Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям

Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям

Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. С

В жизни человека психологи выделяют восемь основных кризисных периода, три из которых проходят в детстве и юности. К ним относят период «укрепления корней», перехода от детства к взрослой жизни и поиска себя и своего места. Для каждого родителя важно понимать, что происходит с их ребенком в кризисные моменты. Поддержка близких людей поможет более спокойно и без негативных последствий пережить эти сложные этапы жизни детей и подростков.

Кризисный период у детей от трех до семи лет – это «укрепление корней»

Этот трудный период в жизни ребенка назван так не случайно. Ведь от того, какими будут «корни» во многом зависит дальнейший рост «дерева жизни» и становление личности ребенка.

Период характеризуется формированием глобального отношения к окружающему миру. Малыш начинает понимать, что окружающая среда может быть или доброжелательной или враждебной. Основная задача родителей заключается в том, чтобы сформировать у детей ощущение полной безопасности и защищенности в семье. Такая позитивная обстановка обернется в дальнейшем доверительным отношением ребенка к окружающим, симпатией к самому себе, любознательностью и жаждой развития своих способностей. Такие дети взрослеют уверенными в себе, ощущая значимость собственных сил. Они оптимисты, инициативны и самостоятельны. Родители на этом этапе должны закладывать в сознание ребенка основной жизненный лозунг: «Если приложить усилия, то всегда можно достигнуть желаемой цели».

При неправильном поведении родителей ребенок может стать недоверчивым. Это может обернуться постоянными сомнениями в правильности поступков. Такие дети становятся безынициативными и апатичными. Они испытывают к себе жалость, а не симпатию. Они ощущают себя ущербными. С возрастом чувство вины растет, увеличивается и страх наказания за совершенные ошибки. Негативные самоощущения часто проявляются в агрессии по отношению к другим.

Для родителей главным является то, чтобы их ребенок чувствовал, что его любят и понимают. Это станет залогом нормального развития и становления личности.

Кризисный период в возрасте от десяти до шестнадцати лет – это этап понимания и оценки себя

Этот наиболее острый период подросткового становления связан с переходом от детства и юношества к взрослой ответственной жизни.

Подросток начинает оценивать свои силы в сравнении с достоинствами остальных людей. Для этого периода характерна обеспокоенность и постоянное сравнение. Подростки мучают себя вопросами: «Кто я?», «Какой?», «В чем мое основное отличие от остальных?», «Лучше я или хуже других?», «Хорошо ли я выгляжу?», «Какую оценку дают мне окружающие?», «Есть ли во мне индивидуальность?».

Основная задача, стоящая перед подростком, заключается в необходимости определения своего психологического статуса, своей независимости и своего собственного «Я». Подрастающие дети начинают понимать, что есть взрослый мир. Он огромен и имеет свои законы, нормы и правила, которые необходимо выполнять.

В этот сложный момент важным для подростков становится опыт, который они получают на улице. Их раздражают рекомендации родителей. Они считают эти советы лишними. Подростки уверены, что основной опыт, необходимый для взрослой жизни, они могут получить только среди сверстников.

Положительное прохождение этого кризисного периода еще больше укрепляет самооценку подрастающих детей и их веру в собственные силы. В случае, если кризис не разрешается правильно, на смену зависимости от родителей приходит зависимость от сверстников, которые сильнее и увереннее в себе. Такие подростки считают, что не стоит стараться или добиваться чего-либо. Они уверены, что все равно ничего не получится. Они безвольны, сомневаются в себе, завидуют чужим успехам, зависят от мнения и оценки окружающих людей. Эти качества сопровождают их во всей будущей жизни.

Кризисный период в возрасте от восемнадцати до двадцати двух лет – это время поиска и принятия себя, своих недостатков и достоинств

Третий кризисный период связан с поиском своего места в сложной окружающей среде. Молодой человек начинает осознавать, что окружающий мир гораздо многогранней, чем ему казалось до этого. К нему возвращается неудовлетворенность собой и страх за собственное несоответствие и бессилие. Он боится, что не сможет правильно найти себя и свое место в жизни.

Можно неудачно пройти этот кризисный период. Болезненные последствия могут быть разные. В будущем молодой человек, так и не найдя и не приняв себя, может выбрать авторитетный объект для подражания. Некоторые не признают никаких авторитетов, выбирая путь отрицания и постоянных протестов. Есть и такие молодые люди, которые начинают унижать других и за счет этого повышают собственную самооценку.

Правильное прохождение этого периода поможет принять себя со свои недостатками и достоинствами.

Как правильно преодолеть кризисные периоды и вырастить ребенка уверенным в себе

В жизни человека можно выделить восемь кризисных периодов, три из которых переживаются в детском и юношеском возрасте. К ним можно отнести период «укрепления корней», переход от детского возраста к взрослой жизни и поиск себя, места в жизни. Для молодых родителей важно понимать, что же происходит с их ребенком в кризисные моменты. Если обеспечить любимому чаду соответствующую поддержку, он сможет пережить столь непростой период спокойно, без последствий и с ощущением, что близкие люди по-прежнему его любят.

Кризис 3-7 лет. «Укрепление корней»

Данному периоду жизни ребенка неспроста дано столь необычное название. Именно от становления малыша в дошкольном возрасте зависит его становление как личности.

Малыш понимает, что окружающий мир способен быть доброжелательным или враждебным. Основная цель воспитания в этот период – формирование у ребенка ощущения, что именно в семье он сможет ощутить безопасность и защиту. Такое воспитание позволит ребенку в будущем устанавливать доверительные отношения с окружающими людьми. Дети, воспитанные с данной мыслью, обладают уверенностью в себе, ощущают собственную значимость, не боятся проявлять любознательность. Их отличают оптимизм, инициативность и самостоятельность. Родители должны внушать малышу мысль, что он обязан упорно достигать своей цели, воспитывать в нем амбиции, что позволит уверенно двигаться по жизни в более взрослом возрасте.

Если родители, руководствуясь благими намерениями, заявят ребенку, что никому в этом мире доверять нельзя, это может привести к серьезным проблемам, в то числе в будущем. Дети, воспитанные с данной установкой, постоянно сомневаются в правильности своих действий, не стремятся проявлять инициативу, отличаются апатией, отсутствием амбиций. Они способны лишь вызвать жалость, но не симпатию, что заставляет их ощущать собственную ущербность. По мере взросления чувство вины лишь возрастает вместе со страхом наказания за допущенные ошибки. Неуверенность в себе оборачивается агрессией по отношению к окружающим и близким людям.

В этот возрастной период родители должны показать малышу, что они испытывают по отношению к нему безусловную любовь – это будет гарантией его адекватного развития и становления как гармоничной личности.

Кризис 10-16 лет. Этап осознания и оценки себя

Его можно назвать истинным испытанием, как для самих подростков, так и для родителей, учитывая резкую смену настроения, изменения в гормональном фоне и основную деятельность – общение со сверстниками, в то время, как родители настаивают уделять все время учебе.

В этот преиод подросток пытается оценить собственные силы в соответствии с принятыми нормами общества. Ему кажется, что в определенных областях он бы мог быть намного лучше, хотя в других способен дать фору своим сверстникам.

Главная задача, которую хотел бы решить для себя подросток – определить свой статус в группе сверстников, понять, какие у него есть внутренние ресурсы и интересы, чтобы состояться в жизни. Подрастая, дети понимают, что необходимо подстраиваться под законы, условия и требования, которые выдвигает к ним окружающий мир.

В данный период подростки чаще всего ссылаются на опыт, который способны получить от друзей. Советы родителей, которые руководствуются благими намерениями, могут вызвать у них лишь раздражение. Они могут подумать, что близкие люди способны лишь читать нотации, тогда как реальный мир более многогранен.

Если ребенок благоприятно проходит данный период, его отличает стабильная самооценка, появляется уверенность в собственных силах и будущем, в которое он вступает, опираясь на полученные знания, умения и навыки. Если подросток переживает переходный возраст, конфликтуя с родителями, не добиваясь никаких успехов и являясь жертвой неправильного воспитания, у него наблюдаются низкая самооценка, агрессивность, зависть к чужому успеху и зависимость от мнения других людей. Это способно повлиять на социализацию и достижения в будущем.

Кризис 18-22 лет. Поиск себя, принятие своих достоинств и недостатков

Этот период в жизни молодых людей подразумевает поиск своего места в окружающем мире. В этот период может вернуться неуверенность в себе, страх, что он может не добиться успехов в выбранной деятельности.

Если молодой человек не смог вписаться в социум, он выбирает путь подражания, может позволить себе забыться в наркотической, алкогольной и игровой зависимости. Благодаря последней, он ощущает, что обладает своего рода властью, способностью как угодно выстроить собственную жизнь, в то время как реальном мире не имеет никаких успехов.

Если правильно прожить столь непростой период, можно начать принимать себя со всеми достижениями и неудачами, обрести веру в свои силы и понять, какие истинные ценности существуют в этом мире.

Статьи

Как пережить кризисы детского возраста?

В жизни каждой семьи возникают периоды, когда ребёнок вдруг резко меняется, буквально «отбивается от рук», доставляя родителям немало хлопот и проблем. Однако очень часто родители даже не подозревают о том, что подобное поведение их чада нормально и обусловлено возрастным кризисом. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ собрала для вас информацию об основных возрастных кризисах ребенка.

Психологи утверждают, что возрастной кризис ― это переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. На самом деле, любой человек постоянно переживает кризисы. И это абсолютно нормально. Первый кризис происходит в 1 год, второй — в 3 года, третий — в 7 лет. Следующий кризис, весьма сложный, растянут по времени от 10 до 18 лет. За ним следует кризис 21 года, кризис 32 лет, кризис «среднего возраста» — с 38 до 42 лет, и кризис, наступающий после 50.

Читайте также:  Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Необходимо сразу отметить: время наступления возрастных кризисов условно, их нельзя чётко градуировать. Кризисы могут наступить раньше или позже: они связаны с физиологией человека, с его гормональной перестройкой. И происходят кризисы в прямой связи с развитием человека, пугаться их не стоит. Давайте разберёмся в особенностях некоторых кризисов и рассмотрим кризисы детского развития.

Кризис первого года жизни

Первый кризис — это кризис первого года жизни ребёнка. С точки зрения родителей, самый приятный «переломный момент» в жизни ребёнка. Ребёнок начинает ходить, понимает некоторые слова и начинает говорить сам. Ребёнка очень интересует окружающий мир, его больше не нужно постоянно держать на руках, подносить к нему те или иные предметы, сейчас он сам готов знакомиться со всем окружающим.

Рекомендации психолога: в это время ребёнку очень важна родительская реакция — как одобрительная, так и наоборот. Худшее, что могут позволить себе родители, — это равнодушие. Или же когда родители реагируют только на плохие поступки своего ребёнка. У их чада сразу вырабатывается стереотип: «На меня обращают внимание только тогда, когда я веду себя плохо, значит, чем хуже я себя веду, тем больше на меня будут обращать внимание».

Кризис трёх лет

Из милого ангелочка, которым только что был ваш ребёнок, он вдруг превращается в настоящего непоседу. Ребёнок учится манипулировать, всё время кричит, что то или иное действие будет выполнять «он сам». Второй способ манипулирования — капризы: ребёнок кусается, плачет, бросается на пол.

Рекомендации психолога: для того чтобы этот кризис благополучно миновал, очень важно, чтобы к 3 годам ваш ребёнок уже начал хорошо говорить. Речь в данном случае для ребенка — это не только средство коммуникации, но и некая регуляторная функция поведения — «это можно, а это нет». Если ребёнок сможет понять, что именно значит слово «нет» и почему «этого делать нельзя», — кризис пройдёт быстрее. После «кризиса 3-х лет» у ребёнка наступает пора игр: через них он познаёт мир, взрослую жизнь. Важно, чтобы ребёнок умел играть, и научить его этому должны вы. И это не должны быть игры на компьютере!

Кризис семи лет

Ребёнок идёт в школу, а значит, получает больше свободы. За ним уже не следят круглые сутки взрослые, он приучается к самостоятельности, к ответственности, к самостоятельному решению своих проблем. Ребёнок всё больше времени проводит со своими сверстниками — и многое от них перенимает. А потому может начать хулиганить, но не со злости. Дети в этом возрасте не могут отвечать за свои поступки, не понимают их последствий, не понимают опасностей.

Рекомендации психолога: очень важно, чтобы вы уделяли ребёнку как можно больше своего свободного от работы времени: вместе гуляли, проверяли домашние задания, общались с ребёнком, интересовались его успехами в школе.

Подростковый период

Самый сложный период в развитии человека — это подростковый возраст: ребёнок отдаляется от родителей, подвергает сомнению их авторитет. У него появляются новые объекты для подражания — сверстники, «звёзды» телевидения. Ребёнок-подросток по-новому видит свою жизнь, свои подростковые проблемы и пытается их решить так, как умеет. Это сложный возраст: с одной стороны, подростку нужны новые степени свободы, с другой — нельзя оставлять его наедине с собой.

Рекомендации психолога: ребёнок должен сам внутренне пройти через свои ошибки, осознать их, ведь это непременное условие на пути к взрослой жизни. Ребёнок проходит через этот кризис, как бы перешагивая со ступеньки на ступеньку. В конце концов, этот растянутый по времени кризис даёт подростку понимание того, кем он хочет быть в этой жизни. И речь тут идёт не о будущей специальности, а о личности в глобальном плане и её месте в жизни человечества. И именно вы, родители, должны показать ему, насколько богат этот мир. Помните, ведь вы сами когда-то были такими. И все возникающие перед ребёнком проблемы стоит решать вместе с ребёнком, тем не менее предоставляя ему свободу выбора.

Общие рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста:

– Понять ребёнка и осознать его неповторимость и уникальность.

– Не превращать всю жизнь ребёнка в способ удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

– Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребёнка.

– Не проецировать на ребёнка собственные увлечения и интересы.

– Не перегружать ребёнка.

– Учить ребёнка терпению и поощрять за все старания.

– Тактично, деликатно помогать ребёнку во всем.

– Учить ребёнка не воспринимать любую неудачу как трагедию.

– Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребёнка.

– Спокойно относиться к эмоциональным перепадам в настроении ребёнка.

– Учить ребёнка владеть собственными эмоциями.

– Не возвышать ребёнка над остальными членами семьи.

– Учить ребёнка быть дружелюбным в коллективе.

– Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.

– Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.

– Понять, в чем суть проблемы вашего ребенка. С чем, например, могут быть связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит ребёнка все время.

– Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, привлекая не только близких, но и воспитателей / педагогов ребёнка.

– Считать себя самым счастливым из всех родителей в мире!

Уважаемые родители, искренне желаем вам успехов в воспитании детей!

Кризис трехлетнего возраста

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!» — кризис трехлетнего возраста: признаки кризиса и как его преодолеть

Еще вчера ваш малыш был таким мягким и послушным, а сегодня устраивает истерики, грубит по любому поводу, категорически отказывается выполнять мамины просьбы. Что с ним случилось? Скорее всего, ребенок вступил в так называемый кризис трех лет. Согласитесь, звучит внушительно. Но как же реагировать взрослым на такое детское поведение и что делать уставшим от капризов родителям?

Что нужно знать о кризисе трех лет?

В психологической литературе кризисом трехлетнего возраста называют особый, относительно непродолжительный по времени жизненный период ребенка, который характеризуется значительными изменениями в его психическом развитии. Кризис не обязательно наступает в третий день рождения, средний возраст возникновения – от 2,5 до 3,5 лет.

«Не хочу! Не буду! Не надо! Я сам!»

  • Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
  • Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
  • В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.

Кризис — это перестройка ребенка, его взросление.

Продолжительность и острота проявлений эмоциональных реакций во многом зависят от темперамента ребенка, семейного стиля воспитания, особенности отношений между мамой и малышом. Психологи уверены, чем авторитарнее ведут себя родственники, тем ярче и острее проявляется кризис. Кстати, он может усилиться с началом посещения детского садика.

Если недавно родители не понимали, как приучить детей к самостоятельности, то сейчас ее чересчур много. Фразы «я сам», «я хочу/я не хочу» слышны регулярно.

Ребенок осознает себя отдельной личностью, с собственными желаниями и потребностями. Это важнейшее новообразование данного возрастного кризиса. Таким образом, для столь непростого периода характерны не только конфликты с матерью и отцом, но и появление нового качества – самосознания.

И все-таки, несмотря на кажущуюся взрослость, кроха не понимает, как получить признание и одобрение от родителей. Взрослые продолжают обращаться с ребенком, как с маленьким и несмышленым, а для него самого он уже самостоятельный и большой. И подобная несправедливость заставляет его бунтовать.

7 основных признаков кризиса

Помимо стремления к независимости кризис трех лет имеет другие характерные симптомы, благодаря которым его невозможно спутать с плохим поведением и детской вредностью.

1. Негативизм

Негативизм вынуждает малыша выступать против не только маминого, но и собственного желания. Например, родители предлагают сходить в зоопарк, а кроха категорически отказывается, хотя сам очень хочет увидеть животных. Дело в том, что предложения исходят от взрослых.

Следует отличать непослушание и негативные реакции. Непослушные дети поступают в соответствии со своими желаниями, которые часто идут вразрез с желаниями родителей. Кстати, негативизм зачастую избирателен: ребенок не выполняет просьбы отдельного человека, чаще всего мамы, а с остальными ведет себя как прежде.

Не следует говорить с детьми в приказном тоне. Если ребенок по отношению к вам настроен негативно, дайте ему возможность успокоиться и отойти от чрезмерных эмоций. Иногда помогают и просьбы наоборот: «Не одевайся, мы сегодня никуда не пойдем».

2. Упрямство

Упрямство часто путают с настойчивостью. Однако настойчивость является полезным волевым качеством, которое позволяет маленькому человечку достигать цель, несмотря на сложности. К примеру, достроить-таки домик из кубиков, даже если он разваливается.

Упрямство отличается стремлением малыша стоять на своем до конца только потому, что он этого уже однажды потребовал. Допустим, вы позвали сына обедать, а он отказывается. Вы начинаете убеждать, а он отвечает: «Я уже сказал, что не буду кушать, значит, не буду».

Не старайтесь переубедить кроху, потому что вы лишите его шанса выйти с достоинством из затруднительного положения. Возможный выход – сказать, что вы оставите еду на столе, а он сможет покушать, когда проголодается. Этот способ лучше применять лишь на время кризиса.

3. Деспотизм

Наиболее часто этот симптом встречается в семьях с единственным малышом. Он пытается заставить мать и отца делать так, как ему хочется. К примеру, дочка требует, чтобы мама все время находилась рядом с ней. Если в семье несколько деток, то деспотические реакции проявляются как ревность: малыш кричит, топает, толкается, отбирает у братика или сестренки игрушки.

Читайте также:  Как понять, что у ребенка стресс: 8 предупреждающих знаков для родителей

Не поддавайтесь на манипуляции. И в то же время старайтесь уделять больше внимания детям. Они должны осознать, что родительское внимание можно привлечь и без скандалов и истерик. Привлекайте кроху к домашним делам – готовьте вместе ужин для папы.

4. Симптом обесценивания

Для ребенка пропадает ценность старых привязанностей – к людям, любимым куклам и машинкам, книгам, правилам поведения. Внезапно он начинает ломать игрушки, рвать книжки, обзывать или кривляться перед бабушкой, произносить грубости. Тем более что лексикон малыша постоянно расширяется, пополняясь, в том числе, и разными нехорошими и даже неприличными словами.

Постарайтесь отвлечь детей другими игрушками. Вместо машин займитесь конструктором, вместо книжек выберите рисование. Почаще рассматривайте картинки на тему: как следует себя вести с другими людьми. Только не стоит читать нравоучений, лучше проигрывайте тревожащие вас реакции ребенка в сюжетно-ролевых играх.

5. Строптивость

Этот неприятный симптом кризиса безличен. Если негативизм касается конкретного взрослого, то строптивость направлена на привычный образ жизни, на все действия и предметы, которые родные предлагают ребенку. Зачастую она встречается в семьях, в которых существуют разногласия по вопросу воспитания между мамой и папой, родителями и бабушкой. Малыш просто перестает выполнять любые требования.

Если кроха не хочет убирать игрушки прямо сейчас, займите его другой деятельностью – например, порисуйте. А через несколько минут вы обнаружите, что он сам начнет складывать машинки в корзину, без вашего напоминания.

6. Бунт

Трехлетний ребенок пытается доказать взрослым, что его желания столь же ценны, как их собственные. Из-за этого он идет на конфликт по любому поводу. Кажется, что малыш находится в состоянии необъявленной «войны» с окружающими, протестуя против каждого их решения: «Не хочу, не буду!».

Попробуйте оставаться спокойными, доброжелательными, выслушивайте детское мнение. Однако настаивайте на своем решении, если дело касается безопасности ребенка: «Нельзя играть с мячиком на проезжей части!».

7. Своеволие

Проявляется своеволие в том, что дети стремятся к самостоятельности, причем независимо от конкретной ситуации и собственных возможностей. Ребенок хочет самостоятельно купить какой-либо товар в магазине, рассчитаться на кассе, перейти дорогу, не держась за бабушкину руку. Неудивительно, что подобные желания не вызывают особого восторга у взрослых.

Разрешите малышу самому сделать то, к чему он стремится. Если выполнит желаемое – получит бесценный опыт, если не сумеет – сделает в следующий раз. Конечно, это относится лишь к тем ситуациям, которые абсолютно безопасны для детей.

Видео консультация: Кризис 3 Лет, 8 проявлений кризиса. Что нужно знать родителям

Что делать родителям?

В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер. Ваш ребенок уже большой и хочет стать независимым. Пришло время выстраивать с ним новые взаимоотношения.

  1. Реагируйте взвешено и спокойно. Следует помнить, что малыш своими поступками проверяет родительские нервы на прочность и ищет слабые места, на которые можно надавить. Также не стоит кричать, срываться на детях, и тем более наказывать физически – жесткие методы способны усугубить и продлить течение кризиса (Почему нельзя шлепать ребенка — 6 причин).
  2. Установите разумные ограничения. Не нужно забивать жизнь маленького человека всевозможными запретами. Однако не стоит впадать и в другую крайность, иначе из-за вседозволенности вы рискуете воспитать тирана. Найдите «золотую середину» – разумные границы, за которые категорически нельзя переступать. Например, запрещается играть на дороге, прогуливаться в холодную погоду без головного убора, пропускать дневной сон.
  3. Поощряйте самостоятельность. Все, что не представляет опасности для детской жизни, ребенок может попробовать сделать, пусть даже в процессе познания разобьется несколько кружек (Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?). Кроха хочет рисовать на обоях? Прикрепите к стене ватман и дайте несколько фломастеров. Проявляет неподдельный интерес к стиральной машине? Небольшой тазик с теплой водой и кукольная одежда надолго отвлекут от проделок и капризов.
  4. Предоставьте право выбора. Родительская мудрость предполагает дать даже трехлетнему малышу возможность выбора как минимум из двух вариантом. Например, не натягивайте на него силком верхнюю одежду, а предложите выйти на улицу в зеленой или красной куртке :). Конечно, серьезные решения по-прежнему принимаете вы, но в непринципиальных вещах можно и уступить.

Как справиться с капризами и истериками?

В большинстве случаев плохое поведение трехлеток – капризы и истерические реакции – направлено на привлечение родительского внимания и получение желаемой вещи. Как следует вести себя маме во время кризиса трех лет, чтобы избежать постоянных истерик?

  1. Во время аффективной вспышки бесполезно объяснять что-то малышу. Стоит подождать, пока он не успокоится. Если истерика застала в общественном месте, попробуйте отвести подальше от «публики» и отвлечь детское внимание. Вспомните, какую кошечку вы видели во дворе, сколько воробьев сидело на ветке перед домом.
  2. Вспышки гнева постарайтесь сгладить при помощи игры. Дочка не хочет есть – усадите рядом куклу, пусть девочка ее покормит. Однако скоро игрушке надоест кушать в одиночку, поэтому одна ложка куколке, а вторая – малышке (смотрите видео в конце статьи).
  3. Для профилактики капризов и истерик в период кризиса учитесь договариваться с детьми еще до начала какого-либо действия. К примеру, до похода за покупками договоритесь о невозможности приобретения дорогой игрушки. Попробуйте объяснить, почему вы не сможете купить эту машинку. И обязательно поинтересуйтесь, что бы кроха хотел получить взамен, предложите свой вариант развлечения.

Чтобы минимизировать проявление истерик и капризов, необходимо:

  • оставаться спокойными, не показывая раздражение;
  • предоставить ребенку внимание и заботу;
  • предложить малышу самому выбрать способ решения проблемы («что бы ты сделал на моем месте?»);
  • узнать причину подобного поведения;
  • отложить разговор до окончания скандала.

Некоторые родители, прочитав нашу статью, скажут, что не наблюдали у своих трехлетних детей подобных негативных проявлений. Действительно, иногда кризис трех лет протекает без явных симптомов. Однако главное в этом периоде не то, как он проходит, а то, к чему он может привести. Верный признак нормального развития детской личности на этом возрастном этапе – возникновение таких психологических качеств, как настойчивость, воля и уверенность в своих силах.

Таким образом, кризис трехлетнего возраста – абсолютно нормальное явление для взрослеющего ребенка, которое поможет ему стать самостоятельной личностью. И еще один важный момент – чем доверительнее и мягче взаимоотношения между малышом и матерью, тем легче он пройдет этот этап. Раздражение, категоричность и крики взрослых только усугубят негативное поведение ребенка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость. Советы родителям
  • Опыт мамы: как мы справились с кризисом сна за неделю
  • 10 причин плохого поведения детей

Как мы пережили кризис

Кризис подросткового возраста. Рекомендации психолога родителям.

Разберемся в терминах

Кризис (от греческого «kreses» – решение, поворотный пункт, исход) в психологии определяется как состояние, вызванное какой-либо причиной, или как резкое изменение статусов персональной жизни.

Возрастной кризис – это период в жизни человека (как правило, в 3, 7, 11-13 лет), когда в течение относительно короткого времени (несколько месяцев, год) выявляются резкие и существенные психологические изменения личности, развитие приобретает бурный, стремительный, кризисный оттенок.

Кризис подросткового возраста – это трудности в поведении детей возраста 12-15 лет.

Подростковый возраст является одним из самых важных, существенно влияющим на дальнейшее развитие, критическим периодом в жизни человека. Он выступает в роли «переходного мостика» между детством и взрослостью.

Понятие «кризис» применительно к подростковому периоду используется для того, чтобы подчеркнуть тяжесть, болезненность переходного состояния от детства к взрослости.

В первую очередь кризис связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки.

Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Психологические особенности детей, переживающих кризис подросткового возраста

В данный период времени у ребенка появляется чувство взрослости, зачастую, родительский авторитет обесценивается. В семье могут возникать частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки взрослых вмешаться в его жизнь. Именно через это столкновение подростки узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении.

В случаях, когда этого не происходит и подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, то в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами протекания «запоздалого кризиса»:

  • особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет;
  • затяжная инфантильная позиция роли «ребенка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте.

В период подросткового кризиса ребенку хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подросток испытывает сильное желание быть самостоятельным, равными с родителями в правах.

Главная особенность подростка – это личностная нестабильность. Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, и формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.
Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.
Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выходят из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных переживаниях своих детей подросткового возраста.

Фазы подросткового кризиса:

  1. негативная, или предкритическая фаза, когда происходит изменение старых привычек, стереотипов;
  2. кульминационная фаза (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);
  3. посткритическая фаза, т.е. период формирования нового осознания своей личности, построения новых межличностных отношений и т.п.
Читайте также:  Наказывать или нет ребенка за случайные проступки?

Варианты протекания подросткового кризиса:

  • классические симптомы практически любого из кризисов детского возраста: строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, недооценка взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Некоторые психологи добавляют сюда также ревность к собственности. Для подростка требование – не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное – «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток и ревниво защищает от других;
  • чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных люднй, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через него подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у ребенка не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Конечно, не следует на весь подростковый возраст смотреть под углом кризиса. Но знание кризиса необходимо для того, чтобы помочь подростку наиболее полно реализовать возможности этого периода, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что, с точки зрения современной психологии, важно для решения главных задач развития в этот период.

Рекомендации психолога родителям

1. Родителям необходимо внимательно относиться к возрастному развитию своего ребенка, чтобы не пропустить первые признаки наступления подросткового возраста.

Родители должны отнестись серьезно к индивидуальным темпам развития ребенка. Не считать его маленьким, когда ребенок уже начинает ощущать себя подростком. Но и «не толкать ребенка в подростковость насильно». Возможно, Вашему сыну (или дочке) нужно на год или два больше времени, чем его сверстникам. Ничего страшного в этом нет.

2. Родители должны с уважением отнестись ко всем заявлениям и позициям подростка, какими бы глупыми и незрелыми они Вам не казались.

Обсудите и проанализируйте вместе с сыном (или дочкой) каждый пункт. Добейтесь того, чтобы Вы одинаково понимали, что именно значит, например, такая фраза, как: «Я все могу решать сам!». Что именно за ней стоит? Я могу сам решать, какую куртку мне надеть на прогулку? Или я могу сам решать, ночевать ли мне дома? Разница, согласитесь, существенна.

3. Как можно раньше дайте подростку столько самостоятельности, сколько он может принять. Утомительно и занудно советуйтесь с ним по каждому пустяку. («Как ты думаешь, какие лучше обои купить? Подешевле и похуже, или получше, но подороже?»).

Беззастенчиво впутывайте его в свои проблемы и проблемы семьи. («Сегодня мой начальник опять ругался, что клиенты жалуются… А что я могу сделать? Как бы ты на моем месте поступил (а)?»).

Пусть подросток поймет, что Вы действительно, не на словах, а на деле, видите в нем равного Вам члена семьи.

4. Обязательно сами делайте то, чего вы хотите добиться от своего сына (или дочки). Звоните домой, если где-то задерживаетесь. Рассказывайте не только о том, куда и с кем Вы ходите, но и о содержании Вашего времяпрепровождения. Давайте развернутые и по возможности многоплановые характеристики своим друзьям и знакомым. Это позволит Вам побольше узнать о друзьях вашего сына (или дочки).

Чаще приглашайте к себе гостей. Если у вас, родителей, «открытый дом», Вы, скорее всего, будете видеть тех, с кем проводит время ваш ребенок. И вовремя сможете принять меры, если что-то пойдет не так.

Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Возможно, иногда что-то расскажет Вам и Ваш ребенок.

Делитесь с подростком своими проблемами. Не стесняйтесь попросить у подростка совета. Вопреки распространенному мнению, иногда подростки очень чувствительны и тактичны в оценке и коррекции именно чужих ситуаций. Кроме того, в этом случае существенно повышается вероятность того, что и со своей проблемой ребенок пойдет именно к Вам.

5. Постарайтесь обнаружить и скорректировать те ошибки в воспитании, которые Вы допускали на предыдущих возрастных этапах.

Рекомендации для родителей «Особенности общения с ребёнком в период возрастных кризисов»

Наталья Сидорова (Бондарева)
Рекомендации для родителей «Особенности общения с ребёнком в период возрастных кризисов»

«Если бы кризисы не были обнаружены экспериментально,

их следовало бы задать теоретически»

В развитии каждого ребёнка происходят кризисные периоды. Это естественный процесс. У разных детей он проходит по-разному. Если заметно, что ребёнок стал вести себя непривычным образом, слишком капризный, раздражительный, конфликтный, то, возможно, этот период уже наступил. Но, несмотря на то, что каждый период указывается конкретным возрастом, наступить он может чуть раньше или чуть позже. Всё строго индивидуально.

С самого рождения, когда ребёнок меняет внутриутробное существование на самостоятельную жизнь, это является кризисом новорожденности. Ребёнку необходимо адаптироваться к новым,непривычным условиям жизни: к новому типу дыхания и питания, к свету, к звукам и т. д. В этот период рекомендуется родителям окружить младенца вниманием, максимальной заботой, уходом (кормить грудью, обнимать, защищать от тревог и стрессов, и самое главное, быть терпеливыми и спокойными!

Кризис одного года характеризуется желанием ребёнка быть самостоятельным и неподчинением взрослому.

Рекомендации родителям:

• Будьте терпеливы и спокойны;

• Не нервничайте и не кричите на ребёнка;

• Уберите с зоны доступа острые предметы и дорогие вещи;

• Не потакайте всем капризам и не балуйте.Запомните: кризис пройдёт, а капризы останутся;

• Не проявляйте излишнюю строгость и запреты, позволяйте небольшую свободу, разрешайте поиграть с крышками от банок, небьющейся посудой;

• Купите пальчиковые краски, барабан, металлофон и т. д., и начинайте заниматься с ребёнком.

Самый острый кризисный период, когда поведение ребёнка практически не поддаётся коррекции, относится к кризису трёх лет. Именно в этот период самым частым выражением становится «не хочу».

Рекомендации родителям:

• Не сердитесь на ребёнка и не пытайтесь его «переломить»;

• Не отвечайте криком на его крик и не наказывайте, иначе у ребёнка может закрепиться неправильное поведение;

• Постарайтесь понять причину капризов (обиды от старших детей, излишняя строгость или частые запреты);

• Будьте терпеливы и сохраняйте спокойствие!;

• Дайте ребёнку больше самостоятельности, предоставляйте делать выбор (например, при выборе одежды);

• Снизьте количество запретов;

• Не заставляйте, а просите; следите за тоном, проявляя твёрдость, а не приказы;

• Хвалите ребёнка, если он этого заслуживает;

• При очередном капризе, переключите его внимание на что-то не имеющее отношение к данной ситуации;

Самое главное: Терпение! Игры! Понимание! Творчество и чувство юмора!

Интенсивный физический рост, совершенствование моторики рук, развитие ряда нервно-психических функций совпадает с периодом кризиса семи лет. Появляется тревожность, боязнь что-то сделать не так.

Рекомендации родителям:

• Создайте дома спокойную обстановку;

• Не предъявляйте непосильных требований;

• Поощряйте самостоятельность и активность ребёнка;

• Привлекайте ребёнка к обсуждению «взрослых» проблем на семейном совете и будьте готовы принять точку зрения ребёнка;

• Уважайте достижения ребёнка, оказывайте понимание и дайте понять, что поможете в случае неудачи;

• Не критикуйте и не отчитывайте ребёнка при других людях;

• Не сравнивайте ребёнка с другими детьми, это снижает самооценку ребёнка;

• Отвечайте на вопросы ребёнка максимально честно, не отмахивайтесь;

• Будьте последовательны в своих требованиях. Если что-то не разрешаете, то стойте на своём до конца;

• Станьте примером для ребёнка;

• Будьте внимательным к ребёнку, любите его независимо от поведения или оценок;

• Прежде чем отдать ребёнка в школу, проверьте уровень зрелости и психологической готовности к школьному обучению;

• Создайте условия для развития речи и интеллекта ребёнка (беседы, чтение сказок и стихов, развивающие игры и упражнения);

• Учите управлять своими эмоциями;

• Следите за состоянием здоровья;

• Поощряйте общение со сверстниками; не «привязывайте» к себе, пусть у него будет свой круг общения;

• Пересмотрите свои требования, не завышены ли они, нет ли излишней строгости;

• Приказы и назидания замените на убеждения, рассуждения и совместное анализирование;

• Будьте консультантом, а не запретителем;

• Побольше оптимизма и юмора!

Безопасная игра на природе в зимний период. Рекомендации для родителей Правила безопасной игры на природе в зимний период. Зима – только это время года радует большим разнообразием игр и развлечений на свежем.

Доклад на родительское собрание «Секреты общения с ребёнком в семье» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская средняя общеобразовательная школа Купинского района Структурное.

Консультация для родителей «Особенности безопасного поведения на дорогах в зимний период» Особенности безопасного поведения на дорогах в зимний период Уважаемые родители! Напоминаем Вам о том, что РЕБЕНКУ постоянно необходимо.

Консультация для родителей «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития» Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть.

Методические рекомендации для педагогов и родителей «Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми» Младенец рождается беспомощным и несмышленым, на превращение его в субъекта многообразной человеческой деятельности огромную роль играет.

Рекомендации для педагогов «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ» ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ 1 день. Знакомство родителей с воспитателем. Экскурсия по группе. Старайтесь.

Рекомендации для родителей: Как одевать детей в осенний период? Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт-Петербурга.

Рекомендации для родителей «Общение с ребёнком» 1. Круглый стол «Читаем детям дома» Игровое упражнение для родителей На столе, вокруг которого сидят родители, лежит книга. Предложить.

Рекомендации инструктора по физкультуре для родителей на летний период Подвижные игры с детьми на прогулке или спортзал на улице Рекомендации инструктора по физической культуре для родителей на летний период.

Ссылка на основную публикацию