Как правильно говорить ребенку “НЕЛЬЗЯ”

Как правильно говорить ребенку «НЕЛЬЗЯ»

Недавно ваш малыш лежал на кроватке и тянул к вам ручки, а теперь он – самый главный затейник и исследователь? Да, малыши стараются как можно быстрее исследовать окружающий мир и им невдомек, почему мама запрещает им лазать в розетки или брать нож. Конечно, для родителей подобное «изучение мира» связано со многими беспокойствами, так как ребенок не только может испортить какую-то вещь, но и может подвергнуть себя опасности.

Именно потому психологи рекомендуют уже начиная с года объяснять малышам, что такое «нельзя» и «нет». Как делать это правильно, чтобы не вызвать агрессию и у малыша не появилось желание сделать все против воли родителей, читайте ниже.

Как дети воспринимают запреты

Родители вынуждены смириться с тем, что кроха, исследуя мир, обязательно полезет и в унитаз, и потянется к миксеру, так как не может сразу же идентифицировать, что эти предметы опасны для него. Ему интересно и потому кроха пытается утолить свое любопытство. Если же мама или папа что-то ему запрещают, сразу же немедля ребенок начинает плакать. Это вполне нормальная реакция, так как таким образом малыш выражает свой протест.

Когда мама или папа запрещают ребенку лезть к микроволновке, они сетуют на то, что он пытается дернуть провод миксера, ведь ему же запрещали трогать технику на кухне. На самом деле это невозможно, так как в раннем детстве дети еще не осознают, что такое запрет и не умеют сопоставлять две аналогичные ситуации. Потому не стоит думать, что таким образом ребенок хочет как-то вам насолить, это не так, это просто особенность детского восприятия, к которой нужно относится с терпением.

Также малыши не воспринимают запрет как нечто постоянное и глобальное, потому удивляться тому, что завтра ребенок может сделать то, что мама запрещала делать сегодня, не стоит.

Учимся запрещать: советы мамам и папам

Не злоупотребляйте запретами

Перво-наперво, следует усвоить – нельзя все запрещать ребенку, так как слыша регулярно «нет» и «нельзя», дети перестают воспринимать их как сигнал немедленно отойти и не продолжать совершать действие.

Свое любопытство ребенок все равно должен утолить, потому пусть бегает по улице, гоняет бабочек и трогает все, что не причинит ему вреда. Помните, что если кроха запачкается, одежду можно будет постирать, а вот успокоить «маленького исследователя», которому снова что-то запретили, удастся не так просто.

Также следует учитывать, что дети до трех лет не понимают, почему на детской площадке они могут играть водяным пистолетом, а дома из него стрелять по стенам нельзя. В таких случаях нужно без запретных слов объяснить, почему действуют такие правила.

Слово «нельзя» до трех лет родители могут использовать, если совершаемое действие может быть опасным для малыша, а также если он кому-то может причинить боль. Нельзя бить кого-то, нельзя кусаться, щипаться, нельзя всовывать вилку в розетку. Если действие малыша не приносит никакого вреда, то тогда запрещать ему что-то только из-за нежелания после убирать, не стоит.

Как только малышу исполнится три года, он будет понимать больше и уже тогда ему можно будет объяснить, почему нельзя рисовать красками на обоях.

Важно объяснять причину запрета

Родителям следует запомнить – одного запрета мало, ребенку нужно обязательно объяснить, почему его действие может нести опасность и что родители не запрещают ему ничего только из-за своей прихоти. Объяснение причины должно быть простым, также можно воочию показать, почему, например, трогать горячую кастрюлю опасно. Можно дать малышу ее коснуться, когда она слегка остынет, чтобы он понял, что так она теплая, а когда стоит на огне, становится очень горячей и касание к ней может закончится ожогом.

Чтобы ребенок понимал значение слова «нельзя», ему следует чаще повторять слово «можно». Прекрасный результат дает их использование в одном предложении, к примеру, можно сказать: «Нельзя трогать руками горячую кастрюлю, но можно взять ложку и поиграть ей!» Когда ребенок услышит, что ему «можно», это отвлечет от того досадного обстоятельства, что родители запрещают сделать что-то другое и будет сопутствовать его развитию и исследованию окружающего мира.

Чтобы ребенка не тянуло к «запретному плоду», следует ему купить вещи, похожие на взрослые. К примеру, игрушечные инструменты или игрушечную посуду. Тогда у девочки будет игрушечная плита, на которой она, как и мама, сможет готовить суп, а у мальчика будет свой молоток, как у папы. Так, интерес малыша к взрослым вещам пропадет, кроме того когда у него появятся свои вещи, он почувствует себя более взрослым.

Запреты должны быть системными

Рассуждая на тему запретов, нельзя не учитывать то, что они обязательно должны иметь системный характер. То есть если мама не разрешила рисовать красками на обоях сегодня, то она не разрешит это сделать и завтра, и это не будет зависеть от ее усталости или занятости. Если же на следующий день после «нельзя» ребенок услышит «можно», тогда он сделает вывод, что запрет зависит исключительно от настроения родителей и на самом деле запретная вещь не несет никакой опасности, а следовательно родителя можно не послушать.

Это же касается таких случаев, когда мама запрещает, а папа – разрешает. Это сразу же понижает авторитет мамы в глазах ребенка, так как теперь все спрашивать он будет именно у папы. Поэтому родители должны быть едины в своих запретах и даже слезы или истерики не должны влиять на это. Тоже самое касается бабушек и дедушек, желая выглядеть более добрыми, чем родители, они не должны разрешать внукам то, что им запрещено дома.

Будьте гибкими

В это же время психологи рекомендуют порой проявлять и некоторую гибкость. Так, когда малыш болеет, ему можно в виду его состояния, разрешить что-то больше, чем обычно. Однако ребенка нужно сразу же предупредить – как только он выздоровеет, запрет снова начнет действовать.

В таком сложном вопросе как запрет важно все делать правильно, в том числе и самим не провоцировать детей на определенные поступки. Так, вполне логично, что если бумаги лежат на столе, то ребенок рано или поздно захочет их посмотреть. Потому, чтобы не запрещать трогать документы, лучше всего их просто убрать в ящик. Подобных ситуаций очень много.

Все вещи, которые ребенку трогать нельзя, следует убрать в недоступные для него места. Особенно это касается ценных и хрупких вещей. Малыша следует оградить от всего, что может стать для него опасным, но что может пробудить его интерес, а именно острые углы, режущие и колющие предметы, стекла и розетки.

Как правильно говорить «нет»

Чтобы запрет не пробуждал истерику или агрессию малыша, нужно следовать нижеуказанным советам.

  • Следите за своим тоном и интонацией. Голос должен быть спокоен, запрещая что-то, нельзя ругаться или кричать, но при этом всем своим видом нужно показать, что мама или папа рассержены и обижены. Также нельзя ребенка запугивать или угрожать ему, так как вместо уважения со стороны малыша, можно пробудить в нем страх. Спокойная интонация увеличит шансы того, что кроха все услышит и поймет, что если он снова сделает что-то подобное, строгого наказания не избежать.
  • Проявите уважение к ребенку. Оскорблять малыша ни в коем случае нельзя, так как это понижает его самооценку. После оскорбительных слов не исключено, что ребенок потеряет доверие к родителям.
  • Вспомните себя в детстве. Желая запретить малышу что-то сделать, подумайте, а хотелось вам того же. Возможно есть варианты удовлетворить интересы крохи.
  • Корректируйте запреты в соответствии с возрастом малыша. Взрослея, ребенок уже сможет и сам залезть на стул и достать что-то с полки, не стоит запрещать ему этого делать, проявляя гиперопеку. Однако это не значит, что нужно забывать про меры предосторожности.
  • Станьте личным примером. Если вы сами постоянно опаздываете куда-то или не уважаете окружающих, то как сможете требовать это от ребенка, который учится у своих родителей?

Перечень запретов должен быть небольшим и включать только то, что действительно несет в себе опасность. Не забывайте про альтернативу – наряду со словом «нельзя», используйте и слово «можно». В скором времени вы увидите и результат такого воспитания, малыш станет более послушным.

Как правильно говорить ребенку «нельзя»: 8 советов психолога

Конечно, мама с папой в силу своего возраста и жизненного опыта знают намного лучше, что ребенку можно делать, а от чего стоит воздержаться. Однако маленький человек, только начинающий осваивать окружающее пространство, хочет поступать так, как ему нравится. Главная задача родителей в раннем возрасте – научить малыша понимать запреты.

Как же правильно говорить детям слово «нельзя»? Из нашей статьи вы узнаете, как установить систему ограничений и помочь ребенку избежать многих проблем в будущем.

Подросшему малышу, активно познающему окружающий мир, интересно всё: горячая сковорода, папины документы, мамина косметика, кошачьи усы. Зачастую любой запрет он воспринимает в штыки – плачет и злится. Эта реакция абсолютно естественна, таким способом ребенок выражает протест против ограничения свободы.

Еще одной важной особенностью маленьких детей является неспособность обобщать и переносить знания на аналогичную ситуацию.

Когда начинать говорить «нельзя»?

Понимать слово «нельзя», точнее строгий мамин голос малыш начинает уже в полугодовалом возрасте. Хотя в шесть месяцев еще невозможно объяснить, что нож очень острый и может сделать «бо-бо». Родителям проще прикоснуться к лезвию и сморщить лицо, сказав: «Ой-ой, как больно. Нож такой острый!»

Не секрет, что до двух лет подавляющее количество запретов связано с детской безопасностью, а отставшая часть – с агрессивными проявлениями в сторону близких людей и сверстников. К примеру, мама запрещает совать пальчики в розетку, кусаться или щипаться.

В этот возрастной период дети не понимают социальных запретов – правил поведения за столом или в общественных местах. Бесполезно такому малышу запрещать заглядывать в чужие сумки, бросать еду на пол, кричать в магазине. Ребенок еще не понимает, почему в песочнице шуметь можно, а в поликлинике нельзя.

Как правильно говорить «нельзя» ребенку?

Прежде всего, разговаривать с малышом необходимо спокойным, уверенным голосом. Не стоит кричать, иначе он просто начнет бояться маминого разгневанного вида. Однако показать свое недовольство крайне важно, чтобы ребенок понимал, когда вы расстроены его поступком. О чем еще следует помнить?

  1. Маленький человечек тоже заслуживает уважения, поэтому не стоит употреблять оскорбления и негативные эпитеты. Подобным поведением вы лишь снизите детскую самооценку и не приобретете родительский авторитет.
  2. Используйте язык тела, если хотите донести запрет до малыша. Если он тянется к чему-то опасному, отодвиньте кроху подальше, встаньте перед ним на корточки и повторите слово «нельзя». Если он замахивается на вас, покажите, что вы недовольны – снимите с ручек, отойдите на пару шагов и скажите, что «маму нельзя бить».
  3. Прежде чем произнести очередной запрет, постарайтесь встать на место малыша. Вспомните, как вы в детстве хотели исследовать окружающее пространство. Возможно, подумав, вы все-таки разрешите определенное действие чаду, конечно, соблюдая определенные меры предосторожности.
  4. Выбирайте для ограничений короткие слова – «нельзя» и «стоп», если в семье маленький ребенок. Длинные предложения и объяснения следует использовать по отношению к подросшему малышу.
Читайте также:  10 игр на преодоление детской агрессии

Ребенок вырастет пунктуальным, станет относиться с уважением к старшим, не будет сквернословить, если вы являетесь образцом хорошего поведения.

8 советов психолога для установления запретов

Если вы хотите научить ребенка правильно реагировать на столь важное слово «нельзя», попробуйте следовать нескольким несложным советам. Они помогут установить разумные запреты, в то же время не ограничивая детскую активность.

  1. Не следует злоупотреблять словом «нельзя». Есть риск, что ребенок станет воспринимать его как сопутствующий фон, не обращая на него особого внимания. Кроме того, запомнить все родительские запреты попросту невозможно. Мы уже говорили, что запрещать следует только то, что опасно для жизни или оскорбительно для окружающих.
  2. Постоянное одергивание все же нежелательно, лучше создать вокруг малыша безопасную среду, благодаря которой вы сможете избежать большинства запретов. Уберите повыше острые, хрупкие предметы, установите заглушки на розетки, уберите от окон стулья и столы и т.д.
  3. Обязательно согласуйте свои действия с домочадцами. У матери, отца, бабушек и дедушек должен быть единый перечень запретов. Это нужно для того, чтобы малыш не столкнулся с противоречиями. Например, мама запрещает долго сидеть перед телевизором, а любимая бабушка разрешает.
  4. Кстати, обсуждение списка запретов полезно и тем, что вы сможете убрать «вредные» ограничения, которые препятствуют естественной детской любознательности. У вас есть стиральная машина? Почему бы не разрешить крохе пачкаться на улице, исследуя глубину луж. Также у вас появится возможность договориться с супругом, чтобы он не оставлял важные документы или ключи от машины на столе.
  5. Будьте последовательны в деле запретов. Если вчера вы говорили «нельзя», когда ребенок раскидывал игрушки по комнате, то и сегодня не разрешайте поступать так же, даже если вам хочется не воспитывать маленького «неряху», а посмотреть сериал или поговорить по телефону.
  6. Ребенок подрастает, совершенствуются его умения, а значит, родителям нужно корректировать запреты в соответствии с возрастом. Так, четырехлетний малыш уже может орудовать не очень острыми ножницами, помогать маме в приготовлении обеда.
  7. Постарайтесь исключить из речи частицу «не». Психологи уверены, что дети вообще ее не слышат или даже воспринимают такой запрет как руководство к действию. К примеру, вместо обидного «не будь жадиной» скажите «а давай-ка поделимся с твоим братиком».
  8. Очень важно дать детям альтернативу нежелательного поведения. Мы уже писали, что рисовать можно в раскрасках, а не обязательно в книгах со сказками. А кукольное лицо больше подходит для раскрашивания, чем детская мордашка.

Поэтому сократите перечень запретов до минимума, не бойтесь объяснять ребенку их причины и обязательно предлагайте достойную альтернативу запрещаемому поведению. Лишь в этом случае вы воспитаете у малыша не упрямство и желание поступать назло, а понимание и послушание.

Как правильно говорить ребенку нельзя

Ваш малыш подрастает и его любознательные ручки уже умеют «наводить порядок», конечно же, в самых неподходящих для этого местах. Это излишнее беспокойство для любого родителя, так как ребенок может не просто испортить какие-то вещи, но и подвергнуть себя некоторым опасностям.

Как советует детский психолог, приучать малыша к таким словам, как нельзя и нет необходимо уже с одного годика. Однако делать это нужно грамотно, дабы запреты не вызывали у крохи излишней агрессии и желания сделать все наоборот.

Как маленькие дети воспринимают запреты

Каждый малыш познает окружающий его мир, а значит, ему особенно интересно, что произойдет, если притронуться к сковороде на плите или одеть на голову штаны. Если он услышит запрет на то или иное действие, вполне вероятно, что его реакцией будут — гнев и слезы. Это вполне естественно, ведь маленький ребенок, таким образом, выражает свой протест.

Малыш еще не в состоянии с первого раза усваивать различные запреты и завтра может попытаться сделать то, что сегодня было нельзя. Это вовсе не означает, что он делает все вам назло, пока любые «нельзя» им не воспринимаются в глобальном смысле.

Еще одной особенностью восприятия запретов у малышей является неумение переносить определенную ситуацию на аналогичные. К примеру, вы ему запретили трогать микроволновку, но это совсем не означает, что он не станет подходить к миксеру. Не стоит думать, что кроха решил «насолить» вам. Таковы особенности детского восприятия, следовательно, нужно набраться терпения.

Советы детского психолога для родителей

Не злоупотреблять запретными словами

Наиболее распространенной ошибкой родителей часто является чересчур большое количество запретов. Слыша постоянно слово «нельзя», малыш попросту прекращает его воспринимать в верном направлении. Данное слово превращается в постоянного спутника жизни и просто не воспринимается как запрет.

Не подводите под угрозу интересы юного исследователя. Разрешите ему вволю побегать на улице и трогать различные предметы, гонять голубей и смотреть в лужи. Помните, любую одежду можно отстирать, ну, а лицо и руки хорошенько вымыть.

Малыши в возрасте до 3-х лет пока не понимают, что одни и те же действия можно осуществлять дома, но на людях нельзя. Либо, наоборот – с водой на детской площадке играть можно, а дома не разрешено. В подобных случаях постарайтесь объяснить малышу возникающую ситуацию без использования запретных слов либо отвлеките его игрой.

Первые три года жизни ребенка слово «нельзя» должно звучать исключительно при действиях, которые угрожают безопасности вашего малыша либо при возникающей агрессии относительно людей или домашних питомцев. «Нельзя» – это руки на горячей кастрюле, попытки засунуть палец в розетку, стук по стеклу, щипание или укусы людей и т.п. Все остальные действия не принесут какого-либо вреда, а только добавят родительских хлопот и увеличат срок домашней уборки.

По достижению малышом возраста трех лет, к нему приходит больше понимания. Он в состоянии понять отличия между обоями в коридоре и альбомом для рисования, а, значит, запреты пора конкретизировать. К примеру, можно трогать утюг, когда он стоит на месте хранения, но нельзя, когда мама гладит им белье.

Любые ограничения и запреты должны непременно сопровождаться объяснениями причин. Кроха должен понять, что на самом деле это действие опасно и запрет не ваша прихоть.

Используйте в объяснениях те слова, которые уже знает ребенок. Разговаривайте на понятном для него языке. Кроме объясняющих слов, также важно физическое восприятие услышанного «нельзя». Например, можно позволить малышу дотронуться до стоящего на плите горячего чайника, но, разумеется, тогда, когда его степень нагрева уже будет не опасна ожогами нежной детской коже.

Недаром, русский язык называют могучим и великим, используйте его по полной программе. На любое «нельзя» подберите свое «можно» и используйте его почаще. К примеру, трогать сковородку на плите НЕЛЬЗЯ, зато можно со стола взять половник. Такими «можно» вы будете отвлекать малыша от вещей запретных, одновременно не препятствуя его развитию и познанию мира.

В данном возрасте у ребенка должны быть собственные вещи, аналогичные «взрослым» предметам. В этом случае вам не нужно будет запрещать что-то, будет достаточно объяснить, какая отвертка папина, а какая – Витина. Интерес и любопытство к вашим «запретным» вещам у крохи угаснет, ну, а важности поприбавится.

Любые категоричные запреты должны таковыми и оставаться всегда, в любых ситуациях. В противном случае, ребенок не сможет понять, почему одно и то же действие вчера было запрещено, а сегодня вдруг стало доступным. Малыш может прийти к выводу, что любые «нельзя» зависят только от настроения взрослых и не таят в себе абсолютно никакой опасности. Нельзя практиковать разрешение запретного, даже когда вам необходимо выкроить для своих дел время.

Такой же подход должен быть и у всех остальных членов семьи. Ведь, довольно часто, происходит так, что у дедушки с бабушкой можно делать то, чего родители ни в коем случае не позволяют. Подобный подход не только негативно отражается на родительском авторитете, но и создает потенциальную угрозу из-за этого. Не исключено, что далее малыш перестанет обращать внимание на мамины «нельзя» и будет добиваться желаемого от других взрослых. Любые запреты должны носить единый характер, их нельзя отменять даже при слезах и истерике.

Иногда возможно проявлять некоторую гибкость. Например, можно позволить малышу чуть-чуть больше, если он заболел. Однако в такой ситуации вам необходимо объяснить ему, что распространяется разрешение исключительно на время заболевания.

Избегайте провокационных моментов

Бывает и так, что сами родители провоцируют ребенка на тот или иной поступок. К примеру, малышу многократно запрещали брать папины документы, но как-же избегать искушения, когда они все время лежат на столе, их даже не убирают в ящичек? А ведь таких ситуаций множество.

В обязательном порядке, храните все важные документы в недоступных для детей местах и лучше – запертыми на ключ. То же самое относится к любым ценным и хрупким вещам. Без надобности не искушайте ребенка.

Хотелось бы отдельно напомнить о домашних правилах безопасности. Оградите малыша от острых углов, любых режущих и колющих предметов, закройте ему доступ к розеткам, зеркалам и стеклам.

  • Обязательно следите за своей интонацией! Говорите спокойным тоном, оставьте крики и ругань в стороне. Таким образом ребенок научится адекватно воспринимать сказанное, а не пугаться вашего гневного вида. Однако, вам также нужно показать свое недовольство и обиду малышу, чтобы со временем он начал понимать, в каких случаях вас огорчает его поведение. Желательно также забыть про угрозы, если вместо уважения вы не хотите взрастить страх в ребенке.
  • Уважайте ребенка как личность. При конфликте любого типа не пользуйтесь оскорбительными словами. В противном случае, вы только значительно снизите самооценку малыша и вряд ли, в его глазах, будете выглядеть авторитетной личностью.
  • Сохраняйте благоразумие. Вспомните себя и свои желания в детстве. Чего вы хотели больше всего? Может быть, это вы можете разрешить своему малышу, но со строгим соблюдением всех мер предосторожности?
  • В процессе взросления все установленные запреты должны подвергаться коррекции с учетом возраста вашего ребенка. Малыш подрастает, с каждым днем и годом его способности совершенствуются и развиваются. Позвольте ему самостоятельно включать свет, помогать вам в домашних делах или вырезать что-то ножницами из ненужной газеты, конечно, при этом соблюдая все необходимые меры предосторожности.
  • И самое главное в воспитании – личный пример. Не нужно требовать от малыша того, что не можете соблюдать сами. Пунктуальность, отсутствие сквернословия, уважение к старшему поколению, а также многое, многое другое можно воспитывать исключительно на личном положительном примере.
Читайте также:  5 проблем послушных детей

И еще, постарайтесь, чтобы запретный список был невелик. Слова «нет» и «нельзя» произносить нужно только в крайних ситуациях, в остальных случаях замените их на альтернативное «можно». Со временем вы заметите, что упрямство вашего отпрыска уступит место послушанию.

Почему нельзя говорить ребенку «нельзя»? Какие опасности несет это слово для детской психики и как правильно ставить запреты?

Елена Старостенко
Почему нельзя говорить ребенку «нельзя»? Какие опасности несет это слово для детской психики и как правильно ставить запреты?

Почему нельзя говорить ребенку «нельзя»? Какие опасности несет это слово для детской психики и как правильно ставить запреты?

Детям свойственно активно познавать мир, и в процессе своего развития, они зачастую слышат нарочитое «нельзя». Но имеет ли это слово влияние на детские поступки, и какие опасности оно несет?

Почему мы говорим «нельзя»?

В процессе познания окружающего мира, дети нередко сталкиваются с опасностями. Первая реакция родителей – слово «нельзя». Но почему мы говорим именно его?

Дело в том, что дети довольно активны и могут вступить в игру с опасными вещами.К примеру: игры с электричеством, стеклом, водой. Строгое «нельзя» служит некой подушкой безопасности и защитой ребенка от жесткого внешнего мира.

Однако если приглядеться к проблеме ближе, то можно отметить, что экстренные случаи, не являются основным источником злосчастного «нельзя». Порой, родители употребляют его в ситуациях, когда легко можно заменить слово, на доброжелательный разговор. Например, ребенок гладит бездомную кошку, раскрашивает гуашью рабочую тетрадь, берет конкретную игрушку, а родители в это время издают грубое «нельзя», опираясь на собственные убеждения и планы.

Чем опасно слово «нельзя»?

Так чем же опасно слово «нельзя» в воспитании ребенка? Неужели оно не так безобидно? Последствия регулярного использования в своей речи слова «нельзя»:

• Отсутствие интереса к миру

Активный малыш, который постоянно находится в поисках следующего интересного объекта для изучения, развивает многие психические процессы: память, внимание, мышление, а также, у ребенка формируется интерес к миру, мотивация к обучению. Что происходит, если каждая попытка крохи познать то или иное явление, сопровождается нарочитым «нельзя»? Интерес к миру постепенно пропадает, мотивация изучать – уходит. Зачастую дети, воспитанные словом «нельзя», испытывают трудности в школе и на развивающих занятиях. Они неохотно посещают школу, кружки и секции, а также, им трудно даются различные науки. Такого ребенка сложно удивить, у него отмечается ограниченный кругозор и постоянное чувство скуки.

• Заниженная самооценка, страх перед обществом и осуждением

Сказанное ребенку слово «нельзя», зачастую не подразумевает последующего «потому что», то есть дети с подобным воспитанием, воспринимают запрет суровым словом, как осуждение и предупреждение – «ты не сможешь преодолеть эту опасность». Такие дети вырастают в людей с сильно заниженной самооценкой. На уроках ребенок, который постоянно слышал в раннем детстве «нельзя», будет бояться отвечать перед всем классом, стесняться своих вкусов в одежде, музыке, кинематографе, бояться иметь своё мнение и высказывать его публично.

Дети, которым постоянно говорят «нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя плакать» и ставят много других запретов на право избавления от негативных эмоций, очень часто, будучи взрослыми людьми, испытывают проблемы с долгими, невысказанными обидами, неспособностью делиться переживаниями и высказываться даже самому себе. Естественно, все это отрицательно отражается на психике. Постоянная неуверенность в себе, чувство страха и тревоги, могут искалечить ребенку жизнь.

Многие замечали, что слово «нельзя» — не находит отклика в душе ребенка. Дети равнодушны к запрету словом или вовсе сделают наоборот, если «нельзя» адресуется только им. То есть, если ребенку ставится запрет на конфеты, однако, вся семья их ест, то, скорее всего, малыш продемонстрирует свой протест обратным эффектом. «Нельзя» уже не будет иметь своей силы, так как ребенок не видит перед собой примера «как надо» и найдет тысячи способов, как добраться до «запретного плода».

Ни один родитель не хочет, чтобы его ребенок вырос безынициативным, неспособным к достижениям и успехам человеком. Чтобы самооценка малыша в будущем была в норме, необходимо пересмотреть свои взгляды на такое частое и неприятное слово «нельзя» в воспитании ребенка.

Как правильно ставить запреты?

Чем старше ребенок – тем больше запретов его окружают. В них нет ничего плохого, ведь запрет выступает лишь здоровой границей, которая выполняют функцию предохранителя от жестокого внешнего мира.

Главное правило – не ставить слишком много запретов. Жизнь в запретах не только негативно влияет на психику ребенка, но и обесценивает все ограничения разом. Так как же правильно ставить запреты и грамотно организовывать жизнь ребенка, чтобы не создавать множество ограничений?

• Создайте безопасную предметно-развивающую среду

Чтобы слово «нельзя» реже звучало по отношению к ребенку, можно просто убрать в зону недосягаемости все опасные предметы. В современном мире существует множество различных устройств, которые здорово облегчают родителям жизнь (липучки на двери шкафов, силиконовые насадки на углы, ограничители для дверей и окон).

• Создайте доступное и комфортное пространство для творчества

Ребенок не будет искать развлечений с опасными предметами, если его личное пространство будет идеально оборудовано для творческого и познавательного развития. Зачем малышу искать удовольствия на стороне, если ему и так максимально комфортно?

• Показывайте ребенку правильное взаимодействие с опасными предметами

Ничто не оказывает такого большого влияния на подрастающего малыша, как пример родителей. Если вы требуете от ребенка придерживать розетку рукой во время использования, то делайте это сами. Если вы просите малыша не кушать вредную пищу, то также придерживайтесь своих запретов.

• Презентация запрета

Прежде, чем поставить запрет – обговорите его с ребенком. Не спрашивайте его согласия, а просто поинтересуйтесь, что он чувствует по отношению к этому ограничению, что он думает по этому поводу, какие предложения он имеет, но, ни в коем случае, не реагируйте на «не хочу, не буду». Дайте ребенку понять, что от его несогласия, запрет не исчезнет, но и не забудьте объяснить причину своего решения.

• Единое мнение всей семьи на ту или иную ситуацию

Запреты часто не имеют силы, если на одну и ту же ситуацию мама говорит «нельзя», а папа говорит «можно», родители запрещают есть сладкое, а бабушка этому наоборот – способствует. Чтобы ограничения имели эффект, необходимо заранее договориться об этом со всей семьей, поставить всех членов семьи в известность.

• Обращайте внимание ребенка на то, что ему можно

Вместо сурового слова «нельзя», обратите внимание малыша на то, что ему «можно». Например, вместо «Нельзя есть конфеты», скажите «Я буду рада, если ты съешь пару бананов и апельсин».

• Позвольте ребенку совершать ошибки

Да, не хочется, чтобы дети испытывали боль или делала опасные и вредные для себя вещи, но позвольте им учиться на своих собственных ошибках.

• Замените слово «нельзя», на более конкретные утверждения

Не говорите «нельзя», а говорите «опасно», «горячо», «глубоко», «холодно». Так ребенок не только получит сигнал об опасности, но и научиться анализировать обстоятельства, принимать верные решения.

• Не реагируйте на провокации

Если запрет, то твердый и железобетонный. Подумайте, ребенку нельзя толкать пальцы в розетку – когда? Всегда. Вне зависимости от погоды, праздников, времени суток и прочих факторов. Так должно быть с любым запретом.

Ох уж это слово «нельзя», которое может нанести значительный вред психике ребенка. А может быть, всё же следует его исключить?

Беседа с детьми «Почему нельзя выбрасывать батарейки?» Беседа с детьми «Почему нельзя выбрасывать батарейки?» Цель: Формировать представления детей о вреде выброшенных с мусором батареек для.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Почему нельзя есть снег» Тема: «Почему нельзя есть снег» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Почему.

Консультация для молодых педагогов «Как правильно ставить цели и задачи» Цель ставится одна. Степень достижения цели: 1 Зачем мы проводим занятие, игру, беседу. (Если мы побывали в лесу, то что мы увидели, кого.

Консультация для родителей «Как нельзя поступать с ребёнком» Родители с самого рождения своего малыша часто мечтают о том, чтобы он вырос гармоничной личностью. И прилагают к этому множество усилий:.

Консультация для родителей «Учим правильно ставить ударение через стихи-запоминалки» ПРАВИЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ. Стихи-запоминалки. Свёкла плакать начала, До корней намокла: – Я, ребята не свекла, Я, ребята, не свекла, Я,.

Консультация «Мультфильмы запретить нельзя разрешить» Не так давно главными занятиями дошкольников были игры, рисование, лепка, прослушивание сказок. Конечно, дети смотрели и мультфильмы, но.

Презентация «Что нельзя приносить в детский сад» Презентация на тему: “Что нельзя приносить в детский сад!” Провожу работу с родителями. Все мы – воспитатели и родители, в равной степени.

Проект ко Дню Победы «Нам дороги эти позабыть нельзя» Иванова Елена Владимировна Проект ко Дню Победы «Нам дороги эти позабыть нельзя» для подготовительной группы детского сада Тип проекта:.

Презентация «Проект «Почему нельзя есть снег» Аннотация Данная исследовательская работа посвящена актуальной теме – проблеме здоровья детей младшего дошкольного возраста, так как многие.

Как правильно говорить «нельзя» ребёнку

Очень часто, проходя на улице мимо детей и их мам, можно услышать фразы «Туда нельзя» или «Не трогай собаку, она злая — укусит». Это материнский инстинкт. Родителям свойственно заботиться о здоровье и благополучии их чада. Только как правильно объяснить ребёнку причину своих запретов? Нужно найти баланс между «нельзя» и «можно». Разберемся как правильно говорить «нельзя» ребёнку.

Для начала поставьте себя на место ребёнка. Маленькому экспериментатору интересно всё. Любопытству маленького озорника нет предела, а взрослые зачастую в один момент затмевают весь исследовательский интерес. Естественно, таким образом ребёнок лишается огромного опыта, который очень важен в этот жизненный период. Действия ребёнка зависят от его характера и темперамента. Если он был рождён сильной личностью, лидером — будет открыто протестовать и плакать, высказывая своё недовольство. Другой же может вмиг потерять инициативу и постоянно оглядываться на взрослых.

Читайте также:  Крайне плохой родительский прием: манипулирование ребенком методом запугивания

Кто-то может возмутиться: что, ребёнку вообще ничего не запрещать? Ему ведь жить в порой не справедливом обществе, где уже установлены свои правила. Да, жизнь — не сказка. Жизнь — штука очень жестокая, поэтому малышу рано или поздно всё равно придётся столкнуться лицом к лицу с агрессией. Поэтому запрещать не только можно, но и нужно! У ребёнка в голове должны быть прорисованы ясные и понятные границы дозволенного. Только сделать нужно это грамотно, правильно, учитывая и опираясь на опыт других нянь. Только таким образом можно найти вышеупомянутый баланс.

Итак, разберём «нельзя» по пунктам:

Употребляйте слово «нельзя» крайне редко

Психологи разрешают и считают нормой произносить это слово не более 3 раз в день, и то в исключительных ситуациях. «Это невозможно!», — сразу же апеллируют некоторые мамаши и бабушки запуганных детей. Возможно. Проверить можно на собственном опыте. Слово «нельзя» легко заменяется.

Попробуйте всего лишь заменить одно слово на два — «нельзя» на «можно, только…» Так вы идёте на уступки и открыто заявляете о готовности сотрудничать. Ребёнок будет это понимать и ценить. Когда чуть-чуть подрастёт.

Несколько примеров правильного употребления этой фразы:

А. Сын становится напротив качели и начинает её раскачивать всё сильнее и сильнее. Это небезопасно, поэтому папа говорит: «Так качать опасно, потому что качели могут больно ударить. Можно только сбоку» и показывает на примере. Вместо постоянного выкрикивания «нельзя», можно по-доброму и с пониманием относиться к своему чаду. Нужно понимать, что ребёнок ещё не знаком с физикой, да и с устройством мира в целом.

Б. Дочь в туфлях пытается зайти в лужу — мама спокойным тоном произносит: «По лужам мы ходим только в сапогах». Если дом находится рядом, то можно без проблемно переобуться. Но пусть дочурка сама примет решение.

Кроме фразы «можно, только…» существует множество других «нельзя»-заменителей. Например, слово «опасно», которое должно произноситься строгим тоном.

А. Перед тем как перейти дорогу, папа говорит сыну: «Стой, тут опасно. Это дорога. Здесь очень быстро ездят машинки». При этом акцент ставится на слове «стой». Дети очень хорошо реагируют на него. Повышается внимание и улучшается концентрация. Очевидно, это лучше, чем «нельзя» или «не ходи туда…»

Забудьте частицу «не»

Зачастую дети вообще никак не воспринимают эту частицу. Когда мама говорит «Не трогай», ребёнок слышит только «трогай». Это обязаны знать все родители. Именно в таком возрасте хочется всячески ломать систему общеустановленных норм поведения. Нужно только приучить себя находить позитивные фразы-заменители, которые способны ввести в замешательство малыша. Так запреты можно сделать более слышимыми для ребёнка. Тут можно обойтись без примеров, так как сделать это довольно просто, достаточно несколько дней понаблюдать за своей речью.

Запрещайте, объясняя

Попробуйте вместо запретов объяснять ребёнку свою позицию. Подискутируйте о своих эмоциях, расскажите, почему «так» поступать — плохо, а «так» — хорошо, не забудьте предупредить о последствиях. Заставьте ребёнка поддаться впечатлению от рассказанного. Делайте это спокойно. Не думайте, что если ребёнок маленький, то он ничего не поймёт. Наоборот, именно в этом возрасте формируется его сознание.

Главный аспект 3 пункта — объяснять только тогда, когда малыш спокоен. Можно сесть рядом с ним и (или) взять его на колени. Крайне важен зрительный контакт — всегда смотрите ребёнку в глаза, когда что-то пытаетесь до него донести. Даже если он не отвечает взаимностью. Всё же, используя свои качества, постарайтесь привлекать детское внимание.

Разрешайте ему выбирать

Предоставляйте ребёнку возможность самостоятельного выбора. Детям это очень нравится. Проведите эксперимент. Вы увидите, что у ребёнка повысится настроение, он будет улыбаться, задумываться и выбирать. Он будет гордиться своим правом выбора и, соответственно, самостоятельностью.

А. Мама наливает в кружку горячий чай. Сын собирается его испробовать. Родитель предупреждает, что кружка очень горячая. «Ты можешь потрогать, если хочешь, но тебе будет больно, ведь кружка горячая». Затем можно сделать небольшую паузу, и предложить налить вместо этого тёплый чай. Да, сынок всё же прикоснётся к кружке, дабы проверить слова мамы, но зато впредь он будет знать, что такое горячее, и вести себя осторожнее.

Б. Дочь пытается перейти через лужу в туфлях. Реакция правильного родителя должна быть такой: «Доча, стой! Как ты помнишь, по лужам мы ходим только в сапогах. Выбирай: идём сейчас домой переобуваться или побросаем в лужу камушки? Смотри как это здорово!»

Определитесь с табу

Попробуйте создать список абсолютных запретов. Пусть он будет небольшой, но зато неукоснительный и справедливый. Там будет то, что детям нельзя ни под каким предлогом и ни при каких обстоятельствах. Согласуйте этот список со всеми членами семьи и объясните, что в нём и к чему.

А. В нашей семье нельзя: становиться на подоконник, дотрагиваться до горячей плиты (или утюга), бить родителей, животных и других людей, выбегать и играть на дороге и т. д.

Нужно не просто объяснять, но и периодически знакомить детей с опасными предметами. Например, то, что нож острый, дочь должна узнать, аккуратно потрогав его под присмотром родителей, а те в свою очередь могут слегка её уколоть. Несмотря на всё это, опасные предметы (большие ножи, таблетки, спички и др.) должны всегда находиться вне зоны досягаемости.

Сделайте квартиру полностью безопасной

Это позволит исключить из списка некоторые запреты. Розетки можно закрыть специальными заглушками, габаритные и опасные вещи — разместить как можно выше, а острое и горячее (те же ножи, утюг и плойки) — поместить в надёжное место.

Не понаслышке родители знают: запретный плод всегда сладок. Поэтому лучше познакомить ребёнка с опасными вещами и дать доступ к ним как можно раньше. Разумеется, только под контролем взрослых. Если ребёнок будет часто использовать «запретный плод», то вскоре его интерес к данному предмету и вовсе исчезнет. Это же правило, кстати, действует и для других вещей: если хотите, чтобы у малыша к чему-то не пропал (а точнее — увеличился в разы) интерес, ограничивайте «дозу».

А. Дайте чаду игрушечный нож и доверьте порезать варёные овощи. Позвольте погладить одежду почти остывшим утюгом или выключить микроволновку. Так вы не только позаботитесь о безопасности малыша, но и воспитаете в нём интерес к подобной работе. В будущем то, что вы делаете сейчас, положительно отразится на его отношении к домашней работе.

Осталось подвести итоги. Как выяснилось, не стоит прямо запрещать ребёнку какое-то действие. Очень многое необходимо спокойно объяснять. Положительной вехой в воспитании является использование слов-заменителей, таких как «край», «опасно», «острый», «горячо», «будет больно» и т. д. Необходимо давать возможность выбора и самостоятельного принятия решения, аккуратно знакомить с опасными предметами. Так дитя научится отвечать за свои поступки и принимать решения. Почувствовав в себе уверенность, отпрыск станет гораздо меньше врать.

Теперь и вам, родителям, нужно воспитать в себе спокойствие, терпение и умение выслушать и рассказать. Без этого всё вышесказанное так и останется вышесказанным.

Как сказать правильно говорить ребенку «нельзя»

Родители часто встречаются с дилеммой, которая ставит их перед выбором: твёрдо сказать «нет» своему ребёнку и отказать ему в чём-то, приучая к дисциплине и послушанию, или же не расстраивать своего малыша и пойти на уступки.

Некоторые родители не желают доводить ситуацию до абсурда, а своих детей до слёз, и потому идут на поводу у своих эмоций, что порой заканчивается вседозволенностью и совершенным отсутствием послушания со стороны их детей. Другие же стараются воспитать своих детей в строгости, желая научить их адекватно воспринимать отказы, что зачастую негативно отражается на самих детях и вызывает у них лишь отрицательные эмоции. Но если придерживаться определённых правил, то ребёнку можно будет корректно сказать «нет», при этом сильно его не травмируя.

Будьте тверды в своих решениях

Когда родитель отказывает своему ребёнку в чём-то в первый раз, он должен сохранять ровный, но твёрдый голос, давая понять своему малышу, что решение окончательно. Лицо должно отражать всю серьёзность ситуации, мягкость сейчас недопустима.

Если же ребёнок не воспринимает отказ, то следует прибегнуть к другим способам. Но ни в коем случае нельзя идти на уступки и разрешать то, что только недавно запрещалось. В таком случае ребёнок осознает, что может влиять на родителей и принятие ими решений.

Объясняйте малышу

Порой одного лишь «нет» или «нельзя» не хватает, ребёнок не понимает, почему его ограничивают запретами. В таком случае необходимо ему разъяснить ситуацию, пояснить причину, по которой родителям пришлось прибегнуть к подобным методам. Следует предоставить ребёнку аргументы, которые будут для него понятны.

Следите за эмоциями

Как правило, если в ходе наказания родители не держат себя в руках и позволяют себе кричать на своих детей, то у последних со временем начинают возникать поведенческие проблемы, а также различного рода расстройства на эмоциональном уровне.

Подобное отношение может привести к заниженной самооценке ребёнка и даже стать причиной депрессии. Исходя из этого, следует разговаривать с детьми уравновешенно и дружелюбно.

Использование «да» в качестве «нет»

Необязательно постоянно повторять ребёнку «нет» или «нельзя», вызывая тем самым у него массу отрицательных эмоций, которые пагубно отражаются на его развитии. Порой можно поставить определённые ограничения и при этом не использовать прямые запреты. К примеру, если ребёнок настаивает на покупке какой-то игрушки, то следует согласиться, но уточнить, что игрушка будет куплена не сейчас, а, к примеру, на день рождения.

Предоставление альтернатив

Отказывая ребёнку в чём-то, следует предложить иные альтернативы, тем самым предоставляя ему возможность выбирать самому из нескольких вариантов. В таком случае ребёнок почувствует, что родителям важно услышать его мнение и вызовет у него лишь положительные эмоции.

Никаких ложных надежд

Иногда родители не прямо отказывают своему ребёнку в чём-то, а говорят, что выполнят его просьбу позже. Но с течением времени позиция родителей не меняется, они всё также продолжают откладывать принятие решения на потом, а ребёнок начинает терять к ним доверие и замыкаться. Поэтому, если родители что-то обещают своему ребёнку, то следует конкретно называть период времени, когда они выполнят своё обещание.

Согласие между родителями

Родители должны поддерживать друг друга в принятых решениях. Нельзя допускать ситуации, в которой один из них отказывает ребёнку, а другой даёт своё согласие. В этом случае ребёнок станет прибегать к подобного рода манипуляции постоянно, получая желаемое и теряя уважение к авторитету родителей.

Ссылка на основную публикацию