Как реагировать и бороться с капризами ребенка (ребенок от рождения до 1 года)

Как реагировать и бороться с капризами ребенка до года

Когда в доме появляется малыш, для родителей это является огромным счастьем. Если роды были без осложнений, и всё развивается в соответствии с нормами, капризы ребенка обычно не беспокоят. Когда он спокоен, взрослые не могут нарадоваться этому. Затем родители привыкают к такому поведению, и уверены, что так будет всегда. Но иногда ситуация кардинально меняется. Малыш до года становится очень капризным. Его очень трудно успокоить.

Капризы детей до 1 года

Родителям важно понимать, как происходит психологическое развитие крохи в таком возрасте.

Кризис новорожденности

Наблюдается в период от самого рождения до двухмесячного возраста малыша. Этот этап в развитии играет очень важную роль. Если такой кризис проявляется вовремя, это считается нормальным. Малыш на приближение взрослых должен реагировать, а общаясь с мамой, издавать различные звуки и улыбаться. Основной признак этого кризиса – это потеря веса.

Младенческий возраст

Начинается в двухмесячном возрасте и длится до одного года. В этот период общение ребенка с окружающими происходит с помощью эмоций. Очень важно, чтобы родители и другие родственники уделяли как можно больше внимания общению с малышом. В этот период многие дети уже могут произносить свои первые слова и познают мир.

Когда кроха в этом возрасте плачет или лепечет, это значит, что он стремится наладить контакт с родителями. Кризис пройдет тогда, когда у ребенка сформируется самостоятельная полноценная речь.

На основе этих особенностей психологии детей, выясним, есть ли неприятные причины и последствия этих кризисов.

Что такое капризы

Как правило, понятие каприза включает в себя упрямство и прихоти. В самом раннем возрасте ребенок может проявлять капризность, выражая желание удовлетворить свои потребности, а также заявляя, что ему некомфортно. Часто молодые мамы говорят о своих детях такого возраста, что они капризны. Но, на самом деле, это определение истолковывается неверно. Когда малыш в этом возрасте плачет и беспокоится, это не каприз, а способ общения со взрослыми. Ведь по-другому выразить свои желания и сообщить о дискомфорте малыш еще не может. Ведь он еще не освоил ни речь, ни язык жестов.

Причины для плача у ребенка могут быть разные. Возможно, он просто замерз, голоден или пора сменить подгузник. Иногда дети плачут, когда чувствуют боль. В таких ситуациях молодые родители должны знать, как им действовать.

  • В первую очередь, необходимо убедиться, что малыш сухой. Груднички часто плачут, когда пришло время заменить подгузник.
  • Малыш может плакать и беспокоиться тогда, когда голоден. Чтобы этого избежать, кормление должно быть по расписанию.
  • Если вы исключили вариант с подгузниками и питанием, а кроха все равно не может успокоиться, это может говорить о том, что он чувствует дискомфорт. Например, колики или газы. Именно в этом возрасте такая причина беспокойства является наиболее распространенной.
  • Кроха может нервничать даже из-за смены погоды или влияния магнитных бурь. В этом случае трудно сказать, чем можно помочь малышу. Постарайтесь успокоить его, уделив как можно больше внимания. Лягте с ним поспать или подержите на руках.
  • Если малыш плачет сильно и беспрерывно, и все методы успокоить его вы перепробовали, это может говорить о том, что он чем-то болен.
  • Начиная с возраста 3 месяцев, капризы у ребенка начинаются из-за того, что начинают прорезаться зубки. В этом нет ничего удивительного. Десны при этом набухают, малыш начинает тащить в рот разные предметы, которые попадаются под руку. Начинается усиленное слюноотделение. Если вы наблюдаете такие признаки, причиной является прорезание зубов, которые появятся лишь через несколько месяцев.
  • Важно, чтобы соблюдался режим дня. Это относится не только ко сну, но и к питанию. Если малыш будет всегда спать по расписанию, то начнет нормально высыпаться. Вы заметите, что плакать после этого он начнет намного меньше. По расписанию желательно также гулять с малышом, играть с ним в развивающие игры. Это будет удобно не только ребенку, но и молодой маме.

Иногда после радостного и счастливого дня ребенок все равно начинает капризничать. Его очень трудно успокоить, он плачет и не хочет засыпать, находится в состоянии возбуждения. Как правило, это характерно для детей от года до полутора. Это является следствием перенапряжения, которое кроха испытал в течение дня. С помощью плача малыш избавляется от перенапряжения. Когда он видит много новых людей, вещей и явлений, то испытывает стресс. В результате начинаются капризы и слезы. При этом родители должны быть терпеливыми и внимательными. Вы не заставите его успокоиться, если будете кричать. В такой ситуации лучше взять кроху на руки, обнять. Ребенка успокоит принятие ванны и массаж. Он станет спокойным, расслабленным и сможет уснуть.

К капризам ребенка может привести и иная ситуация. Это происходит тогда, когда родители начинают что-то запрещать. Практически в течение года малыш находился в пределах кроватки, коляски и манежа. И вокруг находились лишь привычные для него предметы. Когда ребенок развивается, он начинает узнавать что-то новое и стремится к этому. Когда пытается впервые подняться, чтобы сделать первые шаги, это дает ему возможность познать новое, расширить кругозор. Малыш с большим интересом изучает все вокруг, еще не зная и не понимая, что некоторые вещи таят в себе опасность. Пытается все не только пощупать, но и попробовать на вкус. При этом родители, конечно же, начинают на такие действия реагировать. Запрещают крохе прикасаться к вещам, отнимают то, что его заинтересовало.

Когда ребенок исследует мир, а ему запрещают это делать, унося или отбирая вещи, он капризничает. Ведь по-другому выражать свои эмоции и желания еще не может. Грудничок не пойдет на компромисс, удовлетворившись старыми игрушками или пустышкой. Ему нужны новые знания и впечатления.

Нужно дать малышу возможность познавать мир более безопасно, окружив его новыми для него предметами, которые он сможет изучить, не причинив себе вреда.

Капризы у ребенка могут начаться также из-за того, что он испытывает проблемы с развитием речи. Малыш хочет, но не может что-то сказать. В таком случае нужно запастись терпением и постараться помочь ему.

Как преодолеть детские капризы

Детские капризы являются попыткой привлечь к себе внимание. Для ребенка в таком возрасте это не безобразие, требующее прекращения, а попытка сказать о том, что ему нужно внимание и понимание. Кроха пытается найти способ, с помощью которого сможет добиться от родителей того, чего хочет. Если у него это получится, то подобное поведение станет для ребенка нормой. Это не только слезы, но и крики, драка, дерганье и даже кусание. Допускать такого нельзя.

Родители должны показать малышу, что плохим поведением добиться он ничего не сможет. Только так можно добиться изменения поведения в лучшую сторону. Иногда полезно просто не обращать внимания. Если никто не будет пытаться успокоить ребенка, то и плакать ему будет не за чем. Если же вокруг него все вокруг будут сочувствовать и успокаивать, это станет причиной продолжать капризы.

  • Многие родители как можно больше пытаются успокоить и приласкать малыша. Но при чрезмерной ласке капризы могут развиться еще сильнее. Это не значит, что кроху не нужно успокаивать и обнимать никогда. Но это должно быть в меру. Важно показать ребенку, что вы не сможете быть рядом постоянно.
  • Важно, чтобы в самого раннего возраста у крохи были определенные запреты и ограничения, и он понимал, что это такое. В дальнейшем процесс воспитания будет происходить проще. А повзрослев, малыш станет более дисциплинированным.
  • Капризы у ребенка могут начинаться также из-за того, что он окружен слишком большим количеством внимания со стороны старших. Малышу необходимо дать возможность побыть самому. Он может играть с игрушками и развиваться сам в течение некоторого времени ежедневно. Когда вы отправляетесь на прогулку, дайте ему возможность пообщаться с другими детьми на площадке, пусть даже пока с помощью взглядов и жестов. Но и здесь важно соблюсти меру. Внимание от родителей и других взрослых малышу тоже необходимо.
  • В воспитании родители должны быть максимально последовательными. Иначе ребенку будет трудно адаптироваться к миру. Нужно договориться с другими родственниками, принимающими участие в воспитании, что линия поведения будет совпадать. Ребенок не поймет, если сегодня вы ему что-то разрешите, а завтра запретите.
  • Очень распространен вечерний каприз. Происходит это, когда пора ложиться спать. Ребенок еще полон сил, и не понимает, почему пора ложиться. Чтобы таких капризов было меньше, времяпровождение перед сном должно быть более спокойным. Например, почитайте крохе книжку.

Как реагировать на капризы детей

Детские капризы беспокоят многих родителей: они происходят внезапно на фоне вполне благополучного поведения ребенка. Большинству мам и пап знакома ситуация, когда в целом спокойные дети начинают капризничать по любому поводу. И чем старше становится чадо, тем больше у него может быть поводов для истерик: не купили игрушку, как у других детей, не дали сладкое, пошли играть не на ту детскую площадку. Чтобы не сформировать у ребенка привычку получать желаемое с помощью плача и крика, родителям стоит разобраться, в чем причины детских капризов.

В каждом возрасте свои капризы

Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей. Наиболее часто капризы проявляются в раннем детстве. Причем, чем младше ребенок, тем ярче у него подобные проявления.

Капризы у детей до двух лет

В возрасте до двух лет детские капризы могут быть вызваны переутомлением, сменой обстановки или болезнью ребенка. Но их легко избежать. Для этого родителям нужно правильно организовать режим дня чада и позаботиться о том, чтобы он чувствовал себя комфортно и безопасно.

Капризы у детей от двух до пяти лет

В период с двух до пяти лет ребенок начинает активно выражать свое несогласие с действиями родителей и пытается заставить их выполнять собственные желания. Взрослым не стоит устанавливать диктат и давить на малыша авторитетом старшего. Такие взаимоотношения с детьми считаются наиболее неблагоприятными для формирования личности. Согласно исследованиям, эффективным стилем воспитания детей является сотрудничество, в основе которого лежит принцип объединения всех членов семьи. О том, какие существуют стили воспитания, вы можете узнать, прочитав статью «Проблемы воспитания».

Капризы у детей после пяти лет

Капризы у детей в возрасте пять и более лет – следствие устоявшейся привычки добиваться своего не диалогом, а криком и плачем. Рекомендации родителям в этом случае – прежде всего, игнорируйте попытки манипулировать собой. Предложите ребенку подумать, так ли ему нужно то, о чем он вас просит. Если его просьбу нельзя выполнить, то объясните ему, почему. Ваш отказ не будет воспринят болезненно, если ребенок будет понимать, по какой причине он не может получить желаемое.

Как бороться с капризами ребенка: 7 советов родителям

Многие родители не знают, как реагировать на детские капризы и дают волю эмоциям. Детский психолог портала «Я-родитель» дает советы, как вести себя мамам и папам, когда ребенок капризничает.

1. Сохраняйте спокойствие в любой ситуации

В любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие. Не стоит кричать на ребенка: найдите способ иначе донести до него свою точку зрения. Объясните, почему вы не будете делать то, что он хочет. Если ребенок не реагирует на ваши доводы, подождите, пока он успокоится и сможет воспринимать ваши слова. Для того чтобы вывести чадо из истерики, крепко обнимите его и удерживайте некоторое время в своих объятиях. Говорите ребенку, что любите его даже в те моменты, когда он злится, но вас огорчает, если он громко кричит и бросается на пол.

2. Наберитесь терпения

Приступ истерики в общественном месте лучше переждать, не реагируя на поведение ребенка и комментарии окружающих. Если есть возможность, отнесите кричащего малыша в машину или выведите из магазина на улицу. Когда он успокоится, спокойно обсудите с ним ситуацию и объясните, что так вести себя в присутствии посторонних людей недопустимо.

3. Держите свое слово

Если вы сказали «нет», придерживайтесь этого запрета, как бы вам не было жаль своего малыша. Многие родители готовы разрешать детям все, лишь бы они перестали кричать. Поступая таким образом, они закрепляют нежелательное поведение ребенка. Психологи советуют всем членам семьи придерживаться одной стратегии воспитания детей. Это поможет предупреждать детские капризы на этапе их зарождения.

4. Используйте разумные доводы

Попробуйте «договориться» с ребенком. Дети в возрасте старше четырех лет уже понимают связь между своим плохим поведением и последующим наказанием. Для этого установите для своего чада четкие правила. Например, «не перестанешь кричать – останешься без мультиков».

5. Переключайте внимание ребенка

Не стоит наказывать ребенка за капризы. Разумнее отвлечь его внимание на что-то другое. Например, попросив найти какой-то товар на полках или предложив понести корзину в супермаркете. Необходимость выполнения какого-либо действия поможет отвлечь ребенка от его капризов и желания настаивать на своем.

6. Предупреждайте детские капризы

Старайтесь предупреждать детские капризы. Избегайте ситуаций, когда вероятность истерики у чада высока. Так, родителям не стоит идти в магазин с голодным и уставшим ребенком, если они не хотят вызвать новый взрыв эмоций.

7. Не оставляйте ребенка одного

Если ребенок не идет на контакт, не стоит оставлять его одного в стрессовом состоянии. Чрезмерная опека малыша в данной ситуации тоже лишена здравого смысла. Ведь именно капризами дети выражают протест против родительского надзора и демонстрируют желание быть самостоятельными. Поэтому продолжайте спокойно заниматься своими делами. Тогда ребенок будет знать, что вы всегда рядом, а ваше решение – окончательное.

О том, как с детскими капризами справляются в многодетной семье, порталу «Я-родитель» рассказала актриса, телеведущая и мама троих детей Светлана Королева.

Екатерина Кушнир

Пройдите психологический тест на портале «Я-родитель» и узнайте, балуете и вы своего ребенка.

КАПРИЗЫ РЕБЕНКА: ВСЕ, ЧТО РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ОБ ЭТОМ ЗНАТЬ!

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: «младенческий» — с рождения до одного года, «раннее детство» — от года до трех, и «дошкольное детство» — от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис — это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно — через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали «кризисами развития».

Читайте также:  Почему ребенок должен помогать с домашними делами

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он — взрослый, мы — разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку — нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, — это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название «кризиса».

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Манипуляция родителями

Маленькие дети порой те еще хитрецы – многие из них используют собственные капризы, для того чтобы повлиять на решения взрослых. Будь то покупка новой игрушки или желание задержаться на детской площадке – немало родителей соглашается с ребенком, лишь бы он не плакал.

Конечно же, такой подход вреден, в первую очередь, для самого ребенка. Постоянно получая желаемое через слезы, малыш растет эгоистом, что в дальнейшем плохо скажется на взаимоотношениях с другими детьми. Родители должны ставить определенные рамки, не позволять ребенку манипулировать собой. Это позволит не только вырастить детей послушными, но и научить их договариваться со старшими, отстаивать свою позицию словами, а не слезами и истериками.


Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят — не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс — стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Кризис 1 года: инструкция для родителей

Что делать, если ребенок постоянно капризничает, протестует, не слушается, устраивает истерики и не отпускает маму ни на шаг?

Читать далее

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Подражание взрослым

Дети неосознанно копируют поведение старших. Поэтому родителям, в первую очередь, необходимо обратить внимание на то, как они ведут себя дома: жалуются ли на усталость после работы и пребывают ли в меланхолическом настроении время от времени. Если дети постоянно наблюдают недовольство и утомленность взрослых, то они могут перенять подобную линию поведения.

Также немалую роль играет темперамент, который наследуется от родителей. Именно поэтому многие младенцы с самого рождения склонны к частым капризам, в отличие от более спокойных сверстников.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом — все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек — здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра «разборкой» новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это — часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок — это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Методы борьбы с плохим поведением

Разобравшись с тем, откуда берутся капризы, слезы и противоборство, родители могут сделать самое главное – хладнокровно принять ситуацию, понять своего кроху. Следующий важный шаг – осознать, что ребенок имеет право переживать любые эмоции. Если малыш зол, обижен, раздосадован, значит, есть нечто, вызвавшее в нем эту реакцию.

Дайте ребенку право чувствовать то, что он чувствует. Фразы вроде «так плакать некрасиво!», «ну что ты врешь, это совсем не больно», «прекрати, ты уже взрослый!» несут один посыл – твои чувства неправильные, перестань чувствовать, ты неправильный, ты мне такой не нужен. Задача взрослых – научить распознавать свои эмоции, экологично, безопасно выражать их.

Если запрещать чувствовать нельзя, что делать для исправления поведения?

  • Отечественный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер описала технику активного слушания, которая помогает родителям и детям всех возрастов понимать друг друга без слез и истерик. Прием заключается в том, чтобы продемонстрировать ребенку свое безусловное принятие, сопереживание, готовность быть рядом. Назовите эмоцию малыша и сообщите о том, что понимаете его. «Да, я вижу, что ты очень хочешь эту игрушку, она тебе нравится, тебе очень обидно, что я не буду ее покупать. Ты на меня рассержена, и тебе хочется плакать. Я бы на твоем месте тоже расстроилась». Слыша подобные слова регулярно, капризный ребенок постепенно научиться выражать свои чувства спокойно. Многим родителям сложно перейти к такой модели поведения, потому что она сильно расходится с привычными паттернами. Те мамы и папы, которые попробовали и закрепили активное слушание в своей семье, замечают, что детские капризы стали случаться гораздо реже и заканчиваться быстрее.
  • Знаменитая и популярная Людмила Петрановская предложила в сложных ситуациях использовать метод контейнирования. Что это значит? Взрослый создает для малыша своего рода контейнер, кокон, психологически безопасное пространство здесь и сейчас. Каждый раз, встречаясь с преградой, кроха испытывает фрустрацию. Задача близкого взрослого – создать безопасные условия для переживания этой фрустрации. Быть рядом, выслушать, присесть, чтобы оказаться с чадом на одном уровне, установить зрительный контакт, крепко обнять, погладить, взять за руку, позволить выплакаться. Лучший способ контейнирования – объятия.

Взаимодействуя с ребенком изо дня в день, что делать, чтобы снизить вероятность капризов?

  • Научитесь разговаривать спокойно. Сложно сохранять хладнокровие, когда нервы на пределе, и единственное желание – накричать, наказать, отругать. Освойте техники самопомощи вроде счета до десяти, пятиминутного уединения, мысленного заземления, кричите в подушку, рвите бумагу. Сообщайте ребенку о своих чувствах максимально спокойно: «я злюсь, когда вижу такое поведение», «мне очень неприятно наблюдать твои капризы, и я хочу на тебя сильно наругаться», «я рассержена и хочу побыть одна, мне нужно успокоиться».
  • Поощряйте самостоятельность. Учите кроху элементарному самообслуживанию, позволяйте пробовать новое, принимать решения. Откажитесь от чрезмерной опеки, тотального контроля, «отпускайте поводок».
  • Соблюдайте ритмичность жизни. Распорядок дня, ритуалы отхода ко сну, утренние гигиенические процедуры, традиционные занятия конкретными активностями в определенные дни недели. Наличие естественного режима делает дошкольника более спокойным, собранным.

  • Четко обозначайте запреты. «Нельзя» должны быть аргументированы и непреклонны. Все члены семьи должны предъявлять одни и те же рамки поведения для ребенка. Часто капризные дети становятся таковыми из-за несогласованности требований близких взрослых. Если мама говорит «нельзя», а бабушка на то же действие – «можно», это повод попытаться продавить маму, и наоборот. Стабильность – необходимое условие уравновешенности малыша.
  • Предоставляйте выбор. Во избежание излишней плаксивости, действуйте наперед – предложите крохе выбрать из нескольких вариантов. Блюда на обед, одежду, деятельность. Разрешая принять решение самостоятельно, вы оказываете отпрыску доверие. В то же время, фактически решаете вы, предоставляя альтернативу в заданных рамках.
  • Общайтесь. Разговаривайте с чадом, обсуждайте мультики, семейные события, друзей. Рассказывайте о своих впечатлениях, интересуйтесь мнением малыша, словом воспринимайте его как обычного человека, только маленького.

  • Устраивайте дни непослушания или выброса энергии. Подушечные бои, разбрызгивание воды в ванной, совместное замазывание краской большого листа бумаги. Если вы видите, что порой ребенку нравится производить какие-то деструктивные действия, разрешайте ему это делать. Например, вилкой раскалывать макароны «ракушки» или протыкать воздушные шарики.
  • Ведите активный образ жизни – старайтесь больше гулять на свежем воздухе, играть в подвижные игры, делать зарядку.
  • При общении и планировании деятельности с чадом, нужно учитывать его темперамент, особенности характера, предпочтения. Ищите компромиссные варианты взаимодействия, не требующие «ломки» малыша.

    Важнейшее условие хорошего настроения отпрыска – внутреннее состояние родителей. Даже самый капризный ребенок станет спокойным, если рядом с ним отдохнувшая, умиротворенная, довольная мама. Поэтому в первую очередь, насколько это возможно, – заботьтесь о себе, радуйте себя, обеспечивайте себе необходимый уровень комфорта.

    Как реагировать и бороться с капризами ребенка (ребенок от рождения до 1 года)

    Как реагировать и бороться с капризами ребенка (ребенок от рождения до 1 года)

    Прибавление в семье – огромное счастье родителей. Когда роды прошли благополучно и ребенок развивается согласно возрастным нормам, маму редко беспокоит капризность ребенка. Родители не могут нарадоваться, когда малыш растет спокойным и покладистым. Мамы и папы к этому привыкают, и им кажется, что так будет всегда. Но вдруг все меняется. Ребенок стал капризничать, часто плачет, не поддается уговорам. Такое часто случается к концу первого года жизни. Почему так происходит?

    Капризы детей до 1 года

    Чтобы понять, может ли ребенок в возрасте до 1 года капризничать, предлагаем разобраться в психологических особенностях развития крохи:

    • Кризис новорожденности

    Кризис проявляется в промежутке от рождения до 2 месяцев. Это очень важный этап в развитии ребенка. И своевременное появление кризиса является нормой. Ваш ребенок должен реагировать на приближение взрослого, издавать звуки (вокализации) при общении с мамой, реагировать улыбкой. Потеря веса – главный признак кризиса.

    • Младенческий возраст

    Это второй этап развития ребенка до года. Чаще всего он проявляется от второго месяца до года. В это время малыш общается через эмоции. И родителям важно уделять общению огромное внимание. Постепенно кроха произносит первые слова, изучает мир через действия с предметами окружения.

    Плач и лепет в этот период говорят о стремлении установить контакт со взрослым. А когда появится самостоятельная речь ребенка – кризис миновал.

    Изучив важнейшие психологические особенности детей в это период развития, попробуем разобраться, несут ли в себе капризы ребенка до года что-то серьезное.

    Что такое капризы. Может ли новорожденный ребенок капризничать

    Под капризами понимают разные прихоти и упрямство. В раннем возрасте под видом каприза прячутся основные потребности ребенка и чувство дискомфорта. Иногда, называя своего малыша в возрасте до года капризным, мамы неверно истолковывают само определение. Ведь плач и беспокойство ребенка в столь нежном возрасте – это единственный путь общения с родными. В их арсенале нет слов, жесты тоже еще слабо выражены — остается только реветь. А причин для расстройств может быть несколько. Первые, естественные – ребенок хочет кушать, у него мокрые пеленки, либо же он замерз. Возможно также, что малыш просит помощи, когда у него что-то болит. Заботливая мама сразу поможет малышу.

    • Убедитесь, что ребенок сухой. Дети часто сигнализируют плачем о необходимости сменить подгузник;
    • Важной причиной беспокойства выступает голод крохи. Во избежание такого следует вовремя кормить ребенка;
    • Если вы уже покормили малыша и убедились, что больше нет никакого дискомфорта, но он продолжает плакать, причиной могут быть газы или колики. Одна из самых распространенных причин капризного состояния детей до года;
    • Перемена погоды, магнитные бури. Тут уже сложно подобрать определенный рецепт. Уделите в этот день малышу больше внимания, носите его на ручках, поспите вместе;
    • Беспрерывный плач может быть свидетельством какого либо заболевания
    • С трехмесячного возраста причиной капризов могут стать зубы. Да, не удивляйтесь. Начинают набухать десны, ребенок тянет в рот всё, что попало в его ручонки, наблюдается обильное слюновыделение – вот основные признаки того, что беспокоят именно прорезывающиеся зубы. И пускай они вылезут только через 2-3 месяца, проблемы начинаются уже сейчас;
    • Режим дня. Дети нуждаются в его четком соблюдении. Это касается кормления, сна (четкий сон по расписанию снимет нервное напряжение, и ребенок станет заметно меньше хныкать.), прогулки, игр, развивающих занятий и даже свободного времени. На один выпадающий элемент из режима ребенок остро реагирует. Вот тут вас ждет неспокойный денек

    Часто бывает, что радостный и праздничный день, ярко проведенный вместе с малышом заканчивается капризами и слезами ребенка. Он отказывается засыпать, излишне возбужден и его трудно успокоить. Такое поведение для деток 10-18 месяцев — результат нервного перенапряжения, которое они испытали. Их слезы — естественный в этом возрасте способ избавится от напряжения. Ведь шумная компания, новые лица, яркие краски и непривычные звуки — все это для малыша оказалось стрессом. Поэтому он и раздражается, плачет, капризничает. В такой ситуации необходимо проявить максимум заботы и терпения к ребенку. Не получиться криками и угрозами заставить его успокоиться. Лучше прижмите ребенка к себе, поносите на руках, сделайте приятные для него процедуры: выкупайте в теплой ванне или проведите сеанс легкого массажа. Все это поможет малышу быстрее расслабиться и успокоиться.

    Подобные беспокойства и капризы у ребенка могут возникать и в другой ситуации, когда вступают в силу запреты родителей. Почти год малыш был ограничен стенками манежа или коляски, его окружали только знакомы вещи. С развитием ребенка у него возникают потребности к познанию нового. Другого он не знал и этим удовлетворялся.

    Ползая и делая первые попытки самостоятельно подняться с пола и ходить, он тем самым расширяет свой кругозор, узнает много нового. Не понимая опасности окружающих предметов, малыш с интересом все исследует. У него возникает естественное желание не только рассмотреть, но и пощупать руками, испытать на прочность и отведать на вкус новый предмет. Такое поведение непременно вызывает реакцию родителей. И чаще всего она носит запретный характер в виде окрика и отбирания понравившейся вещи.

    Повысили голос, забрали “цацу” и даже унесли с интересного места назад в манеж. Как в этом случае малышу выразить свое возмущение и желание продолжить исследования в новом мире? Только криком. Пока это единственное, что он может делать для привлечения внимание к себе и своей естественной потребности познавания нового. Никакие компромиссы в виде старых игрушек или соски его не устраивают.

    Чтоб избежать таких капризов, следует заранее продумать, как сделать для ребенка открытие новых предметов более радостным. Пусть вокруг останутся только те вещи, которые он сможет безболезненно для себя исследовать на вкус и форму. И чтоб родители не беспокоились о разбитом и испорченном предмете, все лишнее надо убрать: спрятать или переставить повыше.

    Оставьте первооткрывателю то, что принесет ему радость. То, что можно будет передвигать, складывать друг в дружку или позволит извлекать из предметов новые звуки. Ведь неприглядные пустые коробки, крышки, кастрюльки и половники гораздо интереснее хоть и ярких, но уже надоевших игрушек.

    Еще одной из причин внезапного раздражения ребенка могут стать трудности при становлении речи. Малыш растет, а его речь не поспевает за его развитием. Новые желания что-то сделать или попытки передать свои эмоции выливаются в мычание или протягивание рук. Родители не понимают его “намеков” и не идут на помощь. Как, кроме слов, обратить внимание на себя и на возникшую проблему? Опять детские крики и капризы. Они могут проявиться в отказе от привычного купания или пользования горшком, к которому уже приучен ребенок. Все, что раньше было малышу приятно и он охотно это принимал, теперь может вызывать у него недовольство.

    В данном случае это будет не просто каприз, а сигнал родителям. Таким поведение ребенок выражает то, что не в состоянии высказать словами. И бороться с такой раздражительностью, насильно ее переламывая, не стоит. Лучше присмотреться к ребенку и выяснить причину его капризов. Возможно при последнем купании вода была чересчур горячей или пена щипала глазки. А может при прошлом использовании горшка пластмасса прищемила нежную кожу малыша. Негатив, испытанный в этот момент, запомнился ребенку, и он не хочет его повторения. Поэтому всеми силами он сопротивляется очередному купанию или высаживанию на горшок

    Самое результативное средство в этой ситуации — время. Не стоит ругать ребенка за каприз и настаивать на своем. Дайте ему время забыть о неприятном инциденте и через некоторое время повторите свои попытки.

    Как преодолеть детские капризы

    Всем своим поведением ребенок показывает, что ожидает понимания со стороны взрослых. Изменения в поведении малыша порой приводят взрослых в смятение и вызывают желание немедленно прекратить безобразие и капризы.

    Капризы, крики и плачь — это не обычное безобразие, которые следует немедленно прекратить. Это очередной сигнал ребенка о том, что он ждет понимания и реакции со стороны взрослых. Он ищет способ управления родителями для получения желаемого. В ход идет все: крики, слезы, кусание, дерганье за волосы, драка. И если это сработаете, то такое поведение станет нормой, и решать свои проблемы ребенок будет только таким способом. Этого нельзя допустить. И если не реагировать на неправильное поведение и показать малышу, что капризами ничего не добьешься, то он станет меняться и перестанет плакать и капризничать.

    В некоторых ситуациях учитесь не обращать на ребенка внимания. Иногда это бывает лучшим решением вопроса. Ребенок может быстрее перестать капризничать и плакать, если поблизости нет людей, пытающихся его успокоить. Присутствие зрителей и сочувствующих только усиливает капризы и плач малыша. Ведь даже некоторые взрослые любят “выступать” на публику, что уж говорить о детях.

    • Многие родители заблуждаются, считая, что малыша нужно больше ласкать и носить на руках. Это неправда! Чаще всего капризными становятся дети, которых окружает чрезмерная ласка. Психологи советуют не впадать в крайности. Да, малыш нуждается в вашем внимании и ласке, однако, он тоже должен понимать, что мама и папа не могут сутки напролет носить его на руках. У них тоже есть свои потребности;
    • Вседозволенность и неограниченность. С самого раннего возраста ребенок должен знать слова «Нельзя», «Нет», «Стоп» . Это будет дополнительным стимулом для дисциплинированности крохи в будущем. Наличие в воспитании этих понятий избавит как малыша, так и родителей от излишних капризов. ;
    • Постоянное внимание старших часто становится причиной детских капризов. По своей натуре ребенок не может общаться исключительно со старшими. Он начинает уставать от навязчивого поведения взрослых. Дайте больше свободы крохе. Пусть он поиграет сам, погуляйте на улице с другими мамочками, пообщайтесь с ними. А малыши будут обмениваться жестами и улыбками друг с другом в коляске;
    • Не перестарайтесь, следуя предыдущему пункту. Полное отсутствие внимания также негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии крохи. Криками и капризами он будет требовать внимания близких людей;
    • Непоследовательность и отсутствие единства требований мешают адаптации ребенка к окружающему миру. Во избежание этого, договаривайтесь с родственниками о единой линии воспитания. Следите за своим отношением к ребенку. Если вы что-то разрешили вчера и запретили сегодня, то необходимо объяснять малышу, почему вы так поступаете. Независимо от того, что он еще совсем мал. Он все поймет на уровне эмоций.
    • Самый популярный каприз – вечерний, когда пора идти в кроватку. Малыш никак не может понять, почему вместо интересной игры в футбол с папой он должен спать. Чтобы вечерние капризы остались в прошлом, за час до сна отмените все подвижные игры — пусть это будет чтение книги или просмотр мультфильма. Кстати, очень полезны в этом случае детские передачи по типу «Спокойной ночи, малыши» — они действуют, как сигнал ко сну.

    Какой должна быть реакция родителей

    последовательны. Помните о последовательности. Не поддавайтесь на хныканье крохи. Если вы запретили что-то брать, значит, это табу! Единое правило для обеих сторон.

    • Не переусердствуйте. Когда вы реагируете чрезмерно строго, малыш может запомнить вашу реакцию на его поведение. Он может неправильно интерпретировать сложившуюся ситуацию и воспринять вашу необычную реакцию как награду за поступок — у ребенка может возникнуть желание снова повторять те действия, которые вызвали у вас бурное негодование.
    • Проанализируйте режим дня малыша. Если нужно, внесите коррективы. Соблюдайте режим системно. Делайте разнообразным день крохи. Больше уделяйте внимание прогулками и смене игровой деятельности.
    • Похвалите ребенка за хорошее поведение. В том случае, если постоянно заострять внимание малыша на негативных действиях, то он нарочно будет повторять их для привлечения вашего внимания. Старайтесь формировать положительный настрой в поведении малыша. Создавая благоприятную атмосферу дома, вы уменьшите желание ребенка быть в оппозиции.
    • Постарайтесь уменьшить количество запрещенных для малыша действий. Убирайте предметы, которые малышу не следует брать, используйте пластиковые заглушки на панели управления телевизором и видеотехникой, закрывайте на специальные запирающие устройства дверцы шкафчиков и комнат, в которые не следует попадать ребенку.
    • Реагируйте быстро. Когда ребенок делает недозволенное, немедленно и строго скажите ему «Нет». Если ребенок вновь повторит действие, еще раз запретите поступок и уведите его в другое место.

    Например: «Маленький Вова полез в шкаф, достал оттуда стеклянный графин. Малыш не знает, как им пользоваться. Графин Вовочка уронил. Тот разбился».

    Как быть маме?

    Плохим примером будет крик и ругательство в адрес ребенка! Лучше поступить так: «Вовочка, я так испугалась! Я очень-очень расстроилась! Ты мог пораниться, я бы тогда долго плакала (гримасничает)! Пожалуйста, запомни, что трогать мои вещи без разрешения запрещено!» Последняя фраза произносится строгим голосом, указывая на запрет.

    Таких примеров множество. Помните, что капризы ребенка во многом зависят от вас. (сейчас мы не говорим о том, когда малыша что-то беспокоит) . Самый трудный в воспитании ребенка до года – это первый месяц. Совершенно нормально когда новорожденный малыш может плакать и капризничать просто так до двух часов в день. Не волнуйтесь, с каждым месяцем вы все больше и больше будете понимать своего малыша. Любите свою капризную кроху!

    (Текст для публикации взят из интернета)

    Капризный ребенок и вы не знаете что делать? Мы научим, как справится с проблемой прихотей в любом возрасте

    Содержание:

    Многие родители жалуются, что у них излишне капризный ребенок. Так ли это? Может сами родители разбаловали карапуза до такой степени? Возможно, причина капризов кроется в психологическом или физическом дисбалансе? Какая бы причина детских истерик ни была, с капризами что-то нужно делать. То есть необходимо бороться с таким эмоциональным проявлением, как маленькое “Я”. Попробуем выяснить причины, из-за которых дети обычно капризничают, и дадим советы, как справится с излишней эмоциональностью маленького человечка.

    Какие причины делают ребенка капризным?

    Ребенок с рождения – это чистый лист и становление личности напрямую зависит от воспитания, которое дают родители. Любые проявления эмоций как положительных, так и отрицательных, это отражение внутреннего состояния карапуза. Причины, по которым ребенок становится капризным, кроются в следующем.

    Физиологический дисбаланс

    В раннем возрасте кроха еще не осознает своих ощущений, поэтому не всегда понимает, что причина его капризного настроения болезнь, голод, усталость или повышение температуры. Именно “переполнение” психики эмоциями, вызванными физиологическим дисбалансом в организме, становится причиной детских истерик и понурого поведения.

    Семейный микроклимат

    Когда кроха начинает понимать, что творится вокруг и чувствовать чужие эмоции, тогда причина капризного поведения может скрываться в полученной информации извне. Другими словами, нестабильный микроклимат в семье, с постоянными ссорами и скандалами имеет большое воздействие на малыша. Он выражает свой протест истериками. Поэтому родителям необходимо создать обстановку любви, спокойствия и постоянства. А если очень захочется поругаться, то делайте это во время отсутствия малыша. Очень часто капризным становиться малыш, когда в семье готовятся к появлению прибавления. Чтобы избежать конфликтов в будущем необходимо правильно подготовить старшего карапуза к появлению новорожденного. Как это сделать читайте в статье “Ревность старшего ребенка: как ее избежать? Советы, которые помогут воспитать психологически стойкую личность!”.

    Излишняя опека и избалованность

    Каждый родитель желает оградить свое дитя от всех трудностей и неприятностей внешнего мира. Мы принимаем решение за него и оберегаем от первых детских трудностей. Стараемся задарить подарками, показывая свою любовь. Такие действия “по сдуванию пылинок” приводят к тому, что карапуз не знает что такое самостоятельность и “не спешит” взрослеть. Он понимает, что капризными выходками можно добиться всего чего хочется. Избалованность часто становится причиной детских слез.

    Возрастные изменения

    Психологи утверждают, что во время взросления ребенка есть такие периоды, которые называются – кризисом возраста. Обычно это три года и пять лет. В этот период многие мамы замечают резкие перемены в малыше. Во-первых, это происходит, поскольку ребенок пытается заявить о себе наперекор родителям, ему хочется больше свободы, самостоятельных решений. Во-вторых, гиперопека мамы с папой его “напрягают” и он проявляет свою взрослость капризными выходками.

    Как проявляются капризы в зависимости от возраста?

    От возраста ребенка зависит проявление его капризов. По утверждению психологов в каждом возрасте к ребенку должен быть свой подход и возрастные изменения необходимо учитывать в воспитании.

    Попробуем разобраться, как проявляются капризы в зависимости от возраста малыша.

    1. Детки до года. Ребенок этого возраста привлекает к себе внимание плачем. Капризами такой плачь назвать нельзя, поскольку он еще не умеет говорить, а зовет “на помощь” при помощи крика, когда голоден, у него что-то болит или мокрый подгузник. Когда устраняются негативные факторы, малыш успокаивает и перестает плакать. Более подробно о потребностях деток первого года жизни читайте в статье “Комаровский: дети до года”.

    2. Детки от года до двух. После года кроха отлично понимает, что стоит лишь заплакать, и мама тут же исполнит любое его желание. Понятие “нельзя” для ребенка еще не существует, и каждый отказ приводит к очередному плачу. Провоцируют такое поведение родители, которые под “давлением” истерик ребенка позволяют делать сегодня то, что вчера было нельзя.

    3. Детки от двух до трех лет. Этот возраст еще позволяет предотвратить капризы переключением внимание на что-то другое. Отвлекаясь, кроха забывает, почему плакал. Также уже имеются свои устои и есть осознание, что можно, а что нельзя. В награждение за послушание можно купить ребенку игрушку, а правильно ее выбрать поможет статья: “ТОП-10 полезных игрушек для детей возрастом от 2 до 5 лет” .

    4. Детки после трех лет. У ребенка уже сформирован характер и появляется самооценка. В три года она слегка завышена, ведь до этого весь мир кружился вокруг него. Именно в этом возрасте возникает кризис трех лет (кризис возраста). Очень часто конфликтные ситуации между ребенком и родителями или между ним и сверстниками в детском саду вызывают капризы (упасть на пол, кинуть чем-то), которые заставляют родителей серьезно задуматься, что делать со своим чадом. Как подготовить кроху к социуму, который ждет его в детском саду, можете прочесть в статье: “Как подготовить малыша к жизни в детском саду?”.

    5. Дети после пяти лет. Теперь плачь, крик и топотание ногами – это “оружие” против родителей, которое отлично действует в публичных местах. Он умело использует такие методы воздействия и добивается своего. Криком и физическим воздействием от такого проявления не избавится, здесь нужен тонкий подход. Можно использовать методику “озадачивания детеныша” и приобрести домашнее животное, за которым ему нужно будет ухаживать. В случае выбора такой методики вам поможет статья: “Какую собаку подарить ребенку” .

    Что делать, если у вас капризный ребенок: 5 правил

    От темперамента малыша зависит насколько капризный малыш. Поэтому капризных детей по проявлению эмоций можно условно разделить на такие группы:

    • кроха дует губки и обиженно всхлипывает;
    • может рыдать навзрыд;
    • громко визжит;
    • монотонно хнычет;
    • проявляет агрессивные эмоции (кусается, кричит, швыряется).

    Очень капризный ребенок, это масса хлопот для родителей. Чтобы справиться с карапузом предлагает семь основных правил основанных на детской психологии.

    Правило №1. Если капризный малыш, может, виноваты сами?

    Для начала необходимо выяснить капризный кроха или такое состояние вызвано поведением взрослых. В случаях, когда в людном месте ваше чадо падает на попу и кричит что хочет такую игрушку, как на витрине, то это капризы. Если же ребенок пытается застегнуть курточку со словами “Я сам”, а мама, опаздывая, делает это за него, то провокатором плача является именно мама. Поэтому проявляйте терпение, дайте немного самостоятельности и истерик можно будет избежать.

    Правило №2. Цепной реакции не должно быть, контролируйте эмоции

    Как известно, агрессия вызывает агрессию и крича, на свое чадо вы вызываете негатив, визжание и рыдание. Чем больше ругать, тем ребенок все больше невменяем. Следите за собой, не срывайтесь и контролируйте эмоции. Спокойным тоном скажите малышу, что так себя вести нельзя, и вы сильно огорчены таким поведением. Далее, разговор продолжать не следует, поскольку логические доводы сейчас не помогут. Удовлетворять прихоти также не стоит. Лучшим решением станет игнорирование приверед и уже после энного раза такого спокойного поведения со стороны родителей капризный “бесеныш” станет нормальным уравновешенным ребенком.

    Правило №3. Не применяйте в воспитании шантаж

    Многие родители шантажируют ребенка словами:

    • “Не замолчишь, любить не буду. “;
    • “Не перестанешь плакать, не дам игрушку. “.

    Так, делать нельзя. Такой метод, основанный на шантаже, приучит кроху говорить неправду и прибегать к шантажу, в случаях, когда ему будет что-то необходимо. Такое воспитание мажет спровоцировать такие слова в подростковом возрасте:

    • “Убегу, ели не разрешишь с ним встречаться. “;
    • “Уйду из дому, если будешь ругать за двойки. “.

    А хуже всего, что дети в подростковом возрасте настолько ранимы и непредсказуемы, что не знаешь, они просто угрожают или сделают это на самом деле, получив родительский отказ.

    Правило №4. Всегда следуйте выбранной тактике

    Чтобы капризный ребенок не манипулировал родителями с помощью криков, необходимо следовать одной и той же тактике всегда. При первых проявлениях детских прихотей ведите себя спокойно и твердо без вспышек гнева объясните что можно, а что нельзя. Через время, даже когда малыш начнет капризничать, прося какую-то вещь снова, откажите опять, даже если вам очень надо его чем-то занять. Поведение родителей сегодня нельзя, а завтра можно лишь расшатает детскую психику еще больше, дезориентируя ребенка в положительных и отрицательных вещах.

    Правило №5. Не упрекайте плохими поступками

    Нельзя говорить, что малыш плохой, капризный ребенок. Совсем наоборот убедите, что любите, несмотря на его поведение. Скажите, что этот поступок вас расстроил, но вы верите, что он так больше делать не будет. Эти разговоры необходимы, дабы ребенок понимал он нужен, его любят и если попросить, то он непременно это получит, но немного позже.

    Кризис одного года – упрямство и капризы?

    Эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их и называют “кризисами развития”

    В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: “младенческий” – с рождения до одного года, “раннее детство” – от года до трех, и “дошкольное детство” – от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

    Кризис – это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно – через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали “кризисами развития”.

    Почему возникает кризис

    Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

    Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

    Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.

    Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

    Откуда взялись капризы?

    Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого “приступа”.

    Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

    Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

    Кризис 1 года: инструкция для родителей

    Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

    Пора действовать?

    Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

    Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

    Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

    Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

    Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

    Читайте также:  Как воспитать ребенка щедрым?
    Ссылка на основную публикацию