Гениальная идея: как накормить ребенка, когда уговоры поесть на него не действуют

Как без слез и истерик приучить ребенка правильно питаться

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ваш ребенок отворачивает нос при виде тушеных овощей или горохового супа, зато с радостью уплетает конфеты и печенье? Поверьте, причина не только в детском упрямстве, но и во врожденных инстинктах выживания. В природе кислые и горькие растения нередко оказываются ядовитыми, поэтому у маленьких детей рецепторы на языке очень чувствительны к этим вкусам. К тому же торты и конфеты хорошо обеспечивают энергией, поэтому предрасположенность к сладостям есть у людей на генном уровне. В этой статье мы расскажем, как ученые предлагают приучать детей к полезной пище.

Мы в AdMe.ru изучили исследования по этой теме и собрали самые интересные и полезные советы.

1. Ешьте вместе с детьми

Традиция есть вместе с детьми существует у многих европейских народов: испанцы собираются всей семьей на обед, немцы в середине дня или вечером — на Kuffee and Kuchen (кофе и пирожное), а французы во время обедов и ужинов сажают за стол даже маленьких детей.

Пользу от таких трапез трудно переоценить. Обедая или ужиная с семьей, ребенок съедает больше овощей и охотнее пробует новые продукты. Он перенимает от вас полезные пищевые привычки (например, есть кашу по утрам). Расширяет словарный запас и учится поведению за столом.

В целом дети, которые едят вместе с родителями, психологически здоровее и счастливее сверстников.

2. Не запрещайте сладости

То, что запретный плод сладок, знают еще со времен Адама и Евы. Но многие родители не разрешают детям есть конфеты или фастфуд, мотивируя тем, что это вредно.

На самом деле получается с точностью до наоборот: чем больше вы запрещаете что-то детям, тем сильнее им хочется. И в результате ограничения в еде становятся причиной переедания и лишнего веса у детей.

Если вы сами не можете отказаться от вредной еды, давайте ее и детям. Только объясните: сладости или чипсы нельзя есть ежедневно или заменять ими нормальную еду, так как это вредно для здоровья.

3. Не давайте большие порции еды

Прислушивайтесь к сыну или дочери, если ребенок говорит, что не хочет больше есть. Дети до 5 лет сами чувствуют, когда они насытились. Если вы будете насильно кормить малыша, то вскоре отобьете в нем желание не только есть полезную пищу, но и вообще садиться за стол.

Ребенку старше 5 накладывайте еду небольшими порциями: дети, как и взрослые, склонны есть больше, если на тарелке много еды. Если сын или дочка не насытится, то сможет всегда подложить себе еще пищи.

4. Предлагайте новое блюдо не меньше 10 раз

Предлагайте новые блюда регулярно, но при этом ненавязчиво. С возрастом вкусовых рецепторов у ребенка станет меньше, и он полюбит полезные продукты.

Имейте в виду: для того чтобы малыш привык к новому блюду, он должен попробовать его от 10 до 16 раз. Поэтому не стоит делать выводы о том, что из еды ребенок не любит, после того как вы предложили ему пищу два или три раза.

5. Не давайте конфеты в качестве награды

Не вознаграждайте за съеденную тарелку цветной капусты конфетами. Политика вознагражения — это плохой вариант приучения к полезным продуктам, поскольку дети начинают относиться к ним как к чему-то неприятному, что нужно перетерпеть. И в результате избегают такой еды.

А если ребенок еще маленький, то вообще не давайте ему сладости в качестве награды. Лучше купите ему любимые фрукты или ягоды. Когда малыш привыкнет к этому, то будет больше радоваться апельсину и банану, чем плитке шоколада.

6. Чаще обнимайте своего ребенка

Повышенная тяга к сладостям у ребенка может быть связана с недостатком внимания. Доказано, что люди едят больше сахара, когда им скучно или они расстроены. Поэтому если не хотите, чтобы ребенок пристрастился к сладостям, чаще обнимайте и целуйте своего малыша.

И не используйте еду в качестве утешения. Иначе ваше чадо может привыкнуть много есть во время стресса.

7. Прививайте полезные пищевые привычки до года

Наиболее благоприятным временем для приучения малыша к здоровой еде является возраст до года. Дети, которые ели овощи и фрукты в младенчестве и в возрасте 1–2 лет, позитивно относились к ним и впоследствии. После 3 лет вводить новые блюда становится сложнее.

Также важно, чтобы опыт взаимодействия с новой едой был позитивным и неоднократным. Не давите на малыша, лучше предлагайте незнакомое блюдо по чуть-чуть, чтобы ребенок привык к его вкусу.

Начать закладывать основы здорового питания можно еще в период беременности. В это время и в период кормления грудью женщине нужно питаться разнообразно, отдавая предпочтение полезным продуктам. Из амниотической жидкости и молока ребенок воспринимает аромат новой еды, запоминает его и позднее с большей охотой ее ест.

8. Поощряйте активность детей

Если ребенок плохо кушает, поощряйте подвижные игры и физическую активность. Любое движение улучшает аппетит, а также предупреждает появление лишнего веса. Проголодавшись после игр или спортивных занятий, он с большей вероятностью съест даже нелюбимую еду.

Также можно, по примеру итальянцев, готовить вместе с детьми. Так ребенок не только узнает азы кулинарии, но и наверняка попробует собственноручно приготовленное блюдо.

9. Обеспечьте разнообразие

Еда должна обеспечивать ребенка всеми необходимыми микро- и макроэлементами, достаточным количеством белков, углеводов и полезных жиров. Поэтому важно, чтобы продукты были не только полезными, но и разнообразными.

Следите, чтобы в открытом доступе для детей было больше овощей, фруктов и другой полезной еды, а не печенья и булочек. Единственный надежный способ уберечь детей от вредной пищи — это не держать ее дома. Итальянцы, например, вообще не покупают майонез, чипсы, полуфабрикаты и другие малополезные продукты. Поэтому у ребенка и не возникает соблазна их попробовать.

10. Не допускайте лишних перекусов

Жевать целый день — плохая привычка, которая заглушает естественное чувство голода и мешает нормальному усвоению пищи. У детей должно быть три основных приема пищи. Между ними у малышей допустимы два перекуса, а у детей старшего возраста (не имеющих значительных физических или умственных нагрузок) — один.

Строгих правил на этот счет придерживаются французы. Они делят всю еду на три приема. В перерывах между ними не бегают к холодильнику (в том числе и по ночам) и не едят на ходу. Только дети могут перекусить куском торта, фруктами или шоколадом после школы, но и этот прием пищи (он называется goûter) совершается строго в период с 4 до 6 вечера.

11. Приучайте ребенка есть только за столом

Избегайте телевизора, игр и других способов отвлечения от еды. Пусть ребенок учится есть сам — при помощи детской посуды, нагрудников и стульчиков для кормления. Малыш должен быть полностью сосредоточен на еде.

Не торопите малыша: пусть он ест с такой скоростью, с какой может. Чем медленнее он будет есть, тем лучше усвоится пища.

Как приучаете к здоровой пище своих детей вы? Расскажите нам об этом в комментариях.

Как накормить «нехочуху»? 9 хитрых советов для родителей

Наш эксперт – врач-диетолог, кандидат медицинских наук Иван Демидов.

Немногие родители могут похвастаться тем, что относятся к вопросу детской еды с философским спокойствием, рассуждая примерно так: мол, проголодается ребенок – поест, а если не ест – значит, не голоден.

Но большинство мам и пап и уж, конечно, практически все до единой бабушки единодушны: ребенка надо накормить любой ценой. Недаром же ходит шутка о том, что «бабушка – это единственный человек, которая любит тебя не только за то, что ты есть, но и за то, что ешь».

Когда я ем, я глух и нем

Вот и колдуют мамы и бабушки на кухне, стараясь изобрести для дорогого дитятки что-то повкуснее и посытнее. Да еще и украшают всевозможными способами. На это у них уходит много времени и сил. И, естественно, они потом очень расстраиваются, когда все их кулинарные шедевры ребенок отвергает. Накормить капризулю не помогают ни уговоры, ни сказки, ни песни и пляски.

Некоторые родители, не выдержав, прибегают к военной хитрости: включают во время обеда телевизор или показывают ребенку мультики по компьютеру. Увлеченный сюжетом, малыш автоматически открывает рот и таки съедает все, что в него впихивают. Цель достигнута, ура!

Но, увы, не все так радужно. Ведь еда перед экраном очень вредна.

  • Во‑первых, потому что во время просмотра малыш не может контролировать свой аппетит и, как правило, съедает больше, чем ему нужно. А это – прямой путь к лишнему весу.
  • Во‑вторых, следя за интересной историей, дети «забывают» жевать и стараются быстрее проглотить пищу, что ведет к плохому пищеварению и заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
  • В‑третьих, привычка есть и заниматься чем-то еще (например, смотреть мультики) вредит нервной системе. Так что эта хитрость решительно не подходит.

Волшебный вкус!

Но в арсенале у родителей есть еще ухищрения. Не хочет малыш есть обычный суп или овощное рагу, тогда они кидают в стряпню бульонный кубик – и простое блюдо в мгновение ока превращается в ароматное чудо. Стоит лишь его понюхать – и уже слюнки текут. А разок попробуешь – за уши не оттащишь. Что же это за секрет?

Да просто усилитель вкуса. Во многих современных продуктах, особенно в фаст­фуде, содержатся соли глутаминовой кислоты – глутаматы, в частности глутамат натрия (Е‑621).

Справедливости ради стоит сказать, что это – не совсем «химия», поскольку глутаминовая кислота содержится во многих натуральных продуктах: парном мясе, только что сорванных с грядки овощах, свежесобранных фруктах и ягодах…

Многие дети, раз попробовав суп из пакетика с усилителем вкуса, воротят нос от домашнего борща и простого куриного бульона. Поэтому лучше им «усиленную» пищу не пробовать вовсе. Безопасное количество глутамата натрия для взрослых составляет не более 1,5 г в сутки или 0,5 г за один прием. Для подростков суточная доза не должна превышать 0,5 г. Ну а малышам такая еда, кроме вреда, ничего не принесет.

Секреты аппетита

Но что же все-таки делать, если малыш плохо ест? Попробуйте следующее:

  • Соблюдайте режим кормления. Кормите чадо каждые 3,5–4 часа.
  • Не давайте ребенку в перерывах между едой ничего, кроме обычной воды. А непосредственно до обеда или ужина лучше и жидкости не употреблять.
  • Сладости и фрукты можно давать только после еды, причем лучше приучить ребенка к тому, что есть конфеты можно только за столом, а не где придется.
  • Соблюдайте ритуал приема пищи. У малыша должно быть свое место за столом, своя посуда (в идеале ребенок должен сам ее выбрать по своему вкусу). Дети – большие консерваторы, они любят, когда все идет так, как они привыкли.
  • Не сажайте за стол возбужденного малыша. После активных игр почитайте 10 минут книжку, прежде чем приступать к еде.
  • Чтобы возбудить аппетит, перед трапезой ребенку можно дать небольшое количество легкого овощного салата или квашеной капусты. Или соленый огурец.
  • Лучше не давать одно и то же блюдо несколько дней подряд. Детям с плохим аппетитом требуется максимально разнообразная пища. Как правило, дети не любят долго жевать, поэтому старайтесь готовить более жидкие супы и каши, а вместо мяса чаще давайте котлеты.
  • Готовьте вместе: еда, приготовленная своими руками, всегда вкуснее.
  • Малоежкам необходимы физическая активность и свежий воздух. Впрочем, это не повредит и всем остальным малышам.

Учтите психологию

Есть маленькие хитрости, которые учитывают психологию детей. Попробуйте применить их к своему ребенку.

  • Несколько дней подряд кормите на завтрак всех членов семьи, допустим, кашей, а ребенку давайте что-то другое. При этом скажите, что эта каша только для взрослых, дадим тебе, когда ты вырастешь. Ребенку наверняка захочется попробовать вкус «взрослой» жизни.
  • Вместо того чтобы впихивать в ребенка нелюбимый, но полезный продукт, замаскируйте его в еду, которую он ест охотно. Допустим, немного брокколи или творога спрячьте в кашу, крупу – в суп. Скорее всего, малыш не заметит подмены, а польза от такого «обмана» будет достигнута.
  • Если в семье несколько детей, попробуйте устроить соревнование: у кого раньше покажется картинка на дне тарелки, тот получит приз (конфету, например).
Читайте также:  Нужно ли (и можно ли) давать воду новорожденным детям при грудном, искусственном, смешанном вскармливании: вода при икоте

Золотое правило: как легко накормить малоежек по методу Эллин Саттер

Накормить ребенка полноценным завтраком, обедом и ужином — сложная задача для многих родителей. Детвора может лениво покрутить ложку или вилку в руках, немного поесть, а затем заявить что-то вроде «я уже не хочу»… И как быть? Уговаривать? Объяснять, что без еды нельзя? А ведь от конфет и других сладостей нехочуха точно не откажется…

Если эта ситуация знакома и вам, узнайте историю мамы маленькой девочки, которая нашла способ наладить правильное питание своего ребенка.

В течение почти двух лет обед с моим младшим ребенком выглядел примерно так: мы ставили перед ней тарелку с едой. Она отказывалась. Мы с мужем настаивали: «Ты должна съесть». Она грызла хлеб, но отказывалась прикасаться к овощам.

Мы говорили: «Если ты съешь три кусочка моркови, у тебя будет больше хлеба». Она вступала в переговоры и просила кетчуп. Потом мы спорили о том, что нельзя есть много кетчупа и теряли хладнокровие.

И это происходило каждый день. Я боялась наступления того времени, когда нам всем надо было садиться за стол. И, честно говоря, чувствовала себя побежденной еще до того, как начинала готовить обед или ужин.

Каждый рал это превращалось в бесконечную борьбу, но никто не побеждал. Хотя… Дочка явно была лидером, ведь она всегда добывала себе кетчуп.

Когда я рассказала своей подруге о том, что не могу убедить ребенка есть за обедом что-то кроме хлеба с кетчупом, она вручила мне книгу по организации детского питания. Я начала читать и нашла там решение. Автор Эллин Саттер назвала его «золотым». И я с ней была согласна.

Все просто: «Родители несут ответственность за то, что ест ребенок, когда и где. Ребенок отвечает за то, сколько он ест и стоит ли ему это делать».

Я читала: «Задача родителей заключается в том, чтобы выбирать и готовить еду, давать ее во время регулярного приема пищи». Все это казалось очевидным. Но, согласно автору, родители также должны доверять своим детям, которые сами определяют, сколько они едят или хотят ли есть вообще.

Я осознала, что многое делала неправильно. Да, я готовила еду три раза в день, но в остальные часы дня у нас были в свободном доступе разные перекусы. Я позволяла дочке пригоршню изюма, чтобы она не ныла и не отвлекала меня, пока я была на кухне. Всегда нарезала ей блоки и апельсины.

Автор книги убедила меня не говорить такие фразы, как, например, «съешь еще один кусочек» или «ты не можешь пойти играть, пока не съешь все, что лежит в тарелке».

Вот все золотые правила, которые я для себя открыла в книге по организации детского питания:

  • Обеспечьте режим регулярного питания.
  • Приготовьте еду.
  • Сделайте время еды приятным.
  • Покажите детям на личном примере, как вести себя во время еды.
  • Не давайте детям еду и напитки (кроме воды) между приемом пищи и перекусом.

А теперь о детях:

  • Дети будут есть столько, сколько им нужно.
  • Они научатся есть пищу, которую едят их родители.
  • Они научатся хорошо себя вести во время еды.

Расскажу, как шел процесс изменения культуры питания в нашей семье. Я научилась быть строгой, не разрешала самостоятельно брать сладкое и «кусочничать» между едой и перекусами. Не сразу, но дочь отвыкла от этой вредной привычки. И когда мы все вместе садились за стол, она была голодной и хотела есть.

Тему организации режима питания обсуждает и детский диетолог Анна Бойко. Как сделать так, чтобы кроха не отказывался от еды из-за того, что он уже, к примеру, съел яблоко, печенье и перехватил сок.

Желудочные и пищеварительные соки выделяются по расписанию. И голод является сигналом, что ЖКТ готов к приему и перевариванию пищи. Когда ребенок говорит, что хочет есть, но отворачивается от привычной для него запеканки, а ищет что-то сладкое —это не голод.

Ключевой принцип здорового питания —есть только когда мы испытываем голод.

Перерыв между приемами пищи 4-6 часов.

Физиология такова: когда вы даете ребенку (сухо)фрукт, будь это даже маленькая конфета или печенюшка, один укус хлеба или крохотный кусочек сыра, поджелудочная железа выдает порцию гормона – инсулина. Инсулин необходим, чтобы глюкоза, полученная с едой, попала в клетку и превратилась в необходимую нам энергию.

Если через короткий промежуток времени в организм снова поступит порция еды, то инсулин, не успев снизиться, получит новую дозу гормона. Так снижается чувствительность клеток к инсулину, они не слышат «звонка в дверь» от инсулина, и глюкоза не может попасть в клетки.

Клетка голодает, ей недостаточно энергии, и мозг получает сигнал о том, что организм голоден. Ребенок снова просит есть. И, как правило, просит глюкозы, потому что это быстрое насыщение и энергия = замкнутый круг.

Часто, но по чуть-чуть, плохой режим питания для детей. Если ваши дети часто перекусывают, у них будет низкий уровень гормона грелин. При этом будет нарастать тревога и депрессия. Перекусы стимулируют выделение гормона стресса — кортизола.

Детский диетолог Анна Бойко советует перед едой давать ребенку теплую воду.

Запускается липидный обмен и наступает желчеотделение, значит, в кишечнике создаются условия для пищеварения, — поясняет рекомендацию эксперт.

Как накормить капризного ребенка

Еда — это одна из первых сфер жизни, которую ребенок пытается контролировать. Малыши учатся ориентироваться в новом для них мире, пытаются общаться и влиять на какие-то части своей жизни. Конечно, они мало что могут контролировать, но в еде им удается четко разграничивать свои симпатии и антипатии.

Когда дело касается продуктов, родители могут предоставить ребенку определенную степень свободы выбора. Это не означает, что ребенок будет полностью сам решать, что он съест на ужин. Но у родителей есть важная задача — обеспечивать детей здоровой пищей, необходимой растущему активному организму. Роль родителей в том, чтобы представить ребенку выбор из здоровых продуктов. Но выбор этот пусть он делает сам. Мы можем только направить ребенка к правильному выбору, но нельзя заставлять его делать.

Предвосхищая проблемы и предлагая варианты правильного выбора, родители наглядно учат детей, какое поведение даст им положительные результаты, а какое нет. Часто встречающиеся у детей проблемы можно превратить в возможности научить ребенка здоровому питанию.

Большинство детей капризны в еде

Многие дети выражают свою начинающуюся независимость через еду — соглашаясь съесть что-то или нет, в зависимости от обстоятельств. Поэтому, почти все дети капризничают за столом. И если детям не нравится еда, они ее есть не будут, тут все просто.

Ваш малыш хочет есть только пюре с сосисками? Когда ребенок застревает на какой-то одной еде, родители чувствуют, что вынуждены давать ему эту еду каждый день, чтобы ребенок ел хоть что-нибудь. Но, в конечном итоге, ребенок может устать от такого однообразия, и с этим надо будет что-то делать.

Именно вы выбираете продукты, которые окажутся в тарелке вашего ребенка, и вы не должны готовить ему пюре с сосисками каждый день. Если вы будете это делать, вы упустите возможность попробовать с ребенком новые продукты и расширить таким образом его рацион. Большинство таких «пищевых застреваний» не будут длиться долго, если родители не будут им поддаваться. К любимому блюду ребенка всегда добавляйте что-то новое на пробу. Скорее всего, вкусы его расширятся.

Дети не станут ходить голодными и они точно научатся быть более гибкими и любопытными в еде. Дайте ребенку широкий выбор из здоровых продуктов, не исключая его любимые, и приготовьте с ними какое-то новое блюдо. Однажды ваш ребенок порадует вас, одобрив и съев все, что вы предлагали.

Вашему ребенку не понравилась стручковая фасоль? Не переставайте ее готовить. Дети обычно очень медленно принимают новые вкусы и новые текстуры, поэтому, не отчаивайтесь, предлагайте фасоль снова, можно — по-разному приготовленную. Сначала дайте ребенку совсем немного фасоли, просто на пробу, но без принуждения и долгих увещеваний.

И подавайте правильный пример детям: готовьте и для себя здоровую питательную пищу или съешьте и похвалите то новое блюдо, которое вы предлагали ребенку. Пусть он видит, что это вкусно и вам нравится.

Не торгуйтесь за каждую ложку

Допустим, вы приготовили вкусную и полезную тыквенную кашу, а ваш ребенок категорически от нее отказывается. Возможно, вы начнете переговоры, пообещав после съеденной каши дать ребенку шоколадную конфету. А может, вы станете объяснять ему пользу тыквы и ее роль в здоровье человека. Как известно, ни то, ни другое не работает долго.

Такой подход со временем вызывает неприязнь и напряжение у ребенка. Конечно, ребенку нужно рассказывать о пользе здоровой еды, но не стоит давать ему слишком много информации, давить на него, вынуждая делать то, что нам хочется. Не нужно из каждой съеденной ложки делать событие или ругать ребенка за отказ кушать.

Во многих семьях кормление ребенка становится серией уговоров с самого начала, и родители часто используют десерт как награду за съеденную здоровую еду. Но это никак не закрепляет у ребенка симпатию к правильным продуктам. Скорее, это во много раз повышает ценность «награды» — сладкого. Ведь это то, ради чего стоит терпеть невкусные и неинтересные обеды и ужины. А когда ребенок вырастет, у него уже не будет причин «терпеть», он будет есть сладкое и десерты в неразумных количествах, приводя себя к лишнему весу и ожирению. Поэтому, уж лучше вообще не приучать ребенка к регулярным десертам, печенькам и сладостям — они не представляют никакой пищевой ценности для него, зато легко вызывают привыкание поесть «чего-нибудь сладенького» после или вместо еды.

Метод «кнута и пряника на десерт» в этом случае приводит к противостоянию между детьми и родителями, попыткам манипулировать друг другом, а это уже конфликт.

Чтобы познакомить и подружить ребенка со здоровыми питательными продуктами, предлагайте ему широкий выбор таких продуктов — сырых или приготовленных, интересно поданных к столу. Кроме этого, обратите внимание на следующие моменты:

  • Подавайте порции правильного размера. Часто родители переоценивают количество пищи, которое ребенок может съесть без дополнительных усилий. Особенно это касается пока нелюбимых ребенком продуктов: тут вполне хватит пары столовых ложек. К тому же, большие порции часто вызывают у детей склонность регулярному перееданию, которая сохраняется и во взрослом возрасте.
  • Не торгуйтесь. Хорошо, если вам удастся убедить ребенка съесть несколько ложек, но не подкупая его при этом какой-то другой, более желанной едой. Приготовьте несколько полезных блюд, и пусть ребенок сам выбирает, которое из них он съест. Кроме того, можно попробовать ввести «правило 3 укусов». Это значит, что любое незнакомое или нелюбимое блюдо ребенок попробовать, надкусив три раза или съев три ложечки. Часто хватает 7-10 таких «подходов», чтобы ребенок распробовал и одобрил блюдо.
  • Ешьте вместе с детьми. С точки зрения медицины и с психологической точки зрения очень полезно собираться всей семьей за одним столом. Это вселяет в ребенка спокойствие, уверенность, а также он привыкает есть вместе со всеми здоровую и полезную еду. Намного проще приучить детей к фруктам, овощам и другим питательным продуктам, когда они видят живой пример для подражания.
  • Привлекайте друзей. Дети намного охотнее станут есть фрукты и овощи, если их друзья буду делать то же самое. Пригласите друзей ваших детей и удивите их вкусным разнообразием полезных блюд.

Пусть ребенок кормит себя сам

Уже с 9 месяцев дети могут есть сами, используя свои же пальчики, а в 15-18 месяцев они уже уверенно осваивают ложку и тарелку. Задача родителей — помочь ребенку съесть самому столько, сколько он хочет. Здесь нельзя спешить, подталкивая ложку ко рту или пытаясь накормить быстрее ребенка своей рукой. Главное — убедиться, что ребенок может сам добраться до того количества еды, которое ему нужно сейчас, и что он не остался голодным, разочарованным.

Помогайте, только если это необходимо. Позвольте ребенку почувствовать, голоден ли он все еще или уже сыт. Вы всегда можете добавить еды, если ребенок попросит добавки, но вы не сможете забрать у него лишнюю еду — это его конечно расстроит. Не торопите ребенка, не засовывайте ему в рот «еще одну ложечку», пока он пытается поесть сам. Не нарушайте важный процесс — привыкание ребенка есть достаточное количество еды и не переедать.
Большинство родителей берут кормление на себя (так же быстрее и чище!), но это отнимает у ребенка возможность научиться распознавать сигналы своего тела: сыт он или голоден, хочет он есть эту еду или хочет другую. Кроме того, ребенок должен сам развивать моторику рук и ориентацию в пространстве.

Читайте также:  Овощные пюре для первого прикорма (3 рецепта)

Прислушивайтесь к своему ребенку

Зачастую, бросание еды на пол маленьким ребенком или строительство крепости из пюре ребенком постарше — это не «плохое поведение» и не неуважение к еде, это явные сигналы того, что ребенок сыт. Кормление ребенка через силу и сопротивление приучает его переедать и не прислушиваться к своему телу и желаниям. Нашими стараниями, довольно часто бывает, что ребенок даже не знает толком, что такое чувство голода.

Одновременно с этим ребенок не должен есть по первому своему требованию в течение всего дня. Так он не будет чувствовать разницы между сытостью и голодом. Совершенно правы наши бабушки: в еде очень важен режим. Если кушать в одно и то же время ежедневно, организм будет четко разграничивать сытость и голод, это убережет от переедания. Также, привыкая к режиму, желудок повышает свою активность и вырабатывает желудочный сок ко времени очередного приема пищи — что обеспечивает ее полноценное переваривание и стабильную работу желудочно-кишечного тракта в целом.

Не волнуйтесь, если ребенок отказался от какого-то из приемов пищи. Вполне возможно, предыдущая еда была слишком сытной и калорийной для него. К следующему приему пищи ребенок почувствует, что проголодался, и с удовольствием съест то, что вы ему предложите.

Можно ли ребенку пропускать приемы пищи?

Младшим детям рекомендуется до шести приемов пищи в день: три основных и два-три перекуса. Помните об этом, когда будете планировать свое расписание. Но имейте в виду, что это лишь моменты, когда вы будете предлагать ребенку ту или иную еду. Он может и не использовать каждую возможность поесть.

Конечно, это трудно — отпустить ребенка из-за стола, когда он так и не поел. Нас учили все доедать и не выбрасывать еду. Но очень важно, чтобы ребенок руководствовался только собственными ощущениями голода или полного желудка. Это жизненно важное умение, которое поможет ему сохранять здоровый вес всю жизнь без специальных усилий.
Установите время приемов пищи и постарайтесь его придерживаться. Пусть ребенок, если пропустит какой-то прием еды, будет спокоен, что сможет поесть попозже, в следующий прием. Не позволяйте детям перехватывать сладости или другое перед приемами пищи — так они перебьют аппетит и не станут есть новые продукты, которые вы захотите им предложить на пробу.

Не попадитесь в «чипсовый плен»

Выводы

Для капризного ребенка потребуется больше терпения и выдумки со стороны родителей. Но вам не стоит идти у него на поводу, вы не должны готовить специальные блюда только для него. Лучше добавлять в каждый прием пищи те продукты, которые ребенок любит.

Особая неприязнь у детей бывает к овощам. Не отчаивайтесь и не сдавайтесь, со временем даже самый капризный ребенок находит один-два овоща, которые он согласен съесть в каком-либо виде, а со временем таких овощей становится больше.

Часто помогает совместный поход в магазин. Там ребенок с вашей помощью может сам выбрать, какой овощ ему было бы интересно попробовать и как он хочет, чтобы его для него приготовили. Участие ребенка в приготовлении здоровой пищи — это всегда был мощный стимул попробовать новое блюдо самому и угостить близких своим кулинарным произведением.

Придумывайте вместе с детьми различные соусы для салатов, овощей и фруктов (сырный, ореховый, чесночный, йогуртовый, пряная смесь растительных масел, укропный и множество других). Так их намного легче съесть и к тому же вам открывается огромное поле для фантазии и множество вариантов вкусных и интересных закусок. И не забудьте нарезать сырые овощи и фрукты на небольшие удобные кусочки. К тому же, когда фрукты и овощи помыты, нарезаны и находятся на расстоянии вытянутой руки ребенка, он намного охотнее будет их есть.

Если же вас беспокоят слишком частые отказы ребенка от еды или вам кажется, что ваш ребенок ест слишком мало, обратитесь к квалифицированному врачу, чтобы исключить возможность гастроэнтерологических или нервных заболеваний.

Гениальная идея: как накормить ребенка, когда уговоры поесть на него не действуют

Многие современные родители сталкиваются с проблемой аппетита у своих детей. Ребенок ест плохо или вообще не ест, отвлекается, папа пляшет с бубнами, бабушки заговаривают потешками, мамы гипнотизируют мультикам, а каждое кормление все равно неравный бой с сомнительными результатами. При этом родители обычно не понимают, что дело тут не в ребенке, что инициаторами, творцами этой проблемы являются они сами.

* Мы в этой статье говорим о детях нормального здоровья находящихся в нормальных условиях, а не о детях имеющих заболевания, отклонения в развитии, или переживающих стресс, акклиматизацию и т.п.

У ребенка, который постоянно отвлекается от еды, бегает и скачет и нуждается в понуканиях, напоминаниях или поощрениях за каждую ложку нарушен пищевой интерес – инстинктивный механизм, который входит в комплекс пищевого рефлекса. Часто можно слышать от родителей – «ну ребенку же скучно есть!» Не бывает такого. Питание – основа жизни, природа предусмотрела массу механизмов которые делают процесс питания интересным и приносящим удовольствие на всех этапах. Здоровому, правильно работающему и голодному организму интересно есть всегда. «Не интересно» ребенку становится тогда, когда цепочка пищевого рефлекса нарушена.
Причиной этого нарушения в большинстве случаев является повышенный интерес родителя к питанию ребенка, к тому сколько и когда он поел. Обеспокоенная семья уделяет очень много внимания и берет под свой контроль весь процесс питания начиная с того что решает за ребенка голоден ли он заканчивая принятием решения о том достаточно ли он уже сыт. У малыша не остается никакого пространства для изучения своих ощущений, потребностей, для обучения правильно понимать сигналы своего тела и строить свой самоконтроль. А ведь этому тоже надо учиться. Не давая ребенку учиться самостоятельно регулировать процесс своего питания* мы поступаем так же неразумно, как если бы учили его плавать держа все время в круге и наплечниках. Он держится на воде благодаря внешним плавсредствам, сам не прилогая усилий и не понимая, не чувствуя того, что происходит. Отпустить его плавать без круга? Дык утонет же! Но разумно ли ожидать, что пребывая все время в кругу он научится когда-нибудь плыть сам? И если мы все детство заставляли его одевать круг или жилет кого следует винить, что наш двадцатилетний красавец не умеет плавать?

* Мы сейчас о том когда и сколько ребенку есть, а не о том что именно.

Насильным кормлением (а это не только убеждение и угрозы, но и уговоры, мультики за едой, сказки, песнями которые отвлекают ребенка в то время, пока взрослый вкладывает в него очередную ложку) или неправильным, не подходящим ребенку режимом дня взрослые ломают естественный механизм саморегуляции и пищевой интерес. Организм ребенка должен говорить ему «ешьне ешь», когда эту функцию активно и бескомпромиссно берет на себя мама организм выключает механизм регуляции пищевого поведения за ненадобностью.

Для восстановления внутреннего баланса у ребенка родитель должен научиться ему доверять с одной стороны и ввести определенную дисциплину с другой.

Главное что тут надо понять – бессмысленно и даже вредно* кормить не голодного ребенка. Ребенок должен чувствовать некую потребность, дискомфорт, желание – чувствовать нехватку еды в организме =) Под действием этого чувства ОН должен понять, принять решение о том, что ЕМУ нужно поесть. Без этого получается, что ему-то ничего не нужно, это МАМЕ нужно что б он ел, но набивать пузо приходится почему то малышу… вот незадача.

* Вредно не только с поведенческой точки зрения, но и с чисто органической – процесс переваривания и усвоения пищи неголодным организмом в разы более энергозатратен и КПД его гораздо ниже, чем при усвоении пищи тогда, когда она нужна – когда есть чувство голода. У мамы, когда она впихивает еще одну ложечку задача чтоб ребенок получил ещё калорий и витаминов. Но большая часть полученных калорий уйдет на переработку этой самой ложечки. Оно того не стоит.

Под дисциплиной в питании понимаются два аспекта – режим питания и поведение за столом. И то и другое нужно для настройки оптимальной работы организма, но второе приносит пользу и в культурном и воспитательном плане. Посмотрите внимательно подходит ребенку выбранный вами режим. Возможно имеет смысл сдвинуть кормление по времени или поменять местами приемы пищи (многим детям проще обедать после дневного сна, а не до, как принято в нашей традиции).

Вопреки распространенному мнению не всем людям подходит режим при котором самое калорийное блюдо это завтрак. Возможно, вашему ребенку будет удобнее есть легкий завтрак и плотный ужин.

Поведение ребенка за столом регулируйте не уговорами, угрозами или гипнозом мультикамисказкамипеснями, а принципом «кто не ест – тот не голодный» и действуйте сообразно этому – заканчивайте трапезу и убирайте со стола, потому что сытого кормить без толку. Доверьте ребенку самому определять голоден он или нет, если он отказывается от еды после нескольких ложек значит в данный момент он не хочет есть, у него нет интереса к еде
Если ребенок быстро насыщается и теряет интерес к еде и при этом пока что его организм не научился прогнозировать и посылать сигнал, что надо еще немного покушать впрок – поиграйте с расписанием, что б сделать кормления чаще, введите второй завтрак, вечернее чаепитие.

Будьте последовательны в действиях, предупреждайте ребенка о том, что если он выходит из-за столаиграетшалит обед заканчивается, и действительно убирайте со стола до следующего приема пищи. Делайте определенные скидки на возраст, но не будте черезчур лояльны и избегайте многословных объяснений. Уговров же не должно быть вовсе. Как и порицания за то сколько ребенок поел. Если вы убрали со стола недоеденную тарелку это не должно быть наказанием за то что малыш играл вместо еды, это должно быть реакцией на то, что он не голодный и не более того.

Не надо ставить ребенку жестких рамок по количеству съеденного – сколько съел, столько и молодец =)

Если ребенок уже имеет нарушение пищевого поведения, то до тех пор пока не вернется нормальный аппетит уберите все перекусы и минимизируйте сладкое и жирное во время обычных приемов пищи. Ребенку нужно отладить внутренние механизмы, а высококалорийная еда только тормозит этот процесс.

Если ребенок уже знаком со сладким, то без жестких требований родителя «что б было съедено все до последней ложки» малыш может попытаться развести старших на то что б вместо супа кушать печеньки. Бороться с этим можно двумя способами (может и больше, но у меня в арсенале для вас приготовлено два на выбор =)) – либо обозначить сладкое «десертом», который идет исключительно после, а не вместо нормальной еды и давать его если ребенок поел «прилично». Это версия на тему «до последней ложки», но более лояльная и дающая ребенку возможность выбора, а родителю место для маневра. Только родителю нельзя манипулировать этим «прилично», как только родитель начинает мухлевать со своими же методами вся идея летит коту под хвост. Это касается любых воспитательных моментов.
Второй вариант – сделать сладости одним из приемов пищи, отдельным от остальных. И на вопрос «Мама хочу печеньку, а не кашу» смело отвечать «На завтрак у нас сегодня кашка, а печеньки мы кушаем в полдник».

Выдавать сладости как награду за «чистую тарелку» – неверный ход, ребенок будет кушать ради конфеты, а не ради того что б быть сытым и усилия по возвращению ему механизма саморегуляции пойдут туда же, куда и воспитательные идеи при родительских манипуляциях.

Читайте также:  5 вредных советов мамам грудничков о прикорме

В завершение надо сказать, что есть дети с разными темпами, одни едят быстро, другие – медленно и это нормально для них. Хотя если родитель сам есть быстро его может просто бесить флегматичное ковыряние чада в тарелке. Если ваша ситуация как раз из таких – пейте валерьянку =)) признайте, закрепите за ребенком определенное время на трапезу, позвольте ему самому решить противна ли ему холодная каша или нет и расслабьтесь, займитесь чем-нибудь пока капуша ест своим комфортным темпом. Злиться на то что другой человек не похож на вас – глупо и опасно.

Терпение, последовательность, доброжелательность и доверие родителя к ребенку, вот то что вам нужно, что б избавиться от проблем с кормлением.

Отредактировано: bistrinka в 9 сен 2010, 12:56

Ребенок отказывается от еды: что делать? 12 шагов

Ребенок ничего не ест. Советы родителям детей 2-3 лет

Това Кляйн доктор психологии, Колумбийский университет (США)

Сколько раз уже твердили педиатры, диетологи, продвинутые родители: если в доме есть еда, ребенок голодным не останется. Но родителей, которые заставляют детей есть, не убавляется. Почему ребенок отказывается от еды? Потому что родители придают питанию ребенка слишком большое значение.

Ребенок не хочет есть. Почему нельзя заставлять?

Каждый из нас знает хотя бы одного привереду. Ведь в возрасте от двух до пяти лет малыши все такие! Может быть, у вас дома есть такой привередливый едок прямо сейчас.

Некоторые дети в принципе едят далеко не всё, например, предпочитают продукты из белой муки (хлеб и макароны) или еду с определенной текстурой либо вкусом. Некоторые требуют, чтобы им давали одну и ту же пищу все семь дней в неделю. Взрослые не выдержали бы такого однообразия, а ребенка успокаивает одинаковая пища.

У детей бывают такие периоды в жизни, когда они особенно привередливы к пище. Когда они говорят: “Мне это не нравится!”, они всего лишь заявляют о своем праве принимать решения. В таких случаях они ощущают, что контролируют ситуацию. Прием пищи — один из немногих моментов в течение дня, когда дети могут взять власть в свои руки (а еще когда они ходят в туалет, выбирают, что надеть, и ложатся спать).

В наше время много думают о здоровье (может быть, и к лучшему), и родителей волнует, что и в каком количестве едят их дети. Они боятся, что дети недоедают, или что в их рационе не хватает полезных компонентов, или что они съедят лишнее. Поверьте, никто из наших дедушек и бабушек (а возможно, и родителей) вообще не замечал, что мы едим. Они подавали еду на стол, а мы ее ели.

Когда мы кормим наших детей, то выражаем им свою любовь, но и власть над ними. “Еще два кусочка”, “Сначала морковка, а потом хлеб”, “Ты разве уже наелся? Как так? Не может быть!”. Однако такой подход мешает нашим детям выработать привычку питаться правильно. Только сам ребенок знает, голоден он или уже наелся, и если вы заставляете его есть (“Ну еще один кусочек”), он не научится распознавать сигналы голода, которые подает ему организм.

Конечно, история нашей собственной жизни оказывает влияние на взаимоотношения с детьми. Вы в детстве страдали ожирением? Вы были привередливы в еде? В семье случались конфликты по вопросам питания? Чужие люди высказывались по поводу того, что вы ели или отказывались есть? Все это подсознательно влияет на то, как вы организуете питание ребенка, и предопределяет ваши реакции на то, как он ест.

Часто ко мне обращаются родители, озабоченные тем, что их привереда не получает достаточного количества питательных веществ во время еды. Я прежде всего спрашиваю, тревожит ли это их педиатра. Обычно отвечают, что нет. Значит, это стремление быть хорошими родителями заставляют нас насильно скармливать ребенку определенное количество пищи или бегать за ним с ложкой в руке.

Помните: всякий раз, когда мы пытаемся подкупить детей или уговорить что-то съесть либо предлагаем одно блюдо в награду за другое (“Доешь курицу, и я дам тебе торт”), мы разрушаем все, к чему они стремятся. Дети “читают” наши поступки так: “Ты сам не знаешь, что для тебя лучше, это знаю только я”.

Вместо того чтобы ввязываться в конфликты, позаботьтесь о том, чтобы у малыша закрепились правильные пищевые привычки, которые он пронесет через всю жизнь, и чтобы он приобрел опыт независимого выбора, то есть сам решал, голоден он или нет. Как мама повзрослевших детей могу утверждать: совсем скоро ваши сегодняшние дошкольники будут есть сами в гостях у друзей или перекусывать дома, а вы об этом даже не узнаете.

Диетологи утверждают, что контроль за питанием детей часто приводит к негативным последствиям: они могут взбунтоваться, начать скрытно есть нездоровую пищу, неверно интерпретировать сигналы организма о голоде. Важно, что ест ваш ребенок на протяжении семи-десяти дней, а не что он ест в данный момент.

Как накормить ребенка и получить удовольствие: 12 шагов

Я искренне верю, что совместная трапеза может быть приятной, даже если за столом сидят дошкольники. Взрослым всего лишь необходимо поменять свои ожидания относительно того, как нужно есть вместе. Если не выяснять, кто главный, во время еды, предоставить детям некоторый выбор и сделать прием пищи поводом для общения, то дети смогут научиться хорошо (и даже замечательно) и правильно питаться.

Всегда ешьте за столом. Детям нужен порядок, чтобы научиться питаться по правилам, а стол — специальное место для приема пищи. Получив приглашение сесть за стол, они понимают, что пришло время поесть и надо отложить все другие дела. Нельзя разрешать малышам смотреть во время еды телевизор или пользоваться гаджетом. Во время еды — только еда и общение и больше ничего.

Сидите на своих местах. Дошкольникам нравится сидеть на одном и том же месте, и остальных они тоже хотят видеть на постоянных местах. Это сродни режиму: стабильность успокаивает. Когда у каждого члена семьи есть свое место, формируется своеобразный ритуал, настраивающий на прием пищи.

Сидите рядом с детьми, ешьте мало. Возможно, вам не захочется есть в пять или полшестого вечера или будет некомфортно от суеты, которую создает малыш. Это можно понять. Но поскольку еда — это общение и поскольку дети усваивают правильный порядок действий, подражая взрослым, даже если это для вас не главный прием пищи, важно, чтобы вы сели за стол вместе с ребенком и перекусили чем-то легким. Иначе как они научатся правильно вести себя за столом, если у них не будет образца для подражания?

Обсуждайте за столом все, кроме еды. Так ребенок научится общаться и не обращать внимания на то, что он ест. Некоторым родителям трудно на это настроиться. Но представьте, что бы вы чувствовали, если бы ваши друзья стали комментировать то, как вы едите. Или, может, вы помните, как вас обсуждали родители: “Что, невкусно? Почему ты так мало съела?”. Вообще-то дети съедают гораздо больше, если никто к ним не присматривается и не делает замечаний.

Обсудите, что происходило сегодня днем или чем дети займутся на выходных, что-то для них актуальное. “Я думала о нашей прогулке в парке. Помнишь ту собаку, которую мы видели? Она так громко лаяла”. Такие беседы за столом доставляют удовольствие и учат детей вести себя в обществе других людей. При этом дети едят, не думая о самой еде. Однако не нужно ждать от ребенка, что он всегда будет участвовать в разговоре. Вы можете говорить в основном сами.

Когда ребенок поел, его время за столом закончилось. Большинство детей, особенно двух и трех лет, не будут сидеть за столом, если они все съели, и неразумно ждать этого от них. Скажите им: “Ты знаешь, что наелся. Если все — иди поиграй. Ужин закончен”. Так вы покажете, что доверяете детям самим решать, когда они наелись. И еще вы закрепите важную установку: сидят — когда едят, встают — когда наелись.

Малыш кидает еду? Это значит, что он уже сыт. Вы можете прокомментировать его поведение так: “Я вижу, ты наелся. Можешь выходить из-за стола”. Уберите тарелку ребенка, чтобы он понял, что вы имеете в виду. Если он кидает еду, едва начав есть, предлагаю сказать: “Мы не бросаемся едой. Если ты доел, я забираю твою тарелку”, чтобы ребенок имел возможность еще поесть. Но если он не прекращает — значит все.

Вы покупаете еду, вы ее подаете на стол. Если вы довольны тем, что попадает на стол, то подумайте, почему вас волнует вопрос о том, что вы едите. У маленьких детей аппетит меньше, чем мы предполагаем, и невозможно предугадать, что именно они съедят. Лучше положить на тарелку разную еду, и пусть ребенок сам выберет, что ему хочется. Некоторые начнут привередничать и вообще ни к чему не притронутся; уважайте это решение.

Пройдитесь с ребенком по магазинам. Сходите в продуктовый магазин или на рынок, где продается фермерская продукция. Пусть ребенок поймет, откуда в доме берется еда, и почувствует гордость, что делает то же, что и взрослые.

Не будьте занудой-поваром. Если ваш ребенок отказывается от какой-то пищи, но вы позволили ему выбрать из того, что он точно ест, тогда он может принять решение самостоятельно. Всегда подавайте на стол как минимум одно его любимое блюдо (у моих детей это был хлеб!). Иными словами, не надо указывать ребенку, что и в каком количестве есть, как только пища оказалась на столе.

Не обещайте ребенку лакомства для того, чтобы он доел основное блюдо. Сладости слишком привлекательны и полностью займут мысли малыша. Он начнет их клянчить и ни о чем другом даже думать не захочет. Избегайте этого и не заманивайте его никакой едой. Лучше пусть вся пища воспринимается одинаково. Вы все еще воюете за столом? Пусть дома не будет той еды, которая провоцирует конфликты.

Не рассчитывайте на хорошие манеры в этом возрасте — демонстрируйте их сами. Ваш ребенок берет пример с вас. Если вы относитесь к нему с уважением, сами говорите ему “пожалуйста” и “спасибо” и хорошо ведете себя за столом, он научится вежливости, когда станет старше.

Ребенок ничего не ест? Рецепт идеальной трапезы

Когда дети взрослеют, встреча за столом — это время для того, чтобы обсудить события дня. Редко кто из детей отвечает на прямо заданный им вопрос (в любом возрасте), но большинство из них с удовольствием поболтают за едой, если на них никто не давит.

Пока ваши дети еще столь юны, попробуйте привить им правила поведения, на которые можно будет опираться позднее, когда они подрастут и смогут сказать гораздо больше. Со своими маленькими детьми я играла за столом в игру “У кого что смешного, плохого, хорошего или странного произошло сегодня днем?”. Так легче разговориться. И это подразумевает, что за день может случиться всякое — и плохое, и хорошее.

Часто разговор начинал мой муж. Он рассказывал о чем-нибудь простом: “Я сегодня увидел кое-что удивительное. Два пожелтевших листочка на дереве, а ведь еще только август на дворе!”. Это помогало растопить лед. Потом мальчики начинали делиться тем, что произошло с ними, иногда перебивая друг друга.

Во время разговора пусть ваш ребенок сам решает, когда он уже наелся; так он научится утолять свой голод и реагировать на связанные с этим сигналы насыщения. Если ваш малыш быстро выскакивает из-за стола, съев кусочек-другой, просто уточните: “Тебе виднее, наелся ты или нет. Ты уверен, что больше не хочешь?” и напомните, что тогда обед окончен! Со временем дети научатся есть тогда, когда им потребуется, но лишь в том случае, если мы, родители, не вмешиваемся в это постоянно.

Суть подхода такова: не присматривайтесь к тому, что дети едят. Просто ставьте еду на стол, разговаривайте и на¬слаждайтесь общением. Я знаю, это легче сказать, чем сделать. Но так отношения в семье улучшатся.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Ссылка на основную публикацию