5 мифов о тревожных детях

5 популярных мифов о детской тревожности

Более того, распространенные мифы о тревожном состоянии мешают вовремя выявить его и своевременно оказать малышу необходимую психологическую помощь.

Миф 1. У детей нет причин для тревог

Это мнение почти каждого родителя. На приеме у психолога взрослые рассказывают, как много всего покупают малышу, стараются баловать. По их мнению, у ребенка нет причин для тревоги. И они искренне в это верят. На самом же деле мамы и папы ошибаются. Не нужно рассматривать только внешние факторы. Тревожность может передаваться по генетической линии. Даже без всяческих раздражителей у малыша возникают ненужные переживания. Он волнуется о возможных неприятностях и бедах. Очень сильно начинает работать воображение, рисуя страшные картинки. И такие волнения наносят сильный вред.

Миф 2. В тревожности ребенка виноваты родители

Посторонние люди любят обвинять в проблемах ребенка его родителей. Даже самые близкие, родные люди могут высказывать подобные обвинения. Они считают, что мамы и папы слишком балуют малыша, и он нуждается в наказании. Никто не хочет выслушивать несправедливые и беспочвенные обвинения в свой адрес. Из-за постоянного давления родители начинают угасать. Но, по мнению психологов, чаще всего критика окружающих не имеет под собой основания. Тревожность не уйдет из-за назначенного наказания. Она не возникла в результате слишком мягкого обращения с крохой. Когда посторонние видят истерику ребенка, они не знают ее причину. Взрослым тяжело понять, что в такие моменты чувствует малыш.

Миф 3. Детская тревожность – редкость

Иногда тревожное расстройство сложно заметить. Перед другими людьми ребенок может быть обычным послушным и дружелюбным человеком. Зачастую они не попадают в передряги, не хулиганят. Поэтому окружающие не замечают проблемы у такого ребенка. О переживаниях не знают даже учителя или близкие друзья. Поэтому люди считают, что тревожность – редкое явление.

Миф 4. С возрастом тревога пройдет сама

Часто родители получают много советов по поводу борьбы с тревогой. Чаще всего им предлагают просто подождать. Говорят, что с возрастом проблема у ребенка исчезнет. Даже педиатры солидарны с подобным мнением. Конечно, малыш станет старше. Вот только тревожность останется на прежнем месте. Возможно, она видоизменится, но не растворится. Лучше вовсе не слушайте ничьи советы. Речь идет о вашем ребенке, его здоровье и благополучии. Прислушивайтесь к мнениям только квалифицированных специалистов. Сходите к психологу или прочитайте соответствующую литературу. После знакомства с этим негативным чувством вы сможете начистоту поговорить с ребенком о его проблеме. У вас получится вместе преодолеть ее. Только начинать противостояние необходимо в раннем возрасте.

Миф 5. Тревоге подвержены только слабые дети

Такое мнение присуще в основном отцам. Они хотят видеть своих детей сильными и смелыми. Поэтому тревожных детей они считают слабыми. В первую очередь, папам стоит понять, что проблема не зависит от характера. На деле такие ребята являются вполне смелыми. Ведь им приходится ежедневно бороться со своими страхами. Все, что нужно таким малышам – это ваша поддержка и понимание, а не осуждение.

Тревожный ребенок: причины, признаки тревожности и советы родителям по их устранению
консультация на тему

Советы родителям и педагогам по снятию тревожности у ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
trevozhnyy_rebenok.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое тревога и тревожность?

Тревога – это отрицательная эмоция , выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Тревожное расстройство – это уже диагноз невротического расстройства, при котором человек часто испытывает чувство тревоги даже без всякого повода.

Портрет тревожного ребенка. Ребенок напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей. Его отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда он боится не самого события, а его предчувствия. Часто он ожидает самого худшего.

Ребенок чувствует себя беспомощными, опасается играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У него высокие требования к себе, он очень самокритичны. Уровень его самооценки низок.

Такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Критерии определения тревожности у ребенка:

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.

Некоторые психологи считают, что тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой (детским садом). Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит “двойку” в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными). Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только “пятерки” и не является лучшим учеником класса.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорят ребенку: “Если ты расскажешь, кто плохо себя вел в мое отсутствие, я не сообщу маме, что ты подрался”.

Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет – девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо “неблаговидный” поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.

Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Интересен тот факт, что после развода родителей, когда, казалось бы, в семье закончились скандалы, уровень тревожности ребенка не снижается, а, как правило, резко возрастает.

Имеется и такая закономерность: тревожность детей возрастает в том случае, если родители не удовлетворены своей работой, жилищными условиями, материальным положением. Может быть, именно поэтому в наше время число тревожных детей неуклонно растет.

Авторитарный стиль родительского воспитания в семье тоже не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Существует мнение, что учебная тревожность начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Этому могут способствовать как стиль работы воспитателя, так и завышенные требования к ребенку, постоянные сравнения его с другими детьми. В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе “достойной” школы, “перспективного” учителя. Озабоченность родителей передается и детям.

Кроме того, родители нанимают ребенку многочисленных учителей, часами выполняют с ним задания. Неокрепший и еще не готовый к такому интенсивному обучению организм ребенка иногда не выдерживает, малыш начинает болеть, желание учиться пропадает, а тревожность по поводу грядущего обучения стремительно возрастает.

Тревожность может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях необходима помощь медицинских специалистов.

Как помочь тревожному ребенку.

1. Повышение самооценки.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

2. Обучение детей умению управлять своим поведением.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета.

Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

3. Снятие мышечного напряжения.

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

4. Работа с родителями тревожного ребенка.

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка (“осел”, “дурак”), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: (“Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!”). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребенку.

Пять мифов о тревожности

Вы многого не знали о тревоге, с которой часто сталкиваемся в течение жизни. В какие мифы вы продолжаете верить?

Миф 1. Всегда заметно, когда кто-то беспокоится.

На самом деле люди, сходящие с ума от волнения, могут выглядеть совершенно спокойными. Образ тревожного человека, который переживает приступ паники и дышит в бумажный пакет, не всегда соответствует реальности.

Многие симптомы тревожности переживаются глубоко внутри, никак не проявляя себя. Например, учащенное сердцебиение и стеснение в груди – угрожающие симптомы, не всегда заметные даже опытному наблюдателю. То же самое относится к другим признакам беспокойства, например, боли в животе или головокружению.

Конечно, есть заметные симптомы, в частности, потливость, дрожание рук или покраснение лица, но они необязательно вызываются тревогой. Основная часть беспокойства может включать мысли: «Я скоро умру», «Я сойду с ума» или «Я выгляжу дураком». Если эти мысли не озвучиваются, вы не имеете понятия, что они приходят человеку в голову.

Миф 2. Если кто-то испытывает тревогу в одной ситуации, он будет беспокоиться в похожих обстоятельствах.

Поведение людей может сильно меняться день ото дня или даже от минуты к минуте. Некоторые лучше справляются с ситуациями, обычно вызывающими тревогу (например, движение по оживленной автостраде), если погода солнечная. В пасмурный день та же поездка вызовет сильное беспокойство. Другая переменная – настроение. Если вы в хорошем настроении, то успешнее преодолеваете тревожность. Радостный настрой снижает беспокойство. Немаловажен и такой фактор, как хороший сон. Если вы хорошо выспались накануне, все проблемы покажутся вам решаемыми и вызовут меньше тревоги.

Миф 3. Если кто-то тревожится, нужно попытаться успокоить его.

Конечно, неприятно, когда близкий человек испытывает тревогу. Появляется импульс воскликнуть: «Успокойся, все будет хорошо!». К сожалению, это бессмысленно по ряду причин.

Во-первых, собеседник вряд ли почувствует, что вы услышали и поняли его. Этот комментарий может оцениваться как пренебрежительный и обесценивающий масштаб проблемы.

Во-вторых, трудно успокоиться по команде. Будь это легко, собеседник уже сделал бы это. В конце концов, беспокойство – не самое приятное чувство.

В-третьих, не стоит спрашивать: «Ты пробовал заняться йогой?» или советовать: «Тебе следует научиться медитировать». Хотя йога и медитация помогли многим, тревожные люди часто сталкиваются с трудностями. Установка «отпустить все мысли» или «сосредоточиться на дыхании» без профессионального руководства может ухудшить их состояние и даже заставить потерять контроль над собой.

Миф 4. Тревожность – это признак слабости.

Тревожные люди многие годы пытаются справиться с беспокойством. Они встают каждое утро и заставляют себя делать вещи, которые их пугают. Им необходимо намеренно ставить себя в ситуации, которые вызывают тревожность, чтобы излечиться. Люди, которых страшит высота, поднимаются на небоскребы. Люди, боящиеся отказа, заводят разговор и приглашают на свидание незнакомцев.

Представьте, что вы ужасно боитесь кататься на «американских горках». Вы однажды попробовали и никак не можете решиться сделать это снова. Психотерапевт порекомендовал вам дважды в день подниматься на «американские горки», назвав это необходимой частью лечения. Вы бы согласились на это?

А тревожные люди находят в себе силы! Они готовы заглянуть в лицо своему страху и жить полноценной жизнью. Тревожных людей можно назвать какими угодно, только не слабыми. В большинстве своем это настоящие супергерои.

Миф 5. Тревожность – несерьезная проблема.

Мы все испытывали беспокойство и представляем, какие чувства оно вызывает. Но страдающие от тревожных расстройств отличаются от тех, кто испытывает стресс или просто нервничает время от времени. Тревога пронизывает их жизнь. Они избегают вещей, которые должны или хотят делать, потому что беспокойство встает на их пути. Тревожность становится по-настоящему серьезной проблемой. К счастью, этот вид расстройств успешно поддается лечению. Если вы страдаете от тревожности и это сказывается на качестве вашей жизни, смело обращайтесь за профессиональной помощью.

Здравствуйте, я Андрей Петраков. Я практикующий психолог, редактирую этот блог и сам много для него пишу. Сложно назвать мою сферу интересов в психологии – ведь все, что связано с людьми довольно интересно. Сейчас я уделяю значительное внимание темам нарциссизма, психологического насилия, отношениям, личностных кризисов, принятию ответственности за свою жизнь, повышению самооценки, экзистенциальным проблемам. Стоимость консультации 3000 руб./час. т. +7 926 211-18-64, очно (Москва, м. Марьина роща), или через Skype (barbaris71).

Повышенная тревожность у ребенка: причины, симптомы, рекомендации

Мы подготовили краткое руководство для родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности своего ребёнка.

П овышенная тревожность у ребенка — вторая по распространенности группа среди проблем детской психики (пальма первенства принадлежит поведенческим расстройствам). Её клинические признаки отмечаются примерно у 8% детей. К сожалению, этот показатель растёт. Поэтому мы подготовили краткое руководство для тех родителей, которые озабочены профилактикой или снижением тревожности у своего ребёнка.

Что такое повышенная тревожность

Страх — досадный, но непременный спутник жизни человека. Он «вшит» в наши инстинкты и запускается как часть механизма выживания. А. И. Захаров, один из ведущих специалистов в области детских неврозов, так описывает динамику появления страхов:

Возраст ребёнкаСтрахи в этом возрасте
от 1 до 3 летстрах неожиданных звуков, темноты и боли
от 3-15 летстрах одиночества и замкнутого пространства
от 5 до 7 летстрах смерти
от 7 до 11 летстрах чужих оценок, когда дети начинают бояться «быть не тем, кого уважают, ценят и понимают»

Как же определить, что уровень тревожности у вашего ребёнка вышел за пределы нормы и перешел в тревожное расстройство психики?

Нормальная тревога — это эпизодические проявления страха. Они всегда вызваны конкретными обстоятельствами. Повышенная тревожность, напротив — клинически устойчивое состояние. Оно присутствует в «фоновом режиме».

Другими словами, любой ребёнок может внезапно разволноваться, если поставить его на табурет и попросить спеть перед незнакомой публикой, но в большинстве жизненных ситуаций он будет спокоен и радостен. Ребёнок с повышенной тревожностью, редко может расслабиться и испытывает беспокойство почти постоянно: оставаясь в одиночестве, отправляясь на шумный праздник, при ответе незнакомому человеку.

Страхи имеют гендерную зависимость. До 12 лет они сильнее тревожат мальчиков, а после 12 лет — девочек.

Причины повышенной тревожности у ребенка

Тревожные расстройства могут быть спровоцированы реальными событиями в жизни ребёнка. Например, развод родителей, провал на соревнованиях, смерть любимого домашнего питомца и т.п. Риск возрастает, если негативные события совпали по времени или накатились серией.

Однако специалисты единодушны во мнении, что основная причина детских тревожных расстройств — это тревожность взрослых, которые окружают ребёнка. То есть, высокая тревожность родителей передаётся их детям. При этом речь идёт не о генетической предрасположенности (исследования близнецовых пар доказали, что наследуемость тревожных расстройств невелика), а о методах воспитания.

Вот условные портреты родителей, которые, действуя из самых лучших побуждений, могут сформировать повышенную тревожность у своего ребёнка.

Наседки

Стремясь уберечь ребенка от любых угроз, они буквально боятся отпустить его руку или выпустить из поля зрения. При каждом чихе мчатся в больницу, требуя детального исследования всего организма. Часами сидят вместе с ним над домашними заданиями, когда ему остаётся лишь аккуратно записывать чужие решения. В результате подобной гиперопеки ребёнок чувствует беззащитность перед миром и неспособность добиться успеха собственными силами.

Прожектёры

Встречаются двух видов. Одни не удовлетворены своим жизненным результатом и хотят, чтобы ребёнок воплотил их мечты. Другие, наоборот — добились высокого положения в обществе и не желают, чтобы их «позорил» отпрыск «неудачник». Главное, что их объединяет — это желание добиться некого идеала. К сожалению, он редко доступен ребёнку. В итоге малыш постоянно боится обмануть ожидания родителей и, соответственно, потерять их любовь.

Спартанцы

Воспитанные в авторитарных семьях, эти родители убеждены, что именно такой подход помог им сформировать характер и волю. Поэтому они передают «эстафету поколений» и воспитывают своего ребёнка по принципу «так закалялась сталь». То есть, попросту игнорируют или высмеивают любые страхи или неудачи малыша. В итоге он начинает считать себя хуже других и, чем ниже падает его самооценка — тем выше становится тревожность.

Разумеется, реальные папы и мамы сложнее, чем упрощенные типы. Их методы воспитания — сложная «смесь» индивидуальных убеждений, привычек и темпераментов. Кроме того, на детей влияют не только родители, но и другие взрослые из близкого окружения ребёнка, начиная от бабушек и дедушек, и заканчивая воспитателями и преподавателями. Поэтому авторы книги «Эмоциональная устойчивость школьника» Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова предложили дополнительную типологию. Они выделили три вида требований, которые становятся причиной внутреннего психологического конфликта и провоцируют повышенную тревожность ребёнка:

  • Противоречивые требования, когда между собой не совпадают либо требования папы и мамы, либо требования родителей и учителей. Например, мама запрещает учиться с простудой, а учитель наказывает за пропуски.
  • Неадекватные (завышенные) требования. Например, ребёнок прочный «хорошист», а родители требуют, чтобы он непременно стал лучшим учеником в классе.
  • Негативные требования, которые унижают ребёнка и подчёркивают его зависимость от взрослых. Например, папа требует «сейчас же перестань реветь или я буду брать в поход только твоего брата».

Симптомы повышенной тревожности у ребенка

Большинство тревожных детей в раннем возрасте просто не могут объяснить свои проблемы, а в подростковом — настойчиво их отрицают. Поэтому важно вовремя заметить первые соматические признаки. Вот их краткий перечень (без классификации по различным типам тревожных расстройств):

  • приливы жара или озноба;
  • тремор или дрожь;
  • учащенное сердцебиение;
  • дискомфорт или боли в груди;
  • ощущение комка в горле;
  • затрудненность дыхания;
  • обморочность или головокружения;
  • мышечное напряжение;
  • онемение или покалывания;
  • ощущение «пустоты в голове»;
  • чувство нереальности предметов или отделённости собственного «Я».

Затем перепроверьте свои наблюдения с помощью опросника (авторы Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М.), где каждый положительный ответ будет засчитан как 1 балл:

  • Ваш ребёнок не может долго работать, не уставая;
  • Ему трудно сосредоточиться;
  • Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
  • Очень напряжен и скован во время выполнения заданий;
  • Смущается чаще других;
  • Часто говорит о напряженных ситуациях;
  • Как правило, краснеет или бледнеет в незнакомой обстановке;
  • Жалуется, что ему снятся страшные сны;
  • Руки у него обычно холодные и влажные;
  • Нередко страдает расстройством стула;
  • сильно потеет, когда волнуется;
  • Не обладает хорошим аппетитом;
  • Засыпает с трудом, спит беспокойно;
  • Пуглив, многое вызывает у него страх;
  • Обычно беспокоен, легко расстраивается;
  • Часто не может сдержать слезы;
  • Плохо переносит ожидание;
  • Не любит браться за новое дело;
  • Не уверен в себе и своих силах;
  • Боится сталкиваться с трудностями.

Если общее количество баллов достигает 15-20 баллов, то у вашего ребёнка повышенная тревожность; 7-14 баллов — средняя; 1-6 баллов — низкая.

Получив печальный вердикт, не стоит паниковать. В отличие от поведенческих расстройств, повышенная тревожность детей, как правило, ослабевает по мере их взросления. Однако и закрывать на неё глаза по принципу «само пройдёт» тоже не стоит. По мнению специалистов, дети с повышенной тревожностью находятся в зоне риска. Небольшую часть тревожное расстройство не покинет и во взрослом возрасте, а у некоторых начнутся депрессивные состояния. Как это скажется на их жизненном успехе, объяснять не нужно.

Профилактика повышенной тревожности или 10 «нельзя»

Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозуУгрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.

  1. Угрожать ребёнку невыполнимыми наказаниями («я тебя убить готов») или отлучением от семьи («отдам тебя серому волку, а себе возьму хорошего мальчика»). Помните, что для малыша вы всемогущи, и он совершенно уверен, что вы в состоянии выполнить любую угрозу.
  1. Кричать на ребёнка, тем более в присутствии других людей.
  1. Использовать выражения, которые унижают ребёнка или снижают его самооценку.
  1. Сравнивать его с другими детьми, как в хорошем, так и в плохом поведении.
  1. Непрерывно критиковать. Проведите эксперимент. Записывайте каждое замечание, которое вы делаете ребёнку в течение дня, и перечитайте этот список перед сном. Большинство из них окажутся однотипными и мелочными, не принесли никакой пользы и лишь повредили вашим отношениям.
  1. Предъявлять завышенные требования, не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка.
  1. Требовать извинений за любой проступок. Иногда полезнее, чтобы ребёнок честно объяснил его причину.
  1. Требовать смелости. Не торопите и дайте ребёнку время привыкнуть к новой ситуации и людям.
  1. Заставлять соревноваться с другими детьми. Особенно в играх, где требуется скорость выполнения заданий.
  1. Подрывать авторитет других значимых взрослых. («Слушай только меня! Ваши учителя ничего не понимают!»)

Рекомендации по снижению тревожности или 10 «надо»

Если вы заметили признаки тревожности вашего ребенка, приложите максимум усилий, чтобы скорректировать своё поведение.

  1. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени и поддерживайте визуальный контакт при разговоре.
  1. Увеличьте количество тактильных контактов. Ласковые прикосновения помогают вернуть доверие к миру.
  1. Чаще и, желательно, публично (например, за семейным ужином) отмечайте его успехи. Помните, что повод для похвалы всегда найдётся. Достаточно замечать мелочи, которые удаются вашему ребёнку лучше, чем вчера.
  1. Устраивайте домашние праздники и приглашайте на них одноклассников. Даже ваше присутствие в другой комнате, благотворно скажется на тревожном ребёнке. Он будет чувствовать себя увереннее, чем в полном одиночестве на школьной перемене, и это постепенно изменит о нём мнение сверстников. Поверьте, это крайне важно для него, даже если он не признаётся.
  1. Будьте последовательны в поощрениях и наказаниях. Представьте, как дезориентирован и испуган ваш ребенок, если вчера вы лишь бросили взгляд на недоеденную кашу, а сегодня накричали за то же самое.
  1. Соблюдайте собственные правила и не запрещайте ребёнку без веских объяснений то, что раньше разрешали ему делать.
  1. Добивайтесь единодушия в требованиях с вашим супругом и другими взрослыми, которые составляют ближайшее окружение вашего ребёнка.
  1. Показывайте пример позитивных ожиданий от будущего и демонстрируйте уверенное поведение.
  1. Обсуждайте с ребёнком трудности в обучении и общении, и совместно вырабатывайте стратегию движения к успеху.
  1. И самое главное. Если вы не в силах выдерживать нужную линию поведения (особенно повторяете «10 нельзя»), то обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Пришла пора разобраться с «призраками» собственного детства. Хотя бы ради вашего ребёнка.

5 мифов о тревожных детях

Читайте также

5 мифов о приемных родителях

Психолог Катерина Демина: Горе горькое! Как правильно утешать ребенка

Как развить чувство юмора у детей — 4 совета многодетной мамы

Как научить детей обращаться с деньгами — 5 советов приемных родителей

5 способов правильно баловать ребенка

Родители желают для ребенка только лучшего. Когда ребенок, у которого есть все для счастья, вдруг испытывает тревогу, родители недоумевают: почему? Чего он боится? Детский психолог, трижды мама Наташа Дэниэлс развенчивает пять основных мифов о тревожных детях.

Размышления о воображаемых бедах могут приносить не меньше страданий, чем настоящие проблемы. Фото — good-know.com

Миф 1: у детей нет причин для тревоги

Я постоянно слышу от родителей, которые приходят ко мне на консультацию: «Да из-за чего же ему тревожиться?!» Они столько дают ребенку, балуют его, у него есть многое из того, о чем они сами в детстве могли лишь мечтать… В основе этого заблуждения идея о том, что причиной тревоги могут стать лишь внешние факторы и что у беспокойства должен быть явный повод. На самом деле это не так. Мы не удивляемся, почему у ребенка с диабетом первого типа организм не способен вырабатывать инсулин, точно так же нас не должно удивлять и то, что детей может мучить тревога.

Склонность к тревоге во многом зависит от генов. Иногда причины ее – чисто физиологические, и тогда она возникает независимо от каких-либо внешних раздражителей. Тревожный человек начинает терзаться вопросом: «А что, если…?» Одни только размышления о воображаемых бедах могут приносить не меньше страданий, чем настоящие проблемы. Дети могут жить в постоянном страхе, опасаясь каких-то событий и ситуаций, которые никогда с ними не происходили и, вполне возможно, никогда и не произойдут.

Миф 2: в детской тревоге виноваты родители

Мне всегда больно это слышать. Родителям тревожного ребенка и так тяжело, и обвинять их в случившемся в большинстве случаев несправедливо. Родители часто рассказывают мне, какие жесткие и даже жестокие комментарии позволяют себе друзья и родственники. «Ему просто нужна дисциплина» или «По-моему, она просто очень избалована» – зачастую после таких высказываний и без того измученный взрослый совсем падает духом.

Тревогу нельзя «вылечить дисциплиной». Она не является следствием плохого или слишком мягкого воспитания. Людям со стороны может показаться, что у ребенка просто истерика, но они не знают, что ей предшествовало. Они не видят, что ребенок едва держится. Он круглосуточно сражается с тревогой и проигрывает это сражение.

Миф 3: тревожные расстройства у детей встречаются редко

Дети не носят на груди значок «тревожный ребенок». Они могут быть прекрасно воспитанными, хорошо учиться, у них может быть много друзей. Они обычно не хулиганят и не создают проблем. Из-за этого большинство окружающих и понятия не имеет, что ребенка мучает постоянная тревога.

Часто учителя, дальние родственники и даже близкие друзья не подозревают о страданиях ребенка. Из-за этого и возникает заблуждение о том, что тревожные расстройства у детей встречаются редко.

Миф 4: заблуждение: с возрастом тревога пройдет

Худший совет, который можно дать родителям тревожных детей: «Потерпите, с возрастом это пройдет». Так часто говорят учителя, друзья и родственники и даже врачи-педиатры. К сожалению, тревога с возрастом не уходит. Она меняется и принимает другие формы, но не исчезает.

Что могут сделать родители? Для начала разобраться, что такое тревожные расстройства: изучив литературу или проконсультировавшись с психологом. А потом объяснить ребенку, что с ним происходит, и научить его бороться с тревогой. И чем раньше они это сделают, тем лучше.

Миф 5: от тревоги страдают только слабые дети

Особенно склонны в это верить отцы. Мне часто приходится работать с мужчинами, которые стыдятся страхов и тревог своего ребенка (особенно сына), воспринимая их как слабость.

Важно понимать, что тревога никак не связана с храбростью или ее отсутствием. На самом деле тревожные дети – одни из самых смелых, ведь они день за днем сражаются с переполняющими их голову иррациональными мыслями.

Очень важно бороться с перечисленными выше заблуждениями, ведь и детям, страдающим тревожными расстройствами, и их родителям нужны поддержка, любовь и понимание, а не осуждение и критика.

Тревожный ребёнок

Тревожность — это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Если ваш ребёнок стал тревожным…

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это — проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожном состоянии ребенка

Особенности тревожных детей

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства. Другие причины детских страхов

Каждому ребенку присущи определенные страхи. У детей от одного года до трех лет нередки ночные страхи. На 2-м году жизни наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли. В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. В 5-7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Причина тревожности детей кроется в нарушении детско — родительских отношений, а именно:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и детским садом.

2. Неадекватными требованиями, чаще всего завышенными.

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Тревожный ребёнок дошкольного возраста

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего.


Тревожные дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень самооценки тревожных детей низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие.
Тревожные дети ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Признаки тревожных детей дошкольного возраста:

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Особенности поведения тревожных детей

Тревожному ребенку трудно сосредоточиться на чем-то. Любое задание вызывает у него излишнее беспокойство. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
Тревожный ребенок смущается чаще других. И, как правило, краснеет в незнакомой обстановке. Пуглив, многое вызывает у него страх. Как бороться с детскими страхами?

Тревожный ребенок обычно беспокоен, легко расстраивается.Часто не может сдержать слезы. Плохо переносит ожидание. Не уверен в себе, в своих силах. Тревожный ребенок боится сталкиваться с трудностями. Не любит браться за новое дело.

Как помочь тревожному ребёнку? Работа с тревожными детьми

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

Работа с тревожными детьми над повышением его самооценки

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь.

Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Как воспитать ребёнка уверенным в себе?

Работа с тревожными детьми и обучение ребёнка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях

Тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто. И даже если ребенок заявляет вам, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

Нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Работа с тревожными детьми над снятием мышечного напряжения

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела Психологические игры для детей

Чтобы помочь тревожному ребёнку придерживайтесь в воспитании тревожных детей следующих правил:

Избегать публичных претензий и замечаний!

Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).

Обязательно отмечать успехи ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина).

Почаще хвалить ребенка, гордиться им.

Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребенку. Необходимо отказаться от таких слов, которые унижают достоинство ребенка.

Большое значение для тревожных детей имеет оценка, она всегда должна быть положительной.

Нельзя угрожать тревожному ребенку наказаниями.

Ласковые прикосновения родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная, например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Читайте также:  Домашние дела, которые можно доверить двухлетнему ребенку
Ссылка на основную публикацию