире интернета и компьютеризации, мы теряем самое главное- живое общение. И ребёнок, не исключение, а к сожалению пленник.

Надо ли наказывать ребенка?

Один из вечных вопросов родителей, повод для жарких дискуссий и споров – наказывать детей или нет? И если наказывать, то, как правильно это делать? Давайте разберемся.

Надо ли наказывать ребенка?

Воспитания без наказания не бывает. Как бы ни была велика любовь родителей к детям, иногда приходится применять определенные меры, чтобы ребенок понял: его поведение было неприемлемо. Потакание капризам и прощение плохого поведения в итоге приведут к превращению ребенка в безответственного человека, который считает, что ему все дозволено.

Наказание необходимо для того, чтобы ребенок понял, что можно делать, а что нет, чтобы осознал, что за каждый поступок надо нести ответственность, чтобы извлек из случившегося урок и усвоил полученный опыт.
Итак, наказание должно присутствовать при воспитании детей. Однако очень важно, как именно родители наказывают и когда. Во-первых, делать это надо сразу после совершения проступка. Во-вторых, учитывать возраст. В-третьих, наказывать надо, когда ребенок осознает, что делает плохо, но все равно продолжает. А вот за нечаянный проступок (случайно разбил чашку) наказывать не стоит.

Причины частого непослушания детей

Если проступки бывают редко, это не страшно. Все ошибаются. А вот если ребенок каждый день делает что-то плохое, стоит задуматься. Вообще, сначала стоит понять, почему ребенок постоянно не слушается родителей?

Существует множество мотивов и предпосылок для плохого поведения ребенка. Вот основные из них:
• слишком большое количество запретов – ребенок будет просто протестовать, добиваться большей свободы;
• возрастной кризис – в 1 год, 3 года, 7 лет, 11-13 лет в психике ребенка происходят перемены, и поведение чада может меняться в худшую сторону;
• непоследовательность – если родители ведут себя непоследовательно, ребенок просто теряется в ориентирах и не знает, куда идти и что делать;
• несоответствие слов и действий – если родители обещают наказать, но потом не наказывают, ребенок перестает серьезно реагировать на обещания;
• невнимание – если чаду не хватает внимания, он может специально вести себя плохо, чтобы получить желаемое. Ведь при плохом поведении на ребенка точно обратят внимание, заметят его;
• неуважение родителей – если родители постоянно относятся к ребенку, как к маленькому, не признают в нем личность, он начинает протестовать, нарушать запреты;
• различные требования членов семьи – например, отец предъявляет суровые требования к ребенку, а мать балует. Ребенок может преступать границы дозволенного, и надеяться на защиту матери.

Как видите, есть о чем подумать. Перед тем, как назначить чаду наказание, стоит озадачиться причинами плохого поведения.

Если ребенку не хватает внимания, выделять каждый день хотя бы 15 минут на общение или чаще вместе проводить выходные. Если в семье существует слишком много запретов, пересмотреть их и оставить самые главные. Если родители чувствуют, что продолжают относиться к подростку, как к малышу, поменять тактику и начать видеть в чаде почти взрослого человека, отдельную личность. Может быть, виноват возрастной кризис? Тут стоит просто быть терпеливее и переждать.

За что нельзя наказывать ребенка?

Наказание допустимо, если ребенок преднамеренно совершает плохой поступок. И степень воздействия должна зависеть от тяжести проступка. Но сначала нужно выявить мотив. Почему чадо совершило плохой поступок. Возможно, ребенок просто не знал, что так делать нельзя, может быть, совершил проступок из благих побуждений или просто случайно.

Например, ребенок целенаправленно портит вещи брата. Наказать надо, ведь он понимает, что это плохо, но при этом стоит помнить о ревности (естественном чувстве). Или ребенок разбил чашку из дорого сервиза, но при этом он просто хотел порадовать маму чашкой чая. Побуждения были благие, хотя чашки, конечно, жалко.

Итак, собираясь наказать ребенка, выясните мотив проступка. И сделать это надо спокойно, без крика.

А за что стоит наказать?

Существует масса проступков, которые дети могут совершать. При наказании всегда надо ориентироваться на тяжесть проступка, особенности ребенка, его возраст, мотивы. А еще очень важно не наказать за каждую мелочь.

Но есть такие проступки, за которые обязательно должно последовать наказание:
• физическое насилие;
• воровство;
• демонстративное нарушение правил поведения;
• оскорбления;
• ложь – правда, тут стоит различать ложь и фантазии. Ведь дети в определенном возрасте очень любят фантазировать и сами частично в это верят.

Но и в этом случае наказание должно быть правильным.

Как правильно наказывать и чего делать не надо?

Для того чтобы наказание было эффективным, и ребенок действительно понял, что он плохо поступил, надо соблюдать правила.

Как можно наказывать ребенка? Вот несколько конструктивных мер воздействия?

• лишение привилегий – подходит подростку. Например, ограничить доступ к компьютеру;
• исправление совершенного – дать тряпку и поручить ребенку вымыть разрисованную столешницу;
• тайм-аут – ребенка отсаживают в отдельное помещение и оставляют на пару минут;
• извинение – если ребенок кого-то обидел, он должен попросить прощения и попытаться исправить ситуацию;
• игнорирование – отказаться от общения с вредничающим ребенком;
• ограничение общения со сверстниками – на определенный срок запретить играть и общаться с друзьями (но ненадолго).

Естественно, в каждом случае нужно провести с ребенком беседу, объяснить, почему так делать нельзя, рассказать о последствиях проступка.

А вот ругать, бить, унижать нельзя. Ни в коем случае не стоит использовать публичное наказание. Оно нанесет серьезную травму ребенку. Нельзя одновременно наказывать за несколько ошибок. Надо следовать правилу: один проступок – одно наказание. А еще не стоит заставлять ребенка ждать и мучиться. Наказывать надо сразу, а не через день или два.

Ребенок должен видеть границы дозволенного, понимать, что можно делать, а что нельзя, и при этом иметь определенную свободу действий. Тогда он вырастет гармоничной, самостоятельной и ответственной личностью.

Как правильно наказывать ребенка: 10 советов для эффективного наказания

Бить или не бить? Вот в чем вопрос. Вообще вопрос о том, стоит ли наказывать ребенка вызывает огромное количество жарких споров. Если наказывать, то как? Как наказать ребенка за плохое поведение? Наказывать ли ребенка ремнем? Где найти ту золотую середину, что между избалованным чадом и загнанным зверьком? Как правильно наказывать ребенка?

Как правильно наказывать ребенка и стоит ли вообще

Одна крайность: родители живут и воспитывают своего ребенка по принципу: «Нас в детстве родители били, и мы вот какие воспитанные и хорошие выросли. А того … не били и не наказывали, и ничего с него путного не вышло. Так что надо наказывать и бить.». Здесь идет полное подчинение ребенка воли родителей. А что если вы перегнете палку, и тогда у вашего ребенка на всю жизнь останется психологическая травма? И вам, и ребенку с этим жить.

Случай в Швеции: паре отказали в опеке над ребенком по причине того, что они никогда не ссорились. А значит не смогут объяснить и показать ребенку что хорошо, а что плохо.

Другая крайность: родители придерживаются такого понятия: «Ну это же ребенок, он не понимает, это он не специально. Нельзя наказывать, тем самым унижать личность ребенка!». Здесь, наоборот, всегда и везде первым делом ребенок. Таким образом понимание субординации и уважения старших у ребенка попросту нет.

Воспитание в Японии: до трех лет детей запрещено наказывать. От слова «совсем». А вот после трехлетия – пожалуйста. Причем достаточно строго.

Ни первый, ни второй вариант не являются правильным. Одно дело не сдержаться и в порыве негодования шлепнуть ребенка по попе, другое дело морально и физически насиловать его.

«Не наказывать» чаще всего склонны родители, которые пытаются избежать истерик, слез ребенка. Или когда проще дать, что хочет ребенок, чем потом разгребать его слезы и сопли.

Для того, чтобы понять нужно ли наказывать ребенка, давайте сначала поймем какова цель (предназначение) наказания.

Зачем наказывать ребенка

Наказание ребенка существует для того, чтобы направить его на правильные действия, указать ему на дозволенные границы. Как правило, все мы хотим вырастить достойных, правильных, воспитанных и счастливых детей. Именно поэтому наказания помогут детям не совершить непоправимых ошибок, понять, что хорошо, что плохо.

Смысл нашего наказания – его эффективность. Это когда ребенок будет стараться так больше не делать и действительно поймет, чем его проступок плох.

А ведь чаще всего бывает, что ребенок просто не делает «этот самый проступок» на ваших глазах не потому что это плохо, а потому что вы накажите. Чувствуете разницу, родители?

Как наказать ребенка за плохое поведение? Стоит ли наказывать ребенка ремнем? Моя глубокая убежденность, что от физического наказания вы не получите ничего, кроме физической боли ребенка и его затравленности. Бить ребенка – признак слабости взрослого. А вот показать ребенку, что слова имеют ту же силу что и действия, это дорогого стоит.

Ни в коем случае не бейте детей по лицу и голове. По лицу – оскорбительно и унизительно для ребенка. По голове – у маленьких детей от «обычного» подзатыльника может быть сотрясение мозга.

А вы знали, что существует теория: если мальчиков часто бить по попе, в будущем они больше склонны к гомосексуализму. Это объясняется тем, что при ударе возникает боль и нервная система возбуждается от боли. Организм запоминает эту реакцию.

С детками дошкольного возраста и начальных классов нужно много и детально разговаривать. Проговаривайте как можно и как нельзя делать. Объясняйте, какие последствия повлекут за собой те или иные действия. Указывайте детям не только на их, но и на свои ошибки. Так ребенок будет чувствовать справедливое отношение. Пакостит не только он, но и вы.

Наказание «кнут и пряник»

Сможем ли мы воспитать счастливого ребенка по принципу «кнут и пряник». Вряд ли. Это приведет лишь к тому, что ребенок будет запуган и затравлен наказаниями. И будет делать что-либо только лишь для получения того самого «пряника» в виде похвали, поощрения, подарка родителей. При этом не задумываясь о своем проступке, а почему родители его собственно наказывали и какой урок ребенку стоит из этого вынести.

Как можно наказать ребенка, чтобы это дало результат? Как наказать ребенка за непослушание и не перегнуть палку? Давайте разбираться вместе.

10 советов как правильно наказывать ребенка

1. Уважение к ребенку. Между ребенком и родителями тесная связь. И чем крепче и доверительные эти отношения, тем легче взаимодействовать с ребенком. Важно дать понять ребенку, что, наказывая его, родители не подчиняют, угнетают и унижают, а помогают и защищают. Поэтому наказывая малыша, необходимо уважать его как личность.

2. Пояснить проступок. Когда наказываешь ребенка, мало просто сказать: «Иди в свою комнату». И какой урок тогда ваш ребенок из этого вынесет? Только недоумение и несправедливость вашего наказания. Постарайтесь дать понять что именно ребенок сделал не так, почему вы так сердитесь, и объясните какие могут быть последствия у этого проступка. То есть не то что в последствии содеянного вы его лишите сладкого, или накажите ремнем. А именно что случится из-за неправильного поведения малыша.

Например, «Ты разбросал все игрушки и не хотел убирать. Я убрала вместо тебя. Но теперь я устала из-за этого. И мы не сможем поэтому пойти гулять на улицу.». Таким образом вы помогаете ребенку понять, как устроена наша жизнь: обидел кого-то – с тобой больше не будут играть, не сделал домашнее задание — делаешь его перед сном вместо мультфильмов. В таком случае ребенок прочувствует собственное сожаление о случившемся, поймет, как было бы лучше не сделай он этого. И в дальнейшем это поможет ребенку продумывать, обдумывать свои действия, заранее предполагая их результат.

3. Любить ребенка. Даже в момент наказания, ребенок должен быть твердо уверен в вашей любви к нему независимо от тяжести его проступка. Не переходите на личности, а делайте акцент именно на действии, на самом поступке. Ну, например, ребенок бегал по квартире и перевернул вазу. Не стоит говорить ему, что он неловкий и неуклюжий. А вот сказать, что по квартире не нужно так бегать, и дать в руки веник и совок будет правильным действием с вашей стороны.

4. Оставаться взрослым спокойным родителем. Если вы раздражены, в отчаянии, или прям в бешенстве от истерики и поведения ребенка, вам срочно нужно остыть. Не нужно наказывать ребенка в таком состоянии. Вероятнее всего вы переборщите и с действиями, и со словами. А потом будете только сожалеть и в качестве извинения поощрите ребенка. И в итого мы получаем «кнут и пряник». А нам этого совсем не нужно. Сделайте глубокий вдох, вспомните, сколько вам лет, и что вы взрослый и рассудительный человек.

5. Последовательность. Если вы сегодня не разрешаете смотреть два часа мультики, то и завтра стоит придерживаться этого запрета. В семье оба родителя должны придерживаться одних и тех же правил воспитания. Если ребенок заранее в курсе о запретах, знает о последствиях, о наказании, два раза подумает, а стоит ли оно того. Если у вас ну уж очень хорошее настроение, и вы решили в качестве исключения, вот только сегодня, что-то позволить, не удивляйтесь, если завтра вы получите истерику вашего ребенка с требованием разрешить это снова. Поэтому именно последовательность и постоянство – залог успешного воспитания.

6. Временное наказание. Когда вы наказываете ребенка, не нужно говорить: «никогда и ни за что я не куплю тебе то-то». Скорее всего пройдет время, ваша ссора забудется, и вы купите ребенку и то, и это. А вот доверие к вашим словам у ребенка может пропасть. Лучшим вариантом будет сказать: «теперь три дня без конфет» или «неделю без мультиков».

7. В соответствии с возрастом ребенка. Как наказывать ребенка в 2 года? Наказывать ли ребенка в год? А что делать со школьником? Вряд ли стоит вдаваться в долгие пояснения почему и за что вы наказываете ребенку, если ему год или два. Или, например, насколько действенным будет наказание запретить сладкое школьнику?

8. Справедливость. Все должно быть по справедливости. Когда ребенок не чувствует, что его несправедливо ограничивают или наказывают ни за что, ему лучше воспринять и понять само наказание. Если вы заранее, еще до проступка ребенка, обещали ему поход в аквапарк, не стоит подрывать его доверие к вам, и после проступка отменять аквапарк.

9. Не запугивать. Никогда не запугивайте своих детей. Это научит их лишь врать и изворачиваться в ситуации. Это будет большой вашей ошибкой в воспитании ребенка.

10. Это ребенок. Всегда помнить, что это всего лишь ребенок. И понимания у него столько, сколько ему лет. Он не размышляет как мы, взрослые. А не требуете ли вы от своего ребенку слишком многого?

Видео «Теория и практика наказаний. Доктор Комаровский»

Любой ребенок шкодит, и постоянно у нас будет повод его за это наказать. Как правильно наказывать ребенка? Это ваш ребенок и ваша ответственность за принятую стратегию воспитания и наказаний.

9 принципов наказания, которое не нанесет вреда самооценке ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Согласно статистике, практически каждый родитель уверен в том, что он отлично воспитывает своего ребенка. На практике же все получается не так гладко. Как правило, ошибки сводятся к неумению контролировать эмоции и назначать равноценное проступку наказание. Это, в свою очередь, имеет неприятные последствия для дальнейшей жизни ребенка: у него формируются комплексы, страхи и неадекватные жизненные установки.

Мы в AdMe.ru уверены, что никто не любит ругать малышей, но иногда это делать приходится. Разобраться в данном вопросе нам помогут советы специалистов, которые знают, какое наказание и в каких ситуациях необходимо.

1. За поступки без злого умысла не наказывают

В большинстве случаев ребенком движет не стремление навредить, а инстинкт первооткрывателя. Если малыш исходил в своих действиях из подобных побуждений, его стоит поддержать, даже если за поступком последовала неприятность. То же самое относится к ситуациям, вызванным банальной случайностью. Ребенку нужно посочувствовать и подсказать, как исправить последствия.

Наказывая за нечаянные проступки, родители рискуют вырастить нерешительного человека. Он будет идеальным исполнителем, поскольку привык безупречно вести себя в присутствии авторитетной личности. Серьезные самостоятельные решения такой взрослый принимать не сможет, да и ответственностью тоже обычно не отличается.

2. Запрет и просьба — разные вещи

Такие ситуации называют стереотипными действиями. Как правило, грешат этим приверженцы традиционного воспитания. Мотивация взрослого в таком случае проста: «потому что так надо» или «потому что так делали мои родители». Скажем, между фразами «не играл бы ты в игры» и «не играй в игры» огромная разница: в первом случае это просьба, во втором — приказ. Отчитывать за невыполнение имеет смысл только в последней ситуации.

Для эмоционально сильного ребенка это не травматично, а чувствительного может ранить. Во взрослой жизни у него сформируется чувство вины. Он будет выполнять просьбы абсолютно всех уважаемых им людей, поскольку боится негативных последствий отказа.

3. Наказывать стоит хладнокровно, без эмоций

Если ребенок не хочет подчиняться, некоторые родители испытывают неконтролируемую ярость, хотя вообще-то чадо страстно любят. Часто это связывается с наличием у взрослых слишком высоких ожиданий по отношению к ребенку. А когда эти ожидания сталкиваются с реальностью, родитель испытывает неудовлетворенность. Такие эмоции нужно просто подавлять.

Ребенка со здоровой психикой частые крики и вспыльчивость родителей вряд ли заденут, а вот если малыш слишком впечатлителен, в будущем у него могут возникнуть проблемы. Среди них психологи называют принятие статуса жертвы и зависимость от людей, которые имеют более высокий социальный статус.

4. Публичное наказание недопустимо

Публичное наказание формирует у ребенка чувство стыда перед коллективом и часто озлобленность в сторону родителей. Психологи не рекомендуют употреблять даже такие расхожие фразы, как «а что скажут другие?». Примерно то же самое, кстати, происходит и при публичном поощрении, только формируется не стыд, а нарциссические тенденции.

Малыш, смирившийся с прилюдными «порками», постоянно чувствует себя униженным и ожидает повторения экзекуции. Во взрослой жизни он превратится в человека, целиком полагающегося на мнение большинства. Принимать решения, исходя из личных представлений о мире, он вряд ли решится.

5. Если пугали наказанием, нужно наказать

Если взрослый обещал наказание, его нужно претворить в жизнь. Неисполненная угроза, по мнению детских психологов, хуже, чем отсутствие наказания вообще. Ребенок осознает, что родители бросают слова на ветер, и перестает им доверять. Система ценностей у него приходит в негодность: он не может понять разницы между плохим поступком и хорошим, поскольку четкая система контроля отсутствует.

Впрочем, забыть о наказании можно, если само его ожидание возымело действие. Но до ребенка в этом случае нужно донести, что это не норма, а редкое исключение из правила.

6. Виновный не известен? Наказать всех!

Если взрослый не уверен в том, кто виноват, наказывать одного ребенка — это не выход. В том случае, если с малышом были друзья, лучше воздержаться от критики вообще, поскольку чужих детей ругать, конечно, не стоит. Если же это братья и сестры, а проступок серьезен и требует наказания, ему стоит подвергнуть всех детей.

В противном случае «виновник» получит комплекс жертвы и в будущем легко может стать мальчиком или девочкой для битья. А у других разовьется завышенная самооценка и чувство неприкосновенности, что тоже вряд ли хорошо скажется на их взрослой жизни. Разумеется, последствия будут только в том случае, если родители регулярно наказывают кого-то одного.

7. Ребенок отвечает только за текущий проступок, а не за прошлые огрехи

Одно из главных правил воспитания: «наказан — прощен — забыто». Ребенок, которому постоянно припоминают прошлые огрехи, вырастает мямлей. Он боится делать что-то новое и предпочитает рутину. Учиться на своих ошибках такому человеку тоже будет очень трудно: вместо того чтобы анализировать эти ситуации, он будет просто на них зацикливаться.

В том случае, когда родители узнают о проступке спустя длительное время после его совершения, психологи также рекомендуют отказаться от наказания. Достаточно просто объяснить малышу, в чем состоит его вина.

8. Наказание пропорционально возрасту и пристрастиям

Система наказаний должна быть четкой и сбалансированной. Не стоит одинаково отчитывать ребенка за двойку в дневнике и разбитое соседское окно. За мелкие шалости — мелкие наказания, а за серьезные проступки — хорошая взбучка.

Также нужно учитывать возраст и пристрастия. Если подросток любит социальные сети, их отсутствие явно будет воспринято как достойная кара, а вот малышу, который использует мессенджеры не так активно, смысл наказания вообще может быть непонятен.

Ребенок, которого одинаково ругают за все шалости и проступки, не сможет выстроить адекватную систему моральных ценностей. Ему будет трудно различать вещи по степени их значимости. Грубо говоря, разницы между тем самым разбитым окном и двойкой в дневнике он не увидит.

9. Отчитывают без использования нецензурных слов и оскорблений

Такое происходит спонтанно и под действием сильных эмоций. Многие родители даже не замечают, что обзывают детей. А психологи тем временем рекомендуют использовать исключительно нейтральную, безоценочную лексику.

У чувствительного ребенка оскорбления понижают самооценку. Слово, брошенное мамой или папой в пылу гнева, может впоследствии всплывать в памяти даже у взрослого человека. На девочек, кстати, такие вещи влияют сильнее, поскольку они больше склонны к рефлексии, чем представители сильного пола.

Может быть, вы лично сталкивались с неправильными методами наказания и их последствиями? А как вы своих детей наказываете? Расскажите нам об этом.

Нужно ли наказывать детей за случайные проступки?

В непростом деле воспитания ребенка рано или поздно встает вопрос о выборе методов наказания, которые родители применяют в случае детского непослушания. Не секрет, что малыши частенько своими проказами раздражают взрослых, хотя те в душе понимают, что через разрисованные обои, разбитые чашки и грязную одежду проходят все маленькие дети.

Давайте разберемся, нужно ли наказывать ребенка за случайный проступок, а какое поведение вообще стоит игнорировать?

Прежде всего, давайте разберемся, что же такое наказание? Это мера дисциплинарного воздействия на ребенка, который совершил какой-либо проступок. Иными словами, наказывая малыша, родители хотят добиться от него понимания недопустимости тех или иных действий.

Однако сначала необходимо определить, является ли детское поведение преднамеренным проступком и нужно ли за это наказывать.

Случайные или преднамеренные проступки?

Чаще всего дети ведут себя плохо (с родительской точки зрения) без злого умысла. Например, если двухлетний кроха снова и снова лезет в лужи, игнорируя ваши увещевания, он не хочет вам досадить. В этом случае срабатывает инстинкт маленького исследователя. Малышу интересно узнать глубину «водоема», понять, откуда в нем берется вода.

В подобных ситуациях уместнее переключить детское внимание, занять ребенка более приятной исследовательской деятельностью или же позволить побегать по лужам и увести домой просушиться.

Но если пятилетний дошкольник намеренно бросает камни в лужу, чтобы забрызгать прохожих, – это уже довольно серьезный проступок. И все равно, прежде чем наказать ребенка, следует ему объяснить, почему так поступать нельзя.

За что нельзя наказывать?

Лишь после этого вы поймете, за что детей не следует ни в коем случае наказывать, а когда нужно наказывать обязательно.

Безусловно, мы сейчас не говорим о физических мерах воздействия, так как они чаще всего неоправданны, однако определенные ограничения все-таки должны быть, поскольку организуют детскую жизнь.

К примеру, можно вывести малыша из игры за то, что он царапает и кусает других деток, лишить привилегии из-за обмана или воровства. Однако нельзя наказывать малышей:

  • за стремление познавать окружающий мир – разборка предметов на запчасти, проба на вкус, изучение своего тела, отклеивание склеенных частей;
  • за физиологические и возрастные особенности: гиперактивность, непоседливость, невнимательность, плохое произношение букв, нежелание читать книги, сложности с засыпанием, кормление или привыканием к горшку;
  • за проявление естественных в его возрасте чувств: ревность к младшей сестре или братику, зависть к игрушкам приятеля, гнев из-за неудовлетворения его потребностей;
  • за инстинктивное поведение, когда малыш боится темноты, опасается оставаться один в пустой квартире, пугается врача в белом халате, не желает расставаться с любимой мамой;
  • за желание помочь, когда кроха наносит определенный ущерб маме с папой (к примеру, разбивает кружку), но потом выясняется, что он так поступил, руководствуясь самыми лучшими мотивами – хотел налить родителям чай;
  • за обычную неосторожность – маленький непоседа испачкался во время прогулки, случайно пролил на себя или на ковер сок из бутылочки или кружки.

В этом случае малышу можно посочувствовать, а вместо дисциплинарных мер подсказать, как следует исправить досадную ошибку.

О чем следует помнить перед наказанием?

Ваш малыш опять шалит? Постарайтесь сделать глубокий вдох и переждать несколько секунд, перед тем как отреагировать на детскую проказу. Какую фразу вы произнесете – добрую или злую?

К сожалению, произнесенные слова взять обратно у вас уже не получится. О чем еще следует помнить взрослым?

  1. Детское непослушание не является личным выпадом в вашу сторону. Прежде чем наказать непослушного малыша, который разукрасил обои, поймите, что он не хотел этим поступком навредить любимой маме.
  2. Попробуйте сделать небольшой перерыв, когда вы чувствуете, что сейчас сорвете злость на своем провинившемся чаде. Вы можете выйти из комнаты, пролистать журнал, позвонить подруге, то есть сделать что-либо, что вас немного успокоит.
  3. Не требуйте невозможного от детей. Не следует ждать, что трехлетний карапуз станет вести себя столь же разумно, как семилетний ребенок. И наверняка первоклассник не сможет так же соответствовать вашим требованиям, как 14-летний подросток. Обязательно помните о возрастных нормах, тогда вам не придется расстраиваться по пустякам.
  4. Помните знаменитого проказника Эмиля из Леннеберги? Возможно, вам стоит порадоваться, что в вашей семье растет более послушный малыш. А еще лучше – научитесь смеяться над происходящим, в этом случае случайные детские проступки не будут казаться настоящей трагедией.
  5. Есть шуточное мнение, что седые волосы родителей – это проступки их детей. Поэтому постарайтесь вспомнить себя в детстве или попросите собственную маму или папу напомнить, какими были вы в возрасте своего чада. Возможно, проказы крохи померкнут перед вашими прежними проделками. А значит, разбитая тарелка уже не станет казаться столь сильным прегрешением.
  6. В любой ситуации руководствуйтесь любовью. Безусловно, довольно сложно любить маленького непоседу, который нарисовал сердечко фломастером на новом автомобиле или случайно разбил дорогую хрустальную вазу. Но именно в этот непростой момент крохе необходима ваша любовь и понимание.

Конечно, некоторые вещи очень дороги (и не всегда их ценность можно измерить деньгами), однако стоит ли вещь детских слез и обид?

Если же плохое поведение повторяется и его нельзя списать на случайность, соблюдайте определенную последовательность действий. Сначала объясните крохе, почему вы считаете его поступок нежелательным, расскажите о последствиях его поведения.

Если же ребенок не унимается, сделайте замечание и предупредите о возможном наказании. И лишь после всех перечисленных методов применяйте наказание.

Читайте также:  Какие вы родители: 9 ошибок воспитания
Ссылка на основную публикацию
21 января 2020, 8:01