8 плохих привычек, которые мы прививаем детям

Вырабатываем полезные привычки у детей

Что мешает привычкам стать привычками

С вято место, пусто не бывает. Если не сформировать ребёнку полезные привычки, то их место быстро займут вредные.

Каждому родителю знакомы следующие ситуации:

малыш забегает на кухню, хватает еду, жадно её ест. На вопрос: «Руки вымыл(-а)?» – стыдливо отворачивается или начинает спорить, отвечая: «Ещё вчера!»;

ребёнок собирается в школу, а на голове хаос из волос. Можно даже не спрашивать про то, видел ли он расчёску с утра;

перед сном целуя ребёнка, чувствуешь, что зубной пастой даже не пахнет, хотя вечером также нужно чистить зубки, как и утром.

Как же помочь ребёнку привыкнуть к полезным действиям и выполнять их регулярно, а не время от времени? Секретов несколько. Меньше повторять ошибок и больше задумываться о том, как вовлечь своего ребёнка в нужный образ жизни.

4 основные ошибки при выработке полезных привычек

1. Отсутствие постоянства. Если ребёнку постоянно менять правила игры, то ему будет очень сложно сориентироваться. С привычками так же. Когда вы учите ребёнка застилать кровать, это требование должно работать и дома, и в гостях у бабушки, и в гостинице на отдыхе.

2. Критика. К сожаению, негативный пример не учит, как правильно. После слов «Ты всё делаешь не так!» у ребёнка только останется впечатление, что у него всё не получается. Стоит уточнить, что именно не удаётся малышу, а потом показать правильное действие. «Ты слишком быстро почистил зубы, давай чистить дольше и аккуратнее. Зубной пасте нужно время, чтобы помочь твоим зубам».

3. Невыполнение своих требований. Когда мы требуем от малыша умываться по утрам, а сами ходим целый день неумытые, это не очень понятно ребёнку. Ему кажется, что мы заставляем его делать то, что сами не считаем важным. «Что я, самый глупый что ли? Сами не умываетесь, а я должен?» – это частая реакция детей на замечания родителей.

4. Отсутствие подкрепления. После любого действия должна быть обратная связь. Моменты, когда мы не получаем оценки, пролетают мимо внимания. Ребёнка следует похвалить за то, что он сделал. А ещё лучше научить самому хвалить себя за верное действие. Помыл руки – улыбнулся и сказал: «Я – молодец, чисто вымыл руки».

Что делать, чтобы привычка стала нормой

Вот важные правила, которые помогут привить ребёнку полезные привычки:

1. Будьте примером для детей.

Все малыши хотят быть похожими на родителей. Уже в более позднем возрасте они начинают смотреть на окружающих, а пока мама и папа – это весь их мир. Поэтому они такие «повторюшки». Это качество заложено в нас природой. Малыши копируют то, что делают взрослые. Так человечество выживает. Ведь поведение говорит о том, что, повторяя образ жизни, можно дорасти до такого возраста. Помните, пример важнее, чем слова.

Если мама курит около вытяжки на кухне и просит ребёнка не курить, потому что это вредно, ребёнок, скорее всего, будет страдать зависимостью от сигарет. В этой ситуации работают два стимулятора – слова и действия, которые противоречат друг другу. Но дети перенимают именно пример, что видят их глаза, чувствует тело. Если бы слова влияли на воспитание так сильно, как мы того хотели, то мы все давно делали бы зарядку по утрам, не ложились спать поздно, ели меньше сладкого и так далее.

2. Вовлекайте детей в действия.

У ребёнка до 7 лет обучение лучше идёт через игру. Почему бы не поиграть в чистку зубов или мытьё рук? Для девочки это может быть «завтрак для принцессы»:

– Всем известно, что принцессы кушают еду чистыми руками, ложатся спать с чистыми зубками, ходят на улицу в чистой одежде. Ты же принцесса? Давай, так и будем делать!

С мальчишками можно всегда поиграть в мойку для машин:

– Ну что, ребята? Кто свои «колёсики» (ручки) вымоет в ванной быстрее? А сапожки в мойку кто отнесёт? А ну-ка с зубной пастой помоем зубки, как в настоящей мойке! Сейчас поедем на заправку супчиком и картошкой!

Когда вы будете сами получать удовольствие от полезных привычек, дети обязательно захотят присоединиться. Радость от расчёсывания волос, умывания с визгами радости привлечёт внимание малыша. Попробуйте сопровождать свои действия эмоциями на виду у малыша: подойдите к зеркалу, расчешите волосы, охните и скажите: «Какая я теперь красавица!». Результат не заставит себя ждать.

3. Рассказывайте о цели действия.

Нам не очень нравится, когда нас используют вслепую. И детям тоже. Им важны ответы на вопросы: «Почему?», «Зачем?». Познакомив детей с целью, вы даёте им не только возможность проверять результат, но и понимание того, насколько важны эти процедуры. Например, зубки чистят, чтобы они блестели, вкусно пахли, были крепкими (после чистки зубов предложите ребёнку улыбнуться в зеркало, посмотреть на блеск, чистоту, пощёлкать зубками).

О церемониях и правилах игры

Очень важно помнить, что привычка – это то, что требует закрепления. Деткам нужно повторять действия изо дня в день минимум три недели, а иногда и дольше. Обязательно учитывайте особенности малыша: если ребёнку сложно справляться самостоятельно, то продолжайте помогать. Вот чистить зубы ребёнку иногда приходится до 8 лет. Потому что некоторые дети ещё не умеют так шевелить своей кистью руки, как взрослые. Это нужно учитывать.

Вводите в жизнь привычки постепенно, по одной. Так будет проще вам и ребёнку.

Создавайте малышу такие условия, в которых выполнить действие будет проще и интереснее, чем забыть про него. Например, купите красивую зубную щётку и поставьте песочные часики, чтобы засекать время, или возьмите необычное мыло для рук. Многим деткам нравится жидкое или прозрачное глицериновое мыло. Сделайте так, чтобы, увидев эти предметы, малыш сам хотел повторять полезную привычку.

Ну а если ваш ребёнок ещё совсем кроха, то всё равно приучать к режиму стоит уже сейчас. Получается, что вместе с ним вы и у себя формируете полезную привычку. Ведь даже в роддоме просят мам умывать личико малышей ватными дисками, промывать глазки, чистить носик, мыть ручки в определённое время. Это прекрасная основа для полезных привычек в старшем возрасте.

Режим – не жизнь по часам, а понимание последовательности того, что за чем идёт, создание привычного стиля жизни.

Надеемся, что вам помогут наши советы, и вы сможете выработать у вашего ребёнка полезные привычки, стать увереннее в себе, заложить фундамент для крепкого душевного и физического здоровья.

Составить материал помогла логопед, коуч Ларина Елена Анатольевна
(Skype: Larina Elena Фея)

42 полезные привычки, которые не потребуют титанических усилий, но преобразят вашу жизнь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Чтобы сделать свою жизнь лучше, не обязательно сворачивать горы и кардинально меняться с понедельника. Достаточно обзавестись полезными привычками, которые шаг за шагом будут делать ваши будни более яркими и наполненными.

AdMe.ru выбрал 42 полезных навыка, которые преобразят вашу жизнь и не потребуют титанических усилий воли. А в конце статьи мы расскажем о самой реалистичной технике по внесению измений в свое расписание.

Здоровье, красота

  • Больше пейте. Выпивайте каждое утро натощак стакан теплой воды с лимоном. Поставьте на рабочем столе бутылку с водой.
  • Замените один гарнир в день на овощной салат. И добавьте в меню на каждый день хотя бы один фрукт.
  • Начинайте утро с 10-15 минут физической активности. Найдите свой вариант: зарядка, йога, танцы, тренажер.
  • Проверьте свою косметику на безопасность. Оставьте только качественную. И заодно убедитесь в актуальности сроков годности.
  • Завтракайте в первые 30 минут после того, как проснулись.
  • Откажитесь от гаджетов за полчаса до сна.
  • Утром и вечером умывайтесь холодной водой или протирайте лицо кубиком льда. Ваша кожа скажет вам спасибо.
  • Больше стойте и ходите. Даже на офисной работе несложно каждые 45 минут вставать, чтобы немного пройтись или поприседать. А если можете пройти лишнюю остановку пешком или подняться по лестнице вместо лифта — вообще отлично.

Личная эффективность

  • Вставайте на полчаса раньше. Посвятите это время себе или делам, которые постоянно откладываете.
  • Планируйте свой день. 15 минут планирования каждый день помогут вам выиграть несколько полезных часов. А занесенные в планировщик повторяющиеся задачи сэкономят время на само планирование.
  • Планируйте неделю в воскресенье. Так вы сможете лучше отслеживать свой прогресс и не потеряете время в понедельник на раскачку.
  • Расставляйте приоритеты. Золотое правило: 80 % усилий надо направить на решение приоритетных дел и 20 % – на решение второстепенных. Главный приоритет ставьте для 3 самых важных задач.
  • Больше читайте. И художественную литературу, и нон-фикшен. Регулярный поток новой информации улучшит память и повысит работоспособность.
  • Попробуйте технику «Pomodoro». Один “помидор” – это 25 минут полной концентрации на работе и 5 минут отдыха. Так вы не перенапряжетесь и не потеряете концентрацию.
  • Ешьте “лягушек” с утра. Если выполнять в начале дня задачи, которыми вы больше всего не хотите заниматься, то остальной день пройдет куда продуктивнее.
  • Выходите на 15 минут раньше, чем планировали. Чем меньше опозданий, тем меньше стресса и упущенных возможностей.
Читайте также:  Как и в каком возрасте начинать знакомить ребенка с театром

Финансы

  • Откладывайте 10 % от дохода.
  • Делайте закупку продуктов на неделю. Заодно сможете себе составить здоровый рацион и не накупить лишних вредностей.
  • Не ходите в магазин голодными или грустными, иначе импульсивных покупок вам не избежать.
  • Активно используйте акции, кешбек, программы лояльности и бонусы.
  • Покупайте одежду в конце сезона, а не в начале. Если вы видите, что зимние сапоги до следующей зимы не доживут, лучше сразу купить новую пару на весенней распродаже.
  • Следите за бесплатными развлечениями. Многие выставки и музеи проводят дни бесплатного посещения – пользуйтесь.
  • Ведите домашнюю бухгалтерию хотя бы 1 месяц в году. Вы можете узнать о себе много нового.
  • Организуйте фонд “на подарки”. Куда проще ежемесячно откладывать немного, чем потом искать большую сумму перед торжеством.
  • Прочитайте книгу по финансовой грамотности. Хотя бы одну.

Отношения

  • Обнимайтесь. Мы часто недооцениваем это простое действие, но ежедневные объятия с детьми, родителями и любимыми улучшают обстановку в семье.
  • Не додумывайте за других. Спросите. Серьезно, один короткий разговор куда эффективнее многочасовых размышлений.
  • Попробуйте технику «кувшин со свечой». Многие из нас легко подвержены раздражению, которое тут же выливается в ссору. Представьте, что внутри вас кувшин со свечой. Ваша задача — не дать ветру раздражения сдуть ровное пламя вашего спокойствия.
  • Меньше общайтесь с токсичными людьми. Не стесняйтесь разрывать связи, которые не добавляют в вашу жизнь ничего хорошего.
  • Не пренебрегайте группами поддержки и тематическими сообществами. Общаться в среде единомышленников очень важно, даже если вы неисправимый интроверт.
  • Избегайте в общении жалоб, критики и сплетен. Попробуйте технику «фиолетовый браслет»: наденьте на руку браслет и переодевайте его на другую руку каждый раз, когда вам хочется поныть или покритиковать. Цель — продержать браслет на одной руке 21 день.
  • Звоните родителям и старым друзьям. Хотя бы раз в неделю.
  • Проводите время наедине с любимыми. Иногда это сложно, но хотя бы раз в неделю надо выбираться куда-нибудь вдвоем и посвящать друг другу это время.

Яркость жизни

  • Пробуйте новое. На каждую неделю запланируйте себе 2-3 маленьких эксперимента: новый жанр кино, блюдо другой кухни, необычное хобби или мероприятие.
  • Замедляйтесь. Раз в неделю устраивайте себе короткую перезагрузку: медитируйте, смотрите на закат, медленно гуляйте пешком, мечтайте.
  • Очистите пространство вокруг себя. Отличный вариант: каждое воскресенье выбрасывать или отдавать 5 ненужных вещей и отписываться от 5 рассылок, пабликов, персонажей. В чистом домашнем и информационном пространстве станет легче дышать.
  • Слушайте хорошую музыку. Особенно во время рутинных дел вроде уборки.
  • Пишите о своих чувствах. Дневник, письма — выберите свой вариант и уделяйте ему 20-30 минут несколько раз в неделю. Эффект вас удивит.
  • Найдите время для творчества. Даже если вы думаете, что у вас нет таланта. Пробуйте разное, найдите то, что вас расслабляет, совершенствуйтесь. Если уделять творчеству полчаса 3 раза в неделю, можно получить первые результаты и хорошее настроение.
  • Мечтайте. Когда вы в деталях представляете свою идеальную жизнь, вы повышаете шансы на ее воплощение.
  • Творите добрые дела. Хотя бы раз в месяц помогайте нуждающимся: отправьте средства на благотворительность или поучаствуйте в волонтерском мероприятии.
  • Радуйтесь мелочам и будьте благодарны. Уделите 5 минут вечером тому, чтобы записать в дневник, за что вы благодарны сегодняшнему дню, что вас порадовало.

Как внедрять привычки

Наверняка что-то из этого списка вы уже делаете, а что-то вас вдохновило на перемены. Если вы хотите внедрить некоторые из этих привычек в жизнь, попробуйте замечательную технику микрорешений, о которой рассказывает Кэролайн Арнольд.

Микрорешение — это маленькое обещание самому себе, которое позволит перевести любую задачу в режим автопилота. Например, вы хотите похудеть и даете себе первое обещание: заменить углеводный гарнир на ужин овощным. Такую задачу выполнить куда проще, чем глобальное и расплывчатое «правильно питаться». После того как вы привыкнете к этому действию, дайте себе следующее обещание. Да, получается дольше, зато получается.

Вот основные положения о микрорешениях:

  • Они конкретны и измеримы, никакой абстракции.
  • Их легко выполнить, они дают мгновенный результат.
  • Они должны быть четко запланированы по дням или привязаны к какому-то сигналу (Захотелось сладкого? Возьмите яблоко).
  • Если ваше микрорешение ежедневное, то в среднем его надо закреплять 4 недели; если вы работаете над ним 2-3 раза в неделю — то понадобится 8 недель.
  • Не рекомендуется внедрять больше 2 микрорешений одновременно: закрепляете одно — переходите к следующему.

Такая техника отлично подойдет реалистам и занятым людям. И тем, кто уже много раз пробовал прививать себе полезные привычки, но каждый раз их забрасывал. Лучше работать над собой по чуть-чуть и достигать целей, чем волевым усилием жить две недели идеальной жизнью, а потом откатываться назад.

А вы нашли в нашем списке привычки, которые вам захотелось себе привить?

6 полезных привычек, которые надо успеть привить ребенку до начала подросткового возраста

Привычки играют большую роль в нашей жизни. В течении дня мы делаем многие вещи на автомате: рано встаем, моем за собой чашку, вовремя сдаем работу, выгуливаем собаку. Или не делаем, потому что нам не хватает мотивации и силы воли. Многие люди страдают из-за своих плохих привычек и тратят большое количество времени, чтобы от них избавиться. А ведь многим навыкам, которые пригодятся во взрослой жизни, можно научить даже маленьких детей.

Психологи советуют сделать это до наступления подросткового возраста. Подросток крайне негативно реагирует на любую критику, замечания и нравоучения, поэтому многие воспитательные приемы с ним не срабатывают. Тем более, что эти 6 навыков помогут детям более легко пережить пубертатный период.

6 навыков, которым стоит обучить ребёнка до 13 лет

Дорогие родители, прививайте детям полезные навыки, пока это возможно. Потому что когда ребёнок переходит в стадию подростка, привить новые навыки намного сложнее. Подросток – это ходячий клубок противоречий и хаоса в голове. Избавьте его в это нелёгкое для него время от воспитательных нотаций. И жизнь в семье станет спокойней и гармоничней.

В 13 лет начинается подростковый возраст. На этом этапе дети взрослеют, у них появляются свои взгляды на жизнь. К непростому возрасту бывшим малышам следует быть готовыми. Чтобы им легче было адаптироваться и пережить подростковый кризис, им стоит освоить некоторые навыки. Мы подготовили самые важные.

Планирование времени

До подросткового возраста вы можете помогать ребенку: будить его и собирать в школу. Но потом вам нужно подготовить его к тому, что эта ответственность ляжет на его плечи. Дети такого возраста уже в состоянии сами встать и подготовиться к школе без посторонней помощи.

Обучение управлением времени — это непростой аспект. Позвольте детям хоть раз испытать последствия собственных действий, когда они проспят и не попадут в школу или на тренировку. В итоге учитель будет зол, тренер накажет за нарушение дисциплины. Это совсем будет не похоже на то ощущение, когда ругают родители. Такой жизненный урок будет более сильным.

Принятие решений

Ребенок должен научиться выбирать из нескольких вариантов, принимать решения и прогнозировать результат. Научите его говорить «нет», когда в этом есть надобность. Вы ведь не хотите, чтобы малыш превратился во взрослого, на котором все ездят. Конечно, помогать окружающим нужно, но не когда это в ущерб себе.

Также он должен понимать и принимать разные мнения, а не верить в то, что есть только его мысль и неправильная.

Вежливое общение

Если подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, он должен говорить со старшими уважительно. Кажется, что в таком возрасте невозможно научить бунтаря правилам общения. Но это не так, главное — правильный подход. Не поучайте, а покажите, как нужно на своем примере. Не говорите: «Ты ничего не понимаешь, мал еще». Попросите его объяснить свою точку зрения.

Ведение хозяйства

Подросток — тоже член семьи, поэтому он должен выполнять часть обязанностей по дому. До 13 лет ребенку следует знать, как включать стиральную машину, убирать вещи и посуду после себя, а также мыть за собой чашку. Неплохо научить ребенка готовить основные блюда для себя и членов семьи. Конечно, всё должно выполняться вместе с родителями. Только примером и конкретными действиями вы сможете развить в малыше чувство ответственности.

Читайте также:  Роль бабушки и дедушки в воспитании детей

Иногда мамам легче отложить обучение домашнему хозяйству на потом, так как им проще и быстрее всё сделать самой. Но всё-таки стоит позволять ребенку помогать вам.

Несение ответственности

Лучший способ научить ребенка ответственности — завести домашнее животное. Ваше чадо скажет вам об этом желании. При этом нужно поговорить с ним и рассказать, что зверек — не игрушка и за ним нужно смотреть: убирать, гулять, кормить. Первое время без родительской помощи, контроля и советов чаду не обойтись. Поэтому, приобретя животное, не говорите ребенку: «Ты хотел — мы приобрели, поэтому занимайся, а то вышвырнем на улицу или отдадим». Таким способом вы только прививаете ребенку безразличие к братьям нашим меньшим. Ни к чему хорошему это не приводит. Ответственность должна воспитываться на позитивных моментах.

Если у вас в семье есть еще маленькие дети, можете просить подростка присматривать за ними. Только не на постоянной основе.

Умение обращаться с деньгами

Мало детей умеет правильно распоряжаться деньгами. В этом вина родителей, а также бабушек и дедушек, которые любят баловать своего внука или внучку. Ребенок получает деньги и тратит их на что угодно. Поэтому нужно объяснить ему, что деньги зарабатываются нелегко и применять их нужно с умом. А также часть можно откладывать для более серьезной покупки.

Подарите ребенку копилку, пусть часть своих денег откладывает на покупку чего-то более серьезного. Может, он и не соберет всю сумму, но главное — процесс. Когда копилка будет полна, достаньте из нее средства и пересчитайте. Не хватает — тогда можете доложить.

Какие дурные привычки мы прививаем своим детям?

Дети быстро учатся и легко перенимают поведение своих взрослых ролевых моделей. Мы, сами того не понимая, постоянно учим своих детей тому, как вести себя, как поступать, что думать и выбирать, поэтому так важно вести себя последовательно не только во время обучения, но в обыденной жизни.

Приведём простой пример. Вы наверняка часами втолковываете малышу правила дорожного движения и тут же, схватив его за руку, быстро перебегаете дорогу на красный свет. Ребёнка это сначала озадачивает, а потом он формирует вполне понятную и близкую нам политику двойных стандартов: да, нельзя, но можно, если очень хочется. А родители в итоге сокрушённо качают головой: ведь учил же! И в кого он таким вырос?

Какие наши вредные привычки больше всего влияют на подрастающее поколение?

1. Не принижайте достоинство авторитетов ребёнка. Как можно требовать от малыша хорошей успеваемости и послушания в школе, но при этом называть его учителя «дурой»? Любые конфликты с учителями можно решить; если преподаватель поступает несправедливо или обладает недостаточной квалификацией, можно даже обратиться в Министерство образования. Но ребёнок, родители которого неуважительно высказываются об учителях, начальстве, собственных родителях, никогда не будет относиться к перечисленным людям с уважением. Со временем он перестанет уважать и Вас тоже.

2. Избегайте лжи. Воспитывайте в своём малыше честного и открытого человека, но следите и за собой тоже. Нет такой вещи как «ложь во благо»: этим нехитрым способом Вы даёте ребёнку возможность юлить и избегать правды. Заметив Вашу ложь, малыш будет учиться двуличности и хитрости. А это, согласитесь, не лучшие человеческие качества.

3. Не нарушайте правила. Это касается и законодательства, и правил, установленных Вами самим. Не стоит говорить: «Вот вырастешь — тогда поймёшь», или: «Я взрослый, мне можно, а тебе нет». Не перебегайте дорогу на красный, требуя от малыша соблюдения ПДД, не ешьте сладости, если в доме на них действует запрет. Не открывайте принцип «если очень хочется, то можно» раньше времени: чадо вырастет и справится с этим и без Вашей помощи.

4. Не пользуйтесь чужими ошибками. Воровать — плохо, с этим согласятся абсолютно все. Но некоторые считают нормальным воспользоваться чужой невнимательностью: забрать слишком большую сдачу, выданную усталым продавцом, или присвоить себе найденный на улице кошелёк. Хотите, чтобы Ваш ребёнок вырос честным и добрым человеком? Значит, не наживайтесь на чужих ошибках: верните продавцу сдачу или отыщите владельца кошелька по документам и отдайте ему потерю.

5. Не принижайте достоинства тех, кто слабее. Как Вы думаете, откуда берутся школьные задиры? Из семей, которые прививают детям нетерпимость, неуважение к пожилым, людям с ограниченными возможностями, тем, кто слабее их физически или интеллектуально. Не позволяйте себе отзываться об отличающихся от Вас людях с презрением, и Ваш ребёнок никогда не превратится в школьного задиру.

6. Не сквернословьте при детях. Едва ли кто-то из сознательных родителей позволяет себе ругаться в присутствии малышей. Но на всякий случай: не позволяйте себе произносить при детях слова — даже вполне литературные, — которые Вы не хотите услышать из уст ребёнка в один далеко не прекрасный день.

7. Не огорчайтесь из-за неудач. То есть, испытывать грусть и огорчение — это вполне нормально, но не позволяйте эмоциям захватить Вас целиком. Ваши отчаянные (и чаще всего сказанные «в запале») фразы «потерять лицо», «быть смешанным с грязью» и другие похожие опасения неизменно откладываются в сознании ребёнка, служа питательной почвой для взращивания комплексов. Умейте с достоинством переживать поражения, и Ваш ребёнок обязательно научится этому у Вас.

ЗдоровьеВопрос эксперту:
Как привить детям здоровые привычки

ОТВЕТЫ НА БОЛЬШИНСТВО ВОЛНУЮЩИХ НАС ВОПРОСОВ мы привыкли искать онлайн. В новой серии материалов задаём именно такие вопросы — животрепещущие, неожиданные или распространённые — профессионалам в самых разных сферах.

Воспитывая детей, никто не хочет повторять ошибок своих родителей — получается это не всегда, да и от новых проблем никто не застрахован. Работа над полезными привычками важна с самого раннего возраста — именно тогда можно сделать её игрой и заинтересовать ребёнка; но даже так можно перестараться, не добившись желаемого результата — а то и получив противоположный. Мы расспросили эксперта о том, нужно ли всё показывать на собственном примере и как не переборщить с воспитанием.

Екатерина Сигитова

врач-психиатр, психотерапевт, авторка книги «Рецепт счастья. Принимайте себя три раза в день»

Понятно, что большинству родителей хочется, чтобы их дети правильно питались, занимались спортом, не болели и не имели вредных привычек. При этом прививать хорошие привычки так трудно, что неясно, как вообще добиться результата. Все мы помним, как родители постоянно нудели про зарядку, вред курения и поедания сладостей — но дошла эта информация годам к тридцати, и то не до всех.

Возможно, вы сами не очень дружите со спортом и интуитивным питанием и ваши попытки вести здоровый образ жизни чаще проваливаются, чем имеют успех. В этом случае всё-таки можно донести детям часть важных знаний, но у вас будут достаточно серьёзные ограничения в виде собственного стиля жизни. Дети неминуемо что-то будут перенимать прямо у вас, и для этого не нужно будет много разговоров. Если что-то противоречит содержанию бесед о здоровье — «делай так, как я говорю, а не так, как я делаю», — то у ребёнка возникнет внутренний конфликт, и неизвестно, что в нём победит. Возможно, то, что ближе лежит (семейные привычки), а возможно, всё же разговоры и знания. Это сильно зависит от характера ребёнка и условий, в которых всё происходит. В общем, стоит делать поправку на себя самих.

Лучше не повторять массовую ошибку поколения наших родителей и не делать урок из каждой жизненной ситуации. Детям нужно давать отдыхать. Вовсе не каждый человек с сигаретой должен быть поводом для нравоучительного «Вот видишь, сынок, а помнишь, я говорила, что курить вредно?». Не нужно злоупотреблять избитыми приёмами для вовлечения детей в беседу, вроде повторений вопросов с заданными ответами: «А что мы должны делать каждый день?» — «Чистить зубы…» Всё это работает, только если применяется редко. Если вцепиться в методы и в возможность обучать как бульдог, то ребёнок быстро научится распознавать дидактический слой и включать защиту, слушая вполуха. Кроме того, ребёнок может начать злиться, и эффект будет обратным.

Мы не можем гарантировать детям, что то, чему мы их научим, будет считаться полезным всегда. Но это
и не нужно. Достаточно объяснить, что есть базовые, давно известные полезности

Читайте также:  Нужно ли учить ребенка писать до школы?

У детей нет ощущения будущего, и им сложно понять идею долгосрочных последствий. Поэтому в случае ЗОЖ такие объяснения плохо работают — результат слишком отсроченный. Многие родители идут по пути страшилок «Не ешь всухомятку, будет болеть живот!», «Застегнись, а то простудишься!», «Не ешь много сладкого, а то пойдём к зубному врачу, и он будет больно сверлить зубы!». Что из этого усваивают дети? Что они уязвимы, мир опасен, все действия приводят к чему-то плохому, и основная цель — в избегании разных страшных ситуаций.

На формирование крепких основ здорового образа жизни нужно несколько лет. Если детям меньше восемнадцати и они пока ещё живут с вами, то у вас это время есть. Так что не нужно браться усиленно, идите нормальным темпом и не расстраивайтесь, если сразу не выходит. А ещё важно дать детям совершить несколько проб и ошибок и потихоньку дойти до чего-то самостоятельно.

Стоит упомянуть, что представления о том, что вредно и полезно, постоянно меняются и менялись уже несколько раз даже за нашу недолгую жизнь. Конечно, мы не можем гарантировать детям, что то, чему мы их научим, будет считаться полезным всегда. Но это и не нужно. Достаточно объяснить, что есть базовые, давно известные полезности — вроде достаточного движения и сбалансированного питания. Остальное — частности и детали, так называемая надстройка, вроде вопроса, что вреднее, углеводы или жиры, красное мясо или сливочное масло. Главное — дать базу, с которой можно будет переключаться между надстройками, на случай если учёные снова что-нибудь найдут и всё перевернётся с ног на голову.

9 вредных привычек, которые мы до сих пор прививаем нашим детям

Все мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми и успешными. Для этого мы применяем в воспитании те идеи, которые считаем ключом к достижению всех благ.

Мы учим ребенка слушаться взрослых, концентрироваться на учебе и даже не допускаем мысли о том, что такие установки могут играть против него в будущем. Уже сейчас некоторые распространенные постулаты вредят подрастающему поколению. А что будет через 10–20 лет?

1. «Мой ребенок получит все лучшее»

Вырастить избалованного ребенка проще простого. Фредрик Ньюман, доктор медицинских наук и директор Центра тревоги и фобий, указывает, что маркером испорченности ребенка является игнорирование желаний других людей: «Он хочет то, что хочет, когда хочет». Потакая любимому чаду во всем, вы оказываете ему медвежью услугу. Вырастая, такой ребенок становится врагом самому себе: зависимость, безответственность, плохие навыки общения, эгоизм и потребительское отношение ко всему часто делают этих людей несчастными.

Лучшим выходом будет установить четкие границы, очертить круг обязанностей ребенка, уделить внимание его манерам и поведению и не допускать неуважительного отношения к себе или окружающим. Также полезно будет научить уважать труд и показать ценность денег. Сделать это можно, например, устроив подростка на первую работу.

2. «Всегда слушайся взрослых»

Родители часто мечтают о том, чтобы ребенок всегда их слушался. И не задумываются, что привычка к беспрекословному подчинению может здорово навредить ему в будущем. Психолог и автор книги «Спокойные родители, счастливые дети» Лора Маркхэм считает, что послушные дети превращаются в послушных взрослых.

И у таких взрослых будет меньше шансов постоять за себя, они с большей вероятностью могут стать жертвой манипуляторов и нечестных людей. Также они способны просто выполнять приказы, не задавая вопросов, не принимая на себя ответственность за свои действия. Поэтому очень важно научить любимое чадо говорить «нет» и высказывать свое мнение.

3. «Пятерки — хорошо, тройки — плохо»

Навязывать ребенку комплекс отличника — это обеспечить его неврозами на всю жизнь. Одна из лучших вещей, которые может сделать родитель, — объяснить, что неудачи никак не отражаются на ваших отношениях и ребенок в любом случае будет выслушан и любим.

По мнению клинического психолога Стефани О’Лири, неудача полезна для детей в нескольких аспектах: учит справляться с негативной ситуацией, дает жизненный опыт, который в будущем поможет решать сложные задачи без боязни потерпеть фиаско. Возможно, отсюда берут корни рассказы об успешных троечниках и не приспособленных к жизни отличниках. Первые готовы справиться с любым результатом, готовы бороться. Вторые частенько не предпринимают попыток, потому что боятся неудачи.

4. «Не дерись, не обижай других»

Человек должен уметь постоять за себя. Если вбивать ребенку в голову, что ни при каких обстоятельствах нельзя обижать другого человека, он будет молчать, безропотно снося любые издевательства. В будущем он может просто не прижиться в конкурентной среде.

Однако учить кидаться с кулаками на каждого, кто косо на тебя посмотрел, — это тоже крайность, которую нужно уметь избегать. Как противостоять хулиганам? Наброситься с кулаками или ограничиться вербальной коммуникацией? Дискуссии по этому вопросу не утихают, но психологи сходятся в одном: ребенок должен знать, что имеет право себя защитить. Научив ребенка давать отпор, вы, вероятнее всего, сделаете ему подарок на всю жизнь.

5. «Ты только хорошо учись, а я все за тебя сделаю»

Выделять одну главную задачу и пытаться решить за ребенка остальные — не самый правильный подход. Человек должен уметь быть мультизадачным, брать на себя ответственность за все сферы своей жизни. А такое умение обычно приходит с опытом, которого не будет, если растить ребенка в коконе излишней заботы.

Становится еще хуже, когда родители пытаются оградить чадо от всех проблем. У таких детей инфантильность и безответственность нередко становятся главными чертами во взрослой жизни.

6. «Поступай в вуз сразу после школы»

Если ребенок пока не знает, кем хочет стать, он, скорее всего, выберет вариант, предложенный родителями. Такой выбор может стать большой ошибкой, о которой он в дальнейшем не раз пожалеет. Чтобы избежать этого, не стоит наседать на подростка, нужно дать ему возможность самому определиться с дальнейшими жизненными планами.

Именно для этого в некоторых странах распространена практика gap year — перерыва (обычно годичного) между окончанием школы и поступлением в вуз. В это время выпускники могут поработать, пройти стажировку, курсы, а самое главное — сделать передышку и более осознанно подойти к выбору профессии.

7. «Котируется только высшее образование»

Конечно, высшее образование необходимо, когда речь идет о таких профессиях, как авиаконструктор или инженер-строитель. Но насчет большой разницы в оплате труда выпускников вузов по сравнению с зарплатой выпускников средних специальных учебных заведений можно поспорить. Все зависит от страны, ценности профессии на рынке труда, рейтинга вуза и, конечно, способностей самого человека. Например, если в США врачи занимают первые места в топе самых высокооплачиваемых профессий, то в России ситуация для работников медицины не так радужна.

Также наметилась тенденция, когда в высокооплачиваемых индустриях (красота, IT, кинопроизводство) диплом не так важен, как способности и опыт. Поэтому становится все больше успешных бизнесменов, мастеров, профессионалов, так и не окончивших вуз.

8. «Подработка отвлечет от школы/университета. Пусть сосредоточится на учебе»

Не обязательно получать красный диплом, а вот подработка может принести полезный опыт, связи и, возможно, определить будущее ребенка. Работая с юного возраста, молодые люди учатся придерживаться графика, составлять список задач и получать обратную связь от менеджера. В настоящее время работодатели знают, какую ценность представляет работа во время получения образования, поэтому указание на нее в резюме может стать главным козырем и выделить вчерашнего студента среди других соискателей.

По мнению экспертов, 65 % нынешних школьников будут заняты в сферах и профессиях, которых еще не существует. Поэтому важны не только определенные знания, но и навыки коммуникации, работы в команде, критического мышления, самостоятельности.

9. «Без нас все решат»

Некоторые люди до сих пор ждут, пока за них все решит кто-то наверху. И учат детей не высовываться, не говорить лишнего, не делать чужую работу. К чему это приводит? Скорее всего, такие дети вырастут безразличными и не смогут (или не захотят) активно выражать и отстаивать свои интересы. А ведь дело-то не только в интересах одного человека, но и в здоровом альтруизме: мы не должны быть безразличны друг другу.

Позиция «моя хата с краю» не красит никого. Гораздо лучше посвятить ребенка в тонкости устройства мира, политической и социальной систем, рассказать об окружающей среде и многообразии природы. Чем больше будет вдохновленных, горячих, неравнодушных людей, тем больше будет научных прорывов, социальных проектов и экологических инициатив. А значит, мир будет становиться лучше.

Ссылка на основную публикацию