Из практики психолога: почему мы кричим на детей?

Постоянно срываюсь и ору на ребенка как ненормальная, а потом мучает чувство вины за наказание ребенка – что делать

Допустимо ли наказывать детей? Да, но наказание наказанию рознь. Это целый раздел педагогической науки, о котором мы сегодня поговорим. Допустимо ли кричать на детей? Нет. И это мы тоже обсудим.

Норма или патология

Вам наверняка интересно узнать, как ведут себя другие родители, кричат ли они на детей. Мы поможем вам найти ответ.

В 2018 году психологи провели на улицах Москвы опрос среди родителей и людей, ставших свидетелями сцены с криками. У родителей спрашивали о том, допустимо ли кричать на ребенка. А у свидетелей просили дать характеристику подобным сценам.

Какие результаты в итоге получили исследователи:

  • 52 % родителей сказали, что кричать на ребенка нельзя, но при этом 37 % из этой группы отметили, что сами иногда срываются. Свое поведение они оправдывали неуправляемостью ребенка, его капризами и выставлением родителей в плохом свете.
  • 27 % родителей считают, что крики и наказания – самый эффективный метод воспитания, без этого нельзя обойтись.
  • 21 % не приемлют такого формата общения с ребенком, никогда не повышают голос.
  • 73 % наблюдателей считают, что такое поведение родителей недопустимо.
  • 15 % равнодушны к проблеме.
  • 12 % считают, что родители все делают правильно, без криков и наказаний не воспитаешь.

Как видите, вы не одиноки в своей проблеме. Но это не значит, что можно успокоиться и продолжить воспитание криками. Нужно разобраться в причинах такого поведения.

Почему родители срываются на ребенка:

  • бессилие и отчаяние;
  • психофизиологическое истощение;
  • ненависть к ребенку, ярость, сожаление о его рождении;
  • невыполнимый объем требований, обязанностей (чувство, что вы разрываетесь на части);
  • завышенные ожидания, требования к ребенку;
  • личные триггеры и психотравмы (например, срыв после того, как вас перебивают или игнорируют);
  • страх потерять контроль над ситуацией;
  • страхи, повышенная тревожность на фоне слабой саморегуляции (крики после того, как ребенок чуть не травмировался или получил какую-то травму);
  • разочарование в себе, несоответствие реальности идеалам и представлениям о родительстве.

Психологи, педагоги, социологи и педиатры единогласно утверждают, что такой стиль воспитания оказывает негативное влияние на психофизиологическое здоровье и развитие ребенка. Значит, с проблемой нужно бороться.

Что делать

Проанализируйте результаты опроса и свои чувства. Не кажется ли вам, что причина кроется в родителях:

  • Непослушание и капризы ребенка – результат непонимания его просьб или подавления его как личности.
  • Переживания из-за того, что ребенок позорит, выставляет не в лучшем свете – результат зависимости родителя от чужого мнения или создания завышенных требований для ребенка.

Я говорю это не для того, чтобы усилить чувство вины, а чтобы вы поняли, что работать нужно над собой.

Крики родителей – это крик о помощи, признание собственного бессилия, педагогического провала. А может быть, вас беспокоит что-то стороннее (работа, отношения с партнером), но вы вымещаете злость на ребенке. Или так выходят ваши комплексы, неспособность управлять эмоциями. Или вы оказались заложником жизненного сценария, навязанного вам вашими родителями.

Итак, что делать:

  1. Научитесь отличать вину от ответственности. Вина – это негативная оценка, отношение к ситуации. Ответственность – это признание факта, понимание своей сопричастности к случившемуся. Чувство вины разрушительно, признание ответственности необходимо и полезно.
  2. Определите истинную причину срывов. Признайтесь сами себе, какие чувства кроме гнева испытываете. Подумайте, как это исправить, как устранить стрессогенный фактор.
  3. Изучайте возрастные нормы и особенности развития детей. Раздражение спадет, если вы поймете и примете своего ребенка. И если индивидуальные особенности понять сложнее, то есть общие принципы развития, которые прописаны в любом учебнике или популярной литературе по психологии. Например, дети 3-4 лет плохо ориентируются во времени, они не могут мыслить абстрактно, а потому понятия не имеют, сколько длится час, как быстро пройдут 15 минут. А в момент кризиса трех лет детям нужна свобода, уважение их личности, поощрение самостоятельности.
  4. Выходите из «заточения», устраивайте личную и социальную жизнь. Социальная изоляция, невозможность разделить заботу о ребенке с кем-то еще заставляет видеть причину личного неблагополучия в ребенке.
  5. Восстановите ресурсы организма. Крик – примитивная защитная реакция в ответ на усталость, перенапряжение, переутомление, недосып, недоедание, депрессию, хронические заболевания, усталость от жизни и прочее.
  6. Избавьтесь от идеализма и перфекционизма. Не пытайтесь быть лучше всех, идеальным родителем или воспитать идеального ребенка по придуманному образцу. Будьте собой и позвольте ребенку быть собой.

Будьте готовы к срывам. Вам предстоит изменить привычки, сломать стереотип поведения и построить новый. На это уйдет несколько месяцев. При срывах и разочаровании в себе, возврате чувства вины перечитывайте первый пункт рекомендаций. Снова выделяйте факты и стройте новый план действий.

Как правильно наказывать

Воспитание без наказаний действительно невозможно, но нужно выбирать педагогически правильные способы и соблюдать баланс порицания и похвалы.

Как правильно наказывать детей:

  1. Спокойным голосом выражайте свое недовольство, давайте оценку поступкам, а не личности ребенка.
  2. Четко определяйте границы наказания, и лучше делать это заранее. Придерживайтесь двухуровневой системы наказаний: сначала предупреждение, объяснение ситуации и подробное объяснение будущего наказания, потом само наказание. Если вы еще не объяснили, что красть игрушки других детей нельзя, то нельзя и наказывать малыша за это. Объясните, а уже в следующий раз накажите. Ребенок должен заранее знать, чем он жертвует, если сознательно нарушает ваши требования. И должен понимать, за что его наказывают. Уделяйте внимание мелочам, точному указанию времени и продолжительности наказания.
  3. Подробно объясняйте свое недовольство, почему поступок ребенка расценивается как плохой. Старайтесь понять позицию ребенка, выслушивайте его мнение, причину поступка.
  4. Не заставляйте ребенка чувствовать себя виноватым, но учите его ответственности. Для этого сами анализируйте каждую ситуацию и определяйте причастность ребенка.
  5. Придерживайтесь единой воспитательной позиции с мужем, другими родственниками. Всегда сдерживайте слово, не обещайте того, что не сможет сделать («я тебя убью за это»). Избегайте двойных стандартов, например, если вы запрещаете ребенку кричать на вас и других людей, то и сами не имеете права кричать на него и кого-либо.
  6. Проговорите, что вам неприятно наказывать ребенка, но вы вынуждены это сделать, потому что его поведение противоречит нормам семьи. Объясните, какое поведение устроило бы вас. Разговаривайте с ребенком, объясняйте, почему так нельзя делать.
  7. Не ставьте ребенка в угол – в таком положении расслабиться, успокоиться и осмыслить поведение не получится.
  8. Не позволяйте наказанию зависеть от вашего настроения.

Нельзя оскорблять, высмеивать, бить, публично наказывать ребенка и сравнивать его с другими детьми или вами в детские годы. Недопустимо лишать ребенка еды, но оставить без десерта или пиццы можно. Нельзя игнорировать другие физиологические и эмоциональные потребности («я тебя больше не люблю», «я не буду с тобой разговаривать»). Нельзя угрожать, запугивать и унижать ребенка.

Похвалы в детско-родительских отношениях всегда должно быть больше. Мы охотнее выражаем негатив, лучше замечаем чьи-то недостатки и ошибки. Учитесь выражать позитивные эмоции, не обесценивайте хорошее поведение ребенка.

Послесловие

Крики – это форма эмоционального насилия. Оно не проходит бесследно для будущего ребенка. Криками вы закладываете в ребенке сценарий неудачника, снижаете его самооценку, подрываете доверие к миру.

А если вы откажетесь от криков, то заметите, как дети начнут доверять вам, почувствуют себя в безопасности, начнут открываться. Они увидят в вас авторитет, опытного взрослого, который контролирует себя и ситуацию. Дети научатся решать свои проблемы, адекватно реагировать на противоречия. Подумайте, какое будущее вы хотите дать своим детям. Они обязательно скопируют ваше поведение и реакции.

В заключение рекомендуем познакомиться с нашей статьей «Как не кричать на ребенка – советы психолога».


Почему мы кричим на детей и как вовремя остановиться

Лайфхакер спросил психологов, как держать себя в руках, когда терпения не осталось.

Почему вы кричите на ребёнка

Недостаточно ресурсов

Если вы плохо питаетесь, мало спите и постоянно находитесь в состоянии стресса, ресурсы кончаются, и вы переходите на крик. Вот несколько ситуаций, в которых у вас просто нет сил, чтобы быть хорошим родителем.

1. Вы плохо себя чувствуете

Болезнь, хронический недостаток сна, финансовые или семейные проблемы, вызывающие постоянный стресс, — всё это снижает ваши запасы энергии.

Причиной криков родителей не всегда является поведение детей. Иногда причина кроется в усталости, депрессии, раздражительности, и мы начинаем кричать на детей из-за любой даже маленькой провинности.

2. У вас нет времени на себя

Если вы постоянно находитесь с ребёнком и не имеете даже часа свободного времени, рано или поздно это оставит вас без сил. В зависимости от темперамента ребёнок может отнимать много или очень много энергии. И если вы не успеваете пополнять свои запасы, результатом будет крик и срывы.

3. Вы перегружены

Вы пытаетесь сосредоточиться на каком-то деле, ребёнок орёт и тянет за ногу, звонит телефон, падает и разбивается кружка с чаем. Перегруз информацией заканчивается криком: «Отстань от меня, помолчи хоть секунду!»

4. Вы теряете контроль над жизнью

С ребёнком трудно строить какие-то планы: он в любой момент может заболеть, закатить истерику или заупрямиться. Если вы привыкли всё контролировать, но с появлением малыша потеряли такую возможность, вас ждёт раздражение и крик.

5. Вам нужна эмоциональная разрядка

Вы привыкли не выплёскивать негатив, а копить его в себе. В итоге эмоции прорываются в самый неожиданный момент, а поскольку вы постоянно рядом со своим ребёнком, обрушиваются на него. Ребёнок тут вообще ни при чём, но вы уже себя не контролируете.

Несоответствие ожиданий и реальности

Интернет пестрит фотографиями счастливых малышей в чистой одежде и не менее счастливых родителей с улыбками до ушей. Реальное родительство мало напоминает эти картинки. В нём есть беспощадные детские истерики, привязанные к кризисам разных возрастов, разорванные обои и испачканная мебель, упрямое непослушание и много волнений по разным причинам. Иногда это застаёт родителей врасплох.

Ребёнок может много раз повторять то, что ему запретили, чтобы проверить, как отреагирует родитель. Он может забыть хорошо усвоенное стихотворение, которое час назад рассказывал с выражением, подраться с другими детьми и нагрубить воспитателю, жадничать, мусорить и совершать много других поступков, которые вроде бы не должен.

Возникает конфликт между ожиданием родителей и поведением ребёнка. И родители срываются на крик.

Как с этим справляться

Найдите время на себя

Олег Иванов утверждает, что для профилактики нервных срывов и, как следствие, криков на детей обязательно нужно выделять себе время для отдыха. Желательно не меньше получаса в день, вне зависимости от погодных условий и желания домочадцев. Это необходимо, чтобы сохранить психическую адекватность и способность нормально реагировать на поведение детей.

Поверьте, эти полчаса в день, потраченные на чашку кофе с книгой, спасают вашу нервную систему от истощения. Особенно это касается мам с маленькими детьми, которые практически не расстаются со своими «хвостиками».

Попросите родных посидеть с ребёнком или отдайте его в развивающий кружок. Переложите часть домашних дел на другого родителя, даже если вы всегда считали их своим долгом. Возможно, этот способ решит все ваши проблемы с криками и дальнейшей работы не потребуется.

Научитесь выражать свои чувства

Этот совет для тех, кто привык терпеть до последнего, а потом взрываться. Поработайте со своими эмоциями, научитесь открыто проявлять их сразу после того, как они возникают. Сильные не жалуются, не плачут и с достоинством умирают от инфаркта в 40 лет.

Рассказывайте о своих проблемах, выражайте недовольство, плачьте — всё это разгружает вас и снижает вероятность того, что очередной шквал накопившихся эмоций обрушится на неповинного в этом ребёнка.

Необходимо отслеживать своё внутреннее состояние и быть с собой честным, разрешать себе и ребёнку проявлять различные эмоции: грусть, радость, печаль, негодование, гнев, любовь. И тогда не будет необходимости на кого-то кричать, тем более на самого слабого.

Осознайте себя в момент раздражения

Приучите себя к осознанности в момент раздражения и крика. Когда вы чувствуете, что сейчас сорвётесь и накричите на ребёнка, остановитесь и постарайтесь понять, почему вы это делаете.

Вопрос не в том, что сделал ребёнок, а в том, почему я так на это реагирую. Отследите, на кого на самом деле направлен сейчас этот крик. Действительно ребёнок сделал что-то ужасное? Или просто у вас был плохой день? Если нет возможности реагировать спокойно, лучше вообще промолчать.

Приучите себя останавливаться. Считайте про себя до десяти, повторяйте успокаивающие фразы вроде: «Я спокоен. Я люблю своего ребёнка». Или вообще уйдите в другую комнату на пять минут.

Читайте также:  Мифы XXI века о воспитании ребенка

Чувствуйте, что завелись, — выходите из комнаты. Примите холодный душ, выпейте чашку чая. Главное — успокоиться и вернуться к ребёнку тогда, когда вы готовы будете продолжать разговор в нормальном тоне.

Также Олег Иванов советует ещё один способ: заранее договоритесь с ребёнком, что в момент вашего крика он будет выходить из комнаты. Это поможет вам осознать себя и остыть, прежде чем разговаривать с малышом.

Однако одним отсутствием крика проблему не решить, ведь он появился не просто так — ребёнок явно сделал что-то запрещённое. Когда вы успокоились, начинайте говорить.

Научитесь разговаривать и объяснять

В первые годы жизни в мозгу ребёнка формируется огромное количество новых нервных связей. Он впитывает всё как губка: каждое ваше слово, движение, манеру поведения и общения. Если вы кричите на него, он тоже будет кричать. На вас, если это разрешено, или на тех, кто слабее.

Надежда Балдина считает, в отношении детей спокойные объяснения просто необходимы.

Если вы не объясняете ребёнку, почему вы кричите, он может начать брать на себя вину за то, в чём не виноват, — так работает богатое детское воображение в случае нехватки информации.

Надежда объясняет, что это опасно для дальнейшей социализации ребёнка. Виноватое поведение будет провоцировать других людей на агрессию. Начиная с родителей и заканчивая детьми в школе. Такому ребёнку будет сложнее адаптироваться — из-за виноватого поведения он рискует стать изгоем.

Открыто скажите ребёнку, если злитесь на него. Объясните почему. Подробно расскажите, что он сделал не так и что вам не нравится. Ребёнок должен понять: вы кричите не потому, что он плохой и вы не любите его, а из-за того, что он поступил неправильно.

Один из принципов здорового воспитания заключается в том, что наказывать нужно не ребёнка, а его поведение. Например: «Я тебя люблю, но поведение твоё никуда не годится!»

Признайте, что ваш ребёнок не идеален, как и вы

Осознайте, что вы не тот идеальный родитель, который улыбается вам со стоковых фотографий.

Вы можете быть уставшим и раздражённым, не всегда контролируете свои реакции, имеете право на ошибку. Единичные случаи крика не сделают из вашего ребёнка инвалида и не заставят его посещать психотерапевта до конца своих дней.

Вы можете ошибаться, но постараетесь этого не делать. А если снова накричали на ребёнка, извлеките из этого урок. Проведите анализ, почему так получилось, попросите у малыша прощения и забудьте. Чувство вины – плохой помощник в воспитании.

Но при этом признайте право быть неидеальным и за своим ребёнком. Он не обязан быть внимательным и послушным, опрятным, вежливым и щедрым. Воспитание и личный пример родителей обязательно принесут плоды, но для этого нужно время. Не ждите от трёхлетнего ребёнка эмпатии и щедрости, логики и долгосрочного планирования – он просто физически на это не способен.

Займитесь планированием

Отметьте моменты, когда вы чаще всего кричите на ребёнка. Например, это могут быть утренние сборы в садик, когда он убегает от вас и не хочет одеваться. Или вечер после работы, когда от уставшего взрослого требуют игр и развлечений.

Посмотрите, что можно с этим сделать. Например, вечером вы можете выкроить час для себя: отдохнуть после работы и набраться сил перед тем, как играть с ребёнком. Или разделите это с другим родителем: два часа играешь ты, два часа — я.

Если вас раздражает, что он убегает и не хочет одеваться, вы можете спокойно, без криков собраться и сделать вид, будто уходите без него. Объясните, что у вас нет времени и вы не намерены терпеть его баловство. Скорее всего, ребёнок с воплем побежит за вами, уговаривая взять его с собой, и очень быстро оденется.

Составьте список своих опасных моментов и напротив каждого пункта набросайте план, как справиться без криков. Даже если ваши способы не сработают, всегда найдутся другие. Нужно только проявить немного терпения и найти подход к своему ребёнку.

План действий

  • Пополнение ресурсов: отдых, питание, сон, время на себя.
  • Выражение своих эмоций, отказ от накопления негатива внутри себя.
  • Осознание до крика или в момент крика.
  • Меры по успокоению. Отстранение от ситуации, чай, душ или умывание, дыхание, аффирмации.
  • Анализ ситуации. Что вызвало крик, виноват ли ребёнок, что вы чувствуете.
  • Объяснения. Разговоры с ребёнком о том, что он сделал не так, какие чувства вы испытываете по отношению к нему и почему так делать нельзя. Ответы на все его вопросы относительно этой ситуации.

3. Планирование. Обдумывание своего поведения в ситуациях, вызывающих крик.

Почему мы кричим на детей: 7 причин

Чтобы не повышать голос на ребенка, надо позаботиться о себе. Как?

Суфия Галимзянова главный редактор проекта @pro_roditelstvo

Многие родители хотели бы перестать кричать на детей, даже статьи умные читают, вроде бы все понимают — но часто не могут сдержаться. Оказывается, в ситуациях, когда мамы (чаще все-таки они) срываются на крик, им самим отчаянно нужна помощь, они не справляются и кричат буквально о своих неудовлетворенных потребностях. О каких?

Он не слышит, пока вы не повысите голос

Некоторые люди, разговаривая с иностранцами, начинают говорить громче и махать руками, чтобы их услышали. Это крайне редко влияет на понимание. Возможно, малыш и правда не слышит каких-то ваших просьб. Вы повторяете раз, два, пять, а он слышит, только если вы начинаете кричать.

И тогда вам стоит знать, как работает детская концентрация. А если честно, то и концентрация любого человека. Нормально делать какое-то дело, думать какую-то мысль или переживать какое-то чувство и не делать больше ничего. Даже если это ковыряние в носу, поедание персика, сосание соски. Даже если это мысль о том, что будет, если засунуть язык в горлышко бутылки. Вам кажется, что ребенок не занят ничем, когда на самом деле он тотально сконцентрирован на чем-то, что не имеет для вас значения.

Возможно, вы привыкли и сами делать пятнадцать дел одновременно. Про вас ли подобные вещи?

  • Вы засыпаете, размышляя, что надо сделать завтра.
  • Вы занимаетесь сексом, думая, что надо купить новые прикроватные тумбочки.
  • Вы слушаете человека, но думаете лишь о том, что ответите ему, когда он замолчит.
  • Вы сидите в телефоне, гуляя с ребенком, готовя еду, во время кормления.

И это все неплохо. Мы должны многое успевать, и тогда что-то приходится совмещать и впихивать в ограниченное время. Но вот вопрос: есть ли в наших буднях время, когда мы концентрируемся на чем-то полноценно? Есть ли время, когда мы просто остаемся в себе и в чувствах? А не в планировании или действии? Потому что пока мы не даем себе возможности быть медленными, мы не способны принять это в ребенке.

Так что в следующий раз, когда вы будете говорить что-то малышу, а он не будет вас слышать, попробуйте заметить это чудо детской концентрации. Попробуйте отважиться на восторг перед той включенностью и жизнерадостностью, которые в нем есть. И вы сможете увидеть, что ему очень важно закончить какое-то дело, прежде чем вы попросите его о чем-то другом.

Он мешает нам заботиться о себе

Крик — это агрессия. Мы можем быть агрессивны, чтобы восстановить свои границы. Если нам кажется, что нас становится мало, наши ресурсы на пределе, наша психика сигнализирует об опасности. И мы начинаем защищаться, отвоевывать свои пределы.

Но тогда, если мы кричим на ребенка, мы кричим не по адресу. Он не способен о нас позаботиться. Способны, прежде всего, мы сами.

Спросите себя сейчас. Правда ли я не могу спать больше? Правда ли нет никакой возможности лучше питаться, кушать больше зелени и меньше макарон с мясом? Пью ли я достаточно воды? Гуляю ли я часто? Проветриваю ли квартиру? Делаю ли я себе хотя бы самомассаж? Трогаю ли я себя вообще? Или я в телесном голоде и меня трогают только другие?

Важно понимать, что ребенок и правда мешает вам заботиться о себе. Довольно часто он врывается в ваши планы. И злиться на него в этот момент нормально. Не нужно считать себя плохой матерью за это.

Но вот то, как выражать эту злость, — ваша ответственность. И ответ на вопрос “Только ли ребенок мешает вам заботиться о себе?”, может тоже помочь посмотреть на проблему с другой стороны.

Ребенок — наше зеркало

Дети могут показывать нам много того, что мы не принимаем в себе. Они громкие и живые, непосредственные, нестыдливые, они нежные и любят свое тело.

Они умеют просить. Они умеют просить многое. Они умеют требовать. Они умеют говорить “нет”. Они могут орать, проявляя себя без стеснения.

Они глупят. Они наивны. Они иногда неуклюжи. Они слабые и хрупкие. Они уязвимые и открытые. Они умеют любить и умеют привязываться. Они умеют доверять. Они хотят чувствовать физический контакт с мамой. Они считают свою маму хорошей, что бы она ни делала.

И все это мы можем не принимать в себе. И когда мы смотрим на ребенка, мы смотрим на то, что есть в нас, но мы это спрятали. Мы бы очень хотели отвернуться и не видеть, но страх вынести это сложнее, чем злость. И тогда мы кричим: “Перестань быть таким!”.

Он не дает маме быть отличницей

Например, до тридцати лет я была отличницей, получила красный диплом, меня хвалило начальство, я висела на доске почета, а теперь я мама и никаких норм, ГОСТов и оценок нет.

И сын или дочь об этом мне круглосуточно свидетельствует. “Смотри, ты родила не сама, а через кесарево. Смотри, ты не смогла кормить грудью или тебе это не нравится. Смотри, я болею, а ты не можешь меня вылечить прямо в эту минуту. Смотри, я у тебя не сплю, а у твоей подруги ребенок спит”.

Если женщине важна оценка окружающих, материнство может стать для нее невыносимо тяжелой работой, потому что делать надо и правда очень много, но этого часто никто не видит. Никто не выдает медалек. И тогда ребенок злит такую маму.

Мы злимся на других, а кричим на ребенка

Мы можем сливать то, что предназначалось не ему. То, что предназначалось мужу, родственникам, людям в интернете, врачам в поликлинике. Там нахамили, обидели. Но мы по какой-то причине не смогли ответить. Мы испугались, растерялись, не нашли слов, привыкли не отвечать.

А заряд никуда не делся, и поэтому он размещается зачастую в единственных безопасных отношениях — в отношениях с ребенком. Если это происходит регулярно, и мама вымещает свою агрессию на ребенке, то ребенок становится маме родителем, то есть роли меняются. Но для этого ему приходится в чем-то ломаться.

Такой ребенок со временем может стать удобным, услужливым, очень по-взрослому рассуждающим. Он может много врать, это станет его способом выдерживать реальность и неадекватность мамы. Он может болеть, и зачастую это какие-то системные заболевания, связанные с иммунитетом, с гормонами, с кожей.

Чтобы к этому не прийти, нам нужно развивать две вещи. Во-первых, осознанность, чтобы уметь замечать, на кого мы реально злимся. А во-вторых, зубастость.

Если вы бесконфликтная, если вы никогда не кричите на других людей, если вы молчите и не отвечаете своей маме, если вы всегда слушаетесь свекровь, даже если не согласны, если ваш муж вас оскорбляет, а вы молчите и не реагируете, то вам нужно научиться отвечать. Вам нужно почувствовать, что вы можете ответить.

Потому что вы взрослая. Потому что вы имеете право отстаивать свою точку зрения. Потому что с вами нельзя так обращаться, даже если вы не правы. И для этого вам нужно заметить, что вы большая. Что вы взрослая. Вы больше не ребенок, на которого можно скидывать все, что угодно. И со своим ребенком вы так делать тоже не будете.

Ребенок будто вытягивает из мамы крик нарочно

Очень часто наши дети начинают хулиганить, вести себя неудобно для нас, когда им не хватает внимания. И во многих семьях “отлажена” такая модель. Веду себя хорошо — мама делает свои дела и не обращает внимания. Соответственно, чтобы внимание привлечь, надо делать что-то заметное, выбивающее ее из эмоционального отсутствия. Только вот реагирует она странным образом — кричит. Но для ребенка это, на удивление, ощущается безопаснее и приятнее, чем игнорирование. Это такая перевернутая форма близости, если говорить упрощенно.

Читайте также:  Формирование характера ребенка начинается с пеленок

Если это про вас, то посмотрите, как много качественного времени вы даете малышу. Возможно, вы сидите с ним целый день, кормите, гуляете, но не вовлечены при этом, не находитесь в контакте. И вам кажется, что вы никуда не уходили, а для него вас не было большую часть дня.

Нам кажется, что криком можно устанавливать правила

Часто люди, особенно старшего поколения, говорят так: “Если вы не будете его ругать, он у вас вырастет невоспитанным”. Или: “Мальчику необходима дисциплина!” Или еще хуже: “Даже в Библии написано, что, если любишь, надо наказывать”.

Давайте говорить прямо. Ребенку и правда нужны границы, дисциплина и воспитание. Правда, что наказания порой необходимы. Но крик — это не наказание. Крик — это не воспитание. Крик — это невозможность родителя сдержать свои эмоции.

Такое поведение не дает опоры ребенку, в такой форме он не способен уловить правильные причинно-следственные связи. Например, если малыш не убирает игрушки, ему не разрешается достать другие — это понятно, это опора, это ему в плюс, хоть он и может быть недоволен. А если мама кричит из-за беспорядка, то ребенок учится не создавать чистоту, а заботиться о своей безопасности через то, чтобы маме нравиться.

Какие из этих пунктов вам откликнулись? И давайте пойдем дальше — только на определении потребностей останавливаться нельзя. Просто понимать, что я хочу есть, недостаточно. Даже понимать, что именно я хочу съесть, тоже недостаточно для того, чтобы перестать быть голодным. Нужно встать, дойти до еды и начать ее есть. Поэтому ваша задача — расписать, как вы теперь будете удовлетворять те потребности, которые вы сегодня обнаружили.

Из практики психолога: почему мы кричим на детей?

Автор: Анна Скавитина, создатель группы “Вопросы родителей детскому психологу”

Джин Бриггс, аспирантка Гарварда в возрасте 34 лет решила отправиться в путешествие за Полярный круг и настолько была потрясена увиденным, что прожила в тундре 17 месяцев. Там не было дорог, магазинов, системы отопления, а зимняя температура воздуха часто была ниже -40 градусов.

Бриггс убедила семью инуитов «удочерить» ее и «попытаться сохранить ей жизнь», как написала антрополог в 1970 году.
Джин была потрясена много чем, но главное, тем, как инуиты умеют обходиться со своим гневом. «Они никогда не показывали даже раздражения мной, не только гнева, хотя я давала много поводов для злости,» – писала она.

Бриггс заметила, что даже простое проявление разочарования или раздражения считалось, похоже, у инуитов проявлением слабости и слишком детским.
Например, однажды кто-то опрокинул кипящий чайник прямо в иглу, повредив ледяной пол. Никто даже не изменил выражение лица. «Жаль», – спокойно сказали опрокинувшему и пошли наливать новый чайник.

В другом случае леска, на плетение которой ушло несколько дней, сломалась при первом же использовании. Никто не вздрогнул от гнева. «Скрепляйте опять вместе», – тихо сказал кто-то. «Я часто была импульсивна и это было очень уж антиобщественно. Я бы дулась, если бы кто-то сломал то, что я сделала, но они никогда не делали так!»- пишет Джин в своей книге «Никогда не в гневе» (Never in Anger) Но это не значит, что они не гневаются, но они его умеют контролировать.

У Джин постоянно был вопрос: как родители-инуиты прививают эту способность своим детям? Как инуиты берут малышей, которые склонны к истерике, и превращают их во взрослых с невероятным хладнокровием? Ведь они точно их как-то воспитывают!

Как-то она гуляла по каменистому пляжу в Арктике и увидела молодую маму, играющую со своим малышом примерно двух лет. Мама взяла гальку и сказала: «Ударь меня! Продолжай. Ударь меня сильнее», – вспомнила Бриггс.
Мальчик бросил камень в свою мать, и она громко воскликнула: «Ууууу. Это очень больно!»

Бриггс была совершенно сбита с толку. Мама, казалось, учила ребенка совсем не тому, что хотят все родители. И ее действия, казалось, противоречили всему, что Бриггс знала о культуре инуитов. Она видела, что инуиты вообще никогда не ругают детей, не кричат на них и не наказывают. У них нет тайм-аутов («отойди, детка, посиди на стульчике»), они не понимают, как так можно обходиться с детьми и, главное, зачем. Они считают, что тайм-ауты учат детей сбегать из ситуации, а не преодолевать ее.
Оказывается, мама использовала традиционный метод воспитания, чтобы научить своего ребенка, как контролировать гнев.

В современной инуитской общине и в Арктическом колледже есть занятия по воспитанию детей, где инструкторы по воспитанию рассказывают, как их предки воспитывали маленьких детей сотни, может быть, даже тысячи лет назад. Везде одно золотое правило: не кричи на маленьких детей.

Традиционное воспитание инуитов невероятно заботливо и нежно. У них даже есть специальный поцелуй для младенцев, когда вы прижимаете нос к щеке малыша и нюхаете кожу.
Традиционная культура говорит, что ругать или даже говорить с детьми сердитым голосом неуместно никогда. «Когда они маленькие, ваш повышенный голос не помогает их воспитывать. Это просто заставляет ваш собственный пульс биться чаще».

Даже если ребенок бьет тебя или кусает, нет никакого повышения голоса?

«Нет», – отвечают консультанты, посмеиваясь над нелепостью вопроса. «С маленькими детьми вы часто думаете, что они нажимают на ваши кнопки, но это не то, что происходит. Они чем-то расстроены, и вы должны выяснить, что это такое». Клинический психолог и писатель Лора Маркхэм говорит: «Когда мы кричим на ребенка или угрожаем чем-то вроде: «Эй, я начинаю злиться», мы учим ребенка кричать», – говорит Маркхэм. «Мы учим их кричать, когда они расстраиваются, и тогда они дальше криками решают проблемы».
Напротив, родители, которые хорошо контролируют свой собственный гнев, помогают своим детям учиться делать то же самое. Дети учатся эмоциональной регуляции у нас.
Может быть, политика инуитов не кричать на детей и есть главный секрет воспитания хладнокровных детей? «Абсолютно», – говорит Лора.

А как же родители инуиты дисциплинируют детей? В течение тысячелетий инуиты полагались на древний инструмент: «Мы используем рассказывание историй и сказок для дисциплины.» Сказки и истории инуиты рассказывают заранее, предвосхищая нарушения общественного порядка или создание опасных ситуаций.

«Если ребенок подойдёт слишком близко к воде, монстр положит его в сумку, утащит в океан, где он будет жить в другой семье».
«нам не нужно кричать на ребенка, потому что он уже получил сообщение», – рассказывают консультанты. В общем, истории типа наших бабаек, которые утащат за бочок. Или ещё можно сказать, что это преадаптация, как ее понимает А.Г. Асмолов. Инуиты считают, что пока ребёнок живет в мифологическом мире и сознании, эти истории вполне объясняют то, что происходит. Да, дети опасаются чудовищ из сказок, но когда подрастают, то в них уже не верят и не боятся, но ведут себя так, как принято и хорошо контролируют свой гнев.

Психолог Дина Вайсберг из Университета Вилланова, который изучает, как маленькие дети интерпретируют тексты, пишет: «Мы учимся лучше всего через вещи, которые нам интересны. И истории могут содержать в себе много вещей, которые гораздо интереснее и лучше запоминаются, чем научные факты».
Вайсберг говорит, что истории с примесью опасности тянут детей, как магниты. Вероятно потому, что такие истории отражают детское восприятие мира. И сказки и истории превращают малоприятную деятельность, подобную дисциплине, в игровое общение, которое приводит не к страху, а к веселью. Ведь истории инуиты рассказывают игриво.
«Не пренебрегайте игривостью рассказывания историй», – говорит Вайсберг. «В историях дети видят, что происходит то, чего не происходит в реальной жизни. Дети думают, что это весело. Взрослые тоже думают, что это весело».

«Почему ты не бьешь меня?» Вернёмся к маме, которая предлагала ребёнку бить себя. «Идея состоит в том, чтобы дать ребенку опыт, который приведет его к развитию рационального мышления», – пишет Бриггс. Короче говоря, родитель разыгрывает то, что случилось, когда ребенок плохо себя вел, и включает реальные последствия такого поведения. Это такой театр, психодрама, можно сказать. У родителя всегда игривый, веселый тон. И обычно «воспитывающий спектакль» начинается с вопроса, соблазняющего ребенка плохо себя вести.
Например, если ребенок бьет других, мама может начать драму, спросив: «Почему же ты не бьешь меня?»
Тогда ребенок думает: «Что мне делать?» Если ребенок ловится на приманку и реально бьет маму, она не ругается и не кричит, а вместо этого разыгрывает последствия. “Ой, это очень и очень больно!” – восклицает она и продолжает, задавая дополнительные вопросы, например: “Я тебе не нравлюсь?” или “Ты точно ребенок» (только маленькие так делают). Она сталкивается его с мыслью, что удар наносит вред чувствам людей, а взрослые люди не бьют. Но, опять же, все вопросы задаются в игровом тоне.
Родитель время от времени повторяет драму, пока ребенок не перестанет бить маму во время драмы, и плохое поведение не закончится. Инуиты считают, что эти драмы учат детей не поддаваться легко на провокации. «Они учат быть сильными эмоционально, – говорит она, – не воспринимать все так серьезно, даже если вас дразнят».

Другими словами, драмы предлагают детям возможность попрактиковаться в контроле над своим гневом, но не в момент, когда человек в настоящем гневе.

Эта практика важна для детей, которые учатся контролировать свой гнев. Потому что, если кто-то уже злится, ему не легко справиться с этим справиться без достаточного опыта, даже взрослому.

Многое изменилось в Арктике с тех пор, как канадское правительство вынудило семьи инуитов поселиться в городах. Но сообщество пытается сохранить традиционные методы воспитания. Лора Маркхем рекомендует подход, близкий к тому, который используют родители инуитов. Когда ребенок ведет себя плохо, она предлагает подождать, пока все не успокоятся. Затем, в спокойное время, обсудить, что случилось с ребенком. Вы можете рассказать историю о том, что произошло, или использовать две мягкие игрушки в виде животных, чтобы разыграть это.
«Эти подходы развивают самоконтроль», – говорит Маркхэм.

После того, как ребёнок успокоился или вы успокоили его, делайте две вещи:

Во-первых, вовлекайте ребенка в обсуждение спектакля, задавая много вопросов. Например, если у ребенка есть проблема с тем, что он бьет других, вы можете остановиться посреди кукольного спектакля и спросить: «Смотри, он хочет ударить прямо сейчас. Должен ли он?»
Во-вторых, не забудьте играть. Многие родители игнорируют игру как инструмент для . дисциплины. Но ролевые игры предлагают множество возможностей для обучения детей правильному поведению.

«Игра – это работа ребёнка», – говорит Маркхэм. «Вот как они узнают о мире и о своем опыте».
Кажется, что инуиты знали это сотни, а то и тысячи лет, но мы тоже будем это знать. В нашем обществе многим родителям играть трудно, но существуют специальные люди: игротерапевты, песочные терапевты, психодраматисты, которые занимаются с детьми похожими вещами в современном формате, а также группы для родителей, где самих родителей учат играть и контролировать свой гнев.

Почему мы кричим на наших детей? 7 причин

Очень часто замечаю, что мамы порой ведут себя очень агрессивно со своими детьми – кричат, швыряют, угрожают, давят на них…

Почему мы кричим на детей?! Почему, даже раскаявшись, родители снова и снова входят в это состояние безумия (по-другому его не назовешь), а некоторые привыкают к такому общению и даже считают его нормальным?!

1. Потому что ребенок слабее

Мы выливаем всю эмоциональную грязь на своего ребенка, порой даже не задумываясь. Все ссоры с мужем, неприятности на работе, финансовые трудности, неосуществленные желания, депрессии и многое другое. Все это – повод отыграться на ребенке. Выкричать свое недовольство жизнью, выругаться всеми словами, которые крутились в уме в адрес начальника, когда он отчитывал нас, свалить вину за свои проблемы… Ребенок становится каким-то громоотводом, боксерской грушей… И все потому что он слабее, потому что он не ответит тем же, потому что он промолчит. Проглотит всю эту грязь, которую на него выплеснули. Молча проглотит. А если всплакнет или обидится, не беда. Главное, что нам стало легче. Мы думаем только о себе… и, значит, даем отличный пример эгоизма.

Читайте также:  Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей

2. Потому что мы слишком много требуем от ребенка

У нас были свои представления о том, какой должен быть именной наш ребенок, даже до того, как возникло желание иметь детей. И мы вгоняем его в эти рамки всю его жизнь…

С рождения. С первых дней его маленькой жизни. Он должен быть. Должен соответствовать! Английский с рождения, чтение с трех лет… Ах да, после трех уже поздно! Нужно успеть в два года сделать из него вундеркинда, потому что мой ребенок или вундеркинд, или индиго, или еще каким-то сложным и непонятным словом должен называться.
Мы перестаем присматриваться к нему, перестаем прислушиваться, подавляем его природу, его желания и стремления. Желаем за него. Живем за него. Дрессируем. Давим. Сравниваем постоянно его с другими детьми. В итоге теряем отношения… и, значит, теряем ребенка.

3. Потому что так быстрее чего-то добиться

Ребенок никуда не торопится, а мы постоянно спешим. Для нас важно все успеть, все сделать, все получить. И мы привыкаем пользоваться только самым быстрым, а значит, самым эффективным в нашей жизни. Это – фастфуд и полуфабрикаты вместо семейного ужина, приготовленного на собственной кухне своими руками, метро или автомобиль вместо прогулки пешком, джинсы вместо платья, лифт вместо лестницы, виртуальная открытка вместо бумажной, подписанной от руки своими словами, крик и приказ вместо объяснения и разговора… Но и результат приходит только внешний, пустой внутри, иллюзорный, временный. Мы забываем наполнять все, что мы делаем, глубоким смыслом. Не смотрим в будущее. Не вкладываем… и, значит, ничего не получим, кроме разочарования и пустоты.

4. Потому что мы не умеем объяснять

Иногда кажется – почему он не может этого понять, ведь я же объясняю в сотый раз. Я бьюсь, а он не может понять или запомнить простых вещей. Почему он не может научиться читать?! Почему не может решить эту простую задачку?! Никак не запомнит элементарное правило и постоянно делает ошибки!
А ведь нет плохих учеников! Есть учителя, которые не могут объяснить, которые не хотят искать способы поведения, которые не хотят думать, которые зациклены на чем-то одном и не ищут других путей. Но если мы не умеем объяснять простых вещей… значит, не сможем объяснить самых важных.

5. Потому что мы устраиваем показательное выступление «Я хорошая мать»

Иногда для нас проявить напускную строгость прилюдно – это возможность показать, что я занимаюсь ребенком, я воспитываю своих детей. «Я строгая мать, значит я хорошая мать.» И мы кричим, ограничиваем, запрещаем… Все это как в театре. Есть зрители и актеры. Есть пьеса. И мы играем, входим в роль. Выкладываемся, как можем. Цель одна – показать! И мы лицемерим… и, значит, не станем настоящими никогда.

6. Потому что мы не можем победить свой страх

Мы боимся… Боимся всего. В нашей голове прокручивается фильм ужасов уже который раз. С горки может упасть, разобьет голову, поедем в больницу, будут зашивать, может потерять много крови, дальше реанимация… И мы уже слышим сирену скорой помощи и видим людей в белых халатах с окровавленными руками… Нет, лучше прикрикнуть на «Ну, мам, пожалуйста!» Так безопаснее и гораздо спокойнее. Ведь мы за него постоянно боимся… и, значит, не даем жить.

7. Потому, что не задумываемся о последствиях

Мы кричим на детей, потому что не задумываемся о последствиях, о том, что мы получим в итоге. Нет, не сию секунду, а потом, когда наш ребенок перестанет быть ребенком. Мы не видим в нем личность. Мы не хотим его понимать. Даже хотя бы попытаться не хотим…
И это не значит, что мы не любим своих детей. Нет-нет, мы любим! Только очень мало задумываемся о том, как именно мы любим. Любим, как получается, как приходится.

Одна моя знакомая говорила, что ей не очень хочется звонить своей маме, и она это делает только из чувства долга, потому что мама постоянно чем-то недовольна и всегда ругается по любому поводу.

Может быть, и нас это ждет в будущем?! Может быть, подросший ребенок начнет кричать уже на нас?! Может быть, он перестанет нас слушать вовсе?! Может быть, ему захочется убежать от нас?!
А что останется у нас?! Только лишь разочарование и боль.
И больше ничего.

Пока не поздно давайте воспитывать себя, а не ребенка, менять и шлифовать себя, а не его, прикладывать усилия к себе. Потому что все мы прекрасно знаем – «что посеешь, то и пожнешь».

И если мы станем сеять агрессию, то и получим в итоге это же, но по отношению к нам самим. А ведь мы не этого хотели с самого начала.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Почему мы кричим на детей: 5 причин.

На самом деле дело вообще не в детях!

Дети капризничают, врут, плохо учатся, не убираются в комнате, дерзят, лентяйничают и знают еще тысячу способов вывести родителей из себя. Но действительно ли причина родительского крика — это детская лень, отметки и неаккуратность? Колумнист и мама двоих сыновей Елена Башкова пробует разобраться.

Непринятие и завышенные требования

О том, что детей нужно принимать и любить такими, какие они есть, не написал только ленивый. Но что делать, если ребенок действительно имеет право не соответствовать представлениям родителей о прекрасном? Это не про то, чтобы его вообще не воспитывать, и точно не про попустительство. Это про то, чтобы понимать причину своего раздражения. Некоторым родителям очень трудно принять тот факт, что сын или дочь не хотят быть отличниками, заниматься дзюдо, балетом и макраме, и что гайдаровский Тимур — не их герой. Причем бывает по-разному. Кого-то раздражает непохожесть ребенка на родителей, кого-то — собственные недостатки, отражающиеся в нем, как в зеркале. Из серии «не получилось искоренить их в себе, истреблю в ребенке». Любить без условий действительно иногда трудно, но только это, на самом деле, от нас и требуется.

Хорошая новость в том, что в этом случае есть шанс на приятные сюрпризы. Иначе — он ничтожно мал.

Усталость

Сама по себе усталость совсем не обязательно приводит к нервным срывам, но достаточно добавить щепотку «яжематери», и вот взрывоопасная смесь готова. А ведь объять необъятное не удается даже сверхлюдям. Отдых нужен всем. Кому-то в большей степени, кому-то — в меньшей. Отсюда вывод — расставляем приоритеты и делаем то, что считаем нужным. Если ребенок в этот график не вписывается, печально, конечно, но лучше пусть проводит время с бабушкой или няней, чем с издерганной, постоянно кричащей матерью. И лучше хорошие ясли, чем дом, где истерики и крики.

Хорошая новость в том, что от усталости есть прекрасное средство. И даже не одно. Можно, например, пересмотреть приоритеты и чуть меньше уставать (если не за счет работы, то за счет домашних дел — забейте вы уже на эту уборку). Или чуть больше отдыхать. Если это возможно, вместе с ребенком. Если нет, нужно помнить, что количество не переходит в качество. Лучше провести с ребенком один день в неделю хорошо, чем семь, но на нервах.

Чувство вины

Накрывает обычно тех, кто последовал предыдущей рекомендации. Кто «пашет, как Папа Карло», успевая только поцеловать детей перед сном. Но человек так устроен, что долго посыпать голову пеплом не может. Чтобы избавиться от разъедающего душу чувства, он начинает искать, на кого бы переложить ответственность. И быстро находит крайнего. А кто у нас с краю? Правильно — самый слабый и беззащитный. Тот, кто мог бы быть более чутким и понимающим. Кто мог бы задуматься, откуда его плюшки берутся. Кто мог бы понять, как сильно родители устают, работая на его благо. Кто мог бы отвечать за свою жизнь сам. Ведь что ему стоит прекрасно учиться, выполнять все обязанности по дому, встречать маму и папу в дверях с караваем на рушнике? Так нет же! Растет оболтус оболтусом. Ну и что, что сорной травой, вот другие… Ох, уж эти другие, которые всегда находятся. Обязательно где-то в окружении есть мальчик или девочка, соответствующие идеалу. Обиды и раздражения копятся, чтобы потом выплеснуться волной гнева и бранными словами.

Самое страшное, что за подобными срывами у нормальных родителей обычно следует раскаяние и опять же острое чувство вины. Но мы ведь помним — это ненадолго, поэтому уже скоро мы снова обвиняем во всем ребенка. Не будь он таким, и я бы не кричала. Будь он идеальным, чего бы мне на него орать? И по кругу — трещина в отношениях увеличивается, ребенок становится все невыносимее, крики все чаще. Через несколько лет уже не разобрать, где причина, где следствие — то ли ребенок неуправляем из-за того, что родители неадекватны, то ли родители неадекватны потому, что у них трудный ребенок.

А ведь выход есть. Нужно жить в отсеке сегодняшнего времени. Что было, то было. Срывы бывают, если не у всех, то у многих, и это не обязательно имеет далеко идущие последствия.

Собственные психотравмы

Если на родителей кричали их мамы и папы, велик соблазн повторить это с собственными детьми. Однако мы же не в армии, где «салага» терпит, чтобы через год превратиться в «деда». Воспользоваться детским опытом можно по-разному, но лучше для того, чтобы порвать родовую цепочку и стать первым адекватным родителем в семье. Просто не будет — периодически старые привычки будут брать верх, но взрослый человек (за исключением клинических случаев) способен управлять своими эмоциями. Информация проверенная и стопроцентно верная, поэтому нельзя допускать никаких отговорок в стиле «я такой, и изменить ничего нельзя». Изменить можно.

Нарушение гормонального фона и депрессия

Даже удивительно, как на нас влияет физиология. Особенно на женщин. Мало кому из них не знаком ПМС. В эти дни даже самая спокойная миссис Джекил легко превращается в злобную миссис Хайд. Если уж гормоны во время ПМС так на нас влияют, что говорить о депрессии — именно она может стать причиной частых срывов. Не имея опыта и знаний об этом заболевании, человек может долго с ним жить, даже не догадываясь об истинных причинах своей «невыносимости». Одним из основных симптомов тут является отсутствие в жизни красок. Мир становится черно-белым, и то, что другими людьми воспринимается как банальная неурядица, для человека, страдающего депрессией, становится катастрофой. В таких случаях и ребенок какой-то не такой, и с родными, очевидно, не повезло и вообще все плохо-плохо-плохо. Срывы в таких состояниях более чем вероятны, но даже не они самое страшное. Страшнее то, что поведение перестает быть контролируемым и управляемым, и просветов почти нет.

Хорошая новость в том, что это почти всегда лечится. Иногда проходит само, но лучше не терять драгоценные годы жизни и обратиться к хорошему специалисту. Если он посчитает нужным, придется попринимать препараты, но результат того стоит.

Итоги

Плохие новости для родителей заключаются в том, что кричать на детей нельзя и за собственные срывы отвечают те, кто их допускает, а не «провокаторы».

Хорошие — в том, что изменить ситуацию к лучшему никогда не поздно. Нет смысла «жевать и мусолить» то, что уже случилось. Пора действовать. Не получается справиться самим, психологи и психотерапевты вам в помощь. Но начать нужно с себя. Возможно, если ситуация зашла уже далеко, потребуются сеансы семейной психотерапии и с участием «жертвы».

И очень важно выяснить истинную причину собственных срывов и бороться с ней, а не со следствием. Зароки и обещание «больше так не делать» не работают. Многократно проверено. И главное! Нельзя перекладывать ответственность на ребенка. Соблазн велик, но побороть его стоит. Хотя бы ради будущих внуков.

Ссылка на основную публикацию