Домашние дела, которые можно доверить двухлетнему ребенку

Домашние обязанности детей по возрастам

Если дети не задействованы в домашних делах – они становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Поливать цветы и растения.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Зашивать распоровшиеся швы.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

Какие домашние дела можно доверить ребенку
статья (старшая группа) на тему

рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
kakie_domashnie_dela_mozhno_doverit_rebenku.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Какие домашние дела можно доверить ребенку?

Одной из отличительных особенностей Монтессори-педагогики, которая известна практически всем, является то, что дети проводят много времени, осваивая так называемые упражнения практической жизни: моют пол, стирают, чистят ботинки.

Обычно дети с двух до четырёх лет наибольшее количество времени проводят именно в этой зоне. Ребёнок, находящийся в это время в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни.

Большая часть материалов происходит из повседневных домашних дел и постепенно даёт возможность ребёнку применять сложные движения в занятиях дома, в семье, в социальной группе: готовить завтрак, самостоятельно одеваться и раздеваться. Таким образом у ребёнка растёт уверенность в своих силах.

Практически все материалы для упражнений в практической жизни можно сделать дома. Выделите для них отдельную зону и выставляйте новые материалы по мере подготовленности и взросления ребёнка. Не удивляйтесь, если рёбенок до четырёх лет будет проводить основную часть своего времени, работая именно с этими материалами.

Такие материалы всегда актуальны дома, даже для тех детей, которые уже посещают Монтессори-группу.

Вот что вы можете предложить.

С этих упражнений обычно начинают знакомство с Монтессори-средой, они помогают ребёнку соблюдать общий порядок в классе или Монтессори-среде. Хотя они и кажутся такими простыми и элементарными, что не требуют специальной презентации, это не так. Необходимо обязательно отвести для них время и обратить особое внимание ребёнка.

  • Как ходить в группе или дома, не задевая предметов.
  • Ношение предметов (стула, коврика, предметов на подносе, стаканов, наполненных водой).
  • Открывание и закрывание (коробочек, тюбиков, двери).
  • Раскатывание и скатывание коврика. Для ковриков должно быть отведено особое место, которое ребёнок должен знать. Дома ребёнку будет достаточно одного небольшого коврика.

Введите правило: «Если коврик на пути – коврик надо обойти».

  • Пересыпания (пересыпания ложкой, из кувшина в кувшин, пересыпание из одной пиалы в две или несколько, пересыпание через сито, пересыпание разными ложками, в том числе мерными, пересыпание через воронку).
  • Переливания.

Упражнения по уходу за собой

  • Расстёгивание и застёгивание различных видов застёжек.
  • Мытьё рук.
  • Стирка.
  • Чистка обуви.

Упражнения по заботе об окружающей среде

  • Протирание пыли.
  • Подметание.
  • Мытьё (пола, стола, посуды).
  • Уход за цветами и домашними животными.

Особые формы движения

  • Умение ходить красиво, грациозно, вырабатывать чувство равновесия (ходьба по линии).
  • Умение сохранять тишину и спокойствие (упражнение в тишине).

В этой группе упражнений практической жизни может быть ещё много различных, придуманных вами упражнений, помогающих ребёнку добиться ловкости движений и способствующих развитию самостоятельности. Это различные игры с крупами и водой, мозаики, замочки, а также помощь во всех ваших делах по дому.

Не забывайте, что все материалы для уборки должны быть подобраны по росту ребёнка. Покажите ему, как работать с материалом, прежде чем он сам приступит к работе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С какого возраста можно обучать ребенка английскому языку? Говорят, что лучше всего, если ваше чадо в более раннем возрасте возьмется за изучение иностранных языков. Так считают многи.

Вопросом, с какого возраста ребенка можно оставлять одного дома, задаются многие родители. Сложность заключается в том, что однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос – нет.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Консультация по домашним животным.

Презентация для родителей и педагогов.

Консультация для родителей “Какие упражнения можно и какие нельзя делать в дошкольном возрасте&quot.

Обычно, когда родители занимаются домашними делами(уборкой квартиры, приготовлением пищи, стиркой и др.,ребенок или играет с игрушками, или смотрит телевизор. Ксожалению, современное телевидение не сп.

5 домашних дел, которыми можно увлечь ребенка

С появлением ребенка домашних дел становится только больше. Хорошо, если есть кому помочь. А если нет, то обычно маме приходится разрываться между ребенком, уборкой, стиркой, готовкой, предоставляя его самому себе. Почему бы вам ни попробовать привлечь уже подросшего малыша к своим хлопотам? Мы предлагаем несколько способов, которые позволят провести весь день вместе и с пользой. Таким образом вы незаметно переделаете рутинную работу, а ребенок научится помогать, станет самостоятельнее и узнает много интересного – он будет только в восторге от новых игр.

Екатерина Левикова, кандидат наук Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, медицинский психолог

Уборка. Сражаемся с привидениями и микробами

Многие мамы знают, как порой непросто уговорить ребенка убрать все игрушки на место. Чтобы очередная просьба не превращалась в слезы и крики, предложите ему… еще немного поиграть.

  • Любой малыш согласится продолжить веселое занятие и доставить разбросанное в коробки бульдозером или грузовиком. Другой вариант – развозить детское хозяйство по полкам на самолете или представить себя роботом, который рассортировывает предметы.
  • С помощью сюжетно-ролевых игр можно привлечь ребенка и к обычной уборке квартиры. Попросите его протереть пыль на низких столиках и полках – ответственное дело для ученого, который собирает образцы почвы с другой планеты.
  • Уборку с пылесосом превратите в охоту за привидениями, ведь он так похож на прибор героев из популярного фильма. А может, вы сражаетесь с целой армией микробов, которые напали на вас? Тогда тряпочка в ваших руках превратится в мощное оружие получше лазерного меча!
  • Также играючи можно убрать вещи на полки шкафа – по своим домикам, где им тоже нужно отдохнуть и выспаться.

Стирка. Пополняем словарный запас

Если надо постирать что-то руками, а не в машинке, предложите и ребенку привести в порядок наряды любимой игрушки: куколки или супергероя. Рядом со своим тазиком поставьте емкость поменьше и покажите малышу, какими движениями нужно отстирывать грязь. Так он будет с интересом учиться новому и при этом будет рядом. Кроме того, проговаривая свои действия, вы тренируете способность ребенка воспринимать информацию на слух и постепенно пополняете его словарный запас. А после этого развесьте одежду на веревочке с помощью прищепок – это упражнение пойдет на пользу мелкой моторике, а значит, и речи.

Готовка. Развиваем мелкую моторику

Ещё одно занятие, которое, как правило, отнимает много времени у родителей, – приготовление еды. Но и тут необязательно оставлять малыша одного в комнате. Наоборот, перенесите игровую на кухню. Настоящие продукты и посуда понравятся ребенку намного больше!

  • Помыть овощи и фрукты, почистить яйцо, порвать зелень, перебрать крупу, собрать бутерброды, размять тесто – мамины кулинарные уроки по развитию мелкой моторики ничем не хуже платных в центре. Особенно если вы при этом поделитесь всем, что знаете про морковку, картошку, яблоки…
  • Ваш юный повар почувствует себя настоящим профессионалом, если вы доверите ему солить еду, отмерив нужное количество, дадите первому попробовать приготовленное блюдо (конечно, не горячее) или назначите главным по кнопкам приборов, на которые он будет нажимать только после вашей команды «Пуск!» или «Поехали!».
  • Когда вы будете накрывать на стол, ребенок тоже может помочь по мере своих сил: украсить салат, разложить салфетки, хлеб и столовые приборы. И, конечно, накормить своих игрушечных подопечных, устроив обед для них.
  • После того как все поедят, предложите свернуть сказочную скатерть-самобранку и помойте вместе посуду (небьющуюся), ложки, доски. Тут уместно прочитать ребенку стихотворение Корнея Чуковского «Федорино горе», в котором автор так ярко и трагично рассказал о том, как тяжело живется грязным тарелкам и кружкам.

5 способов от детского психолога приучить ребёнка помогать по дому и 5 ошибок родителей

Некоторые сегодняшние мамы и папы убеждены, что домашние обязанности лишают любимое чадо счастливого детства, поэтому сами потихоньку складывают раскиданные игрушки, вещи, книги, даже не задумываясь над тем, как приучить ребёнка помогать по дому. И всё же подобный подход в корне неверен. Домашние хлопоты приносят большую пользу не только родителям, но и самим детям. Ребятишки в раннем возрасте, помогая взрослым, ощущают себя полноценными членами семьи, гордятся собственными возможностями, учатся работать в команде.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

С двух до четырёх лет

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

С четырёх до шести лет

Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.

Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).

Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.

Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.

От шести лет и старше

Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.

Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:

  • ежедневно заправлять свою постель;
  • убирать игрушки на место;
  • складывать одежду в шифоньер или на стул;
  • ухаживать за домашними цветами;
  • собирать рюкзак в садик или школу;
  • следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.

Полезные рекомендации

Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.

К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.

Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

«Не хочу помогать!»

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.


Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам

Распределение обязанностей: время для мамы и самостоятельность детей

Дженнифер Пэйт соавтор видеоканала для мам

Барбара Мэйчен соавтор видеоканала для мам

Дети подрастают, становятся самостоятельнее — но времени у занятой мамы почему-то не прибавляется. Да, за дошкольниками и младшими школьниками уже не нужен глаз да глаз, но освободить руки и голову для какого-то приятного дела или хобби, побыть наедине со своими мыслями и желаниями у женщины все равно не получается. Выход — распределение обязанностей.

Некоторые обязанности, которые, как нам кажется, мы должны выполнять, если хотим считать себя хорошими матерями, как раз и съедают большую часть времени, а к тому же отучают наших детей от самостоятельности.

Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, — это научить его или ее быть независимым. В процессе этого обучения вы сможете одарить и себя — у вас появится время, чтобы сосредоточиться на своем «я» и позаботиться о себе.

Самостоятельность в обмен на время

Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.

Мы носимся с нашими детьми, словно с физически или умственно неполноценными лицами королевских кровей. Это то, что я называю «хороший родитель портит». Любящие, преданные, умные родители ведут себя так, словно их дети, пока им не исполнится 35 лет, даже попу себе вытереть не могут, не говоря уж о том, чтобы пройти по улице полквартала.

Представьте, что у вас шестеро детей. Ведь если бы у вас было шестеро малышей, вы не успевали бы всем вытирать попы и каждому подкладывать подушечку, когда он падает. Важно уточнить понятие крайней необходимости. Крайней необходимостью не является тот случай, когда ребенок немного капризничает или слегка проголодался.

Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.

Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.

Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.

Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.

Что могут ваши дети?

В 2–3 года:

  • убирать игрушки;
  • складывать грязную одежду в корзину;
  • убирать книги и журналы
  • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
  • вытирать пролитое;
  • вытирать пыль.

С определенного момента я пришла к выводу, что не надо давать детям какие-то обязанности кроме одной: убирать за СОБОЙ. Если все члены семьи это делают, то мне остается мизер. У старшего сына своя комната, выделялась с условием, что он будет содержать ее в порядке. Раз в неделю он ее пылесосит, вытирает пыль. Я делаю контрольную уборку где-то раз в 2 месяца. Сам гладит школьные брюки, чистит ботинки (и мне тоже).

Средняя имеет свой шкаф-стол, их содержит в порядке, вытерает пыль. Муж раз в неделю пылесосит всю квартиру (кроме комнаты старшего), гладит.

Посуду каждый сам со стола ставит в раковину, муж загружает в машинку. В магазин тоже ходит муж (иногда сын). На мне готовка, стирка, мытье полов.

В 4–5 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • убирать свою постель;
  • выбрасывать мусор;
  • убирать со стола;
  • поливать растения;
  • приготовить завтрак из хлопьев.

В 6–7 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • рассортировать белье;
  • подметать;
  • помогать готовить и упаковывать завтрак;
  • накрывать на стол;
  • убирать в спальне;
  • наливать напитки;
  • отвечать на телефонные звонки.

В 8–9 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • загружать посуду в посудомоечную машину;
  • разбирать купленные продукты;
  • помогать готовить ужин;
  • готовить свою одежду для стирки;
  • чистить овощи;
  • делать тосты;
  • гулять с собакой.

У нас проблемы с мытьем полов. Меня в детстве заставляли мыть полы – я ужас как не любила, теперь такое же отношение у дочерей. И мне тут задумалось – а как у сына изменить отношение? То есть как-то переместить нелюбимую всеми работу из зоны недовольства в зону радости?

Поговорили с дочкой, придумали – когда вся семья (кроме мамы) моет пол, мама печет особый “уборочный” пирог, который потом все, участвующие в уборке, едят. Правда, у нас это недавнее введение, пирог был только один. Но четырехлетка так его и называл – “уборочный” пирог, так что, может, и получится.

В 10–12 лет:

  • все вышеперечисленное;
  • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
  • складывать выстиранное белье;
  • убирать в ванной;
  • готовить простые блюда;
  • стирать;
  • стричь газон;
  • убирать свою постель и менять постельное белье;
  • убираться в кухне;
  • присматривать за младшими братьями и сестрами.

Как это организовать

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.

Ребёнок и домашние обязанности: грамотное распределение бытовых дел

У каждого члена семьи должны быть свои обязанности – и у ребёнка тоже. Детей наделяют домашними делами не только в целях помощи родителям: выполнение цикличных действий несёт и воспитательные функции.

Но как лучше распределить трудовые обязанности в семье и с какого возраста начинать? Разберёмся вместе.

О детских обязанностях и их функциях

Некоторые родители, безумно любя своё чадо, не хотят его нагружать. Они считают, что детство – короткий период, который нужно посвящать играм и веселью, а убрать, тарелку помыть взрослые и самостоятельно смогут.

Эта точка зрения некорректна: лишая малыша своих личных дел по дому, вы приостанавливаете его личностное становление и осознание собственного «Я».

Взрослые не поручают детям бытовые задачи, желая, чтобы они тратили время на что-то более значимое.

Но научно доказано, что систематическое выполнение домашних дел способствует психологическому и интеллектуальному становлению. А это влияет на самовыражение и выбор карьеры в будущем.

Обязанности детей несут ряд положительных функций:

  1. Приучают к трудолюбию, аккуратности, знакомят со словом «должен».
  2. Учат планированию, постановке целей и выработке навыков, необходимых для их реализации.
  3. Помогают рассчитывать и осознавать собственные цели.
  4. «Приходить» от частного к общему. Чтобы убрать свою комнату, нужно собрать игрушки, заправить кровать, вытереть пыль.
  5. Осваивать способность к самодисциплине. В процессе выполнения работы по дому малыш вдохновляется, организуется и создаёт рабочее настроение.
  6. Учат быть отзывчивым, чутким, заботливым.
  7. Учат осознанию своей необходимости. Каждому ребёнку хочется знать, что он помогает своей семье.

К тому же обязанности ребёнка в семье дают ему представление о жизни и процессах её осуществления. Помогающие родителям дети не вырастут эгоистами, они будут уметь самостоятельно справляться с неудачами, они не станут пассивными наблюдателями, а будут активными деятелями.

Соответствие обязанностей возрасту ребёнка

Прежде чем распределить домашние дела и делегировать часть из них чаду, нужно быть уверенным в возможности их исполнения.

Малыши готовы помогать родителям уже с 2 лет, главное – разумно подобрать для них занятие. Ознакомьтесь со списками обязанностей по дому ребят разных возрастов.

Малыши от 2 до 3 лет

Самым маленьким уж точно по силам:

  • расставлять разбросанные игрушки по местам;
  • мыть руки, чистить зубы;
  • снимать одежду, а некоторую – надевать;
  • ставить на место просмотренную литературу (книжки, журналы);
  • относить посуду (она должна быть изготовлена из небьющегося материала) и столовые приборы в раковину;
  • вытирать за собой грязные следы и пятна на столе, полу, стенах.

Не нужно думать, что двухлетние детки настолько малы, что им нельзя ничего доверить. Они многое понимают и умеют, нужно только чаще давать им возможность практиковать свои навыки.

4-5 летние дети

На этом возрастном этапе ребята способны самостоятельно:

  • расстилать и застилать кровать (пускай в первые разы будет не очень аккуратно, в следующий раз обязательно получится лучше);
  • вытирать пыль;
  • пылесосить;
  • делать попытки мыть посуду;
  • накрывать на стол;
  • участвовать в приготовлении различных блюд;
  • ухаживать за домашним питомцем и кормить его;
  • складывать и убирать одежду в шкаф.

Если вы живёте в частном доме, то активно приобщайте детей к работе в саду и в огороде (им это очень интересно).

6-7-летние ребята

Ознакомившись с умениями самых маленьких карапузов, вам, наверняка, интересно узнать, что должен уметь ребёнок в 6-7 лет. Его навыки и обязанности должны быть намного обширнее:

  • поливать цветы;
  • выгуливать собаку;
  • выносить мусор;
  • самостоятельно складывать свой портфель и делать уроки;
  • пользуясь овощечисткой, помогать вам с приготовлением пищи – чистить овощи, фрукты, нарезать их детским ножиком;
  • подбирать одежду для выхода;
  • гладить предметы гардероба после ознакомления с правилами безопасности;
  • мыть за собой ванну после купания.

В этом возрасте учите юного школьника пользоваться будильником, он может сигнализировать не только о необходимости просыпаться, но и напоминать о времени делать уроки, выходить из дома.

Дети 8-9 лет

В этом возрасте ребята уж точно должны знать, что такое «мои обязанности» и систематически их выполнять.

К их делам по дому относятся:

  • полная уборка в квартире – мытьё полов, вытирание пыли, наведение порядка;
  • сортировка одежды – чистые вещи складываются в шкафу после глажки, а грязные – относятся в корзину для белья;
  • чистка и мытьё своей обуви;
  • носить пакеты с покупками и разбирать сумки после семейного похода в супермаркет;
  • готовить простейшие блюда – яичницу, бутерброды, салат;
  • включать стиральную машину и развешивать постиранные вещи.

Ребята должны быть способны помочь вам с младшими детьми: посидеть с ними, развлечь, покормить.

По мере взросления сложность и характер заданий должны прогрессировать.

Как распределять обязанности грамотно?

Чтобы научить ребёнка участвовать в делах семьи и проявлять инициативу самому, взрослым нужно правильно относиться к своим обязанностям.

Если родители регулярно высказывают недовольство по поводу мытья посуды либо стирки белья, то дети будут делать так же. Зачем им проявлять инициативу к осуществлению неприятного задания?

Хвалите своё чадо за каждое выполненное дело, пусть даже неудачно. Так, малыш будет уверен, что делает что-то значимое для семьи.

Чтобы домашние обязанности крохи не стали рутиной, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Поначалу предлагайте малышу занятия, к которым он сам проявляет интерес.
  2. Позволяйте ребёнку иногда меняться бытовыми задачами. Это расширит детскую компетентность и сплотит семейный коллектив.
  3. Пусть чадо самостоятельно приобретает средства для выполнения его работы (средство для мытья посуды, порошок). Так, малыш будет уверен в том, что ему доверяют, и станет отвечать за свой выбор (который будет ограничен родительским бюджетом).
  4. Постарайтесь привнести в работу нотку творчества. Если ребёнок готовит, то пускай придумает новое блюдо, если складывает вещи в шкаф – пусть сложит их по цветам.

Разделение домашних задач имеет некоторые особенности. Следует различать постоянные и временные дела.

К первой категории относится мытьё посуды, уборка, готовка, глажка, стирка, ко второй – мытьё окон, поклейка обоев, генеральная уборка. Их выполнение зависит от возраста, возможностей, а очень часто и от желаний чада.

Никогда не делайте за детей то, что они и сами могут сделать.

Если выбор стоит между выполнением школьных заданий и бытовых дел – выбирайте последнее. Ведь ваша цель – воспитать личность, способную к заботе о ближнем, а успешность должна иметь второстепенное значение.

Также следует поручать домашние дела в соответствии с гендерной идентификацией малыша: мальчикам подойдут задания с использованием различной техники, девочкам – хозяйственно-бытовые.

Система напоминаний

Очень часто дети не выполняют поставленные задачи попросту из-за забывчивости. В таком случае родители должны разработать систему напоминаний, используя разнообразные приёмы. Малыш сам может решить, какой ему нравится больше.

  • сделать таблицу с отмеченными на ней бытовыми задачами;
  • наклеить стикеры на холодильник;
  • сделать бумажный цветок с отрывными лепестками – выполнив что-то, малыш прикрепляет лепесток с ответствующей надписью;
  • нарисовать рисунки с изображением конкретных дел.

Привлеките соревновательный момент: у кого больше лепестков, стикеров, рисунков, тот получит приз в конце недели.

Заключение

Не нужно легкомысленно относиться к детским обязанностям по дому. Дети должны ценить свою семью и порядки, которые в ней установлены.

Если вы не хотите собирать 10-летнему ребёнку портфель и застилать за ним постель, начинайте приучать к работе по дому как можно раньше. Так, дети постепенно научаться себя обслуживать и станут самостоятельными в полной мере.

Читайте также:  Моя мама! Только моя! – или пару слов о детской ревности
Ссылка на основную публикацию