10 секретов воспитания послушного ребенка: как научить детей уважать и слышать родителей

Как воспитать послушного ребенка – 7 родительских секретов

Время на чтение: 5 минут

Всем родителям когда-либо приходится решать задачу, как воспитать послушного ребенка. И, чем раньше они начнут воспитывать свое чадо, тем лучше будет для всех.

Ребенок, который не слушается родителей и воспитателей, приносит множество неприятных забот, причем не только близким, но и даже прохожим людям на улице. Те детишки, которые выросли в условиях совершенной свободы, не могут различать, что им разрешено делать и что нет.

Процесс же воспитания — весьма долгий. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваше чадо только радовало вас своими поступками и поведением, а не огорчало, то следует запастись терпением.

Семь основных родительских секретов, которые помогут вам найти взаимопонимание со своим отпрыском и подскажут, как научить ребенка быть послушным:

  • Действуйте последовательно в воспитании. То есть, если был введен запрет на что-либо, например — не покидать пределы двора, или не выбегать за мячом на проезжую часть, то его нужно соблюдать каждый день, не давая поблажек. Дети, на самом деле, очень хорошие психологи, и они мгновенно поймут, в чем мама и папа дают слабину, и это так же касается установленных правил. И, как только они это почувствуют, они начнут считать, что правила выполнять — необязательно, соответственно — можно нарушать все запреты. Именно поэтому учить ребенка быть послушным необходимо последовательно.

  • Будьте твердыми, и в то же время, ласковыми. Как показывает практика, очень тяжело воспитывать детей только одним криком, и тем более — гневом. Чтобы у маленького человека вырабатывались навыки послушания, он должен знать, что его любят, и наказывают не из ненависти, а из любви к нему же. Делайте упор на любовь, внимание и ласковое отношение, но при этом будьте тверды в своих убеждениях. Так вы покажете ребенку, что вы его сильно любите, и знаете, что он чувствует, однако выполнять установленные правила ему все равно придется.

  • Станьте примером для своих детей. Многие родители ломают голову над вопросом – как сделать ребенка послушным, при этом они не хотят изменять свои привычки и устоявшийся образ жизни. Но они забывают, что никакие нравоучения ребенок не воспринимает так, как личный пример родителей. Как показывают исследования, детишки очень чувствительны в очень раннем возрасте. И поэтому они стараются подсознательно подражать самым близким взрослым, которых видят каждый день, и которым более всего доверяют – своим родителям. И поэтому — очень важно, чтобы родители вели себя так, как подобает, стали хорошим примером для ребенка. Все без исключений правила, которые устанавливаются для детей, должны безукоризненно выполняться взрослыми. К примеру, если отец курит, то ребенку дальше будет весьма сложно объяснить, почему это вредно, и почему этого делать нельзя.

  • Наказывайте адекватно. С каждым годом дети растут и постоянно стараются находить себе новые занятия — таким образом, выясняя, что делать разрешается, а что – нет. Следует определить адекватное наказание за проступки ребенка. К примеру, если ребенок совершил небольшой проступок, не нужно за это с ним не разговаривать три дня, лучше покажите, что вам это неприятно. Нельзя ребенка запугивать, это ему не пойдет на пользу. Просто дайте понять, что все установленные родителями правила необходимо соблюдать, а иначе наступит наказание. Читайте также: Как воспитывать детей без наказания — 12 основных принципов воспитания без наказания.

  • Разработайте систему поощрения. Как вырастить послушного ребенка – поощряйте его, замечая даже самые маленькие победы и позитивные изменения в его поведении. Если ваш малыш послушен, не капризен, не нарушает правил и выполняет ваши требования, то поощряйте его любым способом – ласковым словом или похвалой. В этом случае, у ребенка будет хороший стимул быть послушным, он будет знать, что действует правильно, и дальше он будет действовать правильно, в том числе, чтобы оправдать ваше доверие. Особенно детям приятно, когда родители говорят, что гордятся ими. И — запомните: такое привычное для многих взрослых объяснение «Так надо!» — не действует! Не пожалейте времени и сил, и детально и подробно объясните своему сыну или дочери, откуда взялось то или другое правило. И даже, если ребенок не поймет чего-то, он все равно не будет вредничать, потому что будет чувствовать, что вы в нем заинтересованы. А вероятнее всего, что он сам спросит, если что-то будет непонятно.

  • Вознаграждайте ребенка правильно. Даже для взрослых людей отличным стимулом, который заставляет работать еще усерднее и старательнее, является вознаграждения. К детям это также относится. Чтобы ребенок вел себя послушно некоторое время, вы можете заранее сказать, что его ожидает. Например, это может быть поход в кинотеатр на новый мультфильм, в зоопарк, новые игрушки, сладости, доступ к компьютерным играм и т.д. Но чтобы это получить, он должен выполнить ваши требования. Этот метод действует хорошо, однако — не злоупотребляйте, поскольку ребенок будет послушным только за «взятку» в виде приятного подарка.

  • И напоследок — вы должны держаться выбранной линии воспитании, одинаково мыслить в супругом и всеми бабушками-дедушками, тетями-дядями. А иначе ваш отпрыск возьмет нехорошую моду манипулировать. Муж и жена должны друг друга поддерживать во всем, даже если при этом они думают совершенно иначе, или вообще, в разводе. Как воспитывать детей, необходимо договариваться обязательно в их отсутствие. Ребенок будет послушным, только если авторитетом будет и мама, и папа. Читайте также: Уловки ребенка-манипулятора — как воспитывать детей-манипуляторов?

И помните — послушный ребенок может вырасти только в той семье, где его любят, и все делают ему во благо!

А как Вы воспитываете своего ребенка? Всё ли получается в воспитании, и в чём ошибки? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Учим ребенка уважению к взрослым

Ребенок, который не уважает взрослых – это очень относительная проблема, потому что представления об уважении у всех разные. Если чей-то сын или дочь, например, отвечает грубостью практически на любую просьбу и попытку поговорить – то, наверное, это действительно неуважение. Если же речь идет, к примеру, о сбегании подростка на прогулку с друзьями вместо поездки на выкапывание картошки – то это, скорее, разумное желание чувствовать и удовлетворять свои потребности, а не чьи-то чужие, не имеющие к ребенку отношения как такового.

В этой статье мы попробуем разобраться, как понять, действительно ли ребенок не уважает взрослых, или взрослые просто не получают от него той беспрекословности, покорности и бесхребетности, которая была бы для них удобна и, возможно, тешила бы их самолюбие. И попытаемся выяснить, что делать, если здорового уважения к старшему поколению в ребенке и в самом деле не хватает.

Ребенок как будущий взрослый

В вопросах, касающихся субординации, уважения и самоуважения, родителям всегда важно помнить, что их сын или дочь – такой же полноценный человек, как и они сами. Конечно, в детском возрасте, особенно в раннем, это еще довольно несмышленый человек, который не смог бы «выжить» без помощи взрослых. Слово «выжить» мы взяли в кавычки, потому что тут имеется в виду не только банальное физическое выживание, но и приобретение необходимых знаний, навыков и умений, гармоничное развитие, социализация – словом, все то, что постепенно подготавливает ребенка к взрослой жизни.

Эта подготовка идет постоянно: сначала малыш играет в парикмахера, врача, продавца, в «дочки-матери» и тому подобное, а родители кажутся ему главным авторитетом. Потом он начинает учиться и, что самое важное, учится учиться, и на пьедестал силы и всезнания возводит уже своих преподавателей. А затем он осваивает, возможно, самые важные умения – пробует разные стили общения со сверстниками, пытается поставить себя в коллективе, начинает проявлять интерес к противоположному полу, и его главными авторитетами становятся уже друзья, приятели, одноклассники.

Все это – естественный ход нормального психологического развития, и если он нарушается (например, если подросток по-прежнему во всем слушается родителей и не решается высказать свою точку зрения), то по выходу во взрослую жизнь у ребенка начинаются проблемы. С общением, с принятием решений, с отстаиванием своих границ, с осознанием и реализацией своих желаний, и так далее.

Из вышеизложенного вытекают следующие важные выводы:

  1. Нельзя воспринимать ребенка, как своего подчиненного. Он находится в зависимом от родителей положении временно, да и то не по своей воле – в конце концов, это именно мама и папа захотели, чтобы он появился на свет, а родиться сразу независимым взрослым, увы, невозможно. Как только сын или дочь минуют все стадии детства и отрочества, они становятся такими же взрослыми людьми, как и их родители, не хуже и не лучше.

  1. Уважение к личности может быть только двусторонним. Если вы хотите научить ребенка уважать взрослых, то вы должны обратить внимание на то, достаточно ли вы уважаете его сами. Прислушиваетесь ли к его словам, страхам, сомнениям, учитываете ли его мнение при принятии решений, которые непосредственно на него влияют, уделяете ли ему достаточно времени и внимания в принципе. Чувствует ли ваш сын или дочь, что с мыслями, теснящимися в его/ее голове, можно прийти к вам, и вы выслушаете, услышите и поймете? Если при попытках выразить себя, дать своей индивидуальности проявиться ребенок натыкается лишь на метафорическую стену (или, что еще хуже, на обесценивание и высмеивание), то неуважение ко взрослым может быть даже ответной реакцией из-за злости и обиды.

  1. Уважение через страх – всегда плохая идея. Да, вы действительно можете научить ребенка ходить перед вами на цыпочках и приносить вам в зубах тапочки, причем даже в подростковом возрасте. Манипуляции, психологическое насилие – все это может быть до определенной степени эффективно. Можно отбирать у ребенка компьютер, можно запрещать ему видеться с друзьями, угрожать отменой долгожданной поездки или отказом в оплате любимого кружка, и заставить его делать то, что вы считаете правильным и полезным. Но то, что вы получите в ответ, будет сложно назвать уважением – скорее, необходимостью, с которой ребенок будет мириться, скрипя зубами. А во взрослой жизни он столкнется с ворохом проблем, связанных с таким отношением в детстве, да и рассчитывать на теплые доверительные отношения между ним и родителями после «вылета из гнезда» не придется. Вряд ли это то, чего вы действительно хотите для себя и своего ребенка.

Научить уважению к взрослым – только на собственном примере

Мы надеемся, что вы сделаете выбор в сторону условно «правильного» уважения, которое не только улучшит ваши собственные отношения с ребенком, но и облегчит ему нахождение в социуме во взрослой жизни. Но для того, чтобы научить сына или дочь этому самому уважению, вам придется внимательно следить и за собственным поведением. Основные советы здесь следующие.

Демонстрируйте соблюдение общепринятых правил

Уступайте места в транспорте пожилым людям, заботьтесь о родных бабушках и дедушках, с пониманием относитесь к их «причудам». При этом объясняйте малышу, что, например, бабушка уже старенькая, и ей сложно делать что-то самой, поэтому дети и внуки должны ей помогать.

При этом очень желательно, чтобы общение со старшим поколением в вашей семейной жизни действительно присутствовало. Если из-за каких-то разногласий вы принципиально оборвете все контакты с этой частью родни, то научить ребенка уважению к старшим будет несколько сложнее, потому что перед его глазами окажется не самый лучший пример. Понятно, что бывают такие отношения, которые невозможно терпеть и не получается изменить, но все же подумайте дважды, прежде чем ставить в них окончательную точку.

Обучайте ребенка эмпатии

Это очень важно не только в контексте того, чтобы научить ребенка уважать взрослых. Начинать можно даже с простейших сказок, которые вы читаете малышу, рассматривая с ним разноцветные картинки. Объясняйте ему, что плачущая лисичка грустит, потому что ее обидели, прыгающий и улыбающийся зайчик радуется, что встретился с друзьями, и так далее (в зависимости от картинок и содержания сказки). По мере взросления можно уже обсуждать эмоции реальных людей в реальных ситуациях, и свои эмоциональные отклики на какие-либо события. Не понимая всего этого, «не чувствуя» других людей, ребенок может проявлять неуважение, сам того не замечая.

Демонстрируйте пример уважительного отношения не только к старшим

Уважение к людям в принципе – это комплексное качество, которое не сводится к чему-то одному. Если вы будете при ребенке хорошо относиться к бабушкам и дедушкам, но при этом, например, хамить обслуживающему персоналу, то это окажется малоэффективно.

Вообще не так важно научить ребенка уважать взрослых, сколько важно научить его в принципе с уважением относиться к личности другого человека, даже если это дворник, уборщица или одноклассник из нуждающейся семьи. Показывайте и объясняйте малышу, что никто не лучше и не хуже других – просто все разные, но все заслуживают уважительного отношения. Обращайтесь к незнакомым людям на «вы», не перебивайте собеседников (и вежливо просите не перебивать вас, если кто-то это сделал), здоровайтесь со знакомыми, не забывайте о словах «спасибо» и «пожалуйста».

Читайте также:  Моя мама! Только моя! – или пару слов о детской ревности

Будьте логичны и последовательны

Наверное, вы не раз видели картину, когда родители, которым не удается уговорить ребенка пойти туда, куда надо, говорят: «Все, я ухожу, а ты тогда оставайся здесь, пока-пока». А потом медленно пытаются отойти, постоянно оборачиваясь, или возвращаются – словом, само собой, никуда не уходят и не оставляют ребенка на произвол судьбы посреди улицы. В результате малыш понимает, что словам родителей, даже сказанным серьезным тоном, особо верить не стоит – вполне возможно, что они все равно поступят иначе. И он начинает «тестировать» маму и папу, не слушаться, наблюдая за последствиями своего поведения, а сами взрослые сетуют, что ребенок их не уважает.

Поэтому следите за тем, что говорите и делаете. Чтобы научить детей уважению, очень важно, чтобы их собственные родители были людьми слова. Не давайте обещаний и не придумывайте наказаний, которые не собираетесь выполнять. А если сказали, что за такой-то проступок ребенок будет наказан таким-то образом – делайте это. Такой подход потребует от вас большего внимания к своим словам и поступкам, но он того стоит.

Делайте «хорошие дела» вместе с ребенком

Это особенно подходит для маленьких детей, которые очень любят делать что-то «взрослое» с родителями. Например, испеките вместе кекс для одинокой бабушки-соседки. Или купите цветов и сходите на парад 9 мая, поздравьте ветеранов. Если речь идет о чем-то простом, то вы можете просто натолкнуть ребенка на нужную мысль: например, попросить его отнести дедушке чашку чая или ненавязчиво узнать, не хочет ли он позвонить бабушке, поболтать с ней и заодно справиться о ее самочувствии.

Откажитесь от гиперопеки

Достаточно часто необходимость научить ребенка уважению ко взрослым возникает в тех семьях, где с него буквально сдувают каждую пылинку, исполняют все его прихоти. В результате у него возникает представление о себе, как о центре мира, о самом важном и ценном человеке, из-за чего и формируется неуважительное отношение ко всем остальным.

Дети – это, конечно, цветы жизни. Но, как уже было сказано, они будущие взрослые, не хуже и не лучше других. Поэтому уважайте не только их, но и себя. Грубо говоря, если у вас есть буханка хлеба – разделите ее на равные части, и отдайте ребенку лишь одну из них. Не соглашайтесь третий год ходить в той же куртке, лишь бы купить сыну/дочери более модную обновку. Не оказывайтесь от долгожданного отдыха потому, что ребенку лень самому делать домашнее задание. Словом, ищите баланс между заботой, вниманием и самоуважением, собственными интересами и занятиями.

И, конечно же, любите своего ребенка и не стесняйтесь говорить ему о своих чувствах, показывать их – даже если вам кажется, что ему это не нужно.

7 важных постулатов или Как воспитать послушного ребенка?

Дети — это наше всё. Для любого любящего родителя нет ничего важней, чем воспитать из своего отпрыска достойного и успешного человека.

Как приятно видеть достижения малыша и четко понимать, что во многом это результат ваших осознанных действий, направленных на формирование его личности, мышления и основ поведения.

И как горько и обидно, когда что-то идет не так, когда ребенок ведет себя грубо и эгоистично, выпадает из-под контроля.

Невольно задаешься вопросом: «Что было сделано не так? Какие огрехи в воспитании были допущены? И как исправить сложившуюся ситуацию?».

Послушное дитя

По вопросам воспитания детей написано очень много. Но это в основном научные статьи на педагогическую тематику, изобилующие множеством специальных терминов, очень сложные для прочтения и понимания не специалистами. Поэтому возникает необходимость в простой и доступной форме изложить молодым и неопытным родителям основные постулаты правильного воспитания ребенка.

  • Постулат №1. Воспитывайте малыша в любви.

Рядом с вами живет, растет и развивается маленький, но все — же человек. И ему очень важно чувствовать вашу любовь и понимание. Почаще обнимайте малыша, говорите ему, как вы его любите, как он вам дорог и как вас огорчает его плохое поведение. Ребенок должен знать, что, несмотря на все его шалости, его любят и всегда будут с ним рядом. Никогда не кричите, разговаривайте спокойно, но убедительно. Никогда не действуйте свысока или с позиции силы. Если вы разговаривайте с малышом присядьте или опуститесь на коленки, что бы ваши глаза были на одном уровне. Так он не будет чувствовать себя маленьким и беззащитным.

Однако здесь очень важно не перейти грань вседозволенности. Дети очень быстро понимают, что все их шалости сходят им с рук и активно этим пользуются. Четко и ясно дайте понять ребенку, что, несмотря на всю вашу любовь, есть нормы поведения, которые нужно неукоснительно соблюдать.

Правильно воспитываем слушателя

  • Постулат №2. Воспитывайте ребенка без наказаний.

На самом деле это очень сложно, но нужно постараться. Вы должны понимать, для ребенка намного чувствительнее выслушать укоры и наставления родителей, чем просто получить шлепок по попе.

Здесь очень важно разобраться в ситуации и правильно объяснить ребенку причинно-следственную связь. Например, несмотря на запреты, малыш так носился по комнате, что зацепил торшер, уронил и разбил его.

Без телесных наказаний и криков объясните ему, что поскольку, по его вине, произошла такая неприятность, придется отложить покупку детской железной дороги, а купить новый светильник.

Пусть ребенок поймет, что он сам наказал себя за плохое поведение, а не тираны и деспоты родители. И в следующий раз он десять раз подумает, прежде чем ослушаться.

  • Постулат №3. Личным примером формируйте основы правильного поведения.

Начиная с рождения и до тех пор, когда ребенок начинает посещать детские дошкольные учреждения (а в случаях, когда ребенок получает домашнее воспитание то практически до школы), семья, мама, папа, старшие братишки и сестрёнки, бабушки и дедушки, другие вхожие в дом люди – это и есть весь мир вашего ребенка. И то, как ведут себя окружающие, как они относятся друг к другу, оказывает огромное влияние на поведение крохи.

Если в семье царит любовь, уважение, взаимовыручка, если все помогают друг другу, разговаривают вежливо, нет криков, скандалов, бранной речи, то малыш будет думать, что по-другому и быть не может. Волей, неволей он будет копировать это поведение и отношение к окружающим.

Чтобы малыш слушался

  • Постулат №4. Не допускайте в воспитании двойных стандартов.

Этот постулат можно трактовать с нескольких сторон:

    Во-первых, недопустима ситуация, когда один из родителей что-то запрещает, а другой разрешает. Например, мама не разрешает есть много конфет, потому что от них портятся зубки, а бабушка тихонько набивает ими карманы малыша, да еще приговаривает: «Не слушай маму, кушай золотко».

Или дедушка отправляет малыша спать, потому что уже поздно, а папа разрешает ему еще поиграть, потому что он смотрит матч по телевизору и не может оторваться, чтобы умыть и переодеть кроху перед сном. Такие ситуации часто встречаются, особенно если на одной жилплощади проживает несколько поколений родителей.Нередко они конфликтуют между собой по вопросам воспитания.

И это не удивительно, ведь все мы разные, особенно когда принадлежим к разным поколениям. Но все наши споры должны быть вдалеке от ушей воспитуемого. Ребенку озвучивается единое наставление, или указание и никто не должен его оспаривать.

  • Во-вторых, если в семье воспитывается несколько детей, недопустимо разное отношение к ним, наличие любимчика. То есть, то, что нельзя делать одному ребенку, ни в коем случае нельзя разрешать другому. Какие-то поблажки возможны только в качестве поощрения, например за хорошее поведение. Но в этом случае, обязательно нужно разъяснить второму ребенку почему так происходит и что он должен сделать для того, чтобы получить те же привилегии.
    • Постулат №5. Научите ребенка быть вежливым.

    Как приятно, когда окружающие, пообщавшись с вашим малышом, разливаются в похвалах «Ах какой хороший ребенок! Какой воспитанный и вежливый!». Но, что бы было так, вы должны научить его всем этим нехитрым премудростям.

    Малыш должен знать, как и когда нужно поздороваться и попрощаться, как поблагодарить, как пожелать приятного аппетита. И не страшно, если поначалу он что-нибудь перепутает, или скажет не так. В мягкой и доступной форме объясните ему как правильно, не ругайтесь и не одергивайте. А если все у него получилось, поощрите его доброй улыбкой и таким же вежливым обращением.

    Как сделать послушным?

    • Постулат №6. Обязательно поощряйте ребенка за послушание.

    Разработка системы поощрений — краеугольный камень воспитания послушного малыша. Никогда не оставляйте без внимания хорошее поведение, помощь или добрые поступки. Всегда хвалите ребенка, говорите какой он молодец и как вы гордитесь им. Как правило, довольно и словесной похвалы.

    Однако за длительный период хорошего поведения можно поощрить малыша и посущественней. Например, за то, что он вел себя хорошо всю неделю, в выходной сводите его в кино или в зоопарк.

    И обязательно пообещайте, что если такое положение сохранится и дальше, то к дню рождения он обязательно получит долгожданные ролики, или велосипед. Здесь очень важно не переборщить с подарками. Иначе кроха будет вести себя хорошо только за вещественное выражение вашей похвалы.

    • Постулат №7. Будьте последовательны в своем воспитании.

    Итак, вы сформулировали малышу все свои требования:

    1. Ограничили его передвижение, скажем, в рамках двора.
    2. Обозначили распорядок дня, которого он должен придерживаться.
    3. Объяснили ему, как правильно разговаривать, вести себя в компании детей и взрослых.
    4. Озвучили, какие поощрения он получит и так далее.

    Теперь очень важно четко гнуть свою линию и не отступать от намеченных целей. И тогда очень скоро вы увидите результат своих стараний.

    Полезное видео

    Ознакомьтесь визуально с десятью секретами воспитания послушного ребенка на видео ниже:

    Заключение

    Подводя итог, хочется отметить, что универсальных методик воспитания, и постулатов, которые будут полезными абсолютно всем родителям, просто не существует. Выбирая модель взаимоотношений с вашим ребенком, нужно руководствоваться его уникальностью, темпераментом, характером, то есть всеми теми знаниями, которые вы получили о своей крохе с момента рождения.

    Помните, что какими бы правильными не казались советы психологов и педагогов, не надо воспринимать их как догму. Осознайте, что ребенок – это маленький человек, личность, со своими уникальными особенностями, которые нельзя не учитывать в процессе воспитания.

    Как воспитать послушного ребёнка и нужно ли это ему?

    Послушные дети – скорее, редкость и мечта для большинства родителей. Современные детки быстро развиваются, они жаждут самостоятельности, желая принимать решения уже в 3 года.

    Взрослым приходится тяжело: они сталкиваются с детским безразличием, нежеланием реагировать на просьбы и замечания. Как научить ребёнка слушаться, в каких случаях беспрекословное послушание полезно, а в каких – вредно, давайте разбираться.

    Нужно ли воспитывать?

    Вы наверняка удивитесь, узнав, что не все родители желают вырастить послушного ребёнка. Почему так? Ответ прост: приверженцы свободного воспитания считают, что навязывание своего мнения порождает в крохе неуверенность. Он становится замкнутым, необщительным, закомплексованным.

    Плюсы получают только родители:

    • малыш послушный;
    • не капризничает, не истерит;
    • делает всё, что ему скажут.

    Если малютка будет бояться вас, то он не сможет стать успешной уверенной в себе личностью.

    Воспитывайте, но соблюдайте границы дозволенного. Ничего не предпринимая, пуская ситуация на «самотёк», вы не сможете научить ребёнка слушать и слышать.

    Почему дети не слушаются

    Источник девиантного поведения обычно легче установить в младшем возрасте, а если ребёнок постарше, то необходим более глубокий анализ его поступков.

    К наиболее распространённым причинам детского непослушания относят:

    1. Кризисный период. В психологии существует немало проблемных этапов – 1 год, 3 года, 5, 7 лет, 10-12 лет. В эти возрастные фазы начинает меняться детская личность, совершенствуются способности крохи. Поэтому изменяется поведение и эмоциональный фон.
    2. Постоянные запреты. Если вы ежедневно по несколько раз что-то запрещаете, то бунт – адекватная реакция на ограничения. Ребёнок обязательно захочет доказать свою независимость и самостоятельность.
    3. Непоследовательность действий родителей. Если сегодня возникло новое табу, о котором вчера не упоминалось, малыш может растеряться, разозлиться и продемонстрировать негативную реакцию.
    4. Вседозволенность. Потакание всем прихотям и капризам ведёт к избалованности. Но ведь в какой-то момент вы начнёте запрещать, вот тогда и проявиться непослушание.
    5. Различные требования. Если вы ждёте от малыша одного, а ваш муж – другого, то ребёнок начинает страдать. Возникают разногласия, от которых дитя дезориентируется.
    6. Неуважение личности ребёнка. Не нужно относиться к 11-летнему тинэйджеру так же, как и к 5-летнему. Каждый возрастной период требует особого отношения и понимания.
    Читайте также:  Топ из 10 ошибок родителей в воспитании детей

    Детские протесты чаще всего возникают на фоне конфликтов в семье.

    Не выясняйте личные отношения при детях, так можно подумать, что вы ругаетесь из-за них либо собираетесь развестись. Подобные ситуации способны серьёзно повлиять на личность крохи.

    Как добиться детского послушания

    Если ребёнок не слушается, а вы устали с этим бороться, то воспользуйтесь советами психолога, которые помогут вам понять, как научить ребёнка уважать взрослых.

    Что советуют психологи:

    1. Любите своё дитя и всячески выражайте свои чувства. Если кроха проказничает и шалит, скажите ему прекратить, а после этого обнимите. Объясните малышу, что такое поведение неприемлемо, но вы всё равно его любите, несмотря на непослушание. Во время разговора важно беседовать на одном уровне с малюткой, и смотреть ему в глаза. Вы должны быть убедительны, но мягки, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым и одновременно понимал, что ему придётся соблюдать ваши правила.
    2. Не наказывайте. Личные переживания ребёнка действуют намного эффективнее ваших наказаний. Например, если малыш разбил вазу, то объясните, что он не получит давно желаемую игрушку, ведь вам нужно купить новую вазу. Пусть малыш осознает, что самостоятельно наказал себя.
    3. Демонстрируйте личный пример. Помните, что ребёнок вас не слушает, он на вас смотрит. Ведите себя корректно, не кричите, не показывайте свои негативные стороны. В благоприятной домашней атмосфере, где царит любовь и понимание, ребёнок будет копировать только хорошее, он обязательно станет послушным.
    4. Не делайте поблажек. Чтобы воспитать детей, нужно уметь стоять на своём. Если вы что-то запретили, но ребёнок уж очень просит вам разрешить – не делайте этого. Пусть он поймёт, что вы – серьёзный человек, который точно знает, что такое хорошо, и не прогнётся под детским шантажом.
    5. Поощряйте за послушание. Всегда хвалите дитя за добрые дела (особенно, когда он их совершает сам), скажите, что гордитесь им и очень цените такие поступки. Если ребёнок не нарушает правила в течение недели, поощрите его походом в парк или в кинотеатр. И не забудьте пообещать, что, если хорошее поведение сохранится и дальше, то вы подарите ему желанную вещь (велосипед или роликовые коньки).

    Все эти тонкости помогут вам наладить правильные взаимоотношения с крохой.

    Важно быть последовательным и не переборщить с новыми приобретениями, чтобы малыш не думал, что вы ему что-то покупаете за хорошее поведение.

    Главное – взаимоуважение

    Показывайте крохе, что вы его уважаете и интересуетесь всем, что с ним происходит: будь то конструирование самолётика либо совместный просмотр мультфильма. Так ребёнок будет уверен в вашей любви к нему, ведь именно в детском возрасте формируются основы самооценки, от которой зависит самореализация в будущем.

    Если вы уважаете чадо, то не станете кричать и оскорблять его за провинности. Такая неадекватная реакция взрослых может спровоцировать развитие чувства недолюбленности, неполноценности. Ребёнок может вырасти эгоистом, циником, на подсознательном уровне он будет хотеть обижать других.

    Все эти действия убедят ребёнка в вашем уважении к нему. Но как же научить его уважать вас?

    Станьте источником полезной и интересной информации. Вам нужно «идти в ногу со временем», быть в курсе последних технических новинок.

    Так вы станете авторитетом, малыш сможет обращаться к вам за помощью, будет прислушиваться к вам. Очень мало родителей владеют необходимой и современной информацией, а это снижает их авторитет в глазах детей.

    Безусловно, ваша любовь, ласка и тёплые слова – залог правильного воспитания. Помните, что любовь – основа уверенности в себе, именно это чувство формирует способность ставить цели и успешно их добиваться.

    И не ставьте финансовые вопросы выше моральных. Никакие покупки не смогут заменить времени, проведённого вместе с ребёнком.

    Чего делать не стоит

    Чтобы ребёнок стал послушным, и вырос гармонично развитой личностью, не повторяйте типичных ошибок большинства родителей.

    Основные ошибки родителей:

    1. Не выплёскивайте свой негатив и усталость на малыша, лучше промолчите. Помните, что детская психика намного слабее и восприимчивее вашей. Не нужно срываться, это неприемлемо.
    2. Не запугивайте, не угрожайте. Будьте хитрее – если малыш проявляет непослушание, отвлеките его, смените род его деятельности, пообещав, что выполните его просьбу позже.
    3. Не кричите, не применяйте физические наказания. Оставайтесь спокойными и уравновешенными в любой ситуации (ведь это ваш ребёнок, и вы обязаны понимать его).
    4. Не внушайте чаду чувство вины за плохое поведение. Объясните его неправоту, не манипулируя детскими чувствами.
    5. Не будьте слишком требовательны. Не ожидайте от малютки идеального выполнения всех заданий и просьб. Это ещё маленький человечек, не способный концентрироваться и действовать так же, как и вы.

    Также не нужно проявлять и гиперопеку: контролируя все действия ребёнка, вы не позволяете его личности развиваться.

    Дайте малышу немного свободы, пускай он приобретает свой собственный опыт, учится на своих ошибках.

    Это позволит ребёнку приобрести амбиции, необходимые для решения сверхсложных задач.

    Заключение

    Не ждите от своего чада беспрекословного послушания. В любом возрасте ребёнок будет огрызаться, высказывать свою точку зрения и проявлять самостоятельность.

    Просто оберегайте его, дав достаточно свободы для саморазвития и самореализации. Так вы поможете малышу вырасти и стать уверенной в себе личностью.

    Как правильно, и без лишних эмоций, научить ребенка слушаться

    С проблемой непослушания любимого чада сталкиваются многие родители. Наверное, каждая семья переживала моменты, когда на фоне полного эмоционального благополучия, малыш начинает кричать, плакать, падать на пол, проявляя протест против той или иной ситуации. Особенно неловко становится родителям, когда подобные проявления случаются в общественных местах.

    Почему ребенок капризничает, как правильно реагировать на детские капризы и, как научить ребёнка слушаться – об этом мы и поговорим в нашей статье.

    Причины детских капризов и реакция на них со стороны взрослых

    Многие родители должны знать, что на протяжении дошкольного детства ребенок переживает кризисные периоды, каждый из которых имеет свои характерные особенности – это возраст 1 года, 3 лет, 5 лет и 7 лет. В эти периоды дети особенно ранимы, капризны и, по мнению родителей – непослушны.

    Детское упрямство начинается с полутора лет

    При проявлении ребенком негативных реакций родители должны постараться определить истинную причину их возникновения. Возможно малыш:

    • плохо себя чувствует;
    • нуждается в приеме пищи или сне;
    • манипулирует родителями;
    • капризничает с целью привлечения к себе внимания;
    • оказался в незнакомой обстановке;
    • испытывает страх перед, чем либо;

    Этот список может быть еще продолжен, но мы перечислили основные причины детских капризов, приводящих к непослушанию. инфо

    Детский негативизм – проявление осознания себя как личности

    Взрослые должны помнить что, несмотря на то, что ребенок является частичкой своих родителей, он все же личность и имеет право на свои взгляды и желания. Родители должны научиться уважать мнение ребенка, и считаться с ним.

    Не стоит при первых признаках непослушания пользоваться родительским авторитетом, тем более применять физическую силу. Подобная тактика общения, впоследствии, может привести к замкнутости ребенка, либо к отчуждению во взаимоотношениях между родителями и малышом.

    Как правильно реагировать на детские капризы

    В воспитательном процессе очень важно найти золотую середину, чтобы не навредить психике ребенка, но и не потерять родительский авторитет. Как это сделать правильно?

    Суть «золотого правила» заключается в том, что с ребенком нужно научиться договариваться – это не значит, что необходимо идти у него на поводу, выполняя его прихоть по первому требованию.

    Ребенок имеет право на ошибки как и все люди

    Вспомните себя в детстве, на любое слово «нельзя» всегда хотелось «сделать с точностью, да наоборот» дабы утвердиться и показать свою независимость перед родителями. Поэтому и нынешние дети, на любые запреты со стороны взрослых, начинают отвечать протестом, родителям не всегда это нравится, и они переходят на повышенный тон – подобные действия только усугубляют ситуацию.

    Мудрые, уважающие своих детей родители, должны научиться реагировать на протесты своих детей спокойным, требовательным тоном и поведением. Слово «нельзя» обязательно должно сопровождаться разъяснениями «почему».

    Да, конечно же, с первого раза сделать это будет весьма сложно. Но прежде, чем научить ребенка послушанию, родители сами должны научиться правильно реагировать на его негативное поведение. Первое время, особенно импульсивным родителям, тяжело будет сдерживать свой гнев и сохранять спокойствие, но и малышу не легко справиться со своими эмоциями. Помните, разница между вами в том, что вы – взрослый человек, умеющий контролировать свое поведение, а ребенок – маленький, он только учится это делать.

    Как научить ребенка послушанию

    Советы, с которыми вы познакомитесь, не только ответят на вопрос: «Как научить ребенка слушаться», но и помогут родителям правильно скорректировать свое поведение в отношении непослушания любимого чада.

    10 правил для родителей, как научить малыша слушаться

    Для примера разберем следующую ситуацию: после прогулки ребенок упрямится и не хочет идти домой. Мама разъясняет, что пришло время обеда. Малыш, не испытывая чувства голода, не желает слушаться и продолжает плакать еще громче, привлекая внимание прохожих. Как правильно поступить родителям?

    • Быть настойчивыми в своих просьбах. Все дети являются очень хорошими психологами, поэтому «действуя на публику» они надеются, что мама уступит и изменит свое решение в пользу ребенка. Родители должны понимать, что если они не станут проявлять настойчивость, то дети и в дальнейшем будут ими манипулировать.
    • Разговаривать спокойным, а возможно и требовательным тоном. Родители должны доброжелательным тоном аргументировать свои доводы.
    • Учиться договариваться, предоставить ребенку право выбора. Например, мама говорит: малыш, если ты сейчас не успокоишься и не пойдешь домой, то твои любимые мультфильмы рассердятся, и вечером ты их не сможешь посмотреть.
    • Действовать на самосознание ребенка. Например, мама говорит: я думала, что ты вырос и стал большим, но я ошибалась. Ты ведешь себя, как маленький ребенок, и тебе впору можно дать соску для успокоения. Если я не права, то вытри слезы и покажи, что ты большой, прекрати капризы и пошли домой обедать.
    • Когда ребенок успокоится и начнет выполнять требования взрослых, то его обязательно нужно похвалить.
    • Ни в коем случае нельзя подкупать малыша. Фразы «перестань плакать, а я тебе за это куплю шоколадку» – негативным образом сказываются на психике ребенка и подрывают авторитет родителей.

    Главное, чтобы ребенок чувствовал любовь – тогда всегда можно договориться

    Необходимо помнить, что каждый малыш индивидуален и одна и та же ситуация требует от взрослых особого подхода.

    Только любящее сердце родителей способно преодолеть все лабиринты детского упрямства и в спокойной обстановке найти правильное решение.

    Как воспитать послушного ребенка

    Родители имеют весьма разнообразные представления о том, как следует воспитывать детей. Для некоторых родителей воспитывать — значит оказывать ребенку поддержку в развитии его способностей и наставлять его в усвоении знаний и навыков. Для других воспитывать — это, прежде всего, прививать ребенку правила и ценности общественного поведения и таким образом делать из него социальное существо, которое будет принято обществом и добьется в нем признания. Большинство родителей в понятие «воспитание» вкладывают необходимость руководить ребенком и принимать за него решения. Независимо от того, какой стиль воспитания выбирают взрослые, ни одна мать и ни один отец не могут обойти стороной вопрос послушания. Бывает, и самые опытные родители вынуждены ставить поведение ребенка в определенные рамки. И даже самых компетентных родителей дети слушаются по-разному.

    Наряду со стилем воспитания родителей, существенную роль здесь играют возраст и личность ребенка. Есть дети, которые по своей природе быстрее подчиняются требованиям взрослых, чем другие, ими легче управлять. Особенно часто родителям приходится прибегать к ограничениям, когда дети находятся в возрасте от двух до пяти лет.

    Значение, которое родители придают послушанию в процессе воспитания, обусловлено множеством факторов. Помимо родительских ожиданий, связанных с будущим ребенка, не последнюю роль играют разговоры с родственниками и друзьями, книги и телевидение. Сюда же можно добавить впечатления и представления о жизненных ценностях самих родителей, усвоенные ими — по большей части неосознанно — еще в детстве из общения со своими родителями. Кроме того, существует наследие иудейско-христианской культуры, которому уже более 2000 лет и в котором послушание является не только средством, ведущим к цели, но и самой конечной целью — истинной целью воспитания, что можно проиллюстрировать цитатами разных времен.

    В наши дни дисциплина переживает свою эпоху Возрождения. Широкие круги населения придают дисциплине в воспитании детей все большее значение. При этом складывается впечатление, что речь идет не столько о благополучии детей, сколько о том, чтобы родителям и учителям как можно эффективнее организовать воспитательную работу и обеспечить возможность контролировать детей с наименьшими затратами. Однако воспитательные меры не только непосредственно сказываются на поведении детей, но и влекут за собой далеко идущие последствия. Если в воспитании детей следовать тем дисциплинарным стратегиям, которые сложились в прежние времена, то, став взрослыми, они будут верить в авторитеты, проявлять мало самостоятельности, бояться ответственности и, не имея собственного мнения, станут подчиняться любому начальству как в общественной, так и в деловой жизни. Разве сегодня можно считать это целью нашего воспитания?

    Читайте также:  Что значит свободное воспитание детей: принципы и положения

    Насколько вообще непослушны дети?

    В 2003 году в Швейцарии проводился опрос по теме воспитания, было опрошено 1240 семей.

    ⇒ Свыше 70% родителей характеризуют своих детей в возрасте от одного года до семи лет как непослушных. Наибольший показатель приходится на возраст от двух с половиной до четырех лет.

    ⇒ 50% родителей жалуются на плохие манеры за столом, невежливость в общении с окружающими и прежде всего на крики и сопротивление, когда они требуют от детей чего-то определенного.

    ⇒ Кроме того, 30% родителей упрекают своих детей за то, что уже в первые два с половиной года жизни они слишком много времени проводят у телевизора; а детей постарше обвиняют в неаккуратности (45%) и недостаточном желании учиться (25%).

    Если исходить из того, что родители в Швейцарии не менее компетентны, чем в других странах, то из этого исследования мы должны сделать вывод: в повседневном воспитании доминирует непослушание. Этот вывод, с моей точки зрения, неправильный. Я придерживаюсь твердого мнения, что в повседневной жизни дети ведут себя преимущественно послушно. Если бы это было не так, воспитание детей превратилось бы в кошмар. Похоже, от нашего осознанного восприятия ускользает то обстоятельство, что по большей части дети слушаются нас. Мы принимаем их уступчивость как нечто само собой разумеющееся. Но если дети начинают сопротивляться, мы сердимся, и именно это закрепляется в нашем воспоминании.

    Почему дети слушаются нас?

    В большинстве случаев это отнюдь не страх перед каким-либо наказанием, существуют и более весомые причины.

    Самой важной причиной детского послушания является тот факт, что ребенок любит находящегося рядом с ним близкого человека и не хочет его разочаровывать, отказываясь выполнить его просьбу. Он повинуется взрослым, потому что не хочет потерять их любовь и внимание. Ребенка делает послушным позитивная эмоциональная зависимость. Если отец провел субботний вечер со своим четырехлетним сыном и они оба остались довольны обществом друг друга, то ему будет чрезвычайно легко уговорить ребенка не включать телевизор. Но если отец после долгого трудового дня приходит домой и при первом же контакте с сыном запрещает ему смотреть телевизор, то малыш воспримет это как проявление недружелюбия и вовлечет отца в долгий спор.

    Чем больше ребенок любит окружающих его взрослых и чем позитивнее его эмоциональное состояние, тем выше его готовность соглашаться.

    Чтобы ни делали родители, принимаемые ими меры будут тем эффективнее, чем прочнее лежащая в основе детского воспитания предпосылка: ребенок должен чувствовать, что родители любят его. Именно эта позитивная эмоциональная зависимость, а не воспитательные меры в первую очередь побуждает ребенка слушаться взрослых. Поэтому родители должны стараться учитывать сиюминутный «градус» отношений и эмоциональное состояние малыша, а это часто бывает непросто.

    Следующая важная причина детского послушания заключается в том, что родительские требования обычно совпадают с потребностью ребенка в самоопределении. В каждом ребенке живет глубокое стремление самому распоряжаться собой, стать самостоятельным. Даже новорожденный хочет, пусть еще на свой ограниченный манер, быть самостоятельным. Он ощущает потребность вместе с родителями определять, когда и сколько ему есть и спать или бодрствовать.

    Не успеет грудничок научиться хватать, как у него сразу же появляются свои собственные взгляды на обращение с предметами. А когда ребенок начинает передвигаться, он намечает свои собственные цели, до которых он хочет доползти или дойти.

    Это ни в коем случае не означает, что ребенок с первого дня может и должен все решать за себя сам. Что-то вроде неправильно истолкованного антиавторитарного принципа воспитания: «Пусть ребенок делает что хочет. Ребенок сам знает, что ему полезно». Такую позицию часто озвучивают применительно к вопросу о грудном вскармливании: ребенок сам может определять, когда и сколько ему есть. Некоторые дети, питание которых организовано по этому принципу, развиваются великолепно. Но другие, если предоставить им право самим определять объем пищи, будут есть явно недостаточно. Есть и такие дети, которые за несколько месяцев своей жизни так и не могут отрегулировать распорядок дня, просыпаются по ночам, пребывают в плохом настроении и много кричат. Этим детям родители должны помочь выработать равномерный ритм жизнедеятельности и наладить ночной сон.

    Утверждение, которое можно считать справедливым по отношению к вскармливанию грудничков, срабатывает и в других областях: дети одного возраста отличаются друг от друга своей генетической предрасположенностью и уровнем достигнутого развития. Поэтому не существует такого принципа воспитания, который оказался бы верным для всех детей. В то время как некоторые груднички в области питания продвинулись уже настолько, что сами могут определять, в каком количестве и в какое время им необходима еда, другие все еще не могут обойтись без помощи родителей.

    Чувствовать, в каких ситуациях и в каких видах деятельности ребенок достаточно компетентен, чтобы действовать в соответствии с собственными установками, а в каких за него пока должны решать родители, — это большой вызов всем, кто занимается воспитанием детей.

    Если ребенок уже достаточно компетентен, ему можно предоставить право решать. Родители, препятствующие малышу в выполнении таких действий, на которые он уже вполне способен, приводят его в уныние и не дают ему становится самостоятельным. Но если ребенок еще недостаточно компетентен, то решать должны родители. Побуждая ребенка делать то, что ему еще не по силам, родители предъявляют к нему слишком высокие требования. Как заниженные, так и завышенные требования отрицательно сказываются на самооценке ребенка.

    Многие модели поведения, которые родители хотели бы воспитать у своего ребенка, могут быть привиты ему без большого труда. Для этого родителям всего лишь нужно самим вести себя образцово. У детей сильно выражена склонность имитировать поведение окружающих взрослых людей. Если мама и папа каждый раз перед едой в присутствии ребенка моют руки, то ребенок усвоит это поведение, его не нужно будет учить этому специально. Если родители смотрят телевизор больше трех часов в день, что для наших широт является средним показателем, то им будет трудно разъяснить ребенку, почему именно он должен как можно меньше времени проводить у телевизора.

    Когда ребенок непослушен, воспитательные меры часто становятся неизбежными. Ребенок должен понять, что его нежелательное поведение влечет за собой неприятные последствия, и отказаться от него.

    Каким образом в проведенном в Швейцарии исследовании родители пытались добиться успеха в воспитании своих детей?

    Почему же родители до сих пор прибегают к подобным методам? Всего 13% родителей, применяющих физические наказания, действительно считают их подходящим воспитательным средством. Треть таких родителей придерживается мнения, что время от времени ребенка можно и шлепнуть — это не принесет ему вреда. Подавляющее большинство, однако, чувствуют себя нехорошо, когда дают волю рукам. После расправы они утешают малыша и извиняются перед ним, упрекают себя, мучаются угрызениями совести и заводят разговор об этом с мужем/женой. Большинство родителей хотели бы избежать физических наказаний. Они чувствуют свою несостоятельность в вопросах воспитания и все-таки бьют своего ребенка.

    Какие же меры эффективны и справедливы по отношению к ребенку? Чтобы быть услышанными, родители могут воспользоваться одной из трех имеющихся в их распоряжении стратегий.

    1. Позитивное подкрепление родительских требований. Родители хвалят ребенка за поведение, которое они считают желательным. Если в возрасте 18 месяцев малыш, проявляя большое старание и терпение, пытается есть ложкой и родители хвалят его за это, то, оказавшись за столом в следующий раз, он будет стараться еще больше. В Швейцарии и Германии родители хвалят своих детей намного реже, чем, например, в Англии или США. Для нас, жителей Центральной Европы, похвала имеет привкус лести и сопровождается опасениями избаловать ребенка. Да и в общении со взрослыми мы тоже не склонны доверять похвале, поэтому обходимся с ней весьма экономно. В общем-то, жаль — ведь похвала играет в отношениях позитивную роль, в отличие от мер, предусматривающих негативные последствия.

    2. Игнорирование. Родители не реагируют на нежелательное поведение ребенка. Игнорирование может оказаться более эффективным, чем запреты. Например, если малыш где-то подцепил крепкие выражения и с наслаждением выдает их в совершенно неподходящей ситуации. В большинстве случаев ребенок не имеет ни малейшего понятия о значении этих выражений, но хорошо понимает, какой эффект он может произвести с их помощью среди окружающих. Если родители не выкажут никакой эмоциональной реакции и не поддадутся на провокацию, ребенок сам собой прекратит их повторять.

    3. Негативное подкрепление родительских требований. Ребенок должен отказаться от нежелательного поведения, поняв, какие неприятные последствия оно вызывает. Воспитательная мера, продуманная родителями заранее и отвечающая особенностям ребенка и ситуации, действует гораздо эффективнее, чем та, к которой прибегают спонтанно в разгар кризиса. Необходимо, чтобы эта мера соответствовала уровню развития ребенка и не оставалась простой угрозой, но была реально осуществимой. При выполнении этих условий ребенок осознает принятую к нему меру как последовательно проводимый родителями воспитательный принцип. Эффективность воспитания тесно связана с видением перспективы и предварительным планированием.

    Ребенок не только испытывает фрустрацию, а может быть, и боль, но и — что еще важнее — чувствует себя отвергнутым: «Близкий человек, наказывающий меня, больше меня не любит». В первую очередь это относится к физическим наказаниям, которые поэтому никогда не могут быть оправданны. В некоторых странах, например в Дании, любая форма физического наказания расценивается законом как недопустимое преступление против детей.

    Независимо от принимаемых мер, чувство отверженности у ребенка будет тем сильнее, чем меньше любви и подлинной заинтересованности выказывает взрослый. Это чувство отверженности порождает в ребенке не столько сама мера, сколько поведение родителей в то время, когда они объявляют ему о своем решении, а затем осуществляют его. Родители могут сказать свое «нет» дружелюбно, но твердо, а могут — со злостью и раздражением. Для ребенка эта разница имеет огромное значение. Особенно сильно ребенок чувствует отверженность, когда взрослый не только порицает его поведение, но и обесценивает его личность. Поэтому воспитательные меры, по возможности, не должны сопровождаться моральным осуждением. Таким образом, важна не только сама мера, не менее важно и то, как она реализуется.

    Для нормального детского созревания естественно, что некоторые требования они выполняют неохотно и с определенным промедлением. Если попытаться поставить себя на место ребенка, то в большинстве случаев его досаду можно понять. Например, ребенок погружен в игру, а мать отправляет его спать. Малышу требуется время, чтобы расстаться со своей игрой и настроиться на сон. Отец едва ли будет реагировать по-другому, если он углубился в работу за своим компьютером, а мать зовет его к столу.

    В случаях, когда никакие воспитательные меры действительно больше не помогают, родители и другие окружающие ребенка люди должны совместно задуматься над следующими вопросами:

    — Соответствует ли вообще то поведение, которое мы хотим привить ребенку, уровню его развития и его индивидуальным особенностям? Не переоцениваем ли мы его возможностей? Не унижаем ли мы малыша, применяя свои воспитательные меры?

    — Последовательна ли наша позиция как воспитателей? Какие предположения может делать ребенок в отношении принимаемых нами решений: считает он их осуществимыми или нет?

    — Достаточно ли мы побуждаем ребенка к таким действиям, которые он может выполнить вполне самостоятельно и компетентно? Не слишком ли мы балуем его? Может быть, мы слишком часто вознаграждали его за послушание материально, и теперь своим непослушанием он пытается повысить цену? Нас легко провести или подкупить?

    — Не пренебрегаем ли мы эмоциональным общением с ребенком? Ощущает ли он достаточно внимания и заботы с нашей стороны или думает, что не нужен нам? Не чувствует ли он себя отвергнутым, когда не может выполнить наши требования? Может быть, он хочет нам показать, что ему не хватает нашей любви? Может быть, негативное внимание для него лучше, чем вообще никакого, и он намеренно раздражает нас своими злыми выходками?

    — Не берет ли ребенок пример с нас самих? Возможно, именно поэтому он не понимает, почему мы запрещаем ему вести себя таким образом?

    — Наконец, родители всегда должны помнить о том, что все принимаемые ими меры оказывают на детей долгосрочное воздействие, в том числе влияют на их будущее родительское поведение. Поступки взрослых всегда служат детям примером для подражания. Какого воспитания желали бы родители для своих внуков?

    Материал подготовил детский психолог Иволгина Н.А.

    Ссылка на основную публикацию