6 причин, когда родители виноваты в тревожности ребенка

Причины тревожности ребенка

Часто я получаю вопросы от своих мам-курсанток о том, как реагировать и помогать ребенку, когда он боится начинать новое, страшится всего неизвестного, скован и напряжен, не уверен в себе, постоянно ожидает неудач, обвиняет себя в любой неудаче, паникует, совершив ошибку.

С таким ребенком трудно. Ведь любая инициатива для него — это неподъемный груз страхов и опасений. Направить такого ребенка хоть к какой-то самостоятельности — сложная родительская задача. Если мама руководит и контролирует — все хорошо и получается. Как только звучит “сам” — ребенок начинает заниматься всем чем угодно, но не уроками. Ведь вдруг ошибка? Или сделаю не так и не в том порядке?

Если эта ситуация о вас и вашем сыне или дочке — возможно, мы говорим о тревожности.

Психология определяет тревожность так: «Это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе, в таких, которые к этому не предрасполагают».

То есть, в ситуациях, которые большинство детей воспринимают, как спокойные и нормальные, такой ребенок волнуется, переживает и беспокоится.

Различия тревоги и тревожности

Для начала мы разделим два понятия, которые очень схожи, их часто путают. Это понятие тревоги и тревожности.

Тревога– это периодическое эпизодическое проявление беспокойства. Бывает, что оно есть, бывает – нет. Причем в ситуациях похожих. Иногда ребенок в ситуации неопределенности нервничает, тревожится, а иногда – нет. Ситуация другая — другая и реакция при внешне схожих признаках. То есть ребенок адаптируется, учится справляться с беспокойством и реагирует на сложные для себя ситуации.

А тревожность – это тревога, которая сопровождает ребенка постоянно. Переволновался, успокоили, и тут… новая волна переживаний. То есть внутри спокойствия нет вообще, любая ситуация ребенка “поглощает” — проявляются страхи и переживания вроде как “на пустом месте”.

В ситуациях, в которых другие дети нормально и достаточно спокойно себя ощущают, тревожный ребенок начинает проявлять беспокойство.

Связана ли тревожность ребенка с какими-то определенными ситуациями?

Чаще – нет. Зачастую ребенок тревожится по самым разным поводам. Очень трудно предсказать и как-то понять, будет ли он в этой ситуации тревожным. Таких детей часто называют чувствительными.

На самом деле, чувствительность – это немножко другое. Но чувствительные дети часто и более тревожные.

Чтобы лучше разобраться в причинах возникновения тревожности, нужно различать такие понятия, как страх и тревога.

Страх касается чего-то одного. Это одна эмоция.

А тревога – это несколько объединенных страхов. Они выражаются не только в ответ на какую-то одну причину или то, что ребенка беспокоит. Это могут быть абсолютно разные, не связанные между собой страхи.

Причины возникновения тревожности

Первая причина

– это противоречивые требования к ребенку от двух значимых взрослых: от двух родителей, от родителя и воспитателя в саду, или родителя и учителя.

Например, в школе ругают за оценки, а дома мама говорит: «Да не беспокойся, все нормально». Вроде бы все правильно. Мама как бы смягчает, однако не объясняет, как ребенку реагировать в школе. Но намного хуже ситуация, когда и дома давление за оценки.

Как ребенку справляться с давление на него в школе, а возможно и дома?

Ребенок не знает, как ему реагировать на сердитую учительницу и иногда прилюдные разбирательства. Если ему не объяснять как нужно действовать, то у него нет инструмента, чтобы справиться со своими переживаниями и, например, возможного понижения социального статуса в школе.

Точно так же влияет на него противоречие в словах папы и мамы. Папа транслирует одно, а мама – совершенно противоположное. Ребенок слышит абсолютно две разные точки зрения и не может понять, какая для него верная.

Ему сложно выбирать между такими дорогими для него людьми.

Вторая причина

– это завышенные ожидания и требования.

Когда родители решают, что в данном возрасте ребенок уже должен что-то делать, а он пока не может. Да, по всем возрастным параметрам вроде бы как должен, но конкретно этот ребенок — не может.

Когда завышенные ожидания транслируются ребенку постоянно, он может начать все время стараться им соответствовать. У него может это не получаться.

В итоге, возникает состояние внутренней нестабильности, потому что «я не могу быть собой и не могу быть таким, как мама с папой хотят».

В итоге, ребенок словно сам не свой, постоянно “ерзает” и переживает.

Вместе с этим ребенок старается не проявлять свои какие-то личные качества, которые “не подходят” родителям. В результате он часто находится в “пограничном” состоянии, когда любая ситуация вызывает взрыв самокритики или страха.

Третья причина

– это родительская манипуляция. Когда ребенка ставят в зависимое положение словами.

Например, когда мама говорит ребенку: «Будешь себя плохо вести, я расскажу папе, а уж он разберется! Веди себя хорошо».

Вроде чего такого…

Но ребенок не всегда умеет справляться со своими эмоциями, а значит не в состоянии управлять своим поведением. Получается, он не может не делать того, за что накажут.

В итоге ребенок живет в постоянном страхе, ведь что ни сделаешь, все будет не так. При всем желании ребенка не справляется.

А потом учится манипулировать в ответ, защищаясь, из страха, начинает управлять другими, чтобы не пытались управлять им.

Проявления тревожности

Тревожность может перейти в психосоматику.

  • боль в животе, словно внутри камень
  • головокружения и головная боль
  • спазмы в горле
  • затрудненное поверхностное дыхание

Фактически тревожность – это совокупность страхов различного рода.

Страх – это одна эмоция. Когда их много по разным поводам, они собираются в “комок внутреннего напряжения” – возникает тревожность.

Когда ребенку страшно, он чувствует себя неуверенно. Может ли человек, который чувствует себя неуверенно, дышать полной грудью?

Нет, он начинает дышать очень мелко и часто. Его дыхание поверхностно. В результате мозг не получает достаточно кислорода, и могут появиться головные боли или головокружения или спазмы в горле.

Тревожный ребенок вырастает в робкого и неуверенного в себе взрослого человека, который боится начинать что-то новое. Боится как прошлого, так и будущего. Вырастает в человека, который подчиняется.

На самом деле, это не очень счастливая жизнь. Я очень рекомендую вам задуматься, если у вашего ребенка есть признаки тревожности.

  • Тревожный ребенок не может долго работать, не уставая. Или делать что-то одно. Для малыша в три-четыре года нормально уставать через 15-20 минут и отвлекаться. Для 6-7 летки вполне нормально и сорок минут, чтобы сосредоточенно что-нибудь делать.
  • Даже если ему интересно, то тревожный ребенок теряет интерес через какое-то время и говорит, что он устал. Бросает начатое дело, даже если это было что-то увлекательное. Такому ребенку трудно сосредоточиться на чем-то.
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство. Еще не успели задание сказать, а ребенок уже расстраивается. Во время выполнения чего-либо бывает напряженным и скованным, особенно если родители говорят какие-то инструкции. То есть говорят, как надо сделать, и ребенок сразу же напрягается. Такое ощущение, как-будто ждет, что его сейчас накажут за что-то. Хотя это совершенно не факт, что родители наказывают. У ребенка возникает ощущение скованности во время выполнения задания.
  • Смущается чаще других детей.
  • Часто говорит о напряженных ситуациях. То есть рассказывает только плохое. Если такого ребенка спросить: « А что у тебя сегодня было радостного?», то часто такой ребенок ничего не может найти. Может только рассказывать всякие ужасы, в смысле, что все было плохо в течение дня.

Кстати, попробуйте ввести такой вечерний ритуал: поговорить о том, что было радостного в течение дня. Послушайте, что говорит ваш ребенок. Такой тревожный ребенок видит и слышит только плохое. Даже в хорошем он находит что-нибудь плохое, что его пугает.

  • Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. Но это не обязательно.
  • Жалуется, что снятся страшные сны. Вы можете ночью услышать, если будете рядом с ребенком прислушиваться, как он бормочет, с кем-то борется, бьется, все время ругается.

    Но опять же, напоминаю вам, не путайте тревожность с тревогой. Потому что такие же признаки могут быть, если ребенок, например, побывал на каком-то мероприятии, в котором было очень много эмоций. Ночью ему снится что-то, а перед этим он был очень возбужденным и взволнованным. Ребенок может и на следующий день оставаться в довольно тревожном состоянии. Это эпизодическая тревожность. Это просто тревога, нормальное состояние у ребенка при возникновении каких-то обстоятельств. Если ребенок все время находится в таком состоянии — это уже тревожность.

  • Руки обычно холодные и влажные.
  • Бывает расстройство стула.
  • Сильно потеет, когда волнуется.
  • Не обладает хорошим аппетитом.
  • Очень пуглив, боится нового.
  • Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  • Легко расстраивается. Часто не может сдержать слезы. Этот пункт про деток старше 4-5 лет. Потому что для маленького ребенка нормально плакать по вроде не важным поводам.
  • Тревожный ребенок старается вести себя очень незаметно. Тушуется, не проявляет себя. Потому что любое его внутреннее проявление может быть либо осуждено, либо сравнено с кем-то.
  • Такой ребенок как бы неуверенно садится на краешек стула. Когда задаешь ему какой-то вопрос, его голос падает до шепота. Поэтому с ним очень сложно разговаривать.
  • Часто такой ребенок боится не самого события или действия, а даже разговора об этом. Мы только что-то планируем, а ребенок уже начинает переживать. Еще до того, как все началось.
  • У такого ребенка очень высокая самокритичность. Он даже сам может рассказать маме о том, в чем он недостаточен, что он недостаточно хорошо делает, и что у него не получается. Тревожный ребенок постоянно себя оценивает и сравнивает с кем-то.
  • У тревожного ребенка очень часто низкая самооценка.
  • Выводы

    Думаю, вы понимаете, что кроме этих трех причин есть еще причины возникновения тревожности. Но уже по этим понятно, что основная объединяющая причина тревожности ребенка – это когда мы ставим ребенка в состояние неуверенности и в позицию “ты не такой каким должен быть”.

    Я бы назвала это “зыбучие пески” — куда не ступишь, везде проваливаешься, везде затягивает и везде страшно. «Не могу быть собой, не могу отвечать ожиданиям».

    Страх, далее тревога, потом постоянная тревожность и неуверенность в себе, высокая самокритичность.

    Иногда властный, может вдруг начать ныть или истерить. Может хаотично действовать, где нужно вести себя спокойно или впасть в ступор, когда нужно действовать. А затем “все виноваты, но не я”.

    С возрастом он усваивает формулу “я настоящий не нужен. Я буду таким, каким меня хотят видеть” и привыкает чувствовать внутри постоянную тревогу.

    Надеюсь, вы вовремя обратите внимание на признаки тревожности, найдете причину и начнете менять ваши отношения.

    Как снизить уровень тревожности ребенка, читайте нашу статью “Способы снижения тревожности” (читать здесь>>) и “”Как снизить тревожность у ребенка: вопросы и ответы”
    (читать здесь >>) .

    Детская психология: 6 причин, почему родители виноваты в тревожности ребенка

    Жизнь набирает скорость с каждым днем. В таком темпе легко заполучить стресс и тревожность. Но родители порой сами добавляют ложку дегтя в переполненную бочку того же дегтя. Почему родители несут ответственность за диагноз «тревожный ребенок»?

    Карен Бэйнс в The Washington Post рассказала, какая стратегия воспитания ребенка является неправильной, хоть и несет в себе только благие намерения. Оказывается, чрезмерная забота, желание защитить и привить моральные ценности – ошибки родителей в воспитании, которые вызывают тревожность у детей.

    Читайте также:  5 самых несправедливых и обидных фраз от родителей, которые могут услышать дети

    1. Слишком много заботы

    Когда ваш ребенок приходит домой из школы, полный историй о самовлюбленных девочках, агрессивных ребят и нетерпеливых учителях, вы волнуетесь за него и показываете это. И если волноваться совершенно нормально, то вот показывать, возможно, не стоит. Дети поглощают ваши эмоции и начинают переживать еще больше оттого, что переживаете вы. Им нужно, чтобы родители были сильными, но вместо этого они видят, что реагировать на проблемы волнением — нормально. Каким бы сложным это ни казалось, но вы должны держать свою тревогу под контролем, пока разбираетесь с проблемами ребенка. Родитель должен быть поддержкой, человеком, который слушает, понимает и, если нужно, помогает советом.

    2. Слишком много защиты

    Каждый родитель хочет постоять за своего ребенка, но иногда благородное желание защитить может повысить уровень тревожности. Если дети делятся с вами своими школьными проблемами, то ваше первое и логичное желание — пойти и во всем разобраться. Это подает ребенку два сигнала. Во-первых, он не может ничем по секрету с вами поделиться. Во-вторых, вы не верите в то, что он может сам решить свои проблемы. Убедитесь, что ваш ребенок знает: вы будете защищать его только при его полном согласии. Ваша главная задача — помочь ребенку найти решение проблемы, которое он успешно сможет воплотить в жизнь.

    3. Компенсация слабых сторон

    Родитель всегда хочет помочь ребенку справиться с задачами, которые у него не получаются. Одна плохая оценка по математике — вы нанимаете репетитора. Одно происшествие со школьным задирой — дарите самоучитель «Как выжить в школе». Это нормальная реакция на проблемы. Однако ненароком вы фокусируете внимание ребенка на негативе.

    Большинство людей обретают уверенность в себе не компенсируя слабые стороны личности, а фокусируясь на сильных. По-настоящему счастливые люди научились делать то, что у них хорошо получается, и не переживать из-за неудач. Дети не могут всегда избегать своих слабостей, но, фокусируясь на сильных сторонах их личностей, вы вырастите их уверенными в себе людьми. В следующий раз, когда вы решите провести выходные за поисками учителя по математике, лучше проведите их с ребенком, делая с ним вместе то, что у него действительно получается. Это поможет ему вернуть уверенность в себе и своих способностях.

    4. Слишком много внимания сильным сторонам

    Да, только что мы говорили, что нужно фокусироваться на силе (и это правда так), а теперь выносим это очередным пунктом. Родитель должен поймать грань, после которой его ожидания становятся завышенными. Когда вы постоянно говорите людям, что ваш сын — лучший ученик в классе, а дочь станет Олимпийской гимнасткой, вам кажется, что таким образом вы помогаете им достичь поставленных целей. Но, по правде говоря, ваши слова очень скоро превращаются в серьезное давление. Хвалите своих детей, когда они с чем-то справляются, но не требуйте от них большего из-за этого успеха. Завышенные ожидания могут создать тревожную обстановку там, где недавно были радость и самоудовлетворенность.

    5. Высокие моральные ценности

    Вероятно, вы очень стараетесь, чтобы воспитать вашего ребенка высоконравственным человеком. Однако ценности очень часто ставятся под сомнения, особенно в подростковом возрасте, и строго наказывать ребенка за малейшее отступление от вашей нормы — не всегда верный выход. Дети зацикливаются на ваших правилах. Уже не единожды подростки совершали суицид из-за причин, которые никогда не должны были привести к потере жизни. Иногда дети принимают неверные решения — от размещения в сети голых фотографий до просмотра порнографии — и мысль о том, что кто-то из членов семьи узнает об их поступке, выглядит как наказание пострашнее смерти. Дайте понять вашим детям, что, несмотря на важность моральных ценностей, вы понимаете современные реалии и соблазны, с которыми дети сталкиваются. Не создавайте среду, в которой ваш ребенок боится прийти к вам и сказать, что он ошибся, или в которой он вообще боится ошибаться, потому что знает, что вы осудите его или его друзей.

    6. Замалчивание своих проблем

    Родители хотят оградить ребенка от тревог, не беспокоя его своими проблемами. Если вы затягиваете пояса из-за финансовых проблем или ссоритесь со своим супругом, вы думаете, что ребенку будет лучше не знать о происходящем. Но они знают. Дети очень восприимчивы. Они, возможно, не знают всей истории, но им хватит и малой доли, ощущения, чтобы разжечь волнение. Нужно ли скидывать свои проблемы на плечи детей? Нет, но немного честности о том, что вас волнует и что вы собираетесь с этим делать, не повредит. Делясь своими переживаниями и, что важнее, способами их преодоления с детьми, вы моделируете в их сознании способы избавления от тревожности.

    Родительская тревожность за детей: как не сойти с ума и не впасть в чрезмерную опеку?

    Почти любая мама узнает это ощущение: когда у нас появляются дети, рождаются наши страх и тревога за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. Это означает, что в каком-то смысле мы всегда будем теперь переживать за наших детей. Всегда пока мы живы.

    По мере взросления ребенка наша ответственность за его жизнь и здоровье юридически и психологически уменьшается, но это часто совсем не помогает утихнуть материнской тревоге, поскольку, чем взрослее наши дети, тем больше мы теряем контроль над тем, как они растут, живут и действуют.

    Родительская неконструктивная тревога

    Она рождает гиперопеку, не так безобидна, как может показаться на первый взгляд, в прямом и символическом смысле может быть опасна для жизни ребенка.

    1. Тревога сфокусирована на тех ужасах и опасностях, которые постоянно «предвидит» тревожный родитель. Поэтому он дает послание своему ребенку: «Мир опасен, с тобой обязательно случится что-то плохое». Тем самым в представлении ребенка формируется представление о мире, как о небезопасном и угрожающем для него месте. Это не делает его сильным и ко всему готовым, это делает его напуганным и напряженным.
    2. В том случае, если тревожный родитель регулярно единолично решает за ребенка, что ему делать, чувствовать, носить, избегать, то у ребенка не формируется фокус на собственных ощущениях и чувствах. Он тогда значительно хуже опознает собственный холод, голод, страх, дискомфорт и теряет самую важную связь — связь с собственным телом, которая и служит нам для того, чтобы подавать знаки о происходящем внутри и вовне нас, ведь это необходимо для принятия адекватного решения. Если родитель, ориентируясь на свои ощущения, регулярно принимает большие и малые решения за ребенка (при этом он может и не ошибается), то, когда не будет рядом взрослого, лишенному связи со своими ощущениями ребенку не на что будет ориентироваться.
    3. Часто тревожному родителю трудно отделить собственную тревогу (как боязнь не справиться, страх перед изменениями, неготовность вкладываться в решение проблем) от реальной тревоги за ребенка. Некоторые взрослые просто сознательно или бессознательно избегают решения своих взрослых задач, не разрешая ребенку жить и проявляться, боясь, по сути, сталкиваться с последствиями этой жизни. И поэтому их дети не гуляют, чтобы не заболеть, не лезут, чтобы не упасть, не пробуют, чтобы не ошибиться, не соревнуются, чтобы не проигрывать, не живут, чтобы не умирать.
    4. Способ управления тревожного родителя — всемогущий контроль. Контроль, как ему кажется, позволяет профилактировать неприятности, сложности и беды. Как будто если все время проверять уроки, портфель, шапку, чистые руки, рассказывать о том, что случается с непослушными детьми, держать его за руку, следить за тем, что делает, с кем играет, куда пошел, когда придет, то ничего плохого не случится. Такой родитель не всегда замечает, что вместо самоконтроля у его ребенка есть только инфантильная позиция и ожидание, что мама подскажет, проверит, сделает и, естественно, ответственность за это, начинает считать ребенок, тоже будет на ней.
    5. Таким образом, к сожалению, тревожный родитель неосознанно воспитывает в своих детях:
    • тревогу, потому что мир полон опасностей и жить страшно;
    • апатию, потому что зачем хотеть, если мама за него хочет;
    • инфантильность как неготовность принимать решения и нести за них ответственность;
    • слабость, потому что у ребенка мало опыта контакта со своей силой и возможностью справиться со сложной ситуацией;
    • сложность в управлении собой и жизнью, поскольку родитель не научил справляться с чувствами, аффектами, задачами,
    • делами и проблемами. Он научил избегать всего этого.

    Я не думаю, что это именно то, что тревожный, но любящий родитель хотел для своих детей.

    Как перейти к более конструктивному взаимодействию с собственной тревогой?

    1. Если у вас тревоги слишком много, то она может быть связана с какой-то вашей непроработанной психологической травмой. Именно поэтому вы неуверенны в себе, в вашем ребенке или воспринимаете мир таким угрожающим. Психологическая травма может быть очень давней и даже забытой, вытесненной, но создавать в вас постоянно растущее напряжение и ожидание катастрофы. Работа с психологом может весьма помочь. Ваши дети не будут в этом случае нагружены последствиями вашей прошлой истории.

    Скорее всего, ваша неуверенность в своих силах, возможно, недостаточная взрослость и зрелость мешает вам встречаться с последствиями детской жизни. Более зрелые люди не пугаются этих последствий и живут по принципу: заболеет — вылечим, упадет — поднимем, заплачет — утешим, ошибется — поможем разобраться, не справится сам — подскажем. Такой родитель реже запрещает, он не говорит: «Не ходи». Он говорит: «Иди, но будь осторожен в этом и в этом». Он скорее подстрахует, расскажет как, научит взаимодействовать с возможной опасностью, чувствовать ее, защищаться, противостоять, а не только избегать ее. Он готов нести родительские риски и ответственность за то, что ребенок пробует, преодолевает, становится сильнее, приобретает опыт, живет. Если вас самих много контролировали или, наоборот, вы вынуждены были рано повзрослеть, то став родителями, испытываете сложности с ощущением взрослой позиции — все кажется сложным и тревожным. Дозреть и повзрослеть также помогает психотерапия.

    Тревожный родитель часто фокусируется на недостатках, проблемах (реальных или воображаемых, возможных). Он ощущает их в себе, они первыми бросаются в глаза, когда он смотрит на своих детей. И видит. только дефициты и провалы. Если вы сами не видите ресурсных возможностей своих детей, их способностей, талантов, навыков, умений, то спросите ваших знакомых, пусть они расскажут что-то о вашем ребенке. Со стороны дети часто выглядят «объемнее», шире, ресурснее, чем под фантазийно-катастрофичным взглядом тревожного родителя. Если боитесь, что ребенок не справится, придумайте 5 причин, почему он все же сможет. Какие качества и особенности характера ему помогут. Полезно рассказывать об этом и тревожным детям. Чем мы лучше думаем о себе, чем больше присваиваем свои достижения и таланты, тем менее тревожным мы можем быть. Потому что понимаем, что мы справимся с тем, что преподнесет нам жизнь.

  • У вас может уменьшиться тревога, если вы не только в контакте с тем, как вы богаты внутри, но и тогда, когда вы понимаете, что вы богаты снаружи. Для этого важно культивировать внешние ресурсы — обзаводиться знакомыми, помощниками, интересным окружением, взращивать отношения с близкими. Деньги и связи тоже помогают ощущать себя устойчивее, дают ощущение опоры и возможности не профилактировать проблемы, а решать их по мере поступления. Тревожные люди живут в постоянном напряжении и страхе, стараясь избегать проблем, и увы, это все равно не всегда удается, а ресурсные люди живут спокойно, понимая, что в случае проблем они найдут опору внутри или вовне. Поэтому мама, растящая ребенка одна, расставшаяся с мужем, рассорившаяся со своими близкими и подругами, часто контролирует больше и опекает, потому что не имеет достаточно опор. Вкладывайтесь во внешний и внутренний ресурс, и вам это вернется уверенностью и ощущением стабильности.
  • Читайте также:  5 ошибок, которые совершают все хорошие мамы

    Родительский контроль говорит: «Я вижу, как ты мал и слаб», родительская власть: «Я вижу, как с каждым твоим днем ты можешь все больше». Контроль: «Мир опасен, и только я тебя спасу», власть: «Мир разный, и моя задача — научить тебя в этом разбираться». Контроль: «Я не верю, что ты сможешь без меня», власть: «Я родитель, и моя задача помочь тебе вырасти и отпустить, научить жить без нас». Контроль: «Не стоит, не пробуй, ты можешь погибнуть». Власть: «Пробуй, пока я рядом, я подстрахую или научу. Живи!».

    Текст: Ирина Млодик, кандидат психологических наук, психолог, гештальт-терапевт, экзистенциальный психотерапевт, автор книг и статей по детской и взрослой практической психологии

    Повышенная тревожность у ребенка: причины, симптомы, рекомендации

    Мы подготовили краткое руководство для родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности своего ребёнка.

    П овышенная тревожность у ребенка — вторая по распространенности группа среди проблем детской психики (пальма первенства принадлежит поведенческим расстройствам). Её клинические признаки отмечаются примерно у 8% детей. К сожалению, этот показатель растёт. Поэтому мы подготовили краткое руководство для тех родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности у своего ребёнка.

    Что такое повышенная тревожность

    Страх — досадный, но непременный спутник жизни человека. Он «вшит» в наши инстинкты и запускается как часть механизма выживания. А. И. Захаров, один из ведущих специалистов в области детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:

    Возраст ребёнкаСтрахи в этом возрасте
    от 1 до 3 летстрах неожиданных звуков, темноты и боли
    от 3-15 летстрах одиночества и замкнутого пространства
    от 5 до 7 летстрах смерти
    от 7 до 11 летстрах чужих оценок, когда дети начинают бояться «быть не тем, кого уважают, ценят и понимают»

    Как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?

    Нормальная тревога — это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив — клинически устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».

    Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его на табурет и попросить спеть перед незнакомой публикой, но в большинстве жизненных ситуаций он будет спокоен и радостен. Ребёнок с повышенной тревожностью, редко может расслабиться и испытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь в одиночестве, отправляясь на шумный праздник, при ответе незнакомому человеку.

    Страхи имеют гендерную зависимость. До 12 лет они сильнее тревожат мальчиков, а после 12 лет — девочек.

    Причины повышенной тревожности у ребенка

    Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

    Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

    Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

    Наседки

    Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

    Прожектёры

    Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

    Спартанцы

    Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

    Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

    • Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
    • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
    • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

    Симптомы повышенной тревожности у ребенка

    Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):

    • приливы жара или озноба;
    • тремор или дрожь;
    • учащенное сердцебиение;
    • дискомфорт или боли в груди;
    • ощущение комка в горле;
    • затрудненность дыхания;
    • обморочность или головокружения;
    • мышечное напряжение;
    • онемение или покалывания;
    • ощущение «пустоты в голове»;
    • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

    Затем перепроверьте свои наблюдения с помощью опросника (авторы Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1 балл:

    • Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая;
    • Ему трудно сосредоточиться;
    • Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
    • Очень напряжен и скован во время выполнения заданий;
    • Смущается чаще других;
    • Часто говорит о напряженных ситуациях;
    • Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке;
    • Жалуется, что ему снятся страшные сны;
    • Руки у него обычно холодные и влажные;
    • Нередко страдает расстройством стула;
    • сильно потеет, когда волнуется;
    • Не обладает хорошим аппетитом;
    • Засыпает с трудом, спит беспокойно;
    • Пуглив, многое вызывает у него страх;
    • Обычно беспокоен, легко расстраивается;
    • Часто не может сдержать слезы;
    • Плохо переносит ожидание;
    • Не любит браться за новое дело;
    • Не уверен в себе и своих силах;
    • Боится сталкиваться с трудностями.

    Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов — средняя; 1-6 баллов — низкая.

    Получив печальный вердикт, не стоит паниковать. В отличие от поведенческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает по мере их взросления. Однако и закрывать на неё глаза по принципу «само пройдёт» тоже не стоит. По мнению специалистов, дети с повышенной тревожностью находятся в зоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство не покинет и во взрослом возрасте, а у некоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется на их жизненном успехе, объяснять не нужно.

    Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»

    Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.

    1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
    1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
    1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
    1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
    1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
    1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
    1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
    1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
    1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
    1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

    Рекомендации по снижению тревожности или 10 «надо»

    Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

    1. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
    1. Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
    1. Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
    1. Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
    1. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
    1. Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
    1. Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
    1. Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
    1. Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
    1. И самое главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете «10 нельзя»), то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.
    Читайте также:  Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога

    Чем опасна тревога и мнительность родителей в воспитании ребёнка?

    Не нужно даже и говорить о том, что забота о детях – обязанность каждого родителя, но иногда эта забота приобретает навязчивый характер. Пытаясь оградить детей от опасностей окружающего мира, родители порой перегибают палку и практически лишают ребенка радостей жизни. Таких взрослых психологи называют тревожно-мнительными. Они переживают за детей даже тогда, когда для этого нет серьезных оснований. Нередко тревога начинает носить параноидальный характер. Родители не просто волнуются, а постоянно ждут, что произойдет что-то плохое, отравляя тем самым жизнь и себе, и ребенку. Мы постарались разобраться в том, что же такое тревожно-мнительное воспитание и как не стать для своего ребенка «родителем-параноиком».

    Причины тревожно-мнительного воспитания

    Повышенная тревожность не возникает на пустом месте, её вызывают вполне логичные причины. Например, если ребенок часто болеет, родители постоянно находятся в напряжении и стремятся делать все возможное, для того чтобы оградить малыша от болезней. Правда, если одни взрослые стараются укреплять иммунитет ребенка, то другие ограничивают общение сына или дочери с миром: запрещают много времени проводить на улице, гулять в плохую погоду, бегать, купаться, контактировать с животными и т.д.

    Нередко к повышенной тревожности за малыша приводят трудности, с которыми женщина столкнулась во время беременности. Тяжелые роды, угроза выкидыша, осложнения – любая из этих причин может приводить будущую маму в состояние постоянного беспокойства, которое не отступит после успешных родов. Со временем тревожность за здоровье ребенка перенесется на все сферы жизни, и женщина будет волноваться за то, что ее чадо общается не с теми людьми, учится не в той школе, выбрал себе неперспективную профессию и т.д.

    Тревожными родителей может сделать и какая-то трагедия, произошедшая в семье, особенно если она привела к гибели кого-то из близких. И это состояние тоже можно понять: если, например, старший ребенок разбился на мотоцикле, мать сделает все возможное, для того чтобы младший ребенок не пользовался этим видом транспорта. Беспокойство будет нарастать и усиливаться, если ребенок вовремя не пришел домой или не ответил на телефонный звонок. Конечно, волноваться в этой ситуации будут все родители, но у тревожно-мнительных страх может перерастать в панику. Они не будут думать о том, что ребенок засиделся с друзьями и не слышит телефон, а сразу будут представлять себе самое страшное.

    Чем опасно тревожно-мнительное воспитание?

    Тревожно-мнительные родители наделяют своих детей излишней болезненностью и ранимостью. Пытаясь оградить детей от опасности, мамы и папы, наоборот, лишь притягивают неприятности.

    Представьте себе, что, узнав неприятную статистику дорожно-транспортных происшествий, родители начинают переживать, что ребенок попадет под машину. Они сами привозят дочь или сына в школу, переводят за руку через дорогу, и тем самым вселяют в ребенка страх перед любым движением. Такое поведение способно напугать, но не научить навыкам безопасного поведения на дороге. Нужно ли говорить, насколько вероятен несчастный случай у человека без подобных навыков?

    Проблемы могут коснуться и деткой социализации. Полноценным членом общества, пусть даже пока ещё детского, ребенок станет только при условии активного взаимодействия с ним. Кроме того, полностью зависимый от родителей ребенок может стать объектом детских насмешек.

    Что ждет в жизни такого ребенка? Чаще всего одиночество. В детском коллективе он редко бывает принят. Родители ограждают его от любых контактов с миром, в результате чего ребенок часто придумывает свой мир, что может привести к психическим расстройствам. Ситуацию усугубляет и эмоциональное состояние родителей: доходящая до паранойи тревожность передается детям и тоже приводит к психическим отклонениям.

    Что же делать?

    Тревожно-мнительное воспитание объяснимо. У такого поведения есть понятные причины, но родителям в первую очередь нужно думать о будущем ребенка. Мама и папа не смогут быть рядом всегда, и поэтому дети должны быть готовы к трудностям.

    Ребенок должен уметь противостоять болезням: знать об особенностях своего организма, приспосабливаться к ним, носить правильную одежду, разбираться в лекарственных препаратах, уметь оказывать первую помощь себе и окружающим.

    Чтобы научиться разбираться в людях и находить друзей, ребенок должен постоянно общаться со сверстниками, в том числе ссориться и, возможно, даже драться с ними. А как по-другому приобрести жизненный опыт?

    Опасности на улице подстерегают всегда, и ребенок должен владеть навыками безопасного поведения в самых различных ситуациях. Должен знать, как общаться с незнакомцами, куда звонить в случае опасности, как защитить себя.

    Научите ребенка справляться с трудностями без вашего личного участия, и тогда вам не придется за него волноваться.

    6 причин, когда родители виноваты в тревожности ребенка

    Мы, родители, иногда так сильно переживаем за детей, что буквально не можем нормально спать. Мамы новорожденных детей развивают у себя чуть ли не навыки японских ниндзя: способность слышать каждый шорох и вздох малыша, умение тихо подкрадываться к нему, чтоб удостовериться, что он в порядке. Если бы было можно, мы бы приобретали не только радионяню, но и приборы ночного видения. Но как понять, не слишком сильно ли мы беспокоимся? И может ли излишняя тревога принести ребенку не пользу, а вред?

    Что это за свойство такое — тревожность? Может ли она быть полезной, правильной, или беспокоиться вредно, и точка?

    Под тревожностью в психологии понимают такое состояние, когда человек ищет опасность там, где её нет в явном виде. То есть — страх воображаемый, а не реальный.

    Например, человек застревает в пробке и понимает, что есть вероятность опоздать на поезд. Он боится опоздать — и это нормальная реакция, адекватная ситуативная тревога. Но, если человек беспрепятственно едет на вокзал, в запасе у него есть время, но он все равно постоянно думает, что может застрять в пробке или ещё из-за чего-то опоздать — это повышенная личностная тревожность.

    Совершенно нормально, если в неопределённой ситуации или перед большим испытанием (перед экзаменами, например), возрастает тревожность человека. В этом случае она играет позитивную роль, так как не даёт расслабиться, пустить события на самотёк.

    Тревога заставляет нас собраться и действовать. Но постоянный страх, даже в привычной и понятной ситуации, разрушительно влияет на психику человека и на его отношения с близкими.

    Почему мы, родители, склонны к тому, чтобы постоянно тревожиться за детей? Даже если у нас уже не первый ребенок, да и телефон врача под рукой, мы не прекращаем переживать.

    — Тревога за ребёнка со стороны его близких — естественное явление. Мы живем в потоке информации, слишком часто мы узнаём о негативных событиях. Даже человеку с крепкой нервной системой сложно противостоять информационному натиску.

    Тревога за здоровье малыша особенно сильна, так как маленький ребенок не может рассказать о своем самочувствии. Сначала дети не умеют разговаривать, но, даже научившись, они долгое время не могут достоверно описать свои телесные ощущения. Медики говорят, что ребенку слишком сложно понять, что именно у него болит, поэтому многие малыши до 4-5 лет при любом недомогании жалуются на живот (хотя зачастую испытывают дискомфорт вовсе не в области пищеварительного тракта).

    После рождения малыша большинство мам испытывают множество сильных эмоций, в том числе страх, подавленность, тревогу. Это обусловлено гормональными изменениями в организме. Поэтому мама становится уязвимой, особенно остро нуждается в поддержке и понимании, независимо от того, сколько у неё детей и опыта.

    Где грань между адекватной заботой и повышенной тревогой? Если мама не спит по ночам, потому что боится, что ребенок перестанет дышать – это слишком?

    — Совершенно нормально, если родители тревожатся за ребёнка, имея на то какие-либо основания. Например, у малыша резко уменьшился или увеличился аппетит, он стал вялым, появились высыпания на коже и т.п. Иногда родители настораживаются по каким-то малозаметным причинам, сами не понимают, что их тревожит. В любом случае, нужно показать ребёнка врачу.

    Но если страх за здоровье и безопасность ребёнка имеют постоянный характер, маме кажется, что ему всё время что-то угрожает и она теряет покой, необходимо обратиться за помощью к психологу.

    Стоит помнить, что все взрослые люди, оказавшись в одной и той же ситуации, совершенно по-разному на неё реагируют. Для того, чтобы определить причину повышенной тревожности конкретного человека, нужно провести серьёзное психодиагностическое обследование. Состояние нервной системы взрослого человека зависит от врождённых особенностей (сильная или слабая нервная организация) и приобретённого опыта.

    Можно ли «заразить» близких, в том числе ребенка, своей тревожностью?

    — По последним данным, у некоторых людей тревожность наследственная – то есть, она обусловлена генетически, передалась от одного из родителей. Кроме того, огромное значение имеет образ жизни семьи, тип воспитания и личный пример, который подают взрослые. Постоянно одёргивая ребёнка, рассказывая ему про опасности, запугивая, можно вырастить очень тревожного человека.

    Даже если взрослые не внушают детям опасения специально, но сами постоянно всего боятся и беспокоятся без передышки, это может привести к возникновению тревожности.

    Может ли излишняя тревожность родителей развиваться, узнавать новое, совершать открытия?

    — Зависит от того, как она проявляется в жизни семьи. Если взрослый человек способен себя контролировать и не давит на ребёнка ненужными запретами, не запугивает его, то негативный эффект будет минимальным.

    Какие черты характера могут развиться у детей слишком тревожных, склонных к гиперопеке родителей?

    — Подросшим детям родителей, которые постоянно беспокоятся, могут быть свойственны тревожность, пассивность, недоверие к миру и к себе, повышенная осторожность, несамостоятельность.

    Привыкая к постоянной опеке, ребёнок не получает опыта преодоления трудностей и становится неуверенным в себе. Коме того, из-за преувеличенных родительских страхов и чрезмерной заботы дети могут стать, по сути, эмоциональными калеками. У них может развиться инфантильность и устойчивая зависимость от взрослых. И они всю жизнь будут вести себя несамостоятельно.

    Что делать, если не вы, а ваш партнер или другие родственники слишком беспокоятся о малыше? Почему высмеивать и ругать их поведение – не значит решить проблему?

    — Высмеивать и ругать другого человека за его чувства – это то же самое, что отталкивать его от себя и делать проблему ещё больше.

    На вопрос, что же делать в таком случае, очень сложно ответить теоретически. Всё зависит от того, насколько человек осознаёт свою проблему и готов работать с ней. Один из конструктивных путей решения – обращение за помощью к семейному или к детскому психологу. Специалист поможет разобраться с причинами повышенной тревожности, объяснит, к каким последствиям она может привести, а также сформулирует рекомендации по выходу из этой ситуации.

    Часто на форумах мамы пишут о том, что они беспокоятся о ребенке настолько, что отстраняют пап от процесса ухода, прогулок и других активностей. Мол, муж все сделает не так. Что можно сказать о таких ситуациях?

    — Такая ситуация негативно влияет и на развитие ребёнка, и на атмосферу в семье. Необходимо обратиться к семейному психологу для её преодоления.

    Ссылка на основную публикацию