Коммуникативные способности ребенка: развиваем с юных лет

Развитие коммуникативных способностей у детей
консультация

Развитие коммуникативных способностей у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Развитие коммуникативных способностей у детей19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Особую важность этот вопрос приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается или из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание своих особенностей и особенностей других людей и учет их в ходе общения. Ведь если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Дети старшего дошкольного возраста умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами. Всему этому ребенок учится в семье, в детском коллективе и в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Эффективность процесса по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей во многом зависит от ситуаций общения и взаимодействия, в которых ребенок решает определенные коммуникативные задачи. Однако не всякая деятельность, в которую включают ребенка, автоматически формирует и развивает способности к ней . Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна соответствовать некоторым условиям. Во-первых, деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребенок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждений заниматься ею. Во-вторых, деятельность ребенка должна быть по возможности творческой. В-третьих, важно организовать деятельность ребенка так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.

Одной из форм стимуляции потребности в речевом общении является похвала как положительное подкрепление достижений ребенка. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его присутствии другим педагогам, психологу и его родителям.

Выделяют следующие основные формы развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста :

1) Игровая деятельность. Игра – это одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей . А так же важнейшая форма организации жизни и строится на основании учёта ведущей деятельности дошкольного возраста – игровой. Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи. Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Игры с правилами (дидактические, настольные, подвижные ) способствуют познавательному, двигательному развитию . Они развивают у ребенка необходимые способности : во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра учит еще и общаться.

В процессе театрализованных игр развиваются психические процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, приобретаются навыки связной речи, оттачиваются мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. В ходе сюжетно-ролевых игр развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения, развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

2) Изобразительная деятельность. В ходе нее ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Игра и рисование являются теми видами деятельности, которые способствуют практическому освоению реального социального пространства : в символических действиях и замещениях ребенок проигрывает коллизии отношений людей, символически идентифицируясь и обособляясь от персонажей, которых он по своей воле вводит в игровые и изобразительные сюжеты. Создавая коллективную работу, дети общаются, договариваются и обсуждают вместе полученный результат ( комментированное рисование ) .

3) Трудовая деятельность. Труд детей позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Так же посредством коллективного труда формируются коммуникативные умения детей . Выполняя элементарные трудовые обязанности, дети общаются, учатся договариваться, обсуждают свои достигнутые победы или неудачи по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского сообщества.

4) Чтение художественной литературы. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном некий опыт жизненных ситуаций. Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны, то необходимо установить связь с реальными жизненными ситуациями, которые покажут детям, как правильно выстраивать коммуникации .

5 ) Коммуникативная деятельность ( развитие речи ). К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Цель развития речи – помочь ребенку освоить родной язык. В процессе деятельности по развитию речи у детей развивается словарь, грамматическая сторона речи, фонетика, связная речь (монолог) . В результате, ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка.

Поддержка родителей способствует повышению самооценки, укреплению психологического здоровья и развитию важных для любого вида деятельности коммуникативных навыков, успешно применяемых впоследствии в повседневной жизни.

Наблюдайте за взаимоотношениями своего ребенка с другими детьми. Ему недостаточно общения только в кругу семьи. Родители не должны препятствовать тому, что ребенок тянется к сверстникам. Огромную роль в развитии коммуникативных навыков играет посещение различных развивающих мероприятий, секций или кружков.

– Посещайте с ребенком детскую площадку во дворе дома, так как она также выступает территорией, на которой дети учатся общаться.

– Объясните ребенку, как сделать первый шаг для того, чтобы познакомиться сначала с вашей помощью.

– Возьмите его за руку и познакомьтесь с другим ребенком. Пусть это произойдет.

– Учите ребенка не конфликтовать с детьми, не быть жадным, развивайте в нем зачатки великодушия. Ведь довольно часто можно наблюдать «бои» за игрушку на детской площадке. Такое «общение» может отбить охоту у более слабого ребенка («проигравшего») к установлению контактов с другими детьми. Не стойте пассивно в стороне в таких ситуациях, обязательно вмешивайтесь и сглаживайте ситуацию.

– Проводите дома различные беседы с ребенком о том, что нужно уметь слушать других, сочувствовать им, сопереживать, если что-то случилось нехорошее, пытаться помочь. В мальчике развивайте мужественность, джентльменское отношение к девочкам, в девочке – скромность и женственность.

– Читайте ребенку больше сказок, стихов, рассказов о дружбе вообще, о дружеских отношениях между детьми. Смотрите мультфильмы на подобную тематику. Обсуждайте прочитанное и увиденное.

– Чаще ходите в гости к друзьям, у которых есть дети. Глядя на ваше общение, ребенок будет брать с вас пример. Положительный же пример будет ему только на пользу, так как дети любят копировать взрослых.

– Отмечайте дни рождения ребенка, приглашайте на праздник его знакомых сверстников из детского сада, соседских детей, друзей по кружку и т.д. Устраивайте «сладкие столы», придумывайте веселые игры, конкурсы. Но не стремитесь все время быть посредником между вашим ребенком и другими детьми, давайте ему возможность проявлять самостоятельность в поступках и действиях.

Важно, чтобы благодаря общению со сверстниками, ребенок накапливал опыт саморегулирования поведения, считался с общественным мнением, приобретал навыки коллективизма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный мастер-класс был представлен на городской августовской педагогической конференции , с использованием мультимедийной презентации, получил положительные отклики педагогической общественност.

Представленный опыт сотрудничества детского сада и семьи описывает возможности работы с семьями детей дошкольного возраста с нарушением зрения: посредством активного взаимодействия с общественными объ.

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную – жизнь. При выборе критериев результативности до.

В данной статье анализируются детские виды деятельности, эффективно встраевыемые в современный коррекционно – образовательный и воспитательный процесс ДОУ и их возможности для развития коммуникат.

Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол.

Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задеожкой психического развития посредством игровой деятельности.

В докладе описаны современные педагогические технологии по развитию коммуникативных способностей детей.

Мастер-класс «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Алина Царькова
Мастер-класс «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Добрый день! Уважаемые коллеги разрешите представить Вам мастер – класс как с помощью игровой технологии можно «Развивать коммуникативные способности детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы игры, её социальная значимость рассматривается в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного образования, как важное средство социализации личности дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (статья 31). Но с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство. В детство довольно агрессивно вторглись компьютеры, телевизоры и различные гаджеты, которые не оставляет места для взаимодействия детей со сверстниками. И если рассматривать современных детей, то мы видим, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. Этому способствует и то, что в некоторых семьях ребенок воспитывается один, родители заняты работой, а бабушки и дедушки еще тоже молоды и работают.

Работая с детьми мы наблюдаем, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не умеет организовать общение, чувствует себя уязвленным и отвергнутым,что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Слайд 3. И перед нами педагогами стоит важная задача, прописанная во ФГОСАХ это

– создавать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

развивать коммуникативные способности детей, позволяющие разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развивать умение детей работать в группе сверстников.

Как говорил Сухомлинский – Через игру происходит приобщение ребенка к культуре общества. Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе таких игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.

Чтобы не допустить этих негативных факторов, в формировании личности дошкольника, в своей работе я использую игры социально-личностного характера. Изучив различных авторов, которые занимались вопросами «общения и развития коммуникативных способностей» таких как (А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. Г. Арушанова, А. В. Запорожец, Т. А. Репина, Кравцова, я создала свою классификацию игр. Представляю еёвашему вниманию:

1. Игры, развивающие умение действовать в коллективе

2. Игры успокаивающие

3. Игры на доверие

4. Игры, построенные на тактильных ощущениях.

5. Игры знакомства

6. Игры для снятия напряжения

7. Игры на развитие внимания

8. Игры на установление доброжелательных отношений

9. Игры на умение решать конфликтные ситуации.

Все эти игры легки в применении, не требуют специального дорогостоящего оборудования, и специальной подготовки их можно проводить в групповой комнате, музыкальном и спортивном залах и на игровой площадке.

С помощью этих игр у детей:

-снимаются телесные зажимы;

-происходит эмоциональная разрядка;

-развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

-проявляются навыки правил поведения;

Игры проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Они помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе.

Давайте поподробнее познакомимся с некоторыми играми

1. Слайд 6. 1. Игры знакомства.

Такие игры хорошо использовать для вновь прибывших детей в детский сад, вернувшихся после длительной болезни и отпуска. Ведь приходя в садик, ребёнок попадает в систему специфических межличностных отношений, что порождает у него чувство неуверенности, страха и чтобы преодолеть этот барьер я использую это вид игры в своей педагогической деятельности.

«Представь своё имя в движении»

2. Игры успокаивающие

Эти игры я использую в такой момент, когда дети возбуждены, они помогают снять психическое напряжение после эмоциональной нагрузки. Хороший эффект достигается когда я использую спокойную классическую Чайковского, и релаксирующую музыку «Шум дождя», «Поход к морю», «Путешествие на облаке», «Кто лучше слышит».

3. Игры для снятия напряжения, агрессии.

Цель таких игр сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

4. Игры на доверие

Не секрет, что детям сложно доверится сверстнику, установить доверительные отношения с ними и тогда мне на помощь приходят такие игры как «Клеевой ручеек», «Слепой-поводырь», «Скульпторы»

5. Игры, построенные на тактильных ощущениях.

Такие игры создают положительный настрой и учат внимательно относиться друг к другу, преодолевать застенчивость, робость

6. Игры на развитие внимания.

Серия этих игр помогают развивать умение подчиняться водящему, быть внимательным, согласовывать свои действия с действиями других «Я сегодня вот такой!», «Повторяй за мной»

7. Игры на установление доброжелательных отношений.

Используя этот вид игры я учу детей развивать умение замечать положительные качества у других, выражать это словами, делать комплименты, обогащать речевое развитие детей.

«Волшебный букет цветов».

8. Игры на умение решать конфликтные ситуации

При помощи этих игр развивается умение обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. Это «Игры-ситуации», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

10. Особое место занимают игры, развивающее умение действовать в коллективе. Сейчас я приглашаю помочь мне 6-8 человек. И следующая игра – с Парашютом

Игровой парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов. Диаметр парашюта 3 метра. Парашютом можно играть и в спортивном зале, и в группе, а лучше на прогулке.

Игры в парашют –не соревновательные: они учат согласованности действий и умению чувствовать движения других игроков. Для детей очень важно ощутить, что именно в движениях они могут почувствовать себя частью команды.

Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног.

Парашют полезен как тихим, медлительным детям, так и очень активным.

берёмся за парашют и плавно его поднимаем и опускаем,при этом для синхронизации движений можно приговаривать:

Дует ветер (поднимать парашют вверх)

Ветерок (Опускают вниз)

Задувает (Поднять парашют вверх)

Листья (Опустить вниз).

2. Игра «Под грибком»

Есть у Сутеева прекрасный рассказ «Под грибом». В дождливую ветряную погоду под грибком спрятались много зверушек, от самого маленького муравья до самого большого зайчика. Покажем сказку и спрячемся под ним.

Дует, дует ветерок,

Все ребята под грибок!

3. Игра «Веселый мяч»

Будем поднимать и опускать разные сектора парашюта, стараясь перекатывать мяч так, чтобы он не упал с парашюта,и при этом произнося слова:

Смотри, не прозевай!

Лови его, держи его

И снова мне бросай.

Друг весёлый, мячик мой!

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мне с ним играть!

4. Игра «Подбрось мячик»

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскач?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Практическая значимость использования игрового парашюта для детей:

– значительно повышается общий эмоциональный фон;

– снижается уровень тревожности;

– повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со сверстниками.

– сокращаются сроки адаптации в детском коллективе.

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Умение общаться и взаимодействовать со сверстниками – залог успешного обучения в школе.

А закончить свое выступление я хочу словами педагога Фридриха Фребеля о том, что «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе, и около себя, мир и с миром»

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

razvitie-komunik-sposobnostei_ifqtb.pptx | 11946,46 Кб

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения,.

Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Тема: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (задержкой психоречевого развития)» Способность.

Мастер-класс «Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» «Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» В проекте Федерального компонента государственного.

Мастер-класс «Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Нашу встречу я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:.

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством технологии Т. А. Боровик «Хор рук» Ход мероприятия:Прошу внимания! Прошу вашего дружеского участия и понимания. Я мастер-класс сегодня покажу, Много интересного, поверьте,.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка,.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира Загитовна Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как.

Развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста в игровой деятельности 1 Развитие коммуникативных умений посредством игровой деятельности Общеизвестно, что игра является той формой деятельности, в которой в.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира.

Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных и творческих способностей детей Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образование как общая основа воспитания и обучение детей. Ведущая педагогическая.

Коммуникативные способности ребенка: развиваем с раннего возраста

Чтобы ребенок нормально развивался психологически, ему необходимо общаться и с взрослыми, и с одногодками. Чтобы найти общий язык с кем-либо, необходимо иметь определенные способности, опыт, а иногда и талант. Каждый человек еще с детства должен обучаться поддерживать беседу, достойно решать конфликтные ситуации, заводить знакомства. Это доступно каждому. Помочь ребенку развить коммуникативные способности должны, в первую очередь, его родители.

Но в этом деле, как и в любом другом, необходима умеренность. Не стоит запугивать малыша, ставить его в неудобное положение, давать задания, с которыми он не может справиться. Здесь родители должны проявить максимум чуткости и терпения. Важно, чтобы ребенок сам захотел проявить инициативу в общении, а не делал это насильно.

Правила эффективной детской коммуникации

  • Сразу же, как малышу исполнится 1 год. Следует начинать развивать его способности к общению. До этого он мог обходиться общением только с родными и близкими друзьями семьи. Теперь же ему необходим более широкий круг.
  • Научите малыша называть свое имя во время знакомства с кем-либо. Когда он сделает это несколько раз, такое поведение станет для него привычным и естественным. Поощряйте попытки знакомства с другими детьми на площадке.
  • Когда вы выходите на прогулку, предложите ребенку расспросить, как дела у мальчика или у девочки, с которыми вы уже успели познакомиться в прошлый раз. Достаточно, чтобы дети сказали друг другу несколько фраз. После этого они будут охотно здороваться друг с другом, а затем разговаривать и играть вместе, что впоследствии может перерасти в дружбу.
  • Когда вы отправляетесь в магазин с дошкольником, спросите у него о том, что бы он хотел приобрести. Попросите, чтобы он сказал о своем выборе продавцу. Если он не может по причине неуверенности или застенчивости это сделать, не стоит его ругать. Таким способом вы только усугубите ситуацию. Лучше попробовать сделать то же самое через некоторое время. Перед этим ребенка можно к этому подготовить, научить его, как делаются покупки. Такие же действия нужно делать и в других общественных заведениях, где необходимы навыки общения.
  • Дети на площадке и в саду часто ссорятся, выясняют отношения. При этом некоторые родители сразу же бросаются разнимать своих малышей. Но это не совсем правильно. Иногда детям нужно дать время, чтобы они сами нашли пути решения конфликтов. Но если ситуация выходит из-под контроля, вмешаться просто необходимо. Необходимо поговорить с ребенком о том, что конфликтовать из-за мелочей не нужно, а из каждого спора следует выходить достойно.
  • Если ребенку 3-4 года, ему еще вполне можно делать замечания во время прогулки. Если он уже достиг школьного возраста, все беседы должны проходить только дома. Это же касается и выбора друзей. Совсем маленьким детям можно сказать, с кем им знакомиться, а с кем нет. Школьник должен выбрать друзей сам.
  • Очень важно объяснять ребенку правила поведения и этикета. Важно, чтобы он понимал, как общаться с взрослыми, а как с другими детьми. Правило следует объяснять постепенно и ненавязчиво, закрепляя их примерами.

Игры для развития коммуникации

Чтобы развить коммуникативные способности ребенка, используются также различные игры.

Ролевые

Они очень хорошо помогают развить коммуникативные навыки. Ребенок надевает на себя «маску», играет роль. С этой точки зрения он учится смотреть на различные вещи по-другому. В процессе игры он оценивает свои поступки и действия других, пытается вести диалог. К таким играм относится «Дочки-матери», игра в доктора, магазин и другие.

Драматизации

Очень полезно собирать детей дома или во дворе, чтобы устроить представление. Это развивает творческие способности. Раскрепощает детей. Даже если ваш ребенок будет сначала наблюдателем, это поможет ему развить память, увеличить словарный запас. Можно постепенно вовлекать его в процесс, предложить маленькую роль.

Игра с правилами

Играя в такие игры, дети развивают свою внимательность, память, усидчивость. Он учатся соблюдать правила, стремятся к победе, общаются с другими. Иногда малыш может расстроиться из-за того, что проиграл. Если он совсем маленький, то вы иногда можете ему поддаваться. Это несколько улучшит его уверенность в себе, но впоследствии игра должна идти по всем правилам.

Жесты и мимика

Перед тем, как начать такую игру, необходимо объяснить ребенку, что кроме слов общаться можно также с помощью различных движений и мимики. Можно изобразить какое-либо животное, например, косолапого медведя, а ребенок должен угадать, кто это. Затем предложите малышу самому загадать и изобразить что-либо. Более взрослые дети очень любят игру «Ассоциации». Один из участников должен жестами без использования слов изобразить что-либо, а остальные должны угадать.

Такие игры будут способствовать развитию коммуникативных навыков, помогут ребенку комфортнее чувствовать себя в обществе, найти друзей. Эти навыки обязательно пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего возраста

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Эффективное коммуникативное развитие – основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.

Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.

Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.

Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.

Настольный театр – способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.

Условия для развития коммуникативных способностей

Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

Как развить навыки невербального общения?

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное — выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Коммуникативные способности ребенка: как их развить?

Все мы знаем, что социализация — важная составляющая жизни любого человека. Особенно это касается маленьких детей. Мамы и папы должны понимать, что многие вещи в жизни малыша зависят от того, как он зарекомендует себя в обществе, научится ли правильно контактировать с окружающими людьми, сможет ли идти на компромиссы, высказывать свои мысли и мнение, договариваться. И что весьма существенно — просто дружить.

Кажется, что социализация — вполне естественный процесс, который должен проходить без особого вмешательства. Однако на самом деле ребенок сталкивается с массой трудностей: от простого желания стать лидером до попадания под плохое влияние, что является довольно распространенной подростковой проблемой.

О социализации написано множество книг, однако не будем вдаваться в сложные методики психологов, а попробуем разобраться, как родители могут помочь малышу влиться в общество.

Основные советы по социализации.

1. Научите ребенка учиться.

Малыш должен учиться у всех и всего. Объясните крохе, что у каждого собеседника можно отыскать что-то важное и полезное для себя. При этом важно замечать не минусы, а плюсы. К примеру, не «этот мальчик некрасиво кривляется», а «он четко и красиво говорит, поэтому к нему прислушиваются».

2. Ребенок должен внимательно слушать и наблюдать.

Наблюдая за другими людьми, ребенок может с легкостью «присваивать» их плюсы себе. А внимательно вслушиваясь в разговоры взрослых людей, ребенок может узнать что-то полезное, что может применить в жизни.

3. Правило авторитета.

Малыши часто не понимают, почему же они должны делать так, хотят взрослые. И если раньше достаточно было сказать «потому, что взрослые лучше знают, что нужно ребенку», то сегодняшнее поколение детей такие слова просто пропустят мимо ушей. Родители должны подробно и честно, а главное доступно объяснить смысл понятия «авторитет».

Авторитет — тот человек, к словам которого необходимо прислушиваться, поскольку он умный, обладает мудростью, много чего достиг в жизни и поступает всегда правильно. Это простой человек, который за счет своего опыта и работоспособности заслужил внимания. Старайтесь выражаться простыми словами, чтобы донести до ребенка всю суть.

4. Разделение социальных зон.

Вполне нормально, когда ребенок в разных зонах общества играет разные роли: дома он такой, в школе — совсем другой, с друзьями — третий. Иногда роли настолько противоположны, что некоторые даже не понимают, как может один и тот же человек быть настолько разным.

Объясняется это тем, что малышам нравится пробовать свои возможности в различных пределах. Поэтому следует рассказать крохе, по какой причине в одной группе его роль принимается беспрекословно, а в другой — это недопустимо.

К примеру, родители хорошо знают ребенка и любят его, несмотря ни на что, поэтому многие его шалости прощаются. А вот воспитатель или преподаватель желают, чтобы ребенок следовал правилам, и ждут от него результата, по этой причине они проявляют строгость. В кругу друзей ребенок может быть развязным, но если его действия или слова обижают сверстников — он может потерять уважение своих товарищей и их дружбу.

Если ребенку все равно не понятно, воспользуйтесь более простым примером: животное в цирке, в клетке и в природных условиях. В природных условиях животное свободно, оно может проявлять агрессию, поскольку ему необходимо добывать пищу, чтобы прокормить себя и свою семью. В цирке животное получает еду, заботу и уход, но за это он должен работать и выполнять различные трюки. В зоопарке он также находится в неволе, однако здесь от него не требуют слишком многого.

5. Правила партнерства и дистанции.

Чем раньше ребенок примет эти правила и будет их использовать в жизни, тем легче ему будет в процессе общения с другими людьми. Каждый человек индивидуален, имеет свои желания, правила поведения и восприятия окружающего его мира. И это необходимо уважать, даже если кажется, что это странно или неправильно. Кто-то приветствует тесный контакт при общении: дружеские объятия и поцелуи, приятные слова, а кто-то не допускает такого и держится на расстоянии. Это не говорит о том, что с таким человеком не следует общаться. Просто с каждым необходимо обращаться так, чтобы было комфортно и ребенку, и его собеседнику.

Развиваем коммуникативные способности ребенка: 6 советов для родителей

Специалисты и родители все чаще замечают, что многие дети дошкольного возраста, замыкаясь на компьютере и телевизоре, не умеют правильно общаться с ровесниками и взрослыми. Они не способны вежливо попросить о чем-то, достойно ответить на просьбу и обращение к ним, не могут сопереживать, часто недружелюбны или вообще отказываются от коммуникации.

Однако без общения детская жизнь становится скучной и маловыразительно й, да и умение взаимодействоват ь является залогом успешного развития личности.

Вот почему воспитание коммуникативных способностей у дошкольников – основная цель родителей, желающих подготовить малыша к взрослой жизни.

Со стороны кажется, что социализация и процесс развития коммуникативных навыков должны идти сами собой, без участия мамы с папой.

На практике же дети сталкиваются с большим числом сложностей и неоднозначностей – начиная со стремления стать лидером и заканчивая неумением (или нежеланием) подчиняться правилам поведения в коллективе.

Начало формирования коммуникативных способностей у детей

Ребенок общителен с самого рождения – он вступает в контакт с матерью и другими значимыми родственниками, внимательно отслеживает все способы коммуникации и проявляет характер – плачет, требуя внимания, гулит в ответ на мамины слова.

Взаимодействуя с родителями, малыш узнает принципы плохого и хорошего общения с окружающими людьми. Поскольку дети восприимчивы, подобное обучение происходит порой незаметно, однако его результаты можно увидеть уже к дошкольному возрасту.

Коммуникативные навыки дошкольников к моменту выпуска из детского сада должны включать в себя:

  • умение с пониманием относиться к окружающим;
  • способность встать на место другого человека;
  • негативное отношение к словам, которые могут ранить чувства и эмоции собеседника;
  • желание вступать в контакт и вести беседу как со сверстниками, так и взрослыми людьми.

Развитие коммуникативных навыков: 6 советов для взрослых

О формировании коммуникативных умений написано много книг и докладов, но мы не будем повторять сложные связи и схемы ученых-психолого в и постараемся конкретно поговорить о том, как сами родители и, в первую очередь, мамы могут в домашних условиях научить своих чад правильно и продуктивно общаться.

  1. Постепенно расширяйте круг общения малышей. Если полуторагодовало му крохе было достаточно играть и взаимодействоват ь с родителями, то двухлеткам ограниченное пространство противопоказано. Важно реализовать их потребность в социализации и стремление расширить кругозор.
  2. Конфликты – еще один способ обучения коммуникативным умениям, так сказать в «полевых условиях». Не бросайтесь сразу же разводить маленьких забияк по разным сторонам детской площадки или песочницы. Дайте им немного времени самим разрешить конфликтную ситуацию, конечно, если она не переходит в драку. Ребенку необходимо учиться решать конфликты самостоятельно.
  3. Общайтесь с детьми, учитывая их возраст – так, трехлетним карапузам еще можно делать замечания в присутствии других детей, а вот школьнику лучше высказать претензии наедине. Возрастной фактор следует учитывать и при знакомстве с ровесниками – дошкольникам можно порекомендовать приятеля, а вот дети постарше сами должны выбирать, с кем им интересно общаться.
  4. Научите малыша находить в каждом собеседнике приятные и интересные черты характера. Обращайте внимание на плюсы другого человека, к примеру, если ребенок не хочет играть с одногруппником, потому что тот «некрасиво одевается», приведите другой довод: «Зато он рассказывает любопытные истории, которые очень интересно слушать».
  5. Введите правило авторитета, то есть расскажите (а еще лучше – покажите на своем примере), почему нужно уважать взрослых. Это раньше можно было просто сказать малышу: «Слушайся тетю Машу, потому что она знает больше тебя». Подросшему же ребенку следует подробнее, но доступно и понятно растолковать, почему взрослые люди авторитетнее – они мудрее, опытнее, заслуживают уважения.
  6. Объясните, что все люди разные, со своими желаниями, чувствами и особенностями. Например, один человек любит, когда его обнимают, а другой хочет находиться на расстоянии. И это совсем не означает, что первый лучше второго. К каждому нужно найти свой особенный подход. Пусть кроха с детства знает, что нужно быть гибким и подбирать нужные слова для разных собеседников.

Недопустимо ставить малышей в неловкое положение, заставляя выполнять ваши поручения или насильно знакомя со сверстниками на детской площадке.

Старайтесь проявлять терпение и чуткость – лишь в этом случае ваше чадо проявит инициативу. И, конечно, не лишним будет повторить правила поведения с незнакомыми людьми на улице.

Формируем коммуникативные способности в игре

Развитие коммуникативных навыков у ребенка – это процесс, который включает активное взаимодействие между ребятишками.

Именно в игре малыши не только общаются, но и развивают речь, фантазию, учатся сопереживать, повышают самооценку. Во что поиграть с ребенком?

1. Игры-драматизаци и

Они идеально подходят для совершенствовани я коммуникативных умений у детей.

Устраивайте дома театрализованные представления и домашние мини-спектакли. Подобные занятия раскрепощают – сначала малыш будет молчаливым зрителем, а затем станет действующим «актером».

Привлекайте к действу и других детей, ведь вместе гораздо интереснее покорять сцену!

2. Ролевые игры

Недаром педагоги считают умение принимать сюжет и действовать по ролям важным достижением дошкольного возраста.

Ребенок, надевая разные «маски», учится оценивать свои поступки и поведение окружающих, вести себя в соответствии с выбранной ролью и, наконец, общаться с другими детками.

Пусть малыш поиграет в «Дочки-матери», «сходит» к врачу, «посетит» супермаркет.

3. Игры по правилам

Эти упражнения учат детей взаимодействоват ь друг с другом, соблюдая всевозможные условия: очередность хода, результат, игровые правила.

Наверняка вы замечали, что малыши не любят проигрывать, стремясь всегда быть первыми. Однако именно в состязаниях становится понятно, что победить можно, играя по правилам в команде единомышленников .

4. Пластические этюды

Застенчивые и замкнутые дети часто скованы в движениях и с трудом выражают свои эмоции. В этом случае призовите на помощь упражнения на жестикуляцию и мимику.

Расскажите, что общение происходит не только через слова, но и жесты (машем руками), а также мимику (улыбаемся, хмуримся).

Попробуйте изобразить лягушку, медвежонка, попросив малыша угадать загаданное животное, потом следует меняться местами.

Некоторые читатели могут поинтересоваться , а стоит ли вообще целенаправленно развивать коммуникативные способности у детей? Ведь все малыши разные, возможно, ребенок – явный интроверт, не желающий общаться и взаимодействоват ь с большим числом собеседников.

Рядом с детьми столько всего необычного, любопытного и неизведанного, что без навыков общения порой не обойтись.

Читайте также:  Как воспитать ребенка щедрым?
Ссылка на основную публикацию