Как сказать ребенку «нет» – 5 основных правил

11 способов сказать ребенку «нет» и быть услышанным

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Казалось бы, что сложного в том, чтобы сказать ребенку «нет» и добиться желаемого эффекта? Однако каждый родитель знает, что часто отказы и запреты становятся причиной слез, истерик и вспышек агрессии. Так как этого избежать?

AdMe.ru собрал 11 советов, следуя которым вы сможете говорить «нет» малышу спокойнее и увереннее.

1. «Нет» должно произноситься редко

«Нет» должно стать вашим козырем. Если ребенок будет слышать от вас «нет» с интервалом в 5 минут, то очень быстро перестанет на него реагировать. Если же употреблять слово «нет» редко и на фоне многих «да», оно будет восприниматься как стоп-сигнал, как что-то очень важное.

2. Первое «нет» играет ключевую роль

Запрещать ребенку какое-либо действие в первый раз нужно спокойным уверенным тоном, с серьезным выражением лица и с приведением понятных причин. Важно, чтобы ребенок сразу усвоил, почему, например, нельзя рисовать на стенах фломастером. Каждая следующая попытка донесения «нет» рискует оказаться провальной.

3. Говоря безапелляционное «нет», приготовьтесь потрудиться

Запрещая ребенку что-либо, вы его обижаете. По крайней мере, для него все выглядит именно так. Но это не значит, что вам нужно сразу пытаться его успокоить и смягчить свою позицию, — это значит, что вам нужно настроиться на дополнительную работу. Чтобы облегчить переживания ребенка, постарайтесь разделить их с ним. Обнимите его, посочувствуйте, скажите о том, что вы понимаете его, но так делать нельзя, и точка. Главное, не отменяйте запрет! Ребенок смирится с невозможностью сделать задуманное, но при этом не будет одинок в своих переживаниях и будет чувствовать вашу любовь и поддержку.

4. Недостаточно отказать, нужны объяснения

Если ребенок не понимает, почему чего-то нельзя, вероятность того, что он захочет повторить это действие снова, увеличивается. Самый эффективный способ сказать «нет» — назвать веские причины, которые ваш ребенок может понять. Однако учтите, что, когда малыш сердится или огорчен, он просто не в состоянии воспринимать долгие и сложные объяснения, почему нельзя. Длинные нотации он, скорее всего, пропустит мимо ушей, поэтому формулируйте предложения коротко и на доступном ему языке.

5. «Да» может означать отказ

Дети слышат «нет» так много раз, что со временем они перестают верно интерпретировать это слово. Поэтому стоит взять на заметку, что «да» тоже может означать «нет». Например, если ваш ребенок хочет новую игрушку во время покупок в супермаркете, вы можете ответить: «Да, если это то, что ты хочешь получить на Новый год». Таким образом ваш ребенок получит желаемое и научится идти на компромиссы.

6. Никаких криков! «Нет» произносится нейтрально

В зависимости от того, как вы произносите «нет», меняется его значение. Если ваш отказ выражается на повышенных тонах, то это сродни выяснению отношений, а не воспитание. То же самое касается «нет» с улыбкой на лице. Ребенок рассуждает так: «Родитель говорит зло, значит, он меня не любит; родитель говорит весело, значит, он просто играет».

Искусство запрещать: как сказать ребенку “нет”

Ребенок растет, развивается, исследует окружающий мир, ищет для себя увлекательные занятия и часто находится в абсолютном неведении по части возможных последствий своей деятельности. И, конечно, хочет чего-то такого, что ему нельзя дать и надо запретить. И тут перед родителями встает один из самых важных и при этом самых болезненных вопросов: “Как сказать ребенку ‘нет’?”

На самом деле сказать малышу “нет” и добиться нужного результата — не так уж и сложно. Но для этого необходимо следовать схеме, состоящей из семи правил, которые взрослые должны соблюдать самым строжайшим образом. Итак, приступим.

Первое правило: “Вы не можете говорить ‘нет’ всегда”

Прежде всего, необходимо понять, что “нет” — это особенное, исключительное слово, и если произносить его постоянно, оно обесценивается и теряет смысл. Если мама на все кричит: “Нет!”, “Нельзя!”, “Перестань!” да “Прекрати!” — ее “нет” начинает выполнять роль простого прерывания действия, но уже не работает как запрет. Для того чтобы ребенок среагировал на ваше “нет” достойным образом, оно должно прозвучать на фоне многих “да”, обескуражить, озадачить, приковать к себе его внимание. Так что чем реже вы произносите слово “нет”, тем оно действеннее. Чтобы уменьшить количество запретов, о них надо думать загодя, всячески предупреждая саму возможность столкновения ребенка с соответствующими вашими “нет” и “нельзя”. Если ваза находится вне зоны досягаемости, вам же не придется запрещать ребенку ее трогать? Вот и уберите ее подальше и повыше, подрастет — поставите на место. То же самое касается электроприборов и других опасных предметов.

Чем меньше запретов, тем они действеннее — это нужно понять и принять.

Второе правило: “Если вы сказали своему ребенку ‘нет’, то уже не можете сказать ему ‘да'”

Каждый раз, вознамерившись сказать своему ребенку “нет”, не забывайте о том, что этим словом вы загоняете себя в своего рода ловушку и берете на себя огромную ответственность, потому что если вы сказали ребенку “нет”, то сказать “да” вы теперь уже не можете. Поэтому, прежде чем сказать своему ребенку “нет”, подумайте — насколько это необходимо? Не получится ли так, что вы запретили то, что потом придется разрешить? Но чего в таком случае будет стоить ваше “нет”, если его с легкостью можно забирать обратно? Ровным счетом ничего! Так что если вы можете обойтись без “нет”, то это всегда лучше и для ребенка, и для родителя.

Когда мы учим ребенка отличать “белое” от “черного”, мы никогда не называем белое “черным”, а черное “белым”. Но в случае с “нет” эта логика нам почему-то изменяет. По непонятным причинам мы считаем возможным разрешать запрещенное и запрещать разрешенное.

Третье правило: “Если уж вы решились сказать своему ребенку ‘нет’, настройтесь на большую работу”

Когда вы говорите ребенку “нет”, его желание получить вожделенное, “запрещенное” становится не меньше, а больше. И дело даже не в том, что “запретный плод сладок”, а в том, что это ограничение свободы, которое любой нормальный человек воспринимает болезненно. Поэтому, вводя в обиход новый запрет, не ждите, что ребенок примет его сразу и безоговорочно, а приготовьтесь встретить его естественный протест. Вот тут и начинается ваша работа по внедрению нового “нет” в жизнь ребенка. Сначала малыш будет сопротивляться, а вы не должны превратить это сопротивление в склоку — это работа. Потом он будет пытаться убедить вас принять поправки к соответствующим статьям, а вы не должны на это поддаться — это тоже работа.

В какой-то момент ребенок начнет следовать предписанию, и тут вы должны будете не забывать поощрять малыша, поддерживать, положительно оценивать его новую модель поведения — а это большая работа!

Ну и, наконец, накладывая определенные ограничения на ребенка, вы должны будете в чем-то наложить их и на себя. Например, если вы ограничиваете ребенка в сладком, будет нечестно держать на видном месте конфеты и тортики “для себя любимых”.

Нам кажется, что использовать запрет — это проще. Мол, сказал, что нельзя, и все. Заблуждение. Как раз введение запрета требует от родителей непомерных усилий и множества душевных трат. Поэтому, поверьте, договориться — это и проще, и, в ряде случаев, куда эффективнее.

Четвертое правило: “Объясняйте ребенку свое ‘нет’ только в том случае, если вы уверены, что он способен понять ваше объяснение”

Мама срывается на годовалого ребенка: “А ну вынь руки изо рта!” и добавляет: “Я же тебе говорила, что они грязные!” Неудивительно, что, дождавшись, когда мама отвернется, мальчик, весь расстроенный и недовольный, засунул в рот целый кулак. Видимо, кроха не уловил причинно-следственную связь между кишечным расстройством, бактериями и облизыванием пальца. Но, по мнению мамы, он должен был это не только понять, но еще и запомнить. Опасность ситуации заключается в том, что своими “умными”, но непонятными объяснениями мы не только не объясняем ребенку наш запрет, но еще и путаем его и в результате оставляем один на один с неким нашим требованием, которое он, разумеется, нарушает. Поэтому надо постараться находить своим запретам понятные ребенку объяснения. Если же вы не находите подходящего объяснения, учитывая интеллектуальное развитие, знания и опыт вашего малыша, то просто запретите. Ну и, может быть, дайте что-то взамен. Ничего худого от такого запрета не будет. Просто ребенок поймет, что этого — запрещенного — делать нельзя.

Если вы что-то объясняете ребенку, то делать это нужно, используя имеющийся у него опыт, при этом желательно, чтобы ребенок объяснил, что и как он понял.

Пятое правило: “‘Нет’ — это слово, которое всегда произносится нейтрально”

“Нет” — это слово, которое используется для воспитания, а не с целью “выяснения отношений”. Если же у родителей в момент объявления запрета заметны эмоции, то ребенок воспринимает их на свой счет, а в этом случае уже можно забыть о “воспитании”. Родитель говорит зло, значит, он меня не любит. Родитель говорит весело, значит, он просто играет.

Ребенок не способен понять, что “нет” — это правило, основанное на знании некой объективной реальности, на знании последствий тех или иных действий. Для него “нет” — это прерывание его действия. Когда вы произносите свое “нет” спокойно и уверенно, вы, по сути, говорите ему: “Это не я прервал твое действие. Оно само прервалось”. И в этом случае ребенок не чувствует себя уязвленным, а запрет превращается в некую “загадку природы”, которую можно и не понимать, но принять к сведению необходимо.

Как говорит взрослый, в десятки раз важнее того, что он говорит. Если мама говорит дочери: “Не трогай помаду!” — и при этом хохочет, потому что это выглядит забавно, дочь решает, что маме весело, и продолжает ее веселить. Если родитель изрекает: “Сколько раз я тебе говорил: не смей брать деньги!” — для пятилетнего ребенка это звучит как угроза.

Если вы произносите свой запрет уверенно, то ребенок примет это “нет” спокойно и без лишних волнений.

Читайте также:  Как отказать капризному ребёнку? Как сказать ребёнку: “Нет”?

Шестое правило: “Всегда положительно подкрепляйте поведение ребенка, когда он начинает следовать вашему ‘нет'”

К сожалению, об этом приходится напоминать постоянно — необходимы положительные подкрепления “правильному”, “хорошему” поведению ребенка. Обычно драма разворачивается по следующей схеме. Сначала родитель замечает, что ребенок делает какой-то “ужас”, и злится на него за это. Затем уже порядком разгоряченный родитель заявляет ребенку свое “нет”, причем нервно, напряженно, истерично и подчас даже подвизгивая. Ребенок пугается и идет на попятную, причем вовсе не потому, что понял суть предъявляемых ему претензий, а просто потому, что надо как-то защититься, унять родительский гнев. Родитель чувствует, что “его взяла”, и принимает вид недовольного, но удовлетворенного удава. И получается, что ребенок за свое следование родительскому “нет” получает не поощрение, чего он вполне заслуживает, а “кислую мину”. Такое положение надо срочно менять! Поймите, что готовность ребенка двигаться навстречу вашим требованиям или следование вашему запрету — это не “естественно”, это акт доброй воли, которую нужно уметь замечать в своем ребенке, отмечать положительно и закреплять ответным актом доброй воли.

Радуйтесь всякий раз, когда ребенок проявляет готовность выполнить ваши условия. Во-первых, потому, что есть, чему радоваться, а во-вторых, потому, что ребенку очень важно знать, что он своего родителя радует.

Седьмое правило: “Позиция всех членов семьи по каждому конкретному ‘нет’ в жизни вашего ребенка должна быть одинакова”

Самое ужасное — стремиться быть для своего ребенка “лучше”, чем другие его родственники, покупать его благорасположение, демонстрировать большую лояльность. Таким образом вы дискредитируете всех, включая самого себя, а ребенок постоянно находится в подвешенном состоянии. А ведь, как правило, у каждого члена семьи — мамы, папы, бабушек, дедушек, дядь и теть есть свой личный список “нет” для ребенка. Одни запрещают конфеты, другие разрешают, одни ничего не говорят, когда ребенок ест у телевизора, у других это вызывает бурный протест, одни ругают за оценки другие говорят — “наплевать”. Типичная ошибка семьи выглядит следующим образом. Мама говорит ребенку, что он не сделал уроки, а поэтому никакого телевизора. Ребенок идет к бабушке и “давит на жалость”: “Бабуля, а можно телевизор посмотреть?” Бабушка, видя заплаканные глаза любимого внука, тут же включает ему телевизор плюс к этому еще и плюшку какую-нибудь приносит. На месте бабушки может оказаться отец, на месте мамы — дедушка. Как в такой ситуации у ребенка может сформироваться правильное представление о том, что можно, а что нельзя? Да никак. Но зато у него может сформироваться другое — умение манипулировать родственниками.

Консолидированная в отношении запретов позиция взрослых повышает психическое здоровье ребенка и дарует ему семью, в которой все друг друга уважают, и понимание того, что прозвучавший запрет — это не прихоть одного из членов семьи, а данность.

Из личного опыта. У нас в семье Сонечка точно знает, что обмануть старших почти невозможно. Потому что между всеми старшими существует договоренность: если что-то разрешается или запрещается, об этом оповещаются все. Причем прежде чем разрешить или запретить, тот, к кому Соня обращается, спрашивает у окружающих — какие уже были даны на этот счет инструкции. И Соня прекрасно знает, что взрослые имеют общую, консолидированную позицию по любому вопросу и даже если у них нет общей позиции, то в момент, когда она понадобится, они ее при ней же и организуют. Таким образом мы все повышаем взаимный авторитет, потому как мы друг у друга спрашиваем — что да как, и затем следуем общему плану. Сонечка понимает, что взрослыми нельзя манипулировать, и это дает ей чувство уверенности.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

5 способов сказать ребенку «нет»

Ставить границы, озвучивать запреты и говорить «нет» приходится всем родителям. Проблема в том, что не у всех получается добиться желаемого эффекта. Как же правильно формулировать отказ?

15 ноября 2016 · Текст: Алиса Кобозева · Фото: GettyImages

Крайнова Анна

системный семейный и детский психолог

Когда мы говорим ребенку «нет», возможно три рода затруднений. Некоторым родителям бывает сложно подобрать правильные слова, чтобы, например, не обидеть ребенка. Другим в принципе трудно говорить нет”, и им приходится каждый раз преодолевать внутренний барьер. Третьим непросто выдержать негативную ответную реакцию ребенка, когда они слышат от крохи заявления вроде: «Ты плохая!», «Ты меня не любишь!», «Я тебя не люблю». Тут можно испытать целую гамму чувств от вины и злости до ощущения полной беспомощности и личной несостоятельности. Тем не менее, запреты ребенку жизненно необходимы. Мы расскажем, как вводить их максимально безболезненно.

Зачем нужны запреты

Ребенку на самом деле непросто мириться с ограничениями. А еще ему трудно контролировать свои эмоции. Но в жизни детям предстоит сталкиваться с ситуациями, когда не все будет так, как им хочется. Для любого ребенка будет лучше, если он научится переживать этот опыт в контакте с близким взрослым. Тогда он встретит сопереживание, поддержку и помощь в распознавании собственных эмоций. Так что не стоит бояться говорить ребенку «нет». Запомните: запреты ему жизненно необходимы. Родительское «нет» помогает устанавливать границы, которые нужны для нормального развития психики малыша. Оно выступает как опора, как стена, которая дает детям чувство безопасности. Ведь без границ ребенку становится тревожно, мир в его представлении перестает быть безопасным. Безусловно, на введение запретов малыш может реагировать негативно. Так он проверяет ваши границы и пытается их расшатать. Однако, если вы будете спокойны, последовательны, выступите с супругом единым фронтом, ребенок примет новые правила.

Кто главный?

В семье принципиально важна здоровая иерархия. Это когда родитель занимает главенствующую позицию по отношению к ребенку, то есть является сильным, спокойным, уверенным в себе взрослым, который справляется со своими эмоциями и помогает малышу справиться с его чувствами. Так дети получают ощущение заботы, любви, принятия, и, главное, безопасности, а это помогает им справиться с тревогой. Если иерархия нарушена, ребенок ничего этого не чувствует.

Распространенные ошибки

Если родитель боится брать на себя ответственность, он общается с ребенком из позиции «друга». Тогда ему трудно отказывать и запрещать. Если взрослый занимает детскую позицию, он фактически ждет, что малыш станет для него утешителем.Такие мамы и папы нередко говорят: «Пожалей мамочку, у меня столько дел, а тут ты со своими капризами!», «Папа так устал на работе, пощади меня сегодня!» Некоторые родители, что еще хуже, действуют с позиции власти или насилия. Любая ситуация, где приходится сказать ребенку «нет», может вызвать у них раздражение или злость. При этом они апеллируют не к поведению ребенка или конкретной ситуации, а фактически выставляет его виноватым, «плохим». Часто они говорят например так: « Ты плохой, поэтому нельзя!», «Ты только и делаешь, что чего-то хочешь! Замолчи! Тебе бы только есть конфеты/играть/не слушаться/смотреть мультики и т.д.», «Как тебе не стыдно! Я столько делаю, а ты!» Для ребенка такой запрет видится как нападение и проявление агрессии. К тому же он укрепляется в мысли, что он плохой. В ответ ему ничего не остается делать, как протестовать, огрызаться или плакать. При этом он может чувствовать обиду, стыд, вину, беспомощность или злость. Стоит ли говорить, что отношения между малышом и родителями при всех этих сценариях портятся. Чтобы наладить контакт, попробуйте действовать иначе.

Общие правила

  • Не впадайте в крайности. Когда запретов слишком много, свободы остается слишком мало. В ближайшей перспективе возможен протест или апатия, а в будущем это может вылиться в неспособность делать самостоятельный выбор и даже отсутствие собственных желаний (ибо зачем хотеть, если все равно запретят).
  • Важно, чтобы родители выступали единым фронтом. Для того, чтобы ребенок не сталкивал взрослых, слушаясь того, кого выгоднее, взрослым важно договориться между собой, что точно разрешается, а что точно нельзя. Если возникла непредвиденная ситуация и ваш супруг разрешил то, с чем вы не согласны, поддержите его авторитет при ребенке, оставив «разборки» на момент, когда вы останетесь наедине.
  • В воспитании важно быть последовательным. В отношении одних и тех же вещей необходимо постоянство. Если утром ребенок слышит «нет», а вечером «да», ребенок перестанет вас слушать и уважать.
  • Отказывать важно, проявляя заботу. То есть запрещать следует, сочувствуя. Из позиции заботы ребенку легче принять запрет и согласиться с ним. При этом ваши отношения с ребенком не портятся. Говорите ребенку, что вы понимаете его чувства, но при этом проявляйте твердость: «Знаю, что ты очень хочешь, но нельзя».
  • Запрещая что-то ребенку, важно оставаться на позиции взрослого – быть уверенным и спокойным по отношению к ребенку. Если вы начинаете раздражаться, то эту позицию теряете.
  • Помогайте ребенку справляться с эмоциями, называя те чувства, которые он испытывает, когда вы ему говорите «нет». И обязательно предлагайте свою поддержку. «Да, тебе так хочется еще поиграть, но пора обедать/идти домой/спать и т.д.», « Тебя это расстраивает/ты сердишься. Иди ко мне, я тебя пожалею/успокою»
  • До 5 лет отлично работает метод переключения внимания. «Ты сам соберешь игрушки? Или мы сделаем это вместе? Какая твоя самая любимая? С чего начнем? Чем ты хочешь заняться дома? Какой мультик хочешь посмотреть?» и т.д.

Зачем говорить «нет»:

«Нет» помогает вводить правила и ограничения, опираясь на которые ребенку легче взаимодействовать с миром. Наличие границ структурирует реальность и снижает тревогу. Однако, важно не злоупотреблять и использовать его по назначению, – например, в ситуациях, где есть угроза жизни и здоровью малыша.

Словесная инструкция

Как правило, безапелляционное «нельзя» мы употребляем в тех случаях, когда действия ребенка касаются его безопасности или могут повредить его здоровью. Кроме этого слова есть и другие способы сформулировать запрет.

1. «Потому что мы с папой так решили»

Эта фраза спасает родителей неутомимых почемучек. Когда вопросы сыплются в режиме нон-стоп и в какой-то момент возникает насущная необходимость их прекратить, можно использовать такой маневр. Или когда сил удовлетворять любопытство малыша ну совсем не остается.

2. «В нашей семье так не принято»

Эта формулировка подходит для тех случаев, когда вы хотите донести до чада семейные традиции или семейный ценности. Например, у вас дома не ругаются матом/не едят продукты, упавшие на пол/не оставляют посуду на столе и т.п.

Читайте также:  Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)

3. «Так делать не стоит», «Так говорить не надо», «В общественных местах не кричат»

Выглядит как запрет, но более мягкий, потому что он обезличенный. Такая формулировка позволяет взглянуть на себя и на ситуацию со стороны. И она не порождает у ребенка сильных негативных чувств по отношению к себе. Он не чувствует себя плохим, виноватым. Обезличенные запреты легче принять, а ведь ваша задача – не ругать или запугать, а скорректировать его поведение. По этой причине старайтесь избегать «ты-сообщений» («Ты плохой», «Ты невыносимо себя ведешь», «Ты так больше не делай!»). У любого психически здорового человека, будь то взрослый или ребенок, они вызывают протест, неприятие и желание спорить или защищаться.

4. «Это нельзя. Выбирай – сделаем так или вот так?»

Эту формулу можно использовать, когда вы запрещаете ребенку какое-то действие, но тут же предлагаете выбрать один из двух альтернативных вариантов, оба из которых вас устраивают. Так вы даете малышу шанс принять решение самостоятельно. Безусловно, подобные эксперименты следует ставить в ситуациях, когда речь идет о мелочах, а не о вопросах безопасности ребенка.

5. «Этот поступок плохой»

Когда мы используем эту фразу, мы характеризуем поведение или поступок, а не даем оценку самому ребенку и не вешаем ярлык. Малыш прекрасно считывает, что это не он плохой, а поступок плохой, и тогда ему гораздо легче исправиться. А вот хрестоматийную фразу родом из советских времен: «Хорошие дети так себя не ведут» – лучше не использовать вовсе. Ребенок мгновенно считает, что его записали в разряд «плохих». Подобная критика из уст родных людей может сильно травмировать детскую психику, и здорового энтузиазма точно не вызовет.

Как сказать «нет» ребенку: 7 полезных советов

Простое и короткое слово «нет» зачастую создает много сложностей. Особенно когда говоришь его самому любимому и дорогому человеку в мире – своему ребенку. Однако разумный баланс между разрешениями и отказами является основой правильного воспитания. Как поступать родителям, чьи дети не хотят слышать их аргументов и стремятся настоять на своем?

Предлагаем несколько полезных рекомендаций, которые помогут взрослым со спокойной совестью говорить «нет» своему малышу.

Прежде всего, мамам и папам следует запомнить, что каждый младенец является абсолютным эгоистом. Это качество заложено в нем природой и предназначено для физического выживания.

С первых дней жизни ребенок добивается своего криками, слезами, хныканьем, оглушительным ревом. И не стоит ожидать, что, повзрослев, кроха тут же откажется от такой удобной модели поведения. Ведь раньше это великолепно срабатывало!

7 правил как сказать «нет» малышу

Все маленькие дети уверены, что родители и окружающий мир существуют лишь для того, чтобы выполнять их требования и желания, вот почему они выражают активный протест против отказов.

Бороться с детской природой нужно крайне осторожно – ведь хочется и целеустремленного ребенка воспитать, и привить ему правила поведения. Как же это сделать? Воспользуемся советами доктора Андрея Курпатова.

1. Говорите «нет» как можно реже

Судите сами, если мама на каждый детский шаг выдает: «Нельзя!», «Стоп!», «Хватит!» – ее «нет» не выглядит запретом, а превращается в шумовой фон.

Если вы хотите, чтобы карапуз должным образом отреагировал на запретное «нет», оно должно выделяться из общего фона многих «да», то есть приковывать детское внимание, озадачивать и даже обескураживать. Получается, чем реже вы говорите «нет», тем оно эффективнее.

Подумайте заранее, чтобы уменьшить число запретов. К примеру, если убрать повыше хрустальную вазу, вам не придется запрещать крохе к ней прикасаться. А вот когда он подрастет, то сможете поставить дорогую посуду на место. Это же относится и к другим опасным и дорогим предметам.

2. Будьте последовательны

Если вы решили сказать своему чаду «нет», знайте, что тем самым берете на себя большую ответственность. Ведь теперь, запретив что-то, вы уже не сможете сказать «да». Поэтому следует хорошенько подумать, прежде чем говорить строгое «нет» – а так ли необходим запрет или отказ?

Возможно, завтра вы разрешите делать то, что запретили сегодня. Но как тогда будет воспринимать ваше «нет» ребенок, если вы его легко забираете обратно? Для малыша оно станет всего лишь досадной помехой. Идеальный вариант – избегать слова «нет», это будет лучше и для карапузов, и для их родителей.

3. Будьте тверды в своих принципах

Получив в ответ категорическое «нет», ребенок еще сильнее хочет заполучить желаемое. Почему так происходит?

Во-первых, запретные плоды всегда сладки, во-вторых, любой отказ воспринимается детьми как ограничение свободы. Поэтому не стоит ждать, что новый запрет малыш примет спокойно. Нужно подготовиться к протестам и стараться им противостоять – твердо и принципиально.

Поначалу кроха станет сопротивляться, затем он начнет упрашивать внести «поправки» в соответствующие правила поведения. В этот момент нельзя давать слабину. А вот когда ребенок начнет выполнять ваши указания, обязательно поощряйте, положительно оценивайте его поступки. Это тоже очень важно!

4. Произносите «нет» без эмоций

Слово «нет» необходимо применять для воспитания, а не для эмоционального воздействия. Дело в том, что любые эмоции родителей в момент запрета ребенок начинает воспринимать на свой счет: «Мама злится, значит, не любит меня» или «Папа улыбается, говоря «нет», значит, он шутит».

В этом случае малыш не ощущает себя уязвленным, а пытается осмыслить запрет и принять его к сведению.

5. Поощряйте поведение детей, если они следует вашему «нет»

Чаще всего родители воспринимают готовность малыша следовать их требованиям и запретам как что-то естественное, однако Андрей Курпатов уверен, что это акт доброй воли со стороны маленького человечка.

Поэтому взрослым следует положительно отмечать согласие ребенка и обязательно его поощрять.

Однако зачастую происходит все наоборот – родитель злится на свое чадо, громко запрещает что-то, а испуганный малыш пугается и идет на попятную, чтобы унять мамино или папино раздражение. Но вместо одобрения он в ответ получает еще одну порцию недовольства, так сказать, для закрепления родительского успеха. Поэтому просто радуйтесь, если ребенок с готовностью выполняет ваши требования. Пусть он знает, что поступает правильно.

6. Согласуйте запреты со всеми членами семьи

Не секрет, что у каждого домочадца есть собственный список «нет» для ребенка. Кто-то запрещает прыгать на диване, другой это разрешает; одни члены семьи протестуют, когда дети едят перед телевизором, другие относятся к этому спокойно.

Например, мама говорит, что не включит мультики, потому что малыш не убрал игрушки на место. Маленький хитрец с заплаканными глазами идет к бабушке, которая тут же включает телевизор да еще и булочек туда приносит.

Будет ли у ребенка в подобной ситуации формироваться правильное понятие о хорошем и плохом? Конечно же, нет. Зато он сможет научиться другому умению – манипулированию родственниками.

7. Объясняйте свое «нет» в соответствии с возрастом

Иногда можно услышать, как мать злится на годовалого кроху: «Быстро вынь пальцы изо рта, я сто раз говорила, что на них микробы». Однако малыш постарается дождаться, когда мама отлучится, и сразу же засунет кулачок в рот.

Опасность подобных ситуаций заключается в следующем: сложными объяснениями вы запутываете ребенка, который, конечно, нарушит запрет. Поэтому приводить понятные деткам доводы, соответствующие возрасту и их интеллектуальному развитию. Если же малыш слишком мал, просто скажите «нет» (или предложите альтернативу). Этого будет достаточно.

Как сказать нет: конкретные шаги

Итак, ваш ненаглядный отпрыск подошел к вам с очередной просьбой, однако вы собираетесь отказать. Предлагаем порядок действий перед тем, как сказать твердое «нет».

  1. Не стоит торопиться с ответом. Безусловно, мы не говорим, что вам нужно уклоняться от решения или тянуть с ответом. Прежде чем сказать малышу «нет», следует понять ту просьбу, с которой к вам обратился кроха.
  2. Уточните суть дела. Обязательно постарайтесь уточнить детали и расспросите, если вам что-то непонятно. Очень часто взрослые произносят «нет» машинально или в эмоциональном порыве. Если же вы отнесетесь со всем вниманием к детскому предложению, малыш поймет, что он вам дорог.
  3. Признайте право на собственное мнение. Даже если вы решили отказать, покажите, что уважаете право ребенка иметь свое мнение. «Да, я понимаю, что тебе хочется иметь такой велосипед», – подобная фраза показывает, что вы не критикуете его желание, но и не соглашаетесь с ним. В этом случае детям будет проще принять отказ.
  4. Дайте краткое объяснение. Мы уже писали выше об этом. Кратко и внятно назовите причину ограничения или отказа. Формула проста: чем младше чадо, тем проще и короче нужно ему объяснять, почему вы сказали «нет».
  5. Повторяйте «нет». Если малыш, как попугай, продолжает уговаривать, притворитесь «автоответчиком». То есть на каждое новое «хочу» (слезы, дерганье за штанину) реагируйте следующим образом:
  • соглашайтесь с его доводами («прекрасно понимаю, что ты хочешь велосипед»);
  • повторяйте собственный отказ одними и теми же словами («это слишком дорогая модель»);
  • дождитесь, когда детские аргументы иссякнут, и ребенок примет отказ как свершившийся факт.

И все же старайтесь слишком часто не отказывать детям, уважительно высказывайте свое несогласие с его желаниями.

Ребёнок всё время говорит «Нет»? 5 способов решения проблемы

«Не хочу», «Не буду» – таковы частые слова в лексиконе юных упрямцев. В жизни почти каждого родителя наступает подобный период всеобщего отрицания, когда ребёнок всё время говорит «Нет». При этом отрицание касается и приёмов пищи, и прогулок, и сна. Следует ли беспокоиться? Во многих случаях «Нет» – стадия является лишь естественным этапом взросления детей. Таким образом они отстаивают право на независимость. Вот почему необходимо понимать, как нивелировать все негативные проявления и пережить детские капризы.

Причины детских отказов

Чаще всего слово «нет» в ответ на многочисленные родительские просьбы звучит из ребячьих уст в период с 2 до 4 лет. Данный этап называется в психологии кризисом трёхлетия и считается крайне важной вехой детского развития и самоидентификации.

В этот кризисный этап ребёнок осознаёт себя и жаждет самостоятельности. Он начинает понимать, что является такой же отдельной личностью, как мама либо папа. Проявляется это употреблением в речи слова «Я», а прежде малыш говорил о себе в третьих лицах или по имени.

Читайте также:  Детский перфекционизм: лекарство от безупречности

К тому же у ребёнка формируются волевые качества, переходящие в независимость. Он категорически против лишнего контроля с родительской стороны и хочет самостоятельно осуществлять выбор в любых, даже самых несерьёзных ситуациях.

Мамы и папы ужасаются: в семье растёт чудовище! Вторит и старшее поколение, которое убеждено, что родители избаловали малыша. Однако психологи советуют не сгущать краски, поскольку трёхлетний кризис естественен для детей, поскольку ознаменовывает новый период в дошкольном развитии.

У взрослых может возникнуть вполне обоснованный вопрос: каждый ли ребёнок всё время говорит «Нет» в течение кризиса 3 лет? На самом деле этот этап может проходить довольно безболезненно, если в семье царят тёплые отношения. Иногда мамы даже не понимают, о каких кризисах ведут речь специалисты, поскольку их чада ведут себя вполне «пристойно».

Однако если взрослые не пришли к пониманию того, что прежние способы взаимодействия с ребёнком утратили актуальность на данном возрастном этапе, то слово «Нет» и прочие симптомы кризисного периода начнут отравлять жизнь всему семейству.

Способы решения проблемы

Прежде всего следует понять, что подобный этап – всего лишь временное явление. Попросту сегодня обожаемое чадо всё время говорит «Нет», а уже завтра он сможет пойти на необходимый компромисс. Однако просто ждать не нужно, следует вооружиться полезными рекомендациями и знаниями.

Меняйте тактику

В первую очередь следует поменять воспитательную тактику и стратегию взаимодействия с ребёнком. Необходимо понимать, что он повзрослел, следовательно, сейчас нужно уважать детское мнение и желание самостоятельно выполнять определённые действия.

На практике это означает, что нет нужды выполнять за малыша то, что он в состоянии сделать самостоятельно. К примеру, он теперь способен сам одеваться, накрывать на стол, мыть пол, стирать. Конечно, поначалу вас ждёт грязь, разбитая посуда, однако важнее результат – получение новых навыков и повышение детской самооценки.

Проявляйте находчивость

Не стоит действовать прямолинейно в ответ на детские отказы. Например, если ребёнок не хочет есть, хотя давно уже проголодался, не нужно его упрашивать и тем более заставлять. Опытные мамы советуют применять определённые уловки.

Так, можно накрыть на стол и усадить поблизости куклу. Разыграйте ситуацию таким образом, будто она желает пообедать и хочет узнать, насколько горяч суп или второе. Обычно ребятишки начинают увлекаться, после чего съедают всё содержимое чашек.

Бывают и такие ситуации, когда ребёнок категорически не желает надевать рукавицы, подниматься, мыть ручки с мылом и пр. Вместо того чтобы уговаривать кроху, можно спокойно ему подыграть: «Разумеется, я не разрешаю тебе брать рукавицы на улицу (вставать с кровати, устраивать гигиенические процедуры).».

В результате в подавляющем большинстве случаев дети мгновенно надевают рукавицы и совершают прочие действия, которые прежде казались им совершенно неприемлемыми. Подобные небольшие уловки и трюки позволят вам не доводить общение до конфликтной ситуации.

Давайте больше времени малышу

Многие проблемы в этот период возникают из-за того, что благодаря упрямству и слову «Нет» родители с ребёнком всё время опаздывают: в садик и на работу. Также затягиваются простые действия, в том числе одевание, пробуждение, приём пищи.

Что делать в таком случае? Специалисты дают несколько рекомендаций:

  1. Старайтесь не торопить малыша и не выполнять действия за него. Конечно, нам проще самим нацепить на кроху куртку и сапожки, накормить его, собрать игрушки, однако этим мы оказываем малышу «медвежью услугу». Он должен учиться собственными силами решать проблемы, не нужно отказывать ему в этом умении.
  2. Будите ребёнка заблаговременно, чтобы начать какой-либо процесс на 30 минут пораньше. Это позволит выполнять действие в достаточном темпе, то есть малыш сам оденется, сам покушает, сам умоется. В результате маме не нужно будет подгонять маленького человечка, а скандала удастся избежать.

Таким образом, точный расчёт времени позволит избежать некоторых проблем или, по крайней мере, снизить накал страстей. Да и у ребёнка будет меньше поводов говорить «нет» в ответ на родительские просьбы и предложения.

Предлагайте альтернативу

Ещё один хороший способ взаимодействия с детьми – выбор действий или предметов. Связано это с тем, что у малышей предметное мышление, то есть они пока не способны понять абстрактность ситуации, а могут только взаимодействовать с объектами.

Если мама спрашивает у ребёнка, будет ли он кушать, у него есть два варианта ответа: «нет» или «да». С большей степенью вероятности строптивец откажет. Поэтому лучше предлагать малышу выбор (либо иллюзию выбора): будет он кашку или суп.

В результате ребёнок начнёт что-то выбирать, а повода для отказа и конфликта не окажется. Подобный способ решения проблемы можно внедрять и в другие ситуации. К примеру, можно предлагать на выбор синюю или зелёную курточку, резиновые или тёплые ботиночки.

Конечно, некоторые ребятишки быстро осознают, в чём состоит хитрость родителей. Однако чаще всего данный способ действует достаточно долго, а потом уже дети взрослеют, становятся менее строптивыми, и можно уже не хитрить, а договариваться с ними.

Устанавливайте границы

Одновременно с предоставлением большего пространства для самостоятельности и инициативы необходимо устанавливать строгие границы. То есть ребёнок может быть самостоятельным, активным, но в строго определённых рамках.

Под рамками психологи понимают те ограничения, которые касаются здоровья и жизни малыша. Например, строго-настрого запрещено выбегать на дорогу, брать острые предметы, бить животных и пр. Небольшое количество строгих запретов позволит снизить риск истерики.

При этом следует заручиться поддержкой других членов семьи. Уменьшить строптивость ребёнка можно, если заранее обсудить со взрослыми домочадцами все спорные моменты. То есть и мама, и бабушка, и папа должны запрещать и разрешать одно и то же.

Кроме того, необходимо быть последовательными в своих решениях. Если сегодня нельзя что-то, то подобное ограничение должно действовать и завтра, и в дальнейшем. Если же сегодня что-то разрешено, то данное действие должно быть одобряемо (возможно, с определёнными оговорками) и в будущем.

В качестве заключения

Данный возрастной этап, когда ребёнок всё время говорит «Нет», обычно продолжается достаточно недолго и заканчивается примерно к 3,5 — 4 годам. Однако такой благоприятный исход возможен лишь в том случае, если родители правильно взаимодействуют с малышом.

Прежде всего специалисты убеждены, что необходимо изменять способы общения с взрослеющими ребятишками. Кроме того, нужно избегать ситуации, в которых дети могут ответить «нет», прибегая к выбору (либо иллюзии выбора).

Ну и ещё один важный момент – слово «нет» с лёгкостью перебивается родительской находчивостью и юмором. Если взрослые начнут с выдумкой и хитринкой подходить к воспитанию маленького упрямца, то можно достаточно быстро забыть о детских категорических отказах и строптивости.

А теперь о главном. Помните, вы не жандарм, а любящий родитель. Ищите свои варианты разрешения проблемных ситуаций. Старайтесь быть ближе к ребёнку, проводите больше времени вместе – и, возможно, запретов и правил понадобится совсем немного, а по поводу всех спорных вопросов можно будет договориться.

Как сказать ребенку «нет»: 5 советов, как отказывать правильно

Когда в семье появляется малыш, многие родители не совсем понимают, как вести себя с некоторыми его проявлениями. Прежде всего, стоит принять, что ребенок — это личность, со своими желаниями, переживаниями и эмоциями. Он познает мир и учится у нас, взрослых, как вести себя в нем.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Если ребенок получает на все отказ, то он не развивается гармонично. Для малыша, желающего заполучить что-либо, абсолютное “нет” непонятно и может вызвать протест, в виде истерики. Мы, взрослые, на пути его исследований и желаний, должны проявлять мудрость и умение правильно отказывать.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Рассмотрим несколько приемов для правильного отказа ребенку в просьбе.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

1. Нельзя говорить “нет” всегда

Если часто произносить слово “нет”, то для ребенка оно теряет смысл, и он просто перестает на него реагировать.

p, blockquote 4,0,1,0,0 –>

Взрослым необходимо четко определить рамки, где запреты просто необходимы.

Во всех остальные ситуациях постараться дать возможность ребенку выполнить задуманное. Ведь, если запретить ребенку что-то сделать, то это в нем разогреет еще больший интерес. Лучше позволить делать некоторые вещи, не вредящие здоровью и жизни ребенка, и относиться к ним спокойнее.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

2. Правила выполняются всегда

Если вы определили запреты на какие-то вещи, то будьте последовательны и предупредите об этом всех членов семьи. Ведь если мама запрещает, а папа разрешает, то ребенку трудно понять, каких правил ему придерживаться.

p, blockquote 8,1,0,0,0 –>

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

3. Объясняйте ребенку свое “нет”

Если вы запрещаете что-то ребенку, то обязательно объясняйте, почему вы это делаете. Подробно сообщите ему, почему вам это не нравиться и какие последствия его ждут. Скорее всего, придется не раз повториться, прежде чем малыш это поймет. Также ребенка следует спросить, хорошо ли он понял вашу просьбу и причину отказа.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

4. Будьте спокойны и уверенны, произнося “нет”!

Если родитель проявляет эмоции при отказе, то ребенок может неправильно это интерпретировать. Агрессивные эмоции могут привлечь соответствующие эмоции у ребенка, он просто закроется и не услышит вас или, захочет сделать “назло”. Если взрослые при запрете улыбаются и шутят, то малыш поддержит ваше состояние и распознает это как игру.

p, blockquote 12,0,0,1,0 –>

Ребенок должен услышать исходящую от родителей твердость и уверенность в своей просьбе.

Если вы произносите “нет” или “нельзя” спокойно и рассудительно, то малыш с большей вероятностью его услышит.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

5. Хвалите ребенка, если он услышал вашу просьбу

Если ребенок понял ваши правила и следует тем “нет”, о которых вы его просили, — не забывайте поблагодарить его за это. Вы даже не представляете, какая это большая работа ребенка над собой, своими прихотями. Хвалите его за любые положительные действия, ведь детям важно знать, что они радуют родителей. Это стимулирует их к большим действиям, согласованным с родителями и к послушанию.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –> p, blockquote 17,0,0,0,1 –>

Ссылка на основную публикацию