5 самых несправедливых и обидных фраз от родителей, которые могут услышать дети

10 ужасных родительских фраз, которые давно пора запретить

10 ужасных родительских фраз, которые давно пора запретить

Иногда родители говорят одно — а дети слышат совсем другое. Они хотят помочь, подбодрить или мотивировать стать лучше, а выходит очень обидно и даже грубо. Именно об этих выражениях потом рассказывают на сеансе у психолога, когда говорят о детских травмах. Инна Прибора — о тех фразах, которые стоит исключить из вашего родительского словаря.

От маленьких детей убирают подальше токсичные вещества и острые предметы. Но теперь, благо психологи ответственно выполняют свою работу, мы знаем, что детей следует беречь от острых слов и ранящих фраз. А если что-то и сорвётся с языка, то стоит скорее сделать вид, что это не вы сказали, а из телевизора донеслось: «Ничего, сынок, это не я, а Свинка Пеппа сказала…».

Что слышит ребёнок. «Ты скоро понесёшь наказание, но я тут ни при чём. Хохо!» (зловещий смех).

По интонации всякому ясно, что ждать подарков сегодня вечером не приходится. Фраза работает как угроза и предвещает наказание, которое выберете не вы, а более суровый родитель.

Почему не стоит так говорить. Во-первых, с таким подходом мы как-то сразу признаём, что возможности справиться с ситуацией у нас нет, что мы плохо понимаем, как действовать. Во-вторых, создаём тому отсутствующему родителю не самый приятный образ. Вряд ли муж рад, что мы пугаем малыша его возвращением. Он-то думает, что его очень ждут и с радостью откроют дверь, а не спрячутся вместе с куклами под кроватью.

Что слышит ребёнок. «Все твои вещи на самом деле мои. Даже плюшевая собачка! И вообще — если будешь уходить из дома, вещи не бери».

Мы этого неблагодарного упрямца облагодетельствовали, а он не понимает, как ему повезло. Ребёнок ещё не настоящий, не дорос, чтобы у него была собственность или личные вещи. Ещё интересный приём — угрожать выбросить детские штуки, споткнувшись об них: «Я сейчас выброшу всё твоё лего из дома!».

Почему не стоит так говорить. Вообще-то детей пугает такой подход. «Эээ… Нет, невозможно! Погодите-ка, как это нет ничего своего, а моя кровать? Велосипед? Шкаф с книжками?». Во-вторых, мы в этот момент как бы невзначай показываем ребёнку, что материальные ценности для нас важны, а вот эмоциональное состояние других людей — уже меньше.

Что слышит ребёнок. «Чёрт, они мне — всю жизнь, а я всё равно уроки не выучил. Да ещё и злюсь на них. Со мной точно что-то не так».

Мы работаем на трёх работах, жизнь положили на вас, а ты чашку не помыл! Подрался с братом! Неравнозначно, правда? Фраза опять взывает к признанию заслуг родителей и к нескончаемой благодарности.

Почему не стоит так говорить. Подобный упрёк нагружает ребёнка гигантской ответственностью за жизни и здоровье близких людей. Кроме того, такая постановка вопроса представляет взрослых великодушными альтруистами, на фоне которых провинившийся ребёнок выглядит злодеем.

Что слышит ребёнок.«Боже! О нет! Мама скоро умрёт. Как так вышло? Я же просто отказался есть капусту…».

Произносится в моменты бессилия и мрачного отчаяния. Или просто так, когда ребёнок швырнул свой самокат в лужу. Или когда мы долго несли ребёнка на руках. Но эффект одинаков: фраза превращает родителя в жертву маленького мефистофеля. Видишь, у меня колени ноют и нервный тик правого глаза? Это всё ты виноват.

Почему не стоит так говорить. Взрослый перекладывает ответственность за своё эмоциональное, и иногда физическое состояние на ребёнка, который никак не может за это отвечать. Тем более такие фразы сперва искренне пугают детей и заставляют испытывать чувство вины, а потом уже перестают действовать. Особенно если вы умираете по несколько раз в день.

Что слышит ребёнок. «Впереди мрак и тлен. Ты неудачник. У тебя ничего не получится.»

Мрачные пророчества и неутешительные прогнозы должны, на наш взгляд, бодрить ребёнка и заставлять действовать более сноровисто. К тому же мы, кажется, просто хотим объяснить, как всё устроено в жизни. Ведь очевидно, что с таким подходом дочь успеха не добьётся.

Почему не стоит так говорить. Поскольку ребенок доверяет родителям, он перестаёт верить в себя. К тому же таким образом родители только сетуют на печальные факты, не предложив никакого варианта решения проблемы, не придав сил, не показав, что именно можно исправить. В общем, бесполезная фраза.

Что слышит ребёнок. «Я неуклюжий и руки у меня неправильно выросли. Не буду больше пытаться».

С таким возгласом внимательный родитель спешит ребёнку на помощь: решать домашнее уравнение, резать колбасу, пристёгивать капюшон. Он демонстрирует свою заботу и даже на деле показывает, как надо находить в колбасе икс.

Почему не стоит так говорить. Мы не даём ребёнку шанса попытаться. И снова попытаться (и так множество раз), а потом либо научиться, либо самостоятельно попросить о помощи. То есть мы сами выбиваем из рук ребёнка инициативу, выставляя его беспомощным.

Что слышит ребёнок. «Ага-ага, извинения. Ну, Серёженка, я тебе это припомню! Всё равно я пальцы за спиной скрестил!».

Таким образом взрослые помогают ребёнку социализироваться. Прямо на деле учат, какие слова нужно говорить в деликатной ситуации. Ну и ещё пытаются скрыть свою неловкость: мячик случайно прилетел Серёже в ухо, а его бабушка смотрит неодобрительно.

Почему не стоит так говорить. Невозможно принять социальные нормы близко к сердцу, если тебя публично принуждают говорить кодовые слова. То есть можно научиться их произносить, даже делать при этом скорбное лицо. Но к настоящим воспитательным целям, вроде формирования искреннего сочувствия, искренней тревоги за чужое благополучие, искренней благодарности, этот манёвр, конечно, отношения не имеет.

Что слышит ребёнок.«Я не дотягиваю, я не достаточно хорош. Правильный ребёнок принёс бы пятёрку».

Мы же должны поддерживать высокую планку и требовать от детей серьёзных достижений. Мы как бы говорим этой фразой, что верим в их успехи, они могут лучше. Да, Коля? Ты ведь можешь лучше?

Почему не стоит так говорить. Вообще-то ребёнок старался, а мы с порога, не разобравшись, довольно болезненным образом критикуем. Особенно неприятно, что в этот момент мы рассуждаем не о реальных достижениях и промахах школьника. Мы говорим об оценке, которую поставил чужой человек непонятно из каких соображений.

Что слышит ребёнок. «Я не нравлюсь маме. Всё из-за проклятой задачи. Ненавижу все задачи и все уроки!».

Фраза произносится, чтобы вдохновить ребёнка на подвиги и наконец-то решить проклятую задачу. И да — ещё переписать всё в чистовик.

Почему не стоит так говорить. Как минимум это не очень действенное средство, чтобы вдохновить кого-либо. Как максимум мы со своим дурацким ярлыком сейчас оттаптываемся по самоуважению ребёнка, влияем на его самооценку и самовосприятие (если он почему-то не зактнул уши ваточкой). Такой подход закрывает от нас реальную проблему: часто детям нелегко сделать требуемое из-за недостаточно сформированных навыков или усидчивости. И к лени это не имеет никакого отношения.

Что слышит ребёнок.«Кто сильнее, тот и прав».

Суровый и властный голос в момент этого внушения как бы показывает, кто в доме хозяин. Слова призывают человека наконец-то подняться с дивана и не располагают к долгим обсуждениям.

Почему не стоит так говорить. Запугивание — сильное средство. Оно демонстрирует, что по-другому у нас не получается. Попросишь — не слушается. Объясняешь — не слышит. Не сработает и в этом случае. Мы ведь не всерьёз. Ну и правда — что хуже-то будет? Мы станем топать ногами или хвататься за ремень? Вряд ли. Вот и ребёнок не верит. Доверительные отношения больше способствуют уборке в детской, чем угрозы и перспектива ремня.

Фразы родителей, которые подпортили нам жизнь

– Это хит! Есть еще хлеще выражение: «Не съешь – за шиворот высыплю!» Родители не осознают, почему заставляют доедать детей. На самом деле причина в «голодных» генах, – объясняет Ольга Анищенкова. – Наши бабушки, деды и прадеды перенесли голод. И это передалось внукам и правнукам, как форма носа, цвет глаз и волос. К счастью, сейчас другое время: не надо наедаться впрок, можно всегда купить любые продукты. Но генная память живет.

Последствия: лишний вес, проблемы с пищеварением.

Как правильно: если вы видите, что ребенок заскучал над тарелкой, лучше сказать: «Ты наелся? Можешь не доедать». Или: «Съешь потом». Пусть он с молодых лет учится слушать себя и не растягивает желудок.

Вариант: «Слушайся старших». Авторитарная фраза, она учит ребенка тому, что не он сам, а кто-то другой все за него решит и сделает. Ее истинный смысл такой: «Твое мнение ничего не значит, ты не можешь, не умеешь, ты – ноль».

Родителям проще цыкнуть, чем тратить время и силы, объясняя сыну или дочери, почему нужно сделать так и не иначе. Взрослые облегчают себе жизнь, но портят ее ребенку.

Последствия: из абсолютно послушного ребенка вряд ли вырастет счастливый взрослый. Он перестает слышать себя: а чего хочет на самом деле? Будет плыть по течению, боясь взять на себя ответственность и обвиняя в неудачах только других.

И еще один побочный эффект: во взрослой жизни напряжение внутри человека может привести его к разного рода зависимостям – алкоголизму, наркомании, булимии. Он станет уходить в то, что гарантированно и быстро дает ему ощущение счастья.

Как правильно: находите время на диалог с ребенком. Родителям важно в доверительной форме донести мысль: «Я старше тебя, у меня есть опыт, и потому я прошу тебя сделать так». Объяснить почему. И не давить своим авторитетом.

Родители и педагоги постоянно вдалбливают это ребенку. А потому – сидеть-бояться!

Читайте также:  Как воспитать в мальчике качества настоящего мужчины

Последствия: страх перед любыми авторитетами. Полное подчинение и отсутствие уважения к себе. Такие люди боятся высказать свое мнение и попросить, например, у начальника хорошую зарплату. Они зажаты, не могут быть открытыми и смелыми с людьми, стоящими выше по рангу.

Как правильно: учитель всегда-всегда прав? Нет, он человек и, значит, может ошибаться.

Или: «Хватит реветь! Болит? Потерпишь, не маленький!» Последняя фраза, скорее всего, жизненное кредо самого взрослого. Он привык терпеть, он глубоко несчастен. И, вместо того чтобы лечить свои раны, девиз «Терпи!» передает ребенку. Что касается «замолчи» – это запрет на любые эмоции, особенно негативные.

Последствия: обесценивание чувств, когда не принято радоваться или плакать. В итоге вырастают роботы, у которых внутри, как говорят психологи, – саркофаги. Там погребены грусть, гнев, печаль, обида и даже счастье. Эти чувства когда-то ребенку запретили проявить, и все, что он смог сделать, это захоронить их внутри. Непроявленные эмоции копятся, крышка уже не выдерживает, и лет так в 40 саркофаг может вскрыться. Мало никому не покажется.

Как правильно: не запрещайте малышу плакать, смеяться, прыгать от счастья. Пусть он выражает свои эмоции. Да, взрослые могут сердиться на поступки ребенка, просить сына или дочь вести себя иначе. Но нельзя запретить им чувствовать. Как же поступить, если ребенок рыдает? Говоря языком психологов, отразите его чувства: «Ты плачешь, тебе больно? Иди я тебя пожалею!» Обнимите, поддержите и успокойте.

Одно из самых сильных потрясений, которое может пережить человек, – это когда родители били его в детстве. Или даже хотя бы раз ударили. Тот, кто является для ребенка олицетворением любви и защиты, вдруг выступает агрессором. У детей, особенно со слабой психикой, может рухнуть мир.

Последствия: недоверие к миру и людям. Страх становится ведущей эмоцией и может проявиться во всех сферах: в любви («меня бросят»), в работе («уволят, я никудышный, плохой»), в общении («высмеют, раскритикуют»). Будет ли такой человек счастлив? Вряд ли.

Как правильно: во-первых, никогда не бейте ребенка. Во-вторых, если это все же случилось, попросите прощения. Тут же. Объясните ему свои чувства, расскажите, что внутри вас живет дракон, и, если его разбудить, он злится. Но, главное, разберитесь потом с собой. Что на самом деле вас выводит? Вы устали, на работе получили по шапке или вам нахамили в магазине? Очень часто тут дело не в шалостях детей. Так стоит ли срывать на них свою злость?

«Не плачь, ты не девочка»

Во-первых, в этой фразе сквозит неуважение к женскому полу. Во-вторых, мальчик – что, не человек? Почему ему нельзя плакать?

Последствия: проблемы сердца у мужчин, ранние инсульты и инфаркты.

Как правильно: объясните сыну, что он может проявлять любые эмоции. И если больно, обидно – плакать! Это нормально.

Конечно, прекрасно увидеть изнанку фраз родителей и перестать их использовать. Но они выскакивают как черт из табакерки. Не заклеивать же рот взрослым?

– Родителям важно понять, какая ответственность на них лежит, – говорит Ольга Анищенкова. – Ведь это не просто фразы, вы даете инструкции! По ним ребенок будет жить дальше. Ни много ни мало, вы формируете его судьбу.

Не грызите себя за ошибки, увы, они все равно будут. Заранее простите себя за них! Примите воспитание ребенка как творческую задачу.

Больше читайте о детской психологии. Ведь, когда у вас появляется машина, вы учите правила, платите инструктору. А тут человек родился! И до года ребенку нельзя говорить ничего плохого. Да, он не понимает слов («Ах ты засранец, обкакался!»), но прекрасно считывает интонацию. Если она негативная, для малыша это значит только одно: мама мной недовольна. Но что он может сделать, он беспомощный?!

Задача всех родительских инструкций сводится к одному – научить детей жить самостоятельно и счастливо. Без вашей помощи и заботы! Теперь вы понимаете, чем фраза «Слушайся старших!» опасна? Она противоречит главной идее воспитания ребенка.

Чем младше дети, тем сильнее мы оказываем влияние на них. Следите за чистотой своей речи. Например, для двухлетки вы – главный проводник в этот мир, ребенок как губка впитывает все, что вы ему говорите. В девять лет это уже не работает.

5 обидных фраз из детства, которые мы продолжаем говорить своим детям

May 7, 2019 12:47

By Fabiosa

Воспитание детей – задача чрезвычайно сложная, особенно если вы хотите вырастить эмоционально здорового ребенка. Недостаточно обеспечивать свое чадо игрушками, вещами и другими материальными благами. Гораздо важнее – разговаривать с ним и как можно больше времени проводить вместе.

George Rudy / Shutterstock.com

Обычно мы перенимаем модель родительства от наших собственных пап и мам, хоть и говорили в порыве юношеского максимализма, что так, как они, поступать со своими детьми мы не будем.

Проследите за своей речью. Не употребляете ли вы те обидные фразы, которые вы все детство слышали от своих родителей?

1. “Знай свое место”

sirtravelalot / Shutterstock.com

Или “Не выпячивай себя”, “Будь скромнее”. Конечно, родителям удобны “тихие” дети, которые знай себе безропотно играют в сторонке. В результате они вырастают забитыми и стеснительными. Даже во взрослом возрасте им может казаться, что они недостойны обращать на себя внимание.

2. “Ну и дуйся! На обиженных воду возят!”

NadyaEugene / Shutterstock.com

На первый взгляд безобидная фраза, но разве она применима к детям? Может, именно сейчас малышу нужно, чтобы вы заглянули ему в глаза, искренне поинтересовались, что он чувствует? Только мы, родители, можем научить детей, как справляться с обидой. Разговорами, своими примерами мы можем помочь им без последствий для эмоционального здоровья выходить из затруднительных ситуаций.

3. “Разве можешь ты что-то сделать хоть раз нормально?”

Syda Productions / Shutterstock.com

Особенно несправедлива эта фраза по отношению к маленьким деткам, которые только-только начинают познавать мир. Эта фраза раз и навсегда отобьет у ребенка желание что-либо делать самостоятельно и превратит его в безынициативного взрослого. Вместо этого, можно слегка пожурить малыша (а можно обойтись и без этого) и предложить свою помощь. Это будет гораздо эффективнее!

4. “Ты сам виноват!”

altanaka / Shutterstock.com

Получил двойку, поссорился с одноклассником, потерял вещь. Ребенку и так обидно, ему только и хочется, чтобы мама или папа поддержали ласковым словом, а что он слышит в ответ? Можно сказать малышу, что он поступил не совсем правильно, но вы готовы его поддержать и поможете исправить ошибку. Он может на вас полностью полагаться.

5. “А ну не ной!”

271 EAK MOTO / Shutterstock.com

Дети – самые искренние существа. Когда им хорошо, они смеются от души, когда плохо – без стеснения выражают свои эмоции. И в те моменты, когда им плохо, обиднее всего услышать грубое: “И что ты нюни развесил?” Разве удивительно, если печаль малыша станет еще больше? Обнимите его, скажите, что вы всегда рядом. Это успокоит его гораздо быстрее.

Признавайтесь, какие фразы есть в вашем обиходе? Стараетесь ли вы от них избавиться?

Информация в данной статье носит исключительно ознакомительный характер и не заменяет консультацию сертифицированного профильного специалиста.

12 фраз родителей, которые не самым лучшим образом отражаются на жизни ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Многие недооценивают силу слова, а ведь одной неосторожной фразой можно изменить всю жизнь человека. Особенно это касается детей, которые все впитывают в себя, как губка. И ученые подтверждают, что грубое отношение в детстве пагубно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии будущего взрослого человека. Из этой статьи вы узнаете, к каким последствиям может привести употребление самых распространенных родительских фраз.

AdMe.ru понимает, что прошлое изменить нельзя, но можно постараться не допускать ошибок предыдущего поколения.

1. «Все папе расскажу»

Что слышит ребенок: «Мы с папой — одна команда, и если я на тебя обиделась, то и он тоже».

Последствия: Малыш думает, что если папа безоговорочно поддерживает маму, а его версию произошедшего никто и слушать не хочет, то это значит, что они оба настроены против него. Так зарождаются чувства одиночества и недоверия, которые с возрастом будут только усиливаться.

Как лучше сделать: Дети, как правило, ведут себя лучше, когда папа дома, поскольку они считают его авторитетной фигурой. Но мамам проще довериться, поэтому важно показать ребенку, что вы владеете ситуацией и знаете, как с ней справиться. Если вам важно донести информацию до папы, поинтересуйтесь, готов ли ребенок сам ему все рассказать. Научите малыша признавать свои ошибки и делать это искренне.

2. «Твоего ничего нет, это мы все купили»

Что слышит ребенок: «Даже твой любимый медвежонок не принадлежит тебе, и в любой момент мы можем все забрать».

Последствия: В маленького ребенка вселяют ужас мысли, что все, к чему он привык (комната, одежда, игрушки), — не его. Любимые вещи становятся главным предметом шантажа, и именно после таких фраз дети начинают понимать, что материальное в этом мире важнее всего остального.

Как лучше сделать: Мелочи, которые кажутся взрослому человеку незначительными, очень важны для ребенка. Самый важный момент в воспитании — показать малышу, что его любят и никто не будет манипулировать его чувствами с помощью самого дорогого, что у него есть, даже если это просто плюшевый медведь.

3. «Ты меня в могилу сведешь»

Что слышит ребенок: «Если с родителями случится что-то плохое, то в этом будешь виноват ты».

Последствия: Некоторые родители убеждены, что ребенок должен быть благодарен им за подаренную ему жизнь, поэтому любое возражение рассматривается как личное оскробление. Таким образом постепенно взращивается чувство неполноценности.

Читайте также:  15 признаков того, что вы слишком строги к ребенку

Как лучше сделать: Для начала нужно понять, что ребенок — абсолютно отдельная личность, и главная цель родителей — воспитать хорошего человека, которого в какой-то момент нужно будет отпустить. Забудьте про фразы «Ты сводишь меня с ума», «Из-за тебя у меня болит голова», «Ты нас с отцом в могилу сведешь» и так далее. Вместо драматических спектаклей четко объясните суть ваших претензий к ребенку, если они действительно есть.

4. «Кто тебя такую замуж возьмет?»

Что слышит ребенок: «Ты никому не будешь нужна».

Последствия: Подобные «предсказания» бабушек и мам вызывают боязнь будущего и разуверение в собственных силах: раз самые близкие говорят, что ничего не получится, то так и будет. Подобный подход не поможет ребенку добиться успеха в жизни, и он даже не поймет, что, по мнению родителей, с ним было не так.

Как лучше сделать: Уделяйте больше внимания характеру ребенка, а не внешним атрибутам (которые сменятся еще много раз), не препятствуйте самовыражению. И самое важное — верьте в своего ребенка, даже если на данный момент его образ далек от того, который вам хотелось бы видеть.

5. «Я сам сделаю, ты еще маленький»

Что слышит ребенок: «Нет смысла стараться и пробовать, у тебя все равно ничего не получится» и «Тебе нельзя ничего доверить».

Последствия: Такой «заботой» вы сводите на нет рвение ребенка и отнимаете у него шанс научиться чему-то новому. Когда малыш вырастет, он не сможет быть самостоятельным, и единственное, в чем он будет уверен, так это в том, что он неудачник.

Как лучше сделать: Ребенку важно понимать, какую роль он играет в семье, и для здоровой самооценки необходимо, чтобы малыш мог заниматься тем, что у него хорошо получается. А для этого нужна практика, поэтому запаситесь терпением и придумайте задания, которые ребенок сможет выполнить самостоятельно. Если увидите, что у ребенка что-то не получается, не помогайте, а задайте наводящие вопросы, которые помогут ему справиться с заданием.

6. «Почему четверка, а не пятерка?»

Что слышит ребенок: «Ты не оправдываешь моих ожиданий. Если бы ты был хорошим, то обязательно получил бы пятерку».

Последствия: Взрослые быстро забывают, каково это — быть детьми, и искренне верят, что проблем у них нет и поводов для беспокойства тоже. Но дети испытывают стресс по многим причинам, поэтому не надо усугублять ситуацию. Не заражайте собственное чадо «синдромом отличника», который в будущем может привести к трагедии.

Как лучше сделать: Не забывайте интересоваться у ребенка, как прошел его день, и если вы заметили какие-то трудности, то направьте малыша в сторону их решения. А если вы видите, что ваш ребенок сдался, научите его видеть любую проблему в перспективе. Так можно уменьшить беспокойство, помочь обрести силу и желание попытаться решить задачу снова.

7. «Не хочешь по-хорошему?»

Что слышит ребенок: «Я сильнее, поэтому я всегда прав».

Последствия: Запугивание быстро перестает работать, если вы не воплощаете угрозы в жизнь. А если дело дошло до рукоприкладства, не удивляйтесь, откуда у здорового с рождения ребенка в дальнейшем появляются проблемы со здоровьем: мигрень, артрит, боли в нижней части спины, астма, гипертония, хроническая усталость, депрессия и многое другое. В ходе исследований была найдена непосредственная связь между негативным опытом из раннего детства и физическим состоянием взрослого человека.

Как лучше сделать: Доверительными отношениями и разговорами можно добиться гораздо большего, чем угрозами и ремнем.

8. «Меня не волнует, чего ты хочешь, а чего нет»

Что слышит ребенок: «Никому не интересны твои желания, как и ты сам».

Последствия: Чем большее давление оказывается на ребенка, тем сильнее ему хочется сопротивляться. В будущем могут ждать две крайности: либо безвольный человек с полным отсутствием собственного мнения, либо бунтарь, который будет все делать назло, пусть даже во вред самому себе.

Как лучше сделать: Всегда объясняйте ребенку свою позицию и почему вы хотите, чтобы было именно так. Компромисс с детьми вполне возможен, поэтому лучше выслушать друг друга и быть откровенным. Например, если ребенок хочет что-то дорогое, а у вас не хватает средств, то так и скажите: «Я знаю, что тебе очень хочется эту вещь, но пока мы не можем ее себе позволить. Зато можем купить вот это. Хочешь?»

9. «Не выдумывай»

Что слышит ребенок: «Мне нет дела до твоих проблем» и «Я тебе не верю».

Последствия: Отрицая страхи ребенка, вы не решаете проблему. Любые эмоции (даже если они вызваны фантазиями) реальны, а подобными словами вы учите скрывать истинные чувства и переживания. Из таких детей вырастают замкнутые и черствые взрослые. Детские страхи нельзя игнорировать.

Как лучше сказать: Разберитесь с самыми страшными монстрами вместе с малышом, дайте ему понять, что вы верите ему и всегда рядом. И перестаньте использовать частицу «не». Например, замените фразу «Не выдумывай, под кроватью никого нет» на «Давай вместе посмотрим, вот увидишь, там никого нет».

10. «Мне за тебя стыдно»

Что слышит ребенок: «Ты плохой».

Последствия: Когда хочется указать ребенку на его недостаток, то нелишним будет вспомнить, что он копирует поведение родителей. И помните: как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому можно догадаться, каким вырастет ребенок, постоянно слышащий в свой адрес слова «ленивый», «невоспитанный», «грязнуля», «жадина» и так далее.

Как лучше сказать: Демонстрируйте своим примером достойное поведение. Если вы здороваетесь с соседями, доносите обертки до урны и внимательны к окружающим, то и ребенок «унаследует» эти черты.

11. «Пока не поешь — никаких игр»

Что слышит ребенок: «Услуга за услугу».

Последствия: Такая тактика работает до определенного момента, но совсем скоро ребенок начнет торговаться с вами: хорошо закончу четверть, если купите новый компьютер, погуляю с собакой за 2 часа за приставкой и так далее. Такая модель семьи искажает истинную мотивацию, по которой человек должен делать те или иные вещи.

Как лучше сказать: Объяснять свою позицию и почему важно сделать то, о чем вы просите. Постарайтесь не покупать поведение своего ребенка: рано или поздно это выйдет из-под контроля.

12. «Замолчи!»

Что слышит ребенок: «Я тебя не люблю».

Последствия: Каждое грубое слово вернется в будущем, только тогда обидно будет уже вам. Родители искренне удивляются грубости и пренебрежению со стороны собственных детей, хотя не помнят, как забывали относиться к ним с уважением в детстве.

Как лучше сказать: Прежде чем приступить к диалогу с ребенком, разберитесь в себе: почему вас так раздражает типичное детское поведение? Возможно, проблема заключается в накопленных вами негативных переживаниях, и ребенок не должен становиться громоотводом.

А вы какие фразы запретили бы говорить родителям?

Обидные слова наших детей: как исправить ситуацию

Иногда родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок произносит резкие, обескураживающие и задевающие чувства слова. Вариации могут быть разные: отталкивающие выражения – «отстань», «не твое дело»; обзывания – «ты – плохая/злая/толстая», «дурак/чудовище», отвержение – «я тебя не люблю/ненавижу», «ты мне не нужна» и т.д. Подобные изречения не только шокируют и ставят в неловкое положение, но и обижают. В корне данной проблемы всегда лежат определенные причины, поняв которые родитель может не только избавиться от нежелательного поведения, но и понять, какие сложности присутствуют в жизни его ребенка.

Почему дети говорят обидные слова и как этому правильно противостоять

Стоит заметить, что до определенного возраста употребление «плохих» выражений не осознано. До 3 – 4 лет ребенок не совсем понимает, что слова могут быть неприятными или обидными, часто он даже не знает, что обозначают эти слова.

В этом случае очень важно, какой будет ваша первая реакция. Несмотря на то, что заявление в формате «мама – ты дура» обязательно вас обескуражит и расстроит, попытайтесь не реагировать остро. Но при этом не сводите ситуацию к шутке. Дело в том, что дети, исследуя окружающий мир, экспериментируют с новыми формами поведения и наблюдают за реакцией окружающих.

В случае, если вы будете смеяться или «не замечать» неприятные словечки, надеясь, что «пройдет само собой», велика вероятность, что ребенок продолжит «прощупывать» вас. Если же вы отреагируете слишком эмоционально, отругаете или, еще хуже, накажете, ребенок справедливо испытает чувство обиды и непонимания.

В подобной ситуации спокойно, но твердо объясните ребенку, что не все слова можно использовать в речи, что есть выражения, которые делают больно и неприятно, и вы не хотели бы больше их слышать ни в свой адрес, ни в адрес других людей.

В старшем возрасте, после 5 лет, словарный запас расширяется, и ребенок знает, что есть слова, которые произносить нежелательно, он уже в личном опыте столкнулся с выражениями, которые задевают его самого.

На данном возрастном этапе происходит нравственное формирование личности, поэтому важно систематически объяснять ребенку что такое «хорошо» и что такое «плохо». В дошкольном возрасте остро развит страх неодобрения, поэтому одного замечания и разъясняющей беседы может быть вполне достаточно. Если же ситуация повторяется, убедитесь в истинной причине использования задевающих выражений.

Причины употребления обидных слов

Причиной может быть подражание, желание быть похожим на взрослого (или персонажа). Здесь употребление грубых, вызывающих выражений ассоциируется у ребенка с проявлением силы и храбрости. Это может быть как метафорический перенос роли, так и реальное повторение слов значимого для ребенка персонажа.

Если ребенок систематически слышит, как мать кричит отцу, что его ненавидит, как отец открещивается в моменты занятости фразой «отстань», фирменное выражение любимого персонажа «не твое дело», – он усваивает эту форму поведения как приемлемую и следует примеру.

Читайте также:  10 наиболее эффективных методик воспитания детей

Проследите за собой и домочадцами: если в вашей семье принято общаться на повышенных тонах, не стесняясь в выражениях, то откуда ребенку черпать пример уважительного взаимодействия? Может быть вы сами говорите обидные фразы ребенку, даже не обращая на это внимание? Поэтому, в первую очередь, подавайте пример уважительного общения дома.

Обратите внимание на окружение ребенка: нет ли в кругу близких людей (любимой передаче, фильмах) тех, кто в грубой форме и резких выражениях может изъясняться с окружающими?

Следующей значительной причиной может послужить привлечение внимания. Недополучая внимание со стороны родителей, ребенок может использовать любые способы, чтобы его все-таки заметили. В этом случае даже негативное внимание или наказание кажется более желанным, чем его отсутствие. Уделяйте ребенку продуктивное внимание – пусть оно выражается не в многочисленных подарках и дорогих игрушках, а в реальном общении с малышом: интересуйтесь как прошел его день, что интересного он видел, слышал, что чувствует и, как он считает, почему. Говоря «я тебя не люблю» или «ты мне не нужна», ребенок кричит вам «мне не хватает твоего внимания!».

Учите ребенка выражать чувства, иначе они рано или поздно находят выход в другой, и часто неожиданной интерпретации. Избегайте вопроса «Почему ты себя так ведешь/говоришь это?», если только вы не предполагаете, что он ответит «Потому что я не умею правильно выражать свою агрессию». Вместо этого, на резкий выпад в ваш адрес, спросите: «Что ты сейчас чувствуешь?», «Как думаешь, а что чувствую я?» и т.д. Не игнорируйте такую важную составляющую его личности, как развитие эмоционального интеллекта. Расскажите, покажите и научите правильно выражать свои чувства, поговорите о ваших чувствах. Объясняйте ребенку, что он может чувствовать все что угодно, но не все формы выражения эмоций приемлемы. Предложите покричать в подушку, если малыш зол, нарисовать грусть, если он расстроен, написать письмо об обиде и порвать его на мелкие кусочки, придумайте новые способы выражения, главное, чтобы эмоции находили выход, а не выплескивались через обзывания и обвинения в ваш адрес.

Следующей причиной может послужить потребность в самоутверждении. Используя гиперопекающий стиль воспитания, родители подавляют любые попытки самостоятельности и проявления воли ребенком. Оскорбляющие изречения в этом случае выступают как протест и желание решать и делать самостоятельно хоть что-нибудь.

Дайте ребенку чуть больше свободы действий, позволяйте делать или выбирать самому то, что посильно его возрасту.

Не секрет, что дети, объединяясь в группы единомышленников, порой могут быть жестокими и дразнить «одиночек» по принципу отличия от других. Естественно, ребенок может чувствовать обиду и желание отомстить, либо, пытаясь компенсировать свою неуспешность, срываться дома на родственниках.

Важно разговаривать с ребенком, интересоваться, как прошел его день, как складываются отношения в коллективе. Будьте для ребенка опорой и поддержкой, дайте почувствовать ему его ценность, значимость для вас вне зависимости от внешних обстоятельств. Показывайте, что вы уважаете его личность, признаете успехи и достижения, любите и цените, тогда у малыша будет сформирована стабильная самооценка и не будет необходимости компенсировать неуспешность путем оскорблений и ругательств.

10 ошибок, которые сломают твоей дочери жизнь: мнение Михаила Лабковского

Иногда мама непроизвольно травмирует свою дочку , не понимая , что вредит ей. Эти установки живут в нас поколениями , и это нужно менять.

Cosmo рекомендует

Через плечо или поясную? Топ-тренды маленьких сумок на весну-2020: какую выбрать

Самая трендовая верхняя одежда весны-2020 — кожаные плащи для дерзких модниц

Самая серьезная ошибка , которую совершают многие мамы и бабушки , воспитывая дочь и , соответственно , внучку — это программируют ее на некий обязательный набор навыков и качеств , которыми та должна обладать. «Ты должна быть милой», «Ты должна быть покладистой», «Ты должна нравиться», «Ты должна научиться готовить», «Ты должна». В самом умении готовить нет ничего плохого , но у девочки формируется ущербное мышление: ты будешь иметь ценность , только если будешь соответствовать набору критериев. Тут гораздо эффективнее и без травм для психики сработает личный пример: давай вместе сварим вкусный суп. Давай вместе уберемся дома. Давай вместе выберем тебе прическу. Видя , как мама что-то делает и получает от этого удовольствие , дочка захочет научиться этому. И напротив , если мама ненавидит какое-то дело , то сколько бы она ни повторяла , что этому надо учиться , у девочки будет подсознательное отторжение к процессу. А на самом деле всему , чему нужно , девочка все равно научится рано или поздно. Когда ей самой это станет необходимо.

Вторая ошибка , которая часто встречается в воспитании дочерей — это тяжелое , осуждающее отношение к мужчинам и сексу , которое ей транслируется матерью. «Им всем одного надо», «Смотри , поматросит и бросит», «Главное — в подоле не принеси», «Ты должна быть недоступной». В результате девочка растет с ощущением , что мужчины — это агрессоры и насильники , что секс — это что-то грязное и плохое , чего стоит избегать. При этом ее тело с возрастом начнет посылать ей сигналы , начнут бушевать гормоны , и это внутреннее противоречие между запретом , исходящим от матери , и желанием , идущим изнутри , тоже очень травматично.

Третья ошибка , которая удивительным образом контрастирует со второй — ближе к 20 годам девочке сообщают , что ее формула счастья состоит из «выйти замуж и родить». Причем в идеале — до 25 лет , иначе будет поздно. Вдумайтесь: сначала в детстве ей говорили , чему она должна научиться ( список), чтобы выйти замуж и стать мамой , потом несколько лет ей транслировали мысль о том , что мужики — козлы , а секс — грязь , и вот снова: выйди замуж и роди. Это парадоксально , но часто именно такие противоречивые установки матери озвучивают дочерям. Результатом становится страх перед отношениями как таковыми. И серьезно возрастает риск потери себя , потери связи со своими желаниями и осознания , чего же на самом деле хочет девушка.

Четвертая ошибка — это гиперопека. Сейчас это большая беда , матери все чаще привязывают дочерей к себе и окружают таким количеством запретов , что страшно становится. Гулять не ходи , с этими не дружи , звони мне каждые полчаса , где ты находишься , почему опоздала на 3 минуты. Девочкам не дают никакой свободы , не дают права принимать решения , потому что эти решения могут оказаться ошибочными. Но это нормально! В 14−16 лет у нормального подростка идет процесс сепарации , он хочет все решать сам , и ( за исключением вопросов жизни и здоровья) ему нужно давать такую возможность. Потому что если девочка вырастет под маминым каблуком , она утвердится в мысли , что она существо второго сорта , неспособное к автономному существованию , и за нее все и всегда будут решать другие люди.

Пятая ошибка — формирование негативного образа отца. Неважно , присутствует отец в семье или мать растит ребенка без его участия , недопустимо превращать отца в демона. Нельзя говорить ребенку , что его недостатки — это дурная наследственность по отцовской линии. Нельзя очернять отца , каким бы тот ни был. Если он и на самом деле был « козел», то матери стоит признать и свою долю ответственности за то , что она выбрала именно этого человека в отцы своему ребенку. Это была ошибка , поэтому родители расстались , но нельзя перевешивать на девочку ответственность за того , кто принял участие в зачатии. Она тут точно не виновата.

Шестая ошибка — телесные наказания. Конечно , бить нельзя никаких детей , никогда , но стоит признать , что девочек это травмирует сильнее. Психологически девочка быстрее скатывается с нормальной самооценки в позицию униженного и подчиненного. А если физическое наказание исходит от отца — это почти наверняка приведет к тому , что в партнеры девочка будет выбирать агрессоров.

Седьмая ошибка — недохваливание. Дочка должна расти , постоянно слыша , что она самая красивая , самая любимая , самая способная , самая-самая. Это сформирует здоровую , нормальную самооценку. Это поможет девочке вырасти с чувством довольства собой , принятия себя , любви к себе. Это залог ее счастливого будущего.

Восьмая ошибка — выяснение отношений при дочери. Никогда родители не должны устраивать ссоры при детях , это просто недопустимо. Особенно если речь идет о личных качествах матери и отца , взаимных обвинениях. Ребенок не должен этого видеть. А если уж так случилось , оба родителя должны извиниться и объяснить , что не совладали с чувствами , поссорились и уже помирились , и главное — ребенок тут ни при чем.

Девятая ошибка — неверное проживание пубертата девочки. Тут две крайности: разрешить все , лишь бы не потерять контакт , и запретить все , чтобы « не упустить». Как говорится , оба хуже. Единственный способ преодолеть этот трудный для всех период без жертв — твердость и доброжелательность. Твердость — в отстаивании границ дозволенного , доброжелательность — в общении. Для девочек в этом возрасте особенно важно , чтобы с ними много говорили , расспрашивали , отвечали на идиотские вопросы , делились своими воспоминаниями. И реагировать нужно спокойнее , никогда не использовать эти разговоры против ребенка. Если этого не сделать сейчас — близости уже не будет никогда , а выросшая дочь скажет: «Я никогда не доверяла матери».

Наконец , последняя ошибка — неверная установка на жизнь. Девочкам ни в коем случае нельзя говорить , что ее жизнь обязана включать некие пункты. Замуж , родить , похудеть , не растолстеть и так далее. Девочку надо настраивать на самореализацию , на умение слушать себя , на возможность заниматься тем , что ей нравится , что у нее получается , на удовольствие от самой себя , независимость от чужих оценок и общественного мнения. Тогда вырастет счастливая , красивая , уверенная в себе , готовая к полноценным партнерским отношениям женщина.

Как пережить разрыв? Советы Михаила Лабковского

Ссылка на основную публикацию