Как бороться с детской истерикой: советы психолога

Рекомендации психолога «Детские истерики»
консультация

Рекомендации психолога

«Детские истерики»

Скачать:

ВложениеРазмер
isteriki.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Истерики у ребенка 5 лет — одни из самых неприятных моментов для родителей. Психологи утверждают, что дети не закатывают истерики просто так, лишь потому, что им надоело быть хорошими или они стремятся манипулировать взрослыми. Зачастую крики указывают на злость и неудовлетворение дитя. Поскольку они не могут правильно объяснить и рассказать, что им не нравится, они начинают кричать.

Возможные причины истерик

  • ребенок может замыкаться в себе, быть менее разговорчивым, перестать делиться с родителями своими радостями и победами;
  • стать неуверенным в себе, бояться новых дел, выглядеть напуганным;
  • раздражаться и злиться, грубо себя вести со старшими и даже сверстниками;
  • закатывать истерики без особого основания, долго плакать;
  • копировать манеру поведения своих родителей, имитировать ситуации из жизни;
  • отстаивать свои права, требовать больше свободы, говорить о самостоятельности.

У детей головной мозг уже хорошо развит, они учатся проявлять самообладание, контролируя свои эмоции и чувства. В этот период у дошкольников особенно развито воображение, они любят фантазировать, складывают свое личное представление об окружающем мире. Их привлекает все то, что творится вокруг них, они начинают рассказывать вымышленные собственные истории.

В возрасте 4-5 лет для ребенка важное место в жизни занимает общение с другими людьми, со сверстниками. Если нет возможности поговорить с кем-то или тяжело добиться расположения других, то дитя может чувствовать одиночество. Это становится одной из причин кризиса, что в результате приводит к истерикам и капризам.

Работа над качествами

Для того чтобы успешно бороться с истериками ребенка, нужно выявлять следующие качества:

Важно понимать, что ребенка нельзя назвать взрослым человеком, только в миниатюрном виде. Это формирующаяся личность, которая еще не может полностью контролировать себя, свои эмоции и способна остро реагировать на непредвиденные обстоятельства и неприятности. Поэтому родителям необходимо стараться ставить себя на место ребенка и смотреть на ситуацию его глазами.

Если возникают истерики у ребенка 4-летнего возраста, следует сохранять спокойствие и самому не терять самообладание. Насколько это возможно, родители должны не обращать внимание на детские выходки, крики, а продолжать заниматься своими делами. Следует напоминать себе причину возникновения истерики, тогда легче будет с ними справляться и держать себя в руках.

В случае с детскими истериками родителям важно запастись терпением. Не следует ожидать, что они сразу прекратятся, особенно если чадо заметило, что ему удается манипулировать другими . Только правильная и последовательная реакция сможет прекратить капризы и истерики.

Можно попробовать следующие методы:

  • Когда ребенок начинает кричать и капризничать, то если это возможно, следует взять его на руки и, не причиняя ему вреда, подождать, пока он успокоится. Важно не дать ему швырять предметами и пинаться. При этом сохранять спокойствие, не кричать. В результате малыш увидит, что его действия безрезультатны.
  • Если начинается истерический припадок, то можно отвести дитя в пустую комнату, оставить его там и объяснить, что он сможет выйти только после того, как успокоится.
  • При истериках на людях родители должны сразу же увести капризника из поля зрения окружающих. Нельзя идти у него на поводу только потому, что он устроил представление. Это подольет масло в огонь и убедит его в том, что, закатив таким образом истерику, он легко сможет добиться своих целей.

В семье нет места ни демократии, ни диктатуре. Она создается для того, чтобы в атмосфере любви и тепла родители помогли детям стать ответственными и самостоятельным людьми. Воспитание — это неотъемлемый элемент этого процесса, который учит быть послушным и дает чувство защищенности. Оно заверяет в родительской любви, которой в дальнейшем захочется поделиться с другими. Поэтому, действуя в правильном направлении, важно анализировать, не изменилось ли поведение ребенка за последний период, над чем еще стоит поработать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные рекомендации можно использовать на родительском собрании на тему “Идем в детский сад” для родителей детей вновь поступающих в детский сад.

рекомендации для родителей на тему: “Адаптация ребенка к детскому саду” .

Причины капризов и истерик и как с этим бороться.

Во время возрастных кризисов первого года и трех лет дети активно проявляют негативизм по отношению к требованиям родителей, упрямятся, пытаются отстаивать свои желания, становятся строптивыми, переча.

Консультация педагога-психолога.Что такое детская агрессия? Как с ней справиться.

Детские истерики – это крайне неприятное явление, с которым сталкиваются все родители малышей в возрасте от года до трех лет, а иногда и старше. Возникновение детских истерик неизбежно, все дети.

Третий год жизни ребёнка – время для появления либо усиления истерических реакций. Наращивает их интенсивность кризис трёх лет.Эти рекомендации позволят разобраться, каковы основные причины стол.

8 советов, как бороться с детскими истериками

8 советов, как бороться с детскими истериками

Практически всем родителям знакомо чувство беспомощности и даже отчаяния, когда во время детской истерики они вдруг понимают, что не могут контролировать процесс. Оставаться спокойным, разумным, принимающим и ответственным взрослым в такой ситуации не очень просто. Но можно этому научиться.

Истерики и просто вызывающее поведение может быть у людей любого пола и возраста. Да, чаще всего малоконтролируемые приступы гнева характерны для детей от полутора до трёх лет, просто потому что речь ещё недостаточно развита и ребёнок, отчаявшись быть понятым окружающим миром, пытается выразить себя посредством валяния на полу супермаркета. Но можно столкнуться с детской агрессией и истерикой и в пять, и в 10, и в 13 лет. Реже, зато последствия гораздо более серьёзны и справиться труднее.

С трёх лет поведение ребёнка должно постепенно выравниваться за счёт того, что он учится узнавать свои импульсы и желания и контролировать их. Постепенно, правда, не так быстро, как нам хотелось бы, рождается волевая сфера. И пресловутая свобода воли. Когда я, каждый раз, как только красная пелена начинает застилать глаза, могу сказать: «Стоп. Не сегодня». И спокойно выдохнув, уйти от раздражающего меня явления или предмета. Или, напротив, решить, что «сегодня — хорошее время для драки, я выбираю действие», и использовать всю силу своей агрессии для достижения цели.

Но здорово, если мы управляем нашими состояниями и используем их энергию, а не они нами. Для этого необходимо учиться узнавать эти самые состояния, разобраться в их механизмах и начать управлять собой. Разговор даже не о тайной науке джедая, а о том, как не дать машинкой по голове дорогому другу в песочнице и не разбить свой новенький айфон об стену в припадке гнева на маму. Как же мы, родители, можем помочь себе и детям в непростой, но столь важной науке саморегуляции?

1. Продолжаем говорить о чувствах

Все мы помним советы психологов о том, что чувства нужно называть и проговаривать. И это — правда. Есть три небольших аспекта, о которых я хочу сказать подробнее.

А сколько названий чувств и эмоций вы обычно употребляете в таких разговорах? 10? 20? Говорят, их более 500. Все дети к трём годам различают гнев, грусть и радость. Но если они не различают гнев, растерянность, замешательство, смущение, усталость, обиду, разочарование, то все ситуации, перечисленные выше, будут записаны в «гнев» с соответствующей агрессивной реакцией тела и мозга.

Исследование, проведённое Вашингтонским университетом (Сиэтл), показало, что проблем с поведением меньше у тех детей, чей словарный запас по теме эмоций богаче. Нужно учесть, что слово, обозначающее, например, «разочарование», в голове ребёнка стоит связать с картинкой, личным опытом, рассказанной историей и ситуацией. Подобная наука кажется сложной лишь на первый взгляд. Для начала выпишите себе на листик 10-15 различных слов, обозначающих чувства, и сочините историю для каждого из них. Или купите книжку, в которой всё уже придумали до вас.

Ещё одна ловушка — нас научили «проговаривать эмоции», но забыли сказать, что положительных эмоций в мире тоже немало. В итоге часто мама старательно рассказывает сыну, что он расстроился, разозлился, разочаровался… Но почему-то не говорит: «О! Похоже, ты так горд тем, что смог прибежать первым! Я знаю это чувство! Оно живёт у меня где-то в районе солнечного сплетения! Дай пять!» или «Да ты весь светишься от радости встречи с любимым другом», «Ты так широко улыбаешься, придя из школы, наверняка вы придумали новую шалость, которая вас так позабавила! Поделишься?».

Говорите и о хорошем, добром, светлом. Неестественно? Нет, просто слегка непривычно. Но привычки можно менять

И третье, что стоит рассказать ребёнку про эмоции: они меняются. Не значит, что человеку, потерявшему свой любимый ножик, на который он копил последние три года, стоит говорить: «Пустяки, дело житейское!». Мы обязательно разделим его чувства: станем жилеткой, контейнером, тем, чем и положено становиться маме и папе. Но если с утра всё было ужасно — хотелось спать, шёл дождь и потерялись сокровища из кармана, — а днём кто-то вприпрыжку бежит вам навстречу, можно напомнить: «О! Ты утром был таким грустным, потому что шёл дождь, и ты выяснил, что потерял свою тетрадку по математике, а единственный друг в классе заболел, это очень неприятное состояние, но смотри — сейчас тебе весело!».

Следующим шагом, вы поможете ребёнку понять, а благодаря чему меняются эмоции и чувства именно у него. Что помогает ему? Побыть одному? Почитать? Обняться с мамой? Нужно говорить об эмоциях, используя как можно больше разных слов, говорить и о положительных переживаниях, помнить заветы царя Соломона («всё проходит») и пытаться показать, как же чувства сменяют друг друга.

2. Всему своё время и место

Обычная картина на детской площадке: светит солнце, мальчик строит город из песка, мама наслаждается тёплым днём и благостной картинкой. И неожиданно в песочнице появляется другой ребёнок, который без какой-либо нехорошей мысли, задевает только что построенную башню ногой, она рушится — и ваш такой спокойный мальчик с яростным криком бросается на обидчика.

Почему-то многие взрослые считают подобный момент хорошим поводом для уроков вежливости. Да, вмешиваться нужно, но не воспитывать! Все эти правильные слова, про «нужно делиться», «мы люди — мы не дерёмся, а говорим», «извинись перед мальчиком, ты его ударил» сейчас не работают. И даже вредят. Всё, что вы можете: физически остановить, озвучить эмоции, назвать состояние, извиниться перед пострадавшими (самостоятельно), если таковые имеются, и выйти из ситуации.

Можно остановиться на пресечении конфликта. Все обсуждения после и желательно наедине. Используйте активное слушание

«Что происходило с тобой? Мне кажется, ты разозлился? Ох, я представляю, как бы я разозлилась, если бы кто-то уничтожил результаты моей работы! А где родилась эта злость? В груди? В животе?». Посочувствовать: «Это было ужасно, даже не представляю, как бы я расстроилась». А потом попытаться выработать стратегии поведения. Как не позволить злости управлять тобой? А что можно было сделать? Что вообще люди делают в таких ситуациях? Точно не бьют, мы разговариваем. Важно запомнить: допустимы любые чувства и мысли, но не любое поведение.

3. Заняться собой

Топливо для пожара истерики — эмоции. Потому очень важно определить, где ваш триггер, ваша красная кнопка. Дети очень талантливо определяют, что именно выводит из себя маму-воспитателя-учителя больше всего. Может быть, вас раздражает крик или нытье, или нецензурная брань из уст пятилетнего ангелочка, вы не переносите, когда плюются или кусаются, убегают в другую сторону или ломают всё подряд? На какие действия ребёнка в вашем мозгу вдруг загорается красными буквами: «Вот это я точно позволить не могу никогда. Потому что!».

Наша задача — погасить эти буквы и понять, что такое поведение — вызов, но не борьба. Это просто родительская, человеческая задача — не отреагировать, не потерять контроль, не впасть в состояние ребёнка. Остаться взрослым и ответственным. Стоит сначала понять, что включает лично вашу реакцию, назвать это поведение, ждать его и в следующий раз воспринимать как сигнал, чтобы про себя улыбнуться и сказать: «Ну нет, брат, сегодня меня не возьмёшь какими-то оскорблениями всех наших предков до пятого колена». Как это сделать? Вдохнуть-выдохнуть три раза (вдыхаем — нюхаем цветы, выдыхаем — задуваем свечку), расслабить плечи и губы, произнести про себя: «Это мой сын. Ему сейчас плохо. Я люблю его. Я могу остаться спокойной и помочь». И если всё получилось, очень сильно похвалить себя.

Это не так-то просто — сделать по-другому, не пойти на поводу у чувств. Но остаться спокойным не всегда достаточно.

Мы не можем «просто игнорировать нежелательное поведение ребёнка»

А если он бежит под машину или пытается разбить головой витрину магазина, или просто лупит всех окружающих его детей? Конечно, мы не игнорируем. Мы пресекаем действия, которые могут быть опасными для здоровья, если нужно, выводим ребёнка из ситуации. Но при этом остаёмся спокойными и готовыми прийти на помощь — им правда очень плохо. Мы готовы обнять, дать платок, воды, поговорить. И нам всё равно, что вокруг много укоряющих взглядов. Ведь мы помним, истерика — знак, что ребёнку нужна наша помощь. Например, научить новой модели поведения.

4. Предупрежден — значит вооружён

Советовать «оставаться спокойным» легко, реализовать этот совет иногда практически невозможно. Но готовность к вызову делает нас сильнее. Наблюдайте за ребёнком. В среднем у детей до трёх лет истерики (иногда кратковременные, как летний дождь) случаются один-два раза в неделю. Достаточно, чтобы накопить материал для анализа.

Что является спусковым крючком для истерики у вашего ребёнка? Ищите триггер

Он не выносит, когда говорят «нет», или болезненно относится к своим вещам и ненавидит, если их трогают? Ему нужно особенно большое личное пространство, он чувствителен к громким звукам? Боится собак? Обсудите эту особенность со всеми, кто общается с ребёнком, возможно их наблюдения помогут вам узнать что-то новое. И будьте готовы к встрече со штормом каждый раз, когда этот триггер запускает механизм истерики у вашего сына и дочки. Помните — это просто задача. И да, всё — пройдёт.

5. У всего есть цель — и у детской истерики тоже

Полезно понимать, какая это цель. Все цели можно разбить на два типа: избежать что-либо (действия, человека, события, пространства, процесса) или получить что-либо (вещь, помощь, внимание, власть, общение). Важно, чтобы истерика не стала действительно работающим инструментом, чтобы последствием её не было достижение цели. К тому же иногда можно избежать рыданий и ссор, просто не делая того, что вызывает такую реакцию.

Лучше всего работает методика «естественных последствий», не наказание мамой или папой, так как у них есть авторитет и право «выданное свыше», а вполне закономерные и не вполне приятные последствия. Рыдал в магазине — не смогли что-то купить. Подрался на площадке — пришлось уйти оттуда, бросался книжкой — не получилось почитать на ночь. Плохое настроение мамы тоже относится к «естественным последствиям».

6. Быть всегда на стороне ребёнка

Против кого? Против истерик. К сожалению, они не всегда заканчиваются в четыре года. В какой-то момент ребёнок сам понимает, что подобное поведение не приводит ни к чему хорошему для него. Оно ему мешает. Как? Например, делает печальными семейные вечера, портит отношения с папой, не позволяет завести друзей. Примеров может быть много.

Есть стратегия поведения по отношению к неприемлемому поведению детей. Да, ты бываешь невыносим, но я всё равно тебя люблю и принимаю даже такого. В такой позиции вы — благородная страдающая мама, а он — маленький мучитель. Быть мучителем такой прекраснодушной личности тяжко, так легко добраться и до чувства вины, а потом и до агрессии, спасаясь от вины.

Лучше выбирать схему, в которой вы — вместе. Сказать сыну, смотри, что-то нападает на тебя и серьёзно портит нам жизнь. Согласен?

Как ты думаешь, что это? Как его зовут? Что он хочет? А как с ним бороться? Заодно вы сможете проанализировать, как возникают вспышки гнева и что действительно помогает их купировать. Подробнее о подобном подходе можно прочесть в книге Майкла Уайта «Карты нарративной практики».

7. Искать компромиссы

Очень многие люди плохо переносят категоричные запреты и требования. Часто бывает так, что дети растут, а мы не успеваем перестраиваться, и всё ещё обсуждаем вопрос шапки или первого на обед с 15-летней дочерью. Стратегия «предложить выбор» работает во многих случаях. С трёхлетними даже работает выбор на уровне, что ты будешь на обед: гречку или рис. Но ближе к первому юбилею иногда приходится совместно договариваться о том, как провести выходные, или о количестве времени, отданного компьютерным играм.

Есть три типа поведения. Можно настаивать на своём. От «так будет, потому что я так сказал» до «ну ты же сам понимаешь, что это правильное решение, потому что…». Можно сдаться под лавиной детских слёз и криков, признать, что давно не способен управлять процессами, и отдать все на волю ребёнка. Сейчас такие родители встречаются всё чаще. Можно же предпочесть путь договоров и компромиссов — он дольше и сложнее, зато на выходе делает сильнее всех участников переговоров. Что это значит? Пытаться вместе искать выход, приемлемый для всех сторон. В этом плане легко напороться на подводные камни.

Иногда попытка «договориться» становится манипуляцией по плану «я так сказал» — цель убедить, что я предлагаю правильное решение

Тогда уже честнее и правильнее сказать «я решила» и дальше сидеть под дверью, слушая, как ваш дорогой ребёнок крушит стены в своей детской. Или же честно искать выход.

Как проверить себя? Очень просто — если вы, начиная поиск компромисса, уже знаете «правильный ответ» — это не компромисс. Идеи должны рождаться и обсуждаться по ходу беседы. Подробнее о том, как учиться искать компромиссы в своей семье, можно прочитать в книге «Взрывной ребёнок» Грин Росса.

8. Технологии по контролю своих эмоций

Даже простое правило трёх вдохов-выдохов иногда работает. Главное помнить: учим не в момент истерики и повторяем сами и с ребёнком. Задачи всего три:

  • остановиться в момент гнева;
  • успокоиться;
  • принять решение.

Важно изменить своё отношение к детским истерикам: они могут быть тем, что сводит вас с ума и выматывает, но также и тем, что учит вас лучше понимать себя, детей и окружающих людей, даёт возможность приобрести новые навыки и умения. Это наш выбор — страдать или учиться и становиться сильнее.

Иллюстрации: iStockphoto / Viktoria_Yams

5 способов справиться с истерикой у ребенка. Советы психолога

Вы пришли с ребенком в магазин, вышли на прогулку, гуляете по торговому центру, стоите в очереди в поликлинике. Светит мирное солнце над головой, и все хорошо. И вдруг неожиданно на ребенка что-то накатывает, он начинает истошно орать, что-то требовать, может упасть на пол и бить ногами… Женщина чувствует, что прохожие смотрят на нее и осуждают: ты плохая мать, а ребенок – невоспитанный. Хочется провалиться под землю от стыда. А в это время ребенок исходится в крике… “Летидор” выясняет у психолога Анны Хидирян, что делать в такой ситуации?

1. Оставаться спокойной

У ребенка истерика, но нужно постараться не «заразиться» происходящим. Сохраняйте спокойствие. Речь не идет о том, чтобы оставаться невозмутимым истуканом. Совсем нет. Нужно постараться сдержать раздражение, не терять голову, не отчаиваться и в то же время не быть равнодушной и отстраненной.

Некоторые мамы начинают суетиться и оглядываться на окружающих. Вторые со злостью и раздражением шипят на ребенка: «Ну-ка вставай, хватит меня позорить». Другие могут начать кричать, чтобы ребенок прекратил. А еще рядом с вами могут быть знакомые, которые скажут: «А ты оставь, пусть лежит. Все равно встанет и пойдет за тобой». Или начнут в происходящее вмешиваться какие-нибудь участливые прохожие, что еще больше усложнит ситуацию.

Ваша цель – не сбиться, не начать паниковать, не впадать в раздражение и смотреть на происходящее «своими» глазами, а не взглядом осуждающего прохожего. Сохраняйте голову, оставайтесь спокойной, как бы это не было трудно.

2. Поддержать ребенка

Да-да, поддержать. Вам трудно, вы раздражены, но и ребенку плохо. Достаточно посмотреть на раскрасневшегося, орущего двухлетнего малыша, чтобы понять, что он себя не контролирует, ему хочется кричать, плакать, злиться одновременно. Вам нелегко и ребенку нелегко. Чтобы поддержать ребенка, нужно наклониться к нему, смотреть глаза в глаза, можно взять за руки, обнять, погладить.

И попробовать спокойным, умиротворяющим голосом поговорить с ним. Так вы ребенку передаете послание поддержки: «с тобой что-то происходит, тебе плохо, но мы разберемся, я с тобой». Важно «быть» с ребенком в его состоянии столько, сколько необходимо, не бояться криков, слез, не стремиться сразу их остановить и прекратить.

3. Попытаться понять смысл истерики ребенка

Это должно происходить параллельно с поддержкой. В истерике ребенка есть всегда определенный смысл, и маме важно понимать его. Например, вы в магазине, ребенок просит что-то, чего ему нельзя или чего вы не хотите ему покупать. Он начинает орать, требовать, надеясь, что вы все-таки выполните его желание. Другая ситуация – кажется, все хорошо, но вдруг ребенок начинает истерить, бросаться игрушками, и трудно понять, что происходит. Ребенка стоит спросить, почему он так поступает, чего он хочет. Обычно дети постарше могут довольно внятно ответить, что с ними случилось.

С теми, кто помладше, иногда приходится догадываться самой. Для этого нужно восстановить контекст. Например, возможно, ваш ребенок просто голоден, устал, не выспался, не хочет уходить с прогулки, не хочет отвлекаться от интересной игры. А может быть, весь день он ощущал ваше пренебрежение, или вы ему предпочитали сиблинга, и какое-то ваше слово или действие стало последней каплей.

Если у вас есть какие-то догадки и объяснения, то стоит попробовать спокойно донести их ребенку. Ребенок младшего возраста часто не понимает, что с ним такое, и правильные слова и действия матери могут помочь начать успокаиваться. Например, это могут быть такие фразы: «Я понимаю, как тебе хочется эту игрушку, но сегодня мы ее не будем покупать»; «Кажется, ты устал, и тебе нужно отдохнуть»; «Кажется, тебе не хочется уходить с прогулки, расставаться с друзьями, но нам пора домой, тебе пора обедать» и т.д. Нужно реагировать спокойно и строго.

4. Договориться с ребенком

Сколько ситуаций, столько и вариантов договоренностей. Важно понимать, что «сработает» именно с вашим ребенком:

  • Предложить альтернативу. Например, ребенок требует дорогую игрушку, которую вы не хотите покупать. Вы можете среагировать таким образом: «Сегодня мы не купим эту игрушку, но можем присмотреть для тебя новый мячик, ты давно хотел». Если ребенок истерит, потому что не хочет играть в предложенную игру, можно поискать другую игру. Ребенок не хочет идти спать. Можно предложить ему перед сном прочитать его самую любимую книгу или на одну сказку больше. Внимание! Не допускайте ошибку многих родителей, которые «поддаются» на истерику ребенка и потакают его желаниям. Истерики – это очень тонкая материя. Оставайтесь спокойным, пытайтесь понять чувства ребенка, найти наилучший выход из конфликтной ситуации, найти компромисс между своими желаниями и желаниями ребенка. Но если вы не переносите криков ребенка и в момент детской истерики готовы удовлетворить любое желание орущего человечка, лишь бы тот замолчал, знайте, это приведет к плохим последствиям. «Я тебе дам конфету, только замолчи», «Вот тебе твоя игрушка, только прекрати этот ор», – мама готова сделать все, что угодно, только бы истерика прекратилась. Такая мама сама раздражена, чувствует себя беспомощной. Своими словами и действиями она передает ребенку, что не готова иметь дело с его плохим настроением. И у этой ситуации два неприятных побочных эффекта: первое – ребенок понимает, что родители не переносят его злости, желаний и требований, и в его чувствах есть что-то плохое; второе – ребенок уловит логическую связь, почувствует «слабину» матери и может начать использовать истерику как инструмент для получения желаемого.
  • Отвлечь ребенка. Это похоже на предложение альтернативы, и скорее всего сработает с детьми младшего возраста. Если коротко – нужно показать ребенку что-то другое, отвлечь его внимание, показать то, что может заинтересовать. Дать ему в руки что-то, чтобы «переключить». Это стоит проделать, когда малыш никак не успокаивается.

5. Не наказывать ребенка, когда он в истерике

В момент истерики ребенку обычно плохо, он не контролирует своих чувств, внутри него эмоциональный хаос. И если родитель не успокаивает ребенка, а наоборот, злится и наказывает, то происходящее становится двойной проблемой. Ребенок чувствует, что родитель отверг его желания, что за проявление своей воли можно быть наказанным, что его чувства и желания неудобны, нежелательны, являются помехой. В таком состоянии понимание ситуации ребенком почти отключено. И если ребенок лежит и бьет ногами, а родитель кричит в ответ: «Ты наказан, сегодня никаких мультиков», то это нельзя считать конструктивным решением ситуации.

Напоследок стоит сказать, что истерика у детей от 1.5 лет – абсолютно нормальное явление. Ребенок начинает осознавать себя, свои границы, пытается настоять на своих желаниях, проверяет родителей на прочность, может протестовать против дисциплины… И задача родителей – уметь быть спокойными, строгими, авторитетными и одновременно с этим давать ребенку любовь, демонстрировать уважение к его желаниям и чувствам. А это значит – переносить истерики ребенка.

Детские истерики: как реагировать и как бороться?

Вероника Воронкова
Детские истерики: как реагировать и как бороться?

(консультация для родителей, воспитателей и других взрослых).

Наверное, нет таких родителей, которые бы не столкнулись с проблемой детских истерик. Сегодня я предлагаю нам разобраться в причине их появления и нашей реакции на них.

Многие малыши, даже очень спокойные, могут устроить взрослым истерику. У детей дошкольного возраста истерика обычно возникает из-за запрета взрослого или невозможности получить то, что он хочет. Проявляя истерику, малыш кричит, топает ногами, плачет, может, даже кусаться и кататься по полу размахивая руками и ногами, иногда причиняет вред своему здоровью.

Истерика – это очень эффективный способ добиться своего, манипулируя взрослыми.

Ребенок довольно быстро понимает, что своим неадекватным поведением он ставит нас в неудобное положение и получает желаемое. Но если взрослые будут достаточно терпеливы, спокойны и последовательны в своих действиях, то могут успешно пресечь или даже предотвратить подобное поведение малыша. Главное не поддаваться и понять, для чего малышу нужна истерика!

Давайте разберемся и поймем для чего же на самом деле ребенку истерика.

1. Почему малыш устраивает истерику?

Истерическое состояние для ребенка это состояние стресса. Такое же, как и у его родителей во время его истерики. И это, не потому что ребенку нравится так себя вести, и уж точно не назло родителям. Своим поведением малыш пытается добиться своего. Но это только сначала! И если взрослые,не выдерживая идут на поводу у ребенка: «На! Только не плачь!» он обязательно начнет этим пользоваться.

Вывод: не упустить! Не идти на поводу! НЕТ – значит – НЕТ!

2. Как пресечь истерику ребенка?

Если вы, все таки упустили этот момент и ваш малыш уже «пользуется» Вами, запаситесь терпением и научитесь правильно себя вести с ребенком во время его истерик.

Что же вы должны сделать, чтобы истерика больше не повторялась?

-помните о причинах первых истерик и постарайтесь предугадать капризы своего малыша. Согласна, сделать это не просто, но если малыш каждый раз видя ваш телефон (другой предмет) требует его со слезами…во избежание истерик просто уберите его из зоны видимости малыша.

– не пускать развитие истерики на самотек, когда ребенка уже невозможно будет контролировать.

– следить за состоянием ребенка и постараться отвлечь его уже на стадии беспокойства и раздражения, переключив внимание малыша на что-то другое. Постарайтесь успокоить малыша, взяв его на руки, обнимите, поцелуйте и т. д.

– говорите с ребенком присев на колени, что бы он чувствовал,что вы с ним на одном уровне. Не ругайте его и, не в коем случае не кричите. Говорите спокойно и тихо.

3. Истерика – недопустимое поведение.

Ребенку с самого начала надо дать понять, что вы не будут терпеть подобное поведение. Лучший способ – прекратить общение с малышом до тех пор, пока он не успокоится, демонстративно не реагируя на его поведение, чтобы он не делал. Физическое наказание и крики только усугубят ситуацию. Как только ребенок поймет, что ни кто не реагирует на него, малыш сам прекратит истерику.

4. Нет зрителей – нет истерики

Начавшего истерику ребенка, желательно сразу увести в место, где можно изолировать его от взрослых и случайных зрителей. Если истерика в магазине или в другом людном месте, то нужно постараться увести его от игрушек, сладостей, от других детей до полного его успокоения – он быстрее поймет, что такое поведение недопустимо.И главное: взрослый сам должен быть спокоен и не возмутим!

Однако нельзя оставлять ребенка одного в темной комнате или чулане, чтобы у него не появились различные фобии. Оставайтесь с малышом, постарайтесь его приласкать и успокоить.

5. Реакция взрослых на истерику должна быть постоянной

Взрослым надо сразу выбрать, как они будут вести себя с ребенком в случае истерики и не менять свое поведение. Малыш должен понять, что его поведение бесполезно, а капризы и истерики ни к чему не приведут. Бывает, что ребенок, кроме родителей, устраивает истерики другим взрослым – няне, бабушке или воспитателям. В этих случаях нужно заранее договориться, как они должны себя вести при истерике, чтобы они не потакали капризам, а помогли вместе исправить поведение ребенка.

6. Научите ребенка выражать свое недовольство.

Взрослые должны помочь ребенку научиться выражать свое состояние словами. Маленькие дети еще плохо управляют своими эмоциями и часто бурно проявляют свое недовольство, если их не понимают взрослые или у них что-то не получается. Став союзниками малыша в проявлении своих чувств, взрослые начнут лучше его понимать, а малыш будет больше им доверять.

Почти все родители сталкиваются с детскими истериками, но не все знают, как правильно реагировать на них. Постоянство поведения и терпение – главное оружие в борьбе с истериками. Лучше сразу отучить малыша от подобных манипуляций, чем трепать потом нервы себе и ребенку.

Удачи вам в воспитании ваших малышей и терпения!

«Детские интересы» Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. А что же такое интерес? Интерес можно определить как специфическое отношение.

Консультация для родителей «Детские страхи» Малыши чаще всего подвержены страхам. В этом возрасте у ребёнка формируется своя осознанная внутренняя жизнь. Он уже понимает, что окружающая.

Консультация «Деформация стопы. Что это и как с ней бороться» Наверное, нет таких родителей, которых бы не беспокоила форма ноги ребенка. Зачастую родители, а особенно бабушки и дедушки жалуются: «Они.

Детские работы. Есть в моей группе есть замечательный, мальчик и очень талантливый. Ему 6 лет зовут его Коля Бардашев. В группе была мини выставка его работ,.

Детские страхи Детские страхи в детском саду Многие сталкиваются с проблемой, когда их ребенок отказывается ходить в детский сад. Почему возникает такой.

Детские воспоминания Я всегда говорю, что дети переживают эмоции сильнее, чем мы взрослые, не потому, что у них это происходит на физиологическом уровне, а наверное,.

Капризы ребёнка и как с ними бороться Ребёнок ищет свои пределы допустимого. Поэтому очень чётко надо выяснить, что «можно», что «нельзя». И если это нельзя, то нельзя всегда,.

Детские поделки к 9 мая Открытка ветерану, приглашение, пилотка, фронтовое письмо-треугольник. Подготовительная группа. Открытка ветерану (Картон,аппликация,соленое.

Детские поделки Поделка, -и, ж; обычно мм. Мелкое изделие, изготовленное ручным способом. Поделки из дерева. Детские поделки. Дешевая поделка (Переносное.

Детские стихи Чебурашка дружочек Есть на свете зверек непонятный Большеухий с открытой душой. А росточком совсем не большой. Дружит он с крокодилом Геной,.

Подсказки для родителей как бороться с детскими истериками

Все родители переживали моменты, когда их чадо начинало истерику: ситуация выходила из — под контроля, успокоить не удавалось, и процесс был слышен и на всю детскую площадку, и на всю квартиру (если это происходило в комнате), и на весь супермаркет. Конечно, ситуация непростая, и можно просто увести или унести ребенка из общественного места, некоторые мамы и папы поддаются эмоциям и начинают тоже кричать и даже могут дать подзатыльник. Можно попытаться понять истинную причину и научиться тому, как бороться с детскими истериками.

Давайте попробуем вместе проанализировать наш, родительский, педагогический уровень и способы не допускать такого поведения у детей.

Оглавление:

Как бороться с детскими истериками — 6 главных причин их появления

Их, как ни странно, может быть достаточно много. И виноваты, что не странно, в большинстве случаев именно взрослые, которые, когда — то и где – то, не смогли или не захотели выучить и понять некоторые важные этапы воспитания.

Так «нет» или все — таки «да»?

  • Всем знакома ситуация, когда молодые папа и мама, которые только пробуют себя в роли родителей, изначально не дают своему ребенку шоколадные конфеты и однозначно принимают решение заменять их более полезными продуктами.
  • Но вот приходят родственники и угощают ребенка сладостями. Конечно, мама не разрешает вкусить запретный плод, а бабушка и дедушка начинают доказывать, что от одной штучки ничего не будет. В итоге, ребенок совершенно теряется: одни взрослые разрешают, а другие запрещают. В голове у малыша начинается полная неразбериха, а потом возникает решение: кричать, пока те, которые не разрешают, испугаются и позволят есть шоколад.
  • Кто виноват? И старшее поколение, и младшее. Перед малышом должна быть выработана единая позиция взрослых, и больше никак. Только тогда ребенок четко будет понимать, что можно, а что нельзя, и что «нет» — это «нет», а никак по — другому.
  • Взрослые должны держать ситуацию под контролем, а не дети руководить всеми взрослыми. Для этого заранее сядьте и договоритесь, что однозначно можно разрешать, а что нельзя. В каких ситуациях решение принимают родители, а в каких могут быть главными дедушка и бабушка (например, отдых в деревне, составление букета, кормление курочек, рыбалка с внуками — старшее поколение может взять под контроль эту сферу).
  • Дети, которые видят, что взрослые не могут найти общий язык и выработать единое мнение, начинают пользоваться ситуацией и манипулировать старшими поколениями, успешно добиваясь своего с помощью истерики.

В возрасте до 3 — х лет дети пока не могут справиться со своими эмоциями и поэтому вполне естественной реакцией у них является истерика. Взрослые уже могут справиться с нахлынувшими чувствами и умеют вовремя переключиться, чтобы не сорваться.

В большинстве случаев, ребенок смотрит на маму и папу и «считывает» их поведение. Если взрослые себя контролируют и не поддаются на разные провокации и негатив, то и дети со временем будут вести себя более сдержанно.

Состояние обиды и потери

  1. Многие родители не понимают, почему из — за какой — то мелочи отпрыск прямо на детской площадке начинает такой концерт, что все окружающие смотрят на ребенка с жалостью, а на маму и папу с негодованием. В результате взрослые чувствуют тревогу, вину и угрызения совести, что довели до такого, и начинают делать ошибки.
  2. Что для взрослого мелочь, для ребенка — горе. Из — за чего может расстроиться кроха? Из — за того, что увели с детской площадки, а там самый разгар игры, из — за того, что не дали сладкое, а очень хотелось и еще много таких вот очень важных причин.
  3. Проблема в том, что родители так бояться, чтобы ребенок не испытывал негатива и не было у него потерь, что стараются не допускать таких вот случаев. Но чувство потери и горе — это естественно и нормально. Просто нужно подготовить ребенка правильно встретить такие переживания в своей жизни.
  4. Ребенок на уровне, который может осознавать, должен пытаться справляться с потерями и отказом. Это даст ему возможность в будущем стойко переживать утраты и неприятности. Это жизнь. При возможности разговаривайте с ним на эти темы и объясняйте, что в жизни каждого человека есть моменты, когда просто нужно потерпеть и пережить.

Истерика с целью

Часто такое поведение помогает ребенку избежать какого -то действия, процесса или события, которое ему очень не хочется делать: просьба родителей о помощи по дому, например.

Такой рычаг ребенок будет пытаться использовать при любом удобном случае, потому что это «работает». В данном случае мама должна поставить ребенка перед выбором: как только делается уборка, тогда она, в свою очередь, поможет с домашним заданием, а если нет помощи, то и она, мама, не захочет помогать. Ребенок начнет понимать, что у близких тоже может не быть настроения.

Тут необходимо всем родителям приготовиться просто пережить этот нелегкий для ребенка период. Достаточно будет, если мама и папа будут другом и близким человеком своим детям. Резкие перепады настроения, слезы, крики, а потом веселье — это нормально. Не стоит реагировать остро. Спокойно выясняйте причину и пытайтесь совместными усилиями решить проблему.

Что такое триггер

Если вам очень сложно понять, что же вызывает такое поведение у вашего малыша, то следует некоторое время понаблюдать, и вы поймете. Триггер — это тот спусковой крючок, который и влечет за собой срыв и истерическое поведение. Есть что — то, что ребенок категорически не принимает в своей жизни.

  • Ему нужно больше жизненного пространства: не терпит, когда трогают его игрушки и вещи. В таком случае придется договариваться и просить у сына или дочери, если вам необходимо взять вещи для стирки или убрать в комнате пол.
  • Он не любит какую — то вещь одевать и никакие уговоры не помогают. Выход один: уберите раздражающий предмет подальше, даже если это чудная курточка, которую вы по случаю приобрели, не посоветовавшись с дочерью. Возможно, именно эта вещь неудобна ребенку или он просто чувствует себя в ней некомфортно, а единственный способ до вас докричаться — это закатить истерику.
  • Нелюбимое блюдо. Да, это полезно и нужно для детского организма, но если ребенок со слезами на глазах ест манку, то, согласитесь, что от такого обеда толку мало. Ищите заменитель. Обязательно есть продукты, которые по составу аналогичны, да и малыш с удовольствием попробует новое блюдо.

Попытайтесь запомнить, что именно вызывает резкую негативную реакцию и исключите эти предметы, вещи, а может и некоторых людей из жизни своего ребенка. Возможно, что через время все успокоится и уже реакция будет совершенно другой.

  1. Помнить, что можно проявлять любые эмоции, но не любые действия допустимы. Контролируйте тот момент, когда вы готовы сорваться и вовремя остановитесь. Попытайтесь разговаривать со своими детьми почаще на темы, что им не нравится и как они чувствуют гнев и злость.
  2. Вы ответственны за ребенка в состоянии истерики и ваша задача не допустить это состояние, а если все же случилось, то помочь успокоиться. Если ребенок почувствует вашу заботу, желание помогать и узнать причину, то дело не будет доходить до крайностей.
  3. Любое ужасное событие состоит из 4 — х этапов: отрицание, бунт, печаль, принятие. Пока вы вместе с вашими детьми не научитесь проходить их достойно, то будете натыкаться на истерику, которая и является, собственно, криком о помощи.

Заключение

Надеюсь, прочитав статью, вы для себя уже решили, как бороться с детскими истериками и нужно ли вообще с ними бороться.

Истерика у детей прежде всего не должна пугать родителей. Необходимо с раннего детства наблюдать за ребенком и понимать, что именно вызывает у него такую реакцию. Старайтесь, чтобы раздражителей было поменьше.

Если ребенок старается манипулировать вами с помощью истерики, то этот механизм необходимо пресечь раз и навсегда. Спокойно объясните, почему вы не будете выполнять желание ребенка. Обязательно обоснуйте.

Даже если истерика случилась в общественном месте, не стыдитесь и не старайтесь агрессивно реагировать. Сначала успокойте вашего малыша, а уж потом выясните, что побудило так себя вести и что с этим делать дальше. Ребенок меньше будет так себя проявлять, если будет чувствовать вашу любовь, силу и заботу.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

Как бороться с детской истерикой при помощи одного простого вопроса?

Истерики могут быть разными. При этом многие родители довольно смутно понимают, как вести себя в той или иной ситуации. Поэтому нелишним будет знать, как успокоить ребенка при истерике.

У большинства малышей истерические приступы возникают только в раннем детстве. В более старшем возрасте проявления эмоций наблюдаются крайне редко. Это объясняется тем, что в этот период у детей намного лучше развиты языковые навыки и ребенок уже может внятно объяснить, чего хочет, или что его беспокоит.

Основные причины детской истерики

Возникновение приступов истерики может быть спровоцировано поступлением в дошкольное учреждение, рождением в семье второго ребёнка, неожиданным разводом родителей. Чтобы уменьшить возникшее напряжение, ребёнок начинает проявлять излишнюю эмоциональность, порой даже агрессивность. Он громко кричит, негодующе разбрасывает свои игрушки, резко стучит ногами.

Ещё одной распространённой причиной возникновения истерики у детей является излишняя строгость родителей. В такой ситуации истерические приступы являются способом малыша показать свою самостоятельность, желанием противиться такому способу воспитания.

Активное проявление эмоций

Истерика у ребенка представляет собой неотъемлемую часть его нормального развития. Для детей они являются своеобразным способом общения.

Истерики помогают детям выражать эмоции в том момент, когда они чувствуют себя расстроенными и подавленными. Ведь словами объяснить переполняющую их гамму чувств малыши не могут.

Истерика в 2 года

Двухлетние малыши довольно часто прибегают к громким истерикам. Таким образом они пытаются привлечь к себе дополнительное внимание.

В арсенале двухлетнего малыша множество эффективных «методов»:

  • упрямое нежелание что-то делать;
  • громкие крики;
  • катание по полу в общественных местах.

Истеричное поведение двухлетнего ребёнка спровоцировано несовершенством его эмоциональной системы. Малыш ещё не в состоянии выражать своё возмущение запретом или отказом взрослого словами.

Истерика маленького ребёнка может быть следствием недостатка сна, физической усталости, проявлением голода.

Иногда негативное воздействие на эмоциональную сферу крохи оказывает избыток новых впечатлений. В таком случае, чтобы успокоить ребёнка, стоит просто погладить его по голове или взять на руки. Это поможет отвлечь внимания ребёнка от неприятной ему ситуации, вызвавшей истеричное поведение.

Кризис трехлеток

Особенно «яркие» истерики демонстрируют родителям трёхлетние малыши. В психологии даже есть такой термин, как «кризис трёх лет». Он может выражаться по-разному.

Но основными проявлениями «кризиса трёх лет» являются:

  • излишнее упрямство;
  • склонность к частым истерикам;
  • своеволие.

Истерика трёхлетнего ребёнка объясняются не желанием позлить родителей, а простым неумением малыша идти на компромисс.

К достижению четырёхлетнего возраста истерические приступы, как правило, исчезают. В этот период ребёнок уже может осознанно и внятно выражать собственные чувства словами.

Истерика у старших дошколят

В 6-7 лет у ребёнка начинается новый этап во взрослении. Малышу, ещё недавно посещавшему садик, в ближайшем времени придётся отправиться в школу. Поэтому от него начинают требовать больше, чем прежде.

Некоторые дети испытывают страх из-за того, что их успехи в школе могут не соответствовать ожиданиям родителей.

Поэтому стресс, вызванный предстоящим посещением школы, постепенно начинает накапливаться. В последующем он выливается наружу в форме активного проявления эмоций — детской истерики.

Для родителей и окружающих людей, которые попали в «эпицентр» истерики, такое поведение ребёнка может быть невыносимым. Поэтому специалистами был придуман довольно действенный метод. Он помогает предотвратить детские истерики.

Описание методики

Если ребенок истерит, справиться с неконтролируемой вспышкой гнева поможет следующий вопрос: «Это большая, средняя или маленькая проблема?» После того как малыш даст ответ, нужно вместе подумать над решением возникшей проблемы, предложив разнообразные варианты.

Такой простой вопрос окажется очень кстати. Он привлечёт внимание ребёнка и даст ему немного времени, чтобы успокоиться.

Многие родители недоумевают, как остановить истерику при помощи такого простого вопроса.

Но он действительно оказывает сильное действие на ребёнка:

  1. Малыш чувствует, что взрослый уважает его эмоции.
  2. Вопрос отвлекает ребёнка и заставляет его оценить ситуацию. Он даёт возможность малышу самостоятельно решить некоторые небольшие проблемы.

Как предотвратить возникновение истерики?

Существуют разнообразные советы психолога, помогающие уменьшить частоту эмоциональных вспышек у ребёнка:

  1. Нужно придерживаться чётко установленного режима дня.
  2. К предстоящим изменениям (к примеру, к первому дню в детском саду) ребёнка надо готовить заранее.
  3. Нужно проявлять твёрдость. Ребёнок не должен чувствовать, что с помощью истерики он сможет манипулировать вами и добиться желаемого. Необходимо, чтобы малыш был уверен в твёрдости ваших взглядов.
  4. В отдельных случаях родителям стоит пересмотреть свои запреты. Перед тем как отказать малышу в его просьбе, нужно чётко осознать, что это необходимо.
  5. Чаще предлагайте малышу сделать простой выбор. В таком случае он начнёт чувствовать себя самостоятельной личностью.

В каких случаях стоит насторожиться?

Капризы у детей от 4 лет и старше могут быть отражением воспитательных промахов взрослых. Такой малыш о существовании слова «нет» знает только понаслышке. Избалованный ребёнок привык к тому, что ему постоянно всё разрешают. Поэтому если что-то запрещает мама, можно начать «капать на нервы» бабушке или дедушке.

Частые истерики у детей старше 4 лет могут свидетельствовать о наличии серьёзных проблем с нервной системой.

За консультацией к неврологу стоит обратиться, если:

  • малыш ведёт себя агрессивно в момент истерики;
  • ребёнок наносит повреждения окружающим или себе при проявлении эмоций;
  • кроха задерживает дыхание;
  • ребёнок теряет сознание во время истерического приступа;
  • после истерики возникают такие симптомы, как усталость, рвота.

Родителям стоит обратить внимание на те внешние проявления истерики, как судороги, полуобморочное состояние, нарушение дыхания, выгибание спины дугой («истерический мост»).

Подобные явления специалистами были названы аффективно-респираторными расстройствами. Они особенно свойственны детям, не достигшим трёхлетнего возраста.

Сильный плач ребёнка во время истерики может привести к задержке дыхания, побледнению лица. Родителям стоит быть внимательными, если малыш сублимирует эмоции в движение, вымещая своё разочарование или гнев. В момент истерики ребёнок бьётся головой о стены, пол, окружающие их предметы.

При тяжёлом аффективно-респираторном истерическом приступе наблюдаются непроизвольные судороги. После их прекращения дыхание малыша восстанавливается, исчезает синюшность кожных покровов, ребёнок успокаивается.

При наличии таких тяжёлых истерических приступов справиться с проблемой без помощи невролога довольно затруднительно. Такие симптомы встречаются и при серьёзных нервных расстройствах, что нужно помнить родителям.

Мнение доктора Комаровского

Если у ребёнка часто бывает истерика, что делать для улучшения ситуации?

Немалую пользу могут оказать и советы известного педиатра доктора Комаровского:

  1. Нужно учить малыша чётко выражать свои эмоции словами. Это позволит уменьшить подступающий гнев и быстро подкрадывающееся к ребёнку раздражение.
  2. Если малыш склонен к истерикам, не проявлять чрезмерную опеку. Вместо того чтобы холить и лелеять ребёнка, как домашнюю розу, лучше пораньше отдать его в детский сад. Из-за отсутствия в группе впечатлительных и чутких к проявлению детских эмоций родителей истерики будут происходить значительно реже.
  3. Истерические приступы стоит предвидеть. Это поможет родителям их контролировать. Если ребёнок выглядит не выспавшимся, уставшим или раздражённым, стоит пытаться избежать потенциальных конфликтных ситуаций заранее.

Довольно часто единственным «зрителем» детских концертов становится именно бабушка. Она пытается проявлять мягкость, жалеть обиженного отказом мамы или папы внука. По мнению доктора Комаровского, всем членам семьи стоит придерживаться одной тактики поведения.

Папино категоричное «нет» никогда не должно превращаться в мамино «может быть» или бабушкино «да».

В таком случае ребёнок перестанет испытывать на прочность родительские нервы. Он поймёт, что ничего не добьётся при помощи истерики.

Причины истерики у детей разного возраста и разные, и похожие. Детское негодование, в равной степени, могут вызвать, как психологические (ревность, разочарование), так и физиологические (усталость, голод), факторы.

  1. Дети младшего возраста не могут озвучить проблему, старшего – не хотят.
  2. Одни проявляют истерику громко, другие – тихо и незаметно, но проблема от этого не исчезает.
  3. Родители становятся свидетелями уже взорвавшихся эмоций, не успевают предотвратить истерику.

Если ребенок истерит, остановить это можно одним простым, но эффективным вопросом. Он отвлечет малыша от его «горя», заставит размышлять и делать выводы, поможет почувствовать, что взрослые с ним считаются.

Читайте также:  5 проблем послушных детей
Ссылка на основную публикацию