Как бороться с детской скукой?

Как бороться с детской скукой?

Иногда родители слышат от своего ребенка фразу: «Мне очень скучно, нечего делать». У мамы и папы это вызывает разную реакцию. Одни начинают переживать, другие советуют любое дело, которое приходит им в голову, лишь бы избавиться от надоедливого малыша. Почему же дети начинают скучать? Нужно ли придумывать им развлечения или лучше дать самим свободу выбора?

В наше время детей и взрослых развлекает компьютер или телевизор. Многие малыши совершенно не могут потерпеть спокойно, пока родители разговаривают со своими знакомыми при встрече на улице, или стоят в длинной очереди. Им быстро надоедает однообразие, и наиболее эмоциональные дети громко выдают фразу: «Мне скучно, все надоело». Причиной того, что дети в наше время страдают от скуки, является то, что практически с младенчества они развлекаются с помощью гаджетов, а между собой общаться почти не умеют. Но это не единственная причина скуки у детей.

Причины скуки

Важно разобраться и понять, каковы причины того, что ребенок жалуется на скуку и на то, что он не может найти себе занятие. Причин может быть несколько.

  • Слишком много впечатлений. Когда еще с детского сада ребенка загружают несколькими кружками, за день накапливается очень много полученной информации, которую нужно усвоить и проанализировать. Ведь в этом возрасте малыш еще не успел изучить основы окружающего мира. К этому добавляется масса новой информации. Которую нужно запомнить и понять. А это требует времени.
  • Неумение играть. Иногда кажется, что малыш просто заскучал. Но на самом деле причиной скуки современных детей является то, что они хорошо умеют обращаться и играть с гаджетами, а с обычными игрушками играть их просто не научили. Ребенок не сможет во время игры с игрушками проявлять фантазию, договариваться с другими детьми о том, по каким правилам они будут играть.
  • Недостаток внимания. Иногда, когда ребенок говорит родным о скуке, он пытается донести до них, что ему одиноко, хочется внимания. Ведь никакие дорогостоящие игрушки не будут в радость, если родители не уделяют малышу время и не дарят ласку. Даже при сильной занятости просто необходимо выделять немного времени на игры с ребенком. Иначе можно просто «пропустить» его детство, и лишить ребенка воспоминаний о веселом времяпровождении с родителями.
  • Ожидание события. Часто дети нетерпеливы, и когда ждут чего-то очень желанного, просто не могут заниматься ничем другим. Они еще плохо умеют отслеживать время, поэтому ожидание кажется им бесконечным.
  • Индивидуальные особенности. Некоторые дети очень активны. Если они должны выполнить задание, которое требует усидчивости и внимательности, они очень быстро заскучают. А ребенок, который отличается более спокойным характером, отлично справиться с такой задачей. Но веселые игры сверстников могут вызвать у него скуку, так как это ему не интересно.

Что делать родителям, когда ребенок скучает

Вот несколько советов для тех родителей, которые не знают, как занять своего скучающего малыша.

  • Если ребенок жалуется на скуку, отложите свои дела на короткое время. Иногда достаточно будет просто обнять чадо, сказать несколько ласковых фраз, пощекотать. После эмоционального общения малыш может придумать для себя занятие. Если этого не произошло, скажите, что некоторое время можно ничего не делать, просто отдыхать, а скука вскоре пройдет сама и занятие найдется.
  • Не стоит каждый раз, когда ребенок жалуется на скуку, сразу же бросаться искать для него развлечение. Это можно делать лишь иногда. Если такая ситуация возникает часто, предложите малышу самому найти занятие для себя. Таким способом он быстрее научится сам принимать решение и проявлять инициативу. Это поможет ему быстрее адаптироваться и в детском саду, и в школе.
  • Если жалобы о скуке вы слышите от своего чада часто, составьте вместе с ним список дел и развлечений, в который моно будет заглянуть, когда он не сможет найти занятие. Это должны быть, в основном, различные развивающие занятия и игры, а также активный отдых. Когда снова прозвучит жалоба о скуке, пусть малыш заглянет в список, и выберет себе дело. Возможно, таким способом он отыщет себе увлечение, от которого не сможет оторваться. В результате скука будет забыта надолго.
  • Если малыш говорит в гостях, что ему скучно, нужно ему объяснить, что так говорить невежливо. Он должен понимать, что при этом задевают чувства других.
  • Не нужно поощрять сидение перед телевизором или компьютерные игры. Специалисты уверены, что дети, которые играют в них слишком часто, чаще страдают от скуки, им намного труднее в дальнейшем проявлять фантазию и находчивость. Игры за компьютером должны быть непродолжительными. Выбирайте для своего ребенка такие, которые будут не только убивать время, но и способствовать его развитию.
  • В первую очередь, ребенок должен научиться читать. Вано не только показать ему буквы и научить технике чтение. Малыша нужно заинтересовать. Сначала это должны быть простые, яркие, увлекательные книги, которые помогут открыть перед ребенком целый мир литературы. Если ребенок полюбит чтение, скучать он не будет никогда. Кроме того, вырастет очень образованным человеком.
  • Свободное время моно занять творчеством. Сегодня можно приобрести различные наборы, из которых ребенок может собрать поделки или игрушки. Во время прогулки соберите природные материалы, из которых дома составьте вместе с малышом красивую композицию. Такие занятия полезны для развития фантазии и творческих способностей, а навыки пригодятся в школе на уроках изобразительного искусства.
  • Позаботьтесь о том, чтобы ребенок умел правильно играть с теми игрушками, которые у него есть. Кроме того, все они должны соответствовать его возрасту. Иногда бывает так, что какие-то игрушки очень нравились малышу, но сейчас пылятся на полках. Может быть, он просто из них вырос, и необходимо посетить магазин, и приобрести более подходящие по возрасту игры и игрушки.
  • Некоторых детей дошкольного возраста игрушки мало интересуют. Иногда они больше интересуются домашними делами, которыми ежедневно занимаются родители. Можно разрешить малышу поучаствовать в уборке квартиры или приготовлении пищи, если он так этого хочет. Дайте ему простые задания, которые он сможет выполнить, хвалите его за успехи. Это спасет ребенка от скуки. Кроме того, он научиться выполнять домашние дела, и вскоре сможет стать вашим помощником.
  • Еще один способ борьбы со скукой, который может принести пользу – это научить малыша игре в шахматы. Сыграйте с ним несколько партий, затем просто оставьте шахматную доску на столе в гостиной. Пусть как только ребенку станет скучно, он подходит к шахматам и поразмышляет над следующим ходом. Эта игра отлично развивает мышление и интеллект.

Как бороться с детской скукой? Что делать, если ребенку скучно дома.

Скука полезна для развития ребенка. Об этом сообщает известный психолог Еспер Юуль. Свою точку зрения эксперт высказал в интервью австрийскому изданию DerStandart. Еспер Юуль также объяснил, почему детям полезно скучать.

Если ребенку скучно

“Нашему ребенку 4 года. Он радостный, счастливый и подвижный малыш. В детском садике он принимает участие во всех занятиях. Он легко находит друзей. Но когда мы его забираем, он спрашивает: “А что мы будем делать, когда придем домой?”. Сначала мы думали, что все замечательно.

Но со временем мы стали чувствовать себя аниматорами, которые должны постоянно придумывать новые занятия для сына. А если мы однажды ничего не придумаем, он жалуется. Тогда нашему ребенку скучно дома. Мне кажется, что наш малыш утратил способность выдумывать что-то новое или играть в одиночестве. Что же нам теперь делать?” – пишет одна из читательниц австрийского издания и задает вопрос психологу Есперу Юулю.

Ребенку скучно. Что делать?

По словам известного семейного терапевта, детские садики, продленки, спортивные лагеря предлагают множество развлечений для детей. Но кроме этого они показывают родителям, какие идеи и стратегии можно применить, чтобы помочь детям избежать скуки. Однако, скука – это совсем не плохо.

Конечно, есть родители, которые наслаждаются временем, проводенным с детьми: вместе ходят в музеи, вместе работают в саду, чинят велосипед или занимаются спортом. Но есть другие. Такие мамы и папы ощущают постоянное давление, пребывают в состоянии постоянного стресса от того, что им нужно выдумывать все новые и новые развлечения для своего чада. Они чувствуют себя виноватыми от того, что их ребенку скучно дома.

Скука и внешние стимулы

Еспер Юуль отмечает, что дети и их родители стали потребителями. В результате мальчики и девочки сразу же ощущают скуку, как только исчезает какой-то внешний стимул. Детям скучно без компьютерных игр, без телевизора или планшета. В то же время, сегодня в детских садах и в школах также массировано начали использовать внешние стимулы. Если ребенок целый день подвергается их воздействию – наступает своего рода передозировка.

Многие родители чувствуют буквально принуждение продолжать занятия дома. Давление осуществляют дети, поскольку привыкают к такого рода времяпрепровождению. Дети жалуются, что им скучно, и требуют от родителей развлечений. Если у мам и пап еще есть энергия – они продолжают развлекать ребенка, если же они устали – то просто сажают ребенка перед телевизором.

“Мой совет: если ребенку скучно, дайте ему поскучать. И при этом не нужно испытывать никаких угрызений совести. В такой ситуации большинство детей почувствуют внутреннее спокойствие. Ощущение, которое будет для них в начале непривычным и не приятным. Причина – дети попытаются найти баланс между потреблением внешних стимулов и собственным творческим началом.

Скука – ключ ко внутреннему равновесию

Скука – ключ ко внутреннему равновесию в любом возрасте. Те, кто дождался, когда беспокойство пройдет, вступают в контакт с внутренним творческим началом. Наше творчество – это место, в котором мы учимся ощущать себя, самовыражаться и самореализовваться. То, что еще час назад было неприятной тишиной, вызывает внутреннее успокоение и подзаряжает энергией”, – отмечает эксперт.

По словам Еспер Юуля, важно, чтобы ребенок следовал за своим творческим началом. Ведь именно оно делает малыша независимым от внешнего признания и одобрения. Творческое начало стоит на первом месте, когда речь идет о формировании самооценки.

“Если к вам придет ребенок и скажет “Мне так скучно”, просто обнимите его и скажите: “Я очень рад, я с удовольствием посмотрю, чем ты теперь займешься”. Вы можете сказать это, не испытывая никаких угрызений совести. Еще лучше будет, если вы станете скучать вместе. Тогда вы почувствуете, что вдруг начинаете говорить друг другу вещи, которые никогда не говорили. В такие моменты возникает настоящая близость.”, – отмечает психолог.

Именно поняв, что развлечений не будет, ребенок анализирует свой опыт, ищет применение по силам, творчески подходит к досугу.

Оставленный в покое ребенок развивается

Ребенок всегда сам выберет наиболее подходящий ему вид деятельности. То есть будет играть в то, чего ему больше всего не хватает, укреплять свои слабые места.

  • Требуется тренировка вестибулярной системы – человек потянется к качелям,
  • нехватка тактильной стимуляции – рассыплет горох по полу кухни и сядет сверху и т.д.

Безо всякого принуждения ребенок обыгрывает важные для себя ситуации, например, становится драконом в игре, пытаясь победить страх, как бы надевая на себя непробиваемую драконью шкуру.

Тут кроется одна важная мысль, которую все время упускают из виду растревоженные современным темпом жизни родители: оставленный в покое ребенок развивается . Ему для этого не особенно нужны кружки, педагогическое давление, обучающие карточки. Более того, даже когда вам кажется, что отпрыск занят сущей ерундой, не спешите записывать его в кружок по тайм-менеджменту. Возможно, он приобретает что-то очень ценное, чего в других условиях получить нельзя.

Занятия, выбранные ребенком, могут не просто казаться бессмысленными, но и раздражать, бесить и грозить семье убытками. И все же неплохо бы разобраться, в чем насущная потребность чада, и как ее удовлетворить с наименьшими потерями .

Слоняющийся по квартире ребенок – зрелище, которое выдержит не каждый. «Ма! Мне скучно», – ноет маленький человек, – и вы с легкостью сдаете позиции: вручаете ему свой компьютер, абонемент в луна-парк и заставляете папу показывать кукольный спектакль про своего начальника.

Но психологи, стараясь отойти подальше от вашего дома, все же предлагают отнять у ребенка планшет. Например, известный датский педагог и психолог Еспер Юль советует:

«Если ребенку скучно, дайте ему поскучать . И при этом не нужно испытывать никаких угрызений совести. Сначала ребенок будет чувствовать непривычные и даже неприятные ощущения. Но они заставят его попытаться найти баланс между потреблением внешних стимулов и собственным творческим началом».

Именно поняв, что развлечений не будет, ребенок анализирует свой опыт, ищет применение по силам, творчески подходит к досугу, что развивает его неизмеримо больше пятой серии прыгающих поросят.

Если ваша Таня громко плачет, особенно в общественном месте, мы вас хорошо понимаем. Так и хочется шикнуть, погрозить кулаком и сказать: «Замолчи сейчас же, а то отдам милиционеру!». Милиционер прибавляет шагу, дитя вопит еще громче, вам хочется провалиться. Но тут на помощь приходит канадский психолог Гордон Ньюфельд, который утверждает, что ни в коем случае нельзя подавлять детские слезы . Выход и признание эмоций – это то, что учит громкого человека справляться с реальностью, запускает сложные механизмы адаптации. Лучшее, что вы можете сделать в таком случае – стать жилеткой и подставить плечо (может, в плечо он будет хотя бы реветь потише…).

Ребенок рисует сплошные каляки-маляки, вылезает за пределы листочков, почему-то заехал на обои, отказывается изображать елочку, и вообще – что это за пачкотня?

Возможно, ваш малевич проходит сейчас очень важный с психологической точки зрения этап. Без периода каляк-маляк не появятся собственные образы, не начнется художественный поиск. Насаживать шаблоны в виде солнышка лучистого в такой момент просто опасно – можно вообще заблокировать желание экспериментировать с кистью. Об этом хорошо написано в книге педагога и психолога М.Озеровой «О детском рисовании». Также стоит напомнить, что игра и творчество, пусть и грозящие очередной покраской обоев, это главные развивающие факторы дошкольного возраста .

Читайте также:  Ребёнок все время говорит НЕТ! Как маме сохранить нервы?

Малыш дубасит ногой пустую пластиковую бутылку. Построил небоскреб из кубиков и рушит его подушкой. Наносит удары диванным подушкам с криком: «Смерть врагам!». Не спешите вмешиваться с замечанием: «Подушечке больно». Дети нуждаются не только в том, чтобы сидеть, причесанными, за столом; им требуется также реализовывать агрессивные желания, которые есть у всех, и особенно у тех, кому за столом пять раз сказали «Не вертись!». Раньше таким прекрасным местом для сброса напряженности могла стать помойка: прыгать на оставленном диване с торчащими пружинами, крушить обломки старых коробок и стульев, разбивать старый пластик. Сейчас немногие родители готовы выпустить детей развлекаться на помойку, зато появились прекрасные терапевтические детские комнаты, где ребенку разрешается дубасить резиновых ванек-встанек.

Ваш отпрыск скачет на одной ноге и сыплет стишками сомнительного свойства. Рифмы типа «дятел – долбодятел» как бы говорят вам, что вы недостаточно грамотно подходите к эстетическому развитию детей. А вот Корней Чуковский в гениальной книжке «От двух до пяти» спорит с вами. Оказывается, у детей врожденная тяга к рифмованию. «Папа-шляпа» не ставит целью обидеть папу, а работает на освоение родного языка. Дальнейшие эксперименты в этой области, звонкие считалки, рифмованные обзывалки и коверканье слов в угоду рифме – это те упражнения, которые в будущем позволят человеку на слух отличить хорей от амфибрахия и более чутко относиться к родному языку.

Конечно, когда малыш ударяет бубном по батарее, это немного раздражает. Особенно, если ваши соседи люди с нервной душевной организацией. Но не спешите ломать бубен о колено. Предложите малышу другой инструмент для ритмического упражнения. Нет-нет, ватные палочки не подойдут. Трещотки, кастаньеты, ложки, в конце концов, вы могли бы установить звукоизоляцию и получше.

Ценность развития чувства ритма – общее место в детской психологии. Ритмические качания, поглаживания, стишки, потешки и колыбельные с младенчества помогают организовать ребенку восприятие мира вокруг. В дальнейшем дети могут сами создавать ритмические рисунки – и это, между прочим, первые шаги к познанию и пониманию музыки. В общем, страшно полезное дело.

Надеемся, теперь вы перестанете испытывать угрызения совести, если малыш сидит в комнате с разбитым диваном, трещоткой и пролитыми красками… Он там полноценно развивается. опубликовано

Очень важно, чтобы дети научились сами управлять своим временем и заполнять его

Наверняка Вы иногда слышите от своего ребёнка: «Маааам, мне скучно». Большинство из нас начинает чувствовать себя ответственным за то, что ребенку скучно, и мы хотим немедленно это исправить. Для этого мы используем какие-то технические развлечения, гаджеты, придумываем разные виды активности и т.д. Но фактически это неэффективно. Дети должны столкнуться с тем, что в жизни бывает ничем не заполненное, неструктурированное время.

Почему это важно?
Свободное, «скучное» время дает детям возможность исследовать свои внутренний и внешний миры, что является началом креативности. Таким образом, они учатся взаимодействовать с миром и собой, воображать, изобретать и создавать. При этом, неструктурированное время позволяет детям исследовать свои собственные страсти. Если мы будем заставлять их напряженно трудиться над уроками или занимать время какой-то другой полезной деятельностью, или же отвлекаем их на мониторы и экраны, они никогда не научатся следовать велению своего сердца, которое может привести их к открытиям. Они не построят замок на заднем дворе, не слепят монстра из глины, не напишут песню или рассказ, не соберут одноклассников для создания собственного фильма. Все это – веления нашего сердца, это те страсти, которые делают жизнь действительно значимой.

Также важно, чтобы дети обрели опыт принятия собственных решений, научились сами управлять своим временем и заполнять его, иначе этого не произойдет никогда, и во взрослом возрасте они будут испытывать большие проблемы с тайм-менеджментом.

Когда детям действительно нужна наша помощь в преодолении скуки?
Большую часть времени предоставлены сами себе и в конечном итоге они находят что-то интересное, но иногда они на самом деле нуждаются в нашей помощи. Особенно тогда, когда свободного времени неожиданно стало больше, или дома было ограничено время пользования телевизором или компьютером. Для таких случаев лучше сделать банку с идеями, из которой можно будет вытаскивать три бумажки, и действовать в соответствии с написанным на них. Вот несколько вариантов таких идей:

— Сделать сборник шуток.
— Построить крепость из одеял и подушек.
— Написать письмо бабушке.
— Вырезать бумажные куклы и костюмы для них.
— Взять магнит и проверить, что в доме к нему прилипает.
— Измерить все вещи в доме линейкой.
— Обежать вокруг дома три раза.
— Включить музыку и танцевать.
— Помыть зеркало губкой.
— Записать по десять вещей, за которые вы любите каждого члена семьи.
— Расчесать питомца.
— Нарисовать дерево.
— Сделать кукольный дом из картона.
— Выучить скороговорку.
— Сделать домашнее мороженое.
— Вырыть яму на заднем дворе.
— Рассмотреть, на что похожи облака.
— Сделать бумажный самолетик.
— Вырезать из картона гитару и добавить строк из резинок.
— Раскрасить картинку.
— Помыть машину.
— Сделать открытку на день рождения своими руками.
— Создать план поиска сокровищ с подсказками.
— Устроить кукольный театр в коробке.
— Начать вести дневник.
— Убраться в своей комнате.
— Написать рассказ.
— Вырезать из журнала картинки и сделать из них коллаж.
— Украсить свои канцелярские принадлежности.
— Удивить маму, приготовив обед.
— Сделать зоопарк из мягких игрушек.
— Отметить важные даты в календаре.
— Сделать кубики льда из сока и кусочков фруктов.
— Приготовить десерт.
— Начать собирать коллекцию из листьев, камней, пуговиц.
— Устроить цирковое представление.
— Освоить новую карточную игру.
— Сделать волшебное зелье из красивой баночки, воды и краски.
— Написать автобиографию.
— Сделать что-то доброе.
— Создать полосу препятствий.
— Написать хокку.
— Украсить старую футболку при помощи пуговиц и фломастеров для ткани.
— Почитать книгу.
— Выучить наизусть стихотворение и прочитать его родителям.
— Нарисовать необитаемый остров.
— Поиграть в настольную игру.
— Сделать собственную настольную игру.
— Рисовать на тротуаре мелом.
— Играть в классики.
— Поиграть в ресторан.
— Посадить какие-нибудь семена.
— Накрасить ногти на ногах.
— Сделать куклу из носка, пуговиц, лент и т.д.
— Плести фенечки из бисера.
— Научиться отбивать футбольный мяч.
— Сделать и наполнить кормушку для птиц.
— Пускать мыльные пузыри.
— Устроить кукле ванну с пеной.

Если кажется, что делать совсем нечего, можно ли решить проблему при помощи ТВ ?
Проблема с использованием телевизора, компьютера и гаджетов состоит в том, что если бороться со скукой с их помощью, то это только все усугубит. Исследования показывают, что дети, которые постоянно пользуются гаджетами, с большей вероятностью будут часто испытывать скуку, в то время как другие дети будут находить, чем себя занять. И от этой привычки они будут с трудом отучаться на протяжении нескольких месяцев. Но сдаваться не нужно – в конечном итоге это принесет огромную пользу.
Если ребенок умеет читать, то никогда не будет «нечего делать». В книгах существует целый мир, который их ждет.

Какой должна быть реакция родителей на упрямство крохи

Существуют ли на самом деле дети-гении?

Родители должны быть очень осторожны с этим веществом, которое есть почти в каждом доме!

Все о воспитании

Планируйте семейный бюджет вместе с ребенком

Родители с застенчивыми, привередливыми, плаксивыми детьми должны знать эту «мантру»!

Моему ребенку 9 лет. В последнеее время он стал очень рездрожителен и обидчев. Недавно прочитала в его дневнике фразу “я с читаю, что жить скучно”, что делать и как на это реагировать.

Здравствуйте, Ольга! ему лишь 9 лет и Вы ещё можете показать ему весь мир (для этого не обязательно путешествовать по свету) – общаясь с ребёнком, делясь своими интересами, совместными занятиями и играми, походом в музей, кино, кружки и секции, поддерживая его общение с друзьями, организовывая им это времяпрепровождения Вы можете его заинтересовать, показать ему стороны жизни! Ребёнок САМ этому НЕ научится, он выбирает из того, что предлагают родители, берут пример и с них в том числе (чем занимается мама? папа? как проводят время на досуге? есть ли семейные вечера? личные интересы у каждого?),здесь нужно исследовать всю семейную систему в целом, изучить время препровождения ребёнка, ваше с ним общение, услышать и его (ведь есть то, чем ОН хочет заниматься с родителями, а часто родители это не слышат или им не интересно в это играть) и уже корректировать внутренний стиль взаимоотношений, пересматривая то, что сложилось сейчас.

и конечно, НЕ вносить разнообразие в мир ребёнка с помощью компьютерных игр – книги, общение, игры, фильмы (конечно не боевики, не триллеры – только детское или семейное видео – и лучше совместный просмотр)!

Ольга, если Вы действительно решитесь разобраться в том, что происходит – можете смело обращаться ко мне – звоните – буду рада Вам помочь!

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Что делать? Это вечный вопрос:))!

Во-первых, не нарушать границы ребенка – не читать его сокровенные мысли, написанные в дневнике! Не в школьном же, а в личном!

Невзначай (раз уж имеете информацию, добытую незаконным путём!) спросите, чего бы он хотел, чем заниматься, куда ходить-ездить, с кем общаться, что изучать и т.д.

Стал раздражителен и обидчив? Вы не пишете, что происходит в Вашей семье . Может сложности с супругом, может Вы беременны, может в школе что происходит, а Вам недосуг узнать, может кто-то в Аквапарк сходил, а он – нет, от того и последовало “я с читаю, что жить скучно”, может, действительно, ему скучно живется! Посмотрите вокруг и на себя!

Хороший ответ 5 Плохой ответ 1

Здравствуйте,Ольга.Скучно жить,означает,что жизнь ребенка подчинена больше правилам родителей.а не удовлетворению собственных желаний.Должен быть баланс между тем и этим.А,если Вы властны и суровы,то и самооценка ребенка уже ранена.То есть,в школе он проигрывает в отношениях,Его могут не уважать,высмеивать,унижать.Не общаться с ним.То есть,проблемы в школе,которые,вероятно,он не доверяет Вам.То есть,не верит в Вас,как в защиту.И,значит,испытывает и одиночество и беспомощность.Везде отвергнут.Вам надо разобраться,в какой степени это так.Сходить в школу.поговорить с мальчиком.Привлечь школьного

Детская скука: как помочь скучающему ребенку?

«Мама и папа, мне скучно!» – эта фраза является, пожалуй, самой популярной жалобой у современных детей. Одни родители расстраиваются, что не могут организовать интересный досуг для ребенка, другие раздражаются, считая, что дети сами должны находить себе занятие.

Откуда берется детская скука? Следует ли придумывать для малыша новые игры или предпочтительнее научить его развлекать себя самостоятельно?

Психологи уверены, что не стоит выдумывать разные виды активности, чтобы занять ребенка, и тем более предлагать ему посмотреть телевизор или поиграть в компьютер. Дошкольники должны понять, что в жизни бывает свободное, «скучное» время.

Этот период малыши должны потратить на исследование внешнего и своего внутреннего мира. Тем самым они учатся фантазировать, создавать что-то новое.

Кому некогда читать статью, смотрите видео

Откуда же берется скука у ребенка?

Прежде чем понять, как реагировать на жалобы малыша, который утверждает, что его ничего не интересует и ему нечем заняться, необходимо разобраться, что стоит за подобным поведением.

  1. Главными «виновниками» детской скуки сегодня являются компьютеры и телевизоры. Ребенок, почти с младенчества проводящий много времени за голубым экраном, плохо задействует фантазию, не умеет договариваться с ровесниками о правилах игры.
  2. Современные дети получают слишком много впечатлений в течение дня. Психике ребенка требуется некоторое время для переработки полученной информации. Неудивительно, что в этот момент он пассивен и болтается без дела.
  3. Детская, которая завалена куклами и машинками, не гарантирует того, что вашему чаду не придется скучать. Малыш может просто не уметь играть с этими игрушками, или они ему не подходят по возрастным или психологическим параметрам.
  4. Зачастую сообщение о скуке становится явным сигналом того, что ребенку требуется мамино внимание. Он чувствует себя одиноким, заброшенным и несчастным. Даже самые дорогие гаджеты и игрушки не смогут заменить живого общения и родительских объятий.
  5. Маленькие холерики и сангвиники заскучают быстрее, чем другие дети, если вы предложите им задания, которые требуют внимательности и сосредоточения. А медлительному флегматику станет скучно во время активной возни со сверстниками.
  6. Еще одна причина скуки, о которой почему-то многие забывают, – ожидание детьми каких-либо событий. Это может быть визит к бабушке, посещение парка развлечений. Если мероприятие откладывается, ребенок начинает скучать.

Как помочь скучающему ребенку?

В первую очередь психологи советуют родителям отложить ненадолго свои дела и уделить внимание заскучавшему чаду.

Если же скука не отступает, расскажите ребенку, что иногда можно просто отдохнуть, насладиться свободным временем и никуда не торопиться. В этом случае он сможет накопить силы для будущих свершений. О чем еще следует помнить взрослым?

  1. Нет необходимости сразу же бросаться на помощь к скучающим детям. Важно, чтобы они самостоятельно научились планировать неурочное время, принимали решения. Если малыш опять говорит, что ему скучно, предложите самому найти себе занятие. Конечно, это касается подросших деток – от пяти лет и старше.
  2. Вместе с ребенком напишите на листе бумаги перечень мероприятий, которые помогут «убить» скуку: раскрашивание картинок, пускание мыльные пузырей, гонки на велосипеде, рисование на тротуаре мелом. Малыш снова скучает? Пусть пройдется глазами по списку.
  3. Если ребенку наскучили обычные развлечения, дайте ему материал для творчества. Пусть он сам создаст что-то новое: макет города из коробок и старых журналов, кормушку для птиц, куклы и декорации для силуэтного театра.
  4. Пересмотрите все игрушки, которые есть у малыша. Вероятно, они не подходят ему по возрасту: он или слишком мал для них, или уже перерос подобные игрушки. Поиграйте вместе и при необходимости научите, как собирать пазлы, конструктор, как кормить куклу.
  5. Не переживайте, если ваш отпрыск мало интересуется игрушками. Некоторых детей больше привлекают хозяйственные дела, которыми занимаются мама и папа. Привлеките любопытного ребенка к уборке, приготовлению некоторых блюд, уборке квартиры. Это поможет избавиться ему от скуки.
  6. Замечательно, если ребенок любит играть в шахматы и шашки. Подобные настольные игры не только развивают логическое мышление, но и избавляют от любого намека на скуку. Если вы не можете проводить много времени за доской, начните партию и предоставьте малышу право следующего хода. Как только он начнет скучать, пусть задумается над шахматной партией.
Читайте также:  Развитие детей по методике Глена Домана (видео и карточки)

Детская скука и гаджеты

Некоторые родители оказывают детям медвежью услугу, сражаясь со скукой с помощью мультфильмов, компьютеров, игровых приставок и прочих современных гаджетов.

Специальные исследования показали, что ребенок, постоянно пользующийся планшетом и ноутбуком, намного чаще испытывает скуку в отличие от сверстников, которые любят подвижные и настольные игры, умеют играть в компании.

Кстати, любовь к компьютеру может перерасти в настоящую зависимость.

Вы забудете про детскую скуку, если научите малыша читать и привьете ему любовь к книгам.

На страницах литературных произведений его ждет волшебный мир, полный приключений и новых встреч. Безусловно, вам придется потратить много времени, чтобы приучить ребенка к чтению, закрывая книжку на самом интересном месте.

Кстати, зачастую родители сталкиваются с обратной стороной медали – дети настолько увлекаются чтением, что их приходится буквально отрывать от любимого книжного персонажа. В этом вам поможет тот же самый список мероприятий, который вы составляли для борьбы со скукой.

Не переживайте, если вы успели перепробовать все вышеописанные способы, а ваш отпрыск продолжает жаловаться на скуку. Объясните ему, что взрослые тоже иногда скучают и это вполне естественно. Попробуйте успокоить ребенка, а через несколько минут вы увидите, что он сам нашел для себя подходящее занятие.

Как бороться с детской скукой?

Как часто можно услышать от детей знакомые слова: «Мне скучно! Чем мне заняться?» Подобные жалобы вызывают у мамы с папой противоречивые эмоции: некоторые взрослые расстраиваются, другие раздражаются и тут же находят ребенку любое занятие, лишь бы не мешал. Почему дети скучают? Нужно ли придумывать детям занятия или лучше научить самостоятельно развлекать себя?

Современные дети привыкли развлекаться с помощью телевизора, видеоигр и компьютера. Многим трудно потерпеть в очереди в продуктовом магазине или посидеть минутку тихо, пока взрослые разговаривают друг с другом. Им быстро все надоедает, и они не стесняются объявить об этом во всеуслышание: «Мне все надоело!» Главные причины скуки сегодняшнего ребенка широко известны: электронные гаджеты, с которыми они не расстаются с младенчества, и неумение детей взаимодействовать друг с другом. А какие есть еще причины для детской скуки?

Откуда берется скука?

Давайте попытаемся понять, что же на самом деле скрыто за жалобами вашего малыша на то, что ему совершенно ничего не хочется делать и абсолютно нечем заняться.

  • Перегрузка впечатлениями. Детский сад, кружок по фото… Малыш в течение дня получает слишком много информации и впечатлений. Психике понадобится определенное количество времени, чтобы переработать увиденное, услышанное, заученное и пройденное.
  • Неумение играть. Хотя со стороны это и похоже на скуку, однако на самом деле ребенок просто не в состоянии себя самостоятельно занять. И чаще всего это случается из-за того, что с телевизором и гаджетами он познакомился раньше, чем с кубиками и пирамидками. Проводя время за компьютером, дети никак не задействуют собственную фантазию, не проявляет инициативы, не договаривается со сверстниками о правилах игр.
  • Потребность во внимании. Иногда, сообщая маме о скуке, малыш имеет в виду, что он ощущает себя одиноким, несчастным и нуждающимся в ее внимании. Ведь никакие, пусть даже самые дорогие безделушки не заменят ваших объятий и ласковых прикосновений.
  • Ожидание события. Причиной скуки может стать обычное ожидание ребенком какого-либо события: например, поездки к бабушке или похода в парк. Маленький ребенок еще не может четко отслеживать время, поэтому и терпения у него зачастую не хватает.
  • Особенности ребенка. Дети с гиперактивностью быстрее заскучают, если им предложить задачи, требующие сосредоточения. А тревожный и скромный ребенок, который отказывается от игр и соревнований, может заскучать, глядя на веселящихся сверстников.

Что делать родителям скучающего ребенка?

  1. Во-первых, нужно оставить свои дела и уделить внимание ребенку хотя бы в течение десяти минут. Иногда достаточно обнять его, поболтать немного, поиграть в шумные игры, потискать друг друга – и скуки как ни бывало. После эмоциональной разрядки у малыша обычно появляются новые идеи, а вы можете их одобрить и поддержать. Если же скука не проходит, объясните, что нужно уметь наслаждаться свободным временем, можно просто ничего не делать и немного отдохнуть. Тогда он накопит силы для новых свершений.
  2. Не поддавайтесь искушению обеспечить малыша разнообразными развлечениями. Очень важно, чтобы он приобрел бесценный опыт принятия собственных решений, научился сам распоряжаться своим свободным временем. Поэтому, когда он в очередной раз заявляет: «Мне скучно» – предложите ему самому придумать себе занятие.
  3. Если ваш ребенок часто жалуется на скуку, помогите ему составить список мероприятий, которые он может выполнить, когда все вокруг становится неинтересным. Включите туда такие домашние занятия, как рисование и игра с конструктором, а также активный отдых: езду на велосипеде, рисование цветными мелками на асфальте. Когда он в очередной раз произнесет слово «скука», напомните ему взглянуть на этот список.
  4. Объясните малышу, что невежливо в гостях говорить: «У вас дома очень скучно». Напомните ему, что, выражая свою незаинтересованность, он может задеть чувства других людей.
  5. Не боритесь со скукой с помощью телевизора, компьютерных игр и гаджетов. Специалисты утверждают, что дети, которые постоянно играют в электронные приложения и видеоигры, не знают, чем себя занять. Также постоянное сидение за компьютером ограничивает фантазию и творчество малыша и мешает ему применять присущую детскому возрасту находчивость.
  6. Если ребенок умеет читать, у него никогда не будет проблем с ничегонеделанием. В книгах существует целый мир, который окунет его в вихрь невероятных приключений. Когда уж тут скучать? Читайте вместе, делая акцент на то, что ему нужно самому узнать, что произойдет с любимыми героями дальше. Вначале выбирайте простые и увлекательные истории, чтобы заинтересовать.
  7. Совместите отвлечение от скуки и творческую деятельность, предоставляя ребенку не готовые игры, а всего лишь материал для их изготовления. Например, попробуйте сделать макет города на листе картона, используя старые журналы, небольшие коробки, клей, ножницы, цветные карандаши, а также детскую фантазию.
  8. Обязательно научите детей играть с теми игрушками, которые у них есть. Возможно, он даже не знает, для чего нужна вся эта куча машинок, кукол, конструкторов, пазлов и мячиков. Обратите внимание на соответствие игрушек возрасту ребенка. Если он прежде с интересом играл во что-то, а сейчас ему скучно – вероятно, он уже вырос из этих игр. Если же не понимает, что делать, а также совсем не интересуется новой игрушкой – вероятно, она для него еще велика.
  9. Некоторые дошкольники не интересуются игрушками. Их больше привлекают домашние дела, которыми заняты взрослые. Позвольте ребенку поучаствовать в стирке, уборке или приготовлении обеда. Наблюдение за домашней работой не только даст ему огромный материал для самостоятельных игр, но и позволит легко избавиться от скуки.
  10. Если детям нравятся настольные игры, введите в доме интересную и полезную традицию: играйте в шахматы. При этом совсем необязательно проводить за черно-белыми полями по несколько часов в сутки. Начните партию, поместите доску на журнальном столе, а рядом положите карандаш и листок бумаги. Как только ребенок заскучает, пусть подойдет и подумает над шахматной партией.

Если же вы перепробовали все способы, а ребенок так и продолжает приставать к вам с жалобой на скуку, объясните: «Я прекрасно тебя понимаю, ведь и я тоже иногда скучаю». Выслушайте его, обнимите и приласкайте, но не стремитесь развеивать его хандру. Будьте уверены, что маленький фантазер через некоторое время обязательно сам найдет себе подходящее занятие.

(текст для публикации взят из Интернета)

Воспитание ребенка

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Воспитание ребенка
  • Ребенок жалуется, что ему скучно: советы родителям

Сообщения ребенка о скуке свидетельствуют о сложных эмоциях или желании привлечь внимание

Ребенок жалуется, что ему скучно: советы родителям

«Мне скучно». Эту фразу родители могут слышать от маленьких детей по многу раз за день. И эти слова сбивают родителей с толку. Как ребенок может скучать, если у него есть много занятий на выбор? Или как ему может быть скучно, если до этого он целый день провел с другом? Родителям гораздо труднее избавить ребенка от скуки, чем одеть или накормить. Они не могут понять, почему слова ребенка о том, что ему скучно, иногда звучат как упрек, и никакой предложенный родителями вариант ребенку не подходит?

Попробуем разобраться, почему так происходит, и что родители могут с этим поделать.

Скука подразумевает желание человека найти что-то в окружающем мире, что его развлечет. Такое желание может возникать по многим причинам. Например, человеку могут быть неинтересны собственные мысли и действия – это так называемая «простая» скука. Но дети часто используют фразу «мне скучно» и в более сложных ситуациях.

Всем маленьким детям приходится справляться со сложными чувствами. Каждый день могут быть моменты, когда ребенок чувствует себя одиноким, напуганным, грустным, испытывает вину, стыд или злость. Иногда дети не могут самостоятельно справиться со сложными чувствами из-за усталости, очень сильной эмоции, или вины, или стыда по поводу своих чувств. И один из способов справиться со своими чувствами – это сказать родителям: «Мне скучно». Такую скуку можно было бы назвать сложной, потому что она сложна как для ребенка, так и для тех, кто пытается ему помочь.

Маленькие дети часто не просят прямо помощи, когда испытывают тяжелые чувства. Часто они даже не раскрывают своих чувств родителям. Один ребенок играет в свои любимые игрушки, и чувство радости от этого занятия помогает ему преодолеть беспокойство. Другой проживает свои чувства, разыгрывая различные сцены при помощи кукол или других игрушек. Третьи отвлекаются от тяжелых чувств с помощью компьютерных игр. Так или иначе, все они находят способ справиться со своими эмоциями.

Понимание этого дает родителям возможность помочь ребенку, который жалуется на то, что ему скучно. Во-первых, родители могут понять, что не любая их реакция может помочь. Например, если ребенок жалуется на скуку после того, как целый день играл с другом, не следует этому удивляться. Для ребенка 15 минут может быть достаточно большим отрезком времени для того, чтобы веселье сменилось скукой. Кроме того, скука может возникнуть в результате игры, и тогда в этих актах нет никакого противоречия. Возможно, за чувством скуки скрывается усталость от того, что ребенок играл целый день, или тревога от того, что весь день рядом с ним не было родителей. Если родители ставят под сомнение чувство скуки ребенка, он может чувствовать из-за этого стыд. Поэтому в первую очередь родители должны уважать чувства ребенка, какими бы неожиданными или неудобными они ни были.

Затем родители могут предложить ребенку способ справиться со скукой. Если эти предложения ребенку не помогают, он может сказать родителям, что нуждается в их присутствии. Ребенок пытается справиться со своими чувствами, которые ему мешают. Поэтому «сложную» скуку следует понимать как своего рода регрессивное поведение, когда ребенок требует родительского внимания.

Родители могут также помочь ребенку понять истинную проблему, которая вызвала у него скуку. Для этого нужно внимательно выслушать ребенка и предложить выход из ситуации. Приведем примеры.

Трехлетний Ваня весь день жаловался на скуку. Отца целый день не было дома, поэтому мама проводила с ним время, складывая с ним пазлы. Вместе с этим она разговаривала с ребенком о его чувствах, о том, как он, должно быть, скучает по папе (ведь обычно он в это время бывает дома).

4-летняя Света пожаловалась на скуку, когда возвращалась с родителями домой. До этого она целый день была в гостях у своей подружки. Мама спросила у нее, чем они занимались. Света ответила, что они весь день играли в куклы. Мама знала, что Света не любила куклы, поэтому она поддержала дочь, сказав, что ей, должно быть, непросто было целый день заниматься нелюбимым делом. Мама дала дочери высказаться, а по прибытию домой разрешила ей до ужина играть, во что она захочет.

Родителям не стоит беспокоиться о том, что, если они будут каждый раз реагировать на сообщения ребенка о том, что ему скучно, то тем самым разбалуют его. Ребенок становится более гибким и способным справиться со своими чувствами, если родители помогают ему в этом. Ребенок может развить зависимое поведение только в том случае, если родители сами бросаются ему на помощь при малейших проявлениях скуки или если они чрезмерно его опекают.

Разумеется, в реальной жизни родители не всегда могут бросить все дела, чтобы провести время со скучающим ребенком. Но в такие моменты они могут определить истинную причину поведения ребенка, даже если не могут уделить ему время. Таким образом, родители всегда могут дать понять ребенку, что они готовы прийти ему на помощь и помочь справиться с эмоциональными трудностями.

Как бороться с детской скукой

Что такое скука?

Это состояние бывает у всех — и у детей, и у взрослых. Мы маемся, не знаем, чем себя занять, слоняемся из угла в угол. Но далеко не всегда такая пауза в делах, состояние скуки и уныния означают, что для ребенка срочно нужно придумать новые занятия.

А именно так и поступает большинство родителей, когда ребенок жалуется на скуку: мы или начинаем немедленно придумывать для него дело, чтобы отвлечь, или сердимся, потому что он отвлекает нас от наших дел. Кроме того, слова «мама, мне скучно!» почти гарантированно запускают в нас чувства вины и тревоги: во‑первых, я — плохая мать, потому что ребенок жалуется, а значит, ему плохо, он страдает. Во‑вторых, раз ребенок не умеет себя занять — это верный признак того, что мы его не так воспитали, не предоставили ему достаточно возможностей для развития, не научили его искать себе развлечений самостоятельно, и вообще, непонятно, какое будущее его теперь ждет.

Но дело в том, что, независимо от принятых в семье методов воспитания, современные дети действительно гораздо хуже умеют находить себе дело и организовывать игры. Главные причины для этого кроются в двух обстоятельствах: это электронные гаджеты, на которые они «подсаживаются» уже с младенчества, и нынешняя городская среда, предлагающая слишком мало возможностей для взаимодействия детей друг с другом.

С кого берем пример

В эволюционной норме дети развиваются, наблюдая за старшими и подражая им. Младенец постоянно находится с матерью и среди людей — таким образом он не чувствует тревоги и беспокойства, все ресурсы его психики используются для роста и развития. Всего пару поколений назад малыши имели возможность наблюдать за тем, как жизнь и взрослых, и других детей постоянно наполнена событиями.

Вот бабушка готовит обед, малыш сидит рядом и наблюдает, ему дают пару кастрюлек и деревянную ложку. А если все происходит на большой коммунальной кухне — вокруг еще больше интересного! Вот мама стирает вещи в корыте, а папа паяет, чинит машину, собирает и разбирает приемник. Дедушка на дому мог заниматься каким-то кустарным промыслом, или чертить, или ремонтировать обувь. А еще вокруг столько соседских детей разного возраста, все общаются, играют в «чижа» и «вышибалы», в куклы и дочки-матери, все ссорятся и мирятся, придумывают новые игры и меняют правила привычных. Конечно, с тех пор наша жизнь очень изменилась, но и тут есть чему поучиться и есть что имитировать.

Одна из самых важных проблем современных детей — совсем не отсутствие возможностей для общения или интересных занятий (при желании их можно найти или организовать), а увлечение гаджетами. Обратите внимание, даже во время прогулки дети сидят на лавочке, у каждого в руках планшет или телефон, или один играет — остальные смотрят, или каждый играет в свое. Дома ребенок тоже наблюдает, в основном, родительские спины, закрывающие экран. Согласитесь, что современное домашнее хозяйство уже не столь увлекательно и трудозатратно, подражать особо нечему, разве что разгрузить и снова загрузить стиральную или посудомоечную машину.

Дело или развлечение?

Можно провести простой эксперимент, и, скорее всего, вы так уже делали и наблюдали удивительные результаты. На даче, в деревне или в походе, где нет компьютера и Интернета, скуки тоже нет и в помине. Ведь там есть дела, которые просто необходимо делать, например: принести дров, натопить печку или развести костер, следить за огнем, принести воды, приготовить еду. Есть некоторое количество домашних животных, которых надо кормить и выгуливать, есть сад, огород, походы в «большую» деревню за хлебом…

Плюс есть компания соседских детей всех возрастов, велосипеды, самокаты, рыбалка, настольные игры и самодеятельные постановки. Да, к вечеру родители падают с ног, зато им совершенно точно не надо решать ежедневную задачу — «чем бы занять детей, чтобы они не разнесли дом». Скорее, проблемой было «как дозваться их к ужину». Вывод очень простой. Ребенка и вправду необходимо учить играть, показывать ему мир, предлагать самые разные возможности для приложения фантазии и сил. В его опыте нет готовых схем взаимодействия ни с предметами, ни с людьми. Хорошо, когда в семье несколько детей и старшие готовы поиграть с малышом. А вот кто научит старших?

К тому же все увеличивается число детей, которые не ходят в детский сад, а только на «развивалки». Где-то мест в садах не хватает, где-то условия совсем не подходящие, но проблема остается: ребенок пропускает жизненно важный для него этап — развитие в игре. Потому что на «развивалках» свободного взаимодействия детей нет, только структурированное времяпрепровождение, учеба. Но дети обязательно должны играть, это биологически запрограммировано.

Пропущенный игровой этап потом возьмет свое, в начальной школе. Так что давайте договоримся: лучший способ предотвратить скуку — это оградить малышей от гаджетов, приглашать в гости разновозрастные компании, с трех лет стараться водить ребенка в садик и не рассчитывать, что он будет уметь играть самостоятельно и «развлекать себя сам» как минимум лет до пяти.

О причинах и способах борьбы со скукой

Откуда ты, скука?

Давайте попробуем разобраться, что может скрываться за жалобами ребенка на то, что ему совершенно нечем заняться и ничего не хочется делать.

Творческая скука — состояние, при котором внутри зреет какое-то событие, план, толкается в груди или в голове как не написанное еще стихотворение. Мы смутно ощущаем это как давление, как нечто, что должно состояться, но мы пока не знаем — как и что именно. Это, как писали поэты, некое «томление духа», и это состояние ресурсное, то есть дающее потенциал для дальнейших действий.

Специально прерывать такое состояние просто неразумно, ведь как раз из этой скуки и получаются потом озарения и «вырастают» достижения. Но, чтобы творческая энергия нашла, наконец, свой канал и ударила, как молния, необходимы уединение и время. Выключить телевизор и телефон, закрыть планшет, послушать себя. Вспомните свои зимние каникулы. Таких длинных выходных у взрослых тогда не было, 2 января все возвращались на работу, дети оставались одни или их отправляли к бабушке. В телевизоре одна программа, мультики или фильмы показывают раз в день.

Можно, конечно, походить и поскучать вслух: «Бабушка, ну мне скучно, ну придумай что-нибудь!» Но с бабушкой не забалуешь, она может посадить крупу перебирать или вспомнит, что на каникулы задавали читать что-то по программе. Так что лучше и безопасней изобрести что-то самостоятельно. Часок побродишь по дому — глядишь, идея нанизывать пуговки на ниточку кажется вполне себе привлекательной. Такой вид скуки — фактически просто пауза, во время которой ребенку нужно только ваше присутствие рядом.

Тревога. В школе — проблемы, родители поссорились, сбежала кошка или подруга назвала обидным словом — все это останавливает творческие процессы в душе, застревает душным и колючим комом в горле и желудке. Для маленьких детей, до 8−9 лет, невыносимо, например, ожидание мамы, если ее долго нет (а долго — это более получаса). Если в ранне-подростковом возрасте для любого ребенка полдня в пустой квартире — подарок и счастье, то для малыша 4−5 лет это непомерная нагрузка.

Да, нашим бабушкам приходилось с трех лет вести хозяйство и присматривать за новорожденными, но мы же не будем в наши дни считать нормой способы выживания в военное время, правда? Получается, что внешне скучающий ребенок просто не знает, чем себя отвлечь от беспомощной обиды. Телевизор как раз хорошо отвлекает, но мама, придя домой, начинает ругаться, что уроки не сделаны, суп не съеден. А ребенок просто вас ждал, чтобы выдохнуть, расслабиться и начать, наконец, жить дальше.

Перегрузка впечатлениями. Состояние, когда «тошнит от конфет» (конфеты — это впечатления), и психике нужно время, чтобы переработать и уложить в долговременную память весь ворох увиденного, услышанного, пройденного. «Лекарство» от такого состояния — так называемая «стимульная депривация», или «режим тишины». Просто уберите все раздражители — визуальные, звуковые, информационные — и помогите ребенку некоторое время побыть в «паузе», помолчать, прислушаться к ощущениям.

Неумение играть. То, что выглядит как скука, на самом деле неспособность ребенка занять себя самостоятельно. Такое часто происходит, если его знакомство с телевизором или компьютерными играми состоялось слишком рано. Принцип действия электронных игр и приложений основан на связке «действие — немедленная реакция»: чтобы получить результат, ребенок просто должен водить пальцем по экрану, нажимать на кнопки или их определенную последовательность, всегда одинаковую, и задержки между этими событиями практически нет.

Кроме того, ребенок находится в пассивной роли, никак не задействует воображение, фантазию, новые идеи, не проявляет инициативы, не вынужден договариваться с другими участниками о правилах игры или вырабатывать свои собственные правила. При этом многие родители уверены, что ребенок просто обязан уметь играть самостоятельно и длительное время уже с 3−4 лет. Но это не так, и такие нереалистичные ожидания — одна из основных причин родительского раздражения.

Желание получить новые впечатления. Это скука под девизом: «Чего-то хочется, а чего — не знаю». Это когда есть то, настоящее, привлекательное и волшебное, но оно по какой-то причине недоступно. Тогда то, что есть под рукой, разом теряет всю свою ценность, все становится как будто подернуто пыльной дымкой, фокус внимания сосредотачивается на желанном объекте. А все «заместители» отвергаются: конечно, ну кто будет в здравом уме и твердой памяти играть в надоевшие кубики, когда в телевизоре показали самый новый набор трансформеров. Лучший способ справиться со скукой в этом случае — не предложить ребенку готовое решение или идею, которую он может реализовать сам, а вместе с ним заняться чем-то необычным: приготовить обед в японском стиле, нарисовать семейное генеалогическое дерево.

Потребность во внимании. Очень часто, сообщая родителям о скуке, ребенок имеет в виду не то, что ему нечем заняться в данный момент времени, а то, что он чувствует себя одиноким, неприкаянным, скучает по вашему вниманию. Не стоит предлагать варианты занятий, это не то, что нужно ребенку сейчас. Просто скажите спокойно: «Да, дорогой, я вижу, тебе нечем заняться», — обнимите ребенка, погладьте по голове. Хороший вариант — поговорить с ребенком о нем самом, «наполнить» его вашими эмоциями, связанными с тем, что он есть, его любят: это могут быть рассказы о том, как он был маленьким, или какие-то забавные случаи, или просто перечисление вроде «ты любишь яблоки, строить башни из песка, купаться с пеной».

Потребность в тактильном контакте. Бывает достаточно обнять и поцеловать ребенка, подержать на руках или устроить сеанс шумных тактильных игр — в шутку побороться, потискать и пощекотать друг друга. Важно при этом сосредоточиться на общении с ребенком, отложив другие дела и уделив ему все свое внимание. Вы можете предложить какие-либо занятия или просто сказать: «Давай обнимемся и посидим так немного, а потом придумаем, что делать дальше».

Длительное ожидание какого-то события. Возможно, ребенок просто находится в периоде активного ожидания: например, ждет поездки к бабушке или выхода на прогулку. Но «взрослого» чувства времени у него еще нет, и терпения не хватает. Если причина в этом, ребенку понадобится ваша помощь, чтобы дождаться события: пусть это будут короткие игры, загадки или задания друг другу. Кстати, мальчики чаще скучают потому, что хочется погулять на улице, ощутить активное движение. А девочки чаще страдают именно от недостатка общения. Еще частая, но совсем не явная причина скуки — духота в комнате! Отсутствие свежего воздуха способно вызвать вялость, тоску и раздражение, а ребенок будет жаловаться на скуку.

Родителям на заметку

1−2 ГОДА

Постарайтесь не оставлять ребенка играть в одиночестве. Вместе с развивающими играми и игрушками, подходящими по возрасту, предлагайте обычные, бытовые предметы в качестве игрушек — кухонную посуду, контейнеры, крупные бусы, природные материалы Стимулируйте физическую и тактильную активность малыша, больше гуляйте — но не в торговых центрах, а на современных детских площадках с «лазилками», песочницами.

3−5 ЛЕТ

Дошкольники с удовольствием играют с детьми более старшего возраста, так что желательно найти такую возможность. Но игру надо мягко «моделировать» — учить детей договариваться и взаимодействовать, предлагать варианты развития игры, вносить разнообразие в репертуар занятий. Не рассчитывайте на то, что теперь ребенок способен надолго занять себя сам, предел его самостоятельной игры — 30−40 минут. Желательно, чтобы ни компьютер, ни планшет, ни смартфон не использовались для заполнения досуга ребенка.

7−9 ЛЕТ

Ребенок уже умеет занимать себя, но ему необходимо время на «дозревание идеи». Больше интересуйтесь его делами, планами, настроением, но меньше контролируйте. Обращайте внимание на признаки тревоги, постарайтесь сразу выявить и устранить ее возможные причины.

10−12 ЛЕТ

Не перегружайте ребенка учебой и дополнительными занятиями, проследите, чтобы в его расписании было предусмотрено «ничегонеделания» (как минимум 1,5 часа в день — они необходимы для отдыха и развития). Позволяйте «чатиться» и болтать по телефону, но ограничьте время за компьютером.

Читайте также:  Видео: ТОП 5 детских страхов и как с ними бороться?
Ссылка на основную публикацию