Формирование характера ребенка начинается с пеленок

Воспитание ребенка с пеленок

О воспитании ребенка родители зачастую начинают задумываться тогда, когда у него уже появились вредные привычки. Самое интересное, что вроде бы все знают, что воспитание ребенка должно начинаться с пеленок, но не придают этому значения.

Организуйте правильный распорядок дня для ребенка, наладьте питание, уход, установите с ребенком полноценное общение. Обычно дети до трех лет не умеют играть вместе. До этого возраста самым главным лицом для ребенка является его мать. И в ваших силах не дать развится вредным привычкам.

Если у вашего ребенка нет задержек в развитии речи, то знайте, что ребенок трех лет уже вполне способен усвоить второй язык. Причем, изучение еще одного языка можно проводить в игровой форме. Например, просматривая мультфильмы на английском языке или любом другом.

Воспитание малышей. Вопросы и ответы.

Когда нужно начинать воспитывать малыша?

Воспитание, обучение, активное развитие ребенка во всех отношениях должно быть начато с первых дней жизни, с рождения. Помните: ребенка, не слышащего в раннем возрасте человеческой речи, научить говорить впоследствии практически невозможно.

Что считается главным в воспитании ребенка?

Самым главным в воспитании ребенка раннего возраста является четкое выполнение правильного, физиологически обоснованного распорядка дня, своевременное удовлетворение в полной мере его физиологических потребностей.Формирование с пеленок правила, а затем и потребности жить по четкому распорядку имеет самостоятельное воспитательное значение.

Что нужно делать,чтобы ребенок всегда был спокоен?

Всегда ребенок не может быть спокоен.Но чтобы он был максимальное количество времени доволен, хорошо придерживаться режима, в процессе воспитания ребенка надо стремится формировать у него устойчивое положительное эмоциональное состояние.

Может ли болезненность ребенка сказаться на его воспитании?

Нервно-психическое развитие ребенка неразрывно связано с состоянием его здоровья и уровнем физического развития.Подвижный, физически развитый рабенок легче приспосабливается к предполагаемому распорядку жизни,быстрее приобретает полезные навыки и привычки, он более воспитуем, нежели ослабленный, болезненный сверстник.

Нужно ли укачивать ребенка перед укладыванием?

Нет,желательно, чтобы ребенок засыпал сам.Недопустимо,чтобы детей перед сном укачивали, носили на руках, дополнительно – вне режима – прикладывали к груди.Здоровый, сытый, ухоженный ребенок при соблюдении указанных условий обычно легко усваивает привычку засыпать в определенное время без каких-либо ухищрений.

Нужно ли на какое-то время оставлять ребенка одного?

Да, здоровый ребенок должен некоторую часть периода бодрствования оставаться один.Это приучает его самостоятельно познавать окружающие предметы,проявлять интерес к игрушкам,предметам и смене обстановки.Нельзя мешать ребенку в этом процессе. Иначе он не выработает способности сосредоточиваться и быть независимым.

Как предотвратить у ребенка появление дурных привычек?

Чтобы у ребенка не возникали плохие навыки, к ним надо – чего же проще?- не приучать детей. Если мать не навяжет младенцу соску-пустышку, не будет убаюкивать или раскачивать перед сном, то откуда взяться таким привычкам?

Что делать,чтобы ребенок научился понимать слова?

Для того,чтобы в сознание ребенка “врезалось” данное слово или действие, нужно стараться четко его называть в то время, когда малыш смотрит на этот предмет или конкретное движение, выполняемое кем-то из родных.

Агрессивное поведение.

В агрессивности ребенка чаще всего повинны родители, допустившие ошибки в его воспитании: когда он был еще маленьким, сидя на руках у матери, он хлопал его по лицу или стаскивал с нее очки, все вокруг смеялись; ему позволяли рвать книги, бросать разные вещи.
Агрессивное поведение иногда возникает,наоборот, как протест против слишком больших ограничений. Оно может свидетельствовать о повышенной нервной возбудимости ребенка.

Карманные деньги

Общее мнение склоняется к тому,что ребенок школьного возраста может иметь карманные деньги. Конечно, родители должны быть в курсе всех его расходов. И совсем неплохо знакомить школьника с бюджетом семьи, прививать ему умение экономить деньги,разумно их расходовать.

Аквариум в комнате.

Можно ли держать в комнате, где спит ребенок, аквариум? Возражать приходится только в том случае, если ребенок склонен к аллергическим реакциям – сухой корм для рыбок – сильный аллерген.

“Комплекс Золушки”.

Этим термином врачи иногда обозначают особенности личности ребенка – робость,неуверенность, убеждение в том, что родители его не любят, что им он не нужен. Формирование таких качеств обычно связано со слишком жестоким стилем воспитания. Иногда этот комплекс возникает у ребенка после появления в семье младшего брата или сестры, особенно если родители, поглощенные заботами о малыше, начинают уделять старшему меньше внимания.

Тон разговора с ребенком и формирование характера.

Тон разговора с ребенком очень влияет на формирование у ребенка характера. Существует правило, по которому ласкать ребенка нужно тогда, когда он хороший, а не тогда, когда он плачет. Дети рано улавливают как похвалу, так и строгую укоряющую интонацию. Таким образом, тон разговора с ребенком – тоже воспитательный фактор.

Если ребенок боится темноты.

Страх темноты свойственен многим детям. Если ребенок не хочет оставаться один в темной комнате,побудьте с ним, приласкайте, уговорите. Можно оставить открытой дверь в освещенную комнату или зажечь ночник. Никогда не наказывайте ребенка за страх, не называйте его “трусишкой”. От ваших слов страх не пройдет. Он может уйти в глубину, спрятаться, и ребенок начнет скрывать свою боязнь.

Что значит “сенсорное воспитание”?

Сенсорный – означает относящийся к чувствам, ощущениям. Физиологию органов чувств принято называть сенсорной физиологией. Для нормального роста и формирования организма грудного ребенка и особенно для становления его психической деятельности органы чувств, даже будучи полноценно сформированными, нуждаются в дальнейшем развитии, совершенствовании. тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания.

Этапы формирования характера у ребенка и его виды

Характер человека определяет не только темперамент

Характер формируется в ребенке в результате взаимодействия темперамента, данного ему природой, и среды (наибольшее влияние оказывают родители). Темпераментом называют особенности функционирования нервной системы человека, проявляющиеся в его движениях и темпе речи, а также эмоциональности и подвижности. Он дается каждому малышу при рождении, и изменить его нельзя. От темперамента во многом зависит отношение ребенка к окружающему миру, в том числе и к родителям. Нужно быть внимательным к малышу с самого рождения, и рано или поздно вы поймете, к какому типу относится темперамент вашего ребенка. Это поможет выстроить стратегию совместного существования, что облегчит и вашу жизнь (будет проще понять малыша и договориться с ним), и жизнь ребенка (он будет чувствовать, что его понимают, меньше нервничать и капризничать).

Определяем, к какому типу относится темперамент ребенка

Всего выделяют 4 типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик. В чистом виде они встречаются крайне редко. Обычно в человеке смешаны черты нескольких типов, но характерные особенности одного из них в ребенке можно заметить с рождения.

Легко “вспыхивает”, успокоить его непросто. Такие дети легко возбудимы, энергичны, вспыльчивы, беспокойны, впечатлительны, раздражительны, непоседливы, неуравновешенны и очень чувствительны. Ребенок-холерик не будет молча терпеть любой дискомфорт. Таким малышам больше, чем другим детям, необходимы постоянное присутствие мамы и тактильный контакт с ней. Холериков нельзя «избаловать руками», это является для них жизненной необходимостью. Воспитание такого малыша требует от родителей терпения и спокойствия. Не следует критиковать ребенка за избыточную подвижность. Постарайтесь дать ему возможность реализовывать энергию – больше гуляйте с ним, занимайтесь гимнастикой, попытайтесь увлечь кроху развивающими играми. Большинство холериков испытывают трудности при засыпании, поэтому для них необходимо выработать определенные ритуалы, которые помогут успокоиться. Кроме того, перед сном нужно стараться избегать интенсивного общения и проявления излишней активности.

Подвижный и любознательный ребенок, который, в отличие от холерика, имеет жизнерадостный и уравновешенный характер. Такой малыш легко привыкает к новым людям и ситуациям.
Сангвиники любят игры и новые занятия, они легко переключаются. Однако такие малыши очень подвижны, чем доставляют своим родителям массу хлопот. Когда кроха начинает ползать, а затем ходить, его нельзя оставлять без присмотра. Заранее позаботьтесь о безопасности дома. Если ваш ребенок сангвиник, вам придется научиться делать домашние дела, одновременно развлекая кроху. Например, он может находиться в слинге, а вы будете рассказывать, что сейчас делаете. Из-за своей активности сангвинику трудно дается режим, часто он не доедает и не досыпает. Приучая ребенка к режиму, будьте мягче и не заставляйте его жить по графику «от и до».

Кажутся очень чувствительными детьми, которым трудно справиться с любыми жизненными испытаниями. Такие малыши часто пребывают в плохом настроении и плачут без особых причин. Обычно ребенок-меланхолик медленно набирает вес, часто просыпается ночью. На ваши улыбки он реагирует вяло, легко пугается, тяжело переносит разлуку с мамой и очень не любит отлучаться от дома. Воспитывая меланхолика, не следует забывать о его сверхчувствительности. Такие дети сильно переживают любую критику, неприятное слово или событие способно надолго вывести их из спокойного состояния. Малыш-меланхолик нуждается в спокойной атмосфере в доме, материнской ласке, постоянном тактильном контакте и похвалах. Нельзя применять в отношении таких детей силу и грубость. Меланхолики быстро устают, поэтому в раннем возрасте их лучше оградить от просмотра телевизора, громких звуков и обилия ярких впечатлений. Они должны расти в окружении домашнего уюта и маминой заботы.

Малоподвижны, уравновешенны, терпеливы и очень спокойны. Такие дети очень любят поспать – нередко первые месяцы они спят целыми днями. По мере развития малыш будет спокойно играть, не требуя чрезмерного внимания, редко плакать и стойко сносить любые неприятности. Характер флегматика имеет как плюсы, так и минусы. Такой ребенок требует мало внимания, однако его придется постоянно «расшевеливать». С флегматиком нужно регулярно заниматься, поддерживая в нем интерес к окружающему миру. При этом не стоит надеяться на проявление энтузиазма с его стороны. Такие дети нуждаются в постоянных похвалах и поощрениях.

Изменить темперамент ребенка невозможно. Об этом следует помнить и выстраивать жизнь крохи с учетом его особенностей. Это поможет вам вырастить здорового, счастливого и психологически благополучного малыша.

Однако характер человека определяет не только темперамент. На жизненное восприятие ребенка влияет и среда (сначала семья, затем – сад, школа, родственники и друзья). В зависимости от окружения одно и то же качество ребенка может развиваться по-разному – так, упрямство может перерасти в целеустремленность, а может обернуться косностью и упертостью.

Читайте также:  Какие слова лучше не говорить детям

Как сформировать характер ребенка

Для того, чтобы вырастить благополучного и счастливого ребенка родителям необходимо:

1. Определить цели

Идеал, к которому стремятся родители, должен совпадать с особенностями ребенка, данными ему при рождении. Не пытайтесь вырастить лидера из тихого мечтателя, скорее всего это приведет к беспрерывной борьбе и ломке природы крохи. Постарайтесь превратить процесс воспитания в поиск золотой середины между направлением ребенка и приноравливанием к его темпераменту. Необходимо направить силы на сглаживание «слабых» сторон характера малыша и взращивание его достоинств.

2. Научиться понимать ребенка

Каждый малыш индивидуален, поэтому невозможно применить ко всем детям фразы: плохо брать ребенка на руки, как только он заплачет, – избалуется; не брать на руки плачущего малыша тоже плохо – он может вырасти букой. Некоторые дети рождаются готовыми выпорхнуть из объятий родителей, и гиперопека будет приносить им лишь вред; другие малыши очень нуждаются в маминой заботе и любви, и недостаток внимания может оказать на их психику разрушительное воздействие.
Разработать единую методику воспитания для всех детей невозможно. Даже один и тот же ребенок требует постоянной корректировки способов воздействия на него – то, что вчера работало и давало результаты, сегодня может оказаться непригодным. Задача родителей – ежедневно наблюдать за малышом и учитывать все его потребности.

Вне зависимости от темперамента для формирования таких качеств, как оптимизм и уверенность в себе, нужно полностью удовлетворять потребности крохи. Что необходимо младенцу? Конечно же, мама, ее внимание и любовь, которая выражается в ласке и своевременном удовлетворении нужд малыша. Если ребенок получает материнское тепло в достаточном количестве, он растет с доверием к окружающему миру и получает возможность «улучшать» темперамент, данный ему природой.
Например, малыш родился меланхоликом, а его с пеленок начали воспитывать “настоящим” мужчиной. Ранимость тонкой и чувствительной натуры будет постоянно наталкиваться на непонимание и отказы в утешении, ведь «мужики не плачут». В результате у малыша разовьется невроз, а затем полная душевная закрытость. В итоге мама и папа вряд ли будут слышать в свою сторону нежные слова от собственного ребенка.

Другой пример. Холерика решили воспитывать по-спартански и не брать на руки, когда он плачет. В силу своего темперамента такой малыш все равно будет орать, пытаясь добиться своего. В дальнейшем истеричность крохи может стать одной из черт его характера. Чтобы избежать такого исхода, важно изначально увидеть особенности темперамента малыша и в раннем возрасте полностью удовлетворять его потребность в контакте с матерью. В результате свои душевные силы малыш будет тратить не на борьбу с окружающим миром, а на взаимодействие с ним. С возрастом ребенка-холерика нужно научить сдерживать себя, переключаться на игры и спокойно ожидать, когда мама сможет подойти к нему.

3. Найти индивидуальный режим и придерживаться его

Все младенцы нуждаются в упорядоченной жизни – регулярность происходящего и определенный порядок дают им спокойствие и уверенность. Однако режим ребенка должен учитывать не только его индивидуальные особенности, но и нужды мамы и других членов семьи.
Упорядоченность, предсказуемость и последовательность поведения мамы, ее забота и ласка способствуют психическому благополучию малыша, обеспечивая ему ощущение безопасности окружающего мира. Создав такие условия, вы имеете все шансы сформировать «легкий» характер – уравновешенный, спокойный и уверенный в себе.

Беспорядок, отсутствие режима, недостаток внимания, непредсказуемость и негативное эмоциональное состояние мамы формируют в ребенке неуверенность в себе, подозрительность и повышенную тревожность.
Ребенок первого года жизни не умеет капризничать, своими криками он просто пытается добиться удовлетворения каких-то потребностей. При этом интенсивность и форма требований зависит от темперамента крохи, один может быстро успокоиться, другой будет просить до последнего. Лучший способ избежать истерик малыша – научиться предугадывать желания ребенка, распознавая знаки, обозначающие его потребности. Также следует приноровиться к личному ритму крохи и научиться определять, когда он активен, когда хочет есть, а когда спать, когда предпочитает общение, а когда его можно оставить в одиночестве. Своевременное удовлетворение элементарных потребностей ребенка обеспечит «не капризного» малыша, сохранив вам силы и нервы.

4. Показывать на собственном примере

Обычно ребенок делает не то, что ему говорят, а повторяет то, что делает его родитель. В результате формируется «социальная» часть характера малыша, во многом она зависит от поведения мамы и папы. Дети копируют не только поведение взрослых, но и их реакцию на происходящее. Поэтому различные объяснения, нотации и прочие беседы играют в воспитании второстепенную роль. В первую очередь, родитель должен показывать ребенку правильное поведение на собственном примере. Важно, чтобы слово и дело у мамы и папы не расходились друг с другом. Если все члены семьи трудолюбивы и вежливы, скорее всего, их ребенок вырастет трудолюбивым и вежливым. Малыш, растущий в семье, где любят животных, не нуждается в нотациях о том, что мучить зверей плохо. Душевное состояние родителей не может не отразиться на их ребенке. Если папа или мама излишне нервны и тревожны, постоянно пребывают в плохом настроении, существует большая вероятность, что их кроха вырастет мрачным и нервным человеком. Поэтому, воспитывая детей, обратите внимание на собственное поведение и займитесь работой над собой.

5. Научиться переживать кризисы

Обычно наступление возрастного кризиса становится неожиданным сюрпризом для родителей. Поведение ребенка может резко поменяться не в лучшую сторону. Если смена поведения крохи связана с возрастным кризисом, важно реагировать на нее особым образом.

Возрастной кризис (обычно бывает в 1, 3 и 7 лет) – это переломный момент, свидетельствующий о завершении определенного этапа развития ребенка и наступлении следующего. Успешно пройдя кризис, малыш выходит на новую ступень. При этом он выносит с собой определенные плоды – психологическое отделение от матери, становление самостоятельности и прочее. Чтобы ребенок вышел из кризиса с приобретениями, родителям важно вести себя правильно в переломные моменты в жизни чада.

Например, в 1 год ребенок постепенно отдаляется от мамы, пытаясь отделиться от нее как психологически, так и физически. Он осваивает новые пространства и убегает. Обычно родители воспринимают это как непослушание и, не желая рисковать безопасностью крохи, кричат ему: «Не ходи туда!», «Не лазь, а то упадешь/разобьешься!». Такая реакция родителей, несмотря на то, что она вызвана благими побуждениями, приводит к неблагоприятным последствиям. Малыш, пытающийся освоить новые пространства, фактически слышит, что мир страшный, что безопасно лишь рядом с мамой и ему нужно всегда находиться вместе с ней. Такое воспитание может привести к тому, что ребенок до старости будет прятаться за маминой юбкой, не сможет стать самостоятельной личностью и добиться в жизни определенных успехов.

Как правильно преодолеть кризис и помочь годовалому ребенку выйти на следующий этап с необходимым багажом знаний?

Важно предоставлять малышу поле для активности, поощрять его самостоятельность. И только тогда вы можете надеяться, что у вас вырастет активный и целеустремленный человек. Переживая кризис первого года, постарайтесь научить ребенка договариваться, понимать и принимать запреты и разрешения. При этом относитесь к крохе с уважением, давайте ему понять, что вам важно его мнение и желания. Это будут ваши первые шаги к развитию «счастливого» характера ребенка.

Как формируется характер ребенка

Психотерапевты утверждают, что личность человека формируется еще до рождения и продолжается до 12 лет. Стереотипы поведения, заложенные в этот период, будут определять характер человека всю его дальнейшую жизнь.

Осанка, жестикуляция, мимика, походка могут очень точно указать, в каком именно возрасте и в какой сфере случилось событие, повлекшее аномальные телесные проявления.

И закладываются такие предпосылки в самом раннем детстве, когда начинают формироваться структуры характера.

  • Структура существования (2й триместр беременности – 3 месяца)

Течение родов имеет очень важное значение.

При головном предлежании ребенок получает навык отталкивания пятками, копчиком, прокладывает путь себе макушкой – это самый нормальный способ рождения.

Дети, появившиеся в результате кесарева сечения или при ином предлежании, не получают навыка прокладывания пути головой, ножками. В будущем они могут быть инертными, пассивными.

  • Структура потребностей (1,5 месяца – 1,5 года)

На психологическую травму в этом возрасте указывает желание человека все делать лежа.

Существует мнение, что нельзя приучать ребенка к рукам и очень часто мамы оставляют малыша надолго одного, лежащим в кроватке.

Или так бывает в Домах малютки – персонал не успевает просто ухаживать за детьми, а не то чтобы брать их на руки и общаться с ними.

Важно, чтобы ребенок изучал свои потребности, заявлял о своих желаниях. Каждое движение его души, тела должно находить отклик у окружающих.

Ребенок не должен привыкать к безразличию, к пренебрежению его потребностями. У малыша должно формироваться ощущение своей значимости, а не беспомощности, ненужности, когда кричи-не кричи, никто не прийдет на помощь.

Он подрастет, и родители начнут ломать голову, в кого-же он такой инертный, безразличный.

  • Структура автономии (8 месяцев – 2,5 года)

Ребенок все хочет сделать сам – потрогать ручками, зубками.

Важно не ограничивать его свободу, а просто создать все условия для его безопасности и пусть себе изучает мир. В этом возрасте надо как можно меньше применять силу против ребенка, чтобы не вырастить «силовика» – негибкого, жесткого, подавляющего.

  • Структура воли (2 – 4 года)

Если в этом возрасте слишком подавлять, наказывать ребенка, из него может вырасти диктатор.

Ребенок – исследователь, испытатель, а вы – его ассистент.

На каждый запрет – обоснование, на предостережение – объяснение.

«Нельзя трогать утюг – он горячий, будет больно» – и дайте попробовать слегка нагретый утюг.

«Нельзя трогать чайник» – и дать понять, почему.

Только таким образом ребенок привыкает доверять взрослым и относиться серьезно к их запретам.

Читайте также:  Малыш упал и ударился: как пожалеть и успокоить ребенка

В противном случае ребенок постоянно искушается желанием обойти запрет, сделать что-то исподтишка, а это чревато теми несчастьями, от которых мы хотим уберечь детей запретами.

Замечено, что при дефектах воспитания в этом возрасте мальчики ходят громко топая ногами, а девочки предпочитают туфли с громко стучащими каблуками. Это их манера самоутверждаться.

  • Структура любви ( 3 – 6 лет)

В этом возрасте девочки начинают ощущать в себе женское – тягу к украшениям, интерес к маминой косметике, к красивым нарядам.

Мальчики интересуются мужскими игрушками – машинками, оружием, военной техникой, роботами и другим.

В этом возрасте дети могут задавать «неудобные» вопросы, на которые надо отвечать без эмоций и излишних подробностей, не драматизируя.

  • Структура мнений (5 – 9 лет)

В этом возрасте дети пытаются оспаривать мнение родителей. И очень важно, как вы к этому отнесетесь.

Терпеливо разъясните ошибочность его мнения, а возможно, согласитесь с ним, главное не требовать закрыть рот. Дети с травмированной структурой мнений, повзрослев, будут всегда бояться высказать свое мнение, вступать в споры и нижняя часть лица у них будет зажатой.

Чувство любви и уважения к маленькому ребенку помогут вам не допустить ошибок в преодолении трудностей этого периода.

  • Структура солидарности (7 – 12 лет)

Школа – очень важный период в жизни ребенка. Первый класс – это время, когда ребенок впервые может оказаться предоставленным самому себе в том случае, если родители работают или воспитывает его только мама.

Не уставайте изучать своего ребенка, расспрашивайте его об одноклассниках, о взаимоотношениях с ними. Помните, что воспитывают как хорошие, так и плохие примеры.

Чтобы ни натворил ребенок – он должен знать, что его родители всегда с ним, готовы понять, простить, защитить.

Любящие родители отодвинут на второй план друзей, увлечения, высокие заработки, чтобы воспитать любящего ребенка. Проявляйте свои чувства, обнимайте, прикасайтесь к ребенку.

Если малыш робкий, неуверенный – почаще гладьте ему спинку – именно там находится место поддержки, широчайшая мышца спины, которую мы обычно неосознанно гладим, когда хотим кого-то успокоить, поддержать.

Ползание ребенка в раннем возрасте активирует группу мышц, влияющих на психику.

Если ребенок любит своих родителей, дорожит их мнением, отношением, он задумается, прежде чем совершить что-то плохое и огорчить маму и папу.

Но даже если произошли какие-то упущения в какой-то период, всегда можно обратиться к психологу и попытаться исправить проблему, не запуская и не позволяя ей травмировать психику маленького человека.

Формирование характера у ребенка

Часто родители, разговаривая со своими знакомыми, говорят, что у их малыша тяжелый или, наоборот, мягкий характер, однако не все знают, как же он складывается, и какие факторы, кроме родительского воспитания, могут на это повлиять.

С момента рождения малыш живет в мире, границы которого все больше и больше расширяются, поскольку его физические потребности растут, и в процессе этого изменяется восприятие ребенком окружающего мира и самого себя. Характер во всей своей полноте раскрывается только через несколько лет, и формируется он постепенно, а не сразу же с первых дней жизни. Однако в первые годы действительно закладывается так называемый «фундамент», который станет основой для тех особенностей характера человека, которые проявятся с возрастом.

Что заложено природой

Новорожденный умеет всего лишь оценивать собственное состояние на уровне «мне хорошо» или «мне плохо», однако его активность во внешнем мире фактически очень мала, поскольку большую часть времени он проводит во сне. Однако во время сна в головном мозге младенца происходят важные процессы. Именно этим объясняется то, что одни младенцы спокойны и невозмутимы, а другие постоянно кричат и устраивают родителям бессонные ночи.

Возможно, на первый взгляд кажется, что маленькие детки просто сами не знают, чего они хотят, но на самом деле именно в этот период формируется их темперамент. Это пока еще не характер, а лишь предрасположенность к одному из его типов, то есть программа работы психики, заложенная при рождении. Под понятием «темперамент» обычно понимают некоторые динамические характеристики человеческой психики: уровень активности, особенности движений и эмоций.

Самая известная классификация темпераментов, принятая за основную среди психологов – это разделение их на четыре типа: меланхолик, сангвиник, флегматик и холерик. Многие родители с первых дней жизни их малыша сразу же присваивают ему один из этих типов, и, соответственно, делают выводы о том, каким будет его характер. Однако они ошибаются, поскольку темперамент – это лишь основа, на которую впоследствии надстраиваются все остальное. Родителям стоит понять темперамент малыша лишь для того, чтобы впоследствии не переломить эти особенности его психики и правильно построить процесс воспитания.

Осознание себя как личности

Малыш меняется каждый день. Еще вчера он не реагировал ни на что, кроме еды и мокрых пеленок, а сегодня уже кажется, что его действия стали более осмысленными. В возрасте примерно трех месяцев, когда младенец впервые начинает узнавать окружающих и реагировать на их появление улыбкой, веселым агуканьем и движениями, наступает важная фаза развития его психики. С того момента, как ребенок начинает взаимодействовать с окружающими, и наступает период активного формирования его характера.

К полугодовалому возрасту у малыша появляются хватательные движения, которые вскоре превращаются в целенаправленные желания взять ту или иную вещь. В конце первого года жизни кроха начинает самостоятельно передвигаться – ползать, перекатываться с боку на бок, а вскоре научится вставать на ножки и ходить.

Именно в это время главная задача родителей – дать малышу почувствовать максимальную защиту и ощущение безопасности. Если малыш поймет, что защищаться ему не от чего, впоследствии в его характере не проявятся неприятные черты, обусловленные защитными реакциями.

Познавание окружающего мира

Начиная со второго года жизни и до наступления школьного возраста психика ребенка формируется наиболее активно. На первый план выходит перемещение в пространстве, и кроха с каждым днем узнает все больше и больше об окружающем его мире: знакомится с новыми людьми, открывает для себя неизвестные ранее предметы, места, названия. Именно в этом возрасте у него вырабатываются основы поведения в различных ситуациях, а также малыш учится быть независимым.

Окружение малыша в это время сильнее всего влияет на формирование характера, поэтому родителям в этот период так важно научить кроху всему самому необходимому. Лучше доносить полезную для малыша информацию не нравоучениями и наказаниями за неправильное поведение, а показывая её на собственном примере и с помощью веселых игр. Такие важные черты характера как настойчивость, смелость, коммуникабельность и умение сопереживать очень легко привить малышу в коллективных играх с интересными сюжетами и правилами.

Из чего состоит характер, и как повлиять на его формирование

Характер представляет собой совокупность интеллектуальных, нравственных, волевых и эмоциональных черт, сформированных на «фундаменте» темперамента. Различными пропорциями проявления тех или иных черт и обуславливается индивидуальность характера каждого человека.

К интеллектуальным чертам относятся наблюдательность, любознательность, гибкость ума и рассудительность. Чтобы сформировать у ребенка эти качества, родителям нужно быть внимательными ко всему, что повседневно происходит вокруг малыша, а также играть с ним в развивающие игры. Просите ребенка найти связь между событиями (на улице холодно, потому что дует ветер; когда ветер дует, деревья качаются и т.д.), вместе читайте книги, разучивайте песни и стихи, обучайте его навыками счета и письма. Самое главное – чтобы такие занятия не были скучными, иначе очень быстро малыш потеряет к ним интерес.

Эмоциональные черты невозможно развить с помощью упражнений, поэтому единственное, что можно сделать родителям – это помогать малышу испытывать как можно больше положительных эмоций. Учите его заботиться о домашних животных, играйте в активные игры, вместе с малышом смотрите и обсуждайте различные фильмы и мультфильмы, разучивайте танцы и слушайте музыку. Не забывайте хвалить ребенка за проявленную инициативу или добрый поступок. Постепенно объясняйте крохе, что такое сочувствие и сопереживание.

Для того, чтобы у малыша сформировались волевые черты характера – самостоятельность, целеустремленность, выдержка и умение брать инициативу в свои руки, научите его ставить цели и достигать их, проявлять терпение и упорство, решать сложные задачи, и, конечно же, позвольте ребенку принимать решения самостоятельно, начиная хоты бы с мелочей. Пусть малыш сам выберет, какую книгу вы будете читать ему на ночь, на какую детскую площадку пойдете на прогулке, какую кашу он будет есть на обед.

Нравственные черты, такие как чувство долга, честность, человечность, коллективизм, также формируются у крохи под влиянием родителей. Если ребенок поступил не так, как следовало, не ругайте его, а вместе с ним обсудите ситуацию, помогите ему найти из нее выход и похвалите малыша за то, что он вам обо всем рассказал честно.

Чтобы ребенок вырос добрым и отзывчивым человеком, с самых первых лет жизни учите его тому, что нельзя издеваться над больными людьми и над животными, и объясните, что нужно уважать чувства и мнения других людей. Под руководством чутких и внимательных родителей кроха обязательно вырастет интересной личностью.

Как формируется детский характер? Часть 1

Наиболее точно о формировании личности и характера сказал, наверное, известный психотерапевт Э. Фромм: «Характер ребенка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». Не все, что мы хотим, можно однозначно развить в своем ребенке. Однако как-то повлиять на его характер мы, безусловно, в силах.

Когда начинать формировать характер? Как можно раньше! Однажды мама трехнедельного малыша спросила у врача, когда ей нужно приступить к воспитанию ребенка. Врач ей ответил: «Вы опоздали ровно на три недели». Однако сам характер ярче всего начинает обрисовываться и проявляться в дошкольном возрасте. В это время складывается привычный образ поведения, определенное отношение к действительности.

Существует ряд теорий, иллюстрирующих и объясняющих развитие как человека в целом, так и развитие его характера. Наиболее значительными из них представляются теории научения, когнитивные и психоаналитические теории, теории «Я».

Читайте также:  ТОП 10 видов спорта и спортивных развлечений для детей от 0 до 5 лет

Наиболее наглядно проиллюстрировать ключевые этапы формирования характера ребенка нам поможет так называемая теория кризисов, автором которой является известный психоаналитик Эрик Эриксон. Хотя Эриксон и соглашался с Фрейдом в том, что ранний опыт имеет исключительное значение, он рассматривал развитие личности как динамический процесс, продолжающийся от рождения до смерти.

В книге Эриксона «Детство и общество» представлена его модель «восьми возрастов». По мнению Эриксона, все люди в своем развитии проходят через восемь кризисов, или конфликтов. Поскольку нас интересует формирование детского характера, то мы ограничимся исследованием первых пяти кризисов. Возрастные границы каждого кризиса могут быть определены лишь приблизительно и значительно варьироваться от одного человека к другому. Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием кризисы становятся актуальными только в определенных точках жизненного цикла. Однако, несмотря на то, что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он может присутствовать в течение всей жизни. Например, потребность в автономии особенно важна для детей в возрасте от 1 до 3 лет, но в течение всей жизни люди, как правило, постоянно проверяют степень своей самостоятельности, которую они могут проявить всякий раз, вступая в новые отношения с другими людьми.

Итак, первая стадия от рождения до года, завершающаяся кризисом одного года. На этой стадии формируется такая важная составляющая характера человека как доверие или недоверие к окружающему миру. До года ребенок полностью зависит от заботящихся о нем взрослых, благодаря заботе и вниманию этих взрослых ребенок составит представление о целом мире. Именно здесь закладываются такие важные черты характера как открытость и доверительность, умение строить близкие отношения.

Однако опыт консультирования указывает на то, что, к сожалению, взаимоотношения мамы и малыша не всегда развиваются гармонично на этом этапе. Об этом свидетельствуют такие вопросы родителей:
Как еще можно объяснить девятимесячному ребенку, что нельзя обрывать листочки, нельзя открывать шкаф? Ни строгого голоса, ни шлепков ребенок не понимает?

Девятимесячному ребенку невозможно объяснить понятие «нельзя». А строгий голос и шлепки вызывают у него недоумение и обиду, заставляют делать выводы о том, что мир вокруг небезопасен: даже мама, теплая и заботливая, может меняться до неузнаваемости, она непредсказуема и не заслуживает доверия. Следовательно, у ребенка, воспитываемого таким образом, есть большие шансы вырасти недоверчивым, настороженным, дистанцирующимся от людей, даже самых близких.

Предмет конфликта развития: Могу ли я доверять миру?

На следующем этапе, который ребенок проходит в возрасте примерно от года до трех, решаются вопросы автономии и самостоятельности. Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Именно в этом возрасте они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается что-либо сделать самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Такой ребенок вырастает активным и умеющим адекватно оценивать свои силы и способности.

Но часто бывает так, что желание ребенка этого возраста делать что-то самостоятельно наталкивается на активное сопротивление мамы.

Моему сыну 2,5 года он, подражая старшим, начал уносить свой горшок в туалет, не позволяет вытирать себе попу, кричит: «Я сам!». Но вытирает-то кое-как — все штанишки потом грязные. Как с этим бороться?

Чего стоят грязные штанишки по сравнению с триумфом независимости? Ребенок пытается изо всех своих детских сил быть самостоятельным, но терпит в этом неудачу, и его за это наказывают или называют грязным, неряшливым, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

Предмет конфликта развития: Могу ли я управлять своим поведением?

Формирование характера ребенка: начинаем воспитывать с пеленок

Несмотря на то, что основные личностные черты проявляются только во взрослом возрасте, именно в раннем детстве закладывается так называемый психологический «фундамент».

Характер детей во многом зависит от генетических предпосылок, а также от той среды, в которой они воспитываются. Психологи уверены: если родители хотят вырастить малыша целеустремленным, доброжелательным и трудолюбивым человеком, приступать необходимо с момента его появления на свет.

Наверняка вам часто приходилось слышать такие фразы, как: «У него золотой характер», «Мужчина с сильным характером», «Она такая слабохарактерная». Что же такое характер?

Темперамент – основа детского характера

На первый взгляд кажется, что новорожденный малыш – своего рода чистый лист, на котором родители могут «рисовать» все что угодно. Однако уже с пеленок дети отличаются друг от друга: одни крохи невозмутимы и прекрасно спят всю ночь, а другие все время кричат и устраивают маме бессонные ночи.

Уже в раннем детстве проявляется темперамент, который является основой любого характера. Под темпераментом понимаются определенные динамические характеристики психической деятельности человека: активность, уравновешенность, эмоциональность. Психологи традиционно делят темперамент на четыре типа.

  1. Холерик. Такие малыши с трудом переносят дискомфорт, они легко возбуждаются, раздражаются и постоянно находятся в движении (сучат ручками и ножками). Маленьким холерикам необходимо постоянное мамино присутствие. При их воспитании от родителей требуется спокойствие и хладнокровие, поскольку крохам нужно реализовать свою избыточную подвижность. На помощь придут прогулки, физические упражнения и подвижные игры.
  2. Сангвиник. Он подвижен, любознателен, однако в отличие от холерика более уравновешен. Спокойно относится к незнакомцам и новым ситуациям. Такие младенцы обожают занятия, игрушки и возню с мамой, а если они заплачут, то их легко отвлечь. Однако чтобы установить правильным распорядок дня, родителям нужно будет постараться.
  3. Меланхолик. Дети с меланхолическим типом темперамента очень чувствительны, капризны. Они часто просыпаются по ночам, довольно медленно набирают вес. Им жизненно необходимы мамина ласка, поощрение и похвала, стабильность окружающего мира.
  4. Флегматик. Такой младенец очень спокоен и уравновешен. Порой кажется, что его трудно расшевелить. Маленький флегматик любит поспать, редко плачет и, вообще, не требует чрезмерного внимания. Его необходимо постоянно «тормошить», возбуждать интерес к игровой и учебной деятельности. Он, как и меланхолик, чрезвычайно восприимчив к поощрениям.

И если темперамент изменить невозможно, то одно и то же качество вы можете развить по-разному. Например, целеустремленность может преобразоваться как в упорство, так и в упрямство и косность.

Структура характера: из чего состоит детская личность

Итак, человеческий характер – это совокупность нравственных, эмоциональных, волевых и интеллектуальных черт личности, которые формируются на основе темперамента.

Индивидуальность людей обусловлена степенью проявления этих самых черт характера. Рассмотрим их подробнее.

  1. Интеллектуальные черты характера – это любознательность, рассудительность, наблюдательность и гибкость ума. Если вы хотите развить в своем малыше подобные качества, обращайте его внимание на то, что его окружает: вот едет машина, лает собака, летит птица. Также читайте книжки, учите песенки и стихи.
  2. Эмоциональные качества очень сложно развивать при помощи упражнений, поэтому нужно с самого рождения окружать кроху положительными эмоциями. Следует учить его заботиться о домашнем животном, смотреть добрые мультики и фильмы, объяснять, что такое сопереживание, доброта и сочувствие.
  3. Чтобы сформировать у детей волевые качества (выдержка, целеустремленность, независимость, инициативность), научите их проявлять упорство, ставить цель и достигать ее, позволяйте им принимать самостоятельные решения. Пусть ребенок сам выбирает книжку, которую вы прочтете ему вечером, одежду, в которой он пойдет на прогулку.
  4. Чтобы сформировать у малыша нравственные черты характера, такие как порядочность, честность, долг, не стоит читать нотации. Лучший способ – это собственный пример. А если маленький человечек поступил неправильно, обидел кого-то, попробуйте не ругать, а обсудить ситуацию и вместе найти лучший выход.

Влияние семьи на формирование характера ребенка

Воспитание человеческого характера начинается еще в раннем возрасте, когда мама с папой вырабатывают определенные правила поведения по отношению к своему малышу.

Психологи уверены: именно семья оказывает решающее влияние на формирование детской личности и сильного характера у ребенка. Итак, что же нужно учитывать родителям при воспитании детей с самых первых дней жизни?

1. Учитывайте особенности малыша

Не следует лепить из младенца идеальный образ успешного и умного ребенка. Обязательно учитывайте его индивидуальные особенности, темперамент, поскольку именно они и создают целостную личность.

2. Подбирайте подходящую методику воспитания

В помощь мамам и папам разработано множество методик раннего воспитания, написано немало пособий. Вы все о них слышали: это системы Домана, Зайцева, Никитиных, Сесиль Лупан, Монтессори и многие другие.

Каждый из этих методов формирует у детей те черты характера, которые понадобятся для полноценной общественной жизни. Конечно, не обязательно пользоваться какой-то одной развивающей методикой, можно внести в нее свои собственные наработки.

Главное – не сравнивать кроху с другими детками, а окружить его вниманием и лаской.

3. Создайте индивидуальный режим

Новорожденным и младенцам требуется упорядоченный режим, соблюдение которого придаем детям спокойствие и уверенность в себе.

Поэтому постарайтесь научиться предугадывать желания крохи, определить периоды его активности и сна. Правильный распорядок помогает учитывать особенности темперамента и формировать характер.

4. Учите на собственном примере

Мы уже говорили, что дети не обращают внимания на длинные нотации, а повторяют за взрослыми. Вот почему именно от родителей и от отношений в семье зависит поведение малыша. Чтобы сформировать у крохи сильный характер, учите его добиваться цели, поощряйте самостоятельность.

Самое главное, чтобы ваши дела не расходились с вашими словами. То есть начните воспитание младенца… с себя. Это является первым шагом к формированию сильных черт детского характера.

И еще, даже если вы не удовлетворены особенностями детского темперамента и характера, не стоит стремиться мгновенно искоренять эти качества.

Да, основные черты личности закладываются до трех лет, однако при должной заботе и внимании можно значительно снизить их негативные проявления.

Итак, характер малышей во многом зависит от врожденных характеристик, стиля воспитания в семье, выбранной развивающей методики. Но важнейшим фактором все-таки является отношение родителей к ребенку. Под руководством чутких и любящих мамы и папы чадо обязательно вырастет сильной и интересной личностью.

Ссылка на основную публикацию