5 проблем послушных детей

5 проблем послушных детей

Для многих родителей послушный ребенок – значит хороший ребенок. Однако добиваясь того, чтобы чадо беспрекословно выполняло все наши указания, мы наносим непоправимый урон формированию его личности. К каким нежелательным последствиям может привести строгое воспитание мы и расскажем.

1. Инертность и пассивность

Когда родители заставляют малыша выполнять их указания, подавляется его внутренняя свобода и инициатива. Постепенно маленький человек теряет волю, интерес к проявлению собственных желаний, лидерские качества. Вырастая, он может стать инертным и пассивным взрослым, который просто плывет по течению жизни. Ему сложно ставить и добиваться целей, проявлять упорство и инициативу.

Чтобы избежать всего этого, общайтесь с ребенком с позиции равного. Уважайте его желания, предоставляйте возможность делать самостоятельный выбор. Дайте немного свободы — пусть сам выбирает: какие книги читать, в какую секцию или кружок ходить, какие цвета носить, какое хобби выбрать.

Советуйтесь с малышом, чем вы будете вместе заниматься: рисовать или лепить, гулять в парке или торговом центре. Покажите, что человек может и должен проявлять инициативу, но обязан и нести ответственность за свой выбор. Так ребенок поймет, что вы уважаете его личность и свободу.

С одной стороны для родителей хорошо, когда ребенок во всем с ними соглашается и не настаивает на своих, порой сумасбродных желаниях. С другой стороны подобная тактика бывает очень вредна для взрослого поведения. Вырастая, такой ребенок не сможет защищать свою точку зрения, будет соглашаться со всеми, зачастую в ущерб своим интересам. Кроме того, этот человек будет легко подпадать под чужое влияние, не умея сказать «нет» / «не хочу», его будет легко склонить в плохую сторону.

Родителям стоит относиться к желаниям ребенка с должным вниманием. Следует больше разрешать, чем запрещать. Объясняйте ему, почему вы не разрешаете делать то или другое. Если же просьба малыша вызывает у вас сомнения, попросите его аргументировать свое желание. Это выработает у него взрослую позицию и научит стремиться к своей цели адекватными способами.

3. Заниженная самооценка

Строгость и категоричность родителей ведет к тому, что чадо начинает сомневаться в их любви. Если его часто ругают и осуждают за проступки – значит, он недостаточно хорош, постоянно не дотягивает до планки самых родных и близких людей. Это приведет к формированию заниженной самооценки.

Малыш сомневается в себе, постоянно испытывает чувство вины. А ведь ему необходимо быть уверенным, что родители его любят. Чтобы заслужить их любовь, он старается быть послушным, но послушание это – не его внутренний выбор.

Покажите ребенку, что он дорог и любим вами сам по себе, независимо от его поведения. Просто есть такие поступки, которые вас расстраивают. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите, научитесь прощать мелкие шалости, избегайте оценок в общении: «ты плохой», «неряха», «лентяй». Давайте оценку конкретному поступку, но не личности ребенка.

Читаем также: Как развить здоровую самооценку у ребёнка?

4. Агрессивность и болезненность

Подавление собственных желаний, боязнь быть плохим и заслужить родительский гнев ведут к тому, что в малыше накапливается агрессия. Она может находить проявление за пределами семьи: в детскому саду, школе, по отношению к животным, игрушкам. А может обратиться и на самого себя. Тогда агрессивные импульсы могут проявляться частыми болезнями, появлением серьезных хронических заболеваний, неврозов.

Злость и недовольство – нормальные эмоциональные реакции, свойственные каждому человеку. Важно научить ребенка выражать их приемлемыми способами, не наносящими вреда ни окружающим, ни себе самому. Иначе они накапливаются и оказывают разрушающее действие на личность.

Не ругайте малыша за отрицательные эмоции, помогите разобраться в них, покажите, что вы понимаете его чувства. Не говорите мальчику, что «настоящие мужчины не плачут», а девочке: «нельзя носиться сломя голову». Это простые способы выплеснуть негативные чувства, которые ребенок находит интуитивно.

Помогите чаду найти выход для энергии: занятия спортом, вышивание бисером, рисование. Важно, чтобы ребенок занимался этим без принуждения, в собственное удовольствие. Обучите несложным приемам саморегуляции: побить подушку или боксерскую грушу, сосчитать до 10 и глубоко подышать, закрыть глаза и представить место, где ему бывает хорошо.

Чрезмерно послушные и спокойные дети в подростковом возрасте часто «срываются с катушек»: связываются с дурной компанией, заводят вредные привычки, грубят и отрицают родительский авторитет. Тем самым они пытаются компенсировать недостаток свободы, который был у них в детстве.

Родители должны предоставлять чаду определенную долю свободы, которая необходима для нормального развития личности. Самостоятельные прогулки, игры и занятия наедине с собой – все это должно быть в жизни каждого ребенка, причем: чем старше он становится, тем больше времени он может этому посвящать.

Научитесь любить и принимать своего ребенка с его особенностями и недостатками. Покажите его ценность и значимость для вас. Справедливо поощряйте и наказывайте по делу. Только так он сможет вырастить самодостаточной, активной и целеустремленной личностью.

Читаем также: Удобный ребенок. Всегда ли послушание – это хорошо?

5 проблем послушных детей

5 проблем послушных детей

Для многих родителей послушный ребенок – значит хороший ребенок. Однако добиваясь того, чтобы чадо беспрекословно выполняло все наши указания, мы наносим непоправимый урон формированию его личности. К каким нежелательным последствиям может привести строгое воспитание мы и расскажем.

1. Инертность и пассивность

Когда родители заставляют малыша выполнять их указания, подавляется его внутренняя свобода и инициатива. Постепенно маленький человек теряет волю, интерес к проявлению собственных желаний, лидерские качества. Вырастая, он может стать инертным и пассивным взрослым, который просто плывет по течению жизни. Ему сложно ставить и добиваться целей, проявлять упорство и инициативу.

Чтобы избежать всего этого, общайтесь с ребенком с позиции равного. Уважайте его желания, предоставляйте возможность делать самостоятельный выбор. Дайте немного свободы — пусть сам выбирает: какие книги читать, в какую секцию или кружок ходить, какие цвета носить, какое хобби выбрать.

Советуйтесь с малышом, чем вы будете вместе заниматься: рисовать или лепить, гулять в парке или торговом центре. Покажите, что человек может и должен проявлять инициативу, но обязан и нести ответственность за свой выбор. Так ребенок поймет, что вы уважаете его личность и свободу.

С одной стороны для родителей хорошо, когда ребенок во всем с ними соглашается и не настаивает на своих, порой сумасбродных желаниях. С другой стороны подобная тактика бывает очень вредна для взрослого поведения. Вырастая, такой ребенок не сможет защищать свою точку зрения, будет соглашаться со всеми, зачастую в ущерб своим интересам. Кроме того, этот человек будет легко подпадать под чужое влияние, не умея сказать «нет» / «не хочу», его будет легко склонить в плохую сторону.

Родителям стоит относиться к желаниям ребенка с должным вниманием. Следует больше разрешать, чем запрещать. Объясняйте ему, почему вы не разрешаете делать то или другое. Если же просьба малыша вызывает у вас сомнения, попросите его аргументировать свое желание. Это выработает у него взрослую позицию и научит стремиться к своей цели адекватными способами.

3. Заниженная самооценка

Строгость и категоричность родителей ведет к тому, что чадо начинает сомневаться в их любви. Если его часто ругают и осуждают за проступки – значит, он недостаточно хорош, постоянно не дотягивает до планки самых родных и близких людей. Это приведет к формированию заниженной самооценки.

Малыш сомневается в себе, постоянно испытывает чувство вины. А ведь ему необходимо быть уверенным, что родители его любят. Чтобы заслужить их любовь, он старается быть послушным, но послушание это – не его внутренний выбор.

Покажите ребенку, что он дорог и любим вами сам по себе, независимо от его поведения. Просто есть такие поступки, которые вас расстраивают. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите, научитесь прощать мелкие шалости, избегайте оценок в общении: «ты плохой», «неряха», «лентяй». Давайте оценку конкретному поступку, но не личности ребенка.

4. Агрессивность и болезненность

Подавление собственных желаний, боязнь быть плохим и заслужить родительский гнев ведут к тому, что в малыше накапливается агрессия. Она может находить проявление за пределами семьи: в детскому саду, школе, по отношению к животным, игрушкам. А может обратиться и на самого себя. Тогда агрессивные импульсы могут проявляться частыми болезнями, появлением серьезных хронических заболеваний, неврозов.

Злость и недовольство – нормальные эмоциональные реакции, свойственные каждому человеку. Важно научить ребенка выражать их приемлемыми способами, не наносящими вреда ни окружающим, ни себе самому. Иначе они накапливаются и оказывают разрушающее действие на личность.

Не ругайте малыша за отрицательные эмоции, помогите разобраться в них, покажите, что вы понимаете его чувства. Не говорите мальчику, что «настоящие мужчины не плачут», а девочке: «нельзя носиться сломя голову». Это простые способы выплеснуть негативные чувства, которые ребенок находит интуитивно.

Помогите чаду найти выход для энергии: занятия спортом, вышивание бисером, рисование. Важно, чтобы ребенок занимался этим без принуждения, в собственное удовольствие. Обучите несложным приемам саморегуляции: побить подушку или боксерскую грушу, сосчитать до 10 и глубоко подышать, закрыть глаза и представить место, где ему бывает хорошо.

Чрезмерно послушные и спокойные дети в подростковом возрасте часто «срываются с катушек»: связываются с дурной компанией, заводят вредные привычки, грубят и отрицают родительский авторитет. Тем самым они пытаются компенсировать недостаток свободы, который был у них в детстве.

Родители должны предоставлять чаду определенную долю свободы, которая необходима для нормального развития личности. Самостоятельные прогулки, игры и занятия наедине с собой – все это должно быть в жизни каждого ребенка, причем: чем старше он становится, тем больше времени он может этому посвящать.

Научитесь любить и принимать своего ребенка с его особенностями и недостатками. Покажите его ценность и значимость для вас. Справедливо поощряйте и наказывайте по делу. Только так он сможет вырастить самодостаточной, активной и целеустремленной личностью.

(текст для публикации взят из Интернета)

Послушный ребенок: почему не у нас? 5 ошибок современных родителей

Что мы делаем не так при воспитании детей

Современные родители — люди глубоко неуверенные в себе, считает психотерапевт Робин Берман. Как еще объяснить тот факт, что они не всегда могут настоять на своем, обсуждают с детьми свои проблемы, как с друзьями, и даже позволяют детям поднимать на себя руку? Вот пять главных признаков таких горе-воспитателей. Если вы заметили их в своей семье, значит, надо срочно что-то менять.

Слишком много сомнений

Лучше всего дети учатся, если вы настаиваете на своем постоянно. Мы называем это «фиксированным подкреплением». Именно такое ваше поведение учит детей тому, что вы говорите, что думаете, и делаете то, о чем говорите. Если же вы не умеете добиваться своего, дети приходят к выводу, что вы не заслуживаете доверия. Ваши требования воспринимаются лучше всего, если они постоянны. Вы удивитесь, насколько быстро изменится поведение ребенка, если вы научитесь постоянно и неизменно настаивать на своем.

Но если иногда вы будете настаивать на своем, а иногда сдавать позиции, это приведет к катастрофическим последствиям. В психотерапии мы называем это «переменным подкреплением», подразумевая, что подкрепление, получаемое в ответ на определенное поведение, оказывается непредсказуемым.

Отличным примером этого явления могут служить азартные игры. Кидая монетку в игровой автомат, вы иногда можете сорвать джекпот, но в подавляющем большинстве случаев этого не происходит. Тем не менее вы вновь и вновь возвращаетесь к автомату и кидаете монетку с одной и той же мыслью: «А вдруг. ».

Переменное подкрепление может способствовать укоренению дурного поведения. Если дети чувствуют, что ваши угрозы — пустой звук и что вы лишь иногда способны настоять на своем, добиться от них послушания будет почти невозможно. Если вы говорите «нет», но, в конце концов, в четырех случаях из пяти сдаетесь, ваши слова не будут значить ничего.

Читайте также:  Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога

Слишком много разговоров

Еще один перегиб, характерный для сегодняшней культуры родительства, — это излишние разговоры и избыток информации. Раньше родителям достаточно было произнести: «Нет, потому что я так сказал». Ну, а сегодня мы, напротив, готовы объяснять каждый свой шаг до посинения.

Я наблюдала, как двухлетняя девочка играла на балконе, меж тем как ее мать вела безостановочный монолог: «Эмми, не подходи близко к краю! Ты можешь упасть и сильно удариться! Это будет ужасно! Когда ты подходишь так близко к краю, я начинаю нервничать. Ты заставляешь маму нервничать! Мне скоро придется пойти к психотерапевту. Я не хочу, чтобы с тобой случилось что-нибудь плохое!».

Слишком много информации. Ребенку всего два года! Маме достаточно ограничиться кратким: «Милая, туда нельзя!». И все! Говорите с ребенком коротко и ласково. Скармливайте ему небольшие кусочки информации, которые он может легко переварить. Если родитель говорит слишком много, ребенок может перестать воспринимать его слова — или, того хуже, на всю жизнь впитать родительские страхи и комплексы.

Мы должны отучиться проговаривать в беседах с детьми все наши собственные страхи и переживания. Для этого надо сознательно очищать свою речь от подобного мусора. Перед тем, как заговорить, глубоко вдохните и несколько мгновений поразмыслите. Выбросите из заготовленной речи то, что ребенку не стоит слышать. Именно в этом случае чем меньше будет сказано, тем лучше.

Слишком широкий выбор

Еще одна проблема, во многом схожая с избыточными разговорами, — проблема слишком широкого выбора, который вы предоставляете детям. Это также нарушает равновесие и может быть непосильно для ребенка.

Я была очень удивлена, когда однажды стала свидетельницей того, как мать советовалась с пятилетней дочерью по поводу своей дальнейшей карьеры: «Как ты думаешь, стоит маме пойти на новую работу, в банк, или остаться на старой работе?».

Внимание: это опасно для детской психики! Мозг малыша пока не готов к принятию столь серьезных решений! Фронтальные доли головного мозга, отвечающие за критическое мышление, у детей пока еще находятся на самой ранней стадии развития и закончат формироваться в возрасте далеко за 20. Так что ваш малолетний отпрыск, с точки зрения неврологии, пока не готов принимать за вас решения. В тот раз девочка, посмотрев на маму, выдала: «Чего?!». Что ж, неплохо сказано.

Детям можно предоставлять право принимать решения — но в соответствии с возрастом. «Ты будешь курицу или макароны?» — нормальный выбор для пятилетней девочки. Но заставлять ее взвешивать плюсы и минусы работы в банке — абсурд.

Слишком на равных

Пытаясь стать другом своему ребенку, вы играете с ним на равных. Проблема в том, что равенства между вами нет и быть не может. Выстраивая дружеские отношения с детьми, мы вновь нарушаем структуру власти в семье. Если вы — друг, а не родитель, значит, ваш ребенок остается сиротой.

Как психотерапевт я часто встречаюсь с пациентами, мечтавшими, чтобы родители взялись, наконец, за выполнение своих обязанностей. Так, мама Джил, одной из моих пациенток, все время стремилась стать для дочери своей в доску. Она угощала ее компанию алкогольными напитками, когда они были еще несовершеннолетними, включала в машине любимую музыку дочери на полную громкость и одевалась по последнему писку молодежной моды.

Когда Джил, которой на тот момент уже исполнилось 25, пригласила мать на совместный сеанс психотерапии, та была потрясена.

«Джил, ты — моя лучшая подруга, — начала ее мать. — Ты оставалась ею всегда, даже когда была еще малышкой. Я не понимаю, что не так?».

Джил взглянула на мать, и у нее на глазах показались слезы.

«Мам, ты изо всех сил старалась стать моей подружкой, — ответила она. — Но у меня много друзей, а мама — только одна. Я не хочу, чтобы ты была мне подружкой, — я хочу, чтобы ты была мне матерью!»

Один замечательный отец на своем опыте узнал, как установление границ способствует формированию у ребенка чувства безопасности. Мать его сына умерла, когда тот был младенцем. Джей не знал счастья безусловной материнской любви. Из-за этого его отец очень страдал — и в результате портил сына. Он никогда не наказывал мальчика за плохое поведение. В 10 лет Джей устроил грандиозный скандал в магазине. Он хотел купить фильм, который прокатчики не рекомендовали детям младше 13 лет и который его отец считал неподходящим для сына по возрасту. Джей закатил настоящую истерику, упав на пол и дрыгая ногами.

До этого я, работая с его отцом, много раз пыталась убедить его установить для мальчика границы и последовательно заставлять его придерживаться их. Однако до того случая у мужчины не хватало духу последовать моим советам. Но тут, наконец, его терпение иссякло. Он спокойно сказал сыну, что они отправляются домой без фильма. Джей прорыдал всю дорогу до дома. Но примерно через час мальчик уже выглядел абсолютно счастливым, хохотал и шутил с отцом. И вот в какой-то момент он спросил: «Пап, мы же не купили фильм — так почему мне так здорово?».

Мы должны уметь окружить ребенка любовью в тот момент, когда он испытывает гнев, страдания, разочарование, и дать ему пережить эти чувства в безопасности. Мы должны уметь твердо держать курс, даже если буря эмоций захлестывает наших отпрысков с головой. Так что идите вперед, позвольте себе быть свободным и избавьтесь от страха выглядеть в глазах ребенка «плохим парнем». Спокойно отнеситесь к сегодняшнему недовольству вашего чада — и, я уверяю вас, история будет к вам благосклонна.

Кто кого бьет

В современной семейной практике меня больше всего поражает и ужасает то, что дети бьют своих родителей! Увы, подобное чудовищное и категорически неприемлемое поведение сегодня — отнюдь не редкость.

Конечно, когда предшествовавшие поколения родителей считали нормальным поднимать руку на ребенка — это было не менее ужасно. Подобным дурным примером родители учат ребенка тому, что можно решать проблемы с помощью насилия.

Давайте подумаем, какое послание вы передаете таким образом: «Мой ребенок отвратительно себя ведет. Отлуплю-ка я его как следует — и пусть знает, что если он чем-то расстроен, ему нужно лишь пойти и кого-нибудь побить!».

Да, вам удастся добиться немедленного послушания — здесь и сейчас, но в долгосрочной перспективе вы, скорее всего, породите множество проблем. Исследования показывают, что дети, которых подвергали физическим наказаниям, чаще оказываются неспособными подчиняться требованиям дисциплины, чаще проявляют физическую агрессию, чаще становятся жертвами разного рода зависимостей и испытывают проблемы с психикой.

«Меня пороли — и ничего, вырос нормальным человеком!» — это оправдание весьма распространено, но от этого оно не становится менее подлым. Воспоминания о пережитых в детстве физических наказаниях до сих пор мучительны для многих взрослых. И тот факт, что родители пороли детей веками, не делает порку правильным или хотя бы приемлемым методом воспитания.

Однако не менее отвратительно, когда сегодня, при вывернутой наизнанку иерархии власти, дети поднимают руку на родителей.

Сегодня отцы и матери посылают своим чадам такое послание: «Ты расстроен —что ж, иди сюда и отвесь мне хорошую оплеуху!». Вы, пусть и ненамеренно, учите его поднимать руку на близких — делать то, чего, как уже было сказано, делать ни в коем случае нельзя.

Ребенок 5 лет не слушается: основные причины. Советы родителям

Ребенок – это целая вселенная, подчиненная определенным законам. По мере роста на поверхность выходят разные проблемы, проявляющиеся в кризисе года, трех- и четырнадцати лет. Взросление сопряжено с изменением характера, часто – в нежелательную сторону. Задача родителей – скорректировать развитие ребенка, не ломая личность. Однозначно ответить, почему пятилетние сын или дочь становятся непослушными, драчливыми, истерят — трудно. Поведение сигнализирует о возникших проблемах в связке «родитель — ребенок». В возрасте 5 лет ребенок впервые осознает, что своими эмоциями или действиями может влиять на окружающих, и активно пробует применять свое открытие на практике.

Причины непослушания

По словам психологов, пятилетний возраст – это маркер взаимоотношений взрослых и детей, время, когда у малыша начинает слабеть связь с матерью, происходит осознание себя личностью. Ребенок начинает активно искать общения, интересуется новым, осваивает ранее недоступные навыки, проявляет самостоятельность. У одних детей период 5 лет проходит гладко, другие сталкиваются с целым букетом проблем: милый домашний ребенок вдруг перестает слушаться, впадает в истеричные состояния, проявляет агрессию.

Найти причину плохого поведения не всегда просто. Надо уметь признавать свои собственные огрехи в воспитании и чрезмерную занятость, тогда можно будет найти корень проблемы.

Недостаток внимания. Это самая распространенная причина непослушания пятилетних детей, совершающих первый заметный возрастной скачок. Дети расширяют свой кругозор и словарный запас, учатся стоять за себя, и, этому возрасту кроха впервые понимает, что для своих родителей он является самым главным человеком на свете. Для привлечения внимания все средства оказываются хороши. И ребенок начинает проверять, что лучше действует на маму, папу, дедушек и бабушек – капризы по поводу и без оказываются весьма эффективны.

Интуитивно пятилетка уже понимает: заплачу – все прибегут, надую губы – будут прыгать вокруг, перестану слушаться – сразу же обратят внимание. Разница между негативным и позитивным отношением к себе еще не столь сильно прослеживается: главное – обрести такое нужное внимание! Особенно это проявляется в ситуациях, когда ребенок часто на свои просьбы поиграть, почитать, погулять наталкивается на реакцию: «Надо подождать», «Я занята», «Некогда». Дефицит общения ведет к деформации представлений ребенка – пока не сделаешь все наоборот, реакции не будет. Пусть родители кричат, зато они в этот момент всецело принадлежат малышу.

Гиперопека. Диаметрально противоположная недостатку внимания причина непослушания. Ребенок – маленькая личность, желающая исследовать мир и нарабатывать собственный опыт. Но что делать, если родители не дают сделать ни шага в сторону, предвосхищая все желания, стремясь помочь во всем, но в конечном итоге лишая самостоятельности. Здоровая реакция на такое отношение – отрицание. Ребенок готов любым способом расширить границы «дозволенного», чтобы добиться признания себя достаточно взрослым в глазах родителей для ряда самостоятельных действий.

Вседозволенность. Родители иногда кидаются из крайности в крайность. Вседозволенность отличается от гиперопеки тем, что взрослые, по сути, не воспитывают ребенка, позволяя деточке все, не ограничивая ни в чем, не наказывая и ничего не запрещая. Очень размытые берега «можно» и «нельзя» сбивают с толка. В 5 лет он не знает элементарных понятий о такте и общении, не может вести диалог со взрослыми, не понимает своих сверстников. Любому человеку он пытается усесться на голову, начиная по поводу и без требовать удовлетворять свои желания.

Самоутверждение. Детям нравится собственная точка зрения. Возникающие потребности и желания для них первостепенны, в возрасте пяти лет трудно уравновешивать их с желаниями других людей. Пятилетки будут непрерывно проверять взрослых на прочность, пытаясь отвоевать для себя право на собственное мнение и личное пространство. При этом родительское одобрение является по-прежнему важным. Если ребенок постоянно не оправдывает ожидания родителей, слушает упреки, он перестает верить в свои силы и в то, что он что-то может сам. Ему крайне сложно выразить словами свои переживания, и на помощь приходят истерика, слезы и агрессия.

Отсутствие взаимопонимания. Это одна из граней самоутверждения. Случается, что старшему поколению бывает трудно понять подрастающее. Когда малыш был совсем крошечный – проблемы тоже были небольшими: плачет – либо хочет кушать, либо что-то болит. Но ребенок растет. У него появляются мысли, желания, самоощущение и мировосприятие. Он уже оценивает, сравнивает, делает первые выводы. Но для взрослых остается по-прежнему бестолковым.

Читайте также:  Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Отзеркаливание поведения. Родители применяют к своим отпрыскам кальку собственного жизненного опыта. Если их наказывали за определенные вещи в детстве, скорее всего они будут за эти же провинности наказывать и собственного ребенка. На них кричали – они будут тоже кричать на своего ребенка. Поступая так неосознанно, они провоцируют детей на зеркальную реакцию. Но ведь каждый — уже сформированная, или еще только формирующаяся личность, их характеры, скорость взаимодействия, реакции, темперамент отличаются. То, что подходило родителям, может не подойти их детям. И защитной реакцией будет опять-таки агрессия и плач.

Если в семье проблемы решаются на повышенных тонах, ребенок также скопирует поведение старших, и будет настаивать на своей версии при помощи грубых слов, кулаков или громкого рева. Напрасно объяснять ему, что так нельзя – пример перед глазами.

Постоянно обращая внимание на недостатки, взрослые акцентируют внимание и развивают именно их.

Нервозность в семье. Если ребенок в повседневной жизни сталкивается с постоянным напряжением в семье, его нервная система будет расшатана. У человечка в 5 лет мало способов донести до окружающих, что ему плохо. Через истерику и агрессивное поведение он скидывает копящиеся беспокойство и дискомфорт.

Равновесие и справедливость. Дети в этом возрасте весьма ранимы и отличаются тонким чутьем. Им присуще желание добиваться правды. Несдержанное слово, сорванная злость или несправедливое наказание способны привести к реакции отторжения родителей.

Разница в подходах к воспитанию. В воспитании ребенка родители должны придерживаться общей линии поведения: разрешенное и запрещенное не могут менять местами по усмотрению одного из взрослых. Если мама/бабушка разрешают то, что запретил отец/дедушка – воспитательный процесс пойдет насмарку. Ребенок – прекрасный манипулятор, он воспользуется подобной нестыковкой для получения желаемого. Если однажды ему удалось криком и слезами родительское «нет» превратить в «да», то ситуация будет повторять регулярно.

Плохое самочувствие или болезнь. Это объективные причины, могущие вызвать детские капризы и истерики у любого, даже самого послушного ребенка.

Советы родителям

Никогда не срывайтесь на крик. Успокоив ребенка, всегда объясняйте ему, что он неверно сделал и как надо было поступить.

Проявляйте интерес к ребенку. Всегда можно найти время поговорить и поиграть вместе с ним.

Для детей родители – эталон подражания. Не требуйте от малышей того, чего не делаете сами.

Если игнорировать изменение поведения, то детская непослушность, агрессия и истеричность будут лишь усиливаться, родители – нервничать и ругаться, и так по нарастающей.

Уважительно относитесь к маленькому человеку и его личному пространству.

Придумывайте привлекательные и интересные моменты совместного времяпровождения, превращая их в традицию.

Благодарите за все, что ребенок делает самостоятельно и для других.

  • Разговаривайте с ребенком;
  • Выслушивайте его;
  • Ищите компромиссы;
  • Переключайте внимание;
  • Занимайтесь совместной деятельностью;
  • Поддерживайте постоянный физический контакт;
  • Позволяйте проявлять себя;
  • Сохраняйте спокойствие;
  • Говорите «глаза в глаза».

Чего нельзя делать:

  • Не пугайте;
  • Не переходите на приказной тон;
  • Не наказывайте, когда малыш кушает/занят/только что проснулся/помогает вам/при посторонних;
  • Не пытайтесь добиться желаемого с помощью подкупа игрушками или лакомствами.

Способы достижения взаимопонимания

Список желаний. Если ребенок просит для себя подарок, избегайте резкого отказа, чтобы не спровоцировать его на истерику. Спокойно объясните, что купить или получить желаемое возможно, но немного позже. Возьмите за правило вместе записывать желания малыша, и время от времени что-то покупайте (или исполняйте) из этого списка.

Предупреждение за пять минут. Игра бывает в самом разгаре, когда родитель решает, что пора ее прекращать – надо идти домой, ложиться спать, кушать и т.д. Предупредите ребенка, что время истекает – еще пять минут, и игра должна быть закончена. Если не делать поблажек и не отменять без веских причин собственное решение, пятилетка быстро усвоит такое правило, не устраивая бурных сцен «не хочу, не буду!».

Минутка спокойствия. Если малыш никак не успокаивается, усадите его на стул и не позволяйте с него вставать. Дайте ему в этот момент игрушку-антистресс или мячик. Необходимо объяснять, что как только он посидит немного и станет спокойней – тогда можно будет вернуться к прерванной игре.

Идеальные дети встречаются крайне редко. Непослушный малыш требует внимания и понимания. Психологи считают, что ребенок в 5 лет не слушается ситуативно, при стечении определенных факторов. Взрослый, спокойный и выдержанный человек найдет способ переключить его внимание, не прибегая к крайним мерам. Обращайте больше внимания на своих детей, играйте с ними, будьте в курсе детских желаний и мечтаний, укрепляйте дружбу. Детство быстротечно. Пусть у малыша останутся самые приятные воспоминания об этом отрезке жизни, а у вас – о том, каким прекрасным и спокойным ребенком он когда-то был.

Кризис 5 лет у детей: советы психолога

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность. Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Рекомендуем посмотреть видеозапись семинара знаменитого психолога Сатья Дас о воспитании детей пятилетнего возраста:

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики. Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.

Что делать родителям: советы психологов

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.

Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком. Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.

Советуем Вам посмотреть передачу доктора Комаровского о непослушных детях.


Как себя вести если ребенок не слушается, что делать: 6 простых правил

Проблема «ребенок не слушается вообще» или «ребенок плохо слушается» есть практически в каждой семье. При воспитании своих детей мы постоянно сталкиваемся с их непослушанием. С одного края мы кричим «Нельзя!», с другого слышим плач и истерику. Давайте вместе разберемся как себя вести если ребенок не слушается.

Читайте также:  Приучаем ребенка к порядку в доме, или как воспитать помощника

Как заставить ребенка слушаться? Уже в самом вопросе есть огромная ошибка. Если заставлять и «ломать» ребенка, ничего хорошего не выйдет. Либо ребенок «сломается» и будет подавленным и бесхарактерным, либо восстанет и будет хамить и «делать все на зло».

Так что же делать, если дети не хотят слушаться? Задача родителей не навязать, не заставить, не подчинить ребенка, а объяснить ему почему так нельзя или почему так нужно. И вот когда ребенок поймет зачем и почему, вопрос «как заставить ребенка слушаться и что с ним делать» отпадет сам собой.

А теперь спокойно разберемся в вопросе: как себя вести если ребенок не слушается.

Советы психолога: любую проблему с ребенком рассматривайте и со стороны самого ребенка. Это позволит объективно оценить проблему и найти лучший вариант решения проблемы. Причем это вариант индивидуален и зависит от самих родителей и детей.

Ребенок никого не слушается: 4 причины плохого поведения ребенка

  1. Ребенок болеет хроническими заболеваниями. Его организм ослаблен, он обеспокоен и раздражен. Это непременно сказывается на поведении ребенка.
  2. Постоянно простужается. Опять же ослабленный организм, который подвергается различным вирусам и инфекциям. Неокрепшая детская нервная система тоже страдает. Хорошее настроение у ребенка отсутствует, а вот раздражительности и постоянного недовольства – это с горкой.
  3. Без режимность. Важность последовательности и режима для растущего детского организма – это залог его чувства безопасности. Когда режим отсутствует, ребенок не организован, он не понимает ему сейчас спать пора или играть? А сейчас кушать или идти купаться? У него отсутствуют правила распорядка дня и, соответственно, его раздражает непонимание и неуверенности в следующем шаге.
  4. Причина – следствие. Только после 7 лет дети в состоянии проводить параллель между тем, что они сделают, и тем, что из этого получится. А до этого возраста, ребенок учится исключительно на своих ошибках, на своих попытках попробовать, узнать и понять. Никакие родительские попытки объяснить и уберечь просто не находят в детском понимании своего места.

Психологи утверждают, что для родителей послушный ребенок – это удобный ребенок. То есть родители воспитывают ребенка прежде всего по правилам, удобным самим себе.

Если ребенок с малку неукоснительно слушается родителей во всем, не перечит и не истерит, рано радоваться. Такие дети вряд ли вырастут в самостоятельных, инициативных и целеустремленных личностей.

Есть мнение, что дети, которые в трехлетнем возрасте на все реагировали криком и протестом, проще переносят подростковый переходный кризис. А вот ребята, тихони в детстве, дадут жару родителям попозже.

Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания

Обратите внимание: непослушание ребенка, его истерика и плач – это его попытка отстоять свою позицию или сказать и объяснить нам взрослым что-то важное для ребенка.

Первое правил воспитания

На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).

Таким образом ребенок чувствует вашу заботу. И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться.

Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.

Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.

Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.

Задача родителей – достижение целей и потребностей ребенка. А стоп-слова использовать крайне редко, когда иначе нет возможности остановить ребенка.

Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.

Важно: всегда у ребенка должен быть человек:

  • которому ребенок доверяет
  • который будет его баловать
  • с которым можно повеселиться
  • который его учит чему-то новому и интересному.

Второе правило воспитания

Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.

Третье правило воспитания

Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».

Четвертое правило воспитания

Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.

Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.

Наилучший вектор в воспитании – это демонстрация своим личным примером соблюдения правил.

Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.

Как сделать чтобы ребенок слушался (как себя вести если ребенок не слушается): 6 простых правил

  1. Выдохнуть и трезво оценить ситуацию, перед тем как накричать и наказать за непослушание. Что именно вам не нравится в поведении ребенка? Он действительно делает что-то опасного для него? Или мешает вам в вашем комфорте и вам не удобно перед окружающими? Если ребенок заслуживает вашего порицания, заранее продумайте что вы ему скажете, как понятным ребенку языком объясните его ошибку.

Психологи утверждают, что когда мы разговариваем с ребенком на повышенных тонах, у ребенка «отключаются уши». Срабатывает как бы защитный блок.

Поэтому важно успокоиться, взвесить всю тяжесть проступка. Тем самым, возможно, вы не совершите ошибки, не переборщите в наказании.

  1. Разговор «глаза в глаза». Присядьте на уровне глаз ребенка. Он не должен чувствовать ваше явное доминирование.

Задача родителей: не заставить, не сломать, а объяснить, добиться понимания.

  1. Альтернатива. На каждое «нельзя» должно быть «можно». А еще лучше, если вообще не употреблять запрещающие слова, а сразу предлагать альтернативу. Ну например, вместо фразы «Нельзя бежать через дорогу самому» скажите «Дорогу переходить можно только за руку со взрослыми».
  2. Инструкция, а не приказ. Каждый приказ и требовательный тон нарушает личные границы ребенка. И не удивительно, если реакция ребенка будет воспротивиться и восстать против этого нарушения его границ.

А вот подробно объяснив, что и как можно сделать вместо не желаемого вами, ребенок усвоит и уловит намного больше, чем вы думаете.

  1. Ругайте без имени. Что это значит: ребенок должен любить себя и свое имя. Старайтесь называть по имени ребенка при похвале, а во время порицания можно употребить «солнышко», «зайчик», «сынок».
  2. Никакого шантажа. Ну признайтесь, наверняка говорили: «Будешь себя так вести, я расстроюсь (обижусь)». Это же чистый шантаж. А теперь представим через 10 лет на вашем личном примере ребенок вам заявляет: «Не купишь новый планшет – уйду из дома». Ну как вам?

Примеряйте все ваши собственные наказания и порицания на себя. Вас что-то унижает? Или может оскорбляет? Пора задуматься, а правильно ли вы воспитываете своего ребенка.

Книга «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка» (30 страниц конкретных действий и рекомендаций)

Всю 4-х шаговую систему приучения ребёнка к дисциплине и послушанию без слёз автор уместила для Вас в короткую
30-страничную книгу под названием «Как устанавливать правила и границы дозволенного для ребёнка».

Дополнительно к книге Вы получите от автора два ценных подарка:

1. Запись семинара «3 шага к самостоятельности Вашего ребенка».

2. Буклет в формате PDF «Фразы, вдохновляющие и поддерживающие Вашего ребенка».

Только представьте себе:

  • Вам больше не нужно по 10 раз повторять одно и то же.
  • Ребёнок с лёгкость перестаёт делать то, что Вы ему запрещаете и переключается на другое действие.
  • Ребёнок быстро обучается правильному поведению.
  • Даже если Вас рядом нет, ребёнок знает, что можно и что нельзя.
  • Ребёнок серьёзно относится и прислушивается к Вашим словам.
  • Вместо того, чтобы ругать, Вы обучаете вашего ребёнка на будущее.
  • Если Вам нужно что-то запретить, Вы точно знаете, как правильно это сделать.

Привычка «слушаться родителей»

Три вектора в послушании

  • Ребенок кричит и не слушается никого
  • Ребенок слушается всех и каждого
  • Или ребенок слушается выборочных людей, в идеале родителей.

Третий вариант самый предпочтительный. Из таких детей вырастают избирательные, думающие и рассуждающие личности.

Как привить ребенку привычку «слушаться родителей», как научить ребенка слушаться родителей

  1. Подстройтесь под ребенка.

Малыш прыгает, вы ему «Давай еще, еще, выше, выше».

Ребенок бегает, вы ему «Быстрее, сынок, здорово!».

Результат: ребенок делает то, что вы ему говорите. Да, он бы и сам попрыгал и побегал. Но вы своими комментариями заставляете его поверить в то, что он выполняет ваши просьбы. И это у него хорошо получается, это может быть даже весело и совсем не скучно.

Звучит может быть и не очень, но смысл совершенно положительный.

«Сладости для послушных малышей» — дети бегут к вам.

«Кто хочет грушу – бежит ко мне» — дети бегут к вам.

Результат: дети учатся приходить к вам на вашу просьбу.

Здесь хорошо помогает игра в «Замри».

Результат: ребенок понимает, что если вы просите успокоиться или постоять с ними рядом, то так и нужно сделать.

  1. Умение договариваться и разговаривать.

Не требовать и не приказывать, а именно договариваться с ребенком. Старайтесь понятно объяснить почему так, а не иначе. Тогда ребенок будет себя чувствовать менее уязвленным и лишенным чего-либо.

Результат: у ребенка вырабатывается понятие «договорились, значит нужно делать так».

Конечно мы помним о четвертом пункте: умение договариваться и разговаривать. Но иногда ребенок не настроен просто элементарно вас слушать. И тогда начинается у кого что: кто на пол падает и топочет ногами, кто отворачивается от вас и своим делом занимается, кто на все ваше «это» говорит свое «не это». И если такое поведение ребенка демонстрирует не потребность и необходимость, а исключительно каприз, то наилучшим вариантом поведения родителей будет игнорировать это. Да, да, не будет зрителя – не будет представления. Все просто.

Как себя вести если ребенок не слушается? Ответ на этот вопрос внутри каждого родителя. Вы как никто другой знаете своего ребенка и именно вы знаете наилучший подход к нему.

И в заключение нашей непростой темы непослушания детей, хочется напомнить все же что мы взрослые, а наши дети – это всего лишь дети! И когда нам кажется, что ребенок делает это на зло, специально, хочет нас огорчить, это вряд ли является таковым. Возможно ребенок самоутверждается, пробует на вкус свои возможности и силу повлиять на ситуацию. А на ком учится как не на своих родителях?! Терпения нам, родителям, и понимания.

Ссылка на основную публикацию