Как общаться с непослушным ребёнком – история одной семьи

Родительское собрание на тему: «Непослушный ребёнок»
методическая разработка по теме

Сценарий и презентация к собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
sobr_esli_rebenok_ne_slushaetsya.rar273.28 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Непослушный ребёнок».

Цель : осмыслить целесообразность принятых в семье подходов а воспитанию послушного рёбёнка.

  1. Выявить типичные затруднения родителей, возникающие в ходе повседневной практики семейного воспитания.
  2. Получить опыт разрешения проблемы непослушания детей в результате «погружения» в типичные для семьи воспитательные ситуации.
  3. Вооружить участников информацией и навыками, упреждающими возможные воспитательные затруднения.

Форма проведения : проблемный семинар.

«Есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное слово. Владеть этим – владеть всем» ( А.Грин)

«На силе ребёнка надо строить воспитание, а не на борьбе с его слабостью» (Е.А.Аркин).

  1. Формирование «банка» проблемных ситуаций семейного воспитания .
  2. Разработки практических советов и рекомендаций для родителей: «Список высказываний о растущем ребёнке», «Как выразить детям свою любовь?», «Как добиться послушания ребёнка?», «Заповеди воспитания», «Шкала определения поведения ребёнка».
  3. Самодиагностика типичного семейного состояния.
  4. Подготовка с учащимися коротких текстов на тему «Почему я иногда не слушаюсь?» для анализа родителям.

«Как мне заставить его слушаться?! – вопрос, который нередко задают родители. Возможно, это и не вопрос, так как чаще всего они и не надеются услышать ответ. Это больше похоже на жалобу, на призыв о помощи или к сочувствию. Давайте попытаемся проанализировать некоторые реальные ситуации (они записаны на аудиокассету и воспроизводятся):

«Мама видит, что её семилетний ребёнок балуется с чашкой, наполненной молоком. Но мама не обращает на это внимания, Продолжая заниматься своими делами. Потом она всё же приказывает ребёнку: «Хватит баловаться!», а сама отворачивается, даже не убедившись в том, послушался ли он её. Следующее, что она замечает, – это то, что молоко уже разлито. Результат: мать наказывает сына».

«Мама размашисто даёт ребёнку подзатыльник, когда видит, что он залезает на крыло автомобиля. Но через две минуты она видит, что он делает то же самое, но она уже никак не реагирует, так как разговаривает с приятельницей, которой говорит: «Видишь, я никак не могу с ним справиться». Причём ребёнок слышит слова матери».

Учитель: Первое, о чём я бы спросила этих мам: «Вы действительно хотите, чтобы ребёнок вас слушался?» Естественно, они чистосердечно ответят: «Да!». Однако это будет лишь частичной правдой. Если понаблюдать за некоторыми мамами, то можно увидеть ситуации, из которых почти невозможно определить, в чём заключается основная трудность. Так каковы же воспитательные ошибки в рассмотренных ситуациях.

Учитель предлагает участникам «открытый микрофон»: Имитационная копия микрофона передаётся из рук в руки, родители высказывают суждения. Общий вывод участников состоит, как правило, в том, что большинство родителей знают, как себя вести с непослушными детьми, но не удосуживаются быть последовательными в своих требованиях и доводить их до конца.

Учитель : В преддверии проведения собрания я задала каждому ребёнку вопрос: «Почему ты иногда не слушаешься родителей?». Как видим наш портрет не очень привлекательный. Конечно, дети небеспристрастны, но ведь и «дыма без огня» не бывает: значит, допускаем ошибки, а потом пожинаем их горькие плоды в виде непослушания.

Я предлагаю обменяться мнениями по поводу высказываний, которые я вам сейчас предложу (раздаёт тексты). Ваша задача – прочитать их и, выбрав любое из утверждений, сказать, согласны вы с ним или нет, приведя убедительные аргументы или примеры. По окончании работы вы можете взять листки домой, и подумать над их содержанием.

Родители высказывают суждения, а учитель, обобщая, подчеркивает, что дети хорошо чувствуют требования и желания старших, поэтому в спокойной семейной атмосфере их поведение почти всегда можно контролировать короткими замечаниями, напоминаниями, но не приказаниями.

Учитель : Настроение, с которым вы, уважаемые папы и мамы, возвращаетесь домой, очень сильно отражается на детях. Тревога, напряжение, раздражение провоцирует ответную реакцию и может послужить отправной точкой непослушания.

Дети нуждаются в нашей поддержке, любви, доброжелательном участии. При их проявлении в семье ребёнок обретает уверенность, оптимистичный взгляд на мир, перестаёт быть «колючим» и непослушным. Я прошу вас, уважаемые собеседники, объединиться парами и, посоветовавшись 3-5 минут. Попытаться ответить на вопрос «Как выразить любовь к ребёнку и тем самым «снять» агрессию и расположить к послушанию?»

Учитель : обобщая варианты, предлагаю объединить их по сходным признакам в 4 группы: зрительный контакт с ребёнком; ласковые, ободряющие прикосновения; доброжелательное внимание; совместные увлекательные занятия. Я предлагаю вам памятки, где дан анализ важности этих форм проявления любви. Подумайте над ними, возможно, благодаря этому, что-то изменится в ваших отношениях с ребёнком, и он станет послушнее.

Памятка родителям «Как выразить детям свою любовь?»

Зрительный контакт. Ребёнок использует его для эмоциональной подпитки. Чем чаще родители смотрят на ребёнка, стараясь выразить свою любовь, тем более он пропитан этой любовью. Если наш взгляд постоянно выражает любовь, доброжелательность, ребёнок научится так же смотреть на людей. Если мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребёнок приучается к такой же реакции.

Ласковые, ободряющие прикосновения – замечательная возможность для общения. Для этого необязательно целоваться, достаточно прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться. Всё это укрепляет эмоциональное равновесие ребёнка.

Доброжелательное внимание . Как его обеспечить?

Побыть наедине с ребёнком. Тщательно спланировать организацию общения (один ребёнок у бабушки, уделяем внимание второму).

Внимательно относится к ребёнку в присутствии других, чтобы он не чувствовал себя обиженным, «брошенным».

Реагировать на возникающие у ребёнка проблемы ( расстроен, заплакан, испуган, чрезмерно активен).

Совместные увлекательные занятия . Практически, всё, что делают взрослые дома (или во дворе) может происходить с участием детей. Как гордятся они тем, что им доверяют, что-то поручают, одобряют. Старайтесь при этом не акцентировать внимание на том, что гвоздь прибит криво, или овощи помыты кое-как: ведь и вы не сразу этому научились. Замечательно, если вы вместе читаете, играете, ходите в кино. Поверьте, это время потом вы будете вспоминать, как самое счастливое.

Учитель : А теперь обратимся к «банку» родительских затруднений, в который поступили вопросы от вас. Разумеется, никаких фамилий. Я прошу вас, уважаемые участники, дать друг другу добрые советы. Поделиться родительским опытом.

Вопрос 1 . Я не могу заставить своего ребёнка есть по утрам. На этой почве часто возникают конфликты, непослушание. Что делать?

  1. «Посадите ребёнка за стол и выйдите как бы по делам, пожелав «Приятного аппетита!». И ни в коем случае не настаивайте. Вот увидите – «шантаж».
  2. «Скорее всего, ребёнок так привлекает к себе внимание. Значит, вам нужно обратить на это внимание. Возможно, это изменит ситуацию».
  3. «Попробуйте заранее, с вечера договориться о том, что он (она0 хотел бы съесть утром. Не настаивайте на своём варианте, пойдите навстречу (если это, конечно, не конфеты или чипсы).

Комментарий учителя: Вместо назиданий и порицаний скажите ребёнку что-то приятное, а потом, как бы между делом, предложите еду. Фразы: «Ты меня приятно удивил», «Вот не ожидал от тебя!», «Какой ты молодец!», возбудят в душе ребёнка радость, создадут благоприятный эмоциональный фон, и возможно, проблема уйдёт сама собой. Ребёнку не захочется огорчать вас после такого ободряющего общения.

Вопрос 2 . «Мой сын постоянно разбрасывает всё: тетради, книги, игрушки. Убирать не хочет, не слушается. Как быть?»

  1. «Стойте рядом, пока он не приберет за собой, а если не сделает это демонстративно, лишите какого- то удовольствия».
  2. «Убирайте с ним вместе, пока не выработается привычка».
  3. «Прикажите – и точка!», если в этом возрасте дети не слушаются, то что будет дальше?»

Комментарий учителя : Чтобы не нагнетать тревожность ребёнка и не разрушать радостного восприятия мира, попробуйте вместо назиданий и упрёков поиграть. Разбросайте по комнате вещи: и свои, и сына. «Что ты делаешь?» – не выдержит ребёнок, – «Подражаю тебе», – ответите вы. Думаю, что ситуация изменится.

Вопрос 3 . Мой ребёнок в ущерб занятиям читает книжки. На моё требование отложить фантастику и начать учить уроки отвечает непослушанием и даже агрессией. Я не знаю, что делать, посоветуйте.

  1. «Отбирайте книгу и настаивайте на своём. Объясните: сначала дело, а потом отдых».
  2. «Пусть читает. Это же замечательно! Вот я своего заставить не могу».
  3. «Попробуйте договориться: час читаешь – а потом уроки».

Комментарий учителя : поступите мудрее. Подойдите к ребёнку и скажите: «Это, должно быть, интересная книга». В редких случаях ребёнок может не ответить. Когда ребёнок испытывает удовольствие от чего – либо, он, как правило, стремится к тому, чтобы поделиться с кем – нибудь своей радостью. Подогрейте его интерес удивлёнными репликами: «Надо же!», «Потрясающе!». Таким образом, вы разделили детский интерес к книге и отвлекли, переключили его чувства на несколько иные объекты, размышление, оценку. И этот контакт служит тем основанием, что ребёнок сам может принять подсказанное вами решение – отложить чтение до завтрашнего дня. В данном случае вы предотвратили конфликт.

Учитель : А сейчас попробуем представить систему «запретов» для родителей по отношению к ребёнку, которая во многом снимет проблему непослушания. Мы, взрослые, сильнее и умнее, а поэтому не должны… Ответим на этот вопрос, объединившись парами, в течение трёх минут. «Запрет», выявленный вами, прошу написать на листке и вложить в шкатулку.

В результате на доске может получиться схема:

Учитель : Особенно опасны угрозы. Никогда не замахивайтесь на ребёнка – инстинктивное напряжение останется в подсознании в виде тяжелейшего синдрома ожидания наказания. Физическое наказание – средство последнее и даже опасное. Существует, как мы сегодня смогли убедиться, немало иных и не менее действенных средств. Правда, они требуют напряжения и «работы души» с вашей стороны, но такая уж ваша благородная родительская миссия. Дисциплинирование положительным примером (особенно, если его подаёт взрослый) – самое яркое средство дисциплинирования. Вежливые просьбы вместо приказов являются разумным и деликатным способом передачи инструкции. Когда взрослый отдаёт приказы, ребёнок не воспринимает родителей как союзников, а считает, что они приказывают ему ради собственных интересов.

Конечно, дети нас иногда обижают своим непослушанием. Но ведь они растут и обретают жизненный опыт. А это всегда связано с ошибками и «набиванием шишек». Так что, придите домой, обнимите своих детей волшебными родительскими руками и скажите им: «Вы самые лучшие!». И всё начнётся с чистого листа, а непослушание останется в прошлом.

Памятка для родителей

«Как добиться послушания?»

Уважаемые родители! Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, несмотря ни на что. Как можно больше времени проводите со своими детьми, демонстрируйте им, что вы считаете важным всё, что они делают. Разговаривайте с ними об интересах, школе, спорте, друзьях и т.д.

Не используйте в общении с детьми такие фразы: «Поймёшь, когда вырастешь…» или «Ты ещё мал, чтобы рассуждать об этом». В отношениях с детьми чётко определяйте правила и устанавливайте границы, но допускайте некоторую свободу в установленных границах, в рамках правил. Будьте хорошим примером для своих детей. Развивай те в них терпимость к окружающим.

Помогайте детям ставить реальные цели, чтобы достигать их. Оказывайте детям поддержку в различных ситуациях. Научите их рационально распределять своё время. Делитесь с ними своим жизненным опытом, Рассказывайте детям историю семьи, чтобы они чувствовали принадлежность к ней.

Избегайте оскорбительных фраз, унижающих ребёнка, это не усиливает вашу позицию, но демонстрирует ваше бессилие. Любите своего ребёнка, ибо родительская любовь решает много проблем.

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Непослушный ребенок: секреты общения

Основные причины детского непослушания и эффективные способы коммуникации с упрямым ребенком

Непослушный ребенок: секреты общения

Родителям трудно находить общий язык с непослушными и упрямыми детьми. Даже простейшие повседневные дела, вроде купания или приема пищи, становятся сложным испытанием. В большинстве случаев родители сами неосознанно провоцируют такое поведение, поддаваясь на истерики детей. Лучший способ справиться с непослушным ребенком – показать ему, что его уловки не работают. Вместе с тем необходимо отмечать моменты, когда ребенок ведет себя хорошо.

Особенности характера упрямых детей

Далеко не каждого ребенка, который проявляет своеволие и упрямство в поведении, можно назвать непослушным. Прежде чем принимать воспитательные меры, важно понять причину непослушания. Возможно, такое поведение – результат возрастного кризиса или ребенок пытается отстоять свою позицию, добиться больше свободы в принятии решений и немного ослабить родительский контроль.

Дети с большой силой воли могут быть чрезвычайно умными и творческими. Они задают много вопросов, что нередко воспринимается родителями как бунт. Они всегда имеют собственное мнение по разным вопросам и отстаивают свои позиции. Вполне возможно, что в таком случае не следует «ломать» ребенка и требовать безусловного подчинения.

Непослушного и упрямого ребенка можно узнать по таким признакам:

  • У него есть стойкая потребность в том, чтобы быть услышанными и признанными. Поэтому он всеми возможными способами старается привлечь к себе внимание.
  • Он яростно отстаивает свою самостоятельность.
  • Он предан тому, что любит.
  • У непослушных детей истерики происходят чаще обычного.
  • Ребенок любит командовать и занимает лидерскую позицию в коллективе.

Родителям непросто справляться с детьми, обладающими большой силой воли, но не всё так безнадежно. Исследования показали, что дети, склонные нарушать правила и ставить под сомнение общепринятые нормы, часто достигают больших успехов в учебе и профессиональной деятельности. Они не склонны поддаваться плохому примеру сверстников.

Психология непослушания: как понять ребенка с развитой силой воли

Если вы по натуре решительная личность, скорее всего, вы хотите видеть эту черту характера и в своем ребенке. Проблема в том, что отличить решительность от непослушания сложно. Итак, в чем же разница?

Словари определяют решительность как «упорство в достижении цели». Непослушание можно определить как «решительность поступать определенным способом». Другими словами, ребенок отказывается менять свою точку зрения, поведение или действия, несмотря на то, что его заставляют это сделать.

Непослушание у ребенка может быть наследственным или приобретенным. Возможно, именно вы провоцируете его на непослушание. В любом случае, можно изменить поведение ребенка в лучшую сторону.

Как обращаться с непослушным ребенком

Возможно, ваш ребенок отказывается ложиться спать или бросает ложку на пол, когда вы пытаетесь его покормить. Или он упрямо надевает одну и ту же одежду каждый день, не желая идти на уступки. Предлагаем 10 эффективных советов психологов, которые помогут справиться с подобным поведением.

Совет № 1: Слушайте и не спорьте

Общение – это двусторонний процесс. Если вы хотите, чтобы ваш упрямый ребенок слушал вас – сначала выслушайте его. У детей с сильной волей обычно бывают стойкие убеждения и склонность спорить. Они становятся неуправляемыми, когда чувствуют, что их не слышат. Ребенок настаивает на своем – значит, внимательно выслушайте его и открыто поговорите с ним о том, что его беспокоит. Это должно помочь. Чтобы открыто поговорить с ребенком, подойдите к нему сбоку, а не лицом к лицу. Говорите негромко и спокойно.

Совет № 2: Сохраняйте связь с ребенком, не заставляйте его подчиняться

Когда вы заставляете ребенка сделать что-то, он, скорее всего, будет бунтовать и сделает всё возможное, чтобы не выполнять ваше указание. Такое поведение часто встречается у непослушных детей. Сопротивление возникает инстинктивно и встречается не только у детей. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с ребенком.

Например, если ребенок настаивает на том, чтобы смотреть телевизор вместо того, чтобы ложиться спать, заставлять его бесполезно. Когда вы показываете, что вам не всё равно, ребенок, скорее всего, будет настаивать на своем. Дети, сохраняющие связь со своими родителями, хотят сотрудничать. Близкая связь с непослушным ребенком поможет вам справиться с его поведением. Первый шаг к этому вы можете сделать уже сегодня – просто обнимите своего малыша!

Совет № 3: Всегда давайте ребенку выбор

У детей есть свое мнение по многим вопросам, и им не нравится, когда им говорят, что делать. Если вы скажете своему 4-летнему малышу, что в 9 ему нужно ложиться спать, он, скорее всего, откажется это делать. Дайте ребенку выбор вместо указаний. Вместо того чтобы заставлять его идти спать, предложите выбрать, какую сказку вместе почитать перед сном.

Ребенок может продолжать настаивать на своем и сказать: «Я не лягу в кровать!». В таком случае сохраняйте спокойствие и скажите: «Нет, ты не выбрал». Повторяйте это столько раз, сколько потребуется и как можно спокойнее. Когда это будет выглядеть, как заевшая пластинка, ребенок, скорее всего, уступит.

Слишком много вариантов выбора – тоже не очень хорошо. Например, если вы предложите ребенку достать из шкафа одежду, в которой он хочет пойти на прогулку, он растеряется. Вместо этого лучше предложить выбрать один из 2-3 вариантов.

Совет № 4: Всегда сохраняйте спокойствие

Если кричать на непослушного ребенка, то нормальное общение превратится в соревнование, кто кого перекричит. Ребенок может расценить ваше повышение голоса как призыв к словесному поединку, и это только ухудшит ситуацию. Возьмите инициативу в разговоре в свои руки и дайте ребенку понять, что ему необходимо вести себя в рамках приличия.

Сохраняйте спокойствие всеми возможными способами: медитируйте, выполняйте дыхательные упражнения или слушайте успокаивающую музыку. Включайте её дома, чтобы ребенок тоже мог слышать.

Совет № 5: Уважайте ребенка

Если вы хотите, чтобы малыш уважал вас и ваше мнение, вам следует уважать и его. Если заставлять ребенка поступать определенным образом, вы утратите свой авторитет в его глазах. Существует несколько способов проявить уважение к ребенку:

  • Обсуждать вместе решения, а не настаивать на том, чтобы он выполнял указания.
  • Устанавливать разумные правила для всех детей и не трактовать их каждый раз так, как вам удобнее.
  • Сопереживать ребенку, никогда не относиться пренебрежительно к его чувствам и идеям.
  • Позволять ребенку самостоятельно делать то, что в его силах, избегать соблазна делать что-то за него. Этим вы высказываете свое доверие.
  • Объясняйте ребенку смысл своих слов и выполняйте обещания.

Показывайте ребенку пример хорошего поведения, ведь он постоянно за вами наблюдает. Это золотое правило, которое родители должны неукоснительно выполнять.

Совет № 6: Подружитесь с ребенком

Непослушные дети или дети с сильной волей чрезвычайно чувствительны к тому, как вы с ними обращаетесь. Поэтому всегда следите за тоном своего голоса, жестами и за тем, что вы говорите. Когда ребенку с вами некомфортно, он делает всё, чтобы защитить себя: бунтует, спорит или проявляет агрессию.

Если изменить свое отношение к ребенку, он будет по-другому реагировать на ваши слова. Вместо того, чтобы указывать, что следует делать, будьте с малышом ним на равных.

Используйте фразы вроде «Давай попробуем…», «Как насчет. » вместо «Я хочу, чтобы ты…»

Используйте веселые занятия, чтобы мотивировать ребенка сделать что-либо. Например, если вы хотите, чтобы он убрал за собой игрушки, начните сами это делать, а ребенка назначьте своим «главным помощником». Можно также устроить соревнование на время, кто быстрее уберет игрушки. Помните, что главная цель всех этих действий – стать лучшим другом своему ребенку.

Совет № 7: Ищите компромиссы

Иногда лучше договориться и найти компромисс. Часто дети ведут себя дерзко, когда не могут получить то, чего хотят. Задайте ребенку несколько вопросов: «Что тебя беспокоит?», «Что случилось?», «Ты чего-то хочешь?», чтобы он рассказал об этом. Он увидит, что вы уважаете его потребности и считаетесь с ними.

Если вы договариваетесь с ребенком, это не значит, что вы будете выполнять все его капризы. Просто будьте внимательны к нему и более рассудительны. Например, если малыш не хочет ложиться в кровать в установленное время, договоритесь о варианте, который устроит вас обоих.

Совет № 8: Создайте дома благоприятную обстановку

Дети учатся, когда наблюдают или делают что-либо своими руками. Когда ребенок видит, что его родители постоянно спорят между собой, он учится поступать так же. Разногласия между родителями создают стрессовую обстановку в доме, что сильно влияет на настроение и поведение ребенка. Как утверждают психологи, это может вызывать социальную отстраненность и даже агрессию.

Совет № 9: Посмотрите на мир глазами ребенка

Чтобы лучше понять поведение вашего непослушного малыша – постарайтесь посмотреть на ситуацию с его позиции. Представьте себя на месте ребенка и подумайте, почему он так себя ведет. Чем лучше вы знаете своего сына или дочь – тем легче вам будет справляться с плохим поведением и упрямством.

Например, если ребенок отказывается делать уроки, возможно, это происходит потому, что задание кажется ему непосильным. Когда ему сложно сконцентрироваться или работы слишком много, вы можете разбить задание на маленькие части, которые легко выполнить в короткие сроки. Делайте небольшие перерывы между заданиями. Так занятия уроками будут вызывать у ребенка меньше стресса.

Совет № 10: Поощряйте положительное поведение ребенка

Иногда вы не будете знать, как справиться с агрессивным поведением. Но, действуя необдуманно, вы можете еще больше спровоцировать негативное поведение. Например, если ребенок постоянно отвечает «Нет!» на все, что вы ему говорите, подумайте, не слишком ли часто вы сами произносите это слово.

Чтобы изменить негативные проявления характера, психологи советуют поиграть с ребенком в игру «Да или нет». По правилам игры, на все вопросы ребенок должен отвечать только «да» или «нет». Задавайте вопросы типа «Ты любишь мороженое?», «Ты любишь играть?», «Ты хотел бы увидеть живого динозавра?» Чем чаще малыш отвечает положительно, тем сильнее он чувствует, что его слышат и понимают.

Наиболее распространенные проблемы с непослушными детьми

По мере взросления малыша родители сталкиваются со многими трудностями. Некоторые проблемы становятся настоящим «камнем преткновения» и требуют немало сил и времени для решения. Предлагаем список из нескольких наиболее животрепещущих и актуальных вопросов, которые можно легко решить при наличии правильной стратегии.

Как приучить непослушного ребенка пользоваться горшком или туалетом.

Чтобы приучить трехлетнего ребенка пользоваться туалетом, родителям необходимо:

  • говорить об этом с ребенком;
  • объяснять, что необходимо делать;
  • не относиться к этому слишком серьезно, особенно, если малыш отказывается пользоваться туалетом.

Помните, что для того, чтобы научить непослушного ребенка пользоваться туалетом, потребуется больше времени, чем обычно. Проявите терпение, хвалите малыша за успехи.

Ребенок и правильное питание

Иногда дети бывают очень капризны, когда дело касается еды. Нельзя всё время позволять малышу есть только то, что ему нравится. Лучший способ приучить к правильному питанию – сделать прием пищи веселым занятием.

  • проявите творчество в оформлении блюд;
  • позвольте малышу принимать участие в приготовлении блюд, сервировке стола;
  • убедите попробовать хотя бы кусочек, если ребенок отказывается есть;
  • приготовьте маленькие порции разных блюд и разрешите выбрать то, что ему нравится.

Как же наказывать непослушного ребенка?

Детям необходимы правила, дисциплина и четкие рамки. Он должен знать и понимать, что любой поступок, как хороший, так и плохой, приводит к своим последствиям. Убедитесь в том, что он знает о последствиях в случае, если нарушит установленные правила.

Наказание должно наступать немедленно, чтобы малыш мог понять, за что он наказан. В качестве наказания можно сократить время на игры и просмотр телевизора или поручить выполнять мелкие домашние обязанности. Проявите творчество в том, чтобы придумать наказание, которое поможет дисциплинировать ребенка. Запомните: задача родителей – не наказать, а дать ребенку понять, что его поведение неприемлемо.

Как себя вести если ребенок не слушается, что делать: 6 простых правил

Проблема «ребенок не слушается вообще» или «ребенок плохо слушается» есть практически в каждой семье. При воспитании своих детей мы постоянно сталкиваемся с их непослушанием. С одного края мы кричим «Нельзя!», с другого слышим плач и истерику. Давайте вместе разберемся как себя вести если ребенок не слушается.

Как заставить ребенка слушаться? Уже в самом вопросе есть огромная ошибка. Если заставлять и «ломать» ребенка, ничего хорошего не выйдет. Либо ребенок «сломается» и будет подавленным и бесхарактерным, либо восстанет и будет хамить и «делать все на зло».

Так что же делать, если дети не хотят слушаться? Задача родителей не навязать, не заставить, не подчинить ребенка, а объяснить ему почему так нельзя или почему так нужно. И вот когда ребенок поймет зачем и почему, вопрос «как заставить ребенка слушаться и что с ним делать» отпадет сам собой.

А теперь спокойно разберемся в вопросе: как себя вести если ребенок не слушается.

Советы психолога: любую проблему с ребенком рассматривайте и со стороны самого ребенка. Это позволит объективно оценить проблему и найти лучший вариант решения проблемы. Причем это вариант индивидуален и зависит от самих родителей и детей.

Ребенок никого не слушается: 4 причины плохого поведения ребенка

  1. Ребенок болеет хроническими заболеваниями. Его организм ослаблен, он обеспокоен и раздражен. Это непременно сказывается на поведении ребенка.
  2. Постоянно простужается. Опять же ослабленный организм, который подвергается различным вирусам и инфекциям. Неокрепшая детская нервная система тоже страдает. Хорошее настроение у ребенка отсутствует, а вот раздражительности и постоянного недовольства – это с горкой.
  3. Без режимность. Важность последовательности и режима для растущего детского организма – это залог его чувства безопасности. Когда режим отсутствует, ребенок не организован, он не понимает ему сейчас спать пора или играть? А сейчас кушать или идти купаться? У него отсутствуют правила распорядка дня и, соответственно, его раздражает непонимание и неуверенности в следующем шаге.
  4. Причина – следствие. Только после 7 лет дети в состоянии проводить параллель между тем, что они сделают, и тем, что из этого получится. А до этого возраста, ребенок учится исключительно на своих ошибках, на своих попытках попробовать, узнать и понять. Никакие родительские попытки объяснить и уберечь просто не находят в детском понимании своего места.

Психологи утверждают, что для родителей послушный ребенок – это удобный ребенок. То есть родители воспитывают ребенка прежде всего по правилам, удобным самим себе.

Если ребенок с малку неукоснительно слушается родителей во всем, не перечит и не истерит, рано радоваться. Такие дети вряд ли вырастут в самостоятельных, инициативных и целеустремленных личностей.

Есть мнение, что дети, которые в трехлетнем возрасте на все реагировали криком и протестом, проще переносят подростковый переходный кризис. А вот ребята, тихони в детстве, дадут жару родителям попозже.

Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания

Обратите внимание: непослушание ребенка, его истерика и плач – это его попытка отстоять свою позицию или сказать и объяснить нам взрослым что-то важное для ребенка.

Первое правил воспитания

На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).

Таким образом ребенок чувствует вашу заботу. И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться.

Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.

Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.

Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.

Задача родителей – достижение целей и потребностей ребенка. А стоп-слова использовать крайне редко, когда иначе нет возможности остановить ребенка.

Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.

Важно: всегда у ребенка должен быть человек:

  • которому ребенок доверяет
  • который будет его баловать
  • с которым можно повеселиться
  • который его учит чему-то новому и интересному.

Второе правило воспитания

Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.

Третье правило воспитания

Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».

Четвертое правило воспитания

Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.

Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.

Наилучший вектор в воспитании – это демонстрация своим личным примером соблюдения правил.

Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.

Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): 6 простых правил

  1. Выдохнуть и трезво оценить ситуацию, перед тем как накричать и наказать за непослушание. Что именно вам не нравится в поведении ребенка? Он действительно делает что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем комфорте и вам не удобно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заранее продумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его ошибку.

Психологи утверждают, что когда мы разговариваем с ребенком на повышенных тонах, у ребенка «отключаются уши». Срабатывает как бы защитный блок.

Поэтому важно успокоиться, взвесить всю тяжесть проступка. Тем самым, возможно, вы не совершите ошибки, не переборщите в наказании.

  1. Разговор «глаза в глаза». Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен чувствовать ваше явное доминирование.

Задача родителей: не заставить, не сломать, а объяснить, добиться понимания.

  1. Альтернатива. На каждое «нельзя» должно быть «можно». А еще лучше, если вообще не употреблять запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну например, вместо фразы «Нельзя бежать через дорогу самому» скажите «Дорогу переходить можно только за руку со взрослыми».
  2. Инструкция, а не приказ. Каждый приказ и требовательный тон нарушает личные границы ребенка. И не удивительно, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.

А вот подробно объяснив, что и как можно сделать вместо не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит намного больше, чем вы думаете.

  1. Ругайте без имени. Что это значит: ребенок должен любить себя и свое имя. Старайтесь называть по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить «солнышко», «зайчик», «сынок».
  2. Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверняка говорили: «Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь)». Это же чистый шантаж. А теперь представим через 10 лет на вашем личном примере ребенок вам заявляет: «Не купишь новый планшет – уйду из дома». Ну как вам?

Примеряйте все ваши собственные наказания и порицания на себя. Вас что-то унижает? Или может оскорбляет? Пора задуматься, а правильно ли вы воспитываете своего ребенка.

Книга «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка» (30 страниц конкретных действий и рекомендаций)

Всю 4-х шаговую систему приучения ребёнка к дисциплине и послушанию без слёз автор уместила для Вас в короткую
30-страничную книгу под названием «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка».

Дополнительно к книге Вы получите от автора два ценных подарка:

1. Запись семинара «3 шага к самостоятельности Вашего ребенка».

2. Буклет в формате PDF «Фразы, вдохновляющие и поддерживающие Вашего ребенка».

Только представьте себе:

  • Вам больше не нужно по 10 раз повторять одно и то же.
  • Ребёнок с лёгкость перестаёт делать то, что Вы ему запрещаете и переключается на другое действие.
  • Ребёнок быстро обучается правильному поведению.
  • Даже если Вас рядом нет, ребёнок знает, что можно и что нельзя.
  • Ребёнок серьёзно относится и прислушивается к Вашим словам.
  • Вместо того, чтобы ругать, Вы обучаете вашего ребёнка на будущее.
  • Если Вам нужно что-то запретить, Вы точно знаете, как правильно это сделать.

Привычка «слушаться родителей»

Три вектора в послушании

  • Ребенок кричит и не слушается никого
  • Ребенок слушается всех и каждого
  • Или ребенок слушается выборочных людей, в идеале родителей.

Третий вариант самый предпочтительный. Из таких детей вырастают избирательные, думающие и рассуждающие личности.

Как привить ребенку привычку «слушаться родителей», как научить ребенка слушаться родителей

  1. Подстройтесь под ребенка.

Малыш прыгает, вы ему «Давай еще, еще, выше, выше».

Ребенок бегает, вы ему «Быстрее, сынок, здорово!».

Результат: ребенок делает то, что вы ему говорите. Да, он бы и сам попрыгал и побегал. Но вы своими комментариями заставляете его поверить в то, что он выполняет ваши просьбы. И это у него хорошо получается, это может быть даже весело и совсем не скучно.

Звучит может быть и не очень, но смысл совершенно положительный.

«Сладости для послушных малышей» — дети бегут к вам.

«Кто хочет грушу – бежит ко мне» — дети бегут к вам.

Результат: дети учатся приходить к вам на вашу просьбу.

Здесь хорошо помогает игра в «Замри».

Результат: ребенок понимает, что если вы просите успокоиться или постоять с ними рядом, то так и нужно сделать.

  1. Умение договариваться и разговаривать.

Не требовать и не приказывать, а именно договариваться с ребенком. Старайтесь понятно объяснить почему так, а не иначе. Тогда ребенок будет себя чувствовать менее уязвленным и лишенным чего-либо.

Результат: у ребенка вырабатывается понятие «договорились, значит нужно делать так».

Конечно мы помним о четвертом пункте: умение договариваться и разговаривать. Но иногда ребенок не настроен просто элементарно вас слушать. И тогда начинается у кого что: кто на пол падает и топочет ногами, кто отворачивается от вас и своим делом занимается, кто на все ваше «это» говорит свое «не это». И если такое поведение ребенка демонстрирует не потребность и необходимость, а исключительно каприз, то наилучшим вариантом поведения родителей будет игнорировать это. Да, да, не будет зрителя – не будет представления. Все просто.

Как себя вести если ребенок не слушается? Ответ на этот вопрос внутри каждого родителя. Вы как никто другой знаете своего ребенка и именно вы знаете наилучший подход к нему.

И в заключение нашей непростой темы непослушания детей, хочется напомнить все же что мы взрослые, а наши дети – это всего лишь дети! И когда нам кажется, что ребенок делает это на зло, специально, хочет нас огорчить, это вряд ли является таковым. Возможно ребенок самоутверждается, пробует на вкус свои возможности и силу повлиять на ситуацию. А на ком учится как не на своих родителях?! Терпения нам, родителям, и понимания.

Как общаться с непослушными детьми?

Многие родители страдают от того, что дети их не слушаются. Как бы они не бились, дети не воспринимают их серьёзно и пропускают всё мимо ушей. При этом, чаще всего, это касается мамочек, тогда как с папами, чаще всего, дети ведут себя более собрано и послушно, хотя, конечно, не всегда. Но это – немного другая тема.

Так вот, если Ваш ребёнок не слушается, а, вернее, даже как будто не слышит то, что вы ему говорите, не воспринимает ваши наставления и даже угрозы, игнорирует большинство ваших просьб и указаний, и всё делает, как ему вздумается, то, вероятнее всего, это никак не связано с плохим характером, генами и подобными вещами. Просто вы дали слабинку не в том месте и не в то время. И надо начать, в первую очередь, Вам соблюдать определённые правила общения с ребёнком для того, чтобы ребёнок начал слушать вас, слышать вас и делать то, о чём вы его просите.

Эти правила надо соблюдать всегда. Однако оговоримся, что мы ведём речь о детях до 9-10 лет.

Конечно всё относительно и индивидуально, но как правило, если ребёнок не слушается в 5-7 лет – разрешить проблему в большинстве случаев не так сложно. А вот, если ребёнок уже в 11-12 и старше не реагирует на Вас, это – уже другая ситуация. И её надо анализировать более тщательно, чтобы подобрать подход к ребёнку и определить методы воспитания.

Как общаться с непослушными детьми?

Как мы уже сказали, для того, чтобы дети начали слушаться Вас, родителей, и соблюдать какие-либо правила, надо сначала самим начать соблюдать элементарные правила воспитания, которые многие родители вообще упускают из виду.

«Если ты не уберёшь игрушки, мы не пойдём гулять». Как часто вы говорите своим детям эту фразу, при этом через пять минут, ругаясь и ворча, убираете игрушки сами и ещё через пять минут, целуя и обнимая своё чадо, собираете его на прогулку.
Из 10 мам так делает 8, причём две оставшиеся делают то же самое, только, может, не целуя и не ругаясь.
И что же мы хотим от своих детей? Естественно, они пользуются этим.
Вы сами же вырабатываете в ребёнке привычку игнорировать ваши указания, и то, что ваши угрозы – это пустая болтовня, которую они даже не слышат.
Поэтому первое правило – это если вы что-то сказали, то надо это исполнить, как священный долг, не для себя, а ради ребёнка.

В каждой семье должны быть правила. Да, это не всегда удобно, но ребёнок должен приучаться к тому, что в жизни есть правила, которые хочешь – не хочешь, но надо выполнять.

Эти правила с возрастом меняются и дополняются. Так дети учатся дисциплине и постепенно привыкают к взрослому миру, в котором без правил никуда.
Вы, в свою очередь, должны контролировать, чтобы ребёнок соблюдал правила и не спускать на нет их невыполнение.

Говоря о правилах, мы имеем в виду привитие тех навыков, которые необходимы ему в дальнейшем, чтобы расти самостоятельной личностью. Это – и трудовые навыки, и навыки самообслуживания, и культурные навыки.
При этом мы не говорим, что вы должны, как начальник гестапо, ходить и смотреть, как ребёнок выполняет установленные вами правила.
Ваша задача – самим не забывать о тех или иных правилах и, приучая к ним ребёнка, быть полностью вовлечёнными в этот процесс. Причём, желательно в игровой форме, так как основной способ познания мира ребёнком – это игра.

Не читайте долго натации.

Многие родители могут читать нотации часами. Они объясняют, что плохо, что хорошо, по кругу гоняя одно и то же. Помните, что ребёнок слушает вас первые три минуты, а потом он уходит мыслями туда, где ему интересно.
Так что говорите чётко, ясно и по делу, подкрепляя слова действиями, если таковые должны были последовать.

К примеру, если вы посадили ребёнка за стол, а тот вместо еды смотрит телевизор, то не надо ему долго читать нотацию о том, что надо есть, а не «пялиться в телевизор», надо просто его выключить.

Последовательность в действиях.

В воспитании с ребёнком надо помнить, что исключений быть не может, изменений в обстоятельствах тоже, и перемены настроения – это тоже ничего не значит. Если у вас есть правило сидеть за компьютером 10 минут, то завтра ему нельзя сидеть 20 минут потому, что у вас нет времени заниматься с ребёнком.
Или сегодня ему можно вырезать картинки, а завтра вам убираться не хочется, и вы не разрешаете ему этого делать.
Всё должно быть последовательно и чётко, тогда и ребёнок будет таким же.

Это – лучшее средство воспитания. Вы можете учить своего ребёнка чему угодно, объяснять ему, что плохо, а что хорошо сколько угодно, но если вы сами не являетесь примером, ребёнок будет брать от вас худшие качества.

Нельзя курить, а сами курите? Не удивляйтесь, что ребёнок ходит и собирает бычки по секрету от вас (такие примеры в нашей практике были не раз).
Ругаетесь нецензурной бранью? Что же? Ждите такой же лексикон и у ребёнка.
Не выполняете своих обещаний? Ребёнок намеренно и случайно будет забывать о своих.

Показывайте ребёнку его значимость.

Как правило, родители показывают значимость ребёнка через свою любовь, через слова о любви, через подарки и так далее. Это всё, конечно, хорошо, но это – не та значимость, которая помогает ребёнку расти сознательным и ответственным человеком.
Для этого нужно, чтобы общение с ребёнком было на равных. То есть, нельзя что-то решать за ребёнка, ставить его перед фактом, или заставлять что-то делать.
Надо советоваться с ребёнком, обсуждать с ним свои планы и дела, предлагать ему решать те или иные проблемы. И всегда стараться не заставить, а убедить его сделать то, что вы хотите, то есть всё поворачивать так, как будто, то или иное решение принято не вами, а самим ребёнком.

Такой подход в воспитании даст возможность почувствовать ребёнку свою значимость, как личности. Это подвигнет ребёнка, с одной стороны, делать то, что надо Вам, с другой стороны, отвечать за свои поступки и действия.
Это – главные правила общения с ребёнком, начните их соблюдать и наблюдать как меняется поведение ребёнка. Не ждите что изменения произойдут сразу, но всё же уже через неделю некоторые изменения будут заметны и чем дальше тем больше. Однаок если ничего не изменится или станет ещё сложнее, вероятно причины надо выявлять индивидуально, поэтому есть смысл обратиться к психологу, либо можете написать нашим специалистам. Они проанализируют вашу ситуацию и дадут необходимые рекомендации.

Правила поведения с непослушными детьми

Детский возраст – довольно трудное время для родителей-новичков. Если у родителей совсем мало опыта в воспитании детей, то придется набраться терпения и сил. Каждый ребенок уникален и по-своему ведет себя в определенных ситуациях.

Есть детки спокойные, послушные, которые могут тихо играть, читать книжки и рисовать. А бывают дети, как «электровеники», которые сметают все на своем пути. Они не могут усидеть на одном месте и заниматься одним и тем же делом более 5 минут. Такие детки изучают мир не только по горизонтали, но и по вертикали с использованием табуретов, столов и прочей мебели для достижения результата. Они бегают по квартире, шумят, играют в мяч, тут же раскладывают кубики, берут книжки с полок и листают картинки. Кажется, что таких деток не угомонить ни чем. И именно такие гиперактивные ребятишки намного чаще не слушаются родителей. На любое замечание и отказ они реагируют эмоционально, и могут полностью проигнорировать просьбу родителей или устроить истерику.

Практически у всех детей рано или поздно начинаются кризисы определенного возраста. Это бывает в 1,2,3,4 года, в 5-6 лет, в 7-8 лет и, кажется, эти кризисы происходят все чаще и чаще. Поверьте, не только родителям тяжело пережить эти периоды, но и деткам это дается с большим трудом. Они только начинают познавать окружающий мир, отношения и общение с людьми. И не сразу малолетние дети понимают, что можно, а что нельзя, что правильно и позволительно, а что недопустимо в конкретной ситуации. Этому должны научить именно родители. И от них зависит, каким вырастет их общее чадо.

Как правило, детки становятся непослушными, из-за недостатка внимания родителей. Так как сегодняшний круговорот событий практически полностью затягивает родителей в работу, бытовые проблемы и социальные сети, то на воспитание остается очень мало времени. И не каждый родитель готов после насыщенного рабочего дня провести вечер с ребенком и заниматься его воспитанием. Многие родители отдают предпочтению просмотру сериалов и социальным сетям, а деткам предоставляют планшет с игрушками, чтобы их чадо сидело спокойно и не привлекало внимания. Это, конечно же, неправильный подход к воспитанию. С течением времени, такие дети все чаще начинают устраивать истерики и перестают слушаться родителей. Они пытаются тем самым привлечь к себе внимание, оторвать родителей от телевизора и смартфонов. Для детей главное, чтобы родители обратили на них внимание, а позитивное или негативное, это уже не имеет значения.

Существует несколько правил поведения с непослушными детьми:

  1. Разговаривайте с детьми спокойно, без эмоциональных всплесков и тем более рукоприкладства. Во время разговора не должно быть строгих указаний и повелительного тона.
  2. Попытайтесь выяснить причину непослушания. Задавайте наводящие вопросы, например, «Почему ты не хочешь надеть шапку? Может, ты не хочешь гулять на улице?», или «Почему ты не хочешь кушать суп? Может он невкусный? Или ты не голоден?».
  3. Опуститесь на уровень ребенка. Сядьте на коленки или корточки. Глаза должны находиться на одном уровне с ребенком, вы должны уловить зрительный контакт. Если вы будете выше, то для ребенка, это уже выглядит устрашающе и сознательно направляет на подчинение. А дети не любят подчинения.
  4. Постарайтесь вывести ребенка из эмоционального негативного застоя таким образом, чтобы он начал отвечать положительными словами «да», «хорошо», «конечно». Например, если ребенок отказывается заниматься развивающими занятиями или читать книгу, спросите у него, а не хочет ли он посмотреть один мультфильм, и только потом вместе с мамой сесть учить буквы или читать книги. Или, если ребенок бегает по магазину и шумит – разрешите ему выбрать одну сладость и самому донести до кассы, или попросите его помочь донести продукты. Ребенок почувствует себя нужным и будет радоваться, что вы его хвалите и нуждаетесь в нем.
  5. Будьте требовательны к ребенку, но не переходите за дозволенные рамки. Ваши просьбы не должны стать указаниями. Не меняйте своих решений, не идите на поводу у ребенка. Если один из родителей придерживается одного мнения, то и второй родитель должен его поддержать, а не отменять просьбы и жалеть ребенка.
  6. Еще одним важным моментом в воспитании детей является подражание родителям.Личный пример очень действенная мера воспитания. Детки впитывают все до мелочей и несознательно пытаются повторить поступки родителей. Если вы сидите за обеденным столом с телефоном в руках, то и ребенок будет повторять это, и никакие просьбы и ругани не подействуют. Всегда старайтесь контролировать свои действия и поступки. В отношении детей не должно быть такого, что я родитель – мне «можно», а ты ребенок – тебе «нельзя».
  7. Так же хочется отметить, про детское недоверие к родителям. Если вы часто обманываете своих детей, не выполняете обещаний, показываете свое равнодушие к чаду – это может привести к тому, что ребенок не будет чувствовать в вас наставника и вы потеряете свой авторитет в глазах малыша, соответственно он перестанет вас слушаться.

Запомните, пустив на самотёк воспитание в 2-3 года и разрешив деткам вести себя как угодно, вы лишаете себя возможности контролировать процессы воспитания в будущем. Детки могут стать неуправляемыми и не поддаваться контролю. Все действия будут безуспешны. И скорее всего, придется обращаться за помощью к детским психологам.

Дети нуждаются в любви и заботе со стороны родителей. Они нуждаются во внимании и поддержке. Уделяйте побольше времени своим детям, и они станут намного послушнее и счастливее благодаря вам.

P.S. О том, как психологи советуют воспитывать гиперактивных детей, можно ознакомиться в статье, перейдя по ссылке. С уважением администрация сайта.

Непослушный ребенок: Простой воспитательный прием, который работает

Экологичное родительство: Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием.

Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием. Какой? Рассказываем.

Дети – как и взрослые – не хотят, чтобы ими командовали

Это было странно. Я, консультант по проблемному детскому поведению, уже годы работающая с детьми, была в растерянности – я не могла справиться с шестилеткой, которая залезла на шкаф прямо в моей приемной.

– Я сказала слезай!

– Нет! И ты меня не заставишь!

Она была права. Я не могу ее заставить. Я была сбита с толку и она чувствовала это.

– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.

– Ну и ладно, мне все равно!

– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.

– Ну и ладно, рассказывай!

Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.

Как типичный ребенок с сильной волей она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.

После еще пары грозных и не работающих фраз до меня, наконец, дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.

Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.

– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.

Она немедленно смягчилась и мне, наконец, удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.

В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей.

Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.

Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!

Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.

Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?

Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!

После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.

Но как же найти нужные слова?

Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:

1. эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться

2. эти слова должны быть утверждением – не командой

3. в этих словах не должно содержаться угроз наказания

«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»

«Быстро убери весь этот бардак!»

«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»

«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»

«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»

«Быстро иди в свою комнату!»

Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.

Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.

Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.

Говоря «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам» мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть, мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.

Говоря «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!» мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.

Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.

Конечно же использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.

  • вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение
  • вы будете тратить меньше нервов
  • вы будете меньше ссориться с ребенком

Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».

опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

Автор: Аманда Ройтер

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Читайте также:  Почему мамы-эгоистки гарантируют ребенку счастливое будущее
Ссылка на основную публикацию