Малыш упал и ударился: как пожалеть и успокоить ребенка

Малыш упал и ударился: как пожалеть и успокоить ребенка

Причины плача у ребенка. Детская истерика, сильный стресс у ребенка. Как в разных ситуациях должен действовать взрослый чтобы успокоить ребенка который плачет.

Что делать и не делать, если ребенок сильно плачет. Внезапный испуг, например, или коленку ободрал, или резкая обида. Я тут пишу “мама”, но то же работает, конечно, с любым близким взрослым.

Сначала что НЕ надо делать. Не разговаривать НИКАК. То есть абсолютно. Никаких “иди пожалею” или “ой-ей-ей” или “маленький мой”. Никаких вопросов о том, что случилось, как упал, где болит. ТИХО. Слова дают ребенку дополнительную нагрузку на мозг в ситуации, когда он и так перегружен.

Также не надо тут же мазать ребенка или дуть на рану (исключения, вроде артериального кровотечения, понятны), сильно укачивать, совать ему игрушки или сладости. Не вводить в ситуацию НИКАКИЕ новые сущности под истерику. Опять же, разгрузить мозг ребенка, дать ему справиться с бедой, обработать все.

Что помогает в любом возрасте:

1. Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть, чуть отойдя от сцены проблемы, отвернувшись. Метафора “мама-одеяло”. Мягкое, теплое, надежное, родное. Завернуть ребенка в себя, как в одеяло. “Крепко”, потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется.

2. Отрегулировать свое дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться, и, главное, как ребенок синхронизирует со временем свое дыхание с маминым, тоже успокаиваясь.

3. Можно чуть-чуть покачивать ребенка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке синхронно. Плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребенок – обрабатывать аварию.

Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки какие-то. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть “фоновыми”, не переключать на себя внимание. Но очень помогают дыхание отрегулировать.

4. Следить за дыханием ребенка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут – повернуться “к лесу задом, к сцене передом”. Посмотреть, где случилась беда.

5. И рассказать историю происшествия, “сказку аварии”. Например: “Ты бежал вот тут к горке, а перед ней был лед, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком”. Следите за дыханием ребенка. На опасном месте, когда история подойдет к “упал” – оно, скорей всего, участится. Ребенок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. БЕЗ суждений (неосторожно, больно, зря) – только факты, только то, как было.

Дополнительно для более старших детей (в какой-то мере вербальных):

5а. Дети и сами часто рассказывают по несколько раз всем членам семьи и знакомым, обрабатывая. В итоге ребенок придет к тому, что сможет историю рассказать или прослушать на ровном дыхании. Это значит, что стресс снят.

6. Когда ребенок помирился с местом и историей происшествия, и ТОЛЬКО тогда, не раньше, можно устроить “разбор полета”. Хорошо его начать с вопроса вроде “Как ты думаешь, что стоило сделать?” То есть уже изменить “сказку аварии”, придумать новую. Подчеркну, к этому этапу стоит приходить эмоционально справившись, успокоившись. НИКОГДА не имеет смысла говорить “не делай того” или “куда ты смотрел!” – пока ребенок плачет. Закройте рот и держите закрытым, а дышите глубоко и плавно – через нос. А когда ребенок успокоится, он и сам все расскажет, где ошибки были и как их исправить.

Такой процесс занимает от часа до секунд; более старшие дети проделывают его внутри и самостоятельно. Говорить “под руку” плачущему ребенку (даже жалеть) и/или не возвращаться к месту аварии – чревато психологическими проблемами.

В описанном методе ребенок учится САМОконтролю, учится вырабатывать СВОИ методы анализа и решения проблем. Взрослый помогает, но ФОНОМ, не перехватывает управление и контроль, а только дает поддержку эмоциональную. Тем временем, с помощью этой поддержки, ребенок справляется с болью сам, продумывает ситуацию сам, выходы ищет сам. Ребенок – менеджер ситуации, босс, взрослый – поддерживающий персонал.

Возможно, ребенок быстро успокоится, если взрослый будет спокойным голосом объяснять, что все в порядке. Но это краткосрочный результат. Не ребенок успокоился, а взрослый успокоил ребенка. Урок на будущее: “Мне не доверяют, я еще мал, решаю не я”.

Кроме того, ребенок может и перестал плакать, а вот снят ли стресс? Или просто загнан внутрь (особенно если отвлекли)? Накапливание стресса чревато многими проблемами, и психологическими, и болезнями (сердечными, например) в будущем.

А заявления “это не страшно, это не сильная ранка” от непострадавшего меня довольно сильно напрягают. Почему такие вещи надо СООБЩАТЬ? Сам ребенок должен, на мой взгляд, иметь шанс вынести это СУЖДЕНИЕ о серьезности ситуации. Иногда ситуация субъективно кажется серьезной, и это суждение стоит просто УВАЖАТЬ. Хочется научить малыша ОЦЕНИВАТЬ ситуацию на “страшность” и САМОМУ учиться понимать ее серьезность.

Один или второй подход к каждой данной ситуации – вопрос выбора. В ситуации крупных аварий, особенно если надо действовать быстро (убегать от взрыва, делать операции, надевать противогаз) – я считаю, взрослому стоит взять на себя контроль ради скорости. Но если споткнулся или игрушку отобрали – лучше дать ребенку самому справиться.

То есть надо быть осторожным, найти свой баланс. Чтобы, во-первых, не перехватить на себя управление ситуацией и ребенком, а оставить ребенку возможность управлять собой. Во-вторых, чтобы не диктовать извне суждений о ситуации, а дать ребенку возможность вынести свои суждения. Но, в тоже время, оказать ребенку поддержку.

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ “SUPERKIDS” 89644226264

Безжалостные родители или как правильно жалеть ребенка

Малыш упал, а мама, вместо того, чтобы пожалеть его, прикрикивает: «Смотри, куда идешь!» или «Сам виноват, я же тебе говорила: не лезь на горку!» Знакомая картина? Почему-то нам бывает так сложно заставить себя пожалеть, обнять и приголубить кроху, когда ему плохо или больно, когда жалость неуместна, а когда — нужна и полезна? Не жалею, не зову, не плачу.

Пожалеть споткнувшегося ребенка – естественно. Но почему тогда первой реакцией мамы часто становится резкий окрик или нравоучения? Причин тому несколько.

Мы по-другому не умеем.

Мы часто копируем стиль общения с детьми, который усвоили на примере собственных родителей. Если мама в детстве в случае синяков и ссадин выдавала вам дополнительные оплеухи или нравоучения, высока вероятность повторения «сценария» и в вашем родительском опыте. Но сваливать все на мам и пап, объявляя их причиной всех наших бед, – неконструктивно и бессмысленно. Для взрослых самостоятельных людей такое поведение – признак инфантилизма. К тому же есть и иные корни нашей «жестокости».

Нам страшно за ребенка.

Причины, мешающие нам обнять и приголубить чадо, когда ему плохо, кроются в наших страхах. И первый – страх за ребенка. Первая мысль после того, как малыш упал, – насколько он пострадал и каковы будут последствия? Эта паника выражается эмоционально и моментально: страх матери порождает агрессию – а страдает малыш. Причем не столько от полученной царапины, сколько от гнева самого близкого человека.

Мы боимся осуждения.

Наши дети – индикаторы нашей родительской состоятельности. Если чадо умыто, опрятно одето и весело вышагивает по площадке, наше родительское «эго» бодро и радостно марширует рядом с ним. Но тут вдруг малыш падает! Нарушается гармония мира нашего внутреннего цензора. Подсознательно мы чувствуем себя виноватыми, корим себя за недосмотр, родительская самооценка падает. Эмоции, не справляясь с негативом, выливаются в гневные окрики, шлепки и критику в адрес ребенка.

Мы чувствуем себя виноватыми.

А это – очень неприятное чувство. Конечно, по большому счету в том, что малыш упал, пролил чай или порезал палец, скорее всего, вообще никто не виноват. Всякое бывает. Чашки падают, ступеньки скользят, ножи не вовремя подворачиваются под неловкую и неумелую руку. Но установить эту простую логическую цепочку в момент происшествия трудно. Эмоции берут верх, и вот уже мама вместо сочувствия кричит или отчитывает ребенка, чтобы мгновенно избавиться от гнетущего чувства вины.

Мы хотим воспитать стойкость.

Агрессивная реакция со стороны родителей бывает и сознательной. Таким способом некоторые мамы и папы пытаются подготовить чадо к жизни в реальном мире: закалить, научить быть сильным. «Этот мир не всегда будет к тебе добр, не всегда найдутся те, кто пожалеют. Привыкай!» – как бы констатируют родители. Намерения их при этом самые добрые: они не желают чаду зла, просто хотят приучить его к мысли, что надо уметь справляться со своими эмоциями и сложными ситуациями самому и не быть нытиком. Рациональное зерно в этом, конечно же, есть. Однако, реагируя криком на падение малыша, достичь обозначенной цели весьма сложно. А вот взрастить в крохе кучу комплексов – легко и просто. Поэтому все-таки рекомендуется научиться жалеть своего ребенка, когда ему плохо. Вопрос только в том, как это делать правильно.

ОПАСНЫЕ «ПЕРЕГИБЫ»

Жалея, важно избегать и противоположной крайности. Если после падения с качелей не посмеяться над легким испугом, которым, к счастью, отделался кроха, а навсегда вычеркнуть качели из списка детских развлечений – вреда будет не меньше, чем от гневных окриков. Конечно, тем самым мама максимально оградит чадо от опасности. Но заодно и лишит его шанса научиться справляться со страхами, преодолевать трудности, лишит одной из чудесных детских радостей – ощущения полета. Сопереживая и ставя себя на место ребенка, надо тоже знать меру. Вспоминая, как в детстве вам не нравилось наводить порядок в игрушках, вы сами ежедневно рассортировываете в детской конструкторы и фломастеры? Есть все шансы вырастить несамостоятельного, неприспособленного и не умеющего следить за собой и своими вещами взрослого. Спасибо за это он вам точно не скажет! Лучше вспомнить поговорку про то, что голодному лучше предложить не рыбу, а удочку – и придумать для ребенка какой-то новый, увлекательный способ раскладывания конструкторов и машинок в коробки. При таком подходе малыш не будет жалеть сил на наведение порядка. А маме останется только радоваться за любимое чадо, не дающее ей поводов для жалости.

КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛЕТЬ РЕБЕНКА

Все дети разные, но всем одинаково необходимо знать, что их любят. И сочувствие, сопереживание, поддержка со стороны родителей в трудный момент – один из способов продемонстрировать любовь.

• Если вашему ребенку плохо, больно, грустно – постарайтесь его успокоить и приободрить. Обнимите, поцелуйте, прижмите к себе. И переключите внимание на что-то еще.

• Можете чем-то объективно помочь и облегчить состояние? Сделайте это! Наклейте пластырь, подуйте на ранку, поцелуйте ушибленный пальчик. Но делайте это спокойно, ненавязчиво и без причитаний.

• Представьте себя на месте малыша. Вы порезали палец или споткнулись о бордюр. Вам захочется, чтобы к вам немедленно бросались с утешением или, наоборот, обвинениями? Вряд ли. Ребенку, как и взрослому, нужно некоторое время, чтобы прийти в себя и справиться с эмоциями, осознать собственные ощущения. Потребность в сочувствии появляется чуть позже.

Читайте также:  Как бороться с детской истерикой: советы психолога

• Прежде чем бросаться к крохе с обвинениями или, наоборот, утешением – выждите немного, проследив краем глаза за его реакцией. Возможно, ребенок уже и сам в состоянии справиться со своими эмоциями без вашей помощи. Это важный этап в формировании его личности – умение справляться с трудностями, преодолевать препятствия, проживать собственные негативные эмоции и выходить из них не раз пригодится ему в будущем.

• Постарайтесь не концентрироваться на ситуации, если, конечно, не случилось ничего серьезного. Избегайте оханья и аханья и не впадайте в истерику сами. Дети очень четко считывают родительский настрой, и если вы сами пугаетесь каждого ушиба, то и ваш ребенок будет всего бояться, а это создаст ему серьезные преграды на пути к нормальному развитию. Все-таки синяки и замазанные коленки – неотъемлемый атрибут нормального детства, и нужно относиться к ним спокойнее.

• Отложите обсуждение того, почему так произошло, на пару минут, пока ребенок успокоится. Из фразы: «Я тебя предупреждала, ступеньки скользкие» расстроенный ребенок скорее сделает вывод «я сам виноват», чем «в следующий раз нужно проверить ступеньки и быть осторожнее». То есть урок усвоен не будет, зато комплекс вины получит благодатную почву для роста. Проанализировать ситуацию можно позже, лучше даже на чужом примере: «Маша однажды залезла на скользкую ступеньку и упала!» Тут малыш, вероятнее всего, и сам припомнит: «Точно как я сегодня». В спокойном состоянии он сделает правильные выводы.

Младенец упал – что делать родителям, и как понять, что нет осложнений

Любовь матери к своему ребёнку безусловна, женщина никогда намеренно не подвергнет своё чадо риску. Но малыши «запрограммированы» на активное исследование окружающей действительности.

Поэтому детки до года очень часто падают и ударяются головой. Родители должны знать, что делать, если ребёнок упал с дивана или кровати, и сильно ударился.

Что происходит при падении

Практически каждый ребёнок падал с дивана либо другой поверхности по достижении им 6 месяцев, когда он начинает пробовать сесть или поползти. Мамы, привыкшие к тому, что малыш полностью зависит от них, ненадолго выходят из комнаты – в этот момент и происходит падение.

В этом возрасте груднички не способны удерживать равновесие, и падают с дивана вниз головой при попытке перевернуться. Центр тяжести у новорождённых перемещается в голову, она перевешивает всё тело, и ребёнок ударяется головой.

Не стоит впадать в панику, и сломя голову бежать к врачу, ведь в детском организме природой заложены механизмы, которые защищают кроху от всевозможных травм.

Анатомические особенности черепных костей (они мягкие и гибкие) обеспечивают лёгкое продвижение плода по родовым путям. Костные структуры остаются такими податливыми до года. При падении черепные швы смещаются, постепенно возвращаясь на свои места.

Помимо этого, младенческий родничок оберегает головной мозг от сотрясений и повреждений. А спинномозговая жидкость, находящаяся внутри черепной коробки, предотвращает опасные последствия, так как она смягчает и амортизирует удары. Объём ликвора у новорождённых намного превышает таковой у взрослых.

Поэтому в большинстве случаев, когда грудничок упал с дивана, ничего страшного не происходит. Ребёнок просто ударяется лбом, и начинает лить слёзы от испуга и боли, которые быстро проходят. Эта неприятность больше беспокоит родителей, нежели угрожает здоровью новорождённого.

Но есть ситуации, когда удар действительно серьёзный, и крохе требуется срочно помочь. Ведь может случиться как перелом, так и сотрясение. Максимальную опасность представляют травмы головы, поскольку они способны протекать у младенцев бессимптомно.

Важна ли высота падения?

Если ребёнок в 6 месяцев упал с кровати, то это неопасно.

Для малышей угрозу для здоровья представляют падения, превышающие 40 см от пола.

Потому, если вы присутствовали при падении, оцените его высоту. Также важно и само приземление: последствия будут различными, если ребёнок упал с дивана на ковёр либо на плитку.

Опасность различных ударов

Чаще всего малютка падает и ударяется головой. Последствия удара зависят от того, с какой высоты кроха упал и какое место пострадало.

Рассмотрим подробнее результаты различных видов травм.

Грудничок ударился лбом

После такого падения появляется шишка и гематома, это объясняется тем, что на лбу локализуется множество капилляров и сосудов, которые лопаются при ударе. Затем близлежащие ткани начинают наполняться кровью.

Такая травма не свидетельствует о серьёзных последствиях, поскольку лобная кость достаточно прочная, и она оберегает головной мозг малыша.

Грудничок ударился затылком

Если ребёнок упал с кровати или дивана, и ударился затылком, то это неопасно.

Угрозу для здоровья представляет падение с более высокой поверхности: пеленального столика, подоконника, стульчика для кормления.

Подобные удары затылком способны спровоцировать:

  • проблемы со зрением, так как в затылочном отделе головы локализуются нервные клетки, отвечающие за зрительную функцию;
  • слабость;
  • тремор конечностей;
  • потерю сознания.

Если вы стали свидетелем такого падения, то отвезите кроху к врачу. Он расценит всю серьёзность ситуации, и при необходимости окажет первую помощь.

Грудничок повредил конечности

В этой ситуации вы заметите нехарактерную походку, подгибание конечности, хромоту, некорректное функционирование ножки или ручки.

Подобные симптомы требуют незамедлительного обращения к травматологу.

Грудничок травмировал шею и спину

Падение новорождённого с высоты приводит к серьёзным последствиям, у младенца может повредиться спина и шейный отдел позвоночника.

Спинной мозг – важная часть центральной нервной системы, отвечающая за функционирование всех систем в организме, а также за двигательную функцию конечностей.

Если вы подозреваете, что малютка повредил спину либо шею, срочно вызывайте скорую помощь. Запрещается менять локализацию ребёнка, так как можно усугубить ситуацию.

Признаки черепно-мозговой травмы

Если новорождённый упал, на наличие серьёзной травмы указывает характерная симптоматика:

  • потеря сознания;
  • вялость, сонливость;
  • резкое изменение в поведении;
  • появление болей в голове, головокружения;
  • развитие судорожного синдрома;
  • рвота, тошнота;
  • слабость в конечностях;
  • выделение жидкости из ушных раковин;
  • синяки под глазами;
  • носовое кровотечение.

Любое из описанных проявлений требует срочного вызова бригады скорой помощи.

Травмы головы после падения с высоты представляет серьёзную опасность для жизни ребёнка. К таким травмам относят:

  1. Повреждение мягких тканей головы. Наименее опасное явление, при котором головной мозг не повреждается. Появляется лишь ссадина, гематома либо шишка.
  2. Сотрясение головного мозга. Появляется после падения с высоты (например, с комода, пеленального столика, стола). Проявляется многократной рвотой, потерей сознания, бледностью, вялостью, сонливостью.
  3. Ушиб головного мозга. Тяжелейшая травма, сопровождаемая продолжительной потерей сознания, нарушением ритма дыхания, дисфункцией сердечной мышцы.
  4. Перелом черепных костей. Самая опасная для жизни травма. Появляется после падения с большой высоты. Сопровождается резким ухудшением самочувствия, синюшностью под глазами, выделением экссудата из носовых ходов, ушных раковин.

Отдельно выделяют вдавленный перелом черепа, который появляется после падения малыша на твёрдые предметы (гантели, игрушки, инструменты). Состояние провоцирует повреждение мозговых оболочек, кровоизлияние.

Что делать родителям

После падения вашего чада вы должны внимательно понаблюдать за поведением ребёнка, именно оно поможет вам понять всю тяжесть повреждения. Если малыш упал и начал плакать – это нормальная реакция, свидетельствующая об испуге.

Скорее всего, у крохи появится синяк, и это станет единственным неприятным последствием падения. Вам следует приложить холод к повреждённой поверхности, при необходимости обработать ссадину обеззараживающим раствором.

Также важно обеспечить чаду покой. Не носите его непрерывно на руках, не укачивайте и не трясите. Уложите кроху в кроватку на бочок, и побудьте с ним рядом.

Насторожить должна ситуация, если младенец:

  • не заплакал сразу, а слёзы появились спустя некоторое время;
  • стал вялым,
  • потерял аппетит.

Раздражение – явный признак черепно-мозговой травмы. При таких симптомах незамедлительно отправляйтесь к врачу.

Если же малютка стал спокойным после падения, но через некоторое время на его голове образовалась не твёрдая шишка – обратитесь к доктору. Такая ситуация может свидетельствовать об ушибе головного мозга. Отрицательным проявлением также является учащение дыхания.

Действия по предотвращению очередного падения

Чтобы минимизировать риски получения травм, нужно организовать безопасную детскую зону.

Для этого рекомендуется придерживаться следующих советов:

  • при необходимости выйти из комнаты уложите кроху в кроватку либо в манеж с высокими бортами;
  • если вы спите вместе, то уложите кроху к стенке;
  • если оставляете ребёнка в стульчике для кормления, пристегните его специальными ремнями;
  • никогда не оставляйте малыша, которому уже исполнилось 6 месяцев, одного на диване или кровати.

Лучшее место для совместных игр – пол с мягким и чистым ковровым покрытием.

Заключение

Если грудничок упал, не поддавайтесь панике – оцените реакцию ребёнка, внимательно наблюдая за ним.

В большинстве случаев падение с дивана либо кровати не опасно, и не вызывает никаких неприятностей. Если вы заметили настораживающие признаки, обратитесь к врачу.

8 вещей, которые нельзя делать, если ваш ребенок ударился

Каждый, кто занимался детьми, знает, что просто невозможно уберечь их от падений и ударов. Достаточно отвлечься всего на несколько секунд, и ребенок может быстро скатиться с дивана, с пеленального столика или стула. О том, как реагирует ребенок, когда ударяется, сказано много, но о том, что нельзя делать вам, когда такое происходит, информации меньше.

Родителям трудно оставаться спокойными, когда ребенок страдает. Даже если речь о незначительном дискомфорте, дети имеют тенденцию реагировать довольно резко, особенно из-за паники. Поэтому, самое главное, что вам нужно сделать, когда ребенок ударяется, убедиться, что он не травмирован. Помимо внешних ран, могут быть переломы, ушибы или другие последствия, которые, на первый взгляд, не видны. У детей в возрасте 4-5 лет кости довольно мягкие, поэтому переломы встречаются редко, но следует обратить внимание на этот аспект, из осторожности. Когда ребенок получает травму и есть последствия, его поведение, скорее всего, изменится, поэтому нужно наблюдать за ним в течение 24 часов после инцидента.

Учитывая, что вы поняли, что нужно делать, когда ребенок ударяется, теперь узнайте, чего нельзя делать в таких ситуациях

Драматические реакции

Ребенок испытывает достаточно большой стресс, когда ударяется, бывают и эмоциональные последствия удара. Если ребенок постарше, он будет испытывать и чувство неловкости перед свидетелями инцидента, так что ваша чрезмерная реакция не принесет никакой пользы. Не нужно кричать, ругать его или плакать, потому что вы напугались, и усиливать таким образом его драматическую реакцию. Если ребенок ударился, сохраняйте спокойствие и поговорите нормально с ребенком, скажите ему, что все будет хорошо и отвлеките его внимание.

Сказать ему сразу, что ничего особенного не произошло

На противоположном полюсе от драматизации стоит недооценка ситуации. Если ребенок ударился и вы говорите ему автоматически, что «ничего страшного», таким тоном, который дает ему понять, что его реакция преувеличена, ребенок может почувствовать себя игнорированным из-за того, что родители не обеспокоены тем, что с ним произошло. Это чувство заставляет ребенка реагировать более резко, иногда из желания, чтобы на него обратили внимание. Объятие, поцелуй могут творить чудеса, когда ребенок ударился, даже если у него только маленькая царапина.

Читайте также:  Почему дети хамят: что делать родителям

Признаем, что некоторые падения действительно смешны. Что вы делаете, когда ребенок падает самым смешным образом, а вы ясно видите, что он не травмирован? Ни при каких обстоятельствах нельзя смеяться, по крайней мере, если сам ребенок не смеется. Ребенок чувствует себя некомфортно из-за падения, а ваш смех ставит его в еще более неловкую ситуацию. Вы можете смеяться вместе с ребенком, когда инцидент прошел и ребенок от него отвлекся. Так вы его научите быть расслабленным и не бояться больше, чем нужно.

Допустим, вы гуляете в парке с ребенком, он играет и падает далеко от вас. Не нужно бежать к нему, если вы видите, что он просто споткнулся и быстро поднялся, однако неправильно автоматически предполагать, что он цел и невредим. Вполне возможно, что ваш ребенок неправильно оценивает свое состояние, поэтому важно подойти и проверить, если все в порядке.

Бежать с ним к врачу, независимо от последствий удара

Даже если вы обеспокоены, если ваш ребенок ударился, не делайте из этого трагедию. Конечно, нужно убедиться, что ваш малыш в порядке, но бежать к врачу из-за каждой царапины нехорошо в долгосрочной перспективе. Если будете обращаться к специалисту после каждого падения, это разовьет у ребенка страх перед врачами, но и перед падениями и ударами, потому что он будет знать, каковы последствия. Даже если рана может показаться серьезной, в большинстве случаев помощь врача не требуется. Вы, наверное, помните, как в детстве, когда вы падали, из обычной царапины текло много крови или появлялись синяки от ударов. Если в таких случаях вы соблюдаете правила гигиены и видите, что нет никаких инфекций или ушибов, не нужно бежать с ребенком в больницу.

Преувеличенный надзор

Многие родители слишком опекают своих детей, особенно если трясутся над ребенком с самого рождения или с ним раньше бывали несчастливые инциденты. Действительно, трудно оставаться спокойным, когда есть прецедент, и инстинктивно родители думают: «а если что-то случится?». Когда вы слишком беспокоитесь о своем ребенке, все вокруг воспринимается как угроза. Даже если обычные вещи могут быть потенциально опасны для ребенка, это вовсе не означает, что нужно ограничивать его свободу исследовать окружающий мир, а вы сами – лишиться возможности наслаждаться каждым моментом, проведенным вместе со своим ребенком.

Хотя кажется невозможным, чтобы родители реагировали грубо на падение ребенка, такое, к сожалению, встречается. Вы, наверное, не раз наблюдали, как ребенок спотыкается и падает, а разгневанный отец хватает его за руку, бьет по попе и ругает за то, что он не был осторожен. Само собой разумеется, что такое поведение крайне неуместно и неправильно с точки зрения воспитания ребенка. Насилие не только влияет на ребенка эмоционально, но и развивает в нем чувство тревожности, когда речь идет об опасности или ошибке.

Напоминать ребенку о падении

Профилактика очень хороша, когда речь идет об опасности, но не в том смысле, чтобы напоминать ребенку о том, что произошло, каждый раз, когда выходите из дома. Вы хотите добиться, чтобы он был осторожнее, но этот метод не работает. Вместо того чтобы сказать: «будь острожен в бассейне, ты ведь помнишь как в последний раз упал во дворе дедушки после дождя», лучше посоветовать ему, как вести себя в различных ситуациях, и рассказать, ​​какие риски существуют.

Ребенок упал… что делать?

Пособие для мам «летчиков» и «летчиц»

Упал, очнулся… гипс?

Чаще всего дети падают, повреждая голову, руки и спину. Различают падение с большой высоты (превышающей собственный рост) и с высоты собственного роста.

Страшилка номер №1: У одной женщины был грудной ребенок, он упал и получил перелом костей черепа…

Действительно, редко, но бывает, что малыши падают крайне неудачно. Но обычно падение – не повод для поездки в травматологическое отделение.

Первые полеты «космонавты» и «летчики» совершают в возрасте от трех месяцев, научившись переворачиваться: летят с пеленальных столиков, родительских кроватей головой вниз, ведь голова-то – большая и тяжелая! До полутора лет (возраст, когда ребенок осваивает прямохождение), таких падений будет немало.

” Малышей спасает защитный механизм, предусмотренный природой: мягкие кости черепа, избыточный объем мозговой жидкости – ликвора, незаросшие роднички. Все это амортизирует удар.

Конечно, это не значит, что безопасностью ребенка можно пренебречь, лучше предпринять превентивные меры: смягчить пол в спальне и детской коврами, не пренебрегать ремнями безопасности в детских стульчиках для кормления, колясках, качелях и шезлонгах, особенно если ваш ребенок активен. Проще приучить малыша сидеть пристегнутым, чем раз в месяц ездить с визитом к травматологу.

” Часто малыши поскальзываются в акриловых ваннах, когда пытаются встать, и это не просто травматично – ребенок при падении может еще и захлебнуться.

Никогда не оставляйте малышей в ванной одних! Используйте нескользящие силиконовые коврики для ванн, на полу и внутри самой ванны.

Не оставляйте малышей одних на пеленальных столиках, высоких кроватях без бортов, диванах. Никто не знает, когда они решат продемонстрировать вам очередную «умелку» – искусство переворачивания с живота на спину и укатывания колбаской к краю.

Страшилка номер два: В одном садике девочка упала с «лазилки» и теперь у нее перелом позвоночника…

Запретить играть в активные игры – конечно, не выход. Но можно научить детей технике безопасности! Не разрешайте им лазить в неудобной обуви: без фиксированного задника, со скользкой подошвой, без протектора. Учите детей группироваться при падении.

” Прыгать и падать надо на сведенные вместе ноги. Нельзя при падении выставлять вперед вытянутые руки. Нельзя падать плашмя на живот или спину, в том числе в воду.

Обязательно проводите профилактику рахита: прочность костей – залог отсутствия переломов. Увеличение числа переломов позвоночника в последнее время связано как раз с недостаточностью кальциевого обмена. Помните, что в Сибири уровень инсоляции недостаточен для естественной наработки витамина D.

Грудничок упал! Алгоритм действия мамы

Когда нужно срочно бежать к врачу

Опасно падение с высоты, превышающей два роста ребенка (для грудничков это 120 см и выше, для дошкольников – два метра), особенно если приземленные произошло с ушибом головы, шеи, груди (в области сердца) или живота.

Очевидно, что нужно немедленно обратиться к врачу, если есть видимые серьезные повреждения (конечности меняют форму, сгибаются под необычными углами) и жалобы (ребенок плачет, ему больно, трудно дышать), или если у малыша дыхание стало поверхностным.

При всех перечисленных симптомах ребенок должен быть осмотрен специалистом.

А нужно ли срочно бежать к врачу?

Если малыш (особенно еще не разговаривающий грудничок) упал, но вышеперечисленных симптомов не наблюдается, то в первую очередь, возьмите ребенка на руки и попытайтесь успокоить. И сами успокойтесь!

Осмотрите, нет ли у малыша внешних повреждений: аккуратно разденьте (желательно в теплой комнате) и внимательно посмотрите, сохраняет ли тело симметричность? Симметричны ли подмышечные, паховые и ягодичные складки?

Проверьте, не изменился ли цвет кожи: нет ли кровоизлияний, общей бледности, выраженного сосудистого рисунка – мраморности кожи (в теплом помещении).

Если ребенок ведет себя как обычно, для восстановления ему достаточно суток охранительного режима – избегайте шумных активных игр с малышом, не трясите его вверх тормашками.

Дошкольник упал! Алгоритм действий мамы

Первое что вы должны проверить в сознании ли ребенок. Откликается ли на свое имя, узнает ли вас. Далее попросите пошевелить его руками и ногами, если ребенок не чувствует своих конечностей, возможен перелом позвоночника – поднимать его неспециалистам нельзя.

Может, все-таки к врачу? Да!

Иногда последствия падения ребенка, не важно, семь лет ему или семь дней, проявляются не сразу, однако тревожные симптомы могут нарастать в течение нескольких следующих дней. Вне зависимости от возраста ребенка обратитесь к врачу, если было:

  • нарушение сознания любой выраженности и любой продолжительности;
  • расстройство речи;
  • неадекватное поведение;
  • необычная сонливость;
  • интенсивная головная боль, которая сохраняется более одного часа после травмы;
  • судороги;
  • более одного приступа рвоты;
  • головокружение и (или) нарушение равновесия, которое сохраняется более одного часа после травмы;
  • неспособность двигать рукой или ногой, слабость в руке или ноге;
  • разные по размеру зрачки;
  • появление темных (темно-синих) пятен под глазами или за ушами;
  • кровотечение из носа или ушей;
  • выделение бесцветной или кровянистой жидкости из носа или ушей;
  • любые, даже незначительные, нарушения со стороны органов чувств.

Кровь и слезы! Алгоритм действия мамы поцарапанного

Ссадины и царапины – частые спутники падений детей. Конечно, они не так пугают родителей, как подозрения на переломы, но это не значит, что им не нужно уделять внимания! Конечно, крохотная царапина не доставит особых проблем, но если малыш сильно «до мяса» сбил локоть или коленку?

Ребенка надо успокоить и смотреть целиком, даже если на первый взгляд разбита только коленка. Затем малыша надо раздеть, и выдав ему порцию детского нурофена для обезболивания, тщательно помыть рану проточной водой. Это больно и неприятно, но необходимо; не стоит уповать на обеззараживающую мощь перекиси водорода.

Мягкую губку нужно обильно намылить мылом с триклозаном или дегтярным и выдавить пену на рану. Сверху смыть теплой водой (не тереть!), неповрежденную кожу вокруг раны тоже нежно обмыть с мылом. После душа укладываем ребенка, осторожно обтираем, а ранам подсохнуть естественным образом.

” Обрабатывать большие площади зеленкой и йодом не надо!

Во-первых, бриллиантовый зеленый – токсичная анилиновая краска (микробы не зря мрут), во-вторых, раствор йода – на спирту, с раневых поверхностей спирт всасывается очень быстро. Но главное – это очень больно, жжение может даже вызвать болевой шок.

” Раневую поверхность надо присыпать порошком «Банеоцин» и наложить сухую асептическую повязку (вам понадобится стерильный бинт и пластырь для фиксации).

На следующий день, не удаляя повязки непосредственно над раной (!),насыпаете свежую порцию банеоцина и забинтовываете обратно. Не стоит накладывать мази с антибиотиками – рана должна дышать, а не мокнуть. Отдирать или отмачивать корочку не надо; травмируя струп при смене повязки, вы только задерживаете эпителизацию – нарастание новой кожи.

Не забудьте об опасности заражения столбняком

Если в рану попала земля, то, конечно, существует опасность заражения столбняком. Профилактика заболевания детям, привитым по возрасту, не проводится. Если ваш ребенок не привит, то вакцина должна быть введена не позднее трех суток с момента травмы. Через полгода необходимо сделать повторную вакцинацию, и тогда противостолбнячный иммунитет будет держаться в течение 5 лет.

Если ребенок упал

В результате высотных экспериментов дети, бывает, падают. Дети ударяются головами, спинами, животами, ломают руки и ноги. О чем нужно помнить родителям, сын или дочка которых получили травму? Нужно ли идти к врачу, вызывать “скорую помощь” или везти ребенка на собственной машине в травмпункт? О возможных действиях мы и расскажем в этой статье.

Когда подрастающим детям перестает хватать пространства тесной квартиры или комнаты, приходит пора освоения высоты. Это может быть спортивный комплекс или обыкновенная табуретка, горка на детской площадке или просто дерево. Ну не помещаются малыши на полу, коли на одного ребенка приходится лишь квадратный метр площади. Негде развернуться!

Читайте также:  Что делать, если ребенок не делится игрушками?

В результате высотных экспериментов дети, бывает, падают. Дети ударяются головами, спинами, животами, ломают руки и ноги. О чем нужно помнить родителям, сын или дочка которых получили травму? Нужно ли идти к врачу, вызывать “скорую помощь” или везти ребенка на собственной машине в травмпункт? О возможных действиях мы и расскажем в этой статье.

Срочно доктора!

Ребенок лежит и плачет, у него открытый перелом или кровотечение – вопросов не возникает. Вызываем “скорую помощь”. Но гораздо чаще бывает по-другому.

Организм цел. Нет кровотечения, ребенок упал на ровную поверхность даже с небольшой высоты. У него неестественно выгнута рука или нога. Нет видимых синяков.

Ребенок упал и не шевелится, не реагирует на ваш голос, его вырвало, да еще и не один раз.

Ребенок может встать сам, но этот процесс причиняет сильную боль в руке или ноге, головокружение, потемнение в глазах. Действия простые – необходима очная консультация доктора. Промедление может стоить дорого. Вызываем “скорую помощь”.

Можем идти сами

Ребенок может самостоятельно встать, но жалуется на головную боль, тошноту, может быть однократно рвота. Малыш помнит, что с ним произошло. При этом на теле могут оставаться синяки, кровоподтеки…

Ребенок поднялся самостоятельно. Может болеть рука или нога. Консультация врача необходима. Доктор должен оценить состояние нервной системы, протестировать работу внутренних органов.

Можно на обычной машине отвезти сына или дочь на консультацию в травмпункт или больницу. А можно отнести или отвезти на руках домой, уложить в постель и вызвать врача.

Дети до полутора лет

Наверное, нет в мире ребенка, который бы ни разу не упал в этом возрасте. Если не с пеленального стола, так с дивана. Не с дивана, так из ходунков вывалился. Не из ходунков, так не удержался и упал, когда учился ползать, сидеть, ходить.

В каких случаях ЭТИХ детей стоит везти к доктору?

Если ребенку нет года, и вы не умеете оценить фокусировку взгляда, асимметрию лица, нистагм и симптом Грефе, то ВСЕГДА. Объяснять заочно, как проверить все эти симптомы – неправильно. Только доктор может оценить состояние младенца и назначить правильный уход и лечение.

Когда высота небольшая и ребенок уже ходит (стоял, покачнулся, не удержался на ногах), то врач нужен, если:

  • ребенок не реагирует на голос;
  • заплакал не сразу;
  • ребенка вырвало.

Что делать, если врачи сказали, что ничего страшного…

Наблюдать и ухаживать. Стоит помнить, что любые последствия травмы могут проявиться не сразу, а спустя некоторое время. Это и повреждения головного мозга, и внутренних органов. Значит, даже при несильной травме (поскользнулся, упал на попу, немного затошнило) нужно вылеживаться дома 5-7 дней. И это при том, что есть ДОКТОР, к которому можно обратиться за консультацией в любое время дня и ночи. И, безусловно, через неделю после травмы врач обязательно должен осмотреть ваше чадо.

При появлении ЛЮБОГО симптома, описанного ниже, нужно немедленно везти ребенка к доктору или в больницу:

  • ухудшение самочувствия, при том, что состояние после травмы стало нормализовываться; резкая сонливость в непривычное время, малыш быстро засыпает практически “на ходу”, ребенка при этом тяжело разбудить;
  • повышенная возбудимость, трудности засыпания, просыпание ночью с плачем, обморочные состояния, периоды сна наяву. Вроде бы ребёнок и не спит, не устал. При этом замедленно отвечает на вопросы, причем невпопад. Иногда дети начинают делать неправильные вещи – есть бумагу, натягивать ботинок на руку. При этом ребенок словно не понимает, где он находится и что должен делать, как использовать предмет по назначению;
  • судороги, подрагивания всего тела или конечностей. Вытягивание туловища, запрокидывание головы во время сидения или лежания, насильственный поворот головы в одну сторону, заведение глазных яблок кверху или в стороны;
  • головокружение, которое уже прошло после травмы, и появляется вновь на третьи, четвертые сутки и позже;
  • широкие зрачки, плохо сужающиеся при поднесении к глазу фонарика. Особенно грозным является одностороннее расширение зрачка;
  • кровь в моче. Из естественных красителей только свекла может придавать моче красноватый оттенок;
  • черный кал, кал с прожилками крови;
  • рвота с прожилками крови или с коричневатой пеной;
  • резкая бледность кожи и слизистых.

Не лишним будет напомнить, что маме или папе стоит взять больничный лист и круглосуточно следить за ребенком. На период 7 дней кто-то из взрослых должен ночевать с малышом в одной комнате. Детям в течение недели после травмы нужен постельный режим без большой зрительной нагрузки.

Чем занять ребенка?

В первые сутки после травмы дети сами не стремятся к активным действиям. Вот на вторые-третьи сутки справиться с непоседой становится труднее. Гулять ребенку пока нельзя, телевизор и компьютер отменяются. Чем можно заниматься?

Строить из кубиков, конструкторов Лего. Но даже для старших дошкольников и школьников размер деталей должен быть уровня Duplo, то есть как для детей 2-3 лет.

Играть на ковре в машинки, железную дорогу.

Использовать мягкий конструктор. При этом размер отдельных деталей модуля не может быть меньше 4-5 см.

Пазлы лучше оставить до выздоровления. Но если малыш чувствует себя хорошо, то можно минут 20 поиграть в собиралки. Опять же с крупными деталями.

Рисовать, желательно карандашами и красками. Фломастеры хуже – они ярче и больше раздражают глаза.

Можно делать простые аппликации из цветной бумаги, из осенних листьев.

Читать вслух не дольше получаса за один раз. Давать книжку читающему ребенку для самостоятельного чтения можно не раньше, чем на 6-й день после травмы. При этом нужно спрашивать, не устали ли глазки, не появилось ли двоение, не стали ли расплывчатыми буквы.

Можно лепить из глины, пластилина, раскрашивать гипсовые фигурки. Можно рисовать на картоне картинки и размазывать пальцами пластилин, словно раскрашивая рисунок.

Внимание! Все перечисленные занятия призваны уменьшить зрительную нагрузку. В период выздоровления игры с мелкими деталями категорически противопоказаны! Со старшими детьми нельзя заниматься перебиранием крупы, бисероплетением, макраме и вязанием.

Почему это важно? При сотрясении мозга, даже несильном, которое часто сопровождает падения детей, обычно повышается внутричерепное давление. Большинство лечебных мероприятий будет связано именно с его понижением, уменьшением количества жидкости в центральной нервной системе. А вот нагрузка на глаза (зрительный нерв) как раз вызывает повышение внутричерепного давления, так как при ней происходит приток крови к головному мозгу. С другой стороны, напряжение глазодвигательных нервов приводит к напряжению в нервных волокнах, которые связаны с жизненно важными центрами, отвечающими за дыхание, пищеварение, работу сердца. А в посттравматический период нужно как раз дать отдых всему организму.

На что обращать внимание, когда вы играете с детьми?

Пользуется ли в игре ребенок двумя руками? Во время рисования не уезжает ли под стол неработающая рука?

Не дрожат ли руки?

Не возникает ли косоглазие?

Ребенок адекватно отвечает на вопросы? Не переставляет ли буквы в словах, правильно использует глаголы, имена, не нарушена ли у него память?

Домашние средства, помогающие избежать осложнений

Если ребенок получил небольшую травму, лечится в домашних условиях, то можно не принимать большое количество таблеток. Ограничимся отварами, настоями и диетой. Все перечисленные лекарственные травы способствуют выведению лишней жидкости из организма (выше мы пояснили, почему это важно). При легких нарушениях большего и не требуется.

Если есть риск поражения внутренних органов (ребенок упал на спину или живот), то необходимо 10 дней придерживаться ДИЕТЫ, щадящей для печени, почек, поджелудочной железы.

Нельзя кормить ребенка жареной, острой и соленой пищей, ветчиной, колбасой, сосисками. Продукты готовятся на пару, отвариваются или тушатся. Можно кормить даже подросшего малыша консервами для детского питания – фруктами с йогуртом, сливками или творогом, мясным пюре, кашами быстрого приготовления.

Фрукты можно давать в сыром виде (бананы, персики, абрикосы, арбуз, манго). Яблоки – печеные. Компот из сухофруктов.

Молочные продукты – кефир, творожные запеканки, пудинги.

Овощи – в сыром виде огурцы, китайский салат. В тушеном и отварном – кабачки, кукурузу, капусту брюссельскую, брокколи и цветную, морковку, картошку. Картошку можно есть печеную.

Мясо в виде фрикаделек, ежиков, паровых котлет. Предпочтение отдавать курице, телятине. Рыба морская: треска, хек, зубатка, окунь в тушеном виде. Примеры любимых детьми блюд мы приведем в отдельной публикации.

Мучные продукты давать по минимуму. Вместо хлеба лучше сухие диетические хлебцы, как зерновые, так и приготовленные из муки, но без использования дрожжей. На сладкое – цукаты, изюм, курагу, чернослив, банановые чипсы.

Надо ли пить лекарства?

Сначала расскажем об общеукрепляющих средствах.

Начиная с первого дня болезни и в течение месяца нужно давать ребенку витамины с повышенным содержанием группы В. Скажем, “Нейромультивит” по 1 капсуле после завтрака.

Если с почками все в порядке, то можно заваривать шиповниковый чай, принимать до 18 часов. Столовую ложку ягод заливают стаканом сырой воды, доводят до кипения, далее кипятят на слабом огне около 3 минут, затем настаивают полчаса в кастрюле, укутанной одеялом, дают выпить в один прием. Можно готовить отвар в расчете на целый день, то есть 3 ст. л. ягод на 3 стакана воды. Хранить в термосе.

При угрозе поражения почек, легком сотрясении мозга можно заваривать зеленый чай или из суданской розы (каркаде). Эти чаи обладают слабым мочегонным и тонизирующим действием. Также мочегонным средством, но без тонизирующего эффекта являются березовые почки, кукурузные рыльца, лист брусники, отвар кураги. Все перечисленные настои трав готовят из расчета 1 чайная ложка травы на 100 г воды. Заливают кипятком, настаивают в термосе полчаса. Выпивают в первой половине дня.

Витамин С укрепляет сосуды, при травме головы стоит принимать его в виде комплекса “Аскорутин”.

Если головокружение, головная боль, шум в ушах держатся дольше суток, то необходимо вызвать врача на дом для назначения более сильных и специфических лекарственных препаратов.

Детям лучше не давать биодобавки, натуральное происхождение которых сомнительно, а количество активных веществ может быть слишком велико для растущего организма. В период после травмы может наблюдаться нарушение сна, повышенная возбудимость. Эти симптомы бывают спровоцированы именно биодобавками.

Всегда хочется надеяться, что эта статья вам не понадобится, но уж если с ребенком произойдет беда, то вы не впадете в отчаяние и поможете своему малышу поправиться быстро и без риска.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Ссылка на основную публикацию