Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

«Со мной никто не дружит»: как помочь ребенку

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был доволен и успешен. И как обидно становится, когда у него что-то идет не так. К примеру, если его обижают или недостаточно любят в детсадовском коллективе. Хочется встать на защиту своего малыша, приказать всем забиякам срочно извиниться, а всей остальной группе немедленно дружить с лучшим на свете мальчиком Васей. Но мы понимаем, что это не выход. Разбираемся в вопросе с психологом Анфисой Беловой.

Ребенок жалуется дома после садика: «Со мной никто не дружит». Как родители могут узнать, правда ли есть такая проблема? Ведь «сегодня дружу — завтра не дружу» кажется нормальным поведением для детей в садике?

Да, дети непостоянны, их интересы и предпочтения могут меняться несколько раз за день. Но это не значит, что надо игнорировать или относиться несерьезно к тому, что говорит ребенок. Если он рассказывает о том, что с ним никто не дружит, значит, в данный момент он действительно так чувствует.

Задача родителей — разобраться, сиюминутное это чувство (например, сегодня малыша отказались взять в игру по каким-то причинам) или у него есть проблемы в общении со сверстниками.

Для того, чтобы это понять, родителям достаточно регулярно общаться с ребенком, спрашивать, как у него дела, что он делал в течение дня, весело ему было или нет.

Кроме этого, необходимо обращать внимание на настроение, с которым ребенок идет в детский сад и возвращается из него, хочет ли он туда ходить. А еще о наличии у вашего сына или дочери друзей всегда можно узнать у воспитателей, которые проводят с детьми большую часть дня.

Если дошкольник действительно ни с кем не общается, должно ли это тревожить родителей? Ведь он же еще маленький — может, само пройдет.

Сначала надо выяснить, тревожит ли это самого ребенка. Возможно, его устраивает такое положение вещей, тогда и вам предстоит смириться.

Если же проблема есть, а родители самоустраняются, объяснив свое поведение фразой «само пройдет» или «пусть сам учится разбираться со своими проблемами», то лучше вряд ли станет, а вот хуже — скорее всего. Ни одна проблема не проходит просто так, она трансформируется, видоизменяется, но не исчезает.

Что делать, если ребенок действительно не имеет друзей и ни с кем не играет, при этом хочет общаться и расстраивается из-за этой ситуации? Может ли чем-то помочь родитель?

Родитель — это главный человек в жизни ребенка, и его участие в решении детских проблем очень важно. Малышу не к кому больше обратиться за помощью, кроме мамы и папы.

Дать простой краткий ответ, что конкретно стоит делать родителям, невозможно. Для этого нужно знать причину, по которой ребенок ни с кем не играет и у него нет друзей. А причин может быть множество. Например, он слишком скромен и закрыт, боится сам пойти на контакт. Или, наоборот, слишком напорист, поэтому никто не хочет с ним общаться. А может, произошла какая-то неприятная ситуация, после которой взаимоотношения с одногруппниками испортились.

Только найдя причину, родители смогут понять, в каком направлении двигаться дальше. Возможно, достаточно будет поговорить с воспитателем, чтобы он ввел ребенка в коллектив. Иногда нужно научить ребенка простым фразам и правилам для успешного общения со сверстниками или обратиться за помощью к психологу. Бывают и такие случаи, когда лучше перевести малыша в другое дошкольное учреждение. Вариантов много, и все они зависят от конкретной ситуации.

В каких случаях нужно обращаться к психологу? Как понять, что родитель не справится с ситуацией самостоятельно?

К психологу стоит обратиться, если в поведении ребенка появляются какие-то тревожные знаки: он становится слишком агрессивен или, наоборот, плаксив, у него появляются невротические симптомы — например, нервные тики, заикание, энурез, он часто болеет и т.д. То есть нужно обращать внимание на всё то, что отличается от обычного поведения вашего (именно вашего) ребенка.

Ситуацию, когда родители не в состоянии помочь, легко распознать: дни идут, все способы, которые были в арсенале у мамы с папой, уже испробованы, а проблема не решается, или ситуация стала только хуже.

Бывает, что у родителей и нет никакого «арсенала», они просто не знают, что делать. Тогда, конечно, тоже нужно к психологу. Главное помнить, что обратиться за помощью не стыдно. Это не делает вас плохими родителями, которые не справились. Это делает вас хорошими родителями, которым не все равно.

Что делать, если ребенок не имеет друзей и при этом не нуждается в них? Его будто бы тяготит общение со сверстниками, а в одиночестве он замечательно себя чувствует?

Да, есть такие дети (да и взрослые), которым комфортно находиться в одиночестве. Но, во-первых, необходимо убедиться, что это именно так. Если по самому ребенку видно, что для него это не является проблемой, то и навязывать ему друзей не стоит. Он, наоборот, может испытывать дискомфорт, если его насильно втягивают в общение с другими детьми. Об этих особенностях необходимо говорить с воспитателем, чтобы он не давил и не пытался «исправить» необщительного ребенка. А если есть возможность, ограничить посещение детского сада, т.к. замкнутым детям может быть тяжело постоянно находиться среди большого количества людей. Это вовсе не значит, что малыша нужно изолировать от сверстников и у него никогда не будет друзей, просто ему нужно подобрать более комфортную среду, в которой он сможет спокойно учиться взаимодействовать с людьми, не подвергаясь излишнему стрессу и давлению.

Есть ли способы «профилактики» неумения дружить и общаться? Что мы можем сделать для ребенка в раннем возрасте, чтобы, подрастая, он не столкнулся с этой проблемой? Может, больше общаться с ним или смотреть мультфильмы про друзей?

В этом вопросе многое зависит от характера и темперамента ребенка. Кому-то «дано» легко заводить новых друзей, такие дети впоследствии становятся душой компании или лидерами класса. А кто-то менее общителен и более закрыт, предпочитает минимум общения. Это все варианты нормы.

И еще одно замечание: до трех лет вообще не стоит трогать ребенка с вопросами дружбы, потому что дружить и полноценно играть со сверстниками он пока еще не умеет.

В качестве некой «профилактики» детских проблем с общением родители должны учить ребенка вежливости, умению строить разговор при знакомстве. С малышом можно беседовать о человеческих качествах, которые важны для дружбы, о том, для чего вообще нужны друзья.

Для того, чтобы развивать навыки общения, расскажите ребенку, как действовать в случае, когда он хочет с кем-то познакомиться: поздороваться, представиться, спросить собеседника, как его зовут, предложить совместную игру и т.д. Также можно поиграть в «знакомство», например, заново познакомиться с бабушкой, папой или сестрой, перезнакомить все игрушки — на игрушках, кстати, очень удобно отрабатывать любые ситуации.

Кроме этого, важно подготовить ребенка к тому, что не все дети бывают доброжелательны в ответ — кто-то может сам быть довольно скромным или просто не хотеть в данный момент общаться, другой может быть невоспитанным и грубым, такое тоже случается, — но это не означает, что сам ребенок плохой и что-то сделал неправильно.

После этого можно переходить к обучению «культуре игры». Для этого вам достаточно вспомнить свое детство: с какими детьми вам было неприятно общаться и не хотелось играть и почему (например, с теми, кто отбирал игрушки или нарушал правила игры, или дрался). Это и следует рассказать своему ребенку. Только здесь важно не уйти в запугивание: «Если ты будешь отбирать игрушки, с тобой никто не будет дружить», — такие высказывания вызывают страх, а не мотивируют. Лучше в таком случае сказать: «Правда неприятно, когда кто-то отбирает у тебя игрушки? Вот и другому это тоже не понравится», — таким образом вы не только объясните, как надо вести себя в коллективе, но и начнете учить своего ребенка эмпатии, сочувствию.

Это такой базис для успеха в общении ребенка. Однако даже он не гарантирует того, что ребенка минуют все проблемы в общении. Здесь главное вот что: важно, чтобы малыш чувствовал поддержку и знал, что за его спиной всегда есть родители, которые готовы выслушать и помочь в любом вопросе.

Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Детство ребенка обычно ассоциируется со множеством открытий, знакомством с окружающим миром, исследованием новых возможностей и способностей. В то же время есть дети, которые предпочитают вести уединенный образ жизни, не заводя новых друзей, не вливаясь в компании и не участвуя в играх, где много людей. Чаще всего эта категория детей ведет себя отстраненно, спокойно занимается своими делами в одиночестве и не испытывает никакого дискомфорта. Есть ли причины для беспокойства у родителей? Как можно помочь ребенку в столь важном и непростом процессе социализации?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Если у ребенка нет никакого общения со сверстниками – это повод для волнения. В то же время есть матери и отцы, которым нравится, что ребенок все время сидит дома, а, следовательно, нет никакого повода для беспокойства. Некоторые считают такого малыша – идеальным, учитывая невозможность научиться плохому у окружения на улице, или отсутствие друзей, которые не нравятся родителям. В большинстве случаев сами взрослые способствуют изоляции ребенка, внушая ему мысль о враждебном внешнем мире, где нельзя никому доверять. Разве может данное воспитание принести пользу? Разумеется, нет!

Отсутствие желания общаться с людьми – это самый настоящий повод для тревоги. От того, насколько успешно ребенок вольется в коллектив сверстников, разовьет эмоциональный интеллект, зависит то, каким взрослым он станет в будущем: получится ли построить личную жизнь, добиться успехов в карьере и обучить собственных детей взаимодействию с окружающими. Какие признаки могут свидетельствовать, что ребенок страдает от одиночества, испытывая серьезные трудности в построении межличностных отношений?

  • Можно услышать постоянные жалобы от ребенка о нежелании других детей из садика или школы играть с ним и общаться. Возможно, что сверстники и дети постарше могут позволить себе насмешки в отношении малыша. Имейте в виду, что подобным признанием не поделится ребенок, отличающийся замкнутостью и застенчивостью;
  • Понаблюдайте за поведение ребенка на детской площадке. Он может самостоятельно организовать себе досуг, не испытывая желания общаться с детьми или же наоборот активно вмешиваться в их разговоры, позволяя себе вспыльчивость и являясь настоящим провокатором конфликтных ситуаций;
  • Обособленность особенно заметна в группе детского сада или школы, где дети обычно пребывают большую часть своего времени. Необходимо понаблюдать, как ведет себе малыш, с кем наладил процесс общения, обращается ли к кому-нибудь за помощью. Также можно посмотреть, есть ли желание у других детей играть с ним;
  • Если малыша характеризует нелюдимость, он может не рассказывать о своих приятелях, из-за чего родителям приходится выспрашивать подобного рода сведения. В то же время ребенок не ощущает дискомфорт от отсутствия множества приятелей, может не испытывать желания выходить на улицу и способен найти себе занятие, оставаясь в одиночестве;
  • Ребенок выказывает крайнее нежеланиеидти в детский сад или школу, стараясь придумать причину, например симулируя недомогание, чтобы избежать посещения. После возвращения он кажется нервным и не открытым к диалогу;
  • День рождения оказывается праздником, на котором присутствуют лишь взрослые и сам именинник. Причем одноклассники и сами не горят желанием приглашать ребенка на торжество.
Читайте также:  15 признаков того, что вы слишком строги к ребенку

Разумеется, существует категория детей, которая не нуждается в компании. К примеру, интроверты или вундеркинды. Их отличает самодостаточность, независимость, защита своих личных границ от любого посягательства. В то же время, если любимое чадо стремится к общению, но при этом не получает его в полной мере, страдая от одиночества, стоит предпринять все доступные меры, чтобы обеспечить его социализацию.

Причины детской отчужденности

  • Не секрет, что детей характеризует крайняя степень жестокости. Они не гнушаются придумыванием обидных прозвищ всем, кто хоть как-то отличается от большинства. Таким образом, повод для насмешек может ожидать детей с лишним весом, кто носит очки, с рыжими волосами, каким-либо физическим недостатком и т.д. Неудивительно, что ребенок в таком случае может замкнуться в себе и перестать общаться с другими ребятами.
  • Наличие модной одежды, навороченных гаджетов, возможность тратить немало карманных денег – причины популярности большинства детей в современных учебных заведениях. Подростки могут морально издеваться над сверстниками, которые донашивают одежду за братом или сестрой, а также не могут похвастаться крутым мобильником.
  • Ребенок может расти в семье, в которой родтели постоянно недовольны каждым его другом. Ему могут внушать, что не стоит дружить с тем или иным приятелем, так как у того асоциальные родители, или он плохо себя ведет.
  • Появление в семье нового члена семьи или излишняя занятость родителей на работе также могут быть причиной нелюдимости ребенка. Из-за того, что самые близкие люди перестали уделять ему должное внимание, может возникнуть нежелание с кем-либо общаться в принципе.
  • Дети, отличающиеся застенчивостью, могут стать настоящими изгоями в детском или учебном заведении. У них нет необходимых навыков, чтобы приобретать нужные знакомства, отсутствует смелость для того, чтобы предложить другому ребенку увлекательную игру. Изоляция могла возникнуть из-за хронического заболевания, тревожности родителей, желанию оградить ребенка от плохих компаний.
  • Если у ребенка наблюдается стремление решить любые спорные ситуации с помощью рукоприкладства и выяснения отношений, он также может лишиться друзей. В большинстве случае подобное поведение возникает у детей, которые воспитывались у агрессивных родителей.
  • Еще одни дети, лишенные друзей и испытывающие чувство одиночества – эгоисты. Их могли воспитать любящие родители, которые внушили ребенку, что тот является самым лучшим в своем окружении и никому ничем не обязан.
  • В группе риска можно выделить детей, которые не ходили в детский сад, продолжая до школы пребывать в ограниченном социуме. Они способны испытать самый настоящий дискомфорт, когда начинают ходить в школу, так как не способны легко сориентироваться в новом коллективе.

Ребенок ни с кем не дружит: что делать родителям?

  • Если с ребенком не хотят общаться из-за того, что у него старый мобильный телефон или нет модной одежды, не стоит бежать в магазин за дорогими гаджетами и вещами. Лучше всего поговорить с малышом, выяснить его мнение по данному вопросу. Можно купить новый телефон, но с учетом имеющихся финансов. Стоит отметить, что многие родители сами выбирают для ребенка престижную школу, в которой учатся более обеспеченные дети, но при этом сами не отличаются высокими доходами. Лучше всего, чтобы ребенок обучался в заведении, где не будет испытывать комплекса неполноценности из-за материального положения своей семьи.
  • Можно записать ребенка в спортивный или танцевальный кружок, если у него присутствует лишний вес, а также не забывать про сбалансированный рацион. Это позволит ребенку приобрести новое увлечение, обрести новых приятелей, а также стать более стройным.
  • Всегда можно записаться на прием к психологу, если присутствуют особенности поведения, из-за которых у ребенка возникли трудности в общении.
  • Любимому чаду обязательно нужно ощущать поддержку родителей: можно делиться собственным опытом общения со сверстниками. Не нужно критиковать друзей ребенка, лучше, если они будут в пределах видимости, чем будут слоняться по подъездам и заброшенным местам. Возможно, что удастся завести дружбу семьями и тогда можно организовывать грандиозные мероприятия, на которых удастся отдохнуть и самим родителям.
  • Можно испечь печенье или купить конфеты, чтобы ребенок смог поделиться ими со сверстниками. Более того, родители способны своими усилиями создать подходящие условия для игры, в которой любимый малыш сможет раскрыть свои способности и научиться общаться со сверстниками.
  • Родители должны мотивировать ребенка знакомиться с новыми друзьями. Можно попросить педагогов включать стеснительного ребенка в театральные занятия, которые будут способствовать избавлению от застенчивости, отточат навыки ораторского мастерства и позволят обучиться работе в команде.

При попытках наладить отношения сына или дочери со сверстниками, не стоит принуждать к дружбе и общению. Вы в любом случае должны помнить, что ребенок – прежде всего, личность, и у него может быть своё собственное мнение.

Ребенок ни с кем не дружит: как бороться с детским одиночеством?

Мы привыкли, что малыши открыты окружающему миру и с охотой знакомятся с новыми людьми. Однако некоторые дети предпочитают смотреть мультики и играть в видеоигры вместо того, чтобы взаимодействоват ь со сверстниками.

В садике и на игровых площадках такие дошколята стоят в стороне от других деток и не претендуют на активную роль. Сегодня мы расскажем, почему кроха ни с кем не дружит и чем ему может помочь мама с папой.

Нежелание детей общаться с ровесниками должно стать для родителей тревожным звонком, поскольку от социальных навыков, полученных в детстве, зависит успешность всей дальнейшей жизни. Это и школьные умения, и карьерные высоты, и успехи в личной жизни.

Первые друзья в жизни ребенка

Регулярные контакты с ровесниками чаще всего завязываются у малыша в момент поступления в ясли, садик или группы кратковременного пребывания. Как же начинается детское приятельство?

  • Двухлетки завязывают взаимоотношения с другими малышами через совместные игры. Дети обучаются игре и одновременно учатся дружить, наблюдая и подражая друг другу. Четкого лидера в таком взаимодействии нет, эта роль плавно переходит от одного малыша к другому.
  • Высокие способности к дружеским отношениям проявляются у тех деток раннего возраста, которые умеют свободно общаться с родителями и прочими значимыми взрослыми.
  • Трех-четырехлетн ие дошкольники уже могут поставить себя на место приятеля. Когда другой ребенок плачет или обижается, кроха может проявиться сочувствие, пожалеть, встать на его защиту.
  • И уже в четыре-пять лет мы можем говорить о постоянных дружеских отношениях, когда малыш по собственным критериям находит себе одного-двух близких товарищей, с которыми хочет поддерживать добрые отношения не только в садике, но и за его пределами.

Признаки детского одиночества

Не всегда маленький человечек может подойти к родителям и пожаловаться на то, что с ним в группе и на детской площадке никто не дружит. Особенно это относится к замкнутым и застенчивым детям. Как же взрослые могут догадаться о том, что их чадо страдает от одиночества?

  1. Приглядитесь к детскому поведению в песочнице, на игровой площадке. Кроха может демонстрировать повышенную активность, бегая, качаясь на качелях, строя куличики, но при этом не взаимодействоват ь со сверстниками или, напротив, ссориться и конфликтовать с ними.
  2. Отчуждение проще всего разглядеть в дошкольной группе, где дошколята проводят даже больше свободного времени, чем дома. Старайтесь обращать внимание на то, играет ли с кем-нибудь малыш или просто сидит в одиночестве. На праздничных утренниках смотрите, активен ли он, пользуется ли он успехом среди одногруппников.
  3. Маленький одиночка с огромной неохотой посещает детский сад, пытаясь отыскать любую лазейку, чтобы туда не ходить. Он не хочет рассказывать о детсадовцах, взрослым необходимо вытягивать из него подобную информацию чуть ли не клещами.
  4. День рождения и именины проходят без сверстников (за исключением родных и двоюродных братьев и сестер), которые также не зовут ребенка на собственные торжества.

Конечно, это далеко не все симптомы детского одиночества, но самые очевидные. Возможно, вы замечали у своего малыша и другие признаки нелюдимости и нежелания общаться.

Читайте также:  Детская истерика в магазине – как реагировать родителям

Почему ребенок ни с кем не дружит?

Одиночество дошкольника должно насторожить родителей, ведь для него естественно искать партнеров по играм. Каковы причины того, что ребенок избегает общения? А может, это с ним не желают играть сверстники?

  1. Безусловно, при оценке детского поведения следует учитывать и личностные особенности малыша. Дети-интроверты и флегматики сами по себе не склонны заводить многочисленные отношения. А ребенок, опережающий ровесников по уровню развития, зачастую тяготеет больше к взрослым, а не дошкольникам.
  2. К сожалению, дети часто довольно жестоки и дразнят тех, кто имеет явные от них отличия. Излюбленным поводом для издевок и насмешек может стать ношение очков, заикание, рыжие волосы или лишний вес. Отсюда обида на сверстников и нежелание с ними контактировать.
  3. Иногда в детском одиночестве виноваты и сами родители, которые по разным причинам стараются оградить ребенка от других детей. Это может быть серьезное заболевание у малыша, стремление найти более выгодных с какой-то позиции приятелей.
  4. Мешающие общению черты характера, такие, как агрессия, застенчивость, замкнутость, зачастую приводят к тому, что дети превращаются в настоящих изгоев, которые не способны предложить интересную идею для развлечения и сами боятся вступить в игру.
  5. Воспитывая ребенка как «кумира семьи», внушая ему мысль, что он должен быть всегда первым, стремиться к лидерству, взрослые могут оказать крохе медвежью услугу. Есть вероятность, что такой баловень откажется общаться с теми детьми, которые не принимают его избранного положения.
  6. Еще одну группу риска составляют «домашние» малыши, проводящие большую часть времени с мамой и бабушкой. При поступлении в детский сад они испытывают очевидные сложности при общении со сверстниками и часто не могут найти себе друзей.

Однако если ребенок вообще отказывается от контактов, пора принимать эффективные меры по улучшению его социализации.

Что делать взрослым, если ребенок ни с кем не дружит?

На самом деле, родители смогут сделать очень много полезных вещей, чтобы помочь малышу подружиться с другими детками. Например, познакомить с ровесником, который обладает схожими интересами. Предлагаем еще несколько советов от опытных психологов.

  1. Одинокому ребенку необходимо ощущать родительскую поддержку. Если у вас был личный неприятный опыт в детстве (отсутствие друзей), обязательно поделитесь им. Главный смысл подобной беседы – рассказать, как вы справились с этой ситуацией.
  2. Попробуйте устраивать у себя дома различные праздники и развлечения, на которые можно пригласить одногруппников. Вполне вероятно, вне стен дошкольного учреждения дети подружатся намного быстрее. Еще одна идея – познакомиться с мамами других ребятишек и выбираться на совместные семейные посиделки: в парк и кафе.
  3. Если изолированность и отчужденность связаны с психологическими особенностями поведения самого чада (обидчивость, агрессия, избалованность, замкнутость), не бойтесь обращаться за поддержкой к опытному специалисту.
  4. Запишите своего отпрыска в танцевальную школу или спортивную секцию, если ребенок стесняется лишнего веса. Этим вы поможете малышу избавить от психологических комплексов, мешающих дружбе и знакомству со сверстниками.
  5. На детскую площадку или в садик принесите мячик и разноцветные мелки, тогда вы сможете организовать совместную игру, в центре которой окажется ваш ребенок. Предложите деткам поиграть в подвижные развлечения: салки, жмурки, прятки, казаки-разбойник и.
  6. Призовите на помощь воспитателя, который сможет включить малыша в театрализованную деятельность. Подобные занятия замечательно действуют на застенчивых деток, которые в непринужденной обстановке смогут выстроить добрые отношения с ровесниками.
  7. Опытные педагоги также способны подсказать мамам и папам, с кем из детей их маленький одиночка лучше всего взаимодействуют. Попросите воспитательницу высаживать их за один стол во время завтрака и учебных мероприятий.

Нельзя принуждать малыша дружить с конкретным сверстником, навязывать общением с товарищами по детской площадке и одногруппниками. Не забывайте, что любые неосторожные слова и поступки могут вызвать негативные последствия в будущей школьной жизни.

Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или компьютером, чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик».
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Причины детской нелюдимости

  • Дети зачастую жестоки и придумывают обидные прозвища тем, кто хоть чем-то отличается от них. Излишняя полнота, заикание, ношение очков, рыжие волосы – все это может стать излюбленным поводом для насмешек и, соответственно, нежелания контактировать с ровесниками.
  • Популярность в коллективе может зависеть от материального положения и внешнего вида. Подростки часто насмехаются над теми, у кого немодная одежда или старая модель мобильника.
  • Ребенок растет в негостеприимной семье, в которой ему постоянно говорят, что друзья могут обмануть и предать. Взрослые также находят отрицательные черты у каждого приятеля сына или дочки: плохо учится, отвратительно себя ведет, его папа работает обычным дворником.
  • Возможно, родители заняты на работе или направили всю энергию на недавно рожденного младенца. Если взрослые не уделяют достаточного внимания ребенку, он начинает считать себя ненужным и способен отказаться от взаимодействия со сверстниками.
  • Застенчивые дети часто становятся изгоями в садике и школе, так как не могут предложить интересную игру и боятся сами вступить в контакт. Вынужденная изоляция в раннем детстве по причине хронической болезни, мамина тревожность и мнительность приводят к стеснительности и боязни поступить неверно.
  • Если ребенок ведет себя агрессивно, считая, что решать конфликты нужно с помощью кулаков и ругательств, то с большой степенью вероятности его ждет изоляция и отсутствие друзей.
  • Дошкольник, воспитанный по принципу «кумира семьи», стремится всегда быть первым, не желая считаться с интересами других детей. Такой баловень отказывается дружить со всеми, кто не принимает его привилегированного положения.
  • В группе риска состоят и так называемые домашние детки, которые большую часть своего времени общаются с бабушкой и не ходят в садик. Они испытывают трудности с адаптацией в начальных классах, потому что не владеют навыками взаимодействия с группой детей.

Малыш ни с кем не дружит: что делать

  1. Если причиной изолированности ребенка является старый мобильный телефон и устаревший гардероб, не нужно сразу же приобретать самые дорогие вещи и смартфон. Узнайте его вкусы и предпочтения, а затем обсудите покупку модного гаджета, но с учетом семейного бюджета. Дети станут увереннее, если вы будете считаться с их мнением.
  2. Запишите свое чадо в спортивную секцию или танцевальный кружок, если низкий социальный статус связан с лишним весом. Тем самым вы избавите его от многочисленных комплексов по поводу внешности и поможете обрести новых друзей или сдружиться с одноклассниками, которые также посещают этот кружок.
  3. Обратитесь за поддержкой к психологу, если трудности с коммуникацией возникли из-за особенности поведения дошкольника: агрессивности, излишней обидчивости, избалованности, высокомерности.
  4. Малышу необходимо чувствовать вашу поддержку, поэтому уделяйте ему максимум внимания. Расскажите о собственном негативном опыте, связанным с тем, что у вас в детстве тоже было мало друзей. Особый акцент сделайте на удачном разрешении этой ситуации.
  5. Устраивайте у себя дома веселые праздники, на которые приглашайте детей из садика, школы. Возможно, вне стен учебного учреждения ребята смогут подружиться гораздо быстрее. Познакомьтесь с родителями других малышей и выбирайтесь на общие семейные мероприятия: посидеть в кафе, погулять в парке.
  6. Поручите малышу поделиться конфетами или яблоками, так он приобретет необходимый авторитет среди сверстников. Принесите на игровую площадку разноцветные мелки и мячик и организуйте совместное развлечение, в центре которого будет ваш отпрыск. Также способствуют возникновению симпатии и дружбы подвижные игры: прятки, салочки, жмурки.
  7. Поддерживайте каждый шаг вашего тихони, который решил познакомиться с другими детьми. Старайтесь не давать отрицательные оценки его приятелям и друзьям, чтобы не разрушить инициативу и свободу выбора.
  8. Попросите воспитателя или классного руководителя чаще включать ребенка в театральную деятельность и сюжетно-ролевые игры. Подобные занятия помогут ему справиться с застенчивостью, раскрыть артистический талант и выстроить доброжелательные отношения с окружающими людьми.
  9. Кстати, опытный педагог подскажет, кто из группы лучше всего контактирует с малышом. Попросите посадить их за один столик на время обеда и образовательных мероприятий.
Читайте также:  8 плохих привычек, которые мы прививаем детям

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.

Cын ни с кем не дружит!((

Я ужасно переживаю, что мой сын ни с кем не дружит((( Ему 11 лет, он ходит гулять во двор – но ни с кем, совсем ни с кем там не общается не играет не дружит, просто сидит там и музыку слушает в наушниках. Это нормально? Или это какая-то серьезная проблема с социальной адаптацией?

Нет не нормально.идите к психологу

да они дружить то не умеют. это мы целыми днями ватагой гоняли. а теперешние компьютерные дети другие. у меня сын примерно такой же. 12 лет.

Где купить путёвку в детство?
Чтобы детям показать,
Как же было интересно
Во дворе толпой гулять.
Жгли костры, играли в прятки,
Пеленали всех котов.
Мы играли в наши игры:
В продавцов и докторов.
На скакалке мы скакали
И гоняли “лесапед”.
Жаль, конечно, в наше время,
Детство – это Интернет…

да они дружить то не умеют. это мы целыми днями ватагой гоняли. а теперешние компьютерные дети другие. у меня сын примерно такой же. 12 лет.
Где купить путёвку в детство?
Чтобы детям показать,
Как же было интересно
Во дворе толпой гулять.
Жгли костры, играли в прятки,
Пеленали всех котов.
Мы играли в наши игры:
В продавцов и докторов.
На скакалке мы скакали
И гоняли “лесапед”.
Жаль, конечно, в наше время,
Детство – это Интернет…

Когда я рассказываю дочке про своё детство, она завидует, что нам было так весело. Или это я умею так рассказать?)) “Зарница”, походы, турслёты.
Хотя ей тоже живётся неплохо, у них очень дружный весёлый класс. Их из школы за уши не вытащишь, вечно у них какие-нибудь концерты, соревнования, репетиции.
Автор, если вашему ребёнку и так комфортно, то и ничего. Все великие были одиночками.
Но если он хочет другого, просто не знает, как что-то переменить и самому перемениться, то следует ему помочь. Надо раскрыть его душу, заглянуть в неё. Вы мать, вы должны это уметь.

Для версии Форума Woman.ru на компьютерах появились новые возможности и оформление.
Расскажите, какие впечатления от изменений?

Все великие были одиночками.

Ага, все великие маньяки. Зодиак,Чикатилло и иже с ними. Все были одиночками в детстве

Вашему сыну нужны братья, рожайте! Ваш муж уже построил вам дом?
Подарите сыну ещё и собаку!

Поздновато вы опомнились, в 11 лет. А что такое дружба, как правильно дружить вы ему в детстве объясняли? Может он слишком высокомерный, или наоборот заискивает перед всеми? Или тормоз?
Можно найти кружок по его интересам, там будут у детей общие темы для разговоров хотя бы.
У меня вообще принцип такой – когда ребёнок с друзьями, никакого утыкания в телефон! Вот живые люди, общайся, обсуждай, ссорься, мирись, играй. А телефончик дома подождёт до вечера.

Вашему сыну нужны братья, рожайте! Ваш муж уже построил вам дом?
Подарите сыну ещё и собаку!

Ага))) Когда все фигово РОЖАЙ!
Я вот не хотела себе сестер или братьев- и у меня все хорошо)
Может быть после рождения ещё одного ребенка её старший сын вообще в себе замкнется решив, что он не нужен теперь матери? А, ведь так часто бывает. Именно поэтому подростки сбегали часто или заканчивали жизнь самоубийством. Думайте своей *****что советуете.

Здесь несколько вариантов, как можно социально адаптировать вашего пацана. Во-первых, к нему вряд ли кто подойдет общаться, если у него в ушах наушники. Во-вторых, скорее всего у вас и семья мало общительная, поэтому он не знает как первым подойти и познакомиться, или начать разговор. Пойдите куда-нибудь с ним и продемонстрируйте на своем примере, как легко и непринужденно можно знакомиться с людьми. Заодно и сами расширите свой круг знакомых)). Потом есть кружки и секции по интересам. Там совсем легко можно знакомиться и общаться. Судя по всему у вас парень музыкальный, то выбор здесь огромный, начиная от игры на гитаре и заканчивая вокалом и танцами. А с другой стороны, может ему сейчас просто какая-то девочка нравится и он балдеет от своей влюбленности и слушает музыку. Вы хоть послушайте, какую музыку слушает ваш ребенок. Это про многое может рассказать, чем живет он, какой у него внутренний мир, что его волнует.
В крайнем случае, если парень не находит общего языка со сверстниками, то попробуйте завести собаку. Собака быстрее ему поможет адаптироваться в компании и заводить новых друзей. Но скорее всего у вашего парня нет своих интересов, увлечений, хобби и он малоинтересен сверстникам и его не принимают в свой круг.

Ребенок ни с кем не дружит в детском саду, на детской площадке — нормально ли это и что делать?

Время на чтение: 8 минут

Ребёнок по своей природе стремится изучать окружающий мир, знакомиться с новыми вещами и людьми вокруг себя. Но бывает и так, что ребенок плохо уживается с ровесниками, и почти ни с кем не дружит в детском саду или на детской площадке. Нормально ли это, и что предпринять для успешной социализации малыша?

Содержание статьи:

Нарушение социализации ребенка в среде ровесников – как выявить проблемы

Звучит несколько кощунственно, но подчас родителям становится даже удобно, что их ребенок всегда находится возле них, ни с кем не дружит, не ходит в гости и не приглашает друзей к себе. Но такое поведение ребёнка, скорее, ненормально, ведь одиночество в детском возрасте может скрывать за собой целый пласт внутрисемейных проблем, проблем социализации ребенка, нарушения психики, даже нервные и психические заболевания. Когда же родители должны начинать бить тревогу? Как понять, что малыш одинок и имеет проблемы в общении?

  1. Ребенок начинает жаловаться родителям, что ему не с кем поиграть, что с ним никто не хочет дружить, никто с ним не разговаривает, все над ним смеются. Стоит заметить, что такие признания, тем более – от детей очень замкнутых и стеснительных, можно услышать очень редко.
  2. Родители должны больше смотреть на своего ребенка со стороны, замечать все малейшие проблемы в поведении и общении с детьми. При игре на детской площадке ребенок может быть и очень активным, кататься с горки, на качелях, бегать, но при этом – ни с кем из других детей не контактировать, или же вступать с другими в многочисленные конфликты, но не пытаться с ними играть вместе.
  3. В детском саду или школе, где детский коллектив собран в одном помещении на большую часть дня, ребёнку с проблемами социализации становится ещё труднее. Он не имеет возможности отойти в сторонку, воспитатели и учителя часто стараются вовлечь таких детей в общую деятельность вне их желания, что может только добавить им стресса. Родители должны присмотреться – с кем из детей ребёнок общается, обращается ли он к кому-то за помощью, обращаются ли ребята к этому ребёнку. На праздничных мероприятиях родители также могут подметить – активен ли их малыш на празднике, рассказывает ли стихи, танцует ли, выбирает ли его кто-нибудь в пару для игр и танцев.
  4. Дома ребёнок с патологической необщительностью никогда не рассказывает о своих сверстниках, друзьях. Он предпочитает игры в одиночку, может неохотно идти на прогулки.
  5. Малыш не против оставаться дома в выходные дни, он не чувствует себя плохо, когда он играет один, сидит в комнате в одиночку.
  6. Ребёнок не любит ходить в детский сад или школу, и всегда ищет любую возможность, чтобы не посещать их.
  7. Чаще всего ребёнок приходит из детского сада или школы нервным, возбужденным, расстроенным.
  8. На день рождения ребёнок не желает приглашать никого из сверстников, и его также никто не приглашает.

Конечно, не всегда эти признаки говорят о патологии – бывает, что ребенок по характеру очень замкнут, или, наоборот, самодостаточен и не нуждается в компании. Если же родители заметили ряд тревожных признаков, которые говорят о патологической необщительности ребенка, его нежелании дружить, проблемах в социализации, необходимо сразу же принимать меры, пока проблема не стала глобальной, трудной к исправлению.

Ссылка на основную публикацию