Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста? Советы для родителей

Как воспитать и вырастить ребенка-оптимиста? Советы для родителей

Родители, которые любят своих детей, искренне желают им счастья. Другой вопрос, что не всегда знают, как помочь ребенку радоваться жизни и улавливать хорошее в самых незначительных моментах. Для начала стоит разобраться, как вырастить настоящего оптимиста, способного преодолевать трудности и идти вперед к своей цели.

Самое главное желание родителей – воспитать ребенка по-настоящему счастливым, уверенным в себе, довольным жизнью человеком, способным находить плюсы в текущей ситуации. Данные качества характеризуют оптимистично настроенных личностей, способных смело отстаивать свои интересы и не сдаваться в случае неудач.

Чем полезен оптимизм и нужен ли он вообще?

Оптимизм не означает неразумной радости по поводу и без, не оценивая здраво свои шансы и опору на накопленный жизненный опыт. Это прежде всего, осознание, что завтрашний день будет намного лучше, нежели вчерашний.

Основные преимущества оптимизма

  • Помощь в формировании открытого взгляда на мир, независимой точки зрения, умения решительно идти к своей цели;
  • Позволяет управлять своими эмоциями, преодолевать сомнения, страхи, разочарования;
  • Помогает справляться препятствиями, которые встречаются на жизненном пути;
  • Развивает общительность, доброжелательность, эмпатию;
  • Служит профилактикой развития психосоматических заболеваний;
  • Формирует установку к здоровому образу жизни.

Откуда берется оптимизм?

Все дети без исключения появляются на свет оптимистами. Они одаривают нас радостной улыбкой еще будучи в пеленках, старательно учатся делать первые шаги, невзирая на падения и ушибы. Самая главная задача родителей – не загубить в своем чаде умения радоваться жизни, научить ощущать удовольствие от событий повседневной жизни. Своими запретами, мы можем вызвать у ребенка нежелание познавать окружающий мир и радоваться от тех или иных действий. Это способствует формированию чувства опасности, боязни инициативы и самостоятельных действий.

При общении с ребенком, мать и отец делятся с ним собственным восприятием мира. Если жизненным кредом родителей является радость от повседневной жизни, спокойное восприятие действительности, преодоление трудностей и уверенность в себе – они способны «заразить» столь прекрасной привычкой и ребенка.

Оптимизму можно научить. Самое главное не упустить момент. Когда малыш только- только начинает делать самостоятельные шаги, пытается сделать что-либо своими силами, стоит похвалить, чтобы у него возникло ощущение уверенности в себе и желание дальше познавать окружающий мир, зная, что взрослые его поддержат. Именно родители должны развить в ребенке положительное восприятие окружающего мира.

Воспитание оптимизма

Матери и отцу необходимо, прежде всего, начать с себя. Можете ли вы назвать себя жизнерадостным человеком, который воспринимает действительность лишь в позитивном ключе? Чтобы быть истинным оптимистом, стоит учиться находиться в самых обычных вещах позитивные моменты, использовать по максимуму имеющиеся возможности.

Рекомендации для родителей, желающих воспитать оптимиста

  • Общаясь с ребенком, делайте акцент на позитивные моменты жизни. Необходимо показывать малышу, что вы его искренне любите. Необходимо показывать свою заинтересованность делами и планами ребенка, выслушивая его. Как можно чаще обнимайте ребенка, целуйте, гладьте по голове, поддерживайте его устремления. Это позволит ребенку ощутить свою ценность, значимость, нужность. Нередки случаи, когда родители не обращают внимания на успехи ребенка, считая их само собой разумеющимся, не забывая упомянуть свое недовольство в случае неудачи. Психологи считают, что человек нуждается на протяжении дня в объятьях (не мерее восьми раз), так как это способствует хорошему самочувствию.
  • Предоставление ребенку разумной самостоятельности. Специалисты советует не делать за малыша то, что он в состоянии сделать своими силами. Разумеется, родитель гораздо быстрее справится со многими делами, на которые у ребенка уйдет много времени, но это приведет лишь к нежеланию проявлять инициативу со стороны чада. У ребенка может не получаться первое время, но после того, как результат достигнут, появляется уверенность в себе, самоуважение. Обязательно присутствовать рядом, подбадривать.
  • Больше разрешений, меньше запретов. Стоит научиться правильной формулировке запретов, не употребляя приставку «не». Вместо «не сиди за компьютером», лучше сказать «Сначала сделай уроки, а потом можешь поиграть». Ребенок в силу устройства психики не слышит «не», делая акцент лишь на самом утверждении.
  • Формулировка лишь позитивных установок. Все, что говорят родители, ребенок воспринимает как самую настоящую данность, прогноз на будущее. Своими запретами, сомнением в силах малыша, можно запрограммировать на отрицательный результат и вызвать неуверенность в своих силах.
  • Поиск повода для похвалы. При неудаче, ребенок особенно нуждается в ободрении. Необходимо отыскать плюсы в сложившейся ситуации: вспомнить его достижения, прошлые успехи, отметить старания, которые он приложил, ободрить своей верой, что малыш сможет добиться своей цели. Уверенность родителя передастся ребенку, вызовет желание двигаться дальше.
  • При похвалах ребенка и упоминании его достижении, не стоит обращаться к сравнению с другими детьми. Ребенок должен выполнять задачи соответственно своему возрасту. Не стоит говорить о сверстниках, полагая, что таким образом малыш захочет добиться таких же успехов. Сравнение вызовет лишь раздражение, неумение ребенка радоваться собственным достижениям и желание ориентироваться лишь на свое окружением, не задумываясь об индивидуальных особенностях и талантах.
  • Восприятие ошибок как стимула для их коррекции. Ошибки являются обязательным элементом опыта при познании мира. Не стоит ругать ребенка за их появление, так как это приведет к лжи, боязни ошибиться, отобьет желание проявлять инициативу и разовьет неуверенность в себе. Лучше помогите исправить ошибки или подскажите ребенку, как он своими силами сможет устранить недочеты.
  • Отсутствие спешки при получении желаемого результата. Желая выглядеть успешными в глазах окружающих людей, мы стремимся устроить ребенка в неограниченное количество секций. Не каждый ребенок справится с подобными нагрузками. Он может не получать удовольствия, серьезно уставать, не в силах совмещать учебу и занятия в секциях. Лучше выбрать что-то одно, где чадо действительно добьется успеха.
  • Помощь ребенку в отвлечение от уныния, плохих мыслей. Если малыш остро переживает неудачу, пусть выскажется, позволит себе эмоциональную реакцию, чтобы после переключить его внимание на положительные моменты ситуации и полученный опыт. Это будет способствовать формированию позитивного мироощущения и умению находить радость в окружающей действительности.
  • Обсуждать с ребенком испытываемые им чувства. Это позволит ему понимать собственные чувства, уметь управлять ими. Ребенок приобретет эмпатию, поймет, что родители искренне заинтересованы в его жизни, не обесценивают его чувства.

Необходимо запомнить:

  • Не стоит говорить ребенку «Что ты наделал!». Грубая интонация, акцент не на поступок, а на самого малыша, который может считать плохим именно себя, приводят к нежеланию исправить ошибку;
  • Не навешивать на ребенка ярлыки «Неудачник», «Бестолочь», «Неумеха». Ребенок принимает за чистую монету все, что ему говорит родитель, вследствие чего даже будучи взрослым, будет считать, что не способен добиться успехов в жизни.
  • Не стоит ставить на первое место недостатки и ошибки, совершенные ребенком. Это приведет к нежеланию малыша добиваться каких-либо успехов в жизни.
  • Не обрывать желание ребенка рассказать об интересующих его вещах. Это может привести к отсутствию желания чада делиться происходящими в его жизни событиями с родителями.
  • Не нужно прибегать к сравнениям собственного ребенка с детьми знакомых и родственников. Каждый малыш индивидуален и у каждого свои способности, наследственность, среда, в которой он растет и развивается.

Что нужно делать:

  • Начинать утро, акцентируя внимание ребенка на приятных моментах: солнечные зайчики, вкусный завтрак, интересные планы на грядущий день;
  • Поощрять детей обнаруживать прекрасные моменты во время прогулки: красивые цветы, голубое небо, радуга.
  • Позволять себе смеяться, приучать детей к веселым играм. Малыши будут в восторге, а родитель почувствует себя беззаботным и способным сбросить груз усталости от повседневных хлопот.
  • При наличии трудностей и неудач у ребенка сделать акцент на успехе, которого он смог добиться. Возможно, что рисунок или поделка не так уж плохи, лишь кое-какие детали нуждаются в исправлении.
  • Учить детей мечтать и подбадривать в развитии смелых фантазий. Это позволит раскрыть в ребенке творческое начало, позволит легко справляться с трудностями и верить в собственные силы.
  • Грамотно препятствовать появлению капризов еще во время их возникновения, а лучше всего предотвращать полностью. Для этого стоит понять, какими реальными талантами владеет ребенок, какие есть ошибки и в выбранном стиле воспитания, проанализировав проблемные ситуации, которые возникают чаще всего, чтобы решать их по-другому.

Подводя итог, стоит помнить: ребенок способен перенять видение мира, ценности и установки от собственных родителей. Старайтесь сами быть таким человеком, какого бы хотели воспитать из своего ребенка. При наличии у детей поведения, нуждающегося в корректировке, стоит обратить внимание на себя, запреты, разрешения и отношение к малышу. Лучше всего самим практиковать оптимистичный взгляд на мир, давя себе право получать удовольствие от окружающей действительности. Это позволит воспитать оптимиста, который будет уверен в собственных силах и сможет обратить внимание на положительные моменты жизни.

5 советов: как вырастить ребенка оптимистом

Вам интересно, как вырастить ребенка оптимистом? Есть много причин для поощрения оптимизма в детях, включая длительное хорошее влияние на их ментальное и физическое здоровье.

Так что же надо делать, чтобы получить оптимистично настроенного ребенка? Воспользуйтесь этими советами для начала и понаблюдайте, как данные действия повлияют на ребенка и на вас.

Советы для воспитания оптимизма:

1. Перестаньте жаловаться

Если вы часто ловите себя на том, что выражаете свои хлопоты вслух, то постарайтесь этого не делать. Например, вы поспешно собираете и ведете детей в школу, при этом говоря: «Мы ползем как черепахи!» Или «Мы всегда опаздываем!». Фокус на негативных мыслях и разочаровании являются признаками классического пессимизма.

Чем больше вы жалуетесь на денежные проблемы или тяжелый день на работе, тем больше вероятность того, что дети научатся делать то же самое. Вместо этого, попробуйте поговорить о чем-то хорошем — «Сегодня на работе мы удачно поработали над большим проектом» или «Сегодня я встретила старую знакомую, очень милую женщину» и т. п.

Есть также неплохой вариант психологической игры, называется «розы и шипы». Каждый из членов семьи рассказывает о лучшем и худшем, что случилось с ним за день. Цель игры не сосредотачиваться на «шипах», а перевести внимание на позитивные вещи. В конце можно добавить еще одну оптимистичную вещь — каждый рассказывает о своих надеждах на завтрашний день.

2. Имейте высокие ожидания

Это значит, что надо начинать приучать детей к ответственности и небольших обязанностей пораньше. Например, повесьте в их комнате список дел, который будет напоминать о необходимости застелить кровать, одеться, почистить зубы и убрать в комнате. Установите правило, чтобы дети приходили на завтрак только после того, как выполнят все дела по организации себя и комнаты после сна. Подобные дела не только помогут вам уменьшить собственные нагрузки домашней работой, но и будут полезны самим детям. Большинство детей любят помогать и выполнять небольшие поручения, даже гордятся результатами собственных усилий. Они могут даже прийти и похвастаться, как прекрасно застелили постель.

Дети не смогут развить оптимизм подходом «я все могу», если у них нет даже возможности проявить себя и доказать свою стоимость. Если вы доверяете детям выполнение определенных задач, то они начинают чувствовать себя способными, чувствуют собственную значимость.

Дела должны соответствовать возрасту, ведь целью является их успешное выполнение детьми. 2-летний ребенок может подбирать и складывать свои игрушки, 3-летний — класть грязную одежду в корзину для стирки, 4-летний — носить тарелки в мойку, 5-летний — выносить мусор, 6-летний — сортировать и складывать белье после стирки.

3. Поддерживайте обдуманный риск

Мы все боремся с сильным желанием защитить своих детей от повреждений, боли и разочарований. Ведь упасть с горки для лазания на глазах у друзей или принять участие в хоккейной игре, когда вы не умеете кататься на коньках — эти ситуации, вызывающие неловкость и стыд. Поэтому естественно, мы хотим уберечь наших детей от них. Но запрещать ребенку какую-то деятельность только на основании того, что он не такой уж умелый и искусный в ней, как другие дети, подрывает его уверенность в себе и дает пессимизму пустить корни.

Читайте также:  О негативных последствиях чрезмерной опеки и заботы для мальчиков в разном возрасте

Вам просто придется понемногу отпускать вожжи. Позвольте ребенку (при достижении определенного возраста) некоторое время играть самому в комнате, а потом на улице с друзьями. Или съездить на экскурсию с другими детьми без вашего личного присмотра. Постепенно, со временем, берите большие риски и давайте ребенку больше самостоятельности, будто шаг за шагом забираетесь на гору. Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок боялся всего нового в этом быстром и меняющемся мире! Вы хотите, чтобы он приходил домой и говорил вам: «Мама, я справился, я это сделал!»

4. Подождите, прежде чем реагировать

Однажды вы узнаете, что одноклассница вашей 7-летней дочери оскорбляет ее и называет «толстушкой». Конечно же, ваш первый инстинкт — схватить трубку и позвонить родителям той девочки. Однако не торопитесь. Вы не сможете защищать вашего ребенка от всех и вся всю жизнь, вы должны научить его защищаться самостоятельно. Поэтому вам лучше поговорить с дочерью и научить, что ей надо говорить в подобных ситуациях.

Например: «Во-первых, я не толстая. Во-вторых, это некрасиво и очень грубо говорить подобные вещи. Никто не захочет дружить с тем, кто оскорбляет других». Получив подобный ответ, обидчику, скорее всего, станет стыдно, он прекратит такое поведение и даже извинится. Ваш же ребенок поймет, как надо защищать себя, и чувствовать себя уверенной в своих силах. Конечно, противостоять инстинктам разъяренной «матери-медведицы» очень трудно, это требует огромного самоконтроля.

Когда ребенок долго учится произносить новое слово или подбирает деталь пазла, легко сразу же вмешаться и помочь. Однако если вы будете позволять ребенку решать свои проблемы без вашей прямой помощи, то повысите его чувство выполненного задания и достижений, а также привьете более оптимистичный взгляд в собственные силы в будущем.

5. С готовностью принимайте трудности

Ваша дочь трудится над домашним заданием и часто говорит: «У меня плохо с математикой». К сожалению, даже одноразовой неудачи может быть достаточно, чтобы ребенок развил заниженную самооценку и ожидания неудач в будущем: «Я глупая», «Я ужасный в футболе», «Я не умею рисовать».

Чтобы избежать подобных выводов, попробуйте изменить точку зрения ребенка. Чтобы перевести его мнение в более позитивное русло, скажите: «Новые виды спорта трудно даются сначала» или «Я знаю, что ты не можешь пока сказать, который час, но ты обязательно научишься этому». И дайте малышу понять, что он не один такой: «У меня тоже сначала были проблемы с вычитанием в школе». Помогите ребенку сохранить надежду и позитив, напомнив о другом умении, которое он развил: «Помнишь, ты раньше не умел читать? Сколько у тебя времени и усилий заняло обучение! С этим ты также справишься!»

Как вырастить ребенка оптимистом? Советы психотерапевта

Преимущества оптимизма доказали многие исследования. Они охватывают все сферы жизни (семейную, учебную, профессиональную), включая и психическую устойчивость. Оптимизм позволяет снизить стресс и защищает от депрессии.

Еще более удивительно то, что эффект оптимизма сказывается и на здоровье организма в целом. Оптимизм подпитывает самооценку и веру в себя. Это отражается на иммунитете. Оптимисты дольше остаются активными, быстрее восстанавливаются после травм, физических нагрузок и заболеваний.

Psychologies: Вы считаете, что воспитать счастливого ребенка — значит привить ему оптимистичное мышление. Что это значит?

Ален Браконье: Оптимизм — это умение, с одной стороны, видеть позитивные варианты развития событий и, с другой, давать разумную оценку неприятностям. Пессимисты склонны к обесценивающим суждениям и негативным обобщениям. Они часто говорят: «я пустое место», «я не могу совладать с обстоятельствами». Оптимисты не зацикливаются на том, что уже случилось, они стараются понять, что им делать дальше.

Оптимизм — врожденное или приобретенное качество? Как распознать у ребенка склонность к оптимизму?

Все дети с рождения демонстрируют признаки оптимизма. С первых месяцев ребенок улыбается взрослым, чтобы показать, что ему хорошо. Ему все любопытно, он увлечен всем новым, всем, что движется, блестит, издает звуки. Он непрерывно требует к себе внимания. Он быстро становится большим выдумщиком: хочет все попробовать, до всего дотянуться.

Воспитывайте ребенка так, чтобы его привязанность к вам не была похожа на зависимость, но в то же время давала чувство защищенности

Когда ребенок вырастает достаточно, чтобы выбраться из своей кроватки, он тут же начинает исследовать пространство вокруг нее. В психоанализе это называется «влечением к жизни». Оно толкает нас на завоевание мира.

Но исследования показывают, что некоторые дети более любопытны и общительны, чем другие. Среди специалистов сложилось мнение, что таких детей 25% от общего числа. Это значит, что для трех четвертей природный оптимизм можно пробудить с помощью обучения и соответствующей атмосферы.

Как это сделать?

Когда ребенок растет, он сталкивается с ограничениями и может стать агрессивным и несчастным. Оптимизм помогает ему не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Между двумя и четырьмя годами такие дети много смеются и играют, они меньше тревожатся из-за расставания с родителями, лучше переносят одиночество. Они способны проводить время наедине с собой, могут сами себя занять.

Чтобы это получилось, воспитывайте ребенка так, чтобы его привязанность к вам не была похожа на зависимость, но в то же время давала чувство защищенности. Важно, чтобы вы были рядом, когда он нуждается в вас — например, чтобы помочь ему заснуть. Ваше участие нужно, чтобы ребенок научился переживать страхи, разлуку, потери.

Если родители перехваливают ребенка, восторгаются им по поводу и без, у него может сложиться представление, что ему все должны

Важно также поощрять упорство во всем, за что берется ребенок, будь то спорт, рисование или игры-головоломки. Когда он проявляет настойчивость, он добивается больших успехов, и в результате у него складывается позитивный образ самого себя. Достаточно понаблюдать за детьми, чтобы понять, что доставляет им удовольствие: сознание, что у них что-то получается.

Родители должны подкреплять позитивное самоощущение ребенка. Они могут сказать: «Давай посмотрим, почему ты не справился с заданием». Напоминайте ему о его прошлых успехах. Сожаления ведут к пессимизму.

Не кажется ли вам, что слишком оптимистичный ребенок будет смотреть на мир через «розовые очки» и вырастет неготовым к жизненным испытаниям?

Разумный оптимизм не мешает, а, наоборот, помогает лучше адаптироваться к реальности. Исследования показывают, что оптимисты более собранны и сосредоточены в ситуации стресса, они проявляют гибкость мышления, когда сталкиваются с проблемами.

Конечно, речь не идет об оптимизме патологическом, который связан с иллюзией всемогущества. В такой ситуации ребенок (а затем и взрослый) мнит себя гением, Суперменом, которому все подвластно. Но это представление основано на искаженной картине мира: сталкиваясь с трудностями, такой человек будет пытаться защитить свои убеждения с помощью отрицания и ухода в фантазии.

Как формируется такой чрезмерный оптимизм? Как родителям избежать такого сценария?

Самооценка ребенка, его оценка собственных сил и способностей зависит от подхода родителей к воспитанию. Если родители перехваливают ребенка, восторгаются им по поводу и без, у него может сложиться представление, что ему все должны. Таким образом, самооценка не связывается в его представлении с реальными делами.

Главное, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят, что он сделал, чтобы заслужить эти слова

Чтобы этого не случилось, родителям следует формировать у ребенка мотивацию к самосовершенствованию. Ценить его достижения, но в той степени, в какой они этого заслуживают. Главное, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят, что он сделал, чтобы заслужить эти слова.

С другой стороны, есть родители, которые поднимают планку очень высоко. Что бы вы посоветовали им?

Те, кто требуют от ребенка слишком много, рискуют взрастить в нем чувство неудовлетворенности и неполноценности. Постоянное ожидание только лучших результатов создает чувство тревоги. Родителям кажется, что только так можно чего-то добиться в жизни. Но страх оказаться недостойным на самом деле мешает ребенку экспериментировать, пробовать новое, сходить с проторенной дороги — из страха не оправдать ожиданий.

Оптимистическое мышление невозможно без ощущения «я это могу». Поощрять в ребенке здоровую состязательность и целеустремленность необходимо. Но родители должны чутко следить за состоянием ребенка и понимать, что ему действительно по силам. Если ему плохо даются уроки игры на фортепьяно, не стоит ставить ему в пример Моцарта, который сочинял собственные пьесы в пять лет.

Об эксперте:

Ален Браконье — психолог, психоаналитик, автор книги «Ребенок-оптимист: в семье и в школе» («Enfance optimiste. En famille et a l’ecole», Odile Jacob, 2015).

«Мы не хотим детей»

Они вместе 16 лет, и у них нет детей. Утверждают, что счастливы вдвоем и больше им никто не нужен. Знакомые подозревают, что это красивые слова, за которыми пара прячет проблемы. Давайте разберемся, нормально ли не хотеть детей.

Существуют ли трудные дети?

Все больше отчаявшихся родителей приходят к психологу со словами: «Я не знаю, как с ним справиться. Может, он болен?» Но вспышки гнева, упрямство, капризы — еще не признаки патологии.

Как воспитать оптимиста и почему стоит это делать

Многим родителям хотелось бы видеть ребенка веселым с позитивными жизненными установками, но они не всегда знают, как воспитать оптимиста. Психотерапевт Ален Браконье считает, что оптимизм в ребенке надо культивировать. Только тогда он станет расти счастливым и сможет преодолеть многие жизненные трудности.

Часто родители перегибают палку, предъявляя к детям слишком высокие требования. Есть и другая сторона медали. Мать опекает ребенка так, что он «не может дышать» без ее контроля, навязывая не слишком радужное мировосприятие. Даже став взрослым, такой человек не может двигаться по жизни самостоятельно, и смотрит на мир глазами матери. О том, как вырастить оптимиста, и что это дает ребенку, мы и поговорим сегодня.

Что значит оптимист

Оптимисты смотрят на жизнь как на большое приключение, где положительных моментов гораздо больше, чем отрицательных. Если вы встретите оптимиста и спросите у него как жизнь, он ответит: «хорошо» или даже «прекрасно». Если даже они переживают трудности и проблемы, верят, что вскоре все образуется, и жизнь снова засияет прежними красками.

И не только верят, оптимисты делают все возможное для того, чтобы жизнь действительно была прекрасной.

Оптимисты находят выход из даже из самой сложной ситуации. Черные полосы у них случаются гораздо реже, чем у пессимистов. Удача приходит чаще и быстрее.

В чем заключаются преимущества оптимистов

Что дает оптимизм человеку? Оптимист легко движется по жизни, преодолевая сложные ситуации. Оптимизм не только может защитить от депрессивного состояния, но и положительно сказывается на здоровье человека. В первую очередь, у оптимистов хороший иммунитет. Именно с этим связано скорое восстановление организма после травм и болезней. Такие люди могут переносить большие физические нагрузки.

Воспитать оптимиста — не значит уверить ребенка в том, что у него все и всегда будет хорошо. Чрезмерный оптимизм вреден и мешает восприятию реальности. Но ребенок не должен считать, что он ничтожество, или пустое место, что не в силах справиться с обстоятельствами. Большое преимущество оптимиста, что он не зацикливается на том, что случилось, а стремиться идти вперед.

К главным плюсам оптимистов можно отнести.

  • Уверенность в себе. Таким людям проще идти по жизни. Они более удачливы и легче преодолевают препятствия.
  • Уважение окружающих. Особенно это заметно на работе, так как оптимисты не боятся решения сложных проблем, находят выход из трудных ситуаций.
  • Коммуникабельность. Одиночество точно не грозит оптимистам. Они жизнерадостны и легко находят знакомых в любом возрасте, просто вступают в новые отношения, заводят друзей.
  • Высокая продолжительность жизни. Так как оптимисты более здоровые люди, уверенные и удачливые и любят жизнь и живут дольше пессимистов. Они жизнерадостны и умеют передавать эту жизнерадостность окружающим.
Читайте также:  12 простых и эффективных советов по воспитанию детей

Оптимистами рождаются или становятся?

Жизнерадостность вообще присуща маленьким детям. Уже в первые месяцы жизни они начинают улыбаться, показывая, что себя отлично чувствуют. Малыши с любопытством знакомятся с окружающим миром, стараясь все потрогать или попробовать на вкус. Едва только дети начинают ползать, они приступают к завоеванию мира, исследуя то пространство, которые им доступно.

И все же к врожденным оптимистам можно отнести только три четверти детей, которые отличаются наибольшей жизнерадостностью

Чтобы понять, как воспринимают мир такие дети, достаточно прочитать рассказ Василия Аксенова, «Маленький Кит, лакировщик действительности». Речь в нем идет о человеке, у которого плохо складывается жизнь, у него неприятности на работе и сложные отношения с женой. Единственная отрада – маленький сын Кит, которого он очень любит. Чтобы уйти от всех проблем, мужчина идет гулять с сыном. Они оба возвращаются в прекрасном настроении. И тут Кит просит отца почитать сказку. Отец достает первую попавшуюся книгу «Волк и семеро козлят» и дает рассматривать картинки сыну. Кит рассказывает, что видит играющих козлят и маму козу, которая собирается на работу. Тогда сердце у отца сжимается, и он со страхом думает, что на следующей странице мальчик увидит страшного волка, испугается и его настроение испортится. Но реакция малыша совсем другая. Он спокойно говорит, что домой возвращается папа, чтобы поиграть с козлятами.

Вот так с оптимизмом ребенок воспринимает мир.

Во многом оптимистичное отношение к миру определяется наследственностью. В этом можно убедиться, наблюдая за двумя разными детьми. Один потерял игрушку, и после этого долго и безутешно плачет. Второй быстро находит себе другое занятие, и уже минут через десять начинает смеяться.

Но даже если оптимизм не врожденное свойство, дети могут перенять его от взрослых, которые находятся рядом с ними. Эти качества можно воспитать в ребенке, если придерживаться определенных правил.

Как вырастить ребенка оптимистом

Воспитывая в ребенке оптимизм, не нужно сталкивать его с жесткими ограничениями. Это может привести не только к агрессии с его стороны, но карапуз может почувствовать себя несчастным.

Если же ребенка воспитывать как оптимиста, он легче переносит разлуку с родителями, будет более жизнерадостен, сможет находить для себя интересное дело сам.

Важно, чтобы ребенок чувствовал защиту, был привязан к родителям. Но эта привязанность не должна превращаться в зависимость от матери и отца. Даже в возрасте 2-4 лет малыш может находиться какое-то время один, играть. Но родители нужны ему, чтобы он мог адаптироваться к сложным жизненным ситуациям.

Не меньшую роль играет поощрение стремлений ребенка и его упорства. Если даже он берется за какое-либо дело и не справляется, нужно помочь ему и подсказать, что он сделал не так. Но в то же время важно не перехвалить малыша. Он должен четко понимать, что он не супермен из сказки, а реальный человек, которому далеко не все по плечу.

Когда родители постоянно восторгаются малышом, приходят в восторг от каждой его шалости, он может возомнить себя небывалой величиной, думать, что все ему что-то должны.

У него появляется завышенная самооценка, но соответствующая реальному положению вещей. Лучшее, что могут сделать родители – мотивировать ребенка, ставя перед ним доступные цели. Хвалить его нужно тогда, когда он это действительно заслужил.

В то же время существует опасность, что родители будут требовать от своего чада слишком много, ставить задачи, с которыми ему очень сложно или невозможно справиться. Что может получиться в результате? У ребенка разовьются страхи, неудовлетворенность, чувство неполноценности, тревога. Он начинает бояться, что, если он не справиться с заданием, родители сочтут его недостойным и жалким. Но такого нельзя допускать.

Маленький человечек должен ощущать, что многое может. Не надо ставить планку слишком высоко, следует исходить только из возможностей и талантов своего чада.

Советы по воспитанию оптимиста

Родителям, которые хотят в будущем видеть ребенка здоровым и счастливым пригодятся наши советы.

  1. Применяйте оценку ребенка только в крайних случаях . Любому человеку неприятно, когда ему говорят, что кто-то умеет выполнять работу лучше, чем он. А малыш воспримет отрицательную оценку болезненно. Положительная, если ее применять слишком часто, может привести к завышенной самооценке. Поэтому постарайтесь переключить внимание ребенка. Вот такой пример. Девочка нарисовала дом для своей куклы. Подходит к маме и показывает свой рисунок. Маме, как обычно, некогда, и она отмахивается, говоря: «Ой, как красиво!». То есть она дает оценку. Но лучше поинтересоваться что изображено на рисунке. Пусть ребенок расскажет во всех подробностях, что он хотел изобразить. Можно посоветовать дорисовать балкон, пруд рядом с домом или еще что-нибудь. Пусть малыш учится изображать что-то новое. Таким образом он получает мотивацию и остается без оценки.
  2. Старайтесь общаться на эмоциональном уровне . Для ребенка очень важно общение с другими людьми, в первую очередь с родителями. Посидите с ребенком обняв его, гладя по голове. Он почувствует, что защищен и открыт миру. Любая работа, которую вы будете делать вместе поможет развитию в нем оптимизма. Вырезайте кукол из бумаги, лепите пельмени, играйте в лото — пусть малыш чувствует , что взрослые разделяют его интересы, он любим.
  3. Учите преодолевать препятствия. С маленьким человеком конечно будут происходить всякие маленькие беды и казусы. Можно его просто утешать и говорить, что разбитая коленка заживет, а разбитая тарелка не так важна. Но есть смысл действовать по-другому, выяснить причину неудач и пробовать делать все вместе. Не получается делать пирожки – делаем вместе. Криво раскрашен рисунок – попробуем сделать вместе по-другому. Ребенок будет учиться и верить, что у него все получится.
  4. Учите применять фантазию. Таким образом малыш распахнет двери в другой мир, отличный от того, в котором он живет. Фантазеры легче переживают промахи и неудачи. Маленький фантазер представляет себя настоящим волшебником. Он уже не чувствует себя беззащитным. Потому что может творить чудеса. Ведь в фантазиях страшная соседская собака может превратиться в беззащитного щенка, а разбитая ваза стать красивее, чем была.
  5. Играйте с малышом. Фантазировать хорошо, но игра учит активности, целеустремленности. Играть можно где угодно: дома, во дворе, на пляже. Возможно, ваша любимая скатерть может превратиться в занавес в театре, а старый чемодан в вагон поезда. Ничего страшного, если в детской комнате или даже в зале на время воцарится хаос. Для детей это сказка, игра, которая делает жизнь интересной и несет положительный заряд. Поэтому стоит забыть о мировых и финансовых проблемах и погрузиться в игру, и вместе с малышом хотя бы на час стать неисправимым оптимистом.

Воспитывать оптимиста легко, когда сам относишься к жизни с оптимизмом. Поэтому учитесь ценить любые моменты и жить в «здесь и сейчас». В любой ситуации есть свои плюсы, поэтому сумейте не только найти из, но и донести до ребенка.

Когда вы чего-то очень желаете, но желание недостижимо, не расстраивайтесь. Поступите как лисица из басни «Лиса и виноград». Если виноград недоступен, следовательно, он еще не созрел и пока не нужен. Впереди будет еще много хорошего, в том числе другие мечты и планы.

Заключение

Ребенок станет счастливее и успешнее, если вы воспитаете его оптимистом. В этом случае его ждет удачная карьера, счастливая семейная жизнь, уважение друзей. Но надо не перегнуть палку, не слишком ограничивать малыша, но и не предъявлять слишком высокие требования. Важно хвалить его не слишком часто, общаться с ним на эмоциональном уровне, больше мотивировать. Проводите больше времени с малышом, фантазируйте и играйте вместе с ним. Делайте его оптимистом, а он сделает вас более жизнерадостными и подарит минуты счастья.

Как воспитать ребёнка-оптимиста?

Время чтения 9 минут

Родители, думая о будущем детей, интересуются, как воспитать ребёнка – оптимиста? В статье рассмотрим, как стать оптимистом, советы психолога Мартина Селигмана, который посвятил всю жизнь изучению вопросов оптимизма и сейчас делится опытом. Жизнерадостность и оптимизм необходимы человеку для успешной жизни, умения переживать сложные периоды без депрессий, укрепления здоровья и долгой, счастливой жизни.
Итак, перейдём к изучению вопроса, как научиться оптимизму, как стать оптимистом?

Как научиться оптимизму: правила Мартина Селигмана

Оптимизм человека не является врождённой особенностью, обычно формируется в процессе жизни, общения, воспитания.
Мартин определил формулу:

Успех = талант + желание действовать + оптимизм

Именно так человек достигает большего.

Как стать оптимистом, советы психолога Мартина Селигмана:

Как помочь ребёнку стать оптимистом?

  1. Приучать к активности – самое неприятное ощущение – беспомощность. Она есть у младенцев, стариков и людей, которые не верят в собственные силы, знают, что зависимы от обстоятельств, судьбы, постоянно встречают неприятности.
    Задача родителей: дать понять, что любят малыша, он может собственными усилиями корректировать обстоятельства, справляться с заданиями, идти от простого к более сложному, повышая уверенность и оптимизм.
  2. Спокойное восприятие неудач – самое сложное в жизни: пережить поражение, неудачу, особенно для маленького человечка. Родителям полезно говорить, что ребёнок сможет в будущем добиться лучших результатов, никогда нельзя сдаваться, “ты – лучший”.
  3. Быть позитивным примером – дети становится оптимистами, наблюдая реакцию родителей на события жизни. Если склонны легко всё воспринимать, видеть позитивные стороны, то и ребёнок учится подобному подходу к жизни, впитывает с молоком матери. А постоянные жалобы и критика формируют принцип беспомощности и безнадёжности.
  4. Повышать самооценку – счастье маленького человечка определяется его взаимодействием с окружающим миром, восприятием себя. Уверенный ребёнок более открыт новому, быстрее обучается, адаптируется к новым обстоятельствам, готов к экспериментам, стремлению к новым свершениям.

Книга Мартина Селигман “Ребенок оптимист” поможет многим родителям найти подход к воспитанию детей, заметить проявления оптимизма или пессимизма на ранних стадиях зарождения. Чем раньше заложить основу для оптимизма, тем лучше.

Как правильно поддержать ребёнка в момент неудачи, как настроить на новые достижения, почему у многих опускаются руки и теряется интерес к занятиям, спорту? Часто менее способные дети достигают большего. Причина? Энтузиазм, уверенность, позитивное мышление.

Итак, основные идеи книги Мартина Селигман “Ребенок оптимист”:

  1. Пессимизм популярен в мире, но оптимизм можно привить, как вакцину. Профилактика – лучше, чем лечение.
  2. Дети развиваются, преодолевая беспомощность. Важно дать ему возможность почувствовать собственную силу, проявить самостоятельность в поступках, научиться преодолевать сложности.
  3. Образ мышления играет ключевую роль в восприятии жизненных ситуаций. Важно научиться видеть мир с позитивной точки зрения, находить способы изменения ситуации в лучшую сторону, не сдаваться в случае неудачи. Умение трансформировать неудачи в успех – это оптимизм.
  4. Ошибки родителей в воспитании детей – предоставление ложной информации, лишение самостоятельности, всё делаем за них, неумение правильно поддержать в случае стресса. Малышам нужна поддержка родителей, не просто утешение, важно бороться и достигать желаемого с помощью близких. Вспоминайте о своих детских годах, тоже были сложности, но потом научились, смогли, детям нужно чувствовать понимание их проблем.
  5. Уроки оптимизма усваиваются при правильной подаче информации – честность и правдивость слов, обращение к своему опыту, предложение решения вопроса, совместные занятия для развития новых навыков, умений, тренировки. Всё достигается упражнениями. Главное – верить, не сдаваться.

Схема действий: сочувствие, понимание, пример из жизни, поиск решения, работа над задачей.

  1. Развитие оптимизма у детей – профилактика депрессий во взрослом возрасте.
  2. Самооценка ребёнка оказывает большое влияние на восприятие мира. Ребенок – оптимист знает, что может преодолеть любые сложности, если не с первого, то десятого раза, никогда не сдаётся, бодр, весел, жизнерадостен, здоров физически и психически.
Читайте также:  Дружная семья гору свернет, или как преодолеть разногласия в воспитании ребенка

Как правильно повышать самооценку?

Неверно избегать сложностей, лишать оценки занятия в школе, самооценка формируется как следствие успешного преодоления сложностей. Самооценка = достижения/притязания. Таким образом, нужно повышать достижения или снижать требования. В школах часто идут вторым методом, лишая детей активности и занижая стремление к обучению.

Важно не избежать провалов в жизни, а научиться их иначе воспринимать, как временное явление, ступень на пути вперёд к новым свершениям. Ошибки тоже опыт. Упорство часто важнее успеха, ведь обеспечивает выживание, возможность не сдаваться в будущем.

  1. Негативные эмоции несут свою пользу – это сигналы тревоги, побуждающие к действиям. Невозможно жить, не испытывая страх, раздражение, злость, тревогу. Эмоции важно не избегать, а учиться понимать и использовать в жизни, направлять энергию на созидание, не разрушение. Защита от неудач и негатива лишает ребёнка возможности получить необходимые навыки, опыт. Эпидемия депрессия вызвана неправильным отношением к эмоциям, подавлению негатива и снижению планки в школе. Ориентация не на успех, а на избегание неудачи.
  2. Ребенок – оптимист знает, что достоин хорошего в жизни по определению, а не по причине обстоятельств. Объясняют причины успехов своими особенностями, умениями, а не удачей или другими случайными факторами. В неудачах ищут причины и способы исправления ситуации, избегают обобщений и самообвинений.
  3. Принцип оптимизма понимается, если родители дают положительные идеи, установки. Даже при негативном поведении стоит говорить о конкретных действиях, а не обобщать: “Плохой, не люблю”, лучше: “Что с тобой сегодня, обычно ведёшь себя лучше, может, давай…”

Книга Мартина Селигман “Ребенок оптимист” поможет родителям понять причины пессимизма детей, найти правильный подход к воспитанию здорового и счастливого ребёнка.

Как стать оптимистом, советы психолога Мартина Селигмана будут полезны как для воспитания детей, так и взрослым для понимания собственных реакций, эмоций, тренировки и выработки оптимизма.

зачем развивать позитивное мышление?

Позитивная психология и вопросы изучения счастья в жизни являются предметом пристального внимания психологов, приобретают популярность, востребованность. Изначально психологи концентрировали внимание на психологических расстройствах и патологиях, сейчас стараются сделать жизнь людей лучше, открыть их потенциал, научить радоваться, быть счастливыми.

Важным открытием стало влияние мыслей и настроя человека на его жизнь. Замечено, что позитивное восприятие жизни увеличивает возможности человека, даёт толчок к свершениям, окрыляет, позволяет побеждать там, где сдаются другие. Пессимизм – путь в никуда, подрывает активность, возникает как результат беспомощности личности, непонимания возможностей и роли в окружающем мире.

Пассивная жизненная позиция деструктивна, ведёт к несчастливой жизни, по течению, без попыток к изменениям русла или направления движения. Любые изменения в жизни начинаются с трансформации мышления и восприятия внешнего мира. Только искоренив пессимизм, можно достичь нового. Однако оптимизм не предполагает просто беспричинную радость, которая скорее ассоциируется с глупостью. Нет, это сознательный настрой на успехи и победы, поиск хороших сторон жизни.

В книге “Новая позитивная психология” рассматриваются сферы проявления пессимизма и оптимизма, автор ищет причины и следствия продолжительности и счастья людей при равных условиях жизни и приходит к новым выводам. Здоровая и успешная жизнь связана с внутренним настроем, радостью от жизни, реализацией предназначения, понимания смысла.

Мартин Селигман “Как научиться оптимизму”, книга способствует пониманию формирования оптимизма или пессимизма в характере человека. Автор многие годы изучал вопросы психологии, проводил исследования, выявил синдром беспомощности, который мешает людям вести активный образ жизни, быть полностью счастливыми.

Как стать оптимистом, советы психолога Мартина Селигмана предполагают изменение нашей реакции на события жизни, выработку нового взгляда на вещи.

Предлагает использовать следующий алгоритм:

  1. Определить факты событий.
  2. Сделать оценку, понять причины негативного восприятия ситуации.
  3. Какие убеждения лежат в основе оценки?
  4. Понять свои чувства, эмоции.
  5. Переключиться, отвлечься от негативных мыслей, постараться найти вторую сторону, иначе посмотреть на ситуацию.
  6. Внутреннее оспаривание – найти другие аргументы, осознать ошибочность первоначальных выводов, найти правильное решение. Понять пользу ситуации, выгоды, возможности.
  7. Активация – действия на основе новых выводов.

Оптимист и пессимист не диагноз, а умение воспринимать окружающий мир, привычка, помогающая или мешающая в жизни. Каждый человек может изменить привычку мыслить, с негативной на позитивную, однако нужно выработать навык, тренироваться, закладывать положительные установки.

Книга “Как научиться оптимизму” Мартина Селигмана поможет человеку измениться при наличии стремления, содержит тесты для выявления собственных реакций, внутренних убеждений. Как настроены по отношению к жизни: дружелюбно или враждебно? Верите, что достойны лучшего, или вечно не везёт?

Как стать оптимистом, советы психолога Мартина Селигмана помогли многим людям изменить собственную жизнь, значит, всё в наших руках.

Предлагаем программу действий:

  • Научится получать удовольствие от жизни – а ведь удовольствие приносят не только обычные радости: еда, вещи, развлечения, но и добрые поступки. Полезно каждый день совершать что-то для близких или даже малознакомых людей, это приносит огромное удовольствие, повышает самооценку, даёт эмоциональный подъём.
  • Учитесь видеть шансы – в жизни более счастливые и успешные люди, которые находят шансы и возможности там, где другие не видят. Оптимизм повышает изобретательность, стремление к поиску новых попыток достичь желаемого. Ответ есть всегда, главное – искать.
  • Чаще улыбайтесь – учёные заметили, что улыбчивые люди более счастливы в личной жизни и профессиональной реализации, а угрюмые чаще встречают неудачи на пути. Почему? Улыбка действует позитивно на настроение и восприятие человека, он контактен и успешен. Отличное настроение способствует также росту иммунитета и сопротивлению болезням.
    Как стать оптимистом, советы психолога Мартина Селигмана связаны с практическим опытом. Так, улыбающиеся студентки быстрее выходили замуж и были успешнее в будущей работе.
  • Сомневаться в негативных мыслях – наши предположения, мысли, выводы могут быть ошибочны, стоит периодически анализировать их, опровергать, находить позитивную замену.
  • Развивать свои сильные стороны – взрослыми, как и детям, помогает концентрация на сильных сторонах личности, умениях, способностях. Искоренить недостатки порою сложнее, чем развить достоинства.
    Как стать оптимистом, советы психолога Мартина Селигмана написаны на основе исследования семейной жизни. Он заметил, что дочка обладает особыми преимуществами – общительность, чувственность к эмоциям других,- делал акцент на развитии этих особенностей, подавление негатива не всегда помогает. Чем бороться с плохими привычками, лучше прививать хорошие.
  • Создавать позитивный настрой – важно научиться утром настраиваться на позитивную волну, верить, что день будет удачным, принесёт новые возможности. Негативный настрой мешает, тормозит жизнь, видим только проблемы. Полезно думать о хорошем перед началом работы, вспоминать достижения, встречать день с радостью.
  • Видеть счастье – счастье есть, главное – его найти. Мартин Селигман утверждает: оптимизм способствует развитию счастья. Психолог определил формулу счастья = уровень счастливости + обстоятельства жизни + факторы, подверженные влиянию человека. Таким образом, у человека есть запас оптимизма, позволяющий видеть счастье, а также возможность корректировать жизнь благодаря поиску способов воздействия на обстоятельства.
    Счастью способствуют удовольствия жизни, важно баловать себя иногда, находить время для личных интересов, встреч с друзьями. Можно выделить один день для реализации желаний и планов. Второй способ – помощь людям, самореализация, поиск предназначения. Третий – познание мира, смысла бытия.
  • Принятие прошлого – для счастья и восприятия жизни в позитивном ключе важно научиться принимать прошлое без горечи, сожалений, желания переписать, искупить вину. Ошибки помогают людям стать мудрее, пополняют жизненный опыт.
    Как стать оптимистом, советы психолога Мартина Селигмана основываются на изучении психических патологий, депрессий, беспомощности. Именно негативный опыт прошлого и неумение простить себя, близких, отпустить негатив приводит к расстройствам психики и депрессиям в будущем.
  • Позитивное восприятие будущего – уверенность в себе, вера, надежда, энтузиазм помогают смотреть с оптимизмом в завтрашний день, стремиться к новым свершениям, достижениям.

Стремление людей: “станем оптимистами” – это решение, способное изменить жизнь кардинально, наполнить радостью, светом, новыми успехами. Как стать оптимистом, советы психолога Мартина Селигмана помогают наполнить жизнь новым смыслом, научить воспитывать детей – оптимистов, преодолевать любые сложности жизни.

Как вырастить оптимиста.
консультация по теме

Понятие оптимист и несколько советов для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
kak_vyrastit_optimista.docx46.72 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ВЫРАСТИТЬ ОПТИМИСТА
Оптимисты — это люди с позитивным отношением к жизни. Они спокойнее воспринимают неудачи, легче преодолевают трудности, увереннее смотрят в будущее и верят в то, что всё будет хорошо. Благодаря своему отношению к жизни они меньше болеют и дольше живут. Воспитывать оптимизм нужно с детства, постепенно прививая ребёнку позитивный взгляд на вещи. Вот несколько советов психолога как воспитать в ребёнке оптимизм.

Прежде всего, настройтесь на позитивный лад сами.
Малыш особенно чутко чувствует настроение мамы. Если она довольна, весела и дружелюбна, то и ребенок будет жизнерадостным. Однако стоит маме немного занервничать, как у малыша поднимается уровень тревожности. Это нормально. Ребенок должен привыкать к реальности, поэтому ограждать его от всех трудностей тоже не стоит. Гораздо важнее воспитать в нем такую жизненную стойкость, с которой ему море будет по колено.

Все время ищите поводы для радости.
Почаще устраивайте малышу сюрпризы и праздники. Ожидание маленького чуда всегда способствует хорошему настроению.

Не бойтесь мечтать вместе с ребенком.
Стройте планы на ближайшее и отдаленное будущее. Уверенность в завтрашнем дне сделает малыша более спокойным, исчезнет неуверенность и страх перед будущим.

В разговоре с ребенком лучше избегать слов «всегда» и «никогда».
Они слишком категоричны и носят пессимистическую окраску. Гораздо уместнее слово «иногда».

Сформулируйте жизненный девиз.
Например, «Все получится!», «Все будет хорошо!», «Выход есть всегда!». Усвоенные с детства слова дадут ребенку положительную жизненную установку.

Обязательно развивайте в малыше уверенность в себе и надежду на лучшее.
Любую проблему можно решить, главное – не унывать. Научите его не бояться собственных ошибок. Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Всё будет хорошо, если исправить свою ошибку и сделать правильные выводы.

Покажите ребенку, что этот мир удивителен и прекрасен.
Он предоставляет массу возможностей для каждого человека, стоит только захотеть и приложить немного усилий. Научите ребенка пользоваться этим, ставить перед собой цели и идти к ним, не взирая на трудности.

Не забывайте про юмор.
Он помогает преодолеть многие детские страхи. Ведь смешное уже не может казаться страшным. Поэтому больше смейтесь, шутите, и всячески поощряйте в этом ребенка. Приучите его на любую сложную ситуацию смотреть иронично. И вообще, почаще улыбайтесь, только делайте это искренне, дети очень хорошо чувствуют фальшь. И обязательно радуйтесь каждой улыбке малыша. Ведь улыбка – это залог позитивного отношения к жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несомненно, один из самых бесценных подарков, который может получить ребенок от родителей, — это умение с оптимизмом относиться к окружающему миру.

Рекомендации родителя по воспитанию оптимистических качеств у детей.

Некоторые люди оптимистами, безусловно, рождаются. Бывает, поздоровается прохожий с двухлетним малышом, а тот улыбается в ответ, хотя видит этого взрослого впервые. Просто так велико его доверие к мир.

Нам хочется, чтобы они росли жизнерадостными, не страдая от сомнений, тревог или плохого настроения. Как сориентировать их в нужную сторону.

МЫ РОЖДАЕМСЯ ОПТИМИСТАМИ. ПОВЕДЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ МОЖЕТ УКРЕПИТЬ В ДЕТЯХ ЭТИ ТЕНДЕНЦИИ ЛИБО РАЗРУШИТЬ ИХ.

Оптимистическому человеку, не боящемуся трудностей и любящему жизнь, легче добиться успеха, чем негативно ко всему настроенному.

У детей, постоянно чувствующих родительскую поддержку, больше веры в себя. Когда вы успокаиваете своего расплакавшегося малыша или приходите на концерт с его участием, вы даёте ребёнку уверенность, чу.

Ссылка на основную публикацию